автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Пермская деревянная скульптура XVII-XVIII веков (происхождение, бытование, художественные особенности)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Черняк, Алевтина Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Автореферат по истории на тему 'Пермская деревянная скульптура XVII-XVIII веков (происхождение, бытование, художественные особенности)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Пермская деревянная скульптура XVII-XVIII веков (происхождение, бытование, художественные особенности)"

САНДТ-ПрТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ЧЕРНЯК Алевтина Игоревна

ПЕРМСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА XVII—XVIII ВЕКОВ (происхождение, бытование, художественные особенности)

Специальность 07.00.12 — история искусства

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург — 1992

Диссертация выполнена на кафедре русского и советского искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Научный руководитель — .кандидат искусствоведения Мозговая Е. Б. (

Официальные оппоненты: доктор исторических наук И. Н. Уханова; кандидат искусствоведения В. Н. Батажкова.

Ведущее учреждение: Государственный Русский музей.

Защита состоится ^СЛ.. А**'_1992 г.

в часов на заседании специализированного совета

К 063.57.40 по присуждению ученой степени кандидата ¡наук в Санкт-Петербургском государственном университете. Адрес: 199164, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, ауд. О

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук Н. Н. Цветкова

Актуальность темы исследования.

Пермская деревянная скульптура Х7П-Х71П веков представляет собой сложное художественное явление, с одной стороны, характеризующее народный пласт русской культуры, с другой - средневековый, культовый. В обществе, остававшемся в существенных чертах Феодальный, религия во многой определяла мировоззрение и повседневное бытие людей, с религиозными обрядами и обычаями местного населения была связана и культовая пластика Прикамья.

Пермская деревянная скульптура до сих пор не была предметом специального и систематического изучения. Назрела необходимость дать более полное и аргументированное на основе архивных документов и литературных источников объяснение появлению этого Феномена в Прикамье, исследовать сферу и условия его функционирования, выявить специфические художественные особенности. Х711 -Х71П века - период расцвета ваяния в крае, когда явление однородно, что делает возможным наиболее эффективно провести исследование. Результата его выходят за пределы локальных границ, так как пермская пластика представляет собой своеобразный пласт русской культуры, сохранившийся в достаточной объеме только в данном регионе (среди известных в настоящее время коллекций). Кногочислеяше памятники пермской деревянной скульптуры доказывают бытование этого вида исю";ства, вопреки неоднократным запрещениям церкви. Этим и обосновывается актуальность выбранной автором темп диссертационного исследования, которая состоит: в раскрытии самостоятельного значения и определении места пермского ваяния в истории русского искусства на основе сравнительного анализа местных памятников с произведениями других регионов; в выявлении и публикации нового архивного материала и литер парных источников; в обобщении уже известных Фактических данных, позволяющих создать определенное представление о пермской пагодной пластике Х7П -ХУТТТ веков.

Нетодологической основой для исследования пермского ваяния стала конвенция Г. К. Вагнера, обоснованная в книге "От символа к реальности", посвященной развитие пластического образа в русском искусстве ХТТ XV вв. Становление статуарной пластики, развитие художественного творчества от символа к натуре означает создание новой образной структуры ренессансного характера. Изучение пермской деревянной скульптуры не только подтверждает основные выводы исследователя, но и позволяет автору внести некоторые коррективы и дополнения, основанные на специфике пластического образа в Прикамье и иных временных рамок. Особого внимания требуют и исследования в смежных науках и видах искусства: труды по древнерусской литературе Д. С. Лихачева, византийской эстетике, в ко-

- г -

тороя серьезно была разработана теория образа. Е. В. йг-тхоэа. размышления о спеди4нке мифологического каления и особенностях художественного канона А. Ф. Лосева и др.

в общих изданиях русского искусства авторы, рассматривая народную деревянную скульптуру и резьбу, ограничиваются, в основном, констатацией Факта существования пермской пластики, повторяя без достаточно аргументированного научного обоснования многие положения, высказанные еше ее первым собирателем. В настоящее время проблемы, рассматриваемые советской медиевистикой и другими смежными науками, открытие новых памятников деревянной скульптуры в различных районах страны дают возможность на новом уровне изучить и ввести в научный оборот народную пластику Прикамья. Методика исследования определяется как основными задачами диссертации, так и спецификой привлекаемого материала. Отсюда художественный анализ произведений сочетается с историко-культу-рологическим подходом. Так. вопроси особенности бытования, функционирования пермской деревянной скульптуры и ее стилистики рассматриваются с учетом конкретного исторического Фона.

Дель и задачи работы. Диссертационное исследование посвяше-но анализу народной пластики Прикамья ХУП-ХУШ веков, ее типологии. Его цель: показать пермскую деревянную скульптуру как явление уникальное, как вид творчества с ярко выраженной стилистической спецификой, на основе историко-художественного анализа не только известных памятников, но и новых еше не. подвергавшихся каталогизации и нигде не воспроизводимых произведений, рассмотрения их в контексте народной деревянной пластики других регионов.

В соответствии с этим ставятся следующие задачи: 11 проследить истоки и причины, обусловившие Формирование и своеобразие развития антропоморфного изображения христианских святых в пластике пермского края; 2) рассмотреть условия бытования народной скульптуры Прикамья, характер восприятия и отношения местного населения к деревянным изваяниям, специфику Функционирования резных изображений в храме, влияющих на динамику развития шрмского ваяния; 3) на основе сравнительного анализа памятников пермской деревянной скульптуры с произведениями других районов выявить типические черты, свойственные скульптуре Прикамья, показывающие своеобразие ее пластических средств и образности. и в то же время определить художественное значение и место пермского народного ваяния в русском искусство ХУ11-Х7И1веков.

Научная новизна диссертации заключается в том. что это первая монографическая работа о пермской деревянной скульптуре как художественной явлении после исследования Н. н. Серсбрргникова, в

которой июпга предположения били высказаны "a priori", без остаточной аргументации и привлечения архивных документов, з наличия сравпительного анализа стилистических особенностей произведений пермского ваяния с памятниками деревянной пластики других регионов. Широкий круг архивных и литературных источников (документальные материалы ИГАМ. ЦГИЛ, ЯОКИ, ГАПО, ОР и ОГК, ПОНН. ОР ЮТМ, ОРК ЧКН), многие из котормх впегвпе привлекаются автором настоящего исследования, позволил не только обобпить имеющиеся сведения о пермской деревянной скульптуре, значительно дополнив их. но и подойти к разработке концепции эволюция народной пластики Прикамья на современном уровне палеи. На примере возникновения пермской скульптуры и ее развития показан один из' возможных оригинальных путей появления и Функционирования культовой пластики в России.

Практическая пенпостъ диссертации состоит в том, что она представляет собой историко-культурологическое исследование, в котором основные положения подтверждена архивными документами и литературными источниками, обширным краеведческим материалом, анализок ранее не привлекаемых учеными памятниками пернской пластики. Обобщенный в диссертации материал не только свидетельствует о высоком уровне, самостоятельности и самобытности пермской деревянной скульптуры, но и призван расширить представления о народной пластике X7II-XYIII веков, о ее значении и развитии русского искусства.

Настояиее исследование открывает возможность дальнейшего изучения такого сложного и своеобразного явления, как народное культовое ваяние Прикамья. Результата диссертации могут быть использованы в атрибудионной музейной работе при составлении научных каталогов. Формировании коллекций, в экскурсионной практике, а также ими моано воспользоваться в курсах лекций по древнерусскому и народному искусству.

Апробадия работы.

Основные положения исследования были долокены и обсугдепы на всесоюзных и республиканских конференциях: Ленинград. Гос. университет - 19S4; Москва, Академия педагогических наук - 1985: Пермь, гос. университет - 1985, 1986; Львов, картинная галерея -1986: Пермь, Гос. институт культуры - 1983-1990.

Структура работа. Диссертация представлена в двух тонах. Первый том содержит текст на 130 страницах, включающий введение, три главы и заключение, а также примечания, список использованных архивных документов и литературы, список иллюстраций на 93 страницах. Второй том - альбои иллюстраций, содерзапий фотографии тех памятников деревянной скульптурк. которые стали объектом исследования (105 ил.).

- 4 -

Основное содержание диссертанта?.

Во введении обоснована научная правомерность выбора темы, ее актуальность, установлены ракки исследования, сФормулированы дели и задачи работы, нанечена обусловленная ими структура диссертации. дан критический обзор литературы. Основные положения "Введения" изложены выше.

Первая глава посвяшена истории возникновения пермской деревянной скульптуры как художественного явления, для выяснения этого процесса дана развернутая характеристика края на основе большого количества архивных документов и литературных источников (Фонды ЦГАДА, ЦГИА. ЛОНИ. ГАПО. ОРК. ПОКН, ОРК ЧКН). АвТОРОИ отмечается, что уже в эпоху палеолита существовала наскальная живопись, развивался орнамент, бытовала скульптура из дерева. В эпоху бронза появился пермский звериный стиль, родственный скиФо -сарматскому. Ученые (А. В. Збруева. А. П. Смирнов. Н. В. Талипкий и др. ) доказали оригинальность пернских памятников, их принадлежность творчеству народов кони. Ш-УШ вв. н.э. - "золотой " век древнего искусства Приканья. что подтверждается сохранившимися произведениями этого вренени. Как сообщают "Известия пермского епархиального дерковно -аркеологического общества". Кама на всем своей протяжении была буквально усыпана памятниками древности. Полученные автором данные позволили сделать вывод о существовании в пермском крае глубоких культурных традиций, необходимых для появления в будущем народной деревянной скульптуры.

Ранним русскин литературным памятником, описавшим быт и культуру средневековых пернян и перкичей. является "Житие Стефана Пермского" Епифания премудрого. Русский миссионер, прибывший в край, возводит большой соборный храм Благовещения, создает школу для подготовки священнослужителей при помопги изобретенной ии азбуки. В то же время, уничтожает языческую деревянную скульптуру, широко распространенную в Прикакье. в обнаруженных авто-рон многочисленных источниках дается описание таких идолов и капка. СтеФаяон Пернскин в христианство была обрашена только часть жителей Перми Налой. Его преемники, епископа продолжали начатое дело - строили церкви, открывали монастыри. Принятие христианства означало приобщение к грамотности, русской культуре.

Основываясь на изучении письменных источников автором в данной главе уточнены и значительно дополнены данные об этническом составе населения края, который был весьма неоднороден. В XII веке в Прикамье появились булгары, оттесненные с Волги золотой Ордой Казанского ханства, на юге кочевали башкиры. принявшие магометанство, из Сибири проникали "ногайские татары" - пленена, входившие в состав Сибирского ханства. Кроме народностей коми и

коми-пермяков в крае существовали не ассимилировавпгиеся угорские пленена - хантов и нанси. Полученные автором сведения об этнической составе жителей Прикамья дали возможность, при рассмотрении вопроса о местонахождении деревянной скульптуры до поступления ее в музеи, сделать вывод о том, что больше всего памятников было на территории, ранее освоенной русскими поселенцами и заселенной пине пермяками (угорскими племенами) или ге до русификации населения, жившими тан коми-пермяками. XYI-XYII века - время массовой колонизации Прикамья русскнни. Автором выделены два основных миграционных потока: из европейского Севера (Новгородская, Вологодская, Вятская, Архангельская земли) и Центра России. Это обстоятельство обусловило наличие в пермской культуре прежде всего северных черт, а такого среднерусских. Контакта и взаимодействие русских и iHHiio-yrpoB подтверждается не только местной топонимией и антропонимией, но и особенностями возникшего на новой почве симбиоза языческих и христианских воззрений, а также своеобразием культурного пласта. Под влиянием среди у русских наступил период возрождения языческого мировоззрения, удержавшийся в результате отдаленности края от центра вплоть до XX века. Автором уделено большое внимание выявлению специфики религиозных представлении местного населения, обусловивших появлепие идольской скульптуры. В результате документальных и литературных изысканий, на примере обширного Фактологического материала автором обосновано широкое распространение в Прикамье языческих дг ревянпых изваяния ко времени христианизации края, а затем и длительность бытования резных изображений христианских святых.

Важная роль в освоении Прикамья принадлежит Строгановым. Получив от царского правительства огромные территории по Каме, а от церковных властей - право строить храмы и назначать священников. они стали Фактическими правителями края. При отсутствии rôti

сударстветшх доводчиков и церковной цезуры в Прикамье создавались условия для сохранения языческих обрядов, совмещенных с церковными, способствовавшие появлению деревянной скульптуры.

В XYIII веке Урал становится крупнейшим промышленным центром России. Однако, несмотря па активное развитие горного дела и строительство заводов в этом регионе, основную часть населения составляло крестьянство (государственное, посессионное, крепостное). В Прикамье сохранилось древнее мировоззрение людей, чей труд зависел от природы, наделяемой сверхъестэственной силой. Эти традиции переносились на христианских святых. Скульптурные изображения их помешались в церкви, как некогда идолы в дохристианских храмах.

Таким образом, основываясь на материале привлекаемых в диссертации архивных и литературных источников, автором дополнены

инесеиеся представления об условиях освоения сурового края, проанализировали особенности языческих верований, патриаржаль-но-крестьянского населения, в свою очередь, позволивсих выявить предпосылки для появления синкретизированных образов.

Как выявлено автором в результате документальных и литературных изысканий, на ранней стадии это били пользовавшиеся большой популярностью народные святые - "Никола Ножайский" и "Параскева Пятнила", принявшие на себя Функции древних божеств. Памятники созданы на севере края. В них сильны идольские черты: крепость и цельность силуэта, _ связанные с нерасчлененностью ствола дерева, ассоциировавшегося со священным "столпом", лик удлиненной головы, решаемый в две плоскости. Образная структура скульптуры призвана воплоиать нир в целой.

С ростом русских поселений, появлением промышленности, строительством больших дерквей. утверздением государственного аппарата возникает потребность в "правильном" церковном обряде и убранстве. Появляются изображения креста, а вслед за ним и Распятия. Ранние памятники - молельная доска " Крест Животворный" из с. Верх-Боровая. "Вильгортский крест" представляют перевод в дерево образцов иеталлопластики. "Распятие" из г. Соликамск - попытка создания круглой скульптуры, образцом для которой послужило иконное изображение. Пройдя этот этап " воздействия" других видов изобразительного искусства, что было связано с процессом ланрообразованни, предполагающего творческую взаимозависимость, иастера подходят к чисто скульптурному решению.

В Прикамье существовало несколько мастерских, в которых ногла создаваться скульптура. Но в основном, ее авторы - безвестные резчики - крестьяне, работные люди, в одинаковой мере умело владевшие плотницким инструментом в строительстве домов и резном украшении. Специфика их творчества говорит о коллективном опыте, который лег в основу самостоятельного пути развития пермской скульптуры.

На основе анализа сохранившихся памятников автором установлена схема возникновения явления.

Выявление генезиса антропоморфных изображений в Прикамье дает возможность проследить и понять особенности развития пластического образа в пермской деревянной скульптуре ХУН-ХУШ веков.

Во второй главе рассматриваются условия бытования и специфика Функционирования деревянной скульптуры Прикамья. Длительность существования в крае народной культовой пластики имеет прочную культурную основу. Живучесть языческой "памяти" в крестьянской среде порождает сложный, двойственный характер отношения пермяков к христианской религии. В XVIII веке местное

население в принципе признавало правословие и православную церковь. В то же время, архивные и литературные источники, выявленные автором, показывают случаи перехода из православия я раскол, уклонения от причастия, переноса традиционного отношения к языческим идолам на христианских святых, о чем свидетельствуют и бытовавшие в Прикамье легенды о хождении статуй.

Как выяснилось в процессе исследования, результатом сложного переплетения христианских и языческих верований были и представления местного населения о божествах, как покровителях стихийных сил природы, той или иной деятельности человека. Причем, автором подчеркивается, что народ не осознавал разницы между богом и изображением. Эту особенность почитания резных изображений пермяками отмечали и представители местного духовенства. В итоге изучения своеобразия воззрений местного населения, автор приходит к выводу, что такое отношение к скульптуре отражало специфику "мифологического мировосприятия" крестьянства, когда происходило отождествление материального и духовного, природного и человеческого. Кроме того, этому способствовала сама специфика воплощения "архетипа" в пластический образ, которому присуш несколько иной, чем иконе, знаковый уровень "обозначения истины". Сама "конкретность" и "материальность" скульптуры, обращавшейся к человеческой натуре и оперирукшей объемом, как бы предполагает такое языческое отношение к изображаемому святому (по аналогии с идолами). имевшее в пермском крае давнюю культурную традипию. что отмечалось автором выше.

На особое место скульптуры в религиозном культе пермяков указывает не только характер почитания статуй местным населением. но и наличие ее почти в каждой церкви и часовне. Это подтверждается данными, извлеченными автором из письменных источников. В списках пунктов с перковно-археологическими памятниками, опубликованными в изданиях Пермского епархиального комитета, обращают на себя внимание чаше других упоминаеные изображения "Страдающего Спасителя", которые, видимо, пользовались в народной среде особой популярностью. Об этом говорит и значительное число скульптур данной иконографии, хранящихся в Художественной галерее г. Перми и музеях области. Феномен особой популярности этого сюжета объясняется автором, с одной стороны, подготовленностью местного населения к восприятию данной иконографии, так как в народном сознании жива была память о сидячих антропоморфных божествах, с другой стороны, потребностью' народа иметь своего "крестьянского", "народного" бога. Не случайно, образы страдающего Христа в Прикамье имеют ярко выраженный этнический тип местных народностей, населяющих край. "Сидяший Спаситель"-это типический образ, выражающий портрет времени, эпохи.

Пластические образы Христа с ярко выраженныни народным и этническим типажом следует поставить в один ряд и с таким явлением. характерным для народного сознания России ХУП-ХУ111 веков. как сакрализация личности, самоотожествление с Христом, особенно часто встречаемое в крестьянской среде. Как показывают литературные источники, подобные самоопределения личности через выявление в себе сакральной ипостаси не было чуждо и крестьянству Прикамья.

Больное количество впервые привлекаемого автором докумен-' тального материала позволило не только дополнить представления о характере отношения пермяков к статуям, явившегося результатом контаминации христианских и языческих воззрений, миФологичности народного сознания, отождествляющего изображение и божество, но и уточнить местонахождение скульптуры в храме. в процессе христианизации Прикамья необходимость для вновь крешеных пермяков иметь в храме идола заставила церковь разрешить непринятые ее установлениями деревянные изваяния. Особенности почитания деревянной скульптуры в храме, а также компромисс, на который должна была пойти церковь, обусловили ее своеобразное место в храме. Б XVII веке памятник ("Никола Ножайский") как бы "замешал" иконостас. В ХУШ в. сюжетика расширяется. Резные изображения "Сидящего Спасителя" устанавливали у клироса или в центре храма, как это было с языческой скульптурой. Объектом поклонения выступали не только деревянные изваяния "Христос в темнице", по и "Распятия" , которые Ставились на особых постаментах на пол в разных частях храна или же помешались в киотах и вешались на стену. Появляются многоФигурные композиции, разрастается число предстоящих Христу ("Нария Магдалина", "Лонгин Сотник", "Коленопреклоненные ангелы"). Место скульптуры на виду у всех в храме требовало особой техники. Также, как и дерковный, заказ диктовал настеру свои условия, заранее учитывавшие и место скульптуры в храме, и ее функциональное назначение.

Проведенный автором анализ памятников пермской деревянной скульптуры одной иконографии ("Сидяший Христос") показал их различие в образно-пластическом решении. То есть канон как "количественно-структурная модель" позволял в определенных пределах вариативность решения художественного образа, диктуя только "меру" произведения. В то же время, пермских мастеров объединяло стремление к "реальности", жизненности образа, сохранивших при этом всегда чувство меры, сдержанность в передаче страдания, исполненного порой высокого драматического звучания, эти качества особенно ярко выявляются при сравнительном анализе пермской пластики со скульптурами данной иконографии других регионов (г. г. Вологда, Орел, Норшанск. с. с. Роатино. Холчина).

Как одна из ведущих эстетических закономерностей русс: ,>го искусства ХУПI в.. тенденция к синтезу обуславливает широкое включение скульптура в систему каменного барочного храма. Стилистические изменения в архитектуре, в иконописании приводят и к художественным нововведениям в иконостасе, являвшегося смысловым и композиционным центром храма. Вольная часть резник изображений сосредоточивается на алтарной "стене" (ангел с рипидой, головки херувимов, ангелов). скульптура приобретает символгаот-декоратив-ный характер, украшая "высокие" иконостасы, интерьеры храмов. Останавливаясь на анализе памятников монументально-декоративной резьбы (иконостасы из г. г. Тердцнь. Соликамск, пос. Орел, а также центра России, Украины), автог ".едчеркивает, что искусство пермских мастеров, используя изобразительные приемы ведущего в этот период стиля, заимствуя систему ансамблевого решения декоративного убранства храма, сохраняет самостоятельность и своеобразие. Резчики по-своему трактуют выразительные возможности пластики и вносят свое понимание в образную характеристику отдельных персонажей. Чувство соразмерности целого и отдельных частей, мера художественного вкуса в решении пластических задач позволяют мастерам создать ансанбль, исполненный стилевого единства. Используя выразительные средства стиля барокко, народное ваяние получает переориентацию пластических возможностей скульптуры и находит новое решение образной структуры, связав их по традиции с идеей "рода", "нира". Пермской деревянной скульптуре свойственна сдержанность в выражении простых человеческих чувств. Даже в"барочных ансамблях, отмеченных большой эмоциональной напряженностью. сохраняется мера условности и натуралистичности. Рассматривая пластическое решение и семантику иконостаса из церкви Богоявления в г. Соликамске, включающего все богатство пластического решения - от низкого рельефа и сквозной резьбы до круглой скульптуры, автор указывает на изменения в специфике функционирования пластического образа. Скульптура уже не выступает в качестве объекта поклонения, как. например, дере-вяпные изваяния ."Сидящий Христос", а становится символико-деко-ративным эленентон обшей образной системы иконостаса, которая требует иного, умозрительного ее постижения. Убранство церквей, наполненное динамическими фориани разновысотного декора, предполагало более свободное использование объемной пластики, включение ее в ансанбль. Барокко как "открытая" система расширяет круг учлстников "действа", придавая ему характер театральности, зре-лишности. Новый стиль расширяет границы художественной образности. Нарушение пропорций в передаче человеческих Фигур, теряющихся в орнаментальном поле, создает впечатление затерянности человеческой жизни в беспредельном мире. Раньше "вселенная* как

- 10 - •

бы вмещалась в одноФигурную композицию, теперь она расширилась, охватив человека, природу. Усложняется иконография "Распятия", включакдая в свой ансамбль все большее число предстоящих.

Далее в главе проводится сравнительный анализ памятников деревянной скульптуры с произведениями других районов (Нинска, Великого Устюга. Норшанска и др. ), в результата которого автор приходит к выводу, что в совокупности пермское ваяние обладает особым цельным миром образов. Сдержанная простота народной пластики, монументальность и замкнутость Формы, значительность и гуманизм образов, созданных безвестными резчиками, отличает скульптуру пермского края от памятников деревянного ваяния других областей. В пластическом решении пермской скульптуры преобладают широкие поверхности разновысотных плавно закругленных рельефов. Игра волнообразных складок в одежде никогда не становится вычурной или манерной. Все это отвергает мысль о прямом заимствовании. "вторичности" пермского ваяния.

Таким образом, полученные в данной главе результаты анализа сохранившихся произведений, дают возможность автору сделать вывод. что на всем протяжении существования художественного явления настера верны сложившимся традициям - бережного отноиения к материалу, строгой Формы резьбы. Сюжетика и образная структура развиваются в зависимости от требований времени, особенностей местного уклада жизни.

Третья глава посвшена анализу художественных особенностей пермской деревянной скульптуры. При стабильности традиционных сюжетов в народной скульптуре оказывается огромным арсенал художественных пластических средств, способствующих аутентичному времени воплощению традиционного мотива. Объектом ее изображения является человеческое тело. Известно три мотива - стоящий, сидящий, лехаший человек. Редко встречается бюст, чаше - голова, на териал - дерево местных пород. В литературном источнике ХТТТТ столетия сохранилось описание работа резчика по дереву.

Проведенный анализ произведений пермской деревянной скуль -птуры позволил выделить две группы памятников, которые характеризуются определенной системой приемов работы с материалом. Т!а ранней стадии преобладает "ваяние". Произведения архаичны, связаны с языческой скульптурой. "Архаичная" статуя статична, строго Фронтальна, замкнута в больших плоскостях. Движение имеет начальные Формы 1хест). Преобладает симметрия. Все выразительные средства сосредоточены на передней плоскости статуи. Вторая группа памятников - "пластика" - связана с поисками динамики, более сложного пространственного движения, рассчитана на долгое рассмотрение. Изображение активно осваивает окружающую среду. С изменением положения рук рождается контрастность: движение под-

пинается к центру. Но всегда в пермской скульптуре жизет оппозиция движению. Однако на всех стадиях заметна некая "застапость" Формы, составляющая специфическую особенность пермской пластики. Если вначале творчество было подчинено как бы "священному " материалу, то затем господствует воля творпа.

Внимательное изучение иконографии Памятников пернской деревянной скульптуры свидетельствует о достаточно свободном отношении к пей народных мастеров, так, например, в "Распятии" ноет о видеть соединение восточной и западнохристианской традиций (терновый венеп, ноги порознь пробитые двумя гвоздями). Также довольно свободна трактовка сюжета "Сидяшия Христос", что говорит о народном претворении образа, соответственно народной религиозной символике. Сравнительна анализ произведений пернской деревянной скульптуры дает возможность автору сделать вывод, что несмотря на общность в иконографии, композиции, по пластике памятники различны. Это говорит о том, что пермские резчкки направляли свои усилия па пластическое решение, поиск своеобразного по «Форнзн художественного выражения. Специфика этих черт выступает ярче при сопоставлении их с особенностями ваяния других районов (г. г. Ульяновск, Архангельск. Рига, Бинарова). Нестяы? мастера не подражали слепо какому-то образцу. Христкапскяй сюзет необходим бил для социальной актуализации более глубинного ми^о-поэтического пласта народного сознания.

В данной главе очерчивается основной круг иконографическ-л сюжетов наиболее часто встречаемых в народной пластике Пркканъя. Главному персонажу - Христу - посвяшена пятая часть созргникпзх-ся до настояшего времени и выявленных автором в описаниях изображений. что свидетельствует не только о значения образа Спасителя для христианского обгяда, во и о его роли в тазни народа. В образно-пластическом решении сюжетов "Сидящий Хрястгьс", "Распятие" главное - страдание, а не воскрешение или вера В него. Второе место по значимости занимает иконография "Николы Ножайско-го". Основываясь на анализе конкретных произведений, автор в ' рамках одного сюжета "Никола Нозайский" доказал динамику развития содержательно-пластических элементов 1тендешшя к "реалистичности" . как это наблюдается и в иконографии "Сидящий Христос"), создающих стилистические особенности образа. От вытянутых, плоских геометрических Форн настер приходит к более приземистым и закругленным. Лик в результате все более тпатель-ной и детальной моделировки приобретает жизненные черты.

весьма существенна проблема профессионализма в народном пермском ваянии. Возможно, что их создателями были мастера, которые специализировались на строительстве и украшении храмов, в результате документальных изысканий автором установлено, что по-

- 12 - ■

добные артели строителей были неоднородны по составу: в их числе были местные плотники, столяры, "золо-гилызики". порой к присззиз мастера из Вятской, Нижегородской или северных губерний России, что свидетельствует о широких культурных сеязях Прикакья с другими регионами.

С накоплением художественного опыта в народной скульптуре успешно решались самые различные пластические задачи. Одна из важнейших - проблема передачи человеческого тела, вначале она соприкасается с трудностями знания законов анатомии. Поэтому одежда первых изображений - тяжелая, сплошная пластическая масса. условно обозначающая тело. Затем ритм ее складок усложняется. активно участвуя в построении образной структуры.

Появление "изображения обнаженной Фигуры ("Сидящий Христос", "Распятие") заставляет мастера с большим вниманием относиться к передаче особенностей анатомического строения тела человека, плательной пластической проработке всего объема, несмотря на то , что резные изваяния покрывались одеждами и пеленами.

В результате анализа произведений пермской деревянной скульптуры таких сюжетов как "Сидящий Христос". "Распятие" автору удалось выявить эволюцию пластического образа. Ранняя создана под влиянием традшшй, связана с христианским культовым обрядом. "Архаичная" скульптура почти неподвижна. На смену статичной нейтральной Форме приходит вид пространственного движения. Здесь тело уже полно выразительности, функционирует. Движение выражено ритном линий, волнениями разноплановых слоев, иногда встречных, контрастом света и тепи. Скульптурный образ отличается обобщенностью и героической приподнятостью. Пластически это воплощает монументальная Форма, "строгий" стиль изображений. Выразительнее становятся детали. Скульптурная "палитра" обогащается. Все эти открытия впоследствии организуются в декоративную систему барокко, которая требует иного характера пластических средств. Перед народным мастером возникает пелый ряд сложных профессиональных проблем. Наряду с основной барочной линией развития в искусстве Прикамья находят выражение и классицистические тенденции, но памятников подобного рода в XVIII веке немного. Однако в рамках классицизма встречается и народная традиция - "Саваоф" в. Т. Донника. Фольклорная основа в сочетании с высоким мастерством делает скульптуру совершенным создапием народного резчика.

Далее в главе говорится о значении живописи в становлении статуарного образа. Несмотря па то. что полихромность является важным отличительным свойством, но она все-таки не играла главенствующей роли па пути развития скульптуры от идола к резной иконе, а затем к статуарной пластике. Окраска скульптуры преде-

тавляет собой лишь один из аспектов более сложной проблемы, которая рассматривает еще значение явета на уровне межвидовых связей изобразительного искусства в средневековой жанровой системе. Автором отмечается высокий уровень культуры раскраски пермской деревякной пластики.

Таким образом, в данной главе автор подчеркивает, что в искусстве пермского ваяния на протяжении ХУП-ХУШ веков происходит переориентация образно-пластической системы скульптуры, при ярко выраженной тенденции к большей естественности, "реалистичности" образа, сохранении монументальной Формы, "строгого" стиля изображений.

Полученные в исследовании результаты анализа позволяют автору утверждать наличие формировавшейся в местных условиях школы, сохранившиеся памятники которой характеризуют как ее истоки, так и "классический" период, продолжавшийся в течение ХУП-ХУ1П вв.

В заключении подводятся итоги исследования и суммируются основные выводы. Изучение архивных документов, литературных источников, не только известных, но в том числе и не вошедших ранее в научный оборот, а также музейных коллекций, включающих ряд памятников, не подвергавшихся рассмотрению, систематизации или каталогизации . позволило автору не только уточнить, дополнить и обобщить имеющиеся сведения о пермской деревянной скульптуре, но и ответить на ряд вопросов, которые дали возможность показать народную пластику Прикамья как явление уникальное, как своеобразный "срез" делого пласта русской культуры.

На основе впервые привлекаемых письменных источников и обобщения известных ранее сведений, автором показана причинность существования в крае нестной идольской, а с ХУН столетия -христианской скульптуры.

В ходе проведенного исследования авторон выявлена самостоятельная линия развития деревянного ваяния в Прикамье, отличная от центральных районов России, где наблюдается тенденция постепенного отделения скульптуры от стены храма, стремление ее к реальности, которые переводят пластический образ в новое качество. В пермском крае от ритуальной антропонорфной скульптуры языческого периода, широко бытовавшей здесь, как подтверждают литературные источники, процесс ведет к созданию нового пласта народной пластики, где органично сочетаются древние традиции и христианские сюжеты, проникшие в Прикамье вместе с первыми колонистами. В результате выстраивается схема появления христианской скульптуры в Прикамье: в ху-т71 веках идольская скульптура н языческие объекты поклонения попадают в христианский граи, затем под влиянием высокоразвитой русской культуры и отдельных образ-

нов христианской деревянной пластики возникает новый сквкретизи-рованный образ ("Никола Ногайский"). V него особое место в сакральной пространстве - он водружается посреди храма, то есть становится центральным образом в системе ансамбля христианской церкви, как некогда идольское изображение в языческих кашицах. Автором подчеркивается обусловленность значением в культовом обряде местного населения и центрального положения "Сидящего Христа" (об этом говорит его Форма - круглой скульптуры) в молитвенной помепешш, ког'орое связано по традиции с образцами сидяиих идолов, встречающихся в пантеоне местных идольских богов. Под влиянием требований времени и патриархально-крестьянского мировоззрения народных мастеров символические изображения первого периода превранаются во все более реальные образы, номинально сохранявшие "культовую оболочку". Впоследствии они включаются в декоративное убранство храма, находя новые связи с его структурой, украаая его интерьер, особенно центральную "стену" - иконостас.

В результате исследования автором установлено, что Феномен пермской деревянной скульптуры во многом зависит от явного присутствия языческого элемента, выраженного вначале впрямую (образная "ткань" произведения), а затем через противопоставление: зритель - изображение, наконец, в некоей "законсервированности" образа (геометричность Формы, статичность изваяния, роль материала - дерева, которому поклонялись древние язычники), в ритуальности поклонения(отождествления изображения с божеством, легенды о "хождении", одевание скульитур и нр. ), связанного с мифологическим характером народного сознания. Синкретизм превращается в некое новое начало, даюшее свой отчет художественного времени и пространства, тесно связанный с изменением выбора художественных средств выражения и характера обобщения образа. Это позволило автору сделать вывод, что такому восприятию действительности, отношению к материалу и пониманию назначения искусства обязана пермская скульптура своей популярностью.

Новое качество скульптуры обнаруживает ее стремление к реальности, ври этом соседствуют самые разнообразные тенденции, как подтвердил проведенный автором анализ сохранившихся памятников. Процесс развития пластического образа стадиально подошел к решению антропоморфного божества, призванного воилоиать реальный мир. Необходимость пребывания его в христианском храме, длительность бытования выявляют установку народных мастеров на создание памятников "но своему образу и подобию". Пермская скульптура приемлема для местных населышков и русских колонистов потому, что имеет много обшего с их сложившейся системой понятий божественности, идеей телесности мира, что и приводит к натуралистич-

- 15 -

¡гости образа, конкретности типала.

На основе стилистического анализа сохранивилхся намятников автором выделехш эташ развития пермской скульптуры, кагдону из которых присущи свои художественные особенности. Первня представляет лаконичную по Форме выражения, строго обобщенную стилистику двуединого образа (древняя традиция и образцы русской скульптуры) . Затем образ становится конкретнее, соразмеряется человеческим масптабом, появляется потребность в изображении чувств, пластика приобретает большую по сравнению с первым периодом динамику, но пока недостаточно выявленную из-за влияния языческих традиций. Человеческое доминирует над "божественным". Главным в структуре образа становится понествователыюстъ. характерная детализация черт, придавшая им наглядную изобразительность. На третьем этапе продолжается процесс натурализации, однако чувственная сторона образа начинает приобретать особый характер, например, в сюжете "Распятие", где тема смертности получаст ощутимость. Нет разрыва с традицией. На смену этому этапу приходит стиль - барокко, имеющий в основе повое художественное иидение мира, иную гармонию пластических средств. Скульптура теперь включается в храмовый ансамбль как символихо-декоратишшй элемент. В го же время, в некоторых произведениях деревянной пластики можно наблюдать нарастание идеализации образа, что было связано с влиянием классицизма, сосуществовавшего в Прикамье раллельно с барокко.

Исследование эволюции пермского ваяния стало возможно на основе документальных изысканий (автором введено в научный оборот 23 архивных документа), анализа ряда не только известных памятников. но и новых (16 произведений псрмской деревянной пластики, в том числе, 3 иконостасов, которые включает как монументально-декоративную резьбу, так и круглую скульптуру), впервые привлекаемые актором, ранее нигде не воспроизводимы!; и не рассматриваемые учеными, что позвонило ввести их в научный оборот. Это не только произведения, хранящиеся в Фондах Березни-кооского краеведческого музея {"Сидящий Спас"), Чердынского ("Коленопреклоненный ангел", Фигуры предстоящих Богоматери, Иоанна Богослова, "Ангел с рилидой", "Головка ангела", скульптурная груши "Положение во гроб", Фигурки Маши Магдалины и Богоматери "шакиерского" мастера), частного собрания из г.Перми ("Ангел с рилидой"), но и, что особенно ценно, н сохранившихся действующих церквах, где ярко выступает специфика их функционировании, отношение местного населения к резным изображениям, особенности их включения в храмовый синтез искусств (иконостасы в ц. и. Похвала Богородицы в нос. орел. Иоанна Богослова в г. Чердынь, там же резная икона "Си.Симеон Верхотурский". иконостас

в церкви Богоявления в г. Соликамске - ныне музей). Кроме того, автором уточнена иконография памятника "Собор архангела Гавриила", который значится в описи, составленной Серебренниковым, как "Собор архистратига Михаила".

Таким образом, рассмотрев развитие пластики и сюжетики на протяжении двух веков, автором установлены ее особенности -связь с язычеством, народная образность, выработка "строгого" стиля, присушего школе. Явление это не только локальное, так как отражает "низовую" культуру России XYII-XYIII веков, возникшую в определенной исторической обусловленности, что делает памятники "открытыми", позволяет использовать накопленный опыт в разнообразных художественно-практических ситуациях. Проведенное исследование дает возможность объяснить еше один механизм появления скульптуры на Руси, в частности, в Прикамье как вида творчества, обладающего ярко выраженным художественным своеобразием.

Различные аспекты диссертации изложены в следующих публикациях:

1. НТР и некоторые аспекты эстетического воспитания на примере памятников пермской деревянной скульптуры XYII-XYIII веков // Молодежь Прикамья - разработке и внедрению достижения науки и техники в производство: Тез. докл. на науч. -практ. конФ. молодых ученых г. Перми (ноябрь 1985 г. ) / Пери. гос. ун-т. - Пермь. 1985. -Ч. 2. - С. 65-66.

г. к вопросу о возникновении и бытовании сюжетов в пермской деревянной скульптуре XYII-XYIII веков // Отечественное и зарубежное искусство XVIII века, основные проблемы: Нежвуз. сб. / /1е-нинг. гос. уя-т. - Я., 198&. - Вып. 3. - С. - 100-108.

3. Социальные проблемы в литературе и пермской деревянной скульптуре XYII века // УП Окт. чтения. Язык. Культура. Общество: Тез. докл. на межвуз. конФ. молодых ученых (окт. 1986 г.) / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 19&6. - С. 17.

4. Пространство и время в пермской деревянной скульптуре XYII-XYIII веков / Перн. гос. ин-т. культуры. - Пермь. 1986. -зге. - Деп. в НЮ Ннформкультура гос. биб/ки СССР им. В. И. Ленина, 11.09.86, н 13 ад.

5. Проблема эстетического идеала в русском искусстве XYII-XYIII веков и роль пермской пластики в Формировании демократического идеала // идеал и мировоззрение: Нежвуз. сб. науч. тр. / Перм. гос. дед. ин-т. - Пермь, 1988. -С. 100-112.

и