автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Нравственно-религиозный идеал Н. В. Гоголя в контексте русской литературы первой половины XIX века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Агаева, Изабелла Исмаиловна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Нравственно-религиозный идеал Н. В. Гоголя в контексте русской литературы первой половины XIX века'

Введение диссертации1998 год, автореферат по филологии, Агаева, Изабелла Исмаиловна

Изучение культурного наследия XIX века в течение длительного времени исключало анализ религиозного идеала в русской литературе в творчестве таких ярких носителей его как П.Я.Чаадаев, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Идеал, утверждалось, понятие надстроечное по отношению к базису самодержавно-крепостнической действительности. Такой подход способствовал утверждению социологического принципа в анализе художественной литературы.

Совершенно очевидно, что призвание русской литературы XIX века -духовно изменить мир и человека. Духовное родство автора и героя - в поиске истины. Зачастую это был путь ошибок, нравственного срыва, но никогда не завершался компромиссом с совестью и честью. Начало этой линии развития русской литературы было связано с философско-религиозными трудами П.Я.Чаадаева, славянофилов, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого. Этот поиск истины не пресекается и в настоящее время.

В противовес этому идейному направлению в XIX веке набирало силу и становилось ведущим револиционно-демократическое движение. Искусство и жизнь в эстетике револющионных демократов противопоставлены друг другу. Нигилистическое отношение к искусству, не связанному борьбой с самодержавием, крепостничеством, радикализм в воззрениях В.Г.Белинского, Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, Д.Н.Писарева оттолкнули дворянско-либеральную интеллигенцию.

Обращаясь к вопросу нравственного идеала, в своей работе мы опираемся в основном на труды философов и литературоведов дореволюционного периода.

ТЕМОЙ данного исследования является проблема нравственно-религиозного идеала Н.В.Гоголя в контексте русской литературы первой половины XIX века.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - особенности нравственного идеала эпохи, в котором определились два пути преображения России: нравственного - религиозный и революционно-демократический. Первый путь утверждался в творчестве П.Я.Чаадаева, В.А.Жуковсково, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Второй путь - в творчестве В.Г.Белинского, ;> Н.А.Добр^любова, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова, Д.И.Писарева.

Этим определяется и АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы. Изучение творчества Гоголя и русской литературы первой половины века велось в социальном плане, от которого мы целиком не отказываемся в представленной работе. Вопрос нравственно-философского, религиозного содержания идеала в русской литературе, в частности, идеала Н.В.Гоголя не стал предметом специального анализа даже в столь замечательном труде, как "Реализм Гоголя" Г.А.Гуковского. Актуальность данного исследования видится в том, что поднятый в ней вопрос связан с проблемой своеобразия национально-исторического развития русской литературы XIX века и решался в контексте литературно-философских исканий П.Я.Чаадаева? славянофилов, революционных демократов. Религиозный, христианский характер нравственности являл и общечеловеческую ценность. Известнейшая заповедь "полюби ближнего, как самого себя" стала нравственной силой русской культуры. Она по-новому осветила русскую жизнь западному человеку, поразила его как бы вновь найденной истиной. Религиозный, нравственный исток русской культуры был необходим духовному опыту Западной Европы.

От "Вечеров на хуторе" до "Выбранных мест" Гоголь беспощадным анализом социального зла России утверждает, что первопричина, корень всех бед - мертвая душа русского человека. Необходимо изменить душу, возродить ее, тогда изменится и действительность. "На зеркало неча пенять, коли рожа крива", - подкрепляет писатель свое убеждение опытом народной жизни и мудрости. Гоголь слишком верил в человека, и все преобразования политического, экономического, нравственного характера связывал с духовной деятельностью личности. Суровый реалистический приговор общественной атмосфере страны, низведшей человека на крайне низкий уровень нравственности, не поколебал убеждения художника о необходимости в первую очередь изменить человека, его духовный мир. Для Гоголя первично сознание, бытие вторично при всей глубине взаимосвязи этих категорий. Безоглядная вера в человека, мысли о спасении его души, любовь к России обратили Гоголя к открытой проповеди. "Выбранные места" стали последней надеждой на спасение России. Художника постигла участь всех пророков России - непонимание, отрицание, замалчивание последней книги. "Выбранные места" - заветная книга Гоголя, его завещание. Исследованеие ее в советском литературоведении с точки зрения авторской позиции, идейного замысла и смысла не было осуществлено.

Характер нравственного идеала Гоголя при всем своеобразии не находился в противоречии с эпохой, особенностью которой было сохранение извечных общечеловеческих ценностей, освященных церковю и религией. Национальное своеобразие нравственных ценностей русской и западной культур объяснялось не только социальными отличиями, эпохой, но и формированием идеала в системе религиозных представлений православия и католичества. Гоголь с детства был погружен в мир, где проходила граница этих двух мощных направлений христианства, и они не могли не сказаться на формировании его личности.

Исследование идеала Гоголя в диссертации дается в связи с анализом романтического и реалистического проявления этого идеала в творчестве писателя, его позиции, поэтики.

ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ является анализ христианского характера нравственного идеала Н.В.Гоголя 30-х-50-х годов, эволюция его взглядов от стихийного, пантеистического и наивного христианства в "Вечерах" до религиозно-философского в "Выбранных местах".

Конкретные задачи, поставленные в данном исследовании, можно сформулировать так:

1. Определить нравственные основы идеала эпохи первой половины XIX века в творчестве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

2. Выявить общие & отличительные особенности в характере идеала/ П.Я.Чаадаева и литературы данного периода.

3. Показать своеобразие народного идеала в "Вечерах", "Миргороде", его противопоставление миру зла: народ-почва-коллектив в прошлом и настоящем и трагедия зла в трех сборниках, "Ревизоре" и "Мертвых душах".

4. Раскрыть нравственно-религиозный идеал в системе топонимов: Ди-канька-Миргород-Петербург-Париж-Рим.

5. Определить религиозно-философскую суть идеала Гоголя в "Выбранных местах из переписки с друзьями" через анализ жанрового своеобразия "Переписки", полемики вокруг нее между В.Г.Белинским и Аксаковыми, с одной стороны, и Н.В.Гоголем, - с другой.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в следующем: . 1. Религиозное содержание нравственного идеала в русской литературе первой половины XIX века в предлагаемой работе носит комплексный, системный характер.

2. В работе впервые делается попытка рассмотреть развитие русской литературы в двух направлениях: нравственно-религиозном и революционно-демократическом. Причем, второе течение активно использовало в своем творчестве сюжетику, образную систему религиозных источников.

3. В диссертации впервые сделана попытка показать движение Гоголя к своей главной книге "Выбранные места", как прямой путь без идейных срывов.

4. Впервые предлагается анализ жанрового своеобразия "Выбранных мест" и личной переписки Гоголя, выражающей твердую позицию автора о пользе и необходимости этого сочинения перед публикацией второго тома "Мертвых душ".

5. Важную роль в работе играет сравнительный анализ образной системы, сюжета для раскрытия нравственно-религиозного идеала в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ И ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ определяет ее научная и учебно-методическая направленность. Она дополняет круг проблем, связанных с изучением творчества Жуковского, Пушкиа, Лермонтова, Гоголя, новым аспектом - религиозным содержанием нравственного идеала. Теоретические положения, практический анализ данного исследования могут быть использованы:

1. в теоретических и историко-литературных курсах по теории и истории русской литературы XIX века.

2. в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

3. в научно-исследовательских работах по литературе первой половины XIX века.

4. при составлении учебников и учебных пособий по русской литературе XIX века.

Выводы и заключение, к которым мы приходим, на наш взгляд, помогут прояснить некоторые сложные вопросы мироощущения Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Принцип анализа особенностей нравственного, христианского, религиозного содержания идеала может быть применен в исследованиях аналогичной проблемы в творчестве других русских писателей.

МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ послужило в основном. Полное собрание сочинений А.С.Пушкина в Ют.т. - М.:АНССР. 1956-1958, Пушкин в русской философской кртике. - М.:Книга, 1990.

М.Ю.Лермонтов. Собр.соч. в 4т.т. - М.: Художественная литература. 1957-1958.

Н.В.Гоголь. Полное собрание сочинений в 14т.т.; Собр.соч. в 7т.т. - М.: Художественная литература, 1986; Переписка Н.В.Гоголя в 2т.т. - М.: Художественная литература. 1988. С.Т.Аксаков. История моего знакомства с Гоголем. - М.: АНССР., 1960. В.И.Шенрок. Материалы для биографии Гоголя в 4т.т. -М.Д 892-1894.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные теоретические положения диссертации и результаты исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры истории русской литературы АПИРЯЛ им. М.Ф.Ахундова. По этой теме прочитаны доклады и сообщения на научных конференциях и сессиях, на научно-методических семинарах, совещаниях, представлены публикациями материалов Республиканских научных конференций, в "Ученых записках" АПИРЯЛ им. М.Ф.Ахундова, в журнале "Русский язык и литература в азербайджанской школе", а также в сборниках "Вопросы теории и истории многонациональной литературы", "Вопросы теории и истории литературы", в спецкурсах "Романтизм и реализм Н.В.Гоголя", "Нравственный идеал А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова".

Предмет, задачи и материал исследования определили СТРУКТУРУ РАБОТЫ. Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, заключения и библиографии из 172 наименований.