автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Политические и педагогические взгляды Мартина Лютера

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Куталия, Гурам Мамантиевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Политические и педагогические взгляды Мартина Лютера'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политические и педагогические взгляды Мартина Лютера"

ТБИЛИССКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННА УНИВЕРСИТЕТ ик.ИВАНЭ ДЯАВАХИШВИЖ

На правах рукописи

КУТАЛИЯ Гурам Мамантиевич

УДК 9(43) "1483-1546"

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРТИНА ЛЮТЕРА 07.00,03 - Всеобщая история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Тбилиси - 1990

Работа выполнена на кафедре истории средних веков Тбилисского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета иц.Иа.Джазахишвили.

Научшэ руководители: доктор исторических наук, профессор

тиЩЗЁ" гХ"].

доктор исторических наук, профессор

ЩиршППГ

Официальные оппонента: доктор исторических наук, профессор 1ШМСТВАЖШВШМ ЭХ, кандидат педагогических наук, доцент ЧИЧУА O.A.

Ведущее учрехщеше: Кафедра Всеобщей истории Тбшшсокого

государственного педагогического института иы. öyjocan-Cada Орболяааи

Защита состоится "£ 1990 г. на заседание спе-

циализированного совета Д 057.03.15 при Тбилисском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им.Ив.Дкавах) ввили по адресу: 380001, Тбилиси, пр.И.Чавчавадэе, I.

С диссертацией иошо ознакомиться в научной библиотеке Тбилисского государственного университета.

л i

Автороферат разослан _nj Р 18Э0 г.

Ученый секретарь специализированного сонета, профессор

П. ^ АНТАДЗЕ К.Д.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теин. 10 ноября 1983 года немецкий народ и псе прогрессивное человечество отметало 500-летие со дня рогдения видящегося немецкого реформатора (картина Лютера. Это всеобщее признание и высокая оценка заслужены "атером, ибо он относится к числу исторических деятелей, которые, по словам Ф.Энгельса, вызвал! в общественной жизни "...величавший прогрессивный переворот из всех перелитое до того временя человечеством", то была эпоха, которая "породила титанов по силе Кк'с.та, страсти и характеру, по многосторонности и учености" (?>!зркс П., Энгельс 0.Соч.,т.20,с.346)

Действительно, развер1увЕееся а Германки в начале ХУ1 ре~ фортзациошюе движение, связанное с женем Дотера, относится к ряду величайших прогрессивных явлений. Не только Германия, но и вся, Европа не знали до него антифеодального движения.столь широкого размаха, в котором впервые появились предвестники буржуазии и пролетариата. Марксистская историография, опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма, рассматривает Реформации и Велшгую Крестьянскую войну в Германии как "пернул буржуазную ревоиоцют", толчок которой дал Дотер.

Своим учением, не ликенннм ограниченности, характерней для /меренного бюргерства (представителем которого он был), реформатор, "сообразно духу времени" ("Архив Маркса и Энгельса", т.Х, :.344), отражал интересы широких слоез общества, в том числе и ¡рождавяихсл буржуазных элементов, способствовал радикализации зироких касс. Его самоотверженная борьба за освобождение Германии >т господства римского папы и его агентов, реабилитация светс::ой изни и светского правления - их объявление созданными творцом, ¡секирное признание свободы совести и мысли, укоренение нового

порядка в школах и университетах, порицание несправедливых феодальных войн и призыв к всеобщему миру, заложение основ немецкого литературного языка - вот, что принесло Питеру не только национа^ льное, >ю и всемирное признание.

Это обуславливает научное значение изучения политических и педагогических воззрений Лютера.

Основная цель и задачи диссертации - выявление и монографиче ское изучение основных тенденций политических и педагогических идей Лютера; установление того, какое влияние оказали они на судьбы Германии, се политическую', общественную и культурную кизнь, школьное и университетское образование.

Теоретическую и методологическую основу исследования предст-вляют сочинения классиков марксизма-ленинизма, их отдельные пол ¡кения и высказывания, которые включают научное определение рефо ыаторской деятельности и мировоззрения Лютера. Правомочно указа ние К.Маркса и Ф.Энгельса, что первоначальные выступления и про поведи Лютера, которые были направлены против рш-ско-кстоличес* догм и сапой католической церкви, сыграли весьма ваетув и полоз тельную роль, подорвали основы "священной организации" (К.Маркс Ф.Энгельс, т.22, с.306) светского феодализма: поскольку римско-католическая церковь выступала в средние века "б качестве наиб< общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодальи строп" (К.Маркс, Ф.Энгельс, т.7, с.361). Вместе с тем К.Маркс : Ф .Энгельс отмечали и то, что Лютер бил официальнш представит леи бюргерской реформы, проповедовавшим прогресс "в рамках зак

на" (там же, с.367); не осталась вне их поля зрения и занятая

»

тером реакционная позиция во время Крестьянской войны.

Источниковедческой базой диссертации являются реформаторе!

* публицистические сочинения Лгзтерп, опубликованные) в разные периоды деятельности реформатора: "К христианское дворянству нековкой нации об улучшении христианского сословия" (1520 г.), "Вер-:оз увещание всем христианам остеречься мятежа и бунта" (1522 г.)»

0 светской власти, п какой норе ей следует повиноваться" (1523 •.), "К членам советов всех городов немецкой зе;«и об учреждении

1 поддержании христианских скол" (1524 г.), "О рабство воли" ;1525 г.), "Ведь и воины могут быть блакенкы?" (1526 г.), "О воЯ— 1С против турок" (1529 г.), "Наставление о том, чтобы детей обу-гали в иколо" (1530 г.) и др.

В диссертации использована также переписка Лютера, котируя он ззл с иэвзстныки своиш1 современниками. Что касается отдельных ^'скагпваний Литера, так напьт.аемых "Застольншс речей, или колло-свиумов", кгданных учениками и друзьями после кончины реформатора, ю них привлечены лишь те,'которые находят определенные параллели ! высказанными а основных сочинений кклтгл ч способствуют уточнило или пополнен™ этих соображений.'

В исследовании использованы такх© программы времен Крестьянкой войны, публицистическо-полекические сочинения и писыз сов-екенников Лятера - Эрасна Роттердамского, Сялиппа Келанхтона, льриха Цвингли, Томаса Йжцера, Ульриха фон Гуттена, Томаса 1Ъра, иглийского короля Генриха УШ и других.

Историография темы.'В исторической и педагогической литерату-з политические и педагогические воззрения Лотера не нашли доля-;го отражения. Буржуазные автор« (представители и католического, протестантского направления) менызе затрагивают эту тему, & ес-I и обращаются к ней, не выявляпт ее со всей полнотой и объекти-юстья, высказывая подчас противоречащие друг другу суждения. На-

пример, немецкие протестантские историки XIX в, объявляют Лютера то союзником князей (Л.фон Ранке), то защитником интересов рыцарства и крестьянства (Ф.Бецольд) и т.д. Хотя бесспорна заслуга протестантских авторов, которые дали Реформации политическую оценку и сочли ее прогрессивным движением.

В отличие от них, немецкие католические историки И.Ибрг и И. Янсен развивают мысль, что Реформация принесла Германии лишь несчастье, а Лютер - "злодей", который "подстрекал" подданных против правителей.

Из буржуазных авторов XIX Ь. ближе всех к истине подошел В. Циммерман, хотя и в его оценке воззрений Лютера не все приемлем

Объективностью не отличается и буржуазная историография новейшего времени. Одна часть историков (Г.Гермелинк, Ф.Иайкике.К. Ыоллер), выдвигая на первый план учение Латара о "двух властях", постаралась приспособить ее к интересам господствующего класса, подчинить ее националистической и шовинистической пропаганде.

В фальсификации наследия Лютера еще дальше пошла нацистская историография. Историки этого периода, например, Арао Дойтельмо зер, считают Лютера "пророком Германии", который якобы.считал н мцев "наилучшей и наипервейшей нацией среди всех народов". Г.Ри тер и Г.Франц утверждают, что, взяв власть в свои руки, Гитлер вераил "народные деяния Лютера".

Историки ФРГ (П.Рассов, Е.Хасингер, В.Фукс, Г.Герстенкорн, Фрейнд, Ф.Гартунг), хотя им пришлось пересмотреть прежнюю нацис налистическую концепцию, избежать идеализации исторических лич5 стей не сумели, Более того, они пытаются обосновать идею иезыб; мости и жизнеспособности современного капиталистического госуд; ства латеровским учением о "двух властях".

Первыми объективными ценителями Реформации и деятельности Ло-тера явились классики марксизма-ленинизма. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечают как положительные, так и отрицательные стороны деяний-Лоте-ра, хотя в их неодобрительных оценках ряд вопросов требует определенного смягчения и уточнения. Так же следует подойти и к оценке Лютера, данной ему немецкими авторами социал-демократического толка, - Ф.Мерингом, К.Каутским и А.Бебелем.

Весомый вклад в дело изучения Реформации и заслуг Лютера внесла историография ГДР. Значительная часть историков эт<3й страны (Л.Штерн, А.Мойаель, Г.Каынитцер, К.Клайншмидт, Г.Фабюнке; М. Штейнметц и др.), отвергнув тенденцию полного очернения Лг тера, которая проистекала от В.Гвнитейна, высказала мысль, что в первый период реформационного движения Лютер исполнял прогрессивную роль, выражая общие интересы немецкого народа. По мнению этих авторов, деятельность Лютера обрела реакционный, антинародный характер липь во второй период Реформации, после Ворясского рейхстага. Этому второму периоду соответствовала лютеровская теория о "двух властях", которая воспитывала в народе слепое подчинение властям (Г. Фабюнке).

В 1967 и 1983 гг., когда широко отмечались, соответственно, 450-летний юбилейный год Реформации и 500-летие со дня рождения Лютера, в ГДР было опубликовано множество монографий и статей, авторы которых (Г.Гюнтёр, Г.Фессер, Г.Герберт, М.Майер, О.Гратц, М.Богиш), в отличие от предшественников, с большим вниманием и объективностью отнеслись и к оценке второго пер'-юда деятельности Литера. Они пришли к заключению, что проповедь Лютера о "двус властях" наряду с негативными моментами включает в себя также и "положительные, прогрессивные моменты" (Г.Фессер).

- б -

В советской историографии изучение Реформации и учения Лютера иызет весьма богатую традицию. Уне в 20-30-х годах у нас создавались по этой проблеме научно-популярные сочинения, одна часть авторов которых (В.Д.Преображенский, Н.Н.Розенталь) чрезмерно преувеличивала "грех" Лютера, а вторая часть Ш.П.Щеголев, С.Д. Сказки») высказывала мысль, что переход Лютера на сторону реакционных сил и князей произошел в 1521-1522 гг.

Среди советских историков первым, кто, опираясь непосредстве! ко на первоисточники, попытался дать объективную оценку Реформации и некоторых .сторон деятельности Лютера, в том числе и учения о "двух властях", был Ц.Ц.Сшрин. В своих трудах он привел к выводу, что проповедь Латера о "двух властях" содержала как реакционные, так и прогрессивные элементы, что на сторону реакции тер перешел лишь после Крестьянской войны.

Внимания заслуживают такяв статья'В.Г.Павленко и 0.И.Черную внча. В.Г.Павленко на основании изучения "Застольных речей" Люк ра старается выявить социально«- политические воззрения Лютера, г О.И.Чярнушевнч исследует экономические взгляды реформатора.

Особо следует выделить диссертационную работу, и посвя^еннуа Лютеру специальную стать» И.А.Голубкина. Автор анализирует соцчг льно-пояитические взгляды реформатора и эволюции его позиции во втором периоде раннебуржуазной революции, в 1521-1524 гг. При зтш, ввделяя в деятельности Латера три периода, автор щагходит заключению, что его прогрессивная деятельность должна определят ся но только первым периодом, но и вторым.

В деле объективной оценки Реформации и роли в ней Литера ве сьма значительна заслуга советских авторов Г.М.Лифаица, И.Ц.Нек расовой и Э.Ю.Соловьева. Перу последнего принадлежат несколько

¡тэтой о Лютере и популярная книга. "Непобежденный еретик. Мартин Ьтер и его время" (1984 г.), которая представляет собой первую ¡иогра^нп реформатора, созданную в советской действительности. 1вделяя негативные моменты в мировоззрении Лютера, автор, вместе ! тем, выявляет его новаторские политические взгляды.

В деле объективного осшсления мировоззрения Лютера и сущно-:ти Реформации положительную роль сыграла также дискуссия, ииро-го развернувшаяся на страницах зхурнала" Вопросы истории" в 1956-■1958 гг. Следует отметить и сборник "Культура эпохи Возрождения I Реформация" (1981 г.), в который вопли исследования обобщающего :арактера, в которых высказано немало интересных соображений о ;еятельности и учении Лятера.

В соответствии с профилей насей диссертационной работы следу-1Т упомянуть и тех авторов, которые касаются педагогических воэ-|рений Лютера. Ода а часть этих авторов (К.Раунер, К.йкидт, ip.Ha-'льсен, Ф.Паротц, Н.Сперанский,М.И.Деыков) характеризует педаго-ические воззрения Лютера крайне схематично, без соответствующей ритики и глубокой оценки. Другая часть (например, В.Гольцев, И. ¡вадовский) выпячивает лишь их отрицательные стороны, полагал', [то Дотер требовал от народа лишь чтения Библии и самых элемента-ных знаний; эти авторы утверждают, что в 1524-1525 гг., после 'рестьянской войны, Лютер отверг идею всеобщего образования, что н запретил светские школы н якобы вообще препятствовал проникно-ению реальных знаний в школу. Шло время, когда даже известный сторик из ГДР Лео Штерн умалял роль Лютера в дело окольного и нивэрситетского образования.

В Германской Демократической Республике к просветительской еятельности реформатора, к его заслугам в области педагогики ста-

ли по-новому относиться лишь в период подготовки празднества 5С яетия со дня рождения Литера. Авторы изданной в этот период кни "Педагогика и Реформация" высказывают мысль, что Дотер прекраа понимал "цену просвещения", что его идеи оказывали благотворно! влияние на развитие окольного образования дахе в XIX веке (А.М: ценхейы).

Изучение педагогических взглядов Дзтера и в Грузии имеет свою традицию; ухе в 1884 году, в журнале "Иверия" (*5-6) под псевдонимом "Гадагмели" ("Потусторонний") Антимоз Джугели опуб ковал статью "йзтер как педагог", в которой автор попытался из дожить педагогические идеи Лютера, которые, как он полагал, мо заинтересовать грузинский народ.

Научная новизна диссертации состоит прежде всего в том, что представляет собой попытку комплексного, монографического изуч основных тенденций (как до Крестьянской войны, так и в последу пер^д) политических и педагогических воззрений Лютера. В диссе ции отвергнута мысль, что после Ворысского рейхстага (1521 г.; или после его выступления против.восставших крестьян и перехо; на сторону князей Лютер всецело встал на службу реакции. Изуч! отдельных высказываний и сочинений Лютера последующего после 1 стьянской войны периода убеждает, что его учение и деятельное1 и в период после Крестьянской войны не утратили своего национ ного значения, он вновь продолжал ввдвигать отдельные требова служившие делу прогресса.

Практическое значениедиссертации. Представленные в работе териалы, обобщения и выводы когут бить использованы при соста нии учебников и вспомогательных пособий для шешей школы, сос лении статей и монографий, подготовке общего лекционного курс

:пецхурса о Германии в эпоху Реформации, при исполнении курсовых I дипломных работ.

Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы I одобрены на кафедре истории средних веков Тбилисского государс-'венного университета. Основное содержание исследования нашло от-»ажение в изданной монографии и опубликованных статьях диссертан-■а. Некоторые вопросы диссертации заслушаны на университетских аучных сессиях и конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех лав и заключения. К ней прилагается список использованной лите- • лтуры и источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В введении обоснована актуальность теш, определены цель и адачи исследования, раскрыта его научная новизна, представлен бзор использованных источников и литературы.

В первой главе - "Время возникновения политических и педагоги-еских взглядов Мартина Лютера и общественно-политическая ситуа-- дана характеристика эпохи, тех социально-экономических,по-итических и идейных обстоятельств, которые оказали решающее влц_ ние- на формирование реформаторских идей Лютера, его политичесно-о и педагогического мировоззрения. В главе повествуется о своеоб-азии развития Германии, о том, что вслед за экономическим развн-ием и зарождением элементов капиталистических взаимоотношений в тдельных отраслях промышленности не последовали консолидация нн-ересов всей страны и ее политическая централизация. Случилось аоборот: в конце ХУ и начале ХУ1 вв. политическая раздроблен-ость и обострение социальных противоречий приобрели более явный црактер, что особенно проявилось в период реформационного двизв-

ния и Крестьянской войны 1524-1525 годов.

На развитие социальных противоречий политически раздробле) Германии огромное влияние оказывали главари рииско-католическс церкви, пользовавшиеся поддержкой римского папы. Они обирали I иецкий народ не только материально, но и духовно, религия в и: к ах являлась орудием политического господства, они занимали в* щее положение и в сфере просвещения и культуры, препятствовал прогрессивному духовному развитии народа.

В этой главе вместе с обзором социально-экономической и п тической ситуации Германии выявляются также и идейные источни рефорыационных идей и политических и педагогических воззрений тера.

Безусловно, и до Лютера были лоди, ранние реформаторы (Д® Уиклиф, Ян Гус), авторы мистических сочинений и бюргеровских флетов, а также немецкие гуманисты, которые не только вьщвнгс идею Реформации и открыто нападали на корыстолюбие, невекестг своеволие католического духовенства, но и выявляли и другие г чныа стороны общества, что, разумеется, оказывало значительнс влияние на взгляды Яатера, однако роль Литера носит все Ее ос яркий характер: с его иыенеи связана грандиозная борьба с до] тичвскши основами римско-католической идеологии, благодаря ' он, Потер, фактич-эски лиаил существовавшие феодальные отнопе: "ореола святости" (Ф.Энгельс) - водь католическая церковь ка: статут и как идеология представляла собой составную часть фе льного строя. Кроме того, на первом этапе реформационногс^дв ния (1517-1521 гг.) Лютер становится духовным воздем народа, торый "развивает революционную энергии масс" (Ф.Энгельс), а последующем этапе, когда реформатор убедился, что вызванное

цзижение вшило за рамки антикатолической борьбы и обрело характер классового противостояния, Лютер четко формулирует пути и методы осуществления Реформации; именно начиная с этого периода он тщательно уточняет и обрабатывает свои политические и педагогические воззрения.

Глава вторая - "Политические взгляды Мартина Лютера" - состоит из трех параграфов.

В первом параграфе - "Реабилитация Лютером светской жизни и ¡ветской власти" - гежазано, что Лютер в первый период своей деятельности произвел "реабилитацию" (выражение К.Маркса) светской шэни и светского правления, отверг насажденную римско-католичес-гим духовенством традицию деления христиан на духовное и светское ¡ословия. Лютер противопоставлял этому теократическому устремлению ian идею "всеобщего священства", согласной которой все христиане, ; ¡плоть до светского правителя, являются людски "истинно духовного юания"; между христианами нет иного различия, кроме как в роде IX деятельности и занимаемых ими должностей, при этом, по мнению !ютера, в глазах всевышнего ни один вид деятельности не пользуется преимуществом перед другими, ошибаются те, которые считают •руд священника более почетным, чем труд "башмачника, кузнеца, 1емаелельца". Тем самым Лютер лишил основания традиционнее пони-!ание привилегированности духовенства. Более того, он выдвигает ia передний план роль светской власти и ставит ее, в плане долж-остном, выше духовной; он требует от духовных лиц осознания ije-|бходимости, кроме единственного случая - исполнения духовных

■л

обязанностей, добровольного подчинения светской власти, которая чреэдена Богом для наказания злых и для зациты благочестивых, ^ак полагает Дотер, в случае необходимости светская власть вправе интролировать деятельность духовных лиц, созывать церковные собо-

ры, заботиться о реформе. Тем самым -Дотер стремился к освобождению Германии от господства католического духовенства и римского папы.

%ея "всеобщего священства" имела и то значение, что она поставила под сомнение само существование одного из эксплуататорских социальных слоев феодального общества - духовного сословия I выполнила роль своеобразного пороха - вызвав взрыв и образовав брешь в крепостных стенах феодализма.

Во втором параграфе-"Сущность учения Лютера о "двух царства: и о правах и обязанностях светской власти" - речь, прежде всего идет о том своеобразии, которым характеризуется идейное развитие Дотера в конце первого и начале второго периода раннебуркуазной революции. Лютер формирует идею о необходимости существования "двух властей" - "божьего царства" и "мирского царства". В отди чне от идеологов римско-католицизма, Лютер разграничивает сферы светского и духовного правления, не только освобождает светскую власть от церковной опеки, хотя, вместо с тем, считает, что эти две власти взаимно необходимы друг другу.

Под "божьим царством" Лютер подразумевает общность всех пра вовер!ых христиан, их духовное "я", которым правит не римский г па и его постановления, а сам Бог и "божье слово", т.е. Евангел

В "мирском царстве" объединенными в нем людьми (из коих вне чительную часть составляют "не истинные христиане") правит свет екая власть (0Ьг1бкодЛ ). По ынвнию Литера, светская власть является учреаденной самим Еогом системой должностей, кот.орая г д».пишется требованиям общественной целесообразности, "естестве! но-правовым нормам", т.е. светская власть служит людям, принос; иы пользу, защищая "порядок", направляет политику государства,

правит экономикой, ведает сферами культуры и просвещения. То же самое относится к каждому члену общества, кадцону сословию; люди и сословия имеют свои собственные функции и назначения ("дела и должности"), один служит другому» они взаииопригодны друг для друга.

Безусловно, общественные отношения, о которых говорит Лютер, не исключают социального неравноправия, ведь должностные служебные различия, на которых основываются эти отношения, подраэугква-ют подчинение одних другим, хотя, по словам Лютера, Бог допускает такое неравноправие не из-за греховности людской, как то проповедовали римско-католические идеологи, а для того, чтобл общз-ство было жизнеспособно.Следует упомянуть, что Лютер пишет и об укоренившемся в современных ему общественных отношениях и идущем с незапамятных времен'потомственном неравенстве, людей, но, что заслуживает особого внимания, так это то, что творцом этого неравенства Лютер считает не Бога, а людей. Интересно и то обстоятельство, что Лютер считает самих людей.и творцами передаваемых по наследству титулов. Хотя он и не отвергает титулов, но считает, что человек как "творение Бога" стоит выше этих титулов (князя, графа и т.д.). И это потому, что "князей создали люди, а не Бог. Создать же человека мог лишь один Бог" ( Martin Lathers sâm-tlichs v/erke, 1826-1868, Bd. 43, S. 14). Исходя из этого, при оценке деятельности того или иного правителя - императора, князей или кого-либо другого, Лютер полагает, что следует уважать и воз-

<3

давать почести не их родословной и титулу, а занимаемой ими должности, ибо она учреждена Богом для защиты порядка и служения народу.

В этих суждениях, безусловно, есть отдельные гуманистические

моменты, однако не все здесь приемлемо. Наделяя светскую власть божественным авторитетом, Лютер допускает и то, что этой должностью может обладать недостойная личность, но даже и в этом случае Дотер требует от подданных (как от "несовершенных, так и истинны» христиан") материального подчинения и покорности, отказа от "мятежа". При этом, что весьма ваяно, Лютер категорически выступал против всякого посягательства светской власти на свободу духовно1 жизни, совести и веры человека, решительно отстаивая идею духовного неподчинения подданных светской власти.

Учение Лютера о "двух царствах" свидетельствует о том, что его идеалом был богобоязненный и мудрый правитель, хотя реформатор и был глубоко убежден в том, что не было оправдано существование множества обладавших подобными достоинствами правителей, что действия идеального правителя, направленные на наказание зле и охрану порядка, на упорядочение материальных взаимоотношений, не всегда имели бы желаемые результаты, что правитель не смог 61 опираться на Евангелие, не смог бы придать ецу законодательную силу, как это считали возможным ранние реформаторы - Джон Уикли( и Ян Гус, а равно и современный Лютеру швейцарский реформатор Ульрих Цвингли. Когда дело касается подавления противозаконных действий, Лютер считает более целесообразным правителю проявлят но богобоязненность, а мудрость, ибо лшпь такой правитель сможе устранить зло. Правитель должен действовать согласно государственной целесообразности и реальным категориям, практическим инт ресаы, он по своему разумения должен определять, "где и когда применить закон по всей строгости, а где и когда смягчить его",

Разумеется, Лютер далек от мысли, чтобы государи действова; лишь одной только силой. Он понимал, что при правлении людьми

лишь с помощью "голой силы" и "дубинки" нельзя достигнуть желаемого усовершенствования, что насилие - дело "дикое и неразумное", что лишь животными управляют силой и дьяпольскими ухищрениями ; успешно же управлять людьми, по мнению Лютера, могут лишь те правители, которые обладают разумом и жизненным опитом, которые умнее своих юристов и превосходят их своими познаниями, знают больше того, "что написано в книгах законов". Так что Лютер, подобно идеологам просвещенного абсолютизма, "естественный разум и естественное право" ставит вше писанных законов и в этом усматрино-ет он выход из сложной и противоречивой реальной действительности.

Следовательно, как справедливо замечает И.М.Сяирин, когда Лютер допускает, что государь может руководствоваться в своей практической деятельности собственным разумом, тем самим политическая концепция Латера приближается к политической концепции нового времени (М.М.Сыирин. Эразм Роттердамский и рефорыационное движение в Германии. M., 1978, с.206).

Близость Лютера к политической концепции нового времени проявляется и тогда, когда на суд человеческого разума выносит он действие правителей своей страны, когда требует от них осознания того, чтобы они обращались с вверенной им властью не как с привилегией и собственностью, а как с общественно пилеэноП обязанностью. Наиблагороднейшей обязанностью властителей Лютер сштал то, чтобы они близко к сердцу принимали недуги страны и народа,отказались ОТ "строгого суда" ( Martin Luthers Sämtliche Werke, bd. 51, Weimar , 1914,3. 372), хотя в другом случае, когда дело касалось подавления зла л защити порядка, Лютер освобыдал светских властителей от религиозно-моральной ответственности, видя в : трогом соблюдении законов гарантию охраны порядка.

Из немецких правителей на наивысшую ступень "гравданской ие рхин" Лютер ставил императора Священной Римской империи. В импс торе видел он символ единства нации, именно отсутствие этого ех ства, по его мнению, было причиной того, что Германию терзали { с кий папа и его агенты.

Император, как полагал Лютер, является и предводителем вош ства, которому вменяется в обязанность защита свободы своей ст) ни; в этом дело все подданные долгий беспрекословно следовать ; цим, а особенно то, кто получил от него лонное владение.

Такое отношение Литера к иыператору несколько меняется пос, издания Вормсского эдикта (хотя значение императорской власти не игнорировал и в дальнейшем). Лютер потерял надежду на помощ со стороны Карла У, поэтому он стал искать союзника среди княэ все свои чаяния реформатор стал связывать с поддерживавшими Ре мацши князьями, доверив им (в 1524-1525 гг.) даже организацию кового преобразования. И лишь после событий 1530 года, когда ператор потребовал от князей бескомпромиссного возврата к "ед? ной" церкви, когда жизни и делу Лютера стала грозить опасност! реформатор начал говорить о том, что князья имеют право оказат сопротивление иыператору, ставшему на путь измены национальны! тересам.

Самодержавная княжеская власть, которая олицетворяла цент; бежные силы, вовсе не являлась идеалом Лютера, однако в сложи шейся ситуации, когда эти силы (т.е. князья) противопоставили бя габсбургскоцу "универсализму", и да^же в условиях политиче изолированности способствовали стремлению к духовному единени разжигали желание совместной борьбы против римского католициз они с национальной точки зрения играли определенную позитивну

роль. Притом соотношение сил в современной Лютеру Германии было з пользу князей. Поэтому выбор Лютера следует считать исторически оправданным: лишь князья могли защитить протествнтизи. А подавление протестантизма, как говорит Ф.Энгельс, "причинило бы зло не только немцам, но также и всему миру. Духовное развитие Европы сделалось бы бесконечно однообразным" ("Архив Маркса и Энгельса", т.Х, с.352).

Сближение с княжеской властью не псмевало Л»тору вынести на суд разума нравственное разложение князей, сказать Им, что "мудрый князь - птица редкая".

Безусловно, Лютер не выступал с требованием радикального преобразования общественных отношений, хотя, в отличие от большинства своих современников, он с сочувствием относился к простону человеку, не мог смириться с тем невыносит«! угнетением, которому подвергали его князья и господа. Он уверял правителей э тем, что времена изменились и, следовательно, ужа нельзя править гга-стчро-му, что князья должны отказаться от "жестокого праиа", чтобы и простоцу люду доставались "воздух н жизненное пространство". Тем, кто игнорировал данное обстоятельство, Лжтер предрекал беду.

В том, что проповедовал Лютер, как видно, были и элементы радикализма, что, разумеется, способствовало радикплиэяции широких масс; однако реформатор не задавался целью свергнуть или заменить власть, он преследовал лишь цель нравственного возрождения правителей, их исправления,чтобы они с сочувствием Стали бы относиться к невзгодам своих подданных, проявляли бы заботу об улучшении их положения. То был путь мирного прогресса, кото{>ы!1 подразумевал приведение в идеальное состояние существовавших общественных отношений. Другое дело, насколько реальным быв этот

путь, однако уже то, что у Лютера имелись подобные желания -факт многозначительный.

Заботу об улучшении жизни простого люда Лютер не прекращал после Крестьянской войны. Более того,в своем "Наставлении о тоы чтобы детей обучали в школе" (1530) Лютер осмеливается утвервдв даже, что право править страной вовсе не является привилегией и ператора, князей, баронов и других властителей, полученной ими наследству. Светскую власть, по его словам, творят и вышедшие и простого люда канцлеры, юристы, советники, секретари и др., кот pue благодаря своему талинту и образованию, а также тому, что с ладают разумом в противовес "кулаку" ( Ы.Luther. Padagogischo с ïten,?Леп u.Leipzig, 1884,S. 226), занимают эти должности ч в слу чае выполняют важную роль в правлении страной. Одним словом, та лант и образование видятся реформатору как своеобразное средстЕ преодоления всевозможных преград и разграничений, воздвигнутых между социальными слоями. Тем самым идеи реформатора созвучны (или даже опережают) как с прогрессивными идеями современных ew гуманистов, так и выдающихся мыслителей (в особенности просвети телей) последующих времен (М.М.Смирин. Лютер и общественное дви жение в Германии в эпоху Реформации, с.130).

В третьем параграфе - "Лютер о' войне и мире" - рассмотрен р заслуживающих внимания воззрений Лютера о мире, войне и военном деле, которые в значительной степени пополняют его политическое кредо.

Ознакомление с его воззрениями убеждает нас в том, что Люте думает и заботится не только о своей родине, о Германии, но и о судьбах всего человечества; он порицал как междоусобные феодаль ные, так и несправедливые (агрессивные) межгосударственные вой

ни. Он прекрасно видел разрушительное значение войн, поникал,что захватнические войны не проистекали из интересов широких масс.

В направленных против мовдоусобных феодальных и агрессивных войн соображениях Лютера актуально и то, что реформатор призывает сторонников войны к разумности, добрососедским отношениям; самым благородным принципом в межгосударственных отношениях провозглашает он стремление к ъяру, единственный путь урегулирования спорных вопросов виделся ему в переговорах и соглашениях. Даже в случае справедливой войны Лэтер выступал противником всяких поспешных решений. Такая война, полагал он, могла быть начата лишь в том случае, когда предпринятые правителем все попытки 151 [того разрешения спорного вопроса оказались бы безрезультатными.

Вместе с тем Лютер был типичным представителем конссрьятип-ной части бюргерства Германии ХУ1 п., которого пугают всякого рода социальные конфликты. Лвтеровскпя идея всеобщего мир* исключает мятеж как средство преобразования существующих общественных отношений; восстание возведено Лютером в ранг "носпраседлиоих войн". И в этом Лютер не составляет исключения - известно, что и до него и после него многие известные мыслители, в том числа ниц-ные гуманисты - Эразм Роттердамский и Томас Мор, отрицательно относились к восстаниям и революционным перестройкам, хотя к в их аргументах против мятежа есть рациональное зерно.

Следует подчеркнуть, что Лютер порицал даке мятеаи знати, направленные против вышестоящих правителей. Им поднят вощ«гс о наказании смертью не только восставшего крестьянина, но и восставшего знатного, даже самого князя.

Что касается лютеропскоюо требования комплектования армии, н нем много здравого смысла, я частности, положительно го, что -V.-

тер объявляет священной обязанностью каждого гражданина защиту родины, он отвергает идею найма войск, обосновывает преимущест! составленной из собственных граждан постоянной армии и народног ополчения.

Третья глава - "Педагогические взгляды Лютера" - состоит ис введения и двух параграфов. Во введении отмечено, что в пвдаго1 ческих воззрениях реформатора содержится немало обусловленных I менем и неприемлемых положений, но в то же время встречаются вс сы, которые освещаются Лютером с позиций высокой человечности I гуманности. Некоторые его положения и сегодня не утратили своег актуального звучания. Изучение педагогических идей Лютера спосс ствует более глубокому осмыслению его политического учения.

В первом параграфе - "Лютер о значении воспитания и образо! ния и о новом устройстве школьной системы" - рассмотрено отношс ние Лютера к просвещению; показано, что основу всяческого добре реформатор видит в образовании, считает, что человек не может владеть лучшим и большим богатством, нежели знания. Лютер надел ет просвещение и высокой нравственной силой, видя в нем необхо^ мое условие формирования истинного человека и нормальных общее] венных отношений. Он глубоко уверен в том, что человек, обладая щий высокой нравственностью, не сотворит зла, не снизойдет до аморального поступка.

С темнотой V! малообразованностью .непросвещенностью правите; связывает реформатор национальное и социальное зло, высказывает уверенность, что римский папа, желавший объединить весь мир под; знаменем римского католицизма и создать единую теократическую ь нг.рхию, добивался духовного и материального подчинения немецКОГ народа, именно с помоо1ью непросвещенных правителей, ибо они, ос

рэваемые "дикостью и глупостью", легко становились марионетками з чужих руках.

ЕЬосод видится Дотеру-в совершенствовании домашнего и школьного образования. Он защищал ту мысль, что просвещенные люди сами lo себе не рождаются и ожидать, что такие леди появятся сами со-íoñ было бы самообманом: "Их из камня не высечь, ни из дерева но зырежешь, да и Бог не станет совершать чуда.., когда в руках человека имеется и без того много средств помочь самому себе в этом 1еле" ( M.Luther. Sandbrief vom Do lina ta che п. Leipzig, [887 , 3 . 39).

Начальным этапом воспитания Лютер считал семью, в ней видел :н ячейку государства, где начинается формирование будущего отца :емейства, судьи, праведника, учителя, бургомистра, князя, императора и т.д., их физическое, нравственное и умственное становле-1ие, отсюда идут истоки порядочности и дисциплины, которые столь 1еобходиш как для "божьего царства" (т.е. религии), так и для точности государства. Лютер внупал родителям, чтобы они уже с седле ранних пор прививали детям любовь к труду. Он порицал тех ^горе-родителей", которые "дурными словами" развращали детей, или баловали их, больше заботились об их нарядах, удовольствиях и богатстве, нежели об их воспитании и просвещении. Подобно Эраэцу 'оттердамскому, Лютер требует от родителей осознания необходимости быть с детьми "любящими и чуткими", так как этим путем "вер-is е мотаю достичь цели". При всем этом Лютер выступал против чрн-)мерного выражения чувства любви к детям. Си прекрасно понимал, ¡то излишняя привязанность может принести больше зла, чем добра. Ьбаловашгай ребенок топчет, по его слонам, интересы отдельны* 1нди видов и всего общества. Поэтому Лютер допускает и использсп-а -

ние, конечно, в определенных дозах, "розог", хотя он и не был сторонником беспричинного наказания детей, их вечной покорности под страхом розг. По его глубочайшему убеждению, чрезмерная ст{ гость духовно уродует ребенка. Таким образом, лютеровская оцет семейного воспитания содержит множество интересных соображений, которые и поныне не утратили своей актуальности.

Несмотря на столь высокую оценку домашнего воспитания, Лют все-таки предпочтение отдавал школьноцу воспитанию и образоваш не закрывая, однако, глаз на пороки, характерные для старой шк( и университета. Он порицал схоластические порядки обучения, би) уверен, что основанные на аскетизме, страхе и бессмыслице метод преподавания вели к деградации молодежи, подавляли ее способно! ти, убивали желание учиться и тем самым ставили весь немецкий i род перед опасностью перерождения. Единственный выход из совда] шегося положения был лишь в преобразовании старой школы и унив< ситета.

Заботу о просвещении молодого поколения Дотер считал госуд! ственным делом первейшей важности, ведел "главную цель" светсю властей в решении именно от ой задачи, их руками хотел осуществ: преобразование школьной и университетской системы. По мнению Д тера, Германия не должна была отставать от других стран в деле претворения в жизнь требований эпохи.

Дотеру не представлялось возможным осуществление самой цер: ной реформы, освобождение Германии от духовного владычества папы и духовенства без предварительного преобразования и совер шенствования светскими властями школьного и университетского о разования, без замены старой школы новой.

Уже в 1524 году разработал Лютер план создания начальной

трехлетней школы; план этот, по словам К.Раумера, лег п основу ¡оставленного Филиппом Меланхтоном в 1520 г. школьного плана.

Дотер проповедовал идею всеобщего начального образования.Про-создение начальной школы должно было стать обязательным для всех - и для богатеев и для бедняков, и для родовитых и для простоли-ишов, и для мальчиков и для девочек. Правда, первейшим требова-шеи, предъявлявши Латером к начальному обучении, бипо религиозна е воспитание, но в то же время он рассматривал начальную школу i с "материальной точки зрения", считал, что она должна дать до-?ям и реальные знания в области ведения семейных дел и хозяйства, >бучнть искусству править страной. Школа должна была заложить ос-юпу формирования "морально совершенных и искусных людей".

Лютер ставит и вопрос о подборе талантливых детой. Поело прохождения начальной школы возможность продолжения учебы в школ»!,а ¡атем в университете долгна была определять не богатством и роцо-штостыо учащихся, а их способностями и усердием. При этом Литер ¡сдвигал также требование материальной помощи неимущим ученикам : студентам.

Правильно понята Латером и роль "общественны/, воспитателей ,етей", т.е. учителей. Он полагал, чте учитель должен бпп сыть патокой всех секретов и воспитания и обучения", сисего pw компасом", который помогает детям выбраться из "дремучего ис-с;-.". адачай учителя он считал воспитание а молодых людях чунетг-.а со-традания к чужому горю, воспитание порядочных и скромных, обрц -ованных и любящих сынов отечества. Эта "ноша", по мнению Лот«*-*» е всем была под силу; учителями могут быть лишь люди, которое месте с любовью к детям наделены и высокой нравственной чистотой, птер выдвигал предложение, чтобы светские »ласти защипли инто-

ресы, право и достоинство учителей, обеспечили их материально этим путем, повысили их авторитет в глазах общества. Это был ствительно новый, прогрессивный взгляд, который и ныне не утр своей актуальности.

Во втором параграфе - "Дотер об университетской реформе и бных дисциплинах" - говорится о том, что под "основательной" формой университета Лютер прежде всего подразумевал "разумныР подбор учебных дисциплин; проповедуя необходимость изъятия не торых предметов и включения новых, реформатор делал акцент ш кие дисциплины, как священное писание, математические предмет юриспруденция, языки, история, медицина, диалектика, риторикг музыка, которые должны были способствовать не только религио; и нравственному воспитанию, но и дать студентам реальные знш Литер далеко ушел от системы "семи свободных искусств", кото] была построена на схоластических принципах.

Объектом всеобщего обучения Дотер объявляет Священное пи( ние, видя в нем источник религиозного и нравственного еоспит; Воспитание нового человека - вот та основная функция, которо! делял Дотер Евангелие.

Лютер подчеркивал необходимость изучения и юриспруденции в ней видел одно из необходимых средств искоренения порочных рон жизни общества, не исключая при этом и возможность небла видного использования этих знаний.

Реформатор выдвигал и требование основательного изучения ков, поскольку считал их "наипрекраснейшим даром божьим", ко требует бережного к себе отношения. Разумеется, Лютер был па том своего родного языка, воздавая при этом должное и языкам гих народов. Насущной потребностью объявлял он знание класси

тс языков - еврейского, греческого и латинского, По его убеждению, знание классических яызков способствует не только лучшему постижению Священного писания, но "разумному направлению граждан-зкого правления", сближению с другими народами.

Мезду учебными дисциплинами Лютер почетное место отвел истории. Для него история имеет то познавательное значение, что помогает человеку (особенно тому, кто держит п руках бразды правления) "познать развитие мира", узреть и в настоящем и н будущем нуги разумного действия. Тем же, кто игнорировал уроки истории,Литер предрекал беду. Подобно представителям немецкой гуманистической историографии, Лютер возлагал на историю величайшую роль » целе развития национального самосознания.

Во многих смыслах примечательные соображения высказаны Ллтором и по поводу других учебных дисциплин.

Все это соображения и советы (с учетом той ограниченности,о которой речь ила выше) имели важное национальное значение, они зпособствовали ускорению процесса культурного разтгган немецкого народа, его духовному формированию, внушали не только богопочи-гание, но и идеи благотворного влияния просвещения и др. И если н этом плане немецкий народ является сегодня одним ¡13 передовых,н этом немалая заслуга принадлежит и Лютеру.

В диссертации упоминается и о том, что начиная с 20-х годов XIX в. лютеранские церкви и школы, основанные; нймцами-лчтг-ринм/и, появились и на близлежащих от столица Грузии - Тбилиси территориях , в которых образцово было поставлено дело обучения и воспитания учащихся (С.Ки1а11а. йша Ьи^югаитЧиш Циог^иап-Иапгк'-са. Но^ 9. аепа-ТМ11аз1, 1906,3. 53-07) . Йт били

окончательно закрыты лишь п 30-х годах нашего века.

В заключении представлены итоги исследования. Изучение тво] чества Мартина Лотсра (как в период да Крестьянской войны, так поело нее) убеядпет, что идеологическое развитие реформатора 1» характеризуется абсолютной последовательностью, в нем проявляю' как.положительные, так и отрицательные моменты, свойственные б; герстгу колебания и ограниченность. Во время Кростьянской войш Лютер, осудив восставшее крестьянство, занял реакционную позиц: но ото не значит , как полагают некоторые исследователи, что зтого времени реформатор всецело встал на службу реакции. В ег реформационных, политических и педагогических воззрениях немал идей, способствовавших прогрессу Германии. Некоторые ого идеи сегодня не теряют своей актуальности.

Нужно сказать, что имеющиеся во взглядах Литера отрицатель ныв моменты следует объяснить не только личной ограниченностью Лютера, но и теми конкретными историческими условиями, в котор ему довелось жить и трудиться и с которыми он нэ мог не считат Было бы несправедливо и неправомерно относиться к реформатору его творчеству с позиций современности. В оценке исторической личности следует руководствоваться положением В.И.Ленина, согл но которому "Исторические заслуги судятся не потому, чего не р ли исторические деятели сравнительно с современными тробовани; а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшест венниками" (В.И.Ленин^ К характеристике экономического романт* ма", Соч., т.2, с.178). Полагаем, такого подхода заслуживает I творчество Лютера, его политические и педагогические взгляды.

Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих сочинениях автора:

1. Ф.Энгельс о политическом дроблении феодальной Германии// Историа. Сазогадоебатмцоднеба. Геограпиа сколаюи/ То'., 1970,

J? 4. 0,6 п.л. (на груз.яз.).

2. Мартин Лютер о роли светской власти в деле преобразования университетского и школьного воспитания и образования// Скола да цховреба. Тб., 1971. № 3. О,!? п.л. (на груз.яз.).

3. Политические идеи з Германии эпохи Реформации// Материалы научной конференции аспирантов и молодых ученых кафедр общественных наук, посвященной 50-летию образования СССР, Тб., 1972, 0,5 п.л. (на груз.яз.).

4. Педагогические взгляды Мартина Лютера.// Тб., 1902, 7,0 п.л. (на груз.яз., резюме на русск.яз.).

5. Взгляды Мартина Лютера о войне и мире// В кн.: Педагогические взгляды Мартина Лютера (см.п.4.), 1,5 п.л. (на груз.яз.).

6. Zum Lutheranertum in Georgien // Gu jr¿;lca. Haft 9. Jana-rbiliaai, 1986, 0, 5.

7. Лютер и Меланхтон о школьник ¡: университетских учебных дисциплинах// Скола да цховреба, Тб., '1900, Jí 2, 0,6 п.л. (¡i<¡ груз, та.).

На книгу Г.Куталия (см.п.4) опубликованы следующие рецензии:

Ш.Ревизвили. Книга о великом реформаторе// Газета "Сахалхо ?анатлеба", 25.Ш.1933, № 24 (на груз.яз.).

А.Цушкудиани, М.Каландадзе. Исследование о Мартине Лютеро// 'азета "Цигнис самкаро", 22.У1.1983, У< 12 (на груз.яз.).