автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII веков

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Артамонова, Юлия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII веков"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

ру.В'ОИ

О д. [>,;)> На правах рукописи

АРТАМОНОВА Юлия Владимировна

ПЕСНОПЕНИЯ-МОДЕЛИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ ХЬХУШ ВЕКОВ

Специальность: 17.00.02. - Музыкальное искусство

Автореферат диссертации иа соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1998

Работа выполнена на кафедре истории музыки Российской академи музыки имени Гнесиных

Научный руководитель: кандидат искусствоведении

доцент Н.В,Заболотная

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

профессор 3-М.Гусейнова

кандидат искусствоведения В.И.Антипов

Ведущая организация: Российский институт истории

искусств :/. '

Защита состоится 15 сентября 1998 года в 15 часов на заседай! диссертационного Совета К.092.17.01 по присуждению ученс степени кандидата наук в Российской академии музыки имег Гнесиных (Москва, ул. Поварская 30/36)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российскс академии музыки.

Автореферат разослан 14 августа 1998 года.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат искусствоведения

»конечное и бесконечно разнообразное воспроизведение канона - такова тдностг, и движущи сила древнерусского церковного искусства, ервоначальное и буквальное значение слова канон • правило-мерка или мвило-закок. В условиях средневековой культуры такое правило может быть эмулировано в ученом трактате, в также существовать в виде определенных и ;вященных традицией художественных произведений. Эти произведения иошают особое место в культуре - они служат образцами для подражания, то ггь функционируют как модели. Такого рода образцы существовали и в ктературе, и в иконописи, и в музыкальном искусстве, полной мере принцип творчества по моделям реализован в древнерусском евчесхом искусстве. Одним из проявлений этого принципа стала развитая кстема пения "на подобен".

ревнерусские певческие книги донесли до наших дней многочисленные видетельства широкого распространения пения "на подобен". Практически есь гнмнографический репертуар, древнерусского певческого искусства может осматриваться как многообразное воспроизведение различных жанровых юделей.

'опросы пения "на подобен" затрагиваются практически всеми крупными ореволюционными и современными исследователями русского церковного ения (В.М.Металлов, С.В.Смоленский, АВ.Преображенский, Н-ДУспенский, ¿.В.Бражников, Ю.В.Келдыш). В последние годы творчество по моделям в ревнерусском певческом искусстве все чаще становится предметом пециального изучения (работы Т.Ф.Владышеаской, НГ.Шидловского, [.В.Мороховой и др.)

штгальяость дальнейшего исследования пения "на подобен" обусловлена, с >дной стороны, значением этого творческого принципа дхя древнерусской имяографий, с яругой стороны - недостаточной юученностыо проблематики, вязанной с функционированием системы подобное.

Тредмерц нашего исследования является система моделей двух «миографических жанров • стихиры н кондака.

Срояологические рамки исследования определяются временем существования шсьменно фиксированной древнерусской певческой традиции я охватывают юлее шести с половиной вехов. Нижняя граница определена временем гоявления первых йотированных кодексов. Самый древний из ких - Кондакарь о Типографского Устава традиционно датируется рубежом XI - ХП веков. При

з

определении верхней хронологической границы - середины ХУШ века мь принимали во внимание то обстоятельство, что после раскола традицю древнерусского пения не обрывается резко. Песнопения нотодинейньс рукописен генетически связаны со знаменной монодией. Шлью настоящей .работы является изучение принципа творчества "н< подобен" и системы жанровых моделей древнерусской гимнографии. Главная задача настоящего исследования - изучение системы моделе» кондаков и стихир. Эта главная задача распадается на две групль взаимосвязанных подзадач: с одной стороны - изучение самих моделей, с другой стороны - выявление способов их функционирования в рамкая письменной культуры. -

Задачи определили как структуру работы, так и методы исследования. Структура настоящей работы подчинена историко-ткпологичесхой логике: в первой и второй главах рассматривается система моделей »лохи Студийского Устава (Х1-ХГУ вв.) Третья глава посвящена системе моделей стихир в эпоху Иерусалимского Устава (ХУ-ХУЩ вв.)

Методология. В основу исследования легло требование комплексного подхода к изучению древнерусского певческого искусства. Наряду с традиционной музыковедческой методологией (теория музыкального стиля, принципы функционально-логического анализа музыкального. произведения), используются методы общей и музыкальной палеографии, в также нехсторые теории отчественной и зарубежной фольклористики. История текста памятников исследуется при помощи общетекстологических и музыкально-текстологических методов. Анализ песнопений основывается на специфических методгх исследования церковной монодии, разработанных в отечественной и зарубежной музыкальной медиевистике.

Материалом для исследования стали около 130 рукописей из рукописных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.

Научная новизна. К области научной новизны отнесем некоторые методические подходы, связанные с комплексным изучением системы моделей древнерусского певческого искусства. Ряд рукописных памятников, использованных в диссертации, впервые исследуется в связи с пением по моделям (прежде всего - кондакарные и нотолинейные рукописи). В качестве источников, наряду с подобниками - особыми подборками моделей стихир, привлекаются также певческие книги (Стихирарь месячный. Стихирарь постный, Кондакарь и другие). Книга Кондакарь описывается как тип

тевческой книга, а репертуар кондаков исследуется как ««иное целое с точки рения системы моделей.

Двмстотескм »шумишь работы. Материалы диссертации могут быть (слользоааны а общих и специальных вузовских курсах, а также • научной »боге.

Апробация регультатоп работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к ищите на кафедре истории музыки Российской академии музыки им.Гнесиных. Эсновные положения работы отражены в ряде публикаций (см.список работ в гонце автореферата), а также в выступлениях на научных конференциях в ^анкт-Пегербурге ("Бражняковские чтения", Ленинградская консерватория, 1991) и Москве ("Музыкальная культура православного мира". РАМ ш.Гнесииых 1991, 1993; "Текстология. Источниковедение". ГЦММК ш.Глинхи, 1995; Вторые "Келдышевские чтения". ПШ, 1997).

Основное содержание работы.

"абегга состоит из Введения, трех глав и Заключения, а также приложения, источающего таблицы и нотные примеры.

Введении обоснована актуальность предпринятого исследования, дан обзор кновной литературы, посвященной изучению системы моделей (ревнерусского певческого искусства.

-1а основе библиографического анализа наиболее авторитетных работ, в соторых затрагивается основная тема исследования, мы пришли к ряду доводов. Наиболее важные из них таковы:

>. традиция пения "на подобен" имеет довольно раннее происхождение и

пришла на Русь из Византин; 1 пение по моделям является универсальным творческим принципом

древнерусской гимнографии; 1 техника подобна актуальна для большинства гимнографичееккх жанров и существовала на всех этапах развития древнерусского певческого искусства; подобник (сборник моделей) играл важную роль в церковно-певческой практике и выполнял функции теоретического руководства, (о Введение также описана терминология пения "на подобен" и определено начение круга терминов, которые используются в работе. Терминология пределяегся с одной стороны, рукописной традицией, с другой стороны - тем, то пение "на подобен" рассматривается как система взаимосвязанных и заимообусловленных элементов. Ядро этой системы составляют собственно

песнопения-модели и песнопения, созданные по модели. Важным элементе; системы являются также песнопения, которые не подражают никакому образи и сами образцами не являются. В византийской гимнографии. каадаи элемеи системы подобное имеет свое название. Песнопение-модель - называете аутомелон, песнопение по модели - яросомойан, полностью самостоятельно песнопение - идеомелон. При переводе была нивелирована терминологически разница в обозначении аушмелона и ндеомелона - они стали обозначат« (причем со свойственной древнерусским рукописям нерегулярностью) слово самогласно.

В настоящей работе используются как грекоязычные термины, так терминология древнерусских рукописей. Использование греко-язычнь терминов позволяет разделить научную терминологию и самоназвания 1 певческих кодексов. Мы оперируем также древнерусскими терминами, которь либо не имеют греческих аналогов, либо могут трактоваться одаозначн подобии* в значении "подборка (цикл) аутомелонов", на подобен в значем "по образцу (модели)".

Первая глава называется "Система моделей древнерусских кондаков ' пергаменных Кондакарях Х1-ХШ веков." Во вступительном разделе этой глав дается определение жанра кондака и содержится краткий обзор литературы кондакарном пении.

Кондак - один из древнейших жанров восточной православной церкви, современной научной литературе термин кондак имеет, по меньшей мере, д! значения: 1) Пространная поэт на религиозный сю жег, состоящая 1 объемных строф - икосов. Эта жанровая форма ранневизаитийскс гимнографии достигла своего расцвета в творчестве Романа Сладкопевца С в.); 2) Небольшое по объему песнопение в честь праздника или святого С.Аверинцев особо отмечает, что второй "смысл термина "кондак" не име никакого касательства к монументальным лирико-эпическим созданиям Рома Сладкопевца". В то же время, когда говорят о жанре кондака в визаш ийскс или славянском богослужении, подразумевают краткие песнопение в чес/ праздника или сеятого. Такого рода тексты стали основой древней ш йотированной богослужебной книги Древней Руси - Кондакаря. В данной главе мы обращаемся к выявлению композиционш закочомерностей кондака с точки зрения функционирования систе\ мелодических образцов-подобнов. Вопросы интонационно-ладового стр кондакарных напевов мы не будем рассматривать в связи с отсутствт достоверной методики дешифровки кондакарного знамени.

Параграф первый первой главы посвящен описанию рукописных источников. Источниковедческой базой изучения системы моделей Древнерусского кондакарного осмогласия послужили пять котированных списков Кондакарей:

1. Кондакарь, являющийся частью Типографского Устава (111, библиотека, №3349), к. XI - н. XII в. - Типографский Кондакарь,

2. Благовещенский Кондакарь (РНБ, С|.п.1.32), рубеж ХИ-ХШ вв.

3. Кондакарь из Синодального собрания ГЙМ (ТИМ, Син.777), 1-я пол. ХШ в. - Синодальный Кондакарь.

4. Успенский Кондакарь (ТИМ, Усп.9-п), XIII в.

5. Троицкий Кондакарь (РГТ, ф.ЗО-4 Лг23), XIII в.

Частично йотированный Кондакарь XII века из собрания ОИДР (РГБ ф.205 № 107, фрагмент хранится в РНБ, Погод.43) мы привлекали в качестве дополнительного материала.

На основе анализа перечисленных выше источников были сделаны выводы о структурно-типологических особенностях древнерусской певческой книги Кондакарь.

Типовой заголовок "Кондакарь с Богом починаем" открызает все известные Кондакари за исключением Синодального. Собственно Кондакарем по существу является первая часть этой книга - самая значительная по объему и стабильная по составу. Основу этой части составляют кондаки на праздники, исчисляемые по солнечному и лунному календарю (соответственно -минейного и трнодного циклов), воскресные кондаки, а также дополнительные кондаки. В первой части Кондакарей встречается только кондакарная нотация. Вторая часть згой книги может включать такие гимнографичесгсие жанры как ипакои, киноннкн, азматнки, стихиры евангельские и езетильны, тропари, а также кафизмы, "Бог Господь" аллилуй и т.д. В этой части Кондакарей встречается как кондакарная, так и знаменная нотации.

В Кондакарях сочетаются дза основных принципа строения, характерных для древнерусских певческих книг древнейшего периода: календарный и осмогласный. По календарному принципу построена почти вся первая часть, за исключением раздела "Кондаки воскресны на осьмь гласов". Как явствует га заголовка, этот раздел подчиняется осмогласному принципу. Во второй части книг,! Кондакарь ведущим является осмогласный принцип, а также встречаются разделы, которые не следуют ни календарной, ни эсмогласной логике расположения песнопений. Эти разделы .можно определить как "разное". В обобщенном вида структура книги Кондакарь представлена в ггще таблицы.

Во втором параграфе первой главы исследуете' репертуар кондаю» как единое целое. • ' ; ■, ■•'.

Изучая систему моделей древнерусских кондаков, мы исходили из того, что основные элементы этой системы аналогичны системе стихирных моделей. Существуют кондаки-модели (аутомелоны), кондаки, .штанные по моделям (просомобоны) и кондаки, не являющиеся ни тем, ни другим (идиомелоны). В рукописях существует два вида обозначений: "самоглас" (самогласно) для кондаков-аутомелонов и идеоиелонов и "под" (подобно) дляковдаков-просомойонов. Отличительной особенностью Кондакарей по сравнению со Стихирарями является более регулярное и последовательное обозначение способа раслевания.

При анализе репертуара мы различаем такие•' понятия как текст, напев, и песнопение. Под текста» мы подразумеваем словесный текст, напев характеризуется указанием на глас, на способ раслевания (т.е. наличие или отсутствие модели), и, наконец, невмен ной строкой. Песнопение представлле! собой единичное сочетание конкретного текста с конкретным напевом. При подсчете общего количества кондаков за единицу мы принимали песнопение. В целом репертуар кондаков делится на три части: кондаки на праздники солнечного календаря (минейного цикла), кондакиПосга и Пентекостария с примыкающими к ним дополнительными кондаками л кондаки воскресни на восемь гласов. В йотированных Кондакарям зафиксировано 180 песнопений и 174 текста: "на подобен" распето 127 текстов, общее число кондаков-просомойонов • 133. Общее количество кондаков с указанием "самогласно" - 47, из них 27 являются идеомелонами и 20 • кондаки-аутомелоны.

В минейном разделе всего 130 текстов и 136 песнопений (с учетом дополнительных кондаков). Из них 30 - кондаки с оригинальной мелодией, г 106 - песнопения "на подобен" (100 текстов).

В триодном разделе находится 36 песнопений, из них 21 составляют кондаки-просомойны, а остальные (17) - аутомелоны и идеомелоны. Как уже говорилось, все воскресные кондаки распеты "на подобен". Существует заметная разница' в соотношении подобных и самогласным кондаков в триодном и минейном разделах: в последнем явно преобладают конд?ки-просомойны. Также необходимо отметить преобладание г кондакарном осмогласии песнопений четных гласов. Существует период г году, когда песнопения нечетных гласов вообще не представлены: это март, апрель, а также совпадающий с этими месяцами постный цикл.

Сруг кондаков-аутомелонов выявлялся путем сопоставления указаний "на сдобен" с. "самогласными" кондаками. При этом обнаружилась еще одна 1нтересная особенность репертуара Кондакарей: а отличие от Стихираря нет 1и одной "безадресной" ссылки и всем инципитным указаниям были найдены

0 ответствия. Гласовая принадлежность моделей такова: в первом гласе [спользуегтся 4 модели, во втором - б, в третьем - 1, в четвертом - 2, в пятом - 1,

1 шестом - 2, в седьмом - I, в восьмом - 4. Таким образом, выявлен 21 кондак-[утомелон.

(ондакарные модели едины для всех частей Кондакаря. Один н тот же круг сондаков, вне зависимости от приуроченности того или иного текста, «пользуется в качестве моделей для песнопений всех календарных циклов. Самыми излюбленными моделями являются "Вышьнихъ ища" второго гласа -«пользуется 26 раз, уже упоминавшийся рождественский кондак "Дева дьньсь" ■ используется 20 раз, кондаки четвертого гласа "Явися дьньсь" и "Възнесыйся и крест" - используются соответственно 14 и 13 раз и кондак шестого гласа 'Еже о нас" - 13 раз. Остальные модели используются от двух до шести раз. Гретий параграф первой главы посвящен более детальному исследованию гондахарных моделей. На примере кондаков-аутомелонов и кондаков-просомойнов первого гласа исследуются особенности пения по моделям юндахов.

Нами были отмечены случаи, когда для одного и того же текста в разных источниках указываются различные модели. Все эти разночтения касаются кондаков первого гласа и свидетельствуют о возможности существования в рамках системы моделей не только соотношения много текстов - один напев, но и один текст - много напевов.

Если систематизировать все варианты и обозначить возможность замены одной модели на другую знаком "о", то получается следующая хартииа: 1. "Ликь аггельский" о "Оутробу дев ичю" (в двух случаях) г. "Ликь аггельский" * о "Егда придещи" (в трех случаях) }. "Егда придеши" о "Обягия отьча" (в одном случае) Если также принять во внимание тот факт, что в источниках песнопение "Ликь мтельский" атрибутируется как кондак-просомойон на подобен "Обятия отьча" (а не как аутомелон), то возникает мысль о взаимозаменяемости моделей в первом гласе.

Можно также предположить, что во всех рассматриваемых случаях мы имеем вело с единой гласовой моделью, которая реализуется в четырех текстовых вариантах.

Для проверки этой гипотезы было проведено сравнение невменных стро песнопений. Общеметодической основой анализа кондаков стали научны работы, посвященные вопросам анализа церковной монодии, а такж народных песен.

Мы исходили из следующих положений:

• мелодия кондаков в композиционном отношений является центоном;

• сходное графическое оформление напева свидетельствует- о сходств мелодико-интонационном;

• композиция конкретного песнопения существует как координация дву оппозиционных структур: структуры текста и структуры напева.

В результате анализа выяснилось, что в построении текстов и; налево кондаков-аугомелонов первого гласа существуют общие закономерности Следовательно, существуют объективные возможности дл взаимозаменяемости этих моделей. При детальном сравнении невменных стро обнаруживается заметное сходство между начальными (АВ), срединными (ВД и ioe-Kf.uu>иц игцияиыЦц кондаков "Егда придеши", "Обятия стьча" и "Утроб девичю". Это сходство проявляется как в общности знакового сосгш соответствующих строк, так к в порядке следования формул внутри стро: Построчное и поформульное сравнение кондаков-аугомелонов первого глас позволяет предположить, что в основе-своей они имеют единую мелодическу! модель и по существу являются мелодпческцыи вариантами единого гласовог инварианта.

В ходе дальнейшего анализа было выяснено, что же именно в кондак! аутомелоне является объектом моделирования. Для этого мы сравнили кондг "Лик ангелыгь" с кондаком "Обятия отьча", оба варианта, кондака "Зако!: ревьнителе" с указанными для них моделями, а также между собой. Сравнение проводилось по следующим параметрам:

1. форма текста (количество частей и строк)

2. певческий синтаксис строк (деление на растянутые гласные и вставнь слоги)

3. композиция невменной строки

Исследование показало, что техника подобна я кондакарном сти; подразумевает воспроизведение всех параметров модели, как на уров> композиции всего песнопения, так и на уровне композиции строк. Вторая глава называется "Система моделей древнерусских стихир пергаменных Стихирарях ХН-ХГУ веков".

1о вступительном разделе второй главы пение "на подобен" стихир характеризовано как важнейшая часть древнерусской певческой традиции. В аучной литературе пение "на подобен" рассматривается как проявление сгного компонента профессиональной певческой культуры. Исследователь тмечакгг существование огромного количества стихир-просомойнов в изанпшской богослужебной практике (И.Г.Школьник). Стихиры "на подобен" ¡браэуюг тот "мелодический фон", на котором разворачивается творческая >антазня византийских мелодов в создании оригинальных композиций. >ихиры "на подобен" представляют собой весьма заметную часть певческой ультуры, ее стабильный, нормативный элемент. В процессе развития ггечесгвенной певческой традиции, "на подобен" было распето огромное :оличество стихир для служб русским святым. Творчество по моделям, таким гбразом, является важным элементом не только православной певческой ультуры в целом, но и национального церковного гимнотворчества. В наши адачи входит характеристика наиболее заметных проявлений творчества по гаделям в древнерусских знаменных рукописях.

{а русской почве традиция пения "на подобен" приобретает свои собственные 1ерты. Так, Н.Г.Шидловский обращает внимание на то, что если в греческой фактике стихиры-просомойоны никогда не котировались (и, следовательно, 1елись по памяти, наизусть), то в русских Стихирарях и Триодях содержатся юлностъю котированные циклы стихир "на подобен".

Отличительной особенностью древнерусской традиции пения по моделям ггихир является существование так называемых Подобников - особых подборок >бразцов для пения. Самая ранняя подборка такого рода - "Подобьницы" 1аходится в Типографском уставе с Кондакарем.

Гаким образом, система стихирных подобное получила отражение не только в )ядовых певческих рукописях, но и сборниках особого состава. Поэтому (сточнкками для изучения моделей могут служить с одной стороны певческие ютированные кодексы, в которых фиксировались стихиры (Стихирари, Минеи, Гриоди, Октоихи), а с другой стороны - подборки моделей. Червый параграф второй главы посвящен выявлению и анализу репертуара моделей стихир.

1 эпоху бытования Студийского устава (Х1-Х1У вв.) основной репертуар ютированных стихир фиксировался главным образом в Стихирарях. Стихиры «подвижных праздников церковного года записывались в Стихирарях месячных (минейных) и Минеях. Стихиры праздников лунного цикла ¡аписывались в Стихирарях постных, а также в Постных и Цветных Триодях.

Стихирари месячные и постные, достаточно полно отражают репертуар традиционно йотировавшихся текстов и включают все виды стихир идеомелоны, аугомелоны и просомойоны.

Представление о репертуаре моделей Стихирарей дают прежде всегс инципитные ссылки, предваряющие как отдельные стихиры-просомойоны, та1 и группы текстов. Указание на глас и инципит модели пишется обычно пере) первой стихирой цикла, а перед остальными - только сокращение "под" Информация о гласе и модели часто редуцируется: глас не указывается, : инципит модели сильно сокращается. В редких случаях инципит модел1 котируется.

Пометка "под" ставится перед стихирами также в том случае, когда перва; стихира в группе из трех-четырех стихир является аутомелоном, а остальны поются по ее образцу.

Результаты работы по выявлению моделей стихир представлены в вид таблицы, которая приводится в Приложении к диссертации. Источникам; репертуара моделей являются три книги: Стихирарь месячный, Стихирар постный и Октоих. Количественно преобладают стихиры минейного цикла • и почти половина (40), довольно значительно представлен Октоих (26), горазд меньше - Стихирарь постный (14).

В процессе изучения репертуара моделей певческих рукописей обнаружилис следующие особенности: во-первых, существует два круга образцов: дл минейного и для триодного цикла. Во-вторых, список моделей Стихирарей н совпадает с составом единственной известной в эту эпоху подборки моделей с "Лодобьницами" Типографского Кондакаря. В связи с этим возникас необходимость выяснить какие модели являются общими для стихи минейного и триодного циклов, и каковы различия в-репертуаре образце рядовых рукописей и подборки.

Мы сравнили модели для песнопений минейного и триодного цикла и выяьш пятнадцать образцов, которые используются в обеих книгах: Первый ли» Небеснымъ чиномъ, О дивьное чюдо, Прехвальнии мучьницы, Облакъ тя спет второй глас: Егда оть древа; четвертый глас. Дасть знамение, Яко добл Хотехъ слезами; пятый глас: Преподобьне отьче богоносьче, Радуй' постьныихь; шестой глас: Всеуповаиие; восьмого глас, ИжЬ въ Едеме (Раи же ! Едек;е), О преславьное чюдо, Славьную, Что вы наречем. Подавляющее большинство общих моделей (девять из четырнадцати) являют песнопениями Октоиха, пять текстов - стихирами минейного цикла и один "Яко добля" традиционно фиксируется в Стихираре постном.

сравнивая репертуар моделей месячного и постного Стихирарей, необходимо «метить различия в использовании песнопений из различных певческих книг. Совершенно очевидно, что для стихир постного цикла огромную роль играет >епертуар Октоиха: из этой книги происходит большинство моделей Стихираря тостного. Вторая группа образцов Стихираря постного происходит из Гтихираря минейного, но при ближайшем рассмотрении эти песнопения сказываются тематически близкими основным жанровым группам Октоиха -зогородичнам, крестобогородичнам и мученичнам.

Песнопения, которые используются в качестве моделей для стихир минейного цикла, в основном происходят из самого Стихираря месячного, а также ш Октоиха. Аутомелоны Стихираря постного играют меньшую роль. Важным источником наших представлений о системе подобное в рассматриваемый период являются "Подобьннцы" Типографского Устава. Певческие рукописи древнейшего периода донесли до нашего времени единственную подборку стихирных моделей. Уникальные для своего времени, "Подобьннцы" стали прообразом многочисленных ;'Подобников на осьмь гдасов" следующей эпохи. Уникальность "Подобьями" еще и в том, что самый ранний византийский аналог почти на полтора века моложе: это сборник стихирных моделей из рукописи 674 Греческого собрания Российской национальной библиотеки. (Этот памятник введен в научный оборот и расшифрован И.Г.Школьник).

В диссертации предпринимается попытка оценить роль "Подсбъшш" в традиции пения "на подобен". Для этого песнопения, входящие в состав этого памятника, сравниваются с репертуаром песнопений-моделей перга'.'е:'иы\ Стихирарей.

"Подобыншы" включают сорок гимнографических текстов, р-и-положс.иных в гласовом порядке. Общее количество поделен стихир, прелсгаалкнн: тх п Таблице, вдвое превышает состав "Подобьипц". При зтсм восемь из сорока текстов этой подборки вообще не используются в Стихирарях в качестве образцов. Сравнительный анализ репертуара моделей Стихирарей и состаиа "Псдобьниц" заставляет усомниться в том, что последнее могли служить справочным пособием для певчих.

Семиографический анализ показывает, что в целом напевы Стихирарей обнаруживают большее сходство между собой, чем с версиями подборки. Особенности графики напевов этой подборки, а также ее состав, не дает оснований расценивать "Подобьннцы" как реально йункциош'ровдвший справочник. Вопрос о том кем, при каких обстоятельствах и каким образом использовались песнопения из этого сборника, остается открытым.

Второй параграф второй главы посвящен изучению книги Стихирарь месячный ' с точки зрения системы моделей. Для того, чтобы .исследовать репертуар Стихираря месячного, мы составили сводный инципитно-эксплицитный каталог песнопений на основании девяти • списков XH-XIV веков. Дополнительно привлекались списки Миней месячных.

Полные списки Стихираря месячного содержат . двенадцать разделов, соответствующих двенадцати месяцам солнечного года - с сентября по декабрь. Последовательность расположения песнопений отражает не только существующий месяцеслов, но также порядок суточных служб. Стихирари эпохи Студийского устава содержат стихиры на "Господи воззвах", на стиховне, на "Хвалите Господа" (на хвалитех).

Внутри групп песнопений одного праздника выделяются своего рода мини-циклы, объединенные единым гласом и единой моделью для распевания. Довольно часто первый текст является аутомелоном. И.Г.Школьник отмечает, что цикл с аутомелоном уже с конца VII-VIII вв. появляется в византийской богослужебной практике.

Практически все модели, которые являются песнопениями Стихираря месячного, возглавляют циклы подобных стихир (исключения немногочисленны). Модели Стихираря месячного можно разделить на две группы: подвижные и локальные. Подвижные модели используются как образцы для стихир в различных службах. Использование локальных аутомелонов ограничено той службой, для которой они созданы. Локальные и подвижные образцы различаются . только с. точки зрения использования их в качестве образцов в течение года. В то же время, в рамках конкретного мини-цикла они обнаруживают сходные черты. Нами отмечены некоторые особенности репертуара минейного цикла с точки зрения пения "на подобен".

Соотношение . количества стихир-просомойонов, стихир-аутомелонов ' и идеомелонов в Стихираре месячном изменяется от месяца к месяцу. Максимальное количество просомойнов приходится на декабрь. В январе, феврале и августе "на подобен" исполняется примерно треть текстов. В этих месяцах также большую роль играют мини-циклы с аутомелоном. В праздниках октября месяца не зафиксировано ни одного текста "на подобен", в июне встречается только один мини-цикл в службе апостолам Петру и Павлу (память 29 июня). Это цикл с аутомелоном второго гласа "Кими похвальными". В целом, стихиры-просомойоны составляют около четверти от общей численности песнопений Стихираря месячного.

И

При пении "на подобен" объектом моделирования является в первую очередь композиция напева. Наиболее стабильными участками являются начальные и заключительные фрагменты формы в целом. В напеве стихиры-просомойна, как правило, сохраняется последовательность мелодических строк аутомелона. В конце второй главы подводятся основные итога сравнения систем моделей кондаков и стихир.

Сходство двух систем проявляется на самом общем уровне: и в том и в другом случае существует вполне определенный круг песнопений, которые выполняют функцию моделей, а также песнопения, которые созданы на основе этих моделей. Обе системы функционируют в рамках осмогласия, модели охватывают все восемь гласов. Сходным является также терминология и способ фиксации системы моделей в рукописях.

Основные различия системы моделей кондаков и стихир заключается в способе их функционирования.

В Третьей главе рассматриваются модели стихир ХУ-ХУШ веков. Процесс развития системы моделей стихир свячан с направлением эволюции основных котированных певческих книг в новую эпоху. Начиная с пятнадцатого века активизируется процесс канокшации русских святых. Расширение месяцеслова обусловило напраслениз эволюции Стихираря месячного - певческого кодекса, в котором фиксировались стихиры календарного круга. (Вопросы типологиин и эволюции Стихираря месячного рассматриваются Н.С.Серегиной). Процесс эволюции Стихираря месячного чепосредсгвенно связан с процессом развития системы подобная стихир, поскольку стихиры :. являлись важной частью бноы. создаваемых шнопоследоваиий. В новых службах стихирам "на подобии" отводилось значительное место.

В .течение пятнадцатого века формируется чогировлшмй ■ Октоих. Вмспи с тоявлением вотированного Октоиха, продолжается тгпдиипя чревних 'Подобьниц": появляются устойчивые разделы певческих рукописей, гогорые построены по осмогласному принципу и имеют самокмваипе "Подобннкн 'подобны) на восемь гласив". Эти пиаСорки существуют в руколмечой градицин вплоть до XVIII века, а в 1772 году включаются в издинный ».Синодом нотный Октоих.

Мы выделяем несколько этапов существования "Подобников" в рукописной градицин" в зависимости оттого, я какой певческой книге они Записываются. Первый этап - эго древнейший период, эпоха Кондакарей. Единственная дошедшая до нас подборка этого времени - "Подсбьницы" Типографского устава. В горой период связан с тремя подборками которые существуют а

составе сборников-конволютов: это два подобника из ефросиновскогс • сборника (РНБ, КБ 9/1086) и подобник из рукописи РГ"Б, Тр 408. Первые дв< относят в 20-40 гг. XV века, третью подборку - ко второй трети XV столетия Третий период охватывает более полугора столетий (с последней четверти XV до первой половины XVII вв.) и условно может быть назван "эпохой Октоиха" так как в этот период подобники чаще всего либо примыкали к Октоиху, либ< являлись частью изборного Октоиха. Следующий - четвертый - перио, существования подобников связан с книгой Обиход и приходится на перву» половину XVII - XVIII вв. Последний период существования подобниког который будет нами рассматриваться - это время существования нотолинейны версий подобников, которые помещались в книге Ирмологион (Ирмологии Этот период охватывает весь восемнадцатый век.

В первом параграфе третьей главы рассматриваются подобники ХУ- перво половины XVII вв. Этот период охватывает два этапа в развитии подборок. К первому этапу - этапу становления нового типа подобников, относятся тр списка: два из ефросиновского сборника (КБ. 9/1086) и один из рукописи Т 408.

В новые подобники не вошел целый ряд песнопений "Подобьниц", прея« всего, песнопения, которые не использовались как модели в Стихираря . предшествующего периода. Появились также новые образцы из числа моделе пергаменных Стихирарей, которые также входягг в состав более поз дни подобников (цифры в скобках обозначают глас): "Просветителя нашего"(2 "Поставите тридесят"(3), "О преславьное чюдо"(8), "Мученицы Твои"(8 Аутомелон "Терпяще мучения" переместился к моделям второго гласа, модель пятого гласа из "Подобьниц "Радуйся постъныих" заменена на "Радуй< живоносный кресте".

Сравнительный семиографнчеекнй анализ подборок ефросиновского сборнш и "Подобьниц" показал, что версии подборок XV века безусловно более близ> между собой, чем с древней версией. Разночтения касаются, прежде всег знакового состава строк и графического оформления кадансов. Соотношеш синтаксиса мелодических и текстовых строк в основном сохраняется. Таки образом, три рассматриваемых подобника представляют переходный эта сочетая в себе черты как предшествующей эпохи, так и наступающего ново! этапа в развитии древнерусского певческого искусства. Следующий этап существования подобников (с последней четверти XV } первой половины XVII века) по времени совпадает с периодом в истор! древнерусского певческого искусства, который обычно определяют как "эпо: расцвета". В существовании подобников это время отмечено стабильносп

I1; I

состава, структурыиместа в певческих рукописях. Количество подобников в пот период значительно увеличивается, они становятся почти обязательным разделом крюковых певческих сборников.

3 рассматриваемый период существует два типа подоборок: "Подобники на гасемь гласов" и "Указ половником". Подборки первого типа составляют эольшинство. Они иотированы и входят в состав певческих котированных рукописей. . • '

Подборки второго типа немногочисленны: нами. выявлено пять списков. Четыре из них находятся в ненотированных Минеях месячных из Соловецкого »брания РГБ, которые относятся к рубежу ХУ-ХУ1 вв., пятая - в готироваиной певческой рукописи РНБ, ф.228 .N'»34 (2-я четверть XVI в.). Эта юдборка записана между "Подобникамн на восемь гласов", которые тримыкают к Октоиху, и Стихирарем месячным. "Указы" не котированы, они »держат перечисление инципитов моделей по гласам с указанием количества ггрок и включают от I) до 15 образцов. Все подборки не содержат образцов гретьего; и седьмого гласов. Вместо этого есть поянение, что " Глас 3. на юдобник не поют. Точию на самогласен. ... Глас 7 на подобник не ноют. Яке к указася в Змъ гласе."

1о-видимому, "Указы" служили справочным пособием для руководителей слиросных хоров • Головщиков. Появление подборок такого типа скорее всего вязано с новыми тенденциями, которые наметились в древнерусском гевческом искусстве к этому времени: в рукописях появляются практические ведения, существовавшие ранее в устном виде.

Ъдборкй типа "Подобники на восемь' гласов" в рассматриваемый период 1меют довольно стабильное положение в рукописях: они тяготеют к пепчеекнм :нигам, построенным по осмогласному принципу. Чаще всего подборки |римыкают к Октоиху (обычно помешаются в конце), реже - к Ирмологию. Довольно часто подобники соседствуют с другими осмогласными подборкамм, оставленными из традиционно "октайных" жанров: степенными антифонами, ¡огородичнами, "Самогласнами на восемь гласов" (т.е. стихирами оскресными).

Ьучение репертуара и структуры подобннкол потолвдо выявить два типа остава подборок. Численность подборки малого состава - 21 песнопение, мсленность подборки большого состава - 28 песнопений, 'епертуар подборок конца XV - первой половины XVII вв. не выходит за амки репертуара моделей предшествующего периода, но отличается от состава ревнейшего сборника такого рода - "Подобьниц" Типографского устапа. 'емиографичсскнй анализ списков подобников этого периода 'обнаруживает

стабильность графики аутомелонов, входящих в их состав. Изменение крюковой строки происходит в списках последней четверти XV века по сравнению со списками ефросииовского сборника. Меняется графическое оформление начала строк и кадансов, в некоторых случаях меняется соотношение синтаксиса крюковой и текстовой строки. На фоне общей стабильности состава и графики подборок этого период; необходимо отметить некоторые новые черты, которые появляются 1 оформлении подобников. Так, начиная со списков третьей четверги XVI века, I подобниках начинает отмечаться количество строк в моделях. В рукопися) появляются записи тайнозамкненных начертаний "дробным знаменем". Новые черты в оформлении подборок связаны также с тем, что в подобниха: все более явственно проступают черты практического руководства по пеняю. 5 одной из подборок начала XVII века (РГБ ф.379 №22) мы находим поянени относительно записи и исполнения подобников: "Сии подобники которые н соборе поют. И како их поют. Тако и знаменаны." В этой же рукописи ест примеры распева по модели третьего гласа "Велня креста". Во втором параграфе третьей главы рассматриваются подобники второ половины XVII - XVIII вв.

Со второй половины XVII века начинается новый этап в развитии подобниксн Эпоха относительной стабильности сменяется периодом многочисленны изменений. В этот период существует несколько типов нотированны подобников. Они могут быть классифицированы в зависимости от тяг нотации, мелодического стиля, состава, положения в рукописи и способ оформления подборки. ,

В рассматриваемый период существует два основных типа крюковых подборо( Подборки первого типа включают в среднем 14 образцов и входят в состг Обихода. Сокращение количества песнопений происходит, прежде всего, : счет исключения моделей третьего и седьмого гласов. Практически для вс£ моделей в подборках сокращенного состава указывается количество стро Типовая подборка выглядит следующим образом: Первый глас: Небеснм\ чином!», Прехвальнии мучьннцы; второй глас: Доме ефраитово, Егда оть древ четвертый глас:, Яко добля, Дать знамение, Званый совыше (Иже зеань совыше) Хотехъ слезами; пятый глас: Радуйся; шестой глас: В третии ден Всеупование (Все возложше); восьмой глас: О преславьног чюдо, Что ы наречем. Господи аще и на судшци.

Нельзя не заметить, что такого рода подборки фактически представляют соб( нотироЕанный вариант "Указов подобникам".

?реди подборок сокращенного состава есть пометные и беспометные списки. >еспометные списки сохраняют графику предшествующего периода почти без вменений. В пометных подобниках происходит полная замена знакового :остава мелодической строки, при этом ни синтаксис, нн силлабический стиль ¡аспева не изменяется. По-видимому, новая семиография отразила изменения в мпеве, которые произошли к этому времени.

4овые способы оформления подобников отразили то место, которое они снимали в этот период в певческой культуре. Формируется тип подборки, тредназначенной для учебно-практических целей. В некоторых подборках этого •ипа вслед за котированным образцом помещается пример распева. Примером южет служить как конкретный богослужебный текст, так и произвольный екст вроде повторяющейся строки "Помилуй мя Боже".

Другой способ записи мы находим в старообрядческих рукописях. С этих шнеках приводятся только инципиты моделей, напев же показывается сразу на фимерах: "под[обен] Прехвалнии мчнцы. Глас [первый] "Богомудре блажеиие $ласие...". Такого рода подборки могут иметь пояснение ; "подобны протщп. ¡апевки".

3торой тип крюковых подборок по своему составу близок к большим юдобникам прошлого этапа. В трех выявленных нами списках этого типа по 27 моделей всех восьми гласов. В отличие от подборки большого состава (из 28 )бразцов) из подобника этого типа исключены две модели -"Велия креста" ■ретьего гласа и "Преподобьне отче добру обрете" пятого гласа, и добавлен [утомелон сосьмого гласа "На небо текущее". Ярко выравненный лелизматический характер мелодики песнопений вставляет вспомнить о стиле юльшого роспева' В рукописях мелизматичеокпе подборки примыкают к Гтнхирарю.

1отолинейные версии "Подобников на восемь гласэз" получают ¡аспро охранение со второй половины XVI! века. Па сгоему составу, спосоГл )формления и месту в рукописи они заметно отличаются от современных им грюковых подборок.

^отолинейные подобники обычно помещаются в конце ноюлпнейного Зрмолотона. Подборки имеют однотипные заголовки "Подобны на 8 гдзеоа" в одном случае "Самоподобны всех восьми гласои") н не имеют указаний на голнчество строк.

! составе нотолинейиого Ирмолога "Подобны на К гласов" могут соседствать о стихирами праздничными и "Подобнами седалиом". Состав г.одобнпв в ряде писков расширяется за счет песнопений, которые мы обнаружили в "Подокнах

седалном": это песнопения восьмого гласа "Премудрости на перси возле!" и ' "Возлег на перси Иисусовы". Мелодическая редакция нотолинейных подобников в. целом силлабическая с небольшими виутрислоговыми распевами и близка к версиям крюковьп пометных подборок. ■•<■'

Нотолинейные подборки являются заключительным этапом существованм подобников в рукописной традиции с её разнообразием и многовариантностью В Заключении обобщаются результаты предпринятого исследования:

- Направление эволюции системы моделей кондаков и стихир определяете» логикой развития древнерусского . певческого искусстм в целом Характерные черты каждого из этапов отражают основные тенденции I развитии церковно-певческой культуры.

- На основании анализа рукописных источников Х1-ХГУ вв. был> охарактеризованы системы моделей древнерусских кондаков и стихир Сравнение двух систем моделей показало, что сходство между ним) проявляется на структурно-типологическом уровне. Различия двух систе» заключаются в конкретных способах функционнревания каждой их них.

- Выявлены основные .типы подобников - подборок моделей стихир сохранившихся в рукописях ХУ-ХУШ веков. Все типы подобнико! характеризуются определенным составом подборки, ее положением I певческих книгах, способом оформления и семиографией песнопений составляющих подборку.

Намечаются также перспективы дальнейшего изучения системы моделе: древнерусского певческого искусства.

Нам представляется, что изучение гласовой системы дреаверусскоп певческого искусства с тачки зрения жанровых моделей может пролить свет и многие аспекты эволюции древнерусского гласа.

Расширение хронологических и культурных границ исследования систем! моделей и включение в сферу изучения системы моделей внзантийсхо гимнографии может стать важным шагом , в изучении наиболее важны закономерностей развития средневекового художественного мышления.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

I. Проблемы изучения древнерусского пения по моделям: терминология репертуар // Музыкальная культура Православного мира. Традиции, те$и> практика. М., 1994.-0,5 пл.