автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Органическая философия Вл. Соловьева: от парадигмы к "философскому деланию"

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Андреев, Виталий Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Органическая философия Вл. Соловьева: от парадигмы к "философскому деланию"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Андреев, Виталий Борисович

Введение

Глава первая. Сущность органической философии Вл. Соловьева как философии нового типа.

1.1 Проблема адекватности понимания.

1.2 Философия как отвлеченность и как жизненность.

1.3 Философия как цельная жизнь.

Глава вторая. Становление нового типа философии.

2.1 Философствование как идея, парадигма и философское делание".

2.2 Парадигма идеи "Первосущее" и разрушение органической целостности.

2.3 Парадигма идеи "Всеединство" и разрушение органического множества в единстве.

2.4 Парадигма идеи "Становление" и разрушение органического единства во множестве.106.

2.5 "Философское делание".

Проблема завершения органической философии Вл. Соловьева в целостную систему нового типа (вместо Заключения).

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Андреев, Виталий Борисович

Предмет исследования. Предметом исследования диссертации является, прежде всего, то содержание философии Вл. Соловьева, которое имеет отношение к формированию его философии как феномена нового типа, т.е. такого по отношению к которому всякая иная философия может быть названа традиционной. Сам Вл. Соловьев называл свою философию "истинной философией", поэтому предметом исследования по необходимости будет не только содержание органической философии, как философии нового типа, но и то, что представляет собой философия как таковая, как результат одного из видов деятельности человека, каковы причины ее истинности или, напротив, ошибочности. В этой связи возникает вопрос, как вообще возможно представление философии нового типа, если имеются лишь традиционные средства выражения философского содержания?

Предметом настоящего исследования также будет выяснение того, по какой причине самому Вл. Соловьеву не удалось завершить процесс формирования своей философии в целостную систему. Это можно в полной мере осознать, если попытаться довести до логического конца основные принципы его органической философии. В обобщенном виде этот ответ будет изложен в "Заключении" настоящего исследования.

Все многообразное содержание философии Вл. Соловьева, а именно, вся обширная религиозно-метафизическая проблематика, которая присутствует в его творчестве, также как и его изыскания в областях историософской, эстетической и гносеологической, нас будет интересовать лишь в той степени и в том объеме, в каком они имеют отношение к конституированию его философии, как философии именно нового типа. Сами по себе они заслуживают отдельного и серьезного рассмотрения, в том числе и с позиции нового типа философии.

Актуальность темы исследования определяется уже самим содержанием предмета исследования. Кроме того, актуальность темы связана с рядом других обстоятельств. Во-первых, с тем, что органическая философия Вл. Соловьева так и не получила адекватного ей представления. Во-вторых, через понимание ее как "философского делания" в истории философии можно выделить три типа традиционной философии, а, в свете этого, вся русская философия приобретает некое органическое целое, новый, органический облик. Кроме того, актуальность исследования связана с тем, что после появления органической философии Вл. Соловьева, сама подлинная философская деятельность уже не может быть только теоретической деятельностью, умозрением того или иного философа, но, скажем категорично, уже обязана реализовываться в качестве "философского делания".

Цели и задачи исследования. Цель исследования показать, что все философское творчество Вл. Соловьева представляет собой единство двух сторон. Первое - это во многом себя обнаружившие интуиции основных положений нового типа философии, что не только дает основание говорить о его философии именно таким образом, но и привело самого Вл. Соловьева к настоящим философским открытиям. Вторая - это постоянная незавершенность Вл. Соловьевым формулировок этих интуиций в дискурсе основных принципов, отсутствие последовательного развития интуиций нового типа философии в целостную систему.

Для реализации этой цели необходимо было решить две фундаментальные задачи.

Первая задача - это экспликация содержания интуиций Вл. Соловьева относительно принципов нового типа философии.

Вторая задача - попытка завершения, в соответствии с замыслом Вл. Соловьева, формирования основных принципов его органической философии в целостное единство системы.

Степень разработанности темы. Существует обширная литература по исследованию философского творчества Вл. Соловьева. За последнее время (6-7 лет) вышел ряд статей и защищено около 20 кандидатских и не менее трех докторских диссертаций, посвященных творчеству великого русского философа.* Однако общим для подавляющего * См. в частности. Абдрасулов С.М. Судьба России в философии истории религиозных мыслителей XIX в. П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев. - Канд. дисс. - МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1995. Аверин Н.М. Ф. Ницше и В. Соловьев: два вызова этическому рационализму // Рациональное и иррациональное в соврем, философии. - Иваново, 1999. - 4.1. - С. 8-12. Алиева A.J1. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - М., 1999. - № 5. - С. 70-86. Арапов А.В. Русская софиология в контексте религиозн. традиции Востока и Запада. - Ав-тореф. канд. дисс. МГУ., М., 1997. Беликова М.В. Культурологический анализ любви в свете работ B.C.

Соловьева и Н.А. Бердяева // М-во культуры Рос. Федер. - Автореф. канд. дисс. Челяб. гос. ин-т искусства и культуры; 1998. Бибихин В.В. Добро, истина и несуществование у Владимира Соловьева // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998. - С. 71-95.

Богданова И.М. В поисках адекватной формы знания// Эпистемы: Альманах. - Екатеринбург, 1998. - С. 40-45. Большаков В.В. B.C. Соловьев о духовности человека // Гуманизм и духовность в образовании. -Н. Новгород, 1999. - С. 37-40. Бондарев П.Б. Философия истории B.C. Соловьева. - Автореф. Канд. дисс. - Кубан. Гос. ун-т. - Краснодар, 1996. Бумистров К.А. Владимир Соловьев и Каббала. К постановке проблемы // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 г. - СПб. 1998. - С. 7-104. Вишневская А.В. Оправдание человека как социально-философская проблема: (На материале русск. философии конца XIX - начала XX вв. - Автореф. канд. дисс. - Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького, Екатеринбург, 1996. Гатауллин Р.А. Политико-правовые воззрения Вл. Соловьева в связи с его концепцией Всеединства // Личность. Общество. Государство: Материалы всерос. Науч. - практ. студен, конф; 19-20 марта 1998 г. - С-Пб., 1998. - С. 39-41. Гараева Г.Ф. Софийный идеализм Вл. Соловьева: сущность и историческая характеристика// Изв. Вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. - Ростов н/Д., 1999. - № 2. -С. 63-69.Дидоренко СЛ. Метафизика одного всеединства // М.: МФФ, 1999. Дьяков А.В. Гностические мотивы в религиозно-философской системе B.C. Соловьева. - Автореф. канд. дисс. - С-Пб ун-т, 1999. Душина С.А. Проблема нравственного идеала в философии B.C. Соловьева. - Автореф. канд. дисс. - СПб гос. ун-т, 1998. Дядькина Л.Н. Всеединство В. С. Соловьева в контексте культурологической теории символа. - Автореф. канд. дисс. - С-Пб гос. ун-т, 1997. Захаров А.А. Историко-философская концепция Вл. Соловьева. -Докт. дисс. - МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1999. Ивахненко Е.Н. Основные конфронтации русских рел.-философских и политических учений (XI - начало XX вв.). - Автореф. докт. дисс. -Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - С-Пб, 1999. Исаев А.А. Экзистенциальные измерения исторического бытия в отечественной историософской традиции XIX - начала XX вв. - Автореф. канд. дисс. -Рос. гос. гуманит. ун-т, М., 1996. Калачев А., Гуляихин В.Н. Идея самосовершенствования личности в философии нравственности Вл. Соловьева // Духовное становление личности. - Волгоград, 1998. - С. 8184. Калинников Л.А. Пределы зависимости этики Вл. Соловьева от этики И. Канта // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. - Н. Новгород, 1998. - С. 236-238. Киейзик Л. Культорологи-ческие идеи Владимира Соловьева. - Автореф. докт. дисс. - Рост. н/Д гос. ун-т, 1998. Козырев А.П. Гностические влияния в философии Вл. Соловьева. - Канд. дисс. - МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1997. Колетвинцев А.Н. Философия нравственности Вл. Соловьева. - Канд. дисс. - Моск. физ-техн. ин-т, М., 1991. Косарев A.M. Проблема эроса в русской философии (Соловьев, Розанов, Бердяев) -Автореф. канд. дисс. - Рос. гос. гуманит. ун-т, М., 1998. Красицки Я. Зло и историософия В. Соловьева и Н. Бердяева// Отечественная философия: русская, российская, всемирная. - Н. Новгород, 1998. - С. 298299. Максимов М.В. Историософия Вл. Соловьева в отечественной и зарубежной фил. мысли XX в. -Автореф. докт. дисс. - Моск. пед. гос. ун-т, М., 1999. Межуев Б.В. Отечественные истоки философии B.C. Соловьева (социокульт. контекст 70-90 г. XIX в. - Канд. дисс. - МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1997. Межуев Б. К проблеме поздней "Эстетики" B.C. Соловьева (Опыт чтения газетных некрологов) // Исследов. по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 год. - СПб., 1998. - С. 257-284. Мотрошилова Н.В. Вл. Соловьев о Ф. Ницше // Фридрих Ницше и философия в России. - СПб., 1999. - С. 46-57. Мусин М.З. Феномен сознания: ретроспективный анализ концепции B.C. Соловьева и С.Н. Трубецкого. - Автореф. канд. дисс. - Иван. гос. ун-т. - Иваново, 1998. Новикова Н.В. Проблема художественного сознания в эстетике В. Соловьева и творчестве М. Булгакова // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. - Н. Новгород, 1998. - С. 180-183 .Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX - начала XX вв. - Автореф. докт. дисс. - Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. -М., 1996. Потапенко М.И. Эстетичность основн. фил. Идей Владимира Соловьева. - Автореф. канд. дисс. -МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1997. Пугачев О.С. Проблема бессмертия в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. - Докт. дисс. - МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2000. Репко Г.Л. Соци-ально-фил. анализ проблемы всеединства в русск. философии XIX - XX вв. - Автореф. канд. дисс. -МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1998. Ролдугина О.Ю. Идея богочеловечества в русской религиозно-философск. мысли последней четверти XIX - первой половины XX вв. (Вл. Соловьев, С. Булгаков, Н. большинства этих исследований является постоянное рассмотрение его философии в рамках той или иной философской традиции, причисление его самого к представителям самых разных, часто противоположных философских школ. Но все дело в том, что органическая философия Вл. Соловьева открывает принципиально новую традицию, новый ряд философий, по отношению к которому остальные философии не хуже или лучше, истиннее или ошибочнее, а просто имеют совершенно иную качественную характеристику. Более того, с высоты этого нового ряда, начало которому положила органическая философия Вл. Соловьева, все остальные философии только и могут во всей полноте обрести границы своей истинности и, в каком-то смысле, своей незаменимости. Сама же его философия не может быть вмещена ни в какую известную философскую традицию. Напротив, она может интегрировать их в себе. Игнорирование этого обстоятельства порождает неадекватность оценок его творчества. Одни считают его слишком религиозным философом, другие, напротив, слишком академическим, одни идеалистом, другие реалистом, одни либералом, другие тяготеющим к тоталитаризму.

Но Вл. Соловьев ровно в такой же степени мистик и фидеист, в какой он одновременно и рационалист, систематик, реалист и эмпирик. Именно поэтому можно сказать,

Бердяев). - Автореф. канд. дисс. - МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1998. Роцинский С.Б. Примирение идей и идея примирения: В философии всеединства Вл. Соловьева// Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: РАГС, 1999. Роцинский С.Б. Владимир Соловьев и западная мысль: Критика. Примирение. Синтез. - М., 1999. Стрельцов М.Э. Системные идеи в творчестве Вл. Соловьева. - Автореф. канд. дисс. - Рос. акад. наук, Ин-т систем анализа, М., 2000. Чубаров И.М. Модификация феноменологической парадигмы понимания сознания в русск. философии конца XIX - начала XX вв. - Автореф. канд. дисс. - Рос. гос.гуманит. ун-т, М., 1997.

Чуприкова Н.И. Идеи общих законов развития в грудах русских мыслителей конца XIX - начала XX вв. // Вопр. психологии. - М., 2000. - № 1. - С. 109-125. Чучунова Т.В. Рациональное и иррациональное в историософии Вл. Соловьева // Рациональное и иррациональное в современ. философии. - Иваново, 1999. - 4.2. - С. 154-158. Шаповалов В.Ф. Философско-исторические возрения B.C. Соловьева Н Философия и общество - М., 1997. - № 4. - С. 93-112. Шевцов В.А. Лексема "смысл" в философском идиолекте В. С. Соловьева: концептуальный анализ // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. - Н. Новгород, 1998. - С. 203-206. Шмонина М. Категория "en kai pan" в текстах "софиологического комплекса" В. Соловьева. К проблеме преемственности в традиции апофатического богословия // Рус. филология. - Тарту, 1997. - № 8. - С. 98-108. Gaut G. Can a christion be a nationulist? Vladimir Solov'ev's critique of nationalism// Slavic. Rev. - Stanford, 1998. - vol. 57, № 1 - p. 77-94. Geouge M. Mystische und Neligiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov'evs. Gottingen, 1988. Klima Ladislav. О Solovjevove etice. - Praha, 1993. Sutton Jonathun "The religions philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a reassessment" Basingstoke. L. 1988. что с позиций анализа возможности реального, а не только идеального, понятийного синтеза жизни, знания и творчества, теологии, философии и науки и многого другого, тема, поднятая в настоящей диссертации, была разработана до сих пор в очень незначительной степени, а, можно сказать, не разработана совсем.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Основными теоретическими источниками диссертации послужили главные произведения Вл. Соловьева, а также работы наиболее крупных западных философов: Р. Декарта, И. Канта, Ф. Гегеля, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др., а также отечественных философов Н. Бердяева, С. Франка, В. Зеньковского, представителей марксистско-ленинской философии и другие.

Методологическая основа включает в себя сравнительно-исторический, структурно-функциональный, текстологический, историко-философский и общенаучные методы исследования.

Новизна и научная ценность исследования состоит в том, что впервые в отечественной и зарубежной историко-философской литературе дается изложение органической философии Вл. Соловьева, как философии нового типа, как уникальной и вместе с тем фундаментальной, основополагающей деятельности человека, лежащей в основе и определяющей всякую другую его деятельность. Поистине можно сказать, что и называть ее следует уже не философией, а "философским деланием".

Научно-практическая значимость исследования. Проведенное исследование показывает, что органическая философия Вл. Соловьева совершает настоящий переворот в истории мировой философии. Ее практическая значимость, можно сказать, универсальна. Органическая философия Вл. Соловьева как философия нового типа доказывает правоту не только своего собственного содержания, но и то, каким образом ее выводы могут составлять основу миропонимания, мироустроения и миропорядка. Так как "философское делание" лежит в основе всякого вида деятельности человека, то принципы органической философии Вл. Соловьева могут быть использованы во всех сферах реализации высших способностей человека, во всяком месте приложения его сил Выводы самой диссертации непосредственно могут быть использованы как, собственно, в самих научных, 8 философских исследованиях, так и при преподавании истории философии, теоретической философии и гносеологии в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные идеи исследования излагались автором в ряде спецкурсов, прочитанных на кафедре истории русской философии философского факультета МГУ в 1999-2000 г. для студентов философского факультета: "Органическая философия Вл. Соловьева и западная рационалистическая традиция: Декарт, Кант, Гегель, Гуссерль", "Становление органической философии Вл. Соловьева как нового типа: от парадигмы к "философскому деланию"", а также в двух докладах, прочитанных на Ломоносовских чтениях в 1998 г. и 2000 г.: "Принцип антропосубстанциолизмав философии Вл. Соловьева" и "Экзистенционализм органический и рационалистический. Два пути развития: от Соловьева к Бердяеву; от Гуссерля к Хайдеггеру". Кроме того, основные идеи диссертации нашли свое отражение в статьях автора "Что такое гуманизм?", (Здравый смысл, 1997-1998, № 4), "Органический гуманизм Вл. Соловьева" (Здравый смысл, 2001, Хз 18) и "Вл. Соловьев о синтезе науки, философии и религии" (Возможность невозможного: Планетарный гумнизм для России и мира. М. ^Российское гуманистическое общество, 2001). Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории русской философии "2 октября" 2000 г. и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Список научной литературыАндреев, Виталий Борисович, диссертация по теме "История философии"

2. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1978.

3. Аристотель. Метафизика // Соч. В 4 т. М., 1978.

4. Бердяев H.A. О русской философии. В 2 т. Свердловск, 1991.

5. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения //

6. Философия свободного духа. М., 1994.

7. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

8. Бердяев H.A. О характере русской религиозной мысли X IX века // О русскойфилософии. В 2 т. Свердловск, 1991.

9. Бердяев H.A. Основная идея Вл. Соловьева // О русской философии. В 2 т.1. Свердловск, 1991.

10. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974.

11. Гегель Г.В. История философии. М., 1993.

12. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологическойфилософии. М., 1998.

13. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. М., 1990.

14. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч. В 2 т. М., 1994.

15. Декарт Р. Соч. В 2 т. М., 1994.

16. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1-2.

17. Зеньковский В.В. Русский мыслителя и Европа. М., 1997.

18. Зеньковский В.В. Достоевский, Владимир Соловьев, H.A. Бердяев //1. Русская идея. М., 1992.

19. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

20. Кант И. Соч. В 8 т. М., 1991.

21. Ленин В.И. Поли. Собр. Соч. В 55 тг. М.

22. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1995.

23. Лопатин Л.М. Философское миросозерцание B.C. Соловьева // Философскиехарактеристики и речи. М., 1995.

24. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М.

25. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Гоголь. Соловьев.1. Достоевский. М., 1995.

26. Платон. Соч. В 4 т. М., 1994.

27. Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1989.

28. Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1990.

29. Соловьев B.C. Собрание сочинений и писем. В 15 т. М., 1993.

30. Соловьев B.C. Кризис западной философии // Соч. В 2 т. М., 1990.

31. Соловьев B.C. Философские начала цельного знанрм // Соч. В 2 т. М., 1990.

32. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Соч. В 2 т. М., 1990.

33. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соч. В 2 т. М., 1989.

34. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996.

35. Соловьев B.C. Теоретическая философия // Соч. В 2 т. М., 1990.

36. Соловьев B.C. Красота в природе // Соч. В 2 г. М., 1990.

37. Соловьев B.C. Общий смысл искусства// Соч. В 2 т. М., 1990.

38. Соловьев B.C. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. №8

39. Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. Минск, 1999.

40. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д., 1997.

41. Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2 т. М., 1995.

42. Хайдеггер Бытие и время. М., 1998.

43. Хайдеггер Время и бытие. М., 1993.1. А * А

44. Абдрасулов С М . Судьба России в философии истории религиозных мыслителей

45. X I X в. П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, B . C . Соловьев. — Канд. дисс. - М Г У им.

46. М.В. Ломоносова, М., 1995.

47. Аверин Н.М. Ф. Ницше и В. Соловьев: два вызова этическому рационализму// Рациональное и иррациональное в соврем, философии. - Иваново, 1999. 4 . 1 . - С . 8-12.

48. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От B . C . Соловьева к П.А. Флоренскому.1. Новосибирск, 1990.

49. Алиева А.Л. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - М., 1999. - № 5. - 70-86.

50. Арапов A.B. Русская софиология в контексте религиозн. традиции Востока и

51. Запада. - Автореф. канд. дисс. МГУ., М., 1997.

52. Асмус В.Ф. Соловьев B .C . // Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1970.

53. Асмус В.Ф. B . C . Соловьев: опыт философской биографии / /Вопросы философии.1988. № 6 .

54. Безобразова М.С. Воспоминания о брате Владимире Соловьеве. // Минувшие годы, май - июнь 1908.

55. Беликова М.В. Культурологический анализ любви в свете работ B . C . Соловьева и

56. H .A . Бердяева // М-во культуры Рос. Федер. - Автореф. канд. дисс. Челяб. гос.ин-т искусства и культуры; 1998.

57. Бибихин В.В. Добро, истина и несуществование у Владимира Соловьева // Благо иистина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998. - 71-95.

58. Богданова И.М. В поисках адекватной формы знания// Эпистемы: Альманах.

59. Екатеринбург, 1998. - 40-45.

60. Большаков В.В. B . C . Соловьев о духовности человека // Гуманизм и духовность вобразовании. - Н . Новгород, 1999. - 37-40.

61. Бондарев П.Б. Философия истории B . C . Соловьева. - Автореф. Канд. дисс. - Кубан. Гос. ун-т. - Краснодар, 1996.

62. Булгаков Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

63. Булгаков Н. Тихие думы. М., 1996.

64. Бумистров К.А. Владимир Соловьев и Каббала. К постановке проблемы // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 г. - СПб. 1998. - 7104.

65. Веденский А. О мистицизме и критицизме в теории познания B . C . Соловьева. //

66. Вопросы философии и психологии, 1901, № 1.

67. Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

69. Гайденко П.П. Соловьев B . C . // Русская философия: Словарь. / Под. Ред. М.А.1. Маслина. М., 1995.

70. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B .C . Соловьева // Вопросы философии. 1994, № 6.

71. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе X X века // Вопросы философии, 1991, № 6.

72. Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивыу Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии, 1998, № 4.

74. Гатауллин P .A . Политико-правовые воззрения Вл. Соловьева в связи с его концепцией Всеединства // Личность. Общество. Государство: Материалы всерос.

75. Науч. - практ. студен, конф; 19-20 марта 1998 г. - С-Пб., 1998. - 39-41.

76. Гараева Г.Ф. Софийный идеализм Вл. Соловьева: сущность и историческая характеристика // Изв. Вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. - Ростов н/Д., 1999. - № 2. - 63-69.

77. Голубев А.Н. Гегель и Вл. Соловьев. Границы идеалистической диалектики //

78. Доклады X Международного гегелевского конгресса. Вып. П. М., 1974.

79. Голубев А.Н. Владимир Соловьев о бесконечности личности // О человеческом вчеловеке / Под общ. Ред. И.Т. Фролова. М., 1991.

80. Данилевский Н.Я. Вл. Соловьев о православии и католицизме // Известия

81. Петербургского славянского благотворительного общества (1885). СПб., 1886.

82. Дидоренко А. Метафизика одного всеединства // М.: М Ф Ф , 1999.

84. Душина А. Проблема нравственного идеала в философии B . C . Соловьева. - Автореф. канд. дисс. - С-Пб гос. ун-т, 1998.

85. Дядькина Л.Н. Всеединство В. Соловьева в контексте культурологическойтеории символа. - Автореф. канд. дисс. - С-Пб гос. ун-т, 1997.

86. Емельянов Б.В. Русская философия второй половины X I X в. Свердловск, 1991.

87. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций.1. Екатеринбург, 1995.

88. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVI I I -XX вв.). Екатеринбург1. Нижневартовск, 1995.

89. Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург, 1995.

90. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.

91. Захаров A . A . Историко-философская концепция Вл. Соловьева. -Докт . дисс.

92. М Г У им. М.В. Ломоносова, М., 1999.

93. Иванов Вяч. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания //

94. Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

96. Исаев A.A. Экзистенциальные измерения исторического бытия в отечественнойисториософской традиции X I X - начала X X вв. - Автореф. канд. дисс. - Рос. гос. гуманит. ун-т, М., 1996.

97. Калачев А., Гуляихин В.Н. Идея самосовершенствования личности в философиинравственности Вл. Соловьева // Духовное становление личности. - Волгоград, 1 9 9 8 . - С . 81-84.

98. Калинников Л.А. Пределы зависимости этики Вл. Соловьева от этики И. Канта //

99. Отечественная философия: русская, российская, всемирная. - Н. Новгород,1 9 9 8 . - С . 236-238.

100. Киейзик Л. Культорологические идеи Владимира Соловьева. - Автореф. докт.дисс. - Рост. н/Д гос. ун-т, 1998.

101. История философии, в 6-ти томах, т. 4. М., 1959.

102. История философии. Запад - Россия - Восток. В 4-х кн. Ред. Могрошиловой Н.В.1. М., 1996.

103. Клайн Дж. Л. Гегель и Соловьев // Вопросы философии, 1996, № 8.

104. Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

105. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии,2000, № 3.

106. Козырев A.n. В. Соловьев и К. Леонтьев: Диалог в поисках "Русской звезды" //1. Начала, 1992, № 2 .

107. Козырев A.n . Богочеловечество // Русская философия: Словарь. / Под ред. М.А.1. Маслина. М., 1995.

108. Козырев A.n . Софиология // Русская философия: Словарь. / Под ред. М.А. Маслина. М., 1995.

109. Козырев A.n . Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностическиепараллели // Вопросы философии, 1995, № 7.

110. Козырев A.n. Гностические влияния в философии Владимира Соловьева. М.,1997. Автореф. канд. дисс. М., МГУ. 1997.

111. Козырев A.n . Гностические влияния в философии Вл. Соловьева. - Канд. дисс.

112. М Г У им. М.В. Ломоносова, М., 1997.

113. Колетвинцев А.Н. Философия нравственности Вл. Соловьева. - Канд. дисс.

114. Моск. физ.-техн. ин-т, М., 1991.

115. Косарев A .M. Проблема эроса в русской философии (Соловьев, Розанов, Бердяев)- Автореф. канд. дисс. - Рос. гос. туманит, ун-т, М., 1998.

116. Красицки Я . Зло и историософия В. Соловьева и И. Бердяева // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. - Н . Новгород, 1998. - 298-299.

117. Краткий очерк истории философии. 4-е изд. М., 1981.

118. Кувакин В.А. Что такое философия? МГУ 1989.

119. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988.

120. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980.

121. Кузьмин-Караваев В. Из воспоминаний о Владимире Сергеевиче Соловьеве //

122. Вестник Европы, 1900, № 11.

123. Кураев В.И. Всеединство // Русская философия: Словарь. / Под ред. М.А. Маслина. М., 1995.

124. Леонтьев К.Н. О Владимире Соловьева и эстетике жизни. М., 1912.

125. Лопатин Л.М. Памяти Вл. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

126. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

127. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М., 1983.

128. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1992.

129. Лосский Н.О. Отвлеченный и конкретный идеализм // Мысль, 1922, № 1,2.

130. Лосский Н.О. Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии //

131. Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. 1. М., 1922.

132. Лосский Н.О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии,1991, №2.

133. Лукьянов с м . О Вл. Соловьеве в его молодые годы, т. 1-3. Пг., 1916-1921.

134. Максимов М.В. Историософия Вл. Соловьева в отечественной и зарубежной фил.мысли X X в. - Автореф. докт. дисс. - Моск. пед. гос. ун-т, М., 1999.

135. Макшеева Н. Воспоминания о B .C . Соловьеве // Вестник Европы, 1910, № 8.

136. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии.1. М., 1989.

137. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее // Мыслители русского зарубежья о

138. России и русской философской культуре. М., 1990.

140. Межуев Б. К проблеме поздней "Эстетики" B . C . Соловьева (Опыт чтения газетных некрологов) // Исследов. по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 год. - СПб., 1998. - 257-284.

141. Мотрошилова Н.В. Вл. Соловьев о Ф. Ницше // Фридрих Ницше и философия в

142. России. - СПб., 1999. - 46-57.

143. Мусин М.З. Феномен сознания: ретроспективный анализ концепции B . C . Соловьева и С П . Трубецкого. - Автореф. канд. дисс. - Иван. гос. ун-т. - Иваново, 1998.

144. Никольский А. Русский Ориген X I X века Вл. Соловьев // Вера и разум, 1902,№ 10 (кн. 2), №24 (кн. 2).

145. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. С Соловьева // Вопросы философии и психологии, 1901, № 1.

146. Новикова Н.В. Проблема художественного сознания в эстетике В. Соловьева итворчестве М. Булгакова // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. - Н. Новгород, 1998. - 180-183.

147. Петровский А.Г. Памяти Владимира Сергеевича Соловьева // Вопросы философиии психологии, 1901, № 1.

148. Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры

150. Потапенко М.И. Эстетичность основн. фил. Идей Владимира Соловьева. - Автореф. канд. дисс. - М Г У им. М.В. Ломоносова, М., 1997.

151. Пугачев О.С. Проблема бессмертия в русской религиозной философии конца X I X- начала X X вв. - Докт. дисс. - МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2000.

152. Пул Р.Э. Русская диалектика между неоидеализмом и утопизмом (ответы Вл. Соловьеву) // Вопросы философии, 1995, № 1.

153. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев: Жизнь и учение. СПБ., 1913.

154. Рачинский Г.А. Взгляд B . C . Соловьева на красоту // Вопросы философии и психологии, 1901, № 1.

155. Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев: учение о природе философского знания // Вопросфилософии, 1982, № 6.

156. Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев о судьбах и смысле философии // Вопросы философии, 1988, № 6 .

157. Репко Г.Л. Социально-фил. анализ проблемы всеединства в русск. философии

158. X I X - X X вв. - Автореф. канд. дисс. - М Г У им. М.В. Ломоносова, М., 1998.

159. Розанов В.В. Памяти Вл. Соловьева / /Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

160. Ролдугина О.Ю. Идея богочеловечества в русской религиозно-философск. мыслипоследней четверти X I X - первой половины X X вв. (Вл. Соловьев, Булгаков,

161. Н. Бердяев). - Автореф. канд. дисс. - МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1998.

162. Роцинский С Б . Примирение идей и идея примирения: В философии всеединства

163. Вл. Соловьева // Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М.:1. РАГС, 1999.

164. Роцинский С Б . Владимир Соловьев и западная мысль: Критика. Примирение.

166. Сербиненко В.В. История русской философии Х1-Х1Х вв. М., 1993.

167. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994.

168. Соловьев С М . Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель,1977.

169. Стрельцов М.Э. Системные идеи в творчестве Вл. Соловьева. - Автореф. канд.дисс. - Рос. акад. наук, Ин-т систем анализа, М., 2000.

170. Трубецкой С И . Основное начало учения В. Соловьева // Вопросы философии ипсихологии, 1901, № 1.

171. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии, 1989, № 6.

172. Флоровский Г.Ф. Новые книги о Владимире Соловьеве // Известия Одесского

173. Библиографического общества, 1912, № 1, вып. 7.

174. Франк С Л . Реальность и человек. - М., 1997.

175. Франк С Л . Непостижимое. - Соч., М., 1990.

176. Чубаров И.М. Модификация феноменологической парадигмы понимания сознания в русск. философии конца X I X - начала X X вв. - Автореф. канд. дисс.

177. Рос. гос.гуманит. ун-т, М., 1997.

179. Чучунова Т.В. Рациональное и иррациональное в историософии Вл. Соловьева //

180. Рациональное и иррациональное в современ. философии. - Иваново, 1999.4 . 2 . - С 154-158.

181. Шаповалов В.Ф. Философско-исторические воззрения B . C . Соловьева // Философия и общество - М., 1997. - № 4. - 93-112.

182. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия X I X - X X веков. Н. Новгород,1992.

183. Шапошников Л.Е. В. Соловьев и православное богословие. М., 1990.

184. Шевцов В.А. Лексема "смысл" в философском идиолекте В. Соловьева: концептуальный анализ // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. - Н. Новгород, 1998. - 203-206.

185. Шестов Л. Умозрение и апокалипсис. Религиозная философия Вл. Соловьева //1. Соч., М., 1995.

186. Шкоринов В.П. Этика "всеединства" Вл. Соловьева // Очерки истории русскойэтической мысли. М., 1976.

187. Шмонина М. Категория "en kai pan" в текстах "софиологического комплекса" В.

188. Соловьева. К проблеме преемственности в традиции апофатического богословия // Рус. филология. - Тарту, 1997. - № 8. - 98-108.

189. Шопенгауэр А. О четверояком корне достаточного основания. Мир как воля ипредставление. Критика кантовской философии. - Т. 1. - М., 1993.

190. Вл. Соловьев: pro et contra. Личность и творчество В. Соловьева в оценке русскихмыслителей и исследователей. Антол. // Сост. вступ. ст. и примеч. В.Ф. Войков а . - С - П б , 2000. * * *

191. Gaut G. Can a christion be a nationulist? Vladimir Solov'ev's critique of nationalism //

192. Slavic. Rev. - Stanford, 1998. - vol. 57, № 1 - p. 77-94.

193. Geouge M . Mystische und Neligiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov'evs. Gottingen, 1988.

194. Kl ima Ladislav. O Solovjevove etice. - Praha, 1993. -¡1

195. Mosmenn Heinz. "Wledimir Solowjoff und "die werdende Vernunft der Wehvheit"".1. Stuttgert, 1984.

196. Sutton Jonathun "The religions philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a reassessment" Basingstoke. L . 1988.