автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Общественно-нравственный идеал К. Маркса (до начала 1848 г.)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Павлидис, Периклис
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Общественно-нравственный идеал К. Маркса (до начала 1848 г.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-нравственный идеал К. Маркса (до начала 1848 г.)"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

; • Д Специализированный совет Д.053.05.84 по философским наукам

На правах рукописи

ПАВЛИДИС Периклис

УДК I МИ

ОБЩЕСТВЕННО-НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ К. МАРКСА (до начала 1848 г.)

Специальность 09.00.05 — Этика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 1994

Диссертация выполнена на кафедре этики философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор ВАЗЮЛИН В. А.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор ЦЕЛИКОВА О. П. ' кандидат философских наук, доцент ЕФАНОВА О. А.

Ведущая организация: Московский государственный авиа-ционно-технологический университет им. К. Э. Циолковского, кафедра философии и политологии.

Защита состоится « » 1994 года

в часов на заседании специализированного совета

(шифр Д.053.05.84) по философским наукам в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, философский факультет, П-й этаж, ауд. №...

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова.

Автореферат разослан « » 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета

К. И. Никонов

ОВЛАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБ01К

Актуальность темы. Значение общественного идеала в развитии общества велико. Начиная о первых буржуазных революций и до наших дней, мы наблюдаем, что все крупные социально-политические перевороты происходили под знаменем определенного идеала. Это говорит о возросшей роли человечеокого сознания в историческом процессе.

Под идеалом понимается высшая цель, на которую ориентируется жизнедеятельность человека. Под общественным идеалом донимается цель, руководящая деятельностью индивидов и целых социальных групп, направленная на преобразование тех или иных сторон социальной низни или всей совокупности общественных отнопений. Из масштаба предполагаемого общественным идеалом действия (воздействие на общественные отношения, их изменение) вытекает, что данный идеал становится действенным и поэтому реальным идеалом в той мере, в какой он становится массовым. Общественные идеалы могут формироваться отдельными людьми или группой людей, но влияют они на исторический процесс постольку, поскольку соприкасаются о потребностями, стремлениями, чаяниями больших социальных групп.

Значение общественного и нравственного идеалов для развития общества особенно возрастает в наше время, когда во многих странах планеты (особенно в странах Восточной Европы и в республиках бывшего Советского Союза) происходят крупные социальные преобразования, сопровождаемие острыми дискуссиями, спорами,.конфликтами по поводу направления, цели этих изменений.

В духовной жизни названных отран стала преобладать тенденция некритического заимствования идей и ценностей западного ми-

ра и огульного отрицания духовной традиции, сложившейся в период социалистического развитая этих стран. Подражание Завалу приводит к тому, что социальное развитие стран Восточной Европы и бывшего СССР ориентируется не к новому, более совершенному о нравственной и ооциально-экокомической точки зрения миру, а к такому миру, сущностные черти которого сложились уже два столетия назад.

Потребность в разработке нового прогрессивного общественного и нравственного идеала касается не только одной группы стран, но и всего мира. Проблемы я задачи социального развития, которые отоят сегодня перед людьми, имеют глобальный характер в могут быть решены в рамках новых социальных отношений, содействующих объединению материальных и духовных сил человечества. В связи о этим нам кажется неуместный нигилистическое отношение к марксизму, распространяемое сегодня во многих странах мира. Интеграционные социально-экономические и культурные процессы, Наблюдаемые в наше, время, а также глобальные проблемы, о которыми сталкивается человечество, придают новое звучание общественно-нравственному идеалу К.Маркса, во главе угла которого стояла задача человеческого единения.

Необходимость серьезного отношения к обкественно-нравственному идеалу К.Маркса вытекает еще из того, что марксизм оказал на нашу эпоху огромное влияние, которое не оказало ни одно другое учение. На примере марксовского общественно-нравственного идеала мы впервые сталкиваемся с таким широким, по сути дела всемирным, распространением идеала, с такой глубиной и радикальностью социальных преобразований, осуществленных под его знаменем.

С точки зрения исторической роли, которую сыграл обществен-

но-нравсгвеннкй идеал К.Маркса, мы имеем дело о наиболее развитым видом общественного идеала и поэтому мы считаем, что изучение закономерностей возникновения, формирования и распространения именно этого идеала поможет лучше понять характер и специфику процесса возникновения, формирования и распространения общественных и нравственных идеалов в другие исторические эпохи, а также содействует развитию теории идеала вообще.

Кроме того, актуальность рассмотрения общественно-нравственного идеала К.Маркса вытекает из представления о том, что для формирования действенных, массовых идеалов будущего необходимо учесть содержание и историческую роль предшествующих идеалов, чтобы преодолеть их ограниченность и одновременно чтобы сохранить их прогрессивные моменты, ecjm такие имеются.

Степень разработанности проблемы. Общественно-нравственный идеал К.Маркса является проблемой, которая рассматривается в работах многих философов как из республик бывшего Советского Союза, так и из других стран. Среди них можно выделить две группы. Первая - это работы, посвященные жизни и творчеству Маркса и Энгельса, тому или иному периоду, тому или иному аопекту этого . творчества. Среди них можно назвать работы Л.Альтюсеро, 0.Корню, К.Т.Кузнецова, Н.И.Лапина, Г.Мзнде, Т.И.Ойзермана и др.

Вторая группа - это работы, посвященные теории и история общественного 2~нравственкого идеалов, где, в частности, рассматривается общественно-нравственный идеал К.Марков, а также работы,

1 См.: Альтюсер Л. Для Маркса. - Афины, 1978; Корню 0. К.Марко и Ф.Энгельс. .Жизнь и деятельность. В 3-х т. - М., 1959-1968; Кузнецов К.Т. Возникновение научного коммунизма. - М. ,1968; Лапин H.H. Молодой Маркс. - М.,1986; Менде Г. Путь Маркса от революционного демократа к коммунисту, ü М.,1957; Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. - М., 1986.

полностью посвященные этому вопросу. Среди работ второй группы следует особо выделить труда советских этиков, посвященные теории и истории марксистской этики. Начиная с конца 50-х годов, в Советском Союзе стали интенсивно разрабатываться методологические основы марксистской этики. В это дело особый вклад внесли такие советские философы, как С.Ф.Анисимов, Л.М.Архангельский, А.А.Гуоейнов, О.Г.Дробницкий, А.И.Титаренко, А.Ф.Шишкин и др. С позиции марксистской этической и социологической методологии был нашсан ряд трудов, посвященных как проблеме идеала вообще, так и общественно-нравственному идеалу К.Маркса. Среда этих трудов можно назвать работы Е.М.Амелиной, Л.М.Ьреминой, В.Е.Давидовича, Э.В.Ильенкова, Л.А.Калинникова, Р.И.Косолапова, А.И.Титаренко, С.В.Туманова, О.П.Целиковой, Д.С Леркашика, А.И. Яценко и др.

В работах первой группы общественный идеал К.Маркса не выделяется как специфическая проблема, а рассматривается под углом зрения общего развития взглядов К.Маркса или изучается возникновение и развитие научного коммунизма, к которому общественный идеал К.Маркса полностью не сводится.

* См.: Амелина Е.М. Понятие общественного идеала и его структура // Диалектика социального познания. - М.,1979; Еремина JI.M. ' • Структура общественного идеала // Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии.-Вып.5.- Челябинск, 1973; Давидович В.Е. Теория идеала. - Ростов н/Д, 1983; Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М.,1963; Калвишков JI.A. Отражение отношения личности и общества в структуре нравственного идеала // Личность и общество.-Вил.1.-Калининград,1972; Косолапов Р.И. Социалистический идеал: Теория и реальность // Проблемы мира и социализма. -1978.'-Л 9; Титаренко А.И. Коммунистический идеал и антикоммунизм.-!/., 1967; Туманов C.B. Общественный идеал: диалектика развития. - М.,1967; Целикова О.П. Коммунистический идеала

В работах второй группы общественный идеал К.Маркса изучается подробнее: фиксируется его научный характер, описываются его главные стороны, рассматривается нравственное содержание данного идеала, доказывается его общечеловеческая значимость, даются ответы на различную критику в адрес марксизма.

Но следует заметить, что как в работах первой группы, так и в работах второй под общественно-нравственным идеалом К.Маркса понимается в основном только коммунистический идеал. Несмотря на то что большая часть фалософов-марксоведов признает революционно-демократический период развития К.Маркса, все же не обращают внимания на анализ революционно-демократического идеала К.Маркса и не рассматривают связь между этим идеалом и возникновением коммунистического идеала.

Что же касается коммунистического общественного идеала К. Маркса, то в тех работах, где он подробнее рассматривается, в основном анализируются отдельные высказывания К.Маркса, которые берутся в отрыве от общего содержания работ, в которых они появляются. В результате этого марксовское понимание коммунистического идеала берется как нечто данное, готовое, неизменное.' Когда же речь идет о развитии данного идеала, то оно понимается как дополнение новых черт, сторон, принципов из одной работы К.Маркса к другим, к уже существующим сторонам этого идеала.

В названных работах признается наличие связи между коммунистическим идеалом-К.Маркса и научным исследованием социальной действительности. Но эта связь в основном фиксируется и, так

нравственное.развитие личности. - М., 1970; Черкашин Д.С. Коммунистический идеал и действительность. - Харьков, 1970; Яцен-ко А.И. Целеполагание и идеалы. - Киев, 1977.

как подробно не прослеживается, создается впечатление, что научная обоснованность этого идеала одинакова во всех работах К. Маркса, где он высказывается по поводу коммунизма.

В некоторых работах проявляется тенденция сводить коммунистический идеал К.Маркса к сумме принципов, идей и ценностей, которые берутся в отрыве от всего процесса возникновения и формирования марксовского понимания коммунистической перспективы. Теоретическое обоснование данного подхода присутствует в работах В.Л.Давидовича. Согласно его концепции, используя метод восхождения от абстрактного к конкретному, следует выявлять совокупность исходных абстракций, "необходимых для категориального выражения идеала коммунизма" В качестве "исходных абстракций" , к которым сводится идеал коммунизма (в марксистском, как будто, понимании), берутся идеи свободы, целостности, единства, гармонии, равенства и т.д.

В результате.получается, что коммунистический идеал К.Маркса лишается всякого конкретного социально-исторического содержания, превращается в такой образ будущего, который годится для всех времен и народов и одновременно из-за своей абстрактности и формализма никогда и нигде не найдет полного осуществления.

Следует сказать, что такое понимание марксовского общественного идеала получило большое распространение в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., когда в связи с обострением кризиса советского общества возникли многочисленные дискуссии по поводу отвес твенности данного идеала за сложившуюся ситуацию. В этих дас-

1 См.: Давидович В.Е. Идеалы коммунизма // Философские науки. -1983. - Л I. - С.в; См.такие: Давидович В.Е. Теория идеала. -Ростов н/Д, 1983. - С.130.

куссиях, как и в отдельных работах, било привычно имеющейся социально-экономической конъюнктуре противопоставлять коммунистический идеал как идею, как ценность али как сумму идей, ценностей, не рассматривая социально-экономическое содержание данного идеала, а также отношения между конкретным содержанием идеала и действительностью

Большинство подходов к коммунистическому идеалу в указанный нами период принимает или осуждает его именно как идею, вкладывая в свои суядегия моральный или, скорее всего, морали-заторский смысл: гуманный идеал, справедливый идеал, преступный идеал, безнравственный идеал и т.д.

Мы не отрицаем необходимость сопоставления марксовского общественного идеала с действительностью. Но для выполнения этой сложной задачи требуется научное осмысление истории социального развития тех стран, где этот идеал осуществлялся, а также требуется осмысление того, что собой представляет этот идеал в той его форме, в которой он был выдвинут К.Марксом, и, следовательно, в связи с той действительностью, в которой он был выдвинут. Только при решении этих вопросов возможно сопоставление идеала с современной действительностью, со знанием того, что со-поотавляется и с чем. В нашей работе мы попытаемся выяснить, что

* См.: В поисках оптимальных путей перестройки (методологический, семинар) // Вестник МГУ. Серия 12. Теория научного коммунизма.-1988. - № 6.; Проблемы разработки концепции современного социализма // Вопросы философии. - 1988. - № IX; Ципко А.С. Противоречия учения К.Маркса // Вестник МГУ. Серия 12. -1990,- № 2; Марксизм: проблемы, противоречия, перспективы. Университетская трибуна // Вестник'МГУ. Серия 12. - 1990. - № 5; Умер ли марксизм // Вопросы философии. - 1990. - 16 10; Межуев В.М. Социализм как идея и как реальность // Волрооы философии. - 1990. -

представляет собой общественный идеал К.Маркса с учетом его связи с той действительностью, которую К.Маркс имел перед собой.

Б нашем исследовании мы попытаемся избежать две крайности в понимании общественного идеала К.Маркса. Первая выражена в подходе к этому идеалу Э.Бернштейном. Выдвинув лозунг "назад к Канту", Э.Бернштейн свел коммунистический идеал к сумме морально-э тических ориентиров, игнорируя тем самым научный характер марк-сова учения о коммунизма. Не признавая социальные закономерности, из которых К.Маркс выводил коммунистическую перспективу, Э.Бернштейн фактически отождествил коммунистический идеал с благой, но не осущестимой мечтой, к которой следует вечно стремиться. Данный подход к названному идеалу выражается в известной фразе: "Эта цель, что бы она не представляла рлп меня, - ничто, движение же - все ..."

Другая крайность в понимании общественного идеала К.Маркса заключается в абсолютизация его научного характера и в игнорировании нравственно-гуманистического содержания этого идеала. Эта крайность нашла отражение в трудах французского философа-марксиста Л. Альтюсера. По мнение последнего, этическая проблематика в творчестве К.Маркса характерна для донаучного периода его развития (до написания "Немецкой идеологии"). Что же касается ком-? мукистического идеала, то в нем, после написания "Немецкой идеологии", имеет место строгое научное предвижение будущего при от-

2

сутстЕИи всякого морального содержания . В II; К гуманному демократическому социализму. Программное заявление ШШ съезда КПСС. - М., 1990; Яковлев А.Н. Предисловие. Обвал. Послесловие. - М., 1992. * Бершитейн Э. Очерки из истории и теории социализма. - Спб.,

1902. - С.220. 2 См.: Алътюсер Л. Для Каркса. - Афины, 1978. - С.229.

В насей работе мы исходам из той точки зрения, что в целе-лолагающей человеческой деятельности морально-критический и научный подходы к действительности взаимодействуют друг с другом, что находит отражение в содержании всех целей и идеалов, сыгравших какую-либо роль в иизни людей. Поэтому мн будем рассматривать в общественно-нравственном идеале К.Маркса взаимодействие нравственных и научных моментов на разных этапах, развития идеала.

Цель и задачи исследования. В силу огромных размеров творчества К. Лариса мы ограничимся исследованием того периода, в котором возникает, развивается и потом преодолевается его революционно-демократический идеал и в котором далее начинается и завершается возникновение марксовского коммунистического идеала (до начала 1848 года).

Главной целью нашего исследования является анализ общественно-нравственного идеала (идеалов) К.Маркса в процессе его(их) возникновения и развития. Развитие идеала мы будем рассматривать не как самостоятельный процесс, а в связи с общим развитием социально-политических и.философско-методологичеоких воззрений К.Маркса. При осуществлении названной цели мы попытаемся показать значение нравственного и общественного идеалов в развитии как отдельной личности, так и всего общества.

Для реализации поставленной цели в ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

- выявить специфику революционно-демо1фатического и коммунистического идеалов К.Маркса, рассмотреть вопрос о наличии общих моментов между ними;

- выявить этапы и механизм развития революционно-демократического идеала"К.Маркоа на основе последовательного анализа тру-

-ХОдов раннего духовного творчества К.Маркса;

- показать нравственные основы революционно-демократического идеала К.Маркса;

- выявить уровень развития коммунистического идеала К.Маркса в пределах рассматриваемого нами периода;

- раскрыть взаимодействие нравственного и общественного идеалов К.Маркса при формировании у него представления о коммунистической перспективе; показать единство нравственной и социально-классовой позиции К.Маркса;

- вскрыть отношение классового и общечеловеческого моментов в коммунистическом идеале К.Маркса ;

- рассмотреть вопрос о нравственном аспекте соотношения цели и средств в достижении коммунистического идеала К.Маркса.

Методологическую основу исследования составляет марксистский подход к анализу социально-нравственных явлений. В работе использованы теоретические положения, содержащиеся в трудах советских философов, посвященных марксистской этике, теории и истории идеала, истории марксизма (С.Ф.Анисимова, Е.MJАмелиной, Л.М.Архангельского, О.Г.Дробшцкого, Л.М.Ереминой, Э.В.Ильейкова, Л.А. Калинникова, Н.И.Лапина, Т.О.Ойзериана, А.И.Титаренко, С.В.Туманова, О.Б.Цепиковой, Е.И.Шубенковой, А.И.Яценко и др.), а также научные выводы советского философа В.А.Базшина, сделанные при исследовании разных периодов развития марксизма ("Логика "Капитала" К.Маркса". - M., 1968; Становление метода научного исследования К.Маркса. - М., 1975) и при изучении закономерно-: стей развития человеческого общества ("Логика истории". - М., 1988).

Результаты исследования и их научная новизна. В результате проведенного нами исследования показано, что возникновение и

развитие общественного идеала (идеалов) К.Маркса обусловлено определенной нравственной и социально-политичеокой позицией, а также определенной философско-методологической концепцией (меняющимися на разных этапах развития Маркса), исходя из которых он рассматривал, критиковал, объяснял социальную действительность.

Научные результаты и новизна диссертационного исследования заключаются в следующем:

1) В работе предпринята попытка проследить развитие взглядов К.Маркса на проблему общественного и нравственного идеалов, а также на вопрос о значении и роли общественно-нравственного идеала в развитии личности и общества.

2) Прослежено последовательное формирование революционно-демократического идеала К.Маркса, выявлены две главные его стороны: выдвижение нравственного требования человеческого единения (1-ая сторона) и сочетание его с требованием демократических политико-правовых преобразований (2-ая сторона).

3) Показано становление революционно-гуманистической нравственной позиции К.Марков а ев конкретизация в рамках его революционно-демократического идеала.

4) Установлено, что процесс развития революционно-демократического идеала проходит ряд этапов:■формирование предпосылок возникновения идеала (до написания докторской диссертации "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура"); возникновение революционно-демократического идеала (статья "Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции"); формирование данного идеала (до рукописи 1843 года "К критике гегелевской философии права"); завершение этапа формирования революционно-демократического идеала и начало возникновения коммуниотичео-

кого идеала (статьи К.Маркса в "Немецко-французском ежегоднике").

5) При рассмотрении начала возникновения коммунистического идеала показана обусловленность этого процесса переходом К.Маркса от нравственной и научной критики сферы политики и права к критике материальных отношений людей (сфера семьи и гражданского общества), которые еще в "Рукописи 1843 года" стали пониматься как определяющие социальные отношения, а также показана обусловленность этого процесса переходом К.Маркса на позиции пролетариата.

6) Установлено наличие преемственности между нравственными требованиями революционно-демократического и коммунистического идеалов К.Маркса.

7) Показана связь между общечеловеческим и классовым содержанием коммунистического идеала, а также между классовой социально-политической и исходной нравственной позициями К.Маркса.

8) Предпринята попытка выявить уровень научного обоснования коммунистического идеала К.Маркса в рассмотренных нами работах и сделан вывод о том, что в этих работах идеал как предвидение будущего находится на уровне научной гипотезы, но еще не сформировавшейся научной теории.

9) На основе анализа содержания коммунистического идеала' сделан вывод о том, что данный идеал является в одно и то же время нравственным и общественным идеалом. Показана диалектическая связь средств и цели в движении к коммунистическому идеалу, выявлены моменты как единства, так ^ различия между ними.

10) Предпринят® попытка показать в общем виде различие в уровнях развития теории коммунистического идеала в трудах вплоть до "Манифеста Коммунистической партии" и в основном труде К.Маркса в "Капитале".

Наг»ю-птактя'?совая значимость подученных результатов, '¿эте-раали я вывода звеовртацнп могут быть попользованы в яооледовак:-ях по вопросом теории и истории как общественного идеала, так и других идеалов.

Лпг'обп(!п;' пюосртрцнп. Основные результаты исследования об-оуядалюь т теоретическом семинаре аспирантов кафедры этика философского факультета Г/ГУ-им. М.В.Ломоносова. Диссертация обсуждена г я заведения кафзлрн эткгд философского факультета *.ТУ им. М.В.Лод'оносова п рекомендована к защите.

£1ЕЩ!1£2_ Работа состоит из введения, двух

глав (веста параграфов), заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАВ® РАБОТЫ

Во .введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются теоретико-методологические основы исследования, формируется цель и основные задачи исследования.

В первой .главе "Револацаонно-демо]фптичесшй идеал К.Маркса" рассматриваются предпосылка возникновения, а такла процесс формирования революционно-демократического идеала К.Маркса.

Первый_параг£а§ посвящен анализу предпосылок возникновения этого идеала. Исследование начинается с ранних работ К.Маркса, в которых отражается духовная эволюция мыслителя, подготовившая возникновение его революционно-демократического идеала. При рассмотрении гимназического сочинения К."аркеа "Размышления юноши при выборе профессии" анализируются его нравственные убеждения, которые предзтаачяли собой как нравственный идеал (высшую цель человеческой жизни), так и нравственную позицию (программу жизнедеятельности юного К.Маркса). Главные идеи этого сочинения заключались в определении в качестве цели жизни труда на благо человечества, а также в признании того, что совершенствование личности внутренне связано с. совершенствованием других людей. В этих взглядах содержался идеал гармонической связи между аи-

тереоами личности и интересами общества, а также проявлялась готовность юного К.Маркса посвятить свою жизнь служению человечеству.

Нравственная позиция - идеал К.Маркса - имела много общего с этическими взглядами французских просветителей - этикой разумного эгоизма, что объясняется, скорее всего, характером семейного воспитания К.Маркса.

При рассмотрении данного сочинения обращается внимание на тог факт, что нравственная позиция - идеал - закономерно возни-' кавт раньше общественного идеала. Это объясняется тем, что потребность выяснить, как следует относиться к другим людям, которая удовлетворяется в рамках морального воспитания, возникает намного раньше, чем формируется у человека представление о характере существующих общественных отношений и о природе идеальных, то есть таких отношений, которые должны еще утвердиться в обшеотве. Гимназическое сочинение К.Маркса дает основание делать вывод о том, что занятая им нравственная позиция, ориентированная на.заботу о других людях, на активное отношение к социальным проолемам оптимальным образом содействовала возникновении его общественного идеала.

Вторая предпосылка возникновения революционно-демократического идеала К.Маркса носит гносеологический характер и связана с формированием у него ¿илосодхко-кетодологической концепции" рассмотрения мира. Данный вопрос исследуется на'материале письма К.Марков к отцу от ноября 1837 х>да. В этом письме К.Маркс, рассказывая о первом годе его учебы в Берлинском университете, сообщает о своем переходе от философии Фихте и Канта к философии Гегеля, Ьаотиви этого поворота к Гегелю К.¡/арке объясняет своим недовольством тем, что философский метод Канта и Фихте

из-за его априорности и субъективизма искажает характер изучаемых предметов, в то время как философия Гегеля позволяла объективно подойти к ним. По поводу перехода К.Маркса на позиции объективного идеализма Гегеля в диссертации отмечается, что, с одной 'стороны, метод Гегеля в той мере, в какой он является идеалистическим, так же как и метод Канта и Фихте, искажал природу изучаемых объектов. С другой же стороны, философеко-методслоги-ческая концепция Гегеля благодаря своему объективизму открывала перед К. Марксом больше возможностей для трезвого рассмотрения действительности, чем агностицизм и субъективный идеализм Канта и Фихте.

Кульминацией процесса подготовки предпосылок возникновения революционно-демократического идеала К.Маркса является формирование у него революционной и демократической социально-политической позиции, о чем свидетельствует его докторская диссертация "Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура". В этой работе, сопоставляя эпоху и философию Демокрита о эпохой и философией Эпикура, К.Марко старается определить задачи философии в современном ему мире. В результате он приходит к выводу, что необходимо "обмирщение" философии, то есть критика действительности с позиций философии с целью изменения как мира, так и философии. В выдвижении этой задачи проявилась неприязнь К.Маркса к существующим прусским феодально-монархическим порядкам. О характере социально-политических взглядов К. Маркса свидетельствует еще его негативное отношение к религаи -официальной идеологии прусского государства, а также то, что в диссертации дается положительная оценка прогрессивно-демократическому направлению в идеологической жизни страны - младогегельянцам и отрицательная - реакционному, религиозно-мистическому

течению - "позитивной философии" (Х.Г.Вейсе, I! «Г .Фихте-младший, Л.Гюнтер, С.Баадер, поздний Шеллин). Содержание докторокой диссертации свидетельствует о том, что у К.Маркса сложилось определенное понимание социальных порядков и выработалась собственная позиция по отношению к ним: революционная, атеистическая, демократическая. Этим завершается процесс подготовки предпосылок возникновения общественного идеала К.Маркса.

Собственное возникновение идеала фиксируется диссертантом в более поздней работе К.Маркса "Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции", которая рассматривается во_вто_оом параграфе. В названной работе К.Маркс обращается к критическому рассмотрению института цензуры, которое перерастает в критику прусского государства в целом. К. Маркс выявляет определенное противоречие в тогдашней прусской действительности. Это противоречие цежду цензурой, чиновниками, прусским бюрократическим государством и гражданами государства, народом. Основу противоречия К.Марке видел в том, что цензура, существующие законы, правительство делят граждан на привилегированных и непривилегированных, нарушают принцип раЕенстра, разъединяют народ. Выявление К.Марксом противоречия социальной действительности и разрешение его. в рамках предлагаемой им альтернативы существу-, ющим порядком означает возникновение революционно-демократического идеала К.Маркса.

В этом идеала диссертант вкделяет две стороны. Первая - это защита интересов народа, выдвижение цели народного единения. Вторая - это выдвижение К. Марксом демократических, политико-лразовых требований: свободы слова, равенства перед законом, разумного "нравственного государства". В защите К.Марксом народных интересов с прекдь Есего интереса единения народа находит

сграйегиа еХФ нравственный идеал ГэрмоническО{!, связи интересов личности и общества, гармонических отношений между людьми. Зти две стороны революционно-демократического идеала К..'/аркеа, яо своей сути, противоречат друг другу. В рамках государства и права имеет ¡.¡сото формальное, иллюзорное объединение людей. Политика и праве предполагают разъединение и антагонизм в человеческих отношениях. Но пока К. Марксом это противоречие на осознается. Он допускает, что единение народа осуществимо при разумных законах, в "нравственном государстве".

При рассмотрений первоначального возникновения общественно», нравственного идеала К.Маркса диссертант обращает внимание на то, что пека этот идеал не пмее!' четко оформленного характера 21 что он (идеал) противопоставляется К,Марь-сом действительнос-тп без'внясиенйя того, каким образом он может быть осуществлен й что из 9того идеала осуществимо, а что нет. Речь вдет о таком уровне развития идеала, о котором Ё.М. Амелина справедливо отмечает, что "первоначально общественный идеал противостоит действительности, В этом случае сб идеале можно говорить в категориях сущего й должного"

2 ХР^^М £2]захР£ф£. рассматривается процесс формирования революционно-демократического идеала К.Маркса, Под формированием идеала понимается процесс взаимодействия идеала с действительностью: критика действительности с позиций идеала, а также выявление в самой действительности того, что собой представляет идеал в качестве осуществившейся цели, то есть выявление истори-

* Амелина Е.М. Понятие общественного идеала и его структура // Диалектика социального позяанкя. - М«, 1979. - С.64.

ческого значения и'исторической ограниченности идеала. Формирование революционно-демократического идеала К.Маркса протекало в процессе критики прусских феодальных порядков и углубления в познании социальной действительности. В этом процессе выявляется и осмысливается противоречие между сторонами данного идеала, разрешение которого (противоречия) приведет к возникновению нового общественного идеала. Формирование революционно-демократического идеала К.Маркса рассматривается на материале статей, написанных им в "Рейнской газете", к на материале рукописи 1843 года "К критике гегелевской философии права".

В процессе критики К.Марксом прусских порядков обнаружилось, что нравственно-гуманистическое содержание его идеала -осуществление народного единения - играло ведущую роль в оценке и познании К.Марксом социальной действительности, в то время как политико-правовая сторона идеала - требование политического равенства, разумного государства - имела маото постольку, поскольку К.Марко не знал других опособов утверждения народного единения. Цель установления гармонических отношений между людьми, которой последовательно служил К.Маркс, по своей природе выходила за рамки политического идеала - утверждения разумного государства и разумных законов. Именно тот факт, что данная цель занимала ведущее место в революционно-демократическом идеале К.Маркса, позволил ему при сопоставлении идеала о действительностью обнаружить в самой действительности несоответствие между требованием человеческого единения и утверждением демократических политико-правовых институтов. Но это открытие было сделано К.Марксом не сразу.

В ходе изучения политической жизни Пруссии К.Марко натолкнулся на проявление в сфере политики противоречий, имеющих корни в более глубокой сфере - сфере материальных, экономических отнесений. Одновременно он столкнулся-с такими случаями, когда противоречия, имеющие место в гражданском обществе, определяли поведение государственного аппарата (см.статью "Дебаты по поводу закона о краже леса") * . Кроме того, К.Маркс выявил случай неспособности государственного аппарата решать проблемы гражданского общества, тогда как раньше он считал, что государство должно и может решать эти п{хзблемы ( см. статью "Оправдание мозельского корреспондента") ^ . Все это вместе подрывало, представление К.Маркса об определяющей роли государства по отношению к гражданскому обществу. Более того, обнаруженные противоречия в сфере гражданского общества вместе с выявлением неспособности государственного аппарата решить эти противоречия ставили под сомнение представление К. Маркса о том, что в рамках разумного, истинного государства возможно удовлетворение всеобщих интересов народа, утверждение народного единения.

Но все эти моменты, которые указывали на различие между двумя сторонами революционно-демократического идеала, отража-

* Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтага (статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса // Маркс К., Энгельс ф. Соч. - 2-е изд. - Т.1. - С.119-160.

^ Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.1. - С.187-217.

дась первоначально в сознании К.Маркса кок единичные случая, они не осмысливались во всеобщем виде. В результата этого К.Маркс, вндвигая Цель утверждения человеческого едина пня, продолжает считать, что эта цель осуществима в рамках демократических политико-правовых институтов.

Слздует заметить, что К, Марко понимал человочеокоз оданз-нле ко как унификацию и усреднение личностей, а как внутреннее единение самостоятельных людей, как единение, которое содействует развитию человеческого многообразия. В статье "Дебаты по поводу закона о кража леса", излагая овод гукапаотк-ческие идеи, К,Маркс говорят о миро единых, по ''свободно переходящих друг в друга ... членов великого святого - святого

т 0

Гумануоа" 4 , о миро, "который сам создает свои различия

Важное место в развитии-революционно-демократического идеала К.Маркса занимает рукопись 1843 года "К критика гегелевской философии права". В этой работе К.Марко делает вывод о том, что именно семья и гражданское общество определяют государство. Этот вывод положил начало материалистическому рассмотрению мыслителем социальной.действительности. Новые материалистические воззрения К.Маркса позволили.ему придти к заключению о наличии отчуждения политика & государства от гражданского общества. Данное отчуждение фиксируется К.Марксом не

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.,- ТД. - С.125.

2 Там же. - С.126.

только в тех странах, где господствуют еще (Теодально-монархи-ческие порядки, но и там, где установились буржуазные политические институты. Эти открытия К.Маркса наили отражение в его общественном идеале.

В "Рукописи 1843 года" К.Маркс выдвигает идеал демократии, в котором осуществление народного единения мыслилось через исчезновегие отчуждения гражданского общества от государства, через упразднение самого политического государства. В идеале демократии гуманистические цели обцествешого идеала К..Маркса прямо исключают политическое требование разумного государства и законов, с' которыми раньше они связывались. Одновременно у К.Маркса продолжают сохраняться представления о том, что именно государство объединяет людей. Он считает, что в демократии утверждается "родовое понятие государственного строя" * .

По поводу идеала демократии диссертант делает вывод о том, что он представляет собой такой уровень развития революционно-демократического идеала К.Маркса, при котором одна сторона этого идеала - требование народного едкнегия - исключает другую - требование демократических политико-правовых институтов и одновременно предполагает ее. Завершение процесса форкирогашя революционно-демократического идеала К. Маркса рассматривается во второй главе диссертации при анализе работы К.Маркса "К еврейскому вопросу".

Вторая глава диссертации "Коммунистический идеал К.Маркса" посвящена анализу завершения формирования революционно-демократического идеала и первоначального возникновения, а также про-^ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.1. - С.251.

цессу завершения возникновения коммунистического идеала К.Маркса.

В пе£ЕОм_пар£Гда^в рассматривается переход К. Маркса от революционно-демократического к коммунистическому идеалу. Данный процесс исследуется на материале работ К.Маркса, опубликованных в "Немецко-французском ежегоднике" (февраль 1844 г.): "К еврейскому вопросу" и "К критике гегелевской философии права. Введение". В работе "К еврейскому вопросу" К.Маркс критически рассматривает идеал политической эмансипации, го есть идеал утверждения демократических прав и свобод. К.Марко показывает, что в этом идеале речь идет о политико-правовой эмансипации людей, которая еще не есть настоящая человеческая эмансипация. Везде, где названный идеал осуществился, люди получили свободу и равенство на 4 небесах политической жизни, в то время как в материальной сфере - в "гражданском обществе" - сохранились отчуждение и антагонизм частных'интересов.

В данной работе К.Маркс не просто отрицает идеал политической эмансипации, но он выявляет его историческое значение, 'а также его историческую ограниченность. Идеал политической эмансипации выражал интересы буржуазии, стремящейся разрушить феодаль- . ный государственный строй. Данные интересы совпадали с интересами широких народных масс, поскольку они тоже были заинтересованы в приобретении юридических свобод. Но в идеале политической эмансипации не отражались и не могли отражаться интересы подлинной народной свободы и равенства, так как осуществление его (политического идеала) не затрагивало материальную жизнь людей -"гражданское общество", где положение буржуазии сильно отличалось от положения простого народа, К.Маркс, выявляя подлинный, исторический смысл идеала лолктической эмансипации, по сути дела,• осмысливает противоречие своего революционно-демократического

идеала. К.Маркс осознает, что требование человеческого единения не удовлетворяется в рамках демократических политико-правовых преобразований. К.Маркс понимает теперь, что для осуществления человеческого единения требуются более глубокие преобразования, изменение основы человеческой жизни - "гражданского общества".

В работе "К критике гегелевской философии права. Введение" К.Маркс делает вывод о том, что,так как частная собственность является основой разъединения людей, путь к подлинному человеческому единению идет через отрицание частной собственности. Та социальная сила, которая в наибольшей степени заинтересована в ликвидации частной собственности, есть пролетариат. Опираясь на эти выводы, К.Маркс выдвигает новый общественный идеал - идеал человеческой эмансипации. В этом идеале осуществление подлинного человеческого, единения - эмансипации человека - связывается с освобождением пролетариата.

В новом идеале сохраняется все нравственно-гуманистическое содержание революционно-демократического идеала К.Маркса: выс-вей целью провозглашается установление гармонических отношений между людьми. Следует иметь в виду, что именно эта общечеловеческая, гуманистическая задача - человеческое единение - привела К.Маркса на позиции пролетариата. Этим переходом К.Маркс решает противоречие своего революционно-демократического идеала, так как нравственно-гуманистические требования последнего связываются теперь с интересами конкретных социальных сил - рабочих. В интересах пролетариата отражалась потребность в более глубокой эмансипации человечества, чем при политической эмансипации буржуазных революций.

Учитывая вышеназванные обстоятельства, диссертант делает еы-

вод о том, что в соединении общечеловеческого идеала - человеческой эмансипации - с интересами конкретной социальной группы -пролетариата - намечается тенденция к слиянию нравственного и общественного идеалов К.Маркса.

В диссертации выдвигается точка зрения о том, что в работе "К критике гегелевской философии права. Введение" имеет место только начало возникновения коммунистического идеала К.Маркса. Это значит, что на данном этапе еще рано говорить о завершении процесса возникновения этого идеала, поскольку отсутствует еще его самая существенная черта: выведение коммунистической перспективы из закономерностей развития человеческого общества. По мнении автора, в идеале "человеческой эмансипации" имеет место в большей степени нравственное осуждение определении* социальных порядков, чем обоснование идеала реальными историческими тенденциями, обусловливающими его осуществление. Но данное нравственное осуждение,действительности, выраженное в таких словах К. Маркса, как, например, что следует "... ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом ..." не только не препятствовало, но, наоборот, максимально содействовало поиску реальных исторических возможностей осуществления нового общественного идеала К.Маркса.

Во_втосом параграфе рассматривается этап завершения возникновения коммунистического идеала К.Маркса. Данный процесс проходил вместе с критическим исследованием Марксом экономических отношений - отношения труда и частной собственности, а также вместе с формированием концепции материалистического понимания истории.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.1. - С.422.

Важное место в этом периоде занимает работа К.Ыаркса "Эко-номическо-философские рукописи 1844 года". Рассматривая отношение между рабочими и частной собственностью, К./.арке делает вывод о том, что основой этого отношения является отчуждение труда: от рабочего отчуждается как процесс, так и результаты труда. В диссертации обращается внимание на тот факт, что нравственная позиция К. .Маркса, отвергающая отношения отчуждения, позволила ему преодолеть подход к труду, как к средству для частного обогащения, который (подход) был характерным для буржуазной политической экономии. Критика К.Марксом именно отчужденного труда открыла ему путь для осмышленля того огромного положительного значения, которое имеет труд в развитии человечества. В "Рукописях 1844 года" К. Маркс приходит к заключению, что труд как свободная, сознательная жизнедеятельность есть родовая сущность человека. Названные моменты дахзт повод диссертанту сделать вывод о том, что в критике К.Марксом отчужденного труда гармонически сочетаются нравственный и научный подхода.

Вывод К. Маркса о том, что труд есть родовая сущность человека, имел больше значение дая развития его общественного идеала, так как теперь утверждение свободного, творческого труда становится главной целью этого идеала. К.Маркс считает, что именно свободный человеческий труд, как процесс проявления и развития' творческих способностей личности, есть подлинная основа человеческого единения.

Следует заметить, что в "Экономическо-фвлософских рукописях 1844 года" идеал свободного, творческого человеческого труда противопоставляется не только миру частной собственности, где господствует отчужденный, принудительный труд; К.Маркс, исходя из своего идеала, критикует еще некоторые из существовавших тмда

- 2Б -

социалистических и коммунистических проектов отрицания капитализма. Особо остро К.Маркс критикует "грубый коммунизм", который он называет "обобщением и завершением отношения частной собственности" Речь идет об уравнительном, потребительском коммунизме, который нигилистически относится к достижениям человеческой культуры и видит в труде лишь средство для уравнительного удовлетворения сугубо физических потребностей людей. Данный вариант коммунизма, так же как и отношения частной собственности,препятствовали развитию человеческой личности. Поэтому К.Маркс называл "гру-

о

бый коммунизм" всеобщей частной собственностью .

В "Рукописях 1844 года" К.Маркс излагает (правда, в общем виде) свои представления по поводу характера перехода к идеальному обществу будущего. Он очитает, что новое общество не может возникнуть на пустом месте, а должно опираться ка достижения мира частной собственности. В общественном идеале К.Маркса, в отличие от идеала "грубого коммунизма", утверждение, истинных человеческих отношений понимается не как разрушение прежней цивилизации,'а как сохранение, усвоение и развитие всех имеющихся достижений человечества. Иоходя из этой точки зрения, К.Маркс выделяет две фазы развития нового общества. Первая .фаза носит переходный характер; она есть период преобразования прежних отношений. Вторая фаза - это развитие нового общества уже не опосредованное преобразованием старого, а происходящее на своей собственной основе. >

После "Экономическо-философских рукописей 1844 года" в диссер- I тации рассматривается работа К.?Ларкса, написанная вместе с Ф.Энгельсом, "Святое семейство". В этом труде К.Маркс затрагивает, !

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.42. - С.114.

2 Тем же.

среди прочих, и вопрос о соотношении общественного идеала с социальными интересами. Он делает вывод о том, что именно социальные интересы отражаемые в идеале, определяют историческое значение, характер и уровень влияния того или иного идеала на свою эпоху. На материале работы "Святое семейство" в диссертации исследуется вопрос о соотношении классового и общечеловеческого в общественном идеале К.Маркса. Автор выдвигает точку зрения о том, что идеал К.Маркса шел, по своей сути, общечеловеческий характер, так как конечной целью идеала провозглашалось человеческое единение, установление гар&онических отношений между людьми. Что касается отражения в этом идеале классовых интересов пролетариата, то, как отмечает диссертант, эти интересы подчинялись общечеловеческим целям идеала К.Маркса. Интересы пролетариата учитывались К.Марксом постольку, поскольку они в большей степени, чем какие-либо другие социальные интересы, соответствовали потребности осуществления общечеловеческой цели - объединению человечества. В диссертации отмечается, что через соединение в общественном идеале К.Маркса общечеловеческих интересов с классовыми первые обретают конкретный, исторический характер.

На материале работ "Тезисы о Фейербахе" и "Немецкая идеология" диссертант рассматр1вает связь общественного идеала К.Маркса с концепцией материалистического понимания истории. Выдвижение К,Марксом и Ф.Энгельсом идей о том, что связь между производительными силами и формами общения есть определяющее отношение общества, к.'.-,ело большое значение для развития коммунистического идеала К.Маркса. Исходя из названной концепции, К.Маркс и Ф.Энгельс делают еывод о наличии противоречия между развивающимся при капитализме общественным характером производства и капиталистической частной собственностью. Выявление тенденции развития об-

цествеиного характера производства дало К.Марксу возможность обнаружить в современном ему мире те процессы, которые подрывали основы частной собственности. До названного открытия К.Маркса в Ф.Энгельса требование освобождения пролетариата имело в большей степени нравственно-гуманистический, но не научный характер, так как возможность преодоления частной собственности не была еще выявлена. На основе вышеизложенных моментов диссертант приходит к заключению о том, что в "Немецкой идеологии" общественно-нравственный идеал К.Маркса приобретает характер предвидения будущего, основанного на учете главных, определяющих отношений и тенденций настоящего. Считая, что научное предвидение будущего есть специфика коммунистического идеала К.Маркса и учитывая тот факт, что данная специфика впервые возникает в "Немецкой идеологии", автор делает вывод о том, что в этой работе завершается в основной первоначальное возникновение коммунистического идеала К.МЬркса.

На материале работы "Немецкая идеология" автор рассматривает еще вопрос о соотношении в марксизме нравственного идеала всесторонне развитой личности с идеалом совершенного общественного устройства.Как отмечается в диссертации,личность и общество в коммунистическом идеала - это два предмета,которые хотя а не тождественны друг с другом.тем не менее внутренне связаны .Учение К.Маркса о нравственно совершенной личности неотделимо от учения о тех общественных отношениях,в которых такая личность может развиваться. Исходя из этой точки зрения, диссертант утверждает,что в марксизме ядеал развитой личности а идеал совершенного общества это один единый идеал. На основе данного утверждения и с учетом того,

что конечная цель коммунистического идеала - человеческое единение, соответствует основной задаче морали - установлению гармош-

т

ческих отношений между обществом и личностью , в диссертации делается вывод о том, что в коммунистическом идеале имеет место слияние общественного и нравственного идеалов. Данное слияние понимается не как абсолютное тождество, а как единство социологического и нравственного аспектов коммунистического идеала.

В третьем параграфе рассматривается вопрос о то/л, как понимается К.Марксом процесс осуществления коммунистического идеала, а также вопрос о соотношении средств и цели в этом идеале. На основе материала работ "Нищета философии" и "Манифест Коммунистической партии" излагаются взгляды К.Мэркса на классовую борьбу и диктатуру пролетариата. При анализе этих взглядов исследуется вопрос о том, насколько предлагаемые К.Марксом средства осуществления коммунистического идеала соответствовали' конечным целям последнего. Диссертант исходит из точки зрения о том, что при осуществлении какой-либо цели имеет место диалектическое единство и различие между этой целью и используемыми средствами. Рассматривая с этой точки зрения коммунистический идеал К.Маркса, автор утверждает, что между диктатурой пролетариата - средством осуществления коммунистического идеала и этим идеалом имеются моменты как единства, так и различия. Шменты единства заключаются в том, что поскольку политическая борьба и политическое господство класса - это единственные средства, которыми в истории человечества прогрессивные классы меняли человеческие отношения, осуществляли свои идеалы, постольку и пролетариату для

* См.: Калинников Л.А. Отражение отношения личности и общества в структуре нравственного идеала // Личность и общество. -Вып.1. - Калининград, 1972. - С.77.

осуществления конечной цели коммунизма - объединения человечества - нужно будет первоначально установить свое политическое господство. Моменты отличия коммунистического идеала от средства его осуществления - диктатуры пролетариата - заключаются в том, что последняя, помимо своих созидательных функций, должна была, по Марксу, оказывать в определенной мере принуждение и даже прямое насилие противникам рабочей власти. Так как данные функции пролетариата (подавление классовых врагов) должны были исчезнуть при зрелом коммунистическом обществе, они не входили в содержание конечной цели коммунизма. Это отличие диктатуры пролетариата от конечной цели коммунизма дает право диссертанту заключить, что при абсолютизации именно тех функций диктатуры пролетариата, которые в большей степени носят следы антагонистических отношений между людьми (политическое принуждение и насилие характерны дая общества, где имеет место социальный антагонизм), конечная цель коммунистического идеала может быть сильно деформирована и дискредитирована.

При завершении данного параграфа предпринимается попытка показать в общем виде различие между уровнем развития коммунистического идеала вплоть до "Манифеста Коммунистической партии" и уровнем его развития в "Капитале" К.Маркса. Главное различив, на которое указывает диссертант, это выявление К.Марксом в "Капитале" при анализе машинного производства технической необходимости общественного характера труда, что представляет ообой наиболее глубокий уровень осмышления противоречия между общественным характером производства и капиталистическими-производственными отношениями. Из этого- противоречия К.Маркс выводит возможность и

необходимость коммунизма. ,

В заключении подводятся и обобщаются основные выводы и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования.