автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтика видимого и невидимого в малой прозе В. Г. Распутина

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Ксенофонтова, Маргарита Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика видимого и невидимого в малой прозе В. Г. Распутина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ксенофонтова, Маргарита Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАССКАЗАХ В. Г. РАСПУТИНА.

§ 1. Образы и динамика отношений взрослого и ребенка.

§ 2. Потеря связи с природой как проблема эстетической позиции.

ГЛАВА 2. ПОЭТИКА ВИДИМОГО И ГОВОРИМОГО.

§ 1. Видимое и невидимое как изобразительный прием.

§ 2. Конфликт способов репрезентации реальности.

§ 3. Проблема зримости и реальной правды.

§ 4. Видимое и говоримое.

ГЛАВА 3. ДИАЛЕКТИКА ПАМЯТИ И ВИДЕНИЯ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В РАССКАЗАХ В.Г. РАСПУТИНА.

§ 1. Проблема памяти и беспамятства.

§ 2. Литературная традиция и особенности поэтики в рассказах В.Г. Распутина.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Ксенофонтова, Маргарита Вячеславовна

В настоящее время интерес к творчеству В.Г. Распутина определяется острой необходимостью следить за эстетической рефлексией художника, который обладает поразительной способностью видеть и отражать в своих произведениях судьбоносные изменения культуры, слом ее духовных оснований. Очевидно, само устройство культуры способствует тому, чтобы в переломные моменты утраты ценностных ориентиров оставались авторы, сохранившие неизменным мировоззрение и незыблемыми свои представления о добре и зле, о справедливости и благе. Тем более, что сейчас культура находится в состоянии глобального распространения принципов этической и эстетический относительности. Оказались размытыми пространственные границы самой нравственности и культуры. В связи с этим и возникает необходимость искать точку опоры, ответы на животрепещущие вопросы современности в творчестве художников, не утративших чистый взгляд на реальность. К сожалению, приходится констатировать, что работ, посвященных В.Г. Распутину, к настоящему времени очень мало. Из последних исследований заслуживают внимания публикации В. Влащенко (1997), Е.О. Галицких (1997), Г.Г. Исаева (1995), И.И. Калимуллина (2002). Данным обстоятельством во многом определяется актуальность исследования творчества В.Г.Распутина.

Произведения В.Г. Распутина были объектом пристального внимания таких ученых, как С.П. Залыгин (1978), А.А. Газизова (1980, 1991), С.Г. Семенова/ (1987), Н.Н. Курбатова (1992). Его творчеству посвящены диссертационные исследования, в которых раскрываются связи поэтики и идейной проблематики (В.К.Сигов, 1984), стилевые особенности прозы (Ю.А.Дворяшин, 1976), а также проводится анализ мифофолышорных основ художественного мира писателя (М. А.Митрофанова, 1991) и особенностей его эволюции (И.И.Калимуллин, 2002).

Актуальность исследования определяется еще и тем, что в настоящее время из-за смены приоритетов и ценностных установок творчество В.Г. Распутина оказалось на периферии общественного сознания. Но именно теперь появилась возможность обращения к художественному опыту писателя, к его прозе как к источнику исторической, нравственной и культурной памяти народа. Таким образом, реальная значимость творчества В.Г. Распутина не только сохранилась, но и существенно возросла в наше время, когда проблема поиска духовно-нравственных ориентиров, обращения к истокам стоит особенно остро. Связь произведений писателя с идеями и общественными реалиями нашего времени органично сочетается и с общечеловеческим, вневременным характером его идейно-нравственных и философских исканий.

Творчество В.Г. Распутина обладает сегодня особой актуальностью в силу поднимаемых проблем преодоления разрыва между поколениями, между людьми, между прошлым и будущим. Необходимость восстановления утерянных связей ни у кого не вызывает сомнения. Однако то, каким образом возможно преодоление духовного разрыва, остается не вполне понятным. Опыт показывает, что достаточно часто формы контактов могут быть внешними, иллюзорными, лишь затрудняющими возможность увидеть собеседника, обрести истинную близость, либо они могут обернуться потерей самостоятельности, симбиозом, препятствующим развитию как духовной личности, так и культуры. Диссертационное исследование направлено на то, чтобы выявить эстетический опыт В.Г. Распутина, который в своих произведениях предлагает художественный анализ разрыва социокультурных, межличностных и внутриличностных, коммуникативных связей. Это обращение к проблемам трагического опыта современников актуализировано состоянием общества.

Новизна исследования заключается в том, что в нём впервые рассматривается художественный мир В.Г.Распутина как целостное явление сквозь призму поэтики видимого и невидимого, проявляющегося в комплексе визуальных образов и вербальной способности героев выражать скрытое в своем отношении к миру и во внутренних переживаниях.

Объектом диссертационного исследования являются произведения В.Г. Распутина, относящиеся к малой прозе. Выбор материала был осуществлен так, чтобы можно было выявить генезис творчества писателя, проследить стилевые особенности от момента их зарождения в самых ранних рассказах до последних произведений, опубликованных сравнительно недавно. Таким образом, хронометрическая точка зрения на объект исследования позволяет увидеть динамику поэтических и тематических форм в художественном мышлении В.Г. Распутина.

Предметом изучения являются основные мотивационные структуры художественного мира писателя, представленные в малой прозе особыми художественными приемами и языковыми средствами.

Цель настоящей работы - выявить своеобразие художественных средств, используемых В.Г. Распутиным для философско-эстетического анализа проблемы разрыва в разных содержательных областях: морально-нравственной связи между поколениями; передачи духовных ценностей и социально значимой информации; становлении личности и роли межсубъектного диалога; конфликта с природной средой; феномена творчества.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- проанализировать особенности творческого метода писателя, которым определяются способы видения мира;

- выделить основные художественные приемы и литературно-языковые средства, используемые автором;

- показать, что важнейшим организующим принципом языка произведений В.Г. Распутина является взаимодействие видимого и говоримого, при котором поэтические формы указывают на способность или неспособность героев видеть реальность;

- проявить внимание писателя к непреодолимому конфликту между становящейся личностью юного героя и взрослыми, что способствует социальной и психической адаптации субъекта;

- указать на черты преемственности русской литературной традиции. 7

Теоретической и методологической основой настоящей работы являются труды по теории литературы и поэтике М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, М.Б. Храпченко, В.Б. Шкловского; исследования профессоров кафедры В.В. Агеносова, А. А. Газизовой, И.Г. Минераловой и др.

Основные положения, выносимые на защиту

Важнейшим элементом в творчестве В.Г. Распутина является тема разрыва между поколениями, героями, прошлым и настоящим героя. Определение дистанции между разными субъективными мирами дает возможность писателю показать различные способы преодоления этого расстояния, способы построения ложных, защитных форм контакта и реальных, дающих действительную близость между людьми, между событиями, между поколениями.

Язык прозы В.Г. Распутина, его письмо выдвигают и формулируют собственную семиотическую модель, в основе которой лежит противопоставление видимого - говоримого как принципиально различных способов познания реальности. Речевая практика, риторика рассматриваются писателем как основанные на ложной, пустой идеологии и противопоставляются зрительному, нерациональному познанию, предполагающему опору на традиционную систему ценностей.

Важнейшей категорией творчества Распутина является память, обеспечивающая связь с прошлым и в то же время мешающая увидеть реалии настоящего. Временная утрата памяти, отказ от привязанности к ложному опыту выступает в качестве момента, необходимого для соприкосновения с собственным психическим опытом. Диалектика памяти и забвения задает динамическое напряжение характерам героев.

Противопоставление природы и культуры выступает в творчестве В.Г. Распутина как противопоставление естественной жизни и искусства. Позиция «чистого искусства», вырванного из смыслов обычной человеческой жизни, показана как позиция автомата, неживого объекта, лишенного человеческих чувств. Обретение способности чувствовать достигается за счет остранения от обычной, детерминированной правилами роли и возвращения к естественному, подсознательному, интуитивному способу видения жизни.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в нем материал и основные выводы дают возможность начать новый этап в изучении творчества В.Г. Распутина. Предложенный метод изучения поэтики произведений писателя может быть использован для теоретического переосмысления места В.Г. Распутина в ряду русских прозаиков XX в. Кроме того, полученные результаты исследования могут быть учтены при разработке общего и специального лекционных курсов по истории отечественной литературы XX века в вузе и на уроках в школе.

Апробация материала диссертации: он обсуждался на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры русской литературы XX века Mill У; был отражен в публикациях и докладах на межвузовских научных конференциях Mill У, использовался на уроках литературы в 7 - 11 классах средней общеобразовательной школы №1208 г.Москвы.

10

Структура и объем работы: введение, три главы и заключение. Ее объем -157 страниц. Список использованной литературы содержит 79 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика видимого и невидимого в малой прозе В. Г. Распутина"

Заключение

В результате проделанной работы было исследовано единое идейно-нравственное пространство малой прозы В.Г. Распутина. Наиболее значима в нем тема взаимодействия между принципиально разными способами восприятия реальности у представителей разных поколений, у мужчин и женщин, у одного человека в разные возрастные периоды. В.Г. Распутин усматривает в преодолении разрыва между ними духовные искания, требующие усилий и самопожертвования человека.

Важнейшие аспекты творчества В.Г. Распутина связаны со сферой архетипического конфликта становящейся души ребенка, весьма болезненно переживающего столкновение с реальностью, которое происходит в результате разрыва симбиотических связей со взрослым, обеспечивающим младенцу уютное и покойное существование. Ребенок для В.Г. Распутина выступает как носитель природного, еще не испорченного влиянием цивилизации способа отношения к миру и жизни. И именно дети являются наиболее уязвимыми для опасного влияния общества. Мир взрослых и мир детей даны Распутиным как элементы оппозиции, противопоставления по принципу завершенное - незавершенное, ложное -истинное. Мир взрослого ложен, и только близость миру детей дает возможность человеку соприкоснуться с собственной, искаженной природой. Распад этих отношений рассматривается Распутиным как разрыв человека с самим собой как в отношении индивидуальной целостности, так и в отношении единства человеческого рода.

Пространство между взрослым и ребенком выступает в качестве субъектообразующего, задающего основные параметры в ценностном отношении к миру. Ребенок - носитель прошлого для взрослого человеками одновременно он является тем будущим, ради которого строится вся жизнь. Разрыв, дисгармония в этих отношениях свидетельствует о том, что в жизненной стратегии взрослого человека не все благополучно.

В.Г. Распутин выдвигает и формулирует собственную семиотическую модель, весьма отличающуюся от знаковых моделей структуральной поэтики. В аналитическом пространстве структурально-семиотической школы эстетическая вещь, литературное произведение рассматриваются как минимум с двух позиций: с точки зрения видимого - плана выражения и невидимого - плана содержания. Желание знать, раскрыть невидимое определяет аналитическую практику структуралиста, который посредством Другого текста, выполняющего роль кода, проникает внутрь текста и извлекает из него собственно содержание произведения, его смысл. Так на свет, в поле зрения появляется бахтинский Третий текст, представляющий собой Знание или, говоря языком прозы Распутина, Тайну. Эффективность применения структуралистских аналитических техник к творчеству таких авторов, как В.Г. Распутин, не оправдана и малопродуктивна.

Письмо Распутина открыто для читателя. Тайна не то что бы располагается на поверхности, но, будучи словом, произносится, проговаривается, причем не исследователем, говорящим от имени произведения, а самим произведением. Формула поэтического мира

Распутина - «смотри и не говори». Зримое оценивается как истинное, а произнесенное - как ложное. Семиотика Распутина может рассматриваться в категориях видимого и невидимого и неговоримого и проговариваемого.

Память и ее отсутствие являются функциональными единицами в рассказах Распутина. Оригинальность художественного метода Распутина определена диалектичностью их использования.

Через забвение, потерю памяти возможен рост индивидуального начала, рождение Я в соприкосновении с реальностью, болезненной и страшной. Негативный опыт соприкосновения с ней сублимируется в творческом поведении, в памяти, любви («Век живи - век люби»).

Диалог в творчестве Распутина, с одной стороны, связывает людей, а с другой - не позволяет выйти за пределы сложившихся, часто шаблонных, ложных отношений. Он показывает сложный процесс диалогических отношений с миром, где учтена символическая связь с другими.

Рассматривая взаимоотношения природы и культуры, Распутин развивает тему эстетического отношения к жизни. Искусство выступает как сила, наделяющая природу эстетическим смыслом, избыточным эстетическим содержанием. Но если искусство вырваш из контекста смыслов обычной человеческой жизни, в нем появляются черты автомата, неживого объекта, лишенного человеческих чувств. Автомат, искусственный объект при соприкосновении с природой делает ее мертвой, и только в таком виде ее потребляет, утратив вкус к эстетическому восприятию и преобразованию.

Эстетическое кредо Распутина выражается в противопоставлении рационального и чувственного познания. В искусстве соединяются сознательное и бессознательное, когда рациональная часть психики придает завершенный, законченный вид интуитивному, но одновременно не в силах понять собственное создание. «Что это было?» - главный вопрос, который чаще всего задают повествователи у Распутина. Вопрос, на который они не в состоянии ответить. Гносеология у Распутина утверждает бессилие познающего субъекта, стремящегося найти логическое объяснение бытию. Нетривиальным оказывается вывод писателя: отдать эстетическую вещь во власть аналитического опыта -значит подвергнуть ее разрушению. И тут нужно понимать, что анализ художественного текста бессмыслен не в силу ограниченности разума, а в силу тайны, ее непознаваемости. Эстетическая реальность непознаваема, как непознаваема реальность.

Предельно строгий Распутин характеризует рациональный способ познания, блокирующий доступ к психической реальности, не помогающий наладить диалог между сферами бессознательного и сознательного. Ценности, манифестируемые в риторических оборотах речи, имеют, по его мнению, агрессивную природу и разрушают духовность человека. Подлинные ценности сохраняются в традиционных отношениях между людьми и могут обеспечить устойчивость личности даже не будучи

149 вербализованными. Риторика и жизнь находятся в разных плоскостях, и при их столкновении идеология проваливается в пустоту, если она не укоренена невербализуемыми народными традициями, среди которых для В.Г. Распутина наиболее важны ценности семейных отношений, наиболее подверженных изменениям в кардинальной жизни.

Исследователи и внимательные читатели осознают присутствие в распутинской прозе традиций русской и мировой литературы.

Сближение эстетических позиций в понимании тайны творческой работы, скрытой от непосвященных, можно увидеть в типологическом сходстве «Театрального романа» М.А. Булгакова и рассказа «Что передать вороне?» Исследовательские выводы, связанные с конкретными типологическими наблюдениями, подтверждают научную плодотворность анализа видимого и невидимого, неговоримого и проговариваемого на границе памяти и забвения. Без внимания к этой сложнейшей стороне поэтики распутинской прозы трудно уяснить особенности современного языка искусства.

 

Список научной литературыКсенофонтова, Маргарита Вячеславовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Ануфриев А.Е. Своеобразие психологического анализа в прозе 70-х годов (Творчество В.Астафьева и В.Распутина). Дисс. канд. филол. наук. -М, 1983.

2. Астафьев В. Прокляты и убиты // Новый мир. 1992. № 12.

3. Бахтин М.М. К философии поступка И Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 1985.М., 1986.

4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

7. Бедрикова M.JI. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980 годов (Творчество В.Астафьева и В.Распутина). Дисс. канд. филол. наук. -М., 1995.

8. Блескун JI.B. Человек и его судьба в русском рассказе 1960 1980 х годов (В.Астафьев и В.Распутин). Дисс. канд. филол. наук. -М., 1992.

9. Булгаков М. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита: Романы. Д., 1978.

10. Влащенко В. Совесть, вина, судьба, память // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 21. С. 7-9.

11. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Ленинград, 1940.

12. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. М., 1984.

13. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

14. Газизова А. А. Нравственно-философские искания современной советской прозы (Ч. Айтматов, В. Распутин). Дисс. канд. филол. наук. -М., 1980.

15. Газизова А.А. Принципы изображения маргинального человека в русской философской прозе 60-80-х годов двадцатого века: опыт типологического анализа. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1991.

16. Галицких Е.О. «Душа с душою говорит». Урок-мастерская по рассказу В. Распутина «Уроки французского». 6 класс // Литература в школе. № 2. 1997.

17. Герчиньска Д. Современная «деревенская проза» и традиции фольклора (В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин). Дисс. канд. филол. наук. — М., 1986.

18. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975.

19. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.-Л., 1964.

20. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. М., 1964.

21. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1985.

22. Дворяшин Ю.А. Русская советская повесть 60-х начала 70-х годов (Эволюция жанра в творчестве В.Белова, В.Липатова, В.Распутина). Дисс. канд. филол. наук. -М., 1976.

23. Дыр дин А. А. «Былинный источник силы» (В.Распутин) //Творческие взгляды советских писателей. Л., 1971. - с.270-285.

24. Дырдин А.А. Творчество В.Г.Распутина (Идейно-художественное своеобразие и национальные традиции). Дисс. канд. филол. наук. М., 1981.

25. Залыгин С.П. Повести Валентина Распутина // В. Распутин. Повести. М., 1978.

26. Залыгин С.П. Собеседования. М., 1982.

27. Иванова Н.Б. Точка зрения: о прозе последних лет. М., 1988.

28. Калимуллин И.И. Изучение творчества В.Распутина в школе и колледже. Благовещенск, 2002.

29. Калимуллин И.И. Валентин Распутин: художественно-творческая эволюция. Дисс. канд. филол. наук. -М., 2002.

30. Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

31. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. М., 1988.

32. Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. М., 1992.

33. Курбатов В.Я. Предчувствие // Наш современник. 1992. № 2.

34. Курбатов В.Я. Возвращение. Необходимое предисловие //Распутин В.Г Живи и помни. М., 1997.

35. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М., 1997.

36. Минералова И.Г. Литература поисков и открытий: (Жанровый синтезв русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв.). М., 1991.о

37. Подзорова Н.А. Ответное слово: заметки о молодой российской прозе.-М., 1978.

38. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970. Поспелов Г.Н. Сюжет // Краткая литературная энциклопедия, т. 7, М., 1972.

39. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

40. Поспелов Г.Н. Сюжет. Фабула. // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

41. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1986. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993. Распутин В. Человек с этого света. Красноярск, 1967. Распутин В.Г. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. Деньги для Марии. Последний срок. Рассказы. М., 1984.

42. Распутин В.Г. Женский разговор // Москва. 1995. № 7. Распутин В.Г. В ту же землю // Наш современник. 1995. № 8. Рогошенков И.К. Память и надежда: О традициях в жизни и литературе. М., 1988.

43. Рожнова А.П. Воспитание добротой (Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» //Русский язык и литература. - 1987. - №3. - С.25-29.

44. Селезнев Ю.О прозе Валентина Распутина последних лет //Распутин В.Г. Век живи век люби. - Роман-газета. - 1984. - №17. - С.77-80. Семенова С.Г. Валентин Распутин. М., 1987.

45. Семенова С.Г. Талант нравственного учительства //Перспектива. -М., 1988. С.284-316.

46. Сигов В.К. Проза В. Распутина (Проблематика и поэтика).I

47. Диссертация . канд. филолог, наук. М., 1984.

48. Тарковска И. Нравственно-философские искания в творчестве В.Г.Распутина. Дисс. канд. филол. наук. Иваново, 1991.

49. Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Очерк жизни и творчества. -Иркутск, 1987.

50. Терехин В.Л. "Против течений": Утаенные русские писатели / Отв. редактор Ю.И. Минералов. М., 1995.

51. Тимофеев В.Г. Проблема пространства и времени и самосознание автора. // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1990.

52. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976.

53. Толстой Н.И. Из славянских этнокультурных древностей: Оползание и опоясывание храма // Труды по знак, системам XXI. Уч. зап. Тартуского ун-та. Тарту, 1986. - Вып. 754. - С. 57-77.

54. Томашевский Б.В. Теория литературы (Поэтика). Л., 1925.г

55. Урманов А.В. Поэтика прозы В. Распутина (Психологический анализ. Традиции и новаторство). Дисс. канд. филол. наук. М., 1986.

56. Хализев Б.Е. Жизненный аналог художественной образности (опыт обоснования понятия) // Принципы анализа литературного произведения. М., 1984.

57. Хватов А.И. На родной земле, в родной литературе. М., 1980.

58. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.

59. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1977.

60. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978. С. 153.

61. Шапошников В.Н. В. Распутин. Новосибирск, 1978.