автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Поэтика абсурда в румынском литературном модернизме первой трети ХХ века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Калинчук, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика абсурда в румынском литературном модернизме первой трети ХХ века'

Текст диссертации на тему "Поэтика абсурда в румынском литературном модернизме первой трети ХХ века"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

КАЛИКЧУК ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ПОЭТИКА АБСУРДА В РУМЫНСКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ МОДЕРНИЗМЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Специальность 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор Пахсарьян Н.Т.

Москва - 1999

Оглавление.

Стр.

Введение..........................................................................................3

Глава 1. Творчество Урмуза как начало

румынского литературного авангарда....................30

Глава 2. Творчество Чиприана: румынский

«театр абсурда» конца 20-х начала 40-х годов. 74

Глава 3. Раннее творчество Э.Ионеско....................102

Заключение........................................................................................126

Библиография................................................................................132

Введение.

Настоящая работа посвящена поэтике абсурда в румынском литературном модернизме. Возможно, тема обозначена несколько широко и требует уточнения. Предметом анализа будет не история модернизма и не история литературы абсурда как отдельного направления, но некоторые явления румынской литературы первой трети XX века, которые можно рассматривать как один на аспектов генезиса литературы абсурда, и связанная с этим специфика проявления поэтики абсурда в- различных жанрах румынской литературы этого периода. Казалось- бы, румынская литература сама по себе - явление достаточно- маргинальное, и различные варианты абсурдизма весьма далеки от магистральных направлений ее развития, но тем не менее творчества рассматриваемых в данной работе писателей может стать одним из важнейших связующих звеньев разорванной на мелкие фрагменты цепи мировой литературы абсурда.

Понятие- «литературы абсурда» сравнительно недавно вошло в лексикон исследователей и находится на стадии формирования. В литературоведении оно связано прежде всего с «театром абсурда», направлением, впервые заявившим о себе в- 1950 году постановкой пьесы Э.Ионеско «Лысая певица». Именно в таком понимании понятие «абсурд» впервые появилось в театральных и литературоведческих словарях и до сих нор употребляется болышшством ис следователей.1

Вытеснив другие определения этого явления, такие как «театр насмешки» или «театр парадокса», термин «театр абсурда», впервые предложенный М.Эсслином, быстро вошел в- обиход и в последующие

20 лет «как меланхолия во времена романтиков, абсурд в философии и искусстве Запада стал доминирующей темой..., и рассуждения об абсурдном мире, об ощущении абсурда, а настроении, оо абсурдном человеке стали обычным делом не только в публицистике, шив каждодневных разговорах». Форматно оставаясь в словосочетании М.Эсслина зависимым словом, абсурд постепенно занимает в нем главенствующее положение и начинает фигурировать- как самостоятельное литературоведческое понятие, базирующееся на прозе 20-х годов и философских работах А.Камю и Ж-П.Сартра. Издание «Английская абсурдная поэзия» (Москва, 1998), в которое вошли произведения четырех поэтов, «объединенных осознанной установкой на бессмыслицу»4, может служить еще одним доказательством дальнейшего расширения границ этого термина. Однако, подобно многим удачно найденным однажды словам, ему потребовалось достаточно долгое- время, чтобы из ярлыка превратиться в общепринятое определение, указывающее если не на целую школу или направление, то хотя бы на некоторые особенности стиля, общие для большинства относящихся к нему авторов- или произведений.

«Говорят, что я писатель абсурда; бывают такие слова, которые можно услышать на каждом углу. Абсурд сейчас модное слово, и однажды она исчезнет. В любом случае, в настоящее время оно достаточно широко, чтобы не говорить ничего, и в то же время с легкостью определить все, что угодно»3, - писал Ионеско. Во многом

1 См., например: Scott AJF. Current literary terms. A concise dictionary. London and Basigstoke. The Macmillan Press Ltd.. 1980. P. 291. (Первое издание вышла в. L965 г.); Ж.-Ф.Жаккар_ ДХармс и конец русского авангарда. СПб.. 1995. C2L5. J Balota. N. Lupta eu absurduL BucureçtL 1971. P. 5.

J Baldick. Chris. The Concise OxfordJDicîionarv of Literarx Terms. Oxford.- New York^Oxford.Univ. Press, 1990. P. 1.

* Английская абсурдная поэзия-М^ 1995. СЛ.

3 Ionesco. Е. Notes et Contre-notes. Gallimard. Paris, 1962. P.30.

синонимичное таким понятиям как «нелепость», «бессмыслица» само это слово долго сохраняло негативные коннотации, и сами писатели, которых общественное мнение причисляло к абсурдистам, часто стремились откреститься от этого ярлыка. «Можно было бы сказать, что абсурдизма не существует ввиду отсутствия абсурдистов», -писал румынский литературовед Н.Балотэ, подкрепляя свою мысль внушительной подборкой высказывании самых разных авторов, чья принадлежность к этому направлению казалось бы ни у кого не вызывала сомнений. Абсурдистами себя не признавали ни Беккет, ни Адамов, ни Роберт Пинджет утверждавший, что «люда называют абсурдом все то, чего не понимают», ни Дюрренматт, считавший, что его пьеса «Физики» «гротескна, но не абсурда»6.

Работа М.Эсслина «Театр абсурда» стала этапной для изучения данного- явления. Заслуга Эсслина не только в том, что он явился автором этого термина и тем самым закрепил его переход из категории философии и логики в-литературоведческое понятие, но и в том, что говоря о предшественниках театра абсурда, он впервые поставил в один ряд ЛХэрролда, А.Жарри, ФЛСафку, и таким образом вывел в хронолЬгическом и жанровом смысле литературу абсурда за пределы одного из направлений драматургии 50-х годов.

Рассуждая о возможных истоках театра абсурда, Эсслин ставит перед собой цель доказать-, что это новое возвращение древней традиции, и его новизна базируется на необычной комбинации

о

хорошо знакомых приемов, тем более что стилистически многие приемы, характерные для литературы абсурда как, например, каламбуры, игра на многозначности слов, переиначивание идиом или,

6 См. об этом в кн.: Balota. N. Lupta cu absurduL BticnrestL 1971. P. 6-7.

Esslin. M. The Theatre of the absurd. Harmondsworth. 1968. Первое издание вышло в 1961 г.

8 Esslin. М. The Theatre of the absurd- Harmoodsaorth, 196& P. 229.

наоборот, буквальное их истолкование принадлежат к сфере комического, то есть используются для того, чтобы вызывать смех.

Нарисованная Эсслиным картина генезиса этого явления охватывает огромное количество авторов, произведений и целых направлений, удалетшх друг от друга во времени. Все это многообразие материала организовано так, чтобы показать три основных источника театра абсурда: во-первых, нонсенс и абсурдный юмор; во-вторых, сказки и мистические элементы; в-третьих, символизм и авангард начала века.

Глава книги Эсслина, посвященная литературным предшественникам театра абсурда, была воспринята как одна из самых значимых частей работы и вызвала наибольшую полемику. Главные споры развернулись вокруг того, насколько оправдана подобная монументальность в подборе материала, правомерны ли попытки нажги какие-либо параллели между всегда остававшейся на периферии литературой абсурда и наиболее авторитетными фигурами литературной истории, можно ли рассматривать отдельные случаи, часто непосредственно не связанные между собой, как этап развития

ф

целой литературной традиции. Арнольд Хинчлифф, автор сравнительно небольшой по объему монографии, озаглавленной «Абсурд»9, в первых главах своей работы приводит некоторые отзывы на книгу Эсслина. Основным недостатком работы, как ни странно, многие сочли избыток авторов и произведений, представленных им в качестве предшественников абсурда. Лучше всего этот скепсис выразил Кеннет Тайнен. Признавая обоснованность обращения к творчеству Кафки и Джойса, к дадаизму и сюрреализму, к Жарри, Стриндбергу, Рембо и раннему Брехту, Эдварду Лиру и Льюису Кэрроллу, а на более ранних этапах к комедия дель арте и мимам

древности, Тайней отмечает, что «когда г-н Эсслин в качестве провозвестников абсурда привлекает еще и Шекспира, Гете и Ибсена, появляется ощущение, что вся история драматургии является ничем иным как прелюдией к торжественному появлению Ионеско и Беккета».10

Тем не менее нельзя сказать, чта Эсслин был одинок в своем стремлении обнаружить истоки абсурда как можно глубже в истории мировой литературы. Об очевидных параллелях между театром абсурда второй половины XX века и более ранними литературными явлениями говорил, в частности, исследователь европейского маньеризма Густав Рене Хок, который в работе «Маньеризм в литературе» утверждал, что «Европа абсурда появилась во времена Шекспира».11 А Ян Котг, автор книги «Шекспир — наш современник», опираясь на явные текстовые соответствия произведений Шекспира и абсурдистов XX века, заявлял, что это понятие значительно более тесно связано с великим английским драматургом, чем с более близкими театру абсурда по времени явлениями литературы XIX века.

Таким образом, полемика вокруг работы Эсслина способствовала выделению максимального числа явлений, имеющих отношение к понятию абсурда, что привело к существенному расширению границ термина. Хинчлифф в своей работе, во многом опирающейся на «Театр абсурда» Эсслина, предпринимает попытку выделить черты, характерные для всей литературы абсурда вообще, независимо от жанра и национальной принадлежности, обозначить круг явлений, относящихся к этому понятию, и уделяет особое внимание философским основам абсурда. Используя в качестве

9 Hinchliff. Arnold Р. The absurd. Harmondsworth. 1968.

10 Цитата no: Hinchliff. Arnold P. The absurd Harmondsworth. 1968. P. 8.

11 Hocke. G.R. Manierismus in der Literatur, Sprach-Aleherme und esoterische Kombmationskunst. Rowohlt Hamburg. 1963. P. 218. Цитируется по изданию: Balotä. N. Lupta cu absurdul. Bueure§tL, 1971. P 57.

критерия стилистические особенности, сформулированные Эсслином для театра абсурда, Хинчлифф выделяет сходные по характеру и стилю произведения в прозе XX века, так как только жанровое разнообразие, полагает он, может позволить художественному явлению приобрести характер школы и тем самым перевести его из периферийного в одно из главенствующих направлений современной литературы.

Опираясь на несколько работ, посвященных прозе XX века и

построенных в основном на материале американской литературы,

Хинчлифф приходит к выводу, что ощущение абсурда окончательно

закрепилось в художественном сознании в 20-х годах и в качестве

подтверждения приводит высказывание Мальро, позаимствованное из

его «Искушений Запада», опубликованных в 1926 году: «В самом

центре европейца, доминируя над всеми великими моментами его

1

жизни, лежит изначальная абсурдность» . Таким образом, к 1960 году абсурдизму было уже около 40 дет. Появление театра абсурда лишь в 1950 обусловлено тем, что драматургии требуется большее количество времени на то, чтобы адаптироваться к новым идеям, так как театр зависит от вкусов массового зрителя. ь

Румынский литературовед Н.Балотэ в исследовании, озаглавленном «Борьба с абсурдом»14, также склоняется к более широкому толкованию этого термина. На это указывает и выбор ключевых фигур, которым посвящены отдельные главы его работы. Помимо анализа произведений основателей театра абсурда С.Беккета, Э.Ионеско, Балотэ подробно рассматривает аспекты поэтики абсурда в творчестве Ф.Кафки, А.Камю и в художественной практике дадаизма. Прослеживая историю этого понятия, Балотэ опирается

12 Цитата по: Hinchliff. Arnold P. The absurd Harmondsworth. 1968. P. 15.

15 Hinchliff. Arnold P. The absurd. Harmondsworth. 1968-. P. 97.

фактически на те же литературные явления, что и Эсслин, но выделяет направления развития традиции абсурда несколько по-другому: это абсурд как элемент сатиры, абсурд как форма юмора, и абсурд как проявление иррационального начала. Подобная подача материала обусловлена тем, что предмет исследования у Балотэ определен по-иному. Как и Хинчлифф, Балотэ отказывается от постулата, что начатом литературы абсурда является появление театра абсурда, и начинает отсчет непрерывной традиции литературы абсурда с творчества Ф.Кафки и дадаизма. Л.Кэрролла, АЖарри и К.Моргенпггерна он относит к ближайшим предшественникам этой традиции.

Таким образом можно сказать, что в исторической перспективе до XX века развитие абсурда шло по двум основным направлениям, первое из которых объединяет самые разнообразные варианты абсурдного юмора, а второе - различные проявления иррационального от сказочных элементов до смещенной логики, характерной для сна или бреда, и способов выражения поэтического иррационализма. Оба направления заложены в самом значении этого слова, так как абсурд изначально предполагает нечто противное обычной логике, лишенное смысла и этим противопоставленное разуму. Четко распределить литературный материал между этими двумя линиями очень трудно очень трудно, так как они во многом перекликаются и дополняют друг друга, и часто оказываются тесно переплетенными между собой в рамках одного и того же произведения.

Первое направление включает в себя большинство стилистических приемов, составивших впоследствии технический арсенал литературы абсурда: парадоксы и каламбуры, построенные на многозначности слов и неадекватном обращении с идиоматикой

ы Balota, N. Lupta cu absurdul. Bucure§ti. 1971.

языка. Линия достаточно емкая, объединяющая в себе различные сферы комического, из которых наиболее тесно связанным с абсурдом литературным жанром является нонсенс, развитие которого прослежено у Эсслина от французских детских стихов XIII века до Эдварда Лира и во многом близкого нонсенсу по духу творчества Льюиса Кэрролла.

Представленные в нонсенсе в наиболее концентрированном виде и составляющие в значительной мере основу того,, что принято называть остроумием, приемы абсурдного юмора построены на алогизме, определенном В.Я.Проппом как «неумение связывать следствия и причины». Отсутствие логики как средство возбуждения комизма возведено в систему в фольклоре. «В литературно-художественных произведениях так же, как и в жизни, алогизм бывает двоякий: люди или говорят несуразное, либо совершают глупые поступки. Однако при ближайшем рассмотрении (...) оба случая могут быть сведены к одному. В первом из них мы имеем неправильный ход мыслей, который выражается словами, и эти слова вызывают смех. Во втором - неправильное умозаключение словами не высказывается, но проявляет себя в поступках, которые и служат причиной смеха. Алогизм бывает явный и скрытый. В первом случае алогизм комичен сам по себе для тех, кто видит и слышит его проявление. Во втором случае требуется разоблачение, и смех наступит в момент этого разоблачения».15

Абсурдный юмор практически универсален, проявления его чрезвычайно разнообразны и могут быть связаны с различными видами смеха. При этом приемы абсурдного юмора позволяют выразить любую степень комизма от легкой иронии до уничтожающего гротеска. В варианте генезиса литературы абсурда,

предложенном Балотэ, абсурдный юмор как таковой и абсурд как элемент сатиры представлены как два различных направления, что в общем соответствует позиции советского литературоведения, относившего гротескную абсурдизацию к сатирическим приемам, с успехом применявшимся еще Н.В.Гоголем и В.В.Маяковским.16

Вторая линия, прослеживает выражение в литературе различных видов иррационального, т.е. всего того, что не вписывается в логику обычного человеческого разума. Если вынести за скобки отнесенную к этой категории Эсслиным комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь» (критерием в этом случае послужил чисто формальный признак -двигателями интриги в пьесе являются сверхъестественные существа), то в отличие от брызжущего весельем первого направления, произведения, относящиеся ко второй линии, объединяет меланхолия, местами переходящая в откровенно мрачное настроение, отягощенное зловещими предчувствиями.

Характерно, что ряд авторов у Эсслина и Балотэ в этом случае практически идентичен. И у того, и у другого присутствуют Э.Т.А.Гофман, Э.По, Жерар де Нервашь. И? крупных литературных направлений это прежде всего барокко и романтизм. Оба исследователя отталкиваются от пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон». История мотива жизни как сна, равно как и дальнейшее его развитие на протяжении литературной эволюции являются стержнем, вокруг которого группируются остальные явления. К этой же линии причисляют и русских классиков - Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, причем идеи второго стали основополагающими для сформулированной позднее философской базы абсурдизма.

15 Пропп. В .Я. Проблемы комизма и смеха. СПб.. 1997. С. 133.

!б Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А.А.Блинова и др. М.: Политиздат. 1989. С. 6.

Трудно говорить об абсурде как о некой непрерывной во времени традиции, но различные элементы эстетики абсурда заявляли о себе на разных этапах литературной эволюции. В XX веке из игры ума, скорей стилистического приема, чем самостоятельного литературного жанра абсурд постепенно выдвигается на первый план в философии, становится значимым фактом литературы. «В истории литературы абсурд то и де