автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Образование Казикумухского шахмальства

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Гусейнов, Исмаилгаджи Шамилович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Образование Казикумухского шахмальства'

Текст диссертации на тему "Образование Казикумухского шахмальства"

// / /// ' ■'/ / А У.... ; ) ¿/ # - /

Российская Академия наук. Дагестанский научный центр. Ордена "Знак почета" Институт истории, археологии и этнографии

На правах рукописи

Гусейнов Исмаилгаджи Шамилович

ОБРАЗОВАНИЕ КАЗИКУМУХСКОГО ШАМХАЛЬСТВА

Специальность 07.00.02. — Отечественная история.

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

Научный руководитель — заслуженный деятель наук РФ и РД,

доктор исторических наук, профессор В.Г.Гаджиев.

V

Махачкала 1997 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......... ........................................3

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ДАГЕСТАНА В VII-VIII ВВ.... 28

ГЛАВА II. ОБРАЗОВАНИЕ КАЗИКУМУХСКОГО ШАМХАЛЬСТВА. 55

ГЛАВА III. ШАМХАЛЬСТВО В XII-XIVВВ....................88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........ 128

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.......'............................. 138

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема государственного строя древнего и раннесредневекового Дагестана один из сложнейших и недостаточно изученных вопросов в кавказоведении. Без всякого преувеличения можно сказать, что без глубокого и всестороннего изучения этой, чрезвычайно важной во всех отношениях, проблемы нельзя воссоздать сколько-нибудь объективную картину древнего и средневекового Дагестана.

Еще недавно, в дореволюционной дворянско-буржуазной историографии, народы Дагестана считались неисторическими народами, у которых не было и быть не могло государства. Даже дагестанский историк Г-Э. Ал-кадари историю народов Дагестана начинал со времен покорения страны гор арабами. Конечно же современные кавказоведы далеко ушли от этих взглядов и обосновали положение о том, что первые государственные образования на территории Дагестана и Кавказа возникли в результате внутреннего социально-экономического развития горских обществ. Этот важнейший тезис отечественной науки основан на огромном фактическом материале. Данное аргументированное положение советской историографии возымело позитивное воздействие на зарубежных ученых и многие из них отошли от старых взглядов.

За последние три десятилетия кавказоведение, в том числе и дагеста-новедение, многое сделало в деле изучения ранних этапов истории народов Кавказа. Делается все возможное и для определения истоков возникновения древних и средневековых государств, раскрытия их генетической связи с другими образованиями Кавказа и Ближнего Востока. Однако эта проблема еще далека от своего окончательного решения. Этим, пожалуй, и объясняется то, что в обобщающих коллективных трудах только перечисляют древние государственные образования — "царства" Серир, Туман, Лакз,

Маскат, Филан, Зирихгеран и другие. 1 До сих пор продолжаются попытки установить их локализацию. Ведутся споры об их границах, административном и внутриполитическом устройстве этих "царств".

История государственности народов Дагестана восходит еще к временам античности. Следует отметить, что в кавказоведении признается, что какая-то, еще точно не определенная, часть Дагестана входила в одно из крупных государств древности — Кавказскую Албанию.2

Среди государственных образований, существовавших на территории Дагестана заметное место занимает Казикумухское шамхальство. Так известно, что в пору своего наивысшего могущества, государство шамхалов с центром в Казикумухе включало в свой состав аваров, даргинов, лаков, кайтагов, лезгин, кумыков и других. В связи с этим нельзя не согласиться с проф. В.Г.Гаджиевым, считающим неправомерным связывать шамхальство с Кумухом или с Тарками, только с историей лаков или кумыков. Полностью поддерживая данный тезис известного кавказоведа, мы и сами стоим на позиции признания шамхальства общедагестанским государством.3 Из высказанного положения вытекает некоторая необоснованность утвердившегося в литературе официального названия государства шамхалов — "Казикумухское". Мы не можем принять данное сомнение, поскольку в истории достаточно прецендентов, когда крупные многонациональные империи носили названия одного города (Римская Империя, Киевская Русь) или народа (Арабский Халифат, Австрийская Империя).

1 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. С.108.

2 Гаджиев В.Г. Государство и государственные учреждения дореволюционного Дагестана — как исследовательская проблема.// Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала. Тип. Дагфил. АН СССР, 1989. С.5.

3 Гаджиев В.Г. Сочинение И.Гербера "Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся " как исторический источник по истории народов Кавказа. М.: Наука, 1979. С. 100.

В масштабах Кавказа Казикумухское шамхальство было крупным государственным образованием, объединявшим разноязычное население, стоявшее на разных ступенях общественного развития. Оно было весьма активным субъектом международных отношений, с которым вынуждены были считаться великие державы средневековья. Достаточно привести пример среднеазиатского завоевателя Тимура, вынужденного пойти на компромисс с шамхальством, отказавшись от идеи покорения горного княжества. Или установленный факт династических связей шамхалов с Сефевидами, царями Кахетии и крымскими ханами. Или извечные жалобы грузинских царей русским царям на шамхалов. Приведенные примеры выходят за хронологические и тематические рамки нашего исследования, но они наглядно иллюстрируют влияние и значение шамхальства.

История Казикумухского шамхальства — тема предельно сложная и слаборазработанная, много в ней спорных, до конца не решенных вопросов. Поэтому мы сочли целесообразным выбрать в качестве темы диссертационной работы проблему истории образования шамхальства. Тем более, что комплекс вопросов, связанных со временем и историей образования данного государственного образования, является одним из сложнейших и самых спорных в дагестановедении. 1

В качестве хронологических рамок исследования избран период VIII-XIV вв., который в свою очередь подразделяется на два больших этапа. Первый из них (УШ-ХП вв.) связан с процессом образования шамхальства. В последующие столетия (ХН-Х^ вв.) происходило укрепление и территориальное расширение государственного образования шамхалов.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в кавказоведении рассматривается история образования одного из дагестанских государств — Казикумухского шамхальства. Поднятая нами проблема исследуется с широким диапазоном ее аспектов в указанных хронологических рамках на основе комплексного изучения и использования всей совокупности имеющихся источников и литературы. Новизна работы и в том,

что в ней впервые вводятся в научный оборот малоизвестные письменные источники. В работе впервые интерпретирован, сохранившийся в архивных копиях эпиграфический материал из Кумуха, датируемый УШв.

Целью диссертационной работы является реконструкция процесса образования и укрепления Казикумухского шамхальства на основе анализа всех известных источников, имеющихся публикаций и трудов отечественных и зарубежных авторов, где в той или иной мере затрагиваются аспекты исследуемой проблемы.

В рамках поставленной цели в работе определены следующие задачи:

- охарактеризовать политическую обстановку в Дагестане и вокруг него накануне и в ходе образования и дальнейшего укрепления Казикумухского шамхальства;

- показать роль и значение Гумика, как военно-политического и идеологического ядра государства шамхалов;

- определить место газиев, как одного из движущих сил процесса образования и территориального расширения шамхальства и процесса ислами-зации народов, входивших в данное государственное образование;

- показать взаимную детерминацию процессов образования шамхальства и исламизации лаков;

- установить, что исламизация лаков и образование шамхальства не одномоментный акт, а длительный исторический процесс;

- определить влияние внешнеполитических факторов на политическую историю шамхальства в рассматриваемый нами период.

Решение указанных вопросов и проблем в целом имеет практическое и научно-познавательное значение. Результаты, выводы и материалы диссертации могут быть использованы при составлении обобщающих работ по истории Дагестана и шамхальства, а также при подготовке спецкурсов для исторических факультетов университетов Дагестана, при написании курсовых и дипломных работ по истории республики.

Методологической и теоретической основой диссертации служит

принцип историзма, предполагающий изучение любого явления в конкретных исторических связях и условиях, выявление его исторической перспективы, рассмотрение его в единстве настоящего, прошлого и будущего, утвердившееся, в отечественной историографии учение об экономических и политических взаимоотношениях, о решающей роли экономических основ для развития общества. Автор в своем исследовании исходил из достижений таких кавказоведов как В.Ф.Минорский, А.П.Новосельцев, Л.И.Лавров, Р.М.Магомедов, В.Г.Гаджиев, А.Р.Шихсаидов и др. Они помогли вычленить те аспекты исследования, которые представляются наиболее актуальными в свете современных представлений о предмете и задачах исторической науки.

В исторической литературе специальных работ, посвященных поднятой нами проблеме, до сих пор не представлено. Единственным исследованием явилась небольшая по объему, но очень емкая по содержанию статья проф. В.Г.Гаджиева.1 Что же касается исследований, в которых, в большей или меньшей степени, затрагивалась поставленная нами проблема, то их достаточно много.

Одним из первых вопрос об образовании шамхальства затронул выдающийся азербайджанский историк, филолог, поэт, философ и ученый-энциклопедист первой половины XIX в., Аббас-Кули-ага Бакиханов. Его знаменитый труд "Гюлистан-и Ирам" является первым монографическим исследованием академического плана. В нем впервые сделана попытка последовательного изложения политической истории Ширвана и Дагестана. При подготовке своего исследования ученый использовал огромное количество арабских, персидских, грузинских, армянских и, что особенно важно, местных дагестанских источников. Изучив все доступные ему источни-

1 Гаджиев В.Г. Шамхальство (история образования и государственное управление).// Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала. Тип. Дагфил. АН СССР, 1989. С.22-41.

ки, А-К. Бакиханов пришел к выводу о том, что шамхальство образовалось в VIII в. в результате назначения Масламой правителем Кумуха и всего Дагестана потомка дяди пророка Шахбала ибн Абдаллаха ибн Касима ибн Абдаллаха ибн Аббаса.1 Ученый идентифицировал известного в Дагестане распространителя ислама Абу Муслима с арабским полководцем Масламой.

Интересующая нас проблема затронута и в работе Г-Э.Алкадари "Асари Дагестан". Г-Э.Алкадари является вторым после А-К.Бакиханова крупнейшим представителем местной восточно-кавказской дореволюционной историографии. Лезгин по происхождению, Г-Э.Алкадари был не только историком, но и поэтом, филологом. Он свободно владел арабским, персидским, тюркским и русским языками, что открывало ему доступ к широкому кругу источников. Книга "Асари Дагестан" была написана в 1891 году, а издана на русском языке в 1929 году. Она охватывает историю Дагестана от эпохи арабских завоеваний до конца XIX в. Огромное влияние на Г-Э.Алкадари оказало произведение его предшественника А-К.Бакиханова, о чем свидетельствует и известное типологическое сходство, и схожая обстановка, и однобокий подход в решении ряда вопросов, свойственных местным хроникам. Тем не менее, сочинение Г.Алкадари — это самостоятельный труд, написанный на основе разнохарактерных местных и иноязычных источников.2

Что касается позиции Г-Э.Алкадари в вопросе об образовании шамхальства, то он, вслед за А-К.Бакихановым, придерживался версии

1 Бакиханов Аббас-Кули-ага. Гюлистан-и Ирам. Редакция, комментарии, примечания и указатели акад. АН Азерб. ССР З.М.Буниятова. Баку. Элм, 1991. С.55.

2 Г-Э.Алкадари. Асари Дагестан. Вступительная статья, комментарии, примечания и общая редакция проф. В.Г.Гаджиева. Махачкала. Тип. Да-гфил. АН СССР, 1994. С. 12.

"Дербенд-наме" о назначении в 733 г. Масламой Шахбала. 1

Продолжил традиции А-К.Бакиханова и Г-Э.Алкадари кумухец Али Каяев. Философ и богослов, публицист и пропагандист наук, педагог и языковед, поэт и историк Али Каяев2 оставил заметный след в историографии Дагестана. Однако его творческое наследие, в частности сочинение "История лакского народа", еще не оценено исследователями. Небольшая по объему работа содержит интересный материал по истории лаков и Дагестана. Труд Каяева замечателен не только тем, что написан на лакском языке. Источниками автору послужили труды Баладзори, ал-Масуди, Ибн-Руста, Истахри, "Тарих Дагестан", "Дербенд-наме". Заметное воздействие на автора оказали его выдающиеся предшественники А-К.Бакиханов и Г-Э.Алкадари. Широко использовал ученый местный историко-этнографический материал. Анализируя "Историю лакского народа", проф. В.Г.Гаджиев совершенно справедливо отмечает, что произведение А.Каяева представляет собой "не примитивную компиляцию переведенных на лакский язык перечисленных выше источников, а вполне самостоятельное сочинение"3. Характерной чертой анализируемого труда является то, что история лакского народа исследуется с начала арабских завоеваний в Дагестане, что также сближает его с "Гюлистан-и Ирам" и "Асари Дагестан" .

В вопросе об образовании шамхальства и исламизации Кумуха, Али Каяев стоял на позиции, аналогичной позиции А-К.Бакиханова и Г-Э.Алкадари. Причем автор эклектически соединил версию "Дербенд-наме"

1 Г-Э.Алкадари. Асари Дагестан. Вступительная статья, комментарии, примечания и общая редакция проф. В.Г.Гаджиева. Махачкала. Тип. Да-гфил. АН СССР, 1994. С.45.

2 Меджидов Ю.В., Абдуллаев М.А. Али Каяев. Очерк жизни и творчества. Махачкала. Дагиздат., 1993. С.5.

3 Али Каяев. История лакского народа. Предисловие проф. В.Г.Гаджиева. //Литературный Дагестан (на лакском языке). 1990. N4. С.72.

о назначении Шахбала в 733 г. и устное предание кумухцев о добровольном принятии лаками ислама в 777 г. и приглашении Абу-Муслима в Кумух. Каяев считал, что Маслама и Абу-Муслим одно и то же лицо и не исключал того, что Абу-Муслим — дополнительное, почетное имя Масламы. Подобное явление, подчеркивал он, часто практиковалось у знатных арабов. 1 Однако нельзя не отметить, что Али Каяев впоследствии изменил свою точку зрения и стал утверждать, что образование шамхальства связано не с Масламой и даже не с Абу-Муслимом, который по мнению Каяева действовал в XV в., а с Гази Калантаром, который в XII в. назначил правителем Кумуха Шамхала.2

Завершая анализ произведений дореволюционной дагестанской историографии, необходимо подчеркнуть, что, ни в коей мере не принижая источниковедческой ценности "Гюлистан-и Ирам", "Асари Дагестан" и "Истории лакского народа", нельзя считать эти сочинения источниками. Перед нами исторические труды, обобщающие и истолковывающие исторический материал.

Определенный интерес представляет статья Б.Маллачиханова, написанная в тридцатые годы нашего столетия.3 Автор, не являясь профессиональным историком, написал достаточно содержательную, для того уровня развития исторической науки, работу. В ней предпринята попытка этимологизировать титулы дагестанских владетелей, впервые внимание обращено на существование транзитного "великого пути через горы Дагестана", подняты и другие проблемы истории средневекового Дагестана.

1 Али Каяев. История лакского народа. Предисловие проф. В.Г.Гаджиева. //Литературный Дагестан (на лакском языке). 1990. N4. С.74.

2 Али Каяев. Лакский язык и история. //Литературный Дагестан (на лакском языке). 1987. N4. С.76.

3 Маллачиханов Б.Г. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане. //Ученые записки. т.Х1У. Махачкала. Тип. Дагфил. АН СССР. 1965. С. 175204.

Проблема этимологии термина "шамхал" привлекла внимание авторитетного исследователя истории Кавказа проф. М.А.Полиевктова, который происхождение титула связывал с именем арабского военачальника Шахбала. 1

История Казикумухского шамхальства нашла отражение в работах проф. Р.М.Магомедова. В течение ряда последних десятилетий им написано множество монографий, статей, очерков, где затронут широкий комплекс проблем истории Дагестана. Заметное место в творчестве ученого занимает изданная в 1957 году монография, посвященная общественно-экономическому и политическому строю дагестанских народов в XVIII — первой половины XIX вв.2

В ней им высказан ряд категоричных утверждений, касающихся истории образования шамхальства, этимологии термина шамхал, локализации столицы государства шамхалов, места и роли Кумуха и Лакии в этом государстве. Нам представляется нелишни