автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Основные тенденции развития бразильского театра 70-х годов

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Васина, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Основные тенденции развития бразильского театра 70-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Васина, Елена Николаевна

1. Введение. Пути становления бразильского театра 3

2. Глава первая. "Новый театр" и творчество

Плиниу Маркуса. 20

3. Глава вторая. Бразильская политическая драма второй половины 70-х годов . 82

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Васина, Елена Николаевна

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ БРАЗИЛЬСКОГО ТЕАТРАВторая половина XX века принесла Латинской Америке крупнейшие изменения в социальной, политической и культурной жизни. Многие устоявшиеся представления об исторической судьбе этого континента оказались разрушены. На протяжении столетий Латинская Америка вынуадена была довольствоваться скромным положением "окраины", "провинции" Европы, куда доносились лишь отдаленные отзвуки мировых катаклизмов. И, казалось, что ей придется еще надолго, преодолевая последствия многовековой колониальной зависимости, борясь с экономической и культурной отсталостью, смириться со второстепенными ролями на мировой арене. Однако история распорядилась по-другому, заставив Латинскую Америку не только вслушиваться в напряженное биение исторического времени, но и определять его.

За последние десятилетия неизмеримо возросла роль Латинской Америки в мировом развитии. Все более пристальное внимание приковывают к себе политические процессы на континенте, мощным катализатором которых стала победа Кубинской революции в 1959 году, положившая начало новому этапу в истории стран Латинской Америки. Современная действительность южноамериканского континента оказалась открытой социально-политическим переменам и жаждущей их. Глубина и масштабность преобразований во всех сферах латиноамериканской реальности оказала непосредственное воздействие и на художественное развитие. Крупнейшим открытием в культуре XX века стал новый латиноамериканский роман, резко расширивший границы художественной прозы, обогатившиймировую литературу, которую уже невозможно представить себе без имен Гарсиа Маркеса и Жоржи Амаду, Алехо Карпентьера и Карлоса ^ентеса, Хулио Кортасара и Луиса Борхеса. В творчестве этих писателей яркое и самобытное постижение национальной реальности оказалось сопряжено с глубоким философски-художественным осмыслением общечеловеческих проблем.

Театральная жизнь Латинокой Америки, еще не так давно представлявшая собой континентально замкнутое явление, в последнее время начинает стремительно обретать художественную самостоятельность и профессиональную зрелость. Необычайно возрос престиж международных латиноамериканских фестивалей театра - в первую очередь Каракаоского фестиваля в Венесуэле и "Эль Сервантиноп в Мексике, - являющихся смотром не только сценического искусства континента, но и работ ведущих западных и советских режиссеров. Увеличивается количество постановок латиноамериканских пьес на мировой сцене, чьим достоянием становится творчество Р.Усигли, А.Б^ссани, К.Горостисы, Д.1Ъмиса, Ж.Андради. В этой связи особенно актуальным становится изучение современного бразильского театра, который в последние десятилетия обрел подлинно национальный характер, самобытность и занял одно из самых значительных мест в развитии сценического искусства Латинской Америки.

История бразильского театра насчитывает более четырех столетий. Первыми спектаклями были старинные португальские ауто, которые ставили еще в ХУ1 веке иезуитские миссионеры, занимавшиеся христианизацией местного населения. Однако только в последнее тридцатилетие театральному искусству Бразилии удалось выйти из длившегося веками состояния провинциального застоя, преодолеть робость постоянной ориентации на сценическую жизнь метрополии. "Страна, полная парадоксов со стольких точек зрения, Бразилияпарадоксальным образом обязана трагическому событию - второй мировой войне - началом современного этапа в развитии театра"^,-пишет известный бразильский критик Ян Машалски. Действительно, важнейшим фактором в формировании национального сценического искусства оказалась деятельность европейских режиссеров, актеров, вынужденных в годы фашизма искать убежище на латиноамериканском континенте. И сегодня никто даже из самых ярых адептов "национальных корней" не скрывает, напротив, отдает дань благодарности тем европейским театральным деятелям, которые приобщали Бразилию к опыту мировой сцены, закладывали здесь основы актерского, режиссерского мастерства. У истоков обновления национального театра стояли актриса Генриетта Морино, работавшая в труппе известного французского режиссера Луи ЗЕуве, итальянские режиссеры Адоль-фо Чели, Джанни Ратто, Рукеро Джакоби, польский режиссер Збигнев Зембинский. Они приезжали полные творческих планов и надежд, оказавшихся неосуществленными в охваченной войной Европе, и находили здесь широкие возможности для своих поисков и экспериментов. Так, в 1943 году Зембинский, увлеченный идеями театрального экспрессионизма, ставит на сцене "Комедиантов" пьесу бразильского драматурга Нелсона Родригеса "Подвенечное платье'! Этот спектакль произвел буквально переворот в национальном театре (1943 год и стал точкой отсчета его современного этапа). Впервые постановка была столь неукоснительно подчинена единому режиссерскому замыслу, впервые был столь последовательно проведен принцип актерского ансамбля, и, наконец, впервые привычную сцен}'-коробку с традиционными павильонами заменили сложные декорационные конI. Michalski Y. Introduccion al teatro brasileno moderno. -Conjunto, 1982, N 4, p.4.струкции. Работа Зембинского оказалась своеобразным катализатором художественного сознания многих и многих бразильских театраль^ ных деятелей, остро почувствовавших невозможность работать по-старому.

Стремление освоить за короткий период все то многообразие художественного опыта, который западная сцена накапливала десятилетиями, толкало бразильский театр на путь своеобразного ускоренного развития, который отличало одновременное сосуществование различных, уже апробированных в Европе театральных школ и направлений. Наиболее ярким проявлением тенденций европеизации стала деятельность созданного в 1948 году Бразильского театра комедии /ТБК/. Сюда привлекались лучшие силы национальной сцены, приглашались европейские режиссеры» На афишах театра невозможно было найти второсортные комедии, здесь ставились лучшие произведения классического и современного мирового репертуара. Однако уже с середины 50-х годов критики начинают упрекать ТЕК в элитарности и космополитизме, все тревожней проявляются симптому наступающего кризиса, свидетельствущего об исчерпанности возможностей развития национальной сцены исключительно за счет использования достижений западной театральной культуры. Сама внутренняя логика художественного развития со всей неизбежностью ставила перед бразильским театром вопрос о необходимости поисков собственных корней и путей развития.

Есть глубокая закономерность в том, что период обращения к национальным истокам и поисков подлинно "бразильского" в театре пришелся на вторую половину 50-х годов, время правления президента Жуселину Кубичека (1956-1960), когда страна, вступив на путь демократизации, борьбы за экономическую и политическую независимость, переживала бурный всплеск патриотических настроений.

Известнейший бразильский драматург Диас Гомис, вспоминая конец 50-х годов, справедливо отмечал, что с наступлением эпохи национализма "в стране произошли политические изменения, вызвавшие переворот в сознании публики, В сороковые года никто ни в грош не ставил свою страну и считал, что хорошо только все иностранное, Соответственно, и хорошим театром провозглашался иностранный. Но национализм, ЗВуселину в 1956 году, эйфория, Бразилия -столица, строившаяся всеми вместе, - идея, что"мы можем", "мы сделаем", - все это дало импульс национальной драматургии: она стала с обостренным вниманием относиться к национальному, к бразильской действительности, к самому бразильцу и даже к бразильской форме спектакля"*.

Впервые за всю историю перед театральным искусством Бразилии столь остро и безотлагательно встала проблема поисков художественной самобытности, национальной темы, впервые театр устремился вглубь фольклорных традиций, пытаясь через приобщение к ним обрести искомую бразильскую сущность. Но если для сценического искусства озабоченность собственным художественным своеобразием, непосредственное обращение к фольклору было внове, то другие виды искусства - литература, живопись, музыка - тремя десятилетиями ранее прошли этот этап.

Обостренный интерес к постижению национальной проблематики впервые столь явно и целенаправленно в бразильской культуре проявился во время так называемой "Недели современного искусства", проводившейся в 1922 году в Сан-Пауло в честь празднования 100-летия независимости Бразилии. "Неделл" стала своеобразным манифестом нового и, как показало время, принципиально важного для всего последующего художественного направления, получившего

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Основные тенденции развития бразильского театра 70-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ развития бразильского театра на протяжении 70-х годов позволяет сделать вывод о том, что оно представляло собой обладающий внутренней логикой и национальной спецификой художественный процесс, в котором выявились многие существенные закономерности эволюции современного искусства Бразилии. Крайне неблагоприятная политическая ситуация, сложившаяся в стране в период господства военного режима, оказала непосредственное воздействие на идейно-эстетические поиски бразильских художников, вызвав появление в их творчестве новых тем и мотивов.

В начале десятилетия 70-х годов заявляет о себе молодое поколение драматургов, составивших движение "нового театра". Их творческий путь начинался в обстановке всеобщего разочарования, политической апатии, связанной с крушением многих надежд, возлагавшихся на возможность демократического пути развития Бразилии. Художники, явственно ощущая горечь недавнего поражения, почувствовали "выключенность из хода исторического времени, представлявшегося им бесперспективным и безысходным.

"Новый театр" обратился к исследованию внутренней драмы отдельного человека, мучительно ощущающего свое одиночество и неприкаянность во враждебном мире. Пристальное рассмотрение отчужденного от общества бытия являлось своеобразной идейной позицией "нового театра", формой его реакции на помпезную демагогию режима, проповедовавшего "единение нации на пути к прогрессу". Молодые драматурги с художественной убедительностью вскрыли острейшее неблагополучие жизни, в которой утеряна связь между индивидуальным и общественным бытием.

"Новый театр", впервые в национальной драматургии поставив проблему трагического существования в больших городах, отразил общие настроения в жизни общества, вступившего во времена "бразильского чуда" на путь ускоренного капиталистического развития. Освоение урбанистической тематики, характерное для "нового театра" (и для развития всего бразильского искусства 70-х годов), выдвинуло на первый план проблему отчувденного сознания, анализируемую в рамках психологической драмы. Если ранее бразильская драма рассматривала человека либо в его нерасторжимом единстве с народом и природой, либо в его классовой принадлежности обществу, то теперь герои предстают в индивидуальном бытии в тот момент, когда они максимально отчуждены и друг от друга, и от окружающего мира.

"Новый театр" преимущественно отразил проблемы "первого поколения" героев, которые только начинают свою жизнь в больших городах. Но, подобно Антею, будучи оторваны "от земли", они не способны выдержать и приспособиться к безжалостным законам городских "джунглей" и поэтому неизбежно оказываются побежденными -измученными и изверившимися в жизни людьми, утратившими ранее казавшиеся незыблемыми представления о возможности человеческого единения.

Вопросы, поднятые "новым театром", в наиболее заостренном виде отразились в творчестве крупнейшего драматурга 70-х годов -Плиниу Маркуса.

Театру, устремленного к духовным идеалам, театру, пытавшемуся незамедлительно решать кардинальные вопросы переустройства общества, Плиниу Маркус противопоставил натуралистически жестокую правде жизни, изображаемую, по его собственному опреде-

лению, с "документальной точностью репортера". Драматургия Пли-ниу Маркуса стала необычайно сильным, эмоциональным свидетельством о том мире городских трущоб, единственными законами которого являются грубое насилие и нечеловеческая жестокость, о той бездне человеческого падения, которая грозит каждому, оказавшемуся на "дне". Шшниу Маркус стремится к эмоциональному воздействию на публику, к эффекту своеобразной "шоковой терапии", говоря словами Антонена Арто. Однако описание насилия и жестокости ни на секунду не становятся для драматурга самоцелью, подобно тому, как и далек он от убежденности в том, что зло имманентно миру. Его театр - это прежде всего объективное свидетельство существования вопиющей несправедливости самой социальной системы, ее иступленно страстное неприятие, отрицание того общества, которое способно низвести человека до уровня ничтожества.

Плиниу Маркус первым среди молодых драматургов приходит к осознанию того, что социальное зло имеет конкретную общественно-политическую форму диктаторского режима, который осуществляет насилие не только физическое, но и духовное. В "Лиловом абажуре" драматург, оставаясь верным своей тематике, создает метафорический образ авторитарного государства, основанного на насилии и приводящего к "коллективному оподлению,.проявляющемуся в самых разных сферах".

Это произведение Маркуса во многом предопределило идейно-эстетические искания в бразильском театре второй половины 70-х годов, который начинает тяготеть к большим социально-политическим обобщениям, требующим обращения к новому художественному языку. Существование цензуры обусловило появление в театре метафорических и условных форм, в которых постоянно присутствует второй план - вее действия и поступки героев не замыкаются на

самих себе, а соотносятся с современной ситуацией. Большую роль в драматургии начинает играть гротеск, позволяющий в заостренной форме вскрыть анормальные, извращенные формы социальной действительности.

Детальную психологическую разработку характеров героев "нового театра" в гротескной драме сменяет принципиальный антипсихологизм, ибо ее герои - это прежде всего обыватели, бездумные марионетки в руках режима, способные приспособиться даже к самым антигуманным формам власти. И именно им театр гротеска предъявляет суровое обвинение в социальной пассивности и мещанском конформизме.

Во второй половине 70-х годов в бразильской драме изменяется сам взгляд на человека - он представляется теперь не отчужденным от общества индивидом, а, напротив, тесно с ним связанным, и посему пути освобождения человека оказываются в прямой зависимости от радикального преобразования структур общества. Вслед за принципиально "антигероической" драматургией, в пьесах Жоржи Андради и Диаса Гомиса вновь появляется герой, отвоевывающий свое право на активное действие, выбирающий путь протеста и полный решимости следовать ему до конца.

Во второй половине десятилетия становится очевидно, что театру не удается остаться в стороне от политических проблем бразильской современности. Однако возрождение традиций политического театра происходит на качественном ином, по сравнению с 60-ми годами, уровне. "Ангажированная" драматургия вступает в ту пору зрелости, когда определяющим становится не плакатная однозначность оценок, не подсказывание готовых решений, а стремление разобраться в сложном переплетении человеческих судеб с историей страны, их определившей, в неизбежном взаимопроникнове-

нии конфликтов личных и общественных. Обращение к формам документального театра оказывается обогащенным предшествующим опытом психологической драмы.

Спектакли же рубежа 70-80-х годов, осуществленные после отмены Институционного акта Л 5, явились лучшим подтверждением того, что за трагический для страны период господства диктаторского режима не произошло,как можно было бы предположить, отставание театра. Напротив, постигая сложную и противоречивую бразильскую действительность 70-х годов, бразильский театр обрел бесценный художественный опыт, идейно-эстетическую важность и плодотворность которого со всей очевидностью продемонстрировала национальная сцена последних лет.

 

Список научной литературыВасина, Елена Николаевна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизмаи партийные документы

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Искусство, 1976, тЛ - 576 е.; т.2 - 720 с.

3. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Худож.лит.,1976. - 827 с.

4. О литературно-художественной критике: Постановление Центрального Комитета КПСС от 21 января 1972 года. - В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1978, т.П, с.29-33.

5. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.1. П. Источники

6. Амаду Ж. Избранные произведения: В 2-х томах. М.: Худож.лит., 1982, т.I — 718 е.; т.2 - 583 с.

7. Амаду Ж. Пальмовая ветвь, погоны и пеньюар. М.: Радуга, 1983. -309 с.

8. Гомес Д. Обет. М.: Искусство, 1963. - 103 с.

9. Гуарниери Д. Семя: Пьеса в 3-х действиях. М.: Прогресс, 1968. -157 с.

10. Крец Ф.К. "Гнездо" и другие пьесы. М.: Искусство, 1980. - 272 с.

11. Олби Э. Смерть Бесси Смит и другие пьесы. М.: Искусство, 1976. -308 с.

12. Пьесы писателей Латинской Америки. М.: Искусство, 1970. -623 с.

13. Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: 1967. - 671 с.

14. Andrade J. Marta, a arvore е о relogio. S;Paulo: Perespectiva, 1970. - 656 p.

15. Andrade J« Milagre na cela. Rio de Janeiro: Paz e Terra, 1977* - 93 p.

16. АггаЪа1 P. Teatro. Sao Paulo: Dif.Europeia, 1974. -596 p.

17. Assuncao L. Kuka de Kaiamora. Rio de Janeiro: SNT,1975. - p.

18. Athayde R. Apareceu a Margarida. Rio de Janeiro: Brasilia, 1973. - 95 p.

19. Bivar A. Cordelia Brasil. - Revista de Teatro, 1976, N 413, p.42-58.

20. Boal A. A tempestade; As Bxulheres de Atenas. Lisboa: Platano, 1977. - 204 p.

21. Buargue Ch., Guerra R. Calabar о elogio da traicao. Rio de Janeiro: Civ. brasileira, 1975. - 97 p.

22. Buarque Ch., Pontes P. Gota d"agua. - 2-a ed. Rio de Janeiro; Civ. brasileira, 1979. - 168 p.

23. Callado A. Bar Don Juan. Amadora: Bertrand, 1976. - 205 p.

24. Callado A. Quarup. Rio de Janeiro: Civ. brasileira, 1968^ -496 p.

25. Castro C. Caminho de volta. - Revista de Teatro, 1976, N 410, p.43-80.

26. Chaves Netto J*R. Patetica. Rio de Janeiro: Civ.Brasileira, 1978. - 99 p.

27. Costa A. Opiniao. Rio de Janeiro: Ed. do Brasil, 1965. - 89 p.

28. Escobarr C.H. de. A caixa de cimento. Rio de Janeiro: Civ. brasileira, 1978. - 174 p.

29. Gomes D. A invasao; A revolucao dos beatos. Rio de Janeiro: Civ. brasileira, 1962. - 255 p.

30. Gomes D. 0 pagador de promessas. - Il-f ed. Hio de Janeiro: Ed. de Ouro, 1966. - 169 p.

31. Gomes D. As primicias: * Alegoria politico-sexual em 7 quadros. Bio de Janeiro: Civ. brasileira, 1978. - 100 p.

32. Gomes D. 0 Santo inquerito. Lisboa: Caminho, 1977- 168 p.

33. Guarnieri G. Teatro. Rio de Janeiro: Civ. Bbrasileira, 1978.569 P.

34. Marcos P. 0 abajjur lilas. S.Paulo: Global, 1975* - 61 p.

35. Marcos P. Barrela. S.Paulo: Global, 1980. - 60 p.

36. Marcos P. Homens de papel. S.Paulo: Global, 1978. - 88 p.

37. Marcos P. Navalha na came; Quando as maquinas par am. - 2-a ed. S.Paulo; Global, 1978. - 95 p.37 • Marcos P. Na barra do Catimbo. S.Paulo: Global, 1978. - 125 p.

38. Marcos P. Oracao para um pe de chinelo. S.Paulo: Global, 1979. - 5^ p.

39. Melo P. Greta Garbo, quen diria, acabou no Iraja. - Revista de Teatro, 1974, N 400, p.45-68.

40. Muniz L. Sinai de vida. S.Paulo: Global, 1979. - 107 P.

41. Rodrigues N. Teatro. S.Paulo: Nova fronter, 1981. - 671 p.

42. Schwartz R. A lata de lixo de historia: Parsa. Rio de Janeiro: Paz e Terra 1977. - 86 p.

43. Segall M. 0 coronel de coroneis. Rio de Janeiro: Civ. brasileira, 1979. - 127 p.

44. Strindberg A. Five plays. N.York: Anchor, 1975. - 351 P«

45. Suassuna A. Seletaem prosaie verso de Ariano Suassuna. Rio de Janeiro: Olimpio, 1974. - 195 P«

46. Suassuna A. Auto de compedecida. Rio de Janeiro: Agir, 1957. -203 P.

47. Suassuna A, Farsa de boa preguica. Rio de Janeiro: Olimpio, 1974. - 181 p.

48. Teatro Latinoamericano de agitacion. La Habana; Casa de las Americas, 1972, -310 p«

49. Teatro Mobral: 5 Pecas. Rio de Janeiro: SHT, 1975. - 174 p.

50. Vianna Filho 0. Cuatro cuadros de tierra, (La Habana): Casa de las Americas, 1964. - 82 p.

51. Vianna Filho 0. Papa Highirte. - Con junto, 1981, N 48, p.8-50.

52. Vianna Filho 0. Rasga coracao. Rio de Janeiro: SHT, 1980. -322 p.

53. Vieira C. El Evangelio segun Zebedeu. - Con junto, 1982, If 54, p.46-85.

54. Ш. Статьи и монографии по вопросам бразильскоготеатра

55. Боал А. Театр актуальных проблем. - Курьер ЮНЕСКО, 1983, № 5, с.4-6.

56. О времени и о себе (интервью с А.Д.Гомесом). - Иностранная литература, 1972, № II, с.210-218.

57. Гомес Д. Современный театр. - В кн.: Бразилия: Экономика, Политика, Культура (Под редколл.ред. А.Ефимов и др. М.: Наука, 1963, с.313-333.

58. Тертерян И.А. Бразильский театр смотрит в будущее. - Театр, 1963, № 5, с.153-157.

59. Andrade G.E. Antonio Bivar tem medo da realidade. - Jornal de Letras, 1969, N 226, p.7.

60. Andrade G.E. Um novo e vibrante teatro brasileiro. - Jornal de Letras, 1970, U 236, p.5#

61. Arrabal J» Teatro e sociedade: notas para uma nova historia.-Eevista de Teatro, 1976, N 410, p.86-98.63* Azor I. Dos decadas de teatro brasileno. - Bohemia, 1981, H 36, p.16-10.

62. Barros A. A situacao social de mulher no teatro de Consuelo de Castro e Leilah Assuncao. - Lafcin American Theatre Review, 1976, U 9/2, p.13-20.

63. Boal A. Teatro jornalj Primeira edicao. - Latin American Theatre Review, 1971» N 4/2, p.57-60.

64. Boal A. Teatro do oprimido e outras poeticas politicas. -2-a ed. Rio de Janeiro: Civ. brasileira, 1980 - 222 p.

65. Boal A. 200 exercicios e jogos para о ator e nao-ator. Lisboa: SCARL, 1978. - 184 p.

66. Clark P., Garcia A. Twentieth-Sentury Brasilian Theatre: Essays. Chapel Hill: Hispanofilia, 1978. - 122 p.

67. Depoimentosw5. Rio de Janeiro: SNT, 1981. - 160 p.

68. Doria G. Moderno teatro brasileiro. Brasilia: Ed. Americana, 1968. - 156 p.

69. Entrevista com Gianfrancesco Guarnieri. - Encontros com a civilizacao brasileira, 1978, N 1, p.102-109.

70. Entrevista a Luiza Barreto у Leda Alves. - Con junto, 1980, N 47, p.33-38.

71. Entrevista a Otto Buchbaum: Teatro ao encontro de povo. -Conjunto, 1976, N 30, p.70-75*

72. Fernandes 0. Rasilns New Social Theatre. - Latin American Theatre Review, 1968. N 2, p.1530.75* Guarnieri G. En el Arena quisimos hacer la revolucion a traves del teatro о, por lo menos, contribuir a ello. -Conjunto, 1982, N 54, p.16-23.

73. Leite L.B. El teatro brasileno nace todos los dias. - Casa de las Americas, 1980, К 120, p.80-85.

74. Iyday The Theatre of Alfredo Dias Gomes. - In: Dramatists in Revolt: The New Latin American Theatre (Ed. by Leon F.Iyday and G.W.Woodyard. London: Rington, 1976, p.221-240.

75. Magaldi S. Panorama do teatro brasileiro. S.-Paulo: Dif. Europeia, 1962. - 274 p.79* Martins W., Menton S. Teatro brasileiro contemporaneo. New York: Univer.press, 1966. - 127 P*

76. Mazzara R.A. The Theatre of Jorge Andrade. - In: Dramatists in Revolt: The New Latin American Theatre %(Ed. by Leon F.Iyday and G.W.Woodyard. London: Rington, 1976, p.205-220.

77. Mellac R. Teatro brasileno: Vivir e decir en voz alta. -Conjunto, 1976, N 29, p.101-106.

78. Michalski J. Introduccion al teatro brasileno moderno. -Conounto, 1982, N 54, p.4-1£.

79. Michalski J. 0 palco amordacado. Rio de Janeiro: Avenir, 1979. - 95 P.

80. Oliveira V. 0 teatro brasileiro. (Salvador): Progresso, 1955* -61 p.

81. Peixoto P. LMhistoir au secours du theatre bresilien. -Travail theatral, 1979, N 32/33, p.48-57.- 155 86» Peixoto F. Problemas del teatro en el Brasil. - Conjunto, 1971, N 9, p.2-13.

82. Peixoto F. Teatro no Brasil: como transmitir sinais dentro das chamas. - Latin American Theatre Review, 1973, N 7/1, p.91-98.

83. Peixoto F. Teatro em pedacos, S.Paulo: Paz e Terra, 1980. -567 p.89* Las perespectivas del teatro brasileno: un cambio necesario: Entrevista a Dinorath do Valle. - Conjunto, 1984, N 59, p.85-92.

84. Eela W. El teatro brasileno. Buenes Aires: Globo, 1969. -253 p.91» Henaci mi ento del espirito creativo. - Vision, 1980, vol54f p.55-57.

85. Rossi G. Teatro portoghese e brasileiro. Bolonha: Glovis, 1956. - 190 p.

86. Schoenbach P. Plinio Marcos: Reporter of Bad Times. - In: Dramatists in Revolt: The New Latin American Theatre Q&L by Leon F# Lyday and G. W. Woodyard. London: Rington, 1976, p.243-257.

87. Schoenbach P. Rio and Sacr Paulo Theatres in 1970: National Dramaturgy. - LajzLtin American Theatre Review, 1972, N 5/2, p.67-80.

88. Sousa Gr. de. О teatro no Brasil: In 2 vol. Rio de Janeiro: MEC, I960, - v.I - 457 p., V.2 - 581 p.

89. El teatro brasileno de hoy. - Conaunto, 1971, Ы 9, p.57-72.

90. El teatro brasileno en transicions Entrevista a : Jan Michalski. - Latin American Theatre Review, 1982, N 16/1, p. 97-Ю1.

91. Vianinha: Teatro, Televisao, Politica. Sao Paulo: Ed, brasiliense, 1983. - 223.p.

92. Vieira C. En b'usca de un teatro popular. S.Paulo: YMART,1978. - 198 p.1У. Исследования по истории театра и драмы, литературапо общим вопросам102. Аникст А.А. Ремесло драматурга. М.: Сов.писатель, 1974. -607 с.

93. Антонов Ю.А. Бразилия: армия и политика (исторический очерк). М.: Наука, 1973. - 256 с.

94. Бартошевич А.В. "Равнение направо". (О некоторых тенденциях английской сцены). - Театр, 1984, № I, с.117-124.

95. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож.лит., 1975. - 502 с.

96. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов.Россия,1979. - 318 с.

97. Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Худож.лит., 1965. - 528 с.

98. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 542 с.

99. Бразилия: Экономика, политика, культура. (Под ред.колл. А.В.Ефимов и др.) М.: Наука, 1963. - 525 с.

100. ПО. Брехт Б. О театре. М.: Иностранная лит., I960. - 363 с.

101. Великовский С.И. Грани "несчастного сознания". М.: Искусство,1977. - 239 с.

102. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. М.: Худож.лит., 1979. - 296 с.

103. Венесуэла: Экономика, политика, культура (Под ред.колл. И.Р.Григулевич и др.;. М.: Наука, 1967. - 360 с.

104. Галкин А.А. Социология неофашизма. М.: Наука, 1971. - 198 с.

105. Гасснер Д. Форма и идея в современном театре. - М.: Иностранная лит., 1959. - 256 с.

106. Глинкин А.Н. Новейшая история Бразилии (1939-1959). М.: Изд-во ИМО, 1961. - 403 с.

107. Глинкин А.Н. Современная Бразилия. М.: Знание, 1980. - 64 с.

108. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1965. - 213 с.

109. Давьщов Ю.Н. Эстетика нигилизма. М.: Искусство, 1975. - 271 с.

110. Дмитриева Н.А. Пикассо. М.: Наука, 1971. - 126 с.

111. Дискуссия о современной ситуации в Бразилии. - Латинская Америка, 1980, № 7, с.133-138.

112. Забелина Т.Ю. Становление и развитие легальной оппозиции в Бразилии. - Латинская Америка, 1980, № 4, с.54-62.

113. Западное искусство: XX век (Отв.ред.Б.И.Зингерман. М.: Наука,1978. - 366 с.

114. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. М.: Наука,1979. - 391 с.

115. Искусство и общество: Тенденции политизации в современном западном искусстве. М.: Наука, 1978. - 223 с.

116. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 197I. - 224 с.

117. Коваль Б.И., Семенов С.И., Щульговский А.Ф. Революционный процесс в Латинской Америке. М.: Наука, 1974. - 371 с.- 158

118. Коваль Б.И. Бразилия вчера и сегодня. М.: Наука, 1975. - 175 с.

119. Коваль Б.И. Латинская Америка: революция и современность. М.: Наука, 1981. - 198 с.

120. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Восточная лит., 1972. - 496 с.

121. Константинова Н.С. Национализм в Бразилии: идеология и политика (конец 1950-х - середина 1970-х гг.). Автореферат дисс. канд.ист.наук. М., 1977. - 22 с.

122. Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки. М.: Наука, 1978. - 188 с.

123. Коссак Е.Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Политиздат, 1980. - 360 с.

124. К проблеме современных правоавторитарных режимов. - Латинская Америка, 1975, № 6, с.97-121; 1976, № I, с.98-133.

125. Культура Аргентины (Отв.ред.В.А.Кузьмищев. М.: Наука, 1977. -365 с.

126. Культура Бразилии (Отв.ред.В.А.Кузьмищев. М.: Наука, 1981. -271 с.

127. Культура Венесуэлы (Отв.ред.В.А.Кузьмищев. М.: Наука, 1984. -247 с.

128. Культура Колумбии (Отв.ред.В.А.Кузьмищев. М.: Наука, 1974.334 с.

129. Культура Кубы (Отв.ред.В.А.Кузьмищев. М.: Наука, 1979.335 с.

130. Культура Мексики (Отв.ред.В.А.Кузьмищев. М.: Наука, 1980. -301 с.

131. Кутейщикова В.Н. Роман Латинской Америки в XX веке. М.: Наука, 1964. - 332 с.

132. Кутейщикова В., Осповат Л. Новейший латиноамериканский роман. М.: Сов.писатель, 1976. - 367 с.

133. Латинская Америка. Энциклопедический справочник: В 2-х т. М.: Сов.энциклопедия, 1979, т.1 - 575 е.; т.2 - 656 с.

134. Личность в XX столетии. Анализ буржуазных теорий. М.: Мысль, 1979. - 259 с.

135. Манн Ю. О гротеске в литературе. М.: Сов.писатель, 1966. -181 с.

136. Матяш Н. Латиноамериканский театр ищет себя. - Иностранная литература, 1979, № 5, с.206-209.

137. Мугерсия М. Кубинский театр: вопросы ставит зритель. -Театр, 1984, № I, с.112-116.

138. Музыка стран Латинской Америки (Под ред.П.А.Пичугина). М.: Музыка, 1983. - 299 с.

139. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе: 70-е годы. М.: Наука, 1982. - 319 с.150. 0 литературно-художественных течениях XX века. М.: Изд-во МГУ, 1966. - 244 с.

140. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века (Отв.ред.Б.И.Зингерман.) М.: Наука, 1984. -215 с.

141. Писатели Латинской Америки о литературе М.: Радуга, 1982. -398 с.

142. Политическая система общества в Латинской Америке (Отв.ред. А.Ф.Шульговский). М.: Наука, 1982. - 480 с.

143. Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки. М.: Наука, 1967. - 358 с.

144. Прокофьев В.И. Западное искусство новейшего времени и наследие мировой художественной культуры.

145. В сб.: Советское искусствознание 79: выпЛ.М., 1980, с.238-253.156157158159160161162163164165166167168169

146. Силюнас В. Маски и лица - Театр, 1984, № 8, с.115-123. Соболев В.Самба о несбывшейся надежде. М.: Молодая гвардия, 1981. - 190 с.

147. Современное западное искусство: Идейные мотивы: Пути развития. Театр. Кино. Музыка. М.: Наука, 1971. - 360 с. Современное западное искусство: К критике буржуазной куль-тыры XX века. М.:Наука, 1972. - 238 с.

148. Современное западное искусство: XX век: проблемы и концепции. М.: Наука, 1982 - 316 с.

149. Современный зарубежный театр: Очерки: Борьба идей и направлений. М.: Наука, 1969. - 367 с.

150. Современный революционный процесс и прогрессивная литература (1960-1970-е годы). М.: Наука, 1976. - 399 с. Содре Н.В. Бразилия: анализ "Модели развития". М.: Прогресс, 1976. - 256 с.

151. Тертерян И.А. Бразильский роман XX века. М.: Наука, 1965. -229 с.

152. Фесуненко И. Бразилия и бразильцы. М.: Мысль, 1976. - 176 с.

153. Формирование национальных литератур Латинской Америки. М.: Наука, 1970. - 262 с.

154. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. -240 с.

155. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. М.: Наука, 1976. - 371 с.

156. Чиркин В.Е., Тихонов А.А., Рябов С.В. Форма государства в буржуазных странах Латинской Америки.1. М.: Наука, 1982. - 192 с.

157. Швыдкой М. Размышления после Нохорон Петера Вайса. - Театр, 1983, № 4, с.128-138.

158. Amende М. Literatura, vitalidad у crisis. - Casa de las Americas, 1980, N120, p.78-82.

159. America Latina: teatro e revolucion. Caracas: Ateneo, 197^ - 254 p.

160. L"Amerique latine dans sa litterature. Paris: Unesco, 1979* - 228 p.

161. Artaud A. El teatro у su doble. La НаЪапа: Instituto del libro, 1969. - 265 p.

162. Artaud A. Oeuvres completes. Paris: Galirpard, 1964. - v.3 -331 p.; v.4 - 426 p.

163. Berlinck M. Marginalidade social e relacoes de classes em Sao Paulo. Petropolis: Vozes, 1975* - 152 p.

164. Bernandet J.-C. Cinema brasileira: Propostas para uma historia. Rio de Janeiro: Paz e Terra, 1979. - 103 p.

165. Boal A. Milagre no Brasil. Lisboa: Platano, 1976. - 266 p.

166. Bopp R. Movimentos modernistas no Brasil. Rio de Janeiro: 6iv. brasileira, 1966. - 2 155 p.

167. Brasil: ano 1970. - Cinema, 1970, N 150, p.60-91.186, Brustein R. The Third Theatre. New York: Knopf, 1969» -294 p.187» Brustein R. Revolution as Theatre: Notes on the New

168. Radical Style. New York: Liveright, (cop. 1971). - 170 p.

169. Buarque de Hollanda H. Impressoes de viagem: CPC, Vangardae Desbunde (1960-1970). S.Paulo: Ed.brasileira, 1980. - 199 p.

170. Campos H. Reptura de generos na literatura latinoamericana. S.Paulo: Perespectiva, 1977. - 80 p.

171. Candido A. Introduccion a la literatura del Brasil. La Habana: Casa de las Americas, 1971. - 72 p.

172. Cardoso F. Autoriarismo e democratizacao. - 2-a ed. Rio de Janeiro: Paz e Terra, 1975. - 240 p.

173. Castro S. Teoria e polmtica do modjj£nismo brasileiro. Petropolis: Vozes, 1979. - 146 p.

174. Classe media e politica no Brasil, Rio de Janeiro: Paz e Terra, 1977. - 176 p.

175. Clurman H. Teatro contemporaneo: De Brecht a Pinter, de Nueva York a Tokio. Buenas Aires: Troquel, 1972, - 397 p.

176. Coutinho C.N. Cultura e democracia no Brasil. - Encontros com civilizacao brasileira, 1979. H 17, p.19-49

177. Dramatists in Revolt: The New Latin American Theatre (Ed. by Leon F.Iyday and G.W.Woodyard, London: Rington, 1976. -275 P.

178. Faco R. Brasil: seculo XX. Rio de Janeiro: Vitoria, 1960.257 p.

179. Folin A. Le facisme ou la socialisation du povoir comme spectacle. - In: Les Realismes. Paris: Centre George Pompidou, 1980, p.366-377.II

180. Freire M. A oposocao no Brasil hojje. Rio de Janeiro: Paz e Terra, 1974; - 302 p.

181. Galich M. Papel del teatro en el proceso revolucionari. -Conjunto, 1977, N 31, p.50-56.

182. Gullar F. Vanguarda e subdesenvolvimento: Ensayos sobre arte. Rio de Janeiro: Civ. brasileira, 1978. - 143 p.

183. Lins 0. Do ideal e da gloria: Problemas interculturais brasileiras. S.Paulo: Summus, 1977* - 189 p.

184. Lopes J.R. Desenvolvimento e mudanca social: Formacaode sociedade urbano-industrial no Brasil. S.Paulo: Global, 1978. - 213 p.

185. Lucas F. 0 carater social de literatura brasileira. Rio de Janeiro: Paz e Terra, 1970. - 138 p.

186. Lucas F. A face visivel. Rio de Janeiro: Paz e Terra, 1973. -.194 p.

187. Oliveira Torres J. Interpretacao de realidade brasileira: Introducao a historia das ideias politicas no Brasil. Rio de Janeiro: Olimpio, 1969. - 350 p.

188. Oliver W. Voices of change in the Spanish American Theatre. Texas: University of Texas Press, 1971. - 291 p.

189. Recopilation de textos sobre el teatro latino americano de creacion colectiva. La Habana: Casa de las Americas, 1978. - 564 p.

190. Schwarz R. Cultura у politica en el Brasil (1967-1969). -Casa de las Americas, 1970, IT 61, p.9-32.

191. Silverman M. Moderna ficcao brasileira: Ensayos. Rid de Janeiro: Civ.brasileira, 1978. - 228 p.

192. Teatro de guerilla у happening. Barcelona: Lunar, 1973. -89 p.

193. Teatro e politica. Buenes Aires: Ed. de la Flor, 1969. -109 p.

194. El teatro latinoamericano de creacion colectiva. La НаЪапа: Casa de las Americas, 1978r - 564 p.

195. La tecnica de la deshumanizacion: Encuentro con Victor Garcia. - Conjunto, 1971, N 9, p.110-116.

196. Weffort P. Tendencias actuales del pensamiento socialу politico brasileno. - Casa de las Americas, 1980, IT.120, p.74-77.