автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Политические идеи П.А. Сорокина в российский период творчества

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Ионов, Борис Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Политические идеи П.А. Сорокина в российский период творчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политические идеи П.А. Сорокина в российский период творчества"

На правах рукоЛиси

Ионов Борис Александрович

Политические идеи П.А. Сорокина в российский период творчества

Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и методология политической науки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

1 7 май 2012

Москва-2012

005043538

Работа выполнена на кафедре истории социально-политических учений факультета политологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».

Научный руководитель -

доктор политических наук, профессор Ширинянц Александр Андреевич

Официальные оппоненты -

Бойцова Ольга Юрьевна - доктор политических наук, профессор, профессор кафедры философии политики и права философского факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университета М.В. Ломоносова»

Яковлева Александра Федоровна - кандидат политических наук, старший научный сотрудник сектора философии российской истории отдела социальной и политической философии Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт философии Российской академии наук»

Ведущая организация -

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный открытый университет имени B.C. Черномырдина»

Защита состоится «23» LtCXQ 2012 года в час. 20 мин. на заседании диссертационного совета Д.501.001.27 при Московском государственном университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, аудитория

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Фундаментальной научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4).

Автореферат разослан « 2 Ч » 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета /

кандидат политических наук, доцент

Е.В. Андрюшина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема поиска оптимальных путей развития общества, форм и содержания государственной деятельности, моделей межкультурного и межнационального устройства в границах многонациональных государств, а также методов осмысления и способов разрешения кризисных общественно-политических ситуаций лежит во вневременной плоскости значимого и также актуальна для современной России, как и для других государств. Обращение к истории социально-политических учений является возможностью выбора ориентира в таком поиске.

Русская социально-политическая мысль представлена выдающимися именами. Многие мыслители, размышлявшие о судьбах страны, предлагали конкретные и оригинальные проекты и сценарии развития России. Среди них особо выделяется Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), научное наследие которого в свое время было незаслуженно забыто. Его творчество принято делить на два периода - российский (русский) и американский. Если американский период жизни П.А. Сорокина уже довольно хорошо изучен, то проблематика российского периода остается вне поля зрения исследователей.

Российский период творчества П.А. Сорокина интересен тем, что в это время сформировались и были выражены политико-идеологические воззрения молодого ученого, который вошел в историю мировой мысли все-таки преимущественно благодаря социологическим концепциям.

Исследование российского периода творчества П.А. Сорокина позволяет лучше разобраться в социально-политических контурах переходного для России революционного этапа и через призму научной биографии мыслителя, представляющей классический образец соединения теории с эмпирическим анализом повседневности, понять, что привело ученого к разработке основных моментов его теории как цельного и осознанного выраже-

ния мировоззрения, к постановке и решению политических проблем, волновавших русское общество в начале XX века.

Систематизация и анализ идей П.А. Сорокина российского периода его творчества важны и для политической науки. В политических идеях П.А. Сорокина выражены значимые подходы к решению актуальных для политологии вопросов, - таких как теория революции, теория федерализма и теория происхождения государства. В свете наблюдающейся тенденции общественно-политических трансформаций, происходящих и в России и мире, исследование политической проблематики в российский период творчества П.А. Сорокина помогает расширить представление о роли и месте государства в общественной жизни, понять проблемы, связанные с особенностями коренных социально-политических преобразований в обществе, а также сущность предложенных мыслителем нереволюционных способов социальной реконструкции.

Степень научной разработанности проблемы. Жизнь и творческое наследие П.А. Сорокина многогранны. В историю мысли он вошел преимущественно как ученый-социолог, однако, спектр его научных интересов охватывает множество специфичных проблем социогуманитарной отрасли знания вообще. Его методология, философские, культурологические, педагогические, исторические, политические взгляды и концепции несут в себе новаторство и теоретическую глубину, не уступающие основным социологическим разработкам.

Библиография трудов, посвященных творчеству П.А. Сорокина, довольно обширна. Одним из первых, кто обратил внимание на его работы и в определенном смысле предопределил научную судьбу и жизнь П.А. Сорокина, был В.И. Ленин. В статьях «Ценные признания Питирима Сорокина» и «О значении воинствующего материализма»1 В.И. Ленин дает общую

' См.: Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. //Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.37. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1982. С. 188-197; Ленин В.И. О значении воинствующего

оценку научной и политической деятельности П.А. Сорокина. Позиция ученого в ней определена как реакционная и не соответствующая официальной марксистско-ленинской методологии. Выход крупной работы П.А. Сорокина «Система социологии» (1920)2 укрепил его статус как реакционера и вызвал резкую критику: советские обществоведы М.А. Рейснер и В.И. Невский3 приписали системе, предлагаемой П.А. Сорокиным, противоречивый и запутанный смысл, объяснив это тем, что П.А. Сорокин находится «в страхе» перед историческим материализмом. Такое явное несоответствие догматам господствующей методологической доктрины, продемонстрированное в первых трудах П.А.Сорокина, а также статус диссидента и эмигранта, высланного из родной страны, во многом объясняет забвение советской наукой его имени на долгие годы.

Возобновление интереса к творческому наследию П.А. Сорокина в СССР приходится на 1960-е гг. Весомым вкладом в изучение творческого наследия ученого являются исследования младшего современника и биографа П.А. Сорокина И.А. Голосенко (1938-2001). Его работы посвящены анализу теоретических истоков формирования концепций П.А.Сорокина и анализу их основных мировоззренческих элементов. И.А. Голосенко выступал за признание монолитности научного творчества П.А. Сорокина, за необходимость в вопросах понимания этой монолитности в первую очередь учитывать роль «русского» периода его творчества, который, несмотря на дальнейшие смену и расширение направления исследований и некоторое расхождение между ранними и более поздними работами, явился той основой, которая и обеспечила целостность научного мировоззрения П.А. Сорокина4.

материализма // Ленин В.И.. Поли. собр. соч. Т.45. М.: Изд-во полит лит-пы 1982 С 23-33.

Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. Пг.: Колос, 1920-1921.

3 Рейснер М.А. Социология // Печать и революция. 1921. №2; Невский В. Взаимодействие

или монизм // Красная новь. 1921. № 2. Голосенко И.А. Философия истории Питирима Сорокина. // Новая и новейшая история. 1966. №4; Голосенко И.А. Критика философско-исторических и социологических концепций Питирима Сорокина. Автореф. дисс ... канд. филос. наук. Л., 1967;

В 1980-1990-х гг. начался новый этап в отечественном обществозна-нии, связанный с тем, что марксистский методологический монополизм утратил свои позиции и постепенно стали проявляться признаки методологического плюрализма. Со второй половины 1980-х гг. внимание исследователей творчества П.А. Сорокина привлекают и особенности российского периода его деятельности5. Наряду с трудами И.А. Голосенко, которые не укладывались в существующую советскую традицию критики творчества П.А.Сорокина 1920-х гг., стали выходить труды и других отечественных ученых, старавшихся объективно оценить идеи русского мыслителя. В ряде таких исследований прослеживается анализ влияния научной и общественно-политической атмосферы начала XX в. на становление П.А. Сорокина как ученого. Среди них выделяются работы В.В. Сапова, С.Н Канева, А.Н. Медушевского, A.B. Липского и П.П. Кротова, Ю.В. Дойкова, А.Ю. Сого-монова6. Так, В.В. Сапов в своих работах рассматривает опыт интеллектуальной работы П.А. Сорокина сквозь призму его насыщенной общественно-

Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1991; Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб. Т.1. №4.; Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности. Самара: Социологический центр «Социо». 1992; Голосенко И.А. Системный анализ в творчестве П.А. Сорокина // Социально-политический журнал. 1996. №1. И др.

5 Сербенко Н.И. «Социология морали» П.Сорокина в русский период его эволюции (1913-1922) // Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986; Иордан М.В. Национальный вопрос в социологии Питирима Сорокина (дозарубежный период) // Национальные процессы СССР в условиях перестройки: вопросы теории и практики. Сб./ АН СССР. Ин-т философии. М., 1990.

6 См.: Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // Социологические исследования. 1991. №8; Сапов В.В. Годы учения, годы скитаний // Свободная мысль. 1992. №8; Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // Социологические исследования. 1996. №2; Сапов В.В. Сдержанный оптимизм Питирима Сорокина // Человек. 1998. №6; Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П. Сорокина // Социологические исследования. 1991. № 12; Канев С.Н. Путь Питирима Сорокина. Сыктывкар. 1999; Липский A.B., Кротов П.П. Зырянский след биографии Питирима Сорокина // Социологические исследования. 1990. № 2; Дойков Ю.В. Материалы П. Сорокина в Пушкинском доме // Отечественные архивы. 1995. № 6; Согомонов А.Ю. Забытая рукопись Питирима Сорокина // Социологические исследования. М., 1988. №4; Согомонов А.Ю. Судьба и творчество П. Сорокина // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. И др.

политической жизни в России, а С.Н. Канев уделяет особое внимание политической деятельности П.А. Сорокина во время революций 1905 г. и 1917 г. Отдельно нужно сказать о статье Ю.Я. Ольсевича «Социология Питирима Сорокина и экономические трансформации», в которой автор, в частности обратил внимание на новизну трактовки П.А. Сорокиным революции: «революция предполагает глубокий и устойчивый сдвиг в психофизических основах поведения масс, за которым следует цепной процесс структурных изменений в механизмах взаимодействия базовых инстинктов, индивидуальных и коллективных, имеющий разрушительные последствия для общества вообще и его экономики в частности»7.

П.А. Сорокин как культуролог и историк представлен в работах H.H. Маулиной8, которая впервые в отечественной историографии рассматривает взгляды ученого как единую историко-культурную концепцию в соотношении с западной практикой. В работах В.В. Василенко, В.И. Гладышева, П.С. Гагуа9 также исследуются вопросы культурно-исторической методологии П.А. Сорокина, но уже в контексте отечественной истории.

В 1992 г. в Сыктывкаре прошла первая в России Международная научная конференция, посвященная П.А. Сорокину10; в 1999 г., в связи со 110-й годовщиной со дня рождения П.А. Сорокина, в Москве и Санкт-Петербурге прошли посвященные ему научные симпозиумы, участие в которых приняли

7 Ольсевич Ю. Социология Питирима Сорокина и экономические трансформации. / Вопросы экономики. 1999. № U.C. 66.

Маупина H.H. Культурно-историческая концепция П.А. Сорокина. Автореф. дис... канд. истор. наук. Казань. 1991.

Василенко В.В. Историко-культурная методология П.А. Сорокина // П.А. Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.-СПб., 1999; Гладышев В.И. П.А. Сорокин. Об аксиологических основах исторического процесса // Человек в истории: теория, методология, практика. Тезисы докладов Рос. научной конференции. 4.1. Челябинск.' 1998; Гагуа П.С. Методологические принципы «интегральной социологии» П.А. Сорокина. Автореф. дисс... канд. филос. наук. М. 1994.

Социологические идеи П.А. Сорокина и современное общество. Международная научная конференция. 8-10 сентября 1992 г. Тезисы докладов. Сыктывкар. 1992.

как отечественные, так и зарубежные исследователи11. В статьях участников симпозиума были представлены различные оценки П.А. Сорокина как социолога, политика, публициста, философа, культуролога и политического мыслителя. Результатом, как отмечает В.В. Василенко, стало «символическое возвращение на родину П.А. Сорокина,... когда были единодушно признаны основополагающее значение его научного наследия для понимания перспектив развития общества в XXI веке, формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения и необходимость более глубокого использования этого наследия, как в научных исследованиях, так и в преподавании, для формирования мировоззрения поколений XXI века»12. Мероприятие подобного рода повторилось и в 2009 г.13, что, безусловно, является позитивной тенденцией на пути возрождения и переосмысления творческого наследия крупного ученого.

В последнее десятилетие появился ряд работ, в которых специально рассматриваются социально-политические идеи П.А.Сорокина, и обращается внимание на особенности российского периода его творчества. Прежде всего, это труды санкт-петербургского ученого, одним из первых обратившего внимание на теоретический характер публицистики П.А.Сорокина российского периода его жизни, - А.О. Бороноева14 и его учеников15. На важность тща-

" Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А. Сорокина. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. Возвращение Питирима Сорокина. Материалы Международного научного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рождения П. А. Сорокина. Москва-Санкт-Петербург-Сыктывкар. 4-9 февраля 1999. / Под ред. Ю.В. Яковца. Научные доклады, вып. 109, М.: МОНФ, МФК. М., 2000.

12 Василенко В.В. Историко-культурная методология П.А. Сорокина // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени: Материалы к международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина. М,-СПб. 1999. С. 393.

13 Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии. К 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина и 20-летию факультета социологии СПбГУ / Материалы Международной научной конференции - Первых Санкт-Петербургских социологических чтений 16-17 апреля 2009 года / Отв. редакторы: А.О. Бороноев, Н.Г. Скворцов: В 2-х т. Том 1 и 2. СПб. 2009.

14 Бороноев А.О. О социологической публицистике П. А. Сорокина//Журнал социологии

и социальной антропологии. 1998. том I. №3. Он же подготовил к изданию сборник публицистических статей П.А.Сорокина периода Февральской и Октябрьской революций,

тельного научного исследования политического творчества П.А.Сорокина указывает A.A. Ширинянц, подчеркивая то, что политико-правовая утопия «единого мирового государства на федеративных началах», аргументированная Сорокиным в работах 1917 г. - «Основы будущего мира», «Грядущая вселенская федерация», «Проблема социального равенства» и др., представляется интересной в контексте истории и теории федерализма16.

Истории революции и гражданской войны в России и концепции социальных перемен в наследии П.А. Сорокина были посвящены исследования историков O.E. Андреева и О.Н. Савинковой17, эти же вопросы затрагивает в своей диссертации Е.В.Федякина18. О.В. Золотарев в своей интересной статье раскрывает эпизод биографии ученого, связанный с его участием в гражданской войне на Севере России и завершением политической деятельности в 1918 г.19. Актуальность использования основных положений концепции революции П.А. Сорокина в современной российской практике пытается доказать В.А. Ковалев20. О теории революции П.А. Сорокина рассуждает культуролог Л.Г. Королева21, о правовых взглядах русского мыслителя - юристы

участником и свидетелем которых был русский ученый {Сорокин П.А. Заметки социолога: социологическая публицистика / отв.ред. Бороноев А.О. СПб. 2000).

Латышева, М. Г. Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб. 2005; Ломоносова М.В. Социология революции П.А. Сорокина. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб. 2006.

См.: Ширинянц A.A. Сорокин Питирим Александрович // Федерализм: Энциклопедия. М. Изд-во Московского университета, 2000. С.503-504.

Андреев O.E. История революции и гражданской войны в России в трудах П. А. Сорокина. Автореф дис. ... канд. ист. наук. Н. Новгород. 2006; Савинкова О.Н. П. А. Сорокин: концепция социальных перемен (исторический аспект). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

Федякина Е.В. Питирим Александрович Сорокин: общественная и научная деятельность: диссертация ... канд. ист. наук. Самара. 2005.

Золотарёв О.В. Малоизвестная страница из жизни Питирима Сорокина // Отечественная история. 2001. №3.

Ковалёв В.А. Теория революции П.А.Сорокина и российский политический процесс // Политическая экспертиза: ПОЛИТЕКС. 2009. №2.

Королева Л.Г П.А. Сорокин о природе революции // Цивилизация на рубеже тысячелетий: проблемы, закономерности, тенденции. Четвертые Илиадиевские чтения Kvdck 2002. '

А.Ю. Пиджаков и М.Н.Майор22, М.А. Ментюкова23. Философские воззрения П.А.Сорокина российского периода творчества специально рассматривает Н.Ф. Зюзев24. Документальную биографию П.А.Сорокина в двух томах подготовил архангельский историк и журналист Ю.В. Дойков25. Интеллектуальную биографию П.А.Сорокина в контексте исторических событий реконструирует в своей фундаментальной монографии В.В. Василенко26.

Что касается зарубежных исследований и публикаций, связанных с жизнью и творчеством П.А.Сорокина, то информация о них собрана на портале фонда Питирима А.Сорокина (Pitirim A. Sorokin Foundation), созданного в апреле 2011 г. в Винчестере (штат Массачусетс, США) Сергеем Питиримовичем Сорокиным27.

Однако при всем многообразии исследований, посвященных изучению биографии и научного наследия П.А.Сорокина, пока еще малоизученными остаются его политические идеи, разработкой которых, как уже отмечалось выше, он занимался по большей части в России. Данной проблематики не раз касались в своих исследованиях отечественные ученые — социологи, философы, историки, культурологи, юристы, но работ политологов, специально рассматривающих под углом зрения историко-политической науки политические идеи П. А. Сорокина российского периода его жизни, до сих пор нет.

22 Пиджаков А.Ю., Майор М.Н. Правовые взгляды П.А. Сорокина. [Электронный ресурс] // Теоретический журнал «Credo new»: [сайт]. [2010]. URL: http://credonew.ru/content/view/914/62/ (дата обращения: 15.08.2010).

23 Ментюкова М.А. Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Со-

рокина : Автореф. дис.... канд. юрид. наук: ¡2.00.01. СПб., 2010.

Зюзев Н.Ф. Философия Питирима Сорокина: Автореф. дис. ... доктора филос. наук. М. 2004; Зюзев Н.Ф. Философия Питирима Сорокина. Сыктывкар: Эском. 2005. 23 Дойков Ю. Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография. Том 1. (1889-1922). Архангельск, 2008; Дойков Ю. Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография. Том 2. (1922-1968 годы). Архангельск, 2009. См. также: Дойков Ю. Питирим Сорокин. Миннеаполис. Миннесота. 1924-1930. Архангельск, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.doykov. lmcg.ru

26 Василенко B.B. П.А.Сорокин. Опыт интеллектуальной биографии: монография. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.

Pitirim А. Sorokin Foundation. URL: http://www.sorokinfoundation.org (дата обращения 07.01.2012). Русскоязычный ресурс фонда - информационный портал «Питирим Сорокин» находится по адресу URL: http://www.pitirimsorokin.org

Объектом настоящего исследования является творчество П.А. Сорокина в российский период его жизни (1889-1922), представленное совокупностью его публицистических и научных работ, посвященных проблемам социально-политического развития России начала XX вв.

Предметом исследования являются политические идеи П.А. Сорокина в российский период его жизни и творчества.

Цели и задачи исследования. Основная цель работы - проведение комплексного анализа политических идей П.А.Сорокина в рамках российского периода его творчества. Достижение данной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

- определить основные этапы становления мировоззрения П.А. Сорокина;

- исследовать роль конкретно-исторической ситуации в России в формировании научного мировоззрения П.А. Сорокина до 1922 года;

- выявить теоретико-методологические предпосылки формирования научных взглядов П.А. Сорокина;

- исследовать содержание ключевых политических понятий, разрабатываемых мыслителем в рамках обозначенного исторического периода.

Научная новизна исследования заключается в осуществлении комплексного историко-политологического анализа социально-политических воззрений Питирима Александровича Сорокина за время его жизни и творчества в России. В связи с этим можно выделить следующие элементы новизны работы:

- проанализированы конкретно-исторические и социокультурные предпосылки формирования теоретической основы социально-политических взглядов П.А. Сорокина, выделены и охарактеризованы два этапа становления его мировоззрения в российский период жизни: первый - 1889-1909 гг. и второй - 1909-1922 гг.;

- обоснован вывод о том, что формирование научных взглядов П.А. Сорокина в российский период творчества происходило под влиянием ряда определенных научно-идеологических направлений социогуманитарной науки начала XX века - позитивизма, теории факторов, русской психологической школы права;

- уточнено положение о смене теоретических предпочтений ученого от западнической идеологии прогресса до следования идеям циклизма, явившемуся альтернативой прогрессизму, в том числе и либеральному; выдвинуто и обосновано положение о том, что именно в российский период у П. А. Сорокина происходит отказ от эволюционистских идей исторического развития и начинает складываться собственная интегральная методологическая система;

- в контексте современной политической науки показаны особенности трактовки П.А. Сорокиным основных социально-политических проблем (феномена революции через призму психобиологической специфики поведения человека; генезиса государства через эволюцию и совершенствование правовой системы отношений; форм государственного правления, наиболее адекватной из которых считал демократическую республику как воплощение подлинного народовластия; федерализма в качестве наиболее правильного способа организации национально-территориального пространства, учитывающего географические, экономические, политические, национальные и исторические особенности развития Российского государства), находившихся в центре внимания мыслителя в российский период творчества.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологией исследования является применение логического анализа и систематизации, принципов конкретно-исторического и биографического метода, метода анализа документов, а также приемов историко-политологической реконструкции. Теоретическую основу исследования составляют разработки

отечественных исследователей истории общественной мысли России, положения и выводы, содержащиеся в работах А.О. Бороноева, В.В. Василенко, И.А. Голосенко, Ю. Дойкова, С.Н. Канева, А.Н. Медушевского, В.В. Сапо-ва, A.A. Ширинянца.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем результатов, как в научной, так и в учебно-педагогической работе. Материалы и выводы диссертации могут найти применение в дальнейшем изучении политических идей П. А. Сорокина, а также при чтении учебных курсов по истории социально-политических учений на факультете политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, истории политической или истории политической и правовой мысли, читаемых в российских Вузах, а также в специальных курсах по философии и социологии политики.

Апробация работы. Основные идеи, положения и выводы диссертации нашли свое отражение в пяти научных публикациях автора, в том числе двух статьях в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов кандидатских исследований. Материалы и положения диссертации были апробированы в выступлениях на научных форумах: Международная научно-практическая конференция «Белорусская политология: многообразие в единстве - III» (г. Гродно, 22-23 мая 2008 г.); Международная научная конференция «Политика в текстах — тексты в политике: наука истории идей и учений» (к 40-летию кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова) (г. Москва, 28-29 октября 2011 г.) и др.

Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова 12 января 2012 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определены объект и предмет, цель и задачи, теоретические и методологические основы, научная новизна исследования, а также теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава диссертационной работы «Социально-исторические предпосылки и условия формирования мировоззрения П.А. Сорокина» посвящена определению и характеристике основных этапов российского периода жизни П.А. Сорокина и исследованию роли в формировании его научного мировоззрения конкретно-исторической ситуации в России.

В первом параграфе «Основные этапы становления мировоззрения» раскрываются узловые пункты биографии П.А. Сорокина в российский период его жизни, и обосновывается разделение его творчества в этот период на два этапа.

В работе показано, что жизнь и творчество П.А. Сорокина обычно делится в исследовательской литературе на «российский» и «американский» периоды. Такая периодизация не всегда помогает понять особенности эволюции мыслителя, в связи с чем в диссертации предпринята попытка уточняющего дробного деления согласно выявленным биографическим вехам в становлении мировоззрения П.А.Сорокина именно в российский период его деятельности. Критерием такого деления стала коренная смена смылообра-зующих ценностных установок. Как показано в работе, такое деление связано с характером влияния на П.А.Сорокина целого комплекса ценностно-образующих факторов: бытового, образовательного, социокультурного, политического.

Первый, ранний этап (1889-1909 гг.) отмечен, главным образом, социализацией П.А.Сорокина под воздействием социокультурной среды коми-зырянского этноса и социально-политических событий начала XX века -

русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. в России. В контексте исторических событий обозначенного периода происходит изменение мировоззренческих установок П.А. Сорокина: теологичность и обрядовость русского православия заменяется их полуатеистическим отрицанием; приобретают актуальность идеи научной теории эволюционизма и естественнонаучной философии; социально-политические предпочтения меняются от монархизма к республиканизму и социалистическим установкам в форме, выраженной в социально-политической доктрине партии социалистов-революционеров (эсеров). На этот период приходится начало политической активности П.А. Сорокина и опыт тюремного заключения, который определил направление его первого крупного научного исследования — «Преступление и кара, награда и наказание» (1913 г.).

Второй этап (1909-1922 гг.) характеризуется складыванием новой ми-рововоззренческой системы П.А. Сорокина. Это связано, во-первых, с его обучением в Психоневрологическом институте и Санкт-Петербургском университете, оказавшим многоплановое интеллектуальное воздействие на формирующегося молодого ученого. Во-вторых, с расширением его собственного политического участия в общественной жизни страны, как в рядах партии эсеров, так и на страницах своих брошюр и популярных эсеровских газет «Дело Народа» и «Воля Народа» (особенно это выражено в крупной серии публицистических публикаций в 1917 г.). И третьим, самым значительным моментом, обусловившим переход П.А. Сорокина к новой системе мировоззрения, стала Октябрьская революция 1917 г. в России, которую он воспринял как акт жестокости и насилия. Опыт участия в революции, который в полной мере пришлось пережить П.А. Сорокину, продемонстрировал антигуманность методов достижения революционных целей и убедил его в недопустимости их использования в политической практике.

Во втором параграфе «Особенности российского периода творчества» уточняется характер влияния исторических событий на творческую

биографию ученого и рассматривается проблематика, охватывающая начальный период научной деятельности П.А. Сорокина.

Как показано в работе, П.А. Сорокина на начальном этапе научной карьеры занимали вопросы этнографии Коми-зырянского этноса, семьи и брака как социальных институтов. Позже его привлекают проблемы соотношения политики реформ и войны, социального и национального равенства. Так, по мнению ученого, сложившиеся в общественном сознании и в политической теории к 1915 г. представления о проблеме войны, обязательно учитывали определенную роль внутренних реформ. Сформировалась дилемма: либо осуществлять реформистскую деятельность и признать поражение в войне, либо отбросить реформы в угоду оборонительным действиям. П.А. Сорокин же предлагает третий путь, а именно - сочетание реформистской политики с оборонительными военными действиями, что, как ему кажется, в большей степени согласовывается с интересами социализма и демократии и с морально-правовыми требованиями справедливости28. Исходя из того, что «в современных условиях экономическая выгода от войны полностью отсутствует, даже при условии выигрыша», П.А. Сорокин развивает идею о сокращении постоянных армий и вооружений во всех государствах, расширении социального контроля демократических сил при решении вопросов войны и мира. Он выдвигает идею «создания надгосудар-ственного союза, в состав которого отдельные государства входили бы лишь в качестве отдельных членов, иначе — объединение существующих государств в одно сверхгосударство»29.

В контексте поиска решения вопроса социального равенства П.А. Сорокин отходит от толкования социального равенства как равенства универсального и всеобъемлющего, предлагает акцентировать внимание на прин-

28См.:Сорокин П.А. На распутье трех дорог: Война и отношение к ней русской общественной мысли // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. Годовая подшивка за 1915 год. Пг., 1915. № 9-10. С. 490-508.

Сорокин П.А. Вечный мир и всемирное единение народов. Пг.: Революционная мысль 1917. С.17.

ципе пропорциональности распределения социальных благ. Что касается национального равенства, то отношение к нему определялось спецификой подхода П. А.Сорокина к определению того, что есть национальность. С его точки зрения, национальности как единого социального элемента не существует и не существует специально национальной связи, так как основания или признаки (единство расы, единство языка, общая религия, общность экономических интересов, единство исторических судеб, единство морали, права и нравов, единство мировоззрения, единство философии, единство культуры), по которым можно отнести ту или иную социальную группу или союз людей к определенной национальности, не являются достаточными для установления и структурирования этой национальности. Вместо понятия «национальность», П.А.Сорокин предлагает приписывать какому-либо объединению людей черты социального единства и самостоятельности, если это объединение едино по своим социальным функциям и роли, а также, когда его части

30

действуют в одном направлении и преследуют одни цели .

В диссертационной работе обосновывается положение о том, что особенностью российского периода жизни и творчества П.А. Сорокина в практическом отношении стало его активное участие в различных социально-политических событиях страны, сопровождающееся разносторонним изучением идей революционной, социально-философской и политической мысли. В научном - начало собственно научной деятельности, определение основных исследовательских целей, задач и интересов, явившихся, в большинстве своем, реакцией на конкретно-исторические события.

В третьем параграфе «Теоретические истоки формирования научных взглядов» рассмотрены основные направления, в рамках которых формировалась проблематика и методология творчества П.А. Сорокина. Показано, что в процессе становления в российский период жизни и творчества

30 См.: Сорокин П.А. Проблема социального равенства. Пг.: Революционная мысль, 1917. С.11-18.

мыслитель испытал влияние представителей нескольких научных школ, среди которых особо выделяются М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Л.И. Петражицкий, П. А. Кропоткин.

Большое влияние на мировоззрение П.А. Сорокина оказала теория факторов М.М. Ковалевского. Тщательный анализ этой концепции привел П.А. Сорокина к убеждению в необходимости применения многофакторного подхода в изучении природы социальных изменений и общественного развития31. Субъективная социология П.Л. Лаврова и других представителей народничества стала еще одной научной школой, на принципах которой П.А. Сорокин расширял свое научное мировоззрение. В частности, П.А. Сорокин высоко оценивал факторный плюрализм, с помощью которого они объясняли причины социальной эволюции32. В исследовательский арсенал П.А. Сорокина вошли также принципы, разработанные Л.И. Петражицким, школу которого, как и бихевиоризм, он считал главными направлениями в русской социальной науке первой четверти XX века33. Основываясь главным образом на методологических принципах именно этого направления, П.А. Сорокин и предпринимает масштабную попытку анализа феномена революции.

Как отмечается в работе, испытав влияние идей классического позитивизма, психологической школы, теории факторов, рефлексологии, П.А. Сорокин развивает свой творческий инструментарий, однако, впоследствии оказывается, что все эти методологические платформы не отвечают в полной мере его творческим запросам и ключевое событие в жизни ученого российского периода - революция 1917 г. - показывает их несостоятель-

31 См.: Сорокин П.А. Теория факторов М.М. Ковалевского // Сорокин ПА О русской общественной мысли. СПб., 2000. С. 125.

См.: Сорокин П.А. Теория факторов в социологии народничества // Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000. С.9.

См.: Сорокин П. А. Русская социология в XX веке // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1992. № 4. С.ЗЗ.

ность, определив, тем самым, необходимость поиска и разработки собственной методологической системы.

В диссертации обосновывается вывод о том, что в рамках российского периода творческой деятельности П.А. Сорокина его теоретические предпочтения и методология претерпевают определенные эволюционные преобразования, главным образом под влиянием осмысления опыта революции 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. становится рубежом эволюционистских воззрений и обозначает переход к циклическому пониманию исторического процесса, меняет его отношение к феномену революции и др., стимулирует складывание интегральной методологической системы П.А.Сорокина.

Вторая глава «Основные категории политической теории П. А. Сорокина» посвящена анализу ключевых политических понятий, лежащих в поле научного зрения П.А.Сорокина в российский период его творчества.

В первом параграфе «Особенности трактовки феномена революции» раскрывается содержание концепции революции П.А. Сорокина.

В диссертации раскрыты основные концептуально-содержательные пункты трактовки П.А. Сорокиным феномена революции и логики ее протекания, охарактеризованы истоки проблематики революции и особенности методологии, используемой для ее анализа.

Как показано в работе, в своей книге «Социология революции»34, П.А. Сорокин предложил модель теоретического осмысления феномена революции, основывающуюся на выделении двух стадий протекания революционного процесса. Каждая стадия характеризуется комплексом специфических поведенческих, социокультурных, социально-политических, экономических и духовных трансформаций на индивидуальном и общественном уровне. Причинами этих трансформаций, а, следовательно, и самих рево-

34 Материал книги был собран в России, написана она была в Праге в 1922-1923 гг., а издана в США в 1925 г. (Sorokin P.A. The Sociology of Revolution. Philadelphia. Y.B. Lippincott, 1925).

люций являются процессы, связанные, с одной стороны, с ролью условных и безусловных рефлексов в жизнедеятельности человека, а с другой - с ролью институтов социального контроля. Обе стадии отмечены ограничением удовлетворения базовых рефлексов и потребностей человека, которыми, по мнению П.А. Сорокина, являются: потребность питания; рефлексы индивидуального и группового самосохранения; потребность в жилище, одежде, тепле; половые рефлексы; рефлексы собственности; рефлексы самовыражения и собственного достоинства; рефлексы драчливости, борьбы и конкуренции, творческой работы и рефлексы свободы. Ограничение этих рефлексов ведет к «биологизации» общества, к психофизическим изменениям человека. При этом причиной наступления первой стадии также выступает неспособность социальных групп, обеспечивающих порядок, предотвращать попытки уничтожения существующего строя. Особенность второй стадии революционного процесса - реакции или контрреволюции - заключается в том, что ее наступление не обозначает собой завершение революции, завершение революционного процесса происходит при нормализации государственно-общественного порядка. В качестве альтернативы революционному способу переустройства общества П.А. Сорокин предложил путь эволюционно-ориентированных реформ, которые, во избежание возможного повторного скатывания к революции, должны проводится с соблюдением определенных правил/императивов, а именно: гуманности реформ; применении научных инструментов в прогнозировании возможных результатов реформ, предварительной научной апробации результатов исследований на локальном уровне и соблюдения исполнения этих реформ в конституционных и правовых рамках.

В работе обосновывается вывод о том, что обобщенный анализ трактовки П.А. Сорокиным феномена революции позволяет лучше понять логику осуществления этого процесса с точки зрения изменения психических и биологических особенностей человека, понять причины, предшествующие

наступлению революции, маятниковый характер ее протекания и значимость менее радикальных способов изменения социально-политического устройства.

Во втором параграфе «Концепция происхождения государства и его формы в трактовке П.А. Сорокина» рассматривается проблема генезиса государства и уточняется оптимальная с точки зрения П.А. Сорокина форма государственного правления.

Как отмечается в работе, появление государства П.А. Сорокин связывал с совершенствованием системы правовых отношений в период развития первобытнообщинного строя, при этом он подчеркивал вторичность государства по отношению к праву. Каждая стадия первобытнообщинного общества, состоящего из множества обособленных поселений, характеризовалась наличием между их членами определенной связи на основе религиозных или кровных отношений, определяющей нормы взаимодействия людей внутри своей группы и между группами. По мере необходимости территориального расширения такие поселения неизбежно претендовали на территории других поселений, в результате чего возникала борьба и за место обитания и за отстаивание своих культурных ценностей. Победа одного поселения над другим подразумевала необходимость создания верховной власти победителя над побежденным. Именно распространение верховной власти, вытеснившей религиозные и межкровные внутриродо-вые нормы взаимодействия как правообразующие, по мнению П.А. Сорокина, стало ключевой характеристикой новой формы общественной организации - государства. Таким образом, появление государства, с точки зрения П.А. Сорокина, не ведет к качественному скачку в общественном развитии, оно является продолжением социально-политического и правового преобразования общества.

В представлении П.А. Сорокина государство обособленно по отношению к другим общественным организациям (религиозный союз, профес-

сиональные союзы и пр.) и отличается от них наличием «объединяющего начала» - «связи подданства» и «связи подчинения» государственной верховной власти35.

П.А. Сорокин выделял две основные формы правления - монархию и республику и полагал, что форма государственного правления является прямым проявлением внутренней направленности народного правосознания. Основываясь на анализе различных сторон исторических и современных форм правления, он отдавал предпочтение демократической республике. Республика, по его мнению, воплощала в себе принципы полного народовластия, осуществляемого либо напрямую, либо посредство выборных представителей36.

Разделяя государства на «правовое» и «полицейское» (критерием служил объем прав и обязанностей у обычного гражданина и государственного служащего), П.А. Сорокин не признает монополии государства на осуществление принудительной власти для поддержания порядка. Он выступал за равноправное участие всех граждан в осуществлении власти с осознанным принятием не только этого права властвовать, но и сопряженных с ним обязанностей37.

В третьем параграфе «Проблемы российского федерализма в трактовке П.А. Сорокина» анализируются подходы ученого к решению вопроса государственного устройства России.

В диссертации отмечается, что сложное положение, в котором оказалась Россия после революции 1917 г. в области национально-

ъ См.: Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль: Изд-во Яросл. Кредит. Союза кооперативов, 1919, (Пособие для коопер.обществ. школы и курсов. № 7).

См.: Сорокин. П.А. Что такое монархия и что такое республика? Пг.: Революционная мысль, 1917; Сорокин П. Что нужно народу. Монархия или республика'' Пг • Тип АО изд-ва A.A. Каспари, 1917.

См.: Сорокин П.А. Обязанности власти и обязанности гражданина // Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб.: Алетейя, 2ООО. С.29-32.

территориального самоопределения, потребовало теоретико-прикладных исследований, необходимых для выработки научных представлений о путях развития страны и определения форм территориально-государственного устройства, соответствующих особенностям многонационального государства. П.А. Сорокин выделял три возможных способа решения национально-территориального вопроса, которые он рассматривал, используя критерий максимальной их целесообразности при существующих условиях и возможности реализации: 1) восстановление Российской империи - централизованного, единого и неделимого государства; 2) разъединение многонациональной России и создание на ее месте национальных независимых государств; 3) создание федеративного российского государства. Вариант воссоздания централизованного и единого государства под флагом Российской империи, по мнению П.А. Сорокина, был бы неудачен из-за усиливавшейся тенденции к национальному самоопределению у многих народов пореволюционной России. Второй вариант решения национального вопроса через распад России на ряд независимых государств, с точки зрения П.А. Сорокина, также не оправдан, так как в этом случае пропадает экономическая и географическая целостность единого государства, обеспечивающая его стабильное существование. Учитывая особенности исторического момента в России и анализ возможных сценариев организации ее национально-территориального пространства, П.А. Сорокин в качестве наиболее подходящего способа государственного устройства определил федерацию. Именно федерация виделась ему гарантом свободного, децентрализованного развития входящих в нее равноценных и равноправных субъектов, над которыми бы располагалась центральная верховная федеративная власть, занимающаяся решением масштабных вопросов и не вмешивающаяся в специфичные локальные дела субъектов38.

38 См.: Сорокин П.А. Вопросы Федеративной России // Воля народа. 1917. №199. 21 декабря.

В диссертации обосновывается положение о том, что российский период жизни и творчества П.А. Сорокина самоценен, он является временем становления его научного мышления, поиска «правильного» научного метода. Совокупность течений и учений, под влиянием которых П. А. Сорокин находился в этот период, стали необходимыми и, безусловно, важными ступенями на пути создания им собственной методологической платформы - интегральной, конкретизированной уже в американский период жизни. Проблемы и концепции, разрабатываемые им в российский период и связанные с теоретическим осмыслением актуальных социально-политических проблем России начала XX века, представляют большой интерес для политической науки.

В Заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: Публикации в периодических научных изданиях, рекомендуемых

ВАК:

1. Ионов Б.А. Идеи федерализма П.А. Сорокина И Вестник Московского университета Сер. 12 Политические науки. - М. 2009. № 4. (0,09 п.л.)

2. Ионов Б.А. Идейные истоки формирования научного мировоззрения П.А. Сорокина // Социально-гуманитарные знания. - М. 2011. №3. (0,29 п.л.)

Другие публикации:

3. Ионов Б.А. Особенности публицистики П.А. Сорокина (на основе статей 1917 г.) // Белорусская политология: многообразие в единстве -III: материалы международной научно-практической конференции, Гродно, 22-23 мая 2008. В 2-х ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (отв. ред.) (и др.). - Гродно: ГрГУ, 2008. (0,18 п.л.)

4. Ионов Б.А. Общественно-политические взгляды П.А. Сорокина последних лет русского периода творчества // SCHOLA-2008: Сборник научных статей философского факультета МГУ // Под ред. E.H. Мо-щелкова; Сост. A.B. Воробьев, Т.Ю. Денисова. - М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2008. (0,32 п.л.)

5. Ионов Б.А. Теоретико-методологические истоки формирования социально-политических взглядов П.А. Сорокина // Материалы международной научной конференции «Политика в текстах - Тексты в политике: наука истории идей и учений» (К 40-летию кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова). 28-29 октября 2011 года. Часть вторая. Тезисы выступлений. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 2011. (0,27 пл.)

Подписано в печать 26.04.2012 Формат 60x88 1/16. Объем 1.0 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 1221 Отпечатано в ООО «Соцветие красок» 119991 г.Москва, Ленинские горы, д.1 Главное здание МГУ, к. А-102

 

Текст диссертации на тему "Политические идеи П.А. Сорокина в российский период творчества"

61 12-23/229

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

факультет политологии кафедра истории социально-политических учений

На правах рукописи

Ионов Борис Александрович

Политические идеи П.А. Сорокина в российский период творчества

Специальность 23.00.01 - «Теория и философия политики, история и методология политической науки»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель: доктор политических наук, профессор А.А. Ширинянц

Москва-2012

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

Глава I. Социально-исторические предпосылки и условия формирования мировоззрения П.А. Сорокина........................................15

§1. Основные этапы становления мировоззрения...................................15

§2. Особенности российского периода творчества.................................34

§3. Теоретические истоки формирования научных взглядов................48

Глава II. Основные категории политической теории П. А. Сорокина.........55

§ 1. Особенности трактовки феномена революции.................................55

§2. Концепция происхождения государства и формы его устройства в трактовке П.А. Сорокина...........................................................................77

§3. Проблемы российского федерализма в трактовке П.А. Сорокина. 93

Заключение.......................................................................................................106

Литература.......................................................................................................117

Приложение.....................................................................................................127

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема поиска оптимальных путей развития общества, форм и содержания государственной деятельности, моделей межкультурного и межнационального устройства в границах многонациональных государств, а также методов осмысления и способов разрешения кризисных общественно-политических ситуаций лежит во вневременной плоскости значимого и также актуальна для современной России, как и для других государств. Обращение к истории социально-политических учений является возможностью выбора ориентира в таком поиске.

Русская социально-политическая мысль представлена выдающимися именами. Многие мыслители, размышлявшие о судьбах страны, предлагали конкретные и оригинальные проекты и сценарии развития России. Среди них особо выделяется Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), научное наследие которого в свое время было незаслуженно забыто. Его творчество принято делить на два периода - российский (русский) и американский. Если американский период жизни П.А. Сорокина уже довольно хорошо изучен, то проблематика российского периода остается вне поля зрения исследователей.

Российский период творчества П.А. Сорокина интересен тем, что в это время сформировались и были выражены политико-идеологические воззрения молодого ученого, который вошел в историю мировой мысли все-таки преимущественно благодаря социологическим концепциям.

Исследование российского периода творчества П.А. Сорокина позволяет лучше разобраться в социально-политических контурах переходного для России революционного этапа и через призму научной биографии мыслителя, представляющей классический образец соединения теории с эмпирическим анализом повседневности, понять, что привело

ученого к разработке основных моментов его теории как цельного и осознанного выражения мировоззрения, к постановке и решению политических проблем, волновавших русское общество в начале XX века.

Систематизация и анализ идей П.А. Сорокина российского периода его творчества важны и для политической науки. В политических идеях П.А. Сорокина выражены значимые подходы к решению актуальных для политологии вопросов, - таких как теория революции, теория федерализма и теория происхождения государства. В свете наблюдающейся тенденции общественно-политических трансформаций, происходящих и в России и мире, исследование политической проблематики в российский период творчества П.А. Сорокина помогает расширить представление о роли и месте государства в общественной жизни, понять проблемы, связанные с особенностями коренных социально-политических преобразований в обществе, а также сущность предложенных мыслителем нереволюционных способов социальной реконструкции.

Степень научной разработанности проблемы. Жизнь и творческое наследие П.А. Сорокина многогранны. В историю мысли он вошел преимущественно как ученый-социолог, однако, спектр его научных интересов охватывает множество специфичных проблем социогуманитарной отрасли знания вообще. Его методология, философские, культурологические, педагогические, исторические, политические взгляды и концепции несут в себе новаторство и теоретическую глубину, не уступающие основным социологическим разработкам.

Библиография трудов, посвященных творчеству П.А. Сорокина, довольно обширна. Одним из первых, кто обратил внимание на его работы и в определенном смысле предопределил научную судьбу и жизнь П.А. Сорокина, был В.И. Ленин. В статьях «Ценные признания Питирима

Сорокина» и «О значении воинствующего материализма»1 В.И. Ленин дает общую оценку научной и политической деятельности П.А. Сорокина. Позиция ученого в ней определена как реакционная и не соответствующая официальной марксистско-ленинской методологии. Выход крупной работы П.А. Сорокина «Система социологии» (1920) укрепил его статус как реакционера и вызвал резкую критику: советские обществоведы М.А. Рейснер и В.И. Невский3 приписали системе, предлагаемой П.А. Сорокиным, противоречивый и запутанный смысл, объяснив это тем, что П.А. Сорокин находится «в страхе» перед историческим материализмом. Такое явное несоответствие догматам господствующей методологической доктрины, продемонстрированное в первых трудах П.А.Сорокина, а также статус диссидента и эмигранта, высланного из родной страны, во многом объясняет забвение советской наукой его имени на долгие годы.

Возобновление интереса к творческому наследию П.А. Сорокина в СССР приходится на 1960-е гг. Весомым вкладом в изучение творческого наследия ученого являются исследования младшего современника и биографа П.А. Сорокина И.А. Голосенко (1938-2001). Его работы посвящены анализу теоретических истоков формирования концепций П.А.Сорокина и анализу их основных мировоззренческих элементов. И.А. Голосенко выступал за признание монолитности научного творчества П.А. Сорокина, за необходимость в вопросах понимания этой монолитности в первую очередь учитывать роль «русского» периода его творчества, который, несмотря на дальнейшие смену и расширение направления исследований и некоторое расхождение между ранними и более поздними

1 См.: Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.37. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1982. С.188-197; Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Ленин В.И.. Полн. собр. соч. Т.45. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1982. С. 23-33.

2 Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. Пг.: Колос, 1920-1921.

3Рейснер М.А. Социология // Печать и революция. 1921. №2; Невский В. Взаимодействие или монизм // Красная новь. 1921. № 2.

работами, явился той основой, которая и обеспечила целостность научного мировоззрения П.А. Сорокина \

В 1980-1990-х гг. начался новый этап в отечественном обществознании, связанный с тем, что марксистский методологический монополизм утратил свои позиции и постепенно стали проявляться признаки методологического плюрализма. Со второй половины 1980-х гг. внимание исследователей творчества П.А. Сорокина привлекают и особенности российского периода его деятельности . Наряду с трудами И.А. Голосенко, которые не укладывались в существующую советскую традицию критики творчества П.А.Сорокина 1920-х гг., стали выходить труды и других отечественных ученых, старавшихся объективно оценить идеи русского мыслителя. В ряде таких исследований прослеживается анализ влияния научной и общественно-политической атмосферы начала XX в. на становление П.А. Сорокина как ученого. Среди них выделяются работы В.В. Сапова, С.Н Канева, А.Н. Медушевского, A.B. Липского и П.П. Кротова, Ю.В. Дойкова, А.Ю. Согомонова3. Так, В.В. Сапов в своих

1 Голосенко И.А. Философия истории Питирима Сорокина. // Новая и новейшая история. 1966. №4; Голосенко И.А. Критика философско-исторических и социологических концепций Питирима Сорокина. Автореф. дисс ... канд. филос. наук. Л., 1967; Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1991; Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб. Т.1. №4.; Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности. Самара: Социологический центр «Социо». 1992; Голосенко И.А. Системный анализ в творчестве П.А. Сорокина// Социально-политический журнал. 1996. №1. И др.

2 Сербенко НИ «Социология морали» П.Сорокина в русский период его эволюции (1913-1922) // Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986; Иордан М.В. Национальный вопрос в социологии Питирима Сорокина (дозарубежный период) // Национальные процессы СССР в условиях перестройки: вопросы теории и практики. Сб./ АН СССР. Ин-т философии. М., 1990.

3 См.: Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // Социологические исследования. 1991. №8; Сапов В.В. Годы учения, годы скитаний // Свободная мысль. 1992. №8; Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // Социологические исследования. 1996. №2; Сапов В.В. Сдержанный оптимизм Питирима Сорокина // Человек. 1998. №6; Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П. Сорокина // Социологические исследования. 1991. № 12; Канев С.Н. Путь Питирима Сорокина. Сыктывкар. 1999; Липский A.B., Кротов П.П. Зырянский след биографии Питирима Сорокина // Социологические исследования.

работах рассматривает опыт интеллектуальной работы П.А. Сорокина сквозь призму его насыщенной общественно-политической жизни в России, а С.Н. Канев уделяет особое внимание политической деятельности П.А. Сорокина во время революций 1905 г. и 1917 г. Отдельно нужно сказать о статье Ю.Я. Ольсевича «Социология Питирима Сорокина и экономические трансформации», в которой автор, в частности обратил внимание на новизну трактовки П.А. Сорокиным революции: «революция предполагает глубокий и устойчивый сдвиг в психофизических основах поведения масс, за которым следует цепной процесс структурных изменений в механизмах взаимодействия базовых инстинктов, индивидуальных и коллективных, имеющий разрушительные последствия для общества вообще и его экономики в частности»1.

П.А. Сорокин как культуролог и историк представлен в работах H.H. Маулиной2, которая впервые в отечественной историографии рассматривает взгляды ученого как единую историко-культурную концепцию в соотношении с западной практикой. В работах В.В. Василенко, В.И. Гладышева, П.С. Гагуа3 также исследуются вопросы культурно-исторической методологии П.А. Сорокина, но уже в контексте отечественной истории.

1990. № 2;Дойков Ю.В. Материалы П. Сорокина в Пушкинском доме // Отечественные архивы. 1995. № 6; Согомонов А.Ю. Забытая рукопись Питирима Сорокина // Социологические исследования. М., 1988. №4; Согомонов А.Ю. Судьба и творчество П. Сорокина // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. И др.

1 Олъсевич Ю. Социология Питирима Сорокина и экономические трансформации. / Вопросы экономики. 1999. № 11. С. 66.

2 Маулина Н.Н. Культурно-историческая концепция П.А. Сорокина. Автореф. дис... канд. истор. наук. Казань. 1991.

3 Василенко В.В. Историко-культурная методология П.А. Сорокина // П.А. Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.-СПб., 1999; Гладышев В.И. П.А. Сорокин. Об аксиологических основах исторического процесса // Человек в истории: теория, методология, практика. Тезисы докладов Рос. научной конференции. 4.1. Челябинск. 1998; Гагуа П.С. Методологические принципы «интегральной социологии» П.А. Сорокина. Автореф. дисс... канд. филос. наук. М. 1994.

В 1992 г. в Сыктывкаре прошла первая в России Международная научная конференция, посвященная П.А. Сорокину1; в 1999 г., в связи со 110-й годовщиной со дня рождения П.А. Сорокина, в Москве и Санкт-Петербурге прошли посвященные ему научные симпозиумы, участие в которых приняли как отечественные, так и зарубежные исследователи2. В статьях участников симпозиума были представлены различные оценки П.А. Сорокина как социолога, политика, публициста, философа, культуролога и политического мыслителя. Результатом, как отмечает В.В. Василенко, стало «символическое возвращение на родину П.А. Сорокина,... когда были единодушно признаны основополагающее значение его научного наследия для понимания перспектив развития общества в XXI веке, формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения и необходимость более глубокого использования этого наследия, как в научных исследованиях, так и в преподавании, для формирования мировоззрения поколений XXI века» . Мероприятие подобного рода повторилось и в 2009 г.4, что, безусловно, является позитивной тенденцией на пути возрождения и переосмысления творческого наследия крупного ученого.

В последнее десятилетие появился ряд работ, в которых специально рассматриваются социально-политические идеи П.А.Сорокина, и обращается

1 Социологические идеи П.А. Сорокина и современное общество. Международная научная конференция. 8-10 сентября 1992 г. Тезисы докладов. Сыктывкар. 1992.

2 Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А. Сорокина. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. Возвращение Питирима Сорокина. Материалы Международного научного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рождения П. А. Сорокина. Москва-Санкт-Петербург-Сыктывкар. 4-9 февраля 1999. / Под ред. Ю.В. Яковца. Научные доклады, вып. 109, М.: МОНФ, МФК. М., 2000.

3 Васшенко В.В. Историко-культурная методология П.А. Сорокина // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени: Материалы к международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина. М.- СПб. 1999. С. 393.

4 Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии. К 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина и 20-летию факультета социологии СПбГУ / Материалы Международной научной конференции - Первых Санкт-Петербургских социологических чтений 16-17 апреля 2009 года / Отв. редакторы: А.О. Бороноев, Н.Г. Скворцов: В 2-х т. Том 1 и 2. СПб. 2009.

внимание на особенности российского периода его творчества. Прежде всего,

это труды санкт-петербургского ученого, одним из первых обратившего

внимание на теоретический характер публицистики П.А.Сорокина

1 2

российского периода его жизни, - А.О. Бороноева и его учеников . На важность тщательного научного исследования политического творчества П.А.Сорокина указывает A.A. Ширинянц, подчеркивая то, что политико-правовая утопия «единого мирового государства на федеративных началах», аргументированная Сорокиным в работах 1917 г. - «Основы будущего мира», «Грядущая вселенская федерация», «Проблема социального равенства» и др., представляется интересной в контексте истории и теории федерализма3.

Истории революции и гражданской войны в России и концепции социальных перемен в наследии П.А. Сорокина были посвящены исследования историков O.E. Андреева и О.Н. Савинковой4, эти же вопросы затрагивает в своей диссертации Е.В.Федякина5. О.В. Золотарев в своей интересной статье раскрывает эпизод биографии ученого, связанный с его участием в гражданской войне на Севере России и завершением политической деятельности в 1918 г.6. Актуальность использования

1 Бороноев А. О. О социологической публицистике П. А. Сорокина// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. том I. №3. Он же подготовил к изданию сборник публицистических статей П.А.Сорокина периода Февральской и Октябрьской революций, участником и свидетелем которых был русский ученый (Сорокин П.А. Заметки социолога: социологическая публицистика / отв.ред. Бороноев А.О. СПб. 2000).

2 Латышева, М. Г. Социологическая проблематика в публицистике Питирима Сорокина: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб. 2005; Ломоносова М.В. Социология революции П.А. Сорокина. Автореф. дис.... канд. социол. наук. СПб. 2006.

3 См.: Ширинянц A.A. Сорокин Питирим Александрович // Федерализм: Энциклопедия. М. Изд-во Московского университета, 2000. С.503-504.

4 Андреев O.E. История революции и гражданской войны в России в трудах П. А. Сорокина. Автореф дис. ... канд. ист. наук. Н. Новгород. 2006; Савинкова О.Н. П. А. Сорокин: концепция социальных перемен (исторический аспект). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

5 Федякина Е.В. Питирим Александрович Сорокин: общественная и научная деятельность: диссертация ... канд. ист. наук. Самара. 2005.

6 Золотарёв О.В. Малоизвестная страница из жизни Питирима Сорокина // Отечественная история. 2001. №3.

ос�