автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Отображение монголо-татар в древнерусской литературе середины ХIII-ХV века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Рудаков, Владимир Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Отображение монголо-татар в древнерусской литературе середины ХIII-ХV века'

Текст диссертации на тему "Отображение монголо-татар в древнерусской литературе середины ХIII-ХV века"

л/: -0 0 - •//) /о о/, .. ^

У * V/ J ! I/ I О Г^ Ч !

Российская Академия Наук Институт мировой литературы имени А.М.Горького

На правах рукописи

Рудаков Владимир Николаевич

ОТОБРАЖЕНИЕ МОНГОЛО-ТАТАР В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕДИНЫ XIII - XV ВЕКА (Эволюция представлений, сюжетов и образов)

Специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор А.С.Демин

Москва -1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................................................4

Глава 1. Отображение монголо-татар в произведениях древнерусской литереатуры середины XIII - первой четверти XIV века.

1.1. Монголо-татары в ранних летописных повестях о битве на Калке. 26

1.1.1. Литературная история ранних летописных известий о событиях 1223 года....................................:...............................................................27

1.1.2. «Придоша языци незнаеми, их же добре никто не весть».............37

1.2. Образы монголо-татар в ранних летописных повестях о нашествии Батыя.........................................................................................................64

1.2.1. Литературная история ранних летописных известий о событиях монголо-татарского нашествия................................................................65

1.2.2. "Иноплеменники, глаголемии Татарове"......................................80

1.3. Представления о монголо-татарах в "Поучениях" Серапиона Владимирского........................................................................................123

1.4. Изображение ордынцев в ранних редакциях житийных Повестей об убиенных в Орде князьях........................................................................146

1.4.1. Монголо-татары в Повести о Михаиле Черниговском...............147

1.4.2. Монголо-татары в Повести о Михаиле Тверском.......................160

Глава 2. Отображение монголо-татар в произведениях древнерусской литературы конца XIV - XV века.

2.1. Ордынцы в произведениях "куликовского цикла".........................181

2.1.1. Литературная история памятников "куликовского цикла"........182

2.1.2. Монголо-татары в "Задонщине"..................................................198

2.1.3. Изображение монголо-татар в краткой летописной повести "О великом побоище, иже на Дону"............................................................209

2.1.4. Эволюция образов монголо-татар в пространной летописной повести о Куликовской битве.................................................................216

2.1.5. "Поганые" в "Сказании о Мамаевом побоище".........................224

2.2. Тема борьбы с "безбожными супостатами" в "Послании на Угру"

ростовского архиепископа Вассиана Рыло............................................244

Заключение..............................................................................................264

Библиографический список используемых источников и литературы.. 271 Список сокращений................................................................................291

ВВЕДЕНИЕ

Отображение исторических реалий в литературе опирается на сформировавшиеся у книжников представления о причинах, сути, значении произошедших событий, о характере поступков участвовавших в них лиц,

0 целом ряде иных фактов и их взаимосвязей. Возникающая на основе восприятия окружающей действительности "картина мира" получает художественное воплощение в результате отбора и фиксации достойных и значимых, с точки зрения книжника, фактов, создания им сюжетов и образов, необходимых для реализации его творческого замысла. Таким образом, процесс литературного отображения действительности представляет собой целостную систему, в основе которой лежит влияющее на выбор изобразительных средств восприятие книжником событий окружающего его мира.

Специфика восприятия одного этноса другим такова, что воспринимающая культура познает субъект, исходя из собственных представлений об эталонах поведения. В социологии и этнологии подобная склонность "рассматривать и оценивать явления и черты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своей собственной этнической группы" получила название этноцентризм1. Действительно, давно подмечено, что "у нас, по-видимому, нет другого мерила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мысли и обычаи нашей страны"2.

Самосознание себя, своей общности в качестве "мы" ("свои") необходимо связано с осознанием и противопоставлением себе такого феномена, как "они" ("чужие", "другие"). "Homo sapiens ощущает себя как

1 Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. Сб. статей под ред. Б.Ф. Поршнева и Л.И. Анциферовой. М., 1971. С. 127.

2 Монтень М. Опыты. Кн. 1. М.; Л., 1954. С. 265.

личность, узнавая других людей. В одновременном познании "своего" и "чужого" возникают и развиваются семья, род, народ, нация"3. При этом "они" ("чужие", "другие") могут восприниматься как конкретные, определенные, так и абстрактные, неопределенные этносы, группы людей.4 Роль в культуре упомянутого противопоставления чрезвычайно велика. Судя по всему, само противопоставление "мы - они", "свои -чужие" буквально "пронизывает всю культуру" и является одним из главных стержней "всякого коллективного, массового, народного, национального мироощущения"5. В силу же этноцентристской ориентации, имманентно присущей восприятию одного этноса другим, можно говорить о том, что в известном смысле процесс восприятия и, таким образом, познания "другого" является одной из сторон национального самовосприятия и самопознания.6

По мнению А.С.Демина, "отношение древнерусских писателей к "не своим" народам, образы "чужих" составляли немалую часть общей картины мира в литературе" средневековой Руси.7 Особое место среди

3 Копелев JI.3. Чужие // Одиссей. Человек в истории. 1993. М., 1994. С. 8.

4 См.: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. испр. и доп. М., 1979. С. 84.

5 См.: Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 472.

6 См.: Бибиков М.В. Византия - славянский мир - Русь - христианство: По материалам дискуссий XVI Международного конгресса исторических наук (Штутгарт, 1985 г.) и XVII Международного конгресса византинистов (Вашингтон, 1986 г.). Обзор. // Культура и общество Древней Руси (X-XVII вв.). Зарубежная историография. Реферативный сборник. Ч. 1. М., 1988. С. 225.

7 Демин A.C. "Языци": неславянские народы в русской литературе XI-XVIII вв. // Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. С. 190.

прочих "чужих" народов, к которым было приковано внимание древнерусских книжников, несомненно, занимали монголо-татары. "Самой главной, самой больной и повседневной темой [древнерусской литературы] были ордынцы, или "татары", как называли их в множестве произведений древнерусской литературы - от повестей XIII века о татарском нашествии до повестей XIV века о Куликовской битве и сказаний XV века о падении монголо-татарского ига".8

Нашествие монголо-татар представляло собой рубежный момент в истории средневековой Руси. Судя по всему, это в значительной степени осознавалось и переживалось современниками происходивших событий и их ближайшими потомками. Масштабы нашествия, его стремительность и деструктивная мощь, небывалые бедствия, вызванные приходом ордынцев на Русь, наконец, сами по себе необычность и непривычность монголо-татар как этноса (иное поведение в быту или в бою, иные нравы, "языковой барьер" и др.) - все это предопределило пристальный характер внимания к этому народу со стороны древнерусских книжников -своеобразных "рупоров эпохи", выразителей общественных настроений.

Восприятие и изображение монголо-татар осуществлялось в рамках свойственного средневековому сознанию представления о том, что события земной жизни человека являются отражением событий "мира невидимого".9 Действовал "принцип", согласно которому событие было "существенно ... постольку, поскольку оно являлось со-Бытием"10, а "сами факты земной жизни в сознании человека представали не иначе как знаки и

8 Там же. С. 191.

9 См.: Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 25-26.

10 Данилевский И.Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописного текста) // Отечественная история. 1993. № 1. С. 79.

образы, связанные с действием и волеизъявлением Творца"11. Таким образом, провиденциализм древнерусских книжников существенно влиял как на характер восприятия, так и на способы изображения монголо-татар. Именно с позиций провиденциализма русская средневековая литература подходила к осмыслению и самого феномена монголо-татарского нашествия, и причин появления на Руси "поганых" иноплеменников, и к поиску возможных выходов из создавшейся - плачевной для Руси - ситуации. Именно в рамках представлений о "провидении Господнем" как первопричине событий земной жизни человека рассматривались вопросы, связанные проблемой возможного противостояния монголо-татарам. Немаловажное влияние на отображение монголо-татар оказали, в частности, эсхатологические ожидания эпохи ордынского завоевания: "... будучи уверен, что последние времена не за горами, человек обостренно реагировал на происходящее, видя в каждом "знамении" намек на грядущие бедствия, в каждом бедствии - штрих создаваемой на его глазах всемогущим небесным художником грандиозной картины крушения мира".12 Действительно, восприятие монголо-татар, осуществляемое в рамках религиозной картины мира, нашло отражение, в первую очередь, в способах описания ордынцев и событий, связанных с их нашествием. Кажущиеся, на первый взгляд, этикетными рассказы книжников о действиях сил "невидимого мира", на самом деле, оказываются чрезвычайно важными для понимания отношения авторов к описываемым ими событиям земной жизни. Как точно подметил А.И.Клибанов, "религиозные мотивы, вплетающиеся в ткань" произведений древнерусской письменности, "не могут быть

11 Кириллин В.М. Символика чисел в древнерусских сочинениях XVI века // Естественнонаучные представления в Древней Руси. М., 1988. С. 106.

12 См.: Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974. С. 33-34.

отброшены как довески или шелуха без ущерба для изучения их как памятников средневековой мысли и литературы".13

Восприятие "другого" "требует сопоставления воспринятого с прошлым опытом" (разрядка моя. - В.Р.) воспринимающего субъекта.14 Неслучайно, поэтому, древнерусские авторы "пытались подвести под стереотип происхождение (а также, добавлю от себя, поведение. - В.Р.) незнакомых народов"15, в том числе, и монголо-татар. С одной стороны, это проявлялось в поисках сюжетных и образных аналогий пришедших на Русь татар с библейскими народами, о которых древнерусские книжники знали из текстов Священного Писания, а также из огромного комплекса верочитной литературы канонического и апокрифического характера, вместе составлявших "круг чтения" средневекового писателя.16 С другой стороны, авторы произведений, посвященных теме монголо-татарского нашествия, пытались обнаружить параллели между ордынцами и теми кочевыми народами, с которыми Русь уже сталкивалась в предшествующие исторические эпохи. Таковыми, в первую очередь, являлись печенеги и половцы, действия которых во многом напоминали средневековым авторам поступки монголо-татар.

13 Клибанов А.И. "О светло светлая и красно украшенная земля Русская!" // Новый мир. 1980. № 9. С. 182.

14 По мнению исследователей, "процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий: поиск объекта; выделение наиболее характерных его признаков; опознание объектов, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений" (курсив мой. -В.Р.). См. подробнее: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Изд. 2-е., доп. ииспр. М., 1998. С. 139-141.

15 Демин A.C. "Языци": неславянские народы в русской литературе XI-XVIII вв. С. 191.

16 Адрианова-Перетц В.П. К вопросу о круге чтения древнерусского писателя // ТОДРЛ. Т. 28. М.; Л., 1974. С. 3-4 и далее.

Вместе с тем, осмысливая группу проблем, касающихся "монголо-татарского фактора", книжники не могли обойти стороной вопросов, связанных с морально-нравственной самооценкой. Действительно, практически во всех памятниках, созданных вскоре после нашествия, появление монголо-татар и поражения русских князей рассматриваются в неразрывной связи с той "духовной ситуацией", которая сложилась на Руси в предшествующий период. Осознание собственной "греховности" и последовавший вслед за этим призыв к "покаянию", возникшие как итог рефлексии древнерусских писателей по поводу ордынского нашествия, явились важнейшими факторами духовного развития русского средневекового общества середины XIII -XIV вв.17 Произведения древнерусской литературы, появившиеся в качестве откликов на победы Руси над татарами (памятники "куликовского цикла"; сочинения, посвященные "стоянию на Угре") также вобрали в себя важнейшие элементы самооценки русских. Монголо-татарское иго "побудило русский дух к сознанию своей христианской национальности в противоположность поганым варварам".18 Именно в результате переосмысления феномена монголо-татарского владычества вызревает "новая политическая идеология" Русского государства, главными составляющими которой явились идеи о "Москве - Третьем Риме", о богоизбранности русского народа и великокняжеской власти.19

17 См.: Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. М., 1998. С. 206-207.

18 Буслаев Ф.И. История русской литературы. (Лекции, читанные Его Императорскому высочеству наследнику цесаревичу Николаю Александровичу. 1859-1860 гг.) Вып. 2. М., 1905. С. 181.

19 См. например: Кудрявцев И.М. "Послание на Угру" Вассиана Рыло как памятник публицистики XV века // ТОДРЛ. Т. 8. М.; Л., 1951. С. 167-171; Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (ХУ-ХУ1 вв.) М., 1998. С. 115-118. Ср.: Трубецкой Н.С.

Иное видение статуса Руси, в свою очередь, предопределило и иное отношение к "поганым" вообще и к борьбе с ними, в частности. Новые черты в восприятии ордынцев существенным образом повлияли также и на способы изображения захватчиков - на систему сюжетов и образов, при помощи которых древнерусские писатели отображали событийную и сущностную сторону русско-ордынских взаимоотношений. Таким образом, восприятие монголо-татар, осуществляемое, в том числе, в рамках саморефлексии книжников, являлось важным элементом тех морально-нравственных и интеллектуальных исканий, которые, с одной стороны, определяли основные векторы духовного развития русского общества в рассматриваемый период, а, с другой стороны, влияли на тональность и специфику изобразительных средств, используемых авторами древнерусских литературных произведений.

Хронологические рамки. Анализ представлений древнерусских книжников о монголо-татарах базируется на изучении памятников, датируемых серединой XIII - концом XV века. Таким образом, в поле зрения исследования попадают основные произведения древнерусской литературы, посвященные ордынской тематике, начиная с первых летописных откликов на нашествие монголо-татар и заканчивая рассказами о падении ордынского ига на Руси.

Целями исследования являются реконструкция представлений древнерусских авторов о монголо-татарах, оценка влияния указанных представлений на сюжеты и образы литературных произведений, выявление художественного своеобразия "ордынской" темы в литературе середины XIII - XV века.

В задачи исследования входит:

Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин. 1925. С. 225-226.

и

- характеристика литературной истории текстов древнерусской литературы середины XIII - XV века, посвященных контактам Руси с монголо-татарами;

- поиск и интерпретация деталей описания, содержащих оценочные характеристики монголо-татар;

- реконструкция основных составляющих целостного восприятия монголо-татар русскими средневековыми авторами середины XIII - XV века:

- представлений древнерусских писателей о причинах монголо-татарских нашествий на русские земли;

- восприятия древнерусскими книжниками власти монголо-татарских ханов;

- представлений древнерусских книжников о возможностях и перспективах сопротивления ордынцам;

- представлений авторов древнерусских литературных памятников об эталонах должного поведения человека в условиях монголо-татарской неволи;

- оценка влияния авторских представлений о монголо-татарах на сюжеты и образы литературных произведений, посвященных событиям ордынского завоевания;

- определение места литературных произведений, посвященных "ордынской" тематике, в литературном процессе середины XIII - XVвека.

Объектом исследования является эволюция представлений о монголо-татарах в произведениях древнерусской литературы середины XIII - XV века.

Предметом исследования является анализ сохранившихся в литературных памятниках того времени сведений об ордынцах, а также интерпретация художественных образов и выявление мировоззренческих установок, составлявших целостную систему

отображения монголо-татар в древнерусской литературе середины XIII -XV века.

Анализ содержащихся в произведениях древнерусской литературы середины XIII - XV века сведений о монголо-татарах призван выявить ценност�