автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Общество Иисуса: история и современность

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Свиридова, Наталья Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Общество Иисуса: история и современность'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общество Иисуса: история и современность"

На правах рукописи

Свиридова Наталья Владимировна

ОБЩЕСТВО ИИСУСА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Специальность 09.00.14 - философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

5 ДЕК 2013

Москва-2013

005542»^

005542844

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета

Научный руководитель: Трофимова Зорина Павловна,

доктор философских наук, профессор

Мчедлова Мария Мирановна,

доктор политических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» (профессор кафедры сравнительной политологии)

Крюков Денис Сергеевич,

кандидат философских наук НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (доцент кафедры теории и практики конкуренции)

Ведущая организация: Федеральное государственное казенное

военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации

Защита диссертации состоится «23» декабря 2013 г. в 13:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.09 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, А-812.

Автореферат разослан <М 2013 года.

Официальные оппоненты:

Учёный секретарь диссертационного совета

ворцов Алексей Алексеевич

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Сегодня католицизм переживает сложный процесс модернизации и трансформации, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям. Активным участником этого процесса является католический монашеский орден Общество Иисуса, члены которого сыграли значительную роль в мировой истории с момента возникновения Ордена в XVI веке. Общество Иисуса и само подверглось эволюции, породив новые направления в современной католической теологии.

В 2013 году папой римским избран архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, ставший первьм в истории Католической церкви папой — представителем Общества Иисуса. Анализ основных течений теологии и наиболее важных направлений деятельности Ордена позволит получить ценные сведения о мировоззрении нового папы и о роли членов Общества в трансформации современного католицизма.

Иезуиты возобновили официальную деятельность на территории Российской Федерации в 1991 году, пройдя сложный период поиска путей взаимодействия с Русской Православной церковью. Изучение специфики Общества Иисуса и истории его существования в России позволит сделать прогнозы дальнейшей деятельности иезуитов на территории Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы.

Общество Иисуса было предметом анализа ученых и теологов на протяжении всего времени своего существования, что позволяет говорить о наличии большого количества исследований, связанных с Орденом. Между тем, анализ посвященных Обществу работ отечественных ученых показал отсутствие современного системного философско-религиоведческого исследования этой организации.

Большой вклад в изучение Общества Иисуса внесен самими его членами, которые с начала существования Ордена тщательно собирали и

систематизировали документы, касающиеся собственной истории. Наиболее ценное собрание документов содержится в Римском архиве Общества Иисуса (Archivum Romanum Societatis Iesu). Членами Ордена регулярно издаются библиографии и краткие аннотации книг и статей, посвященных иезуитам1. В 2001 году Исторический институт Общества Иисуса в Риме подготовил и издал фундаментальный справочник по истории Общества2. Издание вышло в четырех томах и содержит, помимо биографических сведений, понятия, связанные с деятельностью Ордена. Документы, касающиеся деятельности иезуитов на территории России, находятся в Архиве древних актов и в Государственном архиве РФ.

Первая попытка исследования истории иезуитов была предпринята самими членами Ордена в 1640 году, результатом которой стало собрание «Образ первого века существования Общества Иисуса»3, в ней происхождение соратников И. Лойолы ведется от Иисуса Христа. Составление официальной истории Ордена началось в XVII веке по поручению генерала К. Аквавивы (1543-1615), в основу которой были положены материалы Римского архива Общества Иисуса. Также были составлены описания деятельности иезуитов в разных провинциях. В конце XVI века П. де Рибаденейра (1527-1611) по поручению генерала Ф. Борджиа (1510-1572) написал первую официальную биографию И. Лойолы, носящую агиографический характер.

Об основателе Общества Иисуса Игнатии Лойоле (1491-1556) написано большое количество трудов. В качестве важного источника представляют интерес его автобиографические произведения «Рассказ паломника о своей жизни» и «Духовный дневник», ставшие известными широкому кругу ученых лишь в начале XX века. Им написано большое количество писем (около 7000 из них сохранилось), содержащих обширный фактический материал о формировании Общества Иисуса.

1 Begheyn Р. Studies in the spirituality of Jesuits. A bibüography on St. Ignatius' Spiritual exercises : a working-tool for American students. - St. Louis, 1981.

2 Diccionario histórico de la Compañía de Jesús : biografíco-tematico / Charles E. O'Neill, Joaquín M. Dominguez-Roma, Madrid, 2001.

3Imago primi saeculi Societatis Jesu.

4

В XX веке иезуиты многократно обращались к исследованию биографии своего основателя. X. Крейскель написал работу «Святой Игнатий Лойола»4, в которой заново пересмотрел некоторые факты. Заметный вклад в изучение духовности основателя Общества Иисуса внес иезуит X. Ранер в своем исследовании «Игнатий Лойола и историческое становление его духовности»5.

О духовности Общества Иисуса пишут в основном сами члены Ордена. Из работ последних лет можно отметить труды Ж.К. Дотеля6 «Игнатианская духовность. Точка повторения», А. Демустьера7 «К чему призывают «Духовные упражнения»? Игнатианское высказывание». Что касается исследований по практике «Духовных упражнений», то Орденом за последние годы выпущено несколько фундаментальных руководств8.

Особо следует отметить работу Жозефа де Гибера «Духовность Общества Иисуса»9, опубликованную в 1945 году. Она была написана к 400-летию ордена иезуитов по просьбе генерала Владимира Ледуховского (1915-1942). Современные ученые продолжают исследования духовной жизни Общества Иисуса. П. Бремен вынес цель жизни иезуита в название своей книги «Искать Бога во всех вещах, чтобы найти свое место в вере»10.

Отметим также фундаментальный труд историка, директора Славянской библиотеки в Париже П. Пирлинга (1840-1922), написавшего пятитомный труд «Россия и Святой Престол»11, в котором особое внимание уделено истории иезуитов на территории Российской империи.

Иезуит Марек Инглот, декан факультета истории Папского Григорианского университета, издал фундаментальную монографию на основе польских и римских иезуитских архивов «Общество Иисуса в Российской

4 Creixel! J. San Ignacio de Loyola. - Barcelona, 1922.

s Ранер X. Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - М., 2002.

6 Dhotei J.-C. La spiritualité ignatienne. Points de repère. - Paris, 1990.

Demoustier A. Qu' appelle-t-on exercices spirituels? La proposition ignatienne. - Paris, 2004.

8 Ganss E. Ignatius of Loyola: the Spiritual exercises and selected works. - New York, 1991.

' Гибер де Ж. Духовность Общества Иисуса. - M, 2010.

Breemen P. Trouver Dieu en toutes choses. Pour que la vie trouve sa place dans la foi. - Paris, 1997.

" Pierling P. La Russie et Saint-Siege. Etudes diplomatiques. - Paris, 1912.

империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире»12.

Современная история Ордена отражена в работе иезуита Луи Синтаса (1932-2010) «Плюрализм в церкви»13, посвященной анализу послесоборного католицизма и места иезуитов в обновленной церкви. Иезуит Поль Валадье (1933) исследует вклад Общества Иисуса в теологию в работах «Христианство в наше время» и «Церковь в процессе»14.

На Западе интерес к Обществу Иисуса никогда не утихал, поэтому подавляющая часть исследований выполнена зарубежными авторами. По тематике можно выделить несколько направлений, которые особо интересовали ученых. Помимо работ по истории Ордена в различные периоды и в разных регионах, особое внимание исследователи уделяют личности И. Лойолы, игнатианской мистике и теологии.

История Общества Иисуса рассматривалась исследователями разных религиозных взглядов: протестантом Г. Бемером15 (1869-1927), его современником французским историком Г. Моно16 (1844-1912). Трехтомная история Общества Иисуса была написана католическим, а затем перешедшим в православие священником В. Геттэ17 (1816-1892). Профессор Мюнхенского университета католический теолог Ж. Губер (1830-1879) рассматривает историю иезуитов в контексте истории католицизма в работе «Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии»18. Немецкий исследователь Т. Гризингер19 (1809-1884) изучил историю иезуитов с момента возникновения

12 Инглот М. Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. - М., 2004.

" Sintas L. Pluralisme dans l'Eglise. -Toulouse, 1968.

14 Valadier P. Un christianisme au present. - Paris. 1977. Valadier P. L'Eglise en process. - Paris, 1989.

15 Бемер Г. История Ордена иезуитов. - Смоленск, 2002.

16 Моно Г. Об истории Общества Иисуса // Орден иезуитов: правда и вымысел. - М., 2004.

17 Геттэ В. История иезуитов, составленная по подлинным, отчасти неизданным документам. T. I, - М., 1912.

18 Губер Ж. Иезуты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии. - СПб., 1898.

19 Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. - СПб., 1999.

Ордена и до XIX века. Таким образом, XIX век в исторической науке отмечен устойчивым интересом к истории Общества.

Роль иезуитов в Католической церкви прослеживается и в работах, не касающихся иезуитов напрямую. Например, в пятитомной «Истории II Ватиканского собора»20 или в работе немецкого историка М. Филиппсона21 (1846-1916), посвященной религиозной контрреволюции XVI века.

История мифов и предрассудков, связанных с иезуитами, рассматривается М. Леруа22 и Д. Райтом23. Работы историков Ж. Мишле (17981874) и Э. Кине (1803-1875), читавших лекции в Коллеж де Франс, также затрагивают представления об иезуитах в общественном сознании. Э. Кине называет Орден «официальной полицией католицизма», главное правило которой - взаимное доносительство. Ж. Мишле считал моралью иезуитов «полицейский дух, распространенный на сферу Божественного», построенный на взаимном наблюдении и взаимном доносительстве. Имелись многочисленные отклики на их работы, в частности, анонимная брошюра «В защиту Церкви, ее власти, ее установлений и Ордена иезуитов от клеветы их противников», а также ответы самих иезуитов. Иезуит де Равиньян в 1844 году в Париже издал ответ на критические памфлеты «О существовании иезуитов и об их ордене».

На современном этапе развития науки появляется исследования, касающиеся теологии католицизма. Эта тенденция особенно усилилась после Второго Ватиканского собора. Сами члены Общества Иисуса не избегают вопросов, связанных с изучением проблемных тем современной теологии. Так, например, Анри де Лгобак24 в работе, посвященной П. Тейяру де Шардену, рассматривает ключевые аспекты эволюционного учения.

Выходят и более общие труды, в которых представлены идеи сразу нескольких теологов. Например, Ж.-И. Кальве в работе «Христианские

20 История II Ватиканского собора. Том 1-5. Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. - M, 2003 -2009.

21 Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Общество иезуитов. -М., 2011.

22 Леруа М. Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле. - М., 2001.

21 Райт Д. Иезуиты. Тайная гвардия Ватикана. - М., 2006.

24 Lubac H. La pensee religieuse du Pere PieiTe Teihard de Chardin. - Paris, 1962.

мыслители об обществе»25 рассматривает наряду с идеями Э. Мунье (1905-1950) и систему П. Тейяра де Шардена. О К. Ранере и Г. У. фон Бальтазаре издали сборник статей26, построенный на контрасте их идей. Обширна литература, касающаяся наследия Б. Лонергана. Д. Тиван в исследовании «Лонерган. Герменевтика и теологический метод»27 дает новую интерпретацию трансцендентального метода этого мыслителя. Ф. Кроуе в «Христологии Бернара Лонерана с 1935 по 1982 гг.»28 прослеживает эволюцию идей этого теолога. Философско-богословское наследие Г.У. фон Бальтазара исследовано Э. Гуерьеро29.

Роль Общества Иисуса в прогрессе науки, являющаяся одной из наименее исследованных сфер деятельности иезуитов, изучена М. Фейнгольдом30. Автор, опираясь на исторические документы, приходит к выводу, что в учебных заведениях иезуитов велась научная работа. Сами иезуиты участвовали в дискуссиях, высказывая конструктивные замечания, способствовавшие дальнейшему совершенствованию космологических гипотез.

Отдельные, наиболее уникальные особенности Общества Иисуса, отличающие его от других орденов, изучаются мыслителями разных направлений. Например, X. Меллони31 рассматривает «Духовные упражнения», являющиеся основой формирования мировоззрения иезуита, в контексте развития католической духовности в целом. Французский философ Р. Барт32 (1915-1980) обратился к анализу личности И. Лойолы с точки зрения постструктурализма. Профессор истории церкви Ф. Лекривен в исследовании «Для вящей славы Божьей. Миссия иезуитов»33 изучил истоки Общества Иисуса и сумел найти в заветах Игнатия Лойолы вдохновение для современных

2> Calvez J.-Y Chrétiens penseurs du social. - Paris, 2002.

26 Gagey H.J., Holzer V. Balthasar, Rahner : Deux pensées en contraste. - Paris, 2005.

27 Teevan D. Lonergan. Hermeneutics, Theological Method. - Milwaukee, 2005.

28 Crowe F. The Christology of Bernard Lonergan from 1935 to 1982. - Ottawa, 2005.

25 Гуерьеро Э. Ханс Урс фон Бальтазар. - M., 2009.

30 Feingold M. Jesuit Science and the Republic of Letters. The MIT Press. - Cambridge, Massachusetts, 2003.

31 Меллони X. Упражнения св. Игнатия Лойолы в Западной традиции // Точки. № 3-4. - М., 2003. - С. 66-112.

32 Барт Р. Сад, Фурье, Лойола. - М., 2007.

33 Lecrivain P. Pour une plus grande gloire de Dieu. Les missions jesuites. - Paris, 1991. 8

миссионеров. Психоаналитическое прочтение наследия И. Лойолы стало одним из ключевых направлений исследований иезуита Луи Бернарта34 (1906-1985).

Деятельность иезуитов в России изучали польские ученые на рубеже XIX-XX веков. Например, М. Лорет35 занимался вопросами взаимодействия Ордена с Ватиканом. В работе «Католическая Церковь и Екатерина II. 1772-1784 гг.» он, основываясь на материалах римских архивов, пришел к выводу, что существование Общества Иисуса в Российской империи в период его официального запрета было незаконным. Историю иезуитов в России в первой половине XX века исследовал ученый-византолог А. Вегнер36 — католик, член ордена ассумпционистов. В его работе содержится ценные материалы по одному из наименее изученных периодов деятельности Общества Иисуса в России.

В современном западном религиоведении Орден неоднократно становилось предметом диссертационных исследований. За последние несколько лет защищены работы по историческим, теологическим, педагогическим направлениям, связанным с Обществом Иисуса. Опыт организации системы образования в Ордене изучен американским исследователем, сотрудником католического колледжа Ж. Клюгом37. Современные исследователи применяют метод сопоставительного анализа для выявления особенностей воззрений теологов-иезуитов. Например, в Университете Маркетта, входящем в Ассоциацию иезуитских колледжей и университетов, был проведен анализ идей протестантского теолога Аруны Гнанадасон (координатор программы «Женщины» Всемирного совета Церквей) и иезуита Иоганна Баптиста Метца38. В диссертации К. Леми39 дан сравнительный анализ теологии иезуита Ганса Урса фон Бальтазара и

34 Бернарт Л. Психоаналитическое прочтение «Духовного дневника» Игнатия Лойолы // Символ. - Париж, 2006.

- С. 307-323. Он же. Различение духов и душевная жизнь // Символ. - Париж, 2006. - С. 293-307.

35 Loret M. Kosciol katolicki a Katarzyna II. 1772-1784. - Krakow-Warszawa, 1910.

34 Венгер А. Рим и Москва. 1900-1950. Пер. с франц. Д. В. Власова. - М., 2000.

37 Klug, Joseph H. Teacher reflective practice in Jesuit high schools Ph.D. - Saint Louis Univercity, 2010. 18 Baumgardt G. Opening First-World Catholic Theology to Third-World Ecofeminism: Aruna Gnanadason and Johann

В. Metz in Dialogue. Ph.D. Faculty of the Graduate School, Marquette University. - Milwaukee, 2012.

39 Leamy K. A Comparison of the Kenotic Trinitarian Theology of Hans Urs von Balthasar and Sergei Bulgakov Ph.D.

- Marquette University, 2012.

православного богослова Сергия Булгакова. Анализу трудов одного из наиболее влиятельных теологов XX века Анри де Любака посвящена диссертация Марселино Д'Амброзио40. Вклад Общества Иисуса в развитие японской культуры обозначил в своем исследовании Н. Котани. Исследуя опыт иезуитов по обучению японцев основным методам европейской живописи XVI-XVII века, автор выделяет особое художественное направление, сложившее в японском искусстве под влиянием иезуитов41.

Наследие отечественных исследователей, касающееся иезуитов, также весьма обширно. По времени написания можно разделить эти работы на три периода, отличающиеся мировоззренческим подходом к предмету изучения.

1. Дореволюционные исследования (до 1917 года), написанные в основном с позиций антикатолицизма, рассматривающие деятельность иезуитов как проявление экспансии папского престола. Со второй половины XIX - начала XX веков наблюдался всплеск интереса к Обществу Иисуса в работах А. Ильина42, Д. Скворцова43, в переписке Ю.Ф. Самарина (1819-1876) с иезуитом И.М. Мартыновым (1821-1894)44, М. Морошкина45, А. Лилова46. В их исследованиях можно найти сведения о деятельности иезуитов на территории России, попытки анализа «Духовных упражнений». Историк и государственный деятель Д.А.Толстой (1823-1889) опубликовал работу «Римский католицизм в России»47, в которой рассмотрел развитие католицизма в России начиная с X века, в том числе и историю иезуитов начиная с миссии Антонио Поссевино в XVI веке.

2. Советскими учеными были выполнены работы, посвященные анализу истории и теологии Общества Иисуса. Из советских исследователей Общества

40 D'Ambrosio М. G. Henri de Lubac and the Recovery of the Traditional Hermeneutic. Ph.D. - Catholic University of America, 1991.

41 Kotani N. Studies in Jesuit ait in Japan Ph.D. - Princeton University, 2010.

42 Ильин А. Иезуиты и их влияние на историю человечества. - М., 1905.

43 Скворцов Д. И. Орден иезуитов, как сила политическая. - М., 1897.

44 Самарин Ю.О. Иезуиты и их отношение к России. - М., 1868.

45 Морошкин М. Иезуиты в России, с царствования Екатерины II и до нашего времени. Часть первая, обнимающая историю иезуитов в царствование Екатерины Великой и Павла Первого. - СПб., 1867.

46 Лилов А.О. О зловредных действиях иезуитов в отношении православной церкви в России в конце XVI и в начале XVII века. - Казань, 1856.

47 Толстой Д.А. Римский католицизм в России. - СПб., 1876-1877. 10

Иисуса можно назвать Д.Е. Михневича48, JI.H. Великовича49, И.Р. Григулевича50, журналиста Б.А. Печникова51, H.A. Ковальского52, которыми собран богатый материал по истории Общества Иисуса в XX веке. Теологию иезуитов в XX веке исследовали Б.Ю. Кузмицкас53, Ф.Г. Овсиенко54, К.И. Никонов55, А.Н. Красников56. Имеются труды, затрагивающие экономические аспекты истории иезуитов. В.В. Дорошенко проанализирована феодальная экономика на примере рижской коллегии иезуитов57.

3. В современном отечественном религиоведение продолжается изучение Общества Иисуса.

Исследователи изучают разные аспекты существования Общества Иисуса, в том числе те, которые были слабо рассмотрены в дореволюционной или советской науке. Например, такой важный этап развития философии и теологии как «вторая схоластика» в последние десятилетия детально проанализирован Д.В. Шмониным,58 Г.В. Вдовиной59. Исследователем Д.В. Кирьяновым60 изучается теология иезуитов в контексте достижений теологии XX века, методологические основы теологической системы Б. Лонергана рассмотрены А.Н. Красниковым61, теология К. Ранера исследовалась Ю.А. Кимелевым62.

411 Михневич Д.Е. Очерки из истории католической реакции (Иезуиты). - М., 1955.

49 Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана. - М., 1985.

50 Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в Латинской Америке XVI-XVIII веков. - M., 1977. Он же. Папство век XX. - М„ 2003.

51 Печников Б.А. Отцы тьмы или иезуиты Просвещения. - М.,1989.

52 Ковальский H.A. Эволюция социальной доктрины церкви. - М., 1974.

53 Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма: дис. ... д-ра филос. наук. - Вильнюс 1984.

Овсиенко Ф.Г. Личность и социальное развитие в католической «антропологизированной» теологии // Вопросы религии и религиоведения Антология отечественного религиоведения. Выпуск 1. Часть 2: Институт

научного атеизма - Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. - М., 2009. - С. 135-150. " Никонов К.И. Современная христианская антропология. - М., 1983. Он же. Критика антропологического обоснования религии. - М., 1989.

56 Красников А.Н. Методология современного неотомизма. - М., 1993.

" Дорошенко В.В. Мыза и рынок. Хозяйство рижской коллегии иезуитов на рубеже XVI и XVII веков. - Рига, 1973.

5Я Шмонин Д.В. Вторая схоластика, XVI - начало XVII в.: Культурный контекст, метафизические основания,

место в истории мысли: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.03. - СПб, 2003. Он же. В тени Ренессанса. Вторая

схоластика в Испании. - СПб., 2006.

и Вдовина Г.В. Метафизика Франсиско Суареса» // Вопросы философии. № 10. - М., 2003. - С. 128-139. м Кирьянов Д.В. Томистская философия XX века. - СПб., 2009.

Красников А.Н. Б. Лонерган: программа обновления католической теологии // Религиоведение. № 2. — Благовещенск, 2002. - С. 84-87. Он же. Методология современного неотомизма. - М., 1993. Кимелев Ю.А. Философия религии. Систематический очерк. - М., 1998.

Современные ученые часто выбирают для изучения темы, связывающие современность и историческую традицию. Исследователь С.А. Харьков63 рассматривает теологию К. Ранера в контексте наследия И.Лойолы с использованием методов психологии.

В настоящее время публикуются переводы на русский язык работ, определивших облик современной католической философии: А. де Любака64, Г.У. фон Бальтазара65, Э. де Мелло66, X. Ранера67, К. Ранера68, Б. Лонергана69. Это способствует развитию интереса отечественных ученых к изучению католической теологии.

Существуют исследования, посвященные отдельным аспектам истории Общества Иисуса, например, монографии о деятельности иезуитов в разных регионах: в Белоруссии - Т. Блиновой70, в Китае - Д. Дубровской71. Изучению истории иезуитов в России посвящены работы А.Р. Андреева72, В.Б. Лушпай73.

Рассмотрением Общества Иисуса как ордена Католической церкви, в контексте ее истории занимаются В. Задворный и А. Юдин74.

Таким образом, даже краткий обзор библиографии показывает сложность и обширность темы, отраженной во множестве работ с разными мировоззренческими и научными подходами. Вместе с тем, несмотря на длительную историю изучения иезуитов, наблюдается необходимость в работах, дающих систематический философско-религиоведческий анализ иезуитов как уникального феномена в истории Католической церкви.

63 Харьков С.А, Философско-теологические источники трансцендентальной теологии К. Ранера // Религиоведение - Благовещенск, №3,2006. - С. 119-129.

64 Любак де А. Драма атеистического гуманизма. - Милан - Москва, 1997. Он же. Парадокс и тайна церкви. Милан - Москва, б.г. Он же. Католичество. Социальные аспекты догмата. - Милан - Москва, 1992.

63 Бальтазар Г.У. фон, Барт К., Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. - М., 2006. Бальтазар Г.У. фон Верую. Кто такой христианин. - М., 2009. Он же. Истина симфонична. - М., 2009. Он же. Пасхальная тайна. Богословие трех дней. - М., 2006. Он же. Сердце мира. - М., 2006. Он же. Теология истории. - М., 2006.

66 Мелло де Э. Одна минута мудрости. - М., 2004.

67 Ранер X. Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - М.:, 2002. Он же. Играющий человек. -М., 2010.

68 Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. - М.:, 2006.

69 Лонерган Б. Метод в теологии. - М., 2010. Он же. Теология в ее новом контексте // Религиоведение. № 2. -Благовещенск, 2002. - С. 87-95.

70 Блинова Т.Б. Иезуиты в Беларуси (их роль в организации образования и просвещения). - Гродно, 2002.

71 Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. - М., 2001.

72 Андреев А.Р., Шумов С.А. Мальтийцы и иезуиты: власть над миром. - М., 2005.

73 Лушпай В.Б. Антипапская пропаганда белорусских иезуитов во второй половине XVIII в. // Вопросы истории. № 8. - М., 2001. - С. 124-133. Он же. Иезуиты и Екатерина II // Вопросы истории. № 8. - М., 1999. - С. 30-137.

74 Задворный В. Юдин А. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. - М., 1995.

Объектом диссертационного исследования является монашеский католический орден Общество Иисуса.

Предметом исследования является Общество Иисуса как культурно-религиозный феномен в его эволюции и современном состоянии.

Цель исследования - выявить ключевые особенности католического монашеского ордена иезуитов, его роль в истории Католической церкви, рассмотреть историю Общества Иисуса за все время существования. Особое внимание уделено времени становления и современному состоянию, так как эти периоды в развитии Ордена совпали со сменой религиозных парадигм. Специального рассмотрения требует история иезуитов в России в связи с уникальностью ситуации, создавшейся в период официального запрета Общества Иисуса.

Задачи исследования. Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующее:

1. Проанализировать основные подходы к рассмотрению Общества Иисуса в религиоведении.

2. Комплексно изучить особенности Общества Иисуса.

3. Исследовать Общество Иисуса в России.

4. Охарактеризовать основные направления современной теологии иезуитов.

5. Определить место иезуитов в современных религиозных процессах. Научная новизна исследования.

1. Проведен анализ Общества Иисуса как культурно-религиозного феномена на основе изучения современной научной, образовательной и издательской деятельности Ордена в России и за рубежом.

2. Исследована эволюция Общества Иисуса в контексте изменений, произошедших в Католической церкви в последние десятилетия.

3. Изучены малоисследованные отечественными учеными источники: «Духовный дневник» основателя Общества Иисуса Игнатия Лойолы,

труды русских публицистов и общественных деятелей XIX века, посвященные Ордену.

4. Исследованы труды современных теологов Общества Иисуса (А. де Любака, X. Ранера, Х.У. фон Бальтазара), дающие представление о тенденциях развития современной католической теологии.

5. Изучены документы генеральных конгрегаций XX века, содержащие в себе обновленное видение иезуитами своего места в современном мире. Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования - в том, что его результаты

могут применяться в религиоведении для дальнейшего изучения католического монашества, истории Католической церкви, межконфессиональных отношений.

В рамках преподавания религиоведческих дисциплин они могут быть использованы для чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсам «История религий», «История Католической церкви», «Философия религии». Методы исследования.

Используются традиционные научные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, историко-философский анализ, сравнительно-исторический метод75. При рассмотрении возникновения Общества Иисуса применяется принцип каузальности. Культурная и временная дистанция осложняет исследование раннего периода развития Ордена, поэтому сделан анализ сохранившихся текстовых документов с применением герменевтического метода. При рассмотрении системы членства и территориальной организации используется структурно-функциональный подход.

Положения, выносимые на защиту.

1. Общество Иисуса, возникшее в XVI веке, является уникальным культурно-религиозным феноменом благодаря заложенному Игнатием Лойолой особому типу духовной жизни, сочетающему активное и созерцательное начало. Иезуиты, имевшие в первые века своего существования миссионерские

75 Введение в общее религиоведение. Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2001. С. 456. 14

цели, сумели трансформировать их сегодня в деятельность по укреплению христианского единства.

2. Благодаря высокому уровню адаптации к разным условиям служения (основанного на постоянном «распознавании» своей миссии) членам Ордена удалось охватить сферы образования, науки, миссионерства, социальной деятельности, что позволяет нам назвать Общество Иисуса наиболее влиятельной монашеской организацией.

3. Иезуиты в современной России действуют по принципу экуменического диалога и уважения к существующей культуре, они формируют образ Общества Иисуса как ордена ученых, людей прогрессивных, открытых достижениям современной науки. Активность, проявленная иезуитами в поиске путей взаимодействия с Русской Православной церковью, позволяет придти к выводу, что Общество Иисуса в будущем может сыграть важную роль в укреплении межконфессиональных отношений в России.

4. Современное состояние теологии иезуитов можно охарактеризовать как плюралистичное, объединенное духовным мистическим опытом Игнатия Лойолы. В связи с тем, что тенденция дифференциации католической теологии усиливается в последние годы, то популярность внутри Ордена приобретают идеи, непризнанные официальным Ватиканом, что расширяет предметное поле теологии, помогает преодолеть традиционный консерватизм.

Апробация работы.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Основные результаты работы прошли апробацию на VI Российском философском конгрессе (Нижний Новгород, июнь 2012), на конференциях «Религиоведение в России. К 50-летию кафедры философии религии и религиоведения» (Москва, февраль 2010), «Символика в философско-культурологических исследованиях, этнокультурных и религиозных традициях» (Пятигорск, сентябрь 2010), «Ломоносов» (Москва, апрель 2010,

2011), «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (Москва, март 2011, 2013) и других. Основные положения диссертации отражены в 16 публикациях (общим объемом 4,0 п.л.).

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения. Объем работы — 146 страниц. Библиография насчитывает 202 источника.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, формулируется его цель и задачи, определяется методология, предмет и объект исследования, научная новизна и положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «Общество Иисуса в ХУ1-Х1Х вв.» рассмотрена история иезуитов до XX века, проанализированы условия возникновения, роль Игнатия Лойолы в создании Ордена, уставные документы, структура, деятельность иезуитов в сфере педагогики и миссионерства.

В параграфе 1.1 «Становление организации ордена иезуитов», рассматривая исторические условия зарождения и формирования Общества Иисуса, мы пришли к выводу, что этот католический орден появился в уникальных исторических условиях становления культуры Нового времени. Кризис католицизма, усугубленный появлением протестантизма, был преодолен, в том числе и благодаря Обществу Иисуса, которое является новой формой монашеской жизни, соединяющей в себе созерцательное начало и призыв к активной деятельности в земном мире. Иезуитов называют

76

«краеугольным камнем» в истории западного монашества, они отличаются жесткой регламентацией структуры, повторяющей устройство самой Католической церкви. Даже личная духовная жизнь выстроена в систему, установленную прохождением духовных упражнений, воспитывающих в члене Общества Иисуса готовность к исполнению любых миссий. «Духовные

1Ь Гарнак А, Монашество в восточном и западном обществе // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М., 1996. С. 239.

16

упражнения» - основа нравственного формирования члена Общества Иисуса, используемая с 1548 года. Эта система мистического опыта отличается индивидуальным подходом, в «Упражнениях» содержатся не просто советы по созерцанию, но и призывы к активной деятельности в жизни (мистика действия в мире).

Иезуиты создали систему образовательных учреждений, построенных на принципах гуманистической педагогики, основы которой актуальны до сих пор. Система католического образования, созданная иезуитами, способствовала распространению обновленной католической парадигмы, выработанной Тридентским собором (1545-1563).

Общество Иисуса особое внимание уделяет миссионерской деятельности. Иезуиты Франциск Ксавье (1506-1552), Петр Клавер (1580-1654), Маттео Риччи (1552-1610) успешно проповедовали в разных частях света. Иезуитские миссионеры действовали согласно так называемому «принципу инкультурации», сформулированному Алессандро Валиньяни. Суть этого метода - во вхождении в жизнь языческих обществ изнутри с позиции уважения к интеллектуальным и духовным ценностям. Члены Общества Иисуса не только пытались познакомить далекие народы с христианством, но и сами изучали чужую культуру.

Орден сумел в борьбе с протестантизмом укрепить престиж папской власти, сохранить католические догматы в диспутах со сторонниками Реформации и стать неотъемлемой частью Католической церкви. Иезуиты создали миссии по всему миру и внесли большой вклад в распространение ценностей католицизма среди нехристианских народов. Метод инкультурации, применяемый членами Общества Иисуса, позволил добиться установления дипломатических отношений с разными странами и получить ценный опыт межкультурного и межконфессионального взаимодействия.

Запрет деятельности Ордена в 1773 году и последующее восстановление в 1814 году показали, что Общество Иисуса является неотъемлемой частью

Католической церкви, исполняет в ней важные функции и решает важные задачи.

В параграфе 1.2 «Общество Иисуса в России ХУ1-Х1Х вв.»

проанализированы причины напряженных отношений Православной церкви и Общества Иисуса. Было установлено, что неприязненное отношение к иезуитам в России является отражением многовековых сложных и противоречивых взаимоотношений православия и католицизма.

В качестве причин неприязненного отношения к иезуитам можно выделить:

1. Догматические отличия православия и католицизма77.

2. Отсутствие общения православной традиции и Ордена, приводящее к

78

искаженному восприятию друг друга .

3. Наибольшее из всех католических организаций влияние иезуитов на жизнь русского общества79.

Иезуиты неоднократно посещали Россию с миссионерскими целями, им удалось получить признание в качестве организаторов образовательных учреждений, результатом их деятельности явилось уникальное явление в культуре России XIX веке - «русский католицизм».

Деятельность Общества Иисуса в России способствовала проникновению идей западной культуры, особенно в сфере развития образования. Существование иезуитов на западных территориях Российской империи под покровительством Екатерины II в период повсеместного запрета деятельности Ордена сохранило непрерывность духовной традиции, послужив затем источником возрождения Общества Иисуса в 1814 году.

Таким образом, иезуиты, находившиеся на территории России, внесли большой вклад в историю Общества. Деятельность иезуитов в России, населенной людьми разных национальностей и культур, показывает высокие

77 Толстой Д.А. Римский католицизм в России. - СПб., 1876-1877.

78 Жует М. Интервью 26 марта 2009 г. Не стоит противопоставлять духовность Игнатия Лойолы православной традиции. 1ЖЬ:Ьйр:/Л«™.Ь0§05|0у.ги/1ех1/392881.Ьй111 (дата обращения 31.08.13).

Аржанухин В., Дремлюг А. Трёхсотлетие католической общины Санкт-Петербурга // Символ. № 46. -Париж, 2003. С. 204.

18

адаптационные способности Ордена. Отметим, что деятельность иезуитов была сильно ограничена запретом на обращение православных, однако и в работе с католиками, рассеянными на большой территории, они продолжали дело И. Лойолы.

По итогам главы 1 сделаны выводы:

1. Общество Иисуса - особый тип монашеского объединения, соединяющий активную деятельность с глубоким мистическим началом.

2. Иезуиты стали важной частью процесса Контреформации, сосредоточив в своих руках миссионерскую деятельность, образование, теологические исследования.

3. Основой жизни членов Ордена стали «Духовные упражнения», написанные Игнатием Лойолой.

Глава 2 «Общество Иисуса в современном мире» посвящена анализу современной истории Общества Иисуса в России и за рубежом. Выделены основные направления современного развития Ордена, проанализированы наиболее значимые направления деятельности.

В этой главе раскрыты особенности деятельности Общества Иисуса в современном мире, установлено, что иезуиты оказывают непосредственное влияние на современный католицизм, закладывают основы дальнейшего развития теологии. В связи с тем, что Католическая церковь в XX веке переживает кризис, эволюционирует от осуждения модернизма к реформам Второго Ватиканского собора, Общество Иисуса также затронули серьезные перемены. Цель иезуитов в современном мире - приспособление католицизма к изменившимся условиям, сближение с современным миром.

В параграфе 2.1 «Общество Иисуса за рубежом в XX веке» проанализирована деятельность Общества Иисуса за пределами России.

Среди множества направлений работы иезуитов в современном мире можно выделить четыре наиболее значимых:

1. Укрепление христианского единства, развитие идей экуменизма. Иезуиты, имевшие в первые века своего существования миссионерские цели,

сумели трансформировать их сегодня в активную деятельность по укреплению христианского единства.

2. Важная сфера деятельности Общества Иисуса — диалог с нехристианским миром и атеистами. Желание иезуитов иметь весь мир в качестве поля деятельности делает важной частью их жизни поиск гармонии и согласия с представителями иных религий.

3. Деятельность, направленная на трансформацию католицизма и решение актуальных вопросов современного мира, стала одной из приоритетных. Общество Иисуса не избегает самых сложных проблем, новых технологий, противоречий общественного прогресса. Отдельные члены Общества Иисуса нередко являются сторонниками дальнейшего обновления католицизма с учетом изменившейся культурной ситуации. За радикальность идей и стремление к активному диалогу с современном миром иезуиты неоднократно подвергались критике Ватикана.

4. Общество Иисуса продолжает активную работу в области образования и науки. Эта сфера деятельности также значима для Ордена, как и в первые десятилетия его возникновения.

Таким образом, в современном мире иезуиты по-прежнему находятся в центре внимания. Их деятельность в разных областях во многом имеет успех благодаря опоре на многовековой опыт и готовности к сотрудничеству и диалогу. В XX веке иезуиты проявили себя как один из источников идей обновления католицизма. После Второго Ватиканского собора иезуиты продолжают искать пути осовременивания Ордена и Католической церкви.

В параграфе 2.2 «Общество Иисуса в СССР и современной России» отмечена сложность судьбы иезуитов в России XX века. Деятельность иезуитов не прекращалась даже в советской России, приняв форму нелегальной работы среди католического населения.

Направлениями деятельности иезуитов в отношении бывшей территории России стали:

1. попытка создать на территории СССР католические миссии;

2. деятельность среди русских эмигрантов в Европе.

После официального возвращения иезуитов в Россию в 1991 году ими была начата активная работа по восстановлению структур Католической церкви в России. Члены Ордена стали кураторами католического образовательного учреждения - Институт Фомы Аквинского в Москве, который до августа 2013 года вел активную учебную, научную и просветительскую деятельность. Современные иезуиты сотрудничают со светскими учебными заведениями, ведут работу с католическим населением, содействуют переводу и изданию католической литературы. Общество Иисуса действует осторожно, стремясь избежать конфликта с Русской Православной церковью. Мирное сосуществование, сотрудничество и диалог - основа деятельности иезуитов в современной России. Множество стран, где действуют иезуиты, не являются католическими, так что иезуиты имеют большой опыт в налаживания межконфессиональных отношений. Немногочисленные члены Общества Иисуса сосредоточены в Москве и Новосибирске, где открываются центры по работе с молодежью, летние лагеря, издаются журналы.

Таким образом, иезуиты смогли в конце XX века официально вернуться на территорию России. Им удалось найти приложение своей миссии в сфере образования, науки, издательской деятельности. Общество Иисуса имеет перспективы развития в России, им предстоит продолжать грамотно выстраивать межконфессиональные отношения, опираясь на принципы экуменизма.

По итогам главы 2 сделаны выводы:

1. Общество Иисуса претерпело важные изменения в XX веке вместе с Католической церковью, оно сумело хорошо приспособиться к современности, сосредоточив в своих руках издательскую, научную и образовательную деятельность.

2. Общество Иисуса в будущем может сыграть важную роль в укреплении межконфессиональных отношений в России.

В главе 3 «Теология иезуитов» проанализирован вклад иезуитов в теологию.

В параграфе 3.1 «Философско-богословские воззрения иезуитов XVI-XIX вв.» рассмотрен важный этап в развитии христианской теологии - «вторая схоластика». Сделан вывод, что эта теологическая система сочетает в себе достижения средневековой схоластики и идеи гуманизма эпохи Возрождения. Именно в ее рамках заложены направления последующего развития европейской философии. Работы теолога Ф. Суареса (1548-1617) стали поворотным пунктом в развитии европейской философии и теологии, способствовали становлению таких областей философии, как философия права и философия науки. В сфере этики рассмотрен пробабилизм как важный этап в развитии европейской католической мысли, в рамках которого разработаны важные для последующего развития этики понятия «свобода воли» и «свободный выбор».

Выделены ключевые вопросы теологии и философии данного периода:

1. предметное поле метафизики,

2. индивидуация,

3. свобода человека.

В теологии иезуитов получили развитие основные положения католицизма. Члены Общества Иисуса обогатили католическую традицию уникальным духовным опытом, основы которого были заложены И. Лойолой.

В параграфе 3.2 «Религиозно-философские течения в современной теологии иезуитов» рассмотрены основные направления католической теологии, представленные в трудах членов Общества Иисуса в XX веке. В богословии Общества Иисуса сегодня существует множество направлений, порожденных попытками ассимилировать идеи философии, психологии, естественных наук. Это обогащает и расширяет поле католической теологии, уводя от традиционной централизации и универсализма. Чрезмерно радикальные идеи некоторых членов Общества Иисуса неоднократно подвергались осуждению Ватиканом. Иезуитами разработаны теологические

концепции, позволившие им принять и осмыслить современный мир. При непосредственном участии членов Общества Иисуса развивались такие значимые направления католической теологии, как «новая теология», «теология освобождения», трансцендентальный томизм. Теология иезуитов с трудом поддается классификации и систематизации по причине ее плюралистичное™. Объединяющим звеном для столь разных направлений является духовный опыт Игнатия Лойлы. Включение в поле зрения теологии понятий, сформированных в рамках современной экзистенциальной философии и феноменологии, обогатило и дало новый толчок развитию богословия.

Можно выделить основные направления теологии, в развитие которых члены Общества Иисуса внесли наибольший вклад:

1. тейярдизм (П. Тейяр де Шарден);

2. трансцендентальный томизм (К. Ранер, Б. Лонерган);

3. «новая теология» (Nouvelle théologie) (А. де Любак);

4. синтез идей католицизма с восточной философией и религией (Э. де Мелло);

5. «теология освобождения» (Й. Собрино);

6. осмысление психоанализа в контексте католицизма (М. де Серто).

Конец XIX-XX век — наиболее сложный период в развитии католической

теологии. Это время острейшей полемики, затрагивающей даже саму структуру богословия. В XX веке значительно расширяется круг тем, интересующих теологов.

За несколько десятилетий католическая теология (и теология иезуитов как важная ее часть) прошла путь эволюции по нескольким направлениям:

1. От осуждения модернизма в конце XIX века к проникновению некоторых его элементов в официальное учение Церкви после Ватиканского собора;

2. Теология членов Общества Иисуса из однородной системы, находящейся в русле официальной католической доктрины, все чаще выходит за границы христианства.

Таким образом, теологи Общества Иисуса используют в своих работах основные идеи и терминологический аппарат XX века. Они обосновывают возможность экуменических контактов выделением в человеческой природе «сверхъестественного экзистенциала», обусловливающего устремленность к Богу (К. Ранер). Большое внимание уделяется проблеме человека, в связи с чем понимание веры приобретает антропологический характер. Ряд иезуитов предлагают реформировать Католическую церковь на основе традиции, обогатив ее игнатианской мистикой. Теологические воззрения иезуитов оказали влияние на разные области культуры. В современном мире в условиях секуляризации Общество Иисуса выступает за открытость католицизма. Некоторые идеи, предложенные иезуитами, оказались слишком радикальными даже для послесоборного католицизма. Ватикан не раз издавал предупреждения и накладывал ограничения на распространение работ П. Тейяра де Шардена, Э. де Мелло, А. де Любака.

По итогам главы третьей сделаны выводы:

1. Иезуиты создали теологическую систему «второй схоластики» (XVI в.), заложили основы философии права, теории государства.

2. Члены Общества Иисуса внесли большой вклад в развитие таких направлений в теологии, как неотомизм, «новая теология», «теология освобождения».

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются общие выводы. Анализ развития Общества Иисуса показал, что его философско-теологические идеи связаны с основными направлениями развития католической теологии, начиная с периода «второй схоластики» и заканчивая современными течениями католической мысли («новая теология», «трансцендентальный томизм», «теология освобождения»). Духовность иезуитов, основанная на мистическом опыте Игнатия Лойолы, представляет собой уникальное явление, соединяющее два типа деятельности: пассивное созерцание и активную деятельность в социуме. Деятельность Общества

Иисуса в России представляет собой уникальный опыт формирования межконфессиональных отношений, принимавших разные формы.

Учитывая активную деятельность нового папы римского Франциска, являющегося членом Общества Иисуса, актуальность исследований, посвященных иезуитам, будет возрастать. Востребованными окажутся не только вопросы, касающиеся современного состояния Ордена, но и изучение его духовного наследия и богатой истории.

III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Статьи в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Субботина Н.В. Общество Иисуса: история и современность // Вестник Московского университета. Серия 7 «Философия». — 2005. — № 2. — С. 104-106.

2. Свиридова Н.В. Общество Иисуса в XX веке: философско-религиоведческий анализ // Дискуссия - журнал научных публикаций. -Екатеринбург: Институт современных технологий управления. - 2011. -№ 4 (апрель). - С. 67-70.

3. Свиридова Н.В. Религиозно-философские течения в современной теологии иезуитов // Дискуссия - журнал научных публикаций. -Екатеринбург: Институт современных технологий управления. - 2013. -№ 7 (август). - С. 45-48.

Прочие публикации:

4. Субботина Н.В. Общество Иисуса в XX веке И Материалы конференции «Актуальные проблемы развития, финансового управления и правового регулирования мировой экономики в условиях кризиса». Московский институт мировой экономики и международных отношений. - М.: МИМЭО, 2009. - С. 164-167.

5. Субботина Н.В. Общество Иисуса в современном мире // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — М., 2009. — №12. — С. 126-128.

6. Субботина Н.В. Атеистический гуманизм: Э.В. Ильенков и А. де Любак // Ильенковские чтения - 2010. Нет ничего практичней хорошей теории. Материалы XII международной научной конференции (13-14 мая 2010 г. Киев). - К.: НТУУ «КПИ», 2010. - С. 355-356.

7. Субботина Н.В. Диалог религий в трудах Анри де Любака // Вопросы религии и религиоведения. Приложение к журналу Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - Вып. 2: Исследования. Полутом I. Религиоведение в России в конце XX - начале XXI в. - М.: ИД «Медиа-Пром», 2010. - С. 361-366.

8. Субботина H.B. Иезуиты в современной России: священное и мирское // Россия и современный мир: проблемы политического развития. Тезисы IV международной межвузовской научной конференции. Москва 15-17 апреля 2010. -М.: Институт бизнеса и политики, 2010. -С. 255-257.

9. Субботина Н.В. Программа обновления католицизма в трудах Анри де Любака // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, A.B. Андриянов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2010.

10. Субботина Н.В. Символика таинств католической церкви // Символика в философско-культурологических исследованиях, этнокультурных и религиозных традициях // Материалы международной научной конференции. 13-14 сентября 2010 года. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. -С. 223-229.

11. Субботина Н.В. Толерантность в современной католической теологии // Проблема толерантности и образовательный процесс в учебных заведениях МЧС России // Материалы научно-практической конференции 25 мая 2010 года. - М.: АГПС, 2010. - С. 76-80.

12. Субботина Н.В. Перспективы эволюции в трудах Пьера Тейяра де Шардена // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Перспективы человека в социокультурном пространстве современности» (Курский Институт социального образования (филиал) Российского Государственного социального университета) 15 апреля 2010 года. [Электронный ресурс]. — Курск, 2010.

13. Свиридова Н.В. Антропология играющего человека Хуго Ранера // Точки.

— М.: ИФТИ, 1-2, 2011.-С. 354-357.

14. Свиридова Н.В. Толерантность в послесоборной католической теологии // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011». [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011.

— 1 электронный оптический диск (CD-ROM).

15. Свиридова Н.В. Философия религии Бернара Лонергана// Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. -— Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. - С. 453-454.

16. Свиридова Н.В. Наука и религия в теологии Бернара Лонергана// Навстречу XXIII Всемирному философскому конгрессу: философия как исследование и образ жизни. Программа и материалы докладов международной конференции, посвященной 45-летию Казанского государственного энергетического университета. 26-27 апреля 2013 г.Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2013. -С. 255-257.

Подписано в печать: 19.11.2013 Объем: 1,2 п.л. Тираж: 100 экз. Заказ № 254 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 39 (495) 363-78-90; www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Общество Иисуса: история и современность"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философии религии и религиоведения

Диссертационный совет Д. 501.001.09 - этика, философия религии и

религиоведение

04201451612 На правах рукописи

Свиридова Наталья Владимировна

ОБЩЕСТВО ИИСУСА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.14 - философия религии и религиоведение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

ТРОФИМОВА ЗОРИНА ПАВЛОВНА

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................3

Глава 1 ОБЩЕСТВО ИИСУСА В ХУ1-Х1Х вв...........................20

1.1 Становление организации ордена иезуитов.......................20

1.2 Общество Иисуса в России ХУ1-Х1Х вв............................47

Глава 2 ОБЩЕСТВО ИИСУСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ........57

2.1 Общество Иисуса за рубежом в XX веке....................................................................................57

2.2 Орден иезуитов в СССР и современной

России.................................................................................73

Глава 3 ТЕОЛОГИЯ ИЕЗУИТОВ...............................................83

3.1 Философско-богословские воззрения иезуитов

ХУ1-Х1Х вв....................................................................83

3.2 Религиозно-философские течения в современной теологии Общества Иисуса...............................................94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................124

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................129

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время католицизм переживает сложный процесс модернизации и трансформации, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям. Активным участником этого процесса является католический монашеский орден Общество Иисуса, члены которого сыграли важную роль в мировой истории с момента своего возникновения в XVI веке. Орден и сам подвергся эволюции, породив новые направления в современной католической теологии.

В 2013 году папой римским был избран архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, ставший первым в истории Католической церкви папой - представителем Общества Иисуса. Анализ основных течений теологии и наиболее важных исторических направлений деятельности этого монашеского Ордена позволит получить ценные сведения о специфике мировоззрения нового папы римского и роли членов Общества Иисуса в трансформации современного католицизма.

Иезуиты возобновили официальную деятельность на территории Российской Федерации в 1991 году, пройдя сложный период поиска путей взаимодействия с Русской Православной церковью. Изучение специфики Общества Иисуса и истории его существования в России позволит сделать прогнозы дальнейшей деятельности иезуитов на территории нашей страны.

Степень научной разработанности темы. Общество Иисуса было предметом анализа ученых и теологов на протяжении всего периода своего существования, что позволяет говорить о большом количестве исследований, связанных с Орденом. Между тем, анализ работ отечественных ученых, посвященных Обществу Иисуса, показал отсутствие современного системного философско-религиоведческого исследования этой организации.

Большой вклад в изучение Общества Иисуса внесен самими его членами, которые с начала существования Общества тщательно собирали и систематизировали документы, касающиеся его истории. Наиболее ценное собрание документов содержится в Римском архиве Общества Иисуса (АгсЫушп Яотапит 8ос1е1аЬ5 1ези). Членами Ордена регулярно издаются библиографии и краткие аннотации книг и статей, посвященных иезуитам1. В 2001 году Исторический институт Общества Иисуса в Риме подготовил и издал фундаментальный справочник по истории Общества . Издание вышло в четырех томах и содержит помимо биографических сведений понятия, связанные с деятельностью Ордена. Документы, касающиеся деятельности иезуитов на территории России, находятся в Архиве древних актов и в Государственном архиве Российской Федерации.

Первая попытка исследования истории иезуитов была предпринята самими членами Ордена в 1640 году. Результатом исследования стало собрание «Образ первого века существования Общества Иисуса»3, в котором происхождение соратников Лойолы ведется от Иисуса Христа. Составление официальной истории Ордена началось в XVII веке по поручению генерала К. Аквавивы (1543-1615), в основу ее были положены материалы римского архива Общества Иисуса. Также были составлены описания деятельности иезуитов в разных провинциях. В конце XVI века П. де Рибаденейра (15271611) по поручению генерала Ф. Борджиа (1510-1572) написал первую официальную биографию Лойолы, носящую агиографический характер.

Об основателе Общества Иисуса, Игнатии Лойоле (1491-1556), написано много трудов. В качестве важного источника информации представляют интерес его автобиографические произведения «Рассказ паломника о своей жизни» и «Духовный дневник», ставшие известными широкому кругу ученых

1 Begheyn P. Studies in the spirituality of Jesuits. A bibliography on St. Ignatius' Spiritual exercises : a working-tool for American students. - St. Louis, 1981.

2 Diccionario historico de la Compañía de Jesus : biografico-tematico / Charles E. O'Neill, Joaquin M. Domínguez. -Roma, Madrid, 2001.

3Imago primi saeculi Societatis Jesu.

лишь в начале XX века. Им написано большое количество писем (около 7000 из них сохранилось), содержащих обширный фактический материал о формировании Общества Иисуса.

В XX веке иезуиты многократно обращались к исследованию биографии своего основателя. X. Крейскель написал работу «Святой Игнатий Лойола»4, в которой заново пересмотрел некоторые факты. Заметный вклад в изучение духовности основателя Общества Иисуса внес иезуит X. Ранер (1900-1968) в своем исследовании «Игнатий Лойола и историческое становление его духовности»5.

О духовности Общества Иисуса пишут в основном сами члены Ордена. Из работ последних лет можно отметить труды Ж.К. Дотеля6 «Игнатианская духовность. Точка повторения», А. Демустьера7 «К чему призывают «Духовные упражнения»? Игнатианское высказывание». Что касается исследований по практике Духовных упражнений, то Орденом за последние годы выпущено

о

несколько фундаментальных руководств .

Особо следует отметить работу Жозефа де Гибера «Духовность Общества Иисуса»9, опубликованную в 1945 году. Она была написана к 400-летию со дня основания ордена иезуитов по просьбе генерала Владимира Ледуховского (1915-1942). Современные ученые продолжают исследования духовной жизни Общества Иисуса. П. Бремен вынес цель жизни иезуита в название своей книги «Искать Бога во всех вещах, чтобы найти свое место в вере»10.

Отметим также фундаментальный труд историка, директора Славянской библиотеки в Париже П. Пирлинга (1840-1922), написавшего пятитомный труд «Россия и Святой Престол»11, в котором особое внимание уделено истории иезуитов на территории Российской империи.

4 Creixell J. San Ignacio de Loyola. - Barcelona, 1922.

5 Ранер X. Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - М., 2002.

6 Dhotel J.-С. La spiritualité ignatienne. Points de repère. - Paris, 1990.

7 Demoustier A. Qu' appelle-t-on exercices spirituels? La proposition ignatienne. - Paris, 2004.

8 Ganss E. Ignatius of Loyola: the Spiritual exercises and selected works. -New York, 1991.

9 Гибер де Ж. Духовность Общества Иисуса. - М., 2010.

10 Breemen P. Trouver Dieu en toutes choses. Pour que la vie trouve sa place dans la foi. - Paris, 1997.

" Pierling P. La Russie et Saint-Siege. Etudes diplomatiques. - Paris, 1912.

Иезуит Марек Инглот - декан факультета истории Папского Григорианского Университета издал фундаментальную монографию на основе польских и римских иезуитских архивов «Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире»12.

Современная история Ордена отражена в работе иезуита Луи Синтаса

13

(1932-2010) «Плюрализм в церкви» , посвященной анализу послесоборного католицизма и места иезуитов в обновленной церкви. Иезуит Поль Валадье (1933) исследует вклад Общества Иисуса в теологию в работах «Христианство в наше время» и «Церковь в процессе»14.

На Западе интерес к Обществу Иисуса никогда не утихал, поэтому подавляющая часть исследований выполнена зарубежными авторами. По тематике можно выделить несколько направлений, которые особо интересовали ученых. Помимо работ по истории Ордена в разные периоды и в разных регионах, особое внимание уделяется личности Игнатия Лойолы, игнатианской мистике и теологии.

История Общества Иисуса рассматривалась исследователями разных

религиозных взглядов: протестантом Г. Бемером15 (1869-1927), его

современником французским историком Г. Моно16 (1844-1912). Трехтомная

история Общества Иисуса была написана католическим, а затем перешедшим в

11

православие священником В. Геттэ (1816-1892). Профессор Мюнхенского университета католический теолог Ж.Губер (1830-1879) рассматривает историю иезуитов в контексте истории католицизма в работе «Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере

12 Инглот М. Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. - М., 2004.

ь Sintas L. Pluralisme dans l'Eglise. - Toulouse, 1968.

14 Valadier P. Un christianisme au present. - Paris, 1977; Valadier P. L'Eglise en process. - Paris, 1989.

15 Бемер Г. История Ордена иезуитов. - Смоленск, 2002.

16 Моно Г. Об истории Общества Иисуса // Орден иезуитов: правда и вымысел. - М., 2004.

17 Геттэ В. История иезуитов, составленная по подлинным, отчасти неизданным документам. T. 1. - М., 1912.

1 8

общественной жизни, политики и религии» . Немецкий исследователь Т. Гризингер (1809-1884) изучил историю иезуитов с момента их возникновения и до XIX века. Таким образом, в XIX веке в исторической науке наблюдается устойчивый интерес к истории Общества Иисуса.

Роль иезуитов в Католической церкви прослеживается и в работах, не

касающихся иезуитов напрямую - например, в пятитомной «Истории II

20 21 Ватиканского собора» или в работе немецкого историка М. Филиппсона

(1846-1916), посвященной религиозной контрреволюции XVI века.

История мифов и предрассудков, связанных с иезуитами,

22 23

рассматривается М. Леруа и Д. Райтом . Работы историков Ж. Мишле (17981874) и Э. Кине (1803-1875), читавших лекции в Коллеж де Франс, также затрагивают представления об иезуитах в общественном сознании. Э. Кине называет Орден «официальной полицией католицизма», главное правило которой - взаимное доносительство. Ж. Мишле считал моралью иезуитов «полицейский дух, распространенный на сферу Божественного»; построенный на взаимном наблюдении и взаимном доносительстве. Имелись многочисленные отклики на их работы, в частности, анонимная брошюра «В защиту Церкви, ее власти, ее установлений и Ордена иезуитов от клеветы их противников», а также ответы самих иезуитов. Иезуит де Равиньян в 1844 году в Париже издал ответ на критические памфлеты «О существовании иезуитов и об их ордене».

На современном этапе развития науки появляется много попыток исследовать теологию католицизма. Эта тенденция особенно усилилась после Второго Ватиканского собора. Сами члены Общества Иисуса не избегают

18 Губер Ж. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии. - СПб., 1898.

19 Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени.-СПб., 1999.

20 История II Ватиканского собора. Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. Том 1-5. - М., 20032009.

21 Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Общество иезуитов. - М., 2011.

22 Леруа М. Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле. - М., 2001.

ъ Райт Д. Иезуиты. Тайная гвардия Ватикана. - М., 2006.

вопросов, связанных с изучением проблем современной теологии. Так, например, Анри де Любак24 в работе, посвященной П. Тейяру де Шардену, рассматривает ключевые аспекты эволюционного учения.

Выходят и более общие труды, в которых представлены идеи сразу нескольких теологов. Например, Ж.-И. Кальве в работе «Христианские

25

мыслители об обществе» рассматривает наряду с идеями Э. Мунье (19051950), систему П. Тейяра де Шардена. О К. Ранере и Г.У. фон Бальтазаре издан 26

сборник статей , построенный на контрасте их идей. Обширна литература,

касающаяся наследия Б. Лонергана. Д. Тиван в исследовании «Лонерган.

Герменевтика и теологический метод»27 дает новую интерпретацию

трансцендентального метода этого мыслителя. Ф. Кроуе в «Христологии

28

Бернара Лонерана с 1935 по 1982 гг.» прослеживает эволюцию идей этого теолога. Философско-богословское наследие Г.У. фон Бальтазара исследовано

29

Э. Гуерьеро .

Роль Общества Иисуса в прогрессе науки, являющаяся одной из наименее исследованных сфер деятельности иезуитов, изучена М. Фейнгольдом30. Автор, опираясь на исторические документы, приходит к выводу, что в учебных заведениях иезуитов велась научная работа, сами члены Ордена участвовали в научных дискуссиях, высказывая конструктивные замечания, способствовавшие дальнейшему совершенствованию космологических гипотез.

Отдельные, наиболее уникальные особенности Общества Иисуса, отличающие его от других орденов, изучаются мыслителями разных направлений. Например, X. Меллони31 рассматривает «Духовные упражнения», являющиеся основой формирования мировоззрения иезуита, в контексте

24 Lubac H. La pensee religieuse du Pere Pierre Teihard de Chardin. - Paris, 1962.

25 Calvez J.-Y Chrétiens penseurs du social. - Paris, 2002.

26 Gagey H.J., Holzer V. Balthasar, Rahner : Deux pensées en contraste. - Paris, 2005.

27 Teevan D. Lonergan. Hermeneutics, Theological Method. - Milwaukee, 2005.

28 Crowe F. The Christology of Bernard Lonergan from 1935 to 1982. - Ottawa, 2005.

29 Гуерьеро Э. Ханс Урс фон Бальтазар. - M., 2009.

30 Feingold M. Jesuit Science and the Republic of Letters. The MIT Press. - Cambridge, Massachusetts, 2003.

31 Меллони X. Упражнения св. Игнатия Лойолы в Западной традиции // Точки. № 3-4. - М., 2003.

развития католической духовности в целом. Французский философ Р. Барт32 (1915-1980) обратился к анализу личности Лойолы с точки зрения постструктурализма. Профессор истории церкви Ф. Лекривен в исследовании

■j о

«Для вящей славы Божьей. Миссия иезуитов» изучил истоки Общества Иисуса и сумел найти в заветах Лойолы вдохновение для современных миссионеров. Психоаналитическое прочтение наследия Лойолы стало одним из ключевых направлений исследований иезуита Луи Бернарта34 (1906-1985).

Деятельность иезуитов в России изучали польские ученые на рубеже XIX-XX веков. Например, М. Лорет35 занимался вопросами взаимодействия Ордена с Ватиканом. В работе «Католическая Церковь и Екатерина II. 17721784 гг.» он, основываясь на материалах римских архивов, пришел к выводу, что существование Общества Иисуса в Российской империи в период его официального запрета было незаконным. Историю иезуитов в России в первой

-5 г

половине XX века исследовал ученый-византолог А. Вегнер - католик, член ордена ассумпционистов. В его работе содержится ценные материалы по одному из наименее изученных периодов деятельности Общества Иисуса в России.

В современном западном религиоведении Орден неоднократно становился предметом диссертационных исследований. За последние несколько лет защищены работы по историческим, теологическим, педагогическим направлениям, связанным с Обществом Иисуса. Опыт организации системы образования в Ордене изучен американским исследователем, сотрудником

37

католического колледжа Ж. Клюгом . Современные исследователи применяют метод сопоставительного анализа для выявления особенностей воззрений теологов-иезуитов. Например, в Университете Маркетта, входящем в

32 Барт Р. Сад, Фурье, Лойола. - М., 2007.

33 Lecrivain P. Pour une plus grande gloire de Dieu. Les missions jesuites. Paris, 1991.

34 Бернарт Л. Психоаналитическое прочтение «Духовного дневника» Игнатия Лойолы // Символ. № 50. -Париж, 2006. - С. 307-323. Бернарт Л. Различение духов и душевная жизнь // Символ.№ 50 - Париж, 2006. - С. 293-307.

35 Loret M. Kosciol katolicki a Katarzyna II. 1772-1784. - Krakow-Warszawa, 1910.

36 Венгер А. Рим и Москва. 1900-1950.. Пер. с франц. Д. В. Власова. - M., 2000.

37 Klug, Joseph H. Teacher reflective practice in Jesuit high schools Ph.D. - Saint Louis Univercity, 2010.

Ассоциацию иезуитских колледжей и университетов, был проведен анализ идей протестантского теолога Аруны Гнанадасон (является координатором программы «Женщины» Всемирного совета церквей) и иезуита Иоганна

38 39

Баптиста Метца (1928). В диссертации К. Леми дан сравнительный анализ теологии иезуита Ганса Урса фон Бальтазара и православного богослова Сергия Булгакова. Анализу трудов одного из наиболее влиятельных теологов XX века Анри де Любака посвящена диссертация Марселино Д'Амброзио40. Вклад Общества Иисуса в развитие японской культуры обозначил в своем исследовании Н. Котани, который, исследуя опыт иезуитов по обучению японцев основным методам европейской живописи ХУ1-ХУП века, выделил особое художественное направление, сложившее в японском искусстве под влиянием иезуитов41.

Наследие отечественных исследователей, касающееся иезуитов, также весьма обширно. По времени написания можно разделить их работы на три временных периода, отличающихся мировоззренческим подходом к предмету изучения.

1. Дореволюционные исследования (до 1917 года), написанные в основном с позиций антикатолицизма, рассматривающие деятельность иезуитов как проявление экспансии Папского Престола. Со второй половины XIX - начала XX веков наблюдался всплеск интереса к Обществу Иисуса в работах А. Ильина42, Д. Скворцова43, в переписке Ю.Ф. Самарина (1819-1876) с иезуитом И. М. Мартыновым (1821-1894)44