автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Образ женщины в поэзии Серебряного века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Сивова, Ольга Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Образ женщины в поэзии Серебряного века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сивова, Ольга Викторовна

Тема: Образ женщины в поэзии Серебряного века (этико-эстетический анализ).

Введение

Глава 1. Философские основания вопроса пола и женственности в эпоху русского культурного ренессанса.

1.1. Мировоззренческие ориентиры и искания 12 Серебряного века.

1.2. Пол, женщина: особенности постановки проблемы на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Глава 2. Нравственно-эстетические аспекты образа женщины в поэзии и философии рубежа веков.

2.1. Женщина и феномен любви в контексте поэтических и философских исканий эпохи.

2.2. Эстетический идеал «Прекрасной Дамы» в философии Серебряного века и в творчестве А.Блока и 100 Н.Гумилева.

2.3. Раскрытие нравственной проблематики женской судьбы в поэзии А.Ахматовой и М.Цветаевой.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Сивова, Ольга Викторовна

Актуальность темы исследования.

В последнее десятилетие культура Серебряного века вызывает огромный интерес исследователей, что не в последнюю очередь связано с созвучностью того периода современным процессам смены мировоззренческих ориентиров, возвращением к собственным духовным истокам, необходимостью ориентации в тех вопросах, которые ставятся перед нами самой жизнью. В числе таких вопросов можно назвать и проблемы полового воспитания, проблему поиска женщиной адекватного места в жизни, проблему обезличивания и коммерциализации секса, а также искажения представлений о любви, проблему превращения красоты в объект купли-продажи, одиночества и отчуждения человека. Все эти важнейшие вопросы требуют безотлагательного решения для предотвращения нравственной деградации общества. Конечно, гармонизация вышеперечисленных сфер невозможна в короткие сроки и в законодательном порядке, необходимы совместные серьезные усилия специалистов всех отраслей знания, немаловажную роль в этом процессе играют этические и философские исследования. В этом аспекте представляется просто необходимым обращение к культурному наследию эпохи Серебряного века, когда проблемы пола обсуждались чрезвычайно широко.

Несмотря на то, что вопросы, связанные с полом, со взаимоотношениями полов теснейшим образом связаны с коренными вопросами бытия, до конца XIX века они не анализировались во всей полноте в русской философской мысли. Причиной тому во многом была христианская традиция, которая, во-первых, давала свою интерпретацию данных вопросов в форме постулатов, во-вторых, делала практически невозможным открытое обсуждение проблем пола, половой любви и т.д. Однако ситуация меняется на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда появляются предпосылки для переоценки старых мировоззренческих установок, свободного диалога с достижениями мировой мысли и культуры. Подвергается переоценке и вопрос о месте и значении пола, о роли женственного начала и об идеале женщины. С одной стороны, решение данных проблем отличается оригинальностью, обусловленной во многом своеобразием самой эпохи, с другой же стороны, при решении вышеупомянутых проблем сохраняются и основные черты, свойственные русской философской мысли (гуманизм, этическая ориентированность, христианский подход, идеал соборности и т.п.)

Степень разработанности проблемы.

Осознание исключительности атмосферы и значимости наследия Серебряного века наступает чрезвычайно быстро, сразу же после революции 1917 года, в основном, представителями Русского Зарубежья и современниками эпохи, оставшимися на родине. Здесь можно говорить об интересной особенности: почти все они сожалеют о внезапно прерванном расцвете культуры, о смерти эпохи, и в то же время продолжают творить с сохранением многих особенностей культуры русского ренессанса, так что говорить о внезапном окончании данного периода вряд ли возможно. Среди первых исследователей феномена Серебряного века можно назвать таких его представителей как А.Ахматова, Н.Бердяев, З.Гиппиус, И.Ильин, Ф.Степун, В.Ходасевич и мн.др.

В советский период «декадентская» культура Серебряного века практически не подвергалась свободному и адекватному анализу, поэтому исследования данного периода практически не использовались нами при работе над данной темой. В то же время, зарубежные работы 50-80 годов XX века, анализирующие русскую культуру рубежа XIX-XX веков, лишены идеологических штампов и представляют значительный интерес (см., напр., работы Irigaray L., Kroth A.V., Ronen О., Strakhovsky L.I., Stavrou T.G., сборник Lyrics From the Russian: Symbolists and Others и мн.др.)

В последние годы эпоха русского культурного ренессанса вызывает пристальный интерес после длительного периода замалчивания. Многие исследователи, обращающиеся к философии и литературе данного периода, так или иначе затрагивают анализируемую в них проблему пола.

Среди наиболее известных современных исследователей, обращавшихся к философии и культуре Серебряного века, можно отметить В.Вейдле, П.Гайденко, В.Кантора, В.Крейда, С.Маковского, В.Шестакова, А.Эткинда и др.

Несмотря на то, что работ, касающихся культурного наследия русского ренессанса, достаточно много, вопросы о взглядах относительно женственности и образа женщины в философии и литературе рубежа веков не получили достаточно подробного анализа. Отдельные аспекты данного вопроса затрагиваются в ряде работ, но целостного анализа до сих пор нет. Наиболее полным исследованием такого рода можно назвать монографию Рябова О.В. «Женщина и женственность в философии Серебряного века». Однако круг проблем, рассматриваемых в данной диссертации в связи с понятиями женственности и образом женщины, несколько отличается от аспектов анализа в вышеназванной монографии. Так, работе Рябова О.В. преимущественное внимание уделяется анализу метафизики пола, женственности, а не женщины, в отличие от нашей работы; кроме того, в монографии анализируется такой аспект как женщина в историософии. Такие аспекты, рассмотренные в нашей работе, как женщина и любовь, женская красота, нравственная проблематика женской судьбы, в вышеназванной работе не затрагиваются. Автор монографии кратко останавливается на исторических аспектах формирования представлений о женщине и женственности, но не уделяет внимания отражению специфики эпохи в философии женственности Серебряного века. Кроме того, одной из целей нашего анализа было проследить соотношение философских, этических и поэтических линий культуры Серебряного века.

Одним из наиболее хорошо освещенных аспектов рассматриваемой нами проблемы является понимание любви в философии русского культурного ренессанса, но, как правило, внимание на роли женщины в любви в данных работах не заостряется (Александрова Р.И., Курносикова Е.А. «Россия: духовность, философия любви», Васильев Д.Ю. «Идея эроса в философской системе Н.Бердяева», Климов Ю.Е., Климова С.М. «Философия любви» в русской культуре серебряного века», Лелеко В.Д. «Тема любви в русской философии «серебряного века», Шестаков В.П. «Философия любви в России и искусство Серебряного века», Эткинд А. «Эрос невозможного. История психоанализа в России» и др.)

Также существует немало работ, в которых анализируются представления о Софии и Вечной Женственности (Копотев М.В. «Концепты Софии и Любви в русских философских текстах», «София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии», Хоружий С.С. «София-Космос-Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова» и др.). Однако аспекту соотношения вышеназванных понятий с эмпирической женщиной внимания практически не уделяется. То же можно сказать и об анализе эстетических воззрений эпохи: понимание красоты как общего понятия исследуется в ряде работ (Бычков В. «Религиозно-эстетическое сознание в России Х1Х-ХХв.», Бычков В.В. «Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского)», Кравец С.Л «Место эстетики в философии П.Флоренского», Курочкина Л.Я. «Эстетика и социология в русской культуре нач. ХХв.», Манн Ю.В. «Русская философская эстетика», «Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания», Столович Л.Н. «Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии»), но применительно к женской красоте мы такого анализа не находим.

В связи с вышесказанным, основными источниками, на которые опирался автор при написании данной работы, являлись философско-этические труды виднейших представителей эпохи русского культурного ренессанса - А.Белого, Н.Бердяева, С.Булгакова, З.Гиппиус, В.Иванова, И.Ильина, Л.Карсавина, Д.Мережковского, В.Розанова, В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и др., а также поэтическое наследие эпохи -творчество И.Анненского, А.Ахматовой, К.Бальмонта, А.Блока, В.Брюсова,

Н.Гумилева, М.Цветаевой. Кроме того, широко использовался мемуаристический материал (Адамович Г. «Одиночество и свобода», «Александр Блок в воспоминаниях современников», Белый А. «Воспоминания о Блоке», Берберова H.H. «Курсив мой», Бугаева К.Н. «Воспоминания об А.Белом», Лукницкий П.Н. «О Гумилеве. Из дневников П.Лукницкого», «Серебряный век: Мемуары», Соловьев С.М. «Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция», Степун Ф.А. «Портреты», Цветаева А.И. «Воспоминания», Чуковская Л. «Записки об Анне Ахматовой» и др.) и ряд литературоведческих исследований (Баран X. «Поэтика русской литературы начала XX века», Жирмунский В. «Творчество Анны Ахматовой», Колобаева Л.А. «Русский символизм», Найман А. «История русского символизма», «Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX- начала XX века», «Серебряный век». Потаенная литература», «Серебряный век русской литературы: Проблемы, документы», Хаизен-Лёве А. «Русский символизм» и ДР-)

Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является многоаспектный анализ образа женщины в философии и поэзии Серебряного века. Это предполагает решение следующих задач:

1. Проследить основные мировоззренческие ориентиры Серебряного века и их влияние на представление об образе женщины, акцентируя внимание на этической проблематике.

2. Выявить характерные особенности подхода философов русского культурного ренессанса к феномену пола в целом и определить в этом контексте место женского начала.

3. Определить причины возникновения феномена «оправдания пола» и его роль в культурном контексте эпохи.

4. Рассмотреть отличительные черты философии любви анализируемого периода и определить особенности проявления женской любви и место любви в жизни женщины с позиций философии и поэзии Серебряного века.

5. Осуществить анализ эстетических идей рубежа Х1Х-ХХ веков и применить их для анализа представлений о красоте женщины, а также сравнить данное представление о женской красоте с позициеи, выраженной в поэзии.

6. Проанализировать нравственную проблематику женской судьбы, отраженную в женской поэзии Серебряного века, а также особенности женского творчества эпохи на примере поэтического наследия А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Методологические принципы исследования.

Исходя из методологических идей М.М.Бахтина о единстве духовного пространства гуманитарных наук, мы сочли возможным выполнить диссертацию на стыке нескольких научных областей: философии, этики, эстетики, литературоведения, культурологии, истории, мемуаристики.

В работе были использованы следующие исследовательские методы:

1. Сравнительный анализ, который осуществлялся как в плане выявления общих и характерных черт в творчестве различных философов эпохи по интересующему вопросу, так и в плане выявления точек их соприкосновения с идеями, воплощенными в поэтической форме.

2. Этико-аксиологический анализ, способствующий выявлению ценностного аспекта культуры и рассмотрению объекта исследования через призму основных этических категорий.

3. Лингвистический анализ.

Научная новизна работы.

В результате исследования диссертантом обоснован ряд положений и выводов, характеризующихся научной новизной:

1. Выделены, обоснованы и охарактеризованы в комплексе основные черты мировоззренческих ориентаций эпохи как элементы взаимопроникающие и взаимообусловленные. В ряде работ отдельные компоненты выделялись и ранее, но они не были представлены как целостный комплекс, составляющий специфику Серебряного века.

2. Рассмотрение вопросов пола и образа женщины в эпоху Серебряного века через соотнесение их с данным комплексом позволило раскрыть тему с новой точки зрения, подразумевающей анализ феномена в контексте мировоззренческих ориентиров эпохи.

3. Исследованы пути построения онтологии и аксиологии пола и любви в эпоху Серебряного века с целью определения места женщины в данной системе.

4. Исследовано восприятие женской красоты в поэзии А.Блока и Н.Гумилева через призму эстетических и этических идей Серебряного века.

5. Осуществлен анализ нравственной проблематики женской судьбы, отраженной в поэзии А.Ахматовой и М.Цветаевой; несмотря на то, что их творчество привлекает неизменное внимание, данный вопрос ранее не находил достаточно полного отражения в работах исследователей.

6. Все аспекты анализа были выполнены как на основе философских, так и на основе поэтических произведений русского культурного ренессанса, что является новаторством в исследованиях данной тематики.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Своеобразие мировоззрения Серебряного века (отразившегося и в разработке образа женщины) определяет взаимосвязь следующих элементов:

1.1. Внимание к личности, к субъективной стороне жизни.

1.2. Напряженность духовной жизни, выражающаяся в эмоциональной и культурной неуравновешенности.

1.3. Мистицизм.

1.4. Эстетизм.

1.5. Акцентированное внимание к игровому аспекту жизни.

1.6. Ценностный приоритет творчества.

1.7. Повышенный интерес к проблемам пола и любви.

2. Пол воспринимается мыслителями эпохи как явление многоуровневое, проявляющееся во всех структурных элементах мироздания. Соответственно, ими утверждается необходимость учета влияния метафизики пола при анализе его социальных, антропологических, культурных проявлений.

3. В эпоху русского культурного ренессанса любовь обретает максимальное мистическое значение, что способствует и изменению представлений о значении женщины. Этот фактор, а также развитие идеи андрогинизма обуславливают переоценку роли женщины в любви и в историческом процессе, в связи с чем за женщиной признается миссия смягчения жесткости и логицизма мужчины, внесения в мир начал эмоциональности, поэтичности, интуитивности.

4. Философско-этическая мысль эпохи русского культурного ренессанса создает теорию, помогающую найти опору для человека потерянного, страдающего в пространстве отчуждения. Это путь индивидуального творчества, которое наиболее ярко проявляется в сфере любви. При этом важнейшее место отводится поступку выбора в любви -избранию конкретной и незаменимой личности, которая через любовь возвышается и утверждает свою индивидуальность.

5. Мыслителями Серебряного века женщина признается носительницей и охранительницей нравственного начала, которое коренится в живом чувстве, а не в логических принципах, что подтверждается и анализом женской поэзии эпохи.

6. В культуре русского ренессанса рубежа веков важное место отводится не просто компоненту эстетическому, но и связи его с идеями Добра и Истины, справедливость чего утверждается и в отношении красоты женщины, внешняя красивость которой противопоставляется прекрасности.

7. Своеобразие восприятия феномена женщины проявляется во взаимосвязи поэтической и философской составляющих Серебряного века.

Апробация работы.

Основные идеи и результаты диссертационного исследования были изложены в научных публикациях, а также в выступлениях, сделанных на научных Огаревских чтениях (Саранск, 1999-2002), на семинарах Всероссийской научной молодежной школы «Традиционные проблемы гуманитарных наук глазами молодых» (Саранск, 2001), на всероссийской научно-практической конференции «Нравственная культура народов России: традиции и современность» (Саранск, 2001), на заседаниях кафедры философии гуманитарных факультетов Мордовского государственного университета.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ женщины в поэзии Серебряного века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес философов, писателей, поэтов Серебряного века к проблемам, связанным с полом, женщиной и женственностью, был во многом обусловлен тем мировоззренческим сдвигом, который происходит в России на рубеже XIX-XX веков. В связи с этим большое влияние на рассмотрение данного вопроса оказали такие особенности мировоззрения эпохи как мистицизм, эстетизм, духовная напряженность, внимание к игровому аспекту жизни, ориентация на личностное бытие, ценностный приоритет творчества.

Благодаря анализу пола как феномена многоуровневого происходит переоценка женственного начала, поскольку оно признается одним из двух равноправных и равно важных начал. Соответственно, изменяется и отношение к женщине как носительнице этого начала, призванного смягчать сухость, логицизм и рассудочность начала мужественного. Истинно плодотворный творческий и любовный союз возможен только в гармоничном сочетании обоих начал. Важную роль в процессе переоценки роли женщины в данный период играло возрождение интереса к идее андрогинизма, следствием чего явилось восприятие обоих начал (мужского и женского) как двух равно несовершенных потенций идеальной личности, ни одна из которых не имеет приоритета в изоляции от другой.

Высокая оценка женственности и женщины в эпоху русского культурного ренессанса связана именно с уникальностью ее характеристик, поэтому резкую критику вызывает феминистское движение, выступавшее за уподобление женщин мужчинам.

Философия Серебряного века делает важный шаг на пути обретения человеком опоры в мире отчуждения, непонятости и одиночества. Выход мыслителями русского культурного ренессанса видится в поиске индивидуальности и внутренней свободы через творчество, виды которого чрезвычайно многообразны. Одним из видов творчества выступает любовь, ключевыми элементами воплощения которой являются уникальный и ответственный поступок выбора и отказ от эгоизма ради раскрытия индивидуальности партнера. Необходимым условием реализации подлинной любви философия Серебряного века называет душетелесность союза. Утверждение данного компонента становится возможным благодаря «оправданию плоти» через идею полноты и цельности истинной любви, в которой телесное неотъемлемо от духовного, как и в самом человеке.

Важная миссия женщины в любви заключается в том, что именно она до сих пор хранит инстинкт «правильной» самозабвенной любви, тогда как мужчина инстинкт этот практически утратил.

Красота женщины в эпоху русского культурного ренессанса противопоставляется красивости как феномен тесно связанный с идеями Истины и Добра, вне связи с которыми Прекрасное существовать не может. Данное положение подтверждается и при анализе поэзии эпохи, в которой идея противопоставления «красивости» и «прекрасности» находит воплощение в особой, образно-интуитивной, форме.

Женская поэзия Серебряного века отражает философскую идею эпохи о тесной связи женского с началом нравственности и об особом, преимущественно интуитивном, ее характере. В целом, практически все черты и характеристики, определяемые философией русского культурного ренессанса как женственные, находят отражение в поэзии М.Цветаевой и А.Ахматовой: повышенная эмоциональность, интуитивность, внимание к деталям, конкретность мышления. В анализе проблем, связанных со взаимоотношениями мужчины и женщины, поэтессы следуют основной философской идее Серебряного века о душетелесности любовного союза. При этом М.Цветаева подчеркивает значимость духовного равенства партнеров для реализации подлинной любви во всей ее полноте.

Творчество женщин-поэтов подтверждает философскую идею русского культурного ренессанса о чрезвычайной значимости пола и любви в женской системе ценностей, утверждая, в то же время, ценности гуманизма и творчества как не менее важные компоненты.

Тема исследования имеет большие перспективы дальнейшей разработки: кроме углубления рассмотренных в настоящей работе аспектов проблемы путем привлечения нового материала (в частности, поэтического), анализ образа женщины в поэзии и философии Серебряного века может быть расширен через призму новых аспектов (например, материнство, женщина и семья, женщина и религия). Кроме того, данная работа может быть использована при анализе образа женщины в прозаических произведениях Серебряного века, в культуре параллельной русскому ренессансу, а также в поэзии и философии других периодов развития российской культуры (в том числе и современного). Полученные в данном исследовании выводы представляется интересным также сопоставить с результатами анализа образа женщины в западной культуре рубежа XIX-XX веков.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских лекционных курсов и спецкурсов по этике, философии, эстетике, литературоведению, при разработке семинарских занятий.

 

Список научной литературыСивова, Ольга Викторовна, диссертация по теме "Этика"

1. Адамович Г. Одиночество и свобода.- М.: Республика, 1996,- 447с.

2. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия,- М.: РИК Русанова, 1998.-408с.

3. Александр Блок в воспоминаниях современников.- В 2т.- Т.1.- М.: Худож. лит., 1980,- 552с.

4. Александр Блок. Новые материалы и исследования. Книга 5,- М.: Наука, 1993,- 912с.

5. Александрова Р.И., Курносикова Е.А. Россия: духовность, философия любви.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999.- 176с.

6. Анненский И. Из статьи «Бальмонт-лирик».// Серебряный век. Поэзия,- М.: Олимп; Изд-во ACT, 1999.- 672с.

7. Аннинский Л. Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века.- М.: Книжный сад, 1997.- 221с.

8. Античные мыслители об искусстве.- М., 1938,- 486с.

9. Антология мировой философии,- Т. 1, ч. 2.- М.:Наука, 1967,- 615с. Ю.Ахматова A.A. Автобиографическая проза.// Литературное обозрение,1989, №5.- С.3-17.

10. П.Ахматова A.A. Сочинения в двух томах.- Т.1.- М.: Правда, 1990.448с.

11. Бальмонт К.Д. Избранное.- М.: Сов. Россия, 1989.- 592с.

12. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века: Велимир Хлебников, Федор Сологуб, Анна Ахматова, Александр Блок, Алексей Ремизов, Вячеслав Иванов.- М.: Прогресс, 1993,- 367с.

13. Баршт К. Три литературоведения.// Звезда.- 2000, №3,- С.191-204.

14. Безносов В. Путь к духовному синтезу. О религиозно-философских собраниях в Санкт-Петербурге.// Звезда.- 1993, №3,- С.164-170.

15. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии.// Блок A.A. Собр. соч.: В 12 -гг. Т.1.- М.: Литера, 1995.- С.341-357.

16. Белый А. Душа самосознающая.-М.: Канон, 1999,- 560с.

17. Белый А. Начало века,- М.: Худож. лит., 1990,- 687с.

18. Белый А. Символизм как миропонимание.- М.: Республика, 1994.528с.

19. Белый А. Собрание сочинений. Воспоминания о Блоке.- М.: Республика, 1995.- 510с.

20. Берберова Н. Курсив мой. Автобиография.- М.: Согласие,. 1996.436с.

21. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.: Наука, 1990.-220с.

22. Бердяев H.A. Метафизика пола и любви. // Русский Эрос, или Философия любви в России,- М.: Прогресс, 1991.- С.232-265.

23. Бердяев H.A. О назначении человека.- М.: Республика, 1993.- 382с.

24. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии.// Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря,-М., 1995.

25. Бердяев H.A. Размышления об Эросе. Любовь у Достоевского. // Русский Эрос, или Философия любви в России.- М.: Прогресс, 1991.- С.266-283.

26. Бердяев H.A. Самопознание.- М.: Книга, 1991.- 446с.

27. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Правда, 1989,- 608с.

28. Бердяев H.A. Философия свободного духа.- М.: Республика, 1994.480с.

29. Биндюкова М.Н. Этический максимализм как ценностная константа русской философии рубежа XIX-XX веков.// Вече.- Вып. 11.- СПб: Изд-во СПб ун-та, 1998,- С.31-37.

30. Блок A.A. О литературе,- М.: Худож. лит., 1980.- 350 с.

31. Блок A.A. Памяти Августа Стриндберга. И Блок A.A. Собр. соч.: в 6 т.- Т.4.- Л.: Худож. лит., 1982,- 464с.

32. Блок A.A. Собр. соч. в 12 т.- Т.1.- М.: Литера, 1995,- 576с.

33. Блок А.А. Стихотворения и поэмы.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.328с.

34. Богомолов Н. Русская литература начала XX века и оккультизм,- М.: Новое литературное обозрение, 1999.- 560с.

35. Брюсов В. Стихотворения.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 576с.

36. Брюсов В. Собрание соч.- В 7 тт.- Т.6,- М.: Худож. лит., 1975 -656с.

37. Бугаева К.Н. Воспоминания об А.Белом.- СПб: Изд. Линебаха, 2001.448с.

38. Булгаков С.Н. Две встречи (1898-1924).// Соч.: В 2т.- Т.2.- М., 1993.

39. Булгаков С.Н. Моя родина. Статьи. Очерки. Письма.// Новый мир,-1989, №10.- С.201-246.

40. Булгаков С.Н. Русская трагедия.// Соч.: В 2т.- Т.2.- М., 1993.

41. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.- М., 1994.

42. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2т,- Т.2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942,- М.: Наука, 1999,- 826с.

43. Бургин, Диана Левис. Марина Цветаева и трансгрессивный эрос.-СПб: ООО ИНАПРЕСС, 2000.- 240с.

44. Буткевич О.В. Красота,- Л.: Художник РСФР, 1979,- 438с.

45. Бычков В. Религиозно-эстетическое сознание в России Х1Х-ХХ в. // Вопросы искусствознания.- М., 1997,- №1,- С.317-340.

46. Бычков В.В. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского).- М.: Знание, 1990,- 64 с.

47. Ван дер Энг-Лидмейер Ж.П. Простота Ахматовой.// Серебряный век в России. Избранные страницы,- М.: Радикс, 1993.- 344с.

48. Ванчугов В.В. Женщины в философии: Из истории философии в России XIX- начала XX века,- М., 1996,- 300с.

49. Васильев Д.Ю. Идея эроса в философской системе Н.Бердяева. // Философский космос России: Памяти Н.А.Бердяева.- Уфа, 1998,- С.86-105.

50. Вейдле В. Искусство при советской власти. // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья.- Т.2.- М.: Искусство, 1994.- 684с.

51. Волошина-Сабашникова H.B. Зеленая змея. СПб: Андреев и сыновья, 1993,- 340с.

52. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.- М.: Искусство, 1991,- 367с.

53. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века.-М.: Прогресс-Традиция, 2001.- 472с.

54. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм C.J1. Франка. // Вопросы философии,- 1999, №5,- С. 114150.

55. Гачев Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей,- М.: Новости, 1991.-272 с.

56. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.1.- М.:Наука,1968.- 498с.

57. Гиндин С.И. Неосуществленный замысел Брюсова. // Вопросы литературы,- 1970, №9,- С. 190-226.

58. Гиппиус З.Н. Влюбленность. О любви. Арифметика любви. О женах. // Русский Эрос, или Философия любви в России.- М.: Прогресс, 1991,- С.147-220.

59. Гиппиус З.Н. Литературные заметки. Стихи о Прекрасной Даме.// Блок A.A. Собр. соч.: В 12 тг. Т. 1.- М.: Литера, 1995,- С.332-339.

60. Гумилев Н.С. Избранное,- Смоленск: Русич, 1999,- 560с.

61. Григорьева Т. Женская ипостась мира (Китай, Япония, Россия).// Феминизм: Восток. Запад. Россия,- М.: Наука, 1993,- С.107-135.

62. Ермичев A.A. О философии в России,- СПб: Изд-во СПб ун-та, 1998.117с.

63. Жеребкина И.А. Текстуальные стратегии в философии В.В.Розанова: «женское» как текст,- С.54-63.

64. Жирмунский В. Преодолевшие символизм. // Жирмунский В. Теория литературы; Поэтика; Стилистика.- Л.: Наука, !977.- С.105-128.

65. Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой,- М.: Наука, 1973.- 183с.

66. Иванов В.И. По звездам.- СПб.: Оры, 1909.- 438с.

67. Иванов В. Родное и вселенское.- М.: Республика, 1994.- 428с.

68. Иванов-Разумник Р.В. Ипполит Удушьев. Взгляд и Нечто. Отрывок.// Современная литература. Сборник статей.- Л.: Мысль, 1925,- С. 154182

69. Ильин И.А. Одинокий художник,- М.: Искусство, 1993,- 348с.

70. Каленов П. Учение Шиллера о красоте и эстетическом наслаждении.// Вопросы философии и психологии,- М., 1891, кн.7-8.- С.1-20.

71. Кант И. Критика способности суждения,- М.:Реноме, 1994.- 635с.

72. Кантор В. Артистическая эпоха и ее последствия. (По страницам Ф. Степуна).// Метаморфозы артистизма. Сборник статей,- М.: РИК, 1997.-160с.

73. Карсавин Л.П. Малые сочинения.- СПб: Алтейя, 1994,- 536с.

74. Карсавин Л.П. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви.// Русский Эрос, или Философия любви в России.- М.: Прогресс, 1991,- С.350-363.

75. Катаева-Лыткина Н. Поэт Марина Цветаева и семья композитора Скрябина.// Октябрь,- 1992, №10,- С. 174-179.

76. Керн Л.А. Н.А.Бердяев: душа России женская душа. // Персонология русской философии. Материалы IV Всероссийской научной заочной конференции.- Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001,- 300с.

77. Климов Ю.Е., Климова С.М. «Философия любви» в русской культуре серебряного века. // Актуальные проблемы соц.-гуманит. Наук.- Воронеж, 1997. Вып.ХП.- С.62-69.

78. Колобаева Л.А. Русский символизм,- М.: МГУ, 2000.- 296с.

79. Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века.// Вопросы философии,- 2001, №8,- С.29-41.

80. Копотев M.B. Концепты Софии и Любви в русских философских текстах. // Культура: Соблазны понимания,- Петрозаводск, 1999.- Ч.1.- С. 133140.

81. Коржавин Н'.А. Ахматова и «серебряный век». // Новый мир.- 1989, №7.- С.240-261.

82. Кравец С. Л Место эстетики в философии П.Флоренского.// Общественная мысль.- М., 1993.- Вып.З.- С.31-49.

83. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX-XX вв.- М.: Издатцентр, 1997,- 279с.

84. Крейд В. Встречи с серебряным веком.// Воспоминания о серебряном веке,- М.: Республика, 1993,- 560с.

85. Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: эпоха Серебряного века.- М.: ТОО «Интелтех», 1994.- 93с.

86. Курочкина Л.Я. Эстетика и социология в русской культуре нач. ХХв.-Воронеж: Воронежский технич. ун-т, 1994,- 27с.

87. Кушнер А. Анна Андреевна и Анна Аркадьевна.// Новый мир,- 2000, №2,- С.176-187.

88. Лелеко В.Д. Тема любви в русской философии «серебряного века».// Наука и культура русского зарубежья.- СПб, 1997,- С. 100-111.

89. Литература как форма существования русской философии.-Екатеринбург, 2001.- 128с.

90. Лопатин Л.Н. Положение этической задачи в современной философии. Вступительная лекция, читаная в здании Политехнического музея 4 декабря 1889г.- 65с.

91. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников.- М.:Культура и традиции, 1992,- 348с.

92. Лукницкий П.Н. О Гумилеве. Из дневников П.Лукницкого.// Литературное обозрение, 1989, №6.- С.82-89.

93. Маковский С. На Парнасе «серебряного века».// Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья.- Т.2,- М.: Искусство, 1994.- 684с.

94. Макшева К. Нравственная сторона русской женщины в литературе и в жизни.// Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия.- М.: РИК Русанова, 1998,- 408с.

95. Манн Ю.В. Русская философская эстетика.- М.: МАЛИ, 1998.- 381с.

96. Мережковский Д.С. Акрополь: Избр. лит.-критич. статьи,-М.:Книжная палата, 1991,- 352с.

97. Мережковский Д.С. Иисус Неизвестный.- В 2 т.- Т.1.- Белград, б.г,362с.

98. Мережковский Д.С. Любовь у Л.Толстого и Достоевского. Жизнь Данте. // Русский Эрос, или Философия любви в России.- М.: Прогресс, 1991.-С.151-173.

99. Мережковский Д.С. Эстетика и критика.- В 2т.- Т.1.- М.: Искусство; Харьков: СП Фолио, 1994.- 672с.

100. ЮЗ.Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение.- СПб, Типогр. Альтшулера, 1906,- 72с.

101. Мильдон В.И. Лед и пламень. О некоторых закономерностях развития русской прозы XIX-XX веков.// Вопросы философии,- 1998, №1.-С.30-42.

102. Ю5.Мирошкин О.Г. Нравственные приоритеты русской философии «серебряного» века. // Актуальные психолого-педагогические проблемы образования,- Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.- С. 196-199.

103. Юб.Найман А. История русского символизма.- М.: Республика, 1998.415с.

104. ПО.Петражицкий Л.И. О женском равноправии.- Пг.: Типогр. М. Меркушева, 1915,- 16с.111 .Пьяных М.Ф. «Серебряный век» русской поэзии.// Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX- начала XX века.- JL: Лениздат, 1991,- С.511-523.

105. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века».- М.: Просвещение: Владос, 1996,- 191с.

106. З.Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства.- М.: Дружба народов, 1990.-304с.

107. Розанов В.В. Пол как прогрессия нисходящих и восходящих величин.// Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития.- М.: Искусство, 1990,- С.394-417.

108. Розанов В. Религия. Философия. Культура.- М.: Республика, 1992,399с.

109. Пб.Розанов В.В. Уединенное.// Розанов В.В. Сочинения,- М.: Сов. Россия, 1990,- С.26-102.

110. И7.Ронен, Омри. Серебряный век как умысел и вымысел.- М.: ОГИ, 2000.- 152с.

111. Россман В. Разум под лезвием красоты.// Вопросы философии, №12, 1999,- С.52-62.

112. Рустанович С.Н. «О солнце любви» и «сумраке сердца».// Человек и искусство.- Вып.1: Антропос и поэсис.- М., 1998,- С.65-84.

113. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века.- Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1997.- 160с.

114. Ш.Саакянц A.A. Анна Ахматова и Марина Цветаева.// Царственное слово.- М.: Наследие, 1992.- С.181-193.

115. Савва Е.В. Русская соционормативная культура в философии Серебряного века.- Краснодар, 2000.- 26с.

116. Самойлов Д. Анна Андреевна.// Октябрь.- 1991, №9,- С.127-131.

117. Семенова С.Г. «Любовь это стремление к бессмертию.»// Философия любви,- Ч.1.- М.: Политиздат, 1990,- 510с.

118. Сергеева E.B. Соотношение русского религиозно-философского и поэтического дискурса конца XIX-начала ХХв.// Текст как объект многоаспектного исследования.- СПб, 1998,- Вып.З.- 4.2.- 324с.

119. Серебряный век: Мемуары.- М.: Известия, 1990.- 672с.127.«Серебряный век». Потаенная литература.- Иваново, 1997.- 244с.

120. Серебряный век. Поэзия.- М.: Олимп; Изд-во ACT, 1999.- 672с.

121. Серебряный век русской литературы: Проблемы, документы,- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996,- 172с.

122. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания.- Кемерово: КГУ, 1996,- 134с.

123. Скатов Н. Далекое и близкое. Литературно-критические очерки,- М.: Современник, 1981 351с.

124. Соколов В.Н. Слово об .Ахматовой. // Царственное слово.- М.: Наследие, 1992,- 235с.

125. Соловьев B.C. Женский вопрос.// Собр. соч. в 9т. (1897-1900)- Т.8.-СПб: Издание товарищества «Общественная польза», 1903,- 586с.

126. Соловьев B.C. Общий смысл искусства. // Вопросы философии и психологии,- М., 1890, кн.5,- С.84-99.

127. Соловьев B.C. Смысл любви. Жизненная драма Платона. // Русский Эрос, или Философия любви в России.- М.: Прогресс, 1991.- С. 19-91.

128. Соловьев B.C. Статьи и письма.// Новый мир.- 1989, №1.- С.194-233.

129. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика.- М.: Искусство, 1991.- 699с.

130. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве.// Соч.- Т.2.- М.: Правда, 1989,- 735с.

131. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция,-М.: Республика, 1997,-431с.

132. Сологуб Ф. Красота.// Сологуб Ф. Мелкий бес.- М.: Сов. Россия, 1991.- 528с.

133. София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии.-Берлин: Обелиск, 1923,- 191с.

134. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся.- М.: Прогресс-Литера; СПб: Алтейя, 1995,-651с.

135. Степун Ф.А. Портреты.- СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999.- 440с.

136. Степун Ф. Россия накануне 1914г. // Вопросы философии,- 1989, №9,- С.85-120.

137. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетич. аксиологии,- М.: Республика, 1994.- 464с.

138. Судьбы поэтов серебряного века,- М.: Книжная палата, 1993.- 480с.

139. Сугат Л. «И блещущие чертит арабески.»// Белый А. Символизм как миропонимание,- М.: Республика, 1994,- 528с.

140. Титаренко С.Д. Миф как универсалия символистской культуры и поэтика циклических форм.// Серебряный век: философско-эстетические и духовные искания,- Кемерово, 1996,- С.3-14.

141. Успенский П. Искусство и любовь.// Русский Эрос, или Философия любви в России.- М.: Прогресс, 1991.- С.221-231.

142. Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям. // Вопросы философии.-1999, №5,- С.71-85.

143. Флоренский П. Столп и утверждение истины,- Т.1.- М.: Правда, 1990,-493с.

144. Франк С.Л. Религия любви. // Русский Эрос, или Философия любви в России,- М.: Прогресс, 1991.- С.401-414.

145. Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления.// Франк С.Л. Духовные основы общества.- М., 1992.

146. Хаизен-Лёве А. Русский символизм,- СПб: Академпроект, 1999.512с.

147. Хвостов В.М. Женщина накануне новой эпохи,- М., Типогр. Г.Лисснера и Д.Совко, 1905.-102с.

148. Хвостов В.М. Психология женщины. О равноправии женщин.- М., 1911.- 68с.

149. Хёйзинга И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры.- М.: Прогресс-Традиция, 1997,-416с.

150. Ходасевич В. Некрополь. Конец Ренаты, Брюсов, Андрей Белый. // Серебряный век: Мемуары,- М.: Известия, 1990,- 672с.

151. Ходасевич В. Собр. Соч. В 4-х тт.- Т.2: Записная книжка. Статьи о русской поэзии. Литературная критика 1922-1939г.- М.:Согласие, 1996,- 576с.

152. Ходасевич В.Ф. Собрание стихов. М.: Центурион, Интерпракс, 1992,-448с.

153. Хоружий С.С. София-Космос-Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова // Вопросы философии.- 1989, №12.- С. 73-89.

154. Цветаева А. Воспоминания.- М.: Изограф, 1995,- 864с.163 .Цветаева М.И. Девять писем с десятым, невернувшимся, и одиннадцатым, полученным,- и послесловием. // Октябрь.- 1992, №10.- С. 158174.

155. Цветаева М.И. Избранные произведения,- В 2 т.- Т.1. Стихотворения.- СПб: Респекс, 1999,- 608с.

156. Цветаева М.И. Избранные произведения.- В 2 т.- Т.2. Поэмы.- СПб: Респекс, 1999,- 560с.

157. Цветаева М.И. Об искусстве.- М.: Искусство, 1991,- 479с.

158. Цветаева М. Письмо к Амазонке. // Эрос. Россия. Серебряный век,-М.: Серебряный бор, 1992,- 304с.

159. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Том1.// Нева.- 1989, №7,-С.99-153.169,Чуковский об Ахматовой. По архивным материалам.// Новый мир,-1987, №3.- С.227-238.

160. Шестаков В. Артистизм и эстетизм в теории и практике «Мира искусства».// Метаморфозы артистизма. Сборник статей.- М.: «РИК», 1997-160с.

161. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория.-М.:Просвещение, 1973,- 328с.

162. Шестаков В.П. Философия любви в России и искусство Серебряного века.// Культурологические записки.- М., 1997.- Вып.З.- С.6-29.

163. Шестов Л. Соч. в 2-х тт.- Т.2.- М.: Наука, 1993.- 558 с.

164. Эллис. Русские символисты.- Томск: Водолей, 1998,- 288с.

165. Эрос. Россия. Серебряный век,- М.: Серебряный бор, 1992,- 304с.

166. Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории

167. Серебряного века.- М.: ИЦ-Гарант, 1996.- 413с.

168. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России.-СПб: Медуза, 1993,- 464с.

169. Эткинд А. Хлыст,- М.: НЛО, 1998,- 688с.

170. Keys Roger. The Reluctant Modernist. Andrei Belyi and the Development of Russian Fiction 1902-1914.- Oxford: Clarendon Press, 1996,- 388p.

171. Kroth A.V. Androgyny as an Exemplary Feature of Marina Tsvetaeva's Dichotomous Poetic Vision.// Slavic Review.- 1979, Vol.38, №4.- P.536-582.

172. Lyrics From the Russian: Symbolists and Others. Translated by Oleg A. Maslenikov.- Berkeley, 1972.- 346p.

173. Ronen O. A Functional Technique of Myth Transformation in Twentieth-Century Russian Lyrical Poetry.// Myth in Literature. New York University Slavic Papers.- Vol.5.- Columbus: SlavicaPublishers, 1985,-P.l 10-123.

174. Ronen 0. On the Biblical Source of Some Suppressed Lines of Anna Akhmatova.// Ha-Sifrut/Literature.- No.23,1976,- P.X-XII.

175. Strakhovsky L.I. The Silver Age of Russian Poetry: Symbolism and Acmeism.// Canadian Slavonic Papers.- Vol.IV, 1959.- P.61-87.

176. Struve Gleb. The Cultural Renaissance.// Stavrou T.G. Russia Under the Last Tsar.- Minneapolis: Unevrsity of Minnesota Press, 1969.- P. 179-201