автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Открытка как феномен художественной культуры

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Родионова, Анна Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Открытка как феномен художественной культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Открытка как феномен художественной культуры"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА

На правах рукописи

РОДИОНОВА Анна Евгеньевна

ОТКРЫТКА КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (на материале русской открытки конца XIX - начала XX века)

Специальность 09.00.04 - эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1995

Работа выполнена на кафедре социально—культурного прогнозирования Российского института переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Ч.Г.ГУСЕЙНОВ Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор В.М.Сапунов, кандидат философских наук В.В.Мильков

Ведущая организация — Российский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова

Защита состоится ¿У" 1995 г. в

гг /

"" часов на заседании Специализированного совета К.092.18.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Российском институте переподготовки работников искусства, культуры и туризма по адресу: 123007, Москва, ул. 5-я Магистральная, 5/12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского института переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Автореферат разослан " 1995

Ученый секретарь Специализированною совета, /

доцент / ИА.Гаврилова

- 1 -

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Период конца XIX - начала XX века в России характеризуется подъемом промышленного производства, своего рода капитализацией искусства, что и повлияло на выпуск художественных изделий в небывало широком масштабе. В свою очередь в этот период наблюдался глубокий кризис в духовной жизни России под влиянием социально-исторических процессов - военных и революционных событий. Сложное переплетение эстетических и социальных проблем отразилось на художественной жизни России, многообразии философско—эстетических исканий в искусстве.

Художественные открытия, возникавшие в элитарных жанрах искусства, промышленное производство внедряло в массы, в результате чего индивидуальное становилось достоянием всеобщего, а массовое тяготело к уникально-индивидуальному. Общедоступность красоты, подъем художественности окружающей жизни — основные лозунги, выдвинутые художественно-теоретической мыслью рубежа Х1Х-ХХ вв. Демократизация искусства заключалась в установлении тесного контакта между искусством и зрителем посредством художественных выставок и различных видов доступной всем печатной графики — наиболее действенных средств развития массовых форм искусства.

Печатная графика живо откликалась на насущные эстетические проблемы времени, создавала духовную среду, воздействующую на человека, понимание им красоты форм, линий, красок, способствовала сближению людей разных сословий, будучи одинаково доступной и в городской среде и в деревенском быту.

Под печатной графикой подразумеваются "издании, большую часть объемы которых занимает изображение с кратким текстом или бел текста"': плакаты, художественные открытки, репродукции, эстампы, а также - этикетки, включая фантики, товарные знаки, книжные знаки-экслибрисы, календарные стенки, художественно оформленные пригласительные билеты, театральные программы, меню - предметы материальной и духовной культуры времени.

Объектом исследования настоящей диссертации является выделенная из всего многообразия видов печатной графики художественная открытка.

Предмет исследования - специфика открытки как феномена художественной культуры.

Актуальность исследования художественной открытки как вида печатной графики обусловлена отсутствием обобщающего историко— эстетического исследования на вышеобозначенную тему. Существует также назревшая необходимость опровергнуть бытующие в обществе мнения о поверхностности открытки, ее отдаленности от подлинной культуры, восприятие художественной открытки в качестве ремесленного изделии, отличающегося плохим качеством репродуцирования ори-п| налов, приторностью и слащавостью сюжетов. Необходимо избавиться от господствующего в истории культуры одностороннего подхода к открытке.

Хронологические рамки работы обосновываются следующими

событиями: временем появления первых русских художественных открыток

(конец XIX века) и Октябрьской революцией 1917 г., коренным образом

издательскую систему в России, предопределившей е<

^ ГОСТ 16447-78. Издания. Термины и определения основных видов. -М., 1978. - С. 4.

идеологизацию, обусловившей тем самым значительное обеднение изобразительно-выразительной и тематической палитры открытых писем.

Цель диссертации - рассмотрен) историко-культурный процесс развития художественной открытки, сюжеты и символику ее изобразительного ряда в контексте социальной и духовной жизни общества. Данная цель определила конкретные задачи исследования:

1) обобщить существующие взгляды на историко-культурный процесс становления и развития художественной открытки как вида печатной графики;

2) предложить развернутую типологию художественной открытки, имеющую практическую направленность;

3) охарактеризовать социокультурные функции художественной открытки;

4) раскрыть и систематизировать изобразительную символику художественной открытки.

Методологической основой диссертационной работы служат теоретические достижения историко-философских, эстетических и искусствоведческих дисциплин, связанные с анализом художественной открытки в процессе ее взаимодействия с социокультурными явлениями в жизни общества. Для решения поставленных задач был использован -но мере необходимости - комплекс научных методов, взаимодополняющих друг друга, в частности - функциональный и структурно-типологический методы. Применение библиографического метода позволило выявить наиболее интересные издания, в которых прямо или косвенно отразились проблемы печатной фафики.

Источники исследования.

При изучении русской художественной открытки были использованы фонды отдела изоизданий и отдела рукописей Российской государственной библиотеки, а также - экземпляры из частных коллекций, любезно предоставленные их владельцами. Периодическая печать рубежа X1Х-ХХ вв. являлась для диссертационного исследования вспомогательным источником. К ней относятся прежде всего издания, целиком посвященные проблемам истории открытки, ее коллекционирования, продажи и связанного с этим рекламирования, — журналы "Открытое письмо" (СПб., 1904-1906), "Открытка" (Калуга, 1907-1909), "Открытое письмо" (Умань, 1906) и др.; журналы, освещающие общие вопросы коллекционирования, -"Марки и коллекционер" (СПб, 1903-1910), "Коллекционер" (Псков, 1902 г.), "Марки" (Киев, 1896—1901); отражающие развитие почтовой коммуникации ("Мочтово-телеграфный журнал"); посвященные истории искусства, художественной жизни России ("Вестник изящных искусств", "Искусство и художественная промышленность", "Художественные сокровища России"). Используются и периодические издания послереволюционного периода по общим вопросам собирания и изучения различных предметов искусства и материальной культуры, в том числе -и печатной графики: журналы "Среди коллекционеров", "Плакат", "Продукция изоискусства", "Филателия СССР", "Художник".

В диссертационном исследовании анализируются также дореволюционные каталоги издательств, выпускавших открыточную продукцию: "Общины сп. Евгении", "Ришар" в Петербурге, "Рассвет" в Киеве.

Пыли задействованы монографические труды и статьи, посвященные вопросам типологии и классификации: 'Типология изданий" (М., 1990), "Классификация русских письменных источников по

отечественной истории" Л.Н.Пушкарева (М., 1975), статьи Н.И.Бабуриной, О.Б.Враской, Г.П.Кувшиновой1. К исследованию также были привлечены работы филокартистов, среди которых особого внимания заслуживают книги Н.С.Тагрина "Мир в открытке" (М., 1978) и в "В поисках необычного" (Л., 1962), справочник М.СЗабоченя "Филокартия" (М., 1973), пособие В.В.Шлеева и Э.В.Файнштейна "Как собирать художественные открытки" (М., 1963), альбом М.Я.Чапкиной "Художественная открьггка" (М., 1993).

При изучении символики открытки использовалась научная лите-

2

ратура, в которой разработана теория символов . Философский подход позволил раскрыть связь эстетического аспекта художественной открытки с социальными условиями ее функционирования. Социокультурные функции художественной открытки анализируются в контексте эстетических исследований, посвященных художественной жизни России рубежа Х1Х-ХХ вв. (работы А А.Сидорова "Русская графика начала XX века" (М., 1969), Г.Ю. Стернина: "Художественная жизнь России 1900-1910-х годов" (М., 1988), Д-В.Сарабьянова "Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы" (М, 1989), Н.И.Бабуриной: "Русский плакат (конец Х1Х-начало XX века)" (JI.,

^Бабурина Н.И. Принципы формирования фонда изобразительных материалов в национальной библиотеке страны //Труды ГБЛ. Т.13.— М., 1976. - С.90-103; Враская О.Б. Основные положения методики каталогизации печатной графики. - М., 1965; Кувшинова Г.П. К вопросу о методах классификации изоизданий//Тез. конф. молодых специалистов ГБЛ. - М., 1989. - С. 18-19 и др.

1

Голан А. Миф и символ. - М., 1993; Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1976; Лотман Ю.М. Символ в системе культуры//Труды по знаковым системам. Вып. 21. - Тарту, 1987. -С. 10-21; Рубцов H.H. Символ в искусстве и жизни. - М., 1991 и др.

1988); Н.МЗоркой: "На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России. 1900—1910—е гг." (М, 1976) и др.).

В изучении художественной жизни России огромным подспорьем являлась также мемуарная литература .

Научная новизна диссертации состоит в том, что открытка впервые вводится в научный оборот как источник изучения художественной жизни России рубежа XIX-XX вв. Составлена развернутая классификация русской художественной открытки, на наш взгляд, более полная по сравнению с предшествующими. Выявлены социокультурные функции художественной открытки. Впервые дается классификация и подробный анализ символов русской художественной открытки.

Практическое значение диссертации

Диссертационное исследование может служить основой:

— для практической работы с фондами открыток в отделах изоизданий библиотек, архивов и музеев;

— для разработки методических рекомендаций, направленных на совершенствование современной практики издания художественных открыток;

— при чтении курсов по истории искусства России рубежа Х1Х-ХХ вв., а также подготовке обобщающего монографического исследования о русской художественной открытке.

Апробация диссертационного исследования

Основные положения и выводы диссертации были опубликованы в ряде статей автора, изложены в докладах, прочитанных на кож|>е-ренциях молодых специалистов Российской государственной библиотеки (Москва, апрель 1991, июль 1992, июнь 1993, апрель 1994 г.); на Румянцевских чтениях в Российской государственной библиотеке

(апрель 1995 г.); на Седьмой научно-практической конференции по проблемам книговедения "Книга п меняющемся мире" (Москва, май 1992 г.); на Третьей научно-практической конференции молодых ученых и специалистов печати "Печать. Молодежь. Рынок." (Смоленск, сентябрь 1992 г.); на научной конференции "Искусство русской книги X 1-Х IX вв." в Российской государственной библиотеке (Москва, декабрь 1994 г.); на секции книги Московского Дома ученых Академии наук (февраль 1992 г.). Основные положения диссертации обсуждены на проблемной группе кафедры прогнозирования социокультурных процессов Российского института переподготовки работников искусства, культуры и туризма (июнь 1995 г.).

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Прилагается список литературы по теме.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введения обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяются хронологические рамки, цель и основные задачи исследования, методологическая и источниковая базы диссертации. Отмечаются научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе - 'Эволюция открытки: историко-культурный процесс" — дается определение открытки как вида печатной графики. Особое внимание уделяется художественной открытке, условиям ее появления и развития в России. Прослеживаются процессы формирования издательств, деятельность которых была связана с выпуском открыток.

Анализируются причины, позволившие открытке стать заметным явлением в культурной жизни России.

Художественная открытка (открытое письмо, почтовая карточка) - это "листовое изоизданис установленною формата (с 1872 до 1925 г. - 90x140 мм, с 1925 г. - 150x105 мм) одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение"^.

В истории русской художественной открытки можно условно выделить несколько этапов. Первый, так называемый подготовительный, этап хронолог ически обозначается следующими событиями: моментом появления первой художественной открытки в Западной Европе в

1871 г. во время франко-прусской войны и годом рождения первой

о

русской иллюстрированной почтовой карточки — 1895 г. Этот период характеризуется проникновением в Россию европейских видовых, портретных, порнографических, типажно—бытовых рисованных и фотографических открыток, прельщавших обывателя нарядной пестротой, экзотичностью новых мест, поэтизацией буржуазного комфорта, остротой пикантного сюжета, недосягаемым и в то же время до осязательности доступным обликом женской красоты. Подобные открытки продавались во всех табачных и галантерейных магазинах, лавках колониальных товаров, на рынках столичных и провинциальных городов_и__imc елков. Затем они попадали в руки потенциальных

1 Типология изданий. - М.: Кн. палата, 1990. - С.155.

2

По некоторым источникам первая русская художественная открытка

появилась в 1894 г.

отправителей письменных сообщений, от них - к почтальонам, доставлявшим открытки к адресатам, а зачастую и прямо на стены дома, крышки сундуков, в семейные альбомы или собрания коллекционеров, становясь привычными реалиями городской и сельской жизни.

Домашние альбомы XIX в. как одну из форм бытования открытки в повседневной жизни человека того времени можно считать реальными свидетелями эволюции вкусов и культурно—бытовых наклонностей людей: акварельные рисунки, карандашные шаржи к концу XIX века постепенно вытесняются из предметно-изобразительной среды, окружавшей человека, литографиями, открытками и другими видами йечагной графики.

Второй этап - зарождения, "первых шагов" русской открытки -хронологически отмечен 1895 (или 1894) г. — годом появления первой художественной открытки, представлявшей собой монтаж рисованных видов Москвы или Киева (обе открытки появились почти одновременно и трудно установить, какая раньше), и 1898 г. — началом издательской деятельности "Общины св. Евгении", явившимся важным событием в процессе эволюции открытки.

Третий этап — период расцвета русской художественной открытки — датируется 1898-1914 гг.

Выпуском открыток в этот период занимались, кроме специализированных издательств, владельцы книжных и писчебумажных складов, магазинов, различные общества, комитеты, клубы, редакции журналов и газет, что и обусловило наблюдаемое видовое и сюжетное разнообразие художественной открытки дореволюционного периода.

Анализ выходивших в этот период наиболее значительных специализированных журналов, посвященных проблеме издания и

коллекционирования открыток, способствовавших эволюции русской художественной открытки, позволяет сделать вывод о том, что именно периодические издания и служили тем важным связующим звеном между создателями и потребителями открыточной продукции, которое позволяло системе "издатель — распространитель — отправитель или собиратель - адресат" успешно функционировать.

В вышеназванный период была широко распространена политическая и военно— патриотическая открытка. Издатели превращали свою продукцию в своеобразные листовки со злободневными сатирическими рисунками и фотографиями. В драматические революционные дни создавались от руки нелегальные открытки, распространявшиеся представителями подпольного Красного Креста.

Четвертый этап (1914—1917 гг.) отмечен событиями первой мировой войны, февральской и октябрьской революций 1917 г.

Почтовая карточка активно выполняла коммуникативную функцию, ;

I

использовалась как деятельное средство агитации и пропаганды |

благодаря таким ее свойствам, как малоформатность, тиражирован— ность, мобильность, дешевизна и легкость приобретения.

Рассмотрев основные этапы становления и эволюции русской художественной открытки дореволюционного периода, можно сказать, что она являлась предметом не только материальной, но и прежде всего духовной культуры, тесно связанным с историей страны, совершенствованием печатного дела, развитием изобразительного искусства.

- И -

Вторая глава - "Классификация художественной открытки: виды, тематика, сюжеты".

Автор обозначает семнадцать видов художественных открыток: 1) праздничные (названы в ряде вышеперечисленных классификаций поздравительными по их функциональному назначению); 2) литературно—музыкальные; 3) сатирические и юмористические; ^торгово-промышленные и выставочно-театральные (названы рекламными по функциональному назначению); 5) рисованные видовые; 6) рисованные портретные; 7) игровые; 8) политические и военно-патриотические; ^благотворительные; 10) порнографические; 11) диаграммно-схема-тические; 12) театральные; 13) жанровые детской тематики;

14) типажно—бытовые (в более узком обозначении — этнографические);

15) изображения флоры и фауны; 16) репродукционные; 17) орнаментальные.

Между основными вышеобозначенными видами художественных открыток существуют так называемые переходные, совмещающие в себе отличительные свойства соседствующих видов. Наличие такого рода переходных форм говорит об отсутствии резких границ между тематическими видами и служит отличительной чертой диалектико— логических классификаций, к которым относится и предложенная классификация. Подробно рассматриваются тематика и сюжеты каждого из вышеперечисленных видов.

Тематика и сюжеты праздничных открыток дореволюционного периода соответствуют праздникам Рождества Христова, Нового года, Светлого Христова Воскресения, Святой Троицы, Масленицы, Дня Ангела, бракосочетания.

Главную роль, определяющую рассмотренные в главе сюжеты литературно-музыкальных открыток, играет слово, которое дополняется, иллюстрируется изображением или нотными строчками музыкального произведения.

В сатирических и юмористических открытках выделяются следующие сюжетные группы: сатира на определенные слои общества, профессии; портретные шаржи и карикатуры на политических деятелей и деятелей культуры; политическая, антиалкогольная сатира; сатира на новшества в науке и технике, флирт и адюльтер, семейные отношения, эмансипированных женщин; юмористические пословицы и поговорки, присказки, частушки в лицах; открытки—обманки, имитирующие вексельные билеты и другие документы; первоапрельские серии открыток с бытовыми комическими сценками.

В главе подробно анализируются сюжетные группы торгово-промышленных и выставочно—театральных открыток, видовые рисованные открытки, игровые — открытки—ребусы, загадки, словари, азбуки, способствовавшие развитию воображения, памяти, как у детей, так и у взрослых.

Тематика вида политических и военно-патриотических открыток определяется прежде всего социальными потрясениями, которыми было богато начало XX века, откликом на русско—японскую войну 1404-1905 п ., революции 1905-1907 гг., февральскую и октябрьскую 1917 г., Первую мировую войну. Военно-патриотические открытки состояли из трех основных сюжетных групп: плакаты-призывы, зовущие к бою; "талисманы'' с изображениями святых; хроника военных событий (зарисовки батальных сцен, портретов и подвигов героев).

Рассмотрены также благотворительные открытки, выделяющиеся следующими сюжетами: мобилизация армии, сбор денежных средств на нужды войны, призыв подписаться на военный заем, помощь раненым, детям-сиротам. Подобные открытки издавались чаще всего благотворительными обществами, цели которых формулировались в их названиях (Любанское общество попечения о бедных, общество призрения сирот лиц, павших жертвами долга и др.).

Тематический вид порнографических открыток включает экземпляры-копии с западных образцов подобного рода, акцентировавших внимание на обнаженных фигурах, пикантных сценах любовного флирта.

Многообразна тематика диаграммно—схематических открыток, в которых благодаря высокому уровню развития полиграфической промышленности давались географические карты губерний и городов, карты и планы военных действий, цифровые диаграммы состояния экономики России.

Вид театральных открыток, тесно связанный с репродукционными открытками, включает воспроизведения живописных и графических работ художников, выполняющих утилитарную, подсобную функцию составной части театрального действа, подразделяется на две сюжетные группы открыток: декорации к сценическим постановкам и эскизы театральных костюмов.

Жанровые открытки детской тематики выделяются в самостоятельный вид по основному действующему лицу всего многообразия их сюжетов - детям и предметному миру, окружающему детей. Подразделяется на сюжетные группы, соответствующие рассмотренным выше тематическим видам: открытки-загадки, литературно—музыкальные, рекламные, политические, военно-патриотические, поздравляющие с

праздниками, оживляющие мир детски* игрушек, знакомящие с будущими профессиями, бытом и костюмами разных эпох, месяцами и временами года открытки.

Рассмотрены типажно-бытовые, в том числе этнографические открытки, изображающие социальные, национальные, профессиональные типы людей, ярмарки, праздничные гуляния, любовные объяснения, домашний быт.

Вид открыток с изображениями флоры и фауны подразделяется на серии, представляющие научный, познавательный интерес для профессионалов-ботаников и зоологов — и просто любителей животного и растительного мира, и открытки, в которых цветы и насекомые, животные и птицы выполняют декоративную, чисто эстетическую функцию.

Вид репродукционных открыток объединяет воспроизведения работ русских и западноевропейских художников, скульпторов, мастеров декоративно—прикладного искусства. Он характеризуется тесным переплетением со всеми рассмотренными прежде группами, включает открытки, объединенные в серии, представляющие сокровища национальных музеев и библиотек; раскрывающие шедевры частных художественных собраний, группируя их по видам искусства или по принадлежности тому или иному залу музея.

В предложенной классификации учитываются наиболее распространенные и известные виды художественных открыток, темы, сюжеты.

Третья глава - "Функции художественной открытки".

Огкрытка первоначально была задумана как удобное, не требующее много времени и усилий средство почтовой связи, облегчающее процессы выработки, передачи, получения и усвоения информации.

Эстетическая функция открытки связана с помещенным на ее лицевой стороне изображением. Почтовая карточка выступала как носитель произведений искусства, определенная форма для выражения художественного содержания.

В главе рассматривается процесс формирования эстетических взглядов на открытку, связанных с противоречием понятий "оригинал" и "копия", "единичное" и "множественное" или "уникальное" и "тиражированное", "индивидуальное" и "стандартное", условно подразделяемых на две группы. Сторонники одной группы видели в открытке суррогат искусства, считали ее исключительно утилитарным средством массовой коммуникации. Многие представители передовой интеллигенции (к примеру, ВЛ.Стасов), примирившись с существованием открыток как копий художественных произведений, считали однако, что коммуникативная функция способствует обезображенью открыток почтовыми штемпелями, грязными руками и тл. Сторонники второй группы рассматривали открытку как произведение изобразительного, фотографического, издательского и полиграфического искусства, вместившее в себя всю сложность и многообразие воспроизводимого оригинала, как универсальный инструмент культуры, который может быть успешно использован для решения художественных задач (к этой группе относился В.В.Розанов).

Оценивая открытку с эстетической точки зрения, справедливости ради необходимо отметить, что ей не чужды были порой ни апологетика ложной красивости сюжетов, ни салонный эстетизм, ни бессодержательное формотворчество, ни сенсационный фактографизм, ни иллюстративно—рекламная броскость.

- 16 -

Становление традиции художественной открытки в России воспринималось передовой общественностью как формирование общей культурной традиции, п которой просветительские функции решительно преобладали и в русле которой была возможна постановка серьезных идейно-творческих задач. Открытки воспитывали массы по законам красоты, приучали находить прекрасное, возвышенное в самой жизни, способствовали усвоению личностью знаний, умений, навыков и социального опыта, накопленных предшествующими поколениями, их сохранению, так как изображение на открытке вмещало огромное количество информации, являвшейся своеобразным текстом, интерпретирующим визуальным языком традиции культуры, объединяющим прошлое и настоящее.

Одна из самых значимых функций художественной открытки — гедонистическая или рекреационная. Открытка прежде всего доставляет удовольствие, развлекает, заставляет наслаждаться изображением на лицевой стороне, украшает быт, способствует отдыху.

Рассматривая многоплановость и многофункциональность такого культурного явления, как открытка, можно выделить качества, присущие ей независимо от выполняемых функций: открытка всегда была связана с реальными фактами человеческой жизни, зеркалом которой являлась в общем контексте истории.

В четвертой главе — "Символы в художественной открытке" — объект исследования рассматривается как предметное образование культуры, подвергающееся семиотической интерпретации, постигаемое благодаря знаковой, символической форме. Открытка воспринимается как синтез »конических, языковых знаков и символов. В данной главе прослеживается троичная символика в открытке: 1) собственно открытка как символ человеческих отношений; 2) символика изображе-

ний на лицевой стороне открытки; 3) символика издательской марки на оборотной стороне открытки.

Лицевая сторона открытки служит иконическим знаком-копией, воспроизведением, репродукцией, более или менее сходной с обозначаемым объектом, попутно вмещающим емкие по значению символы, наглядно представляющие абстрактные идеи, понятия, призванные дать через каждое частное явление целостный образ мира и его восприятие индивидумом.

Учитывается та особенность символики открытки, которая обусловливает соседство в ее изобразительном ряду так называемых конвенциональных знаков - эмблем и аллегорий, поддающихся прямому словарному переводу, строго закрепленных в своем значении, с зыбкой многозначной символикой, ориентированной лишь на интуитивное, чисто эмоциональное прочтение.

Трактовка символов художественной открытки, приводимая в данной главе, осуществляется в пределах представлений о значении предметов, сложившихся к рубежу XIX—XX вв. и частично сохранившихся в наше время. Принимается во внимание различное понимание символов в разных культурных средах. Художественные символы на лицевой стороне открытки условно разделяются на следующие группы:

1) орнаментальные (в широком понимании значения этого слова; как украшения, включающие растительные, животные и другие элементы);

2) религиозные; 3) обрядно-бьгтовые; 4) мифологические; 5)эмблемы, гербы; 6) специфические образные символы, присущие определенным тематическим видам открыток. В свою очередь орнаментальные символы подразделяются на: а) растительные; б) животные; в) геометрические;

г) образы предметно-вещной среды. Подробно говорится о наиболее

часто употребимых символах, встречающихся в художественных открытках, и их значении.

Растительная символика, широко распространенная в праздничной, репродукционной, жанровой детской тематики, собственно орнаментальной и изображениями флоры и фауны открытках, включает символику цветов (с учетом сущности цветка и его формы, с одной стороны, цвета, - с другой) и деревьев. В символике животных, в том числе и насекомых, различаются две категории изображенных объектов: натуральные (встречающиеся в праздничных, жанровых детской тематики, с изображениями флоры и фауны и собственно орнаментальных открытках) и сказочные или мифологические (возникающие в репродукционных, литературно-музыкальных, военно-патриотических, театральных и орнаментальных открытках, в издательских марках) животные. Геометрические символы (круг, волнистые или зигзаговые линии, варианты креста и тд.) часто встречаются на лицевых сторонах открыток в виде декоративных рамок, украшающих графические и шрифтовые композиции. К образам предметно-вещной среды как составным компонентам орнаментальных символов относятся подковы, вазы, игрушки, ключи, маски, свечи и другие предметы, несущие в определенном контексте важную смысловую нагрузку. Процесс насыщения орнаментальными символами изобразительного ряда художественной открытки тесно связан с возрождением на рубеже Х1Х-ХХ вв. традиций древнерусской культуры, углубленным интересом к геометрическому, растительному, животному и тератологическому орнаментам, открывшимся в старинных рукописях и деревянной резьбе.

- 19 -

Религиозные (культовые) символы - один из самых стойких элементов культуры, сохраняющийся на протяжении тысячелетий. Речь идет о храме как символе христианской псры, иконе-обереге, несущей частицы чудодейственных свойств запечатленного образа, символах -неотъемлемых принадлежностях празднования христианских праздникоп (пасхальном яйце, вербной ветке, рождественской Вифлеемской звезде и др.).

Обрядно-бытовые символы, встречающиеся на праздничных и репродукционных открытках, тесно связаны с религиозной символикой, а также - традиционными народными праздничными обычаями -христосованием, освящением куличей, яиц, пасхи, крестным ходом в пасхальную ночь, катанием и битьем пасхальных яиц, рождественской елкой, славлением Христа - колядованием, святочными гаданиями и гуляниями, масленичными блинами, обменом обручальными кольцами в день бракосочетания.

Мифологические символы, встречающиеся на открытках, подразделяются на хорошо известные в искусстве образы, пришедшие из Античности, языческих верований Греции и Рима, и легенды, связанные с ними; библейские персонажи и сюжеты, легко объясняемые с помощью текстов священного писания; сказочные и былинные образы. Встречаются в репродукционных, праздничных, военно-патриотических, порнографических и жанровых детской тематики открытках.

Эмблемы социального назначения, к которым относятся государственные герб, флаг, костюм-форма, знаки боевого и воинского отличия, являются символами государственного суверенитета России, выразителями определенных общественных отношений.

- 20 -

В заключительную группу входят специфические образы и предметные символы, присущие определенным тематическим видам открыток, согласно предложенной во второй главе классификации. Анализируются наиболее характерные из них.

К категории знаков относится также издательская марка, существующая вне прямой связи с изображением на лицевой стороне открытки и текстом на обороте. В ее малой форме скрывается содержание, позволяющее определить профиль издательства, его цели, задачи. Издательские марки могут быть лаконичными и строгими, но нередко приобретают и более развернутый характер, представляя собой целую композицию, картину. Изучение особенностей издательских марок дало возможность сделать следующий вывод: элементы композиции издательской марки носят ярко выраженный символический характер и образуют в совокупности некий "текст", составленный с учетом определенного сочетания и взаимодействия знаков, подвергающийся не всегда однозначному, порой довольно субъективному толкованию, правомерность которого обусловлена известной трактовкой используемых символов и широким применением в науке метода гипотезы, дающего право на постановку проблемы и выбор способа ее решения, что и продемонстрировано в данной главе на примере наиболее часто встречающихся в открытках издательских марок.

В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, кратко прослеживается послереволюционный период развития художественной открытки в России.

Художественная открытка как вид печатной графики прошла столетний путь развития, пережив периоды зарождения, становления, наивысшего расцвета, наблюдаемого в предреволюционные годы, и по-

следующего упадка. Дореволюционный период развития открытки определяется ее тематическим и сюжетным разнообразием, высоким уровнем полиграфического исполнения, большим спросом на открыточную продукцию, развитием искусства "малых форм" графики как жанра, высокой культурой обмена открытками, их коллекционирования, серьезным отношением к ним, не только как к одной из форм переписки, но и как к способу пропаганды и распространения искусства.

Охарактеризовав открытку как материальный носитель информации, письменной культуры человечества, можно оценить ее как переходную форму от высокого развития эпистолярного жанра в ХУШ - начале XIX столетия, когда для людей считалось вполне естественным выражать на бумаге свои мысли и чувства, через обмен скупыми поздравлениями и краткими сообщениями на маленьких клочках бумаги к утрате его доминирующей роли в условиях научно-технического прогресса XX века, породившего новые виды коммуникации - радиотелефонную и космическую связь.

В данном исследовании предпринята первая попытка серьезного научного подхода к открытке как важному явлению культуры. При этом опровергается бытующая точка зрения на открытку как броскую и дешевую, "кичевую" издательскую продукцию. Приводятся в качестве примера художественные открытки, являющиеся лучшими образцами графического и полиграфического искусства, созданные выдающимися русскими художниками - как широко известными (Л.Бенуа, И.Билибин, К.Сомов, Г.Нарбут, И.Репин, Л.Остроумова—Лебедева), так и ныне забытыми (Е.Самокиш-Судковская, П.Соловьева, Е.Бем, ЕЛебедева, А.Красовский, БЗнорыкин). Подчеркивается разнообразие этого вида

печатной графики, проводится максимально полный анализ всех его сторон.

В диссертации предлагается новая развернутая классификация русской художественной открытки; выявляются ее функции, присущие художественной культуре и целом; раскрывается троичная символика открытки: как символа человеческих отношений, изобразительного ряда лицевой стороны открытки, издательской марки.

Но теме диссертации опубликованы следующие работы:

¡. Лихобабенко А.Е. Пасхальная открытка//Сельская молодежь, 1491, N 4, с. 64-65. - 0,2 пл.

2. Лихобабенко А.Е. Русская дореволюционная открытка: история возникновения, видовое разнообразие, полиграфическое оформление// Тезисы сообщений конференции молодых специалистов Государственной библиотеки СССР им. В.ИЛенина (22 апреля 1991). - М, 1991. - С. 48-49. - 0,1 пл.

3. Лихобабенко (Родионова) А.Е. Рождественская открытка// Русский вестник. Приложение, 1992, N 1, 3 января, с.16. - 0,1 пл.

4. Лихобабенко (Родионова) А.Е. Изоиздания по Москве: типология, художественное оформление, библиографирование и исгюльзование//Книга и меняющемся мире. Седьмая научная конференция по проблемам книговедения. Секция издательского дела: Тезисы докладов. - М., 1992. - С. 18-20. - ОД ил.

Открытка рассматривается как один из видов изоиздапий по Москве.

5. Лихобабенко (Родионова) А.Е. Русская открыи.а в периодических изданиях начала XX века//Третья научно-практи . . кая конференция молодых ученых и специалистов печати "Пе'пгп Молодежь. Рынок.": Тезисы докладов (22-25 сентября 1992 г.). - М„ 1992. - С. 154-156. - 0,2 пл.

6. Лихобабенко (Родионова) АЛ;. 200 лет со времени выхода в спет "Путеводителя к древностям и достопамятностям московским..." Льва Максимовича ( 1792)//Российский календарь знаменательных дат, 1992, N 12, с. 11-12. - 0,1 пл.

7. Лихобабенко (Родионова) АН. Семейные архивы изоматериалов Сухово—Кобылиных и Петрово-Солопово//Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы Российской государственной библиотеки за 1991 г. (29 июня 1992 г.) и конференции молодых специалистов библиотеки (1 июля 1992 г.). - М., 1993. -

С. 135-136. - 0,1 пл.

8. Лихобабенко (Родионова) А.Е. Открытые письма в архивных собраниях отдела рукописей Российской государственной библиотеки// Тезисы докладов и сообщений конференции молодых специалистов Российской государственной библиотеки по итогам научно—исследовательской работы за 1992 г. (22 июня 1993 г.). - М., 1993. -

С. 39-40. - 0,1 пл.

9. Лихобабенко (Родионова) А.Е. Художественная открытка как источник изучения истории России//Румянцевские чтения. К 240-летию со дня рождения Н.Ш'умянцева. Часть 2. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции молодых специалистов (15 апреля 1994 г.). - М., 1994. - С. 71-72. - 0,1 пл.

10. Лихобабенко (Родионова) А.Е. Путеводители по Москве как тип справочного издания//Русская печать Х1Х-ХХ веков: Сб. статей. -М„ 1994. - С. 54-73. - 1 пл.

И. Открытки, изданные в Москве в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Каталог /Рос. гос. б-ка; Сост.: В.И.А|ггемьев, М.С.Забочень; Научи, ред.: CMI.Артамонова, А.ЕЛихобабенко. - М., 1993. - 158 с. - 6 пл.