автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.08
диссертация на тему:
Особенности управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Хамова, Светлана Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.08
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Особенности управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Хамова, Светлана Николаевна

Введение.

Общая характеристика работы.

Глава1.Теоретические основания управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи

1.1.Понятие этнической толерантности.

1.2.Факторы управленческого воздействия на процесс формирования этнической толерантности.

1.2.Программно-целевой метод управления процессом формирования этнической толерантности в поликультурном социуме.

ГлаваН.Социолого-управленческая программа формирования этнической толерантности учащихся средней школы

2.1 .Методика эмпирического исследования процесса формирования этнической толерантности.

2.2.0пыт эмпирического исследования по социолого-управленческой модели.79 2.3.Эффективность социолого-управленческой модели.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по социологии, Хамова, Светлана Николаевна

- Актуальность темы исследования. ^ Сегодня, как никогда ранее, в сферу национально-этнических отношений вовлечен каждый человек. Частота межэтнических контактов на индивидуальном уровне значительно выросла. Причиной тому является неуклонное расширение этнического состава российского общества, в основном, из-за процесса миграции населения из близлежащих с Россией республик.

Направления миграционных потоков обусловлены экономическими, политическими, географическими, социальными, культурными и другими факторами. Высокий уровень экономического и социального обеспечения жителей Москвы выступает неким гарантом благополучия каждого мигранта, приезжающего в столицу. Этим, во многом, и обусловлен высокий уровень миграции населения в московский мегаполис, где наряду с контролируемым ф потоком мигрантов, имеет место неконтролируемый.

Социальная и экономическая неустроенность нелегалов приводит к межэтническим конфликтам, прежде всего, на индивидуальном уровне. Представители различных национальностей, вступая • в конфликт на бытовом уровне, проецируют его на все сферы своей жизнедеятельности.

Усугубляют ситуацию средства массовой информации. В поиске сенсации они акцентируют внимание слушателей и читателей на факте правонарушения, насилия, но, самое главное, на национальной принадлежности правонарушителя или террориста.

К чему могут привести межэтнические конфликты на индивидуальном уровне, неконструктивная информация, поступающая по каналам СМИ о представителях некоторых национальностей? Возможны только два варианта # развития национально-этнических отношений с учетом изложенных • фактов.

Первый предполагает дистанцирование и, как результат, изоляцию одной нации и ее представителей от другой. Второй - углубление конфликтов, расширение их во все сферы полиэтничного российского общества и, в итоге, внутренняя конфронтация социума.

Такого развития национально-этнических отношений сегодня нельзя допустить. Россия всегда была многонациональным государством с богатейшим опытом налаживания и сохранения конструктивных межэтнических связей и должна таковой остаться.

Созидание мира должно начинаться с умов людей1 - декларирует ООН. Для выполнения этой задачи необходимо формировать в сознании каждого человека мировоззренческую установку на этническую толерантность. Для поликультурного социума актуальна только взаимная этническая толерантность между представителями всех национальностей.

Процесс формирования данной установки предполагает участие в нем социального института, который, в большей степени, чем другие, ответственен за формирование полноправного и активного члена полиэтничного и поликультурного социума. Это, безусловно, школа.

Она должна провести в умах молодых людей грань между теми, кто разжигает межнациональные конфликты и теми, кто не приемлет никаких конфронтаций на межэтнической почве. И позволить молодым людям осознать необходимость и важность межэтнической консолидации для развития всего общества, в целом, и отдельного человека, в отдельности.

Механизм, посредством которого школа осуществляет поставленную перед ней задачу, это различного рода образовательные программы. Нужно отметить, что в программах на уровне мирового сообщества, российского государства3, Москвы4 присутствует понимание важности формирования

Резолюция ООН по объявлению Международного Года Толерантности.Сеул, 1995,с.221-224. Декларация принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61. генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). М.: Издат.дом «Грааль»,2003.Резолюция ООН по объявлению Международного Года Толерантности.Сеул, 1995.

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года №629). М.: Издат.дом «Грааль»,2003.

Среднесрочная целевая городская программа «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы). Среднесрочная целевая программа «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007г.г.)». М.,2005.

Единая программа «Столичное образование-3». М.: Центр «Школьная книга», 2002. этнической толерантности учащейся молодежи. Однако, целевой программы по формированию этнической толерантности учащейся молодежи средней школы не существует. Ее отсутствие, с одной стороны, и ее востребованность для удовлетворения потребностей полиэтничного й поликультурного социума столицы в сохранении межнационального мира, стабильности, его целостности, с другой, обусловливает актуальность предложенного исследования.

В диссертационной работе представлена научно-обоснованная и эмпирически-апробированная программа по формированию этнической толерантности учащейся молодежи. Она содержит положительную информацию о жизни, деятельности, культуре различных народов и вкладе их в развитие Москвы и России. Овладение такой информацией молодыми людьми и использование ее в их социальной практике будет способствовать искоренению этнических предрассудков, преодолению невежества, этнофобий, снижению уровня молодежного экстремизма на национальной почве, в целом, гармонизации межэтнических отношений и внутренней консолидации общества.

Степень разработанности темы

Решение проблемы толерантного отношения человека к представителю любой национальности во многом определяет взаимоотношения наций и народов в полинациональном и поликультурном социуме и, в целом, положительно-поступательное развитие самого социума. Поэтому в научно-исследовательских работах ученых - этносоциологов и этнопсихологов уделено значительное внимание разработке этой проблематики.

С точки зрения диссертационного исследования для нас представляют интерес работы по этносоциологии и этнопсихологии: Р.Г.Абдулатипова, В.С.Агеева, А.И.Артемьева, Э.А.Баграмова, Ю.В.Бромлея, А.В.Дмитриева, Л.М.Дробижевой, М.Джунусова, А.Г.Здравомыслова, Н.М.Лебедевой, А.В Мудрик, А.Б.Панькина, Н.П.Пищулина, Ю.П.Платонова, И.А.Снежковой,

Т.Г.Стефаненко, Т.В.Таболиной, Г.Т.Тавадова, В.А.Тишкова, Ж. Тощенко, М.Уолцер, К.Уэйн, Ю.В.Филиппова и др.

Этносоциология разрабатывает теоретические понятия: народ, национальная идентичность, национальное самосознание, межнациональный конфликт; вырабатывает основные условия уменьшения межэтнической напряженности и теоретически определяет, что этническая толерантность является характеристикой межэтнической интеграции.

Этнопсихология рассматривает этнические особенности психики человека. Исследования в этой области имеют непосредственное отношение к проблемам межэтнического взаимодействия и поэтому востребованы этносоциологией для разработки практических способов решения проблем межнациональных отношений как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.

Целью данной работы является научно-теоретическая разработка социолого-управленческой модели формирования этнической толерантности учащейся молодежи и ее эмпирическое обоснование применительно к условиям московского поликультурного социума.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:

-проанализировать теоретические и методологические основы управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи в условиях московского мегаполиса;

-выявить основные факторы, влияющие на управление процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи;

• -предложить модель-программу управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи применительно к условиям московского поликультурного социума;

-определить концептуальные основы программы «Формирование этнической толерантности учащейся молодежи»(впоследствии называемой «Программа» или курс «Толерантность») и ее основополагающий компонент;

-провести эмпирическое исследование факторов оптимизации управления процессом формирования этнической толерантности;

-проанализировать трансформацию показателей формирования этнической толерантности в процессе эмпирического исследования социолого-управленческой модели;

• -разработать рекомендации по управлению процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи в условиях московского поликультурного социума. »

Объект диссертационного исследования - это учащаяся молодежь в возрасте 15-16 лет московских общеобразовательных школ.

Предмет диссертационного исследования - управление процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи в системе общего образования.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, содержащиеся в современных трудах советских и российских этносоциологов и этнопсихологов1 по проблемам этничности, этнической идентичности, этнических стереотипов, межнационального общения, межэтнического конфликта, культуры межнационального общения, интернационального воспитания.

Методы теоретического уровня использовались на всех стадиях исследования и включали в себя теоретический анализ этносоциологической и этнопсихологической литературы.

Нами использованы также экспериментально-эмпирические методы: метод контент-анализа, анкетирование.

Абдулатипов Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество. Приоритеты национальной политики. М.:Известия, 1994. Джунусов М.Об изучении нации как социально-этнической общности людей. Фрунзе, 1969. Баграмов Э.А.Межэтнические отношения и проблемы толерантности. В книге: Культура мира - объединяющий фактор развития общества. Отв.ред. Н.П.Пищулин. М.:МГПУ, 2004. Бромлей Ю.В.Этносоциальные процессы:-теория, история, современность. М.:Наука, 1987,с. 14, Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.М.:Наука,1983. Сорокин П.А.Россия и Америка. М., 1992. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М.: Социально-политический журнал, 1998. Тишков В.А. Политическая антропология. The USA: 2000.

Выбор методов исследования определялся в соответствии с характером решаемых задач и спецификой изучаемых фактов и явлений и представлял из себя системный подход к изучению объекта и предмета исследования.

Эмпирической базой послужили:

-данные, полученные автором в ходе социологического исследования процесса управления формированием этнической толерантности учащейся молодежи (было опрошено 300 учащихся московских общеобразовательных школ);

-вторичная обработка и интерпретация данных конкретных социологических исследований, проведенных в образовательных учреждениях, Государственным учреждением «Московский дом национальностей», Институтом столичного образования при МГПУ по тем аспектам, которые имеют непосредственное отношение к данной работе (500 • учащихся общеобразовательных школ);

-изучение системы нормативно-правовых . актов по проблемам , образования, принятых на международном, федеральном, а также городском уровнях.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

-Проведена операциональная работа по типологизации понятийного аппарата «этническая толерантность» и предложена авторская интерпретация данного термина.

-Создана и обоснована социолого-управленческая модель формирования этнической толерантности учащейся молодежи. Суть модели заключается в следующем. Повышение уровня овладения индивидом ценностями своей этнической культуры и ценностями иных этнических культур определяет положительную направленность процессов этнической идентификации личности и формирования ею этнических стереотипов об иных народах. Это, в целом, формирует мировоззренческую установку личности на этническую толерантность. Этническая толерантность является одной из основ создания гармоничных межэтнических отношений в поликультурном социуме.

-Теоретически определена и эмпирически подтверждена взаимосвязь процесса формирования этнической толерантности учащейся молодежи с процессом ее социализации в социальном институте - школе.

-Исследованы показатели, характеризующие состояние и развитие процесса формирования этнической толерантности: уровень знаний учащейся молодежью своей этнокультуры и этнокультуры иных народов, уровень этнической идентичности (определяется через субъективное отношение школьников к своей национальности), этнический стереотип (оценивается субъективно через степень угрозы со стороны представителей иных этнических групп), установка на этническую толерантность (определяется по прямым показателям: факту признания ценностного равенства этнических культур и выбора друзей иной этнической принадлежности; по косвенному показателю: отношение к межкультурным заимствованиям), уровень межэтнических контактов школьников.

-Обоснована роль этнокультуры в обеспечении регулятивной функции управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи.

-Социологически интерпретированы показатели изменения этнической толерантности учащейся молодежи при изменении характеристик московской социокультурной среды.

-Разработаны авторские рекомендации по эффективному управлению процессом формирования этнической толерантности в условиях г.Москвы.

Научно — практическая значимость исследования заключается в том, что целевая Программа по формированию этнической толерантности учащейся молодежи - это практическая мера по воспитанию учащейся молодежи в духе уважения других культур и народов при росте их национального самосознания и уровня культуры (как общей, так и национальной), а также превентивная мера в преодолении недопонимания, непонимания представителей различных национальностей и ксенофобии к ним.

Она должна быть внедрена в образовательный процесс школ г.Москвы в качестве отдельного курса или части предмета гуманитарного цикла. Для этого Московскому департаменту образования предложено провести подготовительную работу. Она заключается в следующем: обеспечить школы города предлагаемым методическим комплектом, в курсе «Мировая культура» четко разделить понятия: равноценность культур и равнозначность культур, создать учебник по курсу «Толерантность» для учащихся 9-10 классов средней общеобразовательной школы.

Целесообразно проведение курса занятий в два этапа:

-первый этап - изучение истории, культуры, традиций, обычаев, национальных особенностей народов, населяющих Россию; межэтническая интеграция;

-второй этап — изучение деятельности культурно-национальных объединений на территории Москвы (с использованием опыта Государственного учреждения «Московского дома национальностей», национальных школ города. Москвы) и политики Правительства. Москвы в сфере национальных отношений.

Теоретические и практические положения данного диссертационного исследования рекомендуются для использования в ходе подготовки преподавателей для общеобразовательных школ и их переподготовке, как самостоятельный курс в преподавании дисциплин гуманитарного цикла, в организации внеучебной работы с учащейся молодежью и выработке мер управленческого воздействия на формирование этнической толерантности учащейся молодежи.

Положения, выносимые на защиту;

-Управление процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи является целеполагающим и активным видом социальной деятельности образовательного учреждения, направленным на овладение индивидом ценностями культуры своего и иных этносов и позитивное их восприятие.

-Уровень овладения индивидом своей этнокультуры' определяет положительную направленность процесса его этнической идентификации.

-Процесс этнической идентификации эффективен при условии объективного сопоставления ценностей этнической культуры индивида с ценностями иных этнических культур.

-Объективное сопоставление ценностей различных этнических культур сокращает субъективный компонент в оценке индивидом носителей иной этнической культуры и формирует положительный этнический стереотип об иных народах и их представителях.

-Позитивная этническая идентичность и положительный этнический стереотип об иных народах формирует те мировоззренческие установки, которые лежат в основе этнической толерантности индивида.

-Установка на этническую толерантность позволяет индивиду вступать в конструктивное межэтническое общение. Оно способствует межнациональному единению и сохранению целостности полиэтничного и полинационального государства.

Программа» прошла апробацию в общеобразовательном центре №1420 Юго-Восточного округа Москвы в течение 2003-2004 учебного года.

Результаты исследования обсуждались: на круглом • столе Государственного учреждения «Московский дом национальностей» в феврале 2004года, в феврале 2005 года (материалы представлены на сайте Государственного учреждения «Московского дома национальностей» - www МДН.ги); на III городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Молодые ученые - московскому образованию» в апреле 2004 года, на семинаре центра социологии образования Российской академии образования и Московского Бюро по правам человека «Разработка методического комплекта по тестированию коллективных представлений в молодежной и преподавательской среде об эталонах толерантного поведения» 1 ноября 2005г.

Основные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях:

Подросток и толерантность»;

Социализация подростков и этническая культура»;

Школа — общественный центр для практики толерантности»;

Толерантность и школьная программа»;

Толерантность и социализация личности»;

Воспитание толерантного отношения учащейся молодежи к представителям иных национальностей»;

Философский и этнологический аспекты понятия «Толерантность»;

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи"

Результаты исследования позволяют нам придти к выводу, что практическая направленность данного цикла занятий позволяет учащейся молодежи уже сегодня почувствовать себя полноправными и активными членами общества, то есть, взять на себя определенную' ответственность за мирное и прогрессивное развитие полиэтничного социума. Это значит, что целевая модель формирования этнической толерантности в образовательной системе, с одной стороны, проявляет себя в соответствующем мировоззрении личности в области национально — этнических отношений. С другой стороны, оно (мировоззрение) оказывает влияние на целеполагающую деятельность личности, направленную на сохранение целостности общества на основе межнациональной солидарности. Для нас не было ничего удивительного в том, что ребята предлагают свои способы в решении проблемы недостаточного взаимопонимания представителей различных национальностей в Москве:

-Сначала «исправить» людей, а недопонимания уйдут сами. -Создать условия для общения различных национальностей. Больше общаться. -В наши дни достаточно много говорится об этом. И при этом каждый остается при своем мнении. Многие уютнее чувствуют себя среди внешне-похожих людей, так как просто не хотят потрудиться и увидеть что-то новое, другое, неизведанное, чувствуя (может) опасность. Поэтому пониманию надо учить в школе.

-Знакомить с культурой других народов. Устраивать выставки. Обмениваться делегациями.

Целевая программа по формированию этнической толерантности учащейся молодежи средней школы впервые имеет место в школьной практике. Поэтому в процессе занятий по данному курсу преподаватель и учащаяся молодежь столкнулись с определенными трудностями.

1.В помощь учащимся школ и преподавателям выходит журнал «Этносфера» (М.:ОАО Московские учебники). В журнале представлен материал по этнической культуре и жизни этноса с иллюстрациями, но:

-для учащихся он недоступен, так как отсутствует в школьной библиотеке; -с точки зрения задач курса «Толерантность» материала в нем недостаточно.

Заключение

Проведенный в диссертационной работе теоретический и эмпирический анализ процесса формирования этнической толерантности, а также факторов, детерминирующих этот процесс у учащейся молодежи в условиях общеобразовательной средней школы, позволяет сформулировать следующие выводы.

Толерантность - это приобретаемая и намеренно-культивируемая мировоззренческая установка.

Исследование показало, что этническая толерантность формируется в процессе целенаправленного, систематического и рационального обучения индивида знаниям в области своей этнической культуры и иных этнических культур с целью овладения и использования им в своей социальной практике ценностей различных этнических культур. В качестве одного из вариантов обучения предложена социолого-управленческая программа формирования этнической толерантности учащейся молодежи средней школы. Концептуально она построена на ряде теоретических положений и научно-обоснованных гипотез, которые были проверены в процессе эмпирического исследования и стали основными положениями курса «Толерантность».

Свое подтверждение нашли гипотезы:

- Формирование установки на этническую толерантность определено национальным самосознанием индивида: положительно направленным процессом этнической идентификации и создания положительных стереотипов об иных народах. Национальное самосознание, в целом, формируется при освоении ценностей культуры своего и иных народов и их положительном восприятии.

- Оптимальным возрастом для форхмирования этнической толерантности является подростковый. На этом, ограниченном во времени, этапе становления личности для удовлетворения своей потребности в принадлежности к определенной группе = этносу, нации индивид идентифицирует себя с этнической общностью, где происходит реализация своего «я» через объединение с «мы» и сравнение с «они».

- В предложенном исследовании сравнительный анализ факторов, которые оказывают влияние на формирование этнической толерантности подростков (мнение родителей, сверстников, средств массовой информации, московская социальная среда), показал, что приоритетное влияние имеет научно-достоверная информация об этнокультурах и фактах современной жизни этносов, их межэтнических взаимоотношений, которую предлагает школа.

- Ведущая роль школы в активизации процесса формирования толерантности обусловлена следующими показателями:

• процесс формирования этнической толерантности молодых людей органично связан с важнейшим этапом процесса их социализации. Они имеют единую цель: формирование человека как полноправного члена полинационального и поликультурного социума, занимающего активную позицию по отношению к конфронтациям в любой области отношений, включая межэтнические;

• школа способна оказывать влияние на составляющие процессы формирования этнической толерантности за счет усиления этнокультурных компонентов обучения (проведение . курса «Толерантность»);

• данный социальный институт имеет высокий уровень интеллектуальных ресурсов;

• школа пользуется высоким уровнем реального и кредитного доверия среди всех участников процесса.

В процессе курса «Толерантность» молодым людям предлагается усвоить такие знания, которые:

-поднимают их на более высокую ступень этнокультурного развития; -востребованы в поликультурном и полинациональном, социуме. Москвы: помогают им адекватно оценивать, понимать, находить альтернативные мирные пути решения спорных вопросов в сфере взаимоотношений с представителями других народов.

Активное владение такими знаниями, как подтвердило исследование, сокращает субъективный компонент в оценке личностью представителей иных этносов и межэтнических отношений. Это приводит к снижению уровня этнофобий, отрицательных этнических стереотипов, непонимания учащейся молодежью представителей иных культур.

Исследование обосновало необходимость поддержки деятельности школы в формировании этнической толерантности учащейся молодежи комплексом мер со стороны всех социальных институтов. Они должны быть направлены на достижение общей цели - взаимной этнической толерантности представителей различных народов, составляющих социум столицы. Это способствует развитию гармоничных межнациональных отношений и консолидации общества.

Предложенная и апробированная программа (как и вся образовательная система) обладает повышенной динамичностью ориентации, так как учитывает социокультурные особенности класса, школы, округа. Любые изменения в сфере жизни этносов и межэтнических отношений отражаются в программе без изменения ее конечной цели.

Социолого-управленческая модель, как и вся образовательная система, обладает способностью проецировать теоретические знания в области этнических культур и межэтнических отношений на их состояние в будущем. Это позволяет сделать далеко идущие выводы не только о возможности воздействия на уровень этнической толерантности учащихся, но и возможности прогнозировать и регулировать национальные отношения в будущем.

Таким образом, социологическое исследование подтвердило теоретически-обоснованную гипотезу об управляемости процесса формирования этнической толерантности учащихся, конечной целью которого можно считать постепенную интеграцию этносов. На современном этапе это будет способствовать оздоровлению межэтнических отношений и сохранению целостности государства, что представлено на схеме:

Овладение ценностями культуры своего этноса и других этносов 1

Национальное самосознание (его составляющие: этническая идентичность и этнический стереотип) 1

Этническая толерантность личности (в процессе социализации подростков) 1

Гармоничные межэтнические и межнациональные отношения

Интеграция этносов и социумов (на основе культуры межэтнических отношений)

Сохранение целостности полиэтничного и полинационального государства

Результаты проведенного научно-теоретического и эмпирического исследования по проблеме формирования этнической толерантности учащихся средней школы позволяют сделать следующие рекомендации по внедрению курса «Толерантность» в школьную программу в качестве отдельного курса или части предмета гуманитарного цикла:

-проведение систематического мониторинга по развитию этносоциальных процессов в обществе с целью корректировки, процесса формирования этнической толерантности учащихся в рамках социолого-управленческой модели;

-подготовка кадров для реализации программы и систематическое повышение их квалификации на базе МГПУ и Государственного учреждения «Московский дом национальностей» и с учетом данных проводимого на постоянной основе мониторинга; -нормативно-правовое обеспечение курса;

Формирование толерантности личности

Опосредованное регулирование в сфере межэтнических и межнациональных отношений

-научно-методическое обеспечение процесса;

-привлечение и активизация такого социального института, как семья к проблеме формирования этнической толерантности учащихся.

Данное исследование по проблеме формирования этнической толерантности проводилось только по ряду аспектов, что не исключает комплексного подхода к предложенной теме в перспективе в таких сферах научного знания как педагогика - в части научно-методического обеспечения курса «Толерантность»; юриспруденция - в области нормативно-правового обеспечения курса.

В сфере этносоциологии можно предложить следующие перспективные направления научно-теоретических и эмпирических исследований, например: -исследование этнокультурных особенностей развития учащейся молодежи на современном этапе развития общества (построение гражданского общества, изменение структуры власти, война с терроризмом, необходимость сохранения целостности поликультурного и полинационального государства); -изучение методов, способов ослабления влияния негативных "факторов (московская социальная среда, средства массовой информации и т.д.) на формирование этнической толерантности учащейся молодежи; -анализ изменений этнического стереотипа, социальной дистанции, характера контактов с представителями иных этносов под влиянием увеличения числа мигрантов-школьников в общеобразовательной школе;

-изучение возможных направлений взаимодействия социальных институтов при формировании этнической толерантности учащейся молодежи разных возрастных групп.

167

 

Список научной литературыХамова, Светлана Николаевна, диссертация по теме "Социология управления"

1.Абалакина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. М.: Знание, 1990.

2. Абдулатипов Р.Г.Демократические принципы национальной политики. В сборнике:Вопросы межнациональных и федеративных отношений. Выпуск I.M.,1995.

3. Абдулатипов Р.Г. Россиягнационалыюе возрождение и межнациональное сотруднячество.//Приоритеты национальной политики. М.:Известия,1994.

4. Абдулатипов Р.Г.Человек.Нация.Общество.М.:Политиздат,1991.

5. Аберкромби Н.,Хилл С.,Тернер Б.С.Социологический словарь. Казань:Изд-во Каз.унив.,1997.

6. Авилов Г.М. Психологические факторы, определяющие значимость терпимости в системе ценностных ориентаций личности. М.: Аспект Пресс, 2003.

7. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения.Ставрополь, 1993.

8. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально психологическая проблема. М.: МГУ, 1990.

9. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. М.: МГУ, 1983.

10. Ю.Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов. М.: Институт этнографии им. Н.Н.Миколухо Маклая, 1990.

11. П.Александрова Н.С. Амплификация личности ребенка средствами этнокультуры. СПб.: Verba Magistri, 2002.

12. Ананьев Б.Г.Психология и проблемы человекознания. М.,1996.

13. Андреенкова Е.В. Этнические установки русских в России к некоторым славянским, закавказским и среднеазиатским народам. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2000.

14. А'никин А.В. К вопросу о некоторых современных версиях русского национального возрождения и их исторических корнях. М.: Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо Маклая, 1990.

15. Аракелян О.В.,Бабилаев А.Н.Поликультурное образование и этнопсихология. М.:Издат.Дом «Грааль»,2002.

16. Артемьев А.И. Социология личности. М.: Арбат XXI, 2001.

17. П.Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология.М.: Аспект Пресс, 1999.

18. Арутюнян Ю.В.Нация и психический склад.Краснодар,1966.

19. Арутюнян Ю.В.Россияне:столичные жители.М.,1994.

20. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.:Наука, 1973.

21. Баграмов Э.А. Нация, национальная идея и национальная политика.// Евразия. Народы. Культуры. Религии. М., 1997, №1-2(5-6), с.44-54.

22. Баграмов Э.А. Нация и' национальная психология (в поисках новых концептуальных подходов).//Евразия. Народы. Культуры. Религии №1. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

23. Баграмов Э.А. Российская федерация: национальная политика и национальная психология. Центр «Этносфера». М., 1999.

24. Баграмов Э.А. рук. авторского коллектива. Разделит ли Росиия участь Союза ССР? (Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика). Коллективная монография. М., 1993.

25. Баграмов Э.А., Голотвин Ж.Г., Тадевосян Э.В. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М.: Политиздат, 1988.

26. Байкова J1.A.,Евсеева A.M.,Орлова Е.А. Гуманизация школьг.теория и опыт.Рязань,1999.

27. Баранов А.С. Россия и террор: XIX-XXI вв. (социокультурный аспект) //Социальная политика и социология. М.: МГСУ «Союз» №3(19), 2003.

28. Бердяев Н. Судьба России. М.: Философское общество, 1990.

29. Беркович H.A. Племя, народность, нация: Социально-философское исследование. СПб: Наука, 2001.

30. Бисько И.А. Диалог культур как инструмент социализации личности студента. СПб.: СПб. гос. инженерно экономический университет, 2003.

31. Богатова О.А. Этнические границы в Мордовии: парадокс многоуровневой идентичности.// Социс, №6, 2004, с.69-75.

32. Бодалев А.А.Личпость и общение.М.:Межд.педагог.академия,1995.

33. Бодалев А.А.Психология межличностного общения.Рязань,1994.

34. Бодалев А.А.Психология общения.М.,1996.

35. Болтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. М.: Мысль, 1988.

36. Болтенкова Л.Ф. Межнациональные отношения' в перспективе (субъективный взгляд юриста). М.: Юридическая литература, 1989.

37. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школь ников. Ростов-на-Дону, государственный педагогический институт, 1976.

38. Борисов А.Ю.Роскошь человеческого общения.М.ДИБС.

39. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

40. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987.

41. Бурханов Р.А., Любутин К.Н. Классическая философская антропология: И.Кант и Л.Фейербах. Екатеринбург: издательство Уральского университета, 1995.

42. Валитова P.P. Толерантность как этическая проблематика. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: МГУ, 1997.

43. Введение в этническую психологию. Под ред. Ю.П. Платонова. СПб.: СПб. университет, 1995.

44. Вовенарг Люк де Клапье. Размышления и максимы. Введение в познание человеческого разума. Ленинград: Наука, 1988.

45. Волков Г.Н. Этиопедагогика. М.: Academa, 2000.

46. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1988.

47. Вопросы интернационального воспитания молодежи в советской научной литературе. Реферативный сборник.М.,1981.

48. Вощилова Н.В. Образование как «зеркало» ценностной системы культуры. СПб.: Verba Magistri, 2002.

49. Всемирный доклад по культуре. ЮНЕСКО. М.: Магистр Пресс, 2002.

50. Гаврилов В. Бомба «с косичками».// Труд-7, 7.10.2004, с.6.

51. Галиев Г.Т., Сперанский В.И. Межэтнические отношения как объект социальной технологии. Уфа, 2001.

52. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности. М.: Институт этнографии и антропологии РАН, 1990.

53. Гаюрова Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности интолерантности. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

54. Гегель В. Феноменология духа. М.: Наука, 2000.

55. Гегель В. Философия истории. М., 1935.

56. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа -Пресс, 1995.

57. Гельвеций К.А. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1974.

58. Гоббс Т. Сочинения в двух томах, М.: Мысль, 1989.

59. Голев А.Г.Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников.Пятигорск, 1996.

60. Головинская Е.В. Воспитание толерантного мировоззрения на основах идей гуманистической педагогики. СПб.: Verba Magistri, 2002.

61. Гончарук С.И. Этническое и патриотическое сознание. М.: Макс Пресс, 2002.

62. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России (основные направления). Р.Г.Абдулатипов -руководителем., 1994.

63. Грабарник Т.Н. Этнический компонент самосознания московских школьников. М.: МГУ, 1999.

64. Грауман Карл Ф. Взаимное видение перспектив исходная предпосылка осознанной толерантности. М.: Логос, 1998.

65. Даутова Г.Ж. Образование в духе сотрудничества культур. СПб.: Verba Magistri, 2002.

66. Двадцатый век глазами молодых.//Моск.гор.пед,ун-т; Науч.рук.Н.П., Пищулин. М.,2000.

67. Декларация о культуре мира. М.: РАН, 1999.

68. Декларация принципов терпимости. М.: РАН, 1999.

69. Денисенко М.В. Стереотипы в этноидентификационном портрете русского человека. М.: Макс Пресс, 2002.

70. Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания.Ташкент: «Узбекистан», 1980.

71. Джунусов М.С. Об изучении нации как социально-этнической общности людей.Фрунзе, 1969.

72. Дидро Д. Сочинения в двух томах. Т.2. Академии Наук СССР. М.: Мысль, 1991.

73. Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект.// Социс №10, 2004.

74. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Гардарики, 2002.

75. Дмитриев А.В. Общая социология. М.:Современный гуманитарный университет, 2001.

76. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.:Гардарики, 2002.

77. Дмитриев А.В. Этнический конфликт: теория и практика. М., 1998.

78. Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие: социо-политический анализ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССНЭП), 2000.

79. Дробижева JI.M. Духовная культура и этническое самосознание нации. М.: Институт этнографии и антропологии, 1990.

80. Дробижева JI.M.Духовная общность народов СССР.М.:Мысль,1981.

81. Дробижева JI.M. Роль интеллигенции в развитии национального самосознания народов СССР в условиях перестройки. М.: Академия Наук СССР, 1990. .

82. Дробижева JI.M. Социально-психологическая обусловленность культурных контактов. М.: Наука, 1973.

83. Иванова СЛО.Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России.Ставропол ь,2003.

84. Игнатов В. Блокада Аджарии разорит Грузию.// Труд-7. 18 марта, 2004.

85. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. М.: Институт международного права, 1996.

86. Ильяева И.А.Культура общения. Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Изд-во Воронеж.упив.,1989.

87. Ибрагимов JI. Этнопедагогизация образовательно-воспитательного процесса в школе как основа поликультурного образования. СПб, 1999.

88. Идентификация идентичности. Этнополитический ракурс. Составитель и отв. редактор Губогло Н.М. М.: ЦИМО, 1990.

89. Кавелина Е. Мегаполис мира и согласия.// Этносфера. №12(63), М.: ОАО Московские учебники, 2003.

90. Казанов Х.М. Нации и национальные отношения. Майкоп: изд-во МГТИ, 2003.

91. Каношин Д.Н.Методологические проблемы науки управления общественными процессами при социализме.Ярославль,1973.

92. ЮО.Кант И. Из лекций по этике (1780 1782). Этическая мысль. М.: Политиздат, 1990.

93. Кант И. Т.6. Соч. в 6 томах. М.: Мысль, 1966.

94. Ю2.Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. СПб., 1899.

95. ЮЗ.Каптерев П.Ф. О природе детей. СПб., 1899.

96. Ю4.Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905.

97. Кеннет Уэйн. Образование и толерантность. М.: Логос, 1998.

98. Юб.Коган Л.Н.Всестороннее развитие личности и культура.М.:Знание,1981.

99. Коган Л.Н.Расцвет и сближение культур социалистическихнаций.Свердловск, 1982.

100. Ю8.Козырева П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. Институт социологии РАН. Центр общечеловеческих ценностей. Исследовательский центр «Демоскоп». М., 2002.

101. Ю9.Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1989.

102. ПО.Кон И.С. Социология личности. М.: Издательство политической литературы,1967.

103. И.Конфуций. Беседы и суждения. СПб.: Кристалл, 2001.

104. Концепции зарубежной этнологии. Критические этюды. Отв.Ред. Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1976.

105. ПЗ.Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе. М.: Прогресс, 1975.

106. Кочетков В.В. Социологический анализ межкультурных различий. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Саратов, 2000.

107. Крысько В.Г.Этнопсихология и межнациональные отношения. М.:Изд-во «Экзамен»,2002.

108. Нб.Кукушкин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону, 2002.

109. Куличенко М.И.Нация и социальный прогресс.М.:Наука,1983.

110. И8.Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений.

111. Автореферат на соискание уч.степ.канд.псих.наук.М.,1985.

112. Лармин О.В. Искусство и мблодежь: эстетические очерки. М.: Мол.гвардия, 1980.

113. Леви Стросс К.Первобытное мышление.М.: Эксмо-Пресс,2001.

114. Леви Стросс К.Структурная антропология.М.:Наука,1983.

115. Лебедева Н.М., Малхозова Ф.М. Социально-психологическое исследование этнической толерантности в Карачаево-Черкесии. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

116. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в пол и культурных регионах России и СНГ. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

117. Левкович В.П., Чернова О.В. Особенности этнокультурной адаптации этнокультурных групп народов Поволжья. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

118. Леонтьев А.Н.Деятельность, сознание,личность.М.,1976.

119. Локтев В. Город в черном.// Труд-7, 9.09.2004.

120. Лосский Н.О. Характер русского народа. Посев, 1957.

121. Лотман Ю.М. Типология культуры. Взаимное воздействие культур. Тарту, 1982.

122. Магомедова Е.В. Толерантность: механизмы регулирования • национально-этнических конфликтов. Зерноград, 1999.

123. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: взаимодействие в согласии и конфликте.Автореферат дис. на соискание уч.степ доктора соц. Наук.М.,1992.

124. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследованиям., 1990.

125. Маркин А.В. Проявление социальных девиаций в условиях межэтнических конфликтов. Краснодар, 2001.

126. Матюшина Т.М., Перепелкин JT.C. Этнология. Народы России: история и современное положение. М.: Знание, 1997.

127. Мацкявичене М. Где научат говорить по-русски.// Труд-7, 26.08, 2004.'

128. Межнациональное общение в российском многонациональном обществе: проблемы и перспективы. Краснодар, 2001.

129. Минц С.С. Формы толерантности в политической жизни российской провинции. M.: Аспект Пресс, 2003.

130. Михайлов В. Пик сепаратизма Россия прошла.// Труд-7 от 18.07.02, с.7.

131. Михеева Г. А. Опыт работы вузов Москвы по интернациональному и патриотическому воспитанию студентов.М.,1975.

132. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997.

133. НО.Мукашева А.К. Социальное познание подрастающего поколения и формирование ненасильственных форм отношений между людьми. СПБ.: Verba Magistri, 2002.

134. Муртазина Д.Р. Проблемы и перспективы социализации молодежи в России. СПб: Verba Magistri, 2002.

135. Мысливцев В.Г. Этносоциальные процессы русского народа. Саратов, 2003.143 .Назаров В Л. Толерантность и вопросы реформирования российского образования. Екатеринбург, 1999.

136. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Монография. Волгоград: Перемена, 2001.

137. Парсонс Т.О. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.

138. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.

139. Пищулин Н.П., Анаиишнев В.М. Образование и управление. М.:Жизнь и мысль, 1999.

140. Пищулин Н.П. Теория и концепция толерантности и культуры мира сквозь призму образования. М.:МГПУ, 2004.

141. Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Коробецкий И.А. Толерантное сознание этнических общностей (общественная экспертиза, основы и перспективы формирования). М.:МГПУ, 2004.

142. Пищулин С.Н. Перспективы формирования толерантного сознания в многонациональном столичном мегаполисе в зеркале социологии. В книге: Толерантность основа взаимопонимания. Отв.ред. Н.П.Пищулин. М., 2004.

143. Плюснин Ю.М. Личность па перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурпого взаимодействия. Новосибирск, 1995.

144. Познание и общение. Отв.ред.Б.Ф.Ломов.М.:Наука,1988.

145. Поршнев Б.Ф.Принципы социально-этнической психологии.М.,1964.

146. Поршнев Б.Ф.Социальная психология и история. М.:Наука,1979.

147. Преснякова Л. Чужие в России (апрель .2002). М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003.

148. Проблемы национального самосознания русских: этнические стереотипы населения. РАН. ИНИОН; Отв. ред. Полякова Н.Л. М.: ИНИОН.1998.

149. Проблемы образования и воспитания в полиэтническом обществе. Под ред. И.Р.Плеве, С.И.Замогильного. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та,2002.

150. Психология межкультурных различий. Саратов: Саратовский государственно-технический университет, 1998.

151. Ракачев В.Н. Толерантность и комплиментарность в межэтнических отношениях. М.: Аспект Пресс, 2003.

152. Резолюция ООН по объявлению Международного Года Толерантности. Сеул, 1995.

153. Рогачев П.М., Свердлин М.А., Патриотизм труд - творчество. М.: Знание,1980.

154. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. Под ред. Н.М. Римашевской. М.: 2002.

155. Рыжова С.В. Психологические аспекты исследования межэтнической ориентации (на примере русских в Эстонии). М.: Академия Наук СССР. 1990.

156. Савельев В.В. Культура как важнейшее условие формирования межэтнических толерантных отношений. В сборнике материалов: Толерантность основа взаимопонимания. Отв. ред. Н.П.Пищулин. М.: МГПУ, 2004.

157. Савченко Н.В. Основы глобалистики. Новосибирск, 2002.

158. Сарматин Е.С. Национально-государственная идеология как насущная проблема и общественная потребность. СПб.: Verba Magistri, 2002.

159. Сафронов Б.Г., Ковалевский М.М. как социолог. М.: МГУ,1960.

160. Семенов В.М., Чеченев А.В. Этнос, нация, народ. М.: ВИУ, 2002.

161. Серова И.И. Культура . межнационального общения. Минск: Изд-во «Университетское», 1986.

162. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений.СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,1999.

163. Скуратовский В.А. Культура межнациональных отношений: проблемы регулирования и саморегулирования.К.:Вища школа, 1991.

164. Следзевский И.В. Московская программа толерантности. Толерантный мегаполис. Информационно аналитический бюллетень. 1/2003. М., 2003.

165. Смирнов А.Н. Социальный контекст толерантности: постановка проблемы. М.: Аспект Пресс, 2003.

166. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.

167. Снежкова И.А. Национальные требования в деятельности неформальных объединений. М.: Академия Наук СССР, 1990.

168. Советская многонациональная школа в условиях развитого социализма. Под ред. Ф.Г.Паначина. М.:Педагогика,1984.

169. Советский энциклопедический словарь. М.:Изд-во «Советская энциклопедия», 1982.

170. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1986.

171. Соглашение между комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Правительством города Москвы о сотрудничестве в реализации проекта «Культура мира в России год 2000». М.: РАН, 1999.

172. Соловьев В. Национальный вопрос в России. СПб., 1888.

173. Соловьев Э.Г. Субъектность толерантности в меняющемся мире: к постановке проблемы. М.: Аспект Пресс, 2003.

174. Сорокин П.А.Россия и Америка.М., 1992.

175. Социальпая и культурная дистанции. Опыт многонациональной России.Институт этнологии и антропологии РАН. Автор Проекта и отв.редактор Л.М.Дробижева. М.:Издат. ипст. социологии РАН, 2000.

176. Спенсер Г. Основания этики. СПб.: Издатель, 1899.

177. Спенсер Г. Справедливость. Под ред Филиппова М., СПб., 1897.

178. Становление личности в общественном процессе. Отв.ред. Л.П.Буева. М.,1995.

179. Степанов В.В. Мониторииг уровня конфликтности в России по данным EAWARN. // Этнопанорама. №1-2.Издательство Южный Урал, 2003.

180. Стефаненко Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

181. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. Критический обзор основных этносоциологических концепций. М.: Наука, 1985.

182. Тавадов Г.Т. Интернациональное единство советского народа (теоретические и методологические проблемы). Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. М.,1985.

183. Тавадов Г.Т. (рук. авторского коллектива). Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М.:Луч, 1995.

184. Тавадов Г.Т. Политология. Учебное пособие М.: Изд.-торг. Дом «Гранд»:ФАИР-ПРЕСС, 2000.

185. Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М.: Проект, 2004.

186. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М.: Социально-политический журнал, 1998.

187. Татенко В.А. Анализ процесса социализации личности. Киев, 1976.

188. Тер-Минасова С.Г. Языки и межкультурная коммуникация. М., 2000.

189. Тиванов С. Демографический фактор в соперничестве цивилизаций.// Союзное вече. №4(48), 28 октября-3ноября, 2004. .

190. Тишков В.А. Да изменится молитва моя! О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. М.: Институт этнографии, 1989.

191. Тишков В.А. Политическая антропология. The USA, 2000.

192. Тишков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия. Серия обозрений к первому конгрессу российских предпринимателей. М., 1994.

193. Тощенко Ж. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. (Этносоциологические очерки). М.: Российский гуманитарный университет, 1997.

194. Третьяков П.И., Трошева А.В. Культурологическая основа управления школой. Москва-Ульяновск, 2002.

195. Уолцер Майкл. О терпимости. М.: Идея Пресс, 2000.

196. Учебный процесс и социологические исследования. Сборник научных трудов. Киев, 1989.

197. Уэйн К. Образование и толерантность. М.: Логос, 1998.

198. Филимонов А.Д. Этнокультурные особенности социального развития молодежи: управленческий аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2000.

199. Филиппов Ю.В. Социализация этноса. Нижний Новгород, 1997.

200. Фэйзон М. Воспитание и толерантность. М.:Логос, 1998.

201. Ханстантииов В.А. Культура межнационального общения:сущность,тенденции развития.Автореферат на соискание ученой степени канд.философских наук. М.,1992.

202. Хофстед Гирт. Различия и опасность: особенности национальных культур и ограничения в толерантности. М.: Логос, 1998.

203. Чамукова Э.А. Развитие межэтнических отношений: принципы самоосуществления. М.: Центр Этносфера., 1999.

204. Шопенгауэр А. Собр.соч. в пяти томах. Т.1. Мир как воля и представление. М.:Московский клуб, 1992.

205. Эпплайа К. Энтони. Мультикультуралистское недопонимание. М.: Идея Пресс, 2000.

206. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Отв.ред.А.К.Байбурин, И.С.Кон. СПб.: «Наука», 1991.

207. Юм Д. Соч. в двух томах. Т.2. О национальных характерах. М.: Мысль, 1965.

208. Юраков А.В. Ресурсы межэтнической толерантности в Башкортостане. М., 2002.

209. AIlport G.W. Controlling group prejudice. Philadelphia, 1946.

210. Allport G.W.The nature of prejudice. Cambridge, 1954.

211. Amir Y., Sharan Sh. School desegregation: Cross-cultural perspectives. London: Lawrence Erlbaum assoc., 1984.

212. Lippman W. Public opinion. New York. 1922.

213. Lipset Seymour Martin. The first new nation. The United States in historical and comparative perspective. Garden City (N.Y.), 1967, р.311-326.

214. Talcott Parsons.Personality and Social Structure. In Alfred H.Stanton and Stewart E.Perry.edc.,Personality and Political Crisis.Glencoe. The Free Press, 1951.- по программе

215. Байбаков H.K. Моя родина Азербайджан. М.: Газоил-пресс, 2001.

216. Бассель Н. История культуры Эстонии. Таллин: Kertis Gewey. 2000.

217. Белорусы. Отв. ред. Симченко Ю.Б. РАН. Институт этнологии и антропологии, им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1992.

218. Бутанов В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов. Ленинград: Наука, 1988.

219. Бутромеев В.П. Корона Великого княжества: Диссертация в полном смысле этого слова на тему: кто же такие белорусы, откуда они взялись и что они делают во всемирной истории. М.: Олма-Пресс, 1999 Минск.

220. Грузины и абхазы. Путь к примирению. Общ. ред.: Б.Коппитера, Г. Нодиа, Ю. Анчабадзе. М.: Издательство « Весь Мир», 1998.

221. Грузинская ССР. Культура. Тбилиси: Мерани, 1971.

222. Дашдамиров А.Ф. Национальная идея и этничность (Азербайджанская идея в этнокультурном интерьере). М., 1996.

223. Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1988.

224. Ю.Древние обряды, всроваиия и культы народов Средней Азии. Историкоэтнографические очерки. Отв. ред. Басиров В.Н. М.: Наука, 1986.

225. Духовная культура пародов Сибири: традиции и новации. Новосибирск, 2001.

226. Дьяченко В.И. Воспитание детей у якутов. Ленинград: Наука, 1988.

227. Евстифеев А. Старые обычаи, новые традиции. Ташкент, 1977.

228. М.Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000. 15.Ефименко А.Я. История украинского народа. Киев: Лыбидь, 1990. 16.3умакулов В.М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1985.

229. Иванов В.П. Чувашский этнос: Проблемы истории и этнографии. Чебоксары, 1998.

230. Игнатов В. Блокада Аджарии разорит Грузию.// Труд-7 от 18.03.2004, с.З.

231. Ида О. Эстония: Эхо истории Нарва: SATA, 2000.

232. Илляшевич В. Ревельский тракт: История о русской Прибалтике. Таллин: Тарбелнфо-Рус. телеграф, 2001.

233. Инал Ипа Ш.Д. Традиции и современность. По материалам этнографии абхазов. Сухуми: Аиашара, 1973.

234. История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. Казогиз, 1943.

235. История Молдавской ССР. Учебное пособие для 8-9 классов. Кишинев, 1961.

236. История Эстонской ССР. Учебник для средней школы под ред. К.Сийливаска. Таллин, i960.

237. Кавелина Е. Мегаполис мира и согласия.// Этносфера.№ 12(63). М.: ОАО Московские учебники, 2003.

238. Казиев М., Эфендиев М, Алияров С. История Азербайджана. Баку, 1969.

239. Календарные обычаи и обряды пародов Восточной Азии: Годовой цикл. М.:Наука, 1989.

240. Капица Ф.С. Славянские .традиционные верования, праздники .и ритуалы.

241. Справочник. М.: Флинта: Наука, 2000.

242. Кеворкова Н. Надо отвечать за слово и страну. // Этносфера.№10(61). М.: ОАО Московские учебники, 2000.31 .Колодезников С.К. Живое и неживое в традиционном мировоззрении якутов. СПб., 1997.

243. Культурное наследие народов Сибири и Севера. СПб., 2000.• • Щ •

244. Магницкий В. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде. Казань, 1888.

245. Мамедов М. Новые традиции и обряды в Азербайджане. Ташкент: Узбекистан, 1985.

246. Мамулов B.C. Удивительный народ из страны чудес: Армения и армяне -уникальный феномен цивилизованного мира. М., 2000.

247. Мансуров Т.А. Посольские годы в Москве (январь 1994 февраль 2002г.) М.: Реал-Пресс, 2002.

248. Марр Н. История Грузии. (Культурно исторический набросок). СПб., 1906.

249. Марфусалова А.Д. Мудрость экотрадиций северян. Якутск, 2002.

250. Мастюгина Т.М., Перепелкин J1.C. Этнология, Народы России: История и современные положения. М.: Знание, 1997.

251. Менабде JI.B. Очаги древнегрузинской культуры. Тбилиси: Ганатлеба, 1968.

252. Михайлов Н. Республика Янтарная. Рига: Лиесма, 1973.

253. Мысливцев В.Г. Этносоциальные процессы русского народа. Саратов, 2003.

254. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию. Улан-Удэ, 2002.

255. Нацов Г.Д. Материалы по истории и культуре бурят. Улан-Удэ, 1995.

256. Никифоровский НЛ. Нечистики. Свод простонародных в Витебской Келоруссии сказаний о нечистой силе. Виленский временник. Вильна, 1907.

257. Казахстане и казахах. Т.7. Алматы: IDK TIPO, 1998.47.0т Лифляндии к Латвии. Прибалтика русскими глазами. Составитель Абызов Ю. М.: Аркаюр, 1993.

258. Пельше Р.А. Связи латышской и русской культуры, 1951.

259. Пестерев В.И. Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах. Якутск: Бичик, 2000.

260. Плауде Э., Крипен Я., Лиела Э. История Латвийской ССР. Рига, 1960.

261. Попов Н.А. О якутах. Якутск, 1910.

262. Попов Ю. Варяги, осветившие Русь. // Труд-7 от 11.03.2004.

263. Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев. СПб., 2001.

264. Потапов Л.П.Очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1948.» «

265. Примаков Е. Война с исламом может расколоть Россию.// Этносфера. №11(50). М.: ОАО Московские учебники, 2002.

266. Притязания армян и исторические факты. Б.М., 2001.

267. Роголев А.И. Мифологический мир якутского эпоса Олонгхо. СПб., 1997.

268. Россия Украина: История взаимоотношений. Отв. ред.: Миллер А.И., Репринцев В.Ф., Флоря Б.Н. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

269. Рябинию Ю. Зело разумный и в советах способный. // Этносфера. №112(63). М.: ОАО. Московские учебники, 2003.

270. Рябченко Е.В. Кавказ в составе России: история и современность. Краснодар, 2001.

271. Сагалаев A.M. Мифология и верования алтайцев. Наука: Новосибирск, 1984.

272. Салмин А.К. Духи требуют жертв. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1990.

273. Салмин А.К. Предводители обрядов у чувашей. Чебоксары, 1997.

274. Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. Отв. ред. Г.П. Снесарев. М.: Наука, 1978.

275. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX нач.ХХвв.). Якутское книжное издательство; 1989.

276. Соловьева Л.Т. Культура народов Кавказа, традиции толерантности. М.: Аспект Пресс, 2003.

277. Смыр Г.В. Религиозные верования абхазов. Гагра, 1994.

278. Стебницкий П.Я. Украина и украинцы. Петроград, 1917. v

279. Сумцов Н.О. Из украинской старины. Харьков, 1905.

280. Сургуладце А.Н. Очерки истории грузинской культуры. Тбилиси: Хеловнеба, 1989.

281. Тенгереков И.С. Теленгеты: Историко этнографический очерк. Горно-алтайск, 2001.

282. Тер-Саркисянц. Армяне. История и этнокультурные традиции. М.: Восточная литература. РАН, 1998.

283. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. Отв. ред. Бромлей. М.: Наука, 1985.

284. Тырылгин М.А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа Саха. Якутск: Бичик, 2000.

285. Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола. М., 1998.

286. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань: Татарское книж. издат., 1981.

287. Хайруллина Г. Исламский мир доверяет России. // Этносфера. №11(62). М.: ОАО Московские учебники, 2003.

288. Хоштария-Броссе Э.В. История и современность: абхазская проблема в конфликтологическом аспекте. Тбилиси, 1996.

289. Чигринов П.Г. Белорусско-российские отношения: история и современность. Минск, 1999.

290. Чихладзе Н.Р. Грузинские женщины деятельницы национальной культуры (XIX -ХХвв.). Тбилиси: Мерани, 1987.'

291. Чотонов А. О национальных традициях народов Средней Азии. Фрунзе: Академия Наук КССР, 1964.

292. Шарафутдинов Д.Р. Традиции, рожденные жизнью. Казань: Таткнигоиздат, 1978.

293. Шолнбаев Т.Ж. Прогрессивное значение присоединения Казахстана к России. Алма-Ата: Казахстан, 1973.

294. Этикет у народов Южной Азии. Отв. ред. Н.Г. Краснодембская. СПб., 1999. 85.Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Отв. ред. Иванов В.П. Чебоксары, 1993.

295. Этнические процессы и образ жизни (на материалах исследования населениягородов БССР). Ред. В.К. Бондарчук. Минск: Наука и техника, 1980.

296. Юраков А.В. Ресурсы межэтнической толёрантности в Башкортостане. М.,2002.184