автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Политическая концептология как направление политико-философских исследований

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Заколодний, Роман Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Политическая концептология как направление политико-философских исследований'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая концептология как направление политико-философских исследований"

На правах рукописи

00501Ьо

Заколодннй Роман Александрович

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и методология политической науки

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

3 МАЯ 20:2

Ростов-на-Дону 2012

г г

005016512

Работа выполнена на кафедре теоретической и прикладной политологии факультета социологии и политологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

Научный руководитель: Коротец Игорь Дмитриевич

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Лубский Анатолий Владимирович

доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет, профессор кафедры социологии, политологии и права ИППК

Котеленко Дмитрий Геннадьевич

кандидат политических наук, Южный научный центр РАН, Ученый секретарь Института социально-экономических и гуманитарных исследований.

Ведущая организация: Ростовский юридический институт

МВД России

Защита состоится 24 мая 2012 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.31 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, ауд. 302. С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим присылать по адресу:344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ауд. 308, диссертационный совет Д 212.208.31.

Автореферат разослан апреля 2012 г.

Ученый секретарь ^ / С.П. Поцелуев

диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Аетуальность темы диссертационного исследования обусловлена изменениями в политической реальности и в политическом знании, реагирующем на эти изменения. Переход от индустриальной к информационной культуре характеризуется высокой динамичностью и информационной насыщенностью социально-политических процессов. На рубеже тысячелетий возникла проблема переосмысления политической реальности, связанная с возникновением информационного общества и потребностями в новой конфигурации политики.

Одним из направлений политико-философских исследований, позволяющим сформулировать и разрешить возникшие проблемы, можно считать политическую концептологию1. Ее основой является комплекс утверждений о несовпадении политической реальности и множества дисциплин и знаний о ней. Это обстоятельство фиксирует кардинальные различия между процессом принятия политических решений и ресурсами когнитивности, которые накоплены человечеством. Ни система права, ни принципы государственного управления, ни существующие идеологии не в состоянии совместить поле политической проблемное™ с наличными ресурсами рационализма и политического сознания. Возникает потребность в создании методологии, которая позволит обобщить политический опыт и на этой основе более сознательно отнестись к политическому конструированию на уровне информационных потребностей.

Политическая концептология основана на междисциплинарном подходе к исследовательской деятельности. Трансдисциплинарность, связанная с интегративными ресурсами сетевого информационного пространства, получает признание и развитие в когнитивной практике. Так, во «Всемирной Декларации о Высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по Высшему образованию, состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в статьях 5 и 6 содержится призыв поощрять трансдисциплинарность. Программы учебного процесса должны

1 См.: Макаренко В.П. Политическая концептология: обзор повестки дня. М.: Праксис, 2005.

3

способствовать обучению будущих специалистов трансдисциплинарным подходам для решения сложных проблем природы и общества2.

В то же время междисциплинарный подход для современного высокодифференцированного знания является серьезной проблемой, поскольку интегрирование различных методологий и содержаний невозможно осуществить формально. Политические исследования нуждаются в соответствующих интегративных ресурсах, достаточных для обеспечения реализации адекватных междисциплинарных практик. В политической концептологии для этих целей используется аналитическая методология, позволяющая осуществить соответствующую интерпретацию содержания.

Таким образом, потребность в осмыслении политического управления на уровне постиндустриального и информационного общества существует. Ее суть заключается в совмещении свободы и управляемости социальной системы на уровне сетевых взаимосвязей. Методы классических политических исследований ограничены и не имеют ресурсов для обеспечения принятия политических решений. Одним из способов выхода из когнитивного кризиса можно считать политическую концептологию, которая нуждается в распространении как методология и дальнейшего развития в качестве теории политических исследований.

Степень разработанности проблемы. Концептологические теории, которые возникли в последние десятилетия в различных отраслях знания, в качестве базового элемента используют форму мысли «концепт», являющуюся альтернативой традиционному «понятию». Термин «концепт» не является новым, он используется в психологии, философии, филологии и других отраслях знания. Но в современной политической литературе он применяется редко. Непосредственных исследований в области изучения функционирования концептов в социально-политическом направлении мало.

2 См.: Архив ЮНЕСКО [Электронный ресурс] = Archive UNESCO / World Declaration on higher education for the twenty-first century: vision and action. - Электрон, дан. - Paris: UNESCO House, 9 October 1998. - Режим доступа: http://www.unesco.org/cpp/uk/declarations/world.pdf

Впервые основания для изучения концепта теоретически были разработаны в философии Средних веков Петром Абеляром3. Концепт, представленный как связь вещи и речи о вещи, есть, по Абеляру, «универсалия, поскольку именно речь схватывает, или конципирует, все возможные произнесения, отбирая необходимое для конкретного представления вещи. Концепт неразрывно связан с общением, или со смыслом»4.

В Новое время, характеризующееся научным способом познания, концепт был вытеснен понятием, как наиболее адекватным постижением истинности вещи, представленной как объект. Ориентация на однозначное истинное знание, характерное для гносеологии Нового времени, привело к освобождению знания от всех коммуникативных связей. Получила развитие лишь одна перспектива рассмотрения ментальных образований — соответствие идей эмпирическому основанию.

Впоследствии Кант, обратившись к исследованию синтетических суждений и актов синтеза, прибегнул к разграничению «conceptus communis, conceptus comparationis, conceptus cosmicus, conceptus ratiocinans, conceptus rationalis, conceptus ratiocinatus для характеристики актов постижения и понимания»5. Кант обращается к старому термину conceptus для того, чтобы подчеркнуть активность познавательных способностей. Проводя различие между понятиями рассудка и разума, он употребляет для них и разные термины: «Понятия разума служат для постижения понятия рассудка подобно тому, как понятия рассудка -для понимания восприятий. Понятия разума, имеющие объективное значение, он называет conceptus ratiocinatus (рациональным пониманием), а понятия разума, которые не имеют объективного значения, - conceptus ratiocinans (рационализирующим пониманием)».6

В дальнейшем отечественный философ С.А. Алексеев-Аскольдов развивает точку зрения, которую он называет концептуализмом: «По крайней мере, точка

3 См.: Абеляр Петр. Теологические трактаты. М.:Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.

Неретина С.С. Петр Абеляр // Антология Средневековой мысли. В 2-х томах. СПб: Русский христианский гуманитарный институт, 2001. Т.1. - С. 397.

5 Кант И. Критика чистого разума. М.:Мысль, 1998. - С. 347.

6 Там же. - С. 348.

зрения концептуализма, представляется нам способной выдержать все направляемые против неё возражения, которые зачастую производят впечатление лишь некоторых искусственных изобретений, а не естественных аргументов»7. Аскольдов делает акцент на индивидуальном статусе концепта, его генезисе в индивидуальном сознании.

Г. Г. Шпет определяет концепт «как экстенсиональную характеристику понятия»8, т.е. связывая его с объемом понятий, с пустыми формами, независимыми от предметного значения. А.Черч определяет концепт с помощью семантического обоснования, он «определяет смысл как то, что бывает усвоено, когда понято имя, так что возможно понимать смысл имени, ничего не зная о его денотате»9. В работе Р. Карнапа «Значение и необходимость»10 концепт выражается как метаязычный термин, репрезентирующий семантическую структуру.

Дальнейшие исследования в области изучения концептов следует отнести к лингвистическому перевороту. Так, Ж. Делёз" и Ф. Гваттари12 проводят различие между научным понятием и философским концептом.

В нашем веке изучением концептов активно занимаются филологи: Карасик В.И.,13 Слышкин Г. Г.,14 Воркачев С.Г.,15 Стернин И.А.,16 Алейникова Т.В.,17

7 Алексеев-Аскольдов С. А. Мысль и действительность H Антология феноменологической философии в России. T. 1. М.:Логос, 1998.-С. 357.

8 Шпет Г. Г. Язык и смысл // Шпет Г. Г. Мысль и Слово. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2005. - С. 369.

9 Черч А. Введение в математическую логику. / пер. с анг. B.C. Чернявского, ред. В.А. Успенского. T. 1. М.: Иностранная литература, 1960. - С. 18.

|0См.: Карнап Р. Значение и необходимость. Исследования по семантике и модальной логике / Пер. Н. В. Воробьева;

общ. ред. Д. А. Бочвара; предисл. С. А. Яновской. М.: Издательство иностранной литературы, 1959. " См.: Делёз Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской. СПб: Петрополис, 1998.

12 См.: Гваттари Ф., Делез Ж. Что такое философия? = Qu'est-ce que la philosophie? / Пер. с фр. С. H. Зенкина. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

13 См.: Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

14 См.: Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. M.:Academia, 2000.

15См.: Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и

прикладная лингвистика: Сб. науч. тр. Вып. 3. Аспекты коммуникативной деятельности. Воронеж: Изд-во ВГУ,

2002.

16 См.: Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001.

" См.: Алейникова Т В. Становление концепта как ключевой категории современной лингвистики: подходы к изучению // Человек - слово - текст - контекст: проблемы современных лингвистических исследований. Сборник научных трудов. Омск: МО РФ ОмГУ, Филологический факультет, 2003.

Бабушкин А.П.,'8 Колесов B.B.,'9 Арутюнова Н.Д.,20 Кубрякова Е.С.,21 Попова

з.д.,22.

В работах этих авторов концептология развивается в рамках лингвистических и психолингвистических школ. Наработки в этой области достаточно обширны.

Непосредственно изучением концептов в политическом науке занимаются Макаренко В.П.,23 Лубский A.B.24, Неретина С.С. и Огурцов А.П.25 В.П. Макаренко создает политическую концептологию как направление политико-философских исследований с середины 1990х годов26. Позже им же была сделана попытка раскрытия сущности понятия «политическая концептология» в работе «Аналитическая политическая философия. Очерки политической концептологии».27 В своих исследованиях В.П. Макаренко опирается на разработки в области аналитической философии И. Канта28, Р. Гудина, Ф. Пети29, Д. Юма30, Г. Фреге31, Д.С. Милля32, И. Бентама33, Д. Мура34, Б. Рассела35, Р. Карнапа36, А. Айера37 и Дж. Остина38.

18 См.: Бабушкин, А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления. [Текст] / А. П. Бабушкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под .ред. И. А. Стернина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001.

19 См.: Колесов, В.В. Язык и ментальность. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.

20 См.: Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.

21 См.: Кубрякова Е. С. О формах движения в языке и определении понятия языковых изменений / Е. С. Кубрякова // Общее языкознание: формы существования языка / [отв. ред. Б. А. Серебренников]. М.: Наука, 1970.

" См.: Попова 3. Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, Изд-во ВГУ, 1999.

23 См.: Макаренко В.П. Политическая концептология: обзор повестки дня. М.: Праксис, 2005.

24 См.: Лубский A.B. Политическая концептология как «захват мира политики» и приглашение к дискурсу // Политическая концептология. № 1. Ростов-н/Д: СКНИИЭиСП ЮФУ, 2009.

25 См.: Неретина С.С., Огурцов А.П. Концепты политического сознания // Политическая концептология. № I, № 2.Ростов-н/Д: СКНИИЭиСП ЮФУ. 2009.

26 См.: Макаренко В.П. Политическая концептология // Народы СНГ накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. Тезисы Международного научного конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 мая. Т. 3. 1996.

27 См.: Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия. Очерки политической концептологии. М.:Праксис,

2002.

28 См.: Кант И. Сочинения в 6-ти томах тт. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965.

29 См.: R. Goodin, P. Pettit. A Companion to contemporary political philosophy. 1993.

30 См.: Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1965.

31 См.: Фреге Г. Избранные работы / Пер. с нем. В.В. Анашвили, В. А. Куренного, А.Л. Никифорова, В.А. Плунгяна. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

32 См.: Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования : переводное издание/ Д. С. Милль ; пер. с англ. В. Н. Ивановского ; предисл., прил. В. К. Финна, изд. 5-е, испр. и доп.. М.: Ленанд, 2011.

33 См.: Избранные сочинения И. Бентама / Пер. по англ. изд. Боуринга и фр. Дюмона, A.H. Пыпина и А Н. Неведомского. Т. 1. СПб.: Ру сская книжная торговля, 1867.

34 См.: Мур Дж. Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ.

ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993.

С.С. Неретина и А.П. Огурцов используют несколько отличный подход, основанный на концептуальных учениях Петра Абеляра39. Одним из первых докладов, посвященных концептуализации и концептам Петра Абеляра, был доклад С.С. Неретиной в Тарту в 1986 году «Проблема высказывания у Абеляра». В докладе была выдвинута идея концепта и его отличия от понятия. Значительно позже была выпущена книга «Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра»40.

Несмотря на определенное количество исследований, посвященных концептам, до сих пор отсутствует однозначное толкование этой формы мысли. Существуют дискуссионные вопросы, связанные с теорией концептов: о статусе концепта, его структуре, особенностях вербализации, соотношении концепта и понятия, концепта и значения, а также о его аксиологических и коммуникативных аспектах. Еще больше неясности в интерпретации «политических концептов».

Анализ разработанности проблемы исследования позволяет сделать вывод, что в современных условиях возникла потребность в расширении методологических основ понимания политики. Постепенно создается научная база для дальнейшего исследования феномена политических концептов, функционирующих в социально-политической реальности. Социально-политические аспекты формирования и функционирования политических концептов исследованы недостаточно. До сих пор концептологические направления не исследованы как основание для формирования современной интеграции межпарадигмальных концептуальных образцов политических дискурсов.

Зэ См.: Рассел Д.Б. Дьявол: восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. СПб.: Евразия, 2001.

36 См.: Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки / Пер. с англ., предисл., коммент. Г.

И. Рузавина. Изд. 3-е, стер. М.: КомКнига, 2006.

37 См.: Айер А. Язык, истина и логика / Пер. с англ. В. А. Суровцева, Н. А. Тарабанова / Под общей ред. В. А.

Суровцева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.

38 См.: Остин Дж. Избранное. / Перевод с англ. Макеевой Л. Б., Руднева В. П. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

39 См.: Абеляр Петр. Теологические трактаты. М.:Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.

40 См.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре Концептуализм Абеляра. М.: Гнозис, 1994.

Цель диссертационного исследования - осмыслить методологические и теоретические аспекты политической концептологии и возможности ее использования в политико-философском пространстве.

Объектом исследования являются концептологические интерпретации политического пространства, включая перспективные политико-концептологические подходы.

Предмет исследования - политическая концептология и определенные области ее методологического и теоретического использования. Задачи исследования:

• определить содержательную и методологическую специфику использования термина «концепт» в основных направлениях концептологии;

• рассмотреть аналитические традиции в политической науке;

• исследовать теоретико-методологические аспекты политической концептологии;

• дать концептологическую интерпретацию понятиям «государство», «свобода», «власть», «страх», «равенство», «политическая толерантность», «политический дискурс»;

• исследовать роль коммуникативного контекста в концептологии;

• рассмотреть философские традиции и концепты политической культуры. Теоретико-методологической основой исследования выступает

сравнительный метод, дополненный аналитическими принципами, характерными для аналитической традиции: эпистемологический анализ, логический анализ, анализ языка. В процессе сравнения использовались методы компаративистики, поскольку современное концептуализированное политическое пространство принимает проблемно-плюралистичную, дискурсную организацию в качестве паттернообразующего аспекта. Методика сравнения выражается в синхроническом системном сравнении концептов в отношении лингвистических, психолингвистических, функционально-коммуникативных и когнитивных аспектов, что позволяет выявить специфичность эпистемологических средств,

используемых в политических дискурсах, а также проанализировать причины когнитивной дисгармонии, выражающейся в недопонимании позиций оппонентов.

Научная новизна выражается в конкретных инновационных моментах исследования:

1. Анализ концептологических направлений позволил уточнить сущность и специфику терминов «концепт» и «политический концепт», что позволило четко разграничить содержание категорий «концепт» и «понятие».

2. Выявлен процесс развития трансдисциплинарности в качестве самостоятельного научного подхода. Это - результат методологического сдвига в сторону интеграции, гибридизации и синтеза.

3. Определена специфика политико-концептологических подходов. В частности, политическая концептология В.П. Макаренко ставит задачу дистанцироваться от объекта исследования, определяя предметом исследования саму политическую реальность, в то время как подход Неретиной С.С. тяготеет к субъективации когнитивных процессов и концентрируется на изучении концептуальных высказываний о ней.

4. Выявлены определяющие эпистемологические аспекты политической концептологии. Аналитические принципы выступают методологической базой обоих исследуемых политико-концептологических подходов. Эпистемологический контекст в политической концептологии предполагает центром когниции самого человека, участвующего в политическом процессе и берущего ответственность за свои действия и мысли.

5. Сравнение политико-концептологических подходов позволило сформировать фундамент инновационного направления «политической концептологии» как компаративистики.

6. Установлена и показана взаимосвязь коммуникативных процессов с политическими концептами, выявлены общие семиотические аспекты и свойства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Политическая концептология — это инновационный междисциплинарный подход к исследованию, пониманию и моделированию политической реальности в условиях динамического изменения формы общества и развитого плюрализма, с возможностью сравнительного анализа политических концептов (при соблюдении ряда условий).

2. Политические концепты имеют, кроме понятийного, еще и образное, коммуникативное, аксиологическое и культурное поле. Ресурсы политической концептологии могут использоваться в междисциплинарном пространстве для понимания актуальных феноменов политического содержания, объяснения моделей их развития и интеграции в диалоговое обсуждение.

3. Политическая концептология позволяет политическим акторам сравнивать концептуальные образования с учетом эпистемологического плюралистического контекста. Такая возможность создается благодаря формированию методологии политической концептологии как компаративистики.

4. Политико-концептологические направления способствуют развитию трансдисциплинарного подхода, позволяющего синтезировать различные когнитивные практики при использовании субъектно-универсальных концептуальных аспектов.

5. Развитие современных коммуникативных отношений, осуществляющихся в сетевом пространстве, создает потребность в осознанной обработке концептуальных образований с учетом коммуникативного контекста. Положительным эффектом использования ресурсов политической концептологии является возможность объяснения и понимания функционирующих политических концептов с учетом коммуникативного контекста.

6. Политико-концептологические подходы предоставляют возможность адекватной ориентации в современной политической реальности за счет

эффективных механизмов описания, сравнения и восприятия политических концептов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она в определенной степени заполняет пробел в политологической литературе, касающийся теории исследования трансдисциплинарных и междисциплинарных подходов, позволяющих синтезировать различные когнитивные практики. Значимость работы обусловлена возможностями применения представленных материалов и результатов теоретического анализа процессов и явлений политической концептологии в научно-исследовательской работе, направленной на дальнейшее изучение данной проблематики. Представленная работа обобщает и дополняет исследовательский материал в области политических концептов и политико-концептологических направлений. Аналитические данные могут дополнить образовательные курсы по политологическим и общегуманитарным дисциплинам.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационной работы были изложены на международных и региональных научно—практических конференциях: на VIII международной конференции в Чехии «mezinarodni vedecko-prakticka konference // Veda a technologie: krok do budouchosti» (Прага, 27 февраля - 5 марта 2012г.); на российско-украинской научной конференции с международным участием «Русская власть и бюрократическое государство» (Ростов-на-Дону, 26-28 марта 2012г.); на научной конференции «Политическая концептология: теоретико-методологические основания и институционально-символические аспекты социальных наук» (Ростов-на-Дону, 5-7 июля 2011г.); в работе «Южно-российского политологического конвента» (Ростов-на-Дону, 10-14 октября 2011г.). Диссертационная работа была обсуждена на заседаниях кафедры теоретической и прикладной политологии факультета социологии и политологии ЮФУ.

Результаты исследования и теоретические обобщения были отражены в 7 публикациях, общим объемом 2 п.л., в том числе в двух статьях в журналах, входящих в перечень рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией РФ:

«Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» и «Экономические и гуманитарные исследования регионов».

Структура работы определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность диссертационной темы,

освещается степень ее научной разработанности, определяется основная цель и задачи, объект и предмет исследования, указываются его теоретико-методологические основы и научная новизна, а также излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основания политической концептологии» определяется сущность термина «концепт», его специфика в основных концептологических направлениях. Подробно исследуется политико-концептологическое направление (Макаренко В.П., Неретина С.С.), так как основу этого направления составляет интересующий диссертанта междисциплинарный подход - политическая концептология. Автор подробно рассматривает аналитические и философские традиции политической мысли, что позволяет ему подойти к выявлению и описанию теоретических аспектов политической концептологии.

В параграфе 1.1 «Содержательная и методологическая специфика термина «концепт» автор анализирует термин «концепт», используемый в существующих направлениях концептологии: лингвистическом, когнитивном, культурологическом, лингвокультурологическом, логико-философском, семантико-когнитивном, психолингвистическом и социально-политическом.

Лингвистическое направление. Представители данного дискурса понимают концепт «как весь потенциал значения слова вместе с его коннотативным элементом»41.

Когнитивное направление понимает сущность концепта, относя его к явлениям ментального характера. Представители Воронежской научной школы относят концепт к «мыслительным явлениям, определяя его как глобальную мыслительную единицу».42

Культурологическое направление при рассмотрении концепта большое внимание уделяет всей культуре. Совокупность концептов и их взаимоотношений образуют культуру. Концепт определяется «как главная составляющая культуры в ментальном мире индивида»43.

Лингвокультурологическое направление характеризует концепт как «исходный культурный конструкт с многослойной обобщенной структурой, его образно знаковая часть находится в глубинах индивидуального сознания и кратко

44

воспроизводится в значении слова» .

Логико-философское направление рассматривает концепт как «философско-мировоззренческое понятие, с ярко выраженным аксиологическим оттенком, образующее культурное пространство между индивидом и окружающим его миром»45.

Сторонники семантико-когнитивного направления считают, что концепт — это «ментальная составляющая единица ресурсов индивидуального сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека» 46. Анализ языковых средств позволяет наиболее простым и эффективным способом выявить признаки концептов и моделировать концепт. Семантико-когнитивный анализ предполагает когнитивную интерпретацию.

41 Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев II Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антология. М.: Academia, 1997. -С. 282.

42 Попова З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. - С. 25.

43Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. - С. 9.

44 Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. - С. 4.

43Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. -С. 313.

^Кубрякова Е. С. О формах движения в языке и определении понятия языковых изменений / Н. С. Кубрякова // Общее языкознание: формы существования языка / [отв. ред. Б. А. Серебренников]. М.: Наука, 1970. - С. 205.

14

В психолингвистической парадигме концепт трактуется как «объективно существующее в сознании человека перцептивно-когнитивно-аффективное образование, включающее нейронную основу и образующее личностную концептосферу»47. Акцентируется индивидуальная природа концепта.

Автор подробно останавливается на социально-политическом направлении (В.П. Макаренко, A.B. Лубский, С.С.Неретина и Огурцов А.П.,), поскольку представленные в нем междисциплинарные подходы являются объектами исследования, наряду с политическими концептами. Неретина С.С. определяет концепт как «акт схватывания смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания. В акт «схватывания» включаются следующие параметры: полнота смысла выражения в целостном процессе произнесения; субъектность, смыслоразделительная функция и смысловое единство речи. В отличие от понятия, концепт есть продукт «возвышенного» ума, который способен творчески воспроизводить и собирать смысл. Концепт предельно субъектен и предполагает другого субъекта, актуализируя смыслы в ответах на вопросы. Работа с концептами порождает диспут, активизирует память и воображение, отличается направленностью на понимание «здесь и теперь». Происходит синтез способностей души, как акт памяти концепт ориентирован в прошлое, как акт воображения — в будущее, как акт суждения - в настоящее»48.

В.П. Макаренко дополняет определение С.С. Неретиной: «концепт не метафизичен, не объективен и не субстанциален, его восприятие обусловлено психологическими и социальными установками наблюдателя»49 и предлагает использовать его для анализа концептов в политике на основе созданного им междисциплинарного подхода — политической концептологии. Развитие политической концептологии происходит за счет интерпретации политических теорий на основе ресурсов аналитической философии. Предметом политической

473алевская A.A. Психологический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж ВГУ, 2001. - С. 13.

48 Неретина С.С. Концепт II Новая философская энциклопедия в 4 т./ Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Преде, научно-ред. совета В. С. Степин. М.: Мысль, T.2. 2001. - С. 306-307.

49 Макаренко В.П. Политическая концептология: первые итоги разработки // Политическая концептология. 2009. Ростов-н/Д.: СКНИИЭиСП ЮФУ, №1. 2009. - С. 84.

концептологии могут выступать политических концепты, сложившиеся «как в сфере повседневности, так и в научном дискурсе»50.

Диссертант определяет термин «концепт» как сложный теоретически-образный конструкт, включающий целостно-образный, понятийный, коммуникативный и ценностные компоненты. Специфической чертой концепта является возможность иметь различную степень информативной насыщенности, оставаясь при этом целостным образованием, способным пополняться, изменяться и отражать человеческий опыт.

Выявляя формы взаимосвязи между концептами и политической реальностью, автор диссертации особо подчеркивает затруднение восприятия концептов, связанное с динамичностью общества. Соискатель предлагает построить типологию социально-политических концептов на когнитивных и коммуникативных основаниях. В концептологии весьма перспективными для изучения представляются категориальные политические концепты, а также концепты стереотипов поведения, зафиксированные в разноуровневых политико-коммуникативных процессах. Анализ политических концептов осуществляется при помощи ресурсов аналитической философии.

В параграфе 1.2 «Ресурсы аналитической философии при исследовании политического пространства» исследуется традиция аналитической философии, выявляется её специфика. Автор исходит из положения, что своеобразие аналитического подхода состоит в том, что в отличие от традиционного анализа путем определения понятий, аналитический подход ориентируется на соответствующее использование языка. Только анализируя наши суждения или высказывания о мире, которые мы признаем за истинные, мы можем составить представление о том, какого рода объекты и сущности обладают реальным существованием. Тем самым философские проблемы решаются посредством их ясной логической репрезентации, адекватного соотнесения вербального и реального в процессе последовательного преодоления возникающих здесь трудностей.

50 Лубский A.B. Политическая концептология как "захват мира политики" и приглашение к дискурсу // Политическая концептология. Ростов-н/Д.: СКНИИЭиСП ЮФУ, № 1. 2009. - С. 117.

16

В дальнейшем автор исследует взаимосвязь между аналитической и политической философией. Обоснование этой взаимосвязи в работе связывается с «поворотным моментом», произошедшим в начале 1960 годов. Вследствие развития правового позитивизма изменилось отношение к квалификации ценностей. Так в книге Б.Барри51 ценности обрели статус научной проблемы, в качестве аргумента «использовалась идея о корреляции различных комплексов

52

ценностей с политическими институтами» .

Рассматривая аналитическую традицию в целом, автор выделяет общие методологические основы аналитической философии и политической концептологии: «методологический уклон» и «лингвистический редукционизм». Метод анализа противопоставляется другим формам философской рефлексии.

Анализируя труды по аналитической и политической философии, автор выделяет методологические черты и свойства, присущие этим традициям. Основным является строгий методологический характер. Охарактеризовать его можно так: четкая логическая последовательность в рассуждениях; категориальная преемственность; склонность к лаконичности и конкретизации; критическая оценка; тяготение к абстрагированию, аналогиям и сравнению.

В параграфе 1.3. «Базовые аспекты политической концептологии» автор рассматривает «переходной момент», обстоятельства, которые подвинули представителей политической науки (в частности, В.П. Макаренко) к синтезу аналитических традиций с концептологическими. Следствием этого синтеза и стала политическая концептология.

Автор акцентирует внимание на том, что методологический аппарат политической концептологии унаследовал немалую часть из аналитической и политической философии. Этот тезис подкрепляется в ходе теоретического анализа философско-мировоззренческих, экономических, социальных, политических, и юридических проблематик политической реальности. Автор движется от одного аспекта концептуальной методологии к другому поэтапно,

51 См.: Barry В. Political Argument. London: Routledge, 1965.

" Макаренко В.П. Политическая концептология // Учебное пособие. Ростов-н/Д.: ЮФУ, 2011. - С. 18.

17

каждый шаг рассуждения обоснован и максимально логичен, как бы напоминая математический расчет.

Рассматривая ряд конкретных проблем, категорий, понятий и принципов анализа философских, экономических, социологических, политологических и правовых аспектов политического бытия и мышления, автор находит подтверждение декларируемым принципам политической концептологии В.П. Макаренко. Это принцип дистанцирования и восприятия политики как «абсурда». Политическая концептология, использующая эти принципы, претендует на роль междисциплинарного подхода, позволяющего в худшем случае проанализировать проблемы, а в лучшем - предложить и выработать механизм их решения.

Подводя итог, автор акцентирует внимание на том, что аналитико-концептологический подход В.П. Макаренко, нашедший свое отражение в политической концептологии, позволяет уточнить основные понятия политической теории и дать строгую систематизацию возникающих проблем.

Во второй главе - «Классификация и анализ типов базисных концептов» автор концептуально интерпретирует ряд фундаментальных политических понятий. При этом особое внимание автор уделяет исследованию коммуникативного контекста политической концептологии. Автор исследует распространение аналитических наработок концептуальных учений средневековой философии, в дальнейшем получивших свое развитие в практике коммуникативных дискурсов в рамках политико-концептологического подхода С.С. Неретиной и А.П. Огурцова. Выделяются особенности и специфические черты обоих политико-концептологических направлений. Формируются теоретические предпосылки отдельного направления «политической концептологии» как компаративистики.

В параграфе 2.1 «Концептуальный анализ феноменов политики» автор, используя политическую концептологию, осуществляет аналитическую интерпретацию понятий «свобода», «политическая толерантность», «политический дискурс», «государство», «равенство» и связанных с ними концепций. Так, исследуя концепт «свобода», автор затрагивает теории

негативной и позитивной свободы, а также соотношение политики и морали. Тем самым соискатель утверждает, что концептуальные проблемы нельзя решить без опоры на множество социально-политических теорий, они нуждаются в соответствующей концептуальной интеграции. Рассматривая концепт «политическая толерантность», автор анализирует концепции утилитарного и либерально-нормативного понимания этого феномена политики. Анализ концепта «политический дискурс» осуществляется за счет интерпретаций ряда понятий -таких, как язык, символ, коммуникация, актор, знак. Исследование понятия власти приводит к осознанию спорности власти. Такая возможность позволяет иначе подойти к определению государства. Термин государство подвергается концептуальному анализу посредством набора дефиниций этого понятия и стереотипных определений.

Исследование конкретных политических концептов подтверждает пригодность аналитических принципов политической концептологии для эффективного описания и объяснения политических феноменов, а также анализа концепций, образованных на их основе.

В параграфе 2.2 «Коммуникативный контекст политической концептологии» исследуется поворот современного сознания к коммуникациям, обусловленный потребностями в универсализации, как к ключу к интеграции. Анализ осуществляется в исторической перспективе. Соискатель формирует следующую позицию. Коммуникация основывается на той же концептуальной системе, которая используется в мышлении. Язык оказывается важным источником данных об этой системе. Из этого следует, что концепт организует деятельность человека, структурирует ощущения, определяет отношение к действительности. В рамках коммуникативной специфики политических концептов выявлена особая черта — актуальный концепт изначально включает в свою структуру аксиологическое содержание, опережающее состояние наличного опыта и общества.

Коммуникативное измерение концептуальных образований нашло свое отражение в развитии современных коммуникативных отношений,

характеризующихся в сетевом пространстве высокой степенью единства, требующего определения в категориях процессуальности. Возможность создания коммуникативного контекста позволяет работать с концептами в режиме диалога, благодаря которому политическим акторам удается интегрировать позиции в режиме конвенциальности на основе сравнимости концептуальных образований. Сравнимость концептов является ключевым аспектом, позволяющим на основе междисциплинарного подхода формировать целостность предметного пространства.

Параграф 2.3. «Философско-концептологические традиции в пространстве политической культуры» посвящен рассмотрению политико-концептологического подхода, основанного на традициях схоластической философии, проводившей различие между концептом и понятием. Анализ концептуального учения Петра Абеляра позволяет осмыслить и описать специфические аспекты применяемого подхода в целом. На основании этого подхода рассматриваются понятия «власть», «страх» и «равенство». В процессе данного исследования автор осуществляет сравнение концептуальных подходов. Результатом являются теоретические предпосылки формирования отдельного направления политической концептологической компаративистики.

Сравнение позволяет выявить необходимые аспекты для создания интегрировано-дифференцированной методологической конфигурации понимания социально-политических процессов, позволяющих осуществлять коммуникации субъектов с разными позициями. Плюралистичное пространство когнитивно-идейного взаимодействия нуждается в удержании носителей специфичных концептов в состоянии диалога, минимизируя их конфликтные устремления. Автор декларирует концептологическую компаративную методологию и выявляет её специфику - ограниченность субъекта исследования, обусловленную его когнитивно-парадигмальными инструментами. Данная ограниченность создает рамки, изолирующие политические феномены и концепты, препятствуя созданию диалоговой интеграции плюралистических позиций. Кроме того, предмет концептологического сравнения можно рассматривать как элемент системы. В

этом случае предмет сравнения, помимо того, что это модель суммы взглядов и идей мыслителя, становится репрезентантом некой историко-философской традиции.

Проблема разработки четкой концептологической методологии упирается в то, что сами концепты, которые содержат большую часть информации в коммуникативном дискурсе общества, не всегда «прозрачны», хотя и тесно связаны между собой и с обществом в целом. Концепты очень трудно поддаются вычленению из плюралистического дискурса, что затрудняет их последующее рассмотрение в обособленном состоянии.

Возможным решением этой проблемы является интегративная деятельность с различными политическими концептами с целью прогнозирования развития организационных проблем и своевременной коррекции системных отношений. Без интеграции когнитивно-концептуальных и технологических феноменов современное информационное общество, скорее всего, существовать - из-за повысившихся уровней динамизма и объема ресурсов - не сможет.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, делаются общие выводы.

Статьи, опубликованные в изданиях Перечня ВАК Минобрнауки

России:

1. Заколодний Р.А. Методологические принципы формирования политической концептологии // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. -№ 1. - С. 71-79. - 0, 5 п.л.

2. Заколодний Р.А. Политическая концептология как компаративистика в пространстве плюралистического дискурса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. — № 8 (14). — С. 76-79. - 0,5 п.л.

Прочие публикации по теме диссертационного исследования:

3. Заколодний P.A. Коммуникативные ресурсы политической концептологии в пространстве плюралистического дискурса // Альманах современной науки и образования. - №12(55).- 2011,- С. 14-16. - 0,2 п.л.

4. Заколодний P.A. Концептология: интегративные ресурсы в политическом пространстве [Текст] // Материалы II международной научно-практической конференции: «Право, философия, социология и политология: теоретические и практические аспекты научных исследований» Ростов н/Д.: ЦПИ «Правильный выбор», 2012. - С. 26-29. - 0,2 п.л.

5. Заколодний P.A. Использование ресурсов концептосферы в процессе нейтрализации политико-информационных манипуляций [Текст]: materialy VIII mezinarodni vedecko-prakticka konference // Veda a technologie: krok do budouchosti 2012. Praha: Publishing House «Education and Science», 2012.-C. 6-10.-0,2 п.л.

6. Заколодний P.A. Концептология: аксиологический анализ политических концептов // Гуманитарные научные исследования. - 2012 (Февраль). -[Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/02/647. - 0,2 п.л.

7. Заколодний P.A. Анализ политико-концептуальных отношений [Тест]: материалы II международной научно-практической конференции: «Право, философия, социология и политология: теоретические и практические аспекты научных исследований» Ростов н/Д.: ЦПИ «Правильный выбор», 2012. - С. 18-21. - 0,2 п.л.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

Заколодннй Роман Александрович

Политическая концептология как направление политико-философских

исследований

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и методология политической науки

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Коротец И.Д.

Текст автореферат размещен на сайтах: ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak2.ed.gov.ru/catalogue Южного федерального университета - http://dbs.sfedu.nj.

Бумага офсетная. Печать цифровая. Формат 60x84/16. Подписано в печать 17.04.2012. Гарнитура «Times». Усл. печ. л. 1.09. Заказ № 7. Тираж 100 экз. Отпечатано ИП Беспамятное C.B. 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 174

 

Текст диссертации на тему "Политическая концептология как направление политико-философских исследований"

61 12-23/285

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

На правах рукописи

ЗАКОЛОДНИЙ РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Политическая концептология как направление политико-философских

исследований

Специальность 23.00.01 - Теория и философия политики, история и методология политической науки

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Коротец И.Д.

Ростов-на-Дону 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление.......................................................................................1

Введение..........................................................................................2

Глава 1. Теоретико-методологические основания политической концептологии.................................................................................13

1.1 Содержательная и методологическая специфика термина «концепт»......14

1.2 Ресурсы аналитической философии при исследовании политического пространства................................................................................25

1.3 Базовые аспекты политической концептологии.................................39

Глава 2. Классификация и анализ типов базисных концептов.................65

2.1 Концептуальный анализ феноменов политики..................................66

2.2 Коммуникативный контекст политической концептологии.................109

2.3 Философско-концептологические традиции в пространстве политической культуры....................................................................................129

Заключение...................................................................................148

Библиография...............................................................................153

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена изменениями в политической реальности и в политическом знании, реагирующем на эти изменения. Переход от индустриальной к информационной культуре характеризуется высокой динамичностью и информационной насыщенностью социально-политических процессов. На рубеже тысячелетий возникла проблема переосмысления политической реальности, связанная с возникновением информационного общества и потребностями в новой конфигурации политики.

Одним из направлений политико-философских исследований, позволяющим сформулировать и разрешить возникшие проблемы, можно считать политическую концептологию1. Ее основой является комплекс утверждений о несовпадении политической реальности и множества дисциплин и знаний о ней. Это обстоятельство фиксирует кардинальные различия между процессом принятия политических решений и ресурсами когнитивности, которые накоплены человечеством. Ни система права, ни принципы государственного управления, ни существующие идеологии не в состоянии совместить поле политической проблемности с наличными ресурсами рационализма и политического сознания. Возникает потребность в создании методологии, которая позволит обобщить политический опыт и на этой основе более сознательно отнестись к политическому конструированию на уровне информационных потребностей.

Политическая концептология основана на междисциплинарном подходе к исследовательской деятельности. Трансдисциплинарность, связанная с интегративными ресурсами сетевого информационного пространства, получает признание и развитие в когнитивной практике. Так, во «Всемирной Декларации о Высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по Высшему

образованию, состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в статьях 5 и 6 содержится призыв поощрять трансдисциплинарность. Программы учебного процесса должны способствовать обучению будущих специалистов трансдисциплинарным подходам для решения сложных проблем природы и общества2.

В то же время междисциплинарный подход для современного высокодифференцированного знания является серьезной проблемой, поскольку интегрирование различных методологий и содержаний невозможно осуществить формально. Политические исследования нуждаются в соответствующих интегративных ресурсах, достаточных для обеспечения реализации адекватных междисциплинарных практик. В политической концептологии для этих целей используется аналитическая методология, позволяющая осуществить соответствующую интерпретацию содержания.

Таким образом, потребность в осмыслении политического управления на уровне постиндустриального и информационного общества существует. Ее суть заключается в совмещении свободы и управляемости социальной системы на уровне сетевых взаимосвязей. Методы классических политических исследований ограничены и не имеют ресурсов для обеспечения принятия политических решений. Одним из способов выхода из когнитивного кризиса можно считать политическую концептологию, которая нуждается в распространении как методология и дальнейшего развития в качестве теории политических исследований.

Степень разработанности проблемы. Концептологические теории, которые возникли в последние десятилетия в различных отраслях знания, в качестве базового элемента используют форму мысли «концепт», являющуюся альтернативой традиционному «понятию». Термин «концепт» не является новым, он используется в психологии, философии, филологии и других

отраслях знания. Но в современной политической литературе он применяется редко. Непосредственных исследований в области изучения функционирования концептов в социально-политическом направлении мало.

Впервые основания для изучения концепта теоретически были разработаны в философии Средних веков Петром Абеляром3. Концепт, представленный как связь вещи и речи о вещи, есть, по Абеляру, «универсалия, поскольку именно речь схватывает, или конципирует, все возможные произнесения, отбирая необходимое для конкретного представления вещи. Концепт неразрывно связан с общением, или со смыслом»4.

В Новое время, характеризующееся научным способом познания, концепт был вытеснен понятием, как наиболее адекватным постижением истинности вещи, представленной как объект. Ориентация на однозначное истинное знание, характерное для гносеологии Нового времени, привело к освобождению знания от всех коммуникативных связей. Получила развитие лишь одна перспектива рассмотрения ментальных образований - соответствие идей эмпирическому основанию.

Впоследствии Кант, обратившись к исследованию синтетических суждений и актов синтеза, прибегнул к разграничению «conceptus communis, conceptus comparationis, conceptus cosmicus, conceptus ratiocinans, conceptus rationalis, conceptus ratiocinatus для характеристики актов постижения и понимания»5. Кант обращается к старому термину conceptus для того, чтобы подчеркнуть активность познавательных способностей. Проводя различие между понятиями рассудка и разума, он употребляет для них и разные термины: «Понятия разума служат для постижения понятия рассудка подобно тому, как понятия рассудка - для понимания восприятий. Понятия разума, имеющие объективное значение, он называет conceptus ratiocinatus (рациональным

3 См.: Абеляр Петр. Теологические трактаты. М.:Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.

4 Неретина С.С. Петр Абеляр // Антология Средневековой мысли. В 2-х томах. СПб: Русский христианский гуманитарный институт, 2001. Т.1. - С. 397.

5 Кант И. Критика чистого разума. М.:Мысль, 1998. - С. 347.

пониманием), а понятия разума, которые не имеют объективного значения, -сопсерШв гайосташ (рационализирующим пониманием)»6.

В дальнейшем отечественный философ С.А. Алексеев-Аскольдов развивает точку зрения, которую он называет концептуализмом: «По крайней мере, точка зрения концептуализма, представляется нам способной выдержать все направляемые против неё возражения, которые зачастую производят впечатление лишь некоторых искусственных изобретений, а не естественных аргументов»7. Аскольдов делает акцент на индивидуальном статусе концепта, его генезисе в индивидуальном сознании.

Г. Г. Шпет определяет концепт «как экстенсиональную характеристику понятия»8, т.е. связывая его с объемом понятий, с пустыми формами, независимыми от предметного значения. А.Черч определяет концепт с помощью семантического обоснования, он «определяет смысл как то, что бывает усвоено, когда понято имя, так что возможно понимать смысл имени, ничего не зная о его денотате»9. В работе Р. Карнапа «Значение и необходимость»10 концепт выражается как метаязычный термин, репрезентирующий семантическую структуру.

Дальнейшие исследования в области изучения концептов следует отнести

11 12

к лингвистическому перевороту. Так, Ж. Делёз и Ф. Гваттари проводят различие между научным понятием и философским концептом.

В нашем веке изучением концептов активно занимаются филологи: Карасик В.И.,13 Слышкин Г. Г.,14 Воркачев С.Г.,15 Стернин И.А.,16 Алейникова

6 Кант И. Критика чистого разума. М.:Мысль, 1998. - С. 348.

7 Алексеев-Аскольдов С.А. Мысль и действительность // Антология феноменологической философии в России. Т. 1.М.:Логос, 1998.-С. 357.

8 Шпет Г. Г. Язык и смысл //Шпет Г. Г. Мысль и Слово. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2005. - С. 369.

9 Черч А. Введение в математическую логику. / пер. с анг. B.C. Чернявского, ред. B.A. Успенского. T. 1. М.: Иностранная литература, 1960. - С. 18.

10См.: Карнап Р. Значение и необходимость. Исследования по семантике и модальной логике / Пер. Н. В. Воробьева; общ. ред. Д. А. Бочвара; предисл. С. А. Яновской. М.: Издательство иностранной литературы, 1959.

11 См.: Делёз Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской. СПб: Петрополис,

1998.

T.B.,17 Бабушкин А.П.,18 Колесов B.B.,19 Арутюнова Н.Д.,20 Кубрякова Е.С.,21

22

Попова З.Д., . В работах этих авторов концептология развивается в рамках лингвистических и психолингвистических школ. Наработки в этой области достаточно обширны.

Непосредственно изучением концептов в политическом науке занимаются Макаренко В.П.,23 Лубский A.B.24, Неретина С.С. и Огурцов А.П.25 В.П. Макаренко создает политическую концептологию как направление политико-философских исследований с середины 1990х годов26. Позже им же была сделана попытка раскрытия сущности понятия «политическая концептология» в работе «Аналитическая политическая философия. Очерки политической концептологии».27 В своих исследованиях В.П. Макаренко опирается на разработки в области аналитической

философии И. Канта , Р.

14 См.: Слышкин Г.Г. От текста к символу, лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. M.:Academia, 2000.

15См.: Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и

прикладная лингвистика: Сб. науч. тр. Вып. 3. Аспекты коммуникативной деятельности. Воронеж: Изд-во ВГУ,

2002.

16 См.: Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001.

17 См.: Алейникова T.B. Становление концепта как ключевой категории современной лингвистики: подходы к изучению // Человек - слово - текст - контекст: проблемы современных лингвистических исследований. Сборник научных трудов. Омск: МО РФ ОмГУ, Филологический факультет, 2003.

18 См.: Бабушкин, А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления. [Текст] / А. П. Бабушкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред.

И. А. Стернина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001.

19 См.: Колесов, В.В. Язык и ментальность. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.

20 См.: Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.

21 См.: Кубрякова Е. С. О формах движения в языке и определении понятия языковых изменений /

Е. С. Кубрякова // Общее языкознание: формы существования языка / [отв. ред. Б. А. Серебренников]. М.: Наука, 1970.

22 См.: Попова 3. Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, Изд-во ВГУ, 1999.

23 См.: Макаренко В.П. Политическая концептология: обзор повестки дня. M.: Праксис, 2005.

24 См.: Лубский A.B. Политическая концептология как «захват мира политики» и приглашение к дискурсу // Политическая концептология. № 1. Ростов-н/Д.: СКНИИЭиСП ЮФУ, 2009.

25 См.: Неретина С.С., Огурцов А.П. Концепты политического сознания // Политическая концептология. № 1, № 2.Ростов-н/Д.: СКНИИЭиСП ЮФУ. 2009.

26 См.: Макаренко В.П. Политическая концептология // Народы СНГ накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. Тезисы Международного научного конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 мая. Т. 3. 1996.

27 См.: Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия. Очерки политической концептологии. М.:Праксис, 2002.

28 См.: Кант И. Сочинения в 6-ти томах тт. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965.

Гудина, Ф. Пети29, Д. Юма30, Г. Фреге31, Д.С. Милля32, И. Бентама33, Д. Мура34, Б. Рассела35, Р. Карнапа36, А. Айера37 и Дж. Остина38.

С.С. Неретина и А.П. Огурцов используют несколько отличный подход, основанный на концептуальных учениях Петра Абеляра39. Одним из первых докладов, посвященных концептуализации и концептам Петра Абеляра, был доклад С.С. Неретиной в Тарту в 1986 году «Проблема высказывания у Абеляра». В докладе была выдвинута идея концепта и его отличия от понятия. Значительно позже была выпущена книга «Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра»40.

Несмотря на определенное количество исследований, посвященных концептам, до сих пор отсутствует однозначное толкование этой формы мысли. Существуют дискуссионные вопросы, связанные с теорией концептов: о статусе концепта, его структуре, особенностях вербализации, соотношении концепта и понятия, концепта и значения, а также о его аксиологических и коммуникативных аспектах. Еще больше неясности в интерпретации «политических концептов».

Анализ разработанности проблемы исследования позволяет сделать вывод, что в современных условиях возникла потребность в расширении методологических основ понимания политики. Постепенно создается научная

29 См.: R. Goodin, P. Pettit. A Companion to contemporary political philosophy. 1993.

30 См.: Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1965.

31 См.: Фреге Г. Избранные работы / Пер. с нем. B.B. Анашвили, В.А. Куренного, А.Л. Никифорова, B.A. Плунгяна. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

32 См.: Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования : переводное издание/ Д. С. Милль ; пер. с англ. В. Н. Ивановского ; предисл., прил. В. К. Финна, изд. 5-е, испр. и доп.. М.: Ленанд, 2011.

33 См.: Избранные сочинения И. Бентама / Пер. по англ. изд. Боуринга и фр. Дюмона, А.Н. Пыпина и А.Н. Неведомского. Т. 1. СПб.: Русская книжная торговля, 1867.

34 См.: Мур Дж. Э. Доказательство внешнего мира// Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993.

35 См.: Рассел Д.Б. Дьявол: восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. СПб.: Евразия, 2001.

36 См.: Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки / Пер. с англ., предисл., коммент. Г. И. Рузавина. Изд. 3-е, стер. М.: КомКнига, 2006.

37 См.: Айер А. Язык, истина и логика / Пер. с англ. В. А. Суровцева, H. А. Тарабанова / Под общей ред. В. А. Суровцева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.

38 См.: Остин Дж. Избранное. / Перевод с англ. Макеевой Л. Б., Руднева В. П. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

39 См.: Абеляр Петр. Теологические трактаты. М.:Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.

40 См.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре Концептуализм Абеляра. М.: Гнозис, 1994.

база для дальнейшего исследования феномена политических концептов, функционирующих в социально-политической реальности. Социально-политические аспекты формирования и функционирования политических концептов исследованы недостаточно. До сих пор концептологические направления не исследованы как основание для формирования современной интеграции межпарадигмальных концептуальных образцов политических дискурсов.

Цель диссертационного исследования - осмыслить методологические и теоретические аспекты политической концептологии и возможности ее использования в политико-философском пространстве.

Объектом исследования являются концептологические интерпретации политического пространства, включая перспективные политико-концептологические подходы.

Предмет исследования - политическая концептология и определенные области ее методологического и теоретического использования. Задачи исследования:

• определить содержательную и методологическую специфику использования термина «концепт» в основных направлениях концептологии;

• рассмотреть аналитические традиции в политической науке;

• исследовать теоретико-методологические аспекты политической концептологии;

• дать концептологическую интерпретацию понятиям «государство», «свобода», «власть», «страх», «равенство», «политическая толерантность», «политический дискурс»;

• исследовать роль коммуникативного контекста в концептологии;

• рассмотреть философские традиции и концепты политической культуры.

Теоретико-методологической основой исследования выступает

сравнительный метод, дополненный аналитическими принципами,

8

характерными для аналитической традиции: эпистемологическ