автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Объективность философского знания

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Шулевский, Николай Борисович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Объективность философского знания'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Шулевский, Николай Борисович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. «ФИЛОСОФИЯ МИФА - СИНКРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ОБЪЕКТИВНОСТИ ЗНАНИЯ.

§ 1 Миф как форма объективного знания

§ 2 Объективность мифологии в зеркалах истории философии.

§ 3. Мифологема золотой цепи как синкретическая форма объективности знания

§ 4. Миф и современное состояние мира

§ 5. От мифологической объективности к философской объективности

ГЛАВА П. «ФИЛОСОФИЯ ПРЕДМЕТА» - ЕСТЕСТВЕННО-ПРИРОДНАЯ

ФОРМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ЗНАНИЯ.

§ I. Смысловая сфера категории «объективность»

§ 2. Предмет как творческая сила объективного знания

§ 3. Основные предметные противоречия объективного знания

§ 4. Объективное знание в Эпоху Разума и в Эпоху Ошибочности: В.И Ленин и

Дж. Сорос

ГЛАВА Ш. «ФИЛОСОФИЯ СИСТЕМЫ» - ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА

ОБЪЕКТИВНОСТИ ЗНАНИЯ.

§ I. Система - форма, ступень, эталон объективности знания

§ 2. Приключения системы в стране объективного знания

§ 3. Борьба системы и развития за «душу» предмета

ГЛАВА IV. «ФИЛОСОФИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ» - КУЛЬТУРНО- САКРАЛЬНАЯ ФОРМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ЗНАНИЯ.

§ I. Система в поисках целостности

§ 2. Развитие в поисках целостности

§ 3. Целостность - надпроблемное пространство философии и культуры

§ 4. История философии - проблемное пространство идеи целостности

ГЛАВА V. «ФИЛОСОФИЯ УМА» - МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ФОРМА

ОБЪЕКТИВНОСТИ ЗНАНИЯ

§ I. Ум - объективный орган целостности

§ 2. Целостный ум - абсолютная формула объективного знания

§ 3. Метафизика объективного знания

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Шулевский, Николай Борисович

Актуальность темы.

Актуальность темы определяется ее онтологической, катастрофической, антропологической и рефлексивной значимостью.

В онтологическом плане объективность является творческим перводвигателем науки и культуры, жизни и философии. Объективность есть высший интегральный и абсолютный закон-определитель всякого сущего: идеального и материального, сакрального и натурального, естественного и искусственного, информации и знания. Потому философское выявление новых аспектов объективности играет решающую роль в раскрытии конечного, абсолютного назначения мира, человека, разума. Если наука вырабатывает объективное знание мира и человека, то философия раскрывает объективную суть самой объективности. Объективность всегда актуальна, ибо она определяет меру действенности, цельности, разумности сущего, меру его бытийной наличности, наполненности.

Малейшее забвение закона объективности ввергает людей в неисчислимые бедствия, катастрофы, кризисы. Современный мир находится в тотальном кризисе, а все усилия людей превозмочь его в итоге лишь углубляют и глобализируют разрушительность его действий. Кризис практически доказывает несоответствие человеческой активности объективности мира, ее целостности и ее макропропорциям. В этом плане философская объективность всегда актуальна, ибо она служит всеобщим методом анализа кризиса, духовной формой его одоления. Философия -это антикризисное и антикатастрофическое отражение и понимание кризисных и катастрофических процессов.

В антропологическом плане объективность представляет конечные цели человеческих усилий, их онтологический и космологический смысл, трансцендентальную тайну человеческой смерти и бессмертия. Стремление людей познать мир объективно, т.е. таким, каким он есть сам по себе, вне и независимо от человеческих желаний, по ту сторону смертной и смертельной человеческой субъективности является фундаментальной антропологической потребностью бытия. И в своей глубинной сути это стремление совпадает со стремлением человека к вечному бытию, к бессмертию. Объективность знания есть научно-философское проявление человеческой жажды бессмертия, а само бессмертие есть субъективно-психологическое выражение устремлений человека к вечному, т.е. абсолютно объективному знанию. Человек стремится к объективному знанию, ибо в нем удовлетворяются все неудовлетворенные - но должные быть удовлетворенными его желания. Объективность философского знания всегда актуальна, ибо это есть одна из форм проявления вечной человечности, человеческой вечности. Объективное знание - это дорога к вечному.

В рефлексивном плане объективность философского знания всегда актуальна, ибо именно объективность определяет актуальность всех идей и тем, устанавливает актуальность самой актуальности, меру соответствия актуальности своей абсолютной сущности. Актуальное всегда объективно значимо, а объективность - основа, движущая сила всякой актуальности. Актуально лишь объективное и объективно лишь актуальное.

Таким образом, исследование объективности философского знания актуально, ибо оно раскрывает новые пласты содержания сущего; ибо идея объективности знания служит методом исследования и преодоления кризисных состояний сущего; ибо объективное знание есть форма проявления вечной, бессмертной человечности; ибо сама актуальность есть активно действенное определение объективности.

Степень разработанности проблемы. Методология и источники исследования. В философской и научно-методологической литературе условно можно выделить разделы, в которых рассматриваются различные аспекты исторического, онтологического, диалектического, социологического, метафизического содержания этой темы.

Отдельные аспекты мифологической объективности исследуются в трудах Аверинцева С. С., Богомолова А. С., Кессиди Ф. X., Лосева А. Ф., Леви-Строса К., Элиаде М.

Отдельные аспекты предметных, системных и целостных форм объективности философского и научного знания исследуются в работах Блауберга И. В., Кочергина А. Н., Кузьмина В. П., Моисеева H.H., Новика И. Б., Оруджева З.М., Рачкова П. А., Садовского В.Н., Юдина Э. Г.

Различные формы культурных, научных, гносеологических, диалектических, метафилософских проявлений идеи объективности знания исследованы в трудах Алексеева П.В., Барулина B.C., Давыдова В.В., Кезина А. В., Коршунова А. М., Михайлова Ф. Т., Панина A.B. Идеальные измерения объективности исследовались в работах Ильенкова Э. В., Лифшица Мих. А., Лосева А. Ф.

Однако эти уже разработанные разделы проблемы объективности философского знания еще не сложились в единую книгу под тем же названием. Идея объективности еще не обрела системной и целостной формы выражения своего предметного содержания. Идея объективности еще не провела объективного расследования своей имманентной объективности, еще не стала рефлексивной объективностью.

Идея объективности служит философским средством изучения "другого", а ее собственный опыт бытия, ее "труды" на службе объективности познания, практики, культуры еще не стали целью самостоятельного исследования. Исследуется объективность материи, предметов, знание объективности, но упускается из виду анализ специфической материальности, предметности самой объективности, анализ идеальных сил объективности, особой объективности знания.

Историческая потребность в философском осознании современной ступени идеи объективности знания назрела уже давно. И прорвалась эта потребность в жизнь не на вечно голодных пегасах культуры, а на ненасытимых драконах кризисов. Поэтому объективное понимание современного содержания и форм объективности является необходимым условием самосохранения человека и культуры.

Как и любое другое знание, философия питается данными из пяти источников: опыт, рефлексия, откровение, общение, переживание. Соответственно, любую философскую идею можно аргументировать данными из всех этих источников. В каждом акте познания все эти данные сливаются воедино. А специфика каждой формы знания определяется доминирующим в ней источником. В науке доминирует опыт, в религии-откровение, в искусстве -общение, в морали-переживание, в философии -логическая рефлексия разума. Теоретической и методологической основой работы служит принцип целостности, охватывающий все источники объективного знания.

Поэтому разработка проблемы объективности философского знания в предлагаемом исследовании опирается на те труды историко-философской классики и современных авторов, в которых идея объективности знания выражает формы своего целостного бытия.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования - определить целостную объективность философского знания, обосновать объективность самой идеи объективности, раскрыть ее действие в качестве целевой причины философии.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: раскрыть содержание категории "объективность", основные теоретические ступени ее формирования. выявить духовно-культурные истоки и генезис объективности философского знания. выделить предметную объективность философского знания, исследовать системную форму и системные измерения объективности философского мышления. определить формы целостной объективности философского знания. рассмотреть логическую объективность философского знания в формах рассудка, разума, ума. обосновать метаобъективность философского знания в качестве теории целостного ума, охватывающей его целевые, структурные, познавательные и формирующие функции.

Научная новизна исследования.

1. Установлено, что идея объективности выражает целостность бытия в единстве его структурных, телеологических, континуальных и идеальных измерений. Объективность отражает структурное творчество бытия, его имманентную целемерную и проективно-смысловую продуктивность. Далее, объективность есть активная всепроникающая среда, выражающая тождественность, континуальность материального и идеального и преобразующая их "борьбу" и единство в "деловые" и "трудовые" предметные взаимодействия. Содержание объективности реально, но не материально; идеально, но не субъективно. Именно поэтому объективность мира становиться материалом знания, его умопостигаемой логической формой, самим знанием как родом бытия. Эта внутренняя полнота объективности развертывается через многообразие ее мифологических, предметных, системных, целостных, логических и метафизических, метаобъективных форм.

2. Выявлена специфика мифологической объективности, сущность которой выражает мифологема золотой цепи мира. Мифология служит синкретической праформой философской объективности, а мифологема золотой цепи символически отражает целостную объективность самой идеи объективности, ее внутреннюю рефлексивность. Раскрыто превращение этой мифологемы в философские категории "разум", "предмет", "идея".

3. Выделена предметная объективность философского знания, исследована общая форма предметности и ее место в составе универсума. В условиях Земли объективность мира организуется в дискретные формы предметности, предметов, посредством которых бесконечность вселенной становится соразмерной с человеком и его разумом. Поэтому предметность является основанием и необходимым условием объективности философского знания.

4. Раскрыта системная объективность философского знания, условия и границы ее объективной значимости, противоречия между системной и эволюционной объективностью. Система выражает объективность философского знания в формах конкретности, в формах органического единства многообразных определений предмета. Но система есть форма и человеческого властвования над миром с помощью государства, знания и техники, что порождает противоречия между объективностью и системностью знания, разрешение которых требует выхода за рамки системных методологий.

5. Исследована внутренняя логика становления целостной объективности философского знания, раскрыты основные исторические программы целостного философского знания, специфика их объективной методологии и аргументации. Доказано, что противоречие между системностью и объективностью философского знания разрешается посредством категории целостности, которая охватывает всю полноту системных, несистемных и метасистемных качеств объективности.

В составе целостности сама объективность становится предметом объективного анализа, обретая статус рефлексивной философской идеи.

6. Определена специфика логической объективности, в рамках и посредством которой сама объективность становится творческой силой, движителем философского знания. Исследована логическая объективность рассудка, разума и ума. Раскрыта универсальная объективность ума, охватывающая истоки, основания, причины и конечные цели философского знания. Ум - творец, перводвигатель, закон и бытие объективности философского знания; в уме объективность и мысль сливаются в единый творческий логос философской объективности.

7. Раскрыт метаобъективный уровень философского знания, его метафизическая объективность. Содержанием этого уровня является целостный ум, действующий в единстве своих целевых, структурных, познавательных и формирующих функций как в человеке, так и в универсуме. Доказано, что кратким выражением современной формы объективности философского знания служит формула - "целостный ум".

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Объективность философского знания отражает единство и целостность структурных, телеологических, континуальных и идеальных измерений бытия. Объективность выражает структурное творчество бытия, его целемерную и проективно-смысловую продуктивность. В то же время объективность есть активная всепроникающая среда, выражающая тождественность, континуальность идеального и материального, преобразующая их "борьбу" и единство в "деловые" и "трудовые" взаимодействия предметов. Содержание объективности реально, но не материально; идеально, но не материально; идеально, но не субъективно. Именно объективность мира, материи, вещей становится содержанием знания, его умопостигаемой логической формой, самим знанием как родом бытия. Идея объективности является целевой причиной философии, движущей силой науки, хранителем духовной сущности знания.

2. Впервые идея объективности заявила о себе в символических и образных формах мифологии. Мифологема золотой цепи мира стала исходной синкретической праформой категориальной философской объективности. Золотая цепь мира существует автономно, не сливаясь с материальной и духовно-психической жизнью Космоса, воплощая в своей нетленной предметности его объективную мудрость, софийность. Мифологема золотой цепи выражает общую связь всех миротворных сил /богов, судьбы, героев и др./, их общую "волю", общий порядок их взаимодействий в Космосе. Мифологема золотой цепи наглядно и в то же время абстрактно-символически изображает целостную объективность самой идеи объективности знания.

3. С возникновением философии мифологема золотой цепи мира трансформируется в совокупность категориальных соотношений разума, идей и предметов. Разум выражает объективность в форме единства, предметы - в форме ее дискретного многообразия, идеи же выражают объективность в виде связей, отношений. На Земле универсальная объективность мира организуется в форму предметности, предметов, посредством которых бесконечность универсума становится соизмеримой с человеком, его разумом, становится познаваемой. Предмет - это малый мир, содержащий в себе земную полноту всех измерений универсума. Поэтому предметность является необходимым условием объективности всякого знания, сущность которого определяется предметом, а не субъективностью человека. Объективность философии определяется тем, что ее предметом является само же объективное знание, законы его формирования и развития.

4. Развиваясь, предметная объективность философии становится объективностью системной. Система выражает объективность философского знания в формах органического синтеза многообразных определений предмета. Высшей ступенью системной объективности является теоретическая и логическая конкретность знания. Система утверждает объективность знания путем выявления зависимости понятий от теории и предмета и путем отрицания их зависимости от субъективности человека. Но система есть совместный продукт природы, общества и духа и в ней выражается стремление человека властвовать над миром с помощью государства, знания, техники. Эта двойственная интенция системы порождает противоречия между объективностью и системностью знания, разрешение которых требует выхода за рамки системных методологий вообще.

5. Противоречие между системностью и объективностью философского знания исторически и логически разрешается посредством принципа целостности, который охватывает всю полноту системных, несистемных и метасистемных измерений объективности. В составе целостности объективное знание не зависит не только от человека, но и от множественности предметов, условий среды, ибо его объективность определяется лишь их всеобщими связями, завися лишь от их чистой объективности. Целостная объективность знания выражается в метасистемных, комплексных, междисциплинарных, глобальных методологиях, в энциклопедических структурах философского и научного знания. В составе целостности сама объективность становится предметом философского анализа, обретая статус логической рефлексивной идеи.

6. В рамках и посредством логичности, логоса объективность становится творческой силой и двигателем философского знания, его трансцендентным субъектом. Ступенями становления логической объективности и трансцендентного субъекта являются рассудок, разум, ум. Исторически этим ступеням соответствуют формальная логика рассудка, диалектическая логика разума и становящаяся на базе информационных технологий и культурных идеологий целостная логика ума. Ибо лишь в уме объективность и мысль органически сливаются в объективный творческий логос философского знания; ибо лишь в уме любовь и мудрость становятся объективным понятием и пониманием самой объективности. Ум является универсальной формой объективного мышления. Поэтому ум служит истоком, творцом, перводвигателем, основанием, законом и наличным бытием объективности философского знания, его трансцендентным критерием.

7. В сфере трансцендентного развертывается метаобъективный уровень философии, ее метафизическая объективность. В метафизике объективность философии достигает своей предельной рефлексивности, целостности и завершенности, охватывая объективность предмета, объективность знания, объективность самой объективности и объективность ума, нуса, логоса. Философия есть объективное знание, предметом, субъектом, органом, законом и критерием которого является целостный ум, действующий в единстве своих целевых, структурных, познавательных и формирующих функций. И действует этот ум как в человеке, так и во вселенной. Доказано, что формула "Целостный Ум" является наикратчайшим выражением современной формы объективной философии, объективного знания.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Разработка проблем, поставленных в диссертации, и полученные в ходе исследования результаты углубляют человеческие представления о сущности объективного знания и позволяют более точно прогнозировать развитие общества, науки, сознания людей, более адекватно преодолевать их кризисные состояния.

Результаты диссертационного исследования использовались автором при разработке новых курсов философии / "Современная философия", "Основы целостной философии" / для магистров и аспирантов гуманитарных факультетов МГУ.

Результаты диссертационного исследования могут служить теоретической и практической основой совершенствования высшего образования, способного формировать специалистов с целостным умом.

Материалы диссертации могут послужить теоретической и методологической основой для проектирования и создания новых типов цивилизаций, способных существовать за счет энергии и ресурсов объективного знания и целостного ума человека.

Апробация научных результатов.

Основные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии гуманитарных факультетов Факультета государственного управления МГУ, на Ломоносовских чтениях МГУ в 1990-2000 годах, на конференции "Когнитивное моделирование переговорного процесса"/ МГУ, 1997 /. В

1997-2000 гг. автором читается на экономическом факультете для магистров и аспирантов курс "Основы целостной философии", в котором нашли отражение основные результаты диссертационного исследования. Результаты диссертации получили отражение также в спецкурсе "Диалектика объективного знания в немецкой классической философии", читаемом автором аспирантам гуманитарных факультетов МГУ.

Наиболее полно основные результаты диссертации изложены автором в двух монографиях, а также научных статьях, тезисах, программах. Общий объем публикаций по теме диссертации составил свыше 50 п.л.

 

Список научной литературыШулевский, Николай Борисович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Аверьянов А.И. Системное познание мира. М., 1985.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской культуры. М., 1977.

4. Аврелий Марк. Размышления. Магнитогорск, 1994.

5. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учеб. Для вузов. М., 1996.

6. Амбрумова А. Неформалы глазами психолога. // Аргументы и факты. 1988, №8

7. Анохин П.К. Психическая форма отражения действительности. // Ленинская теория отражения действительности. София, 1973.

8. Антология мировой философии. В 4 т. Т. I. Ч. I. М., 1969.

9. Антология кинизма. М., 1984.

10. Апокрифы древних христиан. М., 1989. П.Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1984.

11. Аристотель. Аналитики. М., 1952.

12. Аристотель. О частях животных. Госполитиздат, 1937.

13. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

14. Барулин B.C. Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма. Барнаул, 1966.

15. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982. П.Бердяев В.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

16. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

17. Блауберг И.В. Целостность и системность. // Системные исследования: Ежегодник. М., 1977.

18. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1977.

19. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

20. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

21. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1971.

22. Боулдинг К. Общая теория систем скелет науки. - // Исследования по общей теории систем. М., 1969.

23. Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993.

24. Брехт Б. Избранные произведения. М., 1976.

25. Будагов P.A. Филология и культура. М., 1980.

26. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971-1972.

27. Вебер М. "Объективность" социально-научного и социально-политического познания. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М„ 1990.

28. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.

29. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977.

30. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

31. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Д., 1940.

32. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

33. Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996.

34. Выготский JI.C. Исторический смысл психологического кризиса. В кн.: Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. I. М., 1982.

35. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.41 .Гадамер Х.-Г. Миф и разум. В кн.: Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

36. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Изд-во МГУ, 1974.

37. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века. // "Вопросы философии". 1991, №6.

38. Гвишиани Д.М. Системная природа перестройки. // "Вопросы философии". 1988. №7.

39. Гегель Г.- В.-Ф. Феноменология духа. // В кн.: Гегель Г. - В. -Ф. Соч.: В XIV т. Т. IV. М., 1959.

40. Гегель Г.-В.-Ф. Наука логики. В 3 т. М., 1970-1972.

41. Гегель Г. -В. -Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 19741977.

42. Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по истории философии. // В кн.: Гегель Г. -В.-Ф. Соч.: В XIV т. Т. Т. IX, X, XI. М., 1932 -1935.

43. Гегель Г.-В.-Ф. Работы разных лет. В 2 т. М., 1970-1971.

44. Гегель Г.-В.-Ф. Философия истории. // В кн.: Гегель Г.-В.-Ф. Соч.: В XIV т. Т. VIII. б.г.и.

45. Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. // В кн.: Гегель Г.-В.-Ф. Соч.: В XIV т. Т. VII. М., -Л. 1934.

46. Гегель Г.-В.-Ф. Философия религии. В 2 т. М., 1975-1977.

47. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. В 4 т. Т. I. М., 1968.

48. Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1989.

49. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

50. Гейне Г. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1968.

51. Генон Р. Царство количества и знамения времени. М., 1994.

52. Гельвеций К.-А. Об уме. В кн.: Гельвеций К.-А. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1974.

53. Герметизм и формирование науки. М., 1993

54. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. М., 1965.

55. ГолосовкерЯ.Э. Логика мифа. М., 1987.

56. Гольбах П.-А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. В кн.: Гольбах П.-А. Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1965.

57. Горелов A.A. Философские проблемы междисциплинарных исследований. // "Вопросы философии", 1985, №9.

58. Гречко П.К. К вопросу о диалектике теории и практики. // "Философские науки". 1991, №2.

59. Грязнов Б.С. Логика. Рациональность. Творчество. М., 1982.

60. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.

61. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

62. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2. М., 1979.

63. Делез Ж., Гватари Ф. Что такое философия? СПб., 1998.

64. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950

65. Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000.

66. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

67. Диалектика точного и неточного в современном научном познании. Материалы "круглого стола". // "Вопросы философии", 1988. №12.

68. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.

69. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. 2-е издание. СПб., 1995.

70. Джан Роберт, Данн Бренда Дж. Границы реальности: Роль сознания в физическом мире. М., 1995.

71. Дугин А.Г. Пути Абсолюта. М., 1991.

72. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

73. Ермоленко А.Н., Райда К.Ю. Превращенные формы социальной рациональности. Киев, 1987.

74. Ильенков Э.В. Идеальное. // "Философская энциклопедия". В 5 т. Т. 2. М., 1962.

75. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерк теории и истории. М., 1974.

76. Ильин И.А. Соч.: В 2 т. М., 1994.

77. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

78. Кант И. Критика чистого разума. // В кн.: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964.

79. Кант И. Критика практического разума. -IIВ кн.: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4.4.1.М., 1965.

80. Кант И. Критика способности суждения. -IIВ кн.: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1996.

81. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. // В кн.: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. I. М., 1965.

82. Кассирер Э. Познание и действительность. Спб., 1912.

83. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. М., 1989.

84. Кезин A.B. Наука в зеркале философии. М., 1990.

85. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

86. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М., 1994.

87. Копнин П.В. Диалектика. Логика. Наука. М., 1973.

88. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

89. Коршунов A.M. Отражение. Деятельность. Познание. М., 1979.

90. Компьютер обретает разум. М., 1990.

91. Конец света. Эсхатология и традиция. М., 1997.

92. КоретЭ. Основы метафизики. Киев, 1998.

93. Кондильяк Э. Б. де. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1982.108. Коран. М., 1990.

94. Кочергин А.Н., Цайер З.Ф. Информациогенез и проблемы его оптиматизации. Новосибирск, 1977.

95. Кузанский Н. Соч.: В 2 т. Т. I. М., 1979.

96. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. 3-е изд. М., 1986.

97. Кумпф Ф., Оруджев З.М. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М., 1979.

98. Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. М., 1977.

99. Курдюмов С.П. Увидеть общий корень. // "Знание - сила". 1988, №11.

100. Кутырев В.А. Естественное и искусственное. Борьба миров. Нижний Новгород. 1994.

101. Adorno Th. W. Negative Dialektik. Frankfurt am Main. 1966.

102. Lukac G. Zerstörung der Vernunt. Berlin, 1954.

103. Stihler G. Der Idealismus von Kant bis Hegel. Berlin, 1970.406 t