автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Поэтика поздней прозы Э. Т. А. Гофмана

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Тынашева, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика поздней прозы Э. Т. А. Гофмана'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Тынашева, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В ПОЗДНЕЙ ПРОЗЕ ГОФМАНА

ГЛАВА 2. ФОРМЫ АВТОРСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОФМАНА.

§ 1. ПРОБЛЕМА «ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»

§ 2. ОБРАЗ АВТОРА. АВТОРЕФЛЕКСИЯ ГОФМАНОВСКОГО

ТЕКСТА

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК Э.Т.А.ГОФМАНА: ПРОБЛЕМА

СВОЕГО» И «ЧУЖОГО»

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Тынашева, Елена Владимировна

Поздняя проза занимает особое место в наследии одного из наиболее ярких и своеобразных представителей немецкой литературы XIX века Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822), относясь к тому периоду творчества писателя, который исследован сравнительно неполно и к тому же вызывает наибольшее количество научных споров.

В зависимости от принципа, положенного в основу отбора, исследователи творчества Гофмана по-разному определяют корпус текстов, к которым приложимо понятие «поздние произведения». К «поздним» («последним») произведениям Гофмана принято относить малую прозу немецкого писателя (повести, новеллы), созданную им с 1819 года и не вошедшую в сборник «Серапионовы братья» («Die Serapionsbrüder», 1819-1821), а опубликованную в разного рода периодических изданиях того времени - журналах и альманахах. Отсюда происходит их специфическое, нередко встречающееся в немецкой критической литературе название - «альманашная», или «журнальная», проза («AlmanachErzählungen»).

Берлинское собрание сочинений писателя (под редакцией Х.И.Крузе)1 опирается на сложившуюся издательскую традицию, беря за основу изданный биографом писателя Ю.Хитцигом в 1825 году сборник «Последние рассказы Э.Т.А.Гофмана», содержащий следующие произведения: «Двойники» («Die Doppeltgänger», 1820), «Разбойники» («Die Räuber», 1820-21), «Заблуждения» («Die Irrungen», 1820), «Тайны» («Die Geheimnisse», 1821), «Стихийный дух» («Der Elementargeist», 1821), «Datura fastuosa» (1821) и «Мастер Йоханнес Вахт» («Meister Johannes Wacht», 1822). В 1839 году в Штуттгарте вышло пятитомное собрание сочинений Гофмана, задуманное как продолжение первого собрания произведений писателя, изданного в Берлине Г.Й.Реймером в 1827

1 Hoffmann E.T.A. Gesammelte Werke in Einzelausgaben. In 8 Bd. Textrevision und Anmerkungen von H.J.Kruse. Berlin, Weimar, 1994.

1828 гг. В этот пятитомный сборник помимо вышеназванных произведений вошли «Хайматохаре» («Haimatochare», 1819), «Маркиза де ля Пи-вардьер» («Die Marquise de îa Pivardière», 1820), «Враг» («Der Feind», 1822), «Угловое окно» («Des Vetters Eckfenster», 1822) и «Выздоровление» («Die Genesung», 1822). Эти двенадцать рассказов и составили последний том берлинского издания.

В издаваемом с 1985 г. во Франкфурте-на-Майне собрании сочинений (под редакцией В.Зегебрехта и Х.Штайнеке)2 к «поздним» рассказам комментатор относит произведения, написанные в 1820-1822 гг. «Маркиза де ла Пивардьер», «Заблуждения», «Тайны», «Стихийный дух», «Разбойники», «Двойники», «Королевская невеста» («Die Königsbraut», 1821), «Datura fastuosa», «Угловое окно», «Выздоровление», «Враг» и «Мастер Йоханнес Вахт». Таким образом, из поля зрения комментатора исчезает «Хайматохаре», вышедшая в 1819 году, несмотря на то, что она также может быть отнесена к «альманашной» прозе Гофмана, к каковой, однако, нельзя причислить «Королевскую невесту» - сказку, вошедшую в сборник «Серапионовы братья» без предварительной публикации. Если же истолковывать включение «Королевской невесты» в список поздних гофмановских произведений как принципиальное намерение исследователя рассмотреть все тексты 1820-1822 гг., тогда непонятно отсутствие в этом списке «Принцессы Брамбиллы» («Prinzessin Brambilla», 1820) и «Повелителя блох» («Meister Floh», 1822), которых с «Королевской невестой» объединяет и жанр, и время написания.

В гофмановедении не сложилась пока традиция рассматривать позднее творчество Гофмана в совокупности всех произведений, написанных им в последние 3-4 года жизни. Отметим, однако, отрадное исключение из правила - в изданном с 1960 по 1966 гг. под редакцией

2 Hoffmann Е.Т.А. Sämtliche Werke in 6 Bdn. Hrsg. von Hartmut Steinecke und Wulf Segebrecht. Frankfurt a.M. 1985 ff. Bd. 5.1992.

В.Мюллер-Зайделя мюнхенском собрании сочинений писателя том «Поздние произведения» включает в себя практически все тексты 18191822 гг. (в том числе «Крошку Цахеса», «Принцессу Брамбиллу» и «Повелителя блох») за исключением произведений, вошедших в цикл «Серапионовы братья»3.

Издательская ситуация осложняется и положением, возникшим в процессе историко-литературного изучения этих произведений. «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра» («Die Lebensansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters Johannes Kreisler in zufälligen Makulaturblättern», 1819-1821), «Серапионовы братья», «Принцесса Брамбилла», «Повелитель блох» и «Угловое окно» в настоящее время прочно вошли в золотой фонд «гофманианы», хотя история их восприятия читателями и критиками была весьма неровной (так, «Принцесса Брамбилла» и «Житейские воззрения кота Мурра» по достоинству были оценены лишь в XX веке). Именно эти произведения считаются наиболее репрезентативными для последних лет жизни писателя, им прежде всего уделяется внимание в работах обобщающего характера, их в основном выбирают в качестве объекта аналитического исследования. «Альманашная» проза Гофмана таким вниманием явно обделена4.

Причиной недостаточного интереса критики к целому корпусу гофмановских текстов является прежде всего факт их первой публикации в различных альманахах, издававшихся в начале XIX века внушительными тиражами. Как правило, эти издания предназначались начавшему тогда оформляться как социокультурный феномен массовому читателю и ориентировались на его «усредненный» вкус. Следует отметить, что альманах представлял собой весьма сложное и интересное

3 Hoffmann Е.Т.А. [Werke.] Hrsg. von Walter Müller-Seidel. München 1960 - 1965. Bd. 4. Späte Werket 1965.

4 К истории рецепции «альманашных» произведений Гофмана в XIX и в XX вв. см.: Toggenburger Н. Die späten Almanach-Erzählungen E.TAHoffmanns. Bern, 1983. S.4-24. явление, довольно точно отражающее тенденции литературы послере-ставрационной эпохи (эпохи бидермейера). Среди авторов, опубликовавших свои произведения в альманахах, есть представители так называемой «высокой» литературы (А.Арним, Л.Тик, Й.фон Эйхендорф, Ф.Грильпарцер, А.Штифтер и др.), а есть и писатели средних способностей, и «сочинители дилетантских "стихов на случай" и текстов развлекательной и тривиальной литературы»5.

Постоянное сотрудничество Гофмана с этими изданиями (а он был - ввиду растущей популярности у читателей - весьма ценимым издателями альманахов автором) довольно ощутимым образом повредило как литературной репутации писателя в глазах его коллег, причислявших его к литераторам самого низкого пошиба (Жан-Поль Рихтер), так и - впоследствии - оценке художественных достоинств его произведений критикой.

Повод к этому отчасти дал сам Гофман, заявив в одном из писем (письмо от 19.01.1822 издателю К.Шаллю), что заказы альманахов выполняет его «вице-голова»6. После того, как В.Харих процитировал пассаж из гофмановского письма в своей книге, оказавшей значительное влияние на становление гофмановедеиия7, к этому «саморазоблачительному» признанию писателя обращались в попытках дифференцировать его творчество, отделить в нем произведения, «не имеющие художественной ценности», от «высокохудожественных» текстов. В этой связи весьма справедливым нам представляется указание Х.Штайнеке на то, что «методологически сомнительно и наивно приводить оценочные суждения автора, как будто они являются объективны

5 Klussmann P.G. Das literarische Taschenbuch der Biedermaeierzeit als Vorschule der Literatur und der bürgerlichen Allgemeinbildung//Almanach- und Taschenbuchkultur des 18. und 19. Jahrhunderts. Wiesbaden, 1996. S. 104.

6 Hoffmann E.T.A. Briefwechsel. Hrsg. von Fr.Schnapp. München, 1968. Bd.2. S.349.

7 Harich W. E.T.A.Hoffmann. Das Leben eines Künstlers. Berlin, [1920]. Bd.2. S.287. ми доказательствами. Подобного рода суждения субъективны и обусловлены временем»8.

Помимо авторской оценки свою отрицательную роль в рецепции написанных для альманахов произведений сыграло свидетельство Ю.Хитцига, утверждавшего в биографии Гофмана (1823), что из корыстолюбия и необходимости оплачивать посещения кабачков и ресторанов писатель был вынужден все время откладывать работу над серьезными сочинениями, дабы поставлять альманахам хорошо оплачиваемые рассказы9. В литературоведении на долгое время сложился образ «двуликого» Гофмана - «серьезного» писателя, автора выдающихся произведений, и «несерьезного» беллетриста, пишущего разного рода поделки ради высоких гонораров.

Такая ситуация просуществовала вплоть до шестидесятых годов XX века. В 1965 году комментатор мюнхенского издания собрания сочинений Гофмана В.Зегебрехт указал на настоятельную необходимость освободить «альманашные» произведения Гофмана от оценочных ярлыков и рассмотреть их без предубеждения, в рамках «художественных критериев»10, приложенных ко всему творчеству писателя11.

В 1966 году вышла значимая во многих отношениях монография Л.Кена12, посвященная творчеству Гофмана, в которой объектом структурного анализа наряду с «Кавалером Глюком» («Ritter Gluck», 1809), «Эликсирами сатаны» («Die Elixiere des Teufels», 1815-1816), «Песочным человеком» («Der Sandmann», 1816), «Серапионовыми братьями», «Угловым окном» становятся «Мастер Йоханнес Вахт» и «Враг». В ис

8 Steinecke Н. Die «späten» Erzählungen // Hoffmann E.T.A. Sämtliche Werke. Bd.6. S. 1057.

9 См.: Hitzig J.E. Aus Hoffmanns Leben und Nachlaß. Fr.a.M. 1996. S.320-321.

10 Hoffmann E.T.A. Sämtliche Werke. München, 1965. Bd.4. S.850.

11 Уже годом раньше выходит работа Х.Мюллера, в которой среди других произведений Гофмана анализируется с точки зрения формульности языка писателя рассказ «Маркиза де ля Пивардьер», интерпретируемый исследователем, однако, как творческая неудача автора. (См.: Müller Н. Untersuchungen zum Problem der Formelhaftigkeit bei E.T.A.Hoffmann. Bern, 1964).

12 Köhn L. Vieldeutige Welt. Studien zur Struktur der Erzählungen E.T.A.Hoffmanns und zur Entwicklung seines Werkes. Tübingen, 1966. следовании П. Фон Матта (1971)13 в контекст репрезентативных произведений художника оказываются включенными «Заблуждения», «Стихийный дух» и «Мастер Йоханнес Вахт». Постепенно многие произведения писателя интересующего нас периода входят в литературоведческий обиход, им отводят определенное место в монографиях, освещающих тот или иной аспект творчества Гофмана. Так, например, в исследовании Р.Друкса14, посвященном мотиву марионетки в немецкой литературе первой половины XIX века, наряду с закономерным обращением к «Песочному человеку» присутствует блестящий анализ гораздо менее известных «Двойников».

В последнее десятилетие растет, хотя и медленно, число самостоятельных исследований, посвященных этой группе произведений. Внимание литературоведов привлекают «Datura fastuosa»15, «Разбойники»16, «Мастер Йоханнес Вахт"17. Существует и обобщающая (пока единственная) работа Х.Тоггенбургера18, посвященная поздним рассказам Гофмана, написанным им для альманахов. Несомненной заслугой автора следует считать попытку реабилитации этой категории гофмановских произведений, подкрепленную весьма обстоятельной характеристикой историко-литературного контекста позднего этапа твор

13 Matt P.v. Die Augen der Automaten. E.T.A.Hoffmanns Imaginationslehre als Prinzip seiner Erzählkunst. Tübingen, 1971.

14 Drux R. Marionette Mensch. Ein Metaphernkomplex und sein Kontext von Hoffmann bis Büchner. München, 1986.

15 Diebitz S. Der Spiesser im Treibhaus. Versuch einer Deutung und Wertung von ET. A. Hoffmanns später Erzählung «Datura fastuosa» И Mitteilungen der E.T.A. Hoffmann-Gesellschaft 34. 1988, S.52-66; Orlowsky U.E.T.A. Hoffmanns «Datura fastuosa» (Der schöne Stechapfel). Hintergründiges zur Titelmetapher // ZfdPh 1988. S.61-70.

16 Cersowsky P. Zu einer Erzählung von E.TAHoffmann und anderer Phantastik als «Bibliotheksphänomen» // Die dunkle Seite der Wirklichkeit. Aufsätze zur Phantastik. Fr.a.M., 1987. S.90-113; Heinritz R. E.T.A.Hoffmanns «Räuber». Schreibweisen und ihre parodistische Dekomposition II MHC 34 (1988). S.35-42.

17 Dunkler A. Der «preßhafte Autor». Biedermeier als Verfahren in E.T.A.Hoffmanns späten Almanach-Erzählungen//E.T.A.Hoffmann-Jahrbuch 6,1998. S.39-49.

18 Toggenburger H. Op. cit. Следует отметить, что исследователь ограничивается анализом лишь семи «альманашных» произведений Гофмана («Разбойники», «Маркиза де ла Пивардьер», «Стихийный дух», «Двойники», «Враг», «Datura fastuosa» и дилогия «Заблуждения», «Тайны»), что необходимо учитывать, говоря об обобщающем характере монографии. Однако это обстоятельство ни в коей мере не умаляет значения работы (первая попытка научного, а не оценочного подхода к «альманашной» прозе писателя), но свидетельствует, тем не менее, об актуальной до сих пор необходимости подхода к поздней прозе Э.ТАГофмана в ее возможно полном объеме. чества писателя. Гораздо менее убедительной выглядит аналитическая

часть, где автор стремится выявить в каждом 1 персонаже серапионовское начало», а в каждом сюжете - прямое отражение общественно-политической ситуации того времени (пассивность и изоляционистские настроения бюргерства в эпоху Реставрации). I

В отечественном гофмановедении понятие «альманафная проза» отсутствует, равно как и не поставлена проблема, связанная с интерI претацией и толкованием этого феномена (отчасти благодаря долгому существованию в литературоведческом сознании другого канонического образа Гофмана - одного из крупнейших и ярчайших представителей эмантизма к ия: с одной о подхода к немецкой литературы, движущегося в своем развитии от р реализму). Это обстоятельство имело двоякие последстЕ стороны, существовала возможность менее предубежденно произведениям этой категории - так, М.И.Бент19 и Ф.П.Федоров20 включают в свои монографии анализ «Мастера Йоханнеса Вахта», Д.Л.Чавчанидзе21 рассматривает проблему взаимоотношения искусства и действительности на примере «Заблуждений» и «Тайн», а также «Разбойников», Г.А.Шевченко22 раскрывает специфику образа главного героя рассказа «Datura fastuosa» в свете проблемы литературного характера. С другой стороны, большинство этих «неканонических» произведений последних лет жизни Гофмана до сих пор не попали в поле зрения отечественных гофмановедов, тем более не существует работ обобщающего характера.

Наше исследование должно, таким образом, заполнить одну из лакун в изучении творческого наследия Гофмана. Следует отметить, что

19 БентМ.И. Новеллистическое творчество Э.ТАГофмана. Челябинск, 1991.

20 Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

21 Чавчанидзе Д.Л. 1) К концепции искусства в позднем немецком романтизме (рассказ Э.ТАГофмана «Разбойники») // Реализм и художественные искания в зарубежной литературе XIX-XX веков. Воронеж, 1980. С.3-9.; 2) Жанровая полифония позднеромантического текста // Художественный текст и культура. Владимир, 1993. С.101-103.

Шевченко ГЛ. К проблеме литературного характера в творчестве Гофмана («Datura fastuosa») // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982. С.235-246. новизна и актуальность данной работы заключается не только в обращении к произведениям писателя, относящимся к так называемой «альманашной» прозе. Особое значение нашего исследования связано с тем, что эти тексты рассматриваются нами в общем контексте творчества Гофмана, наравне с другими произведениями, написанными в это же время и пользующимися признанием у критиков.

Таким образом, в качестве основного объекта нашего исследования фигурируют повести и новеллы, относимые к категории «альманашной» прозы Гофмана («Хайматохаре», «Заблуждения», «Тайны», «Маркиза де ля Пивардьер», «Стихийный дух», «Разбойники», «Двойники», «Datura fastuosa», «Мастер Йоханнес Вахт», «Угловое окно», «Выздоровление»). Круг исследуемых текстов мы расширяем за счет обращения к произведениям, написанным автором в эти же годы: к «Крошке Цахесу», «Принцессе Брамбилле», «Повелителю блох», и к некоторым повестям и рассказам из сборника «Серапионовы братья»23, также относящимся к интересующему нас периоду творчества писателя («Выбор невесты» 1818/1819, «Зловещий гость» 1818/1819, «Мадемуазель де Скюдери» 1819, «Счастье игрока» 1819, «Взаимосвязь вещей» 1820, «Королевская невеста» 1821).

Столь же закономерным представляется обращение к роману «Житейские воззрения кота Мурра», входящему в корпус гофмановских текстов 1819-1822 гг., однако следует отметить, что наше внимание концентрируется прежде всего на малой прозе Гофмана этого времени, как ввиду ее меньшей изученности, так и ввиду существования определенных различий между малыми прозаическими жанрами и большими повествовательными формами - различий, которые выражаются непо

23 Четыре тома «Серапионовых братьев» вышли в течение трех лет (с 1819 по 1821 гг. ), однако сам сборник объединяет произведения, написанные и опубликованные Гофманом ранее (с 1814 по 1818 гг.), написанные во время выхода в свет «Серапионовых братьев», но также опубликованные поначалу отдельно, и произведения, написанные Гофманом специально для сборника. Нас будут интересовать прежде всего последние две категории текстов, однако определенный интерес для нас могут представлять и написанные ранее произведения, поскольку , прежде чем включить их в сборник, автор подвергал их правке и редактированию. средственно в характере поэтических структур и требуют автономного рассмотрения. Поэтому, несмотря на то, что в ходе нашего исследования мы будем неоднократно обращаться к последнему гофмановскому роману, указывая на присутствие в его художественной системе тех или иных элементов «поздней» поэтики писателя, прежде всего нас будет интересовать исследование повествовательных структур в повестях и новеллах писателя, художественный мир которых регулируется законами поэтики малых жанров, и следовательно, может быть описан тк единая система.

При этом понятие «поздние» есть для нас понятие не только хронологическое, подразумевающее произведения, созданные в последние годы жизни писателя (условно с 1819 года24). «Поздними» мы называем те произведения, в поэтике которых наиболее отчетливо проявились результаты трансформационных процессов внутри художественной системы писателя. Поскольку в задачи исследования входит также выявление истоков этих процессов, в нашем поле зрения неизбежно оказываются тексты, созданные Гофманом много ранее. Их мы привлекаем к исследованию на уровне сопоставительного анализа, в их числе - наиболее «репрезентативные», наиболее ярко демонстрирующие специфику авторской поэтики («Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Песочный человек» и др.).

Цели и задачи нашего исследования заключаются в следующем:

- рассмотреть принципы организации текста в произведениях Э.Т.А.Гофмана 1819-1822 гг.;

- сопоставить способы построения и функционирования поэтических структур в поздних и ранних текстах писателя, опираясь на выводы,

24 1819 - знаменательный год в творческой биографии Гофмана. В этом году выходит первый том «Серапионовых братьев» и первый том «Кота Мурра», а также сказка «Крошка Цахес», написанная годом раньше. В этом же году переиздаются «Фантазии в манере Калло», «первенец» Гофмана. Это позволяет писателю (поскольку тексты второго издания были им просмотрены и отредактированы) увидеть свое творчество с некоторой дистанции и подвести определенные итоги. В этом же году выходит «Хайматохаре» - первый рассказ из тех, что получили в традиции гофмановедения название «^тапасИ-ЕггйМипдеп». сделанные в области изучения авторской поэтики Гофмана отечественными и немецкими исследователями; - выделить и систематизировать основные элементы «поздней» поэтики писателя.

Решением поставленных задач и целей диктуется выбор методологической основы исследования: сравнительно-исторического, типологического, структурного подходов, с привлечением работ по общим и специальным вопросам поэтики (М.М.Бахтина25; В.В.Виноградова26, В.М.Жирмунского27, Ю.М.Лотмана28, Б.А.Успенского29).

Следует отметить, что первый теоретический труд, посвященный творчеству Гофмана вышел из-под пера Г.Эллингера30 в 1894 году. История изучения гофмановских произведений отражает историю развития литературоведческой мысли в XX веке: к творчеству писателя обращались с позиций духовно-исторического, психоаналитического, структуралистского, рецептивного, социологического и других методов в литературоведении. Сейчас число работ, охватывающих практически все аспекты вопроса, касающегося поэтики Гофмана (сюжет, композиция, типы повествования, система персонажей, мотивика, гопика, стиль), практически необозримо. В настоящем исследовании мы опираемся на ряд работ, посвященных интересующему нас кругу проблем.

Структуру диссертации предопределили как специфика объекта исследования, так и сложившиеся принципы анализа поэтических структур. Поскольку основными структурными элементами, организующими ткань повествования, принято считать «образ мира», «образ автора» и порождаемую их взаимодействием «точку зрения», в центре нашего ис

25 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

26 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

27 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.

28 Лотман Ю.М. Структура художественного произведения. М., 1970.

29 Успенский БА Поэтика композиции. М., 1970.

30 Ellinger G. Е.Т. A. Hoffmann. Sein Leben und seine Werke. Leipzig, 1894. следования оказываются прежде всего художественное время и художественное пространство как основные характеристики «образа мира».

Своеобразие гофмановской художественной модели мира (знаменитое «двоемирие» Гофмана, представляющее собой одну из специфических черт его поэтики) наиболее часто становилось предметом внимания литературоведов. Дав в первой главе обзор обширной критической литературы, посвященной этому вопросу, мы рассмотрим пространственно-временные структуры в гофмановских произведениях, их эволюцию внутри художественной системы писателя» их соотнесенность с устойчивыми образами романтической литературы.

Вопрос о соотношении позиций героя, рассказчика, повествователя и автора в субъективированном романтическом повествовании -один из основных при исследовании поэтики романтизма Таким образом, следующая наша задача заключается в изучении типов повествования и системы повествовательных точек зрения в творчестве Гофмана и в выявлении «поздних» тенденций, свидетельствующих о трансформации организующего начала в повествовании. Соответственно, во второй главе, исследующей способы организации повествования, в центре нашего внимания находятся система точек зрения (первый параграф) и образ автора (второй параграф). Во втором параграфе мы также обратимся к феномену авторской рефлексии, характерному как для романтического художественного сознания в целом, так и для художественного мышления Гофмана в частности.

Третья глава нашей работы посвящена анализу специфических «поздних» элементов художественного языка Гофмана: интеграции и функционированию в нем «чужих» языков (от подражания до стилизации и пародии), цитатности и интертекстуальности в творчестве писателя. Мы намерены рассмотреть «вторичность» гофмановской манеры письма, показав ее связь с контекстом историко-литературной ситуации («переходная эпоха», слом риторической культуры «готового слова»,

14 исчерпанность романтической традиции, становление массовой литературы на базе тривиальной). |

Помимо трех глав диссертация включает в себя также

Введение», «Заключение» и список использованной литературы. 1 1 а

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика поздней прозы Э. Т. А. Гофмана"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования, посвященного своеобразию поэтики произведений Э.ТАГофмана 1819-1822 гг., мы пришли к следующим выводам.

Художественная система писателя складывается во время весьма сложное как для мирового литературного процесса в целом, так и для историко-литературной ситуации в Германии в частности. Рубеж Х\/Ш-Х1Х веков - это время колоссального сдвига литературных пластов, разрушения морально-риторической культуры готового слова (АБ.Михайлов1). На одном сравнительно небольшом хронологическом отрезке сосуществуют идеи и художественный опыт рококо и Просвещения, сентиментализма и классики, романтизма и зарождающегося бидермейера. Эту возникшую «дезориентацию» всей культурной эпохи отражает и фиксирует в своем позднем творчестве Э.Т.А.Гофман.

Писатель входит в литературу Германии в то время, когда Гегель уже готов охарактеризовать своеобразие эпохи как «конец искусства», когда вышеупомянутые художественные системы достигают той точки в своем развитии, которая является показателем их исчерпанности и автоматизации, когда назревает необходимость «смены системы» (Ю.Н.Тынянов2), когда слово должно найти новые возможности взаимо-отношениий с действительностью. Таковым, в частности, был «поиск форм связей и взаимозависимостей реальности внутри нее самой»3, исключающий некую трансцендентную реальность, в художественной системе реализма - в отличие от романтического художественного мышления, для которого «обыденная реальность - канва, по которой вышива

1 Михайлов А.В. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе XIX века. С.64-65.

2 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. С.281.

3 Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох. С.34.

 

Список научной литературыТынашева, Елена Владимировна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Hoffmann Е.Т.А. Briefwechsel. Hrsg. von Fr.Schnapp. 3 Bde. München, 1967-1969.

2. Hoffmann E.T.A. Gesammelte Werke in Einzelausgaben. In 8 Bd. Textrevision und Anmerkungen von H.J.Kruse. Berlin, Weimar, 1994.

3. Hoffmann E.T.A. Lebens-Ansichten des Katers Murr. Hrsg. von H.Steinecke. Stuttgart, 1992.

4. Hoffmann E.T.A. Sämtliche Werke. In 6 Bd. Hrsg. von W.Segebrecht und H.Steinecke Fr.a.M., 1985ff.

5. Гофман Э.Т.А. Серапионовы братья. Антология. М., 1994.

6. Гофман Э.Т.А. Собр.соч. В 6 тт. Мм 1991-1999. Т. 1-5.1.

7. Alewyn R. Brentanos «Geschichte vom braven Kasperl und dem schönen Annerl» // Deutsche Erzählungen von Wieland bis Kafka. Interpretationen. Bd.4. Fr.a.M., 1972. S.101-150.

8. Allemann B. Ironie und Dichtung. Pfullingen, 1969.

9. Almanach- und Taschenbuchkultur des 18. und 19. Jahrhunderts. Wiesbaden, 1996.

10. Anton B. Romantisches Parodieren. Eine spezifische Erzählform der deutschen Romantik. Bonn, 1979.

11. Arburg H.-G. v. Der Physiognomiker als Detektiv und Schauspieldirektor: Johann Ludwig Christian Hakens «Blicke aus meines Onkels Dachfenster in s Menschenherz» (1802) // E.T.A.Hofmann-Jahrbuch 4. 1996. S.54-69.

12. Auhuber F. In einem fernen dunklen Spiegel. E.T.A.Hoffmanns Poetisierung der Medizin. Opladen, 1986.

13. Barth J. «So etwas kann denn doch wohl der Onkel niemals zu Stande bringen». Ästhetische Selbstreflexion in E.T.A.Hoffmanns Kindermärchen «Nußknacker und Mäusekönig» // E.TAHofmann-Jahrbuch 3. 1995. S.7-14.

14. Beardsley Ch.M. E.T.A.Hoffmann. Die Gestalt des Meisters in seinen Märchen. Bonn, 1975.

15. Beardsley Ch.M. E.T.A.Hoffmanns Tierfiguren im Kontext der Romantik: die poetisch-ästhetische und die gesellschaftliche Funktion der Tiere bei Hoffmann und in der Romantik. Bonn, 1985.

16. Becker E. Der deutsche Roman um 1780. Stuttgart, 1964.

17. Behrmann A. Zur Poetik des Kunstmärchens. Eine Strukturanalyse der «Königsbraut» von E.T.A.Hoffmann // Erzählforschung 3. Theorien, Modelle und Methoden der Narrativik. Hrsg. von W.Haubrichs. Göttingen, 1978. S. 107-134.

18. Benjamin W. «Das demonische Berlin» // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 31. 1985. S.1-5.

19. Bohrer K. H. Der romantische Brief. München, 1987.

20. Bourke Th. Stiibruch und Stilmittel. Studien zur Literatur der Spät- und Nachromantik. Mit besonderer Berücksichtung von E.T.A. Hoffmann, Lord Byron und Heinrich Heine. Fr.a.M. u.a., 1980.

21. Chon-Choe M.S. E.T.A.Hoffmanns Märchen «Meister Floh». Fr.a.M., NY, 1986.

22. Cramer Th. Das Groteske bei E.T.A.Hoffmann. München, 1970.

23. Daemmrich H.S. E.T.A.Hoffmann: Kater Murr // Romane und Erzählungen zwischen Romantik und Realismus. Neue Interpretationen. Stuttgart, 1983. S.73-93.

24. Dattenberger S. Kommunikationsstrukturen im poeischen Werk E.T.A.Hoffmanns. Fr.a.M. u.a., 1986.

25. Diebitz S. Der Spiesser im Treibhaus. Versuch einer Deutung und Wertung von E.T.A.Hoffmanns später Erzählung «Datura fastuosa» // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 34. 1988. S.52-66.

26. Diebitz S. Versuch über die integrale Einheit der «Lebens-Ansichten des Katers Murr» // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 31. 1985. S.30-39.

27. Diebitz S. Übersehen und verkannt: Hoffmanns serapiontische Erzählung «Der Zusammenhang der Dinge» // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 33. 1987. S.50-65.

28. Diedrichs Chr. E.T.A.Hoffmanns Erzählung «Die Räuber» und die Rolle des Lesers // E.T.A.Hofmann-Jahrbuch 4. 1996. S.7-19.

29. Drux R. Marionette Mensch: Ein Metaphernkomplex und sein Kontext von Hoffmann bis Büchner. München, 1986.

30. Dunker A. Der «preßhafte Autor». Biedermeier als Verfahren in E.T.A.Hoffmanns späten Almanach-Erzählungen // E.T. A. HofmannJahrbuch 6. 1998. S.39-49.

31. E.T.A.Hoffmann. Hrsg. von H. Prang. Darmstadt, 1976.

32. E.T.A. Hoffmann. Text und Kritik. Zeitschrift für Literatur. Sonderband. Hrsg. von H.L.Arnold. München, 1992.

33. Eilert H. Theater in der Erzählkunst. Eine Studie zum Werk E.T.A.Hoffmanns. Tübingen, 1977.

34. Elling B. Leserintegration im Werk E.T.A.Hoffmanns. Bern, Stuttgart, 1973.

35. Ellinger G. E.T.A Hoffmann. Sein Leben und seine Werke. Leipzig, 1894.

36. Feldges B., Stadler U. E.T.A.Hoffmann: Epoche-Werk-Wirkung. München, 1986.

37. Feldt M. E.T.A.Hoffmann. Die Aufhebung der Perspektive und die Karnevalisierung der Kunstverhältnisse // Feldt M. Ästhetik und Artistik am Ende der Kunstperiode. Heidelberg, 1982. S. 106-206.191 j1

38. Felzmann F. Der Wein in E.T.A.Hoffmanns dichterischem Werk // Mitteilungen der E.T.A. Hoffmann-Gesellschaft 24. 1978. S.1-13r

39. Gloor A. E.T.A. Hoffmann. Der Dichter der entwurzeitert Geistigkeit. Zürich, 1947.

40. Grimm R. Die Formbezeichnung «Capriccio» in der deutschen Literatur

41. Fr.a.M., 1968. S.101-116. I

42. Gotting R. E.T.A.Hoffmann und Italien. Fr.a.M. u.a., 1992.

43. Günzel K. Zu E.T.A.Hoffmanns Entwicklung als Schriftsteller //t

44. Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 18. 1972. S. 17-!32.

45. Harich W. E.T.A.Hoffmann. Das Leben eines Künstlers. 2 Bde. Berlin, o.J. 1920.

46. Hartmann A. Geschlossenheit der «Kunst-Wet» und fragmentarische Form. E.T.A.Hoffmanns «Kater Murr» // Jahrbuch der Deutschen Schillergesellschaft 32. 1988. S.148-190.

47. Heimrich B. Fiktion und Fiktionsironie in Theorie und Dichtung der deutschen Romantik. Tübingen, 1968.

48. Heine R. Transzendentalpoesie. Studien zu Friedrich Schlegel, Novalis und E.T.A.Hoffmann. Bonn, 1974.

49. Heinritz R. E.T.A.Hoffmanns «Räuber». Schreibweisen und ihre parodistische Dekomposition // Mitteilungen der E.T. A. HoffmannGesellschaft 34. 1988. S.35-42.

50. Hitzig J.E. Aus Hoffmann's Leben und Nachlaß. Fr.a.M., 1996.

51. Honnefelder G. Der Brief im Roman. Untersuchungen zur erzähltechnischen Verwendung des Briefes im deutschen Roman. Bonn, 1975.

52. Huch R. Die Romantik. Tübingen, Stuttgart, 1951.

53. Hudgins E. Nicht-epische Strukturen des romantischen Romans. Paris, 1975. S.90-133.1. Mitteilungen

54. Hunter-Lougheed R. Ehrenrettung des Herrn Registrators: Heerbrand // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 28. 1982. S.12f18.

55. Häusler R. Das Bild Italiens in der deutschen Romantik. Bern, Leipzig, 1939.

56. Jeske W. Der Briefroman // Formen der Literatur in Einzeldarstellungen.

57. Stuttgart, 1981. S.49-57. !

58. Kaiser G. R. E.T.A.Hoffmann. Stuttgart, 1988. }I

59. Kanzog K. Berlin-Code, Kommunikation und Erzäl"jlstruktur. Zu

60. E.T.A.Hoffmanns «Das öde Haus» und zum Typus. «Berlinische• i

61. Geschichte» // Zeitschrift für deutsche Philologie 95. 1976. Si42-63.

62. Kanzog K. Der dichterische Begriff des Gespenstes. Bestimmung einer Motiv-Wort-Funktion. Diss. 1951.

63. Kanzog K. E.T.A.Hoffmann und Karl Grosses^ «Genius» der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 7. 1960. S. 16-23.

64. Kanzog K. Formel, Motiv, Requisit und Zeichen bei E.T.A.Hoffmann // Romantik in Deutschland. Hrsg. von R.Brinkmann. Stuttgart, 1978. S.625-638.

65. Kanzog K. Was ist «hoffmannesk»? Versuch einer Antwort // E.T.A.Hofmann-Jahrbuch 5. 1997 S.7-18.

66. Karoli Chr. E.T.A.Hoffmann und Zacharias Werner. Ein Beitrag zum romantischen Genieproblem // Mitteilungen der E.T.A. HoffmannGesellschaft 16. 1970. S.43-61.

67. Kayser W. Das Groteske. Seine Gestaltung in Malerei und Dichtung. Oldenburg, 1957.

68. Keil W. Erzähltechnische Kunststücke in E.T.A.Hoffmanns Roman «Lebens-Ansichten des Katers Murr» // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 31. 1985. S.40-52.

69. Kiessmann E. Die deutsche Romantik. Köln, 1991.

70. Korff H.A. Geist der Goethezeit. Versuch einer ideelen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte. Leipzig. 1953. Bd. IV.

71. Kremer D. Prosa der Romantik. Stuttgart, Weimar, 1996.

72. Kremer D. Romantische Metamorphosen: E.T.A.Hoffmanns Erzählungen. Stuttgart, Weimar, 1993.

73. Köhn L. Vieldeutige Welt. Studien zur Struktur der Erzählungen E.T.A.Hoffmanns und zur Entwicklung seines Werkes. Tübingen, 1966.

74. Liebrand C. Aporie des Kunstmythos. Die Texte E.T. A. Hoffmanns. Freiburg, 1996.

75. Liedke-Konow P. «Sich hineinschwingen in die Werkstatt des Autors»: Ästhetische Rekurrenzphänomene in E.T.A.Hoffmanns Rahmenzyklus «Die Serapions-Brüder» // E.T.A.Hofmann-Jahrbuch 2. 1994. S.57-68.

76. Loecker A. Zwischen Atlantis und Frankfurt. Märchendichtung und Goldenes Zeitalter bei E.T.A.Hoffmann. Fr.a.M., 1983.

77. Loquai F. Künstler und Melancholie in der Romantik. Fr.a.M., Bern, NY, 1984.

78. Lövenich H. Einheit und Symbolik des «Kater Murr». Zur Einführung in Hoffmanns Roman // Der Deutschunterricht 16. Heft 2. 1964. S.72-86.

79. Mandelkow K. R. Der deutsche Briefroman. Zum Problem der Polyperspektive im Epischen // Mandelkow K.R. Orpheus und Maschine, Heidelberg, 1976. S. 13-22.

80. Margis C. Die andere Vernunft. E.T.A.Hoffmann. Königstein, 1980.

81. Matt P.v. Die Augen der Automaten. E.T.A.Hoffmanns Imaginationslehre als Prinzip seiner Ezählkunst. Tübingen, 1971.

82. May J. E.T.A.Hoffmanns theatralische Welt. Diss., Erlangen, 1950.

83. Mayer H. Die Wirklichkeit E.T.A.Hoffmanns // Mayer H. Von Lessing bis Thomas Mann. Pfullingen, 1959. S. 198-246.

84. Meixner H. Romantischer Figuralismus. Kritische Studien zu Romanen von Arnim, Eichendorffund Hoffmann. Fr.a.M., 1971.

85. Meyer H. Das Zitat in der Erzählkunst. Zur Geschichte und Poetik des europäischen Romans. Stuttgart, 1967.

86. Meyer H. Der Sonderling in der deutschen Dichtung. München, 1963.

87. Miller N. E.T.A.Hoffmanns doppelte Wirklichkeit. Zum Motiv der Schwellenüberschreitung in seinen Märchen // Literaturwissenschaft und Geschichtsphilosophie. Berlin, NY, 1975. S.357-372.

88. Momberger M. Sonne und Punsch (die Dissemination des romantischen Kunstbegriffes bei E.T.A.Hoffmann). München, 1986.

89. Mühlher R. Prinzessin Brambilla. Ein Beitrag zum Verständnis der Dichtung // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 5. 1958. S.5-24.

90. Müller D. Zeit der Automate, zum Automatenproblematik bei Hoffmann // Mitteilungen der E.T.A. Hoffmann-Gesellschaft 12. 1966. S. 1 -10.

91. Müller H. Untersuchungen zum Problem der Formelhaftigkeit bei

92. E.T.A.Hoffmänn. Bern, 1964.

93. Müller H. v. Gesammelte Aufsätze über E.T.A.Hoffmann. Hrsg. von

94. F.Schnapp. Hildesheim, 1974.

95. Müller U. «Verlorne Worte» und «Hieroglyphe der innern Welt»: Romantische Schwierigkeiten mit der Sprache und anderen Kunstmedien. Ein Grunproblem der Romantik in fächerübergreifender Sicht // Der Deutschunterricht 39. 1987. N 1. S.5-25.

96. Nehring W. Die Gebärdensprache E.T.A. Hoffmans // Zeitschrift für deutsche Philologie 89. 1970. S.207-221.

97. Neumann M. Unterwegs zu den Inseln des Scheins: Kunstbegriff und literarische Form in der Romantik von Novalis bis Nietzsche. Fr.a.M., 1991.

98. Nickisch R.M.G. Brief. Stuttgart, 1991.

99. Nipperdey O. Wahnsinnsfiguren bei E T.A.Hoffmann. Diss., Köln, 1957.

100. Oesterle G. E.T.A. Hoffmann: Des Vetters Eckfenster. Zur Historisierung ästhetischer Wahrnehmungen oder Der kalkulierte romantische Rückgriff auf Sehmuster der Aufklärung // Der Deutschunterricht 39. 1987. H.1. S. 84-110.

101. Olbrich A. «Um allen Wunden willen». E.T.A.Hoffmanns "Datura Fastuosa" einige neuen Quellen zur zeitgenossischen Rezeption // E.T.A.Hofmann-Jahrbuch 6. 1998. S.113-116.

102. Orlowsky U. E.T.A. Hoffmanns «Datura fastuosa» (Der schöne Stechapfel). Hintergründiges zur Titelmetapher // Zeitschrift für deutsche Philologie. 1988. S.61-70.

103. Pfotenhauer H. Bild, Bildung, Einbildung. Zur visuellen Phantasie in E.T.A.Hoffmanns Kater Murr//E.TAHofmann-Jahrbuch 3. 1995.

104. Pikulik L. Anseimus in der Flasche. Kontrast und Illusion in E.T.A.Hoffmanns «Der goldne Topf» // Euphorion 63. Heidelberg, 1969. S.341-370.

105. Pikulik L. Das Wunderliche bei E.T.A.Hoffmann. Zum romantischen Ungenügen an der Normalität// Euphorion 69. Heidelberg, 1975. S.294-319.

106. Pikulik L. E.T.A. Hoffmann als Erzähler: ein Kommentar zu den «Serapions-Brüdern». Göttingen, 1987.

107. Pikulik L. Frühromantik. Epoche Werk - Wirkung. München, 1992.

108. Pikulik L. Romantik als Ungenügen an der Normalität. Am Beispiel Tiecks, Hoffmanns, Eichendorffs. Fr.a.M., 1979.

109. PixG. Der Variationskünstler E.T.A.Hoffmann und seine Erzählung «Der Artushof» // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 35. 1989. S.4-20.

110. Prang H. Die romantische Ironie. Darmstadt, 1972.

111. Preisendanz W. Humor als dichterische Einbildungskraft: Studien zur Erzählkunst des poetischen Realismus. München, 1976.

112. Preisendanz W. Zur Poetik der deutschen Romantik I: Die Abkehr vom Grudsatz der Naturnachahmung // Die deutsche Romantik. Göttingen, 1978. S.54-74.

113. Rohrwasser M. Coppelius, Cagliostro und Napoleon: der verborgene politische Blick E.T.A.Hoffmanns. Ein Essay. Basel, Fr.a.M., 1991.

114. Romantik-Handbuch. Hrsg. von H.Schanze. Stuttgart, 1994.

115. Rosen R.S. E.T.A.Hoffmanns «Kater Murr». Aufbauformen und Erzählsituationen. Bonn, 1970.

116. Safranski R. E.T.A.Hoffmann: das Leben eines skeptischen Phantasten. München, Wien, 1984.

117. Schadwill U. Der dritte Teil des «Kater Murr». Überlegungen zu seiner Rekonstruierbarkeit // Mitteilungen der E.T.A. Hoffmann-Geselfsctiaft 34. 1988. S.43-51.

118. Schenk E. v. E.T.A.Hoffmann. Ein Kampf um das Bild des Menschen. Berlin, 1939.

119. Scher S.P. «Kater Murr» und «Tristram Schandy». Erzähltechnische Affinitäten bei Hoffmann und Sterne // Zeitschrift für deutsche Philologie 95. 1976. S.42-63.

120. Schmerbach H. Stilstudien zu E.T.A.Hoffmann. Berlin, 1929. Nachdruck. Nendeln, Liechtenstein. 1967.

121. Schmidt J. «Der goldne Topf» als dichterische Entwicklungsgeschichte //E.T.A.Hoffmann: Der goldne Topf. Fr.a.M., 1981. S.145-176.

122. Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd.2. Von der Romantik bis zum Ende des Dritten Reichs. Darmstadt, 1988.

123. Schmitz-Emans M. Der durchbrochene Rahmen. Überlegungen zu einem Strukturmodell des Phantastischen bei E.T.A.Hoffmann // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 32. 1986. S.74-88.

124. Schmitz-Emans M. Naturspekulation als «Vorwand» poetischer Gestaltung. Über das Verhältnis E.T.A.Hoffmanns zu den Lehren

125. G.H.Schuberts // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 34. 1988. S.67-83.

126. Schneider K.L. Künstlerliebe und Philistertum im Werk E.T.A.Hoffmanns // Die deutsche Romantik. Poetik, Formen und Motive. Göttingen, 1967. S.200-218.

127. Schneider P. Verbrechen, Künstlertum und Wahnsinn. Untersuchungen zur Figur des Cardillac in E.T.A.Hoffmanns «Das Fräulein von Scuderi» // Mitteilungen der e.T.A.Hoffmann-Gesellschaft 26. 1980,3.34-50.

128. Schnell R. Die verkehrte Welt. Literarische Ironie im 19. Jahrhundert. Stuttgart, 1989.

129. Schumacher H. Der Italiener als Doppelgänger des deutschen (zu E.T.A.Hoffmanns Italien-Mythos) // Germania-Romania. Fr.a.M., 1990. S. 169-206.

130. Segebrecht W. Autobiographie und Dichtung. Eine Studium zum Werk E.T.A. Hoffmanns. Stuttgart, 1967.

131. Segebrecht W. E.T.A.Hoffmann II Deutsche Dichter der Romantik. Ihr Leben und Werk. Hrsg. von B. von Wiese. Berlin, 1971. S.391-415.

132. Segebrecht W. Geselligkeit und Gesellschaft, Überlegungen zu der Situation des Erzählens im geselligen Pahmen // Germanisch-Romanische Monatsschrift 25. Neue Folge. 1975. S.306-322.

133. Segebrecht W. Heterogenität und Integration (Studien zu Leben, Werk und Wirkung E.T.A.Hoffmanns). Fr.a.M., 1996.

134. Selbmann R. Diät mit Horaz. Zur Poetik von E.T.A.Hoffmanns Erzählung "Des Vetters Eckfenster" // E.T.A.Hofmann-Jahrbuch 2. 1994. S.69-77.

135. Sengle F. Biedermeierzeit: Deutsche Literatur im Spannungsfeld zwischen Restauration und Revolution, 1815-1848. Stuttgart, 1971.

136. Singer H. Hoffmann. «Kater Murr» // Der deutsche Roman. Vom Barock bis zur Gegenwart. Struktur und Geschichte I. Hrsg. von B. von Wiese. Düsseldorf, 1965. S. 301-328.

137. Stadler U. Die Aussicht als Einblick. Zu E.T.A.Hoffmanns später Erzählung «Des Vetters Eckfenster» // Zeitschrift für deutsche Philologie 105. 1986. S.498-515.

138. Stadler U. Von Brillen, Lorgnetten, Fernrohren und kuffischen Sonnenmikroskopen. Zum Gebrauch optischer Instrumente in Hoffmanns Erzählungen // E.T.A.Hofmann-Jahrbuch 1. 1992-1993. S.91-105.

139. Stanzel F.K. Typische Formen des Romans. Göttingen, 1993.

140. Stegmann I. Die Wirklichkeit des Traumes bei E.TAHoffmann // Zeitschrift für deutsche Philologie 95. 1976. S.64-93.

141. Steinecke H. Hoffmanns Romanwerk in europäischer Perspektive // E.TAHoffmann-Jahrbuch 1. 1992-1993. S.21-35.

142. Strohschneider-Kohrs I. Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung. Tübingen, 1977.

143. Strohschneider-Kohrs I. Zur Poetik der deutschen Romantik II: Die romantische Ironie// Die deutsche Romantik. Göttingen, 1970. S.75-97.

144. Swales M. «Die Reproduktionskraft der Eidexen». Überlegungen zum selbstreflexiven Charakter der "Lebens-Ansichten des Katers Murr" // E.T.A Hoffmann-Jahrbuch 1. 1992-1993. S.48-57.

145. Terras V. E.T.A.Hoffmanns polyphonische Erzählkunst // The German Quarterly 39. 1966. S.549-569.

146. Thalmann M. Romantik in kritischer Perspektive. Heidelberg, 1976.

147. Thalmann M. Romantik und Manierismus. Stuttgart, 1963.

148. Toggenburger H. Die späten Almanach-Erzählungen E.T.A.Hoffmanns. Bern, 1983.

149. Tretter F.G. Die Frage nach der Wirklichkeit bei E.T.A.Hoffmann. Diss., München, 1961.

150. Trunz E. Weltbild und Dichtung im Zeitalter Goethes. Weimar, 1993.

151. Vietta S. Das Automatenmotiv und die Technik der Motivschichtung im Erzählwerk E.T.A.Hoffmanns // Mitteilungen der E.T. A. HoffmannGesellschaft 26. 1980. S.25-33.199 ?i

152. Vietta S. Frühromantik und Aufklärung // Die literarische Frühromantik. Göttingen, 1983. j

153. Vietta S. Romantikparodie und Realitätsbegriff im Erzählwerk E.T.A.Hoffmanns // Zeitschrift für deutsche Philologie 100.; 1981. H.4.1. S.575-591. !

154. Vogt J. Aspekte erzählender Prosa: eine Einführung in Erjzähltechnick und Romantheorie. Opladen, 1990. j

155. Wellenberger G. Der Unernst des Unendlichen. Die Poetologie der Romantik und ihre Umsetzung durch E.T.A. Hoffmann. Marburjg, 1986.

156. Werner H.-G. E.T.A Hoffmann. Darstellung und Deutung det" Wirklichkeit im dichterischen Werk. Berlin, Weimar, 1971. . }

157. Werner H.-G. Hoffmanns Phantasie-Italien // E.T.A.Hofmann-Jahrbuch 1. 1992-1993. S.133-142.

158. Wiese B.v. Die deutsche Novelle von Goethe bis Kafka. Interpretationen. Düsseldorf, 1957.

159. Willenberg K. Die Kollision verschiedener Realitätsebenen als Gattungsproblem in E.T.A.Hoffmanns «Der Goldne Topf» // Zeitschrift für deutsche Philologie 95. 1976. S.93-113.

160. Wörtche Th. Demonstriertes Erzählen. Zu E.T.A.Hoffmanns «Klein Zaches genannt Zinnober» // Germanistik in Erlangen. Hrsg. von D.Peschel. Erlangen, 1983. S.271-291.

161. Wührl P.-W. Das deutsche Kunstmärchen/Geschichte, Botschaft und Erzählstrukturen. Heidelberg, 1984.

162. Wührl P.-W. E.T.A.Hoffmann: «Der goldne Topf». Die Utopie einer ästhetischen Existenz. Paderborn, München, Wien, 1988.

163. Zu E.T.A.Hoffmann. Interpretationen. Hrsg. von S.P.Scher. Stuttgart, 1981.Ш

164. Антонов С.А. «Кавалер Глюк» Э.Т.А.Гофмана: Поэтика повествования и концепция искусства //Автор. Текст. Эпоха. СПб., 1995, С.27-36.

165. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. У., 1975.

166. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

167. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М., 1994.

168. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

169. Бент М.И. «.Люди, которых природа или немилосердный рок лишили покрова»: структура романтического характера в «музыкальных» новеллах Гофмана // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе Х1Х-ХХ в. Пермь, 1991. С. 11-19.

170. Бент М.И. К эволюции жанра новеллы в «Серапионовых братьях» Гофмана // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе Х1Х-ХХ в. Пермь, 1987. С.101-108.

171. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Генезис, эволюция, типология. Иркутск, 1987.

172. Бент М.И. Новеллистическое творчество Э.Т. А. Гофмана. Учеб.пособие по спецкурсу. Челябинск, 1991.

173. Бент М.И. Эволюция жанра новеллы у Гофмана. Соотношение повествователя, героя и события // Образ героя образ времени. Воронеж, 1984. С.37—48.

174. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

175. Берновская Н.М. О романтической иронии в творчестве Э.Т.А.Гофмана. Автореф.дисс. канд.филол.наук. М., 1971.

176. Ботникова А.Б. «Повелитель блох» Э.Т.А.Гоф»мана и конец немецкой романтической сказки // Реализм в зарубежных литературах XIX и XX веков. Саратов, 1979. С. 163-177.

177. Ботникова А.Б. О формах выражения авторского сознания в романтическом произведении (Э.ТАГофман. «Песочный человек») // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986. С.36-45.

178. Ботникова А.Б. Поэзия и правда Э.Т.А.Гофмана // Hoffmann Е.Т.А. Auswahl. М., 1983. С.483-499.

179. Ботникова А.Б. Э.Т.А.Гофман и русская литература. (Первая половина XIX в). К проблеме русско-немецких литературных связей. Воронеж, 1977.

180. В мире Э.Т.А.Гофмана. Сб.статей. Калининград, 1994.

181. Вайнштейн О.Б. «Волшебные стекла» Э.Т.А.Гофмана.// Литературные произведения XVI11—XX вв. в историческом и культурном контексте. М., 1985. С. 124-130.

182. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. М., 1994.

183. Васильева Г.М. К проблеме праздника в творчестве Э.Т.А.Гофмана // Романтизм. Открытия и традиции. Калинин, 1988. С.38-^8.

184. Веселовский А'Н. Историческая поэтика. М., 1989.

185. Виноградов В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

186. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

187. Встреча: Повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. М., 1983.

188. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1989.

189. Гейне Г. Романтическая школа // Собр. соч.: В 6 т. М., 1981. Т.4. С.318-453.

190. Гинзбург Л:Я. О психологической прозе. Л., 1977.

191. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

192. Тройская О Н. Ассоциативная тайнопись имени в сказочных текстах Э.ТАГофмана. // Художественное мышление в литературе XIX-XX в. Калиниград, 1994. С.40-45.

193. Тройская О.Н. Лингвистические средства реализации образа автора в текстах немецких литературных сказок (В.Гауфф, Э.Т.А.Гофман, К.Брентано). Автореф.дисс. канд.филол.наук. Л., 1987.

194. Тройская О.Н. Миф в поэтической системе сказки Э.Т.А.Гофмана // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX в. Пермь, 1993. С. 18-25.

195. Гугнин A.A. «Серапионовы братья» в контексте двух столетий: Предисловие // Гофман Э.Т.А. Серапионовы братья. Антологая. М., 1994. С.5—40.

196. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. M.-J1, 1959.

197. Дмитриев A.C. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.

198. Европейский романтизм. М., 1973.

199. Жирмунская Н. Новеллы Э.Т.А.Гофмана в сегодняшнем мире. // Гофман Э.Т.А. Новеллы. Л., 1990. С.5-22.

200. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

201. Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. Пг., 1919.

202. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.

203. Избранная проза немецких романтиков. В 2 тт. М., 1979.

204. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

205. Карабегова Е.В. Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и ее развитие от йенских романтиков к Гофману. Автореф.дисс. .канд.филол.наук.М., 1984.

206. Карабегова Е.В. Эволюция образа романтического героя у Новали-са («Генрих фон Офтердинген») и у Гофмана // Романтизм и реализм в немецкой литературе XVIII-XIX вв. Куйбышев, 1984. С. 114-124.

207. Карельский A.B. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

208. Карельский A.B. От «субъективного пламени» к теплу «объективности» (Жизненные воззрения Э.Т.А.Гофмана) // Карельский A.B. От героя к человеку. М., 1990. С.51-60.

209. Карельский A.B. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр.соч.: В 6 Т. М., 1991. С.5-26.

210. Ковалев Ю.В. Искусство новеллы и новелла об искусстве в 19 веке // Искусство и художник в зарубежной новелле 19 века. Л., 1985. С.5-24.

211. Корзина H.A. Некоторые вопросы синтетического искусства в эстетике и художественной практике Э Т.А.Гофмана // Вопросы поэтики литературы и фольклора. Калинин, 1978. С. 163-170.

212. Корзина H.A. Синтетизм как черта стиля романа Э.Т.А.Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» // Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля. Калинин, 1986.

213. Корзина H.A. Стиль прозы Э.Т.А.Гофмана и романтический синтез искусств. Автореф.дисс. канд.филол.наук. М., 1985.

214. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.; 1972.

215. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. М., 1993.

216. Лейтёс Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. Учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 1984.

217. Литературная теория немецкого романтизма. Документы. Л., 1934.

218. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

219. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968. № 8. С.74-87.

220. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

221. Лотман Ю.М. Структура художественного произведения. М., 1970.

222. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

223. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

224. Миримский И.И. Статьи о классиках. М., 1966.

225. Михайлов A.B. «Приготовительная школа эстетики» Жан-Поля -теория и роман // Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981. С.7-45.

226. Михайлов A.B. Гоголь в своей литературной эпохе // Н.В.Гоголь. История и современность: К 175-летию со дня рождения. М., 1985. С.93-131.

227. Михайлов A.B. О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбальда» // Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. М., 1987. С.279-340.

228. Михайлов A.B. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика немецких романтиков. М., 1987. С.7-43.

229. Михайлов A.B. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

230. Морозов A.A. Немецкая волшебно-сатирическая сказка // Немецкие волшебно-сатирические сказки. Л., 1972. С. 155-201.

231. Платон. Избранные диалоги. М., 1965.

232. Полубояринова Л.Н. Сюжет и диалог в новелле Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек» // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. Кемерово, 1988. С. 142-150.

233. Поэзия немецких романтиков. М., 1985.

234. Светлакова O.A. Роль условного автора в формировании художественного времени и пространства в романе Сервантеса «Дон Кихот» // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986. С. 16-26.

235. Скобелев A.B. Жанровая природа «Фантазий в манере Калло» Э.ТАГофмана // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVII l-ХХ вв. Воронеж, 1982. С. 14-23.

236. Скобелев A.B. Особенности сатиры и проблемы комического в творчестве Э.Т А.Гофмана. Автореф.дисс. . канд.филол. наук. М., 1984.205 ji

237. Скобелев A.B. Фантастическое как средство выражения авторскойпозиции (Э.Т.А.Гофман «Выбор невесты») // Формы раскрытия автор1ского сознания. Воронеж, 1986. С.46-58. I

238. Скобелев A.B. Э.Т.А.Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра» (Кпроблеме метода и композиции романа) // Романтизм. ¡Открытия штрадиции. Калинин, 1988. С.48-58. j

239. Славгородская Л.В. Жанровые особенности романа Гофмана «Кот■■•■■. ■ . .1. . . :

240. Мурр» // Вестник Ленинградского университета, 1972, N|2, История,язык, литература, вып. 1, С.95-103. |

241. Славгородская Л. В. Романы Э.Т.АГофмана. Авт^реф. дисс. .канд.филол.наук. Л., 1972.

242. Славгородская Л.В. Трактовка романтического индивидуализма в ранних новеллах Гофмана («Дон Жуан», «Магнетизер») // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1970, №3. С.37-43.

243. Соловьев B.C. Предисловие к сказке Э.ТАГофмана «Золотой горшок» // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С.572-574.

244. Такварелия Л.А. Проблема художника в творчестве Э.Т.А.Гофмана: на примере образа Крейслера. Автореф. дисс. .канд.филол.наук. Тбилиси, 1981.

245. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. М., 1987.

246. Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман. Л., 1972.

247. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

248. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М., 1970.

249. Федоров Ф.П. Значение и функции «рамочного рассказа» в «Серапионовых братьях» Гофмана // Материалы межвузовской литературоведческой конференции. Горький, 1961. С.127-129.

250. Федоров Ф.П. О построении сюжета в «итальянских» новеллах Э.Т.А.Гофмана («Синьор Формика») // Вопросы сюжетосложения. Вып.2, Рига, 1972. С.183-198.

251. Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Э.Т.А.Гофмана. Автореф.дисс. . канд. филол.наук. Л.: ЛГПИ, 1973.

252. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

253. Федоров Ф.П. Сервантес и Гофман (сюжет и жанр) // Вопросы сюжетосложения. Вып.2, Рига, 1972. С.170-182.

254. Федоров Ф.П. Система персонажей в позднеромантической литературе // Сюжет и художественная система. Межвуз.сб.науч.трудов. Дау-гавпилс, 1983. С. 18-32.

255. Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Э.Т.А.Гофмана. Рига, 1972.

256. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.

257. Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман к.Х\/111-нач.Х1Х в. (Эволюция жанра). Автореф.дисс. докт. филол. наук. М., 1991.

258. Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982.

259. Чавчанидзе Д.Л. Жанровая полифония позднеромантического текста // Художественный текст и культура. Владимир, 1993. С. 101-103.

260. Чавчанидзе Д.Л. К концепции искусства в позднем немецком романтизме (Рассказ Э.Т.А.Гофмана «Разбойники») // Реализм и художественные искания в зарубежной литературе ХХ-ХХ веков. Воронеж, 1980. С.3-19.

261. Чавчанидзе Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.Т.А.Гофмана. Автореф.дисс. .канд. филол.наук. М., 1969.

262. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М., 1997.

263. Шкловский В.В. О теории прозы. М., 1983.

264. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. 1983.207

265. Эстетика немецких романтиков. М., 1987.

266. Э.Т.А.Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М., 1987.