автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Погребальные памятники земли словен новгородских (курганы и жальники XI-XIV вв.)

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Пронин, Георгий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Погребальные памятники земли словен новгородских (курганы и жальники XI-XIV вв.)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Пронин, Георгий Николаевич

1. ВВЕДЕНИЕ.стр. I

2. ГЛАВА I. Ареал курганов с каменными конструкциями и жальников и их общая характеристика.стр. 27

3. ГЛАВА П. Конструкция и обряд погребения курганов XI- Х1Увв. и жальников.стр. 46

4. ГЛАВА Ш. Инвентарь и датировка.стр. 89

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Погребальные памятники земли словен новгородских (курганы и жальники XI-XIV вв.)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курганы с каменными конструкциями ХЕ-ХЕУ вв. к жальники составляют, пожалуй, наиболее мощный пласт раннесредневековых погребальных древностей земли словен новгородских. На территории Северо-Западного региона они приходят на смену погребальным памятникам типа псковских длинных курганов и сопкам. Изучение, курганов ХЕ-НУ вв. и жальников позволяет сделать следующие выводы: ,

I» Массовое распространение курганов с каменными конструкциями приходится на ХЕ в. Возникновение традиции жальничных захоронений также падает на конец ХЕ-начало ХП вв. Оба эти типа погребальных памятников заметно выделяются на фоне синхронных восточнославянских древностей широким использованием камня как в конструкциях.погребальных сооружений, так и непосредственно при захоронениях. Жальнкчные погребения встречаются в пределах рассматриваемого региона как в составе курганно-жальничных погиль-ников, так и в чистом виде. 2. Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее плотная концентрация , курганно-жальничных могильников наблюдается в Ецов-ском регионе, на Ижорском плато и в Лужско-Оредежском регионе, то есть вне. пределов плотного распространения памятников предшествующего периода - сопок и культуры длинных курганов (табл. I). В то же время наибольшее число жальничных могильников в чистом виде приходится как раз на . территорию Ильменского бассейна (нижнее и среднее течение р.Мсты, Валдайская возвышенность), то есть совпадает с ареалом сопок (табл. П).

3. Анализ конструктивных особенностей и погребального обряда курганов с каменными конструкциями и жальников позволяет говорить о присутствии черт субстратного населения. К ним относятся: сплошное.покрытие кэшем насыпей курганов, забутовка камнем жальничных могил, сооружения в виде каменного свода над курганными захоронениями, погребения на каменных вымостках, обкладка подку-рганных могильных ям камнем по периметру или стенок внутри ямы, отклонения от обычной (запад-восток) ориентировки погребённых и т.д.

Количественные подсчёты курганных погребений на материке, в насыпи и грунтовых ямах свидетельствуют, что подобные различия в обряде погребения не зависят от хронологических факторов (например, погребения на материке можно встретить и в XI, и в ХШ вв.) и о переходе к ямным захоронениям в курганах как преобладающему обряду можно говорить лишь как о намечающейся тенденции (табл. ХУШ-ХХЖ). .

По форме каменных обкладок жальничные могилы делятся на круглые,, овальные и подпрямоуголыше. Форма могил не коррелирует с каким-либо определённым (славянским или финно-угорским) набором инвентаря. Высказанная в своё время А.А.Спициным гипотеза о развитии формы жальничных могил во времени - от круглых к прямоугольным - не подтверждается. Могилы различных форм сосуществуют в течение всего периода существования жальников. Правда, следует отметить, что количество могил подпрямоугольной формы увеличивается на позднем (ХШ-Х1У вв.) этапе (табл. ХХШП).

Обряд жальничных захоронений не.да8т оснований для каких-либо культурно-хронологических выводов.

4. Инвентарь курганов ХЕ-ХГУ вв. и жальников идентичен. Различие состоит лишь в том, что в курганах значительно чаще встречаются богатые погребения, в. то время как подавляющее большинство жальничных захоронений вообще не содержит вещей.

Анализ погребальных комплексов курганов с каменными конструкциями и жальников позволяет разделить их на несколько этапов.

Для курганов это: XI в. (весьма редко), Х1-ХП вв. и. ХШ-Х1У вв. Для жальников: Х1-ХП вв., ХП-ХШ вв. и ХНКХ1У. вв.

Наиболее интересным результатом хронологического членения всего массива памятников (курганов и жальников) является их территориальное распределение. Курганные могильники ранних этапов (XX -XI—ХП вв.) концентрируются (за редким исключением) в районах верхневолжского бассейна, верховьях Ловати, Луги и. в Едовском регионе, то есть опять-таки вне,основного ареала сопок. Могильники следующего этапа -ХП-ХШ вв. - сосредоточены преимущественно в Лужско-Оредежском регионе и на Ецовщине, что свидетельствует о непрерывности развития традиции сооружения курганов с каменными конструкциями в этих районах (табл. ЬХХХУ)«

Те же закономерности прослеживаются и в территориальном распределении жальников различных хронологических этапов. Наибольшее число известных ранних жальничных погребений (ХЕ-ХП зв.) сосредоточено в Верхнем Полужье, памятниках бассейна среднего течения р.Шелони и нижнего течения р.Великой. Жальники следующего этапа - ХП-ХШ вв. - известны в основном впамятниках верховьев Ловати и Гдовского региона - опять-таки вне пределов ядра земли словен. новгородских.

5» Анализ комплексов погребального инвентаря курганов XI-Х1У вв., и жальников, взаимная корреляция отдельных категорий эт-ноопределяющих вещей позволяет (с известной долей вероятности) говорить о том, что население,оставившее эти типы погребальных памятников,с самого раннего периода (XI в.) было разноэтничным (табл. ХС-ХСУП).

Наиболее ярко преобладание в погребальных комплексах курганов с каменными конструкциями славянского этноопределяющего набора инвентаря выявляется в памятниках верховьев Волги и Западной

Двины (табл. ХС) и Лужско-Оредежского региона (табл. ХСП). В курганах же Гдовского региона и Шорского плато параллельно со "славянскими" наборами инвентаря наиболее выпукло выступают комплексы с преобладанием финно-угорского набора вещей (табл. ХСШ-ХС1У),

Та же картина наблюдается и: в жальниках. В большинстве случаев инвентарь из жальничных захоронений: Едовского региона и Ижорского плато характеризуется устойчивым набором вещей, несущих прибалтийско-шкнскую этническую окраску (табл. ХСУ-ХСН). В жальниках же Лужско-Оредежского региона присутствует устойчивый набор,инвентаря, считающийся этноопреяеляющим для славян (табл. ХСУП).

6. Вопрос о возникновении традиции использования камня в курганах ХГ-ХЕУ вв. и происхождении жальников остаётся открытым. Уровень наших знаний на современном этапе не.позволяет делать каиих-либо обоснованных выводов на этот счёт. Можно лишь предполагать, что эти традиции зародились на местной почве под культурным воздействием автохтонного пшбалтийско-сринского населения (хотя не исключаются и внешние культурные заимствования).

Столь же гипотетичным остаётся и предположение о наличии генетической преемственности этих памятников с более ранним пластом погребальных древностей - сопками и памятниками культуры длинных курганов. Хотя ряд косвенных факторов (несовпадение ареала сопок с ареалом курганов с каменными конструкциями, явное преобладание в районах плотного распространения сопок жальничных. могильников позднего этапа - Ш~ЛУ вв., нахождение могильников с наиболее ранними, XI - Х1-ХП вв., курганами и: жальниками также вне пределов основного сопочного ареала, а также наличие хронологической лакуны примерно в Ю0200 лет между верхней датой солок и наиболее ранними курганами и жальниками) свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между этими типами погребальных памятников Северо-Запада.

Резюмируя всё вышеизложенное, можно констатировать, что нов-городско-псковские земли во второй половине I тыс. н.э. - первой половине II тыс. н.э» были ареной сложных этнокультурных процессов, связанных с взаимодействием нескольких этнических компонентов -восточнобалтских, прибалтийско-финских и славянских племён: (летописных псковских кривичей и словен новгородских). Б пределах этих этнических группировок существовали и развивались различные культурные тенденции, внешним проявлением которых в погребальных обрядах являлся обычай сооружения сопок, длинных и круглых курганов с погребениями по обряду трупосожжения, курганов Х1-Х2ЕУ вв. с каменными конструкциями и тальников. Географически все эти типы памятников увязываются с летописными территориями псковских кривичей и словен. .

Признание тождества понятий "культура" и "этнос" для древностей Северо-Запада приводило к несколько тенденциозному пониманию этнокультурных процессов региона. Так, например, считается, что появление славян на Северо-Западе в сравнительно короткие сроки привело к почти полной ассимиляции, обширных массивов автохтонного прибалтийско-финского населения. Дело, однако, обстояло несколько иначе.

В распоряжении исследователей нет данных о времени начала проникновения отдельных групп носителей славянского этноса в Северо-Западный регион. Во всяком случае, в погребальных памятниках уже в начале XI в. присутствие славянского элемента в курганах ж жальниках прослеживается весьма отчётливо. Однако не следует забывать, что славянское проникновение вСеверо-Западный регион не было единовременным актом. По-видимому, приток колонистов постоянно продолжался на протяжении последующих столетий, что приводило к увеличению доли славянского элемента в составе смешанного славяно-прибалтийско-финского населения. Но на протяжении всего колонизационного периода, а особенно на ранних его этапах, славяне не составляли большинства населения. Как уже говорилось, наиболее ярко их присутствие прослеживается в материалах как курганов, так и жальников Верхнего Полужья, где в погребениях преобладает славянский этноопределяющий набор инвентаря. Какая-то часть рассеявшихся на Северо-Западе-славян, попадая в окружение местных прибалтийско-финских племён, растворялась хв этом этнически чуждом массиве,.воспринимая от аборигенного населения многие элементы культуры.

Дальнейшее направление; колонизации, как это прослеживается на территориальном распределении памятников различных хронологических этапов, шло в северо-западном направлении - к Чудскому озеру и на Ижорское плато. Однако в этих окраинных районах Новгородской земли славянский этнический элемент, по-видимому, не стал преобладающим даже на поздних этапах. Здесь по-прежнему происходил процесс растворения славян в массе финно-угорского населения, что достаточно чётко прослеживается на материалах поздних жальников ХШ-Х1У вв.

И наконец, послдений штрих в гипотетической картине этнокультурных процессов в Северо-Западном регионе в первой половине П тыс. н.э. Жальничные могильники в "чистом" виде по каким-то неясным пока причинам не получили широкого распространения па Ижорском плато (табл. П). Жальничные захоронения присутствуют здесь в основном в составе курганно-жальничных могильников. На рубеже ХП-ХШ и ХШ-Х1У вв. наблюдается резкое уменьшение численности функционирующих могильников в этом регионе.4^ Одновременно на этот же период приходится массовое распространение жальников в районах восточного Приильменья, что, возможно, свидетельствует о перемещении какой-то части славяно-прибалтийско-финского населения в восточном направлении.

В целом же можно говорить о том, что в новгородско-псков-ских землях в рассматриваемый период времени не существовало чётко определённых группировок еловен, кривичей, чуди или каких-либо других прибалтийско-финских племён. И те общности, которые мы именуем "словенами новгородскими" или "псковскими кривичами", представляли собой сложный симбиоз различных славянских и финно-угорских этнических элементов.

495. Лесман Ю.М. Хронологическая периодизация курганов Ижорского илато. - в об»: Северная Русь и её соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982, с. 72-74.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ на правах рукописи

ПРОНИН Георгий Николаевич

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЗШЛИ СЛОВЕН НОВГОРОДСКИХ (курганы и жальники ХЕ~Х1У вв.)

Специальность 07.00.06 археология