автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Бабицына, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина"

На правах рукописи

Бабицына Наталья Николаевна

ПОЭТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА

10.01.01 —русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 3 Ж ¿013

Москва 2013

005060424

Работа выполнена в Отделе новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья

Института мировой литературы им. A.M. Горького Российской Академии

наук

Научный руководитель: доктор филологических наук

ГУСЕВА НАТАЛЬЯ ИГОРЬЕВНА Институт мировой литературы им. A.M. Горького РАН

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

ВОРОНОВА ОЛЬГА ЕФИМОВНА Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина

кандидат филологических наук, доцент ЮНУСОВА НАТАЛЬЯ КАМИЛЬЕВНА Московский государственный университет культуры и искусств

Ведущая организация: Государственный институт русского языка

им. А.С.Пушкина

Защита состоится 30 мая 2013 г. в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д. 002. 209. 02 при Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук по адресу: 121069, Москва,

Поварская ул., 25 а, ИМЛИ РАН, конференц-зал. j

t

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института мировой литературы им. A.M. Горького РАН.

Автореферат разослан апреля 2013

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук

О.В.Быстрова

Общая характеристика работы

Проблема национального характера ярко обозначена в творчестве Есенина, который отразил все многообразие проявлений национального духа русского народа и достиг глубинного осмысления национального бытия. Говорить о Есенине как о народном поэте, «подлинно национальном таланте»1 начали его современники в нашей стране и за рубежом еще при жизни поэта2. Творчество Есенина «объединяло русских людей звуком русской песни»3 и являлось связующей нитью между вынужденными эмигрантами и Родиной4.

Научное осмысление творчества С.А.Есенина, в котором национальный характер получил свою яркую идентификацию, было подготовлено всем объективным ходом историко-культурных процессов первой половины XX века. Научная концепция Есенина как великого русского национального поэта сформировалась в отечественном литературоведении в 1950-1970-е гг. В трудах Ю.Л. Прокушева творчество Есенина рассматривалось как «неотъемлемая часть нашего замечательного национального художественного наследства».5 В.А. Шохин акцентировал внимание на том, что на долю Есенина выпала роль «ярко передать ту или иную черту, ту или иную грань национального характера»6. П.Ф. Юшин, Е.И. Наумов, A.A. Волков, В.И. Харчевников, В.Г. Базанов также внесли значительный вклад в исследование национального характера творчества Есенина, связанного своими корнями с крестьянской Россией.

1 Бухарова 3. Б.Сергей Есенин. Радуница/ З.Б. Бухарова// Нива: Ежемесячные лит. и поп.-науч. Прилож. к журналу «Нива» за 1916 г. Т.2. - Пг., 1916. С. 148-149.

2 Подробнее см. также в работах: Скороходов М.В. Есенин как русский национальный поэт // Поэтика и проблематика творчества С.А.Есенина в контексте Есенинской энциклопедии. Материалы Межд. науч. конференции, посвятённой 113-ой годовщине со дня рождения С.А. Есенина. / Отв. ред. О.Е.Воронова, Н.И.Шубникова-Гусева. M.: Лазурь, 2009. С. 47-63; Шубникова-Гусева Н.И. «Объединяет звуком русской песни...»: Есенин и мировая литература. - М.: ИМЛИ РАН. 528 с.

3 Иванов Г. Есенин// Русское зарубежье о Сергее Есенине. Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи. В 2 т. Вступ. ст., сост., коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой Есенин. - М., 1993. Т.1. С. 43.

4 См. вступ. ст., воспоминания, эссе, рецензии, статьи и комментарии к ним в сб. «Русское зарубежье о Есенине». Т. 1,2. - М.: 1993.

5 Прокушев Ю. Сергей Есенин (Литературные заметки и публикация новых материалов)/ Ю. Прокушев//Литературная Рязань. Литературно-художественный и публицистический альманах. Кн. первая. -Рязань: Издание газеты «Сталинское знамя», 1955. С.340.

6 Шохин В.А. Поэт и мир (О творческой индивидуальности в советской поэзии)/ В.А. Шохин. - М., Л. : Наука, 1966. С. 35.

Современное есениноведение исходит из того, что творчество Есенина является «отражением некоего глубочайшего состояния русской души»7. Глубокое концептуальное осмысление эта проблема получила в научных трудах отечественных и зарубежных есениноведов: Н.И. Шубниковой-Гусевой, А.Н. Захарова, О.Е. Вороновой, Т.К. Савченко, Н.В. Дзуцевой, А.М. Марченко, С.Г. Семеновой, Н.М. Солнцевой, Е.А. Самоделовой, В.В. Кожинова, М.В. Скороходова и др.8 Активное осмысление творчества и личности поэта с национальных позиций предпринимается ходе разработки «Летописи жизни и творчества С.А. Есенина. В 5 тт. (ИМЛИ РАН. 2002 - 2013).

Вместе с тем отмечается повышенное внимание к личности и творчеству поэта, существующее у представителей разных культур, поскольку, как считает болгарская исследовательница И. Захариева, Есенин «передает универсализм не только русской, но и любой другой национальной души через самовыражение лирического субъекта»9. Эта характерная черта есенинского творчества подтверждает умозаключения Ф.М. Достоевского, который писал: «Стать настоящим русским <...> значит только стать братом всех людей, всечеловеком <...»>10.

Актуальность исследования связана с интересом к проблемам национального в современном есениноведении и отсутствием обобщающей работы, в которой был бы представлен систематический, комплексный анализ проблемы национального характера в творчестве Есенина.

7 Мамлеев Ю.В. Духовный смысл поэзии Есенина/ Ю.В. Мамлеев// Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинский сборник. Вып. 111. - М1997. С. 27.

8 Подробнее см.: Скороходов М.В. Жизнь и творчество Есенина в оценке отечественного литературоведения 1950-2000-х годов / M.B. Скороходов// Сергей Есенин: диалог с XXI веком: Сб. науч. тр. по материалам научного симпозиума, посвященного 115-летней годовщине со дня рождения С.А. Есенина/ Под ред. O.E. Вороновой, Н.И. Шубниковой-Гусевой. - Рязань, 2011. С. 51- 69. См. также сб. науч. тр.: Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. Материалы Межд. науч. Конференции / Под ред. O.E. Вороновой, А.Н. Захарова. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького РАН; Ряз. гос. пед. ун-т имени С.А. Есенина. - Рязань, 2005. - 572 с. Шубникова Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. - M.: ИМЛИ РАН, 2001. - 688 е.; Воронова O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура. Научное издание. - Рязань, 2002. - 520 е.; Семенова С.Г. Стихии русской души в поэзии Есенина// Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика - Видение мира-Философия. - М., 2001. и др.

' Захариева И. Образный мир есенинской лирики//Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы. Материалы межд. науч. конференции. - Рязань, 2006. С. 183.

10 Достоевский Ф.М. Дневник писателя// Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. T.26. - Л., 1984. С. 147.

Объектом диссертационного исследования является национальная проблематика в лирике Есенина (1910-1925 гг.) и поэмах «Марфа Посадница», «Ус», «Песнь о Евпатии Коловрате», «Пугачев», «Страна Негодяев», «Песнь о великом походе», «Анна Онегина», а также в повести «Яр» и письмах поэта.

Предмет исследования - поэтика национального характера в творчестве С.А.Есенина.

Цель диссертации состоит в том, чтобы выявить своеобразие воплощения национального характера в творчестве С.А.Есенина.

Для реализации поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:

1. Показать формирование национального характера в творчестве Есенина в контексте русской классической литературы и философии «русской идеи».

2. Рассмотреть вопросы русского самосознания в теоретических статьях и письмах Есенина.

3. Проанализировать особенности «хронотопа национального характера» в произведениях поэта.

4. Выявить «соборное начало» русского национального характера в творчестве Есенина.

5. Рассмотреть типологию национальных характеров в поэмах «Марфа Посадница», «Ус», «Песнь о Евпатии Коловрате», «Пугачев», «Анна Онегина» и повести «Яр».

6. Исследовать ключевые этапы эволюции лирического героя Есенина как обобщенного типа русского странника.

Методология исследования строится на комплексном подходе к исследованию средств художественной выразительности, при котором сочетаются различные методы литературоведческого анализа: историко-литературный, культурно-исторический, сравнительно-типологический и историко-генетический. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды ведущих филологов: М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.И. Бурсова, С.Г. Бочарова, В.Н. Редькина, Я. Мукаржовского,

5

A.A. Потебни, И.А. Есаулова и др. Содержание понятия «национальный характер» выявляется в творчестве русских классиков: Н.М. Карамзина, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, А. Блока, М. Горького, В.Г. Короленко, М.М. Пришвина, учтены взгляды H.A. Надеждина, В.О. Ключевского, A.C. Хомякова, Н.Я. Данилевского.

В диссертации нашли отражение положения, сформулированные в трудах русских религиозных мыслителей: H.A. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, С.Л. Франка, В.В. Розанова, Л.П. Карсавина и др.; отечественных и зарубежных исследователей национальной ментальности: И.С. Кона, К. Касьяновой, Ю.А. Вьюнова, И.В. Кондакова, Г.Д. Гачева, К-Г. Юнга и др.

Национальный характер представляет собой «совокупность наиболее устойчивых, основных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакции на него, прежде всего определенных эмоционально-чувственных проявлений»11. Вбирая в себя «всечеловеческую естественность натуры», которая подспудно и невидимо сложилась в тысячелетнем историческом опыте русского бытия, национальный характер в художественном произведении являет собой колоритный и законченный в многообразии и противоречивости своего проявления тип.

Рассмотрение национального характера в рамках литературоведческого изыскания исходит из обозначенного С.Г. Бочаровым принципа, согласно которому национальный характер, как собственно и литературный характер, не будучи «предметом изображения», является «самим изображением. Одной из его сторон, видом литературного образа»12. А потому изучение национального характера в художественном произведении осуществляется в первую очередь с позиции выявления поэтических аспектов, раскрывающих художественную выразительность этого национального характера. Литературоведческое

" Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учеб. пособ. - М„ 2005. С. 455.

12 Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства. - В кн.: Теория литературы. Т.1.: Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. -M., 1962. С. 313

б

исследование национального характера невозможно осуществить вне культурно-исторического контекста.

Поэтика, по сути, рассматривается как синтетическое понятие, включающее в себя комплексный, интегрированный подход к изучению художественного произведения. Именно этот аспект и характерен при анализе средств и способов воплощения ментальных основ русской души в литературном произведении.

В основу изучения поэтики национального характера в творчестве Есенина положен литературоведческий анализ есенинских текстов, учитывающий взгляды поэта на искусство, высказанные в его теоретических статьях и письмах. В анализе «хронотопа национального характера» раскрывается его зависимость от пространственного образа мира, от временных условий, которые определяют его сущность.

При анализе есенинского понимания национального характера учитывается положение о полярности «коллективной души»13 как о моделирующем принципе русского характера, получившем глубокое художественное осмысление в творчестве русских писателей (в том числе у Ф.М. Достоевского) и всесторонне изученном в трудах русских философов: Г.П. Федотова, H.A. Бердяева, Г.П. Флоровского, C.JI. Франка и др. В связи с тем, что в есенинском творчестве, сформированном национальным бытием и культурой, происходит глубокое постижение двойственности русского мироощущения и поведения, выявление некоторых важных моментов этой идеи в контексте сделанных в русской философии XX века выводов, позволит углубить понимание специфики национального характера русского человека в творчестве Есенина.

В диссертации учитывается также важный аспект изучения поэтики национального характера русского народа в творчестве Есенина - соборное начало «русского уклада души», которое также раскрывает особенности

13 Федотов Г.П. Письма о русской культуре//Русская идея/ Сост.и авт. Вступ. Статьи. М.А. Маслин. - М., 1992. С. 386.

национальной индивидуальности. Изучение специфики русского

национального сознания осуществлено в философии «русской идеи» в рамках

осмысления категории соборности в трудах славянофилов (A.C. Хомякова,

И.В. Киреевского), неославянофилов (Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева), в

работах представителей русского духовного ренессанса (С.Н. и E.H. Трубецких,

Б.П. Вышеславцева, др.).

Современный философ В.Н. Сагатовский пишет о том, что соборность,

являясь «первоначальной интуицией русского духа», «содержит в себе

основной принцип отношения к миру, выражающий существо русской

ментальности"14. И.А. Есаулов рассматривает категорию соборности как

«общий знаменатель», доминанту, которая позволяет определить

15

«православный код» русской культуры .

Можно утверждать, что содержание ментального ядра национального характера как неизменной величины составляют духовность, сформированная православным вероисповеданием, и стихийность, уходящие своими корнями в славянство, жизнеспособность которых определяется закрепленностью форм поведения в жизни многих поколений. «Русский уклад души» характеризуется чертами, которые располагаются в той или иной точке этой системы, имеют способность смещаться к тому или иному полюсу, дополнять друг друга или находиться в положении антагонистов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. С.А. Есенин является органическим носителем национальной ментальности. Понимание национального характера русского народа в творчестве Есенина сформировано всем укладом русской жизни: ее бытом, народной верой. Постижение «русской натуры» опирается на литературную и философскую традиции XVIII - начала XX веков.

2. Разработанная в теоретических статьях Есенина концепция национального искусства, реализующаяся в идее «узловой завязи природы с сущностью

14 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? - СПб., 1994. С. 104.

15 Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозавод. гос. ун-т. - Петрозаводск, 1995. С. 19

8

человека», раскрывает философское понимание поэтом сущности национального характера русского народа. Она строится на выявлении факторов формирования «национального лица», главными из которых, по мнению автора, являются славянство, как почва русского этноса, географическое положение Руси-России, т.е. «климатический стиль страны», «бытовое положение».

3. Поэтика национального характера в творчестве Есенина многомерна, она реализуется в контексте понятия «хронотоп национального характера», раскрывается на уровне тем, мотивов, образов, а также в структуре художественного произведения.

4. В творчестве Есенина национальный характер представляет собой соединение противоположностей: духовность, опирающаяся на православное вероисповедение, реализуется в соборном начале русского народа, придающем цельность характеру русского человека, и сопрягается со стихийным началом национальной души. Эта амбивалентность наиболее ярко реализуется в образе странника как средоточии центростремительных и центробежных сил национального характера.

5. Национальный характер в творчестве Есенина раскрывается в системе типологических образов, таких, как «русский инок», «русский странник», «русский безобразник», «народный заступник», «мужик-милосердник», тип «бесцельного» скитальца - «мыканец», «мужик-делец», приспособленец, охранительный тип и др.

6. Художественный мир Есенина представляет собой эволюцию типологических образов: от выявления характерных черт национальной души -образ «народного заступника» в ранних исторических поэмах, «русский инок», «русский безобразник», тип «бесцельного» скитальца в повести «Яр», до воплощения сложных национальных типов: образ Пугачева в поэме «Пугачев», и создания галереи национальных типов в поэме «Анна Онегина».

7. Национальный характер в творчестве Есенина раскрывается в образе лирического героя, который проходит сложную эволюцию. Представляя собой

9

обобщенный тип русского странника, лирический герой проявляет на ключевых этапах развития черты «русского инока», «странника убогого» (1914-1916), «странника-миссии», «нежного хулигана», «русского безобразника» (19171922), «милосердника», «бедного странника», как вариации мирового образа блудного сына (1923-1925).

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые сделана попытка целостно описать способы художественной реализации русского национального характера в творчестве Есенина; обнаружены новые контекстуальные связи с русской классической литературой ХУП1-Х1Х вв. и русской философией Х1Х-ХХ вв., уточняющие понимание Есениным национального характера русского народа; выявлена типология национального характера в творчестве Есенина и новаторство поэта в создании национальных типов.

Теоретическая значимость работы состоит в попытке комплексного подхода к проблеме, в расширении и апробации методологических подходов, используемых в анализе поэтики национального характера.

Практическая значимость диссертации проявляется в том, что ее материалы и выводы могут применяться в подготовке справочно-энциклопедической литературы о Есенине, в практике вузовского и школьного преподавания, в музейной работе. Положения и выводы исследования могут быть использованы также в деятельности специалистов, исследующих духовные основы русской культуры и литературы.

Апробация работы. Положения научного исследования были представлены на Международных научных конференциях в ИМЛИ РАН: «Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд» (Москва-Рязань-Константиново, 2005 г.), «Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы» (Москва-Рязань-Константиново, 2006 г.), «Есенин и мировая культура» (Москва-Рязань-Константиново, 2007 г.), «Поэтика и проблематика творчества Есенина в контексте Есенинской энциклопедии» (Москва-Рязань-Константиново, 2008 г.), «Сергей Есенин: диалог с XXI веком» (Москва-

ю

Рязань-Константиново, 2010 г.), «Биография и творчество С.А.Есенина в энциклопедическом формате» (Москва-Рязань-Константиново, 2011 г.), а также в докладах на конференциях, проводимых МГГУ им. М.А. Шолохова: «Русское литературоведение на современном этапе» (8-10 апреля) (Москва, 2008 г.), «Михаил Шолохов в современном мире» (16-18 мая) (Москва, 2011 г.). Опубликованы статьи в научных сборниках, подготовленных по материалам Международных научных конференций ИМЛИ РАН, РГУ им. С.А.Есенина и ГМЗЕ, в журнале «Современное есениноведение» и в «Есенинском вестнике». Апробация основных положений и содержания работы проходила в экскурсионной и выставочной работе ГМЗЕ. Диссертант принимал участие в работе над составлением Летописи жизни и творчества С.А. Есенина. В пяти томах. Т.1. 1895-1916/ Под общей редакцией Ю.Л. Прокушева. - М.: ИМЛИ РАН, 2003.

Всего по теме диссертации опубликовано 12 научных работ (в том числе одна в издании, включенном в Перечень ВАК РФ).

Структура работы: диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, научная новизна, показана степень разработанности проблемы, определены цели и задачи исследования, описаны его методология и источники, обозначена теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе - «Философия национального характера в творчестве Есенина» анализируются вопросы формирования национального характера в творчестве и в теоретических статьях Есенина. В первом параграфе «Формирование национального характера в творчестве Есенина в контексте русской классической литературы и философии "русской идеи"» кратко характеризуется литературный и философский генезис представления о национальном характере.

Определяющую роль имело происхождение Есенина, его принадлежность к народной среде. Представление поэта о национальном характере сформировалось под влиянием традиций православной веры, на нравственных постулатах которой воспитывался русский человек. Важную роль имел также уклад русского быта, существовавший практически в неизменном виде не одно столетие, и народной культуры, изустно передававшейся из поколения в поколение.

Показательным является круг чтения Есенина, содержание программ Спас-Клепиковской учительской церковной школы, историко-философского цикла (академическое отделение) Московского городского Народного университета им. A.JI. Шанявского, где учился поэт, а также лекции крупнейших профессоров по литературе, которые он посещал в Университете.

В интерпретации национального характера Есенину наиболее близки А.Н. Радищев, Н.М.Карамзин, A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский. Наиболее созвучны творчеству Есенина оказались те положения, которые касаются «природы национального типа» («Климат, образ правления, вера, - писал A.C. Пушкин, - дают каждому народу особенную физиономию...Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу»16) и источников, указывающих на особенности «русского лица» в сказках, «в наших пословицах и песнях»17. Глубокое отражение в творчестве Есенина получили также положения о структуре национального характера (выделение ментального ядра, наличии «субстанциональных» и «прививных» черт); динамизме национального характера, его способности меняться в процессе исторического развития; диалектического влияния друг на друга русской истории и национального характера; многообразия форм существования национального характера, понимания сущности национального «космоса

16 Пушкин A.C. Собрание сочинений: В 10-ти т. - Т. 6. - М.: Изд-во АН СССР, 1976. - С. 238.

17 Гоголь H. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). - [M.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937-1952. -Т. 8. Статьи. - 1952. С. 395.

русской души» (Ф.М. Достоевский).

Отмечается влияние на поэта философской литературы, работ мыслителей «русского религиозного возрождения». Современники Есенина справедливо отмечали, что начинающий поэт мыслит в духе идеи особого пути развития страны, которую проповедовали H.A. Бердяев, C.JI. Франк и другие русские философы начала XX века18.

Опыт национальной самоидентификации, накопленный русской литературой, был художественно переосмыслен Есениным. Творческий потенциал, с которым поэт пришел в литературу, соответствовал тем объективным потребностям духовного развития России начала XX века, серьезное осмысление которых занимало творческую мысль представителей «русского религиозного возрождения».

Во втором параграфе «Категория национального характера в теоретических статьях Есенина» анализируется теоретическое наследие поэта (трактат «Ключи Марии» (1918 г.), статья «Быт и искусство» (1920 г.), письма к Иванову-Разумнику)19, в котором разрабатывается концепция национального искусства, и раскрывается есенинское понимание национального характера. Анализ рассмотренных Есениным ранних пластов художественной культуры славян, бытовой орнаменталистики, специфики древнерусского быта позволяет выявить следующие факторы, которые сформировали русский «национальный тип»: славянские корни, культурно-историческое развитие народа, «климатический стиль» страны. Важно, что в понимании Есенина они представляют собой органическую целостность.

Славянские корни русского характера, которые, по мнению поэта, еще сохраняла современная ему деревня, проявляются в особенностях национального мировосприятия, для которого характерны мифологичность, созерцательность и образность мышления. Есенин подчеркивает, что наши

18 Левидов Мих. «Народная» поэзия// Журнал журналов. - Пг., -1915. - № 30. - С. 8.

" Проблема «Есенин как теоретик искусства» впервые поставлена в одноименной статье Н.И.Шубниковой-Гусевой. См. Сб.: «Новое о Есенине. Исследования, открытия, находки»: Статьи и материалы научной конференции, посвященной 106-летию со дня рождения С.А. Есенина/ Отв. Ред. ЮЛ. Прокушев, O.E. Воронова. - Рязань, 2002. С. 39 - 60.

предки самостоятельно осмыслили универсальные категории и символы и наполнили их национальным содержанием. Это выявило «творческую ориентацию» русского народа и его способность видеть и открывать в окружающих вещах глубинные смыслы.

Есенин-теоретик указывает, что древняя культура, для которой свойственны общие для всех народов представления о мире, стала плодотворной почвой для рождения национально-неповторимого облика народа. Эта индивидуальность зависит от «бытового положения» народа: чем быт одного народа больше отличается от быта другого, чем контрастнее эта разница, тем резче «вырисовываются их особенности» (5,197)20.

В «строгой согласованности» быта «великоросса» «с вещами и местом, временем и действием стихий» (5, 219) Есенин видит выражение национального миропонимания. Анализируя уклад жизни русского человека, Есенин обращает внимание на сопряженность жизни «великоросса» с «климатическим стилем» страны (5, 219), иными словами, определяет зависимость национальной индивидуальности народа от природно-географического положения территории, на которой протекает его жизнь.

В своих статьях Есенин не только обозначает факторы, сформировавшие национальный характер, но указывает и на некоторые его черты: свойственную русскому человеку «непостижимую удобность все понимать»; тягу русского человека к решению «вечных вопросов» бытия, к осмыслению конечных судеб человечества. В национальном укладе, который строится на «двояком» переживании жизни, «церковно и бытом», Есенин видит особенность национального мировосприятия, которое проявляется в отношении народа «к вечности как к родительскому очагу" (5,191).

В третьем параграфе «"Хронотоп национального характера" в творчестве Есенина» исходным является определение хронотопа как «существенной

20 Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В семи томах [девяти книгах]. Подготовка текста и коммент. А.А.Козловского. Гл. ред. ЮЛ. Прокушев. М., 1995 - 2001. Т.1. С 25. Далее все цитаты в тексте даются по этому изданию.

взаимосвязи временных и пространственных отношений», которая «определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе», данное М.М. Бахтиным21.

Преимущественное внимание уделяется героям повести «Яр». Национальный уклад их жизни, их быт характеризуются сопряжением «литургического», «надбытового времени», которое отражает ориентацию русского человека на вечность, и «фольклорного времени», находящегося во «власти земли». Эти реликтовые представления раскрываются в народных обрядах.

Композиция повести строится в строгом соответствии с церковным календарем и народным месяцесловом. Ритм чередования в крестьянской жизни будней и праздников раскрывает дихотомию русской души: смена «спокойного периода» сменяется эмоциональным всплеском. Амбивалентность национального характера (то есть сочетание свободолюбия, стихийности, разгула, удали со спокойствием, размеренностью, укорененностью) выявляется через поэтику пространства. Оно также несет на себе печать двойственности: русским простором владеет как состояние покоя и тишины, так и стихия «неуемного ветра». Поэтика цветописи, характеризующая национальное пространство, поэтика звукописи и символика дерева, вбирающая древнейшие пласты культурной памяти, также являются предметом анализа автора диссертации.

Начиная с ранних лирических произведений, в творчестве С.А. Есенина отражается также идея природосообразности национального характера. Она воплощается в мотивах сопряженности русской души и русской равнины, в мотивах «грусти», «прощания», «умирания», странничества. Национальный характер определяется через систему пространственных образов: равнины (равнинность), дали, шири, пути (дорога), поля, ветра, тиши. В драматической

21 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике// Вопросы литературы и эстетики. — М.,1975. — С. 234

поэме «Страна Негодяев» возникает собирательный образ «русского равнинного мужика».

Понимание Есениным русского человека как человека Востока определило развитие в его творчестве мотивов «Россия и Восток» (лирика, «Пугачев») «Восток и Запад» (заграничные письма), «скифских мотивов». Эти мотивы позволяют поэту выделить в структуре национального характера такие черты, как стремление к разгулу, неукротимость и буйство, склонность к вольнице, которые сформировались под воздействием многовекового соседства с азиатскими племенами. Духовное и душевное богатство русского человека, глубина переживания им своей жизни («субстанциональные» черты) выявляются в сравнении с установками западной культуры.

В диссертации анализируются элементы народной культуры и фольклора, в которых проявляются эмоциональная глубина русского человека, его талантливость, рожденная созерцанием бескрайнего пространства русской земли. Музыка и песня как образ и мотив в творчестве Есенина выявляют свою взаимосвязь с культом русского пространства и раскрывают соборное начало русской души.

В четвертом параграфе «Соборное начало русского национального характера в творчестве С.А.Есенина» посвящен преимущественно анализу бытового уклада жизни героев повести «Яр».

В диссертации показано, что соборное начало базируется на беспрекословном признании ценности другого человека и реализуется в комплексе черт, которые воспринимаются как идеал жизнеповедения. Герои Есенина проявляют жертвенность и милосердие, терпение и смирение, гостеприимство и доброту. В поведении героев проявляется универсализм и всемирность национального мышления.

Созданный в повести «Яр» и в поэме «Русь» образ крестьянского мира осмысливается Есениным как «соборный организм», который строится на любви и уважении всех членов общества друг другу и скрепляется терпеливым

и смиренным перенесением ежедневных жизненных забот. Только смирение делает тяжелый крестьянский труд одним из средств совершенствования души.

Долготерпение и смирение, свойственные национальному характеру, обуславливают природу русского бунта в повести «Яр», поэмах «Пугачев», «Страна Негодяев» и «Анна Снегина», наряду со стихийными, инстинктивными началами и зависимостью от матери-земли, залегающей в глубинных пластах национальной души.

Вневременная ценность таких качеств национального характера, как милосердие и сострадание, жертвенность и забота о ближнем, раскрывается в мотиве подаяния («Шел Господь пытать людей в любови...» и др.), мотивах родительского благословения и молитвы перед иконой («Яр»), в художественных образах героев поэмы «Микола», повести «Яр», маленьких исторических поэмах Есенина.

Соборное начало национального характера строится на взаимопомощи и доверии друг другу, бесхитростности и прямодушии, непосредственности и открытости национального характера. Эти черты определяют русское гостеприимство, многообразные проявления которого также явлены в образах героев повести «Яр». Образ «ворища» Аксютки («Яр») выявляет особое отношение русского человека к преступникам и преступлению и обнажает цельность национального сознания, которая проявляется в понимании человека как образа Божия.

Универсализм национального мышления, указывающий на стремление русского человека охватить все стороны жизни принципом Божией правды, проявляется в особой любви русского человека к сонму Святых и раскрывается в образе Святителя Николая.

Во второй главе - «Типология национального характера в творчестве Есенина» представлены типы национального характера, созданные поэтом в поэмах, прозе и драматургии. В первом параграфе «Типология национального характера в маленьких поэмах Есенина ("Марфа Посадница", "Ус", "Песнь о Евпатии Коловрате"») рассмотрен «своеобразный триптих», который

17

составляют ранние исторические произведения Есенина. Анализ этих произведений в русле проблемы национального характера раскрывает мастерство Есенина как знатока русской души, которое проявляется уже в его ранних произведениях.

Написанные в период Первой мировой войны, поэмы о донском казаке -«Ус» (1914 г.), и новгородской посаднице - «Марфа Посадница» (1914 г.) зазвучали наиболее актуально именно в тот момент, когда в России начались известные революционные события. Среди главных качеств героев этих поэм критики Иванов-Разумник, В.Л. Львов-Рогачевский, А.К. Воронский, отмечали соединение революционного и религиозного, бунтарства и непротивления. Как показывает история России, этот подвиг непротивления особо значим в этике русских.

«Дедовские предания», «религиозный национализм» (2, 282), в которых обвиняли Есенина критики после публикации этих поэм, на самом деле раскрывают свойственные национальному русскому характеру идеи жертвенности и национального служения своей родине: «Да не любы, вишь, удалому / Эти всхлипы серых журушек, / А мила ему зазнобушка, / Что ль рязанская сторонушка» (2,177). В образах Евпатия Коловрата и Уса Есенин раскрывает ментальные основы архетипа «заступник» и ставит его на пьедестал национальной славы.

В восприятии Есенина Марфа Посадница, Ус и рязанский воевода Евпатий Коловрат являются прежде всего идеалом жертвенности, а проявляемые ими черты: любовь к отечеству, способность к самопожертвованию, воинственный и вольный дух, бесстрашие - осознаются автором как характерные черты русского человека, раскрывающие православные начала русской души.

В диссертации показано, что герои ранних поэм Есенина несут в себе традиционный православный идеал заступников, защитников Христовой веры и русской земли. Характер героя народного заступника, «тип героя-

Богоносца»22 близок, любим и понятен русскому человеку. В нем особенно явственна крепкая, неразрывная связь героев с родиной, землей, защищая которую они жертвуют своей жизнью. Национальный характер обнаруживает себя в любой ситуации, и в отношении народа к смерти он проявляется наиболее отчетливо. Смирение перед Промыслом, верность долгу и Христовой вере вознаграждаются прославлением и памятью народа, а также Божией милостью.

Во втором параграфе «Национальный характер в повести "Яр"» анализируются национальные типы русского характера, такие как «русский инок», «русский скиталец», «русский безобразник».

Образ Анисима Карева исследуется как архетип «праведника», который получает у Есенина национальную коннотацию «инока». В диссертации анализируется жизнь героя, которая в миру отличалось праведничеством, рассматриваются пути, по которым он пришел к иночеству. В ходе анализа выявляются основные черты этого типа, которые раскрывают сущность национальной религиозности: смирение, «память о смерти», открытость миру, искание Града Небесного.

Праведничество Анисима раскрывается не только в духовной гармонии его внутреннего мира, что воплощается в образе весны. Своим примером он утверждает идеал национального поведения: любовь к ближнему, милосердие, жалость, всепрощение и благословление оставшихся в миру, стремление поделиться с людьми духовной радостью. Все эти черты являются реализацией соборного начала русского характера.

В диссертации анализируется архетип «странника», который в творчестве Есенина приобретает национальные черты и характеризуется многообразием вариантов проявления (в лирике, в поэмах «Пугачев», «Страна Негодяев», «Песнь о великом походе», «Анна Онегина»), Он является

а Воронова O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура: Научное издание. - Рязань: Узорочье, 2002. с. 72

объективизированным воплощением идеи пути как духовной устремленности нации, ее вечного стремления и движения к иным берегам и приобретает особую значимость в системе есенинской поэтики.

Анализ типа странника-пилигрима - образ Натальи Каревой -демонстрирует его генетическую близость к типу «инока», которая проявляется в воплощении национальной религиозности духовного странничества: отражает его стремление к абсолютному добру, совершенству, христианской любви. В образе духовного странника определяется специфика национального представления о святости, достигаемой жертвенной безвинной смертью.

В диссертации исследуется природа типа странника-«скитальца», воплощенного в образе Константина Карева, который духовно близок самому Есенину и является его литературным двойником. Странничество Карева является символом наступающего времени, когда человеком владеет беспокойство духа, нечто неуловимое для самого героя и формирующее центробежную силу его развития. Тип странника-скитальца противоречив и сложен. Есенин наделяет его чертами крестьянского предводителя, народного вожака.

Автор показывает национальное содержание архетипа а странника^ воплощенного в образе Епишки и представляющего собой тип «бесцельного» скитальца, «мыканца», в определении Есенина. Выявляются его безволие, бесхарактерность, рефлексия. Сущность его странничества определяется как «падшее», мученическое, руководимое беспокойной мыслью и внутренней бездомностью, ведущее к разрушению лада жизни.

Анализ типа «русского безобразника» (образ Аксютки) раскрывает

антиномичность русского характера. В сознании героя совмещаются

возможность совершения преступления и надежда на Бога, на Его милость. Он

находится в плену стихии «саморазрушения» и при этом не забывает о

нравственно-этическом законе крестьянской общины: помнить о милосердии и

доброте по отношению к себе, быть благодарным за жалость и заботу, что

формирует стремление героя к праведной христианской кончине. Мотив смерти

20

раскрывает глубинные структуры национального характера, которые сформированы православным пониманием жизни.

В третьем параграфе «Проблема национального характера в драматической поэме "Пугачев"» показано, что в «Пугачеве» С.А. Есенин углубляет свое понимание русского характера и пополняет галерею национальных типов. Наряду с глубинными смысловыми пластами, заложенными в образе Пугачева, Есенин воплощает свое видение народного типа крестьянского вожака.

Главный герой контаминирует черты бунтаря, крестьянского предводителя, неистового и отчаянного, ведомого чувством отмщения и злобы, распространяющего неустройство и гибель, подвластного стихии, и странника, народного избавителя и спасителя, сознательно идущего на жертву. В этом соединении сопряжены агрессивная сила - «звериное» начало, которое пытается «очеловечить» герой, и просвечивающее сквозь него христианское милосердие даже к врагу и предателю - высшее «человеческое» начало.

Глубокое противоречие, внутренний конфликт героя, который хорошо осознает автор поэмы: в момент принятия решения возглавить казацкий бунт в душе Пугачева «очеловеченное», христианское, произрастающее из потребности самопожертвования, подчиняется «звериному», питаемому чувством отмщения и злобы. Природа бунта такова, что он в своей стихийности (а в русской литературе народные мятежи осмысливаются именно как стихийные катастрофы -А. Блок), несмотря на благие порывы его участников, несет в первую очередь разрушение и подрыв устоев.

Показывая неоднородность состава пугачевского «войска», Есенин выделяет в нем два ведущих национальных типа: тип казака-воителя, всегда готового к бунту, в поведении которого преобладает «звериное» начало (образы Кирпичникова, Зарубина, Караваева), и потомственного крестьянина -«мужика», жизнь которого опирается на «растительное» начало бытия (образы Чумакова, Творогова, Бурнова, Шигаева, Крямина). Самым ярким

воплощением «звериной» силы в человеке является образ «каторжника и арестанта» Хлопуши.

Укорененность крестьянина во «власти земли» и традициях удерживают его от воздействия разрушительной стихии. Двуединая концепция национального русского характера, в котором слиты «буйство» и «смирение», в поэме «Пугачев» подвергается глубокому художественному анализу на примере двух ипостасей национального сознания, явленных в исторических персонажах.

Создавая в поэме полифонию голосов, Есенин понимает, что нет универсальной для всех правды жизни. Ему одинаково дороги и жертвенность Пугачева, и стихийность Хлопуши, и жажда «звенеть в человечьем саду» Бурнова, и желание положить «конец злобному волчьему вою» Творогова. В многоголосье позиций, диалоге персонажей Есенин принимает всю совокупность человеческих правд, тем самым проявляя важное качество своего творчества - полемичность, создавая новаторский, полифонический тип исторической драмы.

В четвертом параграфе «Типология национального характера в поэме "Анна Снегина"» образы героев рассматриваются как итог творческого размышления поэта о судьбах русского народа. Раскрытие национального характера происходит в контексте коренных сдвигов в развитии государства. Созданная Есениным в поэме типология национального характера выявляет подвижность его структуры. Поэт собирает вечные и новые типы, расширяет проявления антиномичности национального характера, раскрывает эволюцию «почвенного» склада мышления крестьянства. В диссертации выявляется генетическая связь с типами национального характера, представленными в повести «Яр» и поэме «Пугачев».

Образ Мельника рассматривается как есенинское открытие. В этом обобщенном типе «народного милосердника» поэт сконцентрировал сокровенные свойства национального характера, которые последовательно проповедовал в своем творчестве: черты милосердия, доброты, отзывчивости,

22

любви, гостеприимства, заботливости, простодушие. Выявляется общность образа Святителя Николая и типа милосердника, который является земным воплощением нравственного идеала поведения. Тип милосердника раскрывает есенинскую идею об устойчивости корневых структур национального характера, на которых стоит русский мир, их вневременной смысл. Анализируются формы проявления национального характера: поведение героя, речевая характеристика персонажа.

В образе возницы, типе мужика-дельца, Есенин раскрывает изменчивость национального характера в условиях меняющегося революционного времени. Этот тип человека новой деревни, «фефелы», который «за пару измызганных «катек» / ... даст себя выдрать кнутом...» (3; 183) демонстрирует горечь Есенина, который фиксирует растрату мощи душевных сил русского человека. В диссертации анализируется оценочный рассказ возницы о жизни крестьян двух деревень, который показывает в нем мелочного дельца нового времени, которого интересует прибыль и достаток.

Этому новому типу русского мужика противостоит образ мельничихи, который являет собой охранительный тип национального характера -воплощение образа-позиции значительной части русского общества. Анализ монологов мельничихи выявляет обобщенную деревенскую мудрость человека, который живет надеждой на царя, хранит дедовы обычаи, осуждая все, что может поколебать его мир.

Тип крестьянского вожака (Прона Оглоблина) отражает эволюцию есенинских взглядов, которая раскрывается в ходе сопоставительного анализа образов П. Оглоблина и Пугачева. Обнаруживается содержание «пугачевского начала» в образе Прона Оглоблина: решительность, нетерпеливость, стремление к скорейшему переустройству действительности, острое желание социальной справедливости, что определяет тип бунтовщика, стремящегося подорвать и перевернуть устои «старого» мира. Эти черты сочетаются с искренностью убеждений, простотой и прямолинейностью, которая вызывает доверие крестьян.

В диссертации подчеркивается художественная заслуга Есенина в создании образов братьев Оглоблиных, Прона и Лабути. Поэт показал и бунтаря-предводителя, и приспособленца, выживающего в любой ситуации, который становится симптоматичным социальным явлением новой действительности.

В третьей главе - «Лирический герой С.А.Есенина как тип русского странника» выявляется генезис и эволюция странничества в аспекте христианского понимания жизни как вечного духовного странствия человека к Небесному Отечеству, связанного с преодолением жизненных и духовных перипетий. В первом параграфе «Характер лирического героя в раннем творчестве поэта (1914-1916 гг.)» лирический герой предстает в облике «странника убогого». Окружающий мир он воспринимает как «захожий богомолец» или случайный гость: «Только гость я, гость случайный/ На горах твоих, земля» (1,104).

Созерцательное умонастроение лирического героя преобладает над жаждой активной жизнедеятельности и выявляет своеобразие национального мировосприятия. Оно сопрягает православное и архаическое, языческое видение мира. «Странник убогий» осознает окружающее как «Храм вечности»: он любит и его посюстороннюю красоту, прозревает в нем Божественную сущность, и сосредоточен на идее Царствия Божия и абсолютного совершенства в нем: «Глаза, увидевшие землю, /В иную землю влюблены» (1, 25). При этом лирический герой осознает себя как часть пространства, в котором макрокосм оказывается близким микрокосму, что обнаруживает славянские слои национального сознания.

Мировосприятие «странника убогого» раскрывается в контексте софийности народной веры. Национальное мироощущение лирического героя проявляется в особенностях восприятия образа Христа23 и Богородицы. В поэзии этого периода образ лирического героя выявляет нарастание черт, которые лежат вне плоскости цельного и устойчивого мирочувствования

23 Подробно в кн.: Воронова O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура: Научное издание. С.155-184

народной веры: «С каждым днем я становлюсь чужим /И себе, и жизнь кому велела...» (4, 148). Образ «убогого странника» постепенно сменяется образом бродяги, что говорит о его разрыве с сакральным миром русского бытия, утрате опоры в сознании лирического героя и изменении жизненных ориентиров.

Во втором параграфе «От «странника-скитальца» до «нежного хулигана» (1917-1922 гг.)» анализируется эволюция лирического героя послереволюционных лет. Образ «странника-скитальца» выявляет духовный кризис его мирочувствования и связан с нарастанием деструктивных сил, которые овладевают присущей национальному характеру «тяге к индивидуализации», духу свободы. Это приводит лирического героя к попранию высших ориентиров, уходу в стихию отрицания мира: «Покину хижину мою, / Уйду бродягою и вором» (1,139).

Странник-мессия, «поэт-пророк Третьего завета», в образе которого лирический герой предстает в кризисный период истории, высказывает идеи преобразования мира. События революционных лет отражают период блужданий, отклонений на пути следования к Царствию Божию. Мессианские идеи преображения мира доходят до радикализма: происходит десакрализация священных понятий и духовных идеалов. Особенности восприятия мира странником-миссией характеризуются эсхатологической устремленностью, цельностью сознания, в котором идеал «вселенского братства людей», как высшая цель преобразований, строится на соборном начале всеединства.

Однако вдохновляющие лирического героя идеи, в которых мир строится без участия Бога, приводят к крушению основ национального мироустройства: «Мне очень грустно сейчас, когда история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого...» (6, 116). Это становится поворотным моментом на пути утверждения прежних нравственных идеалов: «Никуда не пойду с людьми,/Лучше вместе издохнуть с вами,/Чем с любимой поднять земли/В сумасшедшего ближнего камень» (2,79).

В ходе анализа лирики этого периода выявляется сила

центростремительных начал, «чувство Бога», которое превалирует в русской

25

душе и становится точкой опоры на стезе спасения, в полосу которой лирический герой Есенина вступает в облике «нежного хулигана», совмещающем в себе черты хулигана-скандалиста, юродивого и типа «русского безобразника». Этот новый образ лирического героя выявляет кризис русской души, который преодолевается стремлением к самопожертвованию, жалостью к людям, самоумалением.

В третьем параграфе «Мотивы раскаяния и покаяния в творчестве последних лет» анализируется поэзия Есенина 1923-1925 гг. и раскрывается мирочувствование лирического героя - «бедного странника», вернувшегося в родные пенаты. Мотивы любви и верности родине в лирике Есенина последних лет воплощаются в образе «блудного сына». Его универсальный характер позволяет увидеть в трагедии лирического героя «вариацию» мирового образа, но «типично русские ноты раскаяния и покаяния»24, которые звучат в его лирических исповеданиях, передают глубину и мощь национального переживания совершенных жизненных ошибок. Готовность «вечно странствующего странника» к самоосуждению, его исповедальность, раскаяние становятся ведущими движущими силами души и раскрывают национальную специфику религиозного чувства лирического героя: «Чтил я грубость и крик в повесе» (1,189), «За свободу в чувствах есть расплата...» (4, 241). Осмысливая свою жизнь в контексте исторических событий, участником и свидетелем которых он был, лирический герой сожалеет о том, что в своих исканиях ушел слишком далеко: «Так мало пройдено дорог,/Так много сделано ошибок» (1,195).

Примиряет «бедного странника» с жизнью чувство милосердия: «И простим, где нас горько обидели/ По чужой и по нашей вине..» (1,216), приятие жизни во всех проявлениях: «Принимаю - приди и явись, /Все явись, в чем есть боль и отрада...» (1,212). Это дает лирическому герою понимание своей включенности в национальную соборную общность, восприятие своей жизни

24 Адамович г. Есенин (К 10-летию со дня смерти)//Русское зарубежье о Есенине. Т.1. С. 97

как судьбы странника, которая является реализацией национальной судьбы: «Знать у всех у нас такая участь...» (1, 226).

Эволюция лирического героя представляет собой путь странника к Граду Небесному. Стезя этих духовных исканий связана с блужданиями и преодолением заблуждений, но в конечном итоге выводит лирического героя к пониманию вечных ценностей на более высоком уровне их восприятия.

В Заключении подводятся итоги и излагаются результаты исследования:

В результате проведенного исследования обнаружены новые контекстуальные связи творчества Есенина с русской литературой и философией. Показано, что в своих теоретических статьях поэт развил литературную и философскую традицию и обратил внимание на основные факторы, формирующие «национальное лицо» русского человека: славянские корни, «климатический стиль страны», быт русского народа и др.

Привлечение для анализа поэтики национального характера понятия «хронотоп национального характера», а также тем, мотивов и образов художественных произведений позволяет показать многомерность созданных Есениным национальных характеров, а также их генезис и эволюцию.

Новаторство Есенина проявляется не только в том, что он развивает уже сложившиеся в русской литературе типы и раскрывает уже явленные в мировой культуре архетипы («праведник», «безобразник», «народный заступник и др.), но в современной ему действительности выявляет новые: «мужик-делец», «мужик-приспособленец» и др.

Впервые в диссертации подвергается комплексному анализу архетипический образ странника, выявляется многообразие их «национальных» вариантов: «странник-инок», «странник-скиталец», странник, бесцельно мыкающийся, «странник-бунтарь», жертвующий собой. Эволюция образа лирического героя воплощает национальный путь страннической судьбы человечества.

Есенинское видение национальной души характеризуется просветленностью. Оно лишено идеализации, но строится на утверждении лучших качеств русского человека.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Бердянова H.H. Есенинское озарение. Традиции и новаторство поэта в творчестве рязанских лириков// Новое о Есенине. Исследования, открытия, находки: Статьи и материалы научной конференции, посвященной 106-летию со дня рождения С.А. Есенина/ Отв. Ред. Ю.Л. Прокушев, O.E. Воронова. -Рязань, 2002. С.284-288.

2. Бердянова H.H. Образ С. Есенина в поэзии рязанских лириков//Рязанская область и Центральный регион в контексте российской истории. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Рязань, 2003. С. 34-40.

3. Бердянова H.H. Творчество Есенина в контексте «Русской идеи И. Ильина // Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. Материалы Международной научной конференции ИМЛИ РАН / Под ред. O.E. Вороновой; А.Н. Захарова. -Рязань, 2005. С. 112-129.

4. Бердянова H.H. Концепция национального характера в художественной прозе С.А. Есенина: повесть «Яр» // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы. Материалы Международной научной конференции/ Под ред. O.E. Вороновой, Н.И.Шубникова-Гусева. - Рязань. 2006, С. 310-331.

5. Бердянова H.H. «Певучий дар славянской души»: народная песенная культура в жизни и творчестве с.А. Есенина// Современное Есениноведение. Научно-методический журнал. 2008 г., № 9. С.227-233.

6. Бердянова H.H. Категория «национального» в художественном мышлении Есенина//Есенин и мировая культура. Материалы Международной научной конференции/Под ред. O.E. Вороновой, Н.И. Шубниковой-Гусевой. - Рязань, 2008. С. 385-396.

7. Бердянова H.H. Типология национального характера в творчестве Есенина (повесть «Яр»)// Русское литературоведение на современном этапе: Материалы Международной научной конференции МП'У им. М.А. Шолохова. - М.: 2008. С. 102-113.

8. Бабицына H.H. Эволюция лирического героя как выразителя национального характера в творчестве Есенина// Вестник МГОУ, Серия «Русская филология». № 3. - М.: Издательство МГОУ, 2011 г. С.136-142.

9. Бабицына H.H. Типология национального характера в «маленьких поэмах» Есенина («Марфа Посадница», «Ус», «Песнь Евпатии Коловрате»)// Сергей Есенин: диалог с XXI веком: Сборник научных трудов по материалам научного симпозиума, посвященного 115-летней годовщине со дня рождения С.А. Есенина/ Под ред. O.E. Вороновой, Н.И. Шубниковой-Гусевой. - Рязань. 2011. С. 148-152.

10. Бабицына H.H. Драматическая поэма С.А. Есенина «Пугачёв»: проблема народного характера (к 90-летию первой публикации)// Есенинский вестник. Издание Гос. музея-заповедника С.А. Есенина. Выпуск №1 (6). 2012. С. 39-46.

11. Бабицына H.H. Поэма «Анна Снегина» как галерея национальных типов// Есенинский вестник. Издание Гос. музея-заповедника С.А. Есенина. Выпуск № 2 (7). 2012. С. 45-53.

12. Бабицына Эволюция образа народного вожака в творчестве С.А. Есенина (повесть «Яр», поэмы «Пугачев», «Анна Снегина»// Современное есениноведение. Научно-методический журнал. 2012 г. №. 22. С.62-65.

Диссертант также принимал участие в работе над составлением: Летописи жизни и творчества С.А. Есенина. В пяти томах. Т.1. 1895-1916/ Под общей редакцией Ю.Л. Прокушева. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. Разделы тома (по годам и периодам) составили и прокомментировали: М. В. Скороходов при участии О. Л. Аникиной, Л. А. Архиповой, Н. Н. Бердяновой (1895 — июнь

Отпечатано в ООО «Издательство Спутник+» ПД № 1-00007 от 26.09.2000 г. Подписано в печать 29.04.2013 г. Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,0 Печать авторефератов (495)730-47-74,778-45-60

 

Текст диссертации на тему "Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина"

Российская академия наук Институт мировой литературы им. A.M. Горького

На правах рукописи

ч

04201356406

Бабицына Наталья Николаевна

ПОЭТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА

Специальность 10.01.01 —Русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук Н.И. Гусева

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................3

Глава 1. Философия национального характера в творчестве Есенина.........................................................21

§ 1. Формирование национального характера в творчестве Есенина в контексте русской классической литературы

и философии «русской идеи» ......................................................21

§ 2. Категория национального характера

в теоретических статьях Есенина ...................................................30

§ 3. Хронотоп национального характера

в творчестве Есенина....................................................................38

§ 4. Соборное начало русского национального характера в творчестве С.А. Есенина..............................................................68

Глава 2. Типология национального характера

в творчестве Есенина........................................................89

§ 1. Типология национального характера в маленьких поэмах Есенина («Марфа Посадница», «Ус»,

«Песнь о Евпатии Коловрате»).........................................................89

§2. Национальный характер в повести «Яр»..................................... 96

§ 3. Проблема национального характера

в драматической поэме «Пугачев»...................................................111

§ 4. Типология национального характера в поэме «Анна Снегина».........123

Глава 3. Лирический герой С.А Есенина

как тип русского странника...............................................142

§ 1. Характер лирического героя

в раннем творчестве поэта (1914- 1916)........................................... 143

§ 2. От «странника-скитальца» до «нежного хулигана» (1917-1922)........156

§ 3. Мотивы раскаяния и покаяния в творчестве последних лет...............167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................175

БИБЛИОГРАФИЯ...........................................................179

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена существованием в современном литературоведении общей тенденции, которая пришла на смену классовому подходу в рассмотрении истории русской литературы, и направлена на понимание цели литературы не только как «человековедение», но и «нациеведение» 1.

Современная общественно - историческая ситуация, когда происходит универсализация ценностей, активизируются процессы глобализации, требует от специалистов углубленного исследования проблем национального в различных культурах, выявления уникальности традиционных культур и утверждения основ национального бытия.

Идея о том, что каждый народ обладает только ему присущей индивидуальностью, сформировалась еще в античную эпоху. Имплицитно присутствуя в национальных культурных традициях, ментальные установки раскрываются особенно ярко в художественной литературе, которая становится «формой самопознания и самосознания нации» . Русской классической литературе, которая открыла миру душу своего народа, принадлежит в этом немалая заслуга.

Особенно ярко проблема национального характера проявилась в творчестве Есенина, отразившем все многообразие проявлений национального духа русского народа и достигшем глубинного осмысления национального бытия. Говорить о Есенине как о народном поэте, «подлинно национальном таланте»3 начали его современники в нашей стране и за

1 Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. Отв. ред. д.ф.н. Д.П. Николаев. -М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 7 - 9.

2 Николаев Д.П. Русский историко-литературный процесс и пути его изучения// Освобождение от догм. История русской литературы: Состояние и пути изучения: Сб. ст./РАН, Науч. сост. на рус. лит., Институт мировой литературы; Отв. ред. Д.П. Николаев. - М.: Наследие, 1997. Т.I. С. 67.

Бухарова 3. Б. Сергей Есенин. Радуница// Нива: Ежемесячные лит. и науч. - поп. прилож. к журналу «Нива» за 1916 г. -Т.2.-Пг. С. 148- 149.

рубежом еще при жизни поэта4. Размышляя о возрождении национального искусства Польши, известный писатель С. Жеромский в книге «Снобизм и прогресс» (1923) выделял в качестве примера творчество Есенина, который «выколдовал» новое искусство «из жизни, речи и верований народа»5.

Литературный критик А.К. Воронский писал о Есенине как о национальном поэте, который «<...> Русь любил и чувствовал <...> умел писать только о российском»6. В Есенине видели «типичного представителя своего народа и своего времени»7, чьи стихи раскрывают русскую душу. Такая оценка позволяет рассматривать Есенина как личность, которая воплотила собой всю полноту национального характера. Не случайно в русской прозе 1920-х гг. национальный характер нередко отождествлялся с противоречивой личностью Есенина8.

В годы Гражданской войны поэзия Есенина объединяла русских людей в их противостоянии. Трагическая смерть Есенина только углубила понимание национальной сущности его творчества. Яркое свидетельство тому - надпись на плакате, вывешенном на Доме Печати, где проходило прощание с поэтом 31 декабря 1925 г.: «Тело великого русского национального поэта покоится здесь».

Творчество поэта всегда являлось связующей нитью между вынужденными эмигрантами и Родиной. Как писал в эмиграции Г.В. Иванов, на любви к Есенину сходятся «два полюса искаженного и раздробленного

4 Подробнее см. также в работах: Скороходов М.В. Есенин как русский национальный поэт // Поэтика и проблематика творчества С.А. Есенина в контексте Есенинской энциклопедии. Материалы Межд. науч. конференцию./ Отв. ред. O.E. Воронова, Н.И. Шубникова-Гусева. - М.: Лазурь, 2009. С. 47 - 63; Шубникова-Гусева Н.И. «Объединяетзвуком русской песни...»: Есенин и мировая литература, - М.: ИМЛИ РАН., 2013.-528 с.

5 См.: Шубникова-Гусева Н.И. «Объединяет звуком русской песни...»: Есенин и мировая литература. С. 348.

6 Воронский А.К. Об отошедшем/ А.К. Воронский// Литературные записи. - М.: Артель писателей «Круг», 1926. С. 276.

7 Иванов Г. Есенин// Русское зарубежье о Есенине. Воспоминания, эссе, очерки. Рецензии, статьи: в 2 т. -Т.2/ Вступ. ст., сост., коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой Есенин. - М.: Инкон, 1993. С. 43.

8 См.: Корниенко H.B. «Нэповская оттепель»: Становление института советской критики. - M.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 275 - 307 (глава «Есенин и "есенинщина" в интерпретации русского романа ("Вор" Л.Леонова и "Чевенгур" А.Платонова).

революцией русского сознания»9. Научное осмысление творчества Есенина, в котором национальный характер получил свое яркое воплощение, было подготовлено всем объективным ходом историко - культурных процессов первой половины XX в.

Научная концепция о Есенине как великом русском национальном поэте сформировалась в отечественном литературоведении в 1950 - 1970-е гг. В трудах Ю.Л. Прокушева творчество Есенина рассматривалось как «неотъемлемая часть нашего замечательного национального художественного наследства».10 В.А. Шохин акцентировал внимание на том, что на долю Есенина выпала роль «ярко передать ту или иную черту, ту или иную грань национального характера»11. П.Ф. Юшин, Е.И. Наумов, A.A. Волков, В.И. Харчевников, В.Г. Базанов также внесли значительный вклад в исследование национального характера творчества Есенина, связанного своими корнями с крестьянской Россией.

Современное есениноведение исходит из того, что творчество Есенина является «отражением некоего глубочайшего состояния русской души»12. Принципиальное значение в утверждении этой точки зрения имеют работы Ю.В. Мамлеева, который пишет о нем как о «всерусском, национально-

13

космическом поэте» . Глубокое концептуальное осмысление эта проблема получила в научных трудах отечественных и зарубежных есениноведов: Н.И. Шубниковой-Гусевой, А.Н. Захарова, O.E. Вороновой, Т.К. Савченко, H.R. Дзуцевой5 А=М, Марченко, С.Г. Семеновой, Н.М. Солнцевой, Е.А. Самоделовой, В.В. Кожинова, М.В. Скороходова и др.14

9 Иванов Г. Есенин// Русское зарубежье о Есенине. Воспоминания, эссе, очерки. Рецензии, статьи: в 2 т. — Т.2/ Вступ. ст., сост., коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой Есенин. - М.: Инкон, 1993. С. 38.

10 Прокушев Ю. Сергей Есенин (Литературные заметки и публикация новых материалов)//Литературная Рязань. Литературно-художественный и публицистический альманах. Кн. первая. - Рязань: Издание газеты «Сталинское знамя», 1955. С. 340.

" Шохин В.А. Поэт и мир (О творческой индивидуальности в советской поэзии)/ В.А. Шохин. - М., Л.: Наука [Ленигр. отд-ние], 1966. С. 35.

12 Мамлеев Ю.В. Духовный смысл поэзии Есенина// Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинский сборник. Вып. 111.- М.: Наследие, 1997. С. 27.

ь Мамлеев Ю.В. Россия вечная. - М.: Эксмо, 2011. С. 15

иПодробнее см.: Скороходов М.В. Жизнь и творчество Есенина в оценке отечественного литературоведения 1950 -2000-х годов // Сергей Есенин: Диалог с XXI веком. Межд. симпозиум. Сб. науч. тр. - Рязань: Пресса,

Н.И. Шубникова-Гусева исследует творчество Есенина как «принципиально новую систему художественного постижения мира, в основе которого лежит идея полемического диалога как основы бытия в русской культуре»15. Ученый утверждает, что «Есенин - великий национальный поэт XX века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории»16.

А.Н. Захаров рассматривает Есенина как носителя и выразителя русской идеи, который «в своем творчестве отобразил многие аспекты русского национального характера, его души, его самосознания и поведения, его прошлого, настоящего и будущего, поиски им национального духовного идеала...»17.

Г1о мнению O.E. Вороновой, художественный мир Есенина базируется

на «архетипическом фонде образных универсалий», которые послужили

«основой для формирования в творчестве поэта таких ключевых ментальных

структур, как национальный образ мира, национальный характер,

18

национальный идеал» .

Н.В. Дзуцева обращает внимание на то, что «национальное у Есенина <...> категория художественного мышления творческой личности»19.

По мысли С.Г. Семеновой, в поэзии Есенина проявляются «основные начала, устремления, стихии народной души»20.

2011. С. 51 - 69. См. также сб. науч. тр.: Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. Материалы Межд. науч. конф. / Под. ред O.E. Вороновой; А.Н. Захарова. - Рязань: Ряз. Гос. пед. унт имени С.А. Есенина, 2006, - 572 е.; С.А. Есенин и православие. Сб. ст. о творчестве С.А. Есенина. - М. Издат. Дом «К единству!», 2011. - 512 с.

15 Шубникова Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. - М.: НМЛ И РАН «Наследие», 2001. С. 17.

16 Шубникова Гусева Н.И. Поэмы Есенина. С. 7.

17 Захаров А.Н. Есенин и русская идея// Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. С. 32.

18 Воронова O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура. - Рязань: Узорочье, 2002. С. 6.

19 Дзуцева Н.В. С. Есенин: национальный стиль и жизнетворчество // Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. С. 63.

20 Семенова С.Г. Стихии русской души в поэзии Есенина // Русская поэзия и проза 1920 - 1930-х годов. Поэтика - Видение мира - Философия. - М.: «Наследие», 2001. С. 104.

Активное осмысление творчества и личности поэта с национальных позиций предпринимается ходе разработки «Летописи жизни и творчества С.А. Есенина. В 5 тт. (ИМЛИ РАН. 2002 - 2013).

Вместе с тем отмечается повышенное внимание к личности и творчеству

поэта, существующее у представителей разных культур, их потребность в

осмыслении художественного мира Есенина, воплощающего национальное

сознание русского народа. И в этом нет парадокса. Как подчеркивает

болгарская исследовательница Ирина Захариева, поэт «передает

универсализм не только русской, но и любой другой национальной души

21

через самовыражение лирического субъекта» . Другими словами, художественное мышление поэта оперирует глобальными категориями, однако универсальные понятия, «транснациональные архетипы» (O.E. Воронова), входящие в круг творческих интересов Есенина, всегда наполнены национальным содержанием. Эта характерная черта есенинского творчества подтверждает умозаключения Ф.М. Достоевского, который писал: «Стать настоящим русским <...> значит только стать братом всех людей, всечеловеком <...>»22.

Однако при всём богатстве и многообразии имеющихся исследований национального кода есенинского творчества до сих пор нет обобщающей работы, в которой был бы представлен систематический, комплексный анализ проблемы национального характера в творчестве Есенина.

Объектом диссертационного исследования является национальная проблематика в лирике Есенина (1910 - 1925 гг.) и поэмах «Марфа Посадница», «Ус», «Песнь о Евпатии Коловрате», «Пугачев», «Страна Негодяев», «Песнь о великом походе», «Анна Онегина», а также в повести «Яр» и письмах поэта.

21 Захариева И. Образный мир есенинской лирики // Есенин на рубеже веков: итоги и перспективы: Материалы международной конференции, посвященной I 10-летию со дня рождения С.А. Есенина. - Рязань: Пресса, 2006. С. 183

22 Достоевский Ф.М. Дневник писателя/Сост. В. Н. Бунин . - СПб. : Лениздат, 1999. С. 147.

Предмет исследования - поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина.

Цель диссертации состоит в том, чтобы выявить своеобразие воплощения национального характера в творчестве С.А. Есенина.

Для реализации поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:

- показать формирование национального характера в творчестве Есенина в контексте русской классической литературы и философии «русской идеи»;

- рассмотреть вопросы русского самосознания в теоретических статьях и письмах Есенина;

- проанализировать особенности поэтики хронотопа национального характера в произведениях поэта;

- выявить «соборное начало» русского национального характера в творчестве Есенина;

- рассмотреть типологию национальных характеров в поэмах «Марфа Посадница», «Ус», «Песнь о Евпатии Коловрате», «Пугачев», «Анна Снегина» и повести «Яр»;

- исследовать ключевые этапы эволюции лирического героя Есенина как обобщенного типа русского странника.

Методология работы определяется комплексным подходом к исследованию средств художественной выразительности, при котором сочетаются различные методы литературоведческого анализа: историко-литературный, культурно-исторический, сравнительно-типологический, историко-генетический. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды ведущих филологов: М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.И. Бурсова, С.Г. Бочарова, В.Н. Редькина, Я. Мукаржовского, A.A. Потебни, И.А. Есаулова и др. Содержание понятия «национальный характер» выявляется в творчестве русских классиков:

Н.М. Карамзина, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, А. Блока, М. Горького, В.Г. Короленко, М.М. Пришвина, И.А. Бунина учтены взгляды H.A. Надеждина, В.О. Ключевского, A.C. Хомякова, Н.Я. Данилевского.

В диссертации нашли отражение положения, сформулированные в трудах русских религиозных мыслителей: H.A. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, C.JI. Франка, В.В. Розанова, Л.П. Карсавина и др.; отечественных и зарубежных исследователей национальной ментальности: Г.Д. Гачева, И.В. Кондакова, И.С. Кона, К. Касьяновой, Ю.А. Вьюнова, К-Г. Юнга и др.

Изучение «национального характера» как литературоведческого понятия представляет собой определенную сложность. Поскольку сам термин «характер» пришел в литературу из смежных областей и принадлежит как литературе, так и жизни, он, с одной стороны, не является взятым из жизни социально - историческим изображением сущности человека, а с другой стороны, он и не персонаж, созданный только воображением автора. По мнению В.Г. Белинского, национальный характер несет в себе свойства личности, которая индивидуальна в своей типичности и типична в своей индивидуальности.

Национальный характер представляет собой «совокупность наиболее устойчивых, основных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакции на него, прежде всего

9 Ч

определенных эмоционально - чувственных проявлений» . Вбирая в себя «всечеловеческую естественность натуры», которая подспудно и невидимо сложилась в тысячелетнем историческом опыте русского бытия, национальный характер в художественном произведении являет собой колоритный и законченный в многообразии и противоречивости своего проявления тип.

ъ Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2005. С. 455.

Литературоведческое понятие «национальный характер» отражает тенденцию подробного изучения и описания всех обстоятельств жизни, окружающих героя, включая обрисовку бытовой обстановки, образа жизни -среды как скрытой почвы, обуславливающей его существо и поступки. Художественный характер отличается противоречивостью своих проявлений, в нем автор раскрывает значительную детерминированность влияющих на него обстоятельств, «социально - и�