автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Отношение "человек - игрушка" в культуре

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Зиновьева, Татьяна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Отношение "человек - игрушка" в культуре'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зиновьева, Татьяна Николаевна

Введение.

Глава 1. Игра и игрушка.

Глава 2. Виды игрушек, их функции и культурная обусловленность.

Глава 3. Изменение отношения «человек-игрушка» в современной культуре.

Глава 4. Образ отношения «человек - игрушка» в европейском сознании.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Зиновьева, Татьяна Николаевна

Избранная нами для исследования тема отношения человека к игрушкам только на первый взгляд может показаться малозначительной и в каком-то смысле «детской, игрушечной». Иллюзия ее незначительности способна существовать потому, что игрушкам - предметам, с которыми мы встречаемся ежедневно - не принято уделять внимание в философско-кулыурологических изысканиях, ориентированным на высокие метафизические проблемы. Игрушка в сознании многих людей, в том числе и философов, остается обиходной вещью, детской забавой, безделушкой, которую можно просто купить в магазине, и поэтому на нее не стоит тратить исследовательского времени.

Однако, такой взгляд представляется нам недальновидным.

Испокон веков игрушка выступает как важнейший артефакт, необходимое культурное орудие, способствующее развитию человеческого сознания. Ни один ребенок не вырастает без игрушки: важные профессора и сановитые политики, серьезные ученые и знаменитые герои - все в детстве играют в игрушки, а некоторые продолжают делать это и тогда, когда выросли. Именно игра с игрушками способствует последующему умению выросших детей быть изобретателями и организаторами, искусными мастерами и внимательными воспитателями.

Изучать игрушку не менее важно, чем изучать орудия труда, которыми пользуются взрослые люди, ибо она - и отражение эпохи и орудие становления ее ментальности.

Но почему тема игрушки беспокоит нас сейчас, на переломе веков и тысячелетий? Что в «игрушечном мире» с одной стороны, и в человеческой душе - с другой, заставляет философа пристально всматриваться в детскую игру с игрушками, приглядываться к играм, в которые играют взрослые люди?

Причиной, побудившей нас обратиться к теме диссертации, являются очевидные крупные изменения, произошедшие за последние десятилетия в «игровой действительности» современности.

Во-первых, охватившая планету компьютеризация не обошла стороной и «игрушечное царство», она вторглась в традиционный мир игрушек, незначительно изменявшийся на протяжении долгих столетий. Научно-технический прогресс породил множество новых игрушек, о которых прежде можно было лишь прочитать в фантастических романах.

С одной стороны, это игрушки-роботы, куклы со встроенной электроникой - некие модификации традиционных игрушек, с другой -принципиально новые развлечения - компьютерные игры, способные поглощать внимание и детей, и взрослых долгими часами. Влияние новых игрушек на психику, культуру, ценностные ориентации людей в наши дни еще почти не исследовано.

Во-вторых, победное шествие современного рыночного общества по странам и континентам мощно повлияло на социальный статус игрушки, дало игрушкам новые культурные роли.

Игрушка сегодняшнего дня выражает наличные общественные отношения, формирует ценности постиндустриального общества, выражает наличные настроения массового сознания. Можно сказать, что предметы детской игры являются чуткими индикаторами происходящих событий. И это не случайно, потому что из кустарной поделки игрушка превратилась в звено могучего рыночного производства. Она придумывается специалистами - инженерами и идеологами, создается дизайнерами, выходит с конвейера миллионами экземпляров. Связь постиндустриализма и массовой культуры с «вечным предметом детской игры» - игрушкой должна быть осмыслена, понята, сделана объектом пристального культурологического анализа.

Третий важный момент, который делает избранную тему актуальной -вовлеченность взрослого населения в то, что всегда считалось «детскими играми». Этот момент также нуждается в исследовании, но для того, чтобы приступить к нему, надо сначала дать себе ответ на два предыдущих вопроса: «как влияют новые игрушки на детское сознание?» и « как вписана современная игрушка в реалии свободного рыночного общества?» К сожалению, в нашей работе мы можем лишь краем затронуть эту серьезную и многозначную тему, ибо уделим максимум внимания двум предшествующим.

Степень разработанности проблемы

Начав работать над избранной темой, мы столкнулись с тем, что в отечественной литературе вопросы, связанные с функционированием игрушки, ее влиянием на сознание и ценностные ориентации человека, разработаны очень мало.

В философско-культурологической литературе «игрушечный сюжет» практически отсутствует. Исключением является книга

В.В.Абраменковой, изданная в 1999 году, а также ряд публикаций, представленных в Интернете и проходящие под рубрикой «Православная семья». Это свидетельствует о необходимости обращения философов и культурологов к проблеме игрушки.

В своем анализе феномена игрушки мы опирались прежде всего на работы авторов-психологов и педагогов Е.А.Аркина, Л.В.Артемовой, Л.А.Венгер, Л.В. Градусовой Л.С.Выготского, Е.М.Гаспаровой, М.Доналдсон, О.М.Дьяченко, В.М.Ивановой, Т.В.Ильиной, Б.Г.Никитина, А.Н.Кирилловой, Е.А.Коссаковской., Г.Г.Кравцова, Г.Г.Локуциевской, Ж.Пиаже, Т.А.Репиной, Д.Б. Эльконина, Э.Эриксона, Ф.Яффке.

Важную роль для нашего исследования сыграли работы социологов и этнографов, искусствоведов : А.Н.Базанова, В.Н.Богораз, Г. Л. Дайн, Л.А.Динцесс, Д.К.Зеленского, М.О.Косвена, Н.М.Левиной, М.Мид, Е.Можаевой, Л.Г.Оршанского, В.Я.Проппа, Е.С.Рубцовой, Ю.М.Соколова, Г.Старцева и др.

Разрабатывая тему, мы опирались на труды авторов, пишущих об игре: Й.Хёйзинги, Е.Финка - основоположников игровой темы в современной философии, а также на работы И.Е.Берлянд, Э.Берна, П.С.Гуревича, С.Миллер, Л.Т.Ретюнских.

Труды Э.Э.Виолле ле Дкжа и Г.Вейса обеспечили историко-культурный аспект исследования.

Идеи ряда отечественных авторов составили методологическую предпосылку нашей диссертации. Это такие авторы как М.М.Бахтин, В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, Л.А.Микешина, Н.А.Носов, М.Ю.Опенков, А.Г.Погоняйло и др.

Работы Д.Гаева, А.Курило, О.Костина и целого ряда, к сожалению, не обозначивших свое имя авторов, публикующихся в Интернете, составили фактологическое наполнение главы, посвященной современной интерактивной и модной игрушке.

Наконец, в список работ, на которые мы опирались при написании текста, необходимо занести знаменитые книги авторов ХУ111-ХХ веков: Г.-Х.Андерсена, А.Барто, К.Коллоди, А.А.Милн, А.Толстого, Э.Успенского, Э.Хогарт и др. Источником для обобщений послужили также мультипликационные и игровые телефильмы и кинофильмы, показанные на отечественных экранах в течение последнего десятилетия. Методологические принципы и методы исследования

Прежде всего, необходимо отметить, что в своем исследовании мы исходим из представления о культуре как совокупности способов действия и мышления, переживания.

Эти способы имеют свое материального воплощение. Таким целостным воплощением является конкретно-исторический предметный универсум, куда наряду с другими артефактами входят и игрушки. В этом смысле отношение «человек - игрушка» выступает как собственно культурное отношение, где игровые способы предметного оперирования и характерные для эпохи образы сознания материализуются в игрушке, и игрушка оказывает обратное воздействие на способы миропонимания и миропереживания, на развитие практических умений.

В нашей работе мы рассматриваем игрушку прежде всего как предмет, участвующий в детской игре. Дело в том, что понятие игры растяжимо и применяется в очень разных контекстах. Игры «для взрослых» бывают азартные, спортивные и т.д., в них тоже участвуют определенные предметы. Однако мы хорошо отличаем игральные карты или спортивные снаряды от игрушек, которыми играют дети. В нашем исследовании речь идет именно о последних.

Другой вопрос, что по ходу анализа обнаруживается: обращение к куклам, мишкам, «телепузикам», а, тем более, компьютерным играм присуще и взрослым. Более того, в современном мире оно достаточно распространено, и грань между «детской игрушкой» и «игрушкой для взрослых» как бы размывается. Хотя, попадая во «взрослый мир», игрушки начинают поворачиваться к нам другими гранями, выполнять иные роли.

Театральные марионетки и декоративные статуэтки не входят в круг нашего рассмотрения, так как не являются в прямом смысле «игровыми предметами».

В работе мы не уделяем внимания теме детства как такового, ибо это достаточно разработанный специалистами вопрос. Хочется лишь отметить, что большинство исследователей называют возрастным пределом детства четырнадцать лет. Впрочем, это не означает, что в пятнадцать игрушки оказываются непременно забыты.

В диссертации для анализа отношения «человек - игрушка» нами применяется схема субъект-объектного отношения. Изменение отношений между человеком и предметами игры наиболее адекватно можно выразить именно в этой схеме, где под субъектом понимается сам человек -активное самосознающее начало, а под объектом - точка приложения его сил, нечто пассивное, не имеющее души и воли. Традиционное понятие «души» также часто встречается на страницах работы, являясь образным синонимом субъектного самосознающего начала.

При написании работы мы опирались на ряд общенаучных и общефилософских методов: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Диалектический метод дал нам возможность применить к рассмотрению игрушки принцип всесторонности и рассмотреть изменение отношения «человек - игрушка» через диалектику субъектного и объектного. Герменевтический метод позволил осуществить смысловой анализ текстов художественных произведений, где речь идет "об игрушках, а аксиологический подход дал возможность расставить акценты в нашем понимании смысла тех процессов, которые происходят сегодня в отношениях между человеком и игрушками.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является рассмотрение отношения "человек -игрушка", выступающего как собственно культурное отношение, где игровые способы предметного оперирования и характерные для эпохи образы сознания материализуются в игрушке, и игрушка оказывает обратное воздействие на способы миропонимания и миропереживания, развития практических умений.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- рассмотреть специфику игрушки как универсального элемента детской игры, раскрыть ее культурные функции;

- проанализировать в схеме субъект-объектного отношения трансформации взаимодействия человека и игрушки в современной культуре;

- выявить конкретно-исторические особенности функционирования игрушек в постиндустриальном рыночном обществе;

- описать образ отношений «человек - игрушка», наличествующий в европейском сознании на материале художественных произведений ХУ111 -XX вв.

Новизна проведенного исследования выражена в следующих положениях:

- раскрыта специфика игрушки как универсального элемента детской игры, ее полифункциональность; проанализирована трансформация отношений между человеком и игрушкой в современной культуре, представленная в схеме субъект-объектного отношения;

- выявлены конкретно-исторические особенности функционирования игрушек в постиндустриальном, рыночном обществе;

- эксплицирован ряд сюжетов, рисующих целостный образ отношения «человек-игрушка», наличествующий в европейском сознании трех последних веков.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Игрушка - необходимый элемент детской игры, присущий всем культурным эпохам. Ее специфика состоит в том, что являясь объектом игровой манипуляции, она в то же время способна выступать в качестве квази-субъекта, частично принимая на себя субъектность играющего. Это и позволяет ей успешно участвовать в игровом моделировании разнообразных культурных отношений;

2. Игрушка - полифункциональное образование. В качестве ведущих ее функций, резюмирующих все остальные, можно выделить развитие разнообразных способностей, формирование -интенциональности человека и игровое моделирование как субъект-объектных , так и субъект-субъектных отношений;

3. При всей своей универсальности, отношение «человек -игрушка» является исторически конкретным. Так в последней четверти XX века характерными для современной технической цивилизации становятся интерактивные игрушки, в сферу игровой деятельности с которыми оказываются вовлечены и взрослые.

4. Появление компьютерных игр и электронных игрушек в современном обществе резко повышает квази-субъектное начало игрушки, что влечет за собой возможность вытеснения и подмены живого партнера по общению - игровым квази-субъектом.

5. Современная игрушка несет на себе все черты технической цивилизации и потребительского рыночного общества:

- она является массовой, серийной, по преимуществу этнически-нейтральной; изготовляется, как правило, из новейших синтетических материалов;

- игрушка не является больше чисто-детским достоянием, она вписана во «взрослую жизнь», подчинена законам рынка: выполняет рекламные функции, выступает элементом моды, фигурирует в шоу-бизнесе,является составной частью других товаров;

- современные игрушки несут в себе новое ценностное содержание: они прививают и проповедуют идеи компьютеризации, феминизма, принцип «делай деньги!» и т.п.

6. Тема «человек - игрушка» представлена в европейском сознании последних трех столетий прежде всего через оппозицию « человек -кукла». «Кукольный сюжет» мы находим в литературных произведениях выдающихся авторов ( К.Коллоди, Г.Х.Андерсен, Э.Т.А.Гофман, А.Толстой и др.), а также в кино- и телефильмах.

7. Важнейшие литературные и кино сюжеты, составляющие образ отношения «человек - кукла», таковы:

- Стремление куклы обрести живую человеческую душу (человеческая инициация куклы);

- Кукольный мир в столкновении с добрыми и злыми людьми;

- Кукла, подменяющая живого человека, иллюзии человека в отношении куклы и его разочарование;

- Кукла - магический двойник человека, отражение его собственного зла и носитель разрушения;

- Человек, ставший безвольной марионеткой в руках других людей, человек, играющий роль куклы.

8. Последний тезис - вывод из предыдущих: как бы ни менялась кукла (игрушка) в результате технического прогресса, она гармонично вписана в культуру и человеческую жизнь лишь тогда, когда ею не подменяется полноценный субъект, и она остаётся объектом манипуляции.

Научная и практическая значимость работы

Результаты диссертационного исследования позволяют понять процессы, идущие как в современном детском сознании, так и в сознании взрослых, увлеченных «компьютерными игрушками». Они обращают внимание философов, культурологов, психологов, педагогов на серьезные трансформации в культуре, возникающие, благодаря изменению игровых предметов и игр.

Материалы диссер-гации могут быть использованы в учебных курсах культурологии, философской антропологии, психологии личности и других гуманитарных дисциплин. Они могу! стать пособием для педагогов дошкольного и младшего школьного воспитания, могут быть использованы в лекциях и беседах по актуальным проблемам современности.

Апробация и публикации

Основные идеи работы изложены в четырех публикациях общим объемом 1,2 п.л.

Материалы диссертации были представлены на ежегодной научно-практической конференции РГСУ .

Структура работы

Диссертационная работа состоит из четырех глав, введения, заключения и списка литературы. Основное содердание работы изложено на 125-ти страницах, список литературы включает 103 названия.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Отношение "человек - игрушка" в культуре"

Заключение

Завершая работу, посвященную отношениям , складывающимся между человеком и его игрушками, мы должны сказать, что целый ряд вопросов остался за рамками нашего исследования.

Это не удивительно. Круг проблем, связанных с игровым миром чрезвычайно широк, он велик как сама «империя игрушек», охватывающая весь земной шар со всеми населяющими его странами и народами. А поскольку, как мы выяснили на предыдущих страницах, играет нередко не только «детское население», но и вполне взрослые граждане, то круг проблем соответственно расширяется, и на границах «игрового» и «не игрового» возникают порой самые причудливые парадоксы.

Так не только психологов, но и философов с культурологами не могут не беспокоить вопросы: хорошо или плохо пользоваться игрушками для сна? Не свидетельствует ли это о глубокой отчужденности человека от своих близких и от самого себя?

Или: нормально ли для взрослого мужчины проводить долгие часы в Интернете, погрузившись в игры on - line и забыв о еде, работе, общении?

И что делается при этом с нашими ценностями, целями, фундаментальными жизненными ориентирами? Как можно вернуть наших современников от «игрушечной жизни» к реальной?

За пределами текста осталась и тема «игрушки и насилие». А она взывает к тому, чтобы быть изученной самым тщательным образом. Не только компьютерные «стрелялки» типа «Wolf» и «Doom» вызывают тревогу, хотя в них очень много экранной крови и грубого натурализма. Еще больше опасений появляется, когда из прессы узнаешь, что некоторые фирмы на западе выпускают в качестве игрушки «набор для палача» со всеми пыточными инструментами, с дико воющей пилой для отпиливания конечностей. Не в серийные ли убийцы готовят детей создатели подобных игрушек? Нет сомнений, что детская психика способна пострадать от подобных коммерческих экспериментов. Рынок и мораль оказываются несовместимы на территории детской игры.

В нашей работе только упомянуты названия книг, написанных педагогами Вальдорфской школы, внимательно работающих с детскими игрушками для воспитания поистине духовной личности.

Не освещены и проблемы куклотерапии - одного из современных психотерапевтических направлений, в которых кукла становится другом и лекарем для ребенка с внутренними проблемами.

Мы полагаем, что все эти чрезвычайно интересные и привлекательные сюжеты получат отражение в нашей дальнейшей работе. Они открывают широкие перспективы для исследовательского поиска.

 

Список научной литературыЗиновьева, Татьяна Николаевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». М., 1999.

2. Андерсен X. К. Пастушка и трубочист. //Сказки. Истории. М., 1987.

3. Андерсен X. К. Стойкий оловянный солдатик. //Сказки. Истории. М., 1987.

4. Арбатова М. Меня зовут женщина. М., 1999.

5. Аркин Е.А. Ребёнок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

6. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.,1968.

7. Артемова JT.B. Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игр.// Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.,1978.

8. Афанасьев А.Н. Народные сказки. В 3-х т. М.,1957.

9. А хакер слушает. да взламывает // Интерфакс Время, 1999 № 8.

10. Ю.Базанов А.Н. Вогульские дети.// Советский Север, 1934, № 3.

11. Барто А. Стихи детям М., 1981.

12. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1979.

13. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания Кемерово, 1992.

14. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

15. Библия разработки компьютерных игр. //PRO Игры: лучший российский журнал электронных развлечений, 1996, №7.

16. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М.,1991.

17. Болыпая Советская Энциклопедия. Т. 10. М.,1972.

18. Вейс Г. История цивилизации Т.1-2.М., 1998.

19. Венгер JI.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.Д978.

20. Виолле ле Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в Средние века. СПб., 1997.

21. Выготский JI.C. Орудия и знак в развитии ребенка. Собр.соч. в 6-ти т. М.,1984.

22. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.

23. Гаев Д., Курило A. Sinclair ZX Spectrum. //PRO Игры: лучший российский журнал электронных развлечений, 1995, №6.

24. Гаспарова Е.М. Режиссерская игра дошкольников с отклонением в поведении // Игра и развитие личности дошкольника. М. 1990.

25. Гофман Э. Т. А. Песочный человек. // Гофман Э. Т. А. Новеллы. М., 1991.

26. Гроф С. Космическая игра М. 1997.

27. Губин В.,Некрасова Е. Философская антропология М. 2000.

28. Гуревич П.С. Игра // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

29. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.

30. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М., 1981.

31. Даль В. Толковый словарь Т.2. М., 1955.

32. Динцесс Л.А. Русская глиняная игрушка. М.-Л. 1936.

33. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

34. Дьяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста.// Вопросы психологии, 1980, № 2.

35. Зеленский Д.К. Восточно-славянская этнография. М.,2001.

36. Иванова В.М. Игра в « семью» как средство нравственного воспитания дошкольников. // Игра и развитие личности дошкольника. М.,1990.

37. Игры. Троица великих нулей. //Hard & Soft, 2000, №1- январь.

38. Игры лирические и драматические// http//www.admiral.ru

39. Игрушка, ее история и значение. М.,1912.

40. Игрушки. Сб.ст под ред. Кораблева В.П. М., 1950.

41. Игрушки. Сб.ст.под ред. Кораблева В.П. М.,1951.

42. Ильенков Э.В. О воображении.// Народное образование, 1968, № 3.

43. Ильина Т.В. Игрушка не игрушка Л.,1964.

44. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

45. Кирсанова В. Маленький рай// Коллекция НГ 10 января 2001г.

46. Коллоди К. Приключения Пиноккио. HTML версия, 2000.

47. Кон И.С. Открытие «я». М., 1978.

48. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

49. Костин О. Почему женщины не покупают компьютерные игры? //PRO Игры: лучший российский журнал электронных развлечений, 1995, №2.

50. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников. // Игра и развитие личности дошкольника М.,1990.

51. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

52. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.,1957.

53. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М.,1990.

54. Кукла-монстр. //Огонек. HTML версия, 2000, сентябрь.

55. Левина Н.М. Кукольные игры в «свадьбу» и «метище». // Крестьянское искусство в СССР. Л., 1928.

56. Локуциевская Г.Г. К вопросу об игрушках для детских игр. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.,1978.

57. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

58. Микешина Л. А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

59. Миллер С. Психология игры. СПб., 1999.

60. Милн A.A. Винни Пух и все, все, все М.1965.

61. МожаеваЕ, Хейфец А. Матрешка. М, 1969.

62. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1991.

63. Носов H.A. Виртуальный человек ( очерки по виртуальной психологии детства). М., 1997.64.0жегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. 65.0леша Ю. Три Толстяка. // Олеша. Ю. Избранное. М., 1974. бб.Оршанский Л.Г. Игрушка. Сб.ст. Л., 1923.

64. Оршанский Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР. Л.,1927.

65. Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Жан Пиаже. Избранные труды. М., 1969.

66. Платон. Законы VII, 803с. //Платон. Собр. соч. Т.З / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; Примеч. А. А. Тахо-Годи. М„ 1990-1992.

67. Платонов А. Голубая кровь, высшая стадия и будни прораба. //Компьютерра, 1997, № 42.

68. Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки или апология механицизма. СПб., 1998.

69. Появился новый музей игрушек в Питере.// Сайт «Дети» 05.12.2000.73 .Православная семья: дети // http://wablenica.newrnail.ru

70. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.,1956.

71. PRO Игры: лучший российский журнал электронных развлечений,1996, №6.

72. Репина Т.А., Градусова Л.В. Сюжетно-ролевые игры героического содержания как средство воспитания мальчиков. // Игра и развитие личности дошкольника. М.,1990.

73. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть или онтология игры. М-Липецк,1997.

74. Ретюнских Л.Т. Этика игры М., 1998.

75. Рубцова Е.С. Материалы по языку и фольклору эскимосов. М.,1954.

76. Русский фольклор. М.- Л., 1966.81.Семья Т.1.М., 1991.82.Семья Т.2. М., 1991.

77. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.,1938.

78. Старцев Г. Самоеды. Л.,1930.

79. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка. Л., 1970.86.«Территория взлома»: добро пожаловать!: кибернетическая война может стать реальной уже очень скоро. // Интерфакс Время, 1999, №8.

80. Толстой А. Золотой ключик. HTML версия 88.Этнография детства М., 1983. 89.Этнография детства М. 1988. 90.Этнография детства М., 1992.

81. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья М., 1992.

82. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре.// Философские науки, 1980,№ 2.

83. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия М., 1992.

84. Хёйзинга Й. Homo ludens М., 1992.

85. Хогарт Э. Мафии и его веселые друзья М., 1958.

86. Человек в кругу семьи (очерки по истории частной жизни в Европедо начала Нового времени). М., 1996.

87. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1978, № 3.

88. Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.,1978.

89. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1999. ЮО.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис М. 1996.

90. Яффке Ф. Об играх с куклами. Альманах вальдорфской педагогики. Пасхальный выпуск. М.,1994.