автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Образ Гачаг Наби в современной азербайджанской литературе

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Гусейнова, Сакина Абдулла кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Образ Гачаг Наби в современной азербайджанской литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ Гачаг Наби в современной азербайджанской литературе"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БАКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Э. РАСУЛ-ЗАДЕ

На правах рукописи

ГУСЕЙНОВА САКИКА АБДУЛЛАкызы

ОБРАЗ ГАЧАГ НАБИ В СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

10.01.— Литература народов СССР (советский период)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 199 1

Работа выполнена на кафедре современной азербайджанской литературы Бакинского государственного университета им. М. Э. Расул-заде.

Научный руководитель:

— доктор филологических наук, профессор И. С. Алиева.

Официальные оппоненты:

— доктор филологических наук, член-корреспондент АН Азербайджанской Республики Заманов А. Ф.,

— кандидат филологических наук Байрамов Г. Ф.

Ведущая организация — Азербайджанский государственный педагогический университет.

Защита состоится « ? » Л 1ЩЦ]Я 1992 г. в « 43 » часов на заседании специализированного совета (Д. 054.03.01) по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Бакинском государственном университете им. М. Э. Расул-заде.

Адрес: Баку-370145, ул. акад. 3. Халнлова, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бакинского государственного университета им. М. Э. Расул-заде.

Автореферат разослан « £ » ___1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук

Дж. Г. НАГИ ЕВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность темы. Одной из важнейших .исторических задач актера туры современного периода на всех этапах её развития било воспевание народной жизни,отображение ее во всей национальной,этико-эстетической целостности.Эта литература.предметом описания которой была реальная, действительность,опиралась на свои националь-. ные 'корки, первичные истоки, развивалась .исходя из принципов историзма и современности. . . . .. .... /.'.. .■ ..; :'.. . .

Своеобразнее место среди созданной народами нааей страна единой многонациональной .литературы занимает и азербайджанская литература, имеющая богатые я.своеобразный, традиции. .. .. ';.'%• С сакого качала своего зарождения а'зербайдяанскан советская литература с одной сторона воспевала стремительное развитие покой жизни,описывала исторические.достижения народа,свободную яизнь лгдей.не забывая при этом показывать", и негативные, процессы, п явления,а с другой - была тесно связана с обычаями и традициями,национальным бытом народа.родного Азербайджана. . : . ... ..

В центре внимания агербайдканской литературы современного периода всегда находились исторические вехи, родного народа,различ- . ные периоды.и этапы его национально-освободительной борьбы,видные . мастера художественного слова, создавали поэтические и прозаические произведения,отображающие историческое прошлое» .

Одной из.таких,традиционных.в азербайдаансгой национальной литературе тем,является крестьянское двгаеяие, выступающее как новый этап освободительного движения в Азербайджане в XIX веке.к . един из героических гондей этого двиненкя - 1Ъчаг Наби.Е многочисленных народных сказаниях .песнях, рассказах имя Гачаг.Наби стало сиеолок героизма,храброетк.зтжества.отваг!',стойкости,верности и выносливости. В письменной литературе движение' Гкчага Наби стало т:но/.

- и -

целого ряда лирических стихов, рассказоз, повестей, поэм, сценических произведений и киносценариев.

•Бессмертные произведения на эту тему созданы народныци писателями С.Рагимовл»:, А.Велиевыи, народными поэташг С .Русланом и М.Рагмгом. В разные годы эта тема находила своеобразную трактовку, соответствующую требованиям разных яаиров в творчестве Г.Гасшоьа, М.Г.Тахцрсиба, Дя.Баргушада я других писателей.

Тема о движении Гачага Наби и поныне составляет главную линяэ цикла произведений в аэербаЙ1кан.:коЯ советской литературе- Поэтому крайне вглшш'-Арезц-ставляеюя изучение песта и роли этих произведения в нашей литературе, определение их идеи, характерных особенностей, связи с национальной жизнью и бытом Одновременно это позволяет изучить и современный'уровень развития жанра исторического романа в азербайджанской литературе раскрыть.его творческие 'возможности, рассмотреть в историческом аспекте особенности перехода темы из народного творчества в современную литературу, представить народное творчество, как первичную основу, корень," исток письменной литературы.

Устное творчество неизменно "сопутствовало" (Ц.Горький) истории. Зта особенность открывает широкие перспективы для исследозания связей современной литературы с историческим прошлый того или иного народа, с истоками его устного творчес ва, выявления путей ): форм, использования этой богатой-и неиэ-сякаеыой сокровищница.

Все это определяет необходимость исследозания данной те-»¡ы, обуславливает ее актуальность.

рель и задачи исследования. Основная цель диссертации

состоит в определении особенностей отображения в различных канрах письменной литературы образа.одного из руководителей грестьякского дзикения в Азербайджане в XIX веке - Гачага На*и, tax художественного героя.

Исследовав в целостной 'форме место и роль Гачага Набп в fCTHoii народном творчестве, изучив созданные о нем героические тесни и легенды, а также написанные на эту тепу в соврзиенной : титературе рассказы, повести, романы, поэеы, сценические нроиз-?едения и киносценарии, диссертант выдвигает следующие конкоет-ше задачи:

- определить общественно-политические и этические корни ••' лобракения движения Гачага Наби в устном народном творчество • .

i W ,

- уточнить Форш воздействия этого двикеиия за подъем тционально-освободительного движения народа, нашедшие отображение а ашыгскоа творчестве; <

- проследить этапы формирования и развития героического об->аза Гачага Наби.'.в устной народном творчестве;

- определить основные особенности нравственного-этического гаровоззрения, иогоршсо-бытовых деталей, эстетического идеала [арода, отображенных в образе Гачага Наби;

- анализировать формы использования свхета о Гачаг Наби ia определенных этапах развития азербайджанской советской лит •ера туры;

- определить воздействие этой тещ» яа азербайджанские ювреыенную прозу и поэзию; <

- выявить основные ocoöeairooTa отеврз^чиз аЗрза Г&ч^га [аби на театральной сцене я в «кме киночиеяг^Ш! J

.V- 6 -

«-.выяснить главные черты.-.трансформации героических сюжетов устной.литзратуры-в .письменную-литературу.

Меюдологкческзя основа исследования . Б диссертации на основа новейших, д; г имений современной литера туроЕЗДч ес-кой науки.анализирована.преблеиа фольклора и художественной литературы, прокомментирована специфика закономерностей отображения б .азербайджанской.литературе современного периода

народных .героических «жетов....... . .............

В диссзр'гаця." использованы сравнительно-типологический и историко-типологический методы исследования,изучены важнейшие, особенности фольклоризма з письменной литературе. -V Основные 'источники исследования.. составили связанные с . скиетоя Гачаг Наби дасташшг. материалы, и. создайныз на эту .те-. • му в. современной азербайджанской литературе художественные произведения. .',.., .'.„'.-.....*......, '.-...-.■■..-......■.. .. : ... .

"..':■-■ В работе использовакы различные, материалы по теме .хранящиеся, г архивах Азербайджана,Грузии,б фондах Республкканско-

3

го Рукописного Института. . .. ,..:.' "

-. *. . <

, Суцествзннув помощь д&сертаату оказали последние дости-нзнкя советского.а азербайджанского литературоведения,труды Д. С. Лихачева, К.Л,;Заликского;М.Б Драпченко, Г. А.ЗГонкдзе.З.С. Кедриной, в. В.Новикова, А.Й.Овчареако, Мам с да Арифа, А.С.Згмакова, . Б. А.Набйевг1,Ди,К.А0дуллазва,Я.В.Караева,К.ХДв.суиьаде,Г.Г.Ха-

лидоза, А.М»Набиева:и др. .,.*'...'-. ^ . .. ......

- Научная новизна исследования. .Совершенно ковыии и оригинальная являятся постановка,проблематика,разрешение темы и научно-теоретические результаты исследования. ■ В диссертации впервые на основе богатого фактического материала рассматриваются фольклорные истоки образа народного

героя Гачага Наби, изучается общественно-политическая среда, обусловившая формирование этого героя. Таккз впервые раскрываются основные особенности и принципы воздействия фольклорных сюжетов на письменную литературу, трансформации героических образов этих сюжетов в худохественные образы в советской литеоа-туре.

В диссертации зпергке уточняются ряд фактов, сея?1ш:ых с жизнью, деятельностью Гачага Наби, как исторической личности. Впервые на образах Гачага Наби и Хаджар комментируются и различные особенности развития фольклорных сюкетов в период раннего становления советской литератувы. Прослеживается иотсричес—■ кая подоснова этих образов, их связь с устным и худэггестзенкьа мышлением, процесс перехода деталей национальной жизни и быта из фольклорных сюяетов в письменную литературу. Показывается отличие устных пацятнякоз, связанных с ииенои Гачага Каби, от образцов письменной литературы, особенно, рассказов, повестей и романов, анализируются специфические черты оценичесгих произведений, киносценариев, созданных на основе фольклорного сюжета.

В диссертации определяется также воздействие фольклорных скжетов на письменную литературу, рассматривается нравственно-психологическая и эстетическая основа этого воздействия. В системной форме прослеживается художественное отображение сюжета о Гачаг Наби в поэзии, драматургии и художественной чр.озе, его начальная история, связь 'с народным героизмом. Впервые рассматривается и использование на этапе раннего становления азербайджанской советской литературы фольклорных сюжетов в художественной литературе, исследуются особенности, пути формирования образов Гачага Наби и Хадкар г творчестве О.Русгаыа, М.Рагиаа,

А.Велкева и др. В центр исследования при этом вндпигаютс;. ряд важных пслокений фольклора и художественной лигепатуш.

■ Тесретиуескса. и практическое значение диссертации. Анализируемые в работе прш'яеин, обпив заключения к 'полок зия икеют важное значение для изучения роли народной дитеоатуры в создании азербайджанское советской литературы, представляют определенный интерес в идейно-воспитательном отношении. Исследование показывает'формирование азербайджанской советской литературы не основательное литературное фундаменте, свидетельствует о ее большой духовно-эстетическом идеале.

Выводы к результаты исследования могут быть использованы при изучений истоков азербайджанской советской литературы, раз личных ее вопросов, в дискуссиях по,проблема?,:'фольклора и литературы, на спецкурсах и спецсеминарах в высших"учебных заве. дзикях. . . .. _ ♦ .

' ' Апробация диссертации. Основные полокеаия диссертации нашли свое страусенке в научных статьях и выступлениях 'соискателя на научно-теоретических конференциях. "

Структура диссертации!' Диссертация состоит из введения, трехглав, заключения и списка использованнрй литературы.

. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во "Введении" обосновывается актуальность темы, определяется цель и задач«, научная новизна, теоретическое и практическое значение, методологическая основа и апробация работы.

В первой глазе работы, названной "Образ рачага Цаби ч ■

устном народном творчестве" рассматривается общественно-политяг ческая атмосфера, обусловизмая крестьянское движение в Азербайджане во второй половине прошлого века. Указывается, что •нашествие Каджара в 1790 году на Карабах, подавление тенденций карабахского ханства к самостоятельности еще более ухудшило и без того тяжелое положение азербайджанского крестьянства. Не улучшилось положение народа и впоследствии, после кра;.а динас-, тии Кадкара, когда Карабахское ханство ценой невероятных усилий сунело-таки отстоять свои независимость. Экономическая пизнь в Азербайджане деградировала даже и после его исторического соединения с царской-Россией.*

Положение с правоы пользования землей на территории Азербайджана, в сущности, еще более обострилось после земельной реформы. А это, в свою очередь, породило новые противоречия •аеяду правящим классом и трудовыми иассамя. Со временем эти противоречия обрели еще более острый и-непримиримый характер.

В первой главе диссертации на основе богатого фактического материала комментируется вопрос о неизбежности зароздзния■ гачагского движения в Азербайджане в результате все более обострявшихся классовых противоречий. Новые архивные материалы еще раз показывают, что национальный гнет в Азербайджане вдвое усилился после вхождения в состав России, а крестьяне стали эксплуатироваться уке не только местными ханами и беками, но и царскими чиновниками. В этой отношении характерно письмо-обрадение крестьян Гяндгинского уезда к Кавказскому наместнику: "...по повелению местны:: помещиков староста грабит и разоряет нас. Нас зверски избивают, насильно отнимай! даже те два пуда пзеницы, которые цы оставили для посева. Нас с^иих заставляя!

I. См.: ЦГТА 4зербайа?,анск>а рес-лу^лики.еонд 5,ся.З, дело X <:6. л.31-5^.

ходить по сорок дней батрачить на земле помещика".* В телеграфе на имя Кавказского наместника крестьяне Джаванжрского уезда-галовались на произвол пристава Дкуыауд бека, изгонявшего их с надельных земель, сжигавшего и разруиавиего дома, угонявшего скот и безхалостнп' расправлявшегося .с простым народом. Как указывалось в телеграмме, женщины и все население, стремясь избавиться от тирана, проделало пешком десятиверстный путь и укрылось в безопасных местах.

Особенно тязезлыми спорились условия для хизнк в Зангезур-с~.ои уезде, где процент безземельных крестьян составлял ¡t", а малоземельных 71 по сравнении с Карабахским или Кубинским уездами. 3 отличие от других уездов Й5 процентов земель, пригодных для пахоты, находились здесь з руках крупных земельных я '

латифундий.

»

Далее в реферируемой диссертации дается обзор последующих событий, описывается включение крестьян в пассивную и активную борьбу против производи правящих верхов, фориа пассивной борьбы заключалась в бегстве уставках от гнета крестьян с по-медапях земель, поисках работ в городах. Активная же борьба сводилась к тому, что крестьяне Слягалк дока'ненавистных господ, убегали в горы, становились гачагами, мстили бекам и помещикам. Отряды беглых крестьян возглавляли Ханн® и Абдулгусейн Мшдаюза, Рустам Агаджал, Тахмасиб, Нурулла, СулеИкан из Карабаха, Ara Гусейн, Надад, Ариф Гардыповы из Ленкорани, Нурбеяа Ярыоглы иг Кубы, Алигейдар Байдамироглы из Дербенда, Балагулу Алиеглы из Баку, Гардашхан Гусейн оглы из Закатал, Алигейдар

1. Си.:ЦГТА 'АзербаВзжаёокой ' республики," фонд 1,сп.5,дело £ 54, c.I3-rt. " '

2. Там se, с. 46-47.

3. См.:3емельная собственкость в Азербайджане,Сообщение Государственной Дукы. - Baicy, I9G7, с.ГЗ.

Гусейн оглы из Шеки, Мирфаттах Кечари оглы из Шемахи и многие другие. Постепенно эта активная форма борьбы расширялась и привела в конце концов к новому этапу освободительной борьбы - в Азербайджане - гачагству. .

В этой же главе реферируемой диссертации даются краткие, но содержательные обзора гачагского движения в Азербайджане, выдвинувшего таких видных представителей, как Молла Н;,р, Гачаг Керем, Тара Багы, объясняются причины создания о них народных песен и преданий. Видя в гачагах своих защитников, дававших отпор угнетателям к обидчикам, народ слагал о них песни, наделяя героев недюжинной -силой, отвагой и храбростью. Не случайно, что об одно;,! из таких прославленных героев - Гачаг Кереме- М.Горь- '

кий писал: "Он - герой преданий-и сказок. Пусть это звучит гру» Т

бо, но он - олицетворение справедливости".

Все этисведения служат как бы естественным фоном, поззо- . ляещим диссертанту перейти к изложению истории возникновения народного движения под предводительством Гачага Наби.

В диссертации выдвигается обоснованная мысль о том, что Наби был исторической личностью, впервые уточняется дата его рождения. Как известно, до сих пор предполагалось, что Гачаг Наби родился в 1854-м году.^ Однако, в обнаруженном диссертантом новом архивном документе, указывается: "Алиев Мухаммед Наби (Гачаг Каби - С.Г.) родился в 1851-м году".3 Этот документ является пока первым официальным документом о личности Наби и поэтому диссертант, взяв его за основу, уточняет существоваьвую до сих пор версию о времени рождения Гачага Наби.

1. Горький М. разбойники на Кавказе.-Нижегородский листок,I8S6, № 324.

2. См.¡Ахундов А. Гачаг 1?абг.-Иззес1ИЯ АН Азерб.ССР,Баку,1954,1° 2> с,в4.

3. Ленинградский ЦГГА ик.Сктябрьской революции,ф.117,дело II,c.d4, ы.З.

Уточняются в диссертации и сведении о смерти Гачага Наби. 'Как известно, во всех .песнях и преданиях о Гачаг Наби указывается, что оя был убит в результате предательства, причем это предательство соверш-п якобы его друг по оружию Шахгуч.е8н, нанесший ену удар б спину на поле.боя. ■

'По другоЗ. версии, приведенной А.Ахундовым, 12 нарта 1896 года сильно вооруженный отряд, внезапно напав ночью на селение Дарий, перебгл в перестрелке Наби и его боевых товарищей.

Однако эги сведения не соответствует исторической правде.

Из документов выясняется,/что Наби действительно был убит предательски, но не своими, товарищами по борьбе^ а неким Паша Гади Фарад?.: оглы.* ' , .

• Интересные и, в основном, новые сведения даются в этой главе и о подруге ьизки Гачага Набк - Хадкар, которая с пятнадцати лет, став женой Наби, разделила с ним вое тягота, с оругле б руках боролась с ханачи и бекао, неоднократно попадала в тюрьму, но не свернула с'избранного пути, но вставила-своего избранника.

И этой £.е гиаве рассматривается варианты народного дастана "Гачаг Наби", а таюге сравниIельно-типодог,ичееким методом определяются формы'воздействия этого сюхета на письменную литературу на различных, этапах развития, азербайджанской советской литературы, форш'.рОБакия-метода социалистического реализма.

'. Значительное мес-то отводится в первой главе исследовании перкрда создания и особенностей первых лесе]! я преданий, посвященных описанию героизма Гачага Наби, анализу их граясфораацаон-ниу форм з азеюбаЕдзкяской советской поэзии. Большинство этих

1. Си.гЯеяйКтрадсккй'ЦЩфоад IV/, дело 14, документ 42,' с.2.

песен и преданий были в свое время опубликованы в газете "Кавказ", в сборнике "СМОШК". ■■*■•'''•■.'••..■

Б лице Гачага Наби народ видел своего освободителя.' Благодаря своему героизму, патриотизму, интернационализм, высокий нравственно-этическим, человеческий качествам Гачаг Наби обеспечил себе.долгую жизнь в памяти нарсда. И не случайно, что именно о нем были сложены первые народные песни и прег.анпя. Со . временен все это.отшлифовалось и выросло в народный дастан. Из устной памяти он впоследствии, в период становления азербайджанской советской литературы, успешно перекочевал в письменную литературу, причем з самих различных жанрах. Эти и некоторые -■■ другие, прокомментированные в диссертации причины, обусловили создание в современной азербайдканской литературе десятка произведений о Гачаг Наби. Яркий образ этого бессмертного народного героя наяел отображение в произведениях многих нанров - начиная от лирических стихов и кончая исгорнко-героичесники романами.

Естественно", первые произведения, написанные о Гачаге Наби, носили описательний характер. В них еще не было широких еиз-яеняых полотен, героических эпизодов. Любовь к Гачагу Набя привлекает внимание как главная особенность письменной литературы этого периода.. Однако по мере развития литературного процесса, обращение к исторической теме обретал о более актчз.н ую форму.

Вторая глава диссертации - 'Гачаг Набя в поэзии,и драма- ■ гургии". состоящая, как видно и по названию, из двух разделов, посвяшепа анализу поэтических и сценических произволения, в которых нашел свое отображение яркиЯ образ народного героя.

В первом разделе данной глава к анализу .-ркзлекастся образца лирической поззки, связанные с именем Гачага Наби и

созданные в азербайджанской советской поэзии, начиная со второй половины 20-х годов. Большинство этих образцов были опубликованы в свое время ла страницах ряда газет и куриалов. Не столь совершенные в худ08еств<{':Н011. отношения, поэтические обргзцы этого -периода вырахали глубокую народную любовь к Набя, гордость за его героические дела, уверенность в бессмертии его имени. ■ Все гти образцы систематизируются диссертантом и подвергаются обстоятельному анализу. Отмечаются настроение позого периода в стихах Ашига Керима, Агшга Вели, Чобана Афгана, революционный пафос, присущий на, объяснятся кх социальные истоки и корня. Всесторонне исследуеюя и поэма народного поэта М.Ратина "Гачаг Наби" (1929), определяется ее место к значение з период становления азербайджанской советской поэзии, 0т^ачазтся1 что основную гдеа поэмы составляет протест против зла, несправедливости, готовность к борьба и устремленность в счастливое будущее. На фоне анализа по'эуы, состоящей из семи песен, пролога и эпилога, обобщаются основные форыы воздействия фольклора на

о

письменную литературу. Здесь х:е определяются основные тенденции фольк>юр;;зма в творчестве К.Касумзаде, И.Содтана, А.АлииеПли, А.Лачшлк и других поэтов, создававших лирические стихи под воздействием фольклора.

Определенно? место во второй глазе реферируемое диссертации отведено анализу,сценической зпгзни и экранного воплощения с-цж'5та, связанного с Гачаг Наби. К исследованию приплзка-. гтея, в основном, написанные в SQ-e годы пьеса "Гачаг Наби" Сул'еймаиа Рустама и сценарий "Наби" й.Г.Тахмасиба. Здссь ке рассматривается и созданный в последующие годы на эту se тему киносценарий "Гачаг Наби" С.Руетама и А.Нугачлы. Указывается,

что к работе над этим киносценарием С.Рустам приступил еще в ЗС-е годы, тогда же, когда начал писать пьесу "Гачаг Набп", однако завершил ее гораздо позже и совместно с А.Муганлы.

Сопоставительный анализ позволяет диссертанту заключить, что содержание пьесы С.Рустама "Гачаг Наби" значительно отличается от народного варианта. Главный отличием пьесы является то, что она построена на остром художественном конфликте. Противостоящий помещичьему, эксплуататорскому миру, Наби в пьесе идет гораздо дальне в своей борьбе. Он проходит славный путь от обыкновенного гачага до предводителя крестьянского движения. Наби в пьесе - боевой вожак, мужественный и смелый предводитель, отстаивающий интересы всех неимущих, ведущий борьбу не с отдельными помещиками, а со всем помещичьим сословием. В пьесе ярко проявляются все качества политической лирики С.Рустама, его умение связать историческую правду с современностью. Опираясь на новый творческий метод, С.Рустам изобразил Гачага Наби не столько историческом, сколько в художественном аспекте. В пьесе Гачаг Наби напоминает больае предводителя революционного движения, нежели народного героя. Однако вместе с тем з пьесе революционное мировоззрение Наби осталось не раскрытым.

Безусловно, взгляды.С.Рустаиа, связанные с его революционно-романтическим мировоззрением, творческим методом и традицией, сыграли важную роль в новой разработке фольклорного сюжета* Само по себе это было связано с творческой традицией поэта, его умением в своеобразной форме использовать фольклорный сюжет.^ ИменнУпоэтому Дг.Дзар&ров писая в свое время: "Произведение С.Рустама "Гачаг Наби" - современное сценическое произведение,

I. См.:Абдуллаев Дл.С.Рустам.Азербайджанская советская литература. - Баку, IS67, с.219.

- 16 -

/ - - - .. ......

перекликающееся с напии сегодняшшвг и завтрашним днем".*

Обстоятельные сведения в этой Ее главе давтся и о написанном и опубликованном в 30-е годы сценарии "Наби" М.Г.Тахмасиба. Екрокому анализу подвергаются содержание, идейный смысл, худо-хествекные особенности сценария. Отметив современность к актуальность сценария, диссертант заключает, что экранизация этого сценария, к ссхалеккю, осталась без внимания.

По мнение диссертанта, кино-повесть "Гачаг Наби", написанная С.Рустамом и А.Иуганлы, токе является киносценарием. Это еч подтверждает к текст, разработанный впоследствии в виде сценария. Подвергнув сценарий тщательному анализу, соискатель отмечает его близость народному сюжету, посверкивает типологические соответствия как между отдельными образами, так и в художественных характеристиках главного героя. Остается лишь сожалеть, что при экранизации текста целый ряд эпизодов был со-крацен. Это привело к тому, что "Гачаг Наби" не сумел в полной форме отобразить ксторические факты, жизненные истины. Искажение ряда важных элементов фольклоризма стало причиной отдаления от ксгорических истин. Но, несмотря на все это, сценарий, как основной материал для экранной кизни Гачага Наби, открыл широкий доступ народному герое к экранной щзни.

В третьей главе диссертации - "Гачаг Кабк в эпической художественно;- прозе" - анализируется богатый материал, связанный с именем Гачага Еабк в азербайджанской советской'прозе.

По справедливому выражение К.Касумзаде "...приход народного героя в письменную литературу, превращение его в один из прославленных образов современной проза, обращение советских

II -ЛхаЬаров Дх. Вопросы театра. - Баку, 1958, с.124.

писателей к подобным героям истории было естественным явлением в азербайджанской прозе"'''

Естественно,что причины обращения писателей к таким героям было связано с местом и рольв этих героев в истории народа.Если бы народ не увековечивал память своих любимцев,не прославлял их, как предводителей освободительного дшкекия,то,несомненно,и современные писатели вряд ли обратились бы к подобный исторически телам.^сли бы даяе они и затронули подобнее теми,то созданные ими образы к,в целом,художественное произведение не встречались бы широкими народными массаж с больной лвбовьв к инуересон.

Известно,что движение Гачага Насп.как един из новых этапов освободительной борьбы азербайджанского: народа,было направлено против господства беков-ханов-понеииков,политики царизма разделяй и властвуй",применяемой во всех отдаленных национальных окраинах,в том числе и в Закавказье.Как указывается з диссертации,хотя эта борьба и не здкла за рамки гачагсхого движения,з целом она оказала решавшее воздействие на освободительно борьбу в Азербайджане,на рост национального сознания в азербайджанской деревне,возникновение революционного шилепкя.

Именно, в зтой исторической правде следует искать истоки и прич>:ны преБраиения темы Гачаг Наби в одну из актуальных проблем азербайджанской советской прозы,'начиная с ЗО-х годов.

Следствием большой лпбви я уважения народа к.своему грров явилось то,что зта тема всегда находилась в центре внимания азгр-байдканской художественной прозы,о Гачаг Наби,его жене" и боевой подруге Хаджар.их соратниках были созданы интересные,пе теоятке своей художественной ценности.произведения.

Х.Касумзаде К.Друяба народов в азербайджанской лятева»усе.-Бахг, 1956, с. 23.

Разработка теш Г'ачаг Наби обогатила азербайджанскую прозу в нескольких аспектах.Прежде всего,современный читатель получил возможность познакомиться с правдой крайне противоречивого периода историк. В лице Наби нашли свое отображение лучшие черты .неродного мстителя, импонирушие читателю.Кроме того ярко предстала, обнажилась истинная суть колониально? политики царизма.

Нельзя не отметить также и интернациональный характер движения Гачага Набк,что явилось одной из причин его активной поддержки народом,представителями различных национальностей.

Безусловно,эти и другие качества обусловили большой интерес к этсму движению и к личности Наби в азербайджанской художествен-коГ; прозе.

Обращение к теме Гачаг Наби состоялось в письменной литературе в самом начале ЗОкх годов.В различные времена многие авторы, обращались г. этой теме,осЕевалк ту или иную ее сторону.

3 нсторкко~х,ронологической последовательности в диссертации прослеживается отображение этой темы в азербайджанской художественной прозе.Исследуются пути и формы использования в соответсвр со своим стелем,творческой манерой каждым художником народного сюжета.

Так,например,интересно,что С-.Рагимов отобразил героизм Гачага Наби посредством образа его верной подруги и соратницы Хад-кар.В повести "Айналы" /1941г./ в лице Хаджар писатель обобшил на^ циональную жизнь на основе семейно-бытовых и в целом бытовых деталей. Кстати,эта черта характерна в целом для реализма С.РагкмоЕа.

Сохранявшая верность Гачагу Наби и после его смерти,Хаджар,

заекпая свою честь,убивает тунеядца Кичяк Хана.В этом эпизоде

винтовка в руках Хаджар /"Айналы"/ выступает с одной стороны сян» £огом героизма,« с другой - воспринимается как деталь.связанйая

_ 19 - '

с национальной жизнью.

Как указывается в реферируемой диссертации^ основу повести "Айналы" лег реальный факт из жизни Хаджара,рассказанный С.Раги-ыову племянницей "ачага Наби.

Следует оигатнгь^что тема о Гачаг Наби наила свое отражение з творчество С.Рагямова со всеми свэямя контрастами и противоречиями. Образцом может служить и рассказ писателя "Камушки пери",в котором запечатлен интересный эпизод из яизни народных героев. :

В рассказа А.Велиева "Всадница" героизм Гачага Наби также передается опосредствованно,на примере героизма Хадяара Своими корнями эта деталь восходит к известной строчке любимой народной песии о Гачаг наби и Хадяар :"2еяа смелее самого у Гачаг Наби" .порождает типологическое соответствие с народный евлетоы.

Написанный в годы Великой Отечественной еоЯны,это произведем пяе 'словно обобааяо героизм советских яеншин,плечом к плечу со своими муяья-ш и братьями сражавшимися с оголтелый врагом.

Множество типологических параллелей и соответствий имеется к между аотавгии-^образами н сюжетами з народном дастане о Гачаг Наби н в повести "Он скрился'-в горах", Г.Гасдаова.;

В отличие от других произведений »"написанных на эту чему ,з "' этой повести описываются юнопеские годы Наби,период его жизни, когда он еае не возглавил гачагское двинение. Характерными",атрв-хани автор рисует среду,в которой рос и воспитывался будущий герой, окружавший его мир,заостряет внимание на событиях,предопределившие дальнейшую судьбу Наби.З целом повесть создает ясное представление о причинах и условиях зарождения гачагского движения. Необходимо отметать,что созвучия о народным сюжетом в прозе являмся,з сусноста,следствием писательского вРсбраяевгя.Кстз-

- 20 -

4. . . . -•

та,это -осрбенность «присущая всей азербайджанской советской прозе. В диссертации иеследоганяю этого вопроса уделено особое внимание.

В романе "На сером коне" известный писатель Дж.Баргушад поставил перед собой цель: описать все известные исторические факты,связанные с именем Гачага Иабя.Дяя этого писатель длительное время собирал и записывал воспоминания,рассказы о ^аби,публикуя их время от времени в периодической печати.Эти рассказы и воспоминания легли в основу романа "На сером коне"»опубликованном в-2558-11 году.Как считает диссертантов этом произведении ярко проявляется трансформация фольклорных сюжетов в письменной литературе.Особенно удается писателю разработка известных жизненных истин в рамках традиционного, сюжета.Когда же .писатель выходит за рамки традиционного сюжета,дает о себе знать искажение известных истин,"связанных с образами как Наби,Хаджар,так и их боевых друзей,соратников.

Наряду со всемя пологктелькыми качествами.достоинствамя романаув этой главе указываются и некоторые недочеты,выражается ясное" откавекиё диссертанта к имевшим место удалениям от исторической правды в.обвей структуре произведения.По мнению диссертанта, удаление о? традиционного сюжета в связи с образом Хаджар.в определенной мере обеднило роман.

Обстоятельвому анализу в данной главе реферируемой диссертации подвергается и исторический роман "Кавказский орел" С.Раги-мсвагпосвяЕеннкй последовательному изображению движения Гачага НаСГи.Создание этого'романа еше раз продемонстрировало верность е.Рагимова теме о Гачаг Наби,его желание создать монументальное произведение об этом народном герое.Автор романа с большим мастерством описал значительный период г, истории этого кар одного

движения,нарисовали яркую картину жизни Азербайджана в одну из сложнейших эпох - XIX века - со всеми характерными контрастами и противоречиями.Сопоставительный анализ позволяет диссертанту показать связь произведения о народным сюяетом,осветить вопрос воздействия национального героического творчества на формирование ааяра исторического романа.Вообве^з диссертации на основе богатого материала комментируется роль национальной жизни и мышления в создании и развитии азербайджанского советского исторического романа. -

Диссертант придерживается мысли о том,что эти произведения значительно отдаляются от границ "фольклорных романов",в сущности, входят в нашу прозу,как эпосы,отсбракаюише болывой и сложный период народной жизни. . .■'

В диссертации особое- внимание уделяется соответствиям меиду народным сюжетом и трилогией "Кавказский орел",'отмечаются новые формы использования народного сюжета в азербайджанской советской прозе,особенно,в.творчестве с.?агишва, ведется иирокая дискуссия в связи с образом Хаджар,Диссертант считает,'что С.Рагимов.как и другие писатели,задался .целью создать на фоне полнокровного характера Хаджар бессмертный образ Гачага йаби. . .

Сдним из интересных произведений;связанных с темой о Гачаге Наби,'является документальная повесть 3. Исмаилова "Семь Хадга-ров".Посвященные воспеванию героизма Хаджар,это произведение имеет очень .интересную композицию.Автор описывает прославленную на всем ¡Кавказе легендарную Хаджар и не отставших от яее по храбрости -й отваге еше шесть прекрасных,смелых девукек.носяскх имя Хаджар.События,рассказываемые по очереди каждой из этих дезусек, имеют самостоятельные сюжеты.обьедикияяые единой темой и идеей. Подобный ссает позволяет'агтору как нельзя лучае показать пре-

' -22 - _ : емственность традиций,преемственность поколений, ибо последовательницы легендарной Хадкар - это наши современницы,сегодняшние героики труда.Свей героизм они проявляет на колхозных полях, фабриках.к заводах,ьнаучкых и просветительских учреждениях.

В "¿включении" диссертации дастся выводы,исходящие из самой работы и позволявшие заключить,что народное движение, связанное с именем Гачага Кабк,вписало в истории борьбы азербайджанского народа славные страницы.Это движение впервые в . Азербайджане охватило широкие слои трудящихся и выдвинуло на передний план народных героев - гачагов.Героизм,смелость,отвага, честность,прямота предводителя этого' движения - Гачага Наби - сделали его имя.легендарным,обусловили появление целого ряда поэтических,драматургических,прозаических произведений.!^ изучение к исследование обогатило азербайджанскую литературу современного периода новым содержанием,интересным . . жизнен нам материале», многими оригинальными качествами. С-та закономерность была характерна не только для периода азербайджанской советской литературы,но и для всех последующих этапов ее развития.

- Гак указывается в диссертации,этот богатый творческий процесс, безусловно,станет предметом еще более широких исследований в. будущем.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: <•

I.Отображение движения Гачаг Наби в азербайджанской письменной литературе.-Тезисы докладов У Республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана,секции Х-Х1У,Баку, 1982,с.29.

2.Художественное отображение дзгкения Гачаг Наби в азербайджанской иисьизнаой литературе.-Тезисы докладов ТУ Респуб-

-'23 - •

лнканекой конференция молодых литературоведсв.-Еаку:Элч,198^, с.ад. - . ..... .......:■., - ....; .

3.Воспевание женского героизма.-Тезисы докладов УП Республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана.-Баку:1964,с.176.

4.Тема Гачаг Наби в творчестве СулеЯкака Рустама.-Материалы XI научной конференции,Нахичевань,1990,с.93-94.

■ 5.Образ Г&чага Наби в азербайджанской.письменной литературе. -Сб-к: Вопросы фольклористики,Баку,1991,с.69-73.