автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Особенности дизайна ювелирных украшений из драгоценных сплавов с использованием вставок из кожевенного сырья

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Сучков, Антон Витальевич
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Особенности дизайна ювелирных украшений из драгоценных сплавов с использованием вставок из кожевенного сырья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности дизайна ювелирных украшений из драгоценных сплавов с использованием вставок из кожевенного сырья"

На правах рукописи

Сучков Антон Витальевич

ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ СПЛАВОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВСТАВОК ИЗ КОЖЕВЕННОГО СЫРЬЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 17.00.06 - ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ДИЗАЙН

Автореферат

4845987

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

1 2 МАЙ 2011

Москва 2011

4845987

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет приборостроения и информатики» на кафедре «Компьютерный дизайн».

Научный руководитель

доктор технических наук, профессор Соколова Марина Леонидовна Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор Черных Михаил Михайлович

кандидат технических наук, доцент Лазарева Елена Александровна

Ведущая организация:

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова

Защита диссертации состоится 23 мая 2011 в 11.00. на заседании диссертационного совета Д.212.119.04 в Московском государственном университете приборостроения и информатики (МГУПИ) по адресу: 107996, г. Москва, ул. Стромынка, д.20, зал заседаний Ученого Совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ. Автореферат разослан 22 апреля 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат технических наук

Дрюкова Анна Эдуардовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Проанализировав Российской рынок ювелирной промышленности за последние 4 года на основе работы с каталогами специализированных выставок (Международная ювелирная выставка JUNWEX, Международная выставка ювелирного и декоративно-прикладного искусства «ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС», Выставка «Ювелирные изделия и украшения, предметы роскоши»; Выставка «Новый Русский Стиль / New Russian Styl» ;Всероссийская выставка «Ювелир» и другие), а также проработав литературные и электронные источники информации (журнал "Ювелирные известия", отраслевая газета Jewelry Garden, www.magicgold.ru; www.ezoloto.ru;www.olin.ru;www.golden-shop.ru;www.sadkozoloto.ru; www.intergold.ru и т.д.), можно сделать следующий вывод: доля ювелирных изделий с элементами кожевенного сырья из всей проанализированной продукции не превышает нескольких процентов, причем кожи в ювелирных изделиях используются, главным образом, в качестве дополнительных объектов - шнурков, завязок и т.д. В качестве вставок кожевенное сырье применяют редко и, обычно, речь идет о кожах экзотических животных, например, морских скатов. Таким образом, в настоящее время кожевенное сырье мало используется в ювелирных изделиях.

Поэтому тема работы - расширение видов материалов, используемых в ювелирных изделиях за счет традиционных видов кожевенного сырья -шкуры крупного рогатого скота, свиные кожи, а также видов кож, известных, но ранее не применяющиеся в качестве ювелирных вставок, например, шкуры рыб, крокодилов представляется актуальной.

Введение в ювелирное производство большой группы кожевенного сырья позволит существенно расширить возможности дизайна ювелирных изделий и увеличить ассортимент изделий.

Целью диссертационной работы является разработка дизайна ювелирных изделий со вставками из кожевенного сырья.

Задачи исследования

1. Анализ дизайна существующих ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

2. Научное обоснование выбора кожевенного сырья для ювелирных изделий.

3. Разработка технологического процесса закрепки вставок из кожи и драгоценных камней.

4. Разработка дизайн - проектов коллекций ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

Научная новизна

1. Установлены характеристики кожевенного сырья, позволяющие давать рекомендации по выбору данных материалов для использования в качестве вставок в ювелирных изделиях.

2. Определены виды кожевенного сырья, являющиеся по своим характеристикам (как эстетическим, так и эксплуатационным) наиболее перспективными для использования их в качестве вставок в ювелирных изделиях.

3. Проведенное исследование позволяет использовать кожевенное сырье не только в качестве фурнитуры, но и в качестве вставок, а также фона для последующего закрепления драгоценных камней, что существенно расширяет спектр дизайнерских решений.

4. Предложены дизайнерские принципы по разработке новых коллекций ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья в качестве вставок и в сочетании с ювелирными камнями.

Практическая значимость работы

1. Разработанные техники закрепки вставок из кожевенного сырья позволяют существенно разнообразить дизайн ювелирных изделий.

2. Полученные данные по свойствам кожевенного сырья позволяют выбирать материал для вставок с учетом не только их эстетических характеристик, но и механических и других эксплуатационных свойств.

3. На основе полученных результатов по исследованию свойств кожевенного сырья спроектирована и создана коллекция ювелирных изделий.

Апробация работы

Результаты исследований докладывались на Всероссийских научно-технических конференциях «Наука - Производство - Технология -Экология» в ВятГУ, г. Киров (2009, 2011г.г.) и на научных семинарах кафедры «Компьютерный дизайн» МГУПИ, г. Москва.

Результаты работы внедрены в учебный процесс подготовки специалистов по специальности «Технология художественной обработки материалов».

Публикации

По теме диссертации опубликовано 5 статей, в том числе две в изданиях, рекомендованных ВАК России.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников. Текст работы изложен на 101 страницах, содержит 61 рисунок и 9 таблиц. Список использованных источников насчитывает 85 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулированы цель и задачи исследования, отражены научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Определение видов кожевенного сырья и его

историческое значения» представлен обзор научных литературных и

электронных источников информации по тематике диссертации. Анализ

существующих источников, посвященные материаловедению кожевенного

сырья (работы Зурабяна K.M., Зыбина А.Ю. и др.) и технологическому

5

использованию кожевенного сырья (труды Раяцкаса В.Л., Микинина И.Л., Хлудеева К.Д., Гордиенко И.М., Афанасьева РЛ. и др.) показал, что практически не обнаружены рекомендации по использованию кожевенного сырья в ювелирной промышленности, это подтверждает актуальность данной диссертационной работы.

Представлены данные по ассортименту ювелирных изделий и дизайну существующих в настоящее время изделий с использованием кожевенного сырья.

Во второй главе «Материалы и методы исследования» дано описание исследованных образцов кожевенного сырья и приведены методы исследования образцов.

Исследования свойств кожевенного сырья, для использования в ювелирной промышленности производили на образцах с размерами 20мм х 60 мм, которые предоставлены фирмой "Трейд-Модус" (Россия, г.Москва).

В таблице 1 дано описание объектов исследования.

Таблица 1 - Виды кожевенного сырья

Вид кожи Название кожевенного сырья

Кожа крупного рогатого скота склизок, опоек, выросток, полукожник, бычок, яловка, бычина, бугай , буйвол, замша.

Кожа свиных пород крупная белая, украинская степная белая

Шкура рыб осетр, сазан, семга, щука, форель.

Кожа крокодила соленоводный новогвинейский крокодил

Шкуры рептилии (змей) питон, кобра, гадюка, аспид

Эти кожи выбраны для исследования, по двум причинам. Часть из них широко распространена (это кожа крупного рогатого скота, кожа свиных

пород) и важно определить возможность применения в ювелирном деле. А другие кожи и шкуры относятся к редким и экзотическим видам, имеют интересный рисунок и могут быть перспективными для ювелирного искусства.

На рисунках ! и 2 приведены фотографии образцов кожевенного сырья, исследованных в работе.

Кожа крупного рогатого скота Кожа свиных пород.

Рисунок 1. Образцы кож крупного рогатого скота и свиных пород.

Кожевенное сырье

„ , КОЖА .

> крокодила

' и§

кг

1 ПОДХВОСТНАЯ ЧАСТЬ

Рау^^у уквегся коки

Рисунок 2. Образцы шкур рептилий, рыб и кож крокодила.

7

В данной главе рассмотрены методы анализа кожевенного сырья, а именно, методы исследования механических свойств (прочности, пластичности), эксплуатационных свойств (истираемости и влагоемкости) и эстетических свойств. Обработка результатов производилась с применением методов математической статистики на ПК с использованием стандартных программ.

Третья глава - «Анализ кожевенного сырья» - направлена на изучение свойств материалов, важных с позиций разрабатываемого дизайна ювелирных изделий.

Сначала были изучены механические свойства кож - прочность и пластичность.

На рисунках 3 и 4 приведены результаты измерения прочностных характеристик кожевенного сырья.

Сопротивление кожевенного сырья к появлению трещин лицевого слоя

Рисунок 3. Сопротивление появлению трещин различных видов кож.

Сопротивление кожевенного сырья при прорыве шариком

МПа /м 30 25 20 15 10 5 0 VI П - - 1 _ | Г ЕЁ = = | : -I = Н £

! с С£ V = IX п \ и = - 7 1 (V : =Р С Г с ы л "1 С 1 : 2 Г

Рисунок 4. Сопротивление прорыву шариком различных видов кож.

Испытания проводили методом определения прочности кожи и лицевого слоя при продавливании шариком при нагрузке 10 МПа, если не происходил прорыв образца шариком, из-за большой толщины материала и недостаточной нагрузки, то нагрузку увеличивали. Значения сопротивления менее 6 МПа для появления трещин и менее 10 для прорыва являются предельными. Из графиков следует, что кожи крупного рогатого скота, свиные кожи и кожи крокодила обладают повышенной прочностью, так как для появления трещин на их поверхности и дальнейшем для их прорыва шариком требуется превышение рекомендованных стандартами нагрузок. Наименее прочными являются шкуры рыб и змей, а именно: семги, щуки, форели, гадюки, аспида, кобры.

Далее, были проведены испытания на удлинение образцов кожевенного сырья. На рисунке 5 приведены результаты измерений.

Удлинение кожевенного сырья

им

* V4 с/

—удлинение образца при комнатной температуре

—В- удлинение образца во влажном состоянии при комнатной температуре

Рисунок 5. Удлинение различных видов кож.

Из рисунка видно, что удлинение всех видов кож во влажном состоянии существенно превышает удлинение в сухом состоянии. Наиболее пластичными можно считать кожи крупного рогатого скота и крокодила.

С точки зрения эксплуатации ювелирных изделий помимо механических свойств, для кожевенного сырья важными представляются показатели водостойкости и истираемости.

Водостойкость кожи характеризуется ее способностью поглощать и пропускать влагу. Как правило, водостойкость кожи измеряют показателем влагоемкости — количеством влаги в образце после намокания этого образца в воде в течение определенного времени (2 и 24 ч) и выраженным в процентах от абсолютно сухой массы образца.

На рисунке 6 (а,б) приведены данные по влагоемкости кожевенного сырья при

%

2,8 2,6 2,4 2,2 2 1,8 1,6 1,4 1,2 1

влагоемкость кожи

ш

ттт

X X X. X 2 с; га га а X сз л

О <У о 5 О О X Э г га ГО О

« О т ¡а 25 а, О > о

£ с 5 о о о о о. £ со X О > л о а: ъ > ш X га и О ГЗ и а» и 3 о ©

о с X га и

о

!3

—♦—влагоемкость кожи после пребывания в воде 2ч.,%

Рисунок 6 (а). Влагоемкость различных видов кож после пребывания в воде в течение 2 ч.

%

27 26,5 26 25,5 25 24,5

влагоемкость кожи

ш

О о и

6

о с:

X о

9 <

о.

иэ о

—♦—влагоемкость кожи после пребывания в воде 24ч.,%

Рисунок 6 (б). Влагоемкость различных видов кож после пребывания в воде в течение 2 ч.

В результате измерения влагоемкости кожи после пребывания в воде в течение 2 часов наибольшее влагопроницаемостью обладают кожи свиной породы, а также кожи кобры и склизок. Минимальной влагопроницаемостью обладают образцы опойка и щуки. Измерение влагоемкости после пребывания в воде в течение 24 часов, показатели влагоемкости значительно увеличились (на 10-20 %). Максимальной влагопроницаемостью обладают образцы кож: склизка, полукожника, щуки. Минимальное значение влагоемкости у образцов кожи рыб, питона и других змей.

Для определения износостойкости кожи провели испытания на истираемость. Истираемость — это лабораторный показатель, характеризующий величину сопротивления кожи к износу. На рисунке 7 приведены результаты испытания различных видов кож на стойкость к истиранию.

Для этого испытания использовали кожевенное сырье после различных видов дубления.

Истираемость кожевенного сырья

мкг/Дж

280 260 240 220 200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 О

Рисунок 7. Истираемость различных видов кож.

Дубление - один из основных процессов при производстве кожи, который представляет собой обработку кожевенного сырья (голья и шкур) растворами различных дубящих веществ для придания ему прочности, пластичности и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий. Различают несколько видов дубления:

- соединениями хрома {хромовое дубление),

- жирами различных рыб и морских животных (жировое дубление),

- экстрактами древесных пород (растительное дубление),

- комбинированное дубление (дубление несколькими различными веществами одновременно или в определенной последовательности).

Измерения износостойкости кожевенного сырья показали, что наибольшие показатели истираемости у образцов кожевенного сырья толщиной с различными видами дубления. Результаты испытания образцов кожевенного сырья показали, что при использовании жирового процесса дубления истераемость наименьшая, за исключением образцов кожи рыб, гадюки, аспиды кобры. Наибольшие показатели истираемости у образцов кожевенного с использованием хромового и хроморастительного процесса дубления, за исключением образцов кожи рыб, гадюки, аспиды, кобры.

Рассмотрим эстетические свойства кожевенного сырья. Кожа — наружный покров организма животного, защищающий тело от широкого спектра внешних воздействий, участвующий в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кроме того, кожа представляет массивное рецепторное поле различных видов поверхностной чувствительности (боли, давления, температуры и т. д.). И в результате обладает сложной структурой - рисунком и фактурой. Цвет кожевенного сырья во многом зависит от обработки и последующей окраски.

На рисунках 8 и 9 представлены виды кожевенного сырья с существенно различающейся фактурой и рисунком.

Рисунок 8 - Фактура различных видов кож.

СЕМГА

Рисунок 9 - Рисунок на различных видах кож.

Из рисунков 8 и 9 видно, что кожевенное сырье обладает высокими эстетическими свойствами и представляет интерес для дизайнеров, работающих в ювелирной отрасли.

Таким образом, наиболее перспективными, с точки зрения применения различных видов кож при изготовлении ювелирных изделий, исходя из проведенного анализа свойств являются яловка, склизок, опоек, свиная кожа, осетр, семга, щука, форель (кожевенное сырье, при выделке которых толщина должна составлять от 0,5 до 1,4 мм., - это оптимальная толщина для закрепки кожевенного сырья в ювелирных украшениях).

Четвертая глава. «Технология закрепки вставок из кожи в ювелирных изделиях».

В современное время предлагаемой продукции от: заводов производителей и частных лиц. В основном кожевенное сырье применяется в виде шнурков для кулонов, браслетов и в виде подложки в качестве фона, на котором представлен орнамент, узор, объект. Креплением кожевенного сырья обычно служит: клеевое соединение, прошивка ниткой, обжим крапоном с нижней части изделия.

В работе проведена разработка технологического процесса закрепки вставок из кожи и драгоценных камней. На рисунке 10 представлена схема

крепления кож в ювелирных изделиях из металлов и сплавов без использования клея.

Рисунок 10. Схема технология закрепки кожи в ювелирных украшениях.

Способ крепления кожи напоминает технологию закрепки камней, методом глухой закрепки. В отличие от глухой закрепки используются только два фиксирующих элемента, по краям закрепляемого элемента, так называемой «рельс». В месте, где будет размещена закрепка кожи, которая располагается по всей центральной поверхности изделия, края будут задействованы как фиксирующий элемент. С каждого края делается отступ 1мм и пропил в 2мм. На восковой модели с боков напаивается кант толщиной 0,6 мм и высотой Змм. Либо боковая часть, которая и будет фиксирующим элементом (рельс), изготавливается во всю высоту заготовки плюс Змм сверху на фиксацию кожи, допаивается отдельно. Отдельные такие элементы могут изготавливаться из других сплавов, что подчеркнет сочетание разных материалов и индивидуальность изделия.

Подготовка изделия к закрепке. Изготовление лекала из кожи для используемого материала. Замеряем длину, ширину от одного фиксирующего элемента к другому и добавляем к каждому краю по 5мм на «захлест». Вырезаем лекало по размеру и делаем отступы с краев по 10мм. Очищаем и

технология закрепки кожи в ювелирных украшениях.

1

3

убираем толщину захлеста до 1 мм, чтобы «хвостовики» смогли пройти в посадочные места, заранее подготовленные пропиленные отверстия.

Первый край захлеста помещаем в отверстие, зажимаем край канта давчиком. Благодаря этому у нас появляется плотный и фиксированный край. С помощью этого мы сможем сделать натяг кожевенного сырья и поместить второй захлест в отверстие. Зажимаем второй кант давчиком. Изделие готово.

Далее, был предложен следующий этап декорирования ювелирных изделий с кожевенными вставками - добавление ювелирных камней. На рисунке 11 представлена технологическая схема закрепки ювелирных камней в изделия с вставками из кожи. Можно выделить следующие этапы процесса. На изделие делается симметричная разметка керном, где будут располагаться касты с закрепленными камнями. Просверливается отверстие сверлом диаметром, равным внешнему диаметру каста. Прикладываем к отверстию каст, и производим несколько ударов киянкой по касту, что бы каст зашёл в отверстие на 1мм. (так как указано на рисунке 11 этап 2-3). Затем выполняется закрепка каста в посадочное место. Закрепка камня в касте происходит поле того, как была произведена проверка фиксации каста с заготовкой.

технология закрепки каста и камня в ювелирное украшения с инкрустацией кожи.

1 I 1СГЖ"ж ж ш

Рисунок 11. Схема технология закрепки ювелирных камней на кожевенном сырье.

После изготовления изделия необходимо произвести проверку на наличие брака при изготовлении: качество отливки, качество плотности прилегания кожевенного сырья в вставке, качество крепления каста и, наконец, проверка закрепки камня в касте на наличие люфта.

Пятая глава. «Разработка дизайн проекта серии ювелирных изделий». В этой главе на рисунке 12 приведены эскизы колец, выполненные с использованием графические программы CorelDraw, Adobe Photoshop. С точки зрения дизайна, сочетание драгоценных сплавов с таким материалом, как кожа, с использованием вставок из драгоценных камней является эстетически простым и понятным композиционным решением, с хорошим сочетанием цветов, легким к восприятию. Такие изделия подходят для людей различного образа жизни и время препровождения, характеризуются высокой узнаваемостью изделия, а также, что немало важно, подходят по ценовой политике для разных классов населения.

Рисунок 12. Дизайн проект элементов коллекции ювелирных изделий.

В заключении отражены основные результаты работы, сформулированы общие выводы и перспективные направления развития темы.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ.

1. Проанализирован рынок ювелирной продукции с точки зрения дизайна ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья. Показано, что данные изделия изготавливаться, главным образом, как штучные авторские работы или выполняются в маленьких партиях и составляют, примерно 2-3% от всего рынка ювелирной продукции.

2. Выявлены механические и эксплуатационные свойства кожевенного сырья (удлинение, прочность, влагоемкость, истираемость), важные с позиции разработки дизайна ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья в виде вставок.

3. Проведены испытания механических, эксплуатационных и эстетических свойств кожевенного сырья (20 видов кож, в том числе кожи крупного рогатого скота, свиные кожи, шкуры рептилий и рыб) при разных толщинах образцов (от 0,5 до 7 мм) и различной технологии обработки сырья (без дубления, с хромовым и жировым дублением).

4. На основе проведенных испытаний установлено, что оптимальное кожевенное сырье для использования в качестве вставок в ювелирных изделиях - это виды кожевенного сырья с использованием хромового дубления: яловка, склизок, опоек, свиная кожа, осетр, семга, щука, форель (кожевенное сырье, при выделке которых толщина должна составлять от 0,5 до 1,4 мм., - это оптимальная толщина для закрепки кожевенного сырья в ювелирных украшениях).

5. Разработана новая техника закрепки кожевенных вставок в ювелирных изделиях. Рассмотрена возможность использования драгоценных камней в ювелирных изделиях со вставками из кожевенного сырья.

6. На основе проведенных исследований разработана коллекция ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

Публикации по теме диссертации

В изданиях рекомендованных ВАК:

1. Соколова М. Л., Дизайн ювелирных изделий с использованием вставок из кожи [Текст] /. Соколова М. Л., Сучков A.B., Зырянова A.C. // -Санкт-Петербург.: Дизайн. Материалы. Технология. - 2011 г. №2.:

2. Сучков, A.B. Кожевенное сырье для использования в дизайне ювелирных изделий [Электронное издание] /. Сучков A.B., Зырянова A.C. // Дизайн. Теория и Практика. - 2011г. Выпуск №6.: http://enidtp.mgupi.ru/vypuski

В научно - периодических изданиях, сборниках научных трудов и материалов конференций:

3. Соколова М.Л., Особенности дизайна ювелирных украшений из драгоценных сплавов с использованием вставок из нетрадиционных материалов (кожи, каучука, древесины, мех и др.) [Текст] /. Соколова М.Л., Сучков A.B., // - Киров, ВятГУ.: Сборник материалов. Всероссийская научно-техническая конференция. Наука - Производство - Технология -Экология. -2009г.: - с. 211-212.

4. Соколова М.Л., Технология закрепки нестандартных материалов в ювелирных изделиях [Текст] /. Соколова М.Л., Сучков A.B..// - Киров, ВятГУ: Сборник материалов. Всероссийская научно-техническая конференция. Наука - Производство - Технология - Экология. - 2011г.: - с. 119-120.

5. Сучков, A.B. Анализ кожевенного сырья для изготовления ювелирных изделий. [Текст] /. Сучков A.B.. // - Москва.: Вестник молодых ученых МГУПИ №8 - 2011г.:- с. 30-34.

Подписано в печать: 20.04.2011

Заказ № 5372 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Сучков, Антон Витальевич

Введение.

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ КОЖЕВЕННОГО СЫРЬЯ И ЕГО

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

1.1. История кожевенного сырья.

1.2. История кожевенного производства.

1.3. История кожевенного ремесла в России.

1.4. Страны производители кожевенного сырья.

1.5. Определение видов кожевенного сырья.

1.6. Химический состав кожевенного сырья.

1.7. Классификация кожевенного сырья.

1.7.1. Виды кожевенного сырья по виду и возрасту животных.

1.7.2. Назначение кожевенного сырья.

1.8. Способы дубления кожевенного сырья.

1.8.1. Процесс дубления кожевенного сырья.

1.8.2. Примеры различных типов дубления.

1.9. Способ отделки кожевенного сырья.

1.10. Способ обработки лицевого слоя кожевенного сырья.

1.11. Окраска кожевенного сырья.

1.11.1. Классификация окраски кожевенного сырья.

1.12. Анализ дизайна ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

Выводы.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Метод испытания на растяжение.

2.2. Метод определения прочности кожи лицевого слоя при продавлении шариком.

2.3. Метод определения влагоемкости.

2.4. Метод определения истираемости и слипания покрытия.

Выводы.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОЖЕВЕННОГО СЫРЬЯ.

Выводы.

ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИЯ ЗАКРЕПКИ ВСТАВОК ИЗ КОЖИ В

ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ.

Выводы.

ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙН ПРОЕКТА СЕРИИ ЮВЕЛИРНЫХ

ИЗДЕЛИЙ.

Выводы.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Сучков, Антон Витальевич

Проанализировав Российской рынок ювелирной промышленности за последние 4 года на основе работы с каталогами специализированных выставок (Международная ювелирная выставка JUNWEX, Международная выставка ювелирного и декоративно-прикладного искусства «ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС», Выставка «Ювелирные изделия и украшения, предметы роскоши»; Выставка «Новый Русский Стиль / New Russian Styl» ;Всероссийская выставка «Ювелир» и другие), а также проработав литературные и электронные источники информации (журнал "Ювелирные известия", отраслевая газета Jewelry Garden, www.magicgold.ru; www.ezoloto.ru;www.olin.ru;www.golden-shop.ru;www.sadkozoloto.ru; www.intergold.ru и т.д.), можно сделать следующий вывод: доля ювелирных изделий с элементами кожевенного сырья из всей проанализированной продукции не превышает нескольких процентов, причем кожи в ювелирных изделиях используются, главным образом, в качестве дополнительных объектов — шнурков, завязок и т.д. В качестве вставок кожевенное сырье применяют редко и, обычно, речь идет о кожах экзотических животных, например, морских скатов. Таким образом, в настоящее время кожевенное сырье мало используется в ювелирных изделиях.

Поэтому тема работы - расширение видов материалов [72], используемых в ювелирных изделиях за счет традиционных видов кожевенного сырья — шкуры крупного рогатого скота, свиные кожи [10], а также видов кож, известных, но ранее не применяющиеся в качестве ювелирных вставок, например, шкуры рыб, крокодилов представляется актуальной [78,84].

Введение в ювелирное производство большой группы кожевенного сырья [2] позволит существенно расширить возможности дизайна ювелирных изделий и увеличить ассортимент изделий [9,11-12].

Цель работы:

Разработка дизайна ювелирных изделий со вставками из кожевенного сырья.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Анализ дизайна существующих ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

2. Научное обоснование выбора кожевенного сырья для ювелирных изделий.

3. Разработка технологического процесса закрепки вставок из кожи и драгоценных камней.

4. Разработка дизайн - проектов коллекций ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

Научная новизна:

1. Установлены характеристики кожевенного сырья, позволяющие давать рекомендации по выбору данных материалов для использования в качестве вставок в ювелирных изделиях.

2. Определены виды кожевенного сырья, являющиеся по своим характеристикам (как эстетическим, так и эксплуатационным) наиболее перспективными для использования их в качестве вставок в ювелирных изделиях.

3. Проведенное исследование позволяет использовать кожевенное сырье не только в качестве фурнитуры, но и в качестве вставок, а также фона для последующего закрепления драгоценных камней, что существенно расширяет спектр дизайнерских решений.

4. Предложены дизайнерские принципы по разработке новых коллекций ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья в качестве вставок и в сочетании с ювелирными камнями.

Практическая значимость работы:

1. Разработанные техники закрепки вставок из кожевенного сырья позволяют существенно разнообразить дизайн ювелирных изделий.

2. Полученные данные по свойствам кожевенного сырья позволяют выбирать материал для вставок с учетом не только их эстетических характеристик, но и механических и других эксплуатационных свойств.

3. На основе полученных результатов по исследованию свойств кожевенного сырья спроектирована и создана коллекция ювелирных изделий.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности дизайна ювелирных украшений из драгоценных сплавов с использованием вставок из кожевенного сырья"

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ.

1. Проанализирован рынок ювелирной продукции с точки зрения дизайна ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья. Показано, что данные изделия изготавливаться, главным образом, как штучные авторские работы или выполняются в маленьких партиях и составляют, примерно 2-3% от всего рынка ювелирной продукции.

2. Выявлены механические и эксплуатационные свойства кожевенного сырья (удлинение, прочность, влагоемкость, истираемость), важные с позиции разработки дизайна ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья в виде вставок.

3. Проведены испытания механических, эксплуатационных и эстетических свойств кожевенного сырья (20 видов кож, в том числе кожи крупного рогатого скота, свиные кожи, шкуры рептилий и рыб) при разных толщинах образцов (от 0,5 до 7 мм) и различной технологии обработки сырья ( без дубления, с хромовым и жировым дублением).

4. На основе проведенных испытаний установлено, что оптимальное кожевенное сырье для использования в качестве вставок в ювелирных изделиях - это виды кожевенного сырья с использованием хромового дубления: яловка, склизок, опоек, свиная кожа, осетр, семга, щука, форель (кожевенное сырье, при выделке которых толщина должна составлять от 0,5 до 1,4 мм., - это оптимальная толщина для закрепки кожевенного сырья в ювелирных украшениях).

5. Разработана новая техника закрепки кожевенных вставок в ювелирных изделиях. Рассмотрена возможность использования драгоценных камней в ювелирных изделиях со вставками из кожевенного сырья.

6. На основе проведенных исследований разработана коллекция ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

 

Список научной литературыСучков, Антон Витальевич, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Андрющенко, А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства Текст. / А.И. Андрющенко. М.: Изд. В. Шевчук, 2004. - 146 с.

2. Афанасьева, Р.Я. и др. Справочник кожевника (сырье и материалы) Текст./ Р.Я. Афанасьнева. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984г.-384 с.

3. Белов A.A., Гвоздев Е.М. История дизайна Текст. / A.A. Белов, Е.М. Гвоздев СПб.:, 1993 - 46 с.

4. Бейсеуов, К. Новое в минеральом дублении кож Текст. / К. Бейсеуов. -М.: Легпромбытиздат, 1993 — 127 с.

5. Беннет, Д. Ювелирное искусство Текст./ Д. Беннет, Д. Масетти; перевод с англ. И.Д. Голыбиной. М.: APT - Родник, 2005. - 494 с.

6. Беренгер, М. Ж. Ф. Рисунок для ювелиров Текст./ М. Ж.Ф. Беренгер. Москва: АРТ-Родник , 2005 - 192 с.

7. Браиловская, Л.В. Арт-дизайн Текст. / Л.В. Браиловская. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

8. Бреполь, Э. Теория и практика ювелирного дела Текст./ Э. Бреполь. -С.-П.: Соло, 2000.

9. Бродов, В., Викторов В. — Скорняжное дело. Краткий словарь умельца-скорняка и кожевника. Электронный ресурс. //Internet — М., 2011. — Режим доступа: http ://piterhunt.ru/Library/skornyai noe délo/1 /2 .htm

10. Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна Текст./ Т. Ю. Быстрова. Екатеринбург: изд. Уральского университета, 2001 - 288 с.

11. П.Волков, В.А., Фридлянд A.A. Справочник кожевника Текст./ В. А. Волков, A.A. Фридлянд. —М.: Легкая индустрия, 1969.-488 с.

12. Воронов, Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна Текст. / Н.В. Воронов. М.: Дизайн, 2002. - 24 с.

13. Воронов, Н.В. Российский дизайн Текст./ Н.В. Воронов. М.: Союз дизайнеров России, 2000. - 24 с.

14. Виноградова И.П. Основы дизайна Текст./ И.П. Виноградова — Карачаевск: КЧГПУ, 1999 93 с.

15. Всемирный Золотой Совет: Коллекция 2006 // Русский Ювелир. Информационно-аналитический журнал, №2, февраль 2006.

16. Галанин, С.И. Способ определения блеска поверхности Текст./ С.И. Галанин, C.B. Успенский, М.В. Сорокина, В.Н. Ломагин, Д.Н. Субботин. Вестник КГТУ, № 13, 2006. С.71-74.

17. Галанин, С.И. Эффективность различных процессов полирования поверхности ювелирных изделий из сплава золота 585 пробы Текст./ С.И. Галанин, М.В. Сорокина, А.Ю. Токмаков, Д.Н. Субботин. -Металлообработка, 2006. -№4.- С. 20-25.

18. Галанин, С.И. Дизайн ювелирных изделий с учётом технологии финишной обработки Текст./ С.И. Галанин, М.В. Сорокина, А.Ю. Токмаков. Ювелирное обозрение.- Апрель 2005.- С. 28-30.

19. Галанин, С.И. Расширение возможностей дизайна ювелирных изделий при использовании электрохимического полирования поверхности Текст./ С.И. Галанин, М.В. Сорокина.// Дизайн. Материалы. Технология. 2006, №1, СПУ-ТиД, С.-Петербург.- С. 47-49.

20. Гнамм, Г. Дубильные вещества и дубильные материалы Текст./ Г. Гнамм. Л.: НХТИ ВСНХ, 1927.-461 с.

21. Гете, И.В. К учению о цвете (хроматика). Психология цвета Текст./ И.В. Гете. -М.: Рефл-бук, 1996, 349 с.

22. Головин, В.А. Свойства благородных металлов и сплавов Текст./ В.А. Головин, Э.Х. Ульянова. — М.: металлургия, 1964. -188 с.

23. Голубятников, И.В. Дизайн. История. Современность. Перспективы Текст./ И.В. Голубятников. М.: Мир энциклопедий, 2011 - 224 с.

24. Грилихес, С.Я. Обезжиривание, травление и полирование металлов Текст./ С.Я. Грилихес. — Д.: Машиностроение, 1983.- 101 с.

25. Гримвейд, Марк Ф. Руководство по пайке и другим техникам соединения Текст./ Марк Ф. Гримвейд. Омск: Дедал-Пресс, 2007 г., 70 стр.

26. Гуревич, М.М. Цвет и его измерение Текст./ М.М. Гуревич. М.: Академия наук СССР, 1950.

27. Денисова, Н.И. Материалы для изделий из кожи Текст.: учебное пособие для вузов/ Н.И. Денисова. — Москва: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. — 306 с.

28. Дронова, Н.Д. Ювелирное искусство мир-образ украшений Текст./ Н.Д. Дронова. М.: Международная академия информации, 2000 г. -173 с. <1

29. Дронова, Н. Д. Оценка ювелирных изделий Текст./ Н.Д. Дронова. -Москва: Металлургия, 1996. 208 стр.

30. Дубление кожи Электронный ресурс. // Internet. М. 2011. - Режим доступа: http ://www.pai его .us/repair/files/7. shtml

31. Зубрилина, C.H. Справочник по ювелирному делу Текст./ С.Н. Зубрилина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 352 с.

32. Зурабян, К. М. Справочник по материалам, применяемым в производстве обуви и кожгалантереи Текст./ К. М. Зурабян [и др.] -М.: Изд-во Shoe-Icons, 2004. 210 с.

33. Зыбин А.Ю. Двухосное растяжение материалов для верха обуви Текст./ А.Ю. Зыбин -М.: Легкая индустрия, 1974.- 119 с.

34. Иванова, JI.A. Отделка художественных отливок Текст./ JI.A. Иванова, И.В. Прокопович// Литейное производство. 1996.- №7.- С. 1415.

35. Иванова, В.Я. Технология кожи и мех Текст.: учебное пособие/ В.Я. Иванова. М.: Альфа - М, 2008.-204 с.

36. Кашекова, И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре Текст./ И.Э. Кашекова. — М.: Просвещение, 2000. 144 с.

37. Калленберг, JI. Моделирование из воска для ювелиров и скульпторов Текст./ Л. Калленберг. — Омск: Дедал-Пресс, 2006 . 266 стр.

38. Кнут, Брюс. Справочник ювелира. Справочник по драгоценным камням, металлам, расчетным формулам и терминологии для ювелиров Текст./ Брюс Кнут. — Омск: Дедал-Пресс, 2008 . 150 стр.

39. Ковалева, Л.А., Крайнов С.Н., Куманин В.И. Материалы Ювелирной техники: Учеб. для вузов Текст./ Л.А. Ковалева, С.Н. Крайнов, В.И. Куманин. Москва: типография «Новости», 2000. — 128 с.

40. Ковешникова, H.A. Дизайн: История и теория Текст.: учеб. пособие / H.A. Ковешникова. М.: Омега-Л, 2005. - 223с.

41. Кодина Карл. Ювелирное дело Текст./ Карл Кодина. — Омск: Дедал-Пресс, 2008 . 172 с.

42. Кожа. Метод определения прочности кожи и лицевого слоя при продавливании шариком Текст.: ГОСТ 938.16-70. Введен впервые 01.01. 1977.

43. Кожа. Метод испытания на растяжение Текст.: ГОСТ 938.11-69. Введен впервые 01. 01. 1970

44. Кожа искусственная. Методы определения истираемости и слипания покрытия Текст.: ГОСТ 8975-75. Взамен ГОСТ 8975-59. Введен 01.01. 1977.

45. Кожа. Метод определения влагоемкости Текст.: ГОСТ 938.24-72. Введен впервые 01.07. 1973.

46. Кожевенное сырье Электронный ресурс. // Internet. M. 2011. — Режим доступа: http://www.leather-info.ru/kozha/kozhsyrjе/

47. Корти, Кристофер В. Взаимодействие ювелирного дизайна и ювелирной технологии Текст./ Кристофер В. Корти// Ювелирный бизнес, март 2005.- С. 59-61.

48. Крашенинников, А.И. Дизайн и проблемы металловедения Текст./ А.И. Крашенинников// В сб: Дизайн и технология художественной обработки материалов. М.: МГАПИ, 2000.- Вып. 3.- С. 16-18.

49. Кроу, Джудит. Справочник для ювелиров. Руководство по оценке и использованию драгоценных камней Текст./ Джудит Кроу. — Москва: АРТ-Родник, 2008. 176 с.

50. Кулевцов, Г.Н., Тихонова В.П., Джанбекова JI.P. Основные процессы производства кожи хромового дубления Текст.: методические указания/ Г.Н. Кулевцов, В.П. Тихонова, JI.P. Джанбекова. Казань: издательство КГТУ, 2005г. — 28 с.

51. Куманин, В.И. Современный дизайн художественных изделий из однотипных материалов Текст./ В.И. Куманин, М.В. Гой // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 9 Сентябрь 2008 г. г. Курск., 2008 г. 256 с. - с. 160-163

52. Лившиц, В.Б. Ювелирные изделия своими руками. Материалы. Инструменты. Текст.: справочник / В.Б. Лившиц. -М.: Оникс, 2005.

53. Лившиц, В.Б. Физические свойства металлов и сплавов Текст./ В.Б. Лившиц, B.C. Крапошин, Я.Л. Линецкий. -М. Металлургия, 1980.-320 с.

54. МакГрас, Джинкс. Декоративная отделка ювелирных изделий Текст./ Джинкс МакГрас. -М.: АРТ-Родник, 2007 . 128 стр.

55. МакКрайт, Тим. Полное руководство по обработке металлов для ювелиров Текст./ Тим МакКрайт. Омск: Наследие, 2002.

56. Макаров-Землянский, $ .Я., Прохорова Л.И. Хромовая кожа. История и современность Текст./ Я.Я Макаров-Землянский, Л.И. Прохорова. -М.: Стиль. 2002, № 2- 94-95.

57. Макаров-Землянский, Я.Я., Богданов Н.В. Хромсберегающие технологии дубления Текст.: сб. научных трудов «Новое в меховом производстве»/ Я.Я Макаров-Землянский, Л.И. Прохорова. — М.: НИИМП,2001 С.28-31.

58. Макаров-Землянский, Я.Я. Разработка новых и совершенствование существующих технологий кожевенного производства Текст./ Я.Я Макаров-Землянский. М.: Кожевенно-обувная промышленность. -1995. №10-24-26.

59. Марченков, В.И. Ювелирное дело Текст.: практ. пособие / В.И. Марченков. -М.: Высшая школа, 1992. 102 с.

60. Мельников, И.В. Художественная обработка металлов Текст./ И.В. Мельников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 448 с.

61. Михайлов, А.Н. Химия дубящих веществ и процессов дубления Текст./ А.Н. Михайлов. -М.: Гизлегпром, 1953. 788 с.

62. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна Текст./ О.И. Нестеренко —М.: Мол. гвардия, 1994.-354 с.

63. Новиков, В.П. Книга начинающего ювелира Текст./ В.П. Новиков. -С.-П. : Листиздат, 2001.

64. Новиков, В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений Текст./ В.П. Новиков, B.C. Павлов. — Л.: Политехника, 1993. 304 с.

65. Новиков, В.П. Практикум по ювелирному делу Текст./ В.П. Новиков. С.-П.: Континент, 2005.

66. Оливер, Элизабет. Искусство ювелирного дизайна. От идеи до воплощения Текст./ Э. Оливер. Омск: Дедал-Пресс, 2008. - 172 стр.

67. Островская, A.B. Дубление кожи Текст.: Учеб. Пособие/ A.B. Островская. -Казань: Изд-во каз. Гос. Технол.ун-та, 2002.- 125с.

68. Ott, Д. Справочник по дефектам литья и иным порокам ювелирных изделий из золотаТекст./ Д. Ott. Омск: Дедал-Пресс, 2004 г., 98 стр

69. Оценка ювелирных изделий Электронный ресурс.// Internet. M. 2010. — Режим доступа: www.yuvelir.my 1 .ru

70. Практикум по ювелирному делу Текст./ Москва: Континент, 2005 . -944 с.

71. Простаков, C.B. Ювелирное дело Текст.: серия «Учебники и учебные пособия» / C.B. Простаков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 352 с.

72. Предпробирная подготовка (галтовка, шлифовка, полировка): В кн.: 300 колец вместе с компанией «Рута»: Процессы изготовления ювелирных изделий Текст./ Под. ред. Е.Ю.Аникина. ЗАО «Рута-Урал», 2004.- С.2 9-33.

73. Раяцкас В.JI., Нестеров В.П. Технология изделий из кожи Текст./ В.Л.Раяцкас М.: Легпромбытиздат, 1988. - 279 с.

74. Росленко, И. Скорняжное дело Текст./ И. Росленко. — М.: Феникс, 2000. 320 с.

75. Ругне, В.Ф. Основы теории и методологии дизайнаТекст.: Учебное пособие (конспект лекций)/ В.Ф. Ругне, В.В. Сеньковский. — М.: МЗ-Пресс, 2003.-252 с.

76. Соколова, М.Л. Металлы в дизайне Текст.: научн. изд./ М.Л. Соколова. М.: МИСИС, 2003. - 168 с.

77. Соколова, М.Л. Дизайн Текст.: Учебник для вузов/ М.Л.Соколова, И.Ю. Мамедова, М.Ш.Фурникэ. Под ред. Б.М.Михайлова. — М.:МГАПИ, 2005.-127с.

78. Справочник кожевенника. Технология. Текст./ Под ред. Н.А.Балберовой. — М.: Легпромбытиздат, 1986. 272 с.

79. Сравнение видов дубления. PHPShop Электронный ресурс.// Internet. М. 2010. - Режим доступа http://www.parislux.ru/page/page5.html

80. Субач, О.В., Есина Г.Ф., Миронова Т.Ф. Нетрадиционный вид кожевенного сырья Текст./ О.В. Субач, Г.Ф. Есина, Т.Ф. Миронова. — М.: Сб. "Наука в высшей школе" (вып. 2.2.), 1998.

81. Телесов, М.С Изготовление и ремонт ювелирных изделий Текст./ М.С. Телесов, A.B. Ветров. М.: Легпромбытиздат, 1986.- 196 с.

82. Упине, A.M. Старинные способы выделки рыбьих кож Текст./ A.M. Упине. Москва-Уфа: Межвузовскийсборник научных статей "Традиции и современность", 1999.

83. Усатая, Т.В. Краткий словарь основных терминов дизайна : учеб. пособие Текст./ Т.В. Усатая / М-во образования Рос. Федерации. Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова. Магнитогорск: МГТУ, 2003.

84. Ухин, С.В. Ремонт и изготовление ювелирных изделий. Секреты мастерства Текст./ С.В.Ухин. М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003.- 94 с.

85. Фачченда, Валерио. Справочник по финишной обработке в производстве ювелирных изделий из золота Текст./ Валерио Фачченда. Омск: Дедал-Пресс, 2007. - 68 с.

86. Финишная обработка с использованием виброгалтовки // Технологии и оборудование, 2005.- №3.- С. 11-12.

87. Фианит старый материал с новыми возможностями Электронный ресурс. //Internet. - М. 2011. - Режим доступа: http ://www. fgem.ru/company/article 1 .php

88. Фианит вундеркинд ювелирного мира Электронный ресурс. //Internet. - М. 2011. - Режим доступа: http://prevesti.ru

89. Халилов, И.Х. Гальванотехника для ювелиров Текст.: Практ. пособие / И.Х. Халилов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.- 60с.

90. Хлудеев, К. Д. Товароведение и экспертиза кожевенного сырья Текст.: учебник для вузов / К. Д. Хлудеев, И. М. Гордиенко. — М.: Колосс, 2008. — 303 с.

91. Чуманов, В. И. Дизайн и технология художественной обработки материалов Текст.: тр. VII Всерос. науч. конф. / под общ. ред. В. И. Чуманова. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004.

92. Шаталова, И.В. Стили ювелирных украшений Текст./ И.В. Шаталова. -М.: 6 карат, 2004. 153 с.

93. Ювелирные известия. Ежедневная газета для профессионалов. Электронный ресурс. //Internet. — М. 2011. — Режим доступа: http://www.jewellerynews.ru/

94. Ювелирный интернет-магазин Электронный ресурс.// Internet. М. 2011. — Режим доступа www.magicgold.ru

95. Янг, А. Ювелирные техники Текст.: Энциклопедия/ А. Янг. — М.: АРТ-Родник, 2009. 256 с.