автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Опыт комплексного исследования образования стиля декоративно-прикладного искусства

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Фролова, Людмила Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Опыт комплексного исследования образования стиля декоративно-прикладного искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Опыт комплексного исследования образования стиля декоративно-прикладного искусства"

МИНИСТЕРСТВО НЛУП1, ВЫСШЕЙ 1ШЮЛ1» И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМШ.1ЕННМ ИНСТИТУТ им. СТРОГАНОВА

На правах рукописи УДК: 7.035.25; 7.021.4

ФРОЛОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА .

ОПЫТ К0,\ТшШЖ>Г0 ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СТИЛЯ ДЕКОРАГИШО-ПРИКЭДНОГО ИСКУССТВА (французское серебро стиля ампир)

17.00.05 - декоративное и прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

КА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

Москва - 1992 г.

Диссертация выполнена в Московском художественно-промышленном институте им.Строганова. Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор искусствоведения П.А.ТЕЛЬТЕВСКИЙ доктор искусствоведения В.С.ТУРЧИН

кандидат искусствоведения

М.Н.ЛОПАТО

Государственный музей-заповедник "Московский

Кремль"

Защита диссертации состоится 1992 г.

в 12.00. на заседании специализированного совета К-064.10.01 при Московском художественно-промышленном институте им.Строганова по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, дом 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Просьба принять участие в защите и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат диссертации разослан "#"

е&лЗи. 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Л.А.Дицкая

РОССИЙСКАЯ

судак п: ::..■< а я

БИ5ЛИ0 ГI:IV/*

ОБЩАЯ -ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш. Исследование представляет определенный *тап в изучении серебряного дела Франции- страны, занимающей с ХЛЗ века ведущее положение в истории западноевропейской культуры.

Чтобы проследить за особенностям! развития декоративно- прикладного искусства, важно не только рассматривать в совокупности все его вида, но, исходя, из обьединяхцего иг стилевого взаимодействия друг с другом, можно сконцентрировать внимание на овделышх или отдельном его виде, наиболее активно участвующим в создании интерьера.

В атом отношении обращение к золотому и серебряному делу Франции в изучении декоративно- прикладного искусства »той страж логачно : среди многочисленных объединений / коммун мастеров железа и стали, бронзы, олова, меди/ самое* привилегированное положение всегда занимали мастера серебряного дела.

Интерес автора к художественному серебру Франции первых десятилетий XIX века объясняется рядом факторов. Во- первых, сталь ампир, возникнув как чисто французское явление для прославления молодого буряу азного государства - империи Наполеона Бонапарта, в течение только одного десятилетия перешагнул узко региональные ремки и получил т-рокое международное звучание, стар общеевропейским стилем. Во- вторых, именно Франция начала XIX века открыла новую страницу в истории европейского декоративно- прикладного искусства, развивающегося в условиях машинного производства, когда искусство постепенно становилось во многом частью художественной промыниенности. Именно в ктом периоде находится ключ к пониманию процессов, происходивших не только во французском, но и во всем европейском декоративно- прикладном искусстве воего XIX- начала X/ вв. В-третьих, именно в серебре ампира наиболее полно аккумулировались изменения декоративных »лемен-тов, которые во многом определяли стилевую специфику других видов декоративно- прикладного искуоотва.

Данную работу следует рассматривать как опыт искусствоведческого исследования конкретного вида декоративно-прикладного искусства, игравпего ренипцую роль в организации художественно- эстетической среды.

Ддя »того правлечеи пласт неисследованного материала - серебряные изделия, хранящиеся в крупнейших российских музеях - Эрмитаже, Государственна музеях Московского Кремля и Историческом музее в Москве.

Ш1&ь1Ш исследования являются светские изделия из серебра. Это 13$ произведений в хронологических рамках 1800-1й20-е гг. работы Н извеотных мастеров Дари*а.й>1в>лв»овр8«мй(««№. Возможность сконцентрировать ^цинаше на отечественных коллекциях-1 позволило то обстоятельство, что произведения »ти отличаются высоюш художественным уровнем исполнения, они с достаточной полнотой отражают разнообразие типов, их стилистическую »волюпию, а так-е творческую манеру ведущих ювелиров гпохи.

Созданные в мастерских Парита в основном по высочайшим заказам • русского двора, ли произведения обязаны были отвечать самым последним требованиям моды.

Привлекались так*е произведения из зарубежных частных и государственных собраний, исследуемые в основном в качестве широких анало-шй для вновь вводимых коллекций, а такте рисунки архитекторов и художников .

_Ц£ЛЫ!_работы явилось выявление основных Лекторов, воздействующих на развитие стиля задетого в серебряного дела Франции начала XIX века, его роли в организации интерьера, а так-е определение основных положений, сформировавшихся в искусстве ампира и получивших отражение в ювелирном искусстве начала XX века.

6 соответствии с целью основные задззи формулируются следующим образом:

-анализ историогра{ий с позиции вышеизложенных проблем и выявление

существующей проблемной ситуации;

-определение основных положений, влияющих на развитие золотого и серебряного дела Франции;

-выявление основных источников, формировавших стиль ампир; -технико- технологические факторы и их значение; -стилистический анализ коллекций и творчества мастеров; -овязь произведений прикладного искусства с архитектурой и изобразительным искусством; -определение роли изделий из серебра в организации интерьера ; -выявление художественно- астетической значимости ампирного серебра для современного искусства;

Даучная новизна работы заключается в том, что впервые на основе комплексного метода анализа выявлены основные факторы, обусловившие возникновение и развитие стиля ампир на материалах отечественных коллекций бытозого серебра Франция начала XIX века, его роли в организации парадного интерьера, а такяе предпринята попытка выявления художественно- эстетической значимости ампирного серебра для стиля ювелир ного европейского искусства начала XX века.

Практическая ценность работы состоит в том, что в ходе исследования в научный обиход вводятся материалы отечественных коллекций французского серебра стиля ампир, впервые дается ряд атрибуций, что может иметь значение в музейной практике при каталогизацки аналогичных произведений.

Применен нетгит комплексного анализа, имеющий широкое распространение в искусствознании при атрибуции конкретных произведений. В данной работе он получил иной аспект использования при анализе целы* коллекций в каталожной часта работа. Часто искусствоведы в изучении серебра ограничивают себя рассмотрением внешних стилистических особенностей издели!, что обедняет искусствоведческий анализ. В связи с этим неотъемлемой частью метода явилось включение в стилистический анализ технико-

технологических аспектов, а также рассмотрение взаимозависимоеш серебра с архитектурой и. изобразительным искусством. Это позволяет создать обпирныи фон для рассматриваемых произзедений и найти им определенное место в кругу известных опубликованных работ. Об юн и структур0. .Диссертации состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы. -Работу сопровождает каталог на 133 произведений с фо:огра_ияг.и и таблшцага.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ К ОСНОВШВ ВЫВОДЫ РАБОТЫ.

введение, лр^пеи^-ирована актуальность темы, сформулированы цель, задачи и метод исследование,обосноваш научная новизна к практическая значимость работы, fío введении также раскрывается состояние изученности вопроса.

Публикации рассматриваются под углом зрения задач, диктуемых це-ляая исследование, с объедением хронологического принципа, позволяющего проследить историю вопроса.

Первые -.0ойдэю:з!в труду по проблемам французокого серебряного производства появляются в первые десятилетия XX века за рубежом и в России одноьрегег'но. Они содержат обшрный,хорошо иллюстрированны" ^eiiiii'iocizi-4. ".'лтернал.

£то работа французского исследователя А.Буйле "Золотое и серебря-ноз дело 1-ракпо: ХЛЗ-ХШв" - двух том-:"., издашня з 1908-1212гг и то хда ¿е появгвиееся исследование А.а.фелысерза:га"Описи серебра двора Его императорского ьеличестьа"- единственная во все.-! русской искусстве ведческсй нг.уке ;.:о-;сгра.кчиская работа,систематизировавшая. храюнцее-с:-: в России серебро иностранно.. работы, выполненное по заказам императорской Фамилии.

иба исследователя блпгхи пониманием проблем стиля и методико.. раскр1:тл .тих проблем.о™ рассматривают серебро ампира в русле o6t;e-

¡пш'.стических проблем неокласспшзма анализирует Текторы, влияние гг. его формирование, среди которых большое место отводится техническо-.г/ состоянию производства,пытаются .дать опенку /тим '.акторам.

Основная методика исследование последних десятлось- ретроспек-гтгный показ развития золотого п серебряного дела.Углубленно рг.ссмэтри-июг 1фойлсш стиля французские исследователи А.йок и С.Гравдлан, даю-з обяснох-янпую картину предпосылок, форилрутзчпх стать в серебре пата а 1>. века. СМ^атхьнг с последователем начала УХ века А.Буме объединит один и тот де круг поднимаемых «опросов: анализ сопизльно-1;ом;тг.чес1'лх предпосылок, стилистических и технико- технологических ;.сиет;тов, бытования. 1!редпринята попытка оценить значение возникших а чз"пде ;сХ река поомстепных выставок и нового явления в искусстве келлекциоплрования. Пользуясь в основном одними :л теш же примерам:, ги, не повторяясь,освещгпт проблему развития искусства серебра с разных аспектов.

Глубина изложения материала отличает также альбом 1ранцузского исследователя А-Хельфт» "Великие серебряники от Людовика ХИ до Карла X',' кредставятада! наибольший интерес среди этого типа лубдакацв.'..¿начп-• . тельчое место в нем отводится знализу истоков искусства не гаже спет з-ма и э в спеши орнамента от рококо до ампира, а также ролл архитекторов Ы.Лерсье и Л.Фоитеп, художников л. Давида и П.Прхдона, идеологоз стиля ампир.

¿опрос роли художников в формировании стиля освеадетсл практически во всех публикациях по искусству амшра.

Один :;з вамнелтас стилеобр'ззухппх фкторов- связь декоративно-прикладного искусства с архитектурой- освещают опубликованные у;.:з в начале XIX века и затем неоднократно переиздававшее я вплоть до XX века сборники рисунков архитекторов Ш.Персьё и П.Зонтена. Среда них "настоящей бибжей нового стиля" стало вышедшее в свет в 1812- на

французском языке сочинение этих архитекторов "Сборник эскизов дал украакния интерьера и всех видов обстановки".

Болшол вклад по введению в научные оборот новых произведена^ вносят научнее каталоги последних десятилетий.Большую ценность имеют каталоги, публлкущие всешрно известные коллекции французского серебра в [дузеях Лувра, Клюнк, Карнавале /Франция/,Виктория и. Альберта / Англия/,Метрополитен музея /Сил/.;

Предетавление о литературе по проблемам дисс ^тации будет неполным без учета огромного количества тучных сгат публикуемых с 1950-х годов в периодических издание по искусству на французском и английском языках. Они касаются разных аспектов развития золотого и серебряного дела XIX пека: обцему направлению развития производства, отдельным произведениям и ведущим мастерам эпохи, эволюции орцаментал. пых мотивов, оказывазецкх Формирующее воздействие на сталь, использованию орнаментальных форм я мотивов ¿мпирногр серебра б других видах прикладного искусства, в частности мебели.

В отечественной искусствоведческой литературе -ранцузское прикладное искусство ампира практически не изучено.одним из немногих г. разносторонних исследователе.'! прикладного искусства Франции эсдогоя. доктор искусствоведения К.¡С.Бирюкова. Сдпако ее научные интересы рас пространяются. главным образом,на ХУЛ- ХУ-ьь.

За последние десятилетия появилось ряд работ по вопросам об:до закономерностей развития западноевропейского, в частности Французскс го искусства исследователей Ю.д.Колшнскою, Е.И.Марченко, Л.С.Алеши-гНОл, й. й. Кали тин оЛ и 3. Березиной. Круг исследуемых ими вопросов-ссновные зтапы развития искусства, место архитектуры з развитии худ; ;::ественнол культуры и искусства, роль национальных жал в общеевропейском стиле.

Яачало XIX века она рассматривают как целостную пластическую сп<

тепу художественных форм, приемов, меюдов'о естественной взаимосвязью зодчества, изобразительного и прикладного искусства и как из- , риод, завершающи;! процесс распада некогда органичного стиля.

Рассмотрение историографии по золотому и серебряному делу Франции свидетельствует, что ряд его аспектов фундаментально нз исследован, по другим имеются противоречивые сведения, зто пренде всего вопросы хронологических рамок стиля и источников его формирования. ,

Большинство исследователей /А.Булле, А.Хельфт, Ю.Д.КолшнскиЛ.Н.Й.Ка-литина, В.Березина/ограничивают стиДь ампир 1800-1815гг. Некоторые поднимают нш:шю границу до 1805г. Верктсю границу стиля только два исследователя /С. Гранд/ан к К.То/ определит ме:/ду 1020- 1830гг, не аргументируя однако то положение.

В определении источников, оказавзих влияние на Форшроваше орнаментального строя ампирного искусства, авторы в основном сходятся. однако они указывают разный круг о тих источников. Кромв того, не выявлены закономерности иг взаимодействия и отсутствует системный подход в определении этак источников.

3 перво.1 главе рассматриваютая-совдально-политическая ситуация во франции и ее воздействие на серебряное производство, технико- технологический аспект производства и era влиянье на стилистику искусству а также анализируются факторы и источники, участвующие в формировании стиля в серебре.

Начало XIX века было революционно не только е изменении политического ре.кима и законов, но и в алане духовной жизни и творческой деятельности.

На пути возрождения серебряного производства в послеревсиюциош, ной Франции правительство сделало два ваших шга.^о- пзрвих.,установило жесткую регламентацию употребления драгоценного металла, которая была обусловлена Финансовыми трудностями в стране. Во- вторых,отмени-то средневековую систему ремесленных корпораций. На прот.-гкении ряда столетий цеха играм прогрессивную роль, обеспечивая высокое качест-

во исполнения. К концу XjL века они стали тормозом развития производства. Причинтому был узко кастовые характер организации, которая не могла гарантировать рагние права столичным и провинциальным мастерам, а также всем мастерам, независимо от национально:; принадлежности, не являлась батьте стимулом роста талантов.

Моральное и материальное значение закона об отмене ремесленных корпораций неоценимо: били сняты все ограничения в ученичестве и подготовке кадров, перестали существовать правиле от, которыми наделялись только королевские мастера. Однако сохранилась и продшккала культивироваться традиция наследования профессий. Как пол о. си тельный результат действия закона следует рассматривать быстрое формирование в первые года ХИ века новых мастерских, фабрик и фврм.

Упразднение цехов внесло оерьезные изменения в административную структуру и систему клеймени*. Древнго коммуну сменило гарантийное бюро, которое выполняло государственные охранные {унгщии, соедаш'л в себе пробирера и контролера. Производство было впервые поставлено под пряло"; контроль государства.

Dee эти .мерк позволили уже в первое десятилетие XIX века вывести серебряное производство Франции в разряд ведущего не тальт?о внутри страны, но и в масштабе Европы.

Вынужденные ограничения в расходовании .драгоценного металла обернулись стимул от.*, развития научной и рационализаторской мысли, направленных в первую очередь на усо];ераепсгвовзжз технологии лроизвод-ства и поиски заченителед дорогоетолцы лк.тери?лов. Тенденшя времена-оснащецие бммего ремесленного производства достижениями неуки- отвечала потребностям ноаого класса буржуазии.

Анализ технической стороны серебряного производства крайне ва-^н гакко для правильности выводов о стилистических особенностях серебра тонна ХУИ5- начала XiXoB. Необходимость в нем заключается такае

в том, что в суцемвухюдах исследованиях отсутствует предстаатение о взаимосвязи применяемых в начале XIX века приемов обработки,.<> техно-' логаческо! це почтя, последовательности . применения разных приемов.

В работе с драгоценным металлом поярехнему применялись традиционные ;,риемы и инструменты. Требования экономии драгоценного металла, а также расширение круга заказчиков сделало валшейгаим в работе с ним умелое "выкраивание" формы, экономное и разугмое использование в производстве самых минимальных "отходов".

Первым цоврвведевдрм вречвич стало получение прокатанного равномерно гладкого р одинаковой толщины по всеЯ поверхности серебряного лист^. ррщое ювелир мог поручать не просто тонкил лист, а требуемой ему тертряц. Производственный пррцеср тем оамым был ре17лкруем. Преим^,[астррм такого листа была его способность принимать нужную ювелиру фактуру, что позволяло создавать любой рельеф.

1'расота прокатанного серебра зависела от выбора направления прокатах и степени нажима на заготовку, которые мастер соотносил с характером будуцаго изделия.

Чеканка путем постепенного выбивания релвв^а, пмевпая место в предпестлумдае столетия,стала постепенно заменяться работой чеканщика по матрице с моментальным перенесением всего рисунка путем roiamtoro. ;;остеп;нно нарастащего давления ira матрицу /итампоЕка/. Зтот нряек бил основан на уникальных свойствах высококачественного металла-способности размягчаться под бспьшм давлением. Залогом высокого кач чества произведения был профессионализм граверг, при изготовлении матрицы.

С коша хГы века чеканка по серебру получает бслылол импульс от искусства худо .ественноГ; бронзы, заимствуй новые приемы работы и новые .'шетрумвнтн.атому. способствовало во шагом обьединение во второй таювтне лЛ;. века в 33 крупных худояеетвенных ценврах Франции мастеров

тт

серебра и бронзы п единую корпорация. ГГз бронзы пришв в серебро чеканка с применен^.', натршды, усоверпеяствованная технсиотая золочения, градация блестлцего и матового зшгочеии и "холодная" сборка отдельных детале худо «ственного изделия, что позволило возродить на ново;* тех-шческ основе традицию ХЛш- создание крупноразмерных серебряных изделий.В определенное степени благодаря этому смогли появиться шедевры серебряного искусства начала XIX века- колыбель "короля йи.'а"и туалетный гарнитур императрицы Марии Луизы.

Возмо "яооть механизировать процесс традиционней чеканки способствовала расширению диапазон?! применения штамповки не только для получения орнамента, но к для воспроизведения небольших -.орм и ее 1раг ментов, что в дальне.'лем явилось основоа дал тиражирования изделий. Посредством .дтамповкп на токари о- да: .-'льном станке вырубали плоские заготовки из листового металла, выгибали и вытяхявали об7г2№ые детали

формы. На таких ¿е станках "наката вали "рельефный орнамент на изделия концентрической формы и создавали необходимую фактуру.

иыполненшг: с применением технических средств изделия, всевда подвергала ручней доработке, сахр лявшаЛся постоянно в серебряном произвол стве Франции, даже в промышленной его форме, что позволяло выявлять красоту металла, прихотливый контур узора, пластику рельеф и скульптура.

Стремительное развитие т: начале XIX века техники основ;.валось на достижениях предшествующего периода. Из 17й века-был перенесен в ХхХ ¿ек, став'ль. к концу стилеты.-: еднам <:з са,ллс распрострзиен!Ш~Ь искусстве худоисствелногэ металла прие-.ов, папрлгешшх на создание Депюхкх. заменителе»; дорогостоя да маТер:пл?м- способ глубокого серебрения б^тов!« изделий из геди и столовых приборов /¡лакироьачие/. йршие образны продукгдаи .-.того производства зкспошровалксь на первых »■яоторш поикладвого искусства -Зрвпши художественно- про!.ышенннх

Выствках 173В и.—1800гг, когда -производство серебра находилось в упадке. Технический прогресс в остающимся по оущеотву ремзсленшм серебряном производстве положил начало разделению мезду искусством л ремеслом. Оно проявилось о одной стороны, в расширении круга творческих специальностей, участвующих в создании произведении /наряду с прикладниками это dam архитекторы,скульптора, аивоппсцы, граверы/, с другой стороны, в появлении ряда новых технических специальностей: прокатчика, токаря по металлу, резчика, монтирована.

Технологическая цепочка в серебряном производстве складывалась в -то время из следующих основных .процессов:

-Прокатка /вальповк^"

*Ковка.

-Чеканка- штамповка.

-Токарная обработка /воспроизведение '-орм, орнамента, отделки полированием/.

-Резка, обеспечивающая силу л произведения. - Монтировка.

- Отделка изделия /полирование,золочение/. При изготовлении слокннх изделий л авторской работы попре:кнему применялось прочеканенное литье. Механизация производственных процессов позволила иперше получить типовые элементы формы,ее Фрагментов, орнамента, что позволяло тсомгановать их в разных комбинациях и тем самым ускорять создание новых произведений. Как никогда ранее был реализован специфический принцип декоративно- прикладного искусетва-лриншш множественности. Повторяемость элементов не только внутри круга работ одного мастера, но ив произведениях группы мастеров стала художественным приемом стиля. Б то :*е время как никогда ранее во.люе значение приобретало умение избегать однообразия для сохранения художественно.. виражительности произведения, ьго можно было избежать

прежде всего, выбрав правильный'ритм построения орнамегтзлышх рядов. Сознательным использованием одних и те с «2 незатейлива узороз в вертикальном и горизонтально:« ритгичног их чередовании, ювелиры заставляли орнаментальные ряды сверкать к радовать. Сочетанием плос-, ких а рельефных, прямых и изогнутых элементов формы и орнамента они добивались слияния ритма вещи о ритмом дзкора.

Ценившим свидетельством положения $ел » серебряном производстве были художественно- промышленчие выставки. Анализируя щ., с точки зрения технической стороны производств;.), мокно отгктить следуйте его особенности:

-Впервые изделия из серебра бь'лн представлены на третьей выставке в ¿ВЫг.Этс были произведения ювелира А.Опоста.

-йа четвертой выставке 1806г, официальное прпзчшяе жори получила новая для серебра техника "гсамповки; впервые публики' стали известны имена е:де двух ¡¡ая'ххтход сеоебрлглков ампира К.одно и М.Бьепне, а та:и.е посте-щи рез гпсяонироьались произведения А.Огюста.

- Ка пятой выставке 1813г. были учреждены золотке медали для иксте-ров новой тохгспескоЯ слеи.ч'-.лпиости- моптирох&даков.

Кроме взаимосвязи с технике- технояох-ичеокшя! свойствами обработки материала, художественны-, образ :овелирного изделия складывался из неразрывного единства выразительной $ормд и утилитарной целесообразности пещи. Художественное содержание произведения прикла,иного искусства раскрывается через его органическое вхождение в архитектурное пространство.

Как зто уже было в ХУТ1 столетии идея могу;¡ества государства воплотилась в грандиозных строительных работах. Архитектура была ведущим искусством. Активная деятельность архитекторов Ш.Персье и П.Фон-

тела в прикладном .искусстве ' подтверждай роль архитектуры как одного из ваше ишх с тиле образующих Факторов в прикладном искусстве. ,

И архитектуре ампира господствовала прямая линия,лироко использов^ лись геометрические л>рмы,применялась ордерная система. Для нее было характерно сочетание конструктивизма и декоративности, проявляющейся в соединении воедако прочности сооружения, мопр. несущих конструкций, точности пропорций с удобством и целесообразностью в организации внутреннего пространства, с равновесием маос, продуманностью в расположении украяешв.. Поиски новых арахитектурных решений создавали предпосылки для изменения о тиля серебра, явдяющзгося составной частью архитектурного образа, ото притаилось в исползовании в ампирном серэб-ре ордерных элементов, трактованных в декоративном аспекте, выверен-ности пролорщи, а таю.;е сочетании гладких располированных и матовых орнаментальных зон, во введении в композиции утилитарных предметов 1орм триум'.алонол архитектуры, в использовании скульптуры и,-рельефа, освобозденных от рам, ниш и прочих обрамлений.

Стилизованная под античность скульптура динамичная,контрастирует со спокойными простыми архитектоничными '"ормаж, выполняет сущест -генную рати в изменении ритма линик.Декор берет на себя задачу сближения изобразительного начала с архитектуро.'.репает такяе архитектонические задачи и обогащав7 архитектурное пространство.

Со стен интерьеров декорация переходит па объеьм серебряных изделии, с ала ^онов- на крышки сосудов, традиционные обрамления штукой! композиции повторяйте л в орнаментальных паюсах на изделиях, орнаментация с капителей колонн переходит на колонны канделябров и под-свечгаков.

Прежде чем новый стиль заслушал название омшр, его элементы начали протвлггться, котя и достаточно редко, на лаго развития классики Щ1зш в ¡л>-е годи X/-: века.

основой дня йозданпя в ампирном серебре нерасчлененных объемов стала последовательная разработка в классищзме несущей конструкции, четкое разграничение ее функций с несомой. Первые шаги в направлении нормирования сложно- профилированного монументального поксля, характерного конструктивного признака ампирного серебра, тате были еделани в классицизме.

В создании монолитного объема, объединении воедино всех частей .ормы важную рель играла линия. сна создавала острый выразительный силуэт. Плавная ь основных объемах, напряженная в профилях, линия веет да непрерывна.л классицизме линяг. -¡шрокие, свободные, мягкие. С конца ¿71; века в их течег^ш появляется больше напря-.енносги и остроты, столь характерных для ампира.

3 тесном взаииоде.-стнии с особенностли формирования архитектурного стиля находилось орнаментальное искусство.Приоритетная роль в нем с а/1 ьека лрвпадяе зла ::утехникам.В искусстве ампира она дарехеи». дат г архитекторам, гак „то у,ле было в ХЛ1 столетии. Полому отделить в амшре орнаментальное искусство о* архитектуры невозможно. ""ем более, что ведущие архитекторы времени Персье и ¿оКШ соединяли в се?е мастерство архитектора л орнаиеитдллстз.

Архитектуру и присланное искусство читав'; одт и тсу.о орнзмен-тальнне мосты. Ампнрному оспзжту были сзайсавенны, с одной сторо-ни,плоскостность трактазте:, парочктое- однообразие р"'!":а,подчеркнутая слг'детсиг, когда одна полоьлна орнамента с;ро~о :: £ссла:л:о повторяла .другую. С другой стороны, арнагент пышен, (три да за л гроизвецеки9?! величественное соьер •.■е.четве. Повторялись растительные мотивы, сныю стп-•лизованные и д^.екие от естест'-.экных ор:;. Орнамент безукоризнен н математически четко построен, г.сно г. определенно выявляет форму.

На формирование &цп."рного орнамента огрохкое влианиь Ктас-

сичеокое искусство древней Греции, и Ршлз. Кроме того.йироно прц^теха-иоь мотивы египетст;о- ассирийского круга, поыпеянскпе росписи. Тт. бн-лс. наъелна колористическая ra."i/.a аг ¡лирного интерьера, iúrjccir'ecriís образцы Дюцид, Rikj,Лопаю-.,Ьпшта траке'.'орглровалясь сквозь поазчу ренессансных традиции. Стглвзецгеп в искусстве было про^-'.го. ano Tñiue закономерное о^рьцздае агаир-д к per.око, барокко к прочу.: стилям. Само.. спецк"лко.. стиля бил обусловлен первы;! шг, .:.цзлзп1Ш: в сторону ¿клектЕки.Ргнь.» других видов искусства вктот'.т::кз г-ро-^лась в архитектуре.

Амшрнн~ орнамент- ¿то став идеальных (юрм, богатства лдротп-а и лине.дшх разработок,геометризм в трактовке растительных ор;; •• теко-ративная пышность, гармоничное соединение разностильных ..-ле;«й';\ов, дающкх оригинальное композиционное решение.

Глава П посвящена стилистическог.у анализу {федошвлек.ах в ;;ахе-логе коллегадаИ и творчества мастеров, а так,se х-рактерясут;и осьов юл ассортимента изделий серебряного производств.

tí итоге научной обработка коллекций удалось конкретизировать время изготовления 60 лзделак и трех комплектов столовых приборов.

Раннел датой создания кзделя! можно считать I8Cür. по аналонш с атрибуированными произведения!,и из других мзровых собраний. ¿ткл го до-:, датируются 22 произведения.

0 шшней хронологической градаое-Ч'ГИля, ухо,дя;те:1 в период сложения классицизма, упоминалось ввыше."Верхней границей стиля следует считать 1В25/27гг. 1827г- ато последний год сеятельности ве^цего ювелира ампира К. Одао. Полагаю, что 20-е сода г.огут Знть отнесены к ампиру на том основании, что Лвдопик X/L'i присвоит себа псе, нто осталось от серобраисторического период'. яыдзрип, осглрг.пгл пг.с'.'ия двух лучлих серебряников йаполеона ццзо'и Зьенне, имел особое пристрастие к классицизм XJLi века, котор:;.. оргзническо.1 часть;} я

стиль ампир.

Знутри ампира г.о.-до выделит^ два с^адстппеска допояняидае .труг друга периода: 1800-18Х£гг, в жоторо1: црео1п:цаюг из-гелия, совпадающе о историческими раигсатз: империи п. 1319-1С2Тгг.. Их обьеданшт трл группы чроизведоги-ь., .рг.рулг.еоя по имею: имея на них хакргш 17»3-хоо-гг,1о03-13191,г г. 131£-^«:,.?гг.

Уточнение датяроьит производилось п. основании указания в документах поступления на дат:: покупок п. поди смей::*. / " предметов/, определения времени деятелыюсти мастеров / 12 предметов/, дарственных , кадпкеел /С пре,цлето^/, уточченчнх хронологически р'.мок стиля /С пред пзтоь/, исторических свадетел»ств о посещен;д; :р -:тив русскими о'ици-злы;ы:/л лкиамв. ш.лое значение уя да'лро^ок цреазаздети имеет так-*е анализ сметных композиции л орнаментальных <6ирм, \ частности "Агидобраццинская сва,\ьбч","Зуалет ¿енер;:" и "?о,<дес'1ьо','широко пеполь-зоыаь;л1хся г пропз .вдениях М.Еоепче.

Произведен:^, перього шрг.одд /1о1М-1819гг/ более ерхл тектонкчни, отмечена ¡-.спаплЗОьанием в композициях трцуц'олъных ¡орм и разного рода галош с боге там скульптурным дет:оро::. Пирокое распространение получили античные ф^рни а к'. оры, кан. ¡ара, тоишка, оИнахоя, кратера в разнообразные модификациях, а также *орш и орнаментальные мотивы египетского искусства.

Догдинирундае шрокие, свободнее полированные плоскости, обрамлены узкими, орнаментальны!® полосаш,составленными иа растительных мотивов, заимствованных из орнамента греческих гзыкс к вазописи, с&.етов „реш-иузско' и итальянское ренессаноной скульптуры, ткачества,перплета, ткся-с:я. л разнообразии нласных лкш- прихотливого контура велика рсоъ скулынуры к релве га с преобладзлдши мотивами квотного мира-лзбеде,., .ъьои, дели ::нов в обр.-.идзнаг руче:с, носиков, завершений кры-

Г 8

шек. Широко был распространен мотив извивающееся змей или двух перевившихся, появление которого в искуоотве серебра ампира связано с ювелиром А. Опое том.

Во втором периоде / 1319- 1827гг/ традиционные для первого периода классические гермы становятся выше и сгроТнее, Что отвечает тенденции в ампире к удлиненности линий и вытянутости пропорций, этим объясняется активное обращение к пропорциям ?трусско': утвари с удлиненными опорами и вытянутыми горловинами. Орнамент начинает захватывать все болыцую часть поверхности. Зто достигается за счет расширения трэдицион ных орнаментальных полос, высокого охвата орнаментально? накладно.* или "сорочко." дна сосуда.

Разнообразятся приемы обработки материала, направленные на повышение его декоративных свп'ст. Так, примените углубленного 'она, проработанного ровным крупным пуансоном, придает вевбую мягкость и красивую матовость "яктуре. П'.рокое применение имел един из характерных для пропзведени:; декоративно- прикладного искусства приемов построения орнамента- инверсия / обра та ое расположение узора/, позволявшая извлекать нэибачыц. худо :ественнн :<т-тект ич повторяющегося мони-ва.

В ее;.« пооизледечичх раяннх мастеров и четырех столовых комплектах на основании лдекти-'акации с рисунками архитектора И.Персье удалось установить автора пр-кта представленных в каталоге произведений.

Среди идеоюгов ампира Ш.Пврсье и П.'онтену, осуществлявший официальное руководство всем искусством наполеоновского времени, принад-ле лт ведущее место, как некогда в ХЛ1 веке в пору блестящего расцвета о ипиального искусства эту функцию осуцестачял также архитектор - ¿.лебрен.

В течение 26 лет Ш.Персье и П. Фонтан были вдохновителям» всего лучшего в прикладном искусстве, что воплощалось в произведениях, ис*»;

ьолнявчвися для.французского императорского двора и других государств, Среди их работ содержатся эскизы с указанием " исполнено для Испании", " дополнено для Пйеции". Для императора Александра I ими выполнено тринадцать альбомов рисунков оформления интерьера. В рисунках они разрабатывают во всех тонкостях пробили предметов, органически завязьь вают с ниш декорацию стен, плафонов, паркета. Сборники Персье- Фонтана хранятся в библиотеке музея декоративных искусств в Шрихе.

Ссновывэясл на ктассичзских образцах, они творчески изменяли классические пропори™, обогащали их скульптурными деталями и богатой орнаментико.:, что поаа-оляяо давать ори лшальные реавния. Так на основе античного образна, восходящего к аречеокйму лики (у, архитекторы создали красивую <орму, за кпторо утвердилось название " ^орма Персье". Она просле кваетс«. в композиции четырех солонок и палоска-тельно1. чаем иа принта'я, сухаонигт, салатников, суповых чаш, блвд, двойных салонсс, чаляо'. чагаки из цузеев Московского Кремля.

С творческой манерок Персье связана так-<е разработка отдельных »лементов формы и орнаментальных мотивов 30 произведений из каталога. Это накладные лебеди, богато разработанные крупные листья, деко-рирущие широкие скру -леные части канделябров, крылатые -енекие полу-(фигурп па львиных лапах, скульптура ¡Славы, Дианы, Меркурия в качестве завершения.

Кто ■ проделанного исследования позволяет коне тати совать следует! . автором 71 произведения является К.СДио, ¿8 произведем и 6 комплектов столовых приборов выполнены 3 мастерами, входившими и крупневшую в .¡вропе фирму М. Бьенне и самим Кьенне.

Координирующей фигурой в процессе разработки и реализации художественного замысла является художник- ювелир, главной задаче.1 которого было извлечение наибольшего з'Мекта из материала и !ормы, правильный выбор декоративно- орнаментальных средств, отвечающих Т-орме изделия и соответствующие особенностям стиля. Раскрыть ••то мошо,

проанализировав чироко представленные работы двух ведущих ювелиров ипаги- К.Одно и ''. оьенне.

¿первые была предпринята так се попытка соединить представленные в каталоге произведения с ш/.енагл худ очников-,■ работавших с ^ тигли юве-• лирами.3 ряде случаев ^то удалось сделать, благодаря соотнесению впервые публикуемых произведений с точно атрпбуироваиными работами из зарубежных коллекций. ¿талонными стали точно зтрибукровашше произведения О.дио,выполненные по рисункам п моделям ху.дошшка П.Прюдона /колыбель "короля Рима" и туалетшг» гарнитур императрицы !.!арии Луизы/. Разработанный Я.Црщоном типач малыша претворен в 1С представленных в каталоге произведениях, вовлечение в круг аналога.! заti.se кивошсннх работ П.Првдона распиряло численность атрибутированных композиций, связанных с яим художником, до 13 работ.

Среди худоннкков, с которшп сотрудничал '!. Бьечне, исследователи называют имя гравера Дюпре..'^зе работы "ьенне- ча.лик из сервиза в.к. Михаила Павловича из ор.'.'ЛТ":::а и' корзина для .руктов из сервиза в.к. Чнкслая Павловича в собрании музеев Кре./ля удалось связать с этим именем, расшрив при привлечении аналоги., из мировых коллекций это число.

л ..пеку ыехзнизации производственных процессов возрастала роль граверов, от гтро"ессиона.льного мастерства которых зависело качество и л - точечном итоге ^тчесгьо ?! лечит.

Технически .. прогресс сгос^бствсвял созданию ново1 художественной структуры г роязведениц и кзмс-нешга ассортимента изделий. Он позволил ¡ива ты?* в процесс .ортоойризонная в двух направлениях: создание олт.'к'ллоно удобно.!, "функционально оправданно.-. "ормы и создание повто-¿.ч.имкх .лекекто? .орг.м, ггк пути к варна:-.тности и тиражированию.

" рьзигаал первого направления лло обогащение гигеъачеошг декором ".рактпчески каждого иипа посуда, ч-л? традиционного, 'такд ново-

х>о, внесение в ¡[¡ушщиональные основы предмета декоративного начала. ^ результате чего каждый тип посуды мсг использоваться как ^лешнт декора стола.

Создание специального праздничного декора во французском прик-ладнои искусстве занимает особое место и связано с детально разрабо-шо.1 еце в начале 1Ш века церемоний рбедов, приемов, банкетов.

й центре ампирного стала, покрытого белосне*нсм выштой скатертью, стояла низкая хрустальная ваза с ярким букетом, в котором праобладал красный цвет,в окружении четырех золочерх мног(фсккавых ваадРт-лябров и пары выерких золоченых ваз с "руктада на каратадах. С. канделябрами чередовались боклы бело*красногр граненого стекла. Следующим радом располагались высокие хрустальные фужеры. На торцах ртрда композицию замыкали двойные солонки и соусники. Вдоль края стола располагались золоченые ¡арЪоровые тарелки с золочеными приборами. ..1ехду ними чуть выше- золоченые адурные подставки под хрустальные графины и бутылки.

Ансамбли составляли® не просто из суммы однотипных вещей, собранных по методу подобия, а с внутренними пластическими связями, выступая как составная часть интерьера, группы составляющие праздничный декор, были строго сикглетричны. Сочетание в них серебряных и золоченых изделий с цветным стеклом, искрящимся хрусталем, белоснежным золоченым .,ар:ором, а также пластически крупномасштабных "орм со Спока.™ ми гладкими объемами создавало определенны.'? ритм-цветО§рЦ и пластический - как, ва .сне^шпй элемент " ормообраз ова ния- ^

Л начале XII века заЕерцилось тормирование всех типов посуди и к омп озици оннкх груп"] столового серебра, ¿то были с толовые, десертные, чало- ;со е^ные комплекты. ?:<зработка серзизоь тла двумя путями. Ео-первых, продолжалась традиция создани". мнэгопредкетных парадных комплектов. попреже!^ активно заказывали я:лараторсюи двор Франция и

■¿г

европейских государств, jjo- вторых, началось изготовление сзртязоз с уменьшенным числом предметов, сдер.-ишньх в пр:шене;шя декора, и упрощенного состава чага о- кофейных комплектов.

Традиционные, ведуцяе в XJ1U веке а::пы носу ты/супо^ые чапи, бутылочные и рюмочные передачи/ сохранили ело ятклпься ранее Формы. Мо.тд-фкация Тормы "ка в направлении усиления ".снуменмлэности объема, »шршчноста сплу»та и остроты ритма лини...

Развитие новых типов посуды было в cohosh о?'. связано с измеиениеп характера напитков и куланиь, ¡.ноше из которых были заимствованы из Англии. Яовне *ормы посуды били чисто английского происхождения.

Это корзины для хлеба, блюда .для гренок,подставки под шннке -гра'ины и бутылки. 'Нововведением времени стал;: так«е разработанное во -¿раннии взаи для ¿руктоъ, вазы дюг кон.игюра с комплектом ло:.:ек, компотшки, салатники, ".онтаны дач чая, а тгкхе кастрши с крыэкамд к серебряные котелки, входхвтае в доро^сные комплекты.

Интересом в ампире к великим творениям простого и связанной с а там стилизацией объясняется появление оригинальных иоргл про/итого, в частности посуды стиля рококо. Стилизованная форма в чеак-то сходна с промой, ко перенесенная в новые условия, отличалась от нее. ii ьтом состоял своеобразны!"! поиск внутренне,; содержательности предмета.

второе направление в формообразовании в ампирном серебре, было основано на использовании повторяемых элементов, что создавало пред-досылки для вариантности.Велся -таюе поиск универсально'; емкости, получившей ■' свое дальне-нее творческое выражение в дизаГ.не, без чего невозможно было налаживание массового производства.

Б ампире основой для создания такол емкости стала круглая и свальная заготовка, из которо." путем последуше« обработка получали

Хорду овала, полусферы, яйца, входною во все типы "осуди, которая в •дальне^лем превращалась в сочетания разнообразных объемов- шлиндра, конуса и овала /овально- конусовидная/, конуса и круга /округло-копусо-Еидная/."

. Глава IX В денно*-главе дсется характернотпка изделиям из серебра как акцентному виду в синтезе пространственных искусств и предпринята попытка выявить художественно- эстетическую значимость ампирного серебра для современного ювелирного искусства.

Местом, где серебряные изделия объединяются с друшми видами, и мечду ними неизбелю возникает взаимодействие, является внутреннее архитектурное пространство- интерьер. Общая линия развития интерьера стиля ампир- ¿то создание статичного и замкнутого пространства с подчеркнутое неподвижностью стен и максимально монументального. Он массивен и помпезен. Гладкие стены украшались искуАвенным мрамором, шелковыми стенными панно,разрабатывал:® лепниной. Архитекторы до мельча::-шх подробностей изучали распределение орнамента, его характер, окраску Для создания интерьера, могущего дать колористический э4иект, гквив&»г< ленткый цветовому звучанию архитектурного убранства, использовались выразительные средства, найденные еце в классицизме: пластичность архитектурных решений, разнообразие ориа^знт-ланых мотигов, разнообразие в использовании декоративных матерналег.

В соответствии с этим основным набором Еыразитетьных средств в оформлении парадного интерьера являются элементы ордерной архитектуры /колонны, шллстры.карнизы, $илешт/, гриза1ш>ная и золоченая роспись, лепнина, яркие ткаш в стенных лаиго и драпировках.

Гамм.': ампирного интерьера составлена из горячих, богатых оттенками красок, резких, "о нередко удачных гонтрэстоз¡белый, серебряный и.

(

золотой рисунок располагается на изумрудно- зеленом, пунцово-красном, черно- синем фоне.

а создз;ии: богатых цветовых реяений в интерьере важное значение нма-ла г"Iо■ оваркантность в использовании материалов. Чащэ они находятся и контрастном цветовом соотношении друг к д^угу, гармоничнее сочетания рз.лО. Обычно в цветовом контрасте с обче! светлой тональностью стен, гъредаппо^ белоснежно», лепниной, светлым тоном лотковых панно, золовки узором на белом пю .one, находятся мебе.ъ> и икни. Дерево, мягкая обгала» мебели,¿ркое п::тно ковра на полу создают интенсивные цветовые ак'/енты.

Целостность ампирного интерьера достигнута тщательно подобранной Цветова', гаммой, согласованием -Lcuciyp, рчтмом линид, игро! света и тени, соотношением разних прострэнстяеншк величин.Объемные, реально весомые .ормы предметов из-за s/гого иооцршшкаюхся более плоскоетг-но, а 01ранлч"тз;оцке их поверхности, напротив, более глубоко.

единство предметов, составляющих и1 терьер, уже было заложено в само:, природе «мшра, возникновению и развитшг которого способствовал исследовательски;-, труд и художественное дарование многих талантов, ставших его ярким выразителем, o'opnuvxix свои новые идеи и самих реализовавших их. Тем самым абсолютно все предметы ампирного интерьера наполнен:-! единым кругом »'орм п орнаментальных гитивов, соотношением пропорци. и ритма...

Немаловажное значение в объединении р;лзтг^х видов днкоративно-прикладного искусства в пространственной среде выполняли изделия из серебра. Выявляя и развивая то, что составляет неповторимую' осаЗеннйъ

лого искусства, худояники-юьелиры стре^-иись учесть и использовать опыт других в^дрв иокуоотвя, входя; fix в интерьер. Кз бронзы они черпали приемы обработки мзтариалэ и художественную отделку изделия, иднако ,по;^алу^1, этим ограничивается перечень заимствований -серебра из другах материалов. Напротив, другие вита прикладного искусства лсполозуют и развивают,сообразуясь со свгшп спзш'лческнми особенное-

тяыи, наработанные серебряным производством приемы. Это преаде всего эЗД-ект матовой рельефной пагладки на располированноГ; глади штаола, ассоциирующийся с художественным эф'сектш камеи. Он присутствует в укр шенли дерева /мебель/,издели.» из камня. В бронзе этот эсЬфект внрацен несколько иными средствам!!- использованием темного тонированного металла, выявляющего четки/, силуот композиции, на сплошь золоченом распо-лированном фоне.

Ищи остыо под воздействием серебра находится искусство СврФооа начала XIX века, ¿"то проявляется в воспроизведении тех не типов посуды,использовании одинаковых форм и орнаментальных мотивов, приемов матового и блестящего золочения .того ;:е эффекта камеи в росписи, дос-_ тагаутого применением художественного контраста более темного по колориту изображения выразительного силуэта на светлом .оне зеркала.

Взаимодействие издели.. из серебра в синтезе искусств осуществляется в двух планах: конкретной вещи с другими предметами,которым она (;.ункцк сильно служит. Так осуществляется взаимосвязь серебра с фарфором, деревом, стеклом,бронзой внутри, больших комплексов- сервизов, туалетных гарнитуров, несессеров, настольных украшений. Важную мункцшо в этой взаимосвязи выполняет ритм, раскрывающийся в определенном чередовании цветовых пятен и пластических г.орм.

Кроме того каддое конкретное изделие из серебра взаимодействует о"-окруланщши вещами в пространстве, в котором она живет, испытывая непосредственно влияние архитектуры, ло диктует требование к масштабу изделия, его соразмерности с пропорциями окружающего пространства, выбору места для его размещения в соответствии с композицилншми особенностями изделия.

Цршзолед'ши к концу XIX века упадок худо;.{ественног качестве изделий, возобладавшя " массовость" производства, отодвинувшая на второ.1 план высокохудадествеш;оетъ индивидуального исполнешя, а так, с

доведение тираиирования до механического действия, заставили исследователей вновь обратить внимание на стиль ампир.

Появился этот интерес как естественная реакция на парившую эклектику. При тяга тельными сторонами ампира стали ярко проявивпийся синтез , искусств, умение сочетать конструктивные и декоративные £ормы, понимание значения каждой детали как органической части произведения, умение выразить в произведениях утилитарного характера идеал времени.

Вновь ведущая роль переходит к архитекторам, которые как и в начале XIX века разрабатывают для золотого и серебряного производства специальные проекты.

Стремительное развитие в начале XIX века техники и связанное с ним появление новых материалов, отработка характера нового мышления, применительно к утилитарным формам, создало предпосылки новому направлению в развитии декоративно- прикладного искусства, раскрывшему- себя в начале XX века в промышленной [¡орме.

Стабильность во времени сложившегося еще в начале XIX века ассортимента стоповой посуды свидетельствовала об устойчивости такой ценности, какой является сервировка стола. Главной темой в ассортименте посуды X.: века остается дальнейшее совершенствование простой универсально:: емкости, истоки которой уходят в ампирное серебро. В промышлен-но.'. [орме декоративно- прикладного искусства- дизайне- развитие зтой темы по'ио по пути дальнейшего расширения комбинаторных возможностей асс ортлментл.

-ЗАтяЗЬИй... Предложенный комплексны-: подход к решению проблемы сло 'ения стиля в серебре позволил выявить следующее.

главными предпосылками образования стиля ампир стали социально-коног.ические и политические преобразования в послереволюционной Франции. Освобо дение от оков средневековых ремесленных корпораций послуха-ло важным стимулом роста серебряного производства.

Как положительный результат отмены корпораций стало открытие новых мастерских и йирм, оснащение их техническими достижениями, йа это были направлены изыскания крупных ученых. Техническое совершенство исполнения и высокая технология стали основой эстетической значимости изделия. 'Механизация традиционных способиобработки позволила ускорить • производство, привела к экономии драгоценного металла, позволила на основе возникших типовых влеыенгов формы и орнамента создавать новые выразительные произведения. Тем саьлм возникли условия для последую-прй стандартизации и тиражирования авторских произведений.

Каряцу с социально- экономическими предпос5ылками и техническим совершенством, к числу важнейших 1акторов, под воздействием которых формировался стиль, относится связб с архитектурой и зависимость стиля серебра от особенностей развития архитектуры. Наряду с художниками- прикладниками в создании произведений большой амоционально- художественной значимости принимали участие архитекторы, скульпторы, ху- ^ дохники, графики. Дирижером этого ансамбля, впервые после эпохи блестящего расцвета |ранцузского искусства, в ХУЛ веке вновь становится архитектор.

Дт простого заимствования античных сшетов и элементов орнамента, свойственного классицизму, пришш в ампире к точному копированию чорм и деталей античного декора, отдавая предпочтение древнеримским прототипам.

Амшрные серебряные изделия несколько сухи и статичны.Зто впечат ление создает сочетание простой и графически четкой <$орыы с зеркально , полированной, идеально ровной поверхностью и сишетрично в определенном ритме расположенным декором.Воинская арматура,треножники,топо • рики, вдты и таемы, эмблемы и аллегории, саязанные с правлением Наполеона I, включаются в статичные орнаментальные композиции из плотно сплетенных лавровых венков, листьев, розеток и пальмет.

Научно- достоверное освещение процесса формирования стиля в искусстве серебра Франции начала века возможно только во взаимосвязи всех этих факторов. Так зависимость от архитектуры, определившаяся эвслвдией архитектурного стиля, вызвала соответствующие изменения планировки и приемов декора интерьера, и повлияла на развитие стиля всех видов прикладного искусства, участвувдих в убранстве помещений и.в первую очередь.изделий из металла /бронза, серебро/.Проблема-ансайбля в искусстве ампира имела первостепенное значение, так как только совокупность вещей, объединенных общим идейно- эмоциональным гуютли , была способна отразить существенные черты эпохи. Зависимость стиля прикладного искусства от развития архитектуры не теряет актуальности вплоть до наших дней.

Б органическом единстве с архитектурой во все времена находилось орнаментальное искусство. Б первой четверти ХЕХ века ведущая роль в разработке форм и орнаментальных мотивов от художников переходят к архитекторам.

Разработанные в искусстве ампира гармоничные пропорции и декрр, динамика и пластическая живописность скульптурных форм, изысканность силуята были творчески развиты художниками- пвелирами начала XX века Как и в начале XIX века, стремясь выигрышно показать форцу л фактуру изделия, мастера совершенствовали технику обработка материала и использовали сочетания самых разнообразных материалов.

\

Д^блакации по тема диссертация

I. Клеймение изделий французского серебра как показатель основных производственных изменений. Тезиоы докладов научно- теоретической конференции аспирантов и преподавателей НВШ.- М. ,1990. ¿. Проблема связи технике- технологических и-стилистических особенностей в прикладном искусстве /французское серебро стиля ампир/. Тезисы докладов научно- теоретической конференции аспирантов я преподавателей 1ВДПУ.- ¡г, 1991.

3. Настольное украшение олимпийского сервиза: Материалы и исследования: Новые а трибуции: /Г ос ударе тве иные музеи Московского Кремля. Ц.,1287. Л 5.С. 170- 181.

' Прочие опубликованные работы

Пршзведеюе (французского ювелира tana lopza в ообрании Оружейной палаты: > fe териалы и «оследованая?/ Государственные музеи Московского Кремля. iM. ,1976. Jé 2.С. 132-139.

2. Олимпийский сервиз/ Сокровища музеев Московского Кремля. М. ,1979. 3. Русское художественное стекло в фарфор конца Ufr- начала XX в. Каталог выставки. М., 1961. 4. Портретная мишатюра XWJ- ХШв. Путеводитель. М. ,1985.