автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Нравственные основания правосознания в социально неоднородном обществе

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Назаров, Сергей Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Шуя
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Нравственные основания правосознания в социально неоднородном обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственные основания правосознания в социально неоднородном обществе"

На правах рукописи

О050иэ и*

НАЗАРОВ Сергей Юрьевич

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНО НЕОДНОРОДНОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 09.00.05 - этика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации иа соискание ученой степени кандидата философских наук

- 8 ДЕК 2011

Шуя 2011

005005132

Работа выполнена на кафедре философии и религиоведения ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: действительный член РАО,

доктор философских наук, профессор Лебедев Юрий Александрович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Брагин Андрей Витальевич

доктор философских наук, профессор Фатенков Алексей Николаевич

Ведущая организация: ФГБОУ «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Защита состоится « 27 » декабря 2011 года в_ часов на заседании

диссертационного совета Д 212.302.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата философских наук при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24, ауд. 220.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан <¿¿6 ноября 2011 года.

И.о. ученого секретаря диссертационного совета, д. филол. н., доцент

Д. Л. Шукуров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Формирование правосознания индивидов и социальных групп относится к числу важнейших задач дальнейшего развития современного российского общества, пораженного язвами преступности, социальной несправедливости, правового нигилизма, имморализма и социального экстремизма. В силу этого актуальность исследования проблемы нравственных оснований правосознания определяется обстоятельствами как общественно-практического, так и научно-теоретического характера. Современное человечество представляет собой совокупность модернизирующихся сообществ-государств, устойчивое и стабильное развитие которых во многом зависит от качества правосознания его членов. Глобализация и противодействующие ей тенденции локализации политико-юридических и нравственно-идеологических процессов с неизбежностью актуализирует проблему практико-юридического взаимодействия государств и диалога культур-цивилизаций в сфере правовой и нравственной форм сознания многообразных социально-исторических субъектов.

Исследование вопроса о нравственных основаниях правосознания является особенно ценной в наши дни, когда низвергаются или подлежат трансформации многие образования моральной и правовой форм сознания общества. Среди современных исследователей нет сомнения в том, что вопрос о нравственных основаниях правосознания связан с проблемой осмысления тенденций развития общественной жизни. Стремление человека изменять природный и общественный мир издавна является предметом научного интереса. Теоретическое осмысление создаваемых человеком правил деятельности, нравственных принципов и юридических законов было актуальным во все исторические эпохи, таковым оно остается и сегодня.

Современная ситуация в России характеризуется существенными изменениями, происходящими в материально-производственной, политико-управленческой, духовно-идеологической сферах общественной жизни. Под влиянием этих изменений происходит инволюция (свертывание) системы морально-правовых ценностей, что приводит к демонстрации малыми (семья, корпорация), средними (школьники, студенты) и большими (предприниматели, государственные служащие) социальными группами деструктивных способов поведения. Исследование своеобразия состояния современного российского общества и происходящих в нем изменений нуждается в аналитическом этико-философском обосновании. Концептуальное осмысление общественного развития, опирающееся на эмпирические исследования социальных фактов в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости, выявление процессов современной действительности и их объяснение, прогнозирование тенденций развития является важной задачей, стоящей перед научной общественностью.

Несомненно, что роль морали и права в жизни людей всегда была велика, а морально-правовые проблемы вызывали интерес, но изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления прежних представлений о соотношении морали и права, которое бы отражало объективность происходящих процессов внутри общества. Роль морали и роль права как ведущих социальных регуляторов, как средств упорядочения общественных отношений в новой российской действительности принципиально изменились. В современном российском обществе прежде принятые моральные нормы и принципы трансформируются в изменяющихся условиях жизни. Многие требования морали закреплены нормами права, но механизмы их реализации не всегда работают в реальных условиях российской действительности.

Темпы экономических, политических, духовно-идеологических преобразований в России требуют нового теоретического анализа механизмов морально-правового взаимодействия. Мораль и право -взаимодополняющие регуляторы человеческой деятельности и поведения. От их эффективного взаимодействия в значительной степени зависит не только духовное состояние общества, но также и результаты его материально-производственной и политико-управленческой деятельности. В силу этого исследование проблемы взаимодействия морали и права в современных условиях выдвигается на передний план этической науки, так как только адекватное понимание изменений, происходящих в жизни общества, позволит обеспечить России длительное устойчивое развитие. Для этого духовно-идеологическая система российского общества должна быть организована таким образом, чтобы деятельность и повседневное поведение всех членов общества соответствовали традиционным принципам морали и юридическим законам, и при этом нравственная и правовая формы сознания человека становились бы духовной основой формирования гражданского общества и функционирования социально-государственных институтов в современной России.

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении всей истории философии проблемы права и правосознания привлекали внимание крупнейших мыслителей. Со времен античности исследуются различные аспекты воздействия духовно-нравственных факторов на общественно-исторические процессы. Так, в трудах Платона и Аристотеля представлена нравственно ориентированная духовность, задающая рациональный порядок в социальном мире. Принципы законности и справедливости, равенства всех граждан перед законом, размышления о гносеологических и социальных источниках правосознания обсуждаются в философских произведениях Средневековья и эпохи Просвещения. Религиозно-нравственные аспекты понимания духовности и ее регулятивной роли в жизни общества находят свое отражение в трудах Августина Аврелия, Боэция, Фомы Аквинского и др. Рационалистическое осмысление морально-правовой реальности и ее

влияния на деятельность человека и на его судьбу представлено в трудах Р. Декарта, Б. Спинозы. Классики немецкой диалектической философии И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель особо подчеркивали историческую и логическую взаимосвязь правовой и нравственной форм человеческого сознания, их детерминированность разумом и образованием. Основоположники материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс диалектически анализировали теоретические аспекты взаимодействия права и морали, права и политики, государства и общества.

Большое значение для осмысления проблематики диссертации имеют работы русских мыслителей Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, М. М. Ковалевского, П. А. Кропоткина, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, а также зарубежных исследователей Дж. Роллза, П. А. Сорокина, М. Хайдеггера, О. Хеффе и др. Восстановление отечественной этико-философской традиции в разработке проблем социально-правовой реальности и соотнесение её с новейшими подходами зарубежной науки способно помочь современному исследователю в разрешении общих и частных проблем становления и развития правосознания трансформирующегося российского общества.

Проблемам содержания, структуры, функций правосознания, его связи с политическим сознанием и моральным сознанием, его деформации в современном российском обществе посвящены правоведческие исследования Е. А. Белканова, Ю. А. Дружкиной, 3. Н. Каландаришвили, А. И. Клименко, Д. Э. Марченко, В. Р. Петрова, Л. В. Сокольской и др.1

Вопросы формирования и развития правосознания отдельных социальных, возрастных, национальных групп рассматриваются в диссертациях С. А. Батова, Н. Ю. Евпловой, Е. А. Певцовой, В. М. Сапогова, Я. В. Сандул, И. М. Хиль и др.2

' Белкапов Е. А. Структура и функции правосознания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1996; Марченко Д. Э. Деаксиологическос правовое сознание и его формы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2001; Каландаришвили 3. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления (Теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004; Клименко А. И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005; Дружкина Ю. А. Религиозное правосознание: автореф. дис. ... канд. юрид. - Саратов, 2007.

2 Батов С. А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1989; Евплова Н. Ю. Правовое сознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2004; Кочгсоков 3. X. Национальные особенности правового

сознания граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2004: Хиль И. М.

Особенности формирования правового сознания студенческой молодёжи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2005; Певцова Е. А. Проблемы формирования правового

5

В отечественной социальной психологии, социологии, культурологии, философии последних десятилетий диапазон исследования проблем права и морали3, правовой и моральной форм сознания заметно расширился4. Онтологическим, гносеологическим, культурно-историческим аспектам становления и развития правосознания посвящены диссертационные работы Р. С. Байниязова, И. П. Носова, А. А. Чупровой, и др.5

Вместе с тем в теории правосознания остается еще немало дискуссионных и нерешенных вопросов, к которым следует отнести, прежде всего, исследование нравственных оснований данного феномена, мировоззренческих детерминант его становления и развития. Проблема нравственных оснований правосознания в отдельных ее аспектах рассматривалась исследователями многих наук о человеке и обществе. В современных публикациях авторы обращаются к исследованию проблем правосознания в историко-правовом аспекте, в социально-психологическом аспекте, но не в этико-философском, что диктуется потребностями развивающейся социально-гуманитарной наук и политико-правовыми задачами развития современного российского общества.

Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные авторы в трудах, посвященных исследованию философии и теории права, в той или иной степени рассматривали отдельные стороны проблемы правосознания, до сих пор проблема нравственных оснований правосознания не получила должного освещения и не стала предметом специального философско-этического исследования.

сознания учащейся молодежи: теоретико-правовые аспекты: автореф. дне. ... д-ра. юрид. паук. - М., 2006 Сапогов В. М. Формирование правового сознания воспитанников интернатных учреждений: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007; Саидул Я. В. Развитие правового сознания студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис.... канд. филос. наук. - М., 2011.

3 Разуваев Н. В. Норма права как явление правовой культуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2001; Гриценко Г. Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. -Ставрополь, 2003.

4 Голынчик Е. О. Социальные представления о справедливости как составляющая правосознания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004; Калясина Н. А. Взаимодействие морали и права в современном российском обществе: этический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Шуя, 2008. Чикин Л. А. Социально-философский анализ концепции правосознания И. А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Иваново, 2008.

5 Чупрова A.A. Становление духовного опыта российского правосознания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Иркутск, 2004; Носов И. П. Правосознание: духовные и мировоззренческие основания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 2006; Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Саратов, 2006.

Однако в настоящее время нет диссертационных работ, посвященных этико-философскому анализу проблемы нравственных оснований правосознания, хотя потребность в ее осмыслении осознается авторами исследований, посвященных вопросам взаимодействия права и экономики, права и политики, права и морали6.

Исследования указанных авторов дали возможность осознать сложность и неоднозначность исследуемой проблемы, способствовали формулированию теоретической проблемы исследования и выбору теоретико-методологических оснований диссертационного исследования.

Исследование своеобразия состояния современного российского общества и происходящих в нем изменений нуждается в аналитическом этико-философском обосновании. Концептуальное осмысление общественного развития, опирающееся на эмпирических исследования социальных фактов в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости, выявление процессов современной действительности и их объяснение, прогнозирование тенденций развития, является важной задачей, стоящей перед научной общественностью.

Несомненно, что роль морали и права в жизни людей всегда была велика, а морально-правовые проблемы вызывали интерес, но изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления прежних представлений о соотношении морали и права, которое бы отражало объективность происходящих процессов внутри общества. Роль морали и роль права как ведущих социальных регуляторов, как средств упорядочения общественных отношений в новой российской действительности принципиально изменились. В современном российском обществе прежде принятые моральные нормы и принципы трансформируются в изменяющихся условиях жизни. Многие требования морали закреплены нормами права, но механизмы их реализации не работают в реальных условиях российской действительности.

Новые условия экономических, политических, духовно-идеологических преобразований в России требуют нового теоретического осмысления процессов морально-правового взаимодействия. Мораль и право - взаимодополняющие друг друга социальные образования. От эффективного взаимодействия этих регуляторов человеческой деятельности и общественного поведения в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень правосознания и моральности общества.

6 См.: Сокольская Л.В. Особенности взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности в посттоталитарном обществе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Алматы, 1995. - С. 4; Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2004. - С. 3-4.

Поэтому исследование проблемы взаимодействия морали и права в современных условиях выдвигается на передний план этической науки, так как только адекватное понимание изменений, происходящих в жизни общества, позволит обеспечить России сохранность и развитие ее культуры. Для своего совершенствования российская правовая система должна быть выстроена таким образом, чтобы она была востребована современным обществом, и при этом мораль и право в их взаимодействии становились основой формирования гражданского общества в современной России.

Проблема социально-нравственных оснований права и правового сознания решалась исследователями различных направлений философских и социально-гуманитарных наук. Однако в настоящее время нет диссертационных исследований, посвященных этико-философскому анализу проблемы нравственных оснований правосознания. В современных публикациях авторы обращаются к исследованию проблем правосознания в историко-правовом аспекте, в социально-психологическом аспекте, но не в этико-философском, что диктуется потребностями развивающейся социально-гуманитарной наук и политико-правовыми задачами развития современного российского общества. Исследования указанных авторов дали возможность осознать сложность и неоднозначность исследуемой проблемы, способствовали формулированию теоретической проблемы исследования и выбору теоретико-методологических оснований настоящего исследования.

Целью исследования является разработка целостной (системной) модели правосознания, в основание которой положены нравственно-правовые принципы исторически изменяющегося человеческого общества.

Объектом познания в данной работе является правосознание как изменяющееся общественно-историческое явление.

Предмет исследования - нравственные основания правосознания как системообразующего элемента сознания социально неоднородного общества.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- разработать методологические подходы к анализу феномена правосознания;

определить социально-политические и духовные условия возникновения правосознания;

- выявить и обосновать взаимосвязь морали и общественных нравов как источников становления и развития правосознания:

- раскрыть основные элементы системы «правосознание», выявляя их детерминированность базовой структурой человеческого сознания, «сознания общества»;

- обосновать единство идей справедливости и равенства как системообразующих принципов правосознания;

- обосновать взаимосвязь принципов правового нигилизма и правового омнизма как детерминаторов человеческого поведения в социально неоднородном обществе.

Методологическая основа исследования. Заявленная цель исследования предполагает применение методов философско-этического анализа проблемы. В основание методологии исследования положены диалектические идеи классиков этико-философской мысли - Платона и Аристотеля, Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля, Маркса и Энгельса. Главными методологическими принципами исследования являются историзм и системность. Философско-этический анализ правосознания в настоящей работе строится также с использованием методов структурно-функционального анализа, диалектики исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретической основой диссертации являются также фундаментальные исследования феномена сознания, права и морали, правовой и нравственной форм сознания общества, проведенные отечественными и зарубежными философами, этиками, правоведами С. Ф. Анисимовым, И. Бентамом, Н. Гартманом, А. А. Гусейновым, Г. Н. Гумницким, У. Джеймсом, О. Г. Дробницким, Дж. Муром, В. С. Нерсесянцем, А. И. Титаренко, В. А. Тумановым, Ю. Хабермасом и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что области этики впервые проведен системный анализ правосознания и его нравственных оснований. Основные положения научной новизны можно представить следующим образом:

1. Предложен и разработан новый аспект осмысления правосознания как главного элемента системы «сознание социально неоднородного общества».

2. Предложена и обоснована философско-этическая концепция правосознания как главного звена в ряду основных форм сознания в социально неоднородном обществе (нравственное сознание, правовое сознание, политическое сознание).

3. Обоснована трехчастная модель содержания и структуры правосознания.

4. Осуществлен анализ идей справедливости и равенства как системообразующих элементов правосознания.

5. Предложена и обоснована концепция нравственных оснований правового нигилизма и правового омнизма.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что привлекается внимание ученых и широкой общественности к необходимости развития теории взаимодействия права и морали в современном обществе, таким образом, ставится проблема значимая и перспективная в научном плане. Диссертационное исследование имеет особое теоретическое значение

в аспекте развития прикладных этических исследований — таких, в первую очередь, направлений, как юридическая этика и политическая этика.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования выводов и материалов диссертации в научно-исследовательской работе. Некоторые положения исследования могут быть полезными при проведении просветительской работы среди студентов, школьников в целях повышения нравственной и правовой культуры современного российского общества, формирования единого морально-правового сознания как регулятора социально приемлемого поведения субъектов исторического процесса. Практическая значимость исследования заключается также в том, что содержание и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при разработке и реализации учебных курсов истории этики, прикладной этики, истории философской мысли, а также в преподавании таких учебных дисциплин, как этика, социология, политология, социальная философия, правоведение.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, обсуждались на заседании научно-исследовательской лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», заседании кафедры философии и религиоведения, прошли апробацию в выступлениях на Международной научно-практической конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека» (Ставрополь, 2009); Всероссийских научных Зворыкинских чтениях (Муром, февраль 2010); Всероссийской заочной научной конференции «Образование в XXI веке» (Тверь, 2010); Межвузовской научно-практической конференции «Философское осмысление естественнонаучных, технических и социально-экономических проблем» (Волгоград, 2010); Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых «Духовно-нравственные регулятивы профессиональной деятельности человека» (Йошкар-Ола, 13-14 мая 2010 г.); Межрегиональной (с международным участием) студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного российского общества и роль образования в их разрешении» (Нижнекамск, 16 мая 2010 г.); Шуйской сессии студентов, аспирантов, молодых ученых III Межвузовской научной конференции (Москва-Шуя, 2010); II Всероссийской научно-практической конференции «Социальная онтология в структурах теоретического знания» (Ижевск, 28-29 мая 2010); Международной научно-практической конференции «Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире» (Саратов, октябрь 2010 г.); Международной молодежной научно-практической конференции «Научно-практические исследования и проблемы современной молодежи» (Елабуга, 23-24 декабря 2010 г.); Научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Философия и литература как источник рефлексии над макрокультурным кризисом» (ГОУ ВПО «ШГПУ», 23 марта 2011 г.); I

Международной научно-практической конференции «Наука и просвещение» (Ломоносовский научный центр, г. Санкт-Петербург, май 2011 г.) и др.

Основное содержание диссертации отражено в 24 публикациях, две из их числа напечатаны в журналах, включенных в список изданий, рекомендуемых ВАК МОиН РФ.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Правосознание представляет собой центральный элемент в системе «сознание общества». Реалии современной жизни выдвигают на первый план необходимость учета правовых, нравственных и политических принципов, лежащих в основе деятельности общественно-исторических субъектов.

2. Правосознание общественно-исторических субъектов играет решающую роль в организации деятельности людей и саморегуляции их поведения в социально неоднородном обществе. Основными детерминаторами правосознания являются общественные нравы, мораль и право. Принятие социально-значимых решений осуществляется человеком с опорой на моральные принципы и с учетом норм действующего права.

3. Правосознание представляет собой совокупность трех составляющих - правовой психики (переживание юридических законов как справедливых или несправедливых), правовой идеологии (субъективно групповая оценка места и роли позитивного права в функционировании и развитии общества) и правовой науки (объективно истинное объяснение и понимание права).

4. Системообразующими принципами правосознания являются идеи справедливости и равенства, порождаемые исторически имманентными общественными противоречиями и социальными конфликтами социально неоднородного общества.

5. Характерным признаком правосознания современного российского общества является правовой нигилизм, способствующий возникновению различных форм социального экстремизма, разрушающего связи государства и общества, этнокультурную целостность современной России.

6. Идеологическим концепциям и социально-практическим устремлениям индивидуумов и социальных групп, направленным на разрушение отдельных сторон общественного устройства, институты социального управления (государство, церковь, школа, семья) могут и должны противопоставить нравственно-мировоззренческую концепцию правового омнизма, утверждающего духовную ценность и практико-политическую пользу разумного юридического закона и справедливого правосудия.

Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения и библиографического списка, содержащего 175 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе - «Теоретико-методологические предпосылки исследования правосознания в этике» - рассматриваются социально-экономические и политические условия возникновения правосознания, а также духовно-идеологические основания его функционирования и развития.

Первый параграф — «Социально-политические и духовные условия возникиовения правосознания» - посвящен анализу общества как целостной системы, основными частями (подсистемами) которой являются материально-производственная, социально-управленческая и духовно-производственная сферы общественной жизни, детерминируемые в социально неоднородном (классовом) обществе соответствующими областями человеческой деятельности - экономической, политической и идеологической.

Правосознание как совокупность представлений различных субъектов исторического процесса (индивидов, социальных групп, народов) об окружающей их социально-правовой реальности традиционно рассматривается в этико-философских исследованиях как общественный феномен, тесно взаимодействующий с такими феноменами сознания, как политическое, нравственное, религиозное и т. д.

Анализируя социально-политические и духовно-идеологические условия возникновения правосознания и рассматривая последнее как форму эмоционально-рационального отражения человеком важнейших сторон социальной реальности, диссертант принимает сложившуюся в отечественной социальной философии концепцию понимания государства и права, согласно которой они являются системообразующими элементами социально неоднородного общества.

Государство и право приходят на смену родоплеменному самоуправлению, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется на неоднородные социально-экономические группы. Как полагает современная историческая наука, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного, стоящего над обществом управленческого аппарата, который был бы способен осуществлять функции принудительного воздействия на «непослушных». В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена-

торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться сверхнеобходимый прибавочный продукт. Таким образом, появилась объективная возможность обеспечить содержание особой группы людей, специализирующейся на выполнении управленческих функций, социальной группы управленцев, которые уже не принимали непосредственного участия в процессах материального производства.

Проведенный диссертантом анализ взаимосвязи государства и права как системообразующих элементов политической подсистемы общества и детерминаторов человеческой деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1) общество представляет собой совокупность индивидуальных и групповых взаимодействий, сохранение и воспроизводство которых предполагает наличие определенных норм, посредством которых регулируются данные взаимодействия;

2) в эпоху родоплеменной общности человечество, создающее самобытные культурно-исторические миры, вырабатывает конкретные социальные нормы, представляющие собой синкретические (религиозно-нравственно-правовые) правила повседневной жизни и групповой деятельности;

3) на стадии перехода от родового строя к классовому устройству человек создает государство как систему политического управления обществом с помощью особого рода правил — юридических (правовых) законов, поддерживаемых принуждением специальных государственных учреждений;

4) государство представляет собой совокупность элементов системы политического управления, а право (писаные юридические законы) представляет собой совокупность искусственных норм деятельности, позволяющих сделать социальное управление устойчивым и эффективным.

5) в социально-неоднородном обществе государство и право представляют собой единый социальный институт, функцией которого является управление многообразными общественными процессами.

Второй параграф - « Мораль и общественные нравы как источники становления и развития правосознания» — посвящен анализу взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, государства и права, социальной реальности и сознания субъектов общественно-исторического процесса, а также анализу взаимодействия политической, правовой и нравственной сторон сознания общества.

Правосознание рассматривается диссертантом как неотъемлемая составная часть человеческой культуры. В общенаучном и философском ее понимании культура есть все то, что создается человеком в процессе его жизни и деятельности. Индивидуальная и групповая правовая культура предполагает определенную правовую осведомленность социально-

исторического .субъекта, знание им санкционированных государством юридических предписаний. Она включает в себя не только духовно-положительное (омнистическое), но и духовно-отрицательное (нигилистическое) к ним отношение, а также повседневную практику правопослушного и/или противоправного поведения.

Правовая культура — это общее представление человека о действующем в обществе праве (совокупности юридических законов), а также все содержание правомерной и неправомерной деятельности личности. Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют не об отсутствии правовой культуры, как полагают некоторые исследователи, трактующие культуру не в онтологическом (бытийном), но преимущественно в аксиологическом (оценочном) ее аспекте, а о наличии у индивида или группы правовой культуры особого рода. Примером такого рода является субкультура правового нигилизма, включающая в себя как субъективно-идеологическое отрицание необходимости существования юридических законов, так и объективно-поведенческое пренебрежение действующими в обществе законами. Присущее каждому человеку правовое сознание может находиться на различных уровнях своего развития и по-разному проявляться в зависимости от мировоззренческих установок и жизненных ситуаций, но при этом всегда оставаться глубоко личным внутренним опытом, присущим только самой личности и имеющим только для нее одной жизненно важное значение и социально-практическую ценность.

Мировоззренческим и правовым элементам целостного сознания личности присущи специфические функции. Функция мировоззрения состоит в том, чтобы сориентировать личность в ее наиболее общем духовно-идеологическом и практико-политическом отношении к тому миру, частью которой она является. Функция правосознания состоит в том, что оно определяет отношение личности к законности и правопорядку. Вместе с тем правовое сознание позволяют личности в условиях изменяющейся правовой реальности делать осмысленный выбор на различных направлениях её индивидуальной и групповой социальной деятельности.

Особую роль в жизни человека играют нравственные чувства, моральные категории, этические принципы, составляющие в совокупности содержание нравственного сознания индивида. Важное значение нравственной стороны индивидуального сознания состоит в том, что человек целеустремленно развивает в себе способность к таким поступкам, к такому поведению, которое способствует совершенствованию положительных (социально приемлемых в данном обществе) качеств и преодолевает отрицательные. Нравственное сознание, как и сознание в целом, включает в себя нравственное переживание, нравственное «понимание» (осмысление человеком нравственных норм как общественно-необходимых правил поведения) и нравственную оценку.

Нравственное сознание личности отражает практические взаимосвязи людей в категориях добра и зла, хорошего и плохого, честного и бесчестного, а также закрепляет в виде идеалов, принципов, правил поведения требования, предъявляемые социумом к личности в ее повседневной жизни и продуктивной деятельности.

К основным духовным источникам правосознания диссертант относит следующие. Во-первых, мировоззрение как наиболее общее представление человека об окружающем его мире как целом и о мире социально-правовой реальности как естественноисторической части природно-общественного мира. Во-вторых, нравственные представления, вырабатываемые всем ходом исторической жизни народов. В-третьих, нравственные принципы, формулируемые социально-групповой моралью, рационалистической этикой как теорией морали, а также нравственным богословием племенных (этнических) и мировых (полиэтнических) религий, выражающим социально значимые правила человеческого общежития.

Проведенный анализ взаимосвязи правосознания и близких ему духовно-мировоззренческих образований позволяет диссертанту сделать следующие выводы. Характерными чертами правосознания являются следующие. Первая черта - этицизм, т. е нравственная насыщенность содержания правосознания и устойчивая связь юридических норм в различные исторические эпохи с морально-этическими представлениями классов, сословий и малых социальных групп. Вторая черта - этатизм, т. е. неразрывная связь в условиях социально неоднородного общества правовых представлений с правовыми нормами, санкционированными конкретно-историческим государством. Третья черта - омнизм, т. е. принятие морали, права и государства в качестве необходимых условий социального бытия и упорядоченного существования человеческих сообществ.

Во второй главе - «Правосознание как система» - рассматриваются существующие в современной науки точки зрения по вопросу сущности правосознания, проводится анализ правосознания как относительно самостоятельного целостного образования в системе сознания, обосновывается трехчастная модель правосознания.

Первый параграф второй главы «Понятие правосознания» - содержит анализ существующих в современной науке точек зрения по проблеме сознания в целом, а также по вопросам сущности, содержания и функций правосознания.

В обосновании точки зрения на сознание человека как идеальную систему отражения окружающего его мира диссертант исходит из того, что человек, являясь изначально существом разумным, создает, образовывает себя сам, находя в окружающем мире многообразные ценности и проясняя для себя их смыслы. Отношение человека к самому себе оформляется в самосознании, которое позволяет ему определить свое место среди людей и

предназначение в истории. Другая сторона сознания - мировоззрение, предметом которого является внешний мир.

Сознание - одно из основных понятий философии, психологии, социологии. Термином «сознание» в современной отечественной науке и философии обозначают высший уровень духовной активности человека как социального существа. Наиболее общий подход к сознанию позволяет выделить в нем две составные части: самосознание и мировоззрение. В анализе сознания принято различать два аспекта: гносеологический и социологический. Гносеологический аспект, как отмечают исследователи, раскрывает движение от объективной действительности к сознанию, то есть процесс отражения внешнего мира, а социологический аспект - переход от сознания к действительности, то есть практическую реализацию идей. Соответственно этим двум аспектам исследователи выявляют две структуры сознания. В гносеологическом плане система сознания дифференцируется, прежде всего, на сознание чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. Кроме того, различают теоретическое и нетеоретическое, научное и ненаучное, систематизированное и несистематизированное, идеологическое и неидеологическое сознание.

Сознание человека целостно. Противоположными сторонами сознания в целом являются самосознание и мировоззрение. Разделяя правосознание на противоположности, можно говорить о «правовом самосознании», включающем в себя совокупность представлений человека о самом себе как субъекте социально-правовой деятельности, а также о «правовом мировоззрении» как наиболее общем представлении конкретно-исторического субъекта о месте и роли права, являющегося определяющим элементом системы «общество», связующим ее основные подсистемы: материально-производственную, духовно-производственную и политико-управленческую.

Правовое самосознание есть осознание социальным субъектом своего места и роли в сфере социально-правовой реальности. Правовым мировоззрением можно назвать относительно целостное представление социального субъекта о том «мире правовой реальности», которую он осознает и которую он принимает (омнистическое видение мира) или отвергает (нигилистическое видение мира).

Проведенный анализ содержания и сущности правосознания позволяет диссертанту сделать следующие выводы. Правосознание есть относительно самостоятельная часть сознания ' общественного человека. Сознание общественного человека отражает окружающий его мир различными способами. Результаты отражения предстают в виде ряда «форм общественного сознания». Наиболее близкими правовой форме сознания являются нравственная (моральная) и политическая формы сознания. Субъекты правосознания - это индивиды, социальные группы (малые и

большие), народы (этносы, субэтносы, суперэтносы), совокупное человечество.

Характеризуя специфику правосознания, исследователи нередко подчеркивают его оценочный характер (субъективно-групповой, идеологический момент), забывая о том, что точно такой же характером обладают и другие формы сознания (нравственная, политическая, эстетическая).

Некоторые исследователи приписывают правосознанию нормативность, выводя ее из «оценочного отношения людей к праву». В данном случае исследователи не различают понятия «нормативность правовых норм» и «нормативность правосознания». Если нормативность правовых норм выступает как безусловная, опирающаяся на возможность государственного принуждения, обязательность содержащихся в нормах велений, то правовые представления и понятия никакой нормативности в себе не содержат. Сознание как целое и правосознание как его составная часть никакой обязательностью для человека не обладают. Сознание (нравственное, правовое, политическое) может лишь «призывать» личность действия, но у индивида всегда остаются субъективные возможности самовыражения свободной воли. Суждения, согласно которым все формы общественного сознания будто бы нормативны, поскольку влияют на индивидуальное сознание личности, проистекают на неразличения «нормы» (общественного правила) и личностных средств регулирования и саморегулирования индивидуального поведения.

Диссертант, поддерживая точку зрения, согласно которой правосознание оценивает социально-правовую реальность, отмечает, что данная специфическая оценка осуществляется посредством категорий законного и незаконного, справедливого и несправедливого и др. Содержащиеся в правосознании представления о степени социальной полезности правовых явлений, ориентируют людей в их жизнедеятельности. Оценки состояния законности, правосудия, действующего законодательства и практики его реализации позволяют своевременно и адекватно реагировать на мир правовых явлений, формировать к ним свое отношение.

Второй параграф второй главы «Структура правосознания» -содержит описание основных элементов правосознания как системного образования, а также анализ взаимодействия социально-психических, идеологических и теоретико-правоведческих компонентов правовой подсистемы человеческого сознания.

Обобщая разнообразный материал по проблеме структурирования сознания и элиминируя особенности индивидуальных подходов к анализу данной проблемы, диссертант приходит к выводу, что в системе сознания можно вычленить три относительно самостоятельные части. Одни авторы обозначают эти стороны сознания в терминах: эмоциональное, познавательное, идеологическое, другие — в терминах практического, научного и оценочно-нормативного сознания, третьи - в понятиях

общественной психологии, науки и идеологии. Диссертант обосновывает точку зрения, согласно которой за терминологическими различиями просматривается сложившееся в отечественной науке общее представление о трех составных частях (подсистемах) сознания, которые в рамках настоящего исследования содержание сознания можно представить следующим понятийным рядом: эмоционально-психическая область сознания, идеологическая область сознания и научно-теоретическая область сознания человека.

Правосознание как целое представляет собой совокупность эмоционально-волевых и мыслительно-оценочных феноменов, носителем которых являются индивиды и многообразные социальные общности. По уровню отражения социально-правовой реальности в философии и юридической науке правосознание, как и сознание человека в целом, принято делить на обыденное и теоретическое. Обыденное правосознание представляет собой совокупность правовых чувств, воззрений и оценок, формирующихся в условиях повседневности, и в той или иной степени подкрепляемых той правоведческой информацией, которую индивиды и общности разного рода (малые и большие социальные группы) получают в процессе формального (школьного, вузовского и т. п.) непрофессионального (т. е. внеюридического) образования, а также - из средств массовой информации, из опыта общения с юристами и не юристами. Что же касается так называемого «профессионального правосознания», то диссертант не признает его, как делают это некоторые исследователи, особым «уровневым» правосознанием, поскольку законотворец и правоприменитель (следователь, прокурор, судья и т. д.) далеко не всегда, по различным причинам политико-управленческого, идеологического и даже эмоционально-бытового характера, руководствуется буквой и духом закона, не всегда в рамках своих служебных обязанностей способен находиться на теоретическом уровне осмысления социально-правовой реальности.

Присущее каждому человеку правовое сознание, функционирующее на различных уровнях своего развития и по-разному проявляющееся в зависимости от мировоззренческих установок и жизненных ситуаций, всегда остается при этом субъективно ограниченным внутренним опытом, присущим конкретно-исторической личности и имеющим только для нее одной жизненно важное значение и социально-практическую ценность.

Третья глава - «Нравственно-этическое осмысление принципов правосознания» - включает в себя анализ идей справедливости и равенства как системообразующих принципов правосознания, а также исследование духовно-идеологических источников и нравственных оснований правового нигилизма, порождаемого социальной несправедливостью и социальным неравенством.

В первом параграфе - «Идея справедливости и идея равенства как системообразующие принципы морально-правового сознания» -

анализируется взаимосвязь и взаимодействие справедливости и равенства как принципов правосознания, способных помочь субъектам исторического процесса в преодолении стихии социального хаоса и тенденций социального экстремизма. Справедливость и несправедливость, равенство и неравенство рассматриваются в диссертации как соотносительные философские категории. Применительно к анализу общественной жизни социальная справедливость/несправедливость и социальное равенство/неравенство рассматриваются как категории морально-правового сознания, используемые различными субъектами исторического процесса для осмысления индивидуального и группового социального бытия, а также в целях практического регулирования человеческих взаимоотношений.

Справедливость в онтологическом плане существует как реально-практическое отношение людей, т. е. как общественное отношение. В аксиологическом плане справедливость выступает как оценка действий одного социального субъекта со стороны другого социального субъекта и означает соизмеримость правового или морального идеала (должного) с сущим как мерой воздаяния и мерой требования. В гносеологическом плане справедливость есть философские категории для обозначения социально-практических взаимодействий общественно-исторических субъектов, признающих или не признающих одно и то же мерило, используемое при распределении общественных благ. Признание такого мерила основывается на принципе равенства, а непризнание — на принципе неравенства.

Равенство в онтологическом плане существует как реально-практическое отношение людей, т. е. как общественное отношение. В гносеологическом плане равенство есть философская категория для обозначения социально-практических взаимодействий общественно-исторических субъектов, признающих или не признающих себя равными в том или ином отношении.

В основу правового и морального справедливого равенства человеческое сознание полагает принцип естественного права: то, что признается справедливым (возможным и необходимым) для себя, должно признаваться справедливым (возможным и необходимым) по отношению к другому лицу. Правовая справедливость выступает как закрепленный юридическим законом регулятор экономической, политической, нравственной, социальной-бытовой и других форм справедливости. Она выступает как средство обеспечения равных прав и возможностей, исключает моральные привилегии и формальное неравенство людей перед законом.

В классовом обществе определенный уровень социального равенства может быть обеспечен только лишь государством. Последнее, претендуя на статус правового государства, не может ни даровать «всеобщее равенство», ни наделить всех граждан (и неграждан) равными материальными и духовными благами. Вместе с тем оно может и должно вовлекать представителей различных социальных групп в общеполезную деятельность,

обеспечивая материальные и духовные условия такого рода деятельности поддержкой разнообразных социальных институтов - семьи, школы, церкви, учреждений здравоохранения, физической культуры, спорта и т. д.

Этико-философский анализ идей справедливости и равенства, возникших в условиях перехода от бесклассового общества к классовому и сохраняющих свою общечеловеческую ценность на протяжении всей истории мировой цивилизации, позволяет диссертанту сделать следующий вывод: идеи социальной справедливости и социального равенства не могут не быть основополагающими принципами функционирования и развития современного российского государства, называющего себя правовым и социальным.

Во втором параграфе - «Правовой нигилизм и правовой омнизм в правосознании транзитивного российского общества» - рассматриваются нравственно-мировоззренческие принципы омнизма и нигилизма, трансформирующиеся в области социально-правовой реальности в практико-политические позиции «правового нигилизма» и «правового омнизма».

В последние десятилетия большую актуальность в мире науки приобрела проблема нигилизма как одного из факторов эволюции современной цивилизации. В современной России философы, социологи, историки, представители других областей знания, а также философствующие публицисты, далеко не всегда имеющие отчетливые мировоззренческие установки, стремятся, тем не менее, уточнить смысл существительного «нигилизм», прилагая к нему дифференцирующие определения: философский, политический, правовой, нравственный, эстетический и т. д.

Стремясь к решению задач, поставленных в настоящем исследовании, диссертант рассматривает нигилистически трактуемое «правовое», прежде всего, в ряду таких понятий, как «политическое» и «моральное», поскольку в живой социальной действительности политика (деятельность государства), право (совокупность государственных законов) и мораль (совокупность народных обычаев, групповой нравственности и этических учений) представляют собой единый духовно-практический континуум, в границах которого функционирует и развивается современное человечество.

Омнизм и нигилизм как противоположные общемировоззренческие позиции человека можно обнаружить во всех исторических эпохах и во многих сферах общественной жизни. Если омнистическая установка, в значительной степени бессознательно проявляющаяся в делах и словах различных социальных субъектов, специально, как правило, не рассматривается исследователями, то нигилистическое отношение человека к миру вызывает у исследователей (социологов, психологов), а также у политиков, педагогов, производственных управленцев повышенный интерес в силу проистекающих из данной общемировоззренческой установки отрицательных социальных последствий.

Наиболее общими идеями для всех исторических эпох являются две основополагающие идеи: во-первых, идея утверждения бытия природы, общества, человека, вытекающая из положительного мировосприятия, и, во-вторых, идея отрицания бытия в целом или отдельных его сторон (семьи, церкви, государства и т. д.), формирующаяся в условиях переходного состояния общества как следствие негативного отношения «кризисной личности» к окружающему её миру.

Омнизм и нигилизм как противоположные общемировоззренческие позиции человека можно обнаружить во всех исторических эпохах и во многих сферах общественной жизни. Если омнистическая установка, в значительной степени бессознательно проявляющаяся в делах и словах различных социальных субъектов, специально, как правило, не рассматривается исследователями, то нигилистическое отношение человека к миру вызывает у исследователей (социологов, психологов), а также у политиков, педагогов, производственных управленцев повышенный интерес в силу проистекающих из данной общемировоззренческой установки отрицательных социальных последствий.

Особенностью правового нигилизма является то, что он тесно связан с нравственно-этическим нигилизмом (имморализмом) и политическим нигилизмом (анархизмом) и нигилизма. Предпосылки правового нигилизма лежат не только в области общественных отношений, но и в области правосознания. Правосознание представляет собой совокупность взглядов и убеждений, выражающих то или иное отношение человека к окружающему его миру социально-правовой реальности. Свое отношение к миру в целом и к отдельным социокультурным ценностям человек может выражать путем их принятия или непринятия. Нигилизм - практическая и мировоззренческая позиция человека, отвергающего бытие в целом или его отдельные стороны (государство, право, семью, религию, мораль). Нигилизм всегда проявляется там, где разрушение и отрицание наиболее неприемлемых сторон миробытия становится самоцелью. Общественная практика свидетельствует, что отдельные индивиды и социальные группы в силу объективно-социальных обстоятельств или субъективно-идеологических пристрастий действуют, используя нигилистические средства и методы. Таким образом, нигилизм выступает как мировоззренческий принцип, часть группового сознания, сущностным признаком которого является неприятие всех или отдельных элементов мира.

В Заключении подводятся итоги проведенного научного исследования и, вместе с тем, намечаются перспективы дальнейшего изучения весьма важной проблемы трансформации нравственных оснований правосознания, а также применения выводов диссертации в практике — широким формам деятельности в плане школьного и внешкольного образования, этико-философского осмысления процессов духовной жизни современного российского общества.

Основное содержание диссертации представлено в следующих публикациях автора.

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК МОиН РФ

1. Назаров, С. Ю. Проблемы формирования правопослушного поведения личности // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - М., 2011. - Вып. 4. - С. 330333.

2. Назаров, С. Ю. Правосознание личности как феномен культуры // Среднерусский вестник общественных наук. - Орел, 2011. - № 4. - С. 22-25.

3. Назаров, С. Ю. Проблемы изучения истории правового нигилизма российской интеллигенции / Возилов В. В., Назаров С. Ю. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 4 (10): в 3-х ч. - Часть II. - С. 34-37.

Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях

4. Назаров, С. Ю. Правовое сознание как духовная реальность // Материалы международной научно-практической конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека». — Ставрополь: ГОУ ВПО «Ставропольский государственный технический университет», 2009.-С. 118-119.

5. Назаров, С. Ю. Правосознание личности как средство обеспечения ее социальной безопасности // Социальная безопасность учащейся молодежи: проблемы и технологии обеспечения: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. П. А. Кисляков. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. - С. 250-252.

6. Назаров, С. Ю. Мировоззрение и правосознание личности в современном российском обществе // Философское осмысление естественнонаучных, технических и социально-экономических проблем. Вып. № 14. Межвуз. сб. науч. тр. - Волгоград: ВГТУ, 2010. - С. 68-72.

7. Назаров, С. Ю. Правосознание как регулятор поведения социальных субъектов // Актуальные проблемы современного российского общества и роль образования в их разрешении: материалы Межрегиональной (с международным участием) студенческой научно-практической конференции (Нижнекамск, 13 мая 2010 г.) - Нижнекамск: Нижнекамский муниципальный институт, 2010. - С. 187-188.

8. Назаров, С. Ю. Право и его понимание // Научные Зворыкинские чтения - П. Сборник тезисов докладов. Муромский институт Владимирского государственного университета 5 февраля 2010 г. http://www.mivlgu.ru/conf7zvorykin2010/materials/index.html

9. Назаров, С. Ю. Право как предмет научного познания // Сохранение культурного и образовательного потенциала Ивановской

области: Материалы межвузовской научной конф. (VI областной фестиваль «Молодая наука - развитию Ивановской области») (28 апреля 2010 г.). -Иваново-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - С. 226-227.

10. Назаров, С. Ю. Право и правосознание // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сб. трудов III Межвузовской научной конф. - Москва-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - С. 261263.

11. Назаров, С. Ю. Кризисная личность, её мировоззрение, правосознание и правовая культура // Психология кризисной личности. Материалы межвузовской научно-практической конференции 9 июля 2010 г. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ». - С. 18-20.

12. Назаров, С. Ю. Роль мировоззрения современной личности в осознании ценности самообразования // Образование в XXI веке / Материалы Всероссийской заочной научной конференции. - Тверь: Изд-во ООО «КУПОЛ», 2010. - С. 59-60.

13. Назаров, С. Ю. Правовая культура человека как социально-практическая ценность // Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 28-29 мая 2010 года / Под общ. ред. О. Н. Бушмакиной, С. В. Кардинской, Н. Б. Поляковой. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. - С. 59-63.

14. Назаров, С. Ю. Нравственно-мировоззренческое сознание личности как социально-практическая ценность // Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы П Всероссийской научно-практической конференции 28-29 мая 2010 года / Под общ. ред. О. Н. Бушмакиной, С. В. Кардинской, Н. Б. Поляковой. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. — С. 63-66.

15. Назаров, С. Ю. Правосознание и профессиональная деятельность юриста // Духовно-нравственные регулятивы профессиональной деятельности человека: Материалы Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых (13-14 мая 2010, Йошкар-Ола). - Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т, 2010. - С. 25-27.

16. Назаров, С. Ю. Правосознание и его нравственные функции // Научно-практические исследования и проблемы современной молодежи: Труды II Международной молодежной научно-практической конференции. Т. 3. Елабуга, 23 - 24 декабря 2010 г. - Казань: Изд-во Казан, гос. техн. унта, 2010.-С. 307-309.

17. Назаров, С. Ю. Мировоззренческие основы правосознания и правоприемлемого поведения личности // Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования. Материалы I заочной научной объединенной сессии: Шадринск - Шуя, 27 января 2011 г. I Шадринский гос. пед. ин-т; отв. ред. О. А. Спицына. - Шадринск: ШГПУ, 2011. - С. 235237.

18. Назаров, С. Ю. Роль мировоззрения и нравственного сознания в творческой деятельности // Актуальные вопросы современной педагогической психологии. Материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию кафедры психологии / Под ред. И. Ю. Добродеевой. - Шуя, 2011. - С. 65-66.

19. Назаров, С. Ю. Правовое как культурное // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: Материалы межвузовской научно-практической конференции (VII областной фестиваль «Молодая наука - развитию Ивановской области», 27 апреля 2011 г.). В 3 ч. Ч. 3. Социально-экономические исследования. Философия. Культура. Искусство. Религиоведение. Региональный аспект этнохудожественного образования и народные промыслы. - Иваново-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ» - Иваново-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011.-С. 37-38.

20. Назаров, С. Ю. Правосознание в системе социально-правовой реальности // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов IV Международной научной конференции. Том 2. -Москва-Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - С. 136-139.

21. Назаров С. Ю. Образованность как свойство личности и задачи модернизации профессионального юридического образования в современной России // Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России: Сб. материалов Всероссийской научной конференции 17-18 мая 2011 года. Том 1. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2011. - С. 77-80.

22. Назаров С. Ю. Нравственные и мировоззренческие основания правопослушного и противоправного поведения молодежи // Стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. В. Н. Белова. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2011. - С. 282-285.

23. Назаров, С. Ю. Правосознание личности и правовой нигилизм в России // Наука и просвещение: Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть 1. - СПб: Ломоносовский научный центр, 2011.-С. 149-157.

24. Назаров, С. Ю. О взаимосвязи понятий «политика» и «право» в контексте анализа политической революции // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 21(236). Политические науки. Востоковедение. Выпуск 11. - С. 29-33.

Подписано в печать 21.11.2011 г. Формат 60x84 1/16. Бумага 80 г/м2. Печать ризография. Гарнитура тайме. Усл. п. л. 1,75. Тираж 100 экз.

Отпечатано на оборудовании частного предприятия «ПолиЦентр», Ивановская область, г. Шуя, ул. СвердловаД

 

Текст диссертации на тему "Нравственные основания правосознания в социально неоднородном обществе"

61 12-9/152

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НАЗАРОВ Сергей Юрьевич

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНО НЕОДНОРОДНОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 09.00.05 ■ этика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

11а правах рукописи

Научный руководитель.....

действительный член РАО, доктор философских наук, профессор К). А. Лебедев

Шуя 201 1

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................... —............................................................. 3

Глава I. Теоретико-методологические предпосылки

исследования правосознания в этике..............................................16

1.1. Социально-политические и духовные условия

возникновения правосознания.........................................................................16

1.2. Мораль и общественные нравы

как источники становления и развития правосознания...........................39

Глава 2. Правосознание как система ............................................... 56

2.1. Понятие правосознания............................................................56

2.2. Структура правосознания..........................................................72

Глава 3. Нравственно-этическое осмысление

принципов правосознания.............................................................90

3.1. Идея справедливости и идея равенства

как системообразующие принципы морально-правового сознания............ 90

3.2. Правовой нигилизм и правовой омнизм

в правосознании транзитивного российского общества.......................... 110

Заключение ................................................................................ 131

Библиографический список............................................................ 135

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Формирование правосознания индивидов и социальных групп относится к числу важнейших задач дальнейшего развития современного российского общества, пораженного язвами преступности, социальной несправедливости, правового нигилизма, имморализма и социального экстремизма. В силу этого актуальность исследования проблемы нравственных оснований правосознания определяется обстоятельствами как общественно-практического, так и научно-теоретического характера. Современное человечество представляет собой совокупность модернизирующихся сообществ-государств, устойчивое и стабильное развитие которых во многом зависит от качества правосознания его членов. Глобализация и противодействующие ей тенденции локализации политико-юридических и нравственно-идеологических процессов с неизбежностью актуализирует проблему практико-юридического взаимодействия государств и диалога культур-цивилизаций в сфере правовой и нравственной форм сознания многообразных с о ц и а; I ь н о - и с то р и ч е с к и х субъектов.

Исследование вопроса о нравственных основаниях правосознания является особенно ценной в наши дни, когда низвергаются или подлежат трансформации многие образования моральной и правовой форм сознания общества. Среди современных исследователей нет сомнения в том, что вопрос о нравственных основаниях правосознания связан с проблемой осмысления тенденций развития общественной жизни. Стремление человека изменять природный и общественный мир издавна является предметом научного интереса. Теоретическое осмысление создаваемых человеком правил деятельности, нравственных принципов и юридических законов было актуальным во все исторические эпохи, таковым оно остается и сегодня.

Современная ситуация в России характеризуется существенными изменениями, происходящими в материально-производственной, политике-

3

управленческой, духовно-идеологической сферах общественной жизни. Под влиянием этих изменений происходит инволюция (свертывание) системы морально-правовых ценностей, что приводит к демонстрации малыми (семья, корпорация), средними (школьники, студенты) и большими (предприниматели, государственные служащие) социальными группами деструктивных способов поведения. Исследование своеобразия состояния современного российского общества и происходящих в нем изменений нуждается в аналитическом э т и к о - ф и.: I о с о ф с к о м обосновании. Концептуальное осмысление общественного развития, опирающееся на эмпирические исследования социальных фактов в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости, выявление процессов современной действительности и их объяснение, прогнозирование тенденций развития является важной задачей, стоящей перед научной общественностью.

Несомненно, что роль морали и права в жизни людей всегда была велика, а морально-правовые проблемы вызывали интерес, но изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления прежних представлений о соотношении морали и права, которое бы отражало объективность происходящих процессов внутри общества. Роль морали и роль права как ведущих социальных регуляторов, как средств упорядочения общественных отношений в новой российской действительности принципиально изменились. В современном российском обществе прежде принятые моральные нормы и принципы трансформируются в изменяющихся условиях жизни. Многие требования морали закреплены нормами права, но механизмы их реализации не всегда работают в реальных условиях российской действительности.

Темпы экономических, политических, духовно-идеологических

преобразований в России требуют нового теоретического анализа

механизмов морально-правового взаимодействия. Мораль и право -

взаимодополняющие регуляторы человеческой деятельности и поведения. От

их эффективного взаимодействия в значительной степени зависит не только

4

духовное состояние общества, но также и результаты его материально-производственной и политико-управленческой деятельности. В силу этого исследование проблемы взаимодействия морали и права в современных условиях выдвигается на передний план этической науки, так как только адекватное понимание изменений, происходящих в жизни общества, позволит обеспечить России длительное устойчивое развитие. Для этого духовно-идеологическая система российского общества должна быть организована таким образом, чтобы деятельность и повседневное поведение всех членов общества соответствовали традиционным принципам морали и юридическим законам, и при этом нравственная и правовая формы сознания человека становились бы духовной основой формирования гражданского общества и функционирования социально-государственных институтов в современной России.

Степень научной разработанности проблемы» На протяжении всей

истории философии проблемы права и правосознания привлекали внимание

крупнейших мыслителей. Со времен античности исследуются различные

аспекты воздействия духовно-нравственных факторов на общественно-

исторические процессы. Так. в трудах Платона и Аристотеля представлена

нравственно ориентированная духовность, задающая рациональный порядок

в социальном мире. Принципы законности и справедливости, равенства всех

граждан перед законом, размышления о гносеологических и социальных

источниках правосознания обсуждаются в философских произведениях

Средневековья и эпохи Просвещения. Религиозно-нравственные аспекты

понимания духовности и ее регулятивной роли в жизни общества находят

свое отражение в трудах Августина Аврелия, Боэция, Фомы Аквинского и др.

Рационалистическое осмысление морально-правовой реальности и ее

влияния на деятельность человека и на его судьбу представлено в трудах Р.

Декарта, Б. Спинозы. Классики немецкой диалектической философии И.

Кант, И. Фихте, Г. Гегель особо подчеркивали историческую и логическую

взаимосвязь правовой и нравственной форм человеческого сознания, их

5

детерминированность разумом и образованием. Основоположники м ате р и ал и ст и ч ее ко го понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс диалектически анализировали теоретические аспекты взаимодействия права и морали, права и политики, государства и общества.

Большое значение для осмысления проблематики диссертации имеют работы русских мыслителей Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Б. А. Кист я ко вс ко го, М. М. Ковалевского, П. А. Кропоткина, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, а также зарубежных исследователей Дж. Роллза, П. А. Сорокина, М. Хайдеггера, О. Хеффе и др. Восстановление отечественной этико-философской традиции в разработке проблем социально-правовой реальности и соотнесение её с новейшими подходами зарубежной науки способно помочь современному исследователю в разрешении общих и частных проблем становления и развития правосознания трансформирующегося российского общества.

Проблемам содержания, структуры, функций правосознания, его связи с политическим сознанием и моральным сознанием, его деформации в современном российском обществе посвящены правоведческие исследования П. А. Белка нова. К). А. Дружки ной, 3. Н. Каландаришвили, А. И. Клименко, Д. Э. Марченко, В. Р. Петрова, Л. В. Сокольской и др.'

Вопросы формирования и развития правосознания отдельных социальных, возрастных, национальных групп рассматриваются в

Белкаиов Е. А. Структура и функции правосознания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1996; Марченко Д. Э. Деаксиологическое правовое сознание и его формы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2001; Каландаришвили 3. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления (Теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004; Клименко А. И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005; Дружкгша Ю. А. Религиозное правосознание: автореф. дис. ... канд. юрид. - Саратов, 2007.

диссертациях С. А. Батова, Н. Ю. Евпловой, Е. А, Певцовой, В. М. Сапогова, Я. В. Сандул, И. М. Хиль и др.2

В отечественной социальной психологии, социологии, культурологии, философии последних десятилетий диапазон исследования проблем права и

"X 4

морали , правовой и моральной форм сознания заметно расширился". Онтологическим, гносеологическим, культурно-историческим аспектам становления и развития правосознания посвящены диссертационные работы Р. С. Байниязова, И. П. Носова, А. А. Чупровой, и др."'

Вместе с тем в теории правосознания остается еще немало дискуссионных и нерешенных вопросов, к которым следует отнести , прежде всего, исследование нравственных оснований данного феномена, мировоззренческих детерминант его становления и развития. Проблема нравственных оснований правосознания в отдельных ее аспектах

2 Битов С. А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1989; Ев плов а //. Ю. Правовое сознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2004; Кочесоков 3. X. Национальные особенности правового сознания граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д.. 2004: Хиль И. М. Особенности формирования правового сознания студенческой молодёжи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2005; Певцова Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2006 Сапогов В. М. Формирование правового сознания воспитанников интернатных учреждений: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007; С ал дул Я. В. Развитие правового сознания студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2011.

3 Разуваев Н. В. Норма права как явление правовой культуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2001; Гриценко Г. Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003.

4 Голынчык Е. О. Социальные представления о справедливости как составляющая правосознания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004; Калясина Н. А. Взаимодействие морали и нрава в современном российском обществе: этический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Шуя. 2008. Чикыи Л. А. Социально-философский анализ концепции правосознания И. А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Иваново, 2008.

5 Чупрова A.A. Становление духовного опыта российского правосознания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Иркутск, 2004; Носов И. П. Правосознание: духовные и мировоззренческие основания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 2006; Байныязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Саратов. 2006.

рассматривалась исследователями многих наук о человеке и обществе. В современных публикациях авторы обращаются к исследованию проблем правосознания в и с то р и ко - п ра во во м аспекте, в социально-психологическом аспекте, но не в этико-философском, что диктуется потребностями развивающейся социально-гуманитарной наук и политико-правовыми задачами развития современного российского общества.

Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные авторы в трудах, посвященных исследованию философии и теории права, в той или иной степени рассматривали отдельные стороны проблемы правосознания, до сих пор проблема нравственных оснований правосознания не подучила должного освещения и не стала предметом специального философско-этического исследования.

Однако в настоящее время нет диссертационных работ, посвященных этико-философскому анализу проблемы нравственных оснований правосознания, хотя потребность в ее осмыслении осознается авторами исследований, посвященных вопросам взаимодействия права и экономики, права и политики, права и морали6.

Исследования указанных авторов дали возможность осознать сложность и неоднозначность исследуемой проблемы, способствовали формулированию теоретической проблемы исследования и выбору теоретико-методологических оснований диссертационного исследования.

Исследование своеобразия состояния современного российского общества и происходящих в нем изменений нуждается в аналитическом этико-философском обоснован и и. Концептуальное осмысление общественного развития, опирающееся на эмпирических исследования социальных фактов в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости,

6 См.: Сокольская Л.В. Особенности взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности в посттоталитарном обществе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Алматы, 1995. - С. 4; Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2004. - С. 3-4.

выявление процессов современной действительности и их объяснение, прогнозирование тенденций развития, является важной задачей, стоящей перед научной общественностью.

Несомненно, что роль морали и права в жизни людей всегда была велика, а морально-правовые проблемы вызывали интерес, но изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления прежних представлений о соотношении морали и права, которое бы отражало объективность происходящих процессов внутри общества. Роль морали и роль права как ведущих социальных регуляторов, как средств упорядочения общественных отношений в новой российской действительности принципиально изменились. В современном российском обществе прежде принятые моральные нормы и принципы трансформируются в изменяющихся условиях жизни. Многие требования морали закреплены нормами права, но механизмы их реализации не работают в реальных условиях российской действительности.

Новые условия экономических, политических, духовно-идеологических преобразований в России требуют нового теоретического осмысления процессов морально-правового взаимодействия. Мораль и право - взаимодополняющие друг друга социальные образования. От эффективного взаимодействия этих регуляторов человеческой деятельности и общест венного поведения в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень правосознания и моральности общества.

Поэтому исследование проблемы взаимодействия морали и права в современных условиях выдвигается на передний план этической науки, так как только адекватное понимание изменений, происходящих в жизни общества, позволит обеспечить России сохранность и развитие ее культуры. Для своего совершенствования российская правовая система должна быть выстроена таким образом, чтобы она была востребована современным обществом, и при этом мораль и право в их взаимодействии становились основой формирования гражданского общества в современной России.

Проблема социально-нравственных оснований права и правового сознания решалась исследователями различных направлений философских и социально-гуманитарных наук. Однако в настоящее время нет диссертационных исследований, посвященных этико-фило