автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Политический процесс в современном Афганистане

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Фазель Ахмад
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
Автореферат по философии на тему 'Политический процесс в современном Афганистане'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политический процесс в современном Афганистане"

Институт молодежи

1 3 г-т?

Фазель Ахмад

Политический процесс в современном Афганистане

Специальность: 09.00.10 - философия политики и права

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

На правах рукописи

Москва -1997

Работа выполнена на кафедре социальной н политической философии Института молодежи (г. Москва).

Научный руководитель: БУРЕНКО ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, кандидат

философских наук, доцент.

Официальные оппоненты: МОШНЯГА ВИКТОР ПАНТЕЛЕЕВИЧ, доктор

исторических наук, профессор.

ШАБРОВ ОЛЕГ ФЕДОРОВИЧ, кандидат философских наук, доцент.

Ведущая организация: Кафедра социологии и политологии Института

переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.

Защита состоится 15 мая 1997 года в 14 часов 30 минут на заседании Диссертационного Совета Д - 150. 01.01 по философским наукам при Институте молодежи по адресу: Россия, г. Москва, ул. Юности, 5/1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи.

Автореферат разослан 11 апреля 1997 года.

Ученый секретарь Диссертационного Совета, доктор философских наук,

совета, доктор философских наук,. , . /' / , ^ j /¿^ профессор U^^f' ^—у И.С. Хорин.

Общая характеристика работы.

Актуальность лаиного исследования обусловлена в первую очередь ради-, калы ил ми и трагическими событиями в современном Афганистане. Па протяжении последних 20 лет в этой стране происходят перевороты, революции, воины. Вывод советских войск не привел к миру, усилилось внутреннее противостояние, обострилась борьба за власть, за определение дальнейшего пути развития общества и государства.

Реальные социально-политические процессы, свершившиеся в мире н конце 80-х - начале 90-х годов (развал системы социализма) привели к тому, что для многих стран «третьего мира»1 исчезли полюса притяжения, идеологвизированные ориентиры развития в форме «капитализма» или «социализма».

Капитализм с его гонкой за прибылью и гипертрофией потребительства вызвал неприятие в развивающихся странах, но и социалистическая ориентация с идеями обобществления, атеизма не стала альтернативной капитализму.

Но вместе с тем в этих странах не исчезли проблемы преодоления отсталости в социально-экономическом развитии, бедности подавляющей части населения, массовой неграмотности, слабости здравоохранения и др.

В качестве реакции на неудовлетворенность развития по пути «капитализма» или «социализма», на усилившуюся неопределенность и нестабильность в ряде стран Востока, в том числе и в Афганистане, наблюдается зсплеск традиционализма, все более широко распространяются идеи исламского миропорядка.

Актуальность исследования определяется и тем, что по терпели крах тсо-нш, которые до недавнего времени служили объяснению и прогнозированию пменений, происходящих в странах третьего мира и в афганском обществе.

Таким образом, назрела необходимость анализа политического процесса в «временном Афганистане, поскольку дальнейшая судьба страны будет опредс-иться во многом состоянием ее политического устройства. Существует также !еобходимость в этом анализе освобождаться от идеологизированных подходов

В работе мы будем использовать термин «третий мир» в соответствии со сло-сившсйся научной традицией. Его употребление стало носить историческую ок-аску, поскольку исчез «второй мир» - социалистический.

и формировать выводы па основе научного исследования реальной действитель кости.

Состояние научной рачрабогки исследуемой проблемы.

Основа 1С.1М1ЫЙ маюриал, содержащий теорешко-мстодологические под ходы к анализу процессов социально-политического развития стран Восток имеется в трудах следующих авторов: Агафонова В.П., Андреева И.Л., Бромле Ю.В., Брутенца К.Н., Вебсра М., Гегеля Г.В.Ф., Гумилева Л.Н., Данилевског Н.Я., Иванова Ю„ Качановского Ю.В., Ланды Р.Г., Ленина В.И., Маркса К Маркузе Г., Мирского Г., Рашковского Е., Симонии Н.А., Тойнби А.Дж., Фро\ ма Э., Хантингтона С., Шпенглера О., Яспсреа К. и др. Это работы авторов ра: личных идейных направлений и научных школ, современные исследования ставшие достоянием истории, работы советских, российских и западных автч ров, исследования политических деятелей и мыслителей Востока. Но все эти р! боты объединены стремлением анализа исторического процесса. В одних из ни раскрывается единство исторического развития человечества, в других - акце' тируется внимание на особенностях в развитии различных народов и тем самы на многообразии исторического процесса, в третьих - обнаруживается попытка анализе истории соединить аспекты единства и многообразия.

Большую роль в данном исследовании сыграли научные источники, в к торых подвергаются анализу внутренние процессы и особенности развивш шихся стран, в том числе стран Центральной Азии, региона распространен! «исламской» цивилизации. Значительное место здесь занимают работы, в кот рых рассматривается специфика восточных обществ, роль религии в мусульма ском мире, взаимодействие ислама, политики и экономики, состояние социа.1 ной и политической структур общества, опыт модернизации в отдельных ст| нах Востока и другие (авторы: Абазов Р., Авдашева С., Беляев И., Геллнер ! Еремеев Д., Зубов А., Игнатснко А., Малашенко А., МинорскийВ., Поляков < Сагадеев А., Фурсов А. и др.).

Еще одну группу работ составляют исследования, в которых анализируя ся различные аспекты жизни Афганистана так или иначе оказывающие влияг на политику или сами оказавшиеся под сильным воздействием политическ

л

троцессов1. Здесь важными являются труды по истории Афганистана, проблемы, ¡освященные государственному строю страны па различных се лупах, сосгоя-. 1ию и расстановке гюлишчсских сил н различные периоды разни шн общества и государства, взаимодействию ислама и поли тки в условиях Афганистана, ра злито общественно-политической мысли в с)ране, анализу современного про [ивосюяния политических сил и их программных установок, путям выхода из физиса. Среди этих работ исследования советского периода, разработки современных российских и зарубежных авторов, труды видных афганских ученых и толитиков, документы основных политических сил Афганистана.

Александров И., Абрамович Р. Государстпеиный строй Афганистана. - М., 1956; Афганистан: проблемы войны и мира. - М., 1996; Афганистан сегодня. Душанбе, 1988; Ахрамонич Р.Т. Афганистан после второй мировой войны. - М., 1961; Ахрамонич Р.Т. Афганистан в 1961 - 1966 гг.-Иолшическое положение, конституционная реформа. - М., 1967; Винокуров Ь". Афганистан после нас: юйна без конца и победителей // Известия. 11.11.1995; Давыдов А. Талибы л ремягся к власти И Азия и Африка сегодня. 1993, Л!» 4; Гублр М.Г.М. Афгани-пан на нуги истории. - М., 1987; Давыдов А.. Черняховская И. Афганистан. -Vi., 1973; Добровольский Л. Талибы у власти не задержатся /' Нетанисмман тазе-га. 10. 10. 1996; Иватенко A.C. Афганская вооруженная оппозиция в американкой полшикс // США: экономика, политика, идеология. 1994, № 11; Ислам и толи гика. Вып. 5. Афганистан на лтапс национального примирения. - М., 1980; 1стория Афганистана. - М., 1982; Имомов 111. Общественная мысль в Афгани-пане в первой трети XX в. - М.. 1986; Коргун В.Г. Ишеллтпепция в нолитиче-:кой жизни Афганистана. - М.. 1983; Кузьмин О. Не столь таинственные талибы /А тя и Африка сегодня. 1996. № 2; Малашспко А. Исламская энергия талибов / Независимая газета. 11.11.1996 г.; Массой D.M.. Ромодип В.А.Исюрия Афга-втетапа. Т. 1-2. - М., 1964 - 1965; Народно-демократическая партия Афгаписта-ui (сб. документов) Ташкент. 1986; Ольчидеев Д..Я. Общественно-политическая .1ысль Афганистана накануне завоевания независимости. - Ташкент. 1970: Раб-5ани Б. Путь решения проблем Афтанистапа. Тегеран. 1983 (па языке дари); Ро-арь И. Хекмагиар объявляет джихад в Средней Азии? // Независимая газета. 4 тюня 1994; Спольников А.Е. Афганистан: исламская оппозиция. История и цели. М., 1990; Хабиби Абдулхай.Констнгунионное движение в Афганистане. Кабул. ¡984 (на языке дари): Хекматнар Т. Политическое решение проблем Афганиста-ia. Тегеран. 1983 (на языке дари); Шевченко М. Талибы и джихад. // Независимая газет. 27. 03. 1997; Гулам Яхья. Влияние ислама на политическую культуру современного афганского общества. - М., 1993 (авторсф. па соиск. уч. ст. канд. ||Илософ. наук).

Целью данной работы является исследование социально-политического процесса в современном Афганистане и обоснование основных путей его дальнейшего развития.

Этим обусловлены конкретные задачи диссертации:

■ изучение теоретической литературы с целыо критического анализа фундаментальных концепций социального развития и формулирования методологических оснований для исследования социально-политических проблем современного Афганистана;

■ уточнение понятийного аппарата;

■ анализ состояния и динамики политического процесса в Афганистане второй половины XX века;

■ анализ и обоснование альтернатив социально-политического развития Афганистана к исходу двадцатого - началу двадцать первого века.

Ооьекмм исследования иьлжясл афтанское общее 1 во и государство во второй половине XX века, предметом исследования выступает выявление основных тенденций развития политического процесса современного Афганистана.

Методологической и теоретической базой исследования явились диалектический и исторический методы познания, формационные и цивилизационные парадигмы интерпретации современных обществ, комплексный подход (синтез традиционного и современного) к анализу обществ азиатского типа. Теоретическую основу диссертации составили положения и выводы политической науки о сущности, и роли политики и власти в обществе, о специфических образах власти в обществах различного типа, о путях разрешения политических конфликтов и др. Эмпирическую базу исследования составили наблюдения и анализ социально-политических процессов в Центральной Азии и Афганистане, программные документы, выступления политических лидеров.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

И в диссертации обосновывается необходимость комплексного подхода к анализу политического процесса в современном Афганистане (цившшзационного и формационного подхода, необходимости учета роли традиционных и современных факторов, опыта их согласования);

П уточняется понятийный аппарат исследования: «традиционализм», «фундаментализм» и др.;

О представлен анализ политических (]х>рм и последствий осуществления модернизации афганского общества в XX иске, предложены обобщенные выводы из этого анализа;

Я обоснована необходимость поворота к цивилизационным основам развития афганского общества и раскрыта необходимость модернизации страны с учетом общечеловеческих проблем и требований;

И рассматриваются и обосновываются возможные альтернативы политического развития Афганистана на рубеже третьего тысячелетня.

Практическая значимость исследования заключается в освоении и реализации новых теоретико-методологических подходов к анализу афганского общества как общества «восточного» типа с выраженными цивилизационными особенностями. Теоретический анализ, содержащийся в диссертации, в этом смысле продолжает развивать идеи, заложенные в исследованиях последних лег1 и может служить основой дальнейшего изучения среднеазиатских обществ.

Материал диссертации может быть использован в спецкурсах и основных курсах по политологии, политической, философии, при рассмотрении процессов, происходящих в центрально и среднеазиатских обществах, послужит теоретическому осмыслению средствами политических наук проблем современного Афганистана и путей их решения.

Апробация работы.

Результаты исследования автор излагал в выступлениях на проблемной группе и заседании кафедры социальной и политической философии Института молодежи. Проделанная работа получила положительную оценку и рекомендована к защите.

1 См.: Гулам Яхья,Влияние ислама на политическую культуру современного афганского общества. - Дне. на соиск. уч. ст. канд. философ, наук.; Абазов Р.Ф. Эволюция политической системы в республиках Центральной Азии на современном этапе. - Автореферат дис. на соиск. учен, степени канд. философ, наук. -М., 1993; Караев Б.С. Политический анализ современного развития централь-ноазиатских государств СНГ. - дис. докг. философ, наук. - М., 1996: Шевелев В.Н. Модернизация исламских обществ: социально-философский анализ. - Автореферат на соиск. учен, степени докт. философ, наук. - Ростов - на /Дону, 1997.

Структу ра и основное содержание диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной лшсратуры.

Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается состояние и степень ее научной разработки," формулируются цели, задачи, новизна, теореги-ко-мсгодологичеекие основы и практическая значимость работы.^

В первом разделе «Методологические проблемы исследования политического процесса в современном Афганистане» рассматриваются научные подходы к анализу политического процесса в странах Востока и формулируется теоретико-методологические принципы проведенного исследования.

Одной из широко распространенных до недавнего времени теорий социально-политического процесса стран Востока была марксистская концепция исторического развития. Маркс и Энгельс, опираясь на разработанную ими теорию формаций, рассматривали исторический процесс как движение народов (на основе развития производительных сил и посредством классовой борьбы) в одном направлении от первобытного общества через ряд формаций к социализму. В силу ряда причин одни народы в этом движении вырвались вперед, другие -отстали. Развитие стран Востока рассматривалось в русле неравномерного, но однонаправленного процесса развития вслед за европейскими странами. И хотя у Маркса, Энгельса и Ленина и есть размышления о «азиатском способе производства», они не стали в их концепции базой для серьезного осмысления специфики исторического развития Востока. Как правильно указал один из глубоких исследователей данной проблемы «вначале Маркс и Энгельс выдвинули гипотезу об «азиатском способе производства», но в дальнейшем для гипотезы об азиатском способе производства уже не оставалось места, и от нее отказались».*

Марксистская концепция социально-политического процесса в развивающемся мире оставалась по существу европоцентричной вплоть до конца 80-х гг. XX столетия. .

Вместе с тем, при всех недостатках и слабостях марксистской теории, формационный подход при анализе политического процесса остается важным и

1 Качанов^кий Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? -М.т 1971.-С. 206.

необходимым инструментом научного исследования, поскольку требует обращать внимание на динамику развития общества, в основе которой лежат противоречия производительных сил и производственных отношении.

В западной литературе видное мести в трактовке процессов в «фетьем мире» занимала и продолжает занимать парадигма «традиционализм- модернизм».

Под модернизмом или современное!ыо имеется в виду утверждение центральной роли индивида вместо преобладания роли племени, группы, этноса, нации; распространение и углубление процессов дифференциации, роста специализаций, индустриализации и урбанизации; усиления роли государства и права; секуляризации, возрастания роли науки, демократизации образования и распространения массовой культуры; глобализации и др.1

Западные теории, объясняющие внутренние процессы в развивающихся странах на основе парадигмы «традиционализм - современность» дополнялись также анализом мировых тенденций. В области анализа мировых тенденций одна из популярных концепций укладывалась в схему- «традиционализм - современность». В данном случае речь идет о концепции известною американского исследователя И. Валлерстайна. который рассматривал внутренние процессы в различных странах (мини-системы) с точки зрения нх включенности в мировые тенденции (мир-систсмы).2

Валлерстайи считает, что европейская мировая экономика с шестнадцатого века начала расширяться и поглотила в Европе все остальные системы и стала единственной мир - системой, суть которой в том, что она - капиталистическая мир - система.

Эта капиталистическая мир - система обладает бгромпым потенциалом к расширению ввиду экономической эффективности, ускоренного распросгранения новейших технологий и товаров по всему миру. В результате неравномерного распространения капиталистической мир - системы и ее влияния в мире складываются три уровня государств: центральные, периферийные и полупериферийные. В XX веке мир постепенно выстраивается в единую экономическую

1 Штомпка Г1. Социология социальных изменений. - М„ 1996. - С. 105 - 108.

;См.: Валлерстайи И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяет ся?// Социологические исследования. 1997. № 1.

мир - систему, в которой, согласно Валлерстайну, сохраняется асимметричность развития.

Своеобразным элементом концепции «традиционализм - модернизация» является теория «политической модернизации», которая получила широкое распространение в 50-70-е годы и доказывала необходимость утверждения в развивающихся странах западных моделей политической организации общества, выступающих в качестве образца модернизации. J

Странам, завоевавшим независимость, настойчиво рекомендовались конституции западного образца с принципами разделения властей, многопартийности, оппозиции, парламентаризма, верховенства права и т.д. При этом концепция «политической модернизации» доказывала необходимость опережающего насаждения политических институтов западного типа в качестве обязательного условия экономической модернизации.

Но концепция политической модернизации, мир - системная и марксистская теории, страдают существенными недостатками. В них присутствует пренебрежение внутренними особенностями тех или иных стран. Но кроме того, из анализа истории выпадают главные ее субъекты: человек и различные особенности народов со сложившейся культурой. Экономический и технологический детерминизм господствует в понимании истории по Валлерстайну. При этом история приобретает хотя и «симметричный, но линейный процесс, что не подтверждается результатами других исследований и современной реальностью.

Так, в конце XX века нельзя не обращать внимания на идею А.Дж. Тойнби о том, что тезис о единстве цивилизаций «является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков... Одна из причин, породивших это заблуждение заключается в том, что современная западная цивилизация распространила свою экономическую систему по всему миру. За экономической унификацией, последовала и политическая унификация».1

Английский ученый подчеркивает, что западные историки преувеличивают значимость этих явлений. «Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса

1 Тойнби А*. Дж. Постижение истории. - М., 1991. - С. 81.

развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора».1

Ложность концепции «единства цивилизации» Тойпбн иллюстрирует «рассмотрен, какое действие оказало па африканский мир (¡ведение западною института демократического правления, института, имеющею весьма славную историю в своем родном культурном контексте».2 Порочность обьединсния иноземных заимововапий с местной культурой доказывается «широкомасштабной коррупцией, выражающийся в раздавапии должностей и постои своим родственникам, что совершенно недопустимо с точки зрения западного демократа, но считается вполне нормальным и даже поощряемым явлением в африканской общественной жизни... Между отвлеченным идеалом демократического правления и действительностью, не готовой-к демократии, - приходит к выводу Тойп-бн, - лежит труднопреодолимая и весьма опасная пропасть. Западный культурный элемент обессмысливается и утрачивает свою ценность в отрыве от родного культурного окружения».''

Па наш взгляд, здесь выражена наиболее глубокая критика концепции «традиционализм - модернизация». К тому же. прошв однолинейного подхода к анализу социально-политического развития в странах Востока, когда образцом «современности» для них выдастся Запад, заставляет возражать сомнительная ценность многих «ценностей» современного Запада. Основательную критику западных ценностей дали не только марксисты, но и такие известные исследова1е-• ли XX века как Эрих Фромм, Герберт Маркузс, Карл Яспсрс и др. Они показали дегуманизацию, порождаемую капиталом, отчуждение в сфере труда, культуры, политики, семьи. Вместе с тем, как отмечал К. Яспсрс, «в Азии есть то, чего нам недостает и что имеет для пас серьезное значение! Оттуда раздаются обращенные к нам вопросы, которые погребены и в глубине пашей души. За все то, что мы создали, что мы сумели, чем мы стали, мы заплатили определенную цену. Мы совсем не находимся на пути совершенствования человеческой природы. Азия служит нам необходимым дополнением».4

' Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991. - С. 81. г Там же. - С. 579.

3 Там же.-С. 580 - 581.

4 Яспсрс К. Смысл и назначение истории. - М.. 1991. - С. 90.

Пивплизационный аспект проблемы является еще одним предостережением премии ориентации на теорию «традиционализм - модернизация» без ее критического осмысления.

Полишческие события последних десятилетий убедительно показали заблуждения и недостачи концепции «политической модернизации» и практики искуса псиного насаждения «пестернизированных» моделей политического устройства. У

Идеология «политической модернизации» быстро обнаружила свои слабости, заключающиеся в игнорировании социально-экономической, политической и духовной специфики развивающихся стран и в практической неэффективности рекомендаций. «Наблюдались многочисленные негативные побочные эффекты модернизации. Уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов нередко влекло за собой социальную дезорганизацию, хаос и аномалию».1 Таким образом, опираясь на идеи П.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, А.ДЖ. Тонной, К. Ясисрса, мы исходим из идеи всемирной истории как множества относительно самостоятельных и взаимодействующих цивилизаций. При •.ном под цивилизацией в данном исследовании понимается одна из основных форм «человеческой организации пространства и времени, выражающаяся каче-С1 венными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип».2

Социально-политические события в развивающихся странах и сдвиги в современном мирте свидетельствуют о сильнейшей реакции на попытки поделить нашу планету па мир социализма и капитализма, навязать многим ее народам чуждые им ценности.

Современный политический процесс, происходящий и ряде стран Востока, в том числе в Афганистане, свидетельствует 'о тенденции поворота к истокам, к коренным основам культуры общества. Выявление сути исследуемых тенденций требует раскрыть понятия «традиционализм», «фундаментализм», «исламский миропорядок» и др. В результате проведенного анализа в диссертации подчеркивается, что идея возвышения ислама и религиозных лидеров до непосредст-

1 Штомпка^П. Социология социальных изменений. - М., - С. 176.

: См.: Платонов О.А. Русская цивилизация. - М., 1995. - С. 4 - 5.

осиного осуществления ими политическом функции управления государством -это политический признак современного исламского фундамен тлизма.

Идея возвышения ислама до выполнения им функций легитимации юсу-дарственной власти - это политический признак исламского традиционализма. «Ислам, как указывает один из видных афганских традиционалистов Мухаммад Насим Махди1, политическая религия. В своих основных положениях она призывает верующих создавать политические структуры. И в исламе четко определены требования к государству и власти. Это в первую очередь необходимость господства законов, посланных Аллахом. Неполитический ислам - мертв н неподвижен».2

Далее в работе подвергается критическому анализу вывод, сделанный авторами одного крупного исследования 1984 года в СССР о том, что в развивающихся странах Востока «речь идет не о сосуществовании бок о бок чистого традиционного и чистого современного, а об их синтезе, то есть их компромиссной структурно-функциональной сочлсиспности, сцшлсппосш и взаимодействии»1. Для ряда стран о таком синтезе речи быть не может. Это подтверждают события в Иране (исламская революция 1979г.), современный политический процесс в Афганистане. Здесь следует говорить о ситуации «симбиоза, то есть как бы сосуществования. принципиально разных организмов на одном место, рядом друг с другом»,4 один из которых - традиционный, пытается сохранна, сноп позиции, не допустить утверждения чужеродного.

В этой борьбе цивилизаций ислам терме! и вынужден будет уступим, культурную монополию. В борьбе за сохранение культурной монополии ислама мы видим основную причину исламского фундаментализма. Но борьба за статус

' Мухаммад Насим Махди - видный деятель и идеолог моджахедов. В 1992 году вместе с генералом Дустумом основал Национальное Исламское Движение Афганистана и стал первым заместителем генерала Дустума по вопросам науки, культуры, религии.

2См.: Шевченко М. Талибы и джихад. // Независимая газета. 27. 03. 19'>7.

' Эволюция1 восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М.. 19884. - С. 9.

4 Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. - М., 1993. -С. 162!

ислама как традиционного и главного регулятора житии человека, общества и государства используася в борьбе различных политических сил за власть.

Следовательно, современные события во многих с 1 ранах «трет ьего» мира -это естественная реакция на вызов истории. Эти страны оказались в орбите борьбы двух мировых систем и следовали за ними как за основными моделями современною развшия, не заботясь о поисках оптимального сочетания традиции и современности, стабильности и эффективности/

Теперь борьба двух систем осталась позади. Но для целого ряда стран Востока «вызов истории» сохраняется, более того, становится еще более острым. Как преодолел» нищету, отсталость, слаборазвитость? Этот старый вопрос приходится решать уже в новых условиях. Ислам, традиционализм был могучим фактором в борьбе за сохранение культуры и национальной независимости. Но сможет ли традиционализм быть столь же могучим фактором преодоления отсталости? «Без традиции - как подчеркивал осноиател^ сециилтлю:": психолог::::, французский исследователь Г. Лебон, - не может быть цивилизации; без разрушения традиций не может быть никакого прогресса. Трудность заключается в том, чтобы отыскать равновесие между постоянством и изменчивостью, и эта трудность очень велика».1

Мы снова сталкиваемся с проблемой модернизации, поскольку не решая эту проблему, любая страна остается слаборазвитой и превращается в эксплуатируемый придаток более развитых стран. И скорее всего, каждой из слаборазвитых стран, цивилизационные основы которой несовместимы с западными ценностями придется искать свои пути соединения и сочетания традиции и модернизма. Удачным примером такого сочетания является Япония, которая смогла сохрани ть национальную культуру и соединить традиции и модернизацию. О том, что Япония не исключительный феномен подтверждено опытом модернизации ряда стран тихоокеанского региона (Тайвань, Сингапур, Таиланд). В мусульманских странах также есть опыт модернизации с сохранением многих ценностей ислама (Турция, Египет).

!

! Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995. - С. 205.

Таким образом, запершая анализ методологическич проблем исследования политического процесса в современном Афганистане, к нервом разделе диссертации делаются следующие выводы:

И евроноцептричные концепции (марксистская, мир - сиск-мпая, полши-ческой модернизации и др.) не могут Hhiciynan. единственной теоретической основой объяснения и исследования политических процессов в ст ранах Востока;

О в конце XX века нельзя не заметить плодотворности цивилизациошю-культурологической парадигмы при анализе политической жизни современною Востока;

■ сочетание цивил^зационного и формационпого подходов является для данного исследования теоретико-методологической основой анализа по-

• литического процесса в Афганистане. При лом, на наш взгляд, цивнли-зационный аспект исторического процесса детерминирует стабильность развития; формационный аспект отражает динамику развития;

Я радикальное форсирование одного из аспектов развития, например, формационпого, вызывает реакцию, то есть, усиленно цивнлизационно-га аспекта, таких его крайних форм, как фундаментализм на современном Востоке;

П во второй половине XX века на Востоке можно выделить ряд стран, где цивнлизационные и формационные аспекты развития приобрели форму синтеза, н ряд стран, где следует говорить только о симбиозе, о сосуществовании и противоречивом взаимодействии кулмурно-цинилизационной и формациошю-модернизационтюй сторон исторического процесса.

Опыт ряда восточных стран подтверждает и то, что мусульманская цивилизация, несмотря на ее существенные отличия от западной, в состоянии решать проблему модернизации, сохраняя при этом свою специфику и оставаясь суверенным элементом человечества как целого.

Во втором разделе диссертации «Содержание и основные тенденции развития политического процесса в современном Афганистане» автор анализируем

исторические особенности становления госуларственности и развертывания политического процесса в современном афганском обществе.

В рабою подчеркивается огромная роль ислама в борьбе афганского народа против английских колонизаторов и формировании централизованного государства.

Воздействие ислама на все сферы жизни страны, в том числе и после завоевания Афганистаном независимости, сделало его одной из главных идеологических и духовных сил в стране. Полому успешное правление в стране всегда зависело от разумной и осмотрительной, политики государства в отношении ислама. Как показывает вся история страны, особенно в XX веке, государство никогда не могло полностью подчинить ислам своим целям. «Такие попытки не были успешными, потому чго сложившаяся структура афганскош общества де-лаегдля государства слитком трудной монополизацию религии в своих целях.»1 Далее в диссертант: ансидпнрутотсг. г.:::о:с::рат1 пошлтки модернизации общества и государства в течение XX века, рассматриваются причины их неудачи и последе ниш для политического процесса.

Приход к власти младоафганцев2 во главе с эмиром Амануллой (1919 - 1929 гг.) и иосстапоиленис независимости Афганистана ознаменовали начало периода модернизации в развитии страны, который характеризовался проведением серии важных прогрессивных реформ, политических, социально-бытовых, экономических и правовых.3 Они были направлены на модернизацию афганского государства и укрепление позиции молодой национальной, в основном торговой буржуазии, а также на упрочение материальных основ независимости Афганистана.

Реформы Амануллы - Хана подрывали позиции ислама в обществе и затронули интересы тех эксплуататорских слоев, которые были связаны с племенными отношениями и государственно-феодальным землевладением в деревне. Од-

1 Newell R.S. The Prospects for State building in Afghanistan. - Syracuse, 1986. - P. 104.

2 Младоафганцы - национально-патриотическое движение в Афганистане, возникшее в начале XX века в борьбе за независимость от Англии и за прогрессивное развитие страны. Их идеология составляла смесь ислама, национализма г стремления к модернизации. По составу это были представители молодых офицеров. интеллигенции, городских средних слоев.

! История Афганистана. - Кабул 1965. - С. 67 - 69.

нако основная тяжесть внутренние реформ ложилась на плечи трудящихся масс, материальное положение которы* становилось все тяжелее и невыносимее.

Правительство Амапудлы-хана, лишенное, в конце концов, социальной i

опоры, подвергавшееся ноешмннмм нападкам со ешрппы правой и левой оппозиции, вынуждено было пойти на капитуляцию. Эмир - реформатор был свергнут.

Следующая попытка модернизации связана, прежде всею, с социально-политическими сдвигами 50-х годов и середины 70-х годов. Успехи национально-освободительного движения в мире открыли реальную возможность широкого участия различных социальных групп населения в политической жизни общества и в Афганистане. В стране появилась частная, оппозиционная пресса. На этом фоне стали 1]юрмировагься различные идейно-политические платформы, доминирующее положение среди которых занимали радикальные тенденции -как левая, так и правая.

Конституционная реформа 1964 г., на которую вынужден был пойти шах, ознаменовала смену абсолютной монархии конституционной. Стали образовываться политические партии.

Однако ухудшение экономического положения страны, усиление политиче-жих выступлений широких масс населения, обострение противоречий между различными общественными и политическими силами в парламенте и вне ею шзпали глубокие разногласия даже в господствующей верхушке, в стране воз-тик кризис государственной власти и также возникли разногласия в королевской ;емье, и в самой монархической системе страны.

В июле 1973 г. произошло свержение монархии и формирование реепубли-санского правления М. Дауда1, объявившего курс на буржуазную реформацию >бщества. Влияние этого небольшого отрезка времени, длившегося всего 5 лег, та эволюцию политической культуры и политического процесса весьма проти-

М. Дауд - двоюродный брат и зять короля Захнр Шаха. В 1953 - 1963 гг. был [ремьер - министром королевства и приобрел огромную популярность умелою «форматора, энергичного государственного деятеля. Рост популярности был дпой из причин его отставки, за которой последовали нарастание сониалыто-кономичсских трудностей и недовольства режимом шаха.

воречиво. С одной стороны были осуществлены некоторые реформы и изменения в социально-экономическом положении народа, которые имеют прогрессивный характер. К ним следует о шест и такие мероприятия, как укрепление госаппарата и судебной системы, национализация банков, распределение государственных земель среди безземельных крестьян, установление контроля над внешней и внутренней торговлей, усиление позиции госсектора, некоторое улучшение положения рабочих, частичное увеличение налогообложения наиболее обеспеченных групп населения, принятие Закона о Земельной реформе.

Но, с другой стороны, придя к власти с помощью патриотических кругов армии, на гребне острого недовольства национальной буржуазии, интеллигенции и трудовых слоев общества, режим М. Дауда перерождается в своеобразный ипешгуг буржуазного правления, стремившийся ускорить развитие страны по капиталистическому пути под контролем и в интересах, в первую очередь, национально-буржуазных круши. Со 1Дсш Конституцию 1977 г., режим Дауда окончательно противопоставил себя широким демократическим силам общества.

Национально-демократическая революция 27 апреля 1978г. под руководством лидеров НДЦА смела и режим М. Дауда. и его авторитарную Конституцию. Дауд был убит, к власти пришел Тараки. Генеральный секретарь ПДНЛ.

События 27 апрс;ш 1978 г. в Кабуле и других местах были встречены, в основном, позитивно. Политическая ситуация того времени была очень благоприятной. К сожалению, она не была должным образом использована.

НДПЛ провозгласила социалистический путь развития и модернизации общества, в соответствии с которым стали осуществляться радикальные преобразования.

На этом пути, как показано в диссертации, были допущены крупные ошибки в отношении к исламу; неудачи в земельной реформе лишили новый режим массовой поддержки на селе; в городе не удалось достигнуть согласия с предпринимателями; не удалось внести умиротворение в межэтнические отношения. поскольку и в правление НДПЛ продолжались попытки «гтушгунизацни» Афганистана; не удалое!» преодолеть серьезные вну трипартийные разногласия Ввод советских .войск и Афганистан стал главным объединяющим идеологичс

ским ir политическим лозунгом в борьбе значительной массы населения против прокоммунистического «безбожного» режима.

Итак, к началу 90-х годов завершилась полным крахом попытка модернизации общества в форме социалистических преобразований. Под натиском проблем, противоречий, ошибок и преступлений прокоммунистический режим рухнул. Но вместе с тем, как никогда в XX веке Афганистан оказался перед угрозой распада государственности.

Целый ряд факторов переплелись к концу второго тысячелетня на этой земле. Эти дезинтегрирующие факторы мы анализировали в данной главе, но подводя итоги, еще раз укажем их:

И территория Афганистана, разделенная горами, не имеет благоприятных естественных, географических границ, которые способствовали бы ин-' тегрированию населяющих ее народов в единое государство;

В многообразный этнический состав населения, говорящий на различных языках и диалектах; официальными являются два наиболее распространенных языка: пушту и дари;

В государство Афганистан - одно из молодых государств на земле. Государственность здесь lie приобрела еще завершенных форм, не сложились еще политические традиции, обеспечивающие стабильность власти и ее авторитет в обществе. Недолгое существование монархии сменялось республиканским режимом, затем прокоммунистическим. Слабая власть постоянно нуждалась в поддержке из-за рубежа;

И экономика страны слабо развита; в основном сельскохозяйственное производство, не требующее сильных экономических связей. Таким образом и экономика не играет интегрирующей роли;

S дезинтеграционные процессы в обществе еще более усилились после провала нескольких попыток модернизации в XX веке. Провалились попытки модернизации как в капиталистической, так и в социалист и"еской форме. Попытки реформировать общество при слабой власти, при массе дестабилизирующих факторов, при подавляющем господстве традиционализма неизбежно были связаны с надеждой на иностранную помощь. Однако в условиях борьбы двух систем (в условиях горячих и холодных

войн) опора на иностранную помощь, приводила в качестве «благодарности» фактически к потере суверенитета. «Инвесторам» надо было платить преданностью, проявлять как можно быстрее капиталистическую или социалистическую (в зависимости от инвестора) ориентацию в модернизации общества. А это приводило к необходимости быстрее учитывать рекомендации из-за «бугра» и забывать о медленном и терпеливом процессе реформирования традиционного общества;

■ при анализе политического процесса в Афганистане 2-й половины XX века становится очевидным сколи велика была и остается роль внешнего фактора в <}юрмулировании основных направлений внутриполитического развития. Неспособность власти осуществлять самостоятельную политику иногда была близка к утрате национального суверенитета страны;

О в годы борьбы против коммунистического режима консолидирующую роль, как было показано, выполнял ислам. Но с уходом коммунистов и распадом СССР объединительный потенциал ислама оказался сильно подорванным. Противник исчез, а исламские лозунги и заветы Корана в своих политических целях, в борьбе стали использовать бывшие участники оппозиции. Таким образом ислам оказался под влиянием этносоциальных и политических процессов, его интегрирующая функция значительно ослабла;

¡3 сильнейшим .фактором, разрушающим государственность Афганистана, стала, в 90-е годы борьба бывших «соратников» - различных сил оппозиции - за власть в посткоммунистическом Афганистане.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что под влиянием совокупности факторов, сфокусировавшихся во временном отрезке начала 80-х - второй половины 90-х годов, государственность в Афганистане оказалась разрушенной. Центральное правительство не контролирует всю территорию страны. В различных регионах местные лидеры имеют свои вооруженные силы, печатают свои деньги. Власть в Кабуле является предметом -вооруженной борьбы. Такова ситуация в конце 1996 - первой половине 1997 года.

В третьем разделе «Проблемы национального примирения и перспективы

политического устройства в Афганистане» представлен анализ попыток мирного

урегулирования вооруженного конфликта, раскрываются причины провала мирных инициатив, рассматриваются перспективы политического развития страны при условии достижения мира.

В работе показано, что политический процесс в современном Афганистане представляет тесное переплетение накапливаемых в XX веке и не решаемых противоречий, переросших й конфликт. Среди нараставших в течение XX цека противоречий мы выделили:

■ противоречия в системе «традиционализм - модернизация», отражающие необходимость преодоления отсталости и слаборазвитое™, придание обществу динамики, как насущной потребности современности;

■ цивилизациионо-культурные противоречия в системе отношений «Запад - Восток», отражающие проблемы сочетания и взаимодействия различных цивилизационных ценностей;

И этно-национальные противоречия, отражающие необходимость преодоления длительных попыток пуштунизации этнически многообразного общества;

■ социальные противоречия, отражающие процесс нарастания бедности и нищеты значительной части населения на фоне роста богатства малой части общества;

И противоречия политические, в центре которых уже длительно время, точнее со времен падания шахского режима в 1973 году, находится борьба за власть. Ожесточенная борьба за власть стала стержнем политического процесса последнего десятилетия.

Результатом накопления и переплетения многообразных конфликтов явился развал государственности к середине 90-х годов, существование ряда центров власти, контролирующих определенные территории, опирающихся на определенные этнические группы.

Первые попытки мирного урегулирования конфликта были предприняты во времена правления Наджибуллы. Но политика национального примирения Наджибуллы не была реализована. Она была заявлена слишком поздно и проводилась непоследовательно. Во второй половине 80-х годов уже было очевидно.

что без внешней основательной поддержки прокоммунистический режим в Афганистане не имеет перспективы на существование.

За провалом политики национального примирения под руководством НДГ1Л последовало обострение ситуации, ожесточение вооруженных столкновений в начале 90-х годов, крах режима НДПА.

Войдя в апреле 1992 года в Кабул, различные вооруженные группировки моджахедов стали делить город и вести борьбу за безраздельную власть в стране. И хотя в июне 1992 юда ирезидешом становится Раббаии, лидер крупной и влиятельной военно-политической группировки «Исламское общество Афгани-стаи», центральная власть оставалась крайне слабой: она не признавалась рядом военных группировок, ее сотрясали внутренние конфликты между лидерами бывшей ранее обьединепной исламской оппозиции Раббаии и Хекматьяром.

После неудачных военных попыток захвата всей власти, со стороны различных политических сил стали наблюдаться попытки урегулирования ситуации иными, нссиловыми методами, поскольку вооруженная борьба не обеспечила безусловною успеха какой-либо одной борющейся |руппировки.

В диссертации представлен анализ различных подходов к проблеме политического урегулирования в Афганистане, сформулированных в 90-е годы и отношение к этим подходам основных политических сил этого периода (план Раббаии, план ООН, план бывшего короля Захир Шаха, план талибов).

При анализе планов регулирования конфликта очевидно наличие существенных разногласий в подходах, по в то же время можно отметить позиции по которым возможно сближение сторон. В частности, такими пунктами сближения является идея образования органов правления из представителей конфликтующих сторон для организации и проведения выборов, а также идея созыва Лойя Джирги для избрания президента, формирования правительства, принятия новой Конституции. Сближает участников конфликта также идея исламског о государства. Основа для поиска компромисса есть, необходимо понимание тою, что только политическими средствами, путем доверия, консенсуса, национального согласия, политического компромисса можно достигнуть восстановления мира в Афганистане.

Но для того, чтобы главные участники внутриафганского конфликта сели застоя переговоров необходима, как подчеркивается в диссертации, принципиально иная позиция внешних сил к политической ситуации и путям ее разрешения в современном Афтанисгане. Страны, интересы которых зафатвает ситуация в Афганистане: Россия, США Пакистан, Иран, Индия, Саудовская Аравия должны также усвоить и заявить, что военная и финансовая поддержка ими различных участников внутриафганского конфликта не приведет к миру в этом регионе.

Нужны качественно новые инициативы мирового сообщества, в частности ООН, с целью немедленного прекращения поставок оружия в Афганистан и начала мирного диалога.

Таким образом, пока мировое сообщество будет вести «двойную игру» - с одной стороны, выдвигать мирные инициативы, а с другой стороны, финансировать и вооружать различных участников афганского конфликта - до тех пор мира здесь не будет.

Далее в диссертации рассматриваются вероятные формы политического устройства в стране после достижения мира. Автор обосновывает, что в зависимости от определенных условий в стране возможны следующие пути политического развития:

Я возвращение конституционной монархии и формирование коалиционного правительства;

И установление талибами на непродолжительное время исламского государства на принципах фундаментализма;

И установление федеративного исламского государства как формы сохранения государственности при сильных сепаратистских настроениях;

В в случае дальнейшего вооруженного конфликта высока вероятность развития политического процесса по пути распада афганского государства. Этому будет способствовать целый ряд факторов геофафическот о, исторического, этнонационалыюго и политического характера, которые мы анализировали во второй главе диссертации.

При любом варианте развития политического процесса, на наш взгляд, неизбежна авторитарная форма правления. Авторитаризм будет необходим для

гл

проведения модернизации. Но этот процесс должен быть результатом согласования всех (а не только политических) влиятельных сил в стране. Авторитаризм может стать формой сочетания исламских цивилизационно-культурных ценностей с давно назревшей необходимостью модернизационных преобразований. Формой реализации авторитаризма может выступить сильная президентская республика при наличии авторитетного общенационального лидера.

В составе политической элиты, которая будет' стоять перед задачей авторитарной модернизации общества, обязательно должны быть наиболее влиятельные политические и общественные силы, в том числе религиозные деятели. Важный фактор легитимации коренных преобразований в афганском обществе -это согласие политических и религиозных лидеров. Афганское общество стоит перед трудными задачами, но их решение возможно при окончании вооруженного конфликта и достижения национального примирения.

В заключении диссертации даются основные выводы и обобщения.

Основные идеи и положения диссертации изложены в 3 статьях:

1 .Национальное примирение: проблемы и перспективы. Научная конференция. - Кабул: Иигт.общ. наук при ЦК НДПА, 1988.

2.Участие НДПА в реализации политики национального примирения в Афганистане // Научная конференция. - Кабул: Иигт.общ. наук при ЦК НДПА, 1989.

3. «Ислам и фундаментализм» // Сборник научных трудов «Культура. Политика. Молодежь». Вып. 1. 1995.