автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Осетинская диаспора в Турции: этносоциологический аспект

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Гадиева, Анета Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Осетинская диаспора в Турции: этносоциологический аспект'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Гадиева, Анета Николаевна

ДИА1- А АОЛ!*' ©ее^^беееееввеееееееееееевеееееее-ееееееееееееееее-ееееееееееееееееееееееееееееееееееее ^

1.1. Диаспора как социально-культурная общность.

1.2. Институционализация осетинской диаспоры в Турции.

1.3. Социально-демографические характеристики.

ГЛАВА II, РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СЕМЬИ В хееаевааваеваеаавваавваег««

2.1. Становление, функционирование и развитие семьи в условиях диаспоры.

2.2. Традиционная бытовая обрядность и ее этнопсихологические функции. j^C^fT^lhsf' 5 'д С jj. Jl V I^iL eeeeeseeeeeseeeeeeeeeeceeeeaceeeeeeeeeeeeteeeeeeoeceeeece 1 —H"

3.1. Особенности образа жизни.

3.2. Этноязыковые процессы в диаспоре.

3.3. Этническое сознание и особенности его консолидации на уровне диаспорной общности.

ГКй. i^ii J^idli .Э.1' 2. tj ввввввавва»»ааяаввва!вш»швввваава!аааааввввшвявавваввввавяввааваавввявшввааввввввввавваввввэввввэвй X SO

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по социологии, Гадиева, Анета Николаевна

Актуальность темы. На рубеже XX и XXI веков этнические процессы в нашей стране представляют собой сложную, противоречивую картину. Используемые в настоящее время для их описания и анализа понятия: «нация», «народность», «этнос», «этническая группа или общность», не охватывают всего многообразия и многоаспектности национального развития. Вследствие известных причин отечественная наука долгое время находилась под идеологическим прессом, целью которого было создание социально-однородного общества и новой исторической общности - советский народ. В результате, произошло забвение и неадекватность анализа такого важного явления, как диаспора, приобретшей чрезвычайную значимость и переживающей «второе» рождение.

Дезинтеграция СССР резко высветила проблемы диаспор, которые в советский период по ряду объективных и субъективных причин не были столь актуальными.

Впервые многие представители ныне суверенизировавшихся частей некогда единой полиэтнической страны столкнулись с неизвестной им проблемой - национальной и социальной самоидентификацией. Объединенные раннее институтом советского гражданства, часть из них поставлены перед необходимостью найти собственную нишу в социокультурной среде принявшего государства, осознать себя меньшинством по сравнению с коренным этносом, пройти нелегкие стадии социальной адаптации для того, чтобы вписаться в новую социально-экономическую и политическую ситуацию, и в то же время, сохранить связи с исторической родиной, сберечь национальную самобытность.

Другие диаспоры, которые представляют этносы, имеющие свои национально-государственные образования (немцы, поляки, греки, корейцы и др.), были поставлены перед проблемой, - найти свое новое место (или уточнить его) в условиях серьезно изменившихся обстоятельств и соответственно определить пути своего дальнейшего существования.

И, наконец, стала более значимой проблема диаспор для народов, живших на территории России. Выступая ранее в виде землячеств, эти этнические образования выполняли функции поддержания как социальных, так и духовных контактов. Однако, изменившаяся экономическая и политическая ситуация в России изменила и их статус и функции в российском обществе. Основной их ролью стало сохранение себя как особой этнической общности.

Особое место занимают диаспоры дальнего зарубежья, сформировавшиеся еще при царизме. Исчезнувший железный занавес способствовал появлению тесных контактов диаспор с исторической родиной. Такого типа этнические диаспоры становятся естественным мостом в строительстве международных отношений нового уровня.

Таким образом, актуальность данной темы заключается как в существовании стабильного интереса у основного этноса (в данном случае у осетин) к соплеменникам за рубежом, так и в общемировых тенденциях превращения диаспор в активную общественную силу, способную содействовать или противостоять позитивным изменениям, происходящим в обществе. Несмотря па то, что это в значительной степени объективный процесс, не исключается возможность сознательного воздействия на него и регулирование такой важной сферы межнациональных интересов, как деятельность разных типов организаций и защиты национальных интересов вне ареала расселения своего народа.1

Степень разработанности проблемы. Этнические группы, проживающие в и поэтическом окружении, вдали от материнского этноса представляли собой исследовательский интерес для многих ученых. Работы таких зарубежных авторов, как С.Либерзона, Э.Эриксона, В.Фридмана , а также отечественных -- Ю.Арутуняна, В.Тишкова, С.Арутюнова - стали широко известны в качестве классических примеров использования специальных методических приемов эмпирического социологического исследования данной проблематики.

1 Тощепко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования. СИ, 1996, №12.

2 Liberson StEthnic patterns in American cities. Glencoe, 1963,p.5; Friedman W.German immigrattion into Canada. Joronto? 1952; Erieson Ch.American industiy and ihc European immigrant. 1860-1885.Cambridge(Moss.),1957.

Следует отметить монографию З.И.Левина «Менталитет диаспоры»4, для написания которой автор использовал методы системного и социокультурного анализа. Исследователь пытается определить существует ли закономерности того, как инородцы «приживаются на новой почве» в разные времена и в разных странах и насколько помогает им в этом «коллективное сознание», позволяющее рассчитывать на взаимовыручкую.

Особый интерес представляет исследование Томаса Фаиста «Масштабы и динамика международной миграции и транснациональные социальные пространства»5. Концепция транснациональных социальных пространств, предложенная автором, заслуживает пристального внимания. Согласно этой концепции, связи между страной выхода и новой родиной, предшествующие массовой миграции, приобретают в экономике, политике и культурных паттернах обеих стран устойчивый характер, создавая определенные образцы действий. В основе транснациональных социальных пространств, населенных иммигрантами и коренными жителями, лежат тесные социальные связи между следующими пятью субъектами: правительством принимающего государства, его гражданским обществом, правительством «отпускающей» страны, ее же гражданским обществом, а также самой транснациональной группой.

В нашей стране труды Ш.А.Богиной, Н.В.Юхневой, Г.В.Старовойтовой6 заложили основы современных научных подходов к исследованию этнических групп в иноэтническом окружении. Характеристика социально-демографической структуры, особенности образа жизни и этнического самосознания этнодисперсных групп в городах - все это становится предметом анализа этих авторов.

В последнее десятилетие данная проблематика стала особо актуальна как для России, так и для всего мира. Этнические группы в иноэтническом окруже

3 Арутюнов С. А. Билигвизм и бикулыурализм. - СЭ, 1974. №2; АрупонянЮ. Армяне - москвичу,. Социальный портрет по материалам соц.исследовакиМСоветская этнография. 1991, №2; Тишков В. А. Исторический феномен дтспоры\\ Этнографическое обозрение. ЗУ1, 2ООО, №2.

4 Левин З.И. Менталитет диаспоры. м„ ИВ РАН «крафт+», 2001.

5 Томас Фаист. Масштабы и динамика международной миграции и транснациональные социальные пространства, Оксфорд, 2000. нии все чаще стали рассматриваться как общинные институты [институциональные объединения] (диаспоры).

В настоящее время обширная когорта социологов и этнографов оценивают диаспору как исследовательскую проблему, определяют методологическую базу данного вопроса, оспаривают дефиниции и т.д. (Шеффер Г., Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.Н., Дятлов И., .Милитарев А., Членов М., Мелконян 3., Тиш-ков В. и др.).

В социологическом исследовании наряду с признанием факта жизни вдали от своего народа необходимо выяснить причины образования диаспоры и отношение людей к своей диаспоре, истории ее появления. Многие ученые, используя метод исторического анализа, изучают именно этот аспект проблемы (Ли Квангю, Иванов В., Исханов Д., Кальмина Л., Романова В., Юхнева Н., Абрамян Л., Хачатурян В., Майничева А., Львова Э., Чикадзе Е.).

История становления северокавказской диаспоры прослеживается в монографиях Г.А.Дзидзария, Х.О.Лайпанова, Т.Х.Кумыкова, А.Х.Касумова, о

А.В.Кушхабиева. Исторический аспект конкретно осетинской диаспоры в Турции освещается в работах М.С.Тотоева и Г.А.Дзагурова9 среди работ зарубежных авторов наибольший интерес представляют статьи европейских исследователей, и ученых: Де-Пру, Анны Коле, Г.Шумахера, В.Кюине, Г.Белла, Норман Льюиса и другие. В основном, в этих работах отражены проблемы русско-кавказской войны и эмиграции, положение горцев-му хаджиро в в Османской империи. В целом, вышеуказанные работы носят несколько субъективный характер и не отражают достаточно полной картины жизни мухаджиров, в них

6 Богина Ш.А. Иммигранты в США. М., 1965; Юхнева Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга. Л., 1984; Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1987.

7 Sheffer G. A New Field of Study: Modern Diasporas in Jntematinal Politics. 1986; Дятлов В. Политический активизм армянской диаспоры на Ближнем Востоке// Диаспоры. М., 2000, №1-2; Милитарев А. О содержании термина «диаспора» {к разработке дефиниций)// Диаспоры. М., 1999, №1 ; Членов М. Еврейство в системе цивилизаций. М,, 1999; Мелконян ЭЛ. Диаспора в системе этнических меньшинств (на примере армянского рассеяния). M., 2000.

8 Дзидзария Г. А. Мухаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1982: Лайпано® Х.О. К истории переселения горцев Северного Кавказа в Турции// Труды Карачаево-Черкесского НИИ ЯЛИ. Вып. 5, серия историческая. Ставрополь, 19б8;Касумов А.Х. Геноцид адыгов// Нальчик, 1992; Кувмыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию - последствие кавказской войны. Нальчик, 1994; Кушхзбнев A.B. Генезис черкесской диаспоры в арабском мире (на примере Сирии). М., 1991.

9 Тотоев M .С. К вопросу о переселении осетин з Турцию (1859-1865). Дзауджикау (Владикавказ), 1948; Дзагу-ров Г. А. Переселение горцев в Турцию. Ростов-на-Дону, 1925. мало уделено внимания и роли общин в политической жизни стран их пребывания.

Особое место в освещении природы северокавказской диаспоры занимает работа Г.Чочиева «Северокавказская диаспора в Турции».10 Кроме истории вопроса, он в своих исследованиях рассматривает вопросы расселения северокавказских групп в Восточной Анатолии, проблемы их социальной адаптации, изучает диаспору в эволюции, дает полную характеристику социально-политическим и социально-экономическим условиям ее существования. Для глубокого анализа проблемы автор использовал богатый документальный материал, архивные источники, статистические данные.

Ключевым вопросом в изучении диаспор является определение их роли и функций в мировом развитии. В связи с этим, особый интерес представляют работы Д. Котки на, С. Град ировско го и А.Туницына, У.Сафран, А.Халмухамедова, Ю.Лысенко.11

Предметом исследования таких авторов, как М.Аствацатурова и Д.Тэпс, л л

Н.Юхнева, М.Коган, Б.Винер, Ж.Албинк £ стали основные признаки диаспоры - уровень сохранения родного языка, этнической культуры и этнического самосознания. В своих работах они пытаются ответить на вопрос - должны ли присутствовать все указанные признаки в диаспоре и в каком объеме.

Перечисленные выше научные труды дают достаточно полное представление об этнических группах в иноэтническом окружении, имеющие способность к самоорганизации в виде диаспор.

10 Чочиев Г.Северокавказская диаспора в Турции (социально-политические аспекты этничесакой эволюции во второй половине XIX и в XX веках)//Владикавказ, ГНЦ PCO-А., 1997.

11 Коткин Д. Диаспора: главное действующее лицо на мировой экономической сцене// Новое время. 1993, №5; Градировский С, Тушщьш А. Диаспоры в меряющемся мире. Полигика государства в отношении соотечественников за рубежом - важная часть геополитики/?' М., 1998; Сафран У. Диаспора в современном обществе// Диаспора. Нью-Йорк, 1991, №1; Халмухамедов AM. Армянская диаспора как этвополшжчвекий феномен// Этнографическое обозрение. М., 1999. №2; Лысенко Ю. Этнические мосты. Диаспоры как фактор международных отношений// Приложение к «Независимой газете», 1998.

12 Аствацатурова Майя. Северокавказские этнические сообщества Ставрополья: движение к диаспоре?// Диаспоры. 2001, №1; Юхнсва Н. Между традиционализмом я ассимиляцией (о феномене русского еврейства)// М., 1999; Коган М.Э. Специфика исследования этнической группы в городе (по результатам опроса петербургских евреев в 1991г.)//Материалы полевых этнографических исследований, 1990-1991 гг. СПб., 1993; Винер Б.Е. Этническая самоидентификация представителей некоторых этнических групп в Петербурге (1991-1992 гг.)// Материалы полевых этнографических исследований, 1990-1991 гг. СПб., 1993; AlbinkG.J. The Falashas in Ethiopia and Israel. The Problem of the Ethic Assimilatioa. Nijmengen, 1984.

Однако, та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе через призму современных этнических процессов, происходящих в мире. Нет ни одного исследования по вопросу этносоциологического анализа осетинской диаспоры, что значительно затрудняет научное прогнозирование путей ее развития и существования.

Социологический анализ проблемы осетинской диаспоры позволит сегодня восполнить тот теоретический пробел, который влияет на его практическую сторону, тормозит развитие контактов диаспоры с материнским этносом. Подобное знание обеспечит общество дополнительными возможностями, позволяющими строить систему научного управления социальными процессами, в которых роль диаспор достаточно велика.

Целью исследовании является социологическое изучение осетинской этнической группы в Турции и выявление перспектив ее функционирования и развития.

Для достижения данной цели следует решить следующие задачи: -изучить причины и особенности переселения осетин в Турцию; -установить основные этапы эволюции диаспоры; -выявить социально-демографические характеристики диаспоры; -определить социальную роль семьи в сохранении этнической самоидентификации членов диаспоры;

-описать особенности образа жизни;

-определить уровень консолидации этнического сознания; -разработать механизмы более тесных контактов материнского этноса с диаспорой.

Объект исследованияосетинская диаспора в Турции. Предмет исследования - социальные процессы, происходящие в рамках диаспоры.

Методологической основой исследования послужила совокупность методов теоретической и конкретной социологии: структурно-функциональный анализ, разработанный Т.Парсонсом и Р.Мертоном, метод исторического анализа, документальный анализ, метод включенного наблюдения, которое в общей сложности велось исследователем в течение трех лет, а объектом наблюдения служили особенности образа жизни, культурные и личностные ориентации, поведение в иноэтнической среде.

Эмпирическую базу диссертации составляют материалы социальной статистики и результаты социологического опроса, проведенного в январе-июле 1997г. - июне-августе 1999г., официальная документация и материалы средств массовой информации.

Основным рабочим инструментом исследования, предназначенньш для сбора первичной информации, была составленная нами анкета, которая конструировалась в соответствии с общими программными установками, характером решаемых задач и типом избранной методики. Всего в вопросник введено 72 вопроса. Эти вопросы сведены в блоки в зависимости от того, о какой компоненте диаспоры с их помощью автор рассчитывал получить информацию.

Структура анкеты включает пять блоков:

Блок, содержащий вопросы, относящиеся к демографической структуре осетинской диаспоры - состав по полу, возрасту, типу семьи, а также уровни стабильности (оседлости) и миграции осетин;

Блок этнопсихологический - вопросы об этнических предпочтениях, национальном самосознании, степени осознания связи со своим материнским этносом;

Блок языковых признаков - вопроса о родном языке, степени владения им, о языке в семье, на работе;

Блок обрядовой жизни - вопросы о свадьбе, родильном и погребальном обрядах;

Блок фольклора - вопросы о преданиях, народных сказках, песнях и танцах;

Блок культуры — вопросы о знании национальных писателей, чтении национальной литературы, знании деятелей музыкальной культуры.

Состав вопросника не полностью соответствует тому набору компонентов, который характеризует диаспору полностью. Это объясняется объективной сложностью исследования.

Примененная анкета рассчитана на сбор информации методом стандартизованного интервью. В данном этносоциологическом исследовании анкета в наибольшей мере обеспечивает достоверность и полноту исходных данных; в ней сочетаются возможности, как словесной фиксации, так и числового выражения информации.

Объем генеральной совокупности на год исследования около 5-7 тыс. человек.

Условия и возможности обследования (сроки, материально-техническое обеспечение) ставили некоторый предел численности выборки: ее размер составил 315 человек, что составляет 1,5% генеральной совокупности. Такой объем выборки достаточен для проявления объективных тенденций изучаемого процесса, и, в целом, позволяет судить об осетинской диаспоре, хотя некоторые взаимосвязи при этом с желаемой полнотой все же вскрыть не удастся.

В силу сложности исследуемого объекта в основу выборки положен принцип случайного отбора. Тем не менее пропорциональное представительство всех единиц, составляющих генеральную совокупность, обеспечивается.

Для обследования отобраны города Турции: Анкара, Стамбул, Измир. В сельской местности в выборке представлено село Боялык, находящееся в провинции Иозгат. Выбор именно этих населенных пунктов обусловлен, главным образом, наибольшим количеством проживающих там членов диаспоры. Как было сказано выше, всего было опрошено 315 человек, в том числе в Анкаре -90 человека, в Стамбуле - 90 человек, в Измире - 70 человека, в Боялыке - 50 человек, а также 15 экспертов (лидеров общественного мнения). Анкета была переведена на турецкий язык и заполнялась вместе с интервьюером.

Ввиду сложности проведения опроса из-за распыленности проживания респондентов, обследование осуществлялось не только по месту жительства интервьюируемых, но и в общественных местах, на различных мероприятиях. и

Проверка выборочной совоку пности на репрезентативность образования, пола, возраста показала, что ее отклонения от генеральной совокупности ни по одной из характеристик не превышали 5%.

Наиболее сложным этапом при написании работы был сбор конкретного статистического материала, так как турецкое правительство не признает факт существования национальных меньшинств в своей стране и, следовательно, не ведет их статистику.

Помимо материалов, полученных в ходе опроса, и результатов включенного наблюдения, в исследовании использовались следующие источники:

1) материалы Северо-Осетинского государственного архива;

2) материалы архива при Северо-Осетинском научно-исследовательском институте гуманитарных исследований;

3) различные мемуарные и беллетристические источники, периодические издания;

4) данные непосредственных этносоциологических наблюдений, проводившихся в семьях информаторов, в осетинских культурных центрах в Измире и Стамбуле, на общественных мероприятиях.

Такой междисциплинарный подход и разнообразия исследовательских и методических средств (социологический опрос, анализ документов и архивных материалов, данные непосредственного полевого исследования) диктуются сложностью объекта исследования.

Основная гипотеза исследования состоит в следующем: В широком спектре проблем исследования особо важное положение занимает вопрос устойчивости диаспоры, о степени этой устойчивости, о возрастании или уменьшении ее и мере этих изменений. Диаспора - открытая, проницаемая для внешних влияний система. Гипотеза, в связи с этим, сводится к тому, что в условиях чрезвычайно интенсивных контактов осетинской диаспоры с другими народами (в данном случае турецким, курдским), имеет место сложное взаимодействие этносов, вызывающее существенное сокращение общей суммы традиционных «этнических ценностей» у конкретной диаспоры, обнаруживается тенденция к усилению ассимиляционных процессов и изменению отдельных компонентов в системе диаспоры. Относительная устойчивость отдельных компонентов диаспоры (в порядке убывания) следующая: 1) этнопсихологические черты; 2) духовная культура; 3) язык; 4) материальная культура; Научная новизна работы

1) Установлено, что проживающая группа осетин в Турции обладает конституциональными органами, которые способствуют функционированию диаспоры.

2) Впервые в отечественной социологии исследовано социально-демографическое состояние осетинской диаспоры.

3) На основе конкретного социологического исследования дана характеристика основных компонентов диаспоры.

4) Изучен образ жизни членов диаспоры.

5) Выработаны предложения по поддержанию диаспоры.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Во всем мире происходит активизация этносов как субъектов и объектов этнополитических процессов. При этом в развитии национальных отношений выделяется фактор особой этнической группы - диаспоры, претерпевающей пору оживления и обострения национального самосознания и национальной самоидентификации.

- Несмотря на полугоровековой период этническая грунт? осетин в Турции существует в виде диаспоры. На ее состояние оказывает воздействие различные факторы, такие как: уровень развития общественно-экономических и политических институтов в стране проживания диаспоры; правовой статус в ней национальных меньшинств вообще и осетин в частности; интенсивность и содержание контактов диаспоры с исторической родиной.

- В эволюции осетинской диаспоры четко выделяется несколько этапов, в целом совпадающих с важнейшими фазами политического развития с граны проживания.

- В сохранении этнического самосознания, языка и культуры осетинской диаспоры существенную роль играет семья. Увеличение числа гетерогенных семей оказывает глубокое влияние на ход этнических процессов, поскольку они являются микросредой интенсивной межэтнической интеграции и естественной ассимиляции.

- Существуют значительные различия в образе жизни диаспоры и материнского этноса, которые обусловлены их территориальной удаленностью, а также социально-политическим и социально-экономическим состоянием стран, в которых проживает эта этническая группа.

- Диаспора за сравнительно короткое время стала довольно урбанизированной этнической группой и прошла значительный этап в уровне образования и в социально-профессиональной эволюции.

Научная и практическая значимость

Проведенное исследование вносит определенный вклад в развитие этно-социологии и социологии политики. Оно дает возможность получить полную информацию о состоянии самой крупной внешней осетинской диаспоре.

Использованные в диссертации методы исследования демонстрируют возможность сбора обширной первичной информации и тем самым рекомендуются к использованию в подобного рода исследованиях.

Материалы диссертации окажутся полезными специалистам в области политики, истории, этнографии, а также для ряда государственных (комитет по делам национальностей) и коммерческих структур (туристические, совместные предприятия и др.), поддерживающие отношения с зарубежной осетинской диаспорой.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания ряда учебных дисциплин в сфере социологии политики и этносоциоло-гии.

Апробация диссертации

На основе материалов исследования разработаны практические рекомендации по усилению контактов материнского этноса с диаспорой в Турции с целью сохранения этого социального феномена, а также развития партнерских отношений в области культуры и экономики.

Основные положения и выводы исследования докладывались на научно-студенческих конференциях, проводимых в Северо-Осетинском госуниверситете в 1999 и 2000 годах, а также на межвузовской научной конференции, посвященной межнациональным отношениям и этническим процессам.

Структура исследования отвечает его основным задачам и состоит из введения, трех глав, в которых последовательно рассматриваются вопросы, касающиеся природы диаспоры, ее эволюции, рассматриваются социально-демографические характеристики, образ жизни, уровень этнической консолидации, и завершается работа заключением, библиографией и приложениями.

В первой главе - «Теоретико-методологические основы изучения диаспоры» ~ рассматриваются причины и особенности переселения осетин в Турцию, основные этапы этнической эволюции диаспоры в Турции и ее социально-демографические характеристики.

Во второй главе - «Роль социального института семьи в сохранении и укреплении этнической самоидентификации семьи» - анализируется процесс формирования и структура диаспорной семьи, межличностные отношения в семье; традиционная семейная обрядность.

В третьей главе - «Культурно-бытовые и этнические процессы в диаспоре» - исследуются особенности образа жизни, а также определяется уровень консолидации этнического сознания в диаспоре.

Такое построение диссертационной работы позволяет наиболее полно дать характеристику изучаемого объекта, основательно рассмотреть все составляющие его компоненты и спрогнозировать дальнейшие тенденции развития диаспоры.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Осетинская диаспора в Турции: этносоциологический аспект"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ жизни диаспоры показал, что это особое состояние, особая социальность. Эмигранты пришли в чужой мир с его особым бытом, обычаями, представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, со своим взглядом на пути решения жизненных проблем, они пришли в другой мир, гонимые нуждой, враждой, духом авантюризма, охотой к перемене мест, Они, за малым исключением, чувствовали себя в нем потерянными, лишенными корней, утратили привычную среду, а вместе с ней многие нормы отношений между людьми. Вынуждены были мириться с переменой социального статуса, с неизбежными ограничениями в пище, социальных контактах, выполнении религиозных ритуалов. Иммигрантская община как этническая группа складывается под давлением обстоятельств, но она обладает этнокультурной спецификой в силу нравственного императива, а менталитет диаспоры в полной мере отражает жизнь иммигрантов и эту специфику, потому что сознание есть отношение человека к среде. В диаспоре процесс межцивилизационных взаимодействий проходит, как нигде, интенсивно. Здесь у людей сталкиваются различные системы социокультурных ценностей, разное мировосприятие. Здесь особенно ярко проявляют себя адаптивные возможности этих систем в причудливом сочетании устойчивости и застойности, с одной стороны, и подвижности, пластичности, лабильности религии, традиции, общественных институтов, с другой.

Анализ проблемы подводит к выводу, что иммигрантская община этнической диаспоры есть саморазвивающаяся система. Она существует в режиме самосохранения как институт адаптации иммигрантов, у нее есть структура -совокупность земляческих и благотворительных организаций. Мы находим в ней также механизм самоорганизации, роль которого выполняет прежде всего менталитет диаспоры, опирающийся на осознанную этническую принадлежность.

Эволюция социальных систем подчинена общесистемным закономерностям формирования интеграционного механизма, обеспечивающего их пластичность и устойчивость при взаимодействии с иными социальными системами.

Изучение сообществ живых объектов и социальных образований различного происхождения в разных условиях приводит к заключению, что они в своем развитии равно проходят несколько основных стадий. Первая - стадия выживания сообщества, отбора в нем наиболее жизнеспособных элементов; вторая - его количественный рост и структурирование; третья - зрелость, стабильное функционирование; четвертая - стадия упадка, дезинтеграции, умирание. Исключение составляет община в изоляции, явление относительно редкое, причем менталитет такой общины обычно определяется менталитетом этнического массива. Она появлялась в принимающем обществе как самодостаточная в демографическом отношении группа со своими организационными структурами и обычаями. Это означает, что менталитет общины в изоляции изначально существует как специфический менталитет диаспоры в отличие от общины, которая проходит типовой путь развития через структурирование и выработку коллективного менталитета на основе групповых интересов мигрантов. Практически в самоизоляции жили общины, которые имеют завышенные представления о своей значимости, достоинствах своего этноса, или невольно оказываются в особом или привилегированном положении в принимающем обществе. Это ограничивало возможность их интеграции в социум. Так было с северокавказцами на Ближнем Востоке. Особенность поселений северокавказцев в Турции состоит в том, что они сохраняли все черты этнической общины в изоляции еще в середине XX века, владея родным языком и сохраняя ярую приверженность своим обычаям. Завышенная самооценка, вместе со свойственным всякой общине стремлением сохранить или повысить свой социальный статус способствовал сплоченности диаспоры, сохранению ее этнической культуры. Диаспора с такой психологической ориентацией в нескольких поколениях оказалась едва ли не в социальной изоляции, однако, это явление было характерно для доинду-стриалыюй эпохи. Индустриализация ускорила процесс урбанизации в Турции, что привело к росту социальной мобильности в диаспорной среде, дисперсноста расселения и межэтнической миксации, что ведет к разреженности социального пространства диаспоры, а следовательно, - к деградации ментальности диаспоры. Городская жизнь, современное производство и предпринимательство, школа, средства массовой информации, расширение возможности социальных контактов, сочетается с ростом потребностей и потребления и довольно быстро перестраивает сознание мигранта, формирует личность более информированную, социально боле^динамичную, более подготовленную к восприятию влияния среды.

Диаспора, став за сравнительно короткое время довольно урбанизированной этнической группой, прошла значительный этап в социально-профессиональной эволюции. Эти процессы приблизили социально-профессиональную структуру диаспоры к структуре титульного этноса страны проживания, что тоже является основой межэтнической интеграции в важнейших сферах образа жизни, семейной культуры и быта. Несмотря на устойчивую тенденцию у членов диаспоры к получению хорошего образования, в социально-профессиональной структуре диаспоры процент инженерно-технической интеллигенции и научных работников все еще низкий, что указывает на недостаточно высокий уровень образования у представителей диаспоры.

Сближение уровня образования представителей диаспоры с уровнем образования титульного этноса Турции в целом, оказалось фактором, определяющим сходство параметров демографической структуры, причем демографическое поведение диаспорного меньшинства представляет собой результат взаимодействия социально-экономических и этнокультурных характеристик новой среды и традиционных норм исходной среды. В итоге образуется маргинальная демографическая структура, сочетающая в себе черты прежних этнокультурных стереотипов (например, многодетная, неразделенная семья) и черты новой среды (малая нуклеарная семья с ограниченной рождаемостью), типичная для крупных городов в Турции.

Под воздействием новых этносоциальных условий произошла трансформация многих черт культу ры и быта в среде диаспоры, усвоение ее членами форм иноэтнической культуры. В то же время, в бытовой форме духовной культуры сохранились «законсервированные» фрагменты прежде целостной этнической культуры (иногда - даже более архаические или канонические, чем в основном этническом ареале: структура внутрисемейных отношений, лингвистические составляющие языка и т.п.). Устойчивее в иноэтнической среде оказываются те формы духовной культуры, которые в меньшей степени связаны с утилитарными функциями, теснее - с этнопсихологическими и эстетическими. Консервация некоторых фрагментов духовной культуры и черт семейного быта существует благодаря носителям этих форм традиционно-бытовой культуры: 1) в местах проживания осетин в Турции существуют небольшие социально-психологические «ядра», активно интересующиеся этнокультурными национальными ценностями и поддерживающие общение в своей этнической среде; 2) сельские мигранты доурбанизационного периода в Турции.

При реальном стирании объективных этнических различий для исследования большее значение приобретают этнопсихологические признаки и символы этнической самоидентификации. Согласно данным нашего исследования, 45,3% опрошенных признают этнопсихологические различия между представителями разных национальностей. Тем не менее, для большинства респондентов характерно дружеское общение, основанное на общности интересов и занятий, и этот факт значительно сказывается на всем образе жизни.

Если суммировать оценки, данные в работе, то получится некий обобщающий портрет осетинской диаспоры со следующими характерными чертами: дисперсность проживания, экономически не предприимчива, социально динамична, находится в стадии аккультурации, с активными элементами ассимиляции, наконец, значительная ранговая позиция в общественном мнении и но этнического окружения.

Сравнивая социальные характеристики диаспоры и материнского этноса можно заключить, что несмотря на сложное социально-экономическое и социально-политическое состояние всего российского общества, положение материнского этноса более выгодное и перспективное, нежели состояние диаспоры.

Общая численность населения республики Северная Осетия-Алания составляет на 2001 год 670 тысяч человек, из них 60% - осетины. Осетия урбанизированная республика, 70% ее населения проживает в городах.

Рассматривая социальную стратификацию населения республики, следует отметить, что ему присущи общероссийские тенденции, то есть основная часть населения живет ниже среднего уровня. Тем не менее, сравнивая с диаспорой, можно утверждать, что уровень жизни у осетин на Кавказе значительно выше, нежели в диаспоре. И это несмотря на то, что средняя заработная плата в Турции больше, чем в Осетии. Связанно это как с особенностями образа жизни, внутрисемейными и межличностными отношениями, так и со стоимостью потребительской корзины, которая в Турции значительно выше, чем в Осетии.

В Осетии выше и социально-образовательный уровень населения. По данным статистических исследований на 1000 жителей республики 161 человек имеет высшее образование, 230 - среднее специальное и 277 - среднее общее. Уровень образования сказывается на профессиональной структуре основного этноса, которая,характеризуется высокой долей инженерно-технических, медицинских, преподавательских кадров. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в Осетии есть больше возможностей для самореализации и для сохранения этнической самоидентификации.

При подходе к этнонациональным проблемам, нужно учитывать порой иррациональный элемент, присутствующий в основе этнического сознания, не ограничиваясь социально-экономическими и политическими их аспектами. Вместе с тем этническое сознание иммигрантов меняется, Социокультурные комплексы, присущие этносу, передаются в диаспоре из поколения в поколение все более урезанными.

Небольшой осетинский этнос по своей сути является прямым потомком и носителем скифо-сармато-аланской культуры. Частью этого уникального народа являются и осетины на Ближнем Востоке. Утрата феномена осетинской диаспоры в Турции будет расценено последующими поколениями как непростительной ошибкой. Для сохранения данной исторической общности необходимо, кроме благоприятной политики страны-реципиента и внутреннего импульса диаспоры, еще и поддержка со стороны материнского этноса. Для этого, по нашему мнению, правительство РСО-Алании должно разработать программу по развитию и поддержанию связей между РСО-Алания и осетинской диаспорой в Турции. Пунктами данной программы могут быть следующие предложения:

1. Создать организационную структуру по связям с соотечественниками за рубежом.

2. Организовать специальный Фонд по поддержке связей с диаспорой.

3. Разработать специальные учебные программы по изучению родного языка; организовать прием членов диаспоры на учебу в вузы республики.

4. Устанавливать экономические связи, открывать совместные предприятия.

5. Стимулировать процесс этнической идентификации членов диаспоры посредством культурных программ: выезды в Турцию национальных творческих коллективов (хореографических, вокальных, театральных).

6. Обеспечивать диаспору кадрами учителей по языку, осетинской хореографии, национальной музыке.

7. Способствовать приобретению осетинскими культурными центрами в Турции учебно-методической и художественной литературы на родном языке.

8. Проводить совместные конференции и форумы по историческим, этнографическим, культурно-языковым проблемам.

Продуманная и взвешенная политика правительства республики может помочь преодолению территориальной и культурной дистанции, сложившейся между материнским этносом и диаспорой. Диаспора же в результате этих действий может выработать достаточный внутренний импульс к самоидентификации и продлить время своего существования.

 

Список научной литературыГадиева, Анета Николаевна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Агранат А.Б. Михайлов С.С., Мищенко Е.В., Титов В,Н, Ассирийцы в Москве (по материалам этносоциологического исследования)// Восток,- 1994. №2.

2. Алимова Б.М. Браки и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала, 1989.

3. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990.

4. Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980.

5. Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультурализм// СЭ. 1974. - №2.

6. Арутюнов С.А. Классификационное пространство этнической типологии // ЭО. 1986. - №4.

7. Арутюнов С.А. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа) //ЭО. 1997. - №2.

8. Арутюнян Ю. Армяне-москвичи. Социальный портрет по материалам социологического исследования/./ Советская этнография. — 1991. №2.

9. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев В.С, Сусоков А.К. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования,- М.,

10. ММацатурова М.А., ТЭПС Д. Чеченская диаспоры в России.//СИ. 1992. -№>3.

11. Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина. 1882. - Т. 33.

12. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII- XIX вв.). -Орджоникидзе, 1970.

13. Бойко В.И. Социальное развитие народов Нижнего Амура. Новосибирск, 1977.

14. Борисевич К.И. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа (семейная и домашняя жизнь и др.) //ЭО. 1899. - №1=2.

15. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия // СЭ. 1969 - №6.

16. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. -М., 1987.17.