автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Объективные и субъективные факторы становления и развития правового государства

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Магаррамов, Магаррам Джабраилович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Объективные и субъективные факторы становления и развития правового государства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Объективные и субъективные факторы становления и развития правового государства"

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Магаррамов, Магаррам Джабраилович

Введение.3

Раздел I. Становление идеи правового государства. / Его понятие и основные категории анализа проблемы правового государства .11

Раздел П. Объективные предпосылки становления правового государства. .59

Раздел Ш. Субъективные факторы функционирования и развития правового государства.96

 

Введение диссертации1995 год, автореферат по философии, Магаррамов, Магаррам Джабраилович

Актуальность проблемы. Важной стороной становления и функционирования в обществе подлинной демократии является повышение роли права в регулировании разнообразных отношений между людьми.

Это полностью относятся к современному российскому обществу.

Процесс его демократизация возможен лишь с превращением права в один из регуляторов деятельности людей и их общественных отношений. Речь идет об обществе, где осуществляется власть права, с которым сообразуется деятельность всех государственных органов вплоть до самых высших. В этом заключается суть правового государства, в котором каждый гражданин защищен действующим правом и реализующими его государственными органами. Желание народов России построить правовое государство выражает их стремление к новой социально-политической и духовной жизни. Все это определяет актуальность исследуемой в диссертации проблемы.

Надо сказать, что истоки концепции правового государства мы находим в трудах древних философов, в том числе Платона и Аристотеля, в новое и новейшее время деятели английского и французского просвещения, прежде всего ДжДокк и Ш.Л.Монтескье, а также немецкие философы Кант и Гегель, внесли большой вклад в разработку этой проблемы. Что касается самого термина "правовое государство", то он сформировался и утвердился довольно поздно в немецкой юридической литературе первой половины XIX века, прежде всего в работах К.ТЗелькера, Р.фон Моля и других теоретиков. В дальнейшем понятие и термин "правовое государство" получили широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных стороннкков теории правового государства были

Б.НЛичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, П.АПокровский, В.М.Гессен, Н.И.Палиенко и др. В англоязычной литературе этот термин используется меньше. Его эквивалентом в известной мере является термин "правление права"

Когда ставится и решается проблема правового государства, возникает вопрос: "А что это за государство, в котором нет права?" Действительно, право функционирует в любом государстве. Однако эффективность этого бывает разной. Ведь речь идет не просто о провозглашении того или иного права, а прежде всего о его реальном воздействии на отношения людей. Хорошо известно, что нередко, скажем, права человека, в том или ином государстве лишь провозглашаются, но не выполняются, в итоге имеет место почти бесправие людей, лишение их элементарных прав и свобод. Когда же речь идет о правовом государстве, то подразумевается построение такого государства, в котором интересы и права человека не только выступают как высшая ценность, но и реально защищены.

Действующая в обществе система права всегда проявляется через конкретные права, предоставляемые отдельным людям, коллективам и социальным группам. Вообще юридические права есть не что иное, как предоставление людям некой свободы поведения и определенных возможностей их социального самоутверждения. Вместе с тем важно подчеркнуть следующее:

- во-первых, при помощи права, четких юридических норм, достигается высокая организованность общественной жизни, необходимая дисциплина и порядок;

- во-вторых, самые крупные социальные преобразования прово

I. См.: Нерсесянц B.C. История идей правовой г ос у даре твеннос ти. -- М., 1993. - С.З. дятся как правило через новые законы, различные юридические нормы.

В частности, наличие эффективно действующих законов и их последовательное и строгое выполнение способствуют реальному проведению в жизнь экономических, политических и других социальных реформ.

Если сказать кратко о самом главном, то актуальность исследуемой в диссертации проблемы определяется следующими двумя основными обстоятельствами:

1) необходимостью совершенствования механизма демократизации политической жизни общества, обеспечения прав и свобод каждого гражданина, что и должно обеспечить правовое государство

2) фактической неразработанностью проблемы правового государства в отечественной литературе. Этим определяется необходимость обращения прежде всего к теоретическим и методологическим проблемам исследования правового государства (прежде чем исследовать частные проблемы, надо исследовать общие).

Степень разработанности темы. Надо отметить, что проблема правового государства в доперестроечный период фактически не разрабатывалась. В эпоху же перестройки и реформ в России эта проблема стала активно осмысливаться многими философами, социологами, политологами и юристами. Появились первые работы, чаще в виде журнальных статей и газетных публикаций, носящих больпв публицистический характер. Серьезных монографических работ по рассматриваемой в диссертации проблеме пока нет. Почти нет и диссертационных исследований по данной проблеме. Между тем ценные идеи содержатся в работах философов прошлых эпох и в современной социальной и политической философии Запада. Речь идет, как уже отмечалось, об идеях, высказанных в трудах античных философов Платона и Аристотеля, а также мыслителей нового и новейшего времени: ДЛокка, 111 .Л.Монтескье, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, наконец, в работах таких современных философов, как Ж.П.Сартр, А.Камю, КЛсперс и многих других.

Многое по вопросам сущности и значения правового государства можно почерпнуть из работ русских мыслителей Б.Н.Чичерина, Б.С.Соловьева, Л .И Ле тражицкого, П .И .Новгородце ва, Б.А.Кистяков-ского, С.И.Гессена, Е.Н.Трубецкого, С .В.Спекторского.

Из исследований современных российских ученых следует отметить труды Ю.М.Батурина, Р .Л.Лившица, В.Н.Кудрявцева, В.С.Нерсе-сянца, Е.А.Лукашевой, В.Д.Зорькина, Б.МЛазарева, В. А-Четвертина, Ю.А.Дмитриева, А.А.Златопольского, В.Чалидзе, Е.В.Аграновской, С.С.Алексеева, А.Ф.Гранина, З.Д.Ивановой, В .И .Каминской, Н.М. Кайзерова, О.А.Красавчикова, А.В.Мацкеевича, А.И.Ратникова, И.Ф. Рябко, В.П.Сальникова, Л.К.Суворова, В.М.Чхигвадзе и других авторов.

Следует отметить, что философы античности и нового времени не писали прямо о правовом государстве и не употребляли подобную терминологию. В то же время они предлагали некую модель идеального и справедливого государственного устройства. О сущности и социальной роли правового государства много написано в западной политической и социальной философии за последние сто лет. При этом подчеркивается, что его построение предполагает решение многих теоретических и практических проблем. Отдельные из них решаются теоретиками и практиками современной России*.

I. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. - М., 1977; Алексеев С.С. Правовое государство - судьба социализма. - М., 1988; Дмитриев Ю.А., Златопольский А .А. Гражданин и власть. - М., 1994; Зорькин В.Д. Социалистическое правое государство: основные черты концепции,. Право и влас ть. - М., 1990; Зорькин В .Д. Позитивистская теория прав» продолжение сноски см. на стр.7)

Цель данной диссертационной работы заключается в следующем;

- во-первых, на основе осмысления имеющего теоретического материала и практических данных способствовать формированию современных теоретических представлений о правовом государстве и построить некую его теоретическую модель;

- во-вторых, исследовать реальные объективные и субъективные условия формирования правового государства в России;

- в-третьих, осмыслить в рамках данной темы такие проблемы как соотношение гражданского общества и правового государства; политические, экономические и гражданско-правовые проблемы его становления и функционирования; основные направления формирования правового государства в современной России; правовое государство и личность и т.д. Отсюда вытекают задачи исследования:

- опираясь на соответствующую историко-философскую литературу, сделать анализ становления, развития и наиболее полного оформления идеи правового государства, и на этой основе определить его понятие;

- разработать соответствующую систему категорий для рассмотрения проблемы правового государства (без разработки соответствующих категорий невозможно осмыслить проблему в целом);

- рассматривая объективные предпосылки становления правового государства, показать процесс становления и развития гражв России. - М., 1978; Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Новое политическое мышление и права человека. Вопросы философии. - 1990. - * 5; Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности. Государство и право. - 1994. - J§ 3; Каминская В.Н., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - Л., 1974; Красавчиков О.А. Основные черты и значение социалистической правовой культуры // Советское государство и право. - 1968. - Л 6; Кайзеров Й.М. Политическая и правовая культура: Методологический аспект. - М., 1983; Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство. - М., 1989; Нерсесянц B.C. История идеи правовой государственности . - М., 1993; Нерсесянц В .С. Кон-(продолжение сноски см. на . данского общества, как объективной основы появления и развития правового государства;

- в рамках осмысления гражданско-правовых проблем формирования и развития правового государства рассмотреть проблемы гуманизации деятельности политических институтов и принципы функционирования правового государства;

- проанализировать субъективные факторы становления и развития правового государства, показать его законотворческую деятельность, а также значение таких феноменов функционирования правового государства, как политическая и правовая культура общества и его граждан.

Объектом исследования выступают государство и общественные отношения, регулируемые правовыми нормами.

Предметом исследования являются: выявление тенденций в формировании объективных и субъективных факторов, обуславливающих становление и развитие правового государства; сами теории правового государства, в рамках которых осмысливаются его сущность, содержание и принципы функционирования.

Теоретическая и методологическая база исследования. Ее составляют труды мыслителей разных эпох, в которых осмысливается и анализируется проблема правового государства. Используемая автором методология исследования правового государства состоит прежде всего в применении диалектических принципов и подходов в его анализе. Основу данной методологии составляют принципы всеобщей связи и развития, единства исторического и логического, цепция советского правового государства. - М., 1988; Нерсе-сянц В .С. Право и закон. - М., 1983; Нерсесянц В .С. Право, свобода, демократия. Вопросы философии. - 1990. - J§ 6; Сальников В.П. Правовая культура советского человека. - Л., 1986; Суворов Л .К. Социалистическая правовая культура: Некоторые вопросы теории и практики. - М., 1989; Чалидзе В. Заря правовой реформы. - М., 1990; Чхиквадзе В.М. Закон и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства. Коммунист, 1970. - J§ 14. восхождение от абстрактного к конкретному, а также принцип системности.

В работе широко использована как зарубежная, так и отечественная литература по проблемам становления, развития и функционирования правового государства.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в том, что это одна из; первых в современной отечественной литературе попыток рассмотреть проблему правового государства в ее целом с учетом основных объективных и субъективных факторов его становления и функционирования;

- разработана система категорий, с помощью которых раскрывается сущность и содержание правового государства;

- на большой историко-философском материале показано становление и развитие понятия правового госуцарства, представлений о его сущности и роли в обществе;

- показана диалектика взаимодействия гражданского общества и правового государства, что имеет немаловажное значение для понимания их взаимозависимости и в конечном счете для уяснения процесса реального функционирования правового государства;

- дана характеристика основных принципов функционирования правового государства;

- раскрыта роль политической и правовой культуры в функционировании правового государства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные теоретические положения могут помочь в решении многих практических вопросов, связанных со становлением в России гражданского общества и правового государства. Этому могут содействовать и те положения диссертации, в которых решаются проблемы 1уманизации деятельности политических институтов, в том числе государственных.

Апробация диссертации. Автор опубликовал две работы по теме диссертации: "Идея правового государства и российская действительность" и "Гражданское общество глазами исследователей". Представлена к публикации еще одна работа в сборник научных статей кафедры социальной и/политической философии Института Молодежи.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Объективные и субъективные факторы становления и развития правового государства"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы мы постоянно исходили из учета теоретического и практического значения решения проблемы правового государства, уяснения его роли в совершенствовании всей совокупности общественных отношений между людьми, социальными группами и нациями, обществом и личностью. Это объективно необходимо. И в этом заключаются желания большей части нашего общества.

Мы хотим, чтобы народ каждой национальности пользовался достатком, был благополучен и счастлив. Путь к этому пролегает через движение по пути демократизации, создания правовой государственности и самоуправляющегося общества. При этом закон должен решительно стоять на страже интересов общества и личности. Это аксиома. Право, закон, законность должны быть надежными рабочими инструментами государства, служить ускорению общественного прогресса и быть прочной гарантией его необратимости. И такое качество правового государства, как справедливость и социальная справедливость, должно находить свое выражение в законодательстве, которое будет тем выше, чем глубже оно отразит измученную правду потребностей людей и их возможностей. Это качество должно отразиться и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем больше в нем жизненного, существенного, а не формального отношения к личности человека. В этом смысле юстиция - основа государства. Так гласит древняя юридическая формула. Юстиция, как уже отмечалось, в переводе означает справедливость. Справедливость - основа правового и гуманистического государства. Зеркало справедливости - законодательство, правосудие, которые тем выше, чем ближе они к жизненной правде, к человеку. :.

Высота, которую предстоит взять нашему обществу - это создание правового государства. И высота эта не из тех, что покоряется с помощью красивых принципов, рекордных починов и штурмовых усилий. Здесь нужна долгая, последовательная и кропотливая работа ума и сердца, нужен большой труд по укреплению законности и правопорядка, защите жизни, прав и законных интересов граждан. Все это составляет задачу правового государства.

Мы исходили из того, что проблема правового государства может быть осмыслена более глубоко, когда она рассматривается в историко-философском плане и в соответствующей системе категорий. рассматривая ее таким образом, мы уяснили для себя следующее :

- во-первых, становление идеи гуманистического и правового государства началось со времени античности и окончательно оформилось к первой трети 19 века;

- во-вторых, правовое государство - это государство, которое с помощью права создает условия для существования и развития гражданского общества, в котором жизнь, свобода и права человека выступают высшей ценностью;

- в-третьих, процесс зарождения гражданского общества и формирования гуманистического и правового государства диалектически взаимосвязаны.

Опираясь на это положение, мы можем сделать вывод: гражданское общество и правовое государство - это две стороны единого целого. Там, где нет правового государства, отсутствует и гражданское общество. И наоборот - там, где нет гражданского общества, нет и правового государства.

Мы определяем правовое государство как такое социальное образование, в котором господствует правовой закон. Это является важнейшей гарантией защиты жизни, прав и законных интересов всех членов общества. Такой подход к пониманию правового государства разделяется многими теоретиками и политиками-практика-ми. И это понятно. Невозможно считать государство правовым, если в нем торжествуют не гуманистические тоталитарные законы, нарушаются основные права и свободы человека и подвергается опасности самое святое - жизнь граждан.

Мы уделили основное внимание рассмотрению объективных предпосылок и субъективных факторов становления и функционирования правового государства. Данное обстоятельство имеет определенное значение в плане комплексного и всестороннего подхода к анализу этой проблемы.

Важнейшей объективной предпосылкой формирования правового государства является становление гражданского общества. Повторим, что о гражданском обществе начали писать и говорить главным образом в 18 веке, особенно после Великой французской буржуазной революции, когда человека начали именовать "гражданином ". До этого он был зависимым, подданным, подчиненным господину, но никак не гражданином. Гражданин - это прежде всего человек свободный, равный другому по своим правам, не являющийся зависимым от воли суверена, подчиняющийся только правовому закону.

Понимание гражданского общества, как общества, в котором права человека являются высшей и непререкаемой ценностью, эволюционировало к современной эпохе. Ныне многие западные и российские исследователи подразумевают под гражданским обществом такой самостоятельный и саморегулирующийся организм, в котором государственные структуры должны обслуживать гражданское общество и служить этому обществу в рамках правового закона. При осуществлении этого в обществе может быть достигнут мир, социальное партнерство и взаимопонимание между людьми. Разного рода государственные и общественные деятели России, в которой проводятся реформы в правовой, экономической и политической сферах общественной жизни, должны исходить из^ этого положения.

Поскольку правовое гуманистическое государство должно обслуживать гражданское общество, позитивно воздействовать на него, то важной задачей государственных деятелей становится гуманизация деятельности всех существующих в обществе политических институтов, что, в частности, предполагает непримиримую борьбу с бюрократизмом. Без этого немыслимы какие-либо преобразования ни в социально-экономической, ни в политической и духовной жизни современного российского общества. При этом следует исходить из того, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей являются живыми рычагами, при помощи которых осуществляются многие общественные преобразования. Необходимо учитывать и роль контрольных органов государства, в том числе, парламентских, правительственных, судебных и прокурорских. Благодаря им претворяются в жизнь многие правовые законы, защищаются жизнь', здоровье и благополучие граждан государства. Без этого невозможно строительство правового и гуманистического государства, которое бы благоприятно воздействовало на все стороны жизни гражданского общества.

Для чего нужно было характеризовать принципы функционирования правового государства? Во-первых, все социальные преобразования (в том числе преобразования, связанные со строите льетвом правового государства) невозможны без относительно четкого уяснения основных принципов, на основе которых они могут осуществляться; во-вторых, выделение принципов функционирования правового государства связано с учетом опыта функционирования развитых демократических стран Запада, которые начали строить такое государство с конца ХУШ века.

Из проведенного анализа объективных предпосылок становления правового государства важно понять следующее:

- гражданское общество во многом определяет природу и содержание деятельности правового государства;

- основное направление функционирования правового государства заключается в гуманизации деятельности всех его политико--правовых институтов, которая означает, в частности, что работа всех органов государственной власти будет осуществляться на благо граждан, защиты их жизни, прав и законных интересов;

- правовое государство может и должно функционировать на основе соответствующих демократических и гуманистических принципов: все, что в то или иное время может служить воплощению в жизнь этих принципов, должно быть принято на вооружение правовым государством.

Немаловажную роль в формировании правового государства в России имеют субъективные факторы, связанные с реальной и осознанной человеческой деятельностью. Известно, что государство не может функционировать без эффективной законотворческой деятельности. в правовом, демократическом и гуманистическом государстве важно, в частности, чтобы законодателями являлись люди с гуманистическим мировоззрением, чтобы издаваемые ими законы носили гуманистический характер и опирались на соответствующие правовые 1уманистические принцшы. Но издания законов еще недостаточно. Важно обеспечить их эффективное выполнение.

В нашем исследовании мы старались показать, что правовое и 1уманистическое государство в своей деятельности должно способствовать развитию образования и воспитания людей, с помощью которых у них будет формироваться политическая и правовая куль тура. Реальная практическая жизнь сама в какой-то мере формирует у людей как общую, так и политическую, й правовую культуру. В то же время политическая и правовая культура - это такие феномены, которыми можно овладевать в течении всей жизни. Следует отметить прямую зависимость уровня развития политической и правовой культуры от уровня развития политического и правового сознания. Здесь прослеживается определенная диалектика взаимозависимости, с одной стороны, политической и правовой практики, с другой стороны, политического и правового сознания

Отметив указанные выше обстоятельства, можно сделать следующие выводы:

- процесс функционирования и развития правового государства будет идти тем успешнее, чем чаще в своем сознательном воздействии на него мы будем учитывать объективные и субъективные факторы протекания этого процесса как неразрывного целого, понимать сложную диалектику взаимодействия указанных факторов;

- законотворческая работа в правовом государстве должна носить исключительно справедливый и гуманистический характер, исходить из интересов всех членов общества; государство должно показывать пример беспрекословного выполнения всех законов, также должны поступать все граждане;

- эффективность и результативность подготовки, издания и выполнения законов в правовом государстве зависит от того, насколько в нем развита общая/ политическая и правовая культура, ибо в обществе, где отсутствуют эти феномены, будут процветать правовой нигилизм, нарушения законности и беспорядок. Такое общество не может быть правовым и гуманистическим, ибо сам принцип гуманизма неотделим от общей, политической и правовой культуры.

Россия, которая объявила о строительстве правового государства и намерении создать у себя гражданское общество, должна, опираясь на мировую практику и учитывая этно-национальные, со-циально-психологические и другие особенности проживающих в ней народов, делать реальные практические шаги в этом направлении.

Мы думаем, что если не все, то хотя бы некоторые теоретические положения, развиваемые в данной диссертационной работе, могут иметь позитивное значение в научном осмыслении процесса движения российского государства к демократическому, правовому и гуманному.

Непредвзятым судьей в этом вопросе является время. Оно само рассудит ценность тех или иных теоретических положений, подтвердит их или опровергнет.

Ясно, что развитие современного общества должно научно осмысливаться. В своем сознательном воздействии на те или иные социально-психические процессы люди преследуют свои интересы, в том числе классовые и национальные, интересы общества и личности и т.д. Главное, чтобы при этом не был забыт основной барометр - человеческая жизнь, ради которой и во имя которой строится правовое и гуманистическое государство.

 

Список научной литературыМагаррамов, Магаррам Джабраилович, диссертация по теме "Философия политики и права"

1. Конституция РФ. М., 1993.

2. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. в 4-х томах.- М., 1984.I

3. Аристотель. Афинская полития. М., 1937. /

4. Аристотель. Политика. М., 19II.

5. Аристотель. Политика. М., 1937.

6. Азовкин И.А. Демократический характер государственной власти в СССР. Советское государство и право. 1968. - * 9

7. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1977.

8. Алексеев С.С. Правовое государство судьба социализма.- М., 1988.

9. Аметистов Э.М. Каким быть закону об объединении граждан.1. Огонек. 1990. - * 16.

10. Абдоков С.А. Политическая культура: этносоциальные и экологические аспекты. М., 1993.

11. Алмонд Г.А., Верба С, Гражданская культура и стабильностьдемократии. Полис (Политические исследования). М., 1992. - Л 4.

12. Афинская полития. М., 1937.

13. Барри Д. Конституционный Суд России глазами американскогоюриста. Государство и право. 1993. - JS I.

14. Байтин М.М. Государство и политическая власть. Саратов,1972.

15. Брыль С.Р. Структура и динамика развития политическойкультуры. Автореферат дисс. д.ф.н. М., 1991. - С.7.

16. Бондарев В. Политическая культура измеряется пролитойкровью. Вестник высшей школы. М., 1992. - * I.

17. Баталов Э.Я. П олитическая культура: понятие и феномен //

18. Политика: проблемы теории и практики. М., 1990.- Вып.7. 4.2.

19. Боровик B.C. Политическая активность современной молодежи.- М., 1990.

20. Витрук Н.В. Права личности в советском обществе. М.,1981.

21. Воеводин Л.Д., Краснов М.А. О формах конституционногозакрепления свободы личности // Советское государство и право. 1982. - £ 4.

22. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. Вопросы философии . - 1991. * 7.

23. Грамши А. Избранные произведения в 3-х т. Т.З. - М.,1959.

24. Гегель Г.В.Ф. философия права. М., 1990.

25. Гессен В.М. 0 правовом государстве. М., 1906.

26. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. Правда, 1988, 3 ноября.

27. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть.- М., 1994.

28. Жалинский А.Э. Правовая.культура и ее значение в борьбе спреступностью. -М., 1985;

29. Загорян р.А. Политическая культура социальных движений: в

30. Великобритании в XX в. Архангельск-Соловки, 1990.

31. Защита прав человека в современном мире. М., 1993.

32. Зорькин В.Д. Социалистическое правовое государство: основные черты концепции. Право и власть. М., 1990.

33. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М./1978.

34. Иванов В.И. Значение правовой культуры для современнойправоприменительной деятельности органов правопорядка.- Л. 1980.

35. Кажанов Б.В. Политические права и свободы в советском г осударстве. М., 1970.

36. Калмыков В. Пять причин войны законов. Известия,- 1991.- # 81.

37. Каминская В.Н., Ратинов А .Р. Правосознание как элементправовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Л., 1974.

38. Камю Альбер. Бунтующий человек. М., 1990.

39. Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4. - 4.2. - М., 1965

40. Карпов Л. Россия и правовое государство. Свободная мысль.- 1992. J* 9.1. С-

41. Кайзеров Ы.М. Политическая и правовая культура: Методоло-7 гический аспект. М., 1983.

42. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое.

43. Вопросы философии. 1990.-—■■*■ 6.

44. Кистяковский Б.А. Лекция по государственному праву (Общееи особенное). Прочитана в Московском коммерческом институте в 1908-1909 гг. М., 1909.

45. Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. Я.,1913.

46. Кистяковский Б.А. Вехи из глубины. В защиту права. М.,1991.

47. Комаров С.А., Сунцов АЛ., Джорджина И.В. Формирование правовой культуры у слушателей учебных заведений МВД СССР и других юридических ВУЗ'ов. М., 1985.

48. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.2. - СПБ.,1903.

49. Королев А.И., Мушкин А.Е. Государство и власть. Правоведение . 1963. - J§ 2.

50. Красавчиков О.А. Основные черты и значение социалистической правовой культуры // Советское государство и право. 1968. - * 6.

51. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Новое политическое мышлениеи права человека. Вопросы философии. 1990. - J6 5.

52. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности. Государствои право. 1994. --Л 3.

53. Кулчар К. Историзм в юридической науке XX в. М., 1969.

54. Куницин А.Р. Настольная книга по судебным вопросам. М.,1993.

55. Ленин В .И. Проле таре кал революция и ренегат Каутский.

56. Поян.собр.соч. Т.37. 1969. : ^

57. Ленин В.И. Доклад на УИ1 съезде РКП (б). Полн.собр.соч.- Т .38. М., 1969.

58. Ленин о культуре. М., 1980.

59. Лидеры современной социал-демократии. М., 1991.

60. Лихачев Д.С. Культура и политика в современном мире //

61. Тезисы докладов 2-го Соловецкого общественно-политического форума 9-13 сентября 1990 года. Архангельск -Соловки, 1990.

62. Ломтев С.П. О структуре понятия правовой культуры. М.,1985.

63. Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство. М.,1989.

64. Макиавелли Никколо. Государь. М., 1990.

65. Малицкий А.А. Советская Конституция. М., 1925.

66. Мальцев Г.В. Вопросы философии. 1990. - * 6.

67. Малыгина Т.А., Токарева Л.И. Политическая культура в условиях демократизации советского общества // Научный коммунизм. 1989. - * 8.

68. Мамут Л .С, Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989.

69. Манов А. Правопонимание и правовая культура: проблемытеории и практики. М., 1989.

70. Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права. С обр .с оч. 2-ое издание. - T.I.

71. Маркс К., Энгельс Ф. К еврейскому вопросу. Собр.соч. 2-оеиздание. T.I.

72. Маркс К., Энгельс Ф. Классовая борьба во Франции. Собр.соч. 2-ое издание. - Т.7.

73. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии.i

74. Собр.срч. 2-ое издание. - Т.13.

75. Маркс К., Энгельс Ф. К жилищному вопросу. Собр.соч.- 2-ое издание. Т.18.

76. Маркс К., Энгельс Ф. Критика Готской программы. С обр .соч.- 2-ое издание. Т. 19.

77. Маркс К., Энгельс ф. Фердинанду Л ас салю, 18.05.1859 года.

78. Собр.соч. 2-ое издание. - Т.29.

79. Маркс К., Энгельс Ф. Экономико-философские рукописи 1844 года. Собр.соч. 2-ое издание. - Т.42.

80. Маркс К., Энгельс ф. Манифест Коммунистической партии.

81. Собр.соч. в 3-х томах. М., 1985. - T.I.

82. Материалисты Древней Греции. М., 1955.

83. Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.

84. Минаев Б.А. Роль печати в формировании правовой культурыи правомерного поведения молодежи. М., 1985.

85. Монтескье Ш.Л. 0 духе законов. М., 1955,.

86. Монтескье Ш.Л. Диалог. 1990. - Я 12.

87. Нерсесянц В .С. История идей правовой государственности.- М., 1993.

88. Нерсесянд B.C. Концепция советского правового государства.- М., 1988.

89. Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983.

90. Нерсесянц B.C. Концепция советского правового государствав контексте учений о правовом государстве // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. -М., 1989.

91. Нерсесянц B.C. Право, свобода, демократия. Вопросы философии. 1990. - Л 6.

92. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

93. Основы политической науки. 4.1. - М., 1993.

94. Организация и эффективное правовое воспитание. -М., 1983.

95. Пейн Т. Избранные произведения. М., 1959.

96. Перегудов С. Гражданское общество как политический феномен.

97. Свободная мысль. 1992. - Л 9.

98. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

99. Правовая система социализма. Кн.1; Понятие, система, социальные связи. М., 1986.

100. Полярная звезда. 5.01.1905. Л 4.

101. Руссо IJK. Избранные соч. в 3-х томах. T.I. - М., 1961.

102. Руссо IJE. Трактаты. М., 1969.

103. Руссо Ж .Ж. Об общественном договоре. М., 1938.

104. Сальников В Л. Правовая культура советского человека. Л.,1986.

105. Скворцов К.Ф. Становление правового государства в Россиии функции прокуратуры. Государство и право. 1994.- * 5.

106. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М., 1989.

107. Смирнов В.А. Право, свобода, демократия. Вопросы фило-! Софии. 1990. - £ 6.

108. Собчак А.А. Становление новой политической системы: власть,партия, право. Право и власть. М., 1990.

109. Соловьев А.И. Культура власти современного российскогообщества. М. , 1992.

110. Соловьев B.C. Оправдание добра. СПБ., 1897.

111. Соловьев Э.Ю. Личность и право. Вопросы философии.- 1989. Л 8.

112. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.

113. Суворов Л.К. Социалистическая правовая культура: некоторыевопросы теории и практики. М., 1989.

114. Стучка П.И. Культура и право. Л., 1964.106. СУ РСФСР, 1918.107. СУ РСФСР, 1932.

115. Советы депутатов трудящихся. 1964. - * 2.

116. Тарановский Е. Четыре свободы. М., 1906.

117. ПО. Теория государства и права. М., 1949.

118. I. Тихомиров Ю.А. Социализм и политическая власть. Советское государство и право. 1974. - Л 5.

119. Хаменок Ф.А. Политические свободы граждан СССР. Л.,1965.

120. Цицерон М.Т. Диалоги. М., 1966.

121. Чалидзе В. Заря правовой реформы. М., 1990.

122. Черниловский З.М. Правовое государство: на перекресткумнений. Сборник "Право и власть". -М., 1990.

123. Четвертин В.А. Демократическое конституционное государство. M.f 1993.

124. Чхигвадзе В.М. Закон и правовая культура на современномэтапе коммунистического строительства. Коммунист. -- 1970. * 14.

125. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философииестественного права. Вопросы философии. 1990. - JG6.

126. Швецов B.C. Полновластие и политическая власть советскогонарода. Советское государство и право. 1979. - J§ 8.

127. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1966.

128. Энциклопедия государства и права. М., 1925.

129. Эрн В.Ф. Сочинения. М.,.1991.

130. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. <

131. Юридический энциклопедический словарь. М., 1987.

132. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

133. Яковлев В.Ф. Правовая реформа в СССР: тенденции и перспективы. Право и власть. М., 1990.

134. Ясперс Карл. Смдал и нааяаяеше иетода*^ ^ Ш4 .