автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Несостоятельность современной православно-богословской концепции "гуманизации" религии.

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Ожигов, Борис Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Несостоятельность современной православно-богословской концепции "гуманизации" религии.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ожигов, Борис Александрович

ВЩ Глава I.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРШЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ "ГУМАНИЗАЩИ" РЕЛИГИИ

§ I. Методологические принципы марксистско-ленинской критики религиозной интерпретации гуманизма

§ 2. Богословская теория "социального служения христиан" как основа "гуманизации1* православия.

§ 3. Псевдогуманизм православно-богословской модернизации учения о человеке

Глава П. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПРАВОСЛАВНО-БОГОСЛОВСКОЙ "ГУМАНИЗАЦИИ" ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

§ I. Антинаучный характер религиозной "гуманизации" социальных последствий НТР

§ 2. Политический и идеологический аспекты православного "богословия мира"

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Ожигов, Борис Александрович

Актуальность проблемы. Формирование научно-материалистического мировоззрения у всех советских трудящихся - одна из центральных задач коммунистического строительства в СССР. "Советский человек,- указывается в материалах ХХУ1 съезда КПСС,- это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем.Он гивет полнокровной жизнью созидателя нового мира.

Это не значит, конечно, что мы уже решили все вопросы,связанные с формированием нового человека.Задач здесь стоит перед нами немало"*. Разработанная ХХУ съездом КПСС концепция комплексного подхода к коммунистическому воспитанию предполагает совершенствование, повышение эффективности борьбы и против религиозных пережитков, которые относятся к числу наиболее живучих. "Мы должны бороться с религией,- требовал В.И.Ленин.-Это -азбука всего материализма и, следовательно, марксизма"^.

Совершенствованию атеистического воспитания способствует эффективная критика идеологии православия.

Современное русское православие,одно из трех основных вероисповеданий христианства, является наиболее распространенной религией в СССР. Наряду с другими религиями православие находится в состоянии глубокого кризиса. Как: отмечалось в Основном документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий (Москва, 1969 г.), в современную эпоху все религии переживают идеологический кризис, расшатывающий их вековые концеп

1 Материалы ХОТ съезда КПСС. М., 1981, с. 63. Ленин В.й. Полн.собр.соч., т. 17, с.418. ции и сложившиеся структуры. Стремление сохранить позиции в современном обществе, вынуждает служителей культа активизщ)©-вать попытки модернизации религиозной идеологии.

По мнению советских исследователей религии Н.С.Гордиенко, Е.К.Дулумана, В.Й.Добренькова, П.К.Курочкина, Н.П.Красникова, М.П.Мчедлова, М.П.Новикова, Д.М.Угриновича и др., к числу важнейших причин кризиса религии следует отнести ликвидацию в ряде стран эксплуататорских общественно-экономических систем,ускоренное развитие научно-технических революций, обострение всех противоречий капиталистического общества, бурный подъем национально-освободительной борьбы в колониальных и зависимых странах, активизацию движения против угрозы войны и за разоружение, успехи стран мировой системы социализма1. В связи с этим известный советский исследователь православной идеологии М.П.Новиков пишет: "Анализ новых проблем и тенденций в православии убедительно показывает, что происходящая модернизация религиозного комплекса не временное и преходящее явление, она предпринята им как необходимое средство для сохранения влияния на паству в новых общественно-исторических условиях"^.

Для современного русского православия характерна социаль

См.: Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978; Добреньков В.И. Модернизация идеи бога в современной религии. М,, 1978: Дулуман ЕГ.К. Кризис религии в современных условиях. К., 1982: Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее.М.,1981; Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971; Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982; Новиков

1.П. Кризис современного православного богословия. М., 1979; его же: Турки православного модернизма (Критический анализ оо-гословия XX века"). М., 1979; Тажуризина З.А. Закономерности раэх иимихиш n,n лепя / i ш., I Ч/ J ^oej^uujuui w.n. unnwnunu^auuin вития атеизма. М., 1978; Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973; Угринович Д.М. Общий щшзис капитализма и религия. М., 1979; и др.

Новиков М.П. Тупики православного модернизма, с. 3. но-идеологическая активность. Стремление "социализировать" христианство поставило современных богословов перед необходимостью модернизации религиозной концепции человека, учения о его призвании, об общественном и нравственном идеале людей. Особенностью социального истолкования христианства является стремление придать православию ярко выраженное гуманистическое звучание.

Прежняя ориентация на социальную нейтральность христианства, характерная для позиции Московской патриархии 30-х - начала 50-х годов, таила в новых условиях потенциальную угрозу для церкви, так как снимала вопрос о ее влиянии на формирование и утверждение прогрессивных общественных идеалов."Получилось так,-пишет Н.С.Гордиенко,- что духовенство, само того не желая, подводило прихожан к правильной, но губительной для русского православия мысли о его непричастности к построению в нашей стране справедливых общественных отношений. А от такой мысли открылся прямой путь к атеистическому выводу об отрицательном влиянии религии и церкви на общественное развитие"*. Учитывая возможные последствия такой позиции, идеологи современного православия встали на путь социального истолкования христианства.

Умело приспосабливаясь к современности,православная идеология распространяет свое влияние на определенную часть советских людей, которые воспринимают окружающий мир сквозь призму религиозного мировоззрения.

Главный фронт непримиримой идейной борьбы между религиозным и научным мировоззрением - это истолкование законов развития общества, концепция человека, учение о его призвании, об общественном и нравственном идеале людей . Гордиенко Н.С. Критика новых тенденций современного православия. Л., 1974, с. 9. 2

Окулов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. М., 1976, с. 31, 35, 36.

Церковно-богословские круги, разумеется, не могут не видеть происходящих изменений, а поэтому, желая сохранить свое влияние на верующих людей и прежде всего на молодежь, они стремятся перестроить свое учение. Прошло то время, когда богословы пытались использовать религию для того, чтобы внушить людям неприязнь к социалистическому строю. Теперь религиозные проповедники все чаще используют авторитет идей коммунизма для привлечения людей к богу. Речь идет о попытках сблизить социальные принципы коммунизма и религии, сгладить непримиримую противоположность между ними.

Многие современные православные богословы(Г.Троицкий,В.Бо-ровой, Н.Заболотский и др.), пытаясь как-то модернизировать социальную этику православия, отказываются от некоторых безнадежно устаревших религиозно-нравственных представлений, высказывают к ним свое критическое отношение или просто замалчивают с тем, чтобы укрепить пошатнувшееся влияние религии на верующих, и даже приходят к признанию классовой борьбы и революционных преобразований "богоугодным" делом. Показательным было выступление митрополита Таллинского и Эстонского Алексия на Поместном соборе 1971 г., где иерарх сказал: "Мы - за преобразование социальных структур, угнетающих народы и не позволяющих им свободно развиваться, за преобразование, включающее, если требуется, и революционные пути низвержения существующих режимов порабощения""'".

Для изучения процесса модернизации православной трактовки гуманизма особый интерес представляют публикации "Журнала Московской патриархии" последних лет, а также некоторые богослов Поместный собор русской православной перкви 30 мая -2 июня 1971 г. Документы.Материалы.Хроника. М., 1982, с. 100. окне диссертации по различным вопросам нравственности.

Наряду с богословской тематикой, политической ориентацией церкви и вопросами экуменического движения, в трудах идеологов Московской патриархии большое место занимает социальная тематика как узловой пункт модернизации православия.В этом отношении весьма знаменительными являются статьи Воронова, Борового,СокоI ловского, Осипова, Троицкого, Н.Гундяева, Заболотского и др.

В последние годы усилилось внимание церковников к вопросам мира на земле, смысла жизни, к вопросам труда, революции, научно-технического прогресса и другим проблемам, причем они, разумеется, освящаются именем бога. Таким образом,идет процесс "социализации" религии, и в этом прежде всего проявляется ее модернизация.

Обращаясь к наиболее актуальным проблемам современного общества , церковно-богословские крути пытаются по-новому интер

3 , претировать социально-этическое учение . Как справедливо отмечал профессор М.П.Новиков в своей книге "Православие и современность" , выдвижение церковью на передний план нравственных идеалов религии служит "удобным средством для эффективной про4 паганды всего христианского вероучения .

Модернизация религии призвана прикрыть антинаучную, реакционную, псевдогуманную сущность религиозной идеологии и укрепить пошатнувшиеся позиции церкви» продлить ее существование.

1 "Журнал Московской патриархии" (далее - ЖМП), 1958, Л 2; 1966, № 9, 10: Jfe 9: 1974, № 1976, №10; 1977, Л ±0; 1978, Ш If. 12; 19§1, Ш I, 2, 5; 1982, к 6.

См.: Заболотский Н.А. Общество будущего - справедливость, всеобщее участие и жизнеустойчивость. - 1Ш, 1981, ® I. Михаил, архиепископ Астраханский и Енотаевский.Благодатное преобразование - преображение мира и святая евхаристия. -Богословские труды. Сб. 2Г, М., 1980.

4 Новиков М.П. Православие и современность. М., 1965,с.165,

Именно с этой целью много говорится о проблемах современной нравственности, о так называемой двойной морали, о том, что людям нужны нравственные антиномии и т.д. Переход духовенства к модернизации идеологии и практики "вызывается прежде всего тревогой по поводу успехов в распространении научно-атеистического миропонимания" .

В современных условиях, когда достижения естествознания создают все большие трудности для защиты религиозных мифов о мироздании, апологеты религии все чаще и все охотнее прибегают к религиозно-нравственным идеалам, к попыткам примирить религиозные поучения с коммунистической моралью, выдать нормы христианской этики за высшее проявление гуманизма^. Они много говорят и пишут о том, что наиболее правильное решение социальных проблем возможно лишь на почве религии и что критерием нравственности является "служение богу".

Ф.Энгельс, критикуя попытки отождествления коммунизма и зфистианства, отмечал, что "если немногие места из Библии и могут быть истолкованы в пользу коммунизма, то весь дух ее учения, однако, совершенно враждебен ему, как и всякому разумному начи-„3 нанию .

Как указывал В.И.Ленин, "миллион грехов, пакостей,насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые 4 нарядные "идейные" костюмы идея боженьки" . Это ленинское ука Красников Н.П. В погоне за веком. М., 1968, с. 159. См.: Иванов И.Г. Значение естествознания в формировании атеистического миропонимания. М., 1975; Мизов Н. Гуманизм в религиозном и атеистическом измерениях. - В кн.: Гуманизм,атеизм, религия. М., 1979.

3 Маркс К. и Энгельс §. Соч., т. I, с. 532. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 48, с. 227. зание атеистам необходимо принять в качестве конкретного руководства к действию, т.к. модернизация православия предпринята богословами с целью создания "очищенной", утонченной религии, созвучной социальным и нравственным взглядам советских верующих людей. 6 связи с этим "следует больше внимания уделять активной т нейрализацип влияния модернизированных религиозно-богословских построений на верующих, постоянно изучать тенденции приспособления религии к современному социальному, научному и нравственному прогрессу и умело преодолевать те "плюсы", которые могут извлечь из него религиозные организации"*, - пишут Н.С.Гордиен-ко и П.К.Курочкин.

Процесс приспособления выражается, в частности, в том, что церковники перенесли основной фронт борьбы за религию в область морали. При этом большое внимание они уделяют теоретическому обоснованию своих нравоучений, что составляет задачу особой отрасли богословия - так называемого "православного щ>авственного богословия". По оценке религиозных идеологов, именно перед последним стоят самые насущные и неотложные задачи богословия. Необходимость их решения в современную эпоху, подчеркивают церковники, может быть сравнима только с необходимостью формирования основных догматов христианства в первые века его существования. Еще определеннее в этом плане высказался митрополит Никодим в своем выступлении перед слушателями Ленинградской духовной академии: "Нравственное богословие призвано объяснять глубокие внутренние процессы действия слова божия и благодати на христиа нина, процесс раскрытия его самосознания, при котором и совершается совершенствование личности и будет совершенствоваться Гордиенко Н.С., Курочкин П.К, Указ. соч., с. 62.

- 10 для царства божия во все времена"*.

Идеологи и руководители современного русского православия прямо говорят о несогласуемых мщювоззренческих различиях между христианством и марксизмом. По словам патриарха Пимена."марксизм и мистические или религиозные традиции представляют явле

2 ti ния несовместимые" . Но, признавая противоположность мировоззренческих основ церкви и Советского государства, они все же пытаются найти точку их соприкосновения. Такой точкой соприкосновения церковники объявляют область нравственных идеалов .Базисом для сотрудничества церкви и Советского государства,утверждает митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, является "любовь к человеку, забота о человеке, о духовном росте человеческой личности" .

Попытки доказать близость и даже совместимость нравственных идеалов коммунизма и нравственных воззрений христианства, несомненно, представляют собой отражение в православном богословии тех настроений, которые характерны для верующих советских людей, принимающих активное участие в строительстве коммунистического общества. Коммунизм и борьба за него - это их кровное дело. В то же время, будучи верующими, они пытаются согласовать свои религиозные взгляды с практической деятельность!. И здесь "на помощь" приходит церковь. Учитывая формальное созвучие некоторых принципов коммунистической нравственности и 1977, № 3, с. 14.

2 МП, 1972, № 12, с. 4.

3 ЖШ, 1970, № 12, с. 7.

4 Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Д., 1974, с. 63, 67; Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л., 1978, с. 36; Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. Львов, 1976,е.198; Писманик М.Г. Личность и религия. М. 1978, с. 93; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979, с. 134-168; и др. христианских взглядов на мораль, она настойчиво пропагандирует идею нравственной ценности христианства, пытаясь создать видимость особой гуманности религиозной идеологии. Исходя из сказанного, следует согласиться с утверждением З.А.Тажуризиной, что нв последние десятилетия основным предметом анализа марксистского атеизма является религия именно в современном ее выражении: модернизированная религия и религиозная философия" .

В.И.Яения, не исследуя специально такой модернизации религии, когда в нее привносятся идеи,противоречащие сущности религиозного учения, тем не менее предупреждал, что лозунг "социализм есть религия" может иметь совершенно разный классовый 2 смысл .

Повышенный интерес к проблемам нравственности,характерный для современного православия, вызван в основном тем, что в результате социального прогресса, достижений науки, исчезновения некоторых социальных функций церкви, сфера ее деятельности сузилась и на передний план выступили вопросы морали. Этот аспект модернизации особенно активно разрабатывается богословами с начала 60-х годов, когда наш народ вступил в эпоху развитого социалистического общества и приступил к развернутому строительству коммунизма в СССР. Именно тогда архимандрит Ювеналий (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский), обосновывая необходимость дальнейшей разработки нравственного богословия в связи с активной "социализацией" православия, заявил: "Мы хотим быть политической силой, но мы стремимся стать моральным фактором в „3 мщ>е" . Тажуризина З.А. Закономерности развития атеизма. М., 1978, с. 47;

2 Ленин В.й. Полн.собр.соч., т. 21, с. 209.

3 ЖМП, 1965, Л 10, с. 32.

Оправдывая столь высокий интерес к моральным проблемам,духовенство считает, что современный человек оказался в каком-то смысле перед фактором бурного развития науки и техники,с одной стороны, и отставанием щгавственного прогресса, с друтой.Бого-словы доказывают,что между уровнем научно-технического прогрео-са и нравственным состоянием общества возникла пропасть, которую человек не преодолеет без помощи религии,ибо "для того,чтобы эта пропасть заполнилась, необходим еще больший прогресс в нравственной сфере человека. А здесь решающее слово принадлежит уже религии" . Таким образом, в деле повышения нравственного уровня общества богословы решающую роль отводят религии,способной преодолеть "дегуманизирующие" последствия НТР. "Перенесение божественной субстанции в мир духовно-нравственных исканий -явление вполне объяснимое, - пишет Н.П.Андрианов. - Как ни парадоксально, космос нынче изучен куда больше, чем наши желания, чувства, стремления, мотивы поведения и внутренние порывы.Здесь еще столько нетронутых пластов, мевду которыми нетрудно упрятать те или иные библейские добродетели"^.

В связи с этим актуальным является своевременное разоблачение новейших попыток отождествить нравственные идеалы религии и коммунистическую мораль, критика несостоятельности претензий богословов преодолеть разрыв мевду научно-техническим прогрессом и нравственным состоянием людей средствами "религиозной гуманизации", создать новейший вариант "гуманизированной" религии.

Состояние исследования проблемы. Обзор литературы.Процесс модернизации русского православия в качестве объекта научно

1 ЖШ, 1958, № 6, с. 72. 2

Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л., 1974, с. 55 . атеистической критики привлек внимание многих советских ученых-религиоведов . В трудах С.Ф.Анисимова, Н.С.Гордиенко, В.А.Зоца, Ю.П.Зуева, Н.П.Красникова, П.К.Курочкина, Г.А.Михайлова,М.П.Новикова, В.И.Носовича, В.И.Прокофьева, В.Д.Тимофеева,В.Е.Титова, Л.Р.Харахоркина, В.Е.Чертихина и др.1 исследованы следующие аспекты модернизации современного русского православия: политическая переориентация русской православной церкви, перестройка социально-нравственных основ православия, изменения вероучения и богослужебной практики.

В этих работах содержится ценный исследовательский материал, включая глубокий критический анализ модернизированной идеологии и деятельности церковно-богословских 1фугов Московской патриархии.

В советской научно-атеистической литературе процесс "осовременивания" идеологии русского православия наиболее активно стал изучаться с начала 60-х годов. Одной из первых работ в указанном плане была монография П.К.Курочкина "Православие и гуманизм", вышедшая в 1962 году в издательстве АОН при ЦК КПСС.

Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей - жизни и культуры). М., 1970; Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М.,1978; Гордиенко Н.С., Носович В.И., Харахоркин Л.Р. Современное православие и его идеология. М., I9B8; В.А.Зоц. Несостоятельные претензии (Критические очерки цравосяавно-богословской интерпретации щюблем духовной культуры;. М.,1976; Зуев Ю.П., Михайлов Г.А. Критика богословской фальсификации истории России; Зуев Ю.П. Псевдогуманизм христианской проповеди любви к ближнему.М.,1978; Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее.М.,1981; Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971; Новиков М.П., Дмитриева Н.К. Богословская фальсификация общественных явлений. М., 1975; Новиков М.П. Православие и современность. М., 1965; Новиков М.П. Кризис современного православного богословия. М., 1979; Новиков М.П. Тупики православного модернизма (Критический анализ богословия XX векаО. М.,1979; Прокофьев В.И. Гуманизм и христианство. М.,1968: Тимофеев В.Д. Социальные принципы коммунизма и религии.М., 19ь9; Титов В.Е. Православие. М., 1974; Ушаков В.М. Православная церковь и сощ>е-менное общество. Алма-Ата,1976; Чертихин В.Е. Идеология современного православия. М., 1965 и др.

Труд П.К.Курочкина сыграл значительную роль в повышении эффективности критики православного богословия. В своей основе книга и сейчас имеет существенное значение. Особенностью работы является критика идеологии русского православия по трем основным вопросам: I) цель и шел жизни; 2) идеал человека; 3) отношения между людьми. Антигуманный характер интерпретации перечисленных проблем был вскрыт П.К.Курочкиным с исчерпывающей для своего времени полнотой.

Особое место в изучении модернизаторских устремлений идеологов русского православия занимает фундаментальный и основополагающий труд П.К.Курочкина "Эволюция современного русского православия" (М., 1971). Вскрывая богословское истолкование современных социально-экономических проблем, автор на большом историческом материале убедительно доказывает несостоятельность попыток церковных идеологов сохранить религию в новых общественно-экономических условиях, политически и идеологически "приспособив" взгляды церковно-богословских кругов Московской патриархии к нуждам социалистического общества.

Существенно новым явлением в советской научно-атеистической литературе стал осуществленный П.К.Курочкиным критический анализ активной разработки концепции "коммунистического христианства" и внешнеполитических акций Московской патриархии.

Следующий этап в изучении модернизаторских усилий церков-но-богословских кругов Московской патриархии связан с работами Н.С.Гордиенко и М.П.Новикова. Так, исследование Н.С.Гордиенко "Современное православие" (М., 1968) было первой попыткой дать общую картину русского православия, начиная с первых лет Советской власти и вплоть до эпохи развитого социализма. Автор привлекает большой фактический материал, убедительно раскрыв вырождение обновленчества как реформаторского движения. Значительная часть книги посвящена исследованию причин, вынудивших православных богословов отступить от позиций традиционализма в сторону модернизма. Аргументированная критика модернистских тенденций в современном православии - основное достоинство книги,

В ряде других работ Н.С.Гордиенко (см.: Современный экуменизм. М., 1972; Критика новых тенденций современного русского православия. Л., 1974; Чему учат с амвона. Л., 1975; в соавторстве с П.К.Курочкиным: Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978; и др.) проанализированы и подвергнуты критическому анализу новейшие тенденции в идеологии современного православия. Содержание и основные направления модернизации социально-этических воззрений русской православной церкви, ортодоксального вероучения и традиционной обрядности -главные объекты исследования Н.С.Гордиенко.

М.П.Новиков в работах: Православие и современность.I.,1965; Новые тенденции в идеологии и деятельности православия. М.,1971; Современный религиозный модернизм. М., 1973; в соавторстве с Н.К.Дмитриевой: Богословская фальсификация общественных явлений. М., 1975; Кризис современного православного богословия. М.,1979; Тупики православного модернизма. М., 1979 выделяет основные аспекты модернизации религии и раскрывает содержание понятия "религиозный модернизм" как один из возможных способов приспособления религии к изменившимся условиям ее существования, вскрывает причины модернизации религиозной идеологии.

М.П.Новиков рассматривает соотношение фундаментализма и модернизма в православно-богословской идеологии, анализирует интерпретацию проблем общественной жизни в современном православии, убедительно отвергает богословскую фальсификацию законов науки для доказательства истинности религии, раскрывает особенности нравственной доктрины русской православной церкви и исследует причины усиления внимания священнослужителей к проповеднической деятельности. Привлекая большой фактический материал, автор критически анализирует вопросы модернизации православного богословия после Поместного Собора 1971 г.

В последние полтора десятилетия опубликованы результаты исследований, углубляющих и развивающих анализ аспектов модерI низации современного русского православия .

В диссертационных работах последних лет также наблюдается тенденция к углубленному изучению отдельных аспектов модернизации идеологии современного русского православия, поскольку общие проблемы "осовременивания" религии советскими авторами ис2 следованы с достаточной полнотой . т

Красников Н.П. В погоне за веком. Отражение социальных процессов в богословских трудах и проповеднической деятельности православных священнослужителей. М., 1968; Критика социальной этики русского православия в советской литературе. - Атеизм,религия, нравственность. М., 1972; Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М., 1981; Копаница М.1. Критика концепции "коммунистического христианства" современного русского православия. Харьков, 1974; Михайлов Г.А. и Зуев Ю.П. Критика богословской фальсификации истории России. М., 1977; Зоц В.А. Несостоятельные претензии. Критические очерки православно-богословской интерпретации проблем духовной культуры. М.,1976; Зуев Ю.П. От страдания - к счастью. М., 1977; его же: Псевдогуманизм христианской проповеди любви к ближнему. М.,1978; Чертков А.Б. Критика философских основ православия. М., 1978; а также сборники: Человек, общество, религия. М., 1968; Атеизм, религия, нравственность. М., 1972; Атеизм, религия, современность. Л., 1973; Проблемы атеистического воспитания. Л., 1974; Актуальные вопросы атеистического воспитания. Алма-Ата, 1976; Гуманизм, атеизм, религия. М., 1978 и др. Гомоляко Г.Н. Критика православной концепции личности: Диссерт. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. Киев, 1971; Дмитриева Н.К. Православно-богословская концепция социальных процессов: Диссерт. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. М., 1976; Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия (Критический анализ): Диссерт. на соиск. учен. стел, д-ра филос. наук. М., 1976; Краенопольекая Л.Н. Критика попыток модернизации православного учения о человеке: Диссерт. на соиск.

- 17

Последовательно претворяя в жизнь ленинский наказ "борьбу с религией поставить научнее", авторы данных работ вносят большой вклад в преодоление утонченных форм религии.

Тем не менее, - пишет Н.С.Гордиенко, - считать проблему научной критики идеологической и церковно-практической деятельности современного русского православия исчерпанной (и потому не нуждающейся в дальнейшей разработке) пока еще нет оснований. Русская православная церковь продолжает, несмотря на кризис-ность своего состояния, оказывать определенное влияние на некоторую часть советских людей" .

Как показывает анализ богословских работ, идеологи Московской патриархии сейчас активизируют попытки разработать концепцию "гуманизированной" религии, способную органически "вписаться" в мировоззрение советского человека. К сожалению, в советской философской литературе нет исследований, специально посвященных критике этого аспекта модернизации современного православия.

Указанное обстоятельство объясняет намерение автора диссертации обратиться к изучению такого важного аспекта модернизации православия и критике его с позиций марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического гуманизма,основные принципы которого сформулированы в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина.

Йчен. степ. канд. филос. наук. М., 1971. ; Кузнецов А.А, екоторые аспекты критики православной концепции соотношения личности и общества: Диссерт. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. М., 1972; Михайлов Г.А. Критика современной богословской концепции роли православия в истории России: Диссерт. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. М., 1973. Гордиенко Н.С. Актуальные проблемы критики идеологии современного русского православия. - В сб.: Атеизм, религия, современность. Л., 1977, с. 83.

- 18

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является оптический анализ стремления идеологов православия создать современную концепцию "гуманизации" религии, раскрыть ее несостоятельность с позиции нравственного содержания научного атеизма и коммунистического гуманизма, философские основы которого содержатся в работах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина.

В соответствии с поставленной целью автором решались следующие конкретные задачи:

- проанализировать работы виднейших представителей религиозного реформаторства и религиозной философии нач. XX в., внесших основной вклад в интерпретацию христианской трактовки гуманизма, высказывания современных богословов, активно разрабатывающих доктрину "социализации" православия и "гуманизации" религии, а также материалы последних встреч и конференций межконфессиональных сношений, имеющих отношение к данной проблеме;

- расхить выдающееся методологическое значение философского анализа "религиозного гуманизма" в работах В.И.Ленина для понимания процессов, присущих современной православной идеологии;

- доказать, что к числу наиболее важных аспектов критики православной идеологии следует отнести анализ новейших попыток церковно-богословских кругов создать свою концепцию гуманизма;

- анализировать роль критики "гуманизированного" православия в современной идеологической борьбе;

- вскрыть противоречивый характер сощюменной православно-богословской интерпретации проблем гуманизма;

- критически анализировать с марксистских позиций новейшее православное учение о человеке, исходным моментом которого является внешнее подчеркивание ценности личности гражданина сопианистического общества;

- выявить мистицизм и апологетический характер православного истолкования важнейших проблем современности;

- сформулировать основные методологические принципы критики концепции "гуманизации" религии применительно к задачам атеистического воспитания в средних учебных заведениях.

Методологической основой исследования явилось философско-атеистическое наследие классиков марксизма-ленинизма.

Методологической предпосылкой всестороннего подхода к критическому анализу современной православно-богословской концепции "гуманизации" религии послужили классические работы В.И.Ленина, направленные цротив "религиозного гуманизма" неохристианства. Исходя из главных положений ленинского атеистического наследия, автор диссертации выявляет несостоятельность попыток современных богословов создать концепцию "гуманизированной" религии. Особое внимание в исследовании уделяется анализу программных документов партии, материалов съездов, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства.

Информационной базой исследования послужили коллективные труды и монографии дореволюционных, советских и зарубежных авторов, а также материалы научных конференций,международных философских конгрессов и симпозиумов, работы советских и зарубежных религиоведов,критикующих приспособительные тенденции и мо-дернизаторские устремления религиозных идеологов.

Объектом критического анализа явились труды представителей религиозной философии начала XX в. и современных идеологов русской православной церкви, модернизирующих основные богословские принципы религиозных представлений и понятий.

Научная новизна и практическая значимость исследования в значительной мере определяются степенью разработанности проблемы. Поскольку в советской философской литературе последних лет нет исследований, специально посвященных этой проблеме, автор последовательно проанализировал основные элементы концепции "гуманизации" религии в ее наиболее современном варианте.

Автор вскрывает несостоятельность попыток церковно-бого-словских кругов Московской патриархии разработать концепцию "гуманизированной" религии, способную органически "вписаться" в мировоззрение советского человека.

Диссертант стремился не только к критическому анализу утонченных форм религии, но и пытался раскрыть позитивные аспекты атеистического воспитания в условиях новейших богословских интерпретаций гуманизма.

Выводы и обобщения, имеющиеся в диссертации,позволяют внести определенные предложения для повышения эффективности и качества формирования диалектико-материадиетического, атеистического мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения в школе, а также и в научно-просветительной деятельности общества "Знание". Реализация этих рекомендаций будет способствовать последовательному осуществлению комплексного подхода к повышению уровня формирования диалектико-материалисти-ческого и научно-атеистического миропонимания советского человека - строителя коммунизма.

Положения, выносимые на защиту:

- источником противоречивости концепции "гуманизации" религии является стремление идеологов современного православия сохранить преемственность с религиозной философией начала XX в. при одновременном отказе от ее антисоциалистической направленности;

- 21

- предпринятая церковно-богословскими кругами Московской патриархии попытка "гуманизировать11 православие осуществляется в общем русле модернизаторских усилий, определяемых функционированием церкви в условиях развитого социалистического общества;

- современным идеологам православия не удалось создать перспективно-положительную концепцию человека, осмысливающую конкретно-историческую живую личность в совокупности всех сторон ее общественного бытия, выявляющую реальные принципы, основания и перспективы человеческого существования;

- несостоятельность концепции "гуманизации" православия обусловлена сохранением реакционной социальной роли религиозной идеологии. Богословская интерпретация важнейших проблем современности, предпринятая в общих рамках религиозного мщювоззре-ния с целью преодоления "дегуманизирующих" последствий научно-технического прогресса, сохраняет свой антинаучный характер, мистифицирующий действительные тенденции развития современной эпохи;

- аргументированная критика попыток "гуманизации" религии как одного из важнейших аспектов модернизации православия способствует повышению эффективности научно-атеистического воспитания, преодолению религии в СССР. Такая критика защищает духовный мир человека от ложных ценностей религиозного мировоззрения и содействует формированию гуманистических идеалов советского человека - строителя коммунизма.

Апробация работы. Наиболее важные теоретические выводы и обобщения автора получили положительную оценку на Ученом Совете кафедр общественных наук (1977 г.), заседании кафедры философии МОШ им. Крупской (1978 г.), научно-практической конференции Московского городского института усовершенствования учителей

1976 г.), семинаре секции атеистического воспитания Московского областного педагогического общества (Загорск, 1979 г.). Диссертация обсувдалась и в целом была одобрена на заседании кафедры истории и теории атеизма философского факультета МГУ в октябре 1982 г. Материалы диссертации использовались автором при чтении лекций по линии общества "Знание".

Основные положения диссертации и ее содержание отражены в четырех публикациях: Модернизация религиозной идеологии и задачи атеистического воспитания. Вечерняя средняя школа,1977, Л I; Модернизация православной интерцретации вопросов общественного развития. Деп. в ИНИОН АН СССР, Л 1976, 1978 г.; Готовясь к циклу атеистических бесед (Критика православно-богословских попыток "гуманизации" религии). Вечерняя средняя школа, 1979, Л 3; Критика псевдогуманизма современной религии в курсе обществоведения (на материалах православия). Деп. в ИНИОН АН СССР,Л 3817, 1979 г.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Несостоятельность современной православно-богословской концепции "гуманизации" религии."

Выводы:

I. Определяемая условиями функционирования церкви в социалистическом обществе православная "мирология" активно разрабатывается современными богословами на основе мистифицированной концепции "христианской ответственности за судьбы мира и человека".

1 См.: Михайлов Г.А., Зуев Ю.П. Критика богословской фальсификации истории России. М., 1977.

- 130

Рассматривая проблему борьбы за мир прежде всего в плане "христианской ответственности", идеологи Московской патриархии выражают интересы верующих советских людей.

2. В миротворческой деятельности русской православной церкви проявляются отнюдь не конъюнктурные устремления ее руководителей, как это были склонны расценивать совсем недавно некоторые исследователи , а находят свое выражение коренные интересы всех советских трудящихся,независимо от их мировоззрения,национальности и различных социально-демографических характеристик.

3. В наши дни,когда необходимость обеспечения мирного сосуществования государств двух систем приобрела небывалую остроту, расширились и объективные возможности успешного решения этой задачи. Один из путей - единство действий марксистов и христиан в борьбе за мир. Наиболее ярко возможности этого пути проявились на проведенной 10-14 мая 1982 г. в Москве Всемирной конференции религиозных деятелей .Главным итогом конференции явился единодушный вывод, что человечество может быть спасено от ужаса ядерной катастрофы в результате усилий всех миролюбивых сил.

4. Советское государство и религиозные организации стремятся к единой цели - сохранению мира на земле,но,безусловно поддерживая все миротворческие акции религиозных деятелей,необходимо четко представлять и различия путей достижения общей цели.Анализ религиозной литературы приводит диссертанта к выводу,что богословское решение данной проблемы имеет иллюзорный,мистический характер. И это значительно снижает действенность миротворческих усилий религиозных организаций.

5. Гуманизм внешней политики СССР выражает глубокий исторический оптимизм советского народа,черпающего свое вдохновение во все возрастающем авторитете мировой социалистической системы и крепнущей солидарности всех миролюбивых, сил современности.

1 См.,например: Копаница М.М.Критика концепции "коммунистического христианства" современного русского православия.Харьков,1974( с.78; Мануйлова Д.Е.Дерковь как социальный институт.М.,1978,с.61; ее же: церковь и верующий. М., 1981, с. 65; и др.

 

Список научной литературыОжигов, Борис Александрович, диссертация по теме "Философия религии"

1.Произведения основоположников марксизма-ленинизма:

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 414-429.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф.Соч., т. 3, с. 1-4.

4. Маркс К. Коммунизм газеты " KeinUcKe^ feeoBaeViU^, -Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 194-207.

5. Маркс К. Капитал. Т. I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, 784 с.

6. Маркс К. Маркс А.Руге в Дрезден. 30 ноября 1842 г. -Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 27, с. 368-370.

7. Маркс К. Экономическо-Философские рукописи 1844 г. -Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 41-174.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т.2,с.3-230

9. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 7-544.

10. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 419-459.

11. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т.1, с.572-597.

12. Энгельс Ф. Успехи движения за социальное преобразование на континенте.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т.I,с.525-541.

13. Энгельс Ф. Фридрих-Вильгельм 1У, король прусский.- Маркс I и Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 487-495.

14. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 1-338.

15. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 339-626.

16. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства.-Маркс . и Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 465-492.

17. Энгельс Ф. Письмо к Шмидту от 27 окт. 1890 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 414-482.

18. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демоьшатов? Ленин В.И. Полн. собр. соч.,т.1, с. 125-346.

19. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Ленин В.И. Полн. собр. соч.,т. 17, с.429-438.

20. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 17, с. 15-26.

21. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии.-Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 17; с. 415-426.

22. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7-384.

23. Ленин В.И. 0 "Вехах". Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 19, с. 167-175.

24. Ленин В.И. 0 фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.19, с.74-108.

25. Ленин В.И. Наши упразднители. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 20, с. II4-I33.

26. Ленин В.И. Аноним из "Уотлуа г-На," и положение дел в РСДРП. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 21, с.201-214.

27. Ленин В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. -Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 1-4.

28. Ленин В.И. Вопрос о мире. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 301-306.

29. Ленин В.И. Карл Маркс. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 43-93.

30. Ленин В.И. философские тетради. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29. - 782 с.

31. Ленин В.И. Война и революция. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 77-102.

32. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 40, с.314-316.

33. Ленин В.И. Речь на П Всероссийском съезде работников ме-дикосанитарного труда. I марта 1920 г. Ленин В.И.Полн., собр. соч., т. 40, с. I88-IB9.

34. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 298-318.

35. Ленин В.И. Доклад ВЩК и СНК о внешней и внутренней политике 22 декабря. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42,с. I28-161.

36. Ленин В.И. Интервью корревпонденту "Обсервер" и "Манчесте гардиан" М.Фарбману. Ленин В.И. Полн. соф. соч.,т.45, с. 237-244.

37. Ленин В.И. О значении воинструющего материализма.-Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 23/33.

38. Ленин В.И. А.М.Горькому. ноябрь 1913 г. Ленин В .И.

39. Полн. собр. соч., т. 48, с. 226-229, 230-233.

40. П. Официально-документальные материалы:

41. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС, 15 июня 1983 г. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М.: Политиздат, 1983, с. 67-80.

42. Конституция (Основной Закон) СССР.- М.: Политиздат,1978 -62 с.

43. Материалы ХХП съезда КПСС.- М.: Госполитиздат,1961.-464с.

44. Материалы ШУ съезда КПСС.-М.: Политиздат, I97I.-320 с.

45. Материалы ХХУ съезда КПСС.-М.: Политиздат,1976.- 256 с.

46. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Политиздат,1981.-223 с.

47. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.Политиздат, 1983. - 80 с.

48. О дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспита-тельной работы: Постановление ЦК КПСС от 25 апреля 1979 г.- М.: Политиздат, 1979.- 15 с.

49. Ш. Работы деятелей КПСС и Советского государства:

50. Андропов Ю.В. Ленинизм наука и искусство революционного творчества. - В кн.: Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи.- 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983, с. II9-I34.

51. Андропов Ю.В. Коммунистическая убевденность великая сила строителей нового мира. - В кн.: Андропов Ю.В.Избранные речи и статьи. - 2-е изд. - М.: Политиздат,1983,с. 135-149.

52. Андропов Ю.В. Ленинизм неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс.- В кн.: Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983, с. 190-203.

53. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросысоциалистического строительства в СССР. В кн.: Андропов

54. Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд. - М.: Политиздат 1983, с. 231-249.

55. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС. 15 июня 1983 г. -В кн.: Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд.-М.: Политиздат, 1983, с. 284-299.

56. Пономарев Б.Н. О международном значении ХОТ съезда КПСС. Коммунист, 1981, £ 5, с. 3-18.

57. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума

58. ЦЕС КПСС, 14-15 июня I9B3 г. М.: Политиздат, 1983,с.27-66.1У. Книги, брошюры:

59. Актуальные вопросы атеистического воспитания /Составители: А.И.Артемьев, А.А.Сулацков.- Алма-Ата, 1976. 360 с.

60. Атеизм, религия, нравственность / Ред.колл.: В.И.Гараджа (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1972. - 207 с.

61. Атеизм, религия, современность / Ред.колл.: В.Н.Шердаков (отв.ред.) и др. Г.: Наука, 1973. - 225 с.

62. Атеизм советского школьника: Сб. научных статей/ Под ред. проф. Н.С.Гордиенко. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им.1. A.И.Герцена, 1974. 79 с.

63. Атеистическое воспитание учащихся: Опыт и проблемы / Под ред. Б.Н.Коновалова. М.: Педагогика, 198Г. - 152 с.

64. Биологическое и социальное в развитии человека/ Ред.колл.: Б.Ф.Ломов (отв.ред.) и др.- С: Наука, 1977. 227 с.

65. Гуманистическое содержание социальных процессов при социализме /Ред. колл.: В.И.Бойко, М.Н.Корнева (отв.ред.) и др. Новосибирск, 1980. - 248 с.

66. Гуманизм, атеизм, религия / Отв.ред.: П.Курочкин и Н.Ми-зов. М.: Политиздат, 1978. - 135 с.

67. Критика религиозной идеологии и проблемы атеистического воспитания / Ред. колл.: Н.К.Дмитриева (отв.ред.) и др.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. Вып. 5. 113 с.

68. Критика религиозной идеологии и проблемы атеистического воспитания / Под ред. Н.А.Пашкова.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982. Вып. 7. 98 с.

69. Научно-техническая революция и формирование нового человека / Под ред. М.В.Тараткевича. Минск: Беларусь,1978. -240 с.

70. ЕГР и социально-этические проблемы / Ред.колл.: Н.А.Головко и др. М.: Мысль, 1977. - 200 с.

71. Общественные отношения: Вопросы общей теории / Под ред. П.А.Рачкова. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 200 с.

72. Проблемы атеистического воспитания / Сост.: Д.Г.Данилов,

73. B.Н.Шердаков. Л., Лениздат, 1977. - 271 с.

74. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской Философии: (История и современность). Т.М.Ярошевский, Л.Н.Суворов,

75. A.Б.Филатов и др. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

76. Проблемы научного атеизма. (Вопросы преодоления религии в СССР). Сборник / Ред. колл.: Р.В.Пандре и др. М., 1972. - 160 с.

77. Религия и церковь в истории России: (Советские историки о православной церкви в России) / Сост. и автор примечаний Е.Ф.Грекулов. М.: Мысль, 1975. - 255 с.

78. Религия в век научно-технической революции / Бабосов Е.М., Гараджа В.И., Клор 0. и др. М.: Политиздат, 1979.184 с.

79. Философские проблемы общественного развития (Некоторые аспекты формирования и развития социалистического образа жизни) / Ред. колл.: В.В.Столяров (отв.ред.) и др. И.: Мысль, 1976. - 263 с.

80. Философия марксизма и современная научно-техническая революция. ХУ Всемирный философский конгресс / Ред.колл.: С.Ангелов и Т.И.Оизерман (отв.редакторы) и др. М.: Наука, 1977. - 335 с.

81. Философия в процессе научно-технической революции / Под ед. проф. В.Г.Марахова и доц. В.Д.Комарова. Л.: Изд-во енинградского ун-та, 1976. - 112 с.

82. Формирование духовного мира человека и НТР: Методологические проблемы анализа духовного мира человека развитого социалистического общества / Анисимов С.Ф., Белозерцев

83. B.И., Дряхлов Н.И. и др. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 221 с.

84. Формирование научного мировоззрения у учащихся вечерней школы / Под ред. О.Е.Лебедева и В.С.Грибова. М.: Просвещение, 1976. - 224 с.

85. Человек, общество, религия. Сборник статей / Под ред.кавд. филос. наук А.С.Иванова и др.- М.: Мысль,1968. 224 с.1. X X

86. Андрианов Н., Павлюк В. Атеистическому воспитанию научные основы. - Л., 1971. - 70 с.

87. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л.: Лен-издат, 1974. - 170 с.

88. Андрианов Н.П. Атеизм в развитом социалистическом обществе. Л.: Лениздат, 1980. - 62 с.

89. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.

90. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика зфисти-анского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М.: Мысль, 1970. - 181 с.

91. Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. М.: Знание, 1981. - 64 с.

92. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 152 с.

93. Аптейман Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 131 с.

94. Арефьева Г.С. Социальная активность (Проблемы субъекта и объекта в социальной практике и познании). М.: Политиздат, 1974. - 230 с.

95. Арсенкин В.К. Молодежь и атеистическое воспитание. М.: Знание, 1973. - 63 с.

96. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 218 с.

97. Асатрян М.В. Закон и условия его действия (Филос.очеркЭ.Ереван: Изд-во Ереван, ун-та, 1973. 242 е.

98. Бабосов Е.М. Научно-технический прогресс и религия. М.: Знание, 1973. - 64 с.

99. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и утверждение атеистического мировоззрения. М.:Знание, 1982. - 64 с.

100. Байков Е.М. Религия и духовный мир человека. Саранск, 1972. - 160 с.

101. Батенин С.С. Человек коммунистической цивилизации. I.: Знание, 1980. - 36 с.

102. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М.: Высш. школа, 1981. - III с.

103. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Знание, 1971. - 48 с.

104. Борунков Ю.Ф. Несовместимость научного и религиозного познания: Критика православной концепции познания. М.: Знание, 1982. - 64 с.

105. Бочкарев Н.И. В.И.Ленин и буржуазная социология в России.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 251 с.

106. Бузулуков Ю.М., Шутов А.Д. Программа мира в действии. -М.: Политиздат, 1976. 127 с.

107. Вавилов С.И. Собр. соч., т. З.-М.: Изд-во АН СССР,1956.-870 с.

108. Валиуллин К.Б. Общественно-политическая активность рабочего класса в условиях развитого социализма. Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1981. - 159 с.

109. Варичев Е.С. Православная церковь: История и социальная сущность. М.: Сов.Россия, 1982. - 191 с.

110. Галицкая И.А. Молодежь, религия, атеизм. М.: Наука, 1978. - 112 с.

111. Тапочка М.П. Материализм против фидеизма: (Ленинские принципы критики фидеизма и современность). М.: Политиздат, 1980. - 190 с.

112. Герасимчук А.А. Человек и природа: Критика религиозно-идеалист. интерпретации экол. проблем. Киев: Вища школа, 1981. - 144 с.

113. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. - 303 с.

114. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия.- М.: Знание,1978.- 64с.

115. Гордиенко Н.С. Чему учат с амвонов. Л., 1975. - 176 с.

116. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. - 319 с.

117. Гуров Ю.С. Мировоззрение молодежи и атеизм: Опыт конкретного социологического исследования отношения молодежи к религии и атеизму и формирования у нее научно-материалистического мировоззрения. Чебоксары: 1976. - 127 с.

118. Добреньков В.И. Модернизация идеи бога в современной религии. М.: Знание, 1978. - 64 с.

119. Доля В.Е. Критика теологического понимания свободы. -Львов: Вища школа, 1973. 218 с.

120. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий.-М.: Политиздат, 1970. 176 с.

121. Дулуман Е.К., Кирюшко Н.И., Яроцкий П.Л. Научно-техническая революция и формирование атеистического мировоззрения Киев: Наукова думка, 1980.- 311 с.

122. Дулуман S.K. Кризис религии в современных условиях. -Киев: Вища школа, 1982. 64 с.

123. Дуранов М.Е. Вопросы теории и практики научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения.- Челябинск: Юж.-Уральск.кн.изд-во, 1973.- 251 с.

124. Жибуль И.Я. Гуманизм советского образа жизни / Ред. К.П. Буслов. Минск: Наука и техника, 1982. - 166 с.

125. Зоц В.А. Несостоятельные претензии: (Критические очерки православно-богословской интерпретации проблемы духовной культуры). М.: Молодая гвардия, 1976. - 142 с.

126. Зоц В.А. Культура. Религия. Атеизм. М.: Политиздат, 1982. - 158 с.

127. Зуев Ю.П., Михайлов Г.А. Критика богословской фальсификации истории России. М.: Знание, 1977. - 64 с.

128. Зуев Ю.П. От страдания к счастью. - М.: Московский рабочий, 1977. - 96 с.

129. Зуев Ю.П. Псевдогуманизм христианской проповеди любви к ближнему. М.: Знание, 1978. - 64 с.

130. Иванов И.Г. Роль естествознания в развитии атеистического миропонимания. М.: Мысль, 1969. - 191 с.

131. Иванов И.Г. Значение естествознания в формировании атеистического миропонимания. М.: Знание, 1У75. - 64 с.

132. Иванченко А.В. Атеистическое воспитание учащихся в про8:ессе изучения обществоведения. Из опыта работы. М.: росвещение, 1978. - 127 с.

133. Калашников М.Ф., Курочкин П.К. Формирование научно-материалистического мировоззрения молодежи. М.: Знание, 1981. - 64 с.

134. Камилов М.К. Формирование новой личности. Философские и социологические аспекты. М.: Наука, 1975. - 214 с.

135. Каренин А.А. Советская внешняя политика мира в свете идей ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1977. 96 с.

136. Квашнина П.М. Позитивное и критическое в атеистическом воспитании. Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 144 с.

137. Кирюшко Н.И., Рыбачук Н.Ф. Атеизм, труд, культура. Личностный аспект. Киев: Наукова думка, 1981. - 246 с.

138. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - 118 с.

139. Кон И.С. Социология личности.- М.: Политиздат,1967.-383с.

140. Коротков Н.Д. Социальный аспект проблемы человека в религиозной философии.- Киев: Наукова думка, 1978. 294 с.

141. Косичев А.Д. Творческое развитие КПСС теории научного коммунизма: (По материалам ХХУ съезда КПСС). м.: Мысль, 1978. — 188 с.

142. Кравченко И.Н. Научно-техническая революция и кризис религии. М.: Знание, 1976. - 64 с.

143. Красников Н.П. В погоне за веком. (Отражение социальных процессов в богословских трудах и проповеднической деятельности православных священнослужителей). М.: Политиздат, 1968. - 160 с.

144. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее.-М.: Политиздат, 1981. 96 с.

145. Кроссер П. Диалектика военной техники и ее последствия.-М.: Прогресс, 1975. 199 с.

146. Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. Изд.2-е, доп. М.: Просвещение, 1964. - 215 с.

147. Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. М.: Политиздат, 1980. - 159 с.

148. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 205 с.

149. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1980. - 309 с.

150. Детерминизм и вероятность. М.: Политиздат,

151. Курочкин П.К. Православие и гуманизм. М.: Изд-во БПШ и АОН при ЦК КПСС, 1962. - 167 с.

152. Курочкин П.К. Эволюция сошеменного русского православия.' М.: Мысль, I97X. 270 с.

153. Лапина Т.С. Этика социальной активности личности. М.: Высш. школа, 1974. - 112 с.

154. Ласковая М. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М.: Моск. рабочий, 1976. - 132 с.

155. Лебедев А.А. Конкретные исследования в атеистической работе. М.: Политиздат, 1976. - 70 с.

156. Александров Н. Международный мир и церковь. Наука и религия, 1977, Л 6, с. 89-92.

157. Балакина И.Ф. О так называемом русском экзистенциализме.-Вестник МГУ. Серия философия. 19ьЗ, № 6, с. 88-96.

158. Гордиенко Н.С. Элементы модернизма в православном вероучении. ВНА. Вып. 2. - М.: Мысль, 1966, с. 166-197;

159. Гордиенко Н.С. Актуальные проблемы критики идеологии современного русского православия. В сб.: Атеизм, религия, современность. - Л.: 1977, с. 82-100.

160. Гордиенко Н.С. С позиций мистицизма. Наука и религия, 1980, & II, с. 24-27; № 12, с. 24-26.

161. Горький A.M. Беседа с молодыми. Горький М. Собрание соч. в 30 тт., т. 27. - М.: Худ. лит-ра, 1953, с.210-232.

162. Джафарли Т.М. Активная жизненная позиция и духовное развитие личности. Вопр.философии, 1981, Л 6, с. 70-81.

163. Калиничева З.В. К вопросу о политической платформе толстовства в I9I7-I923 гг. В сб.: Общественная жизнь и религия. - I., 1976, с. 83-92.

164. Кондратьев Э.Д. Критика православно-теологических концепций ^примирения" науки и религии. ВНА. Вып. 19. - Мишель, 1976, с. 229-243.

165. Красников Н.П. Критика социальной этики русского православия в советской литературе. Атеизм, религия, нравственность. - М.: Мысль, 1972, с. 190-206.

166. Курочкин П.К. Русское православие и экуменизм. Наука и религия, 1969, Л 6, с. 39-44.

167. Курочкин П.К. Атеизм и атеистическое воспитание в обществе господствующего научно-атеистического мировоззрения.-ВНА. Вып. 23. М.: Мысль, 1978, о. 26-56.

168. Мизов Н. Гуманизм в религиозном и атеистическом измерениях. В кн.: Гуманизм, атеизм, религия. - М.: Политиздат, 1978, с. 7-19.

169. Никитин В.Н. К вопросу о социальной роли церкви. В сб.: Общественная жизнь и религия. - I., 1976, с. 59-70.

170. Новиков М.П. Особенности идеологии и деятельности современного православия. В сб.: Актуальные вопросы атеистического воспитания. - Алма-Ата, 1976, с. 148-155.

171. Окулов А.Ф. Развитие массового атеизма и проблемы преодоления религии в социалистическом обществе. ВНА: Вып. 20. М.: Мысль, 1976, с. 213-225.

172. Пандре Р.В. Философские проблемы преодоления религии.

173. В сб.: Проблемы научного атеизма (Вопросы преодоления религии в СССР) / Ред.колл.: Р.В.Пандре и др. М., 1972, с. 7-73.

174. Пандре Р.В. Принципы марксистского анализа религиозного мировоззрения. В сб.: Диалектика познания общественных и природных процессов / Ред.колл.: Лехнер Е.А. и др.

175. Пандре Р.В. Мировоззренческие принципы атеистического воспитания в трудах Н.К.Крупской. Народное образование, 1982, й 2, с. 78-79.

176. Пиляпенко Н.В. К проблеме социального детерминизма. Коммунист, 1981, № 14, с. 48-55.

177. Плеханов Г.В. 0 так называемых религиозных исканиях в России. Плеханов Г.В. йзбр. Философ, произв., т. Ш. -М.: Госполитиздат, 1957, с. 236-438.

178. Попов А.С. Новые аспекты богословской трактовки взаимоотношений человека с природой. ВНА: Вып. 26. - М.: Мысль, 1980, с. 131-147.

179. Прокощенко Л.А. Социально-психологические предпосылки атеистического воспитания рабочей молодежи в вечерней школе. В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения у учащейся молодежи.-Смоленск, 1976, с. 41-53.

180. Руткевич М.Н. Социалистический образ жизни и его развитие. Вопросы философии, 1976, ft II, с. 46-58.

181. Саранцева В.Н. Некоторые аспекты гуманизации науки в условиях НТР. В сб.: Гуманистическое содержание социальных процессов при социализме. - Новосибирск: Наука,1980,

182. Струков Э.В. Социалистический образ жизни: ориентация на человека. Коммунист, 1981, Л 13, с. 77-88.

183. Тажуризина З.А. Ознакомление с историей свободомыслия в древнем мире как фактор атеистического воспитания. В кн. Атеистическое воспитание в школе (Вопросы теории и практики). - М.: Педагогика, 1979, с. 97-108.

184. Харахоркин Л.Р., Кренделева Л.А. Модернизация современным русским православием зфистианской концепции труда. -В сб.: Критика религиозного модернизма.- Л., 1978, с. 35-39.

185. Чавчавадзе Н.З. Человек культура - ценности. - Вопросы философии, 1981, Л 6, с. 59-69.

186. Янченко Г.С. Экуменизм и проблемы социальной революции. -ВНА. Вып. 18. М.: Мысль, 1975, с. 208-223.

187. У1. Периодические издания:

188. Вестник МГУ. Серия УШ. Философия. 1963, Л 6.

189. Вопросы научного атеизма. Вып. 2, 1966; 19, 1976; 23,1978; 26, 1980.

190. Вопросы философии, 1975, Л II; 1981, Л 6.

191. Коммунист, 1981, Л№ 5, 6, 13, 14.

192. Народное образование, 1982, Л 2.

193. Наука и религия, 1969, Л 6; 1977, Л 6; 1980, Ш II, 12.

194. УЛ. Авторефераты диссертаций:

195. Гомоляко Г.Н. Критика православной концепции личности: Автореф. диссертации на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. Киев, 1971. - 19 с.

196. Дмитриева Н.К. Православно-богословская концепция социальных процессов: Автореф. диссертации на соиск. учен. степ, канд. филос.наук.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976. 24 с.

197. Капранов В.А. Критика религиозно-антропологической концепции русского неохристианства: Автореф. диссертации на соиск. учен. степ, д-ра философ, наук.- Л., 1975. 35с.

198. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия (Критический анализ): Автореф. диссертации н на соиск.учен.степ, д-ра филос. наук. М., 1976.- 52 с.

199. Краснопольская Л.Н. Критика попыток модернизации православного учения о человеке: Автореф. диссертации на соиск. учен. степ. канд. философ.наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 21 с.

200. Кувакин В.А. Религиозный идеализм в России эпохи империализма: ведущие представители, эволюция течения и его социальный смысл: Автореф. диссертации на соиск. учен.степ, д-ра филос.наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 48 с.

201. Кузнецов А.П. Некоторые аспекты критики православной концепции соотношения личности и общества: Автореф. диссертации на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. М.,1972.-22 с.

202. Куликов В .В. Философская антропология Н.Бердяева и Л.Шес-това как основа их иррационалистической этики: Автореф. диссертации на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. -Л., 1978. 20 с.

203. Лукашевский Е.С. Социально-политические и идейно-теоретические основы русского неохристианства: Автореф. диссертации на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. Л., 1974,18 с.

204. Михайлов Г.А. Критика современной богословской концепции роли православия в истории России: Автореф. диссертации на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. М.,1973.- 20с.

205. Попов А.С. Критический анализ христианской концепции "качества жизни : Автореф. диссертапии на соиск. учен. степ, канд. филос. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та,1981.- 21 с.

206. УШ. Депонированные рукописи:

207. Пандре Р.В. Теоретические основы атеистической подготовки учителя. Ж., 1977. ИНИОН АН СССР. Депон. Л 1372. Билл. Нов. сов. литер, по обществ, наукам. Философия, 1977, Л II. - 197 с.1..Религиозно-философская и богословская литература:

208. Алексий, митрополит. В силе святого духа служение миру.-ЖМП, 1980, Л I, с. 54-64; Л 2, с. 62-66; Л 3, с.57-62.

209. Бердяев Н. Философия свободы. М.: Путь, I9II. - 1У,280с.

210. Бердяев Н. Смысл творчества. М.: Путь, 1916. - 358 с.

211. Бердяев Н. О назначении человека. Париж: Современные записки, 1931. - 318 с.

212. Бердяев Н. Опыт эсхатологической метафизики.-Париж:1. УМСД-Рге*,' 1947 • * 219

213. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж: YMCA-P*z,e-SS> > 1952. - 246 с.

214. Богословские труды. Сб. 5-21. М.: Изд. Московской патриархии, 1970-1980 гг.

215. Боровой В. Требования и уместность богословия по отношению к социальным революциям нашего времени. ЖМП, 1966, Л 9, с. 76-79.

216. Ветелев А.А. Основы христианской нравственности. ЖМП, 1975, Л 7, с. 58-70.

217. Ветелев А.А. Вера, надежда, любовь основные христианские добродетели. - ЖМП, 1976, Л 10, с. 63-71; № II, с. 66-75;

218. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева. С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона и др. 2 изд. М.: 19б9. - Ш, 210 с.

219. Журнал Московской патриархии. 1958-1982 гг.

220. Заболотский Н.А. Форум христиан в Женеве. ЖМП, 1966, № 9, с. 65-69.

221. Заболотский Н.А. Церкви Европы и гуманизм. ЖМП, 1976, Л 10, с. 52-60.

222. Заболотский Н.А. Новый аскетизм христианский ответ на изменение обстановки. - ЖМП, 1976, Л 3, с. 48-53.

223. Заболотский Н.А. Во имя религиозных идеалов служение человечеству. - ЖМП, 1977, Л 9, с. 43-47.

224. Заболотский Н.А. Диалог в обществе. ЖМП, 1977, Jfc IG, с. 63-68.

225. Заболотский Н.А. Церковь исповедующая община. -ЖМП,1978; №11, с. 50-55; JS 12, с. 60-62.

226. Заболотский Н.А. Общество будущего сяраведливость, всеобщее участие и жизнеустойчивость. - ЖШ, 1981, $ I,

227. Ианнуарий, иеромонах. Значение традиций и выражение веры в мире сегодня. ЖМП, 1981, & 10, с. 54-56; № II,с. 49-52.

228. Иванов Н. О современных богословских проблемах. ЖШ, 1962, № 8, с. 35-44; № 9, с. 23-35.

229. Иосиф (Пустоутов), игумен. Православный взгляд на воспитание к миру. ЖМП, 1977, » 5, с. 46-50.

230. Кравченко А. Жизнь будущего века.- ЖМП, 1981, № 5, с. 38.

231. Медведев Н.А. Антропологический этюд. Богословские труды.Сб.16.- М.: Изд.Московской патриархии, 1976,с.188-201.

232. Михаил, архиепископ. Благодатное преобразование преображение мира и святая евхаристия. - Богословские труды. Со. 21. - М.: Изд. Московской патриархии, 1980, с.

233. Несмелов В.И. Наука о человеке. Изд. 3. Т. I. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. -Казань: 1905.- 418; IT с. Т.2. Метафизика жизни и христианское откровение. Изд. 2.- Казань: 1906. 438 + Пс.

234. Никодим (Ротов), митрополит. О задачах современного богословия. ЖМП, 1968, № 12, с. 63-69.

235. Никодим (Ротов), митрополит. Сотрудничество крещенных и нехристиан в совместном служении благу человечества.- Богословские труды. Сб. 10. М.: Изд. московской патриархии, 1973, с. 156-159.

236. Никодим (Ротов), митрополит. Божий призыв к солидарности христиане за мир, справедливость и освобождение. ---$ 9f с# 28-33.

237. Осипов А.И. Насилие и справедливость. ЖМП, 1973, № 7, с. 49-51.патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. 1957-1977. М.: Изд. Московской пат

238. Пимен, па слания, о риархии, 1977. 454 с.

239. Питирим, епископ. Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века.- Богословские труды. Сб. 5. М.: Изд. Московской патриархии, 1970, с. 215-226.

240. Поместный собор русской православной церкви 30 мая-2 июня 1971 г. Документы. Материалы. Хроника. М.: Изд. Московской патриархии, 1972. - 320 с.

241. Светлов П.Я. Идея царства божия в ее значении для христианского миросозерцания. (Богословско-апологетическое исследование;. Сергиев , 1905.- 472 с.

242. Светлов П.Я. Курс апологетического богословия. Изд. 4. Киев: 1912. 382 с.

243. Светлов П.Я. Религия и наука. СПб., 1914. - 173 с.

244. Слово душеполезное святого Ефрема Сирианина. Христианское чтение, 4, 1У. - СПб., 1839, с. 3-9.

245. Современные религиозные и церковно-общественные вопросы в решении их выдающимися духовными и светскими православно-русскими писателями. Вып.2. СПб.: Слово, 1904. - 194 с.

246. Соловьев Вл.С. Оправдание добра. Собр. соч., 2 изд. -СПб.: Просвещение, 1913, т. 8, с. 3-625.

247. Сорокин В. Свидетельство делами крещенных (Социально-этический аспект). Богословские труды. Сб. 10. - М.: Изд. Московской патриархии, 1973, с. 163-165.

248. Троицкий Г. Христианская молодежь ищет пути служения миру. ЖМП, 1966, Л 7, с. 50-53.

249. Троицкий Г. Социальное служение христиан и богословие революции. ЖМП, 1969, № II, с. 36-39.

250. Троицкий Г. Женщина в христианстве. 2Ш, 1975, № 9, с. 32-36.

251. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С.Соловьева. М.: Путь, I9II, т. I - 631, т. 2 - 485 с.

252. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1914. - 812 с.

253. Флоренский П.А. Культ, религия и культура. Богословские труды. Сб. 17. - м.: Изд. Московской патриархии, 1977,с. 85-248.

254. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. Пб.:1. AcAdemia". ?922- §4 с