автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Политическая теория П. А. Кропоткина

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Ситдыкова, Камиля Рашитовна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Политическая теория П. А. Кропоткина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Ситдыкова, Камиля Рашитовна

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы анархистской доктрины П.А. Кропоткина

§ 1. Основные направления исследования творчества П.А. Кропоткина

§ 2. Сущность естественно-научного метода П.А. Кропоткина

§ 3. Концепция возникновения государства и его роли в истории

Глава II. Социальный идеал и политическая программа

П.А. Кропоткина

§ 1. Общество Анархии в представлении П. А. Кропоткина

§ 2. Критика П.А. Кропоткиным государственного социализма

§3. Концепция социальной революции

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Ситдыкова, Камиля Рашитовна

Актуальность темы исследования.

Особое место в истории политических учений занимает имя Петра Алексеевича Кропоткина, которого часто - и небезосновательно - называют уникальной и во многом символичной фигурой российской общественной мысли. Он был одним из наиболее радикальных теоретиков своего времени, революционером и проповедником атеизма, апологетом анархических идеалов и нравственного совершенства личности.

Теория Кропоткина внесла существенный вклад в развитие общественной мысли. Его критика государственного централизма, убежденность в необходимости отчуждения административного аппарата от гражданского общества оказали значительное влияние на формирование многих социально-политических концепций. Современные последователи Кропоткина полагают, что анархизм в трактовке этого мыслителя является самым радикальным орудием критики цивилизации. Происходит это потому, что политическую теорию Кропоткина отличает предпочтительность естественных, природных систем перед системами, запрограммированными различными государственными институтами. Практическим же опытом реализации его политического учения в наше время стала деятельность многочисленных анархистских движений, наращивающих свою деятельность на международной арене. Среди наиболее заметных организаций можно назвать анархо-синдикалистов, анархо-коммунистов и других. Сегодня существует и успешно функционирует Международная Ассоциация анархизма (IFА), которую, в частности, представляют следующие организации: FAF (Франция), CJT (Испания), OSL (Швейцария).

На рубеже XX-XXI вв. мировая общественность познакомилась с новым типом революционеров, которые получили название «антиглобалистов». На сегодняшний день это самое мощное, хорошо организованное и уже обладающее широкой известностью движение молодых радикалов, объединенных общей целью - международного сопротивления действиям наднациональной элиты, т.н. «сверхобщества богатых и сильных». Их аргументация проста: возможностью пользоваться плодами глобализации обладают едва 30-35% человечества, в то время как для создания этих плодов используются ресурсы всего мира. Доводы антиглобалистов не содержат в себе ничего нового: о финансово-промышленных монополиях, превратившихся в самостоятельную политическую силу и даже диктующих свою волю государству, Кропоткин писал еще столетие назад.

Пройдя через развитие и крах целого комплекса этатистских концепций, поистине «золотое время» которых пришлось на XX век, современные политические течения стремятся к утверждению приоритета ценностей гражданского общества над государством. Такая гуманитарная направленность в крайнем ее проявлении - учении об анархизме -представляет собой теоретический стержень, вокруг которого разворачивается политическая теория Кропоткина. Таким образом, политическая теория Кропоткина представляет собой оригинальную концепцию, отвечающую современным тенденциям политической мысли.

Нужно отметить и то, что, несмотря на обилие исследовательских работ, посвященных анархизму, и активность сторонников этого учения в современном мире, анархизм продолжает носить карикатурную маску, надетую на него пропагандистской индустрией советской эпохи. Поэтому можно утверждать, что изучение социально-политических взглядов Кропоткина - ключ к адекватному прочтению всего многообразия российской анархистской мысли XIX - начала XX вв.

Степень разработанности темы.

Первый период (1906-1921 гг.) связан с появлением работ (в основном, биографических очерков) современников русского анархиста, давших оценку творчеству Кропоткина при его жизни и сразу после смерти мыслителя. (Е. В. Де-Роберти, JI. Кульчицкий, 3. Белосельский, Ф. Рындин, М. К. Тростеняцкий, В. Ф. Цеховский)1 Среди исследований этого периода набольший интерес вызывают работы Е. В. Де-Роберти и JI. Кульчицкого. Е. В. Де-Роберти предложил удачную трактовку кропоткинской теории социальной революции. Тем не менее, Де-Роберти полагал, что вопреки уверенности Кропоткина, анархия не может быть организованной, чем, на наш взгляд, умалял содержание созидательной составляющей доктрины русского анархиста. JL Кульчицкий критиковал недооценку парламентаризма Кропоткиным, так как, по его мнению, последний совершенно исключал политическую борьбу из средств действия анархистов. Г.В. Плеханов критиковал учение Кропоткина, также отмечая утопизм его негативных высказываний в адрес парламентской деятельности. Вместе с тем Плеханов подчеркивал и двойственный характер «идеала» Кропоткина.2 Резкая и не всегда обоснованная критика учения Кропоткина Плехановым очень органично вписывается в марксистскую концепцию критики анархизма и анархистов.

Таким образом, первый период отечественной историографии жизнедеятельности Кропоткина носил в основном резко выраженный критический и компилятивный характер. Он диктовал насущную задачу введения в научный оборот основополагающих трудов классика анархизма, его эпистолярного наследия и свидетельств близких и знакомых этого яркого мыслителя.

1 См.: Де-Роберти Е. В. Петр Кропоткин: личность и доктрина. СПб. 1906; Кульчицкий JI. Современный анархизм: от Кропоткина до настоящей эпохи. Пг. 1917; Бело-сельский 3. Петр Алексеевич Кропоткин. СПб. 1906; Рындин Ф. Биогр. очерк в кн.: Кропоткин П. А. Современная наука и анархизм. М. 1906; Тростеняцкий М. К. П. А. Кропоткин. Краткая биография. Вологда. 1908; Цеховский В. Ф. Князь Петр Кропоткин. СПб. 1907.

2 См.: Плеханов Г. В. Анархизм и социализм // Соч. Т. IV. М.- Пг. 1923.

Вскоре после смерти Кропоткина в 1921 г. в свет выходят воспоминания и очерки его ближайших соратников - И.М. Майского, А.А. Борового, Н.К. Лебедева, В.Д. Бонч-Бруевича, В.Н. Фигнер, И.С. Гроссмана-Рощина, Н.А. Критской, Н.И. Кареева, Б. Стоянова и др.1.

В целом, 20-е годы XX столетия характеризовались позитивными оценками творчества Кропоткина. В это время, по едкому замечанию Е.В. Старостина, «единомышленники Кропоткина, как и оппоненты. были едины в своем старании как можно быстрее причислить его к лику «святых», и сделать своего рода «белым Христом» Новейшего времени, идеи которого потеряли актуальность»2.

В советское время оценки философского и политического вклада Кропоткина были ангажированы официальной государственной идеологией, и потому содержат в себе немало уязвимых положений. Причем вплоть до второй мировой войны имя Кропоткина упоминается лишь в трудах ученых-представителей естественных наук. В 30-40-е гг. XX в. в России были опубликованы исследования П.А. Анисимова,

1 См.: Майский И.М. П.А. Кропоткин.// Майский И.М. Путешествие в прошлое. -М., 1960; Боровой А. Проблема личности в учении П.А. Кропоткина. // Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922; Лебедев Н.К. П.А. Кропоткин как теоретик биосоциологического закона взаимопомощи // Былое. - Пг., 1921. - №17; Бонч-Бруевич В.Д. Памяти П.А. Кропоткина // Известия. - М., 1921.-13 февр. - № 32; Фигнер В.Н. П.А. Кропоткин // Фигнер В.Н. Полн. собр. соч. - М., 1929. - Т. 3; Гроссман-Рощин И.С. Характеристика творчества П.А. Кропоткина. - Пб.; М.: Голос труда, 1921; Критская Н.А. Педагогические идеи П. А. Кропоткина. // Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922; Кареев Н.И. П.А. Кропоткин о великой французской революции // Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922; Стоянов Б. Закон и право // Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922

•у

Старостин Е.В. Вступительная статья к; Петр Алексеевич Кропоткин/ Указатель литературы 1921-1992. М.,1992, с.5

П.П. Парадизова, Г. Анисимова, Н.К. Лебедева, К.А. Соловьева, Л. Каманина, С. Анисимова1.

На Западе появляются работы учеников и друзей Кропоткина . После второй мировой войны на Западе публикуют свои исследования Ф. Планш, Ж. Дельфи, Ж. Вудков, И. Авакумович, Р. Казенс, Ж. Роджерс, С. Маршалл, Э. Гавелок, Р. Аврич, М. Халз, Т. Гудочек, В. Пунзо, М. Миллер и др. Однако в силу сложившихся исторических условий труды этих ученых не были доступны советским читателям3.

В 60-80-е гг. появляются работы Е.В. Старостина,Н.М. Пирумовой, Ф.Я. Полянского, А.А. Галактионова, П.Ф. Никандрова, В.А. Маркина и др.4 В этих работах были предприняты попытки откорректировать общепринятую оценку анархизма как архаического мировоззрения. Но отойти

1 См.: Анисимов П.А. Путешествия П.А. Кропоткина. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1943; Парадизов П.П. Предисл. к: Кропоткин П.А. Записки революционера.

М. 1933; Анисимов Г. Географические теории П.А. Кропоткина // Изв.Всесоюз. Геогр. об-ва. - Л., 1943. - Т.75. - Вып.З; Анисимов С. Великий русский географ и путешественник П.А. Кропоткин. // География в школе. -М., 1938. -№2. - 53-61; Соловьев К.А. Кропоткин и краеведческий музей // Сов. Краеведение. - М., 1932. -№№11-12

2 Интернациональный сборник: Чикаго: Федерация русских анархо-коммунистических групп США и Канады. -1931. Centennial expressions en Peter Kropotkin 1842-1942. /Ry Pertinent Thinkers - Los Angeles: Rocker publications commitee, 1942.

3 См.-.Planche F., Delphy I. Kropotkine, descendant des Grandes Princes on Smobnsu page de l'empereur, savant illustre, revolutionnaire international, vulgarisateur de en pensil anarebiste - Paris. - 1948; Woodkock G. and novic. The Anarchist Prince. .London: Boardman. - 1950. (paperback ed.-1971; Avrich Paul. Russian anarchist. - Princeton. Univ. Press. - 1967; Hulse I.W. Revolutionist in London. A. Stady of the Unorthodox Socialist.- Oxford: Clarendon press. - 1970; Miller M.A. Kropotkin. Chicago: University of Chicago Press, 1976.

4 См.: Старостин Е.В. Источники о жизни и деятельности П.А. Кропоткина: (Из истории русской общественной мысли конца XIX-начала XX вв.Дисс. .канд.ист.наук./ Моск. Гос.ист.-арх. ин-т. - М., 1972. - 25 с;Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. - М., 1972;Полянский Ф.Я. Критика экономических теорий анархизма. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976;Галактионов А.А., Никандров П.Ф. П.А. Кропоткин // Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. - Л., 1970; Маркин В.А. Петр Алексеевич Кропоткин: 1842-1921. - М.; Наука, 1985. от обязательной для этого периода методики научного социализма авторам не удалось, поэтому сегодня эти исследования вызывают немало вопросов.

В последнее десятилетие в научных кругах понемногу возобновляется интерес к радикальным учениям конца XIX-начала XX вв. Анархические взгляды Кропоткина изучаются в культурологическом и психологическом аспектах. Оригинальная оценка жизненного пути и творчества Кропоткина была представлена А.В. Аникиным, А.А. Мкртичяном, С.А. Гомаюновым, С.Ф. Ударцевым, А.В. Гордоном, А.Н. Гарявиным1.

В период с 1970 по 1999 гг. защищались кандидатские и докторские диссертации, посвященные научному исследованию политического л наследия П.А. Кропоткина .

1 См.: Мкртичян А.А. «П.А. Кропоткин и Западная Европа» // Новая и новейшая история. 1991, №2; Аникин А.В. Я сделал все, что мог. // Предисл. к: Кропоткин П. А. Дневники разных лет. М., 1992; Ударцев С.Ф. Кропоткин. - М., 1989; Гордон А.В. Великая французская революция как явление русской культуры. // В сб.: Исторические этюды о французской революции (Памяти В.М. Далина). М., 1998; Гомаюнов С.А. Философско-исторические взгляды Кропоткина в контексте отечественной мысли конца XIX- начала XX вв.: несостоявшийся диалог: http://www.history.dux.ru/tkl-05 .htm; Гарявин А.Н. Экономический идеал анархо-коммунистического общества в работе П.А. Кропоткина «Хлеб и воля»: http://www.history.dux.ru/tk2-14.htm

2 См.: Данилов В.Н. Социологические воззрения П.А Кропоткина: Дис. канд. философ, наук. - М. 1970; Старостин Е.В. Источники о жизни и деятельности П.А. Кропоткина: (Из истории русской общественной мысли конца 19-начала 20 вв.): Дис. канд. исгорич. наук. - М., 1972; Ракутов АИ. Критика нравственных взглядов русских анархистов (М. Бакунин, П. Кропоткин): Дис. канд. философ, наук. - М. 1975; Пронякин Д.И. революционно-анархическая доктрина П.А Кропоткина. (Критический анализ).: Дис.канд.филос.наук. - JL, 1977; Бороздин А.Н. Идеи утопического социализма

П.А. Кропоткина: Дис. канд. философ, наук. - М. 1978; Мкртичан А. А Проблемы революционного движения в трудах П. А. Кропоткина: Дис.канд.ист.наук. - М., 1986; Мндоянц С.А. Философия анархизма в России второй половины XIX- начала XX вв.: М.А. Бакунин. П.А Кропоткин: (историко-критический анализ): Дис. канд. философ, наук. - МГУ, М., 1987; Александрова З.А Философия и общественно-политические воззрения П.А Кропоткина.: Дис.канд. филос.наук. - М., 1987; Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность: Дис. доктора юрид.наук. - РАУ, М., 1992; Гаврилов С.А Концепция будущего общества в экономических теориях русского анархизма: Дис. канд. философ, наук. - МГУ, М. 1993; Назаров А.А. Эволюция социально-экономических воззрений П.А. Кропоткина: Дис. канд.

Несмотря на обилие работ, посвященных творчеству видного русского анархиста, специального исследования анархических представлений Кропоткина в политологическом ракурсе представлено не было.

Цель и задачи диссертационного исследования. Актуальность темы, степень разработанности проблемы определили тему настоящего исследования, его цель и задачи.

Потребность переосмысления общественно-политических воззрений Петра Алексеевича Кропоткина предполагает основной целью работы характеристику и комплексный анализ политических идей русского анархиста как специфического комплекса мировоззренческих, теоретических и политико-практических установок.

Достижение данной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

• определить методологические основы анархистской доктрины П.А. Кропоткина, раскрыть ее сущностные характеристики и основное содержание;

• выявить социокультурные предпосылки и особенности генезиса политических взглядов П. А. Кропоткина;

• проанализировать основы понимания русским анархистом исторической роли государства, проблем социальной революции и представления об общественном идеале;

• рассмотреть вопросы теории и практики русского анархизма в творчестве П.А. Кропоткина и определить место последнего в широком экон. наук.- М., 1994; Прежебыльская Т.Г. Социально-философские воззрения П.А. Кропоткина: Дис.канд.филос.наук. - Улан-Удэ, 1996;Талеров П.И. Место анархо-коммунизма П. А Кропоткина в истории России и российского анархизма второй половины XIX-начала XX вв.: Дис. канд.ист. наук. - Спб, 1997; Потапов С.В. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма: Дис. канд.политол.наук. Саратов, 1997; Ермаков В.Д. Анархистское движение в России в XX в.: Дис. доктора истор. наук. С.-П., 1997; Гарявин А.Н. Пропагандистская деятельность П.А Кропоткина (1873-1921). Дис. 1997; Артемов В.М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме: Дис. доктора философ, наук. М., 1999. спектре течений внутри радикального направления отечественной политической мысли.

Научная новизна диссертации, таким образом, заключается в проведении комплексного историко-политологического анализа общественно-политических воззрений русского анархиста, что в целом впервые является предметом специального рассмотрения в научной исследовательской литературе и реализуется в настоящей работе в следующих элементах новизны:

• проанализированы предпосылки формирования методологической базы социально-политической концепции П.А. Кропоткина; выявлена несостоятельность «естественно-научного метода» и неправомочность его применения в общественных науках;

• проведен анализ мифологем, характерных для европейской политической культуры XVIII и XIX вв., оказавших значительное влияние на формирование концепции П.А. Кропоткина;

• в контексте современной политической науки переосмыслена сущность трактовки русским анархистом основных проблем (негативной сути государства; социальной революции и роли «творчества масс» в истории; социализма и др.), находившихся в центре внимания мыслителя на протяжении всего творческого пути;

• доказывается, что проблема социальной революции в концепции П.А. Кропоткина является отражением европейского опыта XVIII в.;

• обоснован вывод об особом месте и уникальности творческого наследия П.А. Кропоткина в общем русле развития русской радикальной политической мысли.

Кроме того, в диссертации критически рассмотрен широкий спектр оценок творчества П.А. Кропоткина, включая работы последнего десятилетия и малоизученные интерпретации доктрины русского анархиста.

Методологической основой исследования послужили принципы конкретно-исторического и логического анализа; социокультурный подход, в рамках которого анархизм П.А. Кропоткина рассматривается как многогранный феномен, отражающий сложное единство европейской и русской анархистской традиции; общие методы реконструкции; работы отечественных исследователей русской общественно-политической мысли (Н.М. Пирумовой, С.Ф. Ударцева, С.А. Мндоянца и др.)

Практическая значимость работы. Выводы диссертации могут служить отправной точкой более углубленного изучения политической теории П.А. Кропоткина. Кроме того, выводы и положения настоящей работы могут быть использованы в учебном процессе, при разработке учебных курсов, организации спецкурсов и спецсеминаров по истории общественной мысли в России.

Апробация работы. Основные идеи, положения и выводы диссертации нашли свое отражение в публикациях автора. Работа была обсуждена на кафедре истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая теория П. А. Кропоткина"

Заключение

Видный анархист И. Гроссман-Рощин считал, что в российской культуре отчетливо выделяются два течения. Первое, созидательное - начинается с А.С. Пушкина, поэта, благословившего «пир во время чумы», стремившегося во всем замечать хорошее. Второе - деструктивное течение - олицетворяет Ф.М. Достоевский, чья сумрачная диалектика мира идиотов венчается образом мироискупителя князя Мышкина. Между полярными точками Пушкина и Достоевского русская культура «знает» середину в лице JI.H. Толстого, тяготеющего к позитивному течению, и М.Ю. Лермонтова, принадлежащего, скорее, к деструктивной философии.

В этой трактовке Кропоткин, безусловно, является носителем пушкинского начала, так как его доктрина несет в себе свет и оптимизм. Он полагал, что развитие человечества происходит по направлению от государства и что центростремительная сила такого развития - это общественная поддержка и солидарность. Коварство любого государства он видел в том, что оно сначала ранит, а потом лечит: государство смягчает разорение народа благотворительностью из-за боязни голодных бунтов и эпидемий.

В трактовке Кропоткина первобытнообщинный строй и средневековье в равной степени предшествуют государству. «Кропоткин фактически начинал отсчет существования государства в собственном смысле слова с появления централизованного государства», - справедливо отмечал С.Ф. Ударцев.1

Анархизм в представлении Кропоткина является созидательной силой народного творчества, создающей учреждения обычного права для того, чтобы защититься от господства меньшинства. Но трагическая особенность истории, сводится к тому, что созданные инициативой народа общественные учреждения постепенно принимали закостенелые формы и способствовали социальному неравенству.

Большинство историографов Кропоткина справедливо отмечали присущую его взглядам антиномию. Так, стремясь обосновать ненужность государства и объективную возможность человечества обойтись без него вовсе, он, с одной стороны, писал о «бесконечно малой роли» государства в обществе. «Миллионы крестьян живут всю свою жизнь, не зная относительно государства ничего, кроме того, что они вынуждены платить ему большие налоги», - читаем мы в работе «Хлеб и воля».1 Но когда речь заходила о том, чтобы подчеркнуть необходимость его ликвидации, государство приобретало конкретные черты и, в трактовке Кропоткина, становилось глобальным, всеобъемлющим злом. В этом смысле он объясняет миссию государства намного глубже, причем, как верно подметил С.Ф. Ударцев, эта трактовка «была более объективной, чем пропагандистская анархистская недооценка государства».2

Одно из самых слабых мест теоретической конструкции, тщательно возведенной Кропоткиным, нащупывается уже в самом начале - в изложении естественнонаучного метода, который подвергался справедливой критике не только оппонентов анархизма, но и сторонниками Кропоткина назывался «псевдонаучным». Научные достижения, полученные в результате анализа эмпирических данных, действительно, имеют большое значение, но апелляция Кропоткина к использованию индуктивного метода в его этическом представлении об обществе не может не вызывать сомнений.

Теория Кропоткина лишена социологического наполнения. Словами И. Гроссмана-Рощина, Кропоткин вынуждено балансирует на грани

1 Кропоткин П.А. Хлеб и воля. М., 1990, с.54. натурализма и отвлеченного морализма, по сути, не вдаваясь в анализ реальных социальных процессов. Однако эта традиция была свойственна многим леворадикальным концепциям, имевшим представление о народе как единой массе, неразделенной по каким бы то ни было существенным признакам. Их идеология была своего рода рецепцией Великой французской революции, социальная составляющая их взглядов принадлежала скорее прошедшей эпохе - Франции конца XVIII в., а не современности. Незначительное расслоение общества на различные группы было характерно именно для этого периода, потому что столетием позднее процесс поляризации и идентификации социальных групп (средней и мелкой буржуазии, пролетариата, интеллигенции, крестьянства и т.д.) уже охватывает все европейские общества, включая и Россию.

Генералы всегда готовятся к прошлой войне», - однажды метко высказался Уинстон Черчилль. Но мир постоянно меняется: эпохи не повторяют друг друга, каждая последующая не похожа на предыдущую и потому состоит из неожиданностей и обманутых ожиданий. Французская революция, воспитавшая русскую леворадикальную политическую мысль, оказала ей двойную услугу. Преподав урок навязанного исторического прогресса, революционная Франция невольно стала причиной необоснованных надежд и великих заблуждений, которые вошли в историю в программах самых разных общественных течений и политических партий.

Петр I, Конвент научили нас шагать семимильными шагами - шагать из первого месяца беременности в девятый и ломать без разбора все, что попадется на дороге», - писал уже в конце своей жизни А.И. Герцен, видимо, осознав опасность, которую таит в себе подмена эволюционного процесса актом навязывания народу рецептов, выписанных «просвещенным разумом».1 Итоги многолетнего анализа привели Герцена к глубокому убеждению, что «петрограндизмом социальный переворот дальше каторжного равенства Гракха Бабефа и коммунистической барщины Кабе не пойдет».1

Знакомство с анархической теорией Кропоткина приводит к пониманию, что анархизм, вероятнее всего, - не социально-организационное явление, а категория социальной психологии. После смерти Кропоткина (в 1921 г.) его последователи пересмотрели многие положения анархизма. В этом смысле правомерна метафора И.З. Штейнберга, утверждавшего, что анархия - не социологический предел, берег, к которому нужно пристать, а

V» v 2. скорее, духовный ветер, надувающии паруса переходного периода.

Многие исследователи отмечали, что своеобразие теории, разработанной Кропоткиным, во многом определялось нравственной притягательностью его собственной личности. Ромен Ролан однажды выразился так: «Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которого мятущийся гений Толстого хотел достичь во всю свою жизнь и достигал только в искусстве».3

Кропоткин всегда отвергал обвинения в идеализме, звучавшие в его адрес, но история только подтвердила, что человеческая порода слишком несовершенна, и нравственная максима Кропоткина усвоению не подлежит. Тем не менее, востребованность выводов, сделанных Кропоткиным более ста лет назад, не вызывает сомнений, о чем свидетельствует активная деятельность многих анархистских организаций сего

1 Там же, с. 611.

•у

См.: Штейнберг И.З. Место анархизма в левом народничестве // Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922, с. 148. дня. Несовершенство социальных отношений, чрезмерное вмешательство государства в жизнь общества и понимание необходимости всеобъемлющей децентрализации для обеспечения благополучия человека делают взгляды Петра Алексеевича Кропоткина как никогда актуальными.

В соответствии с задачами данного исследования автор пришел к следующим выводам:

• Следуя примеру Ч. Дарвина, О. Конта и Г. Спенсера, Кропоткин пытался разработать основы собственной универсальной научной системы, методологические основы которой составляют «естественнонаучный метод» и «закон взаимной помощи». В представлении Кропоткина, эта система (своеобразный синтез биологии, психологии, социологии и этики) позволяет объяснять как природные, так и социальные явления, однако, с позиции современной политической науки, состоятельность «закона взаимной помощи» и «естественно-научного метода» выглядит небесспорной.

• Социокультурные предпосылки и особенности генезиса политических взглядов Кропоткина во многом определяются спецификой и традициями анархизма XIX вв. В концепции Кропоткина нашли отражение основные мифологемы, характеризующие общественно-политическую мысль той эпохи. Миф о «заговоре» в доктрине Кропоткина выражен в отрицании государства, как причины всех несчастий человечества; мифу о «золотом веке» соответствует идеализация якобы анархической жизни средневековых городов и утопическая теория о Совершенном обществе Анархии; миф о «спасителе», нашедший воплощение в леворадикальных учениях, в том числе и анархизме, трансформировался в идею социальной революции.

• В концепции Кропоткина отсутствует четкое определение понятия «государство», которое он склонен оценивать по шкале морально-этических ценностей. В его трактовке государство предстает в качестве преступного союза военного начальника, судьи и религиозных институтов, властного сообщества, препятствующего общественному прогрессу и установлению справедливых социальных отношений. Неправомерно идеализируя жизнь родовой общины и федерации «вольных» городов раннего средневековья, Кропоткин относил их к «догосударственным» о этапам человеческой истории.

• В трактовке Кропоткина, человечество стремится в своем развитии по направлению от государства, благодаря ключевым био-социальным принципам - общественной поддержке и солидарности, однако выведенный им «универсальный закон взаимной помощи» не объясняет, почему любое общество, созданное усилиями творческих масс, неизбежно оказывается во власти государства. Вопреки историческому оптимизму Кропоткина, нельзя не увидеть, что каждое положительное анархическое начало в истории, замеченное им, имело негативное продолжение - этатистские тенденции всегда оказывались сильнее.

• Концепция будущего строя, предложенная русским анархистом, базируется на основных принципах его естественно-научной системы, лишенной социологического наполнения и оперирующей морально-этическими категориями. Кропоткин полагал, что общество, основанное на солидарности и инициативном творчестве каждого человека, будет самодостаточным и надежно защищенным от внутренних противоречий и конфликтов. Сегодня практическая неосуществимость общественного идеала Кропоткина очевидна, однако следует отметить, что его нравственно-социальная теория придала анархизму новый гуманитарный смысл.

• На полемике анархистов и сторонников «государственного социализма» отразилось столкновение двух типов политического сознания -анархического и этатистского. Формулируя практически идентичные друг другу образцы идеального общественного устройства, анархисты и «социалисты-государственники» разошлись во мнении относительно путей достижения идеала. Кропоткин дал верную оценку социальным последствиям революции, оставляющей за государством монополию на владение средствами производства и, следовательно, обрекающей общество на возникновение новых привилегий. Учитывая уникальность российской социально-экономической и политической истории, этот вывод русского анархиста придает особую актуальность его теории.

• Проблема социальной революции в анархистской теории Кропоткина является своеобразным отражением европейского политического опыта XVIII в. Отношение Кропоткина к насилию ярко иллюстрирует внутренний конфликт между морально-этическими представлениями мыслителя и его прагматической оценкой исторической объективности революционного насилия. В этом смысле двойственность концептуальных построений Кропоткина являет собой пример противоречия между эмпиризмом и этическим идеализмом, сопровождающим рассуждения леворадикальной интеллигенции той эпохи.

• Идеи Кропоткина заставляют задуматься и над многими положениями современной политической науки. В пику преобладающей сегодня трактовке политического процесса как столкновения различных интересов он заявил о существовании в природе и обществе фактора взаимопомощи и настаивал на возможности гармоничного решения самых острых проблем. Безусловно, эта точка зрения требует внимательного изучения и развития в условиях сегодняшнего дня.

Настоящая работа может служить отправной точкой дальнейшего исследования социально-политического наследия П.А. Кропоткина и его влияния на формирование позиции современных анархистских движений.

 

Список научной литературыСитдыкова, Камиля Рашитовна, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Александрова З.А. П.А. Кропоткин и вопросы социальной революции // Проблемы социально-политического развития общества. М., 1975.

2. Амелина Е.М. Несостоятельность анархистского идеала М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина в свете исторического материализма // Теория революции: История и современность. М., 1984.

3. Аникин А.В. Я сделал все, что мог. // Предисл. к: Кропоткин П.А. Дневники разных лет. М., 1992.

4. Анисимов П.А. Путешествия П.А. Кропоткина. М.; JL: Изд-во АН СССР, 1943.

5. Арефьев М.А. Философия анархизма: очерки истории / Госагро-промРФ. Санкт-Петербург.гос.аграр.ун-т. Спб., Пушкин, 1992.

6. Артемов В.М. Проблема свободы: М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин, /http://www.history.dux.ru/tkl-03.htm

7. Бакунин М.А. Избранные сочинения. Пг.; М., 1920. Т.4.

8. Баландин Р.К. Мятежный князь Петр Кропоткин или об анархии в природе и обществе // Человек, философия и природа. М., 1991.

9. Белинский В.Г. Письма // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 12, М., 1957.

10. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX начала XX века. В сб.: Мыслители русского зарубежья// Бердяев, Федотов.// С.-Петербург, Наука, 1992.

11. Бердяев Н.А. Царство Духа царство Кесаря. М.,1995.

12. Битов А. Пушкинский дом. Новый мир, 1987, №10.

13. Бонч-Бруевич В.Д. Встреча В.И. Ленина с П.А. Кропоткиным // Избранные сочинения. М., 1963. Т.З.

14. Бонч-Бруевич В.Д. Памяти П.А. Кропоткина // Известия. М., 1921. - 13 февр. -№ 32.

15. Боровой А. Проблема личности в учении П.А. Кропоткина. // Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922.

16. Боровой А. А. Бакунин. М.: Изд-во КУБ, 1994.

17. Боровой А.А. Бакунин.//Михаилу Бакунину. 1876-1926. Очерки истории анархического движения в России. М.: Голос труда, 1926.

18. Бороздин А.Н. Современная идеологическая борьба и теория анархо-коммунизма П.А.Кропоткина. // Вопросы научного коммунизма. М., 1979.

19. Брешковский К. Три анархиста: П.А. Кропоткин, Мост и Луиза Мишель // Литература русского зарубежья. М., 1990. Т.1. Кн.2.

20. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.З «Время мира». М., 1992.

21. Вышеславцев Б. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6.

22. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. П.А. Кропоткин // Галактионов А. А., Никандров П.Ф. Русская философия Х1-Х1Хвв. Л., 1970.

23. Гарявин А.Н. Экономический идеал анархо-коммунистического общества в работе П.А. Кропоткина «Хлеб и воля»: http ://www.history. dux.ru/tk2-14. htm)

24. Гачев Г. Русская дума. М., 1991.

25. Герцен А.И. О социализме. Избранное. М., 1974.

26. Гомаюнов С.А. Философско-исторические взгляды Кропоткина в контексте отечественной мысли конца XIX- начала XX вв.: несостоявшийся диалог.: http://www.history.diix.ru/tkl-05.htm

27. Гордин А.Л. От юридического анархизма к фактическому. М., 1920.

28. Гордон А.В. Великая французская революция как явление русской культуры. // в сб.: Исторические этюды о французской революции (Памяти В.М. Далина). М., 1998.

29. Громов М. Вечны ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии //Вопросы философии, 1994, № 1.

30. Гроссман-Рощин И. Октябрьская революция и тактика анархо-синдикалистов. Голос труда, М.- Пг., 1919, № 1, декабрь.

31. Дейч Л.Г. Русская революционная эмиграция 70-х годов. Пг., 1920.

32. Деятели революционного движения в России: Био-биографич. словарь // Кропоткин П.А. М., 1930. Т.2.

33. Жирарде Р. Политические мифы и мифологии.// политическая наука. Теоретико-методологические и историко-культурные исследования. М, 1996.

34. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1.4.2, Л., 1991.

35. Интернациональный сборник. П.А. Кропоткин и его учение. Чикаго, 1931.

36. Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. (Борьба партии большевиков против анархизма (1917-1922 гг.). М., 1974.

37. Кареев Н.И. П.А. Кропоткин // Кареев Н.И. Историки французской революции. Л., 1925. Т.З.

38. Кареев Н.И.П.А. Кропоткин о великой французской революции. // Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922.

39. Ключевский. В.О. О русской истории. М., 1993.

40. Козлов В.П., Перегудова З.И. Фонд П.А. Кропоткина в ЦГАОР СССР // В кн.: Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. Вып.2, М., 1992.

41. Козовский Ю.М. Критический анализ анархического коммунизма П.А. Кропоткина // Актуальные проблемы марксистского историко-философского исследования и современная идеологическая борьба. М., 1985.

42. Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969, с. 10-11 и Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. М., 1975.

43. Корноухов Е.М. Борьба партии большевиков против анархизма в России. М., 1981.

44. Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. М., 1964.

45. Краус В. Нигилизм и идеалы. М., 1994.

46. Критская Н.А. Педагогические идеи П.А. Кропоткина. // Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922.

47. Кропоткин П.А. Этика. М., 1990.

48. Кропоткин П.А. // В кн.: Политическая мысль в России. Словарь персоналий. М., 2000.

49. Кропоткин П.А. в 1917 году: первые впечатления от революционной России / Публ. Бирюкова А.В., Фигуровской Н.К. Ком-мент. Бирюкова А.В. // Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. М., 1992. Вып.1.

50. Кропоткин П.А. Век ожидания: Сб. ст./ Пер. с франц. Критской Н.А. Под редакцией Лебедева Н.К. М.: Голос труда, 1925.

51. Кропоткин П.А. Дневник П.А. Кропоткина. М., 1923.

52. Кропоткин П.А. Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя? // Памяти Петра Алексеевича Кропоткина. Пг.; М., 1921 (Обл.: 1922).

53. Кропоткин П. А. Записки революционера. М., 1990.

54. Кропоткин П.А. Земледелие, промышленность, ремесло // Наука и технология. М., 1990.

55. Кропоткин П.А. Идеал в революции // Былое. М., 1921. №17.

56. Кропоткин П.А. О текущих событиях (1919). Современное положение России (1919-1920) / Публ. пр. и примеч. Лебедевой А.П. //Вопросы философии. М., 1991. №11.

57. Кропоткин П.А. Поля, фабрики и мастерские: Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным. Пб., М.: Голос труда. 1921.

58. Кропоткин П.А. Предисловие, примечания / Реклю Э. Законное развитие и анархия // Реклю Э. Избранные сочинения. Пб.; М., 1921.

59. Кропоткин П.А. Речи бунтовщика. Пб.; М., 1921.

60. Кропоткин П.А. Социология. Философия // Антология мировой философии. М., 1972. Т.4.

61. Кропоткин П.А. Статья (нет начала, копия, 90-е гг. XIX в.) ГАРФ фонд 1129, оп.1, д. 521 ЛЛ. 26-165.

62. Кропоткин П.А. Федерация как путь к объединению // Голос минувшего. М., 1923. №1.

63. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. М., 1990.

64. Кропоткин П.А. Чайковскому Н.В., 21 августа 1901 г. // Русский исторический архив. Прага, 1929. Сб.1.

65. Кропоткин П.А. Этика анархизма. Б.м., б.г.

66. Кропоткин ПА. Взаимная помощь как фактор эволюции. Спб., 1907.

67. Кропоткин П.А. Справедливость и нравственность. Публ. лекция, прочит. В Анкотском братстве и в Лондонском этическом обществе. Пб., М.: Голос труда, 1921.

68. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1990.

69. Кропоткин П.А. Великая французская революция. М., 1979.

70. Лебедев Н. П. А. Кропоткин. Человек. Мыслитель. - Революционер // Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922.

71. Лебедев Н.К. П.А. Кропоткин как теоретик биосоциологического закона взаимопомощи // Былое. Пг., 1921. №17.

72. Ленин В.И. Анархизм и социализм // Поли. собр. соч., изд. 5-е., т.5.

73. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Полн. собр. соч., изд.5-е т.41.

74. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. Полн. собр. соч., изд. 5-е, т. 17.

75. Лозинский С.Г. «История папства». М., 1986.

76. Лосский Н.О. История русской философии. М., Прогресс, 1994.

77. Лотман Ю.М. О семиосфере // Избранные статьи в 3-х тт., Таллинн, 1992. Т.1.

78. Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в топологическом освещении // Избранные статьи в 3-х тт., Таллинн, 1992. Т.1.

79. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

80. Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX в. // Избранные статьи в 3-х тт., Таллинн, 1992. Т.1.

81. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Избранные статьи в 3-х тт., Таллинн, 1992. Т. 1.

82. Лурия А. П.А. Кропоткин как социальный мыслитель // Вестн. просвещения. Казань, 1921. №1.

83. Майский И.М. П.А. Кропоткин.// Майский И.М. Путешествие в прошлое. М., 1960.

84. Маккей Д.А. Анархия. //Анархизм. М., 1999.

85. Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. М.: Наука, 1979, Кн. II.

86. Малинин В. А. Философия революционного народничества. М., 1972.

87. Мамут Л.С. Шкала оценок государства и процесс его оценки // История политической мысли и современность. М., 1988.

88. Маркин В.А. Биосоциологическая концепция П.А. Кропоткина // История взаимодействия общества и природы. М., 1990.

89. Маркин В.А. Петр Алексеевич Кропоткин: 1842-1921.М.; Наука, 1985.

90. Махно Н.И. Воспоминания. // Сборник «Тайны истории в романах, повестях и документах». М., 1996.

91. Миллер М.А. Психологические корни Кропоткинского анархизма, http: www.history.dux.ru/tk3-06.htm.

92. Михаил Бакунин о государстве // В сб.: Анархизм. М., 1999.

93. Мкртичян А.А. П.А. Кропоткин: утопист и реалист. // Социалистический идеал: вчера, сегодня, завтра. М., 1992.

94. Мкртичян А.А. «П.А. Кропоткин и Западная Европа» // Новая и новейшая история. 1991, №2.

95. Мндоянц С.А. Философия анархизма в России второй половины XIX начала XX веков. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин (историко-критический анализ). Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1987.

96. Мндоянц С.А. П.А. Кропоткин// Вступ. статья к: П.А. Кропоткин. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.

97. Неттлау М. Взаимная ответственность и солидарность в борьбе рабочего класса. // Анархизм. М., 1999.

98. Никитин A.JI. Заключительный этап развития анархистской мысли в России. // Вопросы философии. М., 1991. №8.

99. Обращение Московской Лиги Федералистов о задачах Лиги // Вопросы философии. 1991, №11.

100. Ольшевский А.А. Кропоткин как историк «Великой французской революции» // Книга и революция. Пг., 1921. №8-9.

101. Опыт обоснования программы народников// Народническая экономическая литература. М., Соцэкгиз, 1958.

102. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1933, т.2.

103. Отверженный Н. Главные течения в анархической литературе начала века//Михаилу Бакунину. 1876-1926. Очерки истории анархического движения в России. М.: Голос труда, 1926.

104. Отечественная философия: проблемы, ориентиры, исследования. / Рос. акад. упр. гуманитар, центр. М., 1992. Вып.9 / П.А. Кропоткин: к 125-летию со дня рождения.

105. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

106. Петр и Александр Кропоткины. Переписка. Под ред. НХЛебедева. М.; Л.: Academia, 1932-1933.

107. Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922.

108. Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972.

109. Пирумова Н.М. Письма и встречи.// Родина. 1989, № 1.

110. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

111. Полянский Ф.Я. Анархисты. Кропоткианство // История экономической мысли. М., 1966. Т.З. Ч. 1.

112. Полянский Ф.Я. Критика экономических теорий анархизма. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.

113. Пономарев Н.В. Критика анархистской концепции власти и современность. Казань, 1978.

114. Пронякин Д.И. Анархизм: «исторические» претензии и уроки истории. Л.: Лениздат, 1990.

115. Пронякин Д.И. Критика методологических основ анархических воззрений на общество, социальный прогресс и революцию. // В кн.: Философия и наука. Л., 1975.

116. Ракутов А.И. Нравственная концепция П. Кропоткина // Вестн. Моск. ун-та. Философия. М., 1975. №5.

117. Революционное народничество 70-х годов XIX в. T.l, M.JL, 1964. Док.№ 4.

118. Реклю Э. Эволюция и революция. // Анархизм. М., 1999.

119. Розанов В.В. Опавшие листья // Уединенное. М., 1990.

120. Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1992, №4.

121. Старостин Е.В. Вступительная статья к: Петр Алексеевич Кропоткин/ Указатель литературы 1921-1992. М.,1992.

122. Старостин Е.В. К истории изучения П.А. Кропоткиным Вели-койФранцузской революции конца XVIII века // Французский ежегодник за 1967 год. М., 1968.

123. Старостин Е.В. Предисловие к: Анархизм. Сборник. М. 1999.

124. Стоянов Б. Закон и право. // Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922.

125. Твардовская В.А. Послесловие// П.А. Кропоткин. Записки революционера. М.,1990.

126. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства. М., 1986.

127. Толстой Л.Н. Письмо В.Г. Черткову от 19 июня 1897 г. // Полн. собр. соч. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 88.

128. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.: ГИХЛ, 1952, т.50.

129. Троицкий Н.А. Большое общество пропаганды 1871-1874 (так называемые «чайковцы») Саратов, 1963.

130. Тэккер Б.Р. Государственный социализм и анархизм. // В сб.: Анархизм. М., 1999.

131. Ударцев С.Ф. Кропоткин. М., 1989.

132. Ударцев С.Ф. Анархическая теория государства П.А. Кропоткина // Изв.вузов. Правоведение. Л., 1986. №2.

133. Ударцев С.Ф. Анархическое сознание и хаос (о природе одного феномена), http ://www.history.dux.ru/tk 1 -13.htm

134. Фигнер B.H. П.А. Кропоткин // Фигнер В.Н. Полн. собр. соч. -М., 1929. Т. 3.

135. Фигуровская Н.К. Кропоткин П.А. // Экономическая энциклопедия: Политическая экономия. М., 1975. Т.2.

136. Философия власти. Издательство Московского университета, 1993, гл. 7.

137. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1993.

138. Чарушин Н.А. О далеком прошлом. Из воспоминаний о революционном движении 70-х годов XIX в.М.: Мысль, 1973.

139. Шеметов А. Искупление. Повесть о Петре Кропоткине. М., 1986.

140. Штейнберг И.З. Место анархизма в левом народничестве. // Петр Кропоткин. Сборник статей под редакцией А. Борового и Н. Лебедева. Книгоиздательство «Голос труда». П.- М., 1922.

141. Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества. М., 1983.

142. Эльцбахер П. Анархизм. Спб., 1906.

143. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.7.

144. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

145. Этьеван Ж. Право на жизнь. //Анархия. М., 1999.

146. Anarchism: Community and Utopia. ( Ed. by Sekelj L., Tomek V.) Praha 1993.

147. Avrich P.H. The anarchists in the Russian revolution. London. 1973.

148. Avrich Paul. The Russian anarchist. Princeton. Univ. Press. 1967.

149. Cahm C. Kropotkin and the rise of revolutionary anarchism. 18721886. N.Y. Cambridg. 1989.

150. Confino M. Anarchisme et internationalisme. Autor du manifeste des seize. Correspondance inedite de Piere Kropotkine et de Marie Goldsmith, janvier-mars 1916 //Cahiers du monde russe et sovetique. Paris. 1981.

151. Geschichte und gegenwart einer utopie. Wien. 1970., Rock M. Anarchismus und terror. Trier. 1977.

152. Hulse I.W. Revolutionist in London. A. Stady of the Unorthodox Socialist. Oxford: Clarendon press. 1970.

153. Joll J. The anarchists. L., 1964.

154. Kra mer-Badon J.R. Anarchismus: Geschichte und gegenwart einer utopie. Wien. 1970.

155. Miller M.A. Kropotkin. Chicago: University of Chicago Press, 1976.

156. Planche F., Delphy I. Kropotkine, descendant des Grandes Princes on Smobnsu page de l'empereur, savant illustre, revolutionnaire international, vulgarisateur de enpensil anarebiste Paris. 1948.

157. Rock M. Anarchismus und terror. Trier. 1977.

158. Woodcock G. Anarchism. A history of libertarian ideas and movements. Penguin book. 1963.

159. Woodkock G. and no vie. The Anarchist Prince. London: Boardman. 1950. (paperback ed.-l 971).