автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX - начала XX века

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Чернов, Олег Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX - начала XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX - начала XX века"

На правах рукописи

РГ* од

7 МОЯ 2500

ЧЕРНОВ ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В РУССКОЙ БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Специальность 24.00.02 - историческая культурология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии

Кемерово • 2000

Работа выполнена на кафедре вапеологии Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

доктор биологических наук, профессор Паутов Ю.С.

доктор философских наук, Петров И.Ф:, доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Алтайский государственный институт культуры и искусств,

кафедра культурологии.

Защита состоится 2 июня 2000 года в 15.00 на заседании диссертационного совета К 092.26.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата культурологии в Кемеровской государственной академии культуры и искусств по адресу: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, ауд. 212.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кемеровской государственной академии культуры и искусств.

Автореферат разослан 12 апреля 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Г.Н. МИНЕНКО

Ц-тез {гГ^^з - ^^Ми О

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях социальной нестабильности в поисках выхода люди часто обращаются к своему прошлому. Прошлое России богато и уникально. Оно может служить основой для принятия решения в самых различных областях жизни людей -политике, экономике, искусстве, науке и пр. Создание новой системы ценностей в постсоветской России не будет эффективным, если не учитывать нашего исторического наследия. Обращение к истории Отечественной войны 1812 года в этой связи не только оправдано, но и актуально. Подъем духа, патриотизм, всемерная поддержка государственности - важная составляющая победы русских войск над армией Наполеона. Необходимость в подобном единении для завершения начатых реформ остро ощущается в российском обществе и в настоящее время. Как показывает история, оно вполне возможно.

Важнейшим фактором объединения выступает соответствующая духовная атмосфера в обществе. В большой мере этому способствует искусство, в частности, живопись. Наглядно-чувственная форма данного вида искусства как бы «заряжает» общество идейно-нравственным зарядом, создает духовную ауру вокруг людей. В этом случае постоянной потребностью является полнота оценки, ее конкретность в освещении важнейших исторических событий, в частности Отечественной войны 1812 года. Полотна баталистов, посвященных данной тематике, в этом случае реализуют не только узкопотребительские, утилитарные запросы публики, но и формируют высокий духовный гражданский потенциал, как органическую часть нашей духовной культуры.

Сцены сражений, бивуачная жизнь войск, изображение солдат воюющих армий - это не только патриотизм, гордость за военную мощь русского народа. Это в большей степени тот фундамент, опираясь на который, зрители формируют свое человеческое и гражданское досто-

инство, благодаря которому и можно сегодня противостоять процессам вестернизации.

До сих пор предметом специального исследования произведения батальной живописи XIX - начала XX вв. о 1812 годе по существу не становились. Возникает необходимость вовлечения в научную орбиту доселе остававшихся в тени батальных полотен. Стимулирующим фактором, повлиявшим на направление работы, стало повышенное внимание научных кругов и общественности к эпохе Наполеона и Отечественной войны, особенно в свете "наполеоновских" юбилеев: 185-летия окончания заграничных походов русской армии, 200-летия Консульства Наполеона Бонапарта, 200-летия его Маренгской кампании, 185-летия Ватерлоо и т.д.

Обращение к данной теме есть выражение интереса современного российского общества к своим историческим истокам и культурному наследию как фундамента выработки нового мировоззрения в постсоветский период отечественной истории.

Степень изученности темы. Исследование батальной живописи о событиях 1812г. и наполеоновских войнах до последнего момента носило эпизодический характер. Как правило, это искусствоведческие издания и статьи о выдающихся мастерах батального жанра и основных тенденциях его развития в XIX - начала XX вв. Выделяются следующие отечественные и зарубежные исследователи: К.С.Кузьминский, В.В.Садовень, В.М.Глинка, А.В.Помарнацкий, А.К.Лебедев, О.В.Федорова, В.С.Турчин, Б.И.Асварищ, Г.В.Вилинбахов, А.Шнаппер, Ф.Робишон и др.

О произведениях изобразительного искусства в функции исторических источников идет речь в работах методологического плана: И.Д.Ковальченко, В.И.Стрельского, В.А.Ельчанинова и др.

Широкий спектр проблем униформологии и военной истории наполеоновского периода охватывают уникальные труды, публикации и рукописные материалы АВ.Висковатова, Г.С.Габаева, В.В-.Звегинцова,

А.И.Таланова, П.Ф.Космолинского, И.Э.Ульянова, А.Васильева, А.Вальковича, В.Соловьева, Эмира Бухарского, О.фон Пивки, Ф.Хейторнтуэйта, Р.Шартрана и др.

В целом, степень изученности вопросов, рассматриваемых в диссертации, не вполне удовлетворительна, затронута лишь "верхушка айсберга". Материалы исследований чаще всего недоступны, ограничены мизерным тиражом, не переведены на русский язык. В научной литературе должного освещения не получили вопросы, связанные с созданием тех или иных полотен батального жанра о войне с наполеоновской Европой в 1812г., с творческой работой художников - баталистов, нет специального труда по униформологии 1812г., занимающей едва ли не главное место в батальном изобразительном искусстве.

Проблема диссертации формулируется следующим образом: какова степень адекватности отражения в русской батальной живописи

XIX - начала XX вв. событий Отечественной войны 1812г. с учетом культурно-исторических реалий данного периода.

Предметом исследования выступают произведения отечественной батальной школы на тему наполеоновской кампании в России 1812г.

Объект исследования - культурно-историческая реальность как условие создания и развития русской батальной живописи XIX - начала

XX вв. о войне 1812г.

Осознание проблемы, объекта и предмета исследования задает цель и задачи диссертации.

Цель исследования определяется поставленной проблемой. Ею является исследование событий Отечественной войны, представленных в произведениях русской батальной живописи XIX - начала XX вв., выявление ценностно-содержательного аспекта художественных памятников батальной школы в ее конкретно-историческом развитии и культурологическом значении.

Целевая установка обусловила соответствующий комплекс задач:

- зафиксировать культурологический контекст русской батальной живописи XIX - начала XX вв.;

- оценить значение эпохи 1812 года для художественной культуры России XIX - начала XX вв. в целом и батальной живописи в частности;

- выделить события русской кампании Наполеона, получившие свое отражение в батальных картинах на разных этапах развития военно-исторического направления в живописи;

- выяснить уровень информативности произведений батального жанра об эпохе Двенадцатого года;

- определить роль феномена военного костюма в батальной живописи и культурном контексте общества и эпохи;

- зафиксировать место батального изобразительного искусства на тему 1812г. в исторической динамике культуры России XIX - начала XX вв..

Методология исследования. Круг поставленных в работе задач потребовал серьезного методологического фундамента. В его состав вошли как общие, так и специальные методы: анализа и синтеза, метод исторического и логического, сравнительный и культурно-исторический, что позволило достаточно полно исследовать заявленную тему.

Научная новизна диссертации состоит в получении следующих результатов:

- показано позитивное влияние эпохи Отечественной войны на русскую художественную культуру и менталитет российского общества XIX - начала XX вв.;

- раскрыты социально-гносеологическая и культурологическая функции произведений батального жанра посвященных войне 1812г.;

- проанализированы основные эпизоды кампании 1812г., запечатленные батальными живописцами XIX - начала XX вв. и отличительные

черты трансформации взглядов на войну с Наполеоном в процессе эволюции батальной школы в России;

- выявлена информативная ценность полотен отечественной батальной живописи по теме 1812г.;

- исследован вопрос о роли и значении военного мундира наполеоновской эпохи в произведениях русской батальной живописи XIX - начала XX вв. об Отечественной войне в его культурном и военном аспектах.

Основные положения диссертации, которые выносятся на защиту:

1. Отечественная батальная живопись имела глубокие истоки в древнерусском искусстве. Зарождение военно-исторического жанра в России как светского направления произошло благодаря эпохе Просвещения. События Двенадцатого года и культурные перемены, с ними связанные, катализировали процесс оформления батальной школы в России. В духовном плане батальная живопись о 1812 годе сконцентрировала в себе патриотические идеи, питавшие российское общество в течение XIX - начала XX вв. и способствовавшие становлению русской нации.

2. Тематическая направленность произведений живописи о 1812 годе зависела не только от официальной идеологии, но и от идейных концепций академизма и реализма. Академическая батальная школа ориентировала на исключительно военно-историческое раскрытие темы. Установки реализма, возобладавшие со второй половины XIX в., делали ставку на бытописание войны и социальную характеристику ее участников, что стало следствием проникновения народничества в изобразительное искусство. Передвижничество, посредством батальных полотен, сделало тему Отечественной войны широкодоступной и интегрировало достижения русских баталистов в мировое изобразительное искусство и культуру.

3. В качестве исторического источника значимость батальных произведений неодинакова. Современные эпохе полотна по своей информативности уравниваются с источниками'письменного характера. Поздние работы уже не содержат элемент свидетельской сопричастности, но она частично компенсируется у отдельных мастеров иллюзией присутствия, достигнутой с помощью принципа историзма и новых приемов. Живописцы академической школы больше внимания уделяли военному мундиру, прическам, манере владения оружием, правилам воинского этикета, приемам боя, способам кавалерийской посадки и породам лошадей. В информативном плане полотна реалистов уступают академическим, так как, главным образом сосредоточены на обличи-тельстве и подчеркивании народного характера войны. Выделяются те батальные работы о 1812 годе, где достигнут синтез позитивных сторон двух школ и событиям придан масштабный характер.

4. Военный мундир в XIX - начале XX вв. был важным элементом, знаковым символом быта и культуры российского и вообще европейского общества. Его универсальность сказывается в том, что униформа в фактуре военно-исторической картины занимает едва ли не первое место. Отличительными чертами русского мундира являлись следующие: традиционность, заключающаяся в приверженности воинским традициям, идущим от Древней Руси и петровской эпохи; следование, за редким исключением, в русле европейской военной и гражданской моды; система цветовых комбинаций, воспринятая от стрелецких полков и армии Петра Великого; сакраментально-символическое значение военной формы в историко-культурном контексте указанного времени.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее теоретические положения и выводы могут использоваться для дальнейшего исследования проблемы адекватности батальных полотен о 1812 годе реальным историческим событиям. Основные идеи и положения исследования заполняют лакуну в научных исследованиях по означенной теме в области культурологии, истории и искусствоведе-

ния и обеспечивают решение вопросов, касающихся специфики батальной живописи. Материалы диссертации найдут свое применение при разработке лекционных курсов и написании монографий по исторической культурологии, военной истории, мундироведению, батальной живописи и источниковедению, могут быть использованы в преподавательской практике в школе, при чтении соответствующих спецкурсов и факультативов. Примененная методика может использоваться для анализа всей батальной живописи как явления русской культуры XIX - начала XX вв. Данные диссертации будут полезны и вне сферы науки: для постановки исторических спектаклей и фильмов по периоду наполеоновских войн; для создания батальных произведений на сюжеты походов Наполеона; для униформирования военно-исторических групп и клубов международного движения "Реконструкции", объединяющего под лозунгом "Дорогами прошлых войн - к миру" все больше и больше людей из разных стран, в точности воссоздающих военные мундиры, походный быт, воскрешающих во время униформологических фестивалей на местах знаменитых наполеоновских сражений дух той великой эпохи; результаты исследования могут использоваться и в целях просвещения населения через средства массовой информации.

Апробация работы. Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре валеологии Алтайского Государственного технического университета, кафедре истории и музейного дела Алтайского Государственного института искусств и культуры, отдельные результаты её положений представлены на 56-ой научно-технической конференции (Барнаул, АлтГТУ, 1999 г.) и всероссийской межвузовской научно-практической конференции "Российский ВУЗ: в центре внимания - личность (Проблемы воспитания)" (Ростов-на-Дону, ДГТУ, 1999г.), а также отражены в научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и иллюстрированного приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, характеризуется состояние и степень теоретической разработки проблемы, определяются методологические основы работы, цели и задачи исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Культурно-исторические основания анализа русской батальной живописи XIX - начала XX вв.», включающей три параграфа: «Историко-культурный и художественно-эстетический контексты развития русской батальной живописи», «Историография проблемы анализа русской батальной живописи XIX - начала XX вв.» и «О значении военного костюма для понимания русской культуры конца XVIII -начала XX вв.», обозначены социально-исторические и культурные условия формирования батального жанра в русском изобразительном искусстве. Суть культурного процесса в России в конце XVIII - начале XX вв. заключается во взаимовлиянии традиций и инноваций. Апелляция к собственному творческому наследию и заимствование европейских эталонов создали феномен «русской европейскости», под знаком которой в России, не теряя своей самобытности, успешно развивались наука, философия, литература, изобразительное искусство и музыка. Импульс этому движению придали эпоха Отечественной войны 1812 г. и «золотой век» русской литературы, сыгравшие созидательную и цементирующую роль в складывании национальных духовных ценностей.

Ярким проявлением данных процессов была живопись, эволюционировавшая от века Просвещения к «серебряному веку», от гражданственного классицизма и индивидуалистского романтизма к критическому реализму и модернизму. Любые творческие новации в изобразительном искусстве переосмысливались в России применительно к отечественному опыту. Живопись оставалась одним из ведущих видов искусства и служила отражением исторических явлений, характерных для указанно-

го времени. На этом общем культурном фоне зарождалась шкала ценностей отныне господствовавшая во всей русской культуре, в том числе и в живописи: идеи гуманизма, понятия чести и долга, ментальные особенности русского народа.

Степень исследованности батальной живописи, особенно посвященной 1812 году, неадекватна той роли, которую она сыграла в освещении этой страницы истории Российского государства. Только в последние десятилетия стали выходить отдельные издания, по данной проблематике. Собственно искусствоведческие исследования, представленные именами В.М.Глинки, К.С. Кузьминского, В.В.Садовня,

A.В.Помарнацкого, А.К.Лебедева, В.С.Турчина, О.В.Федоровой, Б.И.Асварища, Г.В.Вилинбахова, А.Шнаппера, Ф.Робишона и др., концентрируются на общих тенденциях, присутствовавших в изобразительном искусстве, испытавшем воздействие наполеоновской эпохи. Основной упор искусствоведы делают на персоналии баталистов и особенности их творческого метода, сформировавшегося под влиянием обществен но-культурной среды. Автор диссертации обращает внимание на такие позитивные моменты в указанных работах: дано широкое поле развития русской и европейской батальной живописи, отмечены малоизвестные художники, ставится вопрос об отношении к полотнам батального жанра как к историческим источникам, прослеживаются инокультурные веяния, например, влияние «наполеоновской легенды».

В методологических работах И.Д.Ковальченко, В.И.Стрельского,

B.А.Епьчанинова и Н.И.Миронец раскрыта социально-гносеологическая функция произведений искусства, проводится их классификация и определяется место среди других источников.

Общую картину хода военных действий в период вторжения «Великой Армии» в Россию, историю воинских частей, участвовавших в войне 1812 года с обеих сторон, малоизученные и актуальные вопросы истории униформы этого периода позволяют рассмотреть специальные военно-исторические труды отечественных и зарубежных ученых

А.В.Висковатова, Г.С.Габаева, В.В.Звегинцова, ЛИ.Таланова, П.Ф.Космолинского, И.Э.Ульянова, Эмира Бухарского, О.фон Пивки, А-Васильева, А.Вальковича, В.Соловьева, Ф.Хейторнтуэйта, Р.Шартрана и др.

Далеко не все выводы перечисленных авторов по проблеме диссертации окончательны и бесспорны. Как культурологическая проблема, тема исследования не поднималась. Требует дальнейшего осмысления униформологический аспект произведений батальной школы, представляющих эпоху 1812 года. Отсутствует концептуальная точка зрения по поводу идентификации сюжетов батальных полотен с исторической действительностью.

Источники, используемые в исследовании, сгруппированы таким образом. Во-первых, это батальные картины и униформологические рисунки. Из 80 изученных произведений по теме работы автор избрал семь, отвечавших целям и задачам исследования: «Преследование казаками отступающих французов» и «Сражение при Бородине»

A.О.Дезарно, «Сражение при Клястицах» П.Хесса, «Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным» М.О.Микешина, «В Петровском дворце» и «Возвращение из Петровского дворца»

B.В.Верещагина и панорама Бородинской битвы Ф.А.Рубо.

Во-вторых, это опубликованные и неопубликованные письменные

источники, позволившие тщательно проанализировать батальные произведения путем сопоставления данных. Нельзя не упомянуть прекрасные сборники личных бумаг (записки, мемуары, дневники, письма) и официальных документов (рапорты, приказы, донесения). Они принадлежат перу непосредственных участников событий французских и русских генералов, офицеров и рядовых солдат, многие из которых лишь недавно стали известны благодаря архивным изысканиям. Шаг за шагом они описывают повседневную бытовую сторону кампании 1812 года. Ценными источниками являются воспоминания и письма русских баталистов В.В, Верещагина и Ф.А. Рубо, раскрывающие сложный процесс

создания ими полотен об Отечественной войне. Помимо мемуарной литературы, предоставляющей достоверные свидетельства очевидцев Отечественной войны, ценными источниками выступают рукописные материалы фонда Военно-исторической комиссии и «Бюллетеня товарищества по сбору и систематизации сведений по форме одежды европейских армий XVIII - начала XIX вв.». Автором были использованы материалы 16-и серий БТВП и 11-и выпусков ВИК. На сегодня они могут дать самые полные данные по военной истории и униформе эпохи Наполеона, так как целиком базируются на материалах архивов и иностранных источников.

Источниковая база, достоверность которой не вызывает сомнений, служит надежным фундаментом для всеобъемлющего изучения избранной темы. Критический и взвешенный подход к информации литературы и источников помогает избежать неточности и фальсификации исторических фактов.

Анализ русской батальной живописи как явления культуры, подразумевает осознание места и роли военного мундира. В культурном ареале России конца XVIII - начала XX вв. военный костюм обладал важным смысловым значением. За ним сознательно закреплялась роль зримого «носителя» высокого статуса военной профессии. Мундир, особенно полковой, был строго функционален и нес традиционные отличия, заключавшиеся в использовании тех аксессуаров, которые имели связь с историей самого полка или государства, либо служили знаком награждения. Наряду с регламентированной формой в русской армии были распространены неуставные образцы мундира, что означало, с одной стороны, протест против мелочных предписаний начальства, а с другой, в военное время вызывалось тяготами походной жизни.

В русском обществе конца XVIII - начала XX вв. люди в военной форме играли немаловажную роль, о чем свидетельствуют произведения литературы и искусства. Акцентирующее внимание всех социальных слоев в это время привлекали к себе различные военно-парадные

церемонии, где демонстрировались новинки армейской моды. Военные парады придавали течению столичной жизни Петербурга и Москвы ритуальный оттенок. Лидирующее положение здесь занимала гвардия, имевшая особый менталитет и диктовавшая свои вкусы армии в области униформы, военного этикета и быта.

Особо автор подчеркивает, что эстетический момент в облике военного в России всегда имел приоритет, но трактовался не только традиционно, а и как мощный моральный стимулятор, источник воинского духа, боевого настроя русских войск, напоминая им о славном прошлом, которому они должны следовать. Военный мундир можно рассматривать как знаково-стилевое выражение, яркое, императивное проявление военной культуры, да и русской культуры вообще.

Во второй главе - «Отечественная война 1812 года в батальной живописи первой половины XIX века», которая состоит из двух параграфов: «Эпоха 1812 года в живописных произведениях очевидцев и участников событий» и «Сражения Отечественной войны в полотнах живописцев в 1830-1850-е гг.», раскрывается вопрос о влиянии, которое оказала эпоха Двенадцатого года на развитие военно-исторической живописи в России, обозреваются наиболее значительные события войны с Наполеоном, воплощенные в произведениях этого периода.

Прежде всего, «гроза 1812 года» явилась необходимой предпосылкой возникновения в нашей стране собственной батальной школы в 1-ой половине девятнадцатого столетия, т.к. до того её не было. Невиданный размах событий Отечественной войны способствовал обращению художников к сюжетам и персонажам национальной истории в образе сражений и героев 1812 года.

В 1810-1820-е годы представление эпохи наполеоновского нашествия на Россию происходит, как правило, на уровне фиксации тех исторических фактов, очевидцами которых являлись сами живописцы. Затем, в 1830-1850-е годы в центре их внимания оказываются исключительно боевые эпизоды Отечественной войны, в которых участвовала

регулярная армия. На этом этапе заметно стремление баталистов придать своим работам более научный характер, опереться на весомую ис-точниковую базу.

Ведущая роль в разработке темы 1812 года принадлежала в 1-ой половине XIX века придворным художникам, выполнявшим заказы императора и членов его семьи. В главе особо подчеркнуто, что приоритет здесь оставался за иностранными живописцами, поскольку отечественных кадров было недостаточно. Картины этих баталистов стали основой открытой Николаем I в 1826 году Военной галереи Зимнего дворца.

Следовавшие в русле традиций Академии художеств мастера затрагивали чисто военные аспекты, отдавая предпочтение точному изображению мундиров, военной атрибутики и крупнейших битв времени вторжения армии Наполеона в Россию. Данные баталисты удачно сочетали в своём творчестве униформологические знания, маэстерию портрета, умение писать натуральный ландшафт и компоновать отдельные фигуры солдат в большие войсковые группы, что придавало полотнам ноту достоверности и естественности. Особенно ценно то, что авторы полотен старались показать не только парадную форму, но и ту, которая появлялась вопреки уставам, регламентам и более соответствовала условиям походной жизни. Конечно, это считалось самым важным, так как униформа в фактуре военно-исторической картины занимает едва ли не первое место.

Несмотря на наличие консервативных тенденций, обусловивших официозность батальной живописи к середине прошлого века, наиболее талантливые из питомцев академической школы (АО.Дезарно, А.Е.Коцебу, П.Хесс, М.О.Микешин и др.), используя новые живописные приемы и знание военной истории, пытались не только в деталях представить сражения русской кампании Наполеона, но и дать ей собственную, подчас оригинальную оценку, высветить истинный характер происходившего, тем самым подготавливая почву для реалистического искусства 2-ой половины. Х1Хвека.

В отличие от предшествующих исследователей, автор диссертации в целом позитивно оценивает вклад европейских художников в иконографию Отечественной войны. Отмечается, что недостаточно изучена деятельность представителей академической батальной школы XIX - начала XX века, которые на довольно высоком уровне запечатлели различные боевые эпизоды Отечественной войны и внешний вид её участников.

Указанные процессы в русской батальной живописи явились предчувствием социально-культурных перемен, произошедших во второй половине XIX - начале XX вв. в ходе тесных контактов с Западом, когда осуществилось более полное соприкосновение широких народных масс России и Европы.

В третьей главе - «Новое видение событий 1812 года в творчестве художников-баталистов во второй половине XIX - начале XX века», включающей параграфы: «Общее и особенное в понимании эпохи Двенадцатого года русскими живописцами в 1860-1890-е гг.» и «Произведения мастеров батального жанра начала XX века о событиях 1812 года», основной смысл сводится к проблеме эволюции представлений об Отечественной войне в русском изобразительном искусстве в условиях сосуществования академической и реалистической батальных школ.

1860-1890-е годы связаны с критическим переосмыслением эпохи 1812 года сторонниками реалистического направления, проводившими большую исследовательскую работу с целью показать народный характер войны, чем объясняется и избирательность батальных сюжетов. Для 1900-1910-х годов характерен широкий охват темы, от небольших эпизодов походной жизни войск до фрагментов крупных сражений, реконструируемых с помощью значительной базы источников и современных исторических трудов.

На первых порах острая идейная борьба между приверженцами старой академической традиции и нового, реалистического направления привела к временному забвению непопулярного среди общественности

60-70-х годов, из-за его парадности и официальности, батального жанра.

Далее указывается, что стимулом к возрождению батальной картины послужили успешные кампании русской армии в Средней Азии и в ходе русско-турецкой войны 1877-1878гг. Отсюда закономерен интерес, возникший у деятелей изобразительного искусства по отношению к военной истории прошлого, первым делом к Отечественной войне, изображение которой давало возможность продемонстрировать истинную роль русского народа, простого солдата в ней.

Убедительно проявилась подобная идейно-образная направленность в живописной серии великого русского художника В.В. Верещагина под общим названием «Наполеон I в России 1812 г.». Работы Верещагина ценны новизной затрагиваемой темы и массой историко-бытовых подробностей, что свидетельствует о высоком уровне исследования, проведенного этим живописцем. Мастер впервые затронул такой сложный вопрос, как взгляд на события 1812 года глазами наших противников, французского императора Наполеона и солдат «Великой армии». В лице Верещагина тема «грозы Двенадцатого года» приобрела новое звучание, а русская батальная школа получила всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер художественных выставок.

Примеру этого живописца последовали многие баталисты (А.Д.Кившенко, ФАЧирка, И.М.Прянишников, В.В.Мазуровский и др.), взявшие не только известные, но и ранее невостребованные сюжеты (французская армия в России, партизанское движение и т.д.), взглянув на них с новых, реалистических позиций. Не всем авторам удавалось с документальной точностью и полно показать события Отечественной войны, отчасти потому, что отдельные художники уделяли главное внимание эмоционально-психологической стороне, в ущерб военно-исторической и технике рисунка.

Позитивным было то, что в это время мастера батальной живописи рассматривали войну не только как столкновение регулярных войск, но и с точки зрения действий партизан, иррегулярных частей, показывали 1812 год не только как «узковоенное» событие, но и с позиции военно-бытового и этического аспектов.

Логическим завершением в разработке темы борьбы русского народа с армией Наполеона в 1812 году стала батальная панорама основоположника этого вида изобразительного творчества в России ФАРубо «Бородинская битва». Крупнейшее военное событие 1812 года баталист показал с грандиозным размахом, обусловленным масштабом самого сражения, представленного одновременно в нескольких эпизодах, совмещая современный, на основе данных исторической науки, взгляд и новейшие технические и художественные приёмы. Обе панорамы Рубо дают, на сегодняшний день, единственное точное описание Бородинского поля в том виде, в каком оно было в момент исторической битвы.

Русские- батальные полотна имели как искусствоведческое, так и большое культурно-историческое значение, ибо они отразили процесс увеличения роли батальной живописи в панораме культурной жизни России. Через призму баталистов осмыслены исторические и культурные артефакты в России данного периода, выявлены особенности изменения русского менталитета, динамики общественно-политического и промышленного устройства нашего государства, возникновение таких психологических черт русского народа, как национальное достоинство, патриотизм, культурная толерантность и раскрытие его творческого потенциала.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны обобщающие выводы. Прежде всего, следует подчеркнуть, что Отечественная война 1812 года ускорила появление в России в 1-ой половине XIX века национальной батальной школы. Всесторонний анализ художественных произведений позволил получить более целостное представле-

ние о русской батальной живописи XIX- начала XX века, посвященной . Двенадцатому году, чем предлагали ранее исследователи, которых более интересовала эмоциональная, а не историческая объективность художников.

Полученные автором результаты делают возможным вывод о том, что нравственный и эмоциональный подъём, порождённый эпохой войны против наполеоновского нашествия, во многом определил внимание живописцев к ее эпизодам. На примере избранных картин видно, что актуальность изучаемой тематики нашла своё выражение не только в живописных работах очевидцев и современников событий, но и мастеров последующего периода.

В рассматриваемом периоде выделяется несколько взаимосвязанных и последовательных этапов в процессе исследования эпохи Отечественной войны баталистами XIX - начала XX века: 1810-1820-е годы; 1830-1850-е годы; 1860-1890-е годы; 1900-1910-е годы.

Для каждого этапа характерно наличие концептуально новых взглядов на события наполеоновской кампании в России, иных критериев отбора исторической информации и сюжетов.

Анализ произведений русского батального изобразительного искусства XIX - начала XX века позволил дифференцировать их в тематическом плане и установить, что они запечатлели, на наш взгляд, наиболее существенные моменты Отечественной войны 1812 года, такие как Бородинская битва и пожар Москвы, пребывание Наполеона и его солдат в России.

Обращается внимание на то, что полотна таких крупных баталистов реалистической школы, как В.В.Верещагин и Ф.АРубо, привнесли современное понимание эпопеи 1812 года. Творческие усилия этих художников способствовали процессу интеграции русской батальной живописи в европейское и мировое батальное изобразительное искусство.

Серьёзным недостатком, препятствовавшим развитию военно-исторического жанра в России и появлению новых полотен об Отечест-

венной войне, оставалось то, что основным заказчиком оставался царский двор, а широкий частный рынок, такой как во Франции, практически отсутствовал.

В целом, несмотря на влияние некоторых негативных факторов, Отечественная война 1812 года была вполне достойно представлена в русском батальном изобразительном искусстве XIX - начала XX века.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1. В.В.Верещагин и его картина «Возвращение из Петровского дворца» //Ежегодный сборник научных статей Ползуновского научно-учебного центра АлтГТУ им. И.И.Ползунова.Вып.1. - Барнаул,1997. -С. 103-105.

2. Неизвестный Дезарно //Ежегодный сборник научных статей Ползуновского научно-учебного центра АлтГТУ им. И.И.Ползунова. Вып. 2. - Барнаул,1998. - С.68-72.

3. К вопросу об использовании произведений батальной живописи при изучении эпохи Отечественной войны 1812 года //Сборник тезисов 56-ой научно-технической конференции студентов, аспирантов и ппс. - Барнаул: АлтГТУ, 2000. Совместно с Паутовым Ю.С. (находится в печати).

4. Василий Васильевич Верещагин и его серия «Наполеон I в России 1812 г.» //«Наука. Техника. Производство». Межвуз. сб. науч. трудов.Ч. 2. - Барнаул, 1999. - С.58-65.

5. Эпоха Отечественной войны 1812 года и нравственный и эстетический аспекты воспитания личности //«Российский ВУЗ: в центре внимания - личность (Проблемы воспитания)». Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. Тез. докл. Т.1 - Ростов-на-Дону, 1999. -С.58-59. Совместно с Паутовым Ю.С.

Подписано в печать 25.04.2000. Формат 60x84 1/16.

Печать - ризография. Усл.п.л. 1.39. Тираж 100 экз. Заказ 2000 -2?

Отпечатано в типографии Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова, 656099, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46.

Лицензия на полиграфическую деятельность ПЛД № 28-35 от 15.07.97 г.'

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Чернов, Олег Васильевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Культурно-исторические основания анализа русской батальной живописи XIX - начала XX века.

§ 1. Историко-культурный и художественно-эстетический контексты развития русской батальной живописи.

§ 2. Историография проблемы анализа русской батальной живописи XIX -начала XX века.

§3.0 значении военного костюма для понимания русской культуры конца XVIII - начала XX века.

ГЛАВА 2. Отечественная война 1812 года в батальной живописи первой половины XIX века.

§ 1. Эпоха 1812 года в живописных произведениях очевидцев и участников событий.:.:.'. .V //:.

§ 2. Сражения Отечественной войны в полотнах живописцев 1830

1850-е гг.

ГЛАВА 3. Новое видение Отечественной войны 1812 года в творчестве художников - баталистов второй половины XIX - начала

XX века.

§ 1. Общее и особенное в понимании эпохи Двенадцатого года русскими живописцами в 1860-1890 -е гг.

§ 2. Произведения мастеров батального жанра начала XX века о событиях 1812 года.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Чернов, Олег Васильевич

Постановка проблемы

В условиях социальной нестабильности в поисках выхода люди часто обращаются к своему прошлому. Прошлое России богато и уникально. Оно может служить основой для принятия решения в самых различных областях жизни людей - политике, экономике, искусстве, науке и пр. Создание новой системы ценностей в постсоветской России не будет эффективным, если не учитывать нашего исторического наследия. Обращение к истории Отечественной войны 1812 года в этой связи не только оправдано, но и актуально. Подъем духа, патриотизм, всемерная поддержка государственности - важная составляющая победы русских войск над армией Наполеона. Необходимость в подобном единении для завершения начатых реформ остро ощущается в российском обществе и в настоящее время. Как показывает история, оно вполне возможно.

Важнейшим фактором объединения выступает соответствующая духовная атмосфера в обществе. В большой мере этому способствует искусство, в частности, живопись. Наглядно-чувственная форма данного вида искусства как бы "заряжает" общество идейно-нравственным зарядом, создает духовную ауру вокруг людей. В этом случае постоянной потребностью является полнота оценки, ее конкретность в освещении важнейших исторических событий, в частности Отечественной войны 1812 года. Полотна баталистов, посвященных данной тематике, в этом случае реализуют не только узкопотребительские, утилитарные запросы публики, но и формируют высокий духовный гражданский потенциал, как органическую часть нашей духовной культуры.

Сцены сражений, бивуачная жизнь войск, изображение солдат воюющих армий - это не только патриотизм, гордость за военную мощь русского народа. Это в большей степени тот фундамент, опираясь на который, зрители формируют свое человеческое и гражданское достоинство, благодаря которому и можно сегодня противостоять процессам вестернизации.

До сих пор предметом специального исследования произведения батальной живописи XIX - начала XX вв. о 1812 годе по существу не становились. Возникает необходимость вовлечения в научную орбиту доселе остававшихся в тени батальных полотен. Стимулирующим фактором, повлиявшим на направление работы, стало повышенное внимание научных кругов и общественности к эпохе Наполеона и Отечественной войны, особенно в свете "наполеоновских" юбилеев: 185-летия окончания заграничных походов русской армии, 200-летия Консульства Наполеона Бонапарта, 200-летия его Маренгской кампании, 185-летия Ватерлоо и т.д.

Обращение к данной теме есть выражение интереса современного российского общества к своим историческим истокам и культурному наследию как фундамента выработки нового мировоззрения в постсоветский период отечественной истории.

Степень изученности темы. Исследование батальной живописи о событиях 1812г. и наполеоновских войнах до последнего момента носило эпизодический характер. Как правило, это искусствоведческие издания и статьи о выдающихся мастерах батального жанра и основных тенденциях его развития в XIX - начала XX вв. Выделяются следующие отечественные и зарубежные исследователи: К.С.Кузьминский, В.В.Садовень, В.М.Глинка,

A.В.Помарнацкий, А.К.Лебедев, О.В.Федорова, В.С.Турчин, Б.И.Асварищ, Г.В.Вйлинбахов, А.Шнаппер, Ф.Робишон и др.

О произведениях изобразительного искусства в функции исторических источников идет речь в работах методологического плана: И.Д.Ковальченко,

B.И.Стрельского, В.А.Ельчанинова и др.

Широкий спектр проблем униформологии и военной истории наполеоновского периода охватывают уникальные труды, публикации и рукописные материалы А.В.Висковатова, Г.С.Габаева, В.В.Звегинцова,

A.И.Таланова, П.Ф.Космолинского, И.Э.Ульянова, А.Васильева, А.Вальковича,

B.Соловьева, Эмира Бухарского, О.фон Пивки, Ф.Хейторнтуэйта, Р.Шартрана и др.

В целом, степень изученности вопросов, рассматриваемых в диссертации, не вполне удовлетворительна, затронута лишь "верхушка айсберга". Материалы исследований чаще всего недоступны, ограничены мизерным тиражом, не переведены на русский язык. В научной литературе должного освещения не получили вопросы, связанные с созданием тех или иных полотен батального жанра о войне с наполеоновской Европой в 1812г., с творческой работой художников - баталистов, нет специального труда по униформологии 1812г., занимающей едва ли не главное место в батальном изобразительном искусстве.

Проблема диссертации формулируется следующим образом: какова степень адекватности отражения в русской батальной живописи XIX - начала XX вв. событий Отечественной войны 1812г. с учетом культурно-исторических реалий данного периода.

Предметом исследования выступают произведения отечественной батальной школы на тему наполеоновской кампании в России 1812г.

Объект исследования - культурно-историческая реальность как условие создания и развития русской батальной живописи XIX - начала XX вв. о войне 1812г.

Осознание проблемы, объекта и предмета исследования задает цель и задачи диссертации.

Цель исследования определяется поставленной проблемой. Ею является исследование событий Отечественной войны, представленных в произведениях русской батальной живописи XIX - начала XX вв., выявление ценностно-содержательного аспекта художественных памятников батальной школы в ее конкретно-историческом развитии и культурологическом значении.

Целевая установка обусловила соответствующий комплекс задач:

- зафиксировать культурологический контекст русской батальной живописи XIX - начала XX вв.

- оценить значение эпохи 1812 года для художественной культуры России

XIX - начала XX вв. в целом и батальной живописи в частности.

- выделить события русской кампании Наполеона, получившие свое отражение в батальных картинах на разных этапах развития военно-исторического направления в живописи.

- выяснить уровень информативности произведений батального жанра об эпохе Двенадцатого года.

- определить роль феномена военного костюма в батальной живописи и культурном контексте общества и эпохи.

- зафиксировать место батального изобразительного искусства на тему 1812г. в исторической динамике культуры России XIX - начала XX вв.

Методология исследования. Круг поставленных в работе задач потребовал серьезного методологического фундамента. В его состав вошли как общие, так и специальные методы: анализа и синтеза, метод исторического и логического, сравнительный и культурно-исторический, что позволило достаточно полно исследовать заявленную тему.

Научная новизна диссертации состоит в получении следующих результатов:

1. Показано позитивное влияние эпохи Отечественной войны на русскую художественную культуру и менталитет российского общества XIX - начала

XX вв.

2. Раскрыты социально-гносеологическая и культурологическая функции произведений батального жанра посвященных войне 1812г.

3. Проанализированы основные эпизоды кампании 1812г., запечатленные батальными живописцами XIX - начала XX вв. и отличительные черты трансформации взглядов на войну с Наполеоном в процессе эволюции батальной школы в России.

4. Выявлена информативная ценность полотен отечественной батальной живописи по теме 1812г.

5. Исследован вопрос о роли и значении военного мундира наполеоновской эпохи в произведениях русской батальной живописи XIX -начала XX вв. об Отечественной войне в его культурном и военном аспектах.

Основные положения диссертации, которые выносятся на защиту:

1. Отечественная батальная живопись имела глубокие истоки в древнерусском искусстве. Зарождение военно-исторического жанра в России как светского направления произошло благодаря эпохе просвещения. События Двенадцатого года и культурные перемены, с ними связанные, катализировали процесс оформления батальной школы в России. В духовном плане батальная живопись о 1812 годе сконцентрировала в себе патриотические идеи, питавшие российское общество в течение XIX - начала XX вв. и способствовавшие становлению русской нации.

2. Тематическая направленность произведений живописи о 1812 годе зависела не только от официальной идеологии, но и от идейных концепций академизма и реализма. Академическая батальная школа ориентировала на исключительно военно-историческое раскрытие темы. Установки реализма, возобладавшие со второй половины XIX в., делали ставку на бытописание войны и социальную характеристику ее участников, что стало следствием проникновения народничества в изобразительное искусство. Передвижничество, посредством батальных полотен, сделало тему Отечественной войны широкодоступной и интегрировало достижения русских баталистов в мировое изобразительное искусство и культуру.

3. В качестве исторического источника значимость батальных произведений неодинакова. Современные эпохе полотна по своей информативности уравниваются с источниками письменного характера. Поздние работы уже не содержат элемент свидетельской сопричастности, но она частично компенсируется у отдельных мастеров иллюзией присутствия, достигнутой с помощью принципа историзма и новых приемов. Живописцы академической школы больше внимания уделяли военному мундиру, прическам, манере владения оружием, правилам воинского этикета, приемам боя, способам кавалерийской посадки и породам лошадей. В информативном плане полотна реалистов уступают академическим, так как, главным образом сосредоточены на обличительстве и подчеркивании народного характера войны. Выделяются те батальные работы о 1812 годе, где достигнут синтез позитивных сторон двух школ и событиям придан масштабный характер.

4. Военный мундир в XIX - начале XX вв. был важным элементом, знаковым символом быта и культуры российского и вообще европейского общества. Его универсальность сказывается в том, что униформа в фактуре военно-исторической картины занимает едва ли не первое место. Отличительными чертами русского мундира являлись следующие: традиционность, заключающаяся в приверженности воинским традициям, идущим от Древней Руси и петровской эпохи; следование, за редким исключением, в русле европейской военной и гражданской моды; система цветовых комбинаций, воспринятая от стрелецких полков и армии Петра Великого; сакраментально-символическое значение военной формы в историко-культурном контексте указанного времени.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее теоретические положения и выводы могут использоваться для дальнейшего исследования проблемы адекватности батальных полотен о 1812 годе реальным историческим событиям. Основные идеи и положения исследования заполняют лакуну в научных исследованиях по означенной теме в области культурологии, истории и искусствоведения и обеспечивают решение вопросов, касающихся специфики батальной живописи. Материалы диссертации найдут свое применение при разработке лекционных курсов и написании монографий по исторической культурологии, военной истории, мундироведению, батальной живописи и источниковедению, могут быть использованы в преподавательской практике в школе, при чтении соответствующих спецкурсов и факультативов. Примененная методика может использоваться для анализа всей батальной живописи как явления русской культуры XIX - начала XX вв. Данные диссертации будут полезны и вне сферы науки: для постановки исторических спектаклей и фильмов по периоду наполеоновских войн; для создания батальных произведений на сюжеты походов Наполеона; для униформирования военно-исторических групп и клубов международного движения "Реконструкции", объединяющего под лозунгом "Дорогами прошлых войн - к миру" все больше и больше людей из разных стран, в точности воссоздающих военные мундиры, походный быт, воскрешающих во время униформологических фестивалей на местах знаменитых наполеоновских сражений дух той великой эпохи; результаты исследования могут использоваться и в целях просвещения населения через средства массовой информации.

Апробация работы. Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре валеологии Алтайского Государственного технического университета, кафедре истории и музейного дела Алтайского Государственного института искусств и культуры, отдельные результаты её положений представлены на 56-ой научно-технической конференции (Барнаул, АлтГТУ, 1999 г.) и всероссийской межвузовской научно-практической конференции "Российский ВУЗ: в центре внимания - личность (Проблемы воспитания)" (Ростов-на-Дону, ДГТУ, 1999г.), а также отражены в научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и иллюстрированного приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX - начала XX века"

Выводы по главе. Период с начала 1860-х до 1910-х годов ознаменовался дальнейшим ростом интереса живописцев к эпохе Двенадцатого года, но в иных, чем прежде, условиях. На первых порах ситуация осложнялась крайне острой борьбой в идейном плане между представителями старой академической традиции и. нового реалистического направления. Это привело к временному забвению непопулярного среди общественности 60 - 70-х годов батального жанра, заслоненного более актуальными и проблемными жанрами: бытовым, портретным, пейзажным и историческим.

Стимулом к возрождению батальной картины послужили успешные военные кампании в Средней Азии и в ходе русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. Отсюда закономерным выглядит интерес, возникший у художников по отношению к военной истории прошлого, первым делом к Отечественной войне, представление которой давало возможность решить вопрос об истинной роли народа, рядового русского солдата в ней. Подобная направленность убедительно проявилась в картинах В.В.Верещагина из серии "Наполеон 1 в России 1812 года".

Весьма важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок.

Примеру Верещагина последовали многие баталисты (А.Д. Кившенко, Ф.А.Чирка, И.Ф.Прянишников, В.В.Мазуровский, Н.С.Самокиш и др.), затронувшие не только известные, но и ранее не востребованные сюжеты, взглянув на них с новых, реалистических позиций. Не всем авторам полотен удавалось с документальной точностью и полно показать эпопею 1812 года, отчасти потому, что отдельные художники уделяли главное внимание эмоционально - психологической стороне в ущерб военно-исторической и технике рисунка.

183

Позитивным было то, что в это время мастера батальной живописи рассматривали Отечественную войну не только как столкновение между регулярными армиями, но и с точки зрения действий партизанских отрядов, иррегулярных войск, бытовой стороны войны.

Логическим завершением в разрабатывании темы борьбы русского народа с наполеоновской армией стала панорама Ф.А.Рубо "Бородинская битва", сочетавшая в себе современный исторический взгляд на крупнейшее сражение 1812 года и новые технические и художественные приемы, позволившие представить это событие в более цельном, масштабном виде.

Работы русских баталистов, посвегценные Отечественной войне, имели не только искусствоведческое, но и большое культурно-историческое значение, ибо в них мы видим увеличение роли ботальной живописи в общей панораме культурной жизни России. Через призьму художника осмыслены исторические и культурные артефакты в России данного периода, выявлены особенности изменения менталитета народов нашей страны, динамики общественно-политического и промышленного устройства Российского государства, возникновение таких психологических черт русского народа, как национальное достоинство, патриотизм, культурная толерантность и раскрытие его творческого потенциала.

Заключение

События Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры и послужили предвестником появления в России национальной батальной школы, которой до этого не существовало.

Полученные результаты позволяют сказать, что нравственный и эмоциональный подъем, порожденный эпохой Двенадцатого года, во многом способствовал тому, чтобы художники обратились к сюжетам и персонажам русской истории в образе сражений и героев Отечественной войны. На примере отобранных картин видно, что актуальность этой темы нашла свое выражение не только в работах очевидцев и современников, но и мастеров последующих поколений, черпавших в ней вдохновение.

Выделяется несколько последовательных и взаимосвязанных этапов в процессе исследования эпохи Отечественной войны представителями русской батальной школы:

1)В 1810 - 1820-е гг. события войны с наполеоновской Францией становятся предметом рефлексии в русском изобразительном искусстве. Немногочисленные батальные живописцы, как правило, фиксируют эпизоды, участниками и очевидцами которых они являлись.

2) 1830 - 1850-е гг. отмечены всплеском исследовательского интереса к эпохе Наполеона. В центре внимания мастеров академической школы оказываются исключительно военные события, в которых участвовала регулярная, в основном русская, армия. Наблюдается строго научный подход в изучении темы 1812 года: тщательный подбор и анализ письменных и иконографических источников, вещественных памятников и т.д.

3) 1860 - 1890-е гг. связаны с критическим переосмыслением эпохи Отечественной войны сторонниками реалистического направления. Ими проводится большая исследовательская работа с целью подчеркнуть народный характер войны 1812 года. Ярче всего это проявляется в творчестве В.В. Верещагина. При всем том, униформологическому аспекту художники отводят минимальное значение.

4) 1900 - 1910-е (до 1917 г.) гг. Для этого этапа характерен широкий охват темы, чем объясняется и разнообразие сюжетов. Центральное внимание уделяется все же эпизодам боевых действий, реконструируемым с помощью значительной источниковой базы, современных исторических трудов и консультаций с военными историками.

Собранные автором диссертации материалы позволили установить, что в 1-ой половине XIX века живописцев интересовали батальные эпизоды 1812 года (сражения, подвиги отдельных военачальников и воинских частей и т.п.). Тематика полотен целиком отражала господствовавший тогда взгляд на войну как на действия регулярных армий. Во 2-ой половине XIX - начале XX века, наряду с традиционными, берутся нереализованные прежде сюжеты (партизанское движение, Наполеон и его армия в России и др.).

По результатам исследовательской работы удалось установить, что в конце XIX - начале XX века происходит естественный процесс интеграции русской батальной живописи в мировое изобразительное искусство, чему способствовали многочисленные экспозиции полотен о 1812 годе В. Верещагина и Ф. Рубо. Они раскрыли в своем творчестве, воплотившем в себе достижения академической и реалистической батальной школы, тему Отечественной войны в современном ее понимании. В строгом смысле, это не всегда приводило к точному описанию исторических фактов и персонажей.

Серьезным недостатком, сыгравшим немалую роль в судьбах батальной живописи о 1812 годе, являлось отсутствие в России большого частного рынка, подобного французскому, обеспечивающего авторов клиентурой,

186 испытывающей потребность в полотнах "наполеоновской" тематики. Основным заказчиком оставалось правительство, точнее царь и члены его семьи, что обусловило, в известной степени, тематическую направленность и условия развития батального жанра.

Художников, писавших картины об Отечественной войне, за отсутствием постоянной поддержки правительственных кругов, было не так много и работали они часто на свой страх и риск.

В целом, несмотря на влияние некоторых негативных факторов, тема войны русского народа против наполеоновского нашествия была вполне достойно представлена в русском изобразительном искусстве XIX - начала XX века.

В диссертации освещена творческая деятельность наиболее крупных баталистов XIX - начала XX века, рассмотрены лишь значительные, на наш взгляд, произведения, повествующие о русской кампании Наполеона. Автор попытался дать общее представление о том, как эта тема отразилась в батальной живописи данного временного периода и полагает, что затронутая проблема, на более широком научном материале, станет предметом будущего исследования, перспектива которого представляется очевидной.

 

Список научной литературыЧернов, Олег Васильевич, диссертация по теме "Историческая культурология"

1. БТВП. Серия 7 Ф. Конское снаряжение французской армии. БТВП. Серия 8 Р. Общие сведения о русской армии. БТВП. Серия 15 Ф. Франция. Маршалы и генералы.

2. БТВП. Серия 28 Ф. Франция. Кирасирские полки. БТВП. Серия 30 Ф. Франция. Кирасирские полки.

3. БТВП. Серия 31 Ф. Франция. Императорская гвардия. Пешие гренадеры. БТВП. Серия 42 Ф. Франция. Линейная пехота.

4. БТВП. Серия 64 Р. Россия. Кирасирские полки 1802 1825 гг.

5. Земцов В.Н. Екатеринбургский пехотный полк в 1812 1814 гг. - М. - Свердловск: ВИК, 1989.

6. Земцов В.Н. Униформы швейцарских полков армии Наполеона 1812 г. Свердловск: ВИК -20. 1987.

7. Земцов В.Н. Швейцарские полки в 1812 г. Свердловск б.г.

8. Космолинский П.Ф. Гренадерские шапки образца 1802г. (1). М.: ВИК - 6.1985.

9. Космолинский П.Ф. Гренадерские шапки образца 1802 г. (2). М.: ВИК - 16. 1989.

10. Состав и численность Большой армии 5-7 сентября 1812 года. Екатеринбург: ЕВИК-4.

11. Бородино. Документы, письма, воспоминания. М.: Советская Россия, 1962. -415 с.

12. Верещагин В.В. Повести. Очерки. Воспоминания. М.: Советская Россия,1990. -352 с.

13. Военная старина. Документы, свидетельства, факты. // Цейхгауз. 1998. - №8. -С. 21-23.

14. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М.: Военйздат, 1987. - 383 с. Давыдов Д.В. Военные записки. - М.: Военйздат, 1982. - 358 с.

15. Русские мемуары. Избранные страницы. 1800 1825 гг. - М.: Правда, 1989. -624с.

16. России двинулись сыны: Записки об Отечественной войне 1812 года её участников и очевидцев. М.: Современник, 1988. - 638 с.

17. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1991. -719 с.1. Справочная литература.

18. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984. - 836 с. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. - М.: Искусство, 1965. -98 с.

19. Адаменко Д. Униформы музыкантов французской армии // Император. 1994. -№2.-С.7-14.

20. Асварищ Б.И.ДЗилинбахов Г.В. Отечественная война в картинах Петера Хесса. -JL: Искусство, 1984. 127с.

21. Асварищ Б.И. "Совершенно модный живописец". Франц Крюгер в Петербурге. СПб: Славия, 1997. - 176с.

22. Бантыш-Каменский Д. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4-х частях. М.: Культура, 1990 (репринт 1840 г.). - Ч. 3-4. -616с.

23. Барышников С.О., Турусов В.П. Различия нижних чинов армейских кирасирских полков. Табл.1 // ВИФ. 1995. - №3.

24. Бегунова А.И. Путь через века : Фрагменты истории войска российского. М.: Молодая гвардия, 1988. - 303с.

25. Бегунова А.И. Сабли остры, кони быстры. Из истории русской кавалерии. -М.: Молодая гвардия, 1992. 256с.

26. Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. М.: Просвещение, 1993. - 160с. Бегунова А.И. Русская конная артиллерия от Аустерлица до Бородина // ВИЖ. -1992. - №5. - С.62-64.

27. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.4. М.: Изд-во АН СССР (Институт русской литературы), 1954.

28. Бунин Ф.Г. Боевой путь л. гв. Черноморской сотни в 1812 году // ВИФ. - 1996. -№ 5.-С. 19-20.

29. Валлотон А. Александр I. М.: Прогресс, 1991. - 397 с.

30. Валькович А. Армейские гусары 1812-1816 гг. Новые материалы // Цейхгауз. -1991. №1. - С.19-23.

31. Валькович А. Кирасы 1812 года//Цейхгауз. 1.996. - №5. - С.16-18. Васильев А. Русская регулярная кавалерия в Бородинском сражении, Боевое расписание // Цейхгауз. - 1993. - №1(2). - С. 11-14.

32. Васильев А. Русская регулярная кавалерия в Бородинском сражении. Боевое расписание // Цейхгауз. 1994. - №3. - С. 19-20.

33. Васильев А. Кавалерия Наполеона в Бородинском сражении. Боевое расписание //Цейхгауз. 1995. -№4. - С.13-15.

34. Васильев А. Кавалерия Наполеона в Бородинском сражении. Боевое расписание //Цейхгауз. 1996. - №5. - С. 13-15.

35. Васильев А, Кавалерия Наполеона в Бородинском сражении. Боевое расписание // Цейхгауз. 1997. - №6. - С.25-27.

36. Васильев А. Французские карабинеры при Бородино // Цейхгауз. 1993. -№1(2). -С.6-10.

37. Васильев A.A., Космолинский П.Ф. Сабля, ташка, конь гусарский //Наука и жизнь. 1988.-№ 9. - С.152-153.

38. Вилинбахов Г. Санкт-Петербург « военная столица » / Наше наследие. - 1989. -№1.-С. 14-22.

39. Виноградов А. Род Богарне //Родина. 1992. - №6-7. - С. 42-43. Висковатов A.B. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по Высочайшему повелению. - СПб.,1901. -4.10,15.

40. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М.: Наука, 1990.-335с.

41. Габаев Г.С. Роспись русским полкам 1812 года. Киев, 1912. - 297с. Гавриляченко С. На картине нет убитых.//Родина. - 1998. - №3-4. - С. 62-63. Герои 1812 года. Сборник. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 608с.

42. Глинка В.М., Помарнацкий A.B. Военная галерея Зимнего дворца. Л.: Аврора, 1974. - 203с.

43. Глинка В.М. Русский военный костюм XVIII начала XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 239с.

44. Гусары эпохи 1812 года : Вып.1. М.: Прометей, 1989. Гончарова Н. Воскрешая историю //Художник. - 1989. - №10. - С. 40-56. Горшман А. Портреты из ленинградского альбома //Цейхгауз. - 1993. - №1(2). -С. 16-19.

45. Грибоедов A.C. Сочинения. М.: Правда, 1986. - 430 с.

46. Дёмин Л.М. С мольбертом по земному шару : Мир глазами Верещагина. М.: Мысль, 1991.-373с.

47. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М.: Наука, 1974. - 451с. Заичкин И.А., Почкаев H.H. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. - М.: Мысль, 1994. - 765 с.

48. Звегинцов В.В. Русская армия. Париж, 1973. - 4.IV. 1801 - 1825.

49. Звегинцов В.В. Кавалергарды // Родина. 1990. - №2. - С. 59.

50. Земцов В.Н., Ляпин В.А. Екатеринбург в мундире. Екатеринбург: Средне

51. Уральское книжное издательство, 1992. 240 с.

52. Земцов В.Н. Дивизия Компана в бою за Шевардинский редут 5 сентября 1812 года // Сержант. 1998. - №7. - С. 3-8.

53. Земцов В.Н. Битва при Москве-реке. Армия Наполеона в Бородинском сражении. М.: Рейтар, 1999. - 208 с.

54. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. Томск: ТГУ, 1973.-224 с.

55. Калитина H.H. Французский портрет XIX века. JL: Искусство, 1986. - 279с. Касатиков С.Э., Стрижак A.B. Инженерные части Наполеона. - Харьков: Рейтар, 1996. -40с.

56. Касатиков С.Э., Теленик А.Ф. Артиллеристы Наполеона. Харьков: Рейтар, 1995. - 40с.

57. Касатиков С.Э., Теленик А.Ф. Конные артиллеристы Наполеона. Харьков: Рейтар, 1996.-40с.

58. Керсновский A.A. История русской армии. В 4 томах. Т.1. - М.: Голос, 1992. -304с.

59. Кибовский А. Кавалергарды и Конная гвардия в 1812 1814 //Цейхгауз. - 1998. - №8. - С. 12-23.

60. Клавдиев С.М. Русские панорамы « Оборона Севастополя » и « Бородинскаябитва ». М.: Советская Россия, 1972. - 136с.

61. Клаузевиц К. фон. 1812 год. М.: Гос. воен. издат., 1937. - 275с.

62. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.440с.

63. Королёв В. Кивер пехотный образца 1812 года //Орёл. 1993. - №3. - С. 40.

64. Королёв В., Летин С. Русский кирасирский колет 1 четверти XIX в. // Цейхгауз.- 1995.-№4.-С. 10-12.

65. Кудряшов И.Ю. Линейная пехота Франции, 1812 1815. Регламент Бардена //Сержант. - 1997. - №4. - С. 27-36.

66. Лапин В.В. Семеновская история: 16-18 октября 1820 года. Л.: Лениздат, 1991. -251с.

67. Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1972. - 394с.

68. Лебедев А.К., Солодовников A.B. В.В.Верещагин. М.: Художник РСФСР, 1987. - 179с.

69. Левицкий H.A. Полководческое искусство Наполеона. М.: Гос. воен. из-дат.,1938.-278с.

70. Лепеллетье Э. Тайна Наполеона. Сборник 3. - М.: Дайджест, 1992. - 432с. Людвиг Э. Наполеон. - М.: Вагриус - Захаров, 1998. - 591с.

71. Люшковский В.М., Смирнов A.A. Действие артиллерийского расчета // ВИФ. -1996. №4.-С. 9-10.

72. Мережковский Д.С. Наполеон. Нальчик: Логос, 1992. - 351с. Наполеон. Избранные произведения. - М.: Воениздат, 1956. - 787с. Наполеон Бонапарт. Из собрания ГИМ. - М.: Государственный исторический музей, 1994.

73. Национальный музей. Варшава. М: Изобразит, искусство, 1977. - 272с. Недаром помнит вся Россия. - М.: Советская Россия, 1986. - 279с. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. - М.: Изобразит, искусство, 1989.- 360с.

74. Отечественная война и русское общество. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1911 -1912. -Т.1-6.

75. Отечественная война 1812 года в художественных и исторических памятниках из собраний Эрмитажа. Л.: Искусство, 1963. - 194с.

76. Очерки русской культуры XIX века. Т.1 Общественно-культурная среда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 384 с.

77. Певец во стане русских воинов : Русские писатели участники и современники

78. Отечественной войны 1812 года. М.: Дет. лит., 1987. - 335с.

79. Плужников О. Орден Почётного Легиона //Император. 1994. - №3. - С.23-36.

80. Подмазо A.A. Шефы и командиры регулярных полков русской армии (17961815). М.: Музей-панорама "Бородинская битва", 1997. - 111с.

81. Попов А.И. Бородинское сражение (Боевые действия на северном фланге).

82. Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. 112с.

83. Попов А.И. Бородино. Хроника сражения. Меж двух вулканов. Боевые действия в центре Бородинского поля. М. Харьков: Рейтар, 1997. - 52с. Попов С.А. «Шефские» полки и их отличия в эпоху Александра I //Сержант. -1997. - №4.-С. 11-15.

84. Попов С. Батальонные и ротные различия армейской пехоты в эпоху императора Александра I //Цейхгауз. 1998. - №7. - С. 10-13.

85. Потрашков C.B. Харьковские полки: три века истории. Харьков: ОКО, 1998. -168с.

86. Прочко И.С. История развития артиллерии. СПб: Полигон., 1994. - 495с. Пушкин A.C. Сочинения. - М.: ОГИЗ Госиздат худож. лит., 1949. - 952с. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.

87. Россия : истоки и современность. Ордена XVII XIX вв. - М.: Панорама, 1991. Русская армия 1812 года. Вып. 1-4. - М.: Изобразит, искусство, 1987-1990. Русская историческая живопись до Октября 1917 года. - М.: Изобразит, искусство, 1962.

88. Садовень B.B. Русские художники-баталисты XVIII XIX веков. - М.: Искусство, 1955. -431с.

89. Самонин С. Гвардейские пехотные кивера образца 1909г. //Цейхгауз. 1993. -№3.-С. 2-11.

90. Семченко В.И. Лейб-гвардии Гренадерский полк //ВИЖ. 1991. - №10. - С. 6365.

91. Сироткин В.Г., Козлов В.Т. Традиции Бородина : память и памятники. М.: Знание, 1989. - 64с.

92. Слоон В. Новое жизнеописание Наполеона I. В 2-х т. М.: Алгоритм, 1997. Смирнов A.A. « Аракчеевская » артиллерия. Русская полевая артиллерия системы 1805 года. М.: Рейтар, 1998. - 48с.

93. Смирнов А. «Солдат должен быть . украшен» . Военный мундир как символ // Родина. 1995. - №1. - С.84-88.

94. Смирнов А. « Знамя есть священная хоругвь.» //Родина. 1994. - №8. - С.90-94.

95. Смирнов А. Имя полка // Родина. 1996. - №4. - С.37-42.

96. Соловьёв В.Н. Армейская пехота при Александре I //ВИФ. 1997. - №8. - С. 4-5. Соловьёв В.Н. Кивера армейской пехоты 1812 - 1814 // ВИФ. - 1997. - №9. - С. 4-6.

97. Соловьёв В.Н, Офицеры л.-гв. Драгунского полка, 1809 17 //ВИФ. - №10. -1998. - С. 3-5.

98. Старк В.П. Портреты и лица. XVIII середина XIX в. - СПб.: Искусство - СПб, 1994.-272с.

99. Стио Р.Д. Знаки отличия ордена Почётного Легиона //Император. 1994. - №3. -С.13-22.

100. Таланов А.И. Гусарская баллада //ВИЖ. 1991. - №2. - С. 62-65. Таланов А.И. Знамёна русской пехоты 1812 - 1814 гг. // ВИЖ. - 1991. - №3. - С. 62-66.

101. Таланов А.И. Штандарты русской кавалерии в Отечественной войне 1812 года//ВИЖ. 1991. - №8. - С. 64-66.

102. Таланов А.И. Гвардейские казаки // ВИЖ. 1992. - №3. - С. 77-80.

103. Таланов А.И. Конная гвардия // ВИЖ. 1991. - №12. - С. 64-66.

104. Таланов А.И. Кавалергарды. По страницам полковой истории. М.: Рейтар,1997.-48с.

105. Таланов А.И. Дворцовые гренадеры // ВИЖ. 1992. - №4-5. - С. 62-63.

106. Тарле Е.В. Избранные сочинения в 4-х томах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.1. Т. 1-2.

107. Тартаковский А. Обманутый Герострат // Родина. 1992. - №6-7. - С. 88-93. Тихонов Н.С. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1981. - 696с. Толстой Л.Н. Избранные сочинения. В 3-х томах. - М.: Худож. лит., 1988. - Т. 12.

108. Ульянов И.Э. Регулярная пехота 1801 1855. - М.: ООО Издательство ACT, 1996. -248с.

109. Фёдорова О.В. Франц Рубо. М.: Искусство, 1982. - 148с. Французская армия 1812. Вып. 1. Старая гвардия. - Харьков: Рейтар, 1998. Халаминский Ю. Ф.А.Рубо. - М.: Искусство, 1952. - 47с.

110. Хейсорнсвейт Ф. Гвардейская пехота Наполеона 1. Лондон: Оспрей, 1996.-48с.

111. Шведов С.В. Русская армия 1805 1815 гг. // ВИЖ. - 1989. - №6. - С. 64-65. Шиканов В.Н. Под знаменами императора (малоизвестные страницы наполеоновских войн). - М.: Рейтар, 1997. - 168 с.

112. Эмир Бухары. Гусары Наполеона. Лондон: Оспрей, 1996. - 48с.1. Альбомы.

113. Глинка В.М. Русский военный костюм XVIII начала XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1988,- 239с.

114. Корх A.C. Михаил Илларионович Кутузов. М.: Внешторгиздат, 1989. - 120с. Наполеон Бонапарт. Из собрания ГИМ. - М.: Государственный Исторический музей, 1994.

115. Недаром помнит вся Россия. М.: Советская Россия, 1986. - 279с.

116. Серков С.Р. « Вспомним, братцы, россов славу.». 24 планш. М.: Воениздат,1991.

117. Шнаппер А. Давид. Свидетель своей эпохи. М.: Изобразит, искусство, 1984.

118. Иконографические источники.

119. Болтышев В.Н. Форма одежды Московского гренадерского полка в 1812 году//ВИЖ.-1991. №4.

120. Болтышев В.Н. Форма одежды Павловского гренадерского полка //ВИЖ. 1992. -№11-12.

121. Неизвестный художник. Cuirassier 5th regiment of cuirassiers с. 1812.

122. Knotel H. Napoleonic Uniforms c.1812.

123. Funcken L. et F. Les soldats du premier Empire. Pl. №87.

124. Girbal J. and Hourtoule R. Soldats et uniformes du premier Empire. Pl. 11, 12, 26, 31,32,48.

125. Nicolson J.B.R. Chasseurs a cheval. Pl. 6-13. Rigo. Les artilleurs a pied du Consulat et de l'Empire. Vincit. French Hussars. First Empire.

126. Литература на иностранных языках.

127. Blond G. La Grand Army. London: Arms and Armour, 1997. - 544p.

128. Chartrand R. Napoleonic Wars. Napoleon's Army. London: Brasse'ys Ltd, 1996.144p.

129. Defieux J.-P. La Moscowa. 7 septembre 1812 // Uniformes. 1979. - № 29.

130. Emir Bukhari. Napoleon's cuirassiers and carabiniers. London: Osprey, 1977. - 48p.

131. Emir Bukhairi. Napoleon's Guard Cavalry. L.: Osprey, 1978. - 48p.

132. Forster G., Hoch P. und Muller R. Uniformen europaischer Armen. Berlin: Millitarverlag der DDR, 1978. 292s.

133. Haythornthwaite P. Weapons and Equipment of the Napoleonic wars. London: Arms and Armour, 1996. - 192p.

134. Haythornthwaite P. Napoleon's Specialist Troops. London: Osprey, 1992. - 48p. Haythornthwaite P. The Russian Army of the Napoleonic Wars(l): Infantry, 1799 -1814. - London: Osprey, 1987. - 48p.

135. Haythornthwaite P. Uniforms of Napoleon's. Russian campaign. London: Arms and Armour, 1996. - 203p.

136. Hofschroer P. Leipzig 1813. London: Osprey, 1997. - 96p.

137. Muller H., Kolling H. Europaische hieb und Stichwaffen. - Berlin: Millitarverlag der DDR, 1983. - 448s.

138. Muller H., Kunter F. Europaische helme. Berlin: Millitarverlag der DDR, 1984. -314s.

139. Muller R., Lachmann M. Spielman Trompeter - Goboist. - Berlin: Millitarverlag der DDR, 1988. - 120s.

140. Gonzalez Palacios A. David et la peinture napoléonienne. - Paris: Editions tete de feuilles, 1976. - 100 p.

141. Pigeard A. Les Leib Kurassiergarde Saxons 1806 - 1813 //Tradition magazine. -1991. -№54-55.

142. Tulard J. Une Fin de siecle «napoléonienne» //Tradition magazine. 1991. - №57.248