автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Николай Иванович Аргунов - русский портретист конца XVIII - первой трети XIX века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Галкина, Алла Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Николай Иванович Аргунов - русский портретист конца XVIII - первой трети XIX века'

Текст диссертации на тему "Николай Иванович Аргунов - русский портретист конца XVIII - первой трети XIX века"

/ {

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Исторический факультет Кафедра истории отечественного искусства

На правах рукописи

Галкина Алла Ивановна

Николай Иванович Аргунов - русский портретист конца XVIII - первой трети XIX века

Специальность 07.00.12 — история искусства. Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор О. С. Евангулова

Диссертация, представленная на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

Москва 1999

Оглавление

Введение....................2

Глава I. История изучения наследия Н. И. Аргунова ... 7 Глава II. Становление и развитие основных художественных принципов Н. И. Аргунова

1. Раннее творчество. (Конец 80-х — начало 90-х годов XVIII века).................... . 30

2. Произведения 1790-х годов (Петербургский период) . . 50 Глава III. Творчество Н. И. Аргунова в первой трети XIX века

1. Парадный портрет...............70

2. Камерный портрет первой трети XIX века......99

3. Н. И. Аргунов — миниатюрист..........130

Заключение..................136

Сокращения, принятые в диссертации . . . . . . . .139

Примечания..................140

Список использованных источников и литературы . . . .161 Приложение 1. Научный каталог произведений Н. И. Аргунова ......................176

Приложение 2. Новые документальные источники и комментарии к ним................223

Введение

Николай Иванович Аргунов (1771 — после 1829) принадлежит к числу русских художников, в наши дни как бы заново открываемых, хотя его, конечно, нельзя отнести к малоизвестным. Портреты кисти Н. И. Аргунова давно украшают крупнейшие музейные собрания Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Сын и ученик Ивана Петровича Аргунова (1729—1802), выдающегося художника и педагога XVIII века, крепостной графа Н. П. Шереметева, современник Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина в конце XVIII — начале XIX столетия он считался популярным портретистом.

К 1950 годам назрела необходимость целенаправленного изучения малоизвестных художников, в том числе имеющих статус крепостных. Н. Р. Костикова одна из первых привлекла внимание к творчеству Н. И. Аргунова1. В 1960-х годах в многотомном академическом издании «Истории русского искусства» утвердилась научная значимость данной проблематики2. Впоследствии, появляется ряд исследований, посвященных художникам, чьё творчество ещё нуждается в осмыслении. Автору диссертации стала очевидной актуальность продолжения работы в данном направлении.

Результаты работ, посвящённых М. Л. Колокольникову, Е. Д. Ка-меженкову, Ф. А. Тулову, Григорию Островскому, Л. С. Мирополь-скому, служат надёжным подтверждением важности предпринятой работы3. Автор надеется, что обращение к творчеству Н. И. Аргунова дополнит представление о своеобразном развитии отечественной школы живописи на рубеже XVIII—XIX веков.

Несмотря на очевидный интерес со стороны исследователей, наследие Н. И. Аргунова, практически открытое к 1970 годам, ещё не

изучалось как полноценное и, несомненно, достаточно яркое явление своей эпохи. Накопленные в научной литературе материалы о Н. И. Аргунове требовали определённой систематизации и упорядочивания. Далеко не все проблемы решены и даже названы. Недостаточная освещённость различных аспектов способствовала тому, что приводимые в печати сведения нередко носили непоследовательный характер. Кроме того, ещё встречающийся взгляд на искусство крепостных как на явление обособленное претерпел на современном этапе значительные изменения, что должно существенно повлиять на методологический подход к изучению творчества Н. И. Аргунова. Деятельность художника, его работы следует рассматривать прежде всего в рамках русского искусства конца XVIII — первой трети XIX века в ряду других, совершенно разных по уровню мастеров.

Диссертация задумана как первое монографическое исследование о Н. И. Аргунове. Свою цель автор видит в том, чтобы по возможности полнее охарактеризовать обстоятельства жизни и своеобразие творчества мастера, сформулировать особенности его индивидуального стиля, определить место и вклад Н. И. Аргунова в художественный процесс эпохи.

Исходя из цели исследования, автор счёл необходимым решение ряда задач, которые ранее не были предметом специального анализа или рассматривались в ином контексте. К ним относятся: истоки творчества портретиста, вопрос о самостоятельности раннего периода, социальный статус художника из крепостных, историко-художественное окружение Н. И. Аргунова и взаимоотношения с искусством своего времени, эволюция художественного стиля мастера, поиск образности, специфика его камерного и репрезентативного портрета, а также миниатюры.

Объектом диссертационного исследования послужили произве-

дения Н. И. Аргунова, хранящиеся в музейных экспозициях и фондах Московского музея-усадьбы Останкино, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково ХУ1Н века», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Астраханской картинной галереи имени Б. М. Кустодиева и других. Часть произведений находится в частных коллекциях и доступ к ним ограничен, либо отсутствует вовсе. Настоящее местонахождение трёх работ неизвестно до сих пор: «Портрет Н. П. Шереметева» (1798, Киевский музей русского искусства), «Портрет неизвестной» (1822, Киевский музей русского искусства)— были похищены из собрания в годы Великой Отечественной войны и «Портрет Д. Н. Шереметева в детстве» (1804). Самыми значительными собраниями произведений Н. И. Аргунова обладают три музея: Останкино (ММУО, 11), Государственный Русский музей (11), Государственная Третьяковская галерея (12).

Скудость сохранившихся документальных свидетельств о жизни и творчестве художника,— проблема с которой сталкивается практически каждый исследователь, обратившийся к русскому искусству XVIII — первой трети XIX столетия. Поднятая в диссертации тема, помимо осмысления уже накопленного в научной литературе материала, потребовала расширения документальной базы исследования. В процессе работы диссертантом были изучены письменные источники, хранящиеся в государственных и музейных архивах страны. Были использованы архивные документы Российского государственного архива древних актов (Москва), (отдел фондов поместных учреждений и вотчин, фонд Шереметевых, личный архив С. Д. Шереметева: переписка Н. П. Шереметева с родственниками, друзьями, повеления, переписка с управляющими Московской и Санкт-Петербургской канцеляриями).

Изученные нами материалы представляют собой коллекцию подлинных рукописных документов XVIII - начала XIX века и копии с документов, оригиналы которых хранятся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург). Копии снимал известный учёный-историк начала века С. Д. Шереметев, задавшийся целью соединить воедино весь семейный архив Шереметевых в Москве.

О широте задуманного им предприятия и научном подходе, говорит тот факт, что учёный кропотливо собирал все незавершённые, разрозненные и черновые рукописи графа Н. П. Шереметева, а при снятии копий избегал вольностей, вынося ставшие ему известными новые подробности определённого дела на отдельные листы, при необходимости снабжая их собственным комментарием.

Источники, хранящиеся в РГИА (Санкт-Петербург), были основательно проработаны нашими предшественниками — сначала В. К. Станюковичем (1920-е гг.), а затем Н. Р. Костиковой (1950—1970-е гг.). В 1990-х годах к ним вновь обращается В. А. Ракина. Результаты их известны по публикациям, посвящённым Н. И. Аргунову4.

Обращение в первую очередь к фондам РГАДА позволило автору диссертации обнаружить материалы, ещё не привлекавшие внимание исследователей. Среди документов следует особо выделить такие как: «Заметки» графа С. Д. Шереметева о «Иване Якимовиче», вариант рукописи «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова», никогда не публиковавшейся полностью, «Черновое письмо графа Н. П. Шереметева к управляющему Алексею Агапову», «Заметка» неустановленного лица, дополняющего повествование «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова».

Нами изучались также фонды Российского государственного архива литературы и искусства (Москва), научного архива Московского музея-усадьбы Останкино.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые проводится комплексное монографическое исследование творчества Н. И. Аргунова, что стало возможным благодаря созданию свода произведений живописца. Для этого автору необходимо было решить ряд вопросов атрибуционного характера, освободить наследие Н. И. Аргунова от некоторых ошибочно приписываемых ему работ, уточнить датировки, местонахождение, историю ряда портретов, что нашло отражание как в тексте диссертации, так и в каталоге (см. Приложение 1), максимально полном на сегодняшний день. Кроме того, диссертанту потребовалось проследить связи Аргунова с искусством Москвы и Санкт-Петербурга исследуемого периода.

Работа такого плана предполагает комплексное исследование. Для решения поставленной цели был предпринят историографический, стилистический, технико-технологический анализ творчества Н. И. Аргунова. К особенностям построения диссертации относится выделение в рамках первой главы истории изучения наследия Н. И. Аргунова. Предпринятый впервые анализ литературы, даёт возможность наглядно представить картину изучения жизни и творчества Н. И. Аргунова, правомерность поднятой диссертантом проблематики.

Структура диссертации обусловлена принципом хронологического рассмотрения творчества Н. И. Аргунова. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний, списка используемых источников и литературы. Приложение дано в двух частях. Первое представляет собой научный каталог произведений Н. И. Аргунова, как итог проведённого исследования. В нём нашли отражения результаты атрибуционных изысканий диссертанта. Второе, содержит новые документы, полностью не вошедшие в основной текст диссертации.

Глава I

История изучения наследия Н. И. Аргунова

В литературе имя портретиста впервые упоминается в 1842 году в «Указателе находящихся в Академии художеств произведений по алфавиту имён художников и предметов». В нём сообщается, что Аргунов, «современник Угрюмова, принадлежит к небольшому числу тех Русских художников, которых не только произведения, но и самые имена вообще мало известны. Образовавшись почти самоучкой, он имел впоследствии случай путешествовать по Европе с графом Шереметевым. Из работ Аргунова Академия имеет: 134. Портрет сенатора Рунича.— За который художником получено звание Академика»1. Приведённые сведения не содержат других данных о жизни и творчестве художника. Не названы даты его жизни и смерти, происхождение, место работы, произведения и т. д. Не обошлось и без опечаток. На странице 30 под № 134 портрет Рунича значится работой Яненко2. Издатель не указывает собственных имён мастеров, и всё же совершенно ясно, что речь идёт о Николае Ивановиче Аргунове, академике, авторе портрета сенатора Павла Степановича Рунича.

Спустя несколько лет, в 1857 году, А. Н. Андреев выпустил книгу «Живопись и живописцы главнейших европейских школ». Подобного в России ещё не издавалось. В предисловии сказано, что она содержит «...выбор или конспект из сочинений о художествах, пользующихся во всём свете заслуженною славою и авторитетом», и что это «только хронологический и возможно полный свод фактов, относящихся собственно до Истории живописи»3.

В издании впервые упоминается, что Николай — младший из Аргуновых, «...сын и ученик Аргунова, учителя Лосенки»4. Сегодня мы знаем, что педагогом исторического живописца А. П. Лосенко (1737—1779) был крепостной художник графов Шереметевых И. П. Аргунов (1729—1802). Называя Николая сыном Ивана Петровича,

A. Н. Андреев указывает на принадлежность его к известному «артистическому» роду.

Несомненно, автор книги знал о существовании «Указателя находящихся в Академии художеств произведений...», но, повторив известные к тому времени сведения о портрете сенатора Рунича и путешествии художника с графом Шереметевым за границу, одновременно внёс интересное дополнение. Аргунов «...вывез оттуда (из Европы — А. Г.) манерность, господствовавшую в его время во всех европейских школах»5.

Версия о путешествии портретиста за границу настойчиво будет повторяться в литературе XIX— начала XX века, хотя документальных подтверждений ей до сих пор нет. Тем не менее, для исследователей мысль о возможности такой поездки имеет большое значение. Недаром на протяжении столетия в Императорской Академии художеств широко использовалась практика пенсионерства. Лучшие её выпускники направлялись в разные страны, где с успехом совершенствовали своё мастерство. Нетрудно предположить, какое значение она могла бы иметь в жизни и творчестве крепостного, не связанного тесными узами с официальным искусством.

В Академии с пристрастием относились к тем, кто воспитывался вне её стен. Отсутствие «основательных начал» сопровождали характеристики более известных современников Николая Аргунова —

B. Л. Боровиковского и Д. Г. Левицкого6. Для Н. Аргунова

признание Академией могло стать реабилитацией в глазах общественности: получил выучку за границей, стал вольным человеком, академиком.

Хронологические рамки жизни и творчества художника, конец XVIII — первая треть XIX века, напоминают нам о том, что «...власть помещика всё больше расширялась, и в последней трети XVIII века государство практически устранилось от вмешательства в отношения между помещиком и крестьянином»7. Истории известны факты единоличного распоряжения помещиком судьбами своих дворовых и крестьян. В нашем случае исключения нет. Граф Николай Петрович Шереметев, полновластный хозяин многих тысяч крепостных душ, мог позволить себе любую прихоть, в том числе обучить дворового искусству, вывезти в Европу, дать вольную.

Имя Н. И. Аргунова встречается в «Сборнике материалов для истории Императорской Академии художеств», изданном под редакцией П. Н. Петрова, известного в то время писателя-беллетриста, проявлявшего интерес к истории страны, в частности, к истории живописи. В этом сборнике художник впервые назван вольным человеком. «По представленному отпущенным вечно на волю Никитою (Николаем —А. Г.) Аргуновым трудов его живописному портрету с натуры, делается он назначенным...»8. Кто был изображён художником на портрете установить не удалось.

Звание «назначенного» Николай получил решением Собрания Совета Академии 20 апреля 1816 года. Тогда же «...на звание академика задаётся ему следующая программа: написать поколенный портрет и с руками, с какой либо известной и знаменитой особы»9. Этой особой и стал сенатор П. С. Рунич.

В сборнике, о котором мы ведём речь, не потерявшем до сих пор значения ценного источника, всё же имеются опечатки и неточности.

Так, в решении Собрания от 1818 года значится: «По представленному ...портрету представляющего Сенатора Рупича (Рунича — А. Г.) в следствии заданной ему Академиею в 1815 году (1816 —А. Г.) программы на звание Академика. Определено: баллотировать в Торжественном Собрании»10. 19 декабря этого года в Академики баллотировали «Назначенного Никиту Аргунова»11.

Современники, отдавая должное трудолюбию П. Н. Петрова, отмечали: «значение его трудов умалялось тем, что он не любил указывать их источники»12. Эта особенность привела и к ошибочному утверждению об Н. Аргунове. Художника Аргунова с именем Никита не было. Позднее это противоречие подметит Н. П. Собко, однако написание имени —«Николай (Никита) Иванович» будет встречаться в справочной литературе вплоть до 1914 года»13.

Значительный вклад в восстановление наследия мастера внесли устроители художественных выставок. Например, в «Каталоге выставки портретов», устроенной в 1868 году Обществом любителей художеств, трудами секретаря Общества С. Панина (М., 1868 г.) обозначены сразу два портрета работы Н. И. Аргунова. Под № 34 числится портрет известного учёного-археографа Николая Николаевича Бантыш-Каменского (1811), под № 112 — портрет графини Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Шереметевой. В 1902 году вышел «Подробный иллюстрированный каталог выставки русской портретной живописи за 150 лет», в котором воспроизводится портрет Г. П. Милорадовича (1765—1828) и даётся справка о нём14.

Выявление новых работ вызвало повышенный интерес к творчеству живописца. Вместе с тем, некоторые приводимые в публикациях факты подвергались впоследствии пересмотру. Так Д. А. Ровин-ский в «Подробном словаре русских гравированных портретов» отметил «Портрет крестьянина гр. Шереметева Сеземова с стаканчи-

ком в руке: очень хорошей работы Левицкого»15. На самом деле речь шла о портрете крестьянина со стаканом в руке Н. И. Аргунова, чьё авторство было установлено в 1900-е годы. На Портретной Таврической выставке 1905 года