автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Особенности развития радио и телевидения Ирана в эпоху глобализации

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Байат Бармак
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Особенности развития радио и телевидения Ирана в эпоху глобализации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности развития радио и телевидения Ирана в эпоху глобализации"

На правах рукописи

Байат Бармак

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ ИРАНА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Специальность: 10.01.10-журналистика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

5 ДЕК 2013

Москва 2013

005543062

005543062

Диссертация выполнена на кафедре массовых коммуникаций филологического факультета РУДН

Научпый руководитель:

кандидат исторических наук, доцент Колосова Алевтина Александровна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Воробьев Владимир Васильевич,

заведующий кафедрой русского языка юридического факультета РУДН

кандидат филологических наук Арсланова Ольга Рафаэлевпа,

ведущая новостей службы эфира дирекции информационных программ Автономной некоммерческой организации "Общественное телевидение России"

Ведущая организация: Академия медиаиндустрии

Защита состоится «27 декабря» 2013 года в 14.00

на заседании диссертационного совета Д 212.203.23

при РУДН по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном центре (Научной библиотеке) Российского университета дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Автореферат диссертации размещен на сайте vvww-rudn.ru Автореферат разослан 26 ноября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета у

кандидат филологических наук, доцент А.Е. Базанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

В эпоху глобализации средства массовой информации играют важную роль во всех областях человеческой деятельности и занимают особое место в системе коммуникации.

В наши дни медиа действительно превратились в четвертую власть, распространившую свое влияние не только на политическое и экономическое развитие общества, но также на культуру и образование.

В современном мире значительно изменились способы распространения информации. Сегодня медиа могут передавать информацию, преодолевая географические, политические и культурные границы. Люди со всех концов света оказываются тесно связанными друг с другом, а мир, согласно Маршаллу Маклюэну, превращается в «глобальную деревню».

Спутники, телевидение, радио, интернет, книги и газеты прямо или косвенно передают людям информацию обо всех событиях в формате аудио, видео или письменного текста. Таким образом, люди получают свежую информацию о последних научных достижениях, важных социальных программах, новых развлечениях, спортивных событиях, полезной исторической и географической информации и обо всем, что только можно увидеть, услышать или прочитать в СМИ.

Глобализация, происходящая в области медиа, обусловливает актуальность исследования темы развития национальных СМИ в развивающихся странах.

Актуальность данного исследования заключается в том, что несмотря на стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и новых медиа, в иранском обществе радио и телевидение по-прежнему пользуются наибольшей популярностью у населения и составляют главную часть жизни людей, многие из которых не представляют своего существования без этих средств массовой информации. Научный анализ особенностей

развития иранского радио и телевидения обусловлен их ответственной миссией по сбору и распространению информации, конструированию социальной реальности и необходимостью разработки наиболее перспективных направлений дальнейшей деятельности этих СМИ в условиях медиаглобализации.

Степень научной разработанности проблемы Проблемы развития национальных СМИ в эпоху глобализации, культурного, лингвистического и медиаимпериализма нашли отражение в работах Э. Тоффлера, Р. Филипсона, К. Хафеза, Дж. Томлинсона и публикациях материалов исследований специальных центров по изучению процессов медиаглобализации.

История мирового радио и телевидения изложена на страницах коллективной монографии, вышедшей в 2008 году под редакцией Рассела Ныомана, в которой наиболее видные теоретики в области массовой коммуникации исследуют историю развития СМИ и пытаются ответить на вопрос, в какой степени история СМИ может помочь понять настоящее и оказать конструктивное влияние на будущее развитие СМИ.

Вопросам становления и развития телевидения посвящена книга Р. Бернса «Телевидение», в которой исследуются вопросы развития науки, технологий в области СМИ и рассматриваются проблемы становления телевизионных широковещательных служб в мире, начиная с конца 19 века, и заканчивая началом Второй мировой войны. История развития телевидения представлена на специальных сайтах в сети Интернет: Teletronic: The Television History Site, History of TV, Television History, где приводится подробная хронология развития мирового телевидения.

Проблемам теории и истории радио и телевидения, уделяли внимание российские авторы: Г.С. Бойков, H.A. Голядкин, JI.A. Дмитриев, Г.В. Кузнецов B.JI. Цвик, А.Я Юровский и другие.

Среди работ иранских исследователей, занимающихся вопросами развития СМИ в Исламской республике Иран, следует назвать работы Голама Кхибани, 3. Парвара, Пашаки Карими и других.

Роль телевидения в контексте публичной дипломатии рассматривается в работах Э. Гибоа, М. Баума и других исследователей.

Объектом исследования стала деятельность каналов иранского радио и телевидения.

Предмет исследования - особенности организационной структуры и программной политики иранских теле- и радиоканалов.

Целью исследования является изучение особенностей и специфики развития иранского радио и телевидения в условиях медиаглобализации и определение основных путей совершенствования их деятельности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить основные задачи, стоящие перед национальными СМИ в эпоху медиаглобализации.

2. Изучить опыт развития мирового радио и телевидения для определения перспектив развития радио и телевидения Исламской республики Иран.

3. Рассмотреть основные этапы и представить целостную картину развития иранского радио и телевидения.

4. Выявить и раскрыть основные жанры программ иранского радио и телевидения.

5. Определить интересы и предпочтения иранских радиослушателей и телезрителей и обозначить перспективы дальнейшего развития иранского радио и телевидения.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 19 века до настоящего времени и включают в себя несколько этапов: конец 19 века, когда был сделан ряд открытий, предшествующий изобретению радио; начало 20 века, ознаменовавшееся изобретением радио; затем эпоха создания первых радиостанций и их распространения по всему миру. Далее —

наступление эры телевидения (от первых механических до электронных устройств). История иранского радио прослеживается в работе, начиная с 20-х годов прошлого века, а телевидения - с 50-х годов, заканчивая современным этапом существования иранского радио и телевидения.

Теоретическую основу данного исследования составили основополагающие научные труды зарубежных авторов в области журналистики и коммуникации: Маршалла Маклюэна, Д. Маккуэйла, Дж. Брайанта, М. Оливера, Э. Тоффлера, У. Шрамма, Р. Харриса, Д. Маккуйэлла и др., посвященные исследованиям масс-медиа. В их трудах изложены основные теории массовой коммуникации, определены место и роль радио и телевидения в общей системе современных СМИ, уделено особое внимание проблеме роли аудитории, то есть радиослушателей и телезрителей, намечены общие подходы к исследованию электронных СМИ.

При написании диссертации особую важность приобрело изучение исследований в области средств массовой информации, проведенных российскими исследователями, а именно работы В.В. Барабаша, E.JI. Вартановой Н,С Гегеловой, Я. Н.Засурского, А. В. Федорова, B.JI. Цвика и Других.

Важную роль в написании данного исследования сыграло изучение четырехтомного издания под названием 'Communication Theories. Critical Concepts in Media and Cultural Studies', в котором собраны труды известных теоретиков в области журналистики и коммуникации, организации и принципов деятельности СМИ, а также исследователей, занимающихся методологией и общими проблемами развития медиа.

Методы. При изучении поставленной проблемы в диссертационном исследовании были использованы как общенаучные методы, такие, как сравнительный анализ, синтез, метод индукции, так и принцип системного анализа средств массовой информации. Кроме того, в работе использовался исторический подход, позволивший выделить хронологические рамки развития

иранского радио и телевидения и выявить специфические черты каждого из этапов.

При оценке мнения аудитории о деятельности иранских радио и телевидения использовались методы социологического опроса. Среди методик, нашедших применение в данном исследовании, следует назвать разработку опросников и обработку полученных данных.

Эмпирическую базу исследования составили программы каналов иранского радио и телевидения, включая как программы общенациональных каналов, так и каналы 33 провинций Ирана. Особенно тщательно были изучены программные сетки основных ■ каналов иранского телевидения: первого, второго, четвертого. Кроме того, была проанализирована деятельность нескольких каналов, вещающих на международную аудиторию, включая канал Press-TV. Конкретным материалом для анализа послужила деятельность зарубежных представительств иранской системы телерадиовещания, в том числе Московского офиса. К исследованию были также привлечены данные, полученные диссертантом в результате социологического опроса медиапредпочтений аудитории иранского радио и телевидения.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведен комплексный анализ исследования становления и развития иранского теле - и радиовещания.

Всесторонне и глубоко рассматривается чрезвычайно актуальная проблема изучения современной радио- и телевизионной аудитории в контексте глобального информационного пространства и развития информационно-коммуникативных технологий.

Новпзпа настоящего исследования заключается в выявлении факторов, определяющих пристрастия и предпочтения иранских радиослушателей и телезрителей, позволивших наметить пути дальнейшего совершенствования деятельности телевидения и радио Исламской республики Иран.

Развитие иранского радио и телевидения представлено на фоне общего исторического развития радио и телевидения в мире. Проблемы, стоящие перед

иранскими СМИ, раскрываются в общем контексте глобализационных процессов, оказывающих влияние на развитие СМИ в развивающихся странах.

Основные положения, выносимые на защиту

1. В эпоху цифровой революции иранские радио и телевидение претерпевают значительные изменения, обусловленные процессами медиаглобализации, конвергентности всех типов СМИ, включая электронные.

2. С развитием и внедрением новых технологий в систему иранского радио- и телевещания становится чрезвычайно актуальным вопрос подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных воплотить свой творческий потенциал, применяя инновационные методы в работе на различных медиаплатформах: печатных, электронных и Интернет.

3. Одна из особенностей развития иранского радио и телевидения состоит в значительной трансформации жанровой палитры выпускаемой ими медиапродукции: от музыкальных программ до серьезных новостных передач и аналитических обзоров на радио и представлении широкого разнообразия жанров и тем на телевидении.

4. В условиях изменения глобального коммуникационного контекста от специалистов, работающих в информационном пространстве, требуется учет интересов аудитории СМИ, которая по своим политическим, культурным и социально-психологическим характеристикам значительно отличается от аудитории прошлых десятилетий. Возрастающие потребности, взыскательность и критичность современного радиослушателя и телезрителя требуют значительных изменений и самих средств массовой информации.

5. Важную роль в деятельности телерадиовещательных служб иранского радио и телевидения играют зарубежные представительства, выступающие послами своей страны и реализующие задачи публичной дипломатии.

Теоретическое значимость работы состоит в том, что впервые в целостном виде представлена история иранского радио и телевидения, раскрыта структура системы иранского телерадиовещания, определены

жанровые особенности радио- и телевизионных программ. Определены общие направления дальнейшего теоретического исследования. Проанализированы и впервые введены в научный оборот результаты социологического опроса иранских радиослушателей и телезрителей, в котором нашли отражение достижения и проблемы развития иранского радио и телевидения. Данное исследование вносит определенный вклад в дальнейшее теоретическое изучение конвергентных СМИ.

Практическая значимость исследования

Настоящее исследование является попыткой применить на практике положения основных теорий массовой коммуникации, определить основные проблемы развития иранского радио и телевидения и наметить пути их решения. Кроме того, полученные данные о мнениях и предпочтениях аудитории иранских радиослушателей и телезрителей, позволяют выявить насущные проблемы, стоящие перед иранской телерадиовещательной системой в условиях медиаглобализации. Понимание основных проблем, существующих на пути развития иранского радио и телевидения, практические рекомендации, выработанные в результате проведенного исследования, позволят повысить эффективность деятельности медиасистемы Иранской Исламской республики в целом.

Полученные результаты исследования могут быть учтены в работе государственного телерадиовещания Исламской республики Иран, а также использованы при чтении теоретических курсов по специальности «журналистика» и специальных курсов по развитию радио и телевидению в развивающихся странах.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены в виде научных сообщений на научно-теоретических и научно-практических конференциях в Российском университете дружбы народов. Основные идеи изложены в публикациях автора в научных журналах, сборниках материалов научных конференций.

Структура работы: Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, новизна работы, ставятся цель и задачи исследования, определяются ее объект, предмет, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава «Проблемы развития национальных медиасистем в эпоху глобализации» состоит из четырех параграфов, в которых обозначены проблемы, стоящие перед национальными СМИ развивающихся стран, приводится классификация современных СМИ, определены роль и функция радио и телевидения и намечены пути по совершенствованию журналистского образования в Иране.

В параграфе 1.1. «Медиаглобализация и проблемы развития национальных СМИ» исследуются причины вовлечения средств массовой информации в процесс глобализации, связанные прежде всего с деятельностью крупнейших мировых медиакорпораций и развитием современных информационно-коммуникативных систем.

Автор подчеркивает, что основными источниками и поставщиками новостей, которые передаются на Западе, да и во многих странах мира, являются крупные мировые медиакорпорации, которые стремясь расширить свое влияние в самых разных сферах массовых коммуникаций, занимаются как продажей контента (фильмы, музыка, видео, ТВ программы), так и выступают в роли провайдера и дистрибьютора, навязывая свои собственные повестки дня и точки зрения на события, происходящие в мире.

Автор обращает внимание на то, что медиаглобализация положила начало новому витку дискуссий о культурном империализме и тесно связанным с ним понятием «медиаимпериализм», между которыми некоторые ученые ставят знак равенства. При этом автор отмечает, что медиаглобализация носит

амбивалентный характер, и наряду с глобализацией происходит быстрый рост и развитие национальных и региональных медиасистем. Традиционные репортажи о событиях в мире передаются в основном национальными средствами массовой коммуникации. Несмотря на стандартизацию медиаформатов, различия в содержании и культуре национальных теле- и радиопрограмм продолжают сохраняться, а программы местного, национального радио и телевидения пользуются популярностью у аудитории.

Автор полагает, что наиболее эффективным способом противопоставления влиянию западных СМИ, сохранения и защиты национального самосознания следует считать развитие и совершенствование национальных медиасистем на основе обращения к национальным ценностям и культурным традициям, использования и развития новых коммуникационных технологий и изучения и освоения международного опыта в области медиа.

В параграфе 1.2. Определение понятия «медиа» и классификация средств массовой информации (печатные, электронные и конвергентные СМИ) автор обращает внимание на то, что термин «медиа» является настолько широким, что разные авторы вкладывают в него разные понятия: от инструментов распространения информации и всевозможных символов - до разномасштабных институтов журналистики и коммуникации.

Для понимания термина «медиа» автор предлагает обратиться к трактовке, данной выдающимся теоретиком в области коммуникации Маршаллом Маклюэном, а также современными учеными.

Автор стремится показать, что термин «средства массовой информации» не просто обозначает инструменты и определенные технологии, но также и социальные отношения, что, по сути, СМИ представляют собой социальный институт, без которого невозможно представить жизнь современного общества. СМИ - это уникальный культурный продукт в том смысле, что они оказывают влияние на мысли и поведение людей.

Анализируя классификации СМИ, автор подчёркивает, что медиа появляются не случайно, а в определенных исторических условиях, в силу

сложившихся социальных и культурных потребностей и интересов. В научной и учебной литературе существуют различные классификации СМИ: по жанрам, по форме собственности, по масштабам распространения и др. Автор обращает внимание на то, что в эпоху информационного общества историческое деление медиа на две части - печатные и электронные - дополнилось необходимым включением в традиционные дихотомические классификации СМИ новой категории — «конвергентные медиа».

В параграфе 1.3. «Роль и функции электронных СМИ в современном обществе» современные медиа рассматриваются как сложная самоорганизующаяся система, наделенная множеством функций и выполняющая важную роль в жизни современного общества.

Автор отмечает, что на первое место многие исследователи ставят информационную или информативную функцию, которая заключается в сборе, отборе и распространении информации. При этом автор полагает, что информативная функция состоит не только в передаче сообщений, сколько в их интерпретации и что с выполнением этой функции тесно связан такой распространенный жанр, как «новостные СМИ».

Затем в разном иерархическом порядке следуют: функция убеждения, развлекательная, социальная, аналитическая, идеологическая, образовательная, когнитивная и другие, выполнение которых превращает электронные СМИ в канал распространения информации, знаний, идеологий и взглядов.

Автор подчеркивает амбивалентный характер электронных медиа: с одной стороны, они стирают границы времени и пространства, но, с другой стороны, они создают новые пространственные и временные рамки, одновременно отдаляя и сближая пространство и время.

Многофункциональность определяет важную роль СМИ как социального института, без которого трудно представить жизнь современного общества.

Автор обращает внимание на тесную структурную связь средств массовой информации с экономической и политической системой общества,

полагая, что медиа являются своеобразным интерфейсом, связующим звеном между правительствами и общественным мнением.

Широкий спектр функций электронных СМИ (радио и телевидения) предопределяет специфику их исследования в различных политических, социальных и культурных контекстах.

В параграфе «1.4. Журналистское образование в Иране. Проблемы и перспективы» приведены рассуждения автора о перспективах журналистского образования в Исламской Республике Иран в условиях медиаглобализации.

Автор полагает, что одной из первостепенных задач, стоящих перед иранской национальной медиасистемой, является задача определения перспектив по совершенствованию и развитию системы журналистского образования в стране.

Автор отмечает, что несмотря на то, что журналистское образование в Иране имеет свою почти двухсотлетнюю историю, введение двухступенчатой системы обучения - бакалавриата и магистратуры, подавляющее число иранских журналистов-практиков не имеет специального журналистского образования, так необходимого в эпоху информатизации и конвергентных СМИ.

Трансформации, происходящие в способах и средствах получения и распространения информации, делают чрезвычайно актуальным для практикующих и будущих журналистов овладение новыми коммуникационными технологиями, необходимыми для работы в конвергентных СМИ.

Одной из важных проблем, встающих перед иранскими журналистами, является проблема организации работы с западными источниками информации.

Автор подчеркивает, что важной составляющей медиаобразования является обучение профессиональному владению языком СМИ, позволяющее каждому журналисту выработать свой уникальный стиль и завоевать признание своего читателя, радиослушателя или телезрителя.

Автор считает, что обязательным компонентом учебных планов отделений журналистики должно стать изучение теорий журналистики и коммуникации.

При этом программы по журналистике должны создаваться с учетом национальных традиций и культуры страны.

Во второй главе «Развитие радио и телевидения в Исламской Республике Иран» представлен краткий очерк становления и развития радио и телевидения в мире, рассмотрен генезис, развитие и современное состояние иранской национальной системы радио- и телевещания, включая деятельность зарубежных представительств.

В параграфе 2.1. «Из мировой истории развития радио и телевидения: от рождения электронных СМИ до торжества конвергентных» приводится краткий очерк рождения первых электронных устройств - радио и телевидения, в изобретение которых внесли важный вклад важные теоретические разработки и экспериментальные работы ученых разных стран в области исследования электромагнитных волн, гамма-лучей, инфракрасных и, наконец, радиоволн.

Автор полагает, что всю историю улучшения телевизионных технологий можно разделить на два этапа: 1) механические и электрические технологии и 2) электронные, а отцом электронного телевидения стоит считать Владимира Зворыкина.

Революционные изменения в сфере массовых коммуникаций, произошедшие в конце 20 - начале 21 века с внедрением ряда инноваций в информационные медиа - персональных компьютеров и Интернета, мобильных телефонов, интерактивного телевидения, кабельных и спутниковых систем связи - привели к появлению конвергентных СМИ. Автор приходит к выводу, что рождение и развитие радио и телевидения в развивающихся странах было подготовлено историей развития и совершенствования радио и телевидения в мире.

В параграфе 2.2. «Радио и телевидение в Иране. Исторический аспект» представлена история возникновения радио- и телевещания в Исламской Республике Иран и показана эволюция жанров радио- и телевизионных программ.

Автор отмечает, что радиовещание в стране началось в 20-е годы прошлого столетия с работы радиостанций, расположенных на территории Берлина и Анкары, а с середины 30-х годов начали строиться специальные учебные заведения для подготовки национальных кадров иранского радио. В каждой из тридцати трех провинций Ирана существует своя независимая радиостанция, которая ведет вещание на официальном языке и базируется на коренной культуре.

Автор отмечает, что если первоначально предполагалось, что радиостанции должны были передавать главным образом музыкальные композиции, то затем жанры иранского радио претерпели определённую эволюцию, и наряду с музыкальными программами появились аналитические передачи, посвященные истории и географии Ирана, сельскому и домашнему хозяйству, здоровью, а также передачи в жанре дискуссий и интервью.

Первыми работниками радиостудий были не профессиональные журналисты, а известные актеры, ученые, деятели искусства.

Телевизионная эра началась в Иране в 1959 году с утверждения национальным парламентом документа о строительстве первого телевизионного передатчика.

Специфика иранского телевещания выражается в том, что каждый канал осуществляет свою деятельность в рамках определенной тематики, что в свою очередь, находит отражение в разнообразии жанров телепередач, таких как: информационные жанры новостных передач, развлекательные жанры в рамках спортивных и музыкальных передач, а также некоторых программ, посвященных вопросам культуры. Публицистический жанр представлен на иранском телеэкране передачами, посвященными вопросам образования, религии, а также документальным кино.

Автор отмечает, что телевидение быстро приобрело симпатии телезрителей и завоевало широкую популярность у жителей страны.

Автор подчеркивает, что несмотря на то, что в создании первых учебных заведений по тележурналистике и дальнейшем развитии системы телевещания в стране принимали участие зарубежные, в основном западные специалисты, вся деятельность иранского радио и телевидения строится в соответствии с законами и ценностями Ислама.

В параграфе 2.3. «Современные реалии развития иранского радио и телевидения анализируется тематика и жанры теле- и радио программ, представлена сетка вещания основных каналов ТВ и раскрывается структура иранского телерадиовещания Ирана в целом.

Современное телевидение Ирана представляет собой довольно широкую и разнообразную коммуникационную систему, представленную 9 государственными и 30 провинциальными телевизионными сетями, производящими медиапродукт в рамках следующих тематических направлений: социально-экономическая и политическая жизнь страны, международные события, образование, наука и культура, молодежные проблемы, семья, ислам и религия, спорт и другие.

Автор подчеркивает жанровое своеобразие программ иранского телевидения, выраженное в трансляции информационных программ, проведении различного рода интервью, бесед и дискуссий на общественно-значимые темы и составляющих основное содержание информационно-аналитических программ, а также показ художественных и документальных фильмов, представляющих художественно-документальную публицистику.

Телевещание осуществляется как в аналоговом, так и цифровом режиме с помощью ряда спутниковых систем. Большинство провинций имеет свои местные телевизионные каналы.

Автор обращает внимание на то, что многие каналы благодаря специальной системе Арабсат принимаются не только на территории Ирана, но и в других странах мира.

Примером конвергентных СМИ могут служить видеоканалы, транслирующие первый, второй, третий и четвертый каналы иранского национального телевидения, аудиоканалы Радио Ирана, Паям, Маареф и другие. Многие телевизионные и радиостанции имеют свои собственные сайты.

Структура иранского телерадиовещания представлена различными подразделениями и отделами с четко обозначенными функциями и направлениями деятельности.

В параграфе 2.4. «Зарубежные агентства как направление деятельности иранского телевидения» раскрывается система зарубежной вещательной сети Ирана, представленной шестнадцатью подразделениями, выполняющими различные задачи по сбору информации, производству новостных сюжетов и созданию программ различных жанров, а также в обмене и продаже произведенных медиапродуктов.

Автор подчеркивает, что одной из наиболее важных функций зарубежных вещательных офисов является осуществление и развитие медиадипломатии и презентация культурных и пропагандистских продуктов Исламской Республики Иран.

Автор специально останавливается на работе Московского офиса иранского международного телевидения, деятельность которого началась в 1995 году, обращая внимание на то, что созданный первоначально как новостное подразделение, он перерос затем в полноценный региональный офис, готовящий специализированные программы, экспертные интервью и всесторонне освещающий политическую, экономическую и культурную жизнь России в специальных репортажах и телеочерках.

Политика московского офиса строится на основе сотрудничества с российскими СМИ.

В целом, зарубежные представительства иранского телерадиовещания отличаются четкой организацией труда, строгим распределением обязанностей руководителей отделов и списком требований, предъявляемых к рядовым сотрудникам.

В третьей главе «Основные тенденции н перспективы развития иранского радио и телевидения» обсуждается вопрос о важности изучения аудитории современных СМИ, представлены результаты социологического опроса аудитории иранских радиослушателей и телезрителей, определены основные тенденции и перспективы системы телерадиовещания Ирана.

В параграфе 3.1. «Изучение аудитории СМИ - насущная задача современной журналистики» обосновывается идея о необходимости изучения аудитории СМИ, привлекающая все более пристальное внимание со стороны исследователей, работающих в области журналистики.

Автор обращает внимание на существование и организацию в некоторых странах специальных медиаслужб, изучающих взаимовлияние аудитории и медиаконтента журналистской продукции.

Основываясь на теориях массовой коммуникации, автор утверждает, что аудитория медиа должна восприниматься не как пассивный потребитель, а как активный участник интерпретации медиасообщений. Схема изучения аудитории СМИ может включать в себя следующие моменты: 1) составление портрета потребителя, 2) определение контента и 3) ответ на вопрос, почему потребитель хочет получить именно эту информацию и почему он должен доверять ей.

Автор подчеркивает актуальность идеи Д. Маккуэйла о том, что медиа должны учитывать портрет аудитории, ее эмоции и интересы при создании контента. Использование того или иного средства массовой информации во многом обусловлено местом, временем и другими условиями, а также социокультурными привычками, сложившимися в обществе.

В параграфе 3.2. «Аудитория иранского радио и телевидения. Социологический портрет и медиапредпочтения» описаны задачи, процесс и результаты исследования, направленного на то, чтобы выяснить степень удовлетворенности населения Ирана национальной телерадиовещательной системой. Для проведения опроса был выбран Интернет-ресурс, т.к. это освобождало респондентов от ограничений, связанных с бумажной анкетой,

помогало им свободнее выражать свои идеи, а также облегчало доступ жителям отдаленных регионов и небольших населенных пунктов. В качестве респондентов выступили граждане Ирана, проживающие в различных регионах мира, большинство из которых составляют молодые люди. Из них 75 процентов - мужчины и 25 процентов - женщины.

В результате исследования «обратной связи» были получены важные выводы, свидетельствующие о том, что респонденты больше знакомы с законодательством в области радио и телевидения, чем с самой историей развития радио и телевидения в стране, большинство опрошенных предпочитают смотреть телевизор, а не слушать радио. Среди жанров предпочтение отдано новостным жанрам, передачам о спорте, радиопрограммам на религиозные темы. Больше половины телезрителей предпочитает смотреть передачи крупных зарубежных информационных сетей. На основании результатов проведенного исследования автор делает вывод о том, что перед иранской телерадиовещательной службой стоит важная задача по привлечению радиослушателей и телезрителей, разработка новых вещательных проектов, которые вызовут интерес и доверие аудитории.

В параграфе 3.3. «Конвергентные СМИ в Иране. Жанровая специфика международного канала Press-TV н телесети iFilm» представлена сеть различных телерадиоресурсов Исламской республики Иран в Интернете. Среди них международное телевидение и радио Ирана, провинциальные сети, центр по связям с общественностью, информационные базы центральных, провинциальных и специализированных телевизионных каналов и радиостанций, спутниковых каналов (всего более 40 Интернет-ресурсов).

Автор подробно рассматривает историю создания, миссию и деятельность англоязычного международного новостного телеканала Press-TV и отмечает, что Интернет-технологии накладывают отпечаток на жанровые особенности представленных медиаматериалов.

Созданный в 2007 году как новостной канал, международный телеканал Press — TV в последующие годы расширил сетку передач, в которую вошли

такие программы, как «Простой вопрос», «Автограф», «Связь» и другие, созданные в жанре беседы или дискуссии, и завоевавшие популярность зрителей.

Создание телесети (канала) ¡Film было задумано как выполнение высокой миссии по распространению знаний об иранской культуре и правды о жизни иранского народа. За короткий период своей работы, руководители и работники телеканала смогли представить не только художественные фильмы, включающие комедии, триллеры, исторические фильмы, но и создать ряд специальных телевизионных программ различных жанров, представляющих документальные фильмы, театральные постановки, разговор со зрителем.

Миссия канала iFilm состоит в том, чтобы познакомить с иранской культурой и цивилизацией народы мира. Канал iFilm, открывая миру окно в ирано-исламскую культуру и цивилизацию, пытается противостоять кампаниям Запада по распространению так называемой иранофобии и донести правду об иранском обществе, представляя в действительности образ миролюбивого народа Ирана и его древней цивилизации. Программы канала включают дублированные иранские фильмы и сериалы, созданные в различных жанрах: исторических, жанрах семейных историй, комедии, триллеров. Используя самую современную технологию, возможности Интернета, и сотовых телефонов, канал iFilm пытается противостоять усилиям, предпринятым некоторыми западными спутниковыми компаниями по ограничению голоса культуры иранского народа.

В марте 2012 года был создан канал, вещающий на испанском языке.

В параграфе 3.4. «Взгляд в будущее: о перспективах развития иранского радио и телевидения» раскрываются планы развития системы телерадиовещания в Иране до 2025 года.

Автор отмечает, что наука и технологии будут развиваться в соответствии с законами Ислама. Согласно существующей программе развития иранского радио и телевидения, будет увеличено число национальных и международных каналов, количество каналов, осуществляющих трансляцию в

цифровом формате, возрастет с 14 до 20. В сфере торговли и экономического развития будет создан канал «Базар», а также три телевизионные сети. Планируется создание отдельного канала, программы которого будут полностью посвящены спортивной жизни.

В силу сложившейся международной обстановки вокруг Исламской Республики Иран, предусмотрено внедрение в практику ряда инженерных решений, предусматривающих более широкое использование цифровой системы, а также обновление вещания в интернет-среде, внедрение новых технологий с использованием мобильных устройств.

В заключении сделаны основные теоретические и практические выводы диссертационного исследования.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в опубликованных автором работах:

Статьи в журналах, реферируемых в ВАК

1. Байат Б. История развития телевизионной индустрии Исламской Республики Иран. [Текст] / Байат Б., Поплавская Н.В. // Казанская наука, 2013, №2. -С. 105-108.

2. Байат Б. Радио в Иране: исторический аспект и современные реалии [Текст] / Байат Б., Поплавская Н.В. // Казанская наука. - 2013, № 2. -С. 109-112

Статьи

3. Байат Б. Зарубежные представительства Иранского телевещания [Текст] / Байат Б. // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 5 ноября 2013 г./ сост. Т.И. Каришева, Н.Ю. Топчий; под ред. В.В. Барабаша. - Москва: НЕЬУ, 2013.-225 с. - С. 9-13.

4. Байат Б. Медиаглобализация - вызов развитию национальных СМИ [Текст] / Байат Б., Колосова А.А. // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 5 ноября 2013 г./ сост. Т.И. Каришева, Н.Ю. Топчий; под ред. В.В. Барабаша. - Москва: НЕЬУ, 2013. - 225 с. — С. 127131

Банят Бармак (Иран) Особенности развития радио и телевидения Ирана в эпоху глобализации

Диссертация является комплексным исследованием истории развития радио и телевидения Исламской республики Иран. Автор рассмотрел особенности генезиса, развития и современного состояния иранской национальной системы радио - и телевещания, включая деятельность зарубежных представительств. В диссертации раскрывается структура иранского телерадиовещания, эволюция жанров радио- и телевизионных программ, жанровая специфика конвергентных медиа. Материалы, и выводы диссертации имеют актуальное значение, поскольку способствуют пониманию проблем развития национальных СМИ в эпоху медиаглобализации и могут быть использованы в теоретических и практических курсах по журналистике.

Bayat Barmak (Iran)

The Specifics of the Iranian Radio and Television Development in the Era of Globalization

The thesis is a complex research of the radio and television development in the Islamic Republic of Iran. The author explores the particular features of genesis, development and a current state of the Iranian broadcasting system including the activity of foreign offices. The thesis reveals the structure of the Iranian TV and radio broadcasting, evolution of genres of radio and television programs and the genre specifics of convergent media as well. The materials and conclusions of the thesis are of great importance as they help to understand the issues of development of national mass media in the era of media globalization. They also can be used in theoretical and practical courses in journalism.

Подписано в печать:

22.11.2013

Заказ № 9205 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru