автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Общественное сознание крестьянства Мордовии конца XIX - начала ХХ века

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Жетуновский, Сергей Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Самара
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Общественное сознание крестьянства Мордовии конца XIX - начала ХХ века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественное сознание крестьянства Мордовии конца XIX - начала ХХ века"

Р Г Б ОД

6 / ИОЛ Шл

'а пвазах ?;~оп:ю.

•ЛЕТУНОВСИШ СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ

0ЕЦЙСТЗЕННОЕ СОЗНАНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА МОРДОВИИ КОНЦА. Х1Х-НАЧАЛА XX ВВ.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

A3T0P2i3P.il диссертации на соис::ат^зн?:** степени кандидата исторических наук

Самара - 1995

Работа выполнена в ордена "Знак Почета" Научно - ясследовател институте языка, литературы, истории и экономики при Совете .Минист Правительстве Республика Мордовия

Научный руководитель :

доктор исторических наук, профессор П.С.Кабытов Официальные оппоненты :

доктор исторических наук, профессор П.Я.Савельев кандидат исторических наук, доцент В.А.Юрченков

Бедущая организация :

^«ароний педагогический университет

Защита состоится 30 ноября 1995 г. в часов на заседании дис сертационного совета К. 063. 94. 02. при Самарском государственном университете /443011,- Самара, ул. академика Павлова, 1, ауд. 203/.

С диссертацией модно ознакомиться в библиотеке Самарского госу дарственного университета.

Автореферат разослан 28 октября 1995 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент В.Н.Парамонов

ОБЩАЯ ¡{АРАНТЕРИСТЖА РАБОТЫ.

Актуальность исследования.История крестьянства является одной из ведущих тем отечественной историографии. Это вполне объяснимо, поскольку трудно переоценить значение крестьянства, как носителей особой цивилизации, своего рода почвы, из которой поднялись все мы, независимо от сегодняшней социальной принадлежности. "Крестьяне - отцы, деды, прадеды я прапрадеды нынешнего поколения совершали мучительно трудные шаги з свое будущее - наше настоящее, и их социальная биография многое объясняет в современных достижениях и проблемах, в нас самих'.'

Изучение общественного сознания, " ... того могучего фактора исторической деятельности людей, без которого нет субъекта исторического процесса','^ привлекает сегодня внимание многих ученых.Сложность и многоплановость этого явления предполагают усилия в этой области представителей различных наук. Наряду с философами, психологами, социологами, свою весомую лепту в разработку утазанной проблемы вносят историки. На сегодняшний день в изучении проблемы общественного сознания крестьянства достигнут определенный прогресс. Появились специальные монографические исследования, посвященные этому вопросу /П.С.Кабытов, В.А.Козлов, Б.Г.Литвак.Ю.И.Смыков и др./, определены приоритетные налраллання в изучении сложного феномена общественного сознания. Вместе с тем, в разработке проблемы сохраняются определенные трудности, обусловленные, в частности, разрывом, наблюдающимся в степени изученности данного вопроса на разных уровнях. В общероссийском масштабе и з рамках крупных регионов, как отмечалось, тлеются уже ряд исследований, посвященных феномену общественного сознания. На местном ае уровне, как правило, данная тема все еще не стала предметом пристального внимания. Это в значительной мере обедняет общуга картину исторического развития такого многонационального государства, как Россия.

В Мордовии вопросы эволюции общественного сознания крестьян-

%абытов П. С., Козлов В. А., Литвак Б. Г. Русское крестьянство: Этапы духовного освобождения. - М.: Мысль, 1988. - С. 4.

2Там яе. - С. 6.

- г -

от2а до настоящего временя остаются далеко не изученными. Отде. нке теоретические я конкретно-исторические аспекты проблемы оа< сматрявались лишь опосредованно в трудах специалистов, занимает ся или занимавшихся изучением дореволюционной история крестьяне ва края / И.Н.Смирнов, М.В.Звсевьев, Т.З.Купряшкин, Н.П.Фирсто! З.А.1Срченков, Н.З.Полин л др. /. В настоядее время назрела неос диглость в проведении специального исследования по проблеме общ« венного сознания крестьянства Мордовии. Особый интерес предстал ет период конца XIX - начала IX вв., поскольку моделирование щ цесса эволюции духовно-психологического облика крестьянства, bi ленде основных факторов, влиявших на развитие сознания сельчан период рубежа веков позволяют использовать исторический опыт да прогнозирования поведенческих реакций крестьянства в современен условиях.

Степень разработанности проблемы.Наиболее значительным hbj нием конца XIX века в изучении духовной жизни мордвы следует щ: нать труд И. Н. Смирнова "Мордва", изданный в 1895 году.1

Наряду с кратким историографическим обзором известной авте важнейшей литературы, очерком истории мордвы, в работе подробке анализу были подвергнуты семейные и общественные отношения в се этого народа, исследовались вопросы религиозных верований и ку.т та, рассматривались бытовые стороны жизни мордвы. Внимание исс»т дователя было обращено и к вопросам процесса русской колонизащ ассимиляции народа в русской среде.

Чрезвычайно широк был спектр интересов первого крупного мс довеного ученого - М. Е. Евсевьева. Его внимание привлекали вон сы фольклора, мордовских языков, этнографии мордвы, ее обществе го сознания. Неоценимы его заслуги в области собирания и изуче устно-поэтического творчества мордовского народа.

Деятельность видного мордовского просветителя, борца за на ональное возрождение своего народа М. Б. Евсевьева высоко ценил один из ввдавдихся российских языковедов академик А. А. Шахмато занимавшийся долгое время изучением устного народного творчеств и языка мордвы Саратовской губернии. А при написании работы "Ыо

^Смирнов й. Н. Мордва. Историко - этнографический очерк. - Каза 1895*.

довскяй эткотаацлческил сборник", увияезшей свет з 191С году, он использовал л материалы, собранные /.1.3. Езсевьевым.х

Жизнь мордовского крестьянства, колоритный национальный характер, социальная психология мордвы нашли свое отражение з ряде произведений русских писателей. Характерно, в этом плане, творчество А. У. Горького.^

После Октября 1917 года основой для исследовательской работы историков на многие годы стали положения, сформулированные в трудах Б. И. Ленина. Однако, несмотря на то, что в ленинских работах немало внимания уделялось лзз'ченаю социально-психологических фак-

о

торов классовой борьбы крестьянства, духовная история трудящихся в названный период оставалась вне поля зрения специалистов. По существу, в 20 - 30 гг. тгсоблема эвелгсцни социальной психологии крестьянства оставалась одним из многих "белых пятен" отечественной истории.

Б период 30-х - первой половины 50-х гг. историографическая ситуация не претерпела существенных изменений.

В то же вре:к хгтао отметить проделанную в эти годы работу по сбору фактического материала. Особенно она оялвлялась з преддверии революционных юбилеев.

В появившихся в 1941 году специальных работах по революционному движению в Мордовии в период революции 1905 - 1907 гг., выполненных Т. Е. Зупряпкшным, впервые была предпринята попытка проследить эволюцию психологии крестьянства Мордовии.^ Автор уделил

Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник. - СПб., 1910.

^Горький А. М. Знахарка // Собр. соч.: В 30 т. - М., 1951. - Т. 15. - С. 192 - 203; Он не. Мордовка // Там же. - Т. 10. - G. 263 -288 и др.

гз

°См.: Ленин В. И. Аграрная политика социал-демократии в первой русской революции IJ Полн. собр. соч. - Т. 16. - С. 193 - 413; Он же. Аграрный вопрос з России к концу XIX века // Полн. собр. соч. -Т. 17. - С. 57 - 137 и др.

4

¿{упряшкин I. Е. Мордовия накануне первой русской революции 1905 -19G7 гг. // Записки ЖййСХ / История и археология. - Саранск. -1941. - Вып. 3. - С. 48 - 110.

внимание анализу таких черт патриархального крестьянства, как \ нархизм, покорность, иллюзорность сознания.

В 1955 году вышел в свет исторический очерк "Мордовия в гс первой русской революции", подготовленный И. И. Фирстовым.^ Abi книги во многом уточнил и дополнил исследования Т. Е. КупряшкнЕ привлек внимание к вопросам крестьянской психологии, сделал ря1 важных выводов и обобщений,.

В связи с 50-летием первой российской революции был опубл! ван сборник документов и. материалов "Революция 1905 - 1907 годе на территории Мордовии".^ Составители включили в него архивные кументы, решения съездов крестьянского союза, приговоры кресты ских сходов и другие ценные свидетельства, проливающие свет на место и роль крестьянства края в революционных событиях.

В 50-х - 70-х годах значительно расширилась тематика иссле ваний по истории крестьянства Мордовия. Различные формы борьбы крестьянства края в период аграрной реформы П. А. Столыпина анг лизировалнсь к. М. Гребневым. Здесь с марксистских позиций оце нивались ход и итоги землеустройства, говорилось о крахе реформ и подчеркивалось, что крестьяне оказали противодействие планам последнего российского реформатора.

Тогда не И. И. Фирстовым в соавторстве с А. Е. Захаркиной была составлена "Хроника революционных событий. 1895 - май 19] в которой содеркались новые данные по изучаемой проблеме.^

Новые подходы в изучении крестьянства наметились в работа? Н. В. Полина. В одной из статей он англизировал влияние первой

-Чгирстов И. И. Мордовия в годы первой русской революции / Истот ческий очерк /. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1955.

^Революция 1905 - 1907 гг. на территории Мордовии. Сборник докз ментов и материалов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1S55.

^Гребнев А. М. Аграрная реформа Столыпина в Пензенской губернш Автореф.дис.^канд. ист. наук. - М., 1956.

^Захаркина А. Е., Флрстов И. И. Мордовия в годы трех народных j золвдзй. / Хроника революционных событий. 1895 - май 1918 /. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1957.

розой: зопны на сельское :ссзя1;сгзо края."

И. И. Фирстов подверг анализу отхозие кустарные промыслы крестьянства Мордовии я пришел к выводу, что отходничество способствовало становлении гражданской личности крестьянина.*^

М. П. Солдаткия ;г Н. '5. Монпян з своих оаботах затоагивали

Я

вопросы религиозных веровании мордвы.

Таким обрааом, несмотря на внепшюю традиционность исследований, мордовские историки предпринимали усилия для внесения новых элементов, наметилась тенденция к тому, чтобы расширить сферу исторического поиска.

50 - 70 гг. - период, характеризующийся накоплением новых фактов, попытками создания оригинальных методик подсчета революционных выступлений. Но, несмотря на неизменность главного направления в исторических разработках, влияние "оттепели", резонанс XI съезда КПСС даг^я™ ^^ 3 оазвитии исторической науки. В этот период более обширной стала тематика исследований, появился ^иощавдих работ; накопление ^хс^ческого .материала по истории крестьянства привело к дискуссии об уровне созна -

%1олин Н. 3. Пололение юестьянства Мордовии в годы первой лшровой войны // Тр. ШИИЯЛИЭ / Серия историческая. - Саранск. - 1969. -Вып. 38. - С. 184 - 209.

%ирстов И. И. Отхояие кустарные промыслы мордовского пореформенного крестьянства // Материальная и духовная культура мордвы в Ш11 - XX вв.. Тр. МНЙЙЯПИЗ / Этнография. - Саранск. - 1578. -Вып. 62. - С. 99 - 131.

я

Солдатхин М. П. Н.И. Ильшшский и насаждение православия среди мордвы во второй половине XIX века // Исследования по истории Мордовской АССР. Тр. ШИШШ1Э /. - Саранск. - 1374. - Вып. 47. -С. 47 - 72.

Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы: йсторико - этнографические очерки. - Саранск: !!срдоз. кн. изд-во, 1ссо,

ния сельчан, вопросы социальной психологии крестьянства ирлзл; ли в это время внимание ряда специалистов. Так, :..:ногэ и плодот; но занималась изучением названной птоблеш Н. А. ;/!иненко.~ От-

q

дельнне аспекты нашли отражение в трудах Л. М. Горншкика.

3 1979 году зшел з свет первый том обобщающего труда "Ис. рия .лордэвской АССР". * Вопросы развития края в эпоху халптализ: были освещены И. И. Фирстовым, Л. Г. Филатовым, .'Л. Б. дороакин: Е. И. Кривяковым.

И все же, говоря об историографической ситуации, существо: зей в указанный период, нузкно отметить, что обращение к духов» истории крестьянства края конца Iii: - начала IX эз. носило эпн ческий характер. Основное внимание исследователей было сосредо чеко на ооцигльно-экснсгллчэской проблематике. Вопросы развития щественного сознания крестьянства Мордовии исследуемого период-рассматривались лишь в контексте изучения других проблем»

Нарастание в конце 70-х годов кризисных явлений з изучгнп ряда проблем истории России привело специалистов к пониманию ц

^См.: Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Ill vl.: Наука, 1978.; Литвак Б. Г. О некоторых чертах психологии русских крепостных крестьян первой половины SIX з. // История психология. / Сб. статей. - М.: Наука, 1971. - С. 199 - 214.; Черепнин Л. В. Некоторые вопросы истории докапиталистических <j маций в России // Коммунист. - 1975. - И 1. - С. 63 - 73 и др. 2

Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в 27111 - первой половин XIX в. йсторико-этнографический очерк. - Новосибирск: Наука, С бирское отделение, 1975; Она же. Русская крестьянская семья в падной Сибири / ХУ111 - первой половины XIX в. /. - Новосибирс Наука, Сибирское отделение, 1979 и др.

^Горхшкин Л. М. Сибирское крестьянство на рубелсе двух веков. В нец XIX - начато XX. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение 1967; Он же. Аграрные отношения в Сибири периода империализма: 19С0 -- 1917 гг. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 191 и ДР.

%1стория :;!ордовской АССР: В 2 т. - Саранск: Мордоз. кн. изд-зс 1979 - 1981. -2 т.

лесэобразностп проведения междисциплинарных исследований. Теоретические оазтзаботхз отечественных Геилосоков и социологов Г. У. Анд-1 * ? реевой, Б. Д. Парнгина, ъ. Ф. Поршнева° и других привлекли внимание историков к вопросам социальной психологии. А появление з 1988 году монографии "Русское крестьянство: этапы духовного освобождения", написанной П. С. Хабытовым, В. А. Козловым и 3. Г. „Тит-

4

ваком наглядно продемонстрировало перспективы, открывающиеся перед историками, ведущими исследования "на стыке" наук.

В этот период появился ряд оригинальных исследований историков, изучавших социально-психологические аспекты классовой борьбы крестьянства рассматриваемого периода. В первую очередь нузно назвать работы П. Г. Рындзшского, В. А. Зедорова, В. Г. Тюказкп-на, II. :.!. Ионенко, 3. Н. ■'ЗутзсэЕа л других специалистов.

Названные тенденции з развитии отечественной исторической науки тлели определенное влияние на работу исследователей .лордовип. Заметно больше внимания историки края стали уделять з 8С-ые годы изучению айвой ткани исторического процесса - персонификации событий века. Соответственно изменился ракурс рассмотрения многих исследуемых проблем.

С точки зрения отношения крестьянства к новому земельному законодательству анализировал вопрос проведения аграрной реформы П. А. Столыпина на территории Мордовии Н. 3. Полин.5 Автором был сделан вывод о зраздебном,. со стороны сельчан, отнсаенпл к ней, выделены причины этого явления.

Различные формы протеста крестьянства Среднего Поволжья про-

1

-■Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во Ж7", 1980.

2

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.

%оршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - 2 изд., доп. и испр. - М.: Наука, 1979.

4Кабытов П. С., Козлов В. А., Литвак Б. Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения. - ¡L: Шслъ, 1988.

5полин Н. 3. Столыпинская рефэома и крестьянство Мордовии // Сельское хозяйство и крестьянство Среднего Поволжья в периоды ¿феодализма и капитализма. - Чебоксары, 1982. - С. 105 - 109.

тив аграрной реформы выделил, проанализировав их .мотивацию, П. С. Кабытов.1

К 50-летию Мордовской автономии была подготовлена монография "Мордва".2 В книге нашлл отражение отдельные стороны жизни мордвы, ее культуры и быта. Рассматривались вопросы обиественк* лсизнн трудящихся края.

3 1S89 году вышла книга 1. Г. Филатова и В. А. ¡Орченкова ".'Лифы и реальность: Критика немарксистских концепций истории м< довского народа"^ В числе прочих, авторами рассматривался и зоз рос о положении крестьянства в конце XII - начале XX вв.

Переломным для историографии Мордовии, как, впрочем, и длз всей России в целом, стал период конца 80 - начала 90-х годов, поиске объяснения своеобразия истории России " ... особое мест« заняли проблемы духовного развития, а изучение своеобразия российской ментальностя явно потеснило привычный спектр социально-экономической проблематики".4

В Мордовии внимание исследователей все чаще стали привлек также вопросы социальной психологии крестьянства края.

3 1991 году появился сборник публицистических статей "Мер: ский народ: что нао волнует", авторов которого объединила тема возрождения национального самосознания мордвы. Известные в peci лике и за ее пределами ученые, деятели искусств, публицистз

а. « ч> • 1'^ ^ ¿"к^о^д. ^лдо л^ ¿¿Сл. г^^и ~ .^ «„ч*

Изд-во Саратов, ун-та, Куйбышевский филиал, 1990. - С.90 - 112

9

"Мордва: Историко-этнографические очерки. - Саранск: Лордов, кз изд-во, 1981.

^Филатов Л. Г., Юрченков В. А. Мифы и реальность: Критика нема] сиогских концепций истории мордовского народа. - Саранск: Морд* кн. изд-во. 1989.

^Логунов А. П. Образованное меньшинство и крестьянский мир: пр; лемы раскола и диалога // Россия в новое время. Образованное т шинство и крестьянский мир: поиск диалога: Материалы межвузовез научной конференции 21 - 22 апреля 1995 г. - М., 1995. - С. 4.

рассуждали на страница;: издания о проблемах истории, нациснольас;: куль?;тры, хольклора, наводного искусства, о взаимоотношениях представителей разных национальностей, населявших Мордовии'.'-'-

Основным объектом изучения в работе 3. А. Баталова "Бытовая культура мордвы / во второй половине XIX - начале XX зека .явилось сельское население. Одним из главных достоинств исследования нужно назвать комплексный подход к изучаемым явлениям и процессам.

Анализу промысловой деятельности крестьянства Мордовии основное внимание уделил А. С. Лузган в книге "Промыслы Мордовии". В поле зрения автора находилась крестьянская обшина, которая "являла собой не просто трудовую артель. Она была образом ггизн::, своего рода укладом и, конечно же, не могла не отложиться з характере

о

народа, в его тяге к общности.

Рассматривая проблему революционного движения з Поволжье з годы первой мировой войны, И. Б. Ниманов придел к выводу, что "Социальная психология масс формировалась в конкретных исторических условиях, когда крестьянство, не до конца понимая некоторые лозунги большевиков и эсеров, тем не менее, под воздействием различных экономических ¿акторов, достаточно отчетливо осознавало необходимость действий по изменении существующего положения"^

'Таким образом, в историографии Мордовии сделаны лишь первые шаги по изучению сложного и многопланового явления общественного сознания крестьянства периода капитализма. Тем не менее многочисленные работы по истории края, в которых опосредованно отражены отдельные теоретические и конкретно-исторические аспекты иссдедуе-

%зрдовский народ: что нас волнует. / Сборник /. - Саранск: ¡Лордов. кн. изд-во, 1991. р

'"'Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность.-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.

<3

Лузгин А. С. Промыслы Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.

%аманов И. Б. Революционное движение в Поволжье в годы первой мировой войны / ишь 1914 - февраль 1917 гг. // На материалах Марий-

Эл, Мордовии, Чувашии /: Автореф. дне. ... канд. ист. наук. - Самара, 1994. - С. 18.

мой проблемы, в совокупности с введенными з научный оборот пст< киками, помогают проследить основные тенденции эволшии общестз ного сознания крестьянства Мордовии в изучаемый период.

Объектом нашего исследования явилось крестьянство 'Лордовж конца ИХ - начала XX веков.

Предметом исследования - общественное сознание крестьянок края в изучаемый период.

Цель исследования: попытка смоделировать процесс развития сознания крестьянства Мордовии конца XIX - начала XX вв., зыяз; основные факторы, способствовавшие эволюции духовко-психологпче кого облика сельчан края.

Для достижения этой цели в процессе исследования решались следущие задачи:

- Проанализировать мировоззренческую позицию крестьянства Мордовии конца XIX - начала XX вв.

- Реконструировать своеобразный духовно-психологический ос крестьянства в начале XX века.

- Выделить основные социальные группы среди крестьянства в и выявить главные отличия в их духовно-психологической организа в рассматриваемый период.

- Проследить основные этапы эволюции общественного сознаю: крестьянства Мордовии в изучаемый период.

- Проанализировать взаимовлияние социального поведения кре стьянства и эволюции традиционного социально-психологического комплекса. 1

- Рассмотреть основные факторы, влиявшие на развитие созна крестьянства Мордовии.

Хронологические и территориальные рамки исследования. Данн работа охватывает период с 1895 по 1917 гг. В плане изучения фе мена общественного сознания крестьянства названный период представляет особый интерес, поскольку изменения, происходящие в кр стьянской среде сегодня, по значимости, глубине качественных пр образований сопоставимы с событиями рубежа веков.

Территориальные рамки исследования ограничены Мордовией, в указанное время охватывавшей ряд уездов / йнсарский, Краснослоб ский и Саранский / Пензенской губернии, / Спасский, Темниковски Тамбовской, / Ардатовский и Алатырский / Симбирской, / Лукоянов

скх"; / Н:гкегооодской губэонпп, котосыэ з значительно:! степени совпадают с территорией современной Мордовии.

Гипотеза исследования: предполагалось, что в период конца XIX - начала XX вв. происходил процесс активной трансформации обыденного сознания крестьянства Мордовии. В названное время результатом воздействия на крестьянскую психологию многих факторов стало заметное суяение ареала "патриархальности": духовно-психологический облик сельчан обогащался новыми явлениями. Этот процесс существенно влиял на изменение отношения крестьянства края к представителям власти.

Так, во 2-ой полозине XIX в. на формирование социальной психологии крестьянства Мордовии определяющим было влияние традиционных институтов: семьи, общины, социума. В конкретно-исторических условиях этого периода крестьянство оставалось, практически, сплошной опорой самодержавия.

3 начале XX в. ситуация кардинально изменилась. Наблюдавшиеся з период относительной стабильности в деревне единичные формы протеста / проявлявшиеся з виде разрыва с патриархальной общиной -уходе из села в город / сменял;;;^ зрз:.-~ олюцлонных событий массовыми выступлениями сельского населения. Крестьянство постепенно избавлялось от веры з "доброго монарха", все решительнее становилось в оппозицию к трону.

- Процесс проникновения в крестьянское сознание новых явлений проходил эволюционным путем в конкретных исторических условиях. - - - Под воздействием происходивших в стране событий изменялись ценностные ориентиры крестьян, сознание сельчан освобождалось от привычных стереотипов, все более сужался ареал "патриархальности".

- Идейное влияние "левых" политических партий не было определяющим, а являлось лишь .одним из. многих факторов, ускорявших эволюцию общественного сознания крестьянских масс.

- Процесс эволюции общественного сознания крестьянства находился в постоянной взаимосвязи с социальной практикой сельчан.

Методологической основой исследования является принцип историзма, подхода к действительности, как изменяющейся во времени, развивающейся. Рассмотрение объекта как системы; с точки зрения процесса; с позиции выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре; с точки зрения раскрытия закономерностей его

Методы исследования:

- Сравнительно-исторический метод, который позволил выявш общее и особенное э изучении проблемы.

- Диалектический гяетод, сог.тасно которому исследуемые явлг ния рассматриваются в процессе их возникновения, непрерывного I вития в жх органическом единстве и взаимосвязи.

- Контент-анализ, применение которого во многом позволяет объяснить мотивы поведения крестьянства, реконструировать психс гический облик сельчан, проследить эволюцию крестьянского созне ния в рассматриваемый период.

Источниковедческую базу исследования составляет широкий к£ как опубликованных, так и архивных материалов, извлеченных из I сииского Государственного исторического архива, Центрального Гс дарственного архива Республики Мордовия, Государственного архиЕ Пензенской области, рукописного фонда и архива научно-исследове тельского института языка, литературы, истории, экономики при С вете Министров - Правительстве Республики Мордовия.

Для рассмотрения проблемы общественного сознания крестьяне важное значение имеет обращение к разнообразным законодательны!.' материалам, регламентирующим взаимоотношения представителей вла ных структур и крестьянства. В этом плане большую помощь в рабо нам оказал "Сборник узаконений и распоряжений правительства о сельском состоянии. Общее положение о крестьянах" / СПб., 1908 Анализ документов, содержащихся в названном издания, позволил с тавить достаточно полное представление о правовом положении кре стьянства, а также дал возможность судить о сущности правительс венной политики по аграрно-крестьянскому вопросу.

Сравнительная характеристика разных, по времени принятия, конодательных актов царского правительства, позволила проследит процесс эволюции отношения власть имущих к аграрному вопросу. Т консерватизм периода конца XII в., свойственный в этом отношени представителям властных структур, в начале XX в. сменился на по мание необходимости земельной реформы.

Рассмотрение названного вопроса потребовало привлечения до ментов, опубликованных в Полном собрании законов Российской дал рии.

3 ""Л2.К-Э ИЗ^^'бгИЯ" Т^ОбГЗ Г'Ь! J0 сКаНИЯ I"" '3 С 'Г тт-: 2 с.

особое значение имеет новое прочтение документального материала. Неоценимую помощь в ходе исследования оказал нам сборник докутлен-тов "Революция 1S05 - 1907 гг. на территории Мордовии" /под редакцией К. А. Коткова, составители А. 3. Захаркина, И. М. Корсаков , II. Л. зирстов, Саранск, 1955./, з котором собрана основные источники центральных и местных архивов.

Высокая информативная ценность характерна для включенных в сборник документов правительственных учреждений. В первую очередь, .'¡¡инист ер с те а внутренних дел и его особого отдела, Военного министерства, губернаторов, губернских яандармских управлений и уездных исправников.

Разобраться зо многих причинах распространения такой своеобразной £ормы борьбы крестьянства, как дрнговорное двизеняе позволило изучение материалов, содеркащихся в сборниках "Учредительный съезд Всероссийского крестьянского союза /Протоколы// ;л., 1SG5. / и "Протоколы делегатского совещания ЗКС 6-10 ноября 1905 г. з Москве" / М., 1906. /.

Наряду с данными о распространении среди крестьянского населения типовых приговоров Комитетом и местными организациями ВКС, в "Протоколах" содержится информация об отношении крестьян к неординарному царскому указу от 18 февраля 1905 г.

Привлечение опубликованных материалов Зольного экономического общества / "Аграрное движение в России в 1905 - 19С6 гг.", СПб., 1ZZZ, "Г. 1 л 2 / во многом помогло прояснить мотивы выхода крестьян из общины. Кроме того, анализ ответов респондентов на анкеты позволил проследить взгляды крестьян на возможность решения аграрного вопроса.

Поставленная задача проведения контент-анализа крестьянских приговоров и наказов потребовала кропотливой работы по выявлению документов, исходивших из среды сельчан Мордовии.

В Российском Государственном историческом архиве они сохранились в фонде Государственной думы, Ф. 1278, а также в фонде Департамента полиции, особый отдел, Ф. ДП 00.

В ходе работы с рукописным фондом МНШЯЖЭ в фонде И-230, содержащим архивные документы /копии/ по революции 1905 - 1907 гг. на территории Мордовии и участии мордвы в революции вне настоящей

территории .'Лордозии такзе были выявлены интересующие нас доку Ряд приговоров и наказов сельчан края были опубликованы в пер ческой печати рассматриваемого периода.

Работа с фонда»,ш Центрального Государственного архива Ре> лики Мордовия дозволила извлечь немало интересного материала : существу исследуемой проблемы. Большой фактический материал д; нам работа с фондом йнсарскои канцелярии уездных исправников, Ф. 88. Содержащиеся здесь документы позволили составить преде ленде о механизме распространения среди сельчан агитационных ; риалов и антиправительственной литературы в период первой рос! ской революции и последующие годы, дали возможность осветить : рос отношения крестьян к революционной деятельности.

Накопленные в названном фонде большие материалы о прявле1 к ответственности крестьян по статье 103, позволили проследит) степенный рост количества оскорблений особы императора со сто] сельчан в начале 1(1 в.

Разнообразные материалы, отражающие специфику взаимоотног между крестьянством и помещиками в исследуемый период, собран! фонде Ардатовского уездного полицейского управления, Ф. 49.

Особый интерес для нас представляли, в плане информативне и достоверности, жалобы помещиков. В документах этого типа, к правило, с фотографической точностью описывается поведение кре ян в период аграрных волнений, прослеживается эволюция отноше! сельчан к представителям господствующих классов.

Работа с материалами названного фонда позволила выявить } менты, анализ которых дал возможность осветить вопросы отноше! крестьянства края к первой мировой войне.

Составить представление об экономическом положении крест: ства края помогли документы, содержащиеся в фонде Темниковскоз уездного съезда Тамбовской губернии, Ф. 139. Интересны, в этог, плане, приговоры сельских сходов о ссуде на продовольствие.

В процессе работы над диссертацией использовались материг по Саранскому, Краснослободскому и Инсарскому уездам Пензенскс губернии, содержащиеся б фондах Государственного архива Пензеь ской области.

Среди материалов, сконцентрированных в фонде Пензенского хиатьного училищного совета, Ф. 52, наибольший интерес предстг

_ л с _

"^ЭЗЫв 0D '"'ОС*10**2лт/Р7\тл — "IT** С/* * I'IC ~ ~'"711-

моты. Помимо статистических данных по уездам об общем количестве детей школьного возраста и детях, охваченных обучением в школах разных наименований и ведомств, в названных документах имеются ценные свидетельства уездных наблюдателей об отношении крестьянства к просвещению, о причинах относительно медленного распространения образования среда сельского населения края.

Документы, содержащиеся в фонде Пензенской губернской земской управы, Ф. 158, позволили пролить свет на вопросы прогрессивных изменений, происходивших в сельском хозяйстве в ходе реализации з крае столыпинского аграрного законодательства. Здесь собраны материалы, дающие возможность судить о масштабах продовольственного кризиса, охватившего страну з годы первой мировой войны.

Статистические данные по уездам губернии о количестве раненых в годы первой мировой войны имеются среди материалов фонда Пензенского губернского правления, Ф. 6. Кроме того, здесь se собраны многочисленные документы, позволившие составить суждение о распространенности в годы войны такого явления, как дезертирство.

При подготовке диссертации были изучены материалы газет ''Губернски е ведомости" / Пензенской, Тамбовской, Симбирской, Нижегородской губерний /, сохранившиеся в фондах Российской Государственной библиотеки и Государственной публичной исторической библиотеки Российской Федерации. Нужно отметить, что наибольший интерес в плане изучения проблемы общественного сознания крестьянства края представляют материалы, публиковавшиеся на страницах Пензепс:сп: губернских ведомостей.

Вопросы отношения крестьянства к революционной деятельности, реакции сельчан на происходившие в стране события поднимались на страницах таких изданий, как "Симбирянин", "Тамбовский край", "Пензенская газета", "Нижегородская земская газета" и др.

Достоверно и ярко исследуемые аспекты отображены в художественной литературе рассматриваемого периода. Это обусловило использование фрагментов ряда литературных произведений в работе.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые представлена и проанализирована реальная картина процесса развития общественного сознания крестьянства Мордовии конца XIX - начала XX вв.

3 работе рассматриваются такие вопросы, как езоесбразпе л ховно-пснхолсгического облика крестьянства края в начале XX зз ззаимовлияние социального поведения крестьянства л эволюции гр диционного социально-психологического комплекса; выявляются ос ные ¿актора, влиявзие на развитие сознания сельчан Мордовии в чаемый период. Рассмотрение этих и других важнейших вопросов, сих пор не подвергавшихся сколько-нибудь серьезному анализу, п воляет составить достаточно полное представление о процессе ра вптня общественного сознания крестьянства Мордовии конца XIX -чала XX века.

Большинство архивных материалов, использованных в работе, впервые вводятся в научный оборот.

Результатом нового прочтения изученных, на первый ззгляд, кументов стало извлечение информации, позволившей сохранить "о емность" реконструируемых событий и явлений, шогоцветность по лотна народной жизни.

Практическая значимость работы состоит в том, что материа следования монет быть использован при создании обобщающих труд по истории крестьянства Среднего Поволжья и Мордовии, разработ лекций и спецкурсов в вузах, при написании школьных учебников истории Мордовии, в научно-практической и краеведческой работе Достоверность полученных результатов исследования достига репрезентативностью источниковедческой базы, фактологического тзриала, подтзер.гд;а:дцзгэ основные полсдения и выводы диссертах Аптюбапия результатов исследования осуществлялась в ходе туплений на межвузовской научной конференции "Россия в новое г мя. Образованное меньшинство и крестьянский мир: поиск диалоге / Москва, апрель 1995 г. /, на XXXI научной конференции препо| вателей и студентов ТЯПИ имени М. Е. Евсевьева / Саранск, апре 1995 г. /.

Данные, полученные в ходе исследования, изложены в 3 рабе Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложе

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Во введении обоснована актуальность темы исследования, I ся краткий историографический обзор литературы, характеристика

гочннкод, Определены объект л предмет, ^оршулпруюгсл цель л задачи, характеризуются методы исследования, его методологические основы, раскрывается новизна раооты и ее практическая значимость.

3 первой главе "Мировоззренческая позиция крестьянства края конца XIX - начала XX вв." анализируется влияние общины на процесс формирования мировоззрения сельчан, делается попытка реконструировать духовно-психологический облик крестьянства .'лордозии в период 1895 - 1905 гг.

Главной средой формирования мировоззрения крестьянства .Мордовии в конце XIX века оставалась община. 2а возможности как хранительницы старинных обычаев предков, ее права и обязанности оставались для большинства сельчан главной сферой приложения общественной деятельности. Длительное существование общинного института не могло не оказать глубокого влияния на психологию крестьянства края. Под воздействием капиталистических отношений социальные антагонизмы внутри обшины стали обостряться. Сохранение жестких, традиционных рамок общинного института влекло за собой ряд проблем: отсутствие свободы выбора, ограничение возможностей крестьянина, сдерживание хозяйственной инициативы и т.д. приводили к деформации традиционной системы взаимоотношений между отдельным индивидуумом и крестьянским "миром". Накопление кризисных .явлений з общине зело к отрыву от земли часта крестьянства, что, в свою очередь, непосредственно влияло на проникновение з среду сглзнан новых -явлений и ценностных ориентиров, разрушая относительно высокую психологическую гомогенность крестьянского общества. 0б!д:гн;-:нй институт, сохраняя традиционные формы, с одной стороны, нивелировал проявления пауперской психологии, а с другой - способстзоват развитию процесса "раскрестьянивания". Причем, отрывались от земли, подчас, наиболее деятельные, инициативные сельчане, не вписавшиеся в силу объективных причин в жестко регламентированные рамки деревенской жизни.

Особенности социально-экономического положения крестьянства Мордовии в рассматриваемый период формировали своеобразный духовно-психологический облик местного населения. Стали заметнее различия в жизненных устремлениях и ценностных ориентациях представителей различных социальных слоев крестьянства края. Процесс отрыва от земли способствовал появлению в духовном облике части сельчан

новых, доселе нехарактерных черт: растерянности, неуверенности своем будущем, постепенной утраты ценностей прошлого ;г т.д. Все росшая социальнач мобильность крестьянства, невольная потеря 01 дельных элементов культуры коллективного общежития стали благог ятной почвой для проникновения "вируса революционности".

Одновременно с этим процесс пауперизации, характерный для крестьянства края в указанное время, сохранял в сознании сельча потребительские, иждивенческие настроения, с одной стороны, и в зывал чувство ненависти к существующим общественным порядкам, с другой.. С начата XX века стата ясно прослеживаться тенденция ос ления авторитета царской власти, роста антимонархических наст роений. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в предшествующие годы масштабы проникновения в крестьянское сознание новых .явлен историками явно преувеличивались. В революционную деятельность ло вовлечено меньшинство сельчан. Для абсолютного большинства д ревенскок бедноты и середняков характерным оставалось сохранена сознании "патриархальных" черт, минимальный уровень запросов, з нутость з рамках собственного "микромира". Именно представители названных категорий крестьянства являлись, образно гоеося, цеме тирующим составом, скрепляющим основы традиционного миропорядка деревне.

Более сложная духовно - психологическая организация была свойственна для представителей сравнительно немногочисленной гр, пн зажиточного крестьянства. В их сознании причудливо переплета "традиционные" черты с активно усваивающимися новыми явлениями, определяло двойственность, противоречивость психологии "крепких зяев". Так, например, с одной стороны, для предприимчивых, деяТ' ных сельчан рамки патриархальной крестьянской общины становилис: все более тесными. С другой - именно в общинных порядках они на дали опору для утверждения собственного влияния, сознавая, что 1 щинное землевладение открывает широкие возможности для эксплуат; ции односельчан.

Характерным для Мордовии явлением было существование в кре( тьянской среде сравнительно многочисленных "полумаргинальных" групп. К ним относились крестьяне, для которых дальний отхожий промысел становился основным источником существования. Однако, < рываясь на длительные сроки от привычного окружения, пытаясь ос-

волть новую zxi себя cpesj обитания, эти люта не разрывала полностью сзязи с деревней. О трудом вписываясь з новые для себя общественные структуры л все более удаляясь от деревенского уклада, они легко усваивали революционную идеологию, нередко являлись ее проводниками з деревне.

С*7"-в о Мтто —- ''асэдения", осознанная

или невольная пропагандистская деятельность отходников, тяжелые условия жизни населения края, постепенное проникновение в сознание сельчан новых, доселе нехарактерных черт психологически подготовило крестьянство края к участию в событиях 1905 - 1SQ7 гг.

Во второй главе "Изменение общественного сознания крестьянства Мордовии в период 1905 - 1907 гг." прослеживается процесс изменения духовного облика сельчан, зылеляются основные -¿акторы, способствовавшие проникновению з крестьянское сознание новых явлений, сужению ареала "патриархальности". Исследуется ззапмозлпякиз социального поведения крестьянства и эволюции традиционного сс-циально-психологического комплекса. Рассматривается такая своеобразная форма борьбы крестьянства, как приговорное движение. Аналн-зитзуются оез^тьтаты. полеченные з ходе проведения ..оитэнт—за приговоров и наказов крестьянства края.

В начале НС века традиционный социально - психологический комплекс крестьянства, под влиянием происходивших в стране событий, деформировался, все более сужался ареат патриархальности. Крестьяне, избавляясь от вековой приниженности, мучительно выдавливая из себя раба, все больапгй интерес начинали проявлять к событиям общественной жизни. Постепенно к сельчанам приходило понимание собственной значимости, осознание того -факта, что их социальная активность /или пассивность/ может непосредственным образом отражаться на экономических условиях жизни.

Среди основных факторов, в той или иной мере способствовавших процессу эволюции общественного сознания крестьянства края в рассматриваемый период, можно выделить следующие: русско-японская война и сопровождавшие ее тяготы и лишения, которые тяжким бременем легли на плечи крестьянства; материалы газет, тяга и интерес к которым заметно возросли в крестьянской среде; падение престижа православной церкви, распространение в среде сельчан свободомыслия; деятельность агитаторов п распространение з деревнях пропагандист-

склх материалов; деятельность политических партий.

Процесс эволюции крестьянской психологии резко ускорили с гия 1905 - 1907 гг. 3 ходе первой российской революции четко о началась тенденция ослабления авторитета царской власти, роста тимонархических настроений. Неуклонно происходил отход от приз ных стереотипов в общении с представителями власти: если еще в чале 1905 года крестьяне, как правило, обращались к последним покорными просьбами, то к осени этого же года начинали "нагло бовать".

На процессе духовного раскрепощения сельчан непосредствен] образом отражалась и социальная практика крестьянства. Сознаши сельчан постепенно обогащалось новыми представлениями. Такими, пример, как чувство собственного достоинства, осознание своей : чимости, раскованность в общении с власть имущими. Однако, неос димо отметить, что и в период наивысшего размаха аграрных волк* большинство крестьян края по-прежнему связывали свои надежды н; улучшение условий жизни с деятельностью традиционных государств ных институтов. Сельчане были далеки от идей, пропагандируемых сторонниками радикальных перемен. Этим, в значительной степени, объясняется то, что уже с начала 1906 года аграрное движение в Мордовии, в основном, развивалось в легальных рамках.

Проведенный контент-анализ приговоров и наказов сельчан .ис довии позволил сделать вывод о том, что 1905 - 1907 гг. стали г риодом наиболее активной трансформации традиционного социально-психологического комплекса крестьянства. В это время, под возде вием происходивших в стране событий, изменялись ценностные орие тиры крестьянства, сознание сельчан обогащалось новыми идеями. Так, в приговорах и наказах, составленных в 1905 - первой полов 1906 гг. присутствует большое количество показателей, свидетель вующих о сохранении в сознании крестьянства Мордовии такой черт как наивный монархизм.•Анализ документов, исходивших от крестья лишь год спустя, приводит к выводу о постепенном избавлении сел чан от веры в "доброго монарха". Деятельность крестьян по соста нию приговоров и наказов формировала их гражданскую личность, п водила к тому, что сельчане начинали мыслить масштабно, не замы каясь в рамках собственного клочка земли.

Необходимо подчеркнуть, что "бунтарский дух" отнюдь не хар

_ 2-1 _ 4» J_

терен для анализируемых документов. Скорее, мскно отметить постепенную смену "симпатий" крестьянства края: если раньше сельчане возлагали свои надеядн о наделении земле!! на монарха, то уже в ISO? году лиаь Дума, по мнению крестьянства, могла оправдать чаяния народа.

Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что духовный облик крестьянства Мордовии за годы первой российской революции претерпел существенные изменения: общественное сознание сельчан заметно прогрессировало, приобретая новые черты. Вместе с тем, говоря о социальной практике, важно указать, что далеко не все из приобретенных крестьянством новых качеств ориентировали их на созидательную деятельность.

3 третьей главе "Социальное поведение крестьянства в период столыпинских реформ и первой мировой войны" анализируется отношение сельчан края к проведению землеустроительной политики, выявляются причины противодействия со стороны крестьян аграрной реформе. Рассматривается влияние первой мировой войны на изменение психологии крестьянства Мордовии, выделяются основные факторы, ускорявшие процесс эволюции общественного сознания сельчан.

Событием, оказавшим существенное воздействие на процесс эволюции общественного сознания крестьянства Мордовии, стала столыпинская земельная реформа. Предложенная правительством П. А. Столыпина программа решения аграрного вопроса с первых попыток ее осуществления на территории края столкнулась с заметным противодействием. Основная масса крестьянства з птпхл встретила "благодеяния" правительства, что, в немалой степе:-:;;, было обусловлено бюрократическими методами проведения реформы.

Кроме того, большинство крестьянства Мордовии в этот период в своих устремлениях оставалось достаточно традиционным. Сельчане, в чьем сознании были крепки идеи эгалитаризма, по-прежнему продолжали "дергаться" за общину. Этому способствовал и опыт трех лет революционной вольницы, а затем - отстаивание своих интересов в ходе проведения землеустроительных работ.

Вместе с ?з;.;, в крестьянском сознании стали происходить необратимые перемены. Раскрепощенность, постепенное понимание связи между собственной социальной активностью и экономическим положением, отход от привычных стереотипов в общении с власть имущи-

ми, попытки найти по-настоящему справедливый, в соответствии стьянским пониманием, путь решения земельного вопроса - зсе ; личало психологический облик крестьянина начала зека XX от д; ной организации сельчанина конца века XIX.

Ожидание перемен, с одной стороны, и недовольство проис: ¡ними изменениями, с другой, способствовали дальнейшему проце< эволюции крестьянского сознания. Первый опыт участия в обшес^ ной жизни страны, формировавший гражданскую личность крестья: и столкновения с властями в ходе проведения аграрных реформ • более укрепляло сельчан в мысли о своей самоценности, о зозм< ти самостоятельно определять собственную судьбу. 0дновременн< большинство крестьян весьма смутно представляли себе конкрет] пути достижения желанных "земли и воли".

Огромное влияние на разрушение традиционного социально-; хологического комплекса крестьянства края оказала первая мщ* война. Под воздействием конкретных исторических условий знач' но ускорился процесс эволюции общественного сознания крестья Среди новых факторов, влиявших на изменение психологии сельч Мордовии в период первой мировой войны, наиболее существенны ли: тяготы и лишения, многократно увеличившиеся с началом во солдатские письма; рассказн раненых и отпускников; антимшшт екая и антиправительственная агитация дезертиров; распростра зиеся в крестьянской среде слухи о том, что посла войны вся ля перейдет в руки трудящихся; усталость от войны. Кроме тог условиях многолетней войны у народа формировалась особая пси гия: "добро - все, что способствует успеху". Распространение кой "милитаристской психологии" облегчало деятельность пропа дистов революции.

Все вышесказанное вело к росту антивоенных настроений, окончательному падению престижа династии Романовых среди сел Крестьянство все решительнее становилось в оппозицию к трону В заключении подведены итоги диссертационного исследова содержатся выводы и обобщения по исследуемой проблеме.

Социальная биография российского крестьянства способна ло объяснить в современных проблемах. Именно поэтому обралзен изучению общественного сознания крестьян чрезвычайно актуаль Настоящее исследование посвящено изучению процесса эвод

- ¿J -

ОбПЮСТЗвКНОГО СОЗНАНИЯ 1СТ)5СГГЬ.'Т'10ГЛГ'3 '^ОТ^СЗЛП ЧСНтта 12.11 — НаЧа^З. xx зв.

Глазной средой формирования мировоззрения сельчан Мордовия в конце XIX в. оставалась обшина. Это определило сохранение з сознании крестьянства края ряда "патриархальных" черт. 3 результате капиталистической эволюции обострялись социальные антагонизмы внутри общины. Процесс "раскрестьянивания" способствовал проникновению в среду сельчан новых явлений, что влияло на разрушение относительно высокой психологической гомогенности традиционного крестьянского общества. Четче проявлялись различия в ценностных ориентацлях представителей различных категорий сельчан.

Существенное влияние на процесс деформации традиционного со-циально-лспхзлсгпческого хсшлекса крестьянства з начале '.Z. зека оказали русско-японская война, распространение в крестьянской среде свободомыслия, деятельность агитаторов :: ряд .z^r;.:: воздействовавших на сознание сельчан.

В период бурных революционных событий 1905 - 19С7 гг. ясно прослеживалась тенденция роста антимонархических настроений, отказа от привычных стереотипов в общении с власть имущими,- Однако, большинство крестьян Мордовии с недоверием относились к идеям, проповедуемым проводниками революции. Тем не менее, именно в период первой российской революции традиционный социально-психологический когяшекс крестьянства подвергся наиболее активной трансформации. Об этом, в частности, свидетельствует анализ результатов, полученных в процессе проведения контент-анализа приговоров и наказов сельчан края.

Процесс эволюции общественного сознания крестьянства Мордовии резко ускорили события периода столыпинских реформ и первой мировой войны. Под воздействием конкретных исторических условий в сознании сельчан происходили необратимые перемены. Понимание своей самоценности, осознание взаимосвязи между собственным социальным поведением и экономическим положением, раскрепощенность в общении с представителями власти - вот основные "приобретения" крестьянства в названный период. Сельчане все решительнее становились в оппозицию к трону.

Таким образом, общественное сознание крестьянства Мордовии в период конца XIX - начала XX зв. эволюционировало от наивно-монар-

хических воззрений к противопоставлению себя представителям в. Основное содержание диссертации отражено в следующих пуб.

циях:

1. Образы общества и социальное поведение трудящихся Мордовии конце Ulli - первой половине XII вв. // Проблемы дореволюцио! истории крестьянства Мордовии / Труды МН1ЕШИЭ. - Саранск. - :

- Был, 103. - Серия историческая. - С. 62 - 84. 3 соавторстве

2. Эволюция отношения крестьянства к власти в конце XIX - нач; XX вв. / На примере Мордовии / // Россия в новое время. 0браз< ное меньшинство и крестьянский мир: поиск диалога: Материалы : вузовской научной конференции 21 - 22 апреля 1995 г. - М., 19! С. 29 - 31.

3. Последний самодержец и крестьяне // Странник. - 1995.. - S !

- С. 178 - 184.