автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Опыт партийных организаций автономных республик Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся в семидесятые - восьмидесятые годы (на материалах Чувашской, Марийской АССР)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Тафаев, Геннадий Ильич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Горький
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Опыт партийных организаций автономных республик Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся в семидесятые - восьмидесятые годы (на материалах Чувашской, Марийской АССР)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Опыт партийных организаций автономных республик Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся в семидесятые - восьмидесятые годы (на материалах Чувашской, Марийской АССР)"

ГОРЬКОВСКИИ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ОПЫТ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК ПОВОЛЖЬЯ ПО АТЕИСТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТРУДЯЩИХСЯ В СЕМИДЕСЯТЫЕ—ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

(на материалах Чувашской, Марийской АССР)

Специальность 07.00.01. История Коммунистической партии Советского Союза

На правах рукописи

УДК ЗКПЧ : 215

ТАФАЕВ Геннадий Ильич

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Горький 1990

Работа выполнена на кафедре политической истории Горьковского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

Научный руководитель — кандидат философских наук, доцент Аржанов О. С.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Воронцов Г. В. кандидат исторических наук, доцент Панкратов И. Е.

Ведущая организация — Марийский государственный университет.

Защита состоится

1990 года в

сов на заседании специализированного совета К 063.77.05 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.01 —История Коммунистической партии Советского Союза и специальности 07.00.14 —■ Партийное строительство в Горьковском государственном университете имени Н. И. Лобачевского по адресу (603600, ГСП-20, г. Горький, проспект Гагарина, 23).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Горьковского государственного университета.

Автореферат разослан

года

Ученый секретарь специализированного соппта доцепт

Щепетов Е. М.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Курс партии на демократизация л гласность закреплен в Программной заязлении XXУШ съезда КПСС "К гуманному, демократическому соци&гизму ", где храсногт г-штьп проходит мысль об исклвчения лэбой дискриминации, о свободном самоопределении человека в его мировоззрении л духовных интересах, свободе совести".

Нормализация отношений государства и церкви заложена з проектах законов СССР "О свободе совести и религиозных организациях", "Об общественных объединениях"^, з Декларации о

з

государственном суверенитете РС5СР .

В Х-х я начале 80-х годов советское общество лережива-лз кризисные явления, связанные главным образом с командно-административной системой, слоаившэйся в партийном и государственной аппарате .

деформации социализма привели к росту пассивности, над::-венческих настроений, к падении интереса к обще сплин о~псдп~ тическим. и идеологическим вопросам, мировоззренческому индифферентизму, бездуховности и скептицизму у значительней части населения. Кризис способствовал росту религиозных настроения. Протест против застоя, бпрократиэацнп принял у части населения религиозную форму. Вульгарный, а затем воинству-вцнй атеизм привел к нравственному нигилизму, бездуакп, к отрицании милосердия, сострадания и т.д. Грубейшие искажения концепции Коммунистической партии в области атеистическоп работы, нарушения принципов ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и пколы от церкви" (23 января 1918 г.) стали причиной администрирования з отношении верующих, ущемления та законных прав, оскорбительных выпадов против свя-

^ К гуманному, демократическому социализму (Программное заявление XXУШ съезда КПСС) // Правда. - 1950. - 14 и&пя. - "роект Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях" // Правда. - 1990. - б иеня; Проект Закона СССР "Об общественных объединениях" // Правда. - 1950. - 4 . ^ Декларация о государственном суверенитете РССС? /У Атэгумен тч и факты. - 1990 . - .5 24. - С.1.

гс-жймуьцтедей, запрещения благотворительной деятельности, гсхранекия определенных ограничений при регистрации религи-г,'с;:и>: групп к общин, регламентации собрания пркхонан к т.д.

Начавшаяся перестройка в советской обществе не могла не. затронуть сферы нравственных отношений. Произошел отход от коиандно-водевых методов ведения научно-атеистического воспитания, что хорошо видно на пришре проведения мероприятии, связанных с 1000-летием крещения Руси , а такг.е ПОС-летке;.: принятия ислама народами Ловолеья и Пркуралья.

Сяогнме процессы перестройки политической, экономическое, социальной еизнк поставили перед советский обществом г.оеы6, актуальные задачи. Они обусловлены, во-первых, изигне-и::си идейно-теоретических взглядов на теория и практику атс-■/.зка, на атеистическое воспитание; во-вторых, новой концепцией атеистической работы, требующей пересиотра укорекикпихся научно-12т одических подходов; ухода от шаблонов, показухи, стереотипов, представления о ток, что с религией коено покончить быстро, что религия исчезнет в ближайдее время; ь-третьих, осмыслением организационных штодов работы партийных организаций в условиях демократизацки и гласности; в-четвзртых, созданием правового государства, необходимости законодательной реформы в области отношений государства и церкви.

В связи с зткм советской обществоведческой наукой дол-ели быть не только разработаны новые формы и методы работы в измениЕикхся экономических, общественно-политических и идеологических условиях,но и дан объективный анализ положительного опыта атеистической работы.

Объектом исследования стал опыт работы партийных организаций Чувашской и Марийской АССР по научно-атеистическому воспитанию трудящихся. В диссертации анализируются формы и. методы организации и руководства научно-атеистическим воспитанием на изстах, с учетом региональной и республиканской специфики.

Всесторонний анализ и обобщение опыта .атеистического воспитания июют научное и практическое значение. Такой подход позволяет вычленить все ценное, передовое, что накоплено в партийной работе по атеистическому воспитанию населения, а

такие избегать прежних ошибок. Изучение позитивного '.! негативного опыта обогащает практику и позволяет в современных условиях с новых позиции вести атзистическуо пропаганду, а такзл сформировать у лвдей конструктивное атеистическое »¿ноле кие . 3 диссертации используются результаты конкретно-социологических исследования, проведенных автором по заказу Чувгдского ОК КПСС по проблемам: "Духовный мир, обычаи и традиции татарского населения", "Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности", "Перестройка научно-атеистического воспитания в современных условиях", "Отношение неформальных организаций Чувапия к проблемам и приоритетный направлениям перестройки".

Хронологические рамки исследования ограничены ТС-ми -80-ми годами, з связи о принятием в этот период нескольких постановлений ЦК КПСС по атеистическому воспитанию (1971, 1981, 1966), что дало возможность подвести некоторые итоги, выявить проблемы, определить сложности и противоречия научно-атеистической работы в условиях демократизации и гласности.

Степень научной разработанности проблемы. Мсторико-пар-тийнуи литературу и источники по данной проблем модно условно разделить на два периода. Первый - доперестроечный (1585 г.). Второй - постперестроечный. Характерной особекно-стьр доперестроечных истер икс-парт и аякх, атеистических публикация било стремление обойти, затукезать "острые углы". Историография рассматриваемого периода располагала незначительным количеством публикаций, отобразаюцих реальнув ситуация как в стране, так ив регионе. Идейно-теоретические и научно-методические аспекты рассматриваемой проблемы получили развитие в трудах Г.В.Воронцова, Р.П.Платонова, П.Д.Селиванова, М.К.Теплякоза и др. В этих работах обобщен опыт партийных комитетов, показаны пути совершенствования идейно-политичес-ской, научно-атеистической работы, характерной для ТС-х -начала 80-х годов*.

* Воронцов Г.З. Ленинские принципы свободы совести. - Л.: Лениздат, 1980. - 70 с; Он же. Массовый атеизм: становление и развитие. - Л.: Лениздат, Г983. - 183 е.; Воронцов Г.В., Андрианов Н.П. Атеистическое воспитание личности. -

Изучению проблем религии и атеизма в Чувашской и Царир-ской АССР посвятили работы ученые-обществоведы П .В.Лени сое, I .С.Гуров, Г.Е. .Кудрксоь, Д. Ы. Макаров, БЛ .Алексеев, К .'С .Поляков, Д .13 .Браслаьскип, Т.Г.Гурова, В.С.Соловьев, Е.А.Хлес— никое к др. Б монографии доктора исторических наук П.Б.Денисова "Религия и атеизм чувашского народа" в отдельно? главе рассматривается деятельность партийных и советских органов по научно-атеистическому воспитанию до 1929 года". Современных проблем автор не затрагивает. Доктор философских наук С.С.Гуров в своих работах касается специфических процессов Формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения различных групп молодежи. Большое внимание уделяется объяснение причин возникновения индифферентизма молодежи и его сохранения. Автор сосредоточивается на анализе деятельности комсомольских организаций по атеистическому воспитанию ыолодехк^.

В монографиях доктора исторических наук Г £.Кудряшоза "Динамика полисинкретической религиозности", "Кризис религии" прослеживается процесс секуляризации в советском обществе"'. Конечно, нельзя полностью согласиться с тезисом книги "Кризис религии", так как "кризис религии" был с?.лзак с по-

Л.: Лениздат, 1967. - 56 е.; Платонов Р.П. Пр слагая да атеизма: Организация, содержание, результаты (из опита БССР). - i!.: Политиздат, 1965. - 160 е.; Селиванов Г;.7;. Партийное руководство атеистическим воспитанием. - ;,!., Iе?;; Тепляков U.K. Проблемы атеистического вссшгтанпя s практике партийной работы. - Воронек, 19 72.

1 Денисов П.Б. Религия к атеизм чувашского народа. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 19 72. - 477 с.

^ Гуров B.C. Шдзовоззрекне цолодзеи и атеизм. - Чебоксары:. Чуваш.ки.изд-зо, Г9 76. - 26 е.; Он Ее . От безразличия - к убежденности. - Чебоксары: Чуваш .кн.изд-во, 1962. - II? е.; Он не. Новые советские традиции, праздники к обряды. - Чебоксары: Чуваш .кк .изд-во, 1990. - 110 с. Кудряв ов Г.Е. Динамика полискнкретическог. религиозности. -Чебоксары: Чувал.кн.изд-во, 1974. - 355 е.; Он ¡as. Крпаис религии. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1961. - II? с.

лсгением в партии и с обстановкой в стране в годы застоя. Марийские исследователи B.C.Соловьев1, Е .А.Хлеб ни коз-, А.В.Краснов J на основе кснкретно-социодогнческих исследований проблемы формирования нового человека показали отношение «арийского населения к религии и атеизму и влияние этих проблей на межнациональные отношения и национальные традиции .

Историки .однако,з своих работа;; не ставили своей целыз показать деятельность средств массовой информации и клубных учреждений по атеистическому воспитании.

3 кандидатских диссертациях Г .Н .Пяечова^, Л ..О .Ер асл адского3, P.G.Кириллова0 сделан акцент на вопросы развития свободомыслия чузаиского народа, возникновения атеистических традиций, истории религиозных движений в чуэапсхом крае и т.д.

3 республиках- такзе вышли в свет очерки областных партийных организаций, однако проводимая партийными организациями работа по научно-атеистическому воспитанию не попала g пс-

^ Соловьев B.C. Атеизм в системе воспитательной работы. -Зошкар-Ола: )iap .хн .изд-во, 1983. - 71 е.; Он же. По пути духовного прогресса. - "оихар-Ола: Уар .кн .изд-во, 1987. - 160 с.

- Хлебников Е.А. Роль сельской интеллигенции в Формировании научно-материалистического атеистического мировоззрения трудящихся: Лис...канд.филос.наук. - IL, 19 79 .

О

Краснов А.Б. Пасхзмыа гыч волгыдыз (Из тыш х свету). -"опкар-Сла: Пар .кн.изд-во, IS86. - 82 с. 4 Плечов Г.Н. Объективные условия изливания религиозности (опыт социологического исследования): Дис...канд.¿клее. наук. - Ц., КТО; Он :<е. Социальная основа преодоления религиозности (опыт социологического исследования). -Чебоксары: Чувал.кн.изд-во, 1977. - 128 с. праславский Л .Ю. История религиозных движений среди наехгз-ния чувашского края: Дис.. .канд.ист.наук. - Горьки;.!, 19-:;. Ххрзллоз P.C. Утверждение массового атеизма в советской Чуэапип в период построения социализма // Лроблемн истории религии и атеизма/Чуваш .ун-т. - Чебоксар«, IScO. -С .65-60 .

- 6 -

л-: зрения авторов этих очерков*.

На основании изучения опубликованных работ мокно сделать газах,, что авторы не стремились раскрыть все формы и штоды организации атеистического воспитания трудящихся. В частности,не обращали внимания на региональные особенности атеистической разоты, не исследовали опыт средств массовой информации, а также клубных учреждений по восстановлению народных традиций и зозрокденис национальных обрядов, не изучали проблемы становления общественно-политических объединений и их отношение к свободе совести. В опубликованной в регионе петерпко-партидаой литературе тема отношения населения к проблемах; религии и атеизма в условиях демократизации и глас-кости никак не трактовалась.

Из анализа исторической и научно-атеистической литература следует, что, несмотря на накопленный материал, обобщающей работы об опыте партийных организация по атеистическому воспитанно в регионе б данных хронологических рамках нет. определенная попытка восполнить такой пробел предпринята в диссертации.

Цель и задачи исследования. В диссертации ставится цель обобщить опыт партийных организаций Чувалской и ¡¿арийской автономных республик по атеистическому воспитании трудящихся, делается попытка преодолеть субъективистский подход , имевший место в 70-х - начале 80-х годов, намечается пути использования этого опыта в новых условиях. Для этого автор поставил перед собой следуЕзие задачи:

изучить формы и методы работы партийных организаций по атеистическому воспитанию трудящихся;

Ескрыть причины падения эффективности научно-атеистического воспитания в годы застоя;

показать региональную, национальную специфику атеисти-, ческого воспитания;

проанализировать деятельность партийных организаций по подбору и расстановке идеологических кадров-атеистов;

1 Очерки истории ¡¿арийской организации КПСС. - Йошкар-Ола: 1!ар.кн.изд-во, 1968. - 484 е.; Очерки истории Чувашской областной организации КПСС. - Чебоксары: Чуваш .кн .кзд-во, I?74. - 627 с.

изучить положительный опыт перестройки научно-атеистического зоспитания средств массовой информации, клубных учреяде-ния з условиях демократизации и гласности;

показать отношение населения к приоритетным направлениям перестройки атеистического зоспитания.

Нозизна исследования. В диссертации сделана попытка с позиций демократизация и гласности рассмотреть проблему атеистического воспитания в годы перестройки. Приводятся результаты комплексного конкретно-социологического исследования по программ "Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности";

раскрывается специфика атеистической работы с представителями разных национальностей и религиозных конфессий;

обобпаются-материалы социологического исследования по теме "Перестройка научно-атеистического воспитания в современных условиях";

анализируется итоги деятельности клубных учреядений по восстановлению народных традиций и национальных обрядов среди населения.

Показывается отнесение к свободе совестя и пути ее реализации со стороны различных об^естзенно-нолитяческих организация региона.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды оснавшолояяиков■ мзшссйзца-ленянпзма. Особое внимание обращено на изучение раз от В.И Ленина а его концепции атеистического воспитания.

Источниковедческую базу диссертации составили реейни я ХХ1У-ХХУШ с-е здоз КПСС, XIX Зсесоазной партийной конференции и Пленумов ЦК, Программа КПСС (1586 г.), Конституция СССР, труды деятелей Коммунистической партии и Советского государства. Больпое место залипают опубликованные документы местных партийных.организация и архивные материалы. 3 процессе анализа изучаемой проблемы автор опирался на социально-политическую, конкретно-социологическую, и стсрих.о-пар тайную, научно-атеистическую литературу. Основными источниками для написания диссертации стали материалы партийных архивов Чувашской г. Арийской АССР. Использовано более 30 фондов. Плавную основу диссертации составили материалы конкретно-социслогн-

ческкх исследований, проведенных диссертантом в Чувашской АССР, г.йоакар-Оле Марийской АССР, а также текущие архивы Чувашского ОК КПСС, обкома ЕПКСМ, первичных партийных организаций Чувашской, ¿¡арийской АССР, научно-методической секции об-иества "Знание"периодической партийной к комсомольской печати, научно-практических и методических конференций. Автор ооращался к статистическим сборникам, изданным в Чувалской и Марийской АССР, касаэдимся национального состава населения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщения, выводи, рекомендации, полученные в результате исследования, использовались и кспользуится лекторами общества "Знание", в передачах по радио и телевидении, в центральной и местной печати, в работе политклуба "Революция продолжается", а такте могут быть творчески реализованы в решении практических проблем атеистического воспитания в новых условиях, е идейно-воспитательной работе партийных и Комсомольских организаций к преподавании курсов "Теория и практика социализма", "Политическая история", в работе политклубов.

Апробация исследования. Итоги социологических исследований, проведенных автором в ходе подготовки диссертации, был у. рассмотрены на идеологической комиссии Чувапского обкома КПСС, на конференциях Цивильского РЕ КПСС, Чебоксарского, На-риинско-Посадского райкомов партии, Чебоксарского, Новочебоксарского горкомов партии, докладывались на Всесосзных конференциях "Научное мировоззрение и формирование нового мышления" (Киев, 19-21 декабря 1969 г.), "Идейное убеждение: проблемы формирования.в условиях перестройки преподавания общественных наук в вузах" (Минск, 25-26 января 1Р90 г.), "Ран научного мировоззрения в активизации человеческого фактора" (Чебоксары, 21-25 мая 1990 г.), "Перестройка и общественное мнение" (Уфа, 2В-29 ишя 1990 г.), на региональных научно-# практических и научно-методических конференциях: в г.Чебоксарах, Якутске, Свердловске, Горькой, Йошкар-Оле, .Саратове, Куйбышеве, Владимире.

Основное содержание диссертации опубликовано в 46 научных статьях и в 2 методических пособиях.

Структура работы, диссертация состоит иэ введения, двух глав, заклгнения, списка использованных источников и литературы .приложения.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Зо зведении раскрывается актуальность избранной темы, освещается степень изученности проблемы, цель и задачи доследования, обосновывается научная новизна и научно-практическая значимость диссертации, дается характеристика методологической основы работы и источниковедческой базы.

В.первой глава "Зсрмы и методы работы партийных организаций по■атеистическому воспитании трудящихся" показываются динамика развития системы научно-атеистического зсспптания в регионе, национальная специфика атеистической пропаганды, подготовка пропагандистов и организаторов атеистической работы.

Партийные организации Чувашской и \!арляскоц АСС? з 70-е - 60-з годы проделали большую работу по подготовке кадров атеистов: лекторов, пропагандистов, организаторов атеистической работы.

Для подготовки кадров в Чузаиской АСС? а начале 70-х годов при партийных организациях функционировали городские и районные школы по проблемам религии я атеизма. Школы .активно действовали в г.Алатыре, Новсчебоксарске, Чебоксарах, з Али-ковском, Цизильском, Порецком районах Чузапской АССР. Активно работали городские школы атеистов в г.Йошкар-Оле . После IS86~IS87rr. количество школ сократилось в Яльчнкском, Козловском, Цивильском, Алатырском районах Чувашской АСС?1. Такой процесс, как нам кадется, связал с тем, что они были открыты в районах без- учета реальных потребностей, региональных условий, а з, ряде случаев с падением интереса к проблемам атеизма.

3 середине 70-х годов з Чуэааской АССР возросло число теоретических семинаров по проблемам атеизма, действующих при парторганизациях,до 115. В теоретических семинарах з начале 50-х годов в Чувашской АССР обучалось 2685, в середине 60-х годов около 5 тыс .слушателей. Активно работали они в .Чсргаупском, .Алатырском районах, Московском районе г.Чпбок-

т

Текущий архив Чувашского обкома КПСС.

- 10 -

сар. Если в г.Чебоксарах в начале 80-х годов действовало 12 теоретических семинаров, то в середине 80-х годов кх стало 45, соответственно слушателе к 303 и 1478.

В Марийской АССР успешно функционировала система аттестации пропагандистов атеизма. Аттестация повышала качество работы пропагандистов, позволяла глубне изучить пропагандистские кадры, выявить недостатки в работе. При аттестации учитывались идейно-теоретические знания, научно-методические навыки, организационные способности. В среде пропагандистов республики зародилось патриотическое движение "Пропагандист -пятилетке".

Систематически велась подготовка кадров атеистов для работы среди молодежи в системе комсомольского политпросве-сения. Цолодежь занималась в политкружках по проблемам религии и атеизма. В середине "Ю-х годов е Чувашской АССР насчитывалось 158. В середине 80-х тодов их стало 16 7. Наибольшее распространение они получили б г.Чебоксарах, Еумерлинскок, Аликовском, йдринском, Ибресикском, Чебоксарском районах. В системе комсомольского просвещения карийской АССР в середине ТО-х годов продуктивно работало Н2крунков и семинаров, в которых обучалось 2359 шоссй и девушек, из них 1355 комсомольцев*.

В 80-е годы в Царийской АССР в системе комсомольского просвещения действовали: школы молодого лектора, школы основ марксизма-ленинизма,школы общественно-политических Знаний, теоретические семинары, экономические школы. В 788 школах и семинарах обучалось 21089 слушателей. Вопросы атеистического воспитания стали составной-часты) курсов "Основы марксистско-ленинской философии", "Социалистический образ кизни", "Основы коммунистической морали", "Идеологическая борьба к иолодегь'^. В целях повышения идейно-теоретического уровня занятий общественно-политическими центрами Чувашского и ¡¿арийского обкомов КПСС были разработаны новые программы к изданы методические пособия-3.

1 ПАИ0, ф.1, ш.32, Д.2, л.182.

2 ПАЮ, ф.1, "Ш.55, ДЛ1, л.55.

^ Культура и духовный прогресс.—Чебоксары, 1985. - 74 с.

Духовная культура и атеизм,—Чебоксары, 1988. - 80- с.

- II -

Больнее внимание партийные организации Марийской АССР, Чувашской АСС? уделяли привлечении руководящих кадров всех уровнеа к направления к идейно-воспитательной, пропагандистской работе. Ежемесячно они участвовали з политдндх. Вошло з практику проведение встреч руководителей с трудяшимисл з трудовыл коллектива: л ло месту жительства. На предприятиях, з колхозах л совхозах, учрездзниях Чувашской АСС? была внедрена такая эффективная ферма, как идеологические планерка, на которых заслушивалась информация о научно-атеистической работе. В кеде единых пелитднеп, встреч руководителей предприятий, учреждений, организаций с работниками партийных, комсомольских органов, бесед за "круглым отслои" накапливался слит атеистических выступлений, ведения дискуссий и т.п.

Определенное место в подготовке кадров,особенно для сел:-.-■ ски;с партийных организаций, отводилось университетам марксизма-ленинизма Чувашского, Марийского ебкомез КПСС, а такге их филиалам.

Только з 1987/88 учебном году в университете марксизма-ленинизма Чувашского обкома КПСС обучалось более 150С слушателей, из них 60 процентов коммунистов, 41 процент пропагандистов. 3 его составе функционировали факультеты пропагандист окон, массово-политической работы я партийно-хозяйственного актива, 27отделений по актуальным проблемам марксистско-лекпаскоя теории, политики и практики коммунистического строительства. Специализировались ло проблемам религии и атеизма до IX слушателей. В университете марксизма-ленинизма '.'арийского обкома КПСС по проблемам религии и атеизма обучалось сС-СО слушате-•леи.

'Социологическое исследование диссертанта ло прсграм;га "Средстза массовой информации в условиях демократизации и гласности", проведенное в 1989 году (всего было спрошено 1291 человек), показало, что 31,5 процента мужчин, 29,3 процента генсин, особенно лица старше 25 лет,не удозлетзерены освешзн::-эц з системе партийного образования проблем религии и атеизма. Не удовлетворены качеством учебы в систе:.й партийного просвещения лица со средним специальным л высшим образованием ( 41,2-2?, 4 процента), из них окало трети опрошенных чуваше:":, татар и X, 4 процента русских высказали критические замеча::::г

I отношении изучаемой программ по проблемам религии и атек&-ка. К—«х.!»!'. второй слягте я* со средник спеииалвныи, высини ос—

п;к, осучавапася г системе комсомольской учесы, не пг;::: V.-'.". токгтпкк к методике обучения. Более трети анкет ир ус. -..: _ ".гтаг, мгы.8цеь, около 20 процентов русею« и чувакй ве

с. сак с тематикой. Особенно ьелик процент недовольных ср£-... : их: татар::кг! национальности. Вероятно, такое отношение сс с хсутствкек в программе тем, касавшихся кусульиак- ■ :кг; гслпги:'г частично! о ссьетение в процессе учеби.ВазрэОзты-1 г.:«-.- метсдик:' для система, партийного и комсомольского обра-гсьгксс г. ¡к.тн:йско{- к Чувашской АССР, к соЕалею'.Е, не пол-ьосты-' учитывает кадисналькус г. конфессиональную ситуацию р регионе. Исследование помогло выявить большие резервы различье. обыски;, по атеистической тематике. На соверпзкство-:-анмс г.едгетоькк пропагандистских кадров, изменение *.орм к мь-тс дог- соученик о или направлены постановления ЦК КПСС".

В 6С~е годы каСлсдается перестройка методов подготовки атеистических кадроь ео многих партийных организациях республик'.-., г К .перле, Ал атырском районе Чувашской АССР, в Волжске, йэпьгр-Оле Кзрпяокой АССР.

Ш преддокнкг Чувашского обкома КПСС все районные комк-партии е марте-апреле 1982 года рассмотрели на бвро хед хсг.слкеккя постановления ЦК КПСС от 22 сентября 1961 года "Ос

то;.лекпк атеистического воспитания", со отве т стеуедих постаков-

" 2

лен;::-', б Ер с областного, городского комитетов КПСС .

Вс?о Чувашского обкома КПСС приняло постановление "С ме-гсг.ркгтиях обкома КПСС по дальнейшему улучшение атеистического ьогпктагиЕ населения в свете решений XXЛ «езда КПСС".

Ь стих условиях ь Чувашской АССР получила стреметельное развитие такая ферма, как постоянно действуЕдие семинары по-.-"итимформатсров, агитаторов. Только б Еуиерливском район? в Ь: -и году работало 6 курсов по основам научного атеизма, обу-

* 0 перестройке системы политической и экономической учебы трудящихся; Основные направления перестройки системы политической к экономической учебы трудящихся // КПСС о перестройке :СО .документ ое/КШ при ЦК КПСС. - I!.. 1958. - СЛ96, 215.

2 ПАЧС, ф.1, оа.54, д.202, л.15.

чадссь 207 слузателеа. При Адатырском райкоме КПСС действовал совет яс атеизму.

Привлекает внимание спыт подготовки кадров Аликоиского райкома КПСС Чувашской АССР, который организовал передвинув злату атеистических знаний. На занятиях демонстрирова-

лись фильмы, читались лекции, разыгрывались сценки, показывались спектакля за атеистические темы. Комплексное воздействие различных форм я жтодов атеистиче саго воспитания давало положительный эффект з обучении взрослого населениях. Сообщение такого опыта з условиях перестройки дает реальнуп отдачу,Ьор-мяруя грамотных специалистов.

Евро '¿арийского обкома КПСС з конце Т)-х годов разработа-.10 комплексный план подготовки ле кг сроках кадров, зхлсч-.! * атеистические кадры. На основе его были разработаны аналогичные планы Эвениговским, Сернурским районными комитетами лПСС^. 3 начале 60-х годов в Марийской АССР в рамках подготовки лекторских кадров проведены республиканские семинары. Часть зы-лускников карийского госунизерситета (200 человек), 1ариаско-го госпединститута (20С), Парижского политехнического института (ХС) обучалась в зксле молодого лектора.

В Марийской и Чувашской АССР успешно функционирует республиканский постоянно действующий атеистический семинар. 3 первичных партийных организациях Чувашской АССР в 1575 году работало 1819 организаторов атеистической работы, з Марийской АССР - около 1ССС. В настоящее время в Чувашской АССР солее 3 тысяч3, в Марийской АССР - около 2 тысяч. Однако количественный рост не зсегда сопровождался качественным. '1сследования, проведенные диссертантом в Чувашской АССР, показывает, что только 29,3 процента опрощенных пропагандистов хсроло ориентируется в вопросах религии и атеизма.

Такт образом, в 70-вС—е годы активными формам подготовки л переподготовки пропагандистских кадров по научному атеизму з республиках являлись: заочные пкслы-курсы, постоянно действующие семинары лекторов-атеистов, зколы знании о

А ЛАЧО, ф.1, сп.50, Д.190, л.53.

¡ШО, ф.П, сп.35, Д.10, л.76-78; ПА.\Ю, ф.5, сл.26, д.7,л .65-6-.

3 Текущка архяв Чувашского обкома КПСС.

" 14 " __

приводе_и_человеке, народные .университеты. При общественнб-политических центрах обкомов КПСС двагдк в год проводятся "дело-Еые игры" по проблемам научного атеизма, в которых участвуют слушатели. Готовят атеистические кадры университеты марксизма-ленинизма ОЕ КПСС, факультеты научного атеизма и философии, вузы республик. Наряду с указанными формами обучения в республиках проводятся краткосрочные семинары-совещания, теоретические и методические конференции,

Регулярно проблемы атеистического воспитания обсуждались на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях (табл.1).

Таблица I

1975 IS 76 IS 77 19 ТВ IS 79 I980I98I 1982 IS 83 1964 1985 ISB61

На партийных соб-юани-

ях 777 874 981 1125 992 909 1271 1043 1242 1040 1019 918 На

профсоюзных собраниях 352 320 339 480 456 478 427 505 524 45В 499 376

На

KOU-

со-моль-ских собраниях 660 522 634 723 704 III4 825 778 839 80 7 926 694

Партийные организации региона использовали различные формы и методы в своей работе. Наиболее распространенной формой атеистической работы в TD-80-е годы в регионе оставались лекции, лектории. Если в 1975 читалось 9575 лекций, то в 1980 - I273C, 1985 - II807, Х9862 - 1544, 1987 - 1679, 1988 - 1957. Болызое

* С 1986 года учитываются только платные лекции. ~ Текущий архив Чувашского обкома КПСС.

количество лекций по проблемам религии и атеизма прочитано е г .Новочебоксарске, Чебоксарах, Урмарскои, Козловском, Комсомольском, Чебоксарском районах.

В феврале 1989 года правлением Чувашской республиканской организации общества "Знание" совместно с лектсрами-атекетами разработаны изры по совершенствованию лекционной пропаганды в условиях перестройки.

В республиках в "ГО-бО-е годах произошло увеличение количества кино- и радиолекториев. В Чувашской АССР в 1980 году, функционировало 169 радиолекториев, 335 кинолекториев, а через 5 лет их было соответственно 229 и 310. Наметилась тенденция к росту радиолекториев, но прослеживается сокращение кинолекториев. В Канашском, Аликовскоы, Ерасночетайском, Ма-ркинско-Посадском, Зфиарскоы, Чебоксарском, Шемуршинском районах таких кинолекториев работает менее 9, в других районах -10-39. Аналогичная картина в ряде сельских районов Марийской АССР. Среди них Советский, Килемарский и др. В 1986-1988 годах в Чувашской АОСР наметилось сокращение проведения тематических вечеров, в Марийской АССР, наоборот, возросло. В регионе уменьшилось количество проводимых читательских конференций. Такая тенденция, вероятно, связана с тем, что народ потерял интерес к книгам, так как шло деление культуры, размежевание ее на "светскую" и "церковную", права верующих ущемлялись, росла бездуховность, укреплялась двойная мораль.

Одной из форм атеистического воздействия явились народные университет. В Чувашской АССР функционировал ЭБ1 народный ушзерситет, в котором обучалось 74833 слушателя, в Марийской АССР - около 160. В республиках широко развивалась сеть школ начальных знаний о природе, обществе и человеке.

5 регионе активно действуют клубы "Атеист". В 19 7? году в Чувапской АССР их было 360, в 1985 - 577, в конце 80-х годов - менее 500.

В условиях перестройки в атеистической работе используются нетрадиционные формы: молодежные политклубы, встречи-диалога с верующими, священниками. "Круглый стол" собирает священников/ представителей Чебоксарской и Чувашской, Йошкар-Олинской и Казанской епархии. Такие встречи прошли в г.Чебоксары, п.Куге си Чебоксарского района, в г .Йошкар-Оле . Об суждение про-

ехта Закона СССР "О свободе совестя я религиозных организациях" прошло в ходе диалога священника с лекторами-атеистами в общественно-политическом центре Комсомольского райкома КПСС1.

В ходе социологического исследования, проведенного в 1988 году (анкеты заполнили 1552 человека татарской национальности в шести районах Чувашской АСС?), диссертантом определена региональная, национальная специфика атеистического воспитания .

Материалы исследования поззолявт сделать зыводы: I. В регионе имеет серьезное влияние языческо-мусульмансхип, язы-ческо-правослазкык синкретизм. 2. Существует представление о тождестве религиозного и национального, что ведет к сохранении мегнациональных и ^^конфессиональных противоречий.

5срмн и методы атеистического воздействия не всегда учитывает конфессиональные и национальные особенности, д. Васок процент участия населения в различных религиозных обрядах. 5. Более чем в 6С% православных приходах Чувашской АССР слуя-ба ведется на чувашском языке.

Таким образом, опрос общественного мнения показывает,что атеистическое и интернациональное воспитание даино быть направлено на совершенствование форм, повышение культуры межнационального общения, на формирование нетерпимости к проявлениям национализма а шовинизма, социальной ограниченности и национального эгоизма.

Вторая глава "Кнтегрирусщая роль партийных организаций по формировании научно-материалистического мировоззрения населения з условиях перестройки" концентрирует внимание на роли средств массовой информации в научно-атеистическом воспитании, рати клубных учреждений в возрождении народных традиций и обрядов. В исследуемый период Чувашская и Марийская областные партийные организации особое значение придавали средствам чассогсй информации в научно-атеистическом воспитании.

I',-риалы идеологических отделов Марийского и Чувашского ОХ КПСС "Политическое образование", "Блокнот агитатора" ("нале слово') решали проблемы научного атеизма. Проблемы атеистического воспитания разрабатывались в телепрограммах "Гелэ-

* Советская Чувалая. - 1990. - 29 ишя.

ЕкзкскнкГ: педсовет", "Будки сельской культуры", "От до 18", "Сылкцмут садвече", "Поэзии кас", "Театр илыс", "Сем". Сйсест-веккый резонанс получки мзрийскке телепрограммы "Скола после уроке;", "Актуальна* капера", "секзо". Как клуб атеиста организована телепередача "Библия как литературный источник". Серн.-. передач по редко "Коммунист к время" на русском и марийском языках рассказывала о работе партийных организации по атеистическому воспитанию. На марийском языке был проведен цикл передач "1ри5уна атеиста", "Происхождение и сущность религии" и т.д. Б передача?: "За человека", "Совет к его дела", "Политучеба: опыт к проблемы", "Перо кас", "Пионер йук", "Упарь" журналиста рассматривали вопросы атеистической пропаганды.

Художественная редакция подготовила беседы "Яндар плыз керныш". Атеистическая проблематика наела отражение ъ тематике передач "7 плыш - йула сене", "Ойго", "Юмыш кзыкгв" к т.д. Если в ^арийской АСС? средства массовой информации в атеистическом воспитании испатьзовали в первую очередь возможности телевидения и радио, партийные организации Чз^ваш-скоп АСС? прибегали к помощи средств печати к радио, республиканская печать серьезное внимание стала уделять проблемам религии к атеизма. Например, газеты "Советская Чувашия", "Коммунизм главе", "líap;i2 коыыуна", "¡¿арийская правда" и ряд районных газет. В ходе опроса в рамках программы "Средства массоьсп информации в условиях демократизации и гласности" выявлено, что около половины опрошенных одобряет изменения, которые происходят в условиях перестройки в отношении церкви и верующих. Информацию об этих процессах население черпает на атеистических лекциях и из бесед (26,2?), религиозных гур-налсь, газеты "Исскозскии церковный Еестни::" (17,(0, из передач зарубежных радиостанций (12,5?) . получает

в семье (23,2?), от верующих (21,8?), из центральных газет, журналов (45,6?), республиканских газет, журналов (32,6?), ks передач пентрального телевидения (42,2?), республиканского телевидения (.26,20, центрального радио (35,6?) и т.д.

Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности, как видно из результатов исследования, играет

значительную роль в дальнейшей демократизации жизни, религиозные организации могут использовать средства массовой информации, - записано в проекте Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях"^.

Партийные, комсомольские организации, идеологические уч-рездения, особенно в условиях перестройки, стремятся привлечь з пропаганде кино, печать, радио, телевидение.

Однако социологические исследования показывает, что только 20 процентов культработников в своей практике использует научно-атеистические фильмы. Атеистическая проблематика находит с-зсо отражение на занятиях школ женщин, что особенно важно,если учесть высокий уровень религиозности среди этого контингента слушателей.

Партийные организации региона придавали большое значение, ялубньш учреждениям в возрождении народных традиций и обрядов.

Культурно-просветительную работу среди населения Чувашской АССР проводят 754 массовые библиотеки, 1070 клубных учреждений, 9 музеев, 5 профессиональных театров и филармония. Вместе с тем темпы развития материальной базы социально-культурной сферы еще отстают от потребностей населения, особенно з сельской 1Естности. Не имеют каких-либо очагоз культуры 304 дереввя (17,5 процента от общего их числа). Многочисленные наблюдения и исследования, проведенные диссертантом, подтверждают, что немало людей, соверяасщих религиозные обряды, не приели к религиозной вере . Главное для большинства - это сила традиций, мнение религиозного микроколлектива, особенно на селе, эмоционально насыщенная церковная обрядность. Задача советских органов оказать содействие в повсеместном возвращении к народным традициям и обрядам, в переходе к дифференцированному и органическому пониманию прошлого.

Комиссии по соблюдению закона о культах работают в исполкомах, группы содействия существуют при многих сельских и поселковых Советах народных депутатов. Б плане улучшения деятельности клубов, органов ЗАГСа при отделах пропаганды и агитации (идеологических отделах с 1988 г.) обкомов, райкомов, герко-

1 Правда. - 1990. - б июня.

- 19 -

мов партии созданы общественные секции по пропаганде и внедрению в быт ноеых обрядов. При исполкомах -Советов народных депутатов функционирует обрядовые комиссии по внедрение советских обрядов. 3 Чувашской АССР в 1965 году было образовано " таких комиссий 340, в 1986 - 312, в последующие годы - до 400*. Напболшее-число таких комиссий действует в Алатырскок. Канадском, Цивильскок, Чебоксарском, ядринском районах. Воз-роздены праздники "Уяв", "Чувашской ивы", "Улах касе", "Пелдып; пайрам", появились новые - "В краю ста тысяч песен", торжественные проводы в армию, посвящение в хлеборобы, животноводы, механизаторы. В 1976 году в Чувашской АССР существовало 94 обрядовые комнаты, зала, в 1980 году - 151, в 1986 году -169, в 1988 году - 200. Проводятся конкурсы обрядовых залов. С целью возрождения народных традиций и обрядов в республиках появились фольклорные и этнографические группы, ансагбли "Уяв", "Сувар", "Азамат". Только в Чувашской АССР более 60 таких групп. В Марийской АССР проводится республиканский весенний праздник "Расцветай, земля Марийская", "Пелдкз пайрам", выставки национальных блюд "Коман !.'елна", конкурсы "Бабушкин сундук". В пропаганде народных обрядов участвуют марийские фольклорные ансамбли "Парий памап", "Царяй эл" и др.

Совместными усилиями партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, учреждений культуры, ЗАГСа обряды внедряются в жизнь. Партийные органы уделяют внимание оргаяизационно-методическому, материально-техническому обеспечению обрядности, досуга.

В ТО-е годы в Чувашской АССР и ¡¿арийской АССР вопросы совершенствования советских обрядов и восстановления народных традиций были в центре внимания Канадского^ Красиочетай-сксго, Еатыревского, Яльчикского райкомов КПСС". Эти проблемы изучались Иедведевсккм райкомом, Волжским, Йошкар-Слкн-ским горкомами ЯПСС3.

Аналогичные проблемы решались в 1980 году на бюро чуваш-

Текущий архив Чувашского обкока КПСС.

2 ПАЧО, ф.198, оп.9, Д.6, л.96; ф.Ю1, оп.7, д.9, л.10; ф.20С, оп.13, д.8, л.15; ф.94, оп.34, Д.6, л.149.

3 ПАМО, ф.1, оп.48, д.52, л.14-18; ф.Ы8, оп.7, д.6, л.1 Д.З, л.68; ф.8, оп.44, д.7, л.60.

- 20_г. ....................

ского обкоые КПСС,в ходе обсуадения рабош Яльчикского райкома НПСС по улучшения культурного обслуживания села. В 1984 год/ на бюро Чувашского обкома КПСС заслушан отчет Ур царского райкома партии об усилении атеистического воспитания, в 1988 году на идеологической комиссии Чувашского обкома КПСС - отчет Чебоксарского райкома партии о перестройке атеистической работы.

3 феврале 1990 года бюро Чувашского обкома КПСС разработало рекомендации по улучшении работы ритуально-похоронных слузб, в которых подчеркнута ответственность Чебоксарского и Новочебоксарского горкомов партии за развитие обрядовых традиций. Секретари первичных парторганизаций, председатели поселковых и сельских Советов, заведующие клубами, библиотеками, ЗАГСами проводили организационное работу по вовлечению населения з сферу культуры, внедрение обрядов. 3 последние годы активно знедркется обряд бракосочетания в г.Чебоксарах, Нозочебсксарске, Боласге, Йсшкар-Сйе. Наряду с возрождением народных традиций з регионе идет интенсивное возвращение религиозной обрядности.

Популярность религиозной обрядности, как нам каяется, связана, во-первых, с демократизацией.общества; во-вторых, с нравственным, духовным кризисом, происходязим в обаестве; з-третьих, с неудовлетворенностью эстетической стороной гражданской обрядности; в-четвертых,, с воздействием религиозной идеологии; в-пятых, с изменением общественного мнения по отношению к религии, церкви и верусщим. Динамика развития религиозной обрядности в марийской АССР и Чувашской АССР за 19701988 гг. приведена в табл. 2.

. • ■ Таблица 2

Годы ¡Октецено детей !в % к числу ¡Венчание. ! в % ¡Отпевание . !

¡МАССР • - ¡ЧАССР \ 'ЛАСС? 1 ЧАССР \МАССР ¡ЧАСС1

19 Ю 31,5 52,6 1,9 9,0 45,9 66,2

19 75 27,6 - 2,0 8.5 46,9 -

1960 25,7 39,8 2,9 5,4 52,7' 52,0

1985 18,3 33,9 2.7 3,4 48,3 51,1

1963 29 ,Х ТС,4 2.1 5,4 50,2 61.5

Социологические исследования, проведенные диссертантом з 1985-1987 годах з четырех сельских районах Чувашской АССР,

убеждают в том, что многие партийные комитеты трудовых коллективов не з достаточной usре оказывают помощь культработникам в проведении атеистических мероприятий. В Чебоксарском районе 20,5 процента, в Еемуршинском - 16,5, в Уариннско-Посадском -12,1, в Козловском - 13,2 процента опрошенных культработников участвовали в обсуждении вопросов зосстановления народных традиций и обрядов. Незначительное число культработников работает в комиссиях при районных и городских Советах народных депутатов, сельских и поселковых Советах народных депутатов. Более 50 процентов директоров клубных учреждений Чувашской АССР отметили, что работа по атеистическому воспитанию еше не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Перестройка,демократизация и гласность создали предпосылки для поднятия общей духовности народа. Последние изменения в стране , в том числе з иарийской и Чувашской АССР, привели к существенным пере ивнал во взаимоотношениях государства и церкви. Так, в Чувашской АССР стало функционировать около 50 православных обшин, 5 мечетей, в '¿арийской АССР - более 20 церквей, 3 нечети. меняется отношение партийных и обкестзениых организаций к научно-атеистический проблемам. Уходят в прошлое ад!и-нистратйвно-командные иетоды идеологической работы среди верующих. На первый план выдвигаются формы сотрудничества: благотворительные группы и общества, убеждение, милосердие. Проект Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях итоговый документ Венской встречи от 15 января 1?8~ года, подписанный СССР, содержат различные направления религиозной деятельности в государстве, а Совет по делам религии при Совете Министров СССР специальным постановлением признал утратившим силу нормативные акты, принятые Советом в прежние годы (с 1951 по IS83 г.)•

Времени прошло немного, но появились ощутимые и sie не ни г.. Такими изменениями являются: для 82,8 процента респондентов -возможность использования средств массовой информации; для 67,8 процента - возможность отщштия новых храмов; 58,5 -участие священнослужителей в решении важнейших проблем страны, 17,5 - возможность приобретения религиозной литературы. Для 53, 7 процента опрошенных такие пере иены связаны с ликвидацией различных ограничений и запретов на религиозную дея-

- 22 -

тельносгь. Однако 4Г,2 процента не удовлетворены глубиной освещения в печати религиозной.кизни в стране, регионе, республике» 71,2 процента отнеслись положительно к участил священнослужителей в деятельности Верховного Совета СССР, отрицательно - около 10 процентов. 17,9 процента участвующих в опросе считают, что народные депутаты-священнослужители должны выступать в защиту прав верующих.

Изменения коснулись благотворительной деятельности церковных организация. В республиках созданы группы и общества "Милосердие", "Юморная" и тл. 68,0 процента'населения склоняется к мнении о необходимости благотворительной деятельности, 15,9 - против, остальные воздерзались от ответа. Анкетируемые отвечают серьезные затруднения в финансировании благотворительных мероприятий (12,^), связывают трудности со сложностями аренды автомашин (12,0^), с тем, что руководители на. местах не всегда относятся к такой деятельности благосклонно (9,4Й). Кроне перечисленных проблей респонденты называет и . такие, как недостаточная информированность верующих о расходовании средств, неудовлетворенность качеством богослужения в xpaie, противоречия между верующими, особенно непонимание со стороны, юлодых верущлх, нехватка религиозной литературы. Становление шагопартийной системы в СССР, появление новых общественно-политических организаций ведет к различным подходам к проблемам свободы совестя,к научно-атеистическому воспитанию (табл. 3).

Таблица 3 -

Члены|Члены|Бес- -Члены-Члены -Члены.об-КПСС jESKCU пар- СДП Хурала щества

■ »тий*"* !Чува-! ctfrveno^

Яковлева

шип

Соблюдение прав человека в ведении религиозного и атеистическото воспитания

Возвращение культовых зданий церковным организациям

Использование церковными организациями радио и телевидения

93,8 100 86,2 .77,8 100 90,0

50,0 100 79,3 66,7 100 100

43,8 100 72,3 66,7 88,0 100

Создание обществ милосердия, различных фондов

Введение факультативного преподавания богословия в учебных заведениях

Сотрудничество с религиозными организациями

Создание автокефальной православной Чувашской Церкви 18,8

Принятие республиканского Закона ^О свободе совести и религиозных организациях " * 68,8

68,8 75,0 72,4 55,6 88,9 90,0

12,1 75 , 0 5 5 , 2 11,1 44,4 50,С

),3 50,0 79,3 66,7 100 100

75,0 58,6 22,2 88,9 60,0

50,0 75,9 88,9 100

ВО,О

I

3 заключении диссертации подведены основные итоги исследования по теме, сделаны теоретические обобщения, практические выводы.

В условиях застоя допускалось непродуманное В!?ешатель-стзо государства и партии в общественные процессы, наблюдался произвел общества над личностью, доминировала концепция вульгаризированного подхода к формированию мировоззрения, мировоззренческие противоречия направлялись в сторону политической и идеологической конфронтации, сложилась система унификации и стандартизации форм и методов атеистической работы.

Среди населения региона в настоящее время не находят широкой поддержки такие формы и методы, как выпуск световых газет, проведение устных журналов, диспутов по атеистическим темам, недели, декады, месячники пропаганды атеистической литературы, атеистические чтения, создание уголков атеиста, развешивание атеистической наглядней агитации, выставки-просмотры атеистических книг, клубы журнала "Наука и религия", индивидуальные беседы с верующими по их разубеждению, клубы и кружки "Атеист", "лобовой атеизм" в средствах массовой информации, в деятельности клубных учреждений. В этой связи необходимо заниматься серьезной атеистической пропагандой, от-

* Опрос проведен среди делегатоз и прягяппэшах Г Учредительного съезда социал-демократической партии Чувашии 30-31 июня 1990 г. в г.Чебоксары.,

. - 24 -

казавшись от царившего в годы застоя вульгаризаторского подхода в оценке религии. Следует и далее совершенствовать центры и структуру подготовки пропагандистских кадров.

Принятый Закон СССР "О печати и других средствах массовой информации" и опубликованные проекты законов СССР "Об обсест-венных объединениях", "О свободе совести и религиозных организациях", Декларации о государственном суверенитете РСФСР направлены на то, чтобы обеспечить право граждан на свободу совести, равноправие независимо от вероисповедания, право родителей воспитывать своих детей в соответствии со сбоими собственными отношениями к религии. Эти документы дают возможность религиозным организациям активно участвовать в общественной и государственной жизни, деятельности непартийных общественных объединений и организаций. Тагам образом,мы должны с уважением относиться к любым религиозным убеждениям, если они не проводятся в жизнь путец насилия.

Перестройка способствовала окончательной нормализации отношения государства и церкви, что проявилось в праздновании 1000-летия крещения Руси , 1100-летия исламизацпи народов Поволжья и Приуралья, расширении сети монастырей, духовных учебных заведений, передаче и восстановлении религиозных храмов, развитии производственно-хозяйственной деятельности религиозных организаций.

Приоритет общечеловеческих ценностей, идеалов, нравственное возрождение способствовали признание благотворительной деятельности церкви, движению милосердия,открытому выступлению религиозных деятелгй и организаций в средствах массовой информации. А это предполагает учет неформального отношения к религиозности населения различных конфессий, ликвидацию различных ограничений в деятельности религиозных организаций в области здравоохранения, культуры.

Процесс общемировой интеграции расширяет международные связи и контакты религиозных организаций, включая выезды за границу я одомников, участие в конференциях, экологическом движении, получение религиозного образования и т.д.

Национальное возрождение, происходящее в CGC13, повысило интерес населения к истокам духовной культуры нации и формам • восстановления и сохранения национальной самобытности, которые

в ряде случаев преломляются через призму религиозной принадлежности-Напиокальаое и конфессиональное переплетение предполагает учет языческо-мусульманского, языческо-православного синкретизма,бытующего у части населения Среднего Поволжья.

Отказ КПСС от политического и идеологического монополизма х- уследиях становления многопартияной системы, закрепления политического и мировоззренческого плюрализма вызывает необходимость изменения форм и методов научно-атеистического воспитания-. В зтих условиях закрепляются приоритетные формы к мет сДа атеистического воздействия тематические вечера,

вечера вопросов и ответоз, "круглые столы", читательские конференции, кинолектории, лектории,встречи с писателями, священниками, проведение дней памяти, гражданские обряды, проведение атеистических дискотек. В регионе получили кассовое распространение группы и общества "Милосердие", встречи с депутатами-сзяще нкзкаш:, выступления их на телевидении, радио,в пе ч ат и.

Новые условия политической работы -требуют разработки более со-рз мзкньх диалоговых ферм ?. методов атеистического ?сс-питання с учетом экспериментальной проверки и внедрения их ъ практику. Создание при редакциях газет и куриалов секция по проблемам нравственности, религии и атеизма, организация проката видеофильмов по темам, затрагивающим вопросы религии и атеизма, восстановление национальных традиций к обрядов,с~ з д а а ■ е а ? н э гр аг ич ееккх групп.

Наблюдается неоднозначнее отношение членов различных партий, паиобществ и движений: Марка узе и, Чувгззксго обществе наз-культу?нг.го центра, Чузазского народного хурала, Булга*--термен, С1Г: Чуваш/н-к проблемам свободы совести.

Отанззл?пне правового государства и нового пелитичгсг.'-го'мыглення ведет к пересмотру концепции государственных органов по делам религий.

В приложен:;;: приводятся некоторые планы атеистического воспитания, принятые Звенигозскик ?К КПСС йаркйской АССР и т.д., положение о совете по атеистической работе, схемы, таблицы .

По теме диссертации опубликовано 46 научных работ (5 п.л.), более ЭСО газетных материалов в местной печати, кздз-

- 26 -

ны 2 методических пособия. В числе их:

1. Тафаев Г.К. Некоторые особенности атеистического воспитания учащихся культпросветучилища // Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания студентов высших учебных заведений в свете решении ХХУП съезда КПСС: Тез. докл.науч.конф. - Чебоксары,1985. - С.33-34.

2. Тафаев Г.И. Пополняем ряды организаторов атеистической работы // Атеистической работе - зффективность (Опыт и проблемы). - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1986 . - С.ПЗ-П6.

3. ТафаеЕ Г.И. Подготовка атеистических кадров // Среднее специальное образование. - 1986. - £ 12. - С.1С.

Тафаев Г.И. Эта красноречивая статистика // Библиотекарь. - 1988. - .1 5. - С.21-22.

5. Тафаев Г.И. Формы и методы атеистической работы партийных организаций Марийской и Чувашской АССР. 19'¡0-1988 гг. // Октябрьская революция и развитие ее идей з деятельности КПСС по перестройке советского общества (1917-1990 гг.): Тез. докл.науч.конф./гпи. - Владимир, 1989. - С.381-385.

6. Тафаев Г.И. Роль партийных организаций по формированию материалистического мировоззрения населения // Актуальные проблемы идеологической работы в условиях перестройки: Тез.дока.науч.конф./МГПИ. - Йошкар-Ола, 1989. - С.140-1

7. Тафзг'в Г.И. К проблеме гуманизации общества и свобода совести // Роль научного мировоззрения и активизация человеческого фактора: Тез.докл .Беесоюз.науч .конф. - Чебоксары, 1990. -С.97.