автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Отношение студенческой молодежи в Польской Народной Республике к религии и атеизму (на материалах конкретно-социологических исследований)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Томашевска, Данута
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Отношение студенческой молодежи в Польской Народной Республике к религии и атеизму (на материалах конкретно-социологических исследований)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Томашевска, Данута

Тема I. Предмет .марксистского религиоведения 2 час.

Марксистское религиоведение, как наука о закономерностях, социальной природе, возникновении, эволюции и отмирании религии. Структура марксистского религиоведения. Цели, задачи и практическое значение курса марксистского религиоведения. IX Чрезвычайный съезд ПОШ о задачах формирования научного марксистско-ленинского мировоззрения.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Томашевска, Данута

Проблема воспитания новых поколений, всегда имевшая актуальный характер, в современных условиях обострения идеологической борьбы отлетается особой социальной остротой: во-первых, потому, что от идеологической и политической ориентации молодежи во многом зависит будущее общества; во-вторых, вследствие того, что молодежь уже сегодня представляет собой значительную и ак т тивную социальную силу , Не случайно дотому борьба за молодое поколение становится одним из важнейших элементов современной идеологической борьбы ыеящу социалистической и капиталистической общественными системами*.

Научным обеспечением идейно-политического воспитания молодежи во все большей мере призваны стать систематические марксистские философские, социологические, психологические и педагогические исследования подрастающего поколения и составляющих

Более половины населения земли составляет молодежь в возрасте до 25 лет,.В Польше, например, из 36 млн.населения - 16 млн, не достигло 30 лет, в том числе 6 млн, составляет молодежь в возрасте от 15 до 25 лет (данные за 1983 г,).

Сейчас все силы и средства антисоциалистических центров в стране и за рубежом сконцентрированы на молодежи" - отмечает польский исследователь-марксист ЧДерод (195,с.5)* его социальных категорий. Особую актуальность приобретает в этой связи изучение мировоззренческих ориентации молодежи, прежде всего студенчества»

Устойчивый интерес исследователей к проблемам студенческой молодежи связан о фактом возрастания социальной рож данной части современного молодого поколения. Следует отметить, что хотя в странах с разным общественным устройством студенческая молодежь отражает различную социальную структуру, всюду наблюдается рост ее численности и удельного веса среди других общественных групп. В СССР, например, за последние 15 лет число студентов увеличилось о 3,8 млн. в 756 высших школах в 1965/1966 гг. до 5,2 млн. в 863 вузах в 1980/1981 учебном году (104,с.462), в том числе 3 млн. студентов дневных отделений. В Польше еще 20 лет назад в 75 вузах обучалось 166 тысяч студентов; к учебному году 1981/1982 число высших школ увеличилось до 91, а количество студентов до 454 тысяч (246, с.530), в том числе 300 тысяч на дневных отделениях. Быстрый рост численности студенческой молодежи наблюдается также в высокоразвитых капиталистических странах (160, с.27-30).

Количественный рост студенческой молодежи сопровождается более действенным участием ее в основных сферах жизни общества1? она. причастна практически ко всему, что происходит в современном мире" (127, с.4) - отмечает Л.Я.Рубина в своем социологическом очерке о советском студенчестве. Наблюдаемому в последние десятилетия быстрому количественному росту учащейся молодежи сопутствуют социальные явления, в таком масштабе до сих пор не выступавшие. Это, прежде всего, политическая и социальная активизация, особенно студентов.

Цели массовое студенческое движение протеста 60-70-х гг. в капиталистических странах, на наш взгляд, имело в целом прогрессивный антибуржуазный характер, то некоторые движения среди студентов возбуждаются в последнее время различными империалистическими центрами (напр., Университетский крестовый поход за Иисуса Христа против безбожного коммунизма и т.п.)* В социалистических странах, как правило, массовые движения студенческой молодежи органично включены в социально-политическую активность передовых отрядов общества и вдохновляются. идеалами строительства социализма и коммунизма (борьба за шф,протест против преступлений империализма, ударничество, студенческие строительные отряды, донорство и т.п.). Однако в кризисные периоды развития некоторых социалистических стран наблюдается и участие отдельных групп молодежи в политических забастовках, демонстрациях, имеющих антисоциалистический оттенок. В различном масштабе антисоциалистическая активизация части студентов проявилась во время контрреволюции в Венгрии в 1956 г,., в период кризиса 1968-1969 гг. в Чехословакии, а также в Польше в марте 1968 г.,, и в кризисный период 1980-1981 гг.

К характерным явлениям» сопровождающим кризис 1968-1969 гг. в ЧСОР, выступившим в еще более яркой форме во время пос^ леднего кризиса 1980-1981 гг. в ПНР, откосится, по нашему мнению, активизация клерикализма. Свой социальный базис, клерикализм нашел у остатков мелкой буржуазии, а также у части интеллигенции» студенческой молодежи и учащихся средних школ (40, 196,208,256). В период общественно-политического кризиса 19801981 гг. в Польше наблюдались в некоторых кругах студенческой и школьной молодежи манифестации клерикальных мировоззренческих установок, связанные часто с действиями антисоциалистичесI кого характера . т

Об этом явлении подробно пишет Казимеж Конколь, заведующий

Рост религиозности и клерикализма в период 1980-1981 гг. в среде польской студенческой и школьной молодежи, обусловлен» по -нашему мнению, с одной стороны, объективной ситуацией общественно-политического кризиса, способствующей проявлению ант тисоцдал&отических позиций с клерикальной окраской о другой стороны - недостатками системы идейно-политического воспитания (193,с.30) и многолетней деятельностью католической церкви в среде молодежи. Эти события обнаружили ташке тесную, на наш взгляд, связь религиозных установок с общественно-политическими ориеитацнями молодого поколения в ПНР«

Все это ставит перед исследователями-марксистами задачу систематического изучения вопроса о зависимости убеждений студентов, включая их отношение к религии и атеизму, от развития социальной ситуации, а также проблему обратного воздействия этих убеждений на саму социальную обстановку.

В материалах IX Чрезвычайного съезда ПОРП и IX Пленума ЦК ПОРП, посвященного проблемам молодежи, выявляются недостатки идейно-воспитательной системы, ошибки в работе с молодежью в 70-х гг., недооценка идеологического и мировоззренческого

Отделом по делам религии в -ПНР с 1975 по 1-980 гг. Он подчеркивает не только повсеместное ". использование верований и религиозных чувств прежде всего молодежи, в политических целях.", ". превращение амвонов в трибуны политической антисоциалистической агитации, организацию в костелах и часовнях демонстраций, голодовок, политических акций.", но и констатирует тот.явный факт, что "под покровом религии скрывается политика", а также попытку "затормозить процесс лаицизации и развернуть процесс клерккализации общественной жизни в Польше" (208,с.4,10,16).

Подробно об этом явлении пишет на примере кризиса 1968-1969 г.г. в ЧССР чехословацкий философ-марксист Тибор Галечка (193.с.28-32). влиййия католической церкви на молодежь (прежде всего студенческую). Эти факторы рассматриваются в данных документах как основные субъективные предпосылки кризисной политической ситуации в среде студенческой и школьной молодежи в Польше (39,с,40).

Б связи с этим II Чрезвычайный съезд ПОРП поставил задачу введения новых, более эффективных форм и методов идеологической работы среди учащейся молодежи, в том числе и студенчества; расширения и совершенствования системы светского, атеистического воспитания, усиления воспитательной работы, направленной на формирование - в более-' .широком, чем до сих пор, масштабе - научного, материалистического атеистического мировоззрения студенчества в Польше (39,с.183-185). С этим связала задача расширения конкретных исследований мировоззренческих проблем современной польской молодеет, поставленная съездом переод общественными науками, прежде всего социологией, психологией и педагогикой.

В рамках решения такой кардинальной теоретической и практической задачи, как анализ мировоззренческих ориентаций современной польской молодежи, тенденцией их развития, возникает необходимость дальнейшей разработки одного из существенных элементов мировоззрения - отношения молодого поколения в Польше к религии, церкви и атеизму. В связи с этим, социологический анализ новых явлений, выступающих в области религиозности и атеистичности польского студенчества, его отношения к католической церкви становится особо актуальной задачей.

Состояние научной разработанности проблемы. В настоящее время студенческая молодежь стала объектом широких научных исследований, ее проблемы анализируются в многочисленных работах, прежде всего социологических. Значительное место отводится и изучению отношения современного студенчества к религии и атеизму. Этой проблеме посвящена богатая научная литература как в марксистской, так и буржуазной социологии. Анализ наиболее многочисленных американских социологических исследований религиозности студентов обнаруживает две основные тенденции, которые выступают в публикациях после 1845 г. Первая из них представлена шире в период после окончания И мировой воины до середины 60-х годов. Это тенденция к преобладанию дескриптивных работ, главным образом, сравнительных исследований эволюции отношения студентов к религии за определенный промежуток времени; в этих исследованиях доминирует панельная техника (.271,278,279,281,291,295 и др.). Со второй половины 60-х годов в большинстве публикаций на тему религиозности студентов намечается тенденция сочетать дескриптивкзм с усложнением методического аппарата; наряду с попытками объяснения, а. также интерпретацией результатов, полученных в конкретно-социологических исследованиях, американские социологи ставят ряд методологичее-ких и методических вопросов, в том числе и проблему разработки коэффициентов тех или иных значимых для религиозности связей и подбора шкал признаков.религиозности (287,282,292,277,283, 293,273,230 и др.). К сожалению, большую часть американских с онкологических исследований отношения студенческой молодежи к религии характеризуют . существенные - теоретические недостатки. Отношение студентов к религии анализируется в отрыве от совокупности явлений общественной ::шзни, истолковывается чаще всего статично; все это, в результате, дает довольно плоскую и бедную картжну религиозных проблем студенчест кой среды и ее связи с более широким социальным контекстом . т

Среди многочисленных социологических исследований религиозности учащейся молодеет в США выгодно отличаются исследования,

В советской социологии большинство конкретно-социологических исследований отношения современной молодежи'к религии и атеизму касается, главным образом, различных груда школьной и трудящейся молодежи*, меньше внимания уделялось до сих пор проблеме мировоззренческих установок студенчества . Следует отметить, что существенный вклад в теоретическую разработку проблемы отношения молодежи к религии и атеизму внесли труды Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова, М. ¿.Калашникова, В.Д.Кобецкого, А.А.Лебедева, И.А.Галицкой и др. Особенно продуктивной в плане задач нашего исследования является разработка Д.М.Угриновичем и И.Н.Яблоковым проблемы критериев религиозности и типологии отношения к религии и атеизму. В связи с тем, что в нашем исследовании рассматривается также явление роста религиозности и клерикализма, возникшее в Польше среди студенческой молодежи в период общественно-политического кризиса X980-I88I гг., особо важным для нашего анализа- оказался опыт чехословацких марксистов, изучающих отношение молодежи к религии в кризисный период 1968-1969 гг. (238.240,237). Социологические исследования репроведенкые в 1948 г. и повторенные в 1967 г. среди студентов Уилямс Колледж (283, с.16-28). Позитивным в этом плане примером являются также панельные исследования, проведенные в 1970 и 1972 гг. среди студентов I и Ш курса университета в Беркли (293, с.157-180).

1 См.: Галицкая И.А. (71,72), Гуров Ю.С. (74), Калашников М.& (81), Лебедев A.A. (95), Молодежь и атеизм (101),. Тепляков М.К. (134), Арнаут В.К. (344) и др. о

См.: Ануфриев ¿i.A., Кобецкий БД. (49) Ворошилов A.C. (69), Калашников М.Ф, (82), Кобецкий В.Д. (88), Лебедев A.A. ,(96), Новоселова Л .В. (351), Филиппова А.Р. .(354), Головко Л.В. (346) ж др. лкгиозности молодежи в ЧССР, касающиеся периода кризиса, велись прежде всего среди молодежи средних школ. Мировоззренческие ориентации студенчества стали, в Чехословакии предметом изучения только в последнее время (256,210,347). Следует отметить, что важный вклад в теоретическую разработку проблемы источников религиозности и клерикализма в условиях социалистического общества внесли работы чехословацких философов-марксистов, за-шшающихся вопроса»,® религии и атеизма - Т.Галечки, Ф.Вашечки» П.Прусака, .-ФДубовича, Р.Правдика, в которых анализируются проблемы эволюции на разных этапах развития социалистического общества, а также в период общественно-политического кризиса (193,134,136,238). Особенно продуктивны в плане нашего исследования выдвинутые ими положения о зависимости уровня религиозности от таких социальных источников как источники "социально-политические" и" социально-идеологические", что позволяет поставить вопрос о влиянии общее твенно-политических и идеологических факторов на, эволюцию мировоззренческих ориентаций (в том числе отношения к религии) студенческой молодежи в Польше»

Начало социологическим исследованиям отношения современной молодежи к религии и атеизму в Польской Народной Республике было положено в 50-е годы. Исследования проводятся как марксистскими научными центрами, так и католическими организациями За период с 1957 г. по 1981 г. проведено свыше 100 т

С 1964 г. почти все исследования в области социологии религии в Польше координируются двумя центрами: I) Лабораторией исследований современного христианства (при Высшей школе общественных наук; ЦК ПОРП и Польской академии наук; 2) Кафедрой социологии религии Католического университета в Люблине. Кроме того, по заказу различных государственных учреждений и организаций исследования отношения различных конкретно-социологических исследований мировоззренческих установок польской молодежи. Большинство результатов этих работ было опубликовано; публикации эти называются в специально подготовленных библиографиях (211,209 и др.). Кал: уже отмечено, нами, часть исследований религиозности молодежи была реализована по инициативе католической церкви; их осуществляли главным образом социологи из Католического университета в Люблине, Академии католической теологии в Варшаве, Папских факультетов в Кракове и Вроцлаве, а также преподаватели "закона божьего" и лица, связанные с католическими издательствами. К сожалению, большая часть исследований, в том числе и проведенных по инициативе государе твенных учреждений, имеет незначительную научную ценность. Это связано, прежде всего с тем фактом, что только около 50% исследований мировоззренческих установок молодежи, в том числе отношения ее к религии, программировались и проводились специализированными научно-исследовательскими лаборатория!®; остальные были осуществлены случайными лицами, I как церковными, так и светскими .

Исследования динамики культового поведения различных групп современной польской молодежи и ее самооценок отношения к религии, ведутся в ПНР как путем сбора первичной социологи. социальных групп к религии ведет также Центр изучения общественного мнения (0Б0П) при Польском радио и телевидении (основан в 1957 г.). I

Среда этих "разовых" анкетеров были ксендзы (часто преподаватели "закона божьего"), монахини,.светские лица (напр., учителя, журналисты), которые с разнородными, самостийными вопросниками и анкетами навещали школьные классы, распрашивал учащихся об их мировоззренческих проблемах. Подробнее об этом пишет Э.Цюпак (168, с.139-141). ческой информации с применением техники исследований обществен-т ного мнения, так и при помощи более слоеных тес тово-с оциомет-рических методов.

Социологические эмпирические исследования отношения студенческой молодежи к религии составляют всего около 20% работ, посвященных изучению мировоззренческих ориентации современной -польской молодежи. Начало положили панельные исследования студентов высших школ Варшавы, проведенные марксистскими социолоо гами в 1957/1958 г. и повторенные в 1960/1961 г. . Исследования, проведенные среди студентов варшавских вузов показали, что в течение трех лет, которые прошли от первого этапа исследований, в установках студентов к религии выступила тенденция их лаицио зации (233). Процесс лаицизации мировоззренческих установок польского студенчества, совершающийся, правда, довольно медленно, подтверждается также конкретно-социологическими исследованиями, проведенными в других академических центрах. Большинство исследований, анализирующих проблему эволюции отношения студентов к религии и атеизму, было осуществлено на примере какого-либо одного высшего учебного заведения (245,188,169,219,216,206, Это были анонимные анкеты с закрытыми вопросами, а также "открытые" анонимные вопросники (с открытыми вопросами), которые рассылались по принципу репрезентативности. 2

Исследования были проведены социологами кафедры социологии Варшавского университета - З.Юзефович, С.Новаком и А. Павелчиньской - среди студентов, избранных по принципу репрезентативности из 25 тыс. обучающихся в вузах Варшавы (255). о

В польской марксистской литературе термин "лаицизация" употребляется в таком значении, как в советской научной литературе термин "секуляризация". В настоящей диссертационной работе будем пользоваться понятием "лаицизации" как тождественным понятию "секуляризация"•

217,202,203 и др.). К числу таких работ относится и исследование, проведенное автором настоящей диссертации в 1978/те гг. среди студентов, обучающихся в Сельскохозяйственно-технической академии в г.Ольштын (ПНР). Сравнительные конкретно-социологические исследования отношения молодежи к религии, охватывающие не только различные студенческие группы, разную академическую среду, но и одновременно другие группы молодежи (рабочих, уча-г щихся профучилищ и средних школ) были проведены в последние годы кафедрой религиоведения Ягеллонского университета в Кракове (252,202,182,183,218 и др.). Такое сравнительное конкретно-социологическое исследование в масштабах страны было предпринято в 1959 г. Центром изучения общественного мнения (ОБОП) при Польском радио и телевидении '(258,250,221), В следующие годы Центр изучения общественного мнения провел еще три исследования отношения взdocлого населения Польши к религии (в воз

1965 г. расте свыше 18 лет), в масштабах страны: в 1961 гП^йв 1968 г. (Приложения, табл. 2). Интересное исследование отношения взрослого населения Польши (в возрасте 25-65 лет) к религии было проведено в 1977-1978 гг. Институтом философии и социологии т

Польской академии наук .

Срюственный вклад в подлинно научную теоретическую разработку проблемы отношения современного польского студенчества к религии и атеизму внесли работы польских марксистских философов, социологов.и психологов, занимающихся проблемами религии - Э.Цюпака, Т.М.Ярошевского, Я.Ершияы, А.Павелчииьской, X. Домагалы, Х.Мощиньской, З.Казецкого, М.Козакевича, Р.Дионизяка и др. Г

Результаты этого исследования опубликованы пока лишь частично в журнале "Аргументы" (176,177,179).

Среди социологических иеследований отношения польской современной молодежи к религии, предпринимаемых католической церковью и католическими организациями, преобладают исследования молодеж начальных и средних школ, проведенные чаще всего в процессе катехизации (303,313,312,318,322,340,311,334,339 и др.) Студенческая молодежь, хотя и является предметом специального интереса и идеологического воздействия со стороны католической церкви х, реже подвергается изучению социологическими методами (333,298,320,337,340 и др.). Социологические исследования, проводимые по инициативе католических организаций, касаются главным образом студентов, связанных с деятельностью отделений Академического пастырства (319,341,332 и др.). Среди публикаций католических социологов заслуживают внимания работы кс. С.Добдановского, кс. Ю.Майки, кс. Я.Маряньского, кс. В.Ди-воварского, А.Свенцицкого. Для большинства католических ксендзов-социологов характерна трактовка социологического исследования религиозности различных групп молодежи как "вспомогательной сферы", служащей целям пастырской теологии и удовлетворяющей текущие потребности религиозной социотехники. Результаты конкретно-социологических исследований большинства католических социологов не столько, раскрывают общую реальную картину отношения польской молодежи, в том числе ж студентов к религии и

1 Об этом свидетельствует прежде всего деятельность (с 1928г.) специально созданного церковного института, которым является Академическое пастырство. В настоящее время свыше 400 отделений этого института работает среди студентов и молодых работников науки всех академических центров в Польше. • Подробнее об этой форме идеологической деятельности католической церкви в среде -шшюкзэй студенческой молодежи - во второй главе диссертации. атеизму, сколько, давая полезный материал и подходы к решению частных вопросов, вуалируют реальную ситуацию, а подчас и полностью искажают ее. Иначе, на наш взгляд, следует подойти к работам таких польских католических социологов как кс. Я.Ма-ряньский (315,316,317), А.Свенцицкий (334,335), и прежде всего к исследованиям кс, Б.Пивоварского (323,32€,ЗШ,326,327 и др.), заведующего кафедрой социологии религии в Католическом университете в Люблине. Работы этих католических социологов, хотя и основанные на немарксистских теоретических принципах, все же вводят в научный оборот немаловажный социологический материал, способствующий развитию научного анализа разных аспектов религиозности различных социальных групп молодежи.

Несмотря на повышенный интерес к вопросу отношения польского студенчества к религии и атеизму у социологов, психологов, педагогов и количественный рост конкретно-социологических исследований, до сих пор по-прежнему отсутствуют монографические исследования, которые способствовали бы всестороннему рассмотрению проблем религиозности и атеистичности студентов, выявляли бы тенденции развития мировоззренческих ориентации студенческой молодежи в условиях современной Польши. Учитывая данное обстоятельство, автор предпринимает попытку восполнить существующий пробел, дать систематическое освещение этой проблемы на материалах наличных исследований и, в особенности, осветить наблюдаемый в последнее время рост религиозности в клери-' кальных ориентации среди польского студенчества. Проблема связи этих явлений с определенными общественно-политическими условиями, рост религиозности и клерикализма в периоды кризисного развития социалистического общества являются в польской марксистской литературе недостаточно разработанными. Они получили некоторое освещение лишь в плане постановки проблем® в ряде публикаций, прежде всего, внутрипартийного характера (208,243,205,198,42).

Цель и задачи исследования. Опираясь на марксистско-ленинские методологические принципы»диссертант стремится дать всесторонний анализ отношения современного польского студенчества к религии и атеизму, показать основные тенденции эволюции мировоззренческих установок польских студентов.1

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать студенчество как особую социальную группу, акцентируя внимание на ее специфических свойствах, важных для процесса формирования и эволюции мировоззренческих ориентации студентов.

2. Рассмотреть критерии религиозности-и атеистичности и дать типологию отношения польской студенческой молодежи к религии и атеизму.

3. Показать динамику религиозности и атеистичности польских студентов за период 1957-1981 гг.

4. Раскрыть особенности эволюции отношения современного польского студенчества к религии, церкви, атеизму.

5. Выявить связь определенного роста религиозности и клерикальных ориентации! части студенчества в ПНР с кризисным развитием социалистического общества, а также с идеологическим воздействием католической церкви на среду польских студентов.

Научная новизна исследования ж положения, выдвигаемые на защиту. Настоящая диссертация является первой в марксистской литературе попыткой комплексного исследования отношения современного польского студенчества к религии и атеизму. В ней раскрываются основные тенденции эволюции мировоззренческих ориентации польской студенческой молодежи. Б диссертации впервые в марксистской социологии атеизма и религии дается анализ студенчества как. особой социальной группы; указываются общие и специфические характеристики этой социальной категории, важные для процесса формирования и эволюции мировоззренческих установок студенческой молодежи. Среди общих признаков, характерных и для других групп молодел® в Польше, выделяются: I) принадлежность конкретных групп студенчества к определенным социальным слоям и историческим поколениям, отличающимся специфическим социально-политическим опытом; 2) социальная незрелость значительной части современного польского студенчества,в том числе и связанная с удлинением стадии социальной молодости,

В типологическом анализе отношения современных польских студентов к религии и атеизму показываются не только их установки к католицизму как определенному вероисповеданию, но и прослеживается отношение к главной религиозной организации -католической церкви; анализируются оценки и взгляды студентов на роль церкви в общественной жизни страны. Впервые в польской и вообще марксистской литературе предпринимается попытка выявления на материалах конкретно-социологических исследований динамики отношения студентов к религии и объяснения этой динамики.

В диссертации раскрывается противоречивость процесса лаи-цизации современного польского студенчества, с одной стороны, эрозия религиозных взглядов и поведения в пользу нерелигиозных, материалистических ценностей, а также сознательный выбор атеистической мировоззренческой ориентации, с .другой - в кризисные периоды развития социалистического общества некоторый рост религиозности и клерикализма.

• 18 .В диссертационной работе анализируются основные формы идеологической деятельности католической церкви в среде польской студенческой молодежи. Показывается, что одним из результатов многолетнего, идеологического, мировоззренческого воздействия католической церкви на студенчество в Польше является определенный рост религиозности части студентов и их клерика-лизации.

В связи со всем вышеизложенным в диссертации обосновываются следующие осшовные положения, которые выносятся на защиту.

X. Динамика и эволюция религиозности и атеистичности студенческой молодежи в ПНР свидетельствуют о наличии трех основных типов отношения к религии и атеизму: верующих, колеблющихся и неверующих, причем преобладают студенты верующие.

2. За явлением высокого уровня деклараций религиозности в самооценках польской студенческой молодеет скрывается постепенный процесс лаицизации ее мировоззренческих установок, происходящий главным образом в сфере религиозного сознания, а также, хотя в меньшей степени, в области религиозного поведения.

3. Относительный рост религиозности, в особенности церковного поведения и клерикальных ориентации среди части современного польского студенчества обусловлен, с одной стороны, объективной социально-политической ситуацией, связанной, прежде всего, с кризисными явлениями в развитии польского общества в послевоенный период истории Польши, с другой - влиянием идеологической деятельности католической церкви на среду польской студенческой молодежи.1

Методологическая основа, фактическая база и источники исследования. Теоретической и методологической основой диссертации являются принципы диалектического и исторического материализма. В решении поставленных задач автор опирался на труды классиков марксизма-ленинизма, документы II Чрезвычайного съезда ПОРП» съездов КПСС, конференций и пленумов ПОРП и КПСС, программы ПОРП и КПСС. В диссертации используются исследования советских, польских, чехословацких, американских философов» социологов, религиоведов, материалы научных конференций и симпозиумов, имеющих отношение к данной теме. Важное методологическое значение в решении поставленных задач имели работы советских философов и социологов, занимающихся проблемами религии -Борункова, М.$.Калашникова, И.Я.Кантерова, В.Д.Кобецкого, А.А» Лебедева, К.И.Никонова, М.П.Новикова, Ф.Г.Овсиенко, Д.М. Угриновича, Й.Ы.Яблокова. Основной фактический материал диссертации составляют теоретические и эмпирические конкретно-социологические исследования польских философов, религиоведов, социологов, психологов как марксистских, так и католических. Диссертант опирается на работы польских марксистов В.Адамского, Э.Цюпака, Р.Дионизяка, Т.М.Ярошевского, Я.Ерппшы, З.Кавецкого, М.Козакевича, В.Мыслека, А.Павелчиньскок, Я.Щепаньского, Я. Трыбусевича и др. В диссертации используются также труды чехословацких марксистских философов и социологов, занимающихся проблемами религии - Т.Галечки, #*Вашечкж, В.Достала, П.Прав-дика, П.Прусака, Я.Поляха, К.Кахана, А.Барабасовой и др. В диссертации учитываются результаты большинства конкретно-социологических исследований, осуществленных среди студенчества и молодежи средних школ ПНР за период с 1957 по 1981 гг. Диссертантом проведено с амос т оят ельное социологическое исследование отношения студентов . к религии и атеизму в 1978-1979 учебном году в Сельскохозяйственно-технической академии в г.Олыдтын (ПНР). Критическому анализу подвергается в диссертации польская католическая литература, рассматривающая социологические аспекты религиозности современной дольской молодежи. Это, главным образом, публикации таких католических социологов как кс.С.Э. Добжановский, кс. Я.Маряньский, кс. В.Пивоварский, А.Свенщщкий.

Практическая значимость исследования. Результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы для теоретических к практических задач социологии религии, научного атеизма. Итоги исследования могут найти применение в преподавании марксистской философии и социологии в высших и средних учебных заведениях ПНР и СССР, в вечерних университетах марксизма-ленинизма, в особенности в практике атеистического и нравственного воспитания студенческой и школьной молодежи. На их основе можно разрабатывать систему практических рекомендаций, совершенствующую процесс формирования научного марксистско-ленинского мировоззрения студенческой молодежи. Частично такие рекомендации предлагаются автором в тексте диссертации, особенно в заключении. Материалы диссертации могут быть полезны в пропагандистской, атеистической работе среди учащейся молодежи в ПНР, в системе партийного просвещения и в идеологической деятельности социалистических молодежных организаций, работающих в студенческой среде. Результаты исследования могут быть применены при чтении лекций населению, пропагандистам и лекторам Общества распространения светской культуры.

Апробация работы. Материалы диссертации были использованы автором при чтении лекций студентам Сельскохозяйственно-технической академии в г.Ольштыне (ВНР). Основные положения и некоторые результаты исследования, отраженные в .публикациях автора, обсувдагась кафедрой марксистской философии указанной академии. По этой проблематике автор выступал также на Всепольокой идеологической конференции (г.Ольштын, июнь 1977 г,), посвященной проблемам формирования идейно-политических установок молод еж. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и теории атеизма и религии философского факультета Московского государственного университета им, М,ВЛомоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

 

Список научной литературыТомашевска, Данута, диссертация по теме "Философия религии"

1. Произведения основоположников |йарксизма-ленишазма

2. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф.-Соч. 2-ое изд., . т.2ь с.1-784.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд.» т.1, с.414-429.

4. Маркс К. Тезисы-о Фейербахе. Маркс К., ЭнгельсСоч.-2-ое изд., т.З, с.1-4.-4. Маркс. К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.З, с.115-217.

5. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-ое изд., т.1, о.382-413.

6. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К», Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.19, с.9-32.

7. Маркс.К., Энгельс Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.З, с.7-544-.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-оо изд., т.2, с.3-230.

9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и-.'конец немецкой классической философии. Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-ое изд., т.21,

10. Энгельс•Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.2 0, с Л-338.14» Энгельс §. Крестьянская война в Германки.- Маркс К., Энгельс Соч.' 2-ое изд«, т.7, с.343-437.

11. Энгельс Ф. Диалектика природы, Маркс К., Энгельс , Соч. 2-ое изд., т.20, с.339-626.

12. Энгельс К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс §. Соч. 2-ое изд., т.22, с.465-492.

13. Энгельс ф. В.Бауэр и первоначальное христианство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.19, с.306-314,

14. Энгельс Ф. Письмо Й.Блоху от 21-22 сентября 1890 г. -Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-ое изд., т.37, с.393-397.

15. Энгельс Письмо Э.Бернштейну. Лондон, июнь 1884 г, -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. т.36, с.161-162.

16. Ленин В.К, Материализм и эмпириокритицизм. ~ Полн. собр, соч., т.18, с.7-384.

17. Ленин В.И, Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29, с.1-602.

18. Ленин В.И. Государство и революция, Полн, собр. соч., т.33, с.1-120.

19. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. -Полн. собр. соч., т.45, с.22-33.

20. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т.12, с.142-147.

21. Ленин В,И. Об отношении .рабочей партии к религии. Полн, собр. соч., т.17, с.415-426,

22. Ленин В.И. Классы и партии з их отношении к религии и церкви. Полн. собр. соч., т.17, с.429-438.

23. Ленин Б.И. Что делать? Поля. собр. соч., т.6, с,1-192.

24. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и • критика его в книге г, Струве. Полн. собр. соч., т.1, с.347-534,

25. Ленин В.И. Великий почин. Полк. собр. соч., т.39, с. 1-29.

26. Ленин В.И. Задачи революционной молодежи. Полн. собр. соч., т.7, с.341-356.

27. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза'Молодежи 2 октября 1920 г.). Поли. собр. соч., т.41, с.298-318.

28. Ленин В.И. Студенческое движение и современное' политическое положение. Поли. собр. соч., т.17, с.214-220.

29. Ленин В,И. Интернационал молодежи (заметка). Полн. собр. соч., т.30, с.225-229.

30. Официально-документалыше материалы

31. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. -80с.

32. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 26-27 декабря 1983 г. М.; Политиздат, 1984. ~31с.39» IX Nadzwyezajny Zjazd Polskiej Zjednoczonej Partii Robot-niczej.14-2o lipea 1981 r.Podstawowe dokumenty i materia-£y.F-wa,KiW,1981,s.284.

33. IX Plenum KG PZPR.Sprawy mlodziezy. 15-16 lipca 1982 r. Podstawowe dokumenty i materiaïy#W-wa,KiW,1982,s.57.

34. XIII Plenum KG PZPR.Ideologiczne zadania partii w reali-zacji linii IX Nadzwyezajnego Zjazdu PZPR.Zagadnienia i materialy.W-wa,1983,nr42.

35. Sprawozdanie и prac Komisji KG PZPR powolanej dla wyjas-nienia przyczyn i przebiegu konfliktów spolecznych. w dzie-¿jach Polski Ludowe^.Nowe Drogi.W-wa,Wyd.Wsp<33tcz.,pazdzier-nik 1983 r.,s.78.

36. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

37. Формирование научно-атеистического мировоззрения у студенческой молодежи. Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции. Ивано-Франковск, 1977. -¿¿4с.4. Книги, статьи

38. Акинчиц И.И. Молодежь и религия, Минск, Беларусь, 1975. -94.

39. Алексеев II.П. Методика и результаты изучения религиозности сельского населения. В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. 8, 1967, с.131-150.

40. Ананьев В.Г. К психофизиологии студенческого возраста. -В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы'высшей школы. Я.; Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, с.5-10.

41. Андрианов H.I1,, Лопаткин P.A., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М.: Мысль, 1956. -247с.

42. Ануфриев Л.А., КобецкиЙ В.Д. Религиозность и атеизм (социологические очерки). Одесса, Маяк, 1974. -152с.

43. Аптекман Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. -131с.

44. Арнаут S.K. 0 критериях религиозности молодежи. В кн.: Молодежь и атеизм (Под ред. К.А.Галицкой и др.). - М.: Мысль, 1971, с.34-47.

45. Арсешшн В.К. Молодежь и атеистическое воспитание. М.: Знание, 1973. -64с,

46. Атеистический словарь (Абдусамедов А.И,, Алейник P.M., Алиева В.А. и др.; Под общ. ред. М.П.Новикова). М.: Политиздат, 1933. -559с»

47. Атеистическое воспитание в высшей школе (Пашков H.A., Глаголев B.C., Овсиенко $.Г., и др.; под ред. H.A. Пашкова). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -127с.оо. Атеистическое воспитание советского студенчества (Подгот. В.Г.Асриев). М.: 1976. -680.

48. Атеистическое воспитание студенческой; молодежи. Сборник трудов у1!еннх социалистических стран (Под ред. В.Г.Агафонова и др.). М.: Высшая школа, 1977. -198с.

49. Борунков Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. -176с.

50. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. -Л,:. Наука, 1973. -155с.

51. Вритвин В.Т., Виснапу В.Р., Мансуров В.А. Формирование научно-атеистической убежденности у молодеж. В кн.: Вопросы научного атеизма, вып.26, М.: Мысль, 1980,с.191-204.

52. Великович 1.Н. Католицизм в современном мире. М.: Знание, 1981, -64с,

53. Великович Л.И, Современный капитализм и религия. М.: Политиздат, 1984, -238с.

54. Вопросы научного атеизма. Сб. трудов, вып. 9, И.: Мысль, 1970, -406с.

55. Вопросы научного атеизма. Сб. трудов, выл. 15. М»: Мысль, 1973, -327с,

56. Вопросы научного атеизма. Сб. трудов, вып. II, ~М.: мысль, 1971, -344с.

57. Вопросы научного атеизма. Сб. трудов, вып. 19. М,: Мысль, 1976. -334с.

58. Вопросы научного атеизма. Сб. трудов, вып. 26. М.: Мысль, 1980, -150с,

59. Ворошилок А.С. Молодежь: атеизм и религия. Ростов н/Д, Рост, кн. изд-во, 1979. -97с,

60. Г&шщкая И.А. Молодежь, религия, атеизм. М.: Наука,1978. -112с.73* Гурановскии Я. Кризис религиозности. В кн.: Вопросы философии. - М.: АН СССР йн-т философии, 1967, .№7, с.34-44.

61. Гуров Ю.С. Мировоззрение молодежи и атеизм. -Чебоксары»Чуваш, кн. жзд-во, 1976. -127с.

62. Евдокимов В, Конкретные социальные исследования и атеизм.Наука и религия, 1968, ,!" 1

63. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий .М.: Политиздат, 1970. 176с.

64. Зыбковщ В.а>. Человек без религии, М.: Госполитиздат, 1967» -240с.

65. История и теория атеизма: учебное пособие (Ред. кол,: Новиков М.П. (отв. ред.) и др.). -М.: Мысль, 1982. -430с.79. йкоиниковаС.Н., Лисовский В.Т,.Молодежь вступает в жизнь (Социологические исследования проблемы молодежи). -Л.: Знание, 1969. -40с,

66. КконниковаС.Н. Молодежь. Социологический к социально- психологический анализ. Л.: йзд-во Ленингр. ун-та, 1974. -166с.

67. Калашников М.Ф. Критерии религиозности и типология верующей молодежи, их практическое использование в социологических исследованиях. В кн.: Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии. Пермь, 1971, с.3-21.

68. Калашников М.Ф. Молодое поколение и религия (Опыт конкретно-социального' ■ и социалъно-психшгогического исследования). -Пермь, Дерм. кн. изд-во, 1377. -311.

69. Кактеров И,Я. Ватикан под натиском атеизма. М.: Наука, 1972. -150с.ОИКаптеров И.Я. Клерикальный антикоммунизм. М.: Наука,1979. -144с.

70. Кантеров И.Я. Критический анализ клерикальных фальсификаций научного атеизма, М.: Знание, 1983. -64с.

71. Католищгзм-77. -М.: Политиздат, 1977. -256о.

72. Кобецкий В.В. Основнне направления социологического изучения процесса преодоления религиозности. В кн.: Проблемы атеистического воспитания (Сборник. Сост. Д.Г.Данилов и В.Н.Щердаков). - Л.: Лениздат, 1974,с.79-93.

73. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л.: Изд-во Лзнингр. ун-та, 1978, -116с.

74. Колоницкий П.Ф. Атеизм и формирование коммунистической личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 183с.

75. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-/ 383с.

76. Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. Сб. трудов. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1969. -281с.

77. Конкретные исследования современных религиозных верований (Методика, организация, результаты). Сборник. Отв. ред. А.И.Клибанов. М.: Мысль, 19G7. -244с.

78. К обществу, свободному от религии. Сб. трудов. М.: Мысль,. 1970. -144с.

79. Крывелев К.А. К характеристике сущности и значения религиозного поведения. В кн.: Советская этнография. -М.: Наука, 1967, 6, с.21-31.

80. Лебедев A.A. Конкретные исследования в атеистической работе. М.: Политиздат, 1976. -72с.

81. Лебедев A.A. Студенческая молодежь и атеизм. В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. 15. - М.: Мысль, 1973, 0.199-213.

82. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965, - 263с.

83. Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: йзд-во Леиингр. ун-та, 1974. -184с.

84. Лопаткин P.A., Ястребов PI.Б. Типология религиозности в католической социологии религии. В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. 12, М.: Мысль, 1971, с.301-324.

85. Мееровский. Б.В. Свободомыслие и атеизм буржуазного общества. В кн.: Настольная книга атеиста. 6-е изд. - М.: 1980.

86. Молодежь и атеизм (Под ред. И.А.Радицкой и др.). М.: Мысль, 1971. -148с.

87. Мчедлов МЛ. Католицизм. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. -278с.

88. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. -Й72с.

89. Народное хозяйство СССР в i960 г. М.: Финансы и статистика, 1981. -583с.

90. Некоторые.вопросы коммунистического воспитания студенчества (из опыта братских союзов молодегл соц. стран). -М.: Молодая Гвардия, 1377. -128с.

91. Никонов К.И. К вопросу об уровнях религиозного сознания, В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. XI. - М.: 1971,с.238-248Q

92. Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии. М.: Знание, 1979. -64с.

93. Никонов К.И. Опыт изучения воздействия проповеди на формирование индивидуального религиозного сознания. В кн.: Проблемы личности в религии и атеизме. - М.: Йзд~во Моск. ун-та, 1989» с.176-189.

94. Никонов К.й. Современная христианская антропология. -М.: Нзд-во Моск. ун-та, 1983. -184с.ПО. Никонов К.И., Тажуризина З.А. Критика идеологических основ православного монашества. М.: Знание, 1982. -65с.

95. Новиков М.П., Дмитриева Н.К. Богословская фальсификацияобщественных явлений. М.: Знание, 1975. -64с.

96. Новиков М.П. Тупики православного модернизма (критический анализ богословия XX в,). М.: Политиздат, 1979.'-167с.

97. Овсиенко ¿.Г. Личность и социальное развитие в католической "антронологизироваяной" теологии. В кн.: Вопросы научного атеизма, вкл. 26,М.: Мысль, 1980, с.109-130.

98. Овсненко §»Г, Сотдаально-этическая концепция личности в интерпретации польской католической церкви. В кн.: Проблемы личности в религии и атеизме (Отв. ред. И.Н. Яблоков и др.). - М.: Нзд-во Моск. .ун-та, 1969, с.'72-92.

99. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общее тт. I.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1978. -100с.

100. Окулов АНаучное мировоззрение и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1976. -85с.

101. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. М.: Мысль, 1982. -191с.

102. Писманик М.Г. Личность к религия. М»; Наука, 1976. -152с.

103. Пищик Ю.Б. Социальные причины религиозности в условиях социализма (обзор литературы). В кн.: Вопросы научного атеизма, выл.7. М.: Мысль, 1969. - с.415-426.

104. Попова М.А. 0 психологии религии, М.: Знание, 1969.Q9 п

105. Психология формирования и развития личности (ред. I.H. Анциферова). М.: Паука, 1981. -363с.

106. Радугин A.A., Овсиенко §.Г. Новые тенденции в католической теоояогии и философии, М.: Знание, 1377. -64с,

107. Религия и церковь в современную эпоху (Ред. кол. Л.Н. Великович, В.И.Гараджа др.). М.: Мысль, 1976. -328с.

108. Струмилин С.Г, Проблемы экономики труда. М.: Гоопо-литиздат, 1957, -735с.

109. Студент как объект и субъект атеистического воспитания. Материалы семинара, 23,1.1975 г.Саратов (соот. З.А.Тажу-ризина). М. : 1976. -61с, (НЖР Пед о-во Центр, совет, Секция атеистического воспитания).

110. Тепляков M.К. Победа атеизма в различных социальных слоях советского общества, В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. >4, М.: Мысль, 1967, с.130-156,

111. Тепляков М.К, Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. Воронеж. Изд-во Воронен, ун-та 1972. 32с,

112. Угринович Д.М. Актуальные вопрооы атеистического воспитания. М.: Знание, 1981. -40с,

113. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение, -М.: Мысль, 1973. -239с,

114. Угринович. Д.М. Искусство и религия (теоретический очерк). М.: Политиздат, 1982. -288с.

115. Угринович Д.М. 0 критериях религиозности и их применение в процессе социологических исследований. В кн.: Вестник Моек, ун-та. - М.: £ 4, 1967, с.20-26.

116. Угринович Д.М. О специфике религии, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -156с.

117. Угринович Д.М. Психологические проблемы атеистического воспитания в свете ленинского теоретического наследия.В кн. Вестник Московского Университета, М.: 1970, с.37-43.

118. Угринович Д.М. Религия как предмет социологичоского исследования. В кн.: Очерки методологии познания социальныхявлений. М.: Мысль, 1970, C.I2I-I58C

119. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии (0 специфике религии и ее месте в общественном сознании). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. -349с,

120. Ульянов JI.H. Изменение характера религиозности. В кн.: К обществу свободному от религии. М.: Мысль, 1970, с.160-188.

121. Филлипов Социология образования. М.: Наука, I960, -191с.

122. Формирование мировоззрения студентов. Сб. статей (Отв. ред. Типухин В.Е.). Томскт, Изд-во Томск, ун-та; I960. -149с.

123. Цюпак Э. Социологические проблемы прихода и религиозности в условиях большого города (на примере Варшавы). г- В кн.: Социологические проблемы польского города. М.: Прогресс, 1966. ~376с.

124. Чупров В.И. Фондирование ценностных ориентации советского студенчества. В кн.: Марксистско-ленинская теория социального развития. - М.: Наука, 1978, с.215-225. '

125. Шевцова Л.Ф. Социализм и католицизм (Взаимоотношения государства и католической церкви в социалистических странах). М.: Наука, 1982. -215с.

126. Щелаиьский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. -240с.

127. Яблоков И.Н. Актуальные проблемы конкретного исследования религиозности. М.: Знание, 1969. -32с,

128. Яблоков-И.К. Кризис религии в социалистическом обществе. М.: Знание, 1974. -64с.

129. Яблоков И.И. Методологические проблемы социологии религии. -М.: Изд-во Моек. ун-та, 1972. -133с.

130. Яблоков И.Н. Общение верующих как фактор формирования психологии религиозной группы. В кн.: Конкретно-социо-яогкческое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания (Под ред. И.Д.Пашдава). - М»: Изд-во Моск. ун-та, 1969, с.47-67.

131. Яблоков И.Н. Особенности становления атеистического сознания студенческой молодежи. В кн.: Атеистическое воспитание студенческой молодежи. - М.: Высшая школа, 1977, с.14-27.

132. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явления. М., : Знание, 1982. -64с.157.' Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. -182с.

133. Adamski W.liodziei i spoieczeiietwo.W-wajtiedza Powszechna, 1976,s*213. ! ,

134. Blach.nicka J.Wybrane aspekty religi^noäci miödzieäy szköi todnich.wjl'acika i ßwiatopogXQd.Krakow,ZAW, 1979,s#415-428# •