автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Политическая и миссионерская деятельность Римской католитической церкви в Норике V в.н.э. (по материалам «Жития Северина»)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Донченко, Алексей Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Политическая и миссионерская деятельность Римской католитической церкви в Норике V в.н.э. (по материалам «Жития Северина»)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая и миссионерская деятельность Римской католитической церкви в Норике V в.н.э. (по материалам «Жития Северина»)"

РГ6 од

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА - 7 И ¡011 1|1ШЩНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ПЕДАГОГПЧЕСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ пмепи В. П. ЛЕНИНА

Специализированный Сосет К 053.01.08

Па правах рукописи

ДОНЧЕНКО Алексей Иванович

ПОЛИТИЧЕСКАЯ II МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В НОРПКЕ V в. н. о. (по материалам «Жития Северина»)

Специальность 07.00.03 — Всеобщая история (история древнего лира)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на сопскапке ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1993

Работа выполпена в Московском ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Лешша.

Научный руководитель:

доктор исторических паук, профессор И. А. ДВОРЕЦКАЯ

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор В. Л. КЕРОВ,

кандидат исторических паук, старший научный сотрудник Е. А. ШЕРВУД

Ведущая организация: Московский государственный открытый педагогический институт.

Защита диссертации состоится года

в....& :....... .часов на заседании специализированного Совета

К 053.01.08. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Московском ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Лешша по адресу: 117571,

г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88, ауд. .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного педагогического университета имени В. И. Ленина по адресу: 119882, г. Москва, Малая Пироговская умл., д. 1.

Автореферат разослан ........1993 г.

Ученый секретарь специализированного Совета,

ндат исторических наук

Н. Н. ЧЕХОВСКАЯ

Актуальность теми исследования. Проблемы духовной жизни позднеримского общества традиционно входят в круг интересов как античников, так и медиевистов. В последние десятилетия XX в. все болыле внимания уделяется изучению различных сторон культурно-религиозной гкизни римских провинций. Особенности местных культов, их роль и место в пантеоне общеримских богов, пути и формы распространения новой мировой религии - христианства -все эти вопросы вновь и вновь становятся предметом внимания ученых.

В 60-70-ые гг. в отечественной историографии /прежде всего благодаря работам А.Я. Гуревича/ наметились новые подходи к теме распространения христианства и его влияния на разные стороны общественной жизни позднеантичного общества. Существенно расширился и круг источников по данной теме - огромный корпус агиографической литературы стал объектом тщательного изучения. Привлечение итого типа источников, при всей его тенденциозности и апологетичности, позволяет существенно уточнить наши представления о становлении культа святых, епископальной церкви в разных провинциях Римского государства, четче осознать роль и место отдельных деятелей раннехристианской церкви в укреплении власти римспого первосвященника.

Для рассмот{>ения всех этих проблем в нашем распоряжении имеется очень объемный по содержанию агиографический источник - "Житие Северина", повествующий о жизни и деяниях христианского подвижника Северина в римской провинции Норик в У в.н.э.

' Данный источник прочно вошел в круг науных исследований, но все та многие вопросы, связанные с личностью Северина далеки от окончательного решения и до сих пор вызывают оживленные дискуссии. Гипотеза немецкого исследователя Ф. Лоттера*, выдвинутая в 70-ые г. нашего столетия, побудила к возобновлению острых споров вокруг фигуры норикского святого, что заставило ученых разных стран более пристальнее изучить не только "Китие Северина" на предмет выявления сведений о Северине, но и социально-политическую, духовно-религиозную ситуацию в Норике У в.н.э. в целом.

I. Хю1гйвг 7. Зб7ег1пи8 уоп Ног1сйа. 1976.

Учитывая появление новых идей и гипотез относящихся как к самому источнику, так и к личности Северина, а также отсутствие в отечественной историографии специальных работ, посвященных данной теме^, необходимо признать это исследование особенно актуальным.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования явля-' ется рассмотрение путей и методов распространения .христианства в восточнодунайско-альпийсном регионе в эпоху падения Западной Рт-ской империи, процесса укрепления позиций христианской церкви в Норике, ее влияние на различные социально-политические и культурные стороны жизни провинции.

В диссертации поставлены и решаются следующие задачи: I/ дать анализ социально-политической, экономической и религиозной обстановки в Новике У в.н.э., на Зоне которой проходила последующая деятельность Северина; 2/ провести реконструкцию основных этапов жизни и деятельности Северина, выяснить его роль и место в норик-ском обществе У в.н.э.

Решение данных задач достигается на основе тщательного историко-филологического ангчиза текста "Жития Северина" и сопоставления получаемых сведений с фактами, известными из других источников, которые, хотя и не говорят прямо, о Северине и Норике, но косвенным образом помогают воссоздать общий социально-политический и духовно-религиозный фэн эпохи. Полученные результаты сравниваются с данными археологии и палеографии .

Научная новизна и практическая ценность работы. В диссертации, на примере деятельности христианского подвижника, исследуется проблема христианизации в отдельном регионе.Западной Римской империи. На основе критического анализа существующих гипотез'о личности и деяниях Северина объясняются причины и обстоятельства прихода святого в Норик. Выясняется роль и место христианского проповедника в общественной ситуации зторой половины У в.н.э. в данном регионе. В научный оборот введзш некоторые кагьектуры текста "Еития Северина" обычно игнорируете другими иссяедозателями.

Материалы и выводы диссертации могут быть иепольговаш при

2. са исключением одной статьи: Колосовскся ЮЛ- Соглваог ^ог1си Евпшпия как исторический чстоедих по истории лозднеантичаого го-' рода // ЦЕИ I, 1977.

дальнейшем изучении процесса христианизации в Позднеримской империи, для воссоздания истории ранней стадии христианской цивилизации в Западной Европе. Анализ текста источника представляет интерес для разработки методики исследования агиографической литературы. Конкретные данные исследования и теоретические обобщения тлеют существенное значение в преподавательской деятельности при чтении курсов по истории древнего мира, средних веков,- религиоведения и культурологии.

Апробация результатов исследования. Отдельные главы и диссертация в целом обсуждались на заседаниях кафедры истории древнего мира и средних веков МПГУ им. В.И. Ленина. Основные положения и результаты работа были представлены в сообщениях на научных Ленинских чтениях в (.ЛГУ /Москва, 1991 и 1992 гг./.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и списка сокращений.

Введение посвяшено постановке проблемы, определению целей и задач исследования, характеристике источников и историографии вопроса. Подчеркивается роль и место Норика в системе римской государственности. Дунайские провинции и дунайский лимес занимали'особое положение в Римской империи. Реция, Норик и Паннония являлись своеобразным щитом, прикрывавшим с севера и северо-востока сердце римского государства - Италию. Отсюда становится понятным то внимание, которое Империя постоянно уделяла восточнодунаРско-альпий-скому региону как стратегически важному рубежу и плацдарму для военных действий против задунайских племен.

История Норика эпохи Великого переселения народов раскрывается в диссертации через источник'особого рода и потому во Введении дается источниковедчески!! анализ Тмтия Северина". При этом необходимо отметить, что данное "хгитие " пользовалось широкой популярностью уже с эпохи раннего средневековья. На него ссылаются и его цитируют Павел Диакон /причем и в "Римской истории" и в "Истории лангобардов"/, Аноним Валезия, Эннодий. В течение всего средневековья "¡Ритие Северина" активно переписывалось как в монастырях Италии, так и Австрии. В итоге, к XIX в., когда началась научная издательская деятельность, перед учеными стояла задача скорее в том, чтобы отобрать из многочисленных списков памятника наиболее

достоверный, нежели в поисках единичных копий. В результате ш располагаем как минимум тремя наиболее полными и авторитетными изданиями "йития Северина" - Г. оауппе /1Ь77г./, Т. Ломмьена /1889 г./ и Р, Нолля /1663 г./, что позволяет построить анализ данного документа на прочной источниковедческой и палеографической базе.

В историографическом обзоре прослеживаются основные тенденции в развитии методических подходов к "литию Северина" и к образу самого святого.Прежде всего отмечается, что фигура Северина в исторических исследованиях XIX-XX вв. изображалась по разному и в этом изобпагении проделала длительную и серьезную эволюцию - шел непрерывный процесс' секуляризации образа святого из Норика: от загадочного и таинственного харизматического лидера /в работах 5. Реттбепга, Г. Фридриха, А. Хаука, особенно А. Тьерри/ до трезвого и расчетливого политика и администратора /в работах П. Дёрфлера, Ф. Кафана, К. Крамерта и Е. Винтера, особенно Р. Нолля и Ф. Лотте-ра/. Столь же длительной была и эволюция методов исследования "Жития Северина". - от буквального пересказа /в работах Ж. Цайлера, 3. Ерюнера, А. Бодрийгра/ ко все более критическому анализу /в работах 4. Кафана, И. Цибермайра, К.,Крамерта и Е. Винтера, Р. Нолля/, пш котором на современном уровне исследования требуется не только привлечение косвенных источников, но и построение гипотеу, далеко выходящих за Нормальные рамки "Жития Северина" /в работах Ф. Лоттера/. "Л'итие Северина" заставляет взглянуть по-новому на вечную проблему взаимоотношения исследователя и источника. Все более настоятельной становится необходимость расширения комплекса вопросов, с которыми историк обращается к данному "житию". Данный источник все более приобретает характер одного из важнейшего документа, освегададаго позднеантичную эпоху в целом, и потому имеет . смысл обратиться к нему именно в этом контексте, а не просто как к свидетельству по истории отдельных, пусть и важных, сторон жизни того времени /экономической, политической и т.п./. При этом мы сами, вольно или невольна, обедняем источник, и наоборот - новое целостное пгочтение "Китая Северина" неизбежно порождает новые методические подходы, открывайте новые грани в истол :овакии документа.

В заключение историографического обзора проводится краткий анализ работ советских историков. За исключением уже упомянутой работ Ю.К. Колосовской, в отечественной историографии нет специальных исследований, посвященных "Житию Северина" и личности но-рикского святого. Тем не менее, большую помощь автору диссертации оказали труди,Будановой В.П., Колосовской Ю.К., Корсуиского А.Р., Ременникова А.П., Сиротенко В.Т., Штаерман Е.М.-, которые позволили более точно и полнее разобраться в сложной социально-политической обстановке на Дунае, сложившейся к У в.н.э.

Первая глада "Норик У в.н.э." посвящена характеристике военно-политической, экономической и религиозной ситуации в Норике ко времен!! появления там Северина,-

Военно-политическая ситуация в восточнодунайско-альпийском регионе исследуется на основе выяснения расстановки основных противостоящих друг другу сил - Западной йшской империи и варварских племен. На основе анализа соответствующих источников делается вывод о том, что политические события в Норике У в.н.э. со всей ясностью свидетельствуют о медленном, но неуклонном падении влияния западно-римского государства в данном регионе. Тем не менее, учитывая важное стратегическое значение провинций, служившей прикрытием Италии, римское правительство старалось не упускать из-под своего контроля события в Норике. Можно соверпенно определенно сказать, что только после 488 г. римское господство в этом районе окончательно завершилось.

Вместе с тем У в.н.э. справедливо можно расценивать как время постепенного усиления влияния варварских народов в восточнодунайс-ко-альпийском регионе. Анализ источников позволяет сделать вывод о том, что господство ругиев в Прибрежном Норике и создание там политического объединения ругиев-римлян в период между 453-468 гг. стало возможным только благодаря временной слабости двух могущественных соседей, одинаково враждебно настроенных против них: с одной стороны, это было государство Одоакра, который в данный период времени был. занат упрочением своей власти в Италии, с другой -остготское королевство в Паннонии, в то время занятое борьбой с Византией. Как только эта ситуация динамического равновесия сил ^ была нарушена - во многом благодаря искусной дипломатии восточно-

римского государства, сумево1вго заинтерисовать остготов перспективой завоевания Италии - политический союз ругиев-рнмлян, в силу малочисленности самого племени ругиев, испортившихся отношений с местным римским населением, пал,- сначала под ударами войск Одоакра, а затем в результате вторжения остготов Теодориха.

Социально-экономическое положение в Норике У в.н.э. изучено недостаточно полно и представляет собой неясную картину в виду скудости источников. Тем не менее, анализ имеющихся в надем распоряжении данных показывает, что восточнодунайско-альпийский регион вступил в это время в полосу экономического упадка и круше- ' ния старых социально-экономических отношений. Можно с уверенностью говорить о том, что все без исключения слои римского провинциального'общества в У в. испытывали серьезные экономические трудности и даже находились на грани голода и вымирания: крупная земельная знать, лишенная вследствии набегов варварских племен своих земель и рабочих рук, мелкое крестьянство, ремесленники и торговцы, которых грабили, убивали, уводили в плен и т.п. оказались в состоянии разорения. Наблюдается упадок экономической активности в городах, поставивший многие из них на грань полного запустения. Почти полностью исчезают прежние римские гражданские и военные власти, что ведет к полной беззащитности местного населения не только перед лицом варваров, но и перед шайками разбойников, бродившими по провинции.

Однако было бы неправомерно видеть в событиях У в. одни только черты упадка и вырождения. Одновременно с этими процессами . шло становление новых хозяйственных связей и отношений, формирование новой социальной структуры общества. С полным основанием данное время в Норике можно охарактеризовать как время социальной и экономической перегруппировки сил. Мелкое крестьянское хозяйство, сам мелкий крестьянин, которые некогда не исчезати из хозяйственной и общественной жизни Норика в силу специфики пограничного положения провинции, в У в. оказашсь в относительно более выгодном положении, чем крупные земле- и рабоЕладельга. Мелкое крестьянское хозяйство будучи просто ^органиговшгккм, а потому и более устойчивым при социально-политических потряс- ниях, в это время выходит на первый план, в то время кск о. чрупиыг: имениях земельной знати нет никаких сведений.

Аналогичная картина наблюдается и в ремесле. Однако, нет повода говорить о полном прекращении всякой производственной деятельности-в провинции. Отмечается его сокращение и перемещение в сельскую местность /в монастыри, небольшие укрепленные бурги и т.п./, где ремесло зачастую соединялось с сельским хозяйством /это хорошо видно на примере таких городов как Лаври-ак и Фавианы/.

Следует также отметить упадок торговли как в пределах провинции, так и при обмене с соседними областями. Об этом свидетельствуют данные нумизматики, находки монет, относящихся к У в. В письменных источниках упоминания о торговле крайне редки. Однако, кризис торговли коснулся главным образом крупной оптовой торговли, были нарушены старые, традиционные торговые связи. Торговля, как и ремесло, мельчает, распыляется, переходит в руки крестьян, горожан, ремесленников и т.п. Весьма примечательно то, что не смотрл на тревожную военную обстановку в Норике, продолжают функционировать местные ярмарки, а жители Фавиан, просят Спворина поговорить с королем ругиев о разрешении им торговли с его соплеменниками. Таким образом, происходит перемещение торговых, путей и связей: если раньше контакты с левобережьем Дуная носили опизодический характер, во многом, кстати говоря, по политическим мотивам, ибо торговля была орудием политического давления на варварские племена со стороны Римской империи, то теперь торговля с ругиями приобретает более широкие масштабы.

Наконец, пусть и в резко сократившемся объеме, но продолжает функционировать товарообмен между Нориком и соседними областями - Италией и Рецией П. Иногда, как это было во время голода в Фавианах, подобные связи играли жизненно важную роль для жизнеобеспечения провинции.

Заключительная часть пераой главы содержит обзор истории распространения и укрепления христианства в Норике до появления там Северина. Новой мировой религии пришлось столкнутся со множеством язычеких культов и верований. На территории провинции мирно сосуществовали как кельтские, так и римские божества, подчас порождая сложные синкретические культы. Кроме этого с Ш в.н.э. на этой территории, как впрочем и по всей Империи, большую популярность нача-

- а -

ли приобретать мистериальные 1сульты, пришедшие из восточных провинций Римской империи. Таким образом, христианство, к моменту своего появления в Норике, имело достаточно серьезных конкурентов.

На основе анализа имеющихся в нашем распоряжении источников о процессе христианизации восточнодунайско-альпийского региона можно сделать следуйте выводы: первые достоверные и неоспоримые следы христианства в провинции появляются довольно поздно, в конце III - начале ТУ вв.н.э. Предположения и гипотезы о начале проникновения новой религии в Норик в I- или П вв.н.э., не имеют убедительных доказательств.

Христианство распространялось по провинции из нескольких центровí из Аквилеи - крупного политического и духовного центра северо-восточной Италии, где располагалась архиепископская ка-йедра под юрисдикцией которой находился и Норик; из Петовия -крупного городского центра на юго-востоке Норика; из Паннонии, о чем косвенным образом свидетельствует и пример самого Северина. К первой половине 1У в.н.э. можно отнести появление первых епископских кафедр в Ьорике, к середине У в. их уже насчитывается, по разным оценкам, от четырех»до семи. Это свидетельствует об активизации деятельности христианской церкви в данный период времени. Об этом же говорит и археологический материал: появление бесспорно христианских захоронений, с одной стороны, и следы разрушения языческих храмов - с другой. Рубеж 1У-У вв. можно считать переломным в религиозной жизни Норика - язычество оттесняется на периферию общественной жизни, уходит в сельскую местность, в городах же христианство постепенно завоевывает доминирующие позиции. Таким образом, для последующей духовной деятельности Северина во второй половине У в. существовали достаточно благоприятные предпосылки.

Нторпя глапа диссертации "Житие Северина": проблем", исторической достоверности источника" посвяхеьа истории создания "жития", авторской позиичи Евпшпия г аббата монастыря сеяного Северина в Кастеллум Лукулланум около Неаполя, написавший свое . произведение в 511 г. и хронологической идентификации тзх событий, о которых нам сообщает "Житие Сеиесина'.

На основе анализа текста указанного "жития", а .также переписки Евгиппия с диаконом римской церкви Пасхазием мо>::но сделать следующие выводы: Евгиппий никогда не был лично знаком с Севери-ном и непосредственным его учеником не являлся. Достаточно определенно пребывание Евгиппия в составе монашеской общины Северина просле:?ивается только лишь с 488 г., т.е. спустя 6 лет после смерти святого. Далее, "Китие Северина", за исключением гл..гл. ■ 44-46, составлено не по личным воспоминаниям автора, на со слов современников Северина, причем повествование Евгиппия содержит некоторые внутренние противоречия, что свидетельствует о наличии' разных версий в рассказах, которые использовал автор.. Однако, это не снижает ценности "Жития Северина" как исторического источника, поскольку, с одной стороны - именно вышеуказанные противо- ' речия, отсутствие слишком фантастических деталей позволяет еде- ' . лать вывод о наличии в произведении Евгиппия объективной wijop-мации о событиях действительно имевших место в Норике и Италии У в.н.о.,.с другой - наличие большого количества современников и свидетелей жизни и деятельности Северина служило достаточно серьёзны}.! противовесом потенциальной чрезмерной фантазии автора. Наконец, судя по характеру контактов Евгиппия с представителями римской светской и духовной аристократии на протяжении всей его жизни, можно сделать вррод о том, что автор "Гитпя Северина" придерживался провизанти"ской ориентации и выражал свое сочуствие прови-зантиСской "партии" в Риме. Тот пакт, что сразу после написания Евгиппий послал свое сочинение кс. отзыв к Пасхазию,- в то в{)емя находишемуся в оппозиции к проготски настроенному духовенству, говорит о многом*

Не менее всхкЛ проблемой, .ем проблема автора "Хития Севери-. на", является шясненйе xjöno^ovm событий, описанных в источнике» Й самом документе содержимся уп'Агонааие только о двух.бесспорных и надежных датьх - 483 г. - год эвалузции римского населения из Носика и 27 янр.лря 482 г. - дата er-эрги Северина. Хронологическая привязка осталь!г,1л сос'ыгий mcv-j г д^-пфолагься только приблизительно. И гее г.е, путей anrv ига '^кота чУития Северина", а также ряда другк* и?точииг.ой, t.crt-0 поодлокить оледуицул периодизацию: гл. гл. 1-1 охваты:?'^ с 4б:Лгс 469 г., гл. гл. 5-7 - с.469 по

по 471 гг., гл. гл. 8-17 - с 471 по 472 гг., гл. гл. 18-20 - с 472 по 476 гг., гл. гл. 21-32 - с 476 по 480 гг., гл. гл. 33-43 ' - с 480 по 482 гг., гл. гл. 44-46 - 488 г. Таким образом, хронологическая канва источника обретает некоторую стройность, но содержит одно'существенное противоречие, поскольку в самом начале гл. I "Нития Северина" сказано, что Северин появился в Нори-ке сразу же после смерти Аттилы, т.е. примерно в 453-454 г. Следовательно, между г>той датой и исходной, предложенной наш, возникает лакуна в 13 лет. В диссертации ее предполагается объяснить следующим образом.

Северин, как показывает произведение Евгиппия, очень не любил вопросов о своем происхождении и прошлом. Поэтому, именно в начальной части "жития" в полной мере сказались нивелирующие особенности агиографического жанра. СевеГрин пришел в Норик после глубоких душевных переживаний, которые он испытал в пустыня* Востоку и для агиографии это и только это могло служить .отправной точкой повествования. Подробности же событий, происшедшгх до этого факта или забылись или были проигнорированы как несущественные, кроме, пожалуй, одной - даты первого появления Северина на Дунае .'после смерти Аттилы.

Речь идет р"первом приходе Северина в Норик потому, что в результате проведенного в диссертации анализа источников получается следующая картина: до своего появления в провинции Северин занимал достаточно высокий административный пост в римском государственном аппарате. Однако, как это было со многими представителями правящего сословия того времени, он пережил тяжелый душевный кризис, который привел его к коренному изменению взглядов на жизнь и веру. Это духовное перерождение произошло вскоре после первого посещения Северином Норика, приблизительно около 453-454 г. После этого Северин отказывается от своей должности и уходит в пустыни Востока, чтобы там вести жизнь аскета и христианского подвижника. В пустыне Сёверин решал сложную задачу - заняться ли исключительно христианским самосовершенствованием вдали от мира и суеты или же не оставлять население Норика в дни тяжелых испытаний. Фактически речь шла о том, каким образом он может послужить Богу и обрести спасение - спасая только себя или ще спасая кроме себя дру-

гих. Итог известен - по внушению свыше Северин возврашается в Но-рик, примерно в 467 г.,'именно в тот критический для всего региона момент, когда началось передвижение готов. Говоря о причинах совмещения двух приходов Северина на Дунай в один, о котором говорится н "Китии Северина", помимо уже сказанного отметим еше и то, что в данном случае свою роль могло сыграть своеобразное наложение полного опасностей периода между 451 и 454 гг. - времени--няиестсил гуннов и гибели их государства, и другого не менее тревожного промежутка между 467 и 472 гг., когда обострились отношения ме>*ду гота™ и другими дунайскими племенами. Интервал между этими двумя временными отрезками вполне мог стереться, в' памяти cod- ' ременников, тем более, что он был не так уж и велик. Произошло,-своеобразное укорачивание устной традиции, что добросовестно зафиксировал Евгиппий. ■ Третья глава исследования "Политическая и религиозная дея- ' тельность Северина в Норйке" непосредственно освещает жизнь и деяния Северина, его роль и место в деле укрепления христианства в данном регионе.

Предположив наличие в прошлом у Северина высокой администра- • -тивной должности, что не противоречит источникам, было бы логично, попробовать установить какио же именно обязанности он исполнял до своего обретения к христианству. Поскольку "йгтие Северина" не • дает ответа на поставленный вопрос, необходимо обратиться к другим документам, которые проливаот свет на эти собутия. Речь вдет преяде всего о произведениях Сидонкя Аполлинария и оннодия.1

На основании анализа двух дскументов-"Описаиия жизни благочестивейшего Антония монаха" Оннодип и "Панегирика императору ?,'айориану" Сидения Аполлинарии, автор диссертаций приходит к еле- . дуппим выводам: \гго>>йчаемъ.й в произведении Эннодчя "выдащиЯся муж" Северин является тем же Севериком, о котором говорит ЕвГиппи!',. Более того, сам термин "«удсмпийся исходя из реалий У в.н.э.,

свидетельствует о том, ч:о в дгчкам-случае мы имеем дело с высоко-постачленкш госу^-эрСТЕепт-ат*: "лпе.р.гпяом. Зто подтверждается призерами употребления remoro те-угч i у других поздкеаитичных авторов - Кассиодора, Apitj. епископа Вьойз, наконец, в других произведе-

ниг.^ "ОТО жч Сн-оди«. . •

Далее, обращаясь к произведению Сидония Аполлинария, мы модем выяснить и то', чем конкретно занимался Северин находясь на государственной службе. Именно Северин является тем самым загадочным Умагиструм милитум", упоминаемым Сидонием Аполлинарием, который оказал итератору неоценимую услугу - набрал войско из местных придунайских племен и привел его к Майориану, когда тот готовил поход против вандалов. До этого Северин, занимая эту же должность, вскоре после смерти Аттилы, т.е. около 453-454 г., пришел на Дунай как полномочный представитель Империи и, проведя военно-административную реорганизацию региона, сумел, пусть и не в прежних пределах, но вернуть Норик'западноримскому государству. Получается, что именно за эти заслуги перед императором и государством Северин в 461 г. был возведен в ранг консула и именно в этом новом звании мы и встречаем его в Арле на Ииру у Майориана,.который описывает Сидоний Аполлинарий.

. Таким образом, жизнь Северина,до его появления в Норике уже в качестве христианского^ подвижника и аскета, может быть реконструирована следующим образом: Северин родился примерно в 410 или 4Т2 г., достигнув совершеннолетия, он поступает на государствен-,'ную. службу. В 453-454 г. он выполняет важную миссию в восточноду-найско-альпийскои регионе, занимаясь его реорганизацией и возвращением под власть Рима. В этот же период времени он занимается и вербовкой войск,-имея на то официальные полномочия как обладатель .звания "магистер милитум". В 461 г. император Майориан, высоко оценив результаты деятельности Северина, возводит его в звание консула* Однако, все в том же 461 г., после трагической гибели императора, Северин имел все основания опасаться за свои жизнь, поскольку всесильный Рицимер обрубил репрессии на близких к императору людей. В результате консул был вынужден бежать на Восток, что кстати сказать, в те времена было явлением обычным для многих высокопоставленных лиц в обоих римских государствах, и там скрываться в пустыне. Именно на Востоке происходит тот душевный переворот, который обратил Северина к служению Еогу. Оснований для этого, помимо угрозы собственной жизни, было предостаточно - разочарование в связи с крушением планов Майориана По восстановлению величия . йшской империи, жалкая смерть самого императора - все это также

могло породить стремление укрыться в тиши отшельнического уединения- Около 467 г., преодолев внутренние сомнения, Северин пнопь приходит в Норик уже в ином качестве, но с прежней целью - упрочить, если пто eine возможно, величие Вшского государства.

Анализ дальнейшей деятельности Северина основывается уте полностью на материале произведения Евгиппия. Данные "лития Северина" ' бесспорно свидетельствуют о больших организаторских способностях Сепорина. В сферу его постоянных забот входят и переговоры с варварский воплями и организация обороны городов от внезапных набегов задунайских племен и т.п. Это позволяет сделать вывод о том, что поразительная осведомленность христианского подвижника о планах варваров базировалась, помимо всего прочего, еще и-на личных знакомствах Северина, установившихся в бытность его пребывания на ' чиновничем поступи на сведениях разного рода осведомителей и они-, ссаров, которых он лично направлял по всему восточнодунайско-аль-пийскому региону. Почти полное отсутствие римских государственных военных и гражданских властей в Норике /упоминание о них в "Гитии Северина" содержится только один раз/ поставило со всей неизбежностью перед Севернном задачу формирования некоего подобия аппарата управления. В качестве такого аппарата в источнике выступают монахи монастыря у 4авиан, основанного лично святым.

Другой ваадог проблемой, стоявшей перед Северином, была организация сбора и распределения продуктов питания и одекдн среди местного населения. Ота проблема была решена путем сбора пожертвований среди затиточной части провинциального населения, введения десятины /отметим, кстати, что перед нами один из самых ранних случаев упоминания о десятине в рагнесредневековых источниках/ и покупки продуктов питания, хотя последняя возможность представлялась довольно редко.

Таким образом, можно с полным основанием говорить о том, что Северин пользовался г Норике нг толь: «о большим духовпнм авторитетом, но и взял m ce6i, всю пол.юту гражданской и военной власти.

Однако, вне всякого соикег^я, авЮр ">'ития Оеаериня" видит в геро5? споего поьп':т:',опания пге;г,:;з Зсего религиозного деятеля, основателя монашеской >лг;ини, аббатам которой, спустя много лет, он и стал-

Прежде всего необходимо отметить большую роль Северина в строительстве новых монастырей в Норике. Точное количество их установить трудно, но несомненно, что как минимум два монастыря было основано лично святым. Кроме этого, Северин написал устав для монахов, о содержании которого нам, к сожалению, известно очень мало. Северин такте внес большой вклад в упорядочение духовно-религиозной жкзни провинции. Несмотря на наличие в Норике епископов, христианские -общины отдельных городов и регионов Норика ко времени появления в провинции Северина в 467 г. похоже утратили связь между собой. Именно норикскому подвижнику и принадлежит роль объединителя церковных сил провинции, и именно под его руководством церковь становится авторитетным органом управления. При этом важно отметить то, что Северин не занимал никакого официального поста в церковной иерархии. Он не являлся также аббатом, основанного им же, монастыря у Фавиан. Это ни в коей мере не умаляет авторитета святого среди местного населения, но просто свидетельствует о неформальном его характере. Более того, в ходе анализа "Лития Се-рина" мо?шо поставить под сомнение даже монашескиг сан норикского аскета. Действительно, если внимательно проанализировать те эпитеты, которые употребляет Евгиппий по отношению к герою .своего повествования, то оказывается, что он не называет Северина не только аббатом, но даже и просто монахом ! Впервые "монах СеЕерин" появляется у Анонима Валезия /сер. У1 в./, который цитируя "Житие Северина", в данном пункте вносит новшество, которое в дальнейшем закрепилось и других-авторов. Возможность понимания и трактовки именно неформального характера авторитета Северина подтверждается примерами киени и деятельности других известных личностей эпохи раннего средневековья. Так, Кассиодор - высокопоставленный государственный деятель при дворе остготского короля Теодориха, но одновременно с этим основатель знаменитого монастыря Виварий и автор наставления монахам по переписке книг, окепрефект и патриций Либерий, также занимавший высокие государственные посты при Теодорихе, построил на своих землях церковь в Оранжв и основал монастырь св. Мартина в Кампании,

Таким образом, анализ духовно-религиозной серы деятельности Северина, подводит нас к выводу, что и в этой области перед нами

возникает образ не столько монаха-отшельника /как раз, его монашество весьма сомнительно/, сколько церковного неформального руководителя и опять таки администратора и организатора духовно-религиозной жизни Норика.

Заключение. В этом разделе диссертации формулируются выводи проделанного исследования.

Уникальный исторический памятник раннейредневековой эпохи -"Житие Северина" - дает возможность яснее представить картину той эпохи, информация о которой столь скудна и зачастую ненадежна. При этом в центре нойего внимания неизбежно оказывается фигура норикс-кого подвижника. Однако, за жизнеописанием Северина стоит вся эпоха У в.н.э. в целом и, в свою очередь, исторический фон этого периода времени заставляет по-новому взглянуть на традиционные Пред-* ставления о личности самого Северина. ' .

Северин с полным основанием может и должен быть помещен в один ряд с известными светскими и религиозными деятелями раннего средневековья. С одной стороны, он по тогой близок таким церков-ним деятелям того времени, как Сидоний Аполлинарий и Амвросий Модно лакский. И Сидоний и Амвросий, будучи выходцами из знатных фа- • , милий, в свое время занимали высокие государственные посты и оба затем стали епископами /Амвросий вообще получил эту высокую церковную должность в одном из крупнейших городов Италии даже не будут«} ... крещеным !/. С другой стороны, эта же эпоха дает нам примеры деятельности высокопоставленных государственных чиновников, которые в условиях развала управленческих структур пытались, подобно Северину, сохранить остатки былого величия Рима. Згидий, Нарцеллин, Сиагрий - всем им пришлось, пуста и на короткое время, полностью взять на себя управление подчиненней территориями' в условиях почти полной изоляции от центральных властей.

Фигура христианского подвижника Северина стоит иа рубеже дйух эпох. С одной стор^нн ом г^ с туп пет пак представитель римского государственного аппарата раз псггятаза'псь удерглть величие рчмекого государства тал,«, гдь зто грэдета-дялогь возможным, с другой - кап . яске? л подвижник, ссойкангиС сь~е духовное призвание в служении на пользу людям, пггэ;*н> «ласгъ; саву и мирсчуп суету. И высшей с-теп2.л {эдмволаяи-» -.•>, чго «<.л<*лг,- пофвятившлй вел своп жизнь

двлу укрепления Западной Римской империи, находит свое последнее место упокоения там, где теряются следы последнего западноримско-го итератора.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: ' .

1. Проблема авторства и авторской позиции Евгиппия /по материалам "Кития Северина" и его переписки с диаконом Пасхазием/ II Высшая школа и историческая наука: историография, источниковедение, методика. Кострома. 1991. /0,1 п.л./.

2. К вопросу об уточнении хронологических рамок.и хронологии событий в "¡¿итии Северина" // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. В.И. Ленина за 1991 г., посвященной 120-летию основания университета. М. 1992. /0,1 п. л./. ' ' ,