автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Полихроний Агалиевич Сырку как историк Болгарии

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Тетовска, Люба Бончева
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Полихроний Агалиевич Сырку как историк Болгарии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Полихроний Агалиевич Сырку как историк Болгарии"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра истории южных и западных славян

На правах рукописи

ТЕТОВСКА ЛЮБА БОНЧЕВА ПОЛИХРОНИЙ АГАЛИЕВИЧ СЫРКУ КАК ИСТОРИК БОЛГАРИИ

Раздел 0?.00.00 - исторические науки.

Специальность 07.Си.05.. - историография и

источниковедение.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА - 1994

Работа выполнена на кафедре истории южных и западных славян исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор

Л.В. ГОРИНА

Официальные оппоненты: доктор исторических наук кандидат исторических наук

З.И. КОСИК

0.А. ДУБОЕИК

Ведущая огранигация: Ивановский государственный университет.

Защита состоится 22 ноября 1994 г. в 18 час. на заседании специализированного совета К.053.05.28 по всеобщей истории при МГУ им. М.В. Ломоносова по адресу: 115899, Москва, Ленинские горы, 1-ый корпус гуманитарных факультетов МГУ, исторический факультет, аудитория _.

'* 1 диссертацией модно ознакомиться в Научной библиотеке им.А.М. Горького / МГУ. 1- ый корпус гуманитарных факультетов/.

Автореферат разослан " _ " _1994 г.

Ученый секретарг специализированного совета доктор исторических наук,

профессор И.Л. МАЯК

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Диссертация посвящена вопросам научного творчества представителя дореволюционной русской историографии П. А. Сырку .

Целью настоящего труда является определение места П.А.Сырку в русский исторической науке конца XIX -начала XX века,выяснение его концепции политического и культурного прошлого болгар, выявление значимости и- оригинальности творчества этого исследователя. Автор акцентирует внимание на проблеме понимания П.А.Сырку духовной культуры Второго Болгарского царства-проблеме, находящейся в центре научных изысканий слависта.

В соответствие с целью определены и основные задачи работы.Это анализ трудов П.А.Сырку,посвященных болгарской истории,выявление концепции историка по вопросу общественного сознания болгарского общества в период Второго Болгарского царства, характеристика взглядов Сырку по проблеме сущности исихастского религиозно-философского учения,ставшего официальной идеологией болгар и базисом реформаторской деятельности Тырновского патриарха Евфимия и созданной им книжной школы,анализ сочинений слависта .о литературной жизни Второго Болгарского царства, генезисе, сущности и значении Тырновской книжной школы.

Хронологические рамки работы -конец Х1Х-начало XX веков,г.е.время жизненной и творческой деятельности П.А.Сырку.

Степень изученности темы. Новизна исследования.

Важная проблема духовно-культурной лизни Второго Болгарского царства уже давно является традиционным предметом исследования ученых разных отран. Существенный вклад в ее разработку внесла болгарская историография. В то же время указанная проблема имеет и неизученные аспекты. В стороне от серьезных разработок осталась русская дореволюционная историография теш, имеющей солидный фундаментальный характер.Видные слависты России П.А.Сырку, А.И.Соболёвский, А.И.Яцимирский, Ф.И.Успенский и др.посвятили обширные сочинения духовной жизни в Болгарии XIV в. Одним из первых исследователей упомянутого процесса был П.А.Сырку,труды которого повлияли на становление и развитие болгарской исторической науки. Однако в болгарской историографии отсутствуют труды анализирующие научное наследие историка. В русской науке литература о П.А.Сырку крайне скудна. Ему посвящены лишь короткие заметки в трудах М.А.Алпатова, М.В.Нечкиной и Л.Е.Семеновой. В ряде обобщающих трудов по славяноведению- его имя даже не фигурирует. Таким образом, представленная диссертация является первым в историографии исследованием, в котором

л

проанализировано творчество русского историка, связанное с болгарской темой.

Метод исследования проблемно-сопоставительный,основывающийся на привлечении разнообразных источников и литературы при анализе исследуемой проблематики.

• Ис'точниковая база работы определена характером предмета исследования. Использованные материалы разделяются на две группы - неопубликованные и опубликованные. К первой группе источников принадлежат архивные материалы, содержащиеся в фондах Центрального государственного

исторического, и Областного исторического архивов Санкт-Петербурга, в фондах архивов Болгарской Академии наук и Истерического архива при Народной библиотеке имени Кирилла и Мефодия в Софии. Научные отчеты, протоколы гзседаний Совета Санкт-Петербургского университета,отзывы, докладные записки',корреспонденция и т.д. дают представление о научном пути П.А.Сырку, о его научных интересах, достижениях и контактах. Для нас имеют особое значение документы Петербургских архивов, связанные с делом по назначению П.А.Сырку на профессорскую должность. Они дают возможность коснуться темы "человек в науке", пролить свет на зависимость судьбы ученого от человеческих взаимоотношений. На основании ряда архивных материалов раскрывается драматизм жизненного пути ученого, его житейское фиаско, в значительной мере обусловленные его взглядами, отличающимися от взглядов историков, работавших в Санкт-Петербурге.

Ко второй группе источников относятся труды слависта, опубликованные на страницах русской и болгарской периодической печати, прежде всего, в Журнале Министерства Народного просвящения, Византийском временнике и Славянских известиях.

Основными источниками'работы явились монографии П.А.Сырку "К истории исправлении книг в Болгарии в XIV в" , " Литургические труды патриарха Евфимия Гырновского" ," Время и жизнь патриарха Евфимия Гыр-новского" и " Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в' Х1У-ХУ1.1 веках".

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее результаты и данные могут быть использованы специалистами для изучения проблем русской болгаристики .■ Материалы диссертации могут привлекаться при подготовке специальных курсов по истории русской исторической мысли, и в частности, по истории славистики в России.

Апробация работы.

Значительная часть основных проблем диссертации нашли отражение в опубликованных и подготовленных к печати материалах, а также в выступлениях автора на научных конференциях (IX и X Научные конференции болгарских аспирантов с международным участием в Москве - 1987, 1988 г.г. .Первая всесоюзная конференция по болгаристике( Дриновские чтения) в Харькове - 1988 г.).

Структура работы соответствует основным задачам диссертации. Построенная по проблемному принципу, работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении обосновывается научная актуальность и новизна темы, сформулированы цель и задачи исследования, определены хронологические рамки работы, выделены основные группы источников, сделан анализ болгарской и русской историографии.

Первая глава "П.А.Сырку. Биографический очерк" состоит из четырех разделов.В ней автор пытается дать объективную ретроспекцию жизненного и творческого пути П.А.Сырку. Показан процесс его формирования как человека и ученого. Освещены периоды научно-творческой деятельности, отмечены 'темы,ставшие объектом его научного интереса. Охарактеризованы научная программа слависта и ее этапы. На базе архивных материалов дана информация об экспедициях ученого е славянские земли и на Афон и о работе его в западноевропейских библиотеках. Прослежены развитие, и ут-

верждение П.А.Сырку как ученого, получение им ученых степеней, появление научных публикации в русской и иностранной периодической печати. Выявлен вклад слависта в болгарскую историографию, диалектолог™, археологию и фольклористику. Автор считает, что на базе архивных материалов фонда болгарского фольклориста Куамана- Шапкарева проблема издания " Сборника народных умотворений" может быть поставлена по-новому. На наш взгляд, П.А.Сырку сыграл решающую роль в издании сборника, т.е.помог развитию болгарской фольклористики в момент формирования ее как науки 1

Вторая глава - . "Общие проблемы болгарской истории в творчестве П.А.Сырку" состоит из трех разделов:' " Источниковедческие вопросы", "Политическая история Болгарии", " Духовно-культурная проблематика."

В XIX веке в русской медиевистике качался процесс активного издания средневековых памятников. Заметную роль в этом процессе сыграл П.А.Сырку. Он сделал достоянием науки ряд книжных памятников, связанных с историей болгарского народа.

В первом разделе второй главы отмечены заслуги П.А.Сырку в сохранении источников болгарской истории. В 1900 г. он издал житие Ромила , содержащее ценные сведения об,истории исихазма в Болгарии, а в 1909 г. /посмертно/ было издано подготовленное П.А.Сырку житие Григория Синаи-та - одного из основных источников по философии исихазма. Прослеживая литературную жизнь в двух болгарских государствах /ТырнЬвском и Бдинс-ком/, славист издал памятники, характеризирующие ее. В диссертации подчеркнут ввод ученым в результате долголетних археографических занятий в научный оборот нового термина " тырнсвский извод", и опубликование трудов Тырновского патриарха Евфимия. В 1898 г. славист издал'литургическое сочинение болгарского патриарха по афонской рукописи ХУв.

в.т.наз. Зографский служебник и подготовил к печати литературные сочинения Евфимия. В 1900 г. он ьвел в научный оборот труд Евфимия " Служба о царице Феофане по Хнлендарскоп рукописи XV в. П.А.Сырку издал светские повести "Слово о премудром Иосифе", "Слово об Александре" и "Слово о царе Фоке и царице Феофане". Опубликовав эти источники, П.А.Сырку дал возможность ученым объективно оценить духовную жизнь болгар . Ученый опубликовал и памятники, имеющие отношение к более поздним периодам - в 1901 г.он выпустил в свет" Житие и службу Николаю новому Софийскому" и "Похвальные слова о софийских мучениках - произведения, характеризующие деятельность представителей Софийской книжной школы /XV1-XV11b/, им были опубликованы также отрывки из болгарских Дамаскинов. <

Интересовавшийся судьбой рукописной книги, славист указал на роль Афона как хранителя рукописного наследия среднеболг'арской литературы и сделал описание славянских книг, хранящихся в Bodleam Library в Оксфорде, Британском музее в Лондоне, собраниях Й.Шафарика и Ф.И.Успенского.

А

В разделе "Источниковедческие вопросы" автор обратился к вопросам археологических и языковедческих исследований П.А.Сырку. В начале XIX вч в науке появился интерес к болгарским говорам.Проблема единства и диалектного различия болгарского языка привлекла внимание П.А.Сырку. Изучив болгарские говоры в Северо-Западной, Северо-Восточной Болгарии и в Родопах, славист определил четыре диалекта.болгарского языка -восточный,западный, рупаланский и македонский..

• Второй раздел "Проблемы болгарской политической и культурной истории" посвящен анализу взглядов П.А.Сырку на историческое прошлое болгарского народа. Позиции ученого отражены преимущественно в рецензиях, которые он писал на груды других историков. В области политичео-

кой истории наиболее существенен вклад слависта в изучение Болгарского прошлого времени царствования Ивана Александра и Ивана Шишмана. Используя преимущественно византийские источники , П.А.Сырку характеризует Болгарию как сильную державу, . о чем свидетельствуют ее участие в важных актах международной политики. Пользующееся международным авторитетом государство,по мнению историка, было привержено идее общебалканского объединения против исламской опасности.

Интересным научным тезисом ученого является тезис о наличии политических партий в церковно-политической жизни болгарского общества -" греческой " или " ортодоксальной ", выступающей за стабилизацию греко-болгарских межцерковных отношений в церковной жизни страны, посредством' устранения обрядных отклонений в болгарской церкви, и "национальной" партии, стремящейся к абсолютной национальной независимости, являющейся инициатором догматико - канонических нарушений в церковной жизни болгар. Необходимо отметить, что несмотря на неточную трактовку понятий "партия" и "национальность", в исследовании П.А.Сырку содержатся ценные наблюдения о религиозной форме политических разногласий.

В этом разделе исследована и позиция историка по вопросам геноцида /избиения интеллектуальной элиты/ болгарского народа и его духовной ассимиляции /насильственного внедрения исламской религии/ еще в начальные моменты турецкого завоевания; церковно-нащонального и национально -освободительного движения ,а также по вопросзм новейшей болгарской истории

В диссертации выявлены взгляды П.А.Сырку на культурную историю болгар. Отмечается факт рассмотрения историком болгарской культуры с ее определяющими векторами -.письменность и православие в развитии ,с момента их зарождения и до современности.

Подчеркнуты заслуги П.А.Сырку и в области Кирилло-Мефодиевистики

-его отношение к вопросам исторической достоверности, авторства и датировки следующих источников о деятельности славянских просветите/

лей-Успения Кирилла, его Краткого жития /известного еще как Охридская легенда/ и Солунской легенды. Кроме того, обращается внимание и на высказывания П.А.Сырку по вопросам народностного происхождения»сущности миссии первоапостолов, их оригинального и переводческого творчества и хзрактера церковно-славянского языка,а также и по вопросу о происхождении кириллицы,ее авторства и отношения к глаголическому письму.

В творчестве П.А.Сырку поставлен ряд проблем церковной болгарской истории,международной и внутрицерковной жизни средневековой болгарской державы,а именно :распространение христианства,церковное и монастырское строительсво, болгаро-византийские и болгаро-римские отношения,самостоятельность болгарской церкви и ее преемственость ,духовно-политические амбиции болгарских царей,учреждение Тырновской патриархии , идейные течения в болгарской церкви,болгаро-греческий вопрос и пр. Общеметодологическая исследовательская позиция П.А.Сырку при его попытке проникнуть в болгарское прошлое находилась в противоречии о рядом существовавших в то время взглядов и отличалась стремлением к оптимальной объективности в интерпретации исторических фактов.Примером научной объективности ученого является его позиция в диоскусии об этническом составе славянского населения в Македонии.

Специфическая черта исторических наблюдений П.А.Сырку -его стремление изучить все более значительные факты,доступные исторической науке того времени и попытки объективного , непредубежденого алализа этих фактов'.Доказательством его объективности как ученого является отстаивание им научной истины без учета политической конъюнктуры ,пример тому-факт присоединения историка к тем ученым,которые в дискуссии по вопросу об этнической принадлежности славянского населения Македонии

придерживались мнения о болгарском происхождении населения. В научном наследии П.А.Сырку центральное место занимает проблема духовной жизни Болгарии непосредственно перед потерей ею политической независимости.

В истории славянских культур культура Второго Болгарского царства занимает выдающееся место. Она дала средневековному славянскому миру высокие художественные образцы, новые идеи и представления о мире и о месте человека в нем и, независимо от своего краткого существования, оставила глубокий след в славянской духовной жизни. Поставив себе задачу .проследить генезис и традиции этой культуры, П.А.Сырку ищет ее шедевры и собирает все, что может воскресить ментальную жизнь средневековых болгар. Для определения специфики болгарской культуры^П.А.Сыр-ку выявляет'традиции в культурной жизни общества.В то же самое время, отмечая культурное влияние Византии, историк говорит о византино-сла-вянском мире.

Учитывая роль Византии как фактора для болгарского культурного развития,указывая на усвоение византийских образцов болгарскими творцами , П.А.Сырку, однако, не обратил должного внимания на проявления византийского гуманизма и его специфику. При ретроспекции картины духовной жизни Болгарин XIV века историк создает очерк философской культуры средневекового болгарского государства.Он анализирует ее проявления, характеризующиеся переводческом делом болгарских книжников и конк ретнее -выбором философских произведений,которые они переводят, особенностями философского стиля мышления.

Третья глава диссертации- "Религиозно-философское учение исихао-тов. Концепция П. А-. Сырку "посвящена анализу проблемы исихастского учения. В ней даны оценки его понимания умственного кругозора, философской и общественно-политической мысли, социальной психологии и эт-

нического самосознания болгар .Эта глава содержит два раздела- "Дискуссионные проблемы в историографии исихазма" и "Творчество П.А.Сырку и философия исихазма".

В религиозно-философской жизни на Балканах в XIV веке исихазм явился одним из основных направлений. Представители международной историографии посвятили проблеме исихазма значительное число исследований, в которых содержится оживленная научная полемика относительно сущности, характера, а также исторической роли этого философского направления в идейно культурной жизни средневекового православного общества. В зависимости от интерпретации источников,в историографии формируются различные мнения,которые схематично могут сводиться к негативным и позитивным. Представители указаных противоположных мнений в науке единодушны по вопросам исторической обусловленности,идейных корней, хронологии и определяющей роли византийского исихазма при формировании исихастского направления в философской мысли болгарского средневекового общества.Эти проблемы были поставлены и рассмотрены в русской дореволюционной историографии П. А. Сырку .

Отмечая вклад русских историков в исследование научной проблемы исихазма, автор останавливается в этом разделе на основных полемических вопросах в историографии упомянутого философского учения,а именно: вопросе о характере исихастского мировоззрения/прогрессивным или регрессивным является он/,о связи исихастской идеологии и социальной практики /противоречит ли идеологии исихазма политическая деятельность/, о сущности исихазма/ортодоксальным движением или "полуересью" являетсй он, оппозиционным или неопозиционным феодализму явлением,мировоззрением мистического или мировоззрением с ренессансовыми тенденциями/, а татае вопросе отражения философских концепций исихазма в ли-• тературе и искусстве.

Останавливаясь на отдельных аспектах дисскусии об исихазме,автор отмечает,что она может быть представлена масштабнее и высказывает свое мнение, по основным полемическим вопросам проблемы.Так нап^мер, относительно характера этого учения автор диссертации разделяет мнение ученых, которые трактуют исихазм как основной фактор Возрождения ела-

г -

вянских православных народов, т.е. играет ту же роль,что и гуманизм на Западе. В дисскусии по вопросу противоречий идеалогии исихаама политической активности исихастских деятелей, автор встает на сторону исследователей, которые рассматривают исихазм с точки зрения его социального воздействия и подчеркивают связь морального и социального протестов в исихазме. Далее, анализируя сущность исихазма,автор считает правомерным употребленное болгарским историком К.Крыстевым определение исихазма как православной Реформации,но с оговоркой,что речь идет лишь о ее начальном этапе в Болгарии. Мы думаем,что с целью раскрытия своеобразия исихазма, его необходимо сравнивать со сходными реформационными движениями того времени и прежде всего с Реформациями в Чехии и Германии.

В этой части работы высказаны мысли об эволюции исихазма как идеологии и о специфическом характере болгарского исихазма. При этом последний рассматривается как новый этап развития учения иснхастов.С этой целью выявлены новые теоретические моменты в исихазме-идея о превосходстве церкви над государством,идея объединения христианских церквей Рима и Константинополя как единственно реального выхода'из создавшейся критической для славянского этноса ситуации и идея о славянском един стве, постулированная Григорием Цамблаком в "Похвальном слове о патриархе Евфимии",

Во втором разделе "Творчество II.Л.Сырку и философия исихазма" проаналиэована концепция П.А.Сырку об исихазме и его понимание харак-

терэ болгарского варианта этого мистического учения.Отмечено,что на взгляд историка, исихазм в Болгарии является вариантом концепции Г.Си-чаитд .теоретика,чьи основные труды были написаны ,по мнению П. А.Сырку. в находящемся в границах Болгарии Парорийском монастыре .Принимая Григория Пинаита за родоначальника исихазма в Болгарии, П.А.Сырку рассматривает его космогоническую, антропологическую,гносеологическую и онтологическую концепции и отмечает влияние античной философии на теоретическую систему Григория Синаита.Связанный с долговечными традициями аристотелизма и платонизма, исихазм в своих теоретических положениях, на вгляд П.А.Сырку, ближе к философской системе Платона. Автор попробовал изложить свое понимание исихастской идеологии, отметив то, что роднит ее со Средневековьем, а именно:понимание исихастами времени, и то, что отличает эту теоретическую систему от средневекового ми-ровоззрения-наличие элементов антропоцентризма /явление, характерное для Ренессанса/ и деизмз .характерного рля гуманистов.

Изложив концепцию П.А.Сырку об исихазме и, сравнив ее с пониманием этой системы другими представителями русской науки, пытающимися уточнить место исихастского учения в развитии философской мыоли , автор диссертации указывает на те аспекты, которые П.А.Сырку считает главными в исихазме как философской, вероисповедальной и политической концепции. Оцениваемая с позиции философской мысли, теоретическая система исихастов представляет собой, по мнению П.А.Сырку, синтез "восточных мистических учений.Русский историк указал на роль исихазма как

культурно-творческого фактора в жизни болгарского общества,рассмотрел »

учение ' исихастов не только как реакцию против влияния Римско-католической церкви,но и против других религиозных доктрин вообще,и в первую очередь, против ислама.При оценке конфессионального характера исихазма мы считаем необходимым указать на его традиционность в болгарской ре-

лигиозно-философской мысли. С этой целью предлагается сопоставление творчества родоначальника славянской философии Св.Кирилла и творчества патриарха Евфимия .

В этом разделе анализируются взгляды П.А.Сырку по проблеме характера исихазма с политической точки зрения трактовка им вопроса об иси-хазме как политической идеологии. После П.А. Сырку вопрос о политической сущности исихазма поднимался в науке неоднократно.

В четвертой главе "Тырновская книжная школа в творчестве П.А.-Сыр-ку" выделены три раздела - "Тырновская книжная школа -общая -характеристика" , "Патриарх Евфимий-создатель и глава школы", "Ученики и последователи патриарха Евфимия".

В первом разделе выявлен вклад П.А.Сырку е рассмотрение проблемы генезиса самого заметного явления в болгарской литературной жизни-Тыр-новской книжной школы. Проблема Тырновской книАной школы является ныне традиционным предметом научных исследований. Однако труды П. А.Сырку до сих пор имеют важное значение.

Основным источником раздела " Тырновская книжная школа - общая характеристика" явился Первый.выпуск фундаментального труда П.А.Сырку "К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке"/Время и жизнь, патриарха Евфимия Тырновского/'*,где историк дает значительную по обьему информацию о предыстории школы. В качестве источников использованы и научные отчеты П.А.Сырку Академии Наук России.На базе указанных источников сделаны выводы о заключениях ученого в отношении литературной жизни болгар XIV века . В разделе представлены выводы П.А.Сырку о большой культурно-творческой активности болгар в этот период,позволяющей применить к нему определение "второй золотой век Болгарии",о возникновении значительных культурных центров, наиболее известными из ко-

торых являются Тырново и Един ,об утверждении города Тырново как главного центра болгарской культуры. Выявлены заключения историка об отра-лении идейно-политических тенденций, характерных для исторического бытия болгар в XIV в. в литературе этого периода, о новых тенденциях в литературе, таких как: психологизм.при воссоздании образов, описание природы, интерес к общественно-политической проблематике и приспуствие патриотических тенденции в литературных сочинениях тырновских книжников .

В этой же части работы автор анализирует точку зрения П.А. Сырку по вопросам об авторстве, датировке, редакциях и достоверности исторических сведений в кодексах Царской библиотеки,таких как Следованная Псалтырь 1337 г., сборник попа Филиппа 1345 г., сборник монаха Лаврентия 1348 г.,Евангелие 1356 г.,а тагане Апостол /Публичной библиотеки Москвы/ и Ватиканский кодекс . Рассматриваются выводы историка относительно болгаро-русских литературных связей и взаимоотношении между болгарской и западной литературами. Отмечается факт,что П.А. Сырку удалось оценить миниатюры Ватиканского кодекса и Евангелия 1356 г./ так называемого Лондонского четвероевангелия/ и сделать выводы о су-, щеотвовании Тырновской живописной школы.

Автор диссертации обратил внимание на то, что П.А.Сырку уделяет большое внимание меценатской политике болгарских царей и феодальной знати.

В настоящем разделе этой главы автор счел небходимым уточнить место П.А.Сырку в дискуссии о причинах, характере и времени возникновения Тырновской книжной школы. Наше мнение о понимании книжной школы Евфимия дореволюционными русскими историками и особенно'П.А,Сырку расходится с мнением болгарского ученого П.Русева, полагающего, что феномен этой" школы в русской науке недооценен. Несомненно признание исто-

рической значимости Тырновской книжной школы П.А.Сырку. Он трактует ее как широкое явление в болгарской культурной жизни,говорит не только п ее предыстории /функционировании книжных центров в Парории, о школе Григория Синаита, и школе Феодосия Тырновского в Келифареве \ но указывает и на традиции Тырновской школы книжников в литературной практике болгар и других народов, славянского и неславянского происхождения.

Второй раздел " Патриарх Евфимий Тырновский - создатель и глава школы" содержит аналйз творчества П.А. Сырку по проблеме исторической роли и значимости деятельности выдающегося славянского мыслителя, -реформатора и творца - болгарского патриарха Евфимия. Подчеркивая вклад историка в освещение жизни тырновского патриарха со стороны фактологической, мы указываем и на значение исходных позиций П.А.Сырку в изложении реформаторской и творческой деятельности Евфимия.

В историографии при научной, трактовке проблемы сущности мировоззрения Евфимия с особой остротой возникаем вопрос о противоречии или напротив непротиворечии между созерцательной сущностью исихазма и активной общественно-политической деятельностью патриарха - исихаста. Автор считает правомерным мнение о единстве практической и созерцательной жизни Евфимия.

Исходя из тезиса о наличии в славянском исихазме активного начала ,' автор убежден в том,что реформаторская и культурно-творческая деятельность Тырновского патриарха была подчинена государственным целям, идее социального обновления и обьединения болгарского народа против исламской агрессии, объединения православных народов и утверждения столицы болгарского царства - Тырново как общеславянского сакрального центра.

В результате анализа творчества П.А.Сырку мы пришли к выводу,что концепция о политическом характере исихазма привела его к трактовке

сделанного Евфимием как государственной акции, а такте к выводу о присутствии политической идеи -"Тырново - второй Константинополь" в общественно-политическом мировоззрении средневековых болгар.

В этом разделе, останавливаясь на дискуссионных проблемах о причинах ,сущности и обьеме евфимиеьских реформ и отмечая факт их связи со спорным вопросом о характере исихазма,автор выявляет вклад П.А.Сырку в освещение проблемы церковной и языково-правописной реформы тырновского патриарха. Базисом для анализа понимания П.А.Сырку церковной реформы Евфимия послужила монография " К истории исправления книг в Болгарии, в XIV веке ",а правописной - сочинение " Очерки истории литературных сношении болгар и сербов XV-XVI1е ".

Относительно начального этапа реформаторской деятельности Ефгиыия ,а именно "исправления" книг, П.А.Сырку пришел к важным заключениям. На наш взгляд, интерес представляет тезис ученого о том,что редакция книг началась с Болгарии / в Парорийском монастыре Григория Синаита/.а не в духовно-культурных центрах вне ее.К сожалению, позиция П.А.Сырку о доевфимиевский редакции непоследовательна.

Касаясь проблемы следования Кирилле-Мефодиевской традиции тыр-новскими переводчикали, П.А.Сырку не ставит вопрос о творческом аспекте процесса перевода.

В разделе "Патриарх Евфимий-создатель и глава школы" оценены исследования П.А.Сырку о переводческом творчестве реформатора-патриарха, связанном с его редакторской деятельностью. Здесь подчеркивается, вклад П.А.Сырку в собрание литургических произведений Евфимия и в издание Евфимиевого Служебника /по Зографскиы спискам/,оценивается мнение о

характере и отношении между сографским Служебником и' Зографским Свит»

ком.

Источником для анализа послужили в основном Второй Еыпуск моногра-

фии П.А.Сырку -" Литургические труды патриарха Евфимия Терновсксго",в котором, он опубликовал литургии Св.Петра и Св.Якова,славянский перевод,которых принадлежит, по его убеждению, патриарху Евфнмию. П.А.Сырку высказал интересное мнение относительно причин появления литургии Св.Петра в Болгарии,а именно факт распространения латинских обрядов в средневековой Болгарии. Другой важный тезис П.А. Сырку , на наш взгляд, это тезис об амбиции болгарского патриарха создать общеобязательный для славян богослужебный язык .Мы считаем, что эти амбиции связаны с формированием у болгар самосознания избранности болгарского народа и самооценке болгар как особого народа - народа, в котором живет, как писал П.А.Сырку, "святой дух".

Автор подчеркивает вклад П.А.Сырку в характеристику приемов стиля тырновских книжников таких как риторичность и аллегоричность и, в особенности, стиля Григория Цамблака , а также в раскрытие коллективного характера дела Евфимия. '

В этом разделе автор указывает на намерения П.А.Сырку издать оригинальные труды патриарха Евфимия, по всей вероятности ввиду того,что эстетические взгляды последнего находят отражение прежде всего в его оригинальном творчестве,представляющем значительную часть его книжной деятельности. Историк отмечает заслуги Евфимия в области . житийного жанра,а также в области публицистики, гимнографии и историографии,подчеркивает жанровое разнообразие книжного наследия Тырновской книжной школы.

Содержание последнего раздела четвертой главы "Ученики и последо-

I

ватели Евфимия Тырновского" составил анализ концепции П.А.Сырку о культурно-творческой и общественно-политической деятельности Киприана, Константина Костенечского, Григория Цамблака , а также о представителях Рильской грамматической школы XV в., связанной с традицией Тыр-

новской шкоды кннжников, и об отзвуке последней в литературной практике болгар в XVI веке. Исследуется взгляд П.А. Сырку по вопросу влияния школы Евфимия на соседние с Болгарией страны - Сербии и Румынии. Рассматривая вопрос о влиянии школы Евфимия прежде всего с филологической точки зрения , П.А. Сырку вводит в научный оборот термин " тырновский извод который отражает языковые и правописные изменения текста, ищет распространение этого " извода"/ редакции/ в других странах. •

В заключении обобщены основные выводы исследования. .

В русской бодгаристике конца XIX -начала XX в.в. исследования П. А. Сырку /1852-1905/ занимают значительное место.

Тематический диапазон научного наследия слависта велик. В хронологическом отношении автор выделяет два периода его творческой деятельности - до и после 80-ых годов XIX в. В первый период молодой ученый еще не имел определенной научной программы и писал на разные темы, связанные.с болгарской и румынской историей. В следующий период, с 80-ых годов XIX в. до окончания его научной деятельности, основные интересы слависта были сосредоточены на изучении болгарской литературы, этнографии,археологии и истории. П.А.Сырку занимался исследованием болгарских диалектов и установил важнейшие их черты в области фонетики, синтаксиса и цррфологии. Он высказал свое мнение и по всем основным вопросам болгарского прошлого, но, отодвигая на задний план проблемы политические, уделил внимание, прежде всего, культурной истории болгар. В центре уже сформированной научной программы ГГ.А. Сырку было изучение дела болгарского патриарха Евфимия. К освещению основной для него темы историк подходил с разных сторон. Он занимался текстологическими изысканиями, иэдал и подготовил к изданию памятники болгарской истории"и письменности. Исследования слависта об эпохе Евфимия находят

выражение в его замечательном сочинении " К истории исправления книг т. Болгарии в XIV -ом веке", которое было написано после тщательного изучения значительного количества источников и заняло не только центральное место в научном наследии историка,но и особое место в научной литературе, посвященной проблематике духовной жизни болгар в средние века.

Благодаря этому труду,который имеет характер первоисточника для евфимиезнания,имя П.А.Сырку осталось в науке.

Обращение П.А.Сырку к изучению ментальной жизни болгар было продиктовано как субъективными, ■ так и объективными причинами. Оно отражало характерную для русской исторической науки конца XIX в тенденцию повышения интереса к проблемам славянских культур, связанную с общественными настроениями России этого периода.'

Выводы П.А.Сырку сделаны в соответствии с основным правилом исторического "ремесла"-рассмотрением историческогЬ феномена в рамках его времени.

Лишенный националистических предрассудков, чуждый нигилизму, • и скептицизму в отношении творческих возможностей других народов, П. А.Сырку нарисовал ретроспективную картину творческих достижений болгар в средние века и определил место Болгарии в культурном пространстве народов, касаясь проблемы культурной взаимозависимости в истории человеческой цивилизации. Он выступает со своего рода антологией духовно- творческой жизни болгар, поставив вопрос об этническом самосознании этих славян, об их культурном прогрессе, результатом которого

(

был родившийся в XIV веке феномен -Тырновская книжная школа. Ученый отмечает идеологические основы этого феномена, ноЕые тенденции в литературе- патриотической и гуманистическсй-ноЕые художественны формы и приемы.

Не исключая связи между социально-экономическим состоянием общества и духовной культурой, историк коснулся проблемы классового характера культуры и политической сущности религиозной борьбы.

Проведя исследовани в исторической перспективе,включающей, о одной стороны, предпосылки генезиса /богатые культурные традиции, культурно-творческую деятельность болгар и оживление в их литературной жизни еще с конца XIII в. /, ас другой, последствия этого явления в последующих веках / деятельность книжников Рильской и Софийской школы/, историк коснулся проблемы преемствености, традиций .и выявил тот "постоянный фонд" в общественном сознании болгар, который отличает их от культурнопсихологического склада других народов.

На основе византийских и болгарских источников историк рассматривает исихазм кзк проявление средневековой теоретической мысли, фактор творчества и политической идеологии.

Исследования русского историка были обусловлены обществеными и идеологическими условиями общества , в котором он жил. Это обстоятельство объясняет высказанное П.А. Сырку мнение о наличии политических партий в общественной жизни болгар,о политическом характере исихазма и; политическом смысле реформ патриарха Евфимия, а также и использование им определенной терминологии /национальный, национальные партии/.

Воспитанник школы В.И.Ламанского, исследователь был сторонником теории славянской взаимности,но подходил к ней с демократических позиций. Взгляд П.А.Сырку на националные отношения между славянами противостоял панславизму, т.к. историк защищал тезис о необходимости самостоятельного политического и культурного существования славянских народов. »

Отметив богатство культурной жизни болгар в прошлом, их творческие возможности, ученый тем самым оказал реальную поддержку их стрем-

лению к самостоятельной духовной и политической жизни, его научные выводы в идейной сфере болгарского Просвещения имели определенный политический эффект.

П.А.Сырку имеет в русской дореволюционной историографии последователей, самым авторитетным из которых является А.И.Яцимирский, которому довелось издать посмертно несколько работ ученого. П.А.Сырку в своей научной деятельности осветил ряд важных научных вопросов истории Болгарии и содействовал развитию славистики в России и исторической науки в Болгарии.

Публикации по теме диссертации.

1. История Болгарии в творчестве П.Сырку. // IX научнзя конференция болгарских аспирантов в СССР с международным участием. Аннотации выступлений. Москва, 4-5 июня 1987 г. Приложение на вестник " Дружба

С.5.

2. Дискуссионные проблемы в историографии философско- религиозного учения исихастов. // х Научная конференция болгарских аспирантов в СССР с международным участием. Аннотации выступлений. Москва, 2-4 июня 1988 г. Приложение на вестник " Дружба С. 13.

3. Из кореспонденцията на М. Дриков с П.А. Сирку. // Векове. N 6, 1988. СС. 81 - 89.

4. Свидетелства за приноса на руския славист П.А. Сирку за изда-ването на Сборника каредни умотворения в архива на К. Шалкарев. // Македонски преглед. N 4, 1994 / принята к печати /.