автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Охотничья деятельность населения Горного Алтая в I тыс. н.э.

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Константинов, Никита Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Охотничья деятельность населения Горного Алтая в I тыс. н.э.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Охотничья деятельность населения Горного Алтая в I тыс. н.э."

На правах рукописи

ОХОТНИЧЬЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ В I ТЫС. Н.Э.

Специальность 07.00.06 - археология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

2 4-АПР 2014

Барнаул-2014

005547674

005547674

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет», на кафедре археологии и всеобщей истории

Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент

Соенов Василий Иванович

Официальные оппоненты Бобров Леонид Александрович

доктор исторических наук; ФГБОУ ВПО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», кафедра археологии и этнографии, доцент

Серегин Николай Николаевич

кандидат исторических наук; ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», кафедра археологии, этнографии и музеологии, старший преподаватель

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Новосибирский

государственный педагогический университет», кафедра теории, истории культуры и музеологии

Защита состоится « 03 » июня 2014 в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.005.08 при ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», http://www.asu.ru/science/dissert/hist_diss/.

Автореферат разослан « $ » апреля 2014 г.

Ученый секретарь , ^^^

диссертационного совета /К *^1^Торбунов Вадим Владимирович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Изучение особенностей экономического развития древних и средневековых обществ является одной из важнейших задач исторической науки. Рассмотрение вопросов хозяйственного развития позволяет исследователям понять особенности экономики древних обществ, адаптационные механизмы, используемые населением различных природно-климатических регионов. Реконструкция хозяйства важна для определения особенностей системы жизнеобеспечения древнего и средневекового населения, что, в свою очередь, позволит охарактеризовать хозяйственно-культурный тип развития этого населения. Однако специальных работ, посвященных древнему и средневековому хозяйству, или как еще принято называть это направление, палеоэкономике населения Горного Алтая на сегодняшний день издано немного. Более того, имеющиеся работы охватывают не все направления хозяйственной деятельности, либо в большей степени являются обзорами источников.

Отсутствие значительного количества работ, посвященных хозяйству, на наш взгляд, связано с особенностями развития горноалтайской археологии, которая изначально сложилась как «курганная», а поселения изучались не так интенсивно, как погребальные памятники. В то же время, отсутствие письменных источников по истории населения Горного Алтая для большинства периодов выводит на первый план археологические источники, являющиеся основными при изучении хозяйственной деятельности населения этого периода. Однако наиболее изученные погребальные памятники, не отражают «всего многообразия материальной культуры», на что указывали исследователи, рассматривавшие хозяйственные занятия ран-несредневекового населения Горного Алтая (Кубарев Г.В., 1997, с. 154), и не могут в полной мере отражать особенности хозяйственного развития древнего и средневекового населения. Сложившаяся ситуация неблагоприятным образом повлияла на степень изученности хозяйства населения Горного Алтая.

Тем не менее, на сегодняшний день имеются специальные работы по различным направлениям хозяйственной деятельности населения Горного Алтая в древности и средневековье. Некоторые исследования были посвящены обзору источников по тому или иному хозяйственному занятию и анализу этого направления (Тишкин A.A., 1996; Кунгурова Н.Ю., 1997; Бородовский А.П., 1997; 2007; Соёнов В.И., 2001; 2002; 20036; Борисенко А.Ю., Белинская К.Ы., Худяков Ю.С., 2008; и др.), в других были проанализированы от-

дельные виды источников (Кубарев В.Д., 2001а; 20016). В то же время, накопленные на сегодняшний день знания и источники по отдельным видам хозяйственной деятельности позволяют провести довольно подробное комплексное исследование этих направлений в конкретные исторические периоды.

Довольно перспективным . в этом плане является изучение охотничьей деятельности в I тыс. н.э. Представительный корпус источников свидетельствует о значительном развитии охотничьей деятельности в данный период. Кроме того, многие исследователи отмечают, что занятия охотой являлись неотъемлемой частью жизни ран-несредневековых тюрков и населения предшествовавшего периода. Именно занятия охотой тюрки рассматривали как одно из главных мужских занятий, наряду с участием в военных действиях. Благодаря постоянным занятиям охотой народы Центральной Азии поддерживали свои военные способности, что способствовало их боевым успехам в регионе и часто их войска превосходили армии соседних китайских и других государств. Кроме того, судя по имеющимся источникам, охота была одним из основных занятий знати этого периода, существовали престижные виды охоты, которыми занималась высшая прослойка. Охотничья деятельность как часть системы жизнеобеспечения играла важную хозяйственную роль с глубокой древности. С переходом от присваивающих форм хозяйства к производящим значение охоты существенно снизилось, но, тем не менее, охота оставалась еще довольно значимым направлением хозяйственной деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о большой роли охотничьей деятельности в жизни населения Горного Алтая. Значение охоты не ограничивалось только хозяйственной стороной, также охотничья деятельность выполняла определенные функции в мировоззрении, военном деле, социальной сфере жизни населения Горного Алтая в I тыс. н.э., что делает исследование этого вида деятельности особенно актуальным.

Степень изученности проблемы. Вопросы хозяйственных занятий и, в частности, охоты древнего и средневекового населения Горного Алтая, так или иначе, затрагивались исследователями, начиная со второй половины XIX в. Первоначально это были работы описательного плана, без глубокого и комплексного анализа полученных материалов. В последние десятилетия с привлечением методов естественных наук и при комплексном изучении данного вопроса накоплено довольно значительное количество наработок, посвященных отдельным историческим эпохам. Стоит отметить, что отдельные вопросы охоты древнего и средневекового населения Горного Алтая рассмотрены в работах таких исследователей, как В.В. Радлов, C.B. Киселев, С.И. Руденко, М.П. Гряз-

нов, Л.П. Потапов, Н.Д. Оводов, A.B. Гальченко, П.И. Шульга, В.И. Молодил, С.М. Киреев, Я.Ю. Полосина, Н.Ю. Кунгурова, В.Д. Кубарев, В.И. Соёнов, А.П. Деревянко, М.В. Шуньков, А.К. Агаджанян, А.Н. Садовой, С.С. Онищенко, Ю.Ф. Кирюшин, К.Ю. Кирюшин, А.Ю. Борисен-ко, К.Ы. Белинская, Ю.С. Худяков и др.

Охота населения Горного Алтая гунно-сарматского времени рассматривалась только при анализе материалов городищ Нижний Чепош-3 и Нижний Чепош-4 (Соёнов В.И. и др., 2011, с. 47-49). Охотничий промысел населения Горного Алтая второй половины I тыс. н.э. рассматривался в обобщающих трудах C.B. Киселева (1951, с. 511512), Л.П. Потапова (1953, с. 88; 2001). Анализ изобразительных источников по охоте этого периода был проведен В.Д. Кубаревым (20016), А.Н. Садовым и С.С. Онищенко (2003, с. 212-215). Развитие охоты населения Горного Алтая тюркского времени также было охарактеризовано A.C. Суразаковым (20026, с. 198).

Объектом исследования является система жизнеобеспечения древнего и средневекового населения.

Предметом исследования является охотничья деятельность населения Горного Алтая I тыс. н.э.

Цель исследования - на основе археологических источников реконструировать особенности развития охотничьей деятельности населения Горного Алтая в 1 тыс. н.э. Для выполнения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть историю изучения археологических памятников Горного Алтая I тыс. н.э., относящихся к булан-кобинской, майминской и курайской (тюркской) археологическим культурам;

2. Рассмотреть историю изучения охотничьей деятельности населения Горного Алтая в древности и средневековье в трудах исследователей;

3. Проанализировать источники по изучению охотничьей деятельности населения Алтая I тыс. н.э.;

4. Охарактеризовать природно-климатические условия и биологический фон развития охотничьей деятельности в Горном Алтае;

5. Охарактеризовать орудийный охотничий комплекс и определить формы, технику и приемы охоты, применявшиеся населением Алтая гунно-сарматского и тюркского периодов;

6. Определить значение охоты в системе жизнеобеспечения населения Горного Алтая I тыс. н.э.

Территориальные рамки исследования ограничены Горным или Российским Алтаем, в административном плане - это территория современной Республики Алтай Российской Федерации. В географи-

ческом плане Горный Алтай является частью Алтайской горной системы. Южной границей служат горные хребты Сайлюгем и Тавын-Богдо-Ола; восточной границей является хребет Чихачева и Шапшаль-ский хребет; на севере горы Алтая граничат с Горной Шорией; на северо-западе горные долины выходят на Предалтайскою равнину и Верхнеобское плато; на западе территория Горного Алтая ограничивается хребтами Холзун и Листвяга.

В современный геологический период Алтай является одной из самых высоких горных областей орогенного пояса Южной Сибири. Он представляет собой гигантский свод, сложный и разнообразный в орографическом отношении. Характерными для Алтая являются труднопроходимые, а порой и непроходимые высокогорные, сред-негорные, низкогорные рельефы, расчлененные эрозионными долинами рек и межгорными котловинами. Географы выделяют шесть физико-географических провинций в границах современной Республики Алтай: Юго-Восточная, Восточно-Алтайская, Центральноал-тайская, Северо-Восточная, Северо-Алтайская, Северо-Западная про' винции (Маринин A.M., Самойлова Г.С., 1987, с. 89-97). Все эти провинции различаются морфоструктурными признаками и имеют свои климатические и ландшафтные особенности.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. и включают в себя два больших исторических периода - гунно-сарматское и тюркское время. Первый период связан с существованием в Горном Алтае населения - носителей булан-кобинской культуры, памятники которой относятся ко II в. до н.э. — V в. н.э. Появление памятников булан-кобинской культуры связано с эпохальными изменениями, произошедшими в центральноази-атском регионе и повлиявшими на смену культур скифо-сибирского мира культурами, испытавшими влияние хуннской культуры (Тишкин A.A., 2007, с. 158). В северной части региона, в предгорной и низкогорной зоне были зафиксированы памятники, отнесенные исследователями к майминской археологической культуре, материалы которой датируются концом I тыс. до н.э. - первой половиной I тыс. н.э. (Аб-дулганеев М.Т., 1998).

В середине I тыс. н.э. произошли значительные изменения политической ситуации в центрально-азиатском регионе, которые были связаны с созданием и существованием раннесредневековых тюркских государств - каганатов, в состав которых входила территория Горного Алтая. Ко второй половине I тыс. н.э. относятся археологические памятники курайской по Д.Г. Савинову (1982; 1984, с. 48-76) или тюркской по A.A. Тишкину и В.В. Горбунову (2002, с. 85) археологической культуры.

К концу I - началу II тыс. н.э. относятся археологические памятники кыргызской культуры (Тишкин A.A., Горбунов В.В., 2002, с. 85).

Источниковой базой послужили опубликованные и неопубликованные материалы, полученные в ходе изучения археологических памятников Горного Алтая I тыс. н.э., сведения о которых содержатся в статьях, монографиях, полевых отчетах исследователей.

Поселенческие материалы представлены результатами исследования памятников Тыткескень-3 (Кунгуров A.JL, 1994), Усть-Куба (Киреев С.М., Ларин О.В., 2004), Черемшанское городище (Киреев С.М., 1991; 1995), городище Нижний Чепош-3 (Шульга П.И., Тишкин A.A., Соёнов В.И., 2010; Соёнов В.И. и др., 2011).

Значительное количество источников, связанных с охотничьей деятельностью содержатся в материалах погребальных памятников, относящихся к исследуемому периоду. Это опубликованные результаты изучения таких памятников как погребение в пещере на реке Кам-Тьгпугем (Семенов А.И., 1995; Худяков Ю.С., Эбель A.B., Кочеев В.А., 1998), могильники Белый Бом-И (Глоба Г.Д., 1983), Бике I (Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В., 1990), Булан-Кобы-IV (Мамадаков Ю.Т., 1985), Верх-Уймон (Соёнов В.И., Эбель A.B., 1992 и др.), Дялян (Митько O.A., Тетерин Ю.В., 1992), Кара-Коба-I (Могильников В.А., 1990; 1997), Катанда-3 (Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997), Ку-дыргэ (Гаврилова A.A., 1965), Курайка (Соёнов В.И., Эбель A.B., 1998), Курай III, IV, V (Евтюхова JI.A., Киселев C.B., 1941), Степушка-1 (Кирюшин Ю.Ф. и др., 2011), Юстыд-XII (Кубарев Г.В., 2005), Ябо-ган-I (Кочеев В.А., Суразаков A.C., 1994), Яломан-Н (Тишкин A.A., Горбунов В.В., 2005а; Тишкин A.A., 2011) и др.

Кроме того, в ходе проведения исследования производилась работа с археологическими коллекциями поселения Майма-1 и могильника Айрыдаш-1, хранящихся в фондах Национального музея Республики Алтай им. A.B. Анохина (инв. № 11693, 12020, 10540, 10652, 11936, 12111, 10661, 11966), городищ Нижний Чепош-3 и 4, могильников Верх-Уймон, Курайка, Сары-Бел, Чендек, Степушка-2, хранящихся в фондах Музейного комплекса ГАГУ.

Изобразительные источники представлены следующими петроглифическими местонахождениями: Калбак-Таш-I (Kubarev V.D., Jacobson Е., 1996), Калбак-Таш-Н (Кубарев В.Д., 20076), Жалгыз-Тобе (Cheremisin D., 2002; Кубарев Г.В., 2004), Кургак (Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В., 2002), рисунок на стеле у с. Улаган (Кубарев В.Д., 1984), Туэкта (Миклашевич Е.А., 2006), Устю-Айры (Миклашевич Е.А., 2003), Бичикту-Бом (Минорский А.И., 1951; Мартынов А.И., Елин В.Н., Еркинова P.M., 2006; Ямаева Е.Е., 2009), Тыныскайак (Ямаева Е.Е.,

2010), Усть-Кан (Блин В.Н., Некрасов В.А., 1994), местонахождения в долине р. Чаган и ее притоков (Окладникова Е.А., 1988; Черемисин Д.В., 2004; Окладникова Е.А., Слободзян М.Б., 2009), а также сценой на костяных накладках на переднюю луку седла из могильника Кудыргэ (Руденко С.И., Глухов А.Н., 1927).

Кроме того, для оценки данных, полученных в ходе изучения археологических источников привлечены этнографические сведения (описания путешественников и работы исследователей, касающиеся культуры коренного населения Горного Алтая XIX - начале XX вв.) (Радлов В.В., 1989; Сатлаев Ф.А., 1974; Потапов Л.П., 2001; Дьяконова В.П., 2001; Кандаракова Е.П., 2007; и др.), письменные (Бичу-рин Н.Я., 1950; Малов С.Е., 1951; Кляшторный С.Г., 1964) и некоторые другие виды источников.

Методологическая основа. Исследование основано на системном подходе - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Проведенное исследование соответствовало принципу историзма, который основан на рассмотрении мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

В ходе нашего исследования были использованы как общефилософские методы исследований (описание, анализ, синтез), так и конкретно археологические (типологический, метод датированных аналогий), а также ретроспективный метод, статистические методы анализа массовых явлений, сравнительно-описательный метод, археозоологи-ческий метод анализа мясного потребления.

Говоря о конкретных методах, стоит отметить сравнительно-исторический метод, который позволил выделить особенности развития охотничьей деятельности населения Алтая рассматриваемого периода с особенностями охоты населения региона предшествующего и последующего исторических периодов, а также с охотой населения сопредельных регионов, отличающихся географическим положением и природно-климатическими характеристиками.

При реализации исследовательских процедур особенно интенсивно применялись ретроспективные методы, при которых проводились определенные параллели с традиционной охотой, зафиксированной в этнографическое время у народов Центральной Азии, Сибири и других территорий. Такие аналогии, естественно, проводились с учетом изменений, происходящих в традиционных обществах с течением времени.

Статистическим методом были проанализированы изобразительные источники. Этот метод был применен с целью получения численного выражения содержательных особенностей охотничьих сцен в петроглифах Горного Алтая I тыс. н.э. Были рассчитаны соотношение количества сцен с пешими и конными охотниками, количество тех' или иных видов диких зверей, присутствующих в сценах охоты. Это позволило оценить степень распространенности тех или иных сцен и выявить наиболее популярные образы, присутствующие в охотничьих сценах.

Определения остеологических коллекций, выполненные специалистами, использовались нами при анализе мясного потребления населения Горного Алтая первой половины I тыс. н.э. При характеристике мясного потребления использовался подход, обоснованный ар-хеоозологом Е.Е. Антипиной (2004). Этот подход сформирован на том, что наименьшее число определимых фрагментов костей для характеристики особенностей мясного потребления и состава стада, составляет 400 фрагментов. Для более точного определения степени эксплуатации тех или иных видов в мясном потреблении населения необходимо учитывать разницу в весе особей этих видов животных. Чтобы получить соотношение долей потребленного мяса разных видов животных необходимо количество фрагментов костей конкретного вида умножить на его весовой коэффициент, то есть средний убойный вес одной особи. Весовые показатели мы взяли в специальной зоологической и сельскохозяйственной литературе (Стасевич Е.Ф., Альков Г.В., 1962; Собанский Г.Г., 2005; Онищенко С.С., 2011).

Научная новизна. В работе впервые на основе комплексного исследования было охарактеризовано развитие охотничьей деятельности населения Горного Алтая в I тыс. н.э. Кроме того, были применены современные методы работы с остеологическими данными, полученными в 90-е гг. XX века.

При проведении исследования были использованы неопубликованные материалы археологических памятников Майма-1, Айрыдаш-1, хранящихся в фондах Национального музея Республики Алтай им. A.B. Анохина (инв. № 11693, 12020, 10540, 10652, 11936, 12111, 10661, 11966), городищ Нижний Чепош-3 и 4, могильников Верх-Уймон, Ку-райка, Степушка-2, хранящиеся в фондах Научно-исследовательского центра истории и культуры тюркских народов и Музейного комплекса Горно-Алтайского государственного университета. Эти материалы вводятся в научный оборот в диссертационном исследовании.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории, культурогенезу и этногенезу населения Горного Ал-

тая и сопредельных территорий в древности и средневековье. Кроме того, полученные выводы могут быть использованы при характеристике социально-экономического развития древнего и средневекового населения Горного Алтая. Полученные конкретные результаты , могут быть использованы при разработке учебных курсов, программ и пособий, создании туристских брендов Алтая и создании музейных экспозиций и выставок.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на ряде научно-практических конференций международного, российского и местного уровня, проходивших в разных городах России: в Горно-Алтайске (2008-2013), Кемерово (2009), Красноярске (2011), Новосибирске (2011), Томске (2012), Барнауле (2012), Чите (2013), из которых можно отметить следующие: XLVIII и XLIX Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-практический прогресс» (Новосибирск, 2010; 2011); II Международный конгресс средневековой археологии Евразийских степей (Барнаул, 2012); IV Международная научная конференции «Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири» (Чита, 2013); международная научно-практическая конференция «Межкультурный диалог на евразийском пространстве» (Горно-Алтайск, 2013) и другие.

В ходе проведения исследования промежуточные результаты обсуждались на регулярном научном семинаре «Реконструкция систем жизнеобеспечения древних и традиционных обществ Алтая» организуемого Научно-исследовательским центром истории и культуры тюркских народов ГАГУ. По результатам исследования была подготовлена открытая лекция, прочитанная на заседании студенческого научного общества исторического факультета ГАГУ.

Результаты исследования были опубликованы в виде ряда статей в научных сборниках и журналах, материалов конференций и одной монографии, подготовленной в соавторстве.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В первой главе рассмотрена история изучения археологических памятников I тыс. н.э. на территории Горного Алтая и история изучения охотничьего промысла. Во второй главе рассмотрены источники по охоте. В третьей главе охарактеризованы природно-климатические условия и биологический фон Алтая в I тыс. н.э., реконструированы

формы, приемы и техника охоты, охарактеризованы хозяйственное значение, а также мировоззренческий, социальный и военный аспекты охотничьей деятельности. В заключении приведены результаты исследования и основные выводы, полученные при написании работы. Приложения представлены в виде таблиц с описаниями изобразительных источников и остеологическими определениями, а также иллюстраций археологических находок, связанных с охотой.

Во введении обоснована актуальность темы, обозначена степень изученности охотничьего промысла древнего и средневекового населения Горного Алтая, определены цели и задачи, объект и предмет, территориальные и хронологические рамки исследования, сформулирована методология и раскрыта методика изучения материалов, обозначена источниковая база, указаны научная новизна работы, значимость полученных результатов и их апробация.

Глава I. Изучение охотничьей деятельности

древнего и средневекового населения Горного Алтая

1.1. Обзор истории изучения памятников конца I тыс. до

н.э. - I тыс. н.э. Начало научному изучению археологических памятников I тыс. н.э. в Горном Алтае было положено раскопками К.Ф. Ле-дебура в долине реки Чарыш в первой половине XIX века (Ледебур К.Ф., Бунге A.A., Мейер К.А., 1993, с. 97-99). Однако накопление сведений об археологических памятниках началось раньше, а именно в середине XVIII века, о чем свидетельствуют письменные источники, составленные русскими рудознатцами (Кубарев В.Д., 1984, с. 4). С тех пор исследовано значительное количество археологических объектов, относящихся к рассматриваемому периоду.

Погребальные памятники гунно-сарматского времени представлены более чем 600 погребениями из около 40 памятников (Со-ёнов В.И., 2003а, с. 13-22; Матренин С.С., 2005, с. 4), учитывая исследования последних лет, число раскопанных погребений этого периода сейчас должно быть более 700 (Тишкин A.A., Матренин С.С., 2013, с. 147). Также в Горном Алтае изучено более 70 погребальных памятников тюркского времени (Серегин H.H., 20116, с. 5), исследовано значительное количество поминальных сооружений второй половины I тыс. н.э., которые представлены почти 180 объектами (Матренин С.С., Сарафанов Д.Е., 2006, с. 204). Известны наскальные изображения исследуемого периода, однако их большая часть относится ко второй половине I тыс. н.э. Петроглифы, достоверно датируемые гунно-сарматским временем, пока немногочисленны (Соёнов В.И., 2003в).

Менее интенсивно изучаются поселения. К гунно-сарматскому времени относится всего несколько укрепленных и неукрепленных поселений, а значительными площадями по 600-800 кв. м вскрыты только два многослойных памятника - Майма-1 и Тыткескень-3, на которых выделены слои гунно-сарматского времени. Культурные слои периода раннего средневековья не выделены вовсе.

1.2. Охотничья деятельность древнего и средневекового населения Горного Алтая в трудах исследователей. Полученные при изучении археологических памятников материалы позволили исследователям в той или иной мере охарактеризовать отдельные виды хозяйственной деятельности, в том числе, в некоторых научных трудах содержаться сведения по охотничьей деятельности древнего и средневекового населения Алтая. Рассмотрение истории изучения охоты позволило условно выделить два периода Изучения этого вида деятельности.

Начало изучению охоты древнего и средневекового населения Алтая положил В.В. Радлов, который первым проанализировал развитие охотничьего промысла в разные исторические периоды (Радлов В.В., 1989, с. 437, 470-471). В последующем, с проведением новых исследовательских работ на территории Горного Алтая шло постепенное накопление материалов, связанных с охотничьей деятельностью, а также на основе полученных данных исследователями давалась характеристика охоты древнего и средневекового населения.

Второй этап изучения был связан с внедрением остеологических исследований коллекций из поселенческих памятников специалистами-зоологами, что послужило значительному прогрессу в понимании особенностей хозяйственной деятельности древнего и средневекового населения Горного Алтая. В связи с активизацией исследований памятников наскального искусства, появились статьи, посвященные анализу отражения охотничьей деятельности в петроглифах Алтая. В этот же период были опубликованы специальные работы, посвященные охотничьему промыслу населения Алтая в различные исторические эпохи (Кунгурова Н.Ю., 1997; Кубарев В.Д., 2001а; 20016; Потапов Л.П., 2001).

Глава II. Источники по изучению охоты населения Горного Алтая в I тыс. н.э.

2.1. Археологические источники. Появлению специальных работ по охоте способствовало достаточное для исследовательского процесса накопление различного рода источников по охотничьей деятельности. Использованные в диссертационном исследовании археоло-

гические источники представлены вещественными находками, связанными с охотничьей деятельностью. Это вещи, изготовленные из шкур диких животных; изделия из рога и кости диких животных; различного рода амулеты и украшения из зубов и когтей зверей и птиц. Также к вещественным источникам относятся детали снаряжения охотников рассматриваемого периода. В первую очередь это орудия охоты, которые, главным образом представлены остатками луков и наконечниками стрел. Встречаются также треугольные костяные предметы, отсноси-мые к наконечникам стрел самострела, аналогии которым находятся в тувинских материалах (Гаврилова A.A., 1965, с. 57; Соёнов В.И., 2005, с. 53; Грач А.Д., 1960, с. 47; 1961, с. 21).

Важными для изучения охотничьей деятельности являются остеологические или археозоологические данные. В эту группу источников входят выполненные зоологами определения остеологических коллекций, полученных в ходе раскопок археологических памятников. При проведении исследования мы располагали опубликованными остеологическими данными с нескольких памятников гунно-сарматского времени - поселение Тыткескень-3 (самый верхний слой), Усть-Куба, Денисова пещера, городище Нижний Чепош-3, а также неопубликованными определениями остеологической коллекции поселения Май-ма-1 (раскопки 1991 года). Остеологические определения, относящиеся к раннему средневековью, немногочисленны и представлены только по материалам погребальных и ритуальных памятников.

2.2. Другие источники. В работе кроме археологических были использованы изобразительные, этнографические, письменные и лингвистические источники. Довольно представителен корпус изобразительных источников по охотничьей деятельности населения Горного Алтая I тыс. н.э. Большая часть охотничьих сцен этого периода относится к периоду раннего средневековья, тогда как сцены охоты гунно-сарматского времени немногочисленны. Охотничьи композиции, которые с достаточной долей вероятности датированы первой половиной I тыс. н.э., представлены четырьмя рисунками пешей охоты. Из них в трех сценах была изображена охота на маралов, а в одной сцене изображена охота на медведя.

Охотничьи сюжеты второй половины I тыс. н.э. более разнообразны и представительны. Всего было учтено 25 наскальных сцен охоты и одна сцена на костяных накладках на луку седла из могильника Кудыргэ, относящиеся к тюркскому времени. В этих рисунках представлены сюжеты конной и пешей охоты, как коллективной, так и индивидуальной. Практически во всех сценах, за исключением одной, охотники изображены вооруженными луком со стрелами. В не-

скольких композициях были прорисованы собаки, известны сцены охоты с ловчей птицей. Наиболее популярными объектами охоты в : этих рисунках являются представители семейства оленьих - маралы и косули. Также встречаются изображения горных козлов, архаров, кабанов, медведей, волков и птиц.

Этнографические источники представлены сведениями о культуре и быте населения Алтая в XIX - начале XX вв., содержащиеся в трудах ученых и путешественников. Эти сведения использовались для объяснения некоторых моментов, зафиксированных в результате исследования археологических и изобразительных материалов.

В письменных, главным образом китайских, источниках содержится значительное количество упоминаний охоты центрально-азиатских народов конца I тыс. до н.э. -1 тыс. н.э. Данные этих источников являются косвенными, поскольку напрямую не касаются рассматриваемой нами территории, но, тем не менее, население Алтая находилось в русле общеисторических процессов происходивших в Центральной Азии. Поэтому эти сведения могут быть использованы при изучении охотничьей деятельности населения Алтая в исследуемый период.

Глава III. Охотничья деятельность как часть системы жизнеобеспечения населения Горного Алтая в I тыс. н.э.

3.1. Природные условия и биологический фон Горного Алтая. Значительному развитию охотничьего промысла у населения Горного Алтая в I тыс. н.э. способствовало богатство животного мира региона. Существованию благоприятных условий для разнообразия фауны способствовало многообразие ландшафтов Алтая, а также расположение региона между двух природно-географических зон - Западной Сибири и Северо-Западной Монголии. В современный геологический период Алтай является одной из самых высоких горных областей орогенного пояса Южной Сибири. Он представляет собой гигантский свод, сложный и разнообразный в орографическом отношении. Характерными для Алтая являются труднопроходимые, а порой и непроходимые высокогорные, среднегорные, низкогорные рельефы, расчлененные эрозионными долинами рек и межгорными котловинами ' (Маринин A.M., Самойлова Г.С., 1987, с. 12-16).

Современные (или близкие к современным) климатические условия сложились около 12 тыс. л.н. Однако имели место значительные колебания климата, которые влияли на биологический фон региона. А поскольку охота напрямую зависит от природных условий, при

изучении этого вида деятельности необходимо было охарактеризовать природно-климатические условия Горного Алтая. Рассматриваемый период полностью входит в субарктический отрезок голоценовой эпохи, длящийся с V в. до н.э. до современности. В субарктический период проходили значительные колебания климата в рамках тысячелетних ритмов (Зыкин B.C., Зыкина B.C., Орлова Л.А., 2000, с. 17). Практически на все гунно-сарматское время приходится климатический оптимум I в. до н.э. - IV в. н.э. когда условия были близки к современным, но, судя по всему, климат был более увлажненным. После этого довольно благоприятного периода наступает климатический пессимум.

Климатический пессимум раннего средневековья начался в III-V в. и продлился до VII-VIII вв. В этот период климат стал суше по сравнению с предыдущим. Говоря об этом этапе, стоит отметить похолодание, имевшее место в 535-536 гг. Судя по всему, это резкое похолодание было вызвано серией вулканических извержений, снизившей прозрачность атмосферы (Larsen L.B. и др., 2008). Факт похолодания подтверждается дендрохронологическими исследованиями, проведенными на юге Алтая. Авторами исследования отмечено, что после 536 года наблюдается «экстраординарное снижение прироста» (Мыглан B.C. и др., 2012).

Следующая стадия, получившая название малого климатического оптимума, характерна мягким климатом. Температура в этот период была чуть выше современной. Имеются разнообразные сведения, в том числе исторические, говорящие о том, что в VII-X вв. в Азии было относительно тепло, например, на VII-VIII вв. приходится минимальное количество суровых зим в Китае (Монин A.C., Шишков Ю.А., 1979, с. 354-355). Эта теплая фаза продолжалась вплоть до наступления малого ледникового периода в XIV веке.

Как показали остеологические материалы поселений и изобразительные источники, в рассматриваемый период на Алтае водились те же дикие животные, что населяют регион сейчас, а также были и некоторые другие. Еще недавно в Юго-Восточном Алтае (вплоть до XVIII-XIX вв.) обитали антилопы оронго и сайга (Собанский Г.Г., 1992, с. 93). Существование этих зверей на территории Алтая в древности и средневековье подтверждается наскальными рисунками (Ешелкин И.И., 1974, с. 67; Соёнов В.И. Суханов Г.П., 2001, с. 139). В Северном Алтае был распространен кулан, о чем свидетельствуют находки фрагментов костей этого животного на поселениях Майма-1 и Тытке-скень-3. В этот период другим был и ареал распространения сибирского горного козла, который включал не только высокогорную часть Южного Алтая, но и низкогорья Северного.

3.2. Формы, приемы и техника охоты. Исследование источников показало, что по имеющимся на сегодняшний день материалам могут реконструироваться только некоторые виды активных форм охоты. Пассивные формы, которые очевидно имели место быть (Киселев C.B., 1951, с. 512), пока реконструировать из-за отсутствия источников не представляется возможным. Изобразительные данные свидетельствуют о том, что население Горного Алтая I тыс. н.э. практиковало как коллективную, так и индивидуальную охоту.

Коллективной была загонная охота и охота гоном. Традиционная для многих центрально-азиатских народов облавная охота для населения алтайских гор была нехарактерна. Несомненно, это было связано с особенностями рельефа и фауны региона. Индивидуальные формы охоты представлены охотой гоном и охотой с собакой. В целом можно предположить, что в северных регионах Алтая охотничья деятельность населения испытывала влияние таёжных форм охоты, а в южной части -степной охоты. Тем не менее, такой вид типичной степной охоты как облава на Алтае не имел широкого распространения, а если облавы даже проводились в остепненных межгорных котловинах, то их роль в охотничьем промысле населения была незначительной.

Судя по находкам из археологических памятников и данным изобразительных источников, главным охотничьим оружием являлся лук со стрелами. В рассматриваемый период, использовался сложно-составной лук, основанный на конструкции лука хуннского типа. Но если в гунно-сарматское время лук в классическом варианте имел семь костяных накладок и был довольно крупных размеров, то во второй половине I тыс. н.э. размеры кибити лука уменьшаются, и сокращается количество накладок. Наиболее распространенным становится лук с двумя срединными накладками.

Сложным вопросом остается функциональное назначение отдельных типов наконечников стрел. Если тупые деревянные и костяные наконечники, известные в этнографическое время как томары (томор), были предназначены только для охоты на пушных зверей, то выделение других типов охотничьих наконечников на сегодняшний день выглядит затруднительным из-за универсальности многих из них. Все же это довольно перспективное направление исследований и в дальнейшем с накоплением нового материала возможно определение функционального назначения некоторых видов наконечников стрел, тем более что в научных трудах по этнографии сибирских народов приводятся описания стрел, которые использовались при охоте на конкретные виды животных и птиц.

Кроме лука со стрелами в раннем средневековье на охоте использовались ловчие птицы, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. Применялись охотничьи собаки, которые, насколько можно судить по охотничьим сценам, использовались для преследования добычи и загона ее на охотника.

3.3. Хозяйственная роль охоты. Хозяйственная роль охоты заключалась в ее значении для мясного потребления населения и косторезного дела, также важным для хозяйства был пушной промысел. Рассмотрение роли охоты в мясном потреблении населения Горного Алтая гунно-сарматского времени показало, что доля мяса диких животных было сравнительно незначительным - около 11% всего мясного рациона. Но охотничья добыча имела место в рационе круглый год, в отличие от мяса домашних животных, потребление которого было возможным преимущественно в осенне-зимний период, когда происходил забой скота, что было связано с особенностями системы хранения мяса. Также охота вносила необходимое разнообразие в пищевой рацион. Наибольшее значение в мясном потреблении населения Горного Алтая гунно-сарматского времени имели такие виды диких животных как косуля, марал и кулан.

Население рассматриваемого периода занималось пушным промыслом, однако реальные объемы этого промысла установить невозможно. Тем не менее, находки особых наконечников стрел, предназначенных для охоты на пушных зверей свидетельствуют о том, что пушной промысел был развит в значительной мере. Ко второй половине I тыс. н.э. относятся находки фрагментов шуб, изготовленных из меха соболя, сурка и каменной куницы. Несомненно, были и другие объекты пушного промысла, о чем свидетельствуют изобразительные источники.

Немаловажным было значение охоты для косторезного производства. Благодаря занятию этим видом деятельности пополнялись запасы необходимого сырья для косторезного ремесла. Из полученного на охоте материала изготавливалось большое количество вещей, имевших самое разнообразное функциональное назначение. Естественно, какое-то количество рогов, служивших основным косторезным сырьем, было результатом собирательства. Однако даже собирательство рогов, судя по этнографическим данным, велось во время охотничьего промысла, параллельно основному занятию.

3.4. Мировоззренческий, социальный и военный аспекты охоты. Значение охоты не ограничивалось только хозяйственной стороной. Охотничья деятельность была связана с религиозными культами, в рамках которых проводились различные ритуалы, имевшие отношение к этому виду деятельности. Одним из самых важных куль-

тов был культ гор, о существовании которого свидетельствуют культурный слой Денисовой пещеры, клад на реке Большой Яломан, местонахождения петроглифов. Наскальные рисунки, кроме прочего, могли быть связаны с гомеопатической магией: изображая на скале диких животных, человек надеялся, что это способствует увеличению их поголовья в охотничьих угодьях. В чем-то схожие ритуальные действия сохранялись на Алтае до недавнего времени и были зафиксированы у южных алтайцев еще в XX веке. Перед проведением промысла охотники совершали моления, и делали кормления родовых гор, что также связано с культом гор.

Судя по находкам различных подвесок, выполненных из зубов и когтей определенных видов животных, можно придти к заключению, что эти животные занимали важное место в бестиарии населения Гор. ного Алтая I тыс. н.э. Находки такого рода представлены просверленными когтями медведя, хищных птиц, зубами марала. Эти вещи, судя по всему, служили оберегами или должны были наделить их владельца какими-либо качествами, присущими тому или иному животному или птице. Подобная практика также являлась частью магии, представляя здесь пример заразительной или контагиозной магии, основанной на законе соприкосновения или заражения (Фрезер Д.Д., 1980, с. 20).

Кроме того, находки когтей медведя могут свидетельствовать о существовании в этот период культа данного животного. Такой культ существовал у многих народов с глубокой древности вплоть до недавнего времени. Возможно, присутствие фигуры медведя в охотничьих сценах среди объектов охоты также может являться отражением этого культа, поскольку медведь в сценах, относящихся ко второй половине I тыс. н.э., чаще присутствует среди других объектов охоты, однако изображен чуть в стороне, не являясь непосредственной целью охотников.

Судя по значительному количеству письменных свидетельств, в том числе специальных военных трактатов, у многих народов охотничья деятельность выступала в роли военных тренировок. Это проявлялось в двух аспектах. Во-первых, во время проведения масштабной охоты отрабатывались военное маневрирование и тактика, взаимодействие между различными воинскими подразделениями, а также навыки управления отдельными подразделениями. Во-вторых, на охоте формировались непосредственные навыки ведения боевых действий: стрельба из лука по движущимся мишеням, стрельба из лука с лошади, преследование добычи и т.п. Судя по имеющимся источникам по охоте населения Горного Алтая I тыс. н.э., алтайскими воинами на охоте главным образом отрабатывались непосредственные навыки военных действий - стрельба из лука верхом на скачущей лошади, стрельба по

движущимся мишеням, в том числе, по летящим птицам. Также отрабатывалось взаимодействие пеших и конных воинов, о чем свидетельствует их совместное участие в охотничьих сценах. Проведение масштабных облав, подобных центрально-азиатским средневековым охотам, на которых задействовалось значительное количество участников, в том же объеме на большей части Алтая было невозможным из-за особенностей сложного горного рельефа.

Таким образом, мы видим, что неотъемлемой частью жизни алтайских воинов рассматриваемого периода была охота. Находка костяной накладки на переднюю луку седла в мужском погребении на раннесредневековом могильнике Кудыргэ с изображенной на ней сценой охоты и геральдическим сюжетом кроме прочего говорит о том, что охота несла некоторую социальную символику. Судя по соседству в композиции охотничьей сцены и геральдических изображений, можно сделать заключение, что охота была важной составляющей жизни знатного слоя раннесредневекового общества. Кроме того, в охотничьих сценах встречаются изображения охотников на лошадях, на крупах которых прорисованы тамги, которые также должны являться социально диагностируемым признаком знати.

Судя по данным рунических письменных текстов, охотничий подвиг в раннем средневековье мог способствовать переводу юноши в статус взрослого мужчины (Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 2005, с. 153). Содержащиеся в енисейских рунических надписях упоминания охоты свидетельствуют, что этот вид деятельности был излюбленным занятием раннесредневековой знати населения Саяно-Алтая. Одним из престижных видов охоты, которым занималась тюркская знать, была соколиная охота. Имеется ряд изображений сцен соколиной охоты, встречающихся на территории Саяно-Алтая и сопредельных регионов. На территории Горного Алтая зафиксированы две сцены соколиной охоты.

Охотничьи сцены в петроглифах могли иметь эпитафийное назначение. Возможно, в них нашли отражение деяния каких-то конкретных героев, охотников-воинов, умерших к моменту нанесения рисунков на скалу. В пользу этого говорят рунические надписи, зафиксированные рядом с некоторыми охотничьими сценами, которые при прочтении оказались эпитафиями. Мнение о том, что в сценах изображались конкретные люди, подтверждают фамильные(?) тамги, прорисованные на крупах охотничьих лошадей.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Итак, проведенное диссертационное исследование показало, что занятия охотой являлись важной составной частью системы жизнедея-

тельности населения Горного Алтая в конце I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Мясо диких зверей, добытое на охоте, пополняло пищевые запасы и вносило существенное разнообразие в питательный рацион. Пушной промысел поставлял мех для изготовления одежды, а рог и кость диких зверей использовались при изготовлении различных изделий: украшений, орудий труда, предметов вооружения и быта, деталей конского снаряжения. В рассматриваемый период населением проводились различные религиозные обряды, связанные с охотничьей деятельностью, что нашло отражение в существовании различного рода священных мест, связанных с промысловыми и другими культами (комплексы наскальных рисунков, пещерные святилища, клады).

Роль охоты была значительной для развития военного дела населения Горного Алтая. Во время проведения промысла воины упражнялись в стрельбе из лука по быстродвижущимся мишеням и тренировали другие навыки и приемы ведения боевых действий, а также отрабатывали взаимодействие между пешими и конными охотниками. В рассматриваемый период охота являлась излюбленным занятием знатных слоев общества населения Горного Алтая гунно-сарматского и тюркского времени и одним из основных мужских занятий. Охотничий подвиг мог быть одним из критериев перевода юноши в ранг взрослого мужчины. Все это свидетельствует о том, что охотничья деятельность это одна из важнейших составляющих частей системы жизнеобеспечения населения Горного Алтая в конце I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Монографии:

1. Соенов, В.И. Чепошские городища / В.И. Соенов, C.B. Трифанова, H.A. Константинов, Е.А. Штанакова, Д.В. Соенов. -Горно-Алтайск: ГАГУ, 2011. - 228 с. (авт. вкл. 1,5 пл.).

Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК:

2. Константинов, H.A. Направления хозяйственной деятельности населения Горного Алтая гунно-сарматского времени / H.A. Константинов // European Social Science Journal. - 2011. - №7. -С. 327-329. (0,25 пл.).

3. Соенов, В.И. Хронологическая и культурная принадлежность Манжерокского городища (Северный Алтай) / В.И. Соенов, H.A. Константинов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2011,- №6,- С. 183-190. (авт. вкл. 0,3 пл.).

4. Константинов, H.A. Сцены охоты на раннесредневековых петроглифах Горного Алтая / H.A. Константинов // Известия Алтайского государственного университета. Серия «История. Политология». -Барнаул, 2012. - №4-2(76). - С. 122-125. (0,4 пл.).

5. Соенов, В.И. Некоторые направления хозяйственной деятельности населения городища Нижний Чепош-3 и 4 (Горный Алтай) / В.И. Соенов, C.B. Трифанова, H.A. Константинов, Е.А. Штанакова, Д.В. Соенов // Вестник ТГУ. - 2013. - №2(22). - С. 100-103. (авт. вкл. 0,2 пл.).

Статьи и тезисы:

6. Константинов, H.A. Изображения лучников эпохи бронзы из памятника Калбак-Таш / H.A. Константинов // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. - Горно-Алтайск: АКИН, 2008. - Вып. 7. - С. 142-148. (0,3 пл.).

7. Константинов, H.A. Изображения воинов и охотников, вооруженных копьями и дротиками в петроглифах Алтая эпохи бронзы / H.A. Константинов // Археология и этнография азиатской части России (новые материалы, гипотезы, проблемы и методы). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - С. 215-217. (0,2 пл.).

8. Соенов, В.И. Раскопки средневековых объектов на могильнике Бике III / В.И. Соенов, C.B. Трифанова, H.A. Константинов, Е.А. Штанакова // Древности Сибири и Центральной Азии. - Горно: Алтайск: ГАГУ, 2009. - №1-2 (13-14). - С.74-95. (авт. вкл. 0,4 п.л.).

9. Константинов, H.A. Укрепленные поселения Горного Алтая / H.A. Константинов // Материалы XLVIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Археология Евразии. - Новосибирск: НГУ, 2010. -С. 67-68. (0,1 п.л.).

10. Константинов, H.A. Источники по изучению охоты в Горном Алтае / H.A. Константинов // Археология, этнография, палеоэкология Северной Евразии: проблемы поиск, открытия. - Красноярск: КГПУ, 2011. - С. 326-329. (0,4 пл.).

П.Константинов, H.A. Хозяйственные занятия населения городища Нижний Чепош-3 / H.A. Константинов // Материалы XLIX Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Археология Евразии. - Новосибирск: НГУ, 2011.-С. 70-71.(0,1 п.л.).

12. Константинов, H.A. Основные проблемы изучения источников по охоте населения Горного Алтая I тыс. н.э. / H.A. Константинов // Археология, этнология и антропология Евразии. Исследования и гипотезы. - Новосибирск: НГУ, ИАЭТ СО РАН, 2012. -С. 212. (0,1 п.л.).

И.Константинов, H.A. Источники по изучению охотничьей деятельности населения Горного Алтая в I тыс. н.э. / H.A. Константинов // История и культура средневековых народов степной Евразии. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. - С. 45-48. (0,5 пл.).

Н.Константинов, H.A. Соколиная охота в Горном Алтае / H.A. Константинов, В.И. Соенов // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. - Улан-Батор: Монг. гос. ун-т, 2012. - Вып. 3. - Т. 2. -С. 374-381. (авт. вкл. 0,3 пл.).

15. Константинов, H.A. Отражение охотничьей деятельности населения Алтая в петроглифах тюркского времени / H.A. Константинов // Древности Сибири и Центральной Азии. - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013.-№5(17).-С. 118-136. (1,5 пл.).

16. Константинов, H.A. Охотничья деятельность населения Алтая гунно-сарматского времени (по остеологическим данным) / H.A. Константинов // Археология, этнология и антропология АТР. Междисциплинарный аспект. - Владивосток: Издательский дом Даль-невост. федерал, ун-та, 2013. - С. 191-194. (0,25 пл.).

П.Константинов, H.A. Роль охоты в мясном потреблении населения Алтая в первой половине I тыс. н.э./ H.A. Константинов // Межкультурный диалог на евразийском пространстве. Серия «Древности Сибири и Центральной Азии». - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013. -№6(18). - С. 96-104. (0,7 пл.).

18. Константинов, H.A. Об охотничьих наконечниках стрел I тыс. н.э. в Горном Алтае / H.A. Константинов, В.И. Соенов // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Материалы IV Междунар. науч. конф. Чита, 13-19 сент. 2013 г. - Чита: ЗабГУ, 2013. - Ч. II. -С. 54-59. (авт. вкл. 0,3 пл.).

Издательство Горно-Алтайского государственного университета 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1.

Подписано в печать 17.03.2014 г. Формат 60x84/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать ризо. Печ. л. 1,5. Тираж 120 экз. Заказ № 40.

Отпечатано полиграфическим отделом

Горно-Алтайского госуниверситета 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1.

 

Текст диссертации на тему "Охотничья деятельность населения Горного Алтая в I тыс. н.э."

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Константинов Никита Александрович

ОХОТНИЧЬЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ В I ТЫС. Н.Э.

Специальность 07.00.06 - археология Диссертация на соискание ученой степени

04201459316

На правах рукописи

кандидата исторических наук

Научный руководитель канд. ист. наук, доцент В.И. Соёнов

Горно-Алтайск - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОХОТНИЧЬЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ......14

1.1. Обзор истории изучения памятников конца I тыс. до н.э. -1 тыс. н.э.....14

1.2. Охотничья деятельность древнего и средневекового населения Горного Алтая в трудах исследователей.........................................26

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОХОТЫ

НАСЕЛЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ В I ТЫС. Н.Э....................................49

2.1. Археологические источники.......................................................49

2.1.1. Остеологические материалы...............................................49

2.1.2. Вещественные источники...................................................59

2.2. Другие источники.....................................................................80

2.2.1. Изобразительные источники................................................80

2.2.2. Этнографические источники...............................................95

2.2.3. Письменные и лингвистические источники..............................96

ГЛАВА 3. ОХОТНИЧЬЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯГОРНОГО АЛТАЯ В I ТЫС. Н.Э.. ..101

3.1. Природные условия и биологический фон Горного Алтая.................102

3.2. Формы, приемы и техника охоты................................................109

3.3. Хозяйственная роль охоты........................................................120

3.4. Мировоззренческий, социальный и военный аспекты охоты..............133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................146

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.........158

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.........................................................201

Приложение 1. Таблицы................................................................204

Приложение 2. Список охотничьих топонимов....................................220

Приложение 3. Иллюстрации..........................................................223

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Изучение особенностей экономического развития древних и средневековых обществ является одной из важнейших задач исторической науки. Рассмотрение вопросов хозяйственного развития позволяет исследователям понять особенности экономики древних обществ, адаптационные механизмы, используемые населением различных природно-климатических регионов. Реконструкция хозяйства важна для определения особенностей системы жизнеобеспечения древнего и средневекового населения, что, в свою очередь, позволит охарактеризовать хозяйственно-культурный тип развития этого населения. Однако специальных работ, посвященных древнему и средневековому хозяйству, или как еще принято называть это направление, палеоэкономике населения Горного Алтая на сегодняшний день издано немного. Более того, имеющиеся работы охватывают не все направления хозяйственной деятельности, либо в большей степени являются обзорами источников.

Отсутствие значительного количества работ, посвященных хозяйству, на наш взгляд, связано с особенностями развития горно-алтайской археологии, которая изначально сложилась как «курганная», а поселения изучались не так интенсивно, как погребальные памятники. В то же время, отсутствие письменных источников по истории населения Горного Алтая для большинства периодов выводит на первый план археологические источники, являющиеся основными при изучении хозяйственной деятельности населения этого периода. Однако наиболее изученные погребальные памятники, не отражают «всего многообразия материальной культуры», на что указывали исследователи, рассматривавшие хозяйственные занятия раннесредневекового населения Горного Алтая (Кубарев Г.В., 1997, с. 154), и не могут в полной мере отражать особенности хозяйственного развития древнего и средневекового населения. Сложившаяся ситуация

неблагоприятным образом повлияла на степень изученности хозяйства населения Горного Алтая.

Тем не менее, на сегодняшний день имеются специальные работы по различным направлениям хозяйственной деятельности населения Горного Алтая в древности и средневековье. Некоторые исследования были посвящены обзору источников по тому или иному хозяйственному занятию и анализу этого направления (Тишкин A.A., 1996; Кунгурова Н.Ю., 1997; Бородовский А.П., 1997; 20076; Соёнов В.И., 2001; 2002; 20036; Борисенко А.Ю., Белинская К.Ы., Худяков Ю.С., 2008; и др.), в других были проанализированы отдельные виды источников (Кубарев В.Д., 2001а; 20016). В то же время, накопленные на сегодняшний день знания и источники по отдельным видам хозяйственной деятельности позволяют провести довольно подробное комплексное исследование этих направлений в конкретные исторические периоды.

Довольно перспективным в этом плане является изучение охотничьей деятельности в I тыс. н.э. Представительный корпус источников свидетельствует о значительном развитии охотничьей деятельности в данный период. Кроме того, многие исследователи отмечают, что занятия охотой являлись неотъемлемой частью жизни раннесредневековых тюрков и населения предшествовавшего периода. Именно занятия охотой тюрки рассматривали как одно из главных мужских занятий, наряду с участием в военных действиях. Благодаря постоянным занятиям охотой народы Центральной Азии поддерживали свои военные способности, что способствовало их боевым успехам в регионе и часто их войска превосходили армии соседних китайских и других государств. Кроме того, судя по имеющимся источникам, охота была одним из основных занятий знати этого периода, существовали престижные виды охоты, которыми занималась высшая прослойка. Охотничья деятельность как часть системы жизнеобеспечения играла важную хозяйственную роль с глубокой древности. С переходом от присваивающих форм хозяйства к производящим значение

охоты существенно снизилось, но, тем не менее, охота оставалась еще довольно значимым направлением хозяйственной деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о большой роли охотничьей деятельности в жизни населения Горного Алтая. Значение охоты не ограничивалось только хозяйственной стороной, также охотничья деятельность выполняла определенные функции в мировоззрении, военном деле, социальной сфере жизни населения Горного Алтая в I тыс. н.э., что делает исследование этого вида деятельности особенно актуальным.

Степень изученности проблемы. Вопросы хозяйственных занятий и, в частности, охоты древнего и средневекового населения Горного Алтая, так или иначе, затрагивались исследователями, начиная со второй половины XIX в. Первоначально это были работы описательного плана, без глубокого и комплексного анализа полученных материалов. В последние десятилетия с привлечением методов естественных наук и при комплексном изучении данного вопроса накоплено довольно значительное количество наработок, посвященных отдельным историческим эпохам. Стоит отметить, что отдельные вопросы охоты древнего и средневекового населения Горного Алтая рассмотрены в работах таких исследователей, как В.В. Радлов, C.B. Киселев, С.И. Руденко, М.П. Грязнов, Л.П. Потапов, Н.Д. Оводов, A.B. Гальченко, П.И. Шульга, В.И. Молодин, С.М. Киреев, Я.Ю. Полосина, Н.Ю. Кунгурова, В.Д. Кубарев, В.И. Соёнов, А.П. Деревянко, М.В. Шуньков, А.К. Агаджанян, А.Н. Садовой, С.С. Онищенко, Ю.Ф. Кирюшин, К.Ю. Кирюшин, А.Ю. Борисенко, К.Ы. Белинская, Ю.С. Худяков и др.

Охота населения Горного Алтая гунно-сарматского времени рассматривалась только при анализе материалов городищ Нижний Чепош-3 и Нижний Чепош-4 (Соёнов В.И. и др., 2011, с. 47-49). Охотничий промысел населения Горного Алтая второй половины I тыс. н.э. рассматривался в обобщающих трудах C.B. Киселева (1951, с. 511-512), Л.П. Потапова (1953, с. 88; 2001). Анализ изобразительных источников по охоте этого периода был проведен В.Д. Кубаревым (20016), А.Н. Садовым и С.С. Онищенко (2003, с.

212-215). Развитие охоты населения Горного Алтая тюркского времени также было охарактеризовано A.C. Суразаковым (20026, с. 198).

Объектом исследования является система жизнеобеспечения древнего и средневекового населения.

Предметом исследования является охотничья деятельность населения Горного Алтая I тыс. н.э.

Цель исследования - на основе археологических источников реконструировать особенности развития охотничьей деятельности населения Горного Алтая в I тыс. н.э. Для выполнения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть историю изучения археологических памятников Горного Алтая I тыс. н.э., относящихся к булан-кобинской, майминской и курайской (тюркской) археологическим культурам;

2. Рассмотреть историю изучения охотничьей деятельности населения Горного Алтая в древности и средневековье в трудах исследователей;

3. Проанализировать источники по изучению охотничьей деятельности населения Алтая I тыс. н.э.;

4. Охарактеризовать природно-климатические условия и биологический фон развития охотничьей деятельности в Горном Алтае;

5. Охарактеризовать орудийный охотничий комплекс и определить формы, технику и приемы охоты, применявшиеся населением Алтая гунно-сарматского и тюркского периодов;

6. Определить значение охоты в системе жизнеобеспечения населения Горного Алтая I тыс. н.э.

Территориальные рамки исследования ограничены Горным или Российским Алтаем, в административном плане - это территория современной Республики Алтай Российской Федерации. В географическом плане Горный Алтай является частью Алтайской горной системы. Южной границей служат горные хребты Сайлюгем и Тавын-Богдо-Ола; восточной границей является хребет Чихачева и Шапшальский хребет; на севере горы

Алтая граничат с Горной Шорией; на северо-западе горные долины выходят на Предалтайскою равнину и Верхнеобское плато; на западе территория Горного Алтая ограничивается хребтами Холзун и Листвяга.

В современный геологический период Алтай является одной из самых высоких горных областей орогенного пояса Южной Сибири. Он представляет собой гигантский свод, сложный и разнообразный в орографическом отношении. Характерными для Алтая являются труднопроходимые, а порой и непроходимые высокогорные, среднегорные, низкогорные рельефы, расчлененные эрозионными долинами рек и межгорными котловинами. Географы выделяют шесть физико-географических провинций в границах современной Республики Алтай: Юго-Восточная, Восточно-Алтайская, Центральноалтайская, СевероВосточная, Северо-Алтайская, Северо-Западная провинции (Маринин A.M., Самойлова Г.С., 1987, с. 89-97). Все эти провинции различаются морфоструктурными признаками и имеют свои климатические и ландшафтные особенности.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. и включают в себя два больших исторических периода - гунно-сарматское и тюркское время. Первый период связан с существованием в Горном Алтае населения - носителей булан-кобинской культуры, памятники которой относятся ко II в. до н.э. - V в. н.э. Появление памятников булан-кобинской культуры связано с эпохальными изменениями, произошедшими в центральноазиатском регионе и повлиявшими на смену культур скифо-сибирского мира культурами, испытавшими влияние хуннской культуры (Тишкин A.A., 2007, с. 158). В северной части региона, в предгорной и низкогорной зоне были зафиксированы памятники, отнесенные исследователями к майминской археологической культуре, материалы которой датируются концом I тыс. до н.э. - первой половиной I тыс, н.э. (Абдулганеев М.Т., 1998).

В середине I тыс. н.э. произошли значительные изменения политической ситуации в центрально-азиатском регионе, которые были связаны с созданием и существованием раннесредневековых тюркских государств - каганатов, в состав которых входила территория Горного Алтая. Ко второй половине I тыс. н.э. относятся археологические памятники курайской по Д.Г. Савинову (1982; 1984, с. 48-76) или тюркской по A.A. Тишкину и В.В. Горбунову (2002, с. 85) археологической культуры. К концу I - началу II тыс. н.э. относятся археологические памятники кыргызской культуры (Тишкин A.A., Горбунов В.В., 2002, с. 85).

Источниковой базой послужили опубликованные и неопубликованные материалы, полученные в ходе изучения археологических памятников Горного Алтая I тыс. н.э., сведения о которых содержатся в статьях, монографиях, полевых отчетах исследователей.

Поселенческие материалы представлены результатами исследования памятников Тыткескень-3 (Кунгуров А.Л., 1994), Усть-Куба (Киреев С.М., Ларин О.В., 2004), Черемшанское городище (Киреев С.М., 1991; 1995), городище Нижний Чепош-3 (Шульга П.И., Тишкин A.A., Соёнов В.И., 2010; Соёнов В.И. и др., 2011).

Значительное количество источников, связанных с охотничьей деятельностью содержатся в материалах погребальных памятников, относящихся к исследуемому периоду. Это опубликованные результаты изучения таких памятников как погребение в пещере на реке Кам-Тыттугем (Семенов А.И., 1995; Худяков Ю.С., Эбель A.B., Кочеев В.А., 1998), могильники Белый Бом-II (Глоба Г.Д., 1983), Бике I (Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В., 1990), Булан-Кобы-IV (Мамадаков Ю.Т., 1985), Верх-Уймон (Соёнов В.И., Эбель A.B., 1992 и др.), Дялян (Митько O.A., Тетерин Ю.В., 1992), Кара-Коба-I (Могильников В.А., 1990; 1997), Катанда-3 (Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997), Кудыргэ (Гаврилова A.A., 1965), Курайка (Соёнов В.И., Эбель A.B., 1998), Курай III, IV, V (Евтюхова Л.А., Киселев C.B., 1941), Степушка-1 (Кирюшин Ю.Ф. и др., 2011), Юстыд-ХП

(Кубарев Г.В., 2005), Ябоган-I (Кочеев В.А., Суразаков A.C., 1994), Яломан-П (Тишкин A.A., Горбунов В.В., 2005а; Тишкин A.A., 2011) и др.

Кроме того, в ходе проведения исследования производилась работа с археологическими коллекциями поселения Майма-1 и могильника Айрыдаш-1, хранящихся в фондах Национального музея Республики Алтай им. A.B. Анохина (инв. № 11693, 12020, 10540, 10652, 11936, 12111, 10661, 11966), городищ Нижний Чепош-3 и 4, могильников Верх-Уймон, Курайка, Степушка-2, хранящихся в фондах Музейного комплекса ГАГУ.

Изобразительные источники представлены следующими петроглифическими местонахождениями: Калбак-Таш-I (Kubarev V.D., Jacobson Е., 1996), Калбак-Таш-II (Кубарев В.Д., 20076), Жалгыз-Тобе (Cheremisin D., 2002; Кубарев Г.В., 2004), Кургак (Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В., 2002), рисунок на стеле у с. Улаган (Кубарев В.Д., 1984), Туэкта (Миклашевич Е.А., 2006), Устю-Айры (Миклашевич Е.А., 2003), Бичикту-Бом (Минорский А.И., 1951; Мартынов А.И., Елин В.Н., Еркинова P.M., 2006; Ямаева Е.Е., 2009), Тыныскайак (Ямаева Е.Е., 2010), Усть-Кан (Елин В.Н., Некрасов В.А., 1994), местонахождения в долине р. Чаган и ее притоков (Окладникова Е.А., 1988; Черемисин Д.В., 2004; Окладникова Е.А., Слободзян М.Б., 2009), а также сценой на костяных накладках на переднюю луку из могильника Кудыргэ (Руденко С.И., Глухов А.Н., 1927).

Кроме того, для оценки данных, полученных в ходе изучения археологических источников привлечены этнографические сведения (описания путешественников и работы исследователей, касающиеся культуры коренного населения Горного Алтая XIX - начале XX вв.) (Радлов В.В., 1989; Сатлаев Ф.А., 1974; Потапов Л.П., 2001; Дьяконова В.П., 2001; Кандаракова Е.П., 2007; и др.), письменные (Бичурин Н.Я., 1950; Малов С.Е., 1951; Кляшторный С.Г., 1964) и некоторые другие виды источников.

Методологическая основа. Исследование основано на системном подходе - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности

отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Проведенное исследование соответствовало принципу историзма, который основан на рассмотрении мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

В ходе нашего исследования были использованы как общефилософские методы исследований (описание, анализ, синтез), так и конкретно археологические (типологический, метод датированных аналогий), а также ретроспективный метод, статистические методы анализа массовых явлений, сравнительно-описательный метод, археозоологический метод анализа мясного потребления.

Говоря о конкретных методах, стоит отметить сравнительно-исторический метод, который позволил выделить особенности развития охотничьей деятельности населения Алтая рассматриваемого периода с особенностями охоты населения региона предшествующего и последующего исторических периодов, а также с охотой населения сопредельных регионов, отличающихся географическим положением и природно-климатическими характеристиками.

При реализации исследовательских процедур особенно интенсивно применялись ретроспективные методы, при которых проводились определенные параллели с традиционной охотой, зафиксированной в этнографическое время у народов Центральной Азии, Сибири и др