автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Политико-философское осмысление проблем общественного развития в творчестве А. и Б. Стругацких

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Черняховская, Юлия Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Политико-философское осмысление проблем общественного развития в творчестве А. и Б. Стругацких'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политико-философское осмысление проблем общественного развития в творчестве А. и Б. Стругацких"

На правах рукописи

Черняховская Юлия Сергеевна

ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И Б. СТРУГАЦКИХ

Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и методология политической науки

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

31 0!(Т 2013

Москва-2013

005536436

Диссертационная работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на кафедре философии политики и права философского факультета

Сытин Андрей Георгиевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии политики и права философского факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Соловьев Александр Иванович, доктор политических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (заведующий кафедрой политического анализа факультета государственного управления)

Яковлева Александра Федоровна,

кандидат политических наук, ФГБУН «Институт философии Российской академии наук» Российской академии наук» (старший научный сотрудник сектора философии российской истории отдела социальной и политической философии)

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский

государственный университет путей сообщения»

Научный руководитель

Официальные оппоненты:

Защита состоится 20 ноября 2013 г. в 16.00 на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.002.14 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4 («Шуваловский»), философский факультет, ауд. А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «А», 8 этаж, к. 812.

Автореферат разослан «*/%>>/?¿f 2013 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета ""íX Сытин Андрей Георгиевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сложный и противоречивый этап развития, на котором в настоящее время находится мировое сообщество, актуализирует запрос на разработку новых стратегий общественного развития.

Возрастающее значение приобретают прогностические модели социально-политической динамики. В этой связи становятся актуальными и научно значимыми идеи и обобщения путей и форм общественных изменений, политические прогнозы и предвидения, которые содержатся в произведениях А. и Б. Стругацких.

Работы А. и Б. Стругацких - это определенное явление не только российской литературы, но и отечественной политико-философской мысли второй половины ХХ-ого века. В творческом наследии этих авторов в художественной форме выражена оригинальная модель политического развития, имеющая значение для осмысления как общих процессов трансформации современного общества, так и политических процессов современной России.

Анализ политических идей А. и Б. Стругацких актуален для современной политической науки по нескольким причинам.

Многие созданные ими модели будущего напрямую перекликаются с проблемами, которые мы можем наблюдать в современном мире. К ним относятся проблемы сущности власти, особенно - власти в кризисных обществах, проблемы «деидеологизированного общества», судьбы и направленности общественного прогресса, соотношения политики и морали, политической структуры будущего общества.

Осмысление тенденций общественного развития в жанре политико-философской утопии, в том числе и утопии А. и. Б. Стругацких, выраженной преимущественно в художественных формах, в последнее время становится все более востребованным в политическом дискурсе.

Степень научной разработанности проблемы ' .

К изучению творчества А. Н. и Б. Н. Стругацких исследователи обращались неоднократно, хотя анализ их идей как политических мыслителей и создателей своего рода политической утопии, до сих пор привлекающей к себе внимание, в политико-философском ключе практически не проводился.

Говоря о научной разработанности проблемы, мы должны учитывать ряд аспектов: изучение политической утопии как формы политического сознания; работы по политической футурологии; исследования социальной роли и философского значения научной фантастики1; работы, посвященные непосредственно творчеству А. и Б. Стругацких.

Изучение проблем политического сознания имеет длительную историю. Этим проблемам были в определенных аспектах посвящены работы И. Канта, Г.-В.-Ф. Гегеля, JT. Фейербаха, а также К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Лебона, Г. Тарда, 3. Фрейда, Э. Фромма - эта тема так или иначе изучалась и трактовалась многими выдающимися представителями политической мысли. В России к этой теме обращались в своих работах, в частности, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский.

Среди ученых, под разными углами зрения занимавшихся данной проблемой в XX веке, следует назвать таких авторов, как Т. Адорно, X. Арендт, К. Вятр, Р. Дарендорф, Г. Маркузе, К. Поппер2. Этой теме были посвящены работы многих советских ученых, исследовавших проблему с точки зрения формационного подхода3, и современных российских

' «Русская фантастика на перекрестье эпох и культур». Международная научная конференция 21-23.03. 2006 г. - См.: Русская фантастика на перекрестье эпох и культур. М. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. Вывод о философском значении фантастики, в частности, был сделан в ходе работы секции «Философские аспекты фантастики».

2Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001; К логике социальных наук // Вопросы философии, 1992, № 10; Арендт X. Истоки тоталитаризма. М. 1996; Вятр £ Социология политических отношений М.. 1979; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2002; Маркузе Г. Критическая теория общества. М., 2011; Маркузе Г. Конец Утопии // Логос. 2004. - № 6 (45), с. 18 - 23.

3Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М, 1990; Буртщкш Ф.М. Современный Левиафан: Очерки полшической социологии капитализма. М, 1985;

4

исследователей4. Данная проблематика разрабатывалась и в диссертационных исследованиях 2000-х гг.5. Положения некоторых из них (О.Б. Манжоры - 1994 г. и Н.П. Поливаевой - 2009 г.) особо важны для понимания роли социальной фантастики как формы политической мысли.

Первые труды, посвященные теоретическому осмыслению политической утопии, связаны с именами А. Кирхенгейма, А. Свентоховского, А. Фойгта. Утопия как форма политического сознания стала особым объектом исследования Ф. Аинса, Дж. Кейтеба, М. Ласки, К. Манхейма, Ф. Полака, П. Рикёра, Дж. Шклара и других6. Среди отечественных авторов работ по данной тематике можно назвать Э.А. Араб-Оглы, Э.Я. Баталова, В.П. Волгина, А.И. Володина и других7.

Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М, 1980; Дшигенский ГГ. Социально-политическая психология. М.,1996; Захюшкии ЮЛ. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и полшических ориентации. М., 1980; Леонтьев А.П. Сознание. Личность. Деятельность. М, 1996; Мшвениерадзе В. В. Современное буржуазное политическое сознание. М., 1981; Тоща ко Ж Социальные настроения. М„ 1996; Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М. 19%; UJecmonai КБ. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М., 1988.

4Горшков М.К Российское общество в условиях трансформации: (социологический анализ), 1992-2002. М„ 2003; Дшигенский Г.Г. Российский горожанин конца 90-х: генезис постсоветского сознания (социально-психологическое исследование). М., 1998; Здравомыспов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995; Панарин А С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002; Решетников В.А. Духовные основы современной политической культуры. Иркутск, 1991; Слюргунова В.Ю. Феномен политического знания. СПб., 1996; Юрьев А.И. Введете в политическую психологию. СПб., 1992.

5Манлсора О. Б. Художественное и политическое сознание: проблемы взаимодействия: Дисс. ... д.ф.н.: 09.00.04. Саратов, 1994; Поливаева Н. П. Политическое сознание в условиях трансформации российского общества: дисс. ... д. полит, н.: 23.00.02/РГСУ. М., 2009, Ачиров Д. Ю. Социально-философский анализ обыденного политического сознания Дисс.... к.ф.н..: 09.00.11 Невинномысск, 2010; Астафьева Н. С. Информационные стратегии формирования политического сознания: социально-философский анализ: Дисс.... к.ф.н..: 09.00.11 . ТГУ. Тверь, 2012; ЯппаровА. Р. Кризис идентичности и политическое сознание транзитивного общества: дисс. ... к. полит, н.: 23.00.02. Саратов, 2004; Иванова Т. Н. Мифслого-игровой элемент в политическом сознании: автореферат дисс.... к.ф.н..: 09.00.11. Чебоксары, 2006.

6Кирхенгейм А. Вечная утопия. Спб.1902; Манхейм К. Идеология и утопия. М., 1995, Свентоховский А. История утопии. М., 1910; Фойгт А. Социальная утопия. СПб., 1906, Ricoeui- P. Lectures On Ideology And Utopia. N.Y., 1986; ShUarJ. After Utopia. The Decline Of Political Faith. Princeton. 1957, The Political Theory Of Utopia: From Melancholy To Nostalgia. Boston, 1967; Kateb G. Utopia And Its Enemies. N.Y., 1972; iasky M. Utopia and Revolution. London, 1976; Manuel F.K.. Manuel F.P. Utopian Thought In The Western World. Cambridge. 1979; Polak F. The Image Of The Future. Leyden. 1961; Tillich P. Critique And Justification Of Utopia. Chicago. 1971.

7Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973; Баталов Э.Я. В мире утопии. М., 1989; Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. М., 1960; Володин А.И. Утопия и

Особо нужно выделить книгу Р. Гальцевой8, представившей критический анализ трех версий «мистического утопизма», предполагавшего победу над законами природы и выход к сверхъестественному: теургический титанизм Н. А. Бердяева, мыслительный волюнтаризм Л.И. Шестова и «космический символизм» П.А. Флоренского; а также известную статью Г. Маркузе9. Тема утопии разрабатывается в диссертационных исследованиях10, но среди них лишь одна, работа C.B. Евдокимова" «Политическая утопия в эпоху модерна и постмодерна», затрагивает собственно проблемы политической утопии.

Были защищены диссертации по философии, посвященные осмыслению социальной роли научной фантастики12, среди них посвященная теме социально-конструирующей роли научной фантастики работа Е.В. Цветкова (2009). Примером изучения политико-теоретического наследия крупного писателя-фантаста, Г. Дж. Уэллса, является диссертация А.Ф. Яковлевой13.

Творчеству самих А. и Б. Стругацких посвящены многие исследования. Однако политический аспект их произведений был частично затронут только

история. М., 1976; Кирвелъ Ч.С. Социальная утопия и ее роль в жизни общества Л., 1983; КчибановА.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977.

" Гачьцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.

9Маркузе Г. Конец Утопии // Логос. 2004. - № 6 (45), СС. 20 - 23.

](>Фраюва И. В. Утопия: сущность и развитие: Опыт социально-философской концептуализации: дисс.... д.ф.н.: 09.00.11 Уфа, 2005; Батрсва Е. Л. Русская социокультурная утопия XIX века: Философский анализ: дисс.... к.ф.н.: 09.00.13. М„ 2004; Дыдров А. А. Человек будущего в утопиях и дистопиях: философско-аитропологическая интерпретация: дисс. ... к.ф.н.: 09.00.13. Челябинск, 2011; Калъпей Ы. С. Утопия и прогнозирование как виды социального предвидения: дасс. ... к.ф.н.: 09.00.11. М., 2009; Ненина И. М Социальный идеал и утопия в культурно-исторических ситуациях общественного развития: дисс. ... к.ф.н.: 09.00.11, Красноярск, 2004; Царева Н. А. Историософская утопия русского символизма: На материале творчества Дм. Мережковского и А. Белого: дисс.... к.ф.н.; 09.00. И Владивосток, 2001; Суслов М. Д. Российская консервативная утопия на рубеже Х1Х-ХХ вв.: дисс.... к.и.н.: 07.00.02. Пермь, 2003.

11 Евдымчов С. В. Политическая утопия в эпох)' модерна и постмодерна: дисс.... к. полит, н.: 23.00.01 М„ МГУ им. М.В Ломоносова 2001.

пТимошенко Т. В. Научная фантастика как социокультурный феномен: дисс.... к.ф.а: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2003; Фетисова А Я Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты: дисс. ... кф.н..: 24.00.01 Юж. федер. ун-т. Ростов-на-Дону, 2008; Цветков £ В. Научная фантастка как способ конструирования социальной реальности: социально-философские аспекты: дисс.... кфд..: 09.00.11. Помор, гос. ун-т им. М.В. Ломоносова Архангельск, 2009.

"Яковлева А.Ф. Политическая теория Г.Дж.Уэллса. дисс.... к. полит, н.: 23.00.01. МГУ М.В. Ломоносова М. 2007.

в книгах В. Кайтоха «Братья Стругацкие»14 и Б.Л. Вишневского «Двойная звезда»15.

Различные аспекты работ Л. и Б. Стругацких проанализированы в диссертациях Э. В. Бардасовой и А. В. Кузнецовой16, характеризующих типологии описываемых в их творчестве социумов также и в ряде других исследований'7. Посвящены А. и Б. Стругацким многие работы зарубежных авторов18.

Монография И. Хауэлл «Апокалипсический реализм: научная фантастика братьев Стругацких»19 затрагивает вопросы анализа эсхатологических образов и роли «фантастических допущений» в процессе познания реальности.

14Кайтох В. Братья Стругацкие // Стругацкий А., Стругацкий Б. Бессильные мира сего. М., 2003.

"Вишневский Б.Л. Двойная звезда. - СПб., 2004.

"'Бардасова Э.В. Концепция «возможных миров» в свете эстетического идеала писагелей-фантасгов А.11. и Б. Н. Стругацких // Дисс.... к. ф. н. - Казань., 1982; Кузнецова О. Я Индивидуально-типологические факторы адаттганости личности. Дисс... к. психол. н. Одесса 2005

рКанчуков Е. Г. Детство в прозе Стругацких. М.: Детская литература, 1988,- С. 29; Федоров Н.Ф. Философия общего дела (1829-1903)7/ Антология мысли. - М. 2008; Щедровщкий Г. П. Организации то-деятелостная игра. - М., 2008; Кукулин Л. В. Энциклопедический казус // СПб: Нева - 2007, №1; Xctyxui И. Апокалиптический реализм: Фантастика Аркадия и Бориса Стругацких// Apocalyptic realism: The science fiction of Arkady and Boris Strugatsky By Yvonne Helen Howell A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy (Slavic Languages and Literatures) in The University of Michigan: 1990; Материалы Девятой Ежегодной Междисциплинарной конференции по иудаике: 4.2. - М., 2002. - СС.366-371; Казаков В. Ю. Аннигилизм критики.// Электронный ресурс: http://tululu.ru/readl3219/l-19.10.2001.; О принципах нуль-полемикиУ/Электрогшый ресурс: http://lib.rus.ec/b/26221/read.-19.10.2011

"Сувин Д. Р. Критика творчества братьев Стругацких. The Literaiy Opus of the Strugatskii Brothers // Canadian-American Slavic Studies, VIII.-1999; Лем С. About the Strugatskys «Roadside Picnic»// Stanislaw Ixm. Microworlds. - San Diego, New York, London, 1984; Линдсей Б. О современной волшебной сказке братьев Стругацких: «Понедельник начинается в субботу» -Мексика: Университет Ньго-Мехико.- The Supernatural In Slavic And Baltic Literature: Essays In Honor of Victor Terras. - Columbus.: 1988. - P.290-302; Simonetta Salvestroni. The Ambiguous Miracle in 'lliree Novels by the Strugatsky Brothers. SFS 11:291-303, #34, Nov. 1984. Seung Т.К. Cultural Thematics: The Formation of the Faustian Ethos. New Haven: Yale UP - 1976; Potts S. W. The second Marxian invasion: the fiction of the Strugatsky brothers. Второе нашествие марсиан: беллетристика братьев Стругацких. San-Bernardino: The Borgo Press.-1991. -104 pp.

19Хау-1лл И. Апокалиптический реализм: научная фантастика братьев Стругацких. Петрозаводск. 1986.

Однако комплексного политологического исследования, направленного на изучение политических идей А. Н. и Б. Н. Стругацких, пока осуществлено не было.

Цель работы - на основе изучения всего корпуса текстов А.и Б. Стругацких раскрыть политико-философское содержание их творчества и выявить его связь с фундаментальными проблемами политической теории.

Для реализации поставленной цели автором сформулированы следующие задачи:

- выявить специфику современной художественно-политической утопии, существующей, в частности, в виде социальной фантастики, как формы политического сознания;

- провести анализ представлений Стругацких о природе и роли политической власти в реализации базовых политических идеалов общества;

- провести реконструкцию системы базовых политико-философских идеалов, характерных для А. и Б. Стругацких;

- реконструировать видение Стругацкими противоречий и проблем описанного в их утопии общества;

- выявить представления Стругацких о существе, роли и противоречиях общественного прогресса, а также характере препятствий на пути создания описанного ими будущего;

- провести анализ представлений Стругацких о роли идеологии в обеспечении полноценного развития общества.

Теоретико-методологическая база исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе историко-политологического подхода, включающего элементы конкретно-исторического и текстологического анализа, историко-философской реконструкции, политологической компаративистики и принципов историзма.

При этом в исследовании учитывалось значение метода сценариев как инструмента анализа прогнозируемых моделей политического развития.

Особое значение имели подходы герменевтики, т.к. в исследовании шла речь о понимании и политико-философском толковании художественных текстов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- установлено, что в определенных общественно-политических условиях социальная фантастика, возникшая в качестве литературного жанра, может выступать своеобразной формой существования и развития политической мысли;

- автором впервые в политической науке системно проанализированы модели власти, сконструированные в работах А. и Б. Стругацких, и выделены четыре основные: 1) власть, для которой сохранение средств господства оказывается выше целей властвования; 2) власть, для которой прагматические цели властвования (стабильность и устойчивость существующей системы) более значимы, чем характер используемых средств; 3) власть, для которой реализация ее идеалов более значима, чем характер используемых средств; 4) власть, для которой смыслы ее властвования (то, для чего она хочет добиться реализации своих целей, и интересы общества) более важны, чем как прагматические, так и идеальные цели, и для которой приемлемыми оказываются лишь те средства, которые не противоречат данным смыслам;

- в результате проведенного автором анализа установлено, что политическая власть трактуется А. и Б. Стругацкими не как система официальных институтов с закрепленными полномочиями, а скорее как ситуация субъекта политики, определяемая его политическими возможностями, средствами и целями;

- проведена реконструкция базовых политических идеалов А. и Б. Стругацких, среди которых выделены: основанная на всеобщем участии система всеобъемлющего самоуправления; приоритеты общества познания; основанная на выявлении и развитии талантов каждого человека система воспитания и самоценность доступного для каждого члена общества

свободного творческого труда;

- комплексно проанализировано видение Стругацкими неустранимых проблем и противоречий общественного развития и реконструирован комплекс таких проблем и противоречий, в частности: проблема взаимоотношений высокоразвитого социума с социумами, основанными на других системах ценностей; политические аспекты противоречия между увеличивающимся могуществом человека и природой; противоречие между моральной ответственностью за судьбу иных цивилизаций и невозможностью навязать последним свой опыт и ценности;

выявлено, в качестве существенной черты концептуально-политических представлений Стругацких, понимание ими общественного прогресса как взаимодополняющего единства двух начал: роста научно-технического могущества общества и личностного развития человека, где первое выступает непременным условием второго, но в своей значимости подчинено ему. Показано, что, согласно Стругацким, смысл прогресса - в создании условий для свободного развития человека, но при этом прогресс оказывается безразличен к оценкам его людьми, которые его реализуют, и ставит их перед трагическим выбором, когда принятие прогресса означает согласие на разрушение привычной им морали, а отказ от него ведет в тупики политического развития;

- в ходе исследования выявлено, как концептуально-значимое для Стругацких, их представление о важности для единства и развития любого общества наличия идеологии, понимаемой ими как система объединяющих общество ценностей, смыслов и целей его развития, а также представление о недопустимости направляемых любыми целями воздействий, приводящих к разрушению ценностного мира человека.

Положения, выносимые на защиту

1. Социальная фантастика соединяет в себе черты классической политической утопии, футурологии и прогнозирования: она включает в себя описание параметров мира, где утвержден базовый политический идеал, и при этом

рисует картану мира, основанную на представлениях современной науки и не противоречагцих им, то есть выступает формой политической мысли, соединяющей альтернативно-желаемое с научно обоснованным и гипотетически возможным.

2. Природа власти у Стругацких определяется через ответственность за решение задач и достижение поставленных целей. Власть, в их понимании, по своей природе не имеет ограничений, кроме следования целям и смыслам, которые она приняла и которые разделяются всем обществом или его значимой частью.

3. Основным началом, обеспечивающим для человека его нормальное состояние, для Стругацких является творческий труд. Они сознательно решают задачу построения модели социума, в котором труд является целью и общества, и отдельного человека; выступает условием и средством реализации способностей человека и удовлетворения его потребностей в саморазвитии и познании; определяет цели общественного развития; выступает как процесс познания, поскольку человек занят уже только в тех видах деятельности, где нужны новые решения и открытия.

4. Предложив свое видение будущего, Стругацкие создали своего рода «критическую утопию», которая в отличие от антиутопии моделирует желаемый мир, но в отличие от классической утопии показывает и анализирует его возможные противоречия. Эти противоречия они рассматривают как естественный продукт развития по оптимистическому сценарию, выступающий источником последующего развития.

5. Основная трагедия и противоречивость прогресса, по мнению Стругацких, заключается в том, что, неся с собой новые отношения, он безразличен к существующим ценностным началам и ставит человека перед трагедией выбора между сохранением значимой для него морали и движением в будущее. Отказ же от этого выбора, по их мнению, обрекает общество на деградацию в тупиках политического развития.

6. Осмысливая роль идеологии в общественном развитии, Стругацкие, понимая се как объединяющие общество цели, ценности и смыслы,

постулируют обреченность на деградацию любого деидеологизированного общества, вне зависимости от принимаемых им политических форм и хозяйственно-экономической эффективности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа расширяет представления о развитии отечественной политической мысли второй половины XX века, дает основания и необходимые исследовательские инструменты для изучения советской социальной научной фантастики этого времени и творчества А. и Б. Стругацких как явления политической мысли, использования опыта их прогнозов для исследования политической проблематики современной России.

Положения и выводы исследования могут быть использованы для преподавания курсов политической теории, философии политики, истории русской философии и истории политических учений, политической этики, а также для практических политико-технологических разработок.

Апробация исследования. Положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора в журналах «Власть»20 и «Поиск»21. Рад положений исследования опубликован в статьях в интернет-журналах «Новая политика»22 и АПН.23

Работа была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

^'Черняховская Ю. С. Власть и история в политической философии братьев Стругацких // Власть - 02.2010; Россия и проблема деидеологизации в исгорико-паигголопиеской концепции братьев Сгрушоасс. // Власть - 2012. №3, С. 63-66; Власть и история в политической философии братьев Стругацких // Власгь-2012. №3.

"Черняховская Ю. С. Концепция социального прогресса А. и Б. Стругацких // ПОИСК. 2012. № 4 (39) С. 49-62.

"Черняховская Ю. С. Схватка мировоззрений//Новая политика - 13.05 2009 -http://www.novopol.ru/-shvatka-mirovo2zreniy-text67722.html

"Черняховская Ю. С. Страна Отцов: вторая попытка? // АПН - 2009-05-08 -http://www.apn.ru/opinions/article21588.htm

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В Первой главе «Художественно-политическая утопия как форма идеального политического конструирования» автор определяет теоретические основания своего исследования, специфику политической утопии как формы политической мысли, особенности различных способов моделирования политического мира будущего.

Первый параграф «Теоретические основания изучения идеального конструирования политической действительности» посвящен определению теоретических основ, позволяющих рассматривать утопию как форму политической мысли, в которой осуществляется политико-философское осмысление действительности и идеальное политическое конструирование.

Па основании анализа положений различных исследователей проблемы автор приходит к выводу, что для политического сознания характерен ряд качеств, лежащих в основе его способности к осмыслению реальности в утопической форме.

Это способности, во-первых, к идеальному конструированию действительности; во-вторых - к осуществлению его в формах создания альтернативных моделей общественного устройства; в-третьих - к опережающему отражению существующей действительности; в-четвертых - к отражению его в художественно-образной форме.

Автор рассматривает познавательно-конструирующий характер политического сознания и политической мысли, обосновывая вывод, что одной из основных способностей и функций политической мысли является познавательно-конструирующая способность и функция, которая на разных этапах развития может выполняться разными видами и в разных формах политической мысли.

Эта функция идеального конструирования действительности в разных условиях может осуществляться как в рационально-логическом виде, так и в художественно-образном. Автор приходит к выводу, что между рационально-логическим и художественно-образным мышлением нет непроходимой границы; граница между ними всегда есть момент соединения, форма взаимооборачиваемости различающихся начал.

Политическая мысль выполняет функции познания окружающего мира и его ментального конструирования на разных этапах разными способами. Сама политическая мысль включает в себя и собственно политическую науку, и политическую философию, и политическую идеологию, однако не ограничивается этими формами. Данные теоретические положения дают основу для понимания и изучения возможности упорядоченного осмысления природы политических отношений в образных формах, в частности - в форме художественно-политической утопии.

Второй параграф «Художественно-политическая утопия как форма политической мысли» посвящен анализу соотношения художественного и политического сознания, синтез которых может осуществляться в форме политической утопии, а также анализу условий, определяющих ее востребованность.

Делается вывод о том, что возможность соединения данных видов сознания в значительной степени обусловлена со стороны политического сознания такой его чертой, как способность к конструированию, а со стороны художественного сознания - ею критической способностью в отношениях с политическим сознанием. Этими сторонами они обращены друг к другу - и открыты друг для друга, создавая определенную зону политической альтернативы, утопии в ее свободном от упрощений понимании. Опираясь на анализ соотношения этих видов сознания, автор приходит к выводу о том, что существует интеллектуальное пространство, в котором политическое, научное и художественное соединяются, создавая особую сферу.

Художественные формы осмысления политической действительности расширяют возможности ее познания и ментального опережения, особенно в условиях, когда встает задача анализа новых аспектов тех или иных политических явлений.

Автор приходит к выводу, что запрос на утопию возникает в периоды переходов между историческими эпохами, когда прежнего инструментария политической мысли оказывается недостаточно для познания и конструирования новой политической реальности, - как в условиях перехода от аграрного общества к индустриальному, к эпохе Нового Времени, так и на этапе перехода от индустриального общества к постиндустриальному.

Третий параграф «Футурология и социальная научная фантастика как способы моделирования политического мира будущего» посвящен обоснованию «введения» социальной научной фантастики в контекст форм политической мысли, что требует осмысления ее соотношения с другими близкими формами — утопией, антиутопией, футурологией, прогностикой.

Автор показывает, что в двух первых - утопии и антиутопии - доминирует художественно-образное начало, в двух последних — рационально-логическое.

При этом утопия и антиутопия различаются тем, что утопия моделирует желаемый альтернативный мир, антиутопия - отвергаемый. Футурология и прогностика отличаются одна от другой направленностью моделирования: футурология начинается с «размышлений о будущем» и в своем развитии становится как его осмыслением, так и исследованием и прогнозированием, тогда как прогностика рассматривает возможные варианты развития сегодняшнего состояния, но не обращается к вопросу реализации альтернатив.

В работе показано, что, если утопия идет от образа альтернативного мира к созданию будущего, то футурология - от размышления о будущем к созданию его нового образа.

Автор приходит к выводу, что социальная научная фантастика оказывается преодолением противостояния форм художественно-образного и рационально-логического осмысления вероятного будущего. Подобно утопии она включает в себя описание параметров мира, где утвержден базовый политический идеал; при этом свои построения она основывает на данных современной науки, не вступая в противоречия с ними. Таким образом, она выступает своеобразной формой политической мысли, соединяющей альтернативно-желаемое с научно обоснованным и гипотетически возможным.

Возникшая в 1950-60-е гг. в СССР научная социальная фантастика, опираясь на достижения науки, мировой опыт и традицию отечественной фантастики, оказалась формой осознания политической мыслью проблем этого периода.

Автор характеризует четыре наиболее значимые и выраженные в форме социальной фантастики утопии этого периода, модели Г.И. Гуревича,

И.Л. Ефремова, Г.С. Мартынова, А. и Б. Стругацких, и показывает, что одной из наиболее развитых среди них была гипотетическая конструкция общества, созданная А. и Б. Стругацкими. Особым отличием их видения стало обращение к анализу проблем, как вытекающих из его развития, так и вс тающих на пути его создания.

В произведениях как указанных выше, так и других фантастов описываются предполагаемые политические обстоятельства, некая смоделированная полигаческая ситуация; акторы, поставленные в некое отношение с предполагаемыми политическими обстоятельствами, система ценностей и идеалов данного общества и представляемая авторами оценка, характер действия данных акторов, политические цели, политический темперамент, формы политической коммуникации.

Далее в параграфе обосновывается тезис о создании А. и Б. Стругацкими особого вида политической мысли - критической утопии, в рамках которой они дали свои ответы на вопросы, какой будет политическая организация будущего, каковы будут его природа и цель, отвечающие современным для авторов базовым политическим идеалам. Данный идеальный политический конструкт они, по определенной аналогии с утопией Кампанеллы, назвали Миром Полдня, и это название для его обозначения утвердилось как общеупотребимое.

Вторая глава «Политическая философия будущего и "критическая утопия" А. и Б. Стругацких» посвящена реконструкции и анализу существенных черт политической утопии, созданной ими в рамках идеального политического конструирования, пояитико-философского осмысления проблем будущего общества и его развития, а также процесса создания подобного общества.

В работе показано, что в данном конструировании можно увидеть элементы оптимистического, реалистического и пессимистического сценариев как прогнозируемых моделей политического развития. Оптимистический сценарий Стругацкие связывали с вероятностью построения описанного ими общества. Реалистический — с учетом его будущих противоречий и препятствий на пути его создания.

Пессимистический - с вариантами возможного отказа от сложностей преодоления последних и последствиями отказа от движения по этому пути.

В первом параграфе «Идеальное конструирование политической действительности в утопии А. и Б. Стругацких и ее базовые политические идеалы» автор анализирует основные характерные черты созданного ими утопического конструкта Мира Полдня. В данном обществе на первый план выходят моменты целедостижения, понимаемые как смыслы и ценности данного социума, заключающиеся в свободном творческом труде, его самоценности и самозначимости. В совокупности, по мысли Стругацких, они обеспечивают реализацию их базовых идеалов, таких, как возможность для каждого заниматься увлекающей его работой, ощущать значимость своего вклада в общественное развитие, утверждение ценностей познания и преобразования мира, выявление и реализация присущих каждому человеку личных талантов.

Для Стругацких реализация конструкга Мира Полдня является оптимистическим сценарием общественного развития.

Целью и условием существования данного общества яшшется человек, имеющий возможность реализовать себя в творческом труде и получающий радость от этого труда. Функцию интеграции общества здесь исполняет система всеобъемлющего самоуправления, основанная на прямом участии граждан. Функцию адаптации осуществляет ориентация на приоритеты общества, основанного на творческом познании, что позволяет прогнозировать его развитие и отвечать на вызовы. Функцию производства латентных образцов выполняет комплексная система воспитания, направленная на выявление и развитие в каждом человеке присущих именно ему талантов и способностей.

Автор рассматривает содержащиеся в произведениях А. и Б. Стругацких представления об идеалах свободного труда как основной характеристике модели будущего общества, политики и экономики общества будущего, общие черты данного общества, в котором на место самореализации человека в нарастающем потреблении приходит его самореализация в познании и творчестве. По мнению автора исследования, для обозначения подобного общества логично использовать

термин «общество познания», в его противопоставлении известной метафоре Эриха Фромма «общество потребления».

В работе делается вывод, что, отражая и требования этапа завершения индустриального развития, и прогрессистские ожидания современного им общества, А. и Б. Стругацкие к началу 1960-х гг. создали развернутую модель будущего, общества, где реализуются современные им базовые политические идеалы. Модель включила основные ценности данного общества, параметры его целедостижения, интегрирующие начала, инструменты адаптации. По политической форме описанный мир имел черты партиципаторной демократии при ведущей роли профессионально-функциональных институтов. В целом он имел характер сциентистского гуманистического мира с развитой системой этической регуляции, активистской составляющей и антропологическим оптимизмом прогрессистского типа.

Данное общество, в их понимании, должно иметь основным своим элементом свободный творческий труд человека как высшую ценность, способ его самореализации, являющийся целью и процессом достижения этой цели. Ориентация на постоянный творческий поиск обеспечивала бы, по мысли Стругацких, адаптацию социума к требованиям времени и внешней среды; система данных установок и латентных образцов воспроизводилась бы как развитой педагогической системой при центральной роли профессии педагога в жизни общества, так и самим процессом трудовой деятельности, которая бы обеспечивала производство и сохранение политической культуры участия.

Второй параграф «Художественное моделирование противоречий политического развития будущего общества» посвящен рассмотрению неизбежной противоречивости даже того общества, которое разрешило бы проблемы сегодняшнего дня. Как показано в работе, в этом заключается существенное отличие утопии, созданной Стругацкими, от классической утопии: идеальный конструкт будущего Стругацкие не рассматривают как венец и конечную точку прогресса, предполагая в нем наличие противоречий, являющихся источником его развития. Данное отличие дает основание говорить, что, перейдя к данной проблематике, авторы Мира 11олдня обратились к созданию реалистического сценария будущего развития.

Автор работы анализирует обращение А. и Б. Стругацких к таким проблемам, как ограниченность технологического детерминизма, отношения человека и природы в высокотехнологическом обществе будущего, взаимоотношения с менее развитыми обществами и вмешательство в их историю, моральные проблемы людей, принимающих на себя ответственность за подобное вмешательство в политическую жизнь других обществ.

Рассматривая описанный социум как развивающееся состояние, а не завершение истории, Стругацкие осуществили анализ возможных проблем и противоречий общества данного типа.

Автор показывает, что, по мысли Стругацких, во-первых, одно лишь развитие естественных наук и технического прогресса не является достаточным условием для прогресса социального. Оно грозит переходом в стадию диктатуры технократизма, с одной стороны, и отставанием культурной и моральной сфер социума с другой.

Во-вторых, они отдельно анализируют противоречие между увеличением могущества человека и рисками, которые порождает это могущество, между научно-техническими возможностями человечества и последствиями использования этих возможностей для природы.

В-третьих, сталкиваясь в своем освоении мира с другими цивилизациями, стоящими на более низкой ступени развитая, описанный ими мир вступает в противоречие между стремлением им помочь и непредсказуемыми последствиями вмешательства в жизнь других обществ.

Автор, рассмотрев проблематику подобного вмешательства, выделяет четыре основные вывода, вытекающие из смоделированных А. и Б. Стругацкими ситуаций: 1) недопустимо вмешательство, даже с лучшими намерениями, в жизнь общества, нормы и ценности которого тебе непонятны; 2) недопустимо и бессмысленно силовое вмешательство в жизнь любых обществ; 3) недопустимо вмешательство в политические отношения, являющиеся производным от неизвестных тебе и не понимаемых тобой процессов; 4) недопустимо вмешательство, приводящее к нравственной катастрофе, утрате ценностей тех, чью жизнь желаешь улучшить.

В-четвертых, выявляется противоречие между моральной ответственностью за судьбу обществ, которые находятся на более низкой стадии развития, - и

невозможностью навязать последним свой опыт, ценности и свое понимание прогресса, что становится личной моральной трагедией для тех людей, которые не метут смириться с несчастьями иных цивилизаций.

При этом, как показывается в исследовании, Стругацкие подводят читателя к мысли о том, что привить автоматически ценности одного общества другому либо невозможно, либо это означает уничтожение цивилизации-реципиента.

Третий параграф «Модель политического прогресса и проблемы человека» посвящен анализу осмысления авторами Мира Полдня проблем исторического и социального прогресса и возникающих в связи с этим проблем человека. Делается вывод, что Стругацкие предложили видение прогресса как неотвратимого историческою движения, не имеющего ценностного измерения, но реализующеюся через действия людей, находящихся в ценностном измерении.

Это понимание приводит их к анализу и изложению своего политико-философского представления о характере прогресса в человеческом обществе, включающего в себя четыре основных вывода: а) прогресс неодолим, но реализуется только посредством деятельности человека; б) прогресс открывает двери в будущее, но, даже стремясь к нему, общество чаще всего не узнает и не понимает будущее, когда на деле встречается с ним; в) прогресс, движение в будущее — находится вне морали, но человек, которого затрагивает движение прогресса, не может быть вне морали и оказывается часто обречен на выбор между содействием прогрессу и сохранением своей приверженности значимой для него морали; г) страх перед проблемами будущего и отказ от прогресса и создания нового общества не сохраняет старое, а ведет его в тупики исторического развития.

В четвертом параграфе второй главы, «Осмысление препятствий на пути реализации Мира Полдня», автор показывает, что в своих работах А. и Б. Стругацкие, выходя за рамки классической утопии, анализируют основные препятствия, лежащие на пути создания описанного ими идеального конструкта.

Исследование позволяет утверждать, что среди препятствий на пути реализации смоделированного А. и Б. Стругацкими общества можно особо

выделить основные: а) утверждение ценностей «общества потребления», воспроизводящего свою социальную основу; б) «массового сьггого человека», не имеющего иных ценностей и целей, кроме гипертрофированного потребления; в) массовую культуру, препятствующую воспитанию, развитию и возвышению потребностей человека; г) разрыв власти и культуры, бюрократизацию идеалов коммунизма и процесса движения к нему, опирающуюся на «массового сьггого человека» и воспроизводящую его своей политикой, ориентированной на приоритеты удовлетворения материальных потребностей.

Третья глава «Политико-философское осмысление фундаментальных проблем политической жизни и современного им политического развития в произведениях А. и Б. Стругацких» посвящена проведенному последними рассмотрению комплекса фундаментальных черт политики в рамках осмысления проблем реалистического сценария развили с помощью художественно-политических инструментов. В своих работах Стругацкие сформулировали подходы и положения, знаменующие собой поиск ответа на ряд ключевых вопросов политической философии как таковой и представляющие зо многом авторскую концепцию.

Центральными моментами ее стали концепция власти, проблема соотношения моральных ограничений и требований ответственности, концепция порочности «идеологического вакуума», невозможности полноценного существования «общества без идеологии», понимание человека как субъекта политики, развивающегося в процессе своего воздействия на мир.

В первом параграфе, «Политико-философское осмысление проблемы власти в произведениях братьев Стругацких» автор выделяет в качестве одной из центральных тем в политической философии А. и Б. Стругацких анализ проблематики власти, которую, в рамках рассмотрения моделируемых социумов, оказавшихся в результате реализации пессимистического сценария в тупиках развития, они рассматривают с точки зрения ее целей, средств и смыслов деятельности.

. В этой части исследования , автор анализирует осмысление А. и Б. Стругацкими таких вопросов, как конфликт между властью и культурой; превращение власти в самоцель для ее носителей; проблему соотношения сути и возможностей власти со смыслами и целями ее осуществления; соотношение власти и ее ответственности за последствия ее действий.

Как показывает автор, А. и Б. Стругацкие, столкнувшись с проблемой разрыва власти и культуры, приводящего, по их мнению, к разрыву власти со смысловым содержанием идеала, который она должна была бы реализонывать, приходят к трактовке власти как начала, эффективного только в единстве целей, средств и смыслов. Они создают и рассматривают несколько моделей политических ситуаций, представляющих разные сочетания власти, ее средств, целей и смыслов.

Первая - власть, считающая целью сохранение себя самой и в итоге разрушающая потенциалы своей поддержки в обществе.

Вторая - власть, рассматривающая свои цели как более значимые, чем характер используемых ею средств, и приносящая в жертву им смыслы властвования и интересы людей. Причем в данном случае результат оказывается одинаков, вне зависимости от того, идет речь о корыстно-прагматичных или идеалистичных целях политического действия.

Третья - власть, для которой приоритетным становится вопрос о соотношении не целей и средств, а целей и смыслов, где под целями имеется в виду то, чего субъект действия хочет добиться, а под смыслами - то, ради чего он хоче т этого добиться.

В работе показано, как данное осмысление проблем приводит Стругацких к выводу, что оправданная и в полной мере легитимная власть может существовать лишь в подчинении себя ответственности перед стоящими целями и определяемыми ими смыслами, разделяемыми объективно значимой частью общества и выступающими ее основными ограничениями.

Власть для них внеинституциональна и осуществляется субъектами, опирающимися не на права и полномочия, а на реальные политические возможности, средства и цели.

Второй параграф «Соотношение убеждений и ответственности, целей и средств в политической деятельности» посвящен вопросам политической этики, перекликающимся с осуществленным М. Вебером в знаменитой работе «Политика как призвание и профессия» разграничением «этики убеждения» и «этики ответственности».

Можно обратить внимание на ряд важных моментов, выводящих в работах Стругацких проблематику власти в особую плоскость рассмотрения. Первый -отсутствие системы принуждения и наказания в Мире Полдня, во всяком случае, отсутствие се как институционализированной системы. Второй - выведение во всех произведениях на первый план морального выбора. Третий - постоянно существующая дилемма: приоритет морального негодования против несовершенства мира или приоритет моральной ответственности за последствия своих действий.

В исследовании выявлено, что осмысление данной проблемы можно увидеть в работах А. и Б. Стругацких в обращении к темам: взаимоотношения ответственности за долговременные последствия действий и «морального негодования», вызванного несовершенством мира; соотношения совести и разума в политическом действии; проблемы ответственности за безопасность социума.

Анализируя подходы А. и Б. Стругацких к проблеме соотношения морали и ответственности в политическом действии, автор приходит к выводу, что показанное в их работах противостояние данных категорий носит характер своего рода инобытия противостоящего, не принадлежащего ни исключительно морали, ни исключительно разуму, а образующегося в процессе перехода из сферы совести в сферу разума - и из сферы разума в сферу совести.

В грегьем параграфе «Проблема роли идеологии в политическом развитии общества» автор рассматривает описанные в произведениях А. и Б. Стругацких проблемы деидеологизированного общества, впоследствии обозначенные Б. Стругацким термином «состояние идеологического вакуума». Среди названных выделяются такие вопросы, как идеологический кризис братьев Стругацких конца 60-х 1т., когда они сохраняют веру в идеалы, которые были описаны ими в «Мире Полдня», но не видят средств достижения этих целей; проблема тяжести утраты идеалов и гезис о недопустимости разрушения мира ценностей человека (вне зависимости от оценки этих ценностей); вывод об обреченности

деидеологйзировашгаго общества, какие бы политические формы оно ни имело - от широкой демократии до технократического авторитаризма; деидеологизация и манипуляция как политическая проблема

Анализ их произведений дает основание утверждать, что А. и Б. Стругацкие считали невозможным и деструктивным существование общества в деидеологизированном состоянии.

В диссертации обосновывается вывод о том, что в своих работах Сфугацкие постулируют как недопустимость разрушения мира ценностей человека вне зависимости от отношения к его ценностям, так и обреченность на деструкцию любого общества, не имеющего идеологии и отказавшегося от целей своего развития. Показывается, чго А. и Б. Стругацкие ставят в центр своего внимания проблему возможности существования «общества идеологического вакуума» и приходят к выводу о невозможности полноценного существования общества без идеологии, вне зависимости от его политической формы.

В работе показано, чго Сфугацкие, рассматривая четыре политические модели: режим популистской демократии, ориешированный на организацию мирного общежития, этот же режим, ориентированный на противодействие встреченным у I розам, либеральная демократия и технократический авторитаризм, приходяг к выводу, чго без идеологического наполнения все они все они оказываются обречены на деструкцию.

В представляемом исследовании выявлено, что А. и Б. Стругацкие, рассматривая примеры деидеологизированного общества, обращают внимание на его подверженность манипуляциям сознанием и на то, что общество без объединяющей и вдохновляющей на созидание идеологии беззащитно перед манипулятивными политическими воздействиями.

Таким образом, Стругацкие поставили вопрос о необходимости ценностно-смысловых начал для полноценного общественного развития, хотя, как представляется, каждый из их тезисов сам по себе не должен подвергаться абсолютизации.

В четвертом параграфе «Политическая концепция братьев Стругацких и их прогнозы будущего развития России» автор рассматривает следующие

вопросы, затронутые Стругацкими в свете их политической концепции в последних произведениях: оценка эмоционально-протестного активизма как разрушения ростков будущего; подведение итогов и отношение к событиям постсоветской России, затронутое в последних интервью Бориса Стругацкого; соотношение пессимистических прогнозов и предсказаний Стругацких с политической действительностью постсоветской России.

В работе делается вывод, что в конце 1980-х гг. А. и Б. Стругацкие, с одной стороны, наблюдают реализацию ряда их опасений и развивают пессимистические прогнозы, с другой, как можно увидеть из последних работ Б.II. Стругацкого, они подтверждают свою приверженность ранним стратегическим оптимистическим сценариям.

Анализ показывает, что большая часть картин пессимистического сценария, описанных в произведениях А.и Б. Стругацких применительно к мирам, отказавшимся от движения в будущее, имеет большую степень сходства с политическими реалиями современного мира, что дает основание говорить о высокой степени актуальности их произведений и целесообразности изучения их прогностики и политической философии.

В данном разделе показано, что Стругацкие, первоначально позитивно восприняв перестройку, одними из первых обратили внимание на заложенные в ее основе пороки и в притчевой форме предупреждали, что увлеченность эмоционально-протестным активизмом, в конечном счете, может привести не столько к ликвидации негативных явлений, сколько к разрушению начал прогрессивного, рождающегося в существующем обществе.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году политическая позиция Бориса Стругацкого по текущим вопросам на разных этапах была разной, однако он неоднократно в последние годы подчеркивал свою приверженность прежним идеалам, как и надежду на их реализацию, вероятност ь оптимистического сценария.

Как показывает политологический и политико-философский анализ произведений Стругацких, прогнозируемые ими десятки лет назад в рамках пессимистического сценария последствия явно близки реальной ситуации сегодняшнего мира и сегодняшней России. Это позволяет сделать вывод, что их

политические наблюдения и выводы о природе власти, ответственносга и роли идеологии, а Также многое иное в их работах представляет сегодня очевидный интерес с точки зрения анализа политических процессов современности.

В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы, намечаются направления и перспекшвы дальнейшего изучения проблемы.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Автором опубликовано 8 основных работ, в которых отражены положения диссертации, общим объемом 2,4 н.л.

Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Черняховская Ю. С. Власть и история в политической философии А. и Б. Стругацких // Власть. 2010. №2. - 0.3 п. л.

2. Черняховская Ю. С. Россия и проблема деидеологизации в историко-политической концепции братьев Стругацких/'/ Власть. 2011. №4. - 0.35 п. л.

3. Черняховская Ю. С. Общественно-политические воззрения А. и Б. Стругацких в котггексге советской политической истории //Власть. 2012. №3. - 03 п. л.

4. Черняховская Ю. С. Концепция социального прогресса А. и Б. Стругацких // Поиск. М. 2012. № 4. - 0.8 п. л.

Публикации в других изданиях:

5. Черняховская Ю. С. Иная Европа //АПН - 2 августа 2005 -[Электронный ресурс] Режим доступа: //http://www.apn.ru/opinions/article9406.htm -0.1 п. л.

6. Черняховская Ю. С. Схватка мировоззрений (А. и Б. Стругацкие о диалектике целей и средств в политической деятельности) //Новая политика - 13 марта 2009 [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://www.novopol.ru/-chernyahovskaya-yuiiya-sergeevna-personl682.html - 0.15 п. л.

7. Черняховская Ю. С. Страна Отцов: вторая попытка? (Опыт анализа современной интерпретации политической антиутопии А. и Б. Стругацких) // АПН - 8.5.2009 - [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://www.apn.ru/authors/author256.htm - 0.25 п. л.

8. Черняховская Ю. С. Вечные ценности и экономические трудности //Новая политика [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://www.novopol.ru/-vechnyie-tsennosti-i-ekonomicheskie-trudnosti-sotsiol-text64969.html -31 марта 2009 - 0.15 п. л.

Отпечатано в копицентре « СТ ПРИНТ » Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 Гуманитарный корпус, e-mail: globus9393338@yandex.ru тел.: 8 (495) 939-33-38 Тираж 100 экз. Подписано в печать 16.10.2013 г.

 

Текст диссертации на тему "Политико-философское осмысление проблем общественного развития в творчестве А. и Б. Стругацких"

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Философский факультет Кафедра философии политики и права

На правах рукописи

04201364012

ЧЕРНЯХОВСКАЯ Юлия Сергеевна

Политико-философское осмысление проблем общественного развития

в творчестве А. и Б. Стругацких

Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и методология политической науки

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель -кандидат философских наук, доцент А.Г. Сытин

Москва-2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Художественно-политическая утопия как форма идеального политического конструирования

1.1. Теоретические основания изучения идеального конструирования политической действительности

1.2. Художественно-политическая утопия как форма политической мысли

1.3. Футурология и социальная научная фантастика как способы моделирования политического мира будущего

Глава 2. Политическая философия будущего и «критическая утопия» А. и Б. Стругацких

2.1. Идеальное конструирование политической действительности в утопии А. и Б. Стругацких и ее базовые политические идеалы

2.2. Художественное моделирование противоречий политического развития будущего общества

2.3. Модель политического прогресса и проблемы человека

2.4. Осмысление препятствий на пути реализации Мира Полдня

Глава Я Политико-философское осмысление фундаментальных проблем политической жизни и современного им политического развития в произведениях А. И Б. Стругацких

3.1. Политико-философское осмысление проблемы власти в произведениях братьев Стругацких

3.2. Соотношение убеждений и ответственности, целей и средств в политической деятельности

3.3. Проблема роли идеологии в политическом развитии общества

3.4. Политическая концепция братьев Стругацких и их прогнозы будущего развития России

Заключение

Список литературы

с. 3-12

с. 13-53

с. 13-22 с. 22-35 с. 35 -54 с.55-101

с. 57-71 с. 71-83 с. 83-93 с. 94-103

С104-145

с. 104-118 с. 118-127 с. 127-138

с. 138-147

с. 148-153 с. 154-167

Введение

Актуальность исследования. Сложный и противоречивый этап развития, на котором в настоящее время находится мировое сообщество, актуализирует запрос на разработку новых стратегий общественного развития.

Возрастающее значение приобретают прогностические модели социально-политической динамики. В этой связи становятся актуальными и научно значимыми идеи и обобщения путей и форм общественных изменений, политические прогнозы и предвидения, которые содержатся в произведениях А. и Б. Стругацких.

Работы А. и Б. Стругацких - это определенное явление не только российской литературы, но и отечественной политико-философской мысли второй половины ХХ-ого века. В творческом наследии этих авторов в художественной форме выражена оригинальная модель политического развития, имеющая значение для осмысления как общих процессов трансформации современного общества, так и политических процессов современной России.

Анализ политических идей А. и Б. Стругацких актуален для современной политической науки по нескольким причинам.

Многие созданные ими модели будущего напрямую перекликаются с проблемами, которые мы можем наблюдать в современном мире. К ним относятся проблемы сущности власти, особенно - власти в кризисных обществах, проблемы «деидеологизированного общества», судьбы и направленности общественного прогресса, соотношения политики и морали, политической структуры будущего общества.

Осмысление тенденций общественного развития в жанре политико-философской утопии, в том числе и утопии А. и. Б. Стругацких, выраженной преимущественно в художественных формах, в последнее время становится все более востребованным в политическом дискурсе.

Степень научной разработанности проблемы

К изучению творчества А. Н. и Б. Н. Стругацких исследователи обращались неоднократно, хотя анализ их идей как политических

мыслителей и создателей своего рода политической утопии, до сих пор привлекающей к себе внимание, в политико-философском ключе практически не проводился.

Говоря о научной разработанности проблемы, мы должны учитывать ряд аспектов: изучение политической утопии как формы политического сознания; работы по политической футурологии; исследования социальной роли и философского значения научной фантастики1; работы, посвященные непосредственно творчеству А. и Б. Стругацких.

Изучение проблем политического сознания имеет длительную историю. Этим проблемам были в определенных аспектах посвящены работы И. Канта, Г.-В.-Ф. Гегеля, JI. Фейербаха, а также К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Лебона, Г. Тарда, 3. Фрейда, Э. Фромма - эта тема так или иначе изучалась и трактовалась многими выдающимися представителями политической мысли. В России к этой теме обращались в своих работах, в частности, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский.

Среди ученых, под разными углами зрения занимавшихся данной проблемой в XX веке, следует назвать таких авторов, как Т. Адорно, X. Арендт, Е. Вятр, Р. Дарендорф, Г. Маркузе, К. Поппер . Этой теме были посвящены работы многих советских ученых, исследовавших проблему с точки зрения формационного подхода3, и современных российских

1 «Русская фантастика на перекрестие эпох и культур». Международная научная конференция 21-23.ОЗю 2006 г. - См.: Русская фантастика на перекрестие эпох и культур. М. МГУ им. М.В.Ломоносова, 2007. Вывод о философском значении фантастики, в частности, был сделан в ходе работы секции «Философские аспекты фантастики».

2Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001; К логике социальных наук // Вопросы философии, 1992, № 10; Арендт X. Истоки тоталитаризма. М. 1996; Вятр Е. Социология политических отношений М., 1979; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2002; Маркузе Г. Критическая теория общества. М., 2011 ; Маркузе Г. Конец Утопии // Логос. 2004. - № 6 (45), с. 18 - 23.

3Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества М., 1990; Бурлацкий Ф.М. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма М., 1985; Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980; Дшигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.,1996; Замошкии Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентации. М., 1980; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Мшвениерадзе В. В. Современное буржуазное политическое сознание. М., 1981 ; Тощенко Ж Социальные настроения. М., 1996; Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М. 1996;

исследователей4. Данная проблематика разрабатывалась и в диссертационных исследованиях 2000-х гг.5. Положения некоторых из них (О.Б. Манжоры - 1994 г. и Н.П. Поливаевой - 2009 г.) особо важны для понимания роли социальной фантастики как формы политической мысли.

Первые труды, посвященные теоретическому осмыслению политической утопии, связаны с именами А. Кирхенгейма, А. Свентоховского, А. Фойгта. Утопия как форма политического сознания стала особым объектом исследования Ф. Аинса, Дж. Кейтеба, М. Ласки, К. Манхейма, Ф. Полака, П. Рикёра, Дж. Шклара и других6. Среди отечественных авторов работ по данной тематике можно назвать Э.А. Араб-Оглы, Э.Я. Баталова, В.П. Волгина, А.И. Володина и других7.

Шестопал ЕБ. Личность и политика Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М., 1988.

"Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: (социологический анализ), 1992-2002. М., 2003; Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца 90-х: генезис постсоветского сознания (социально-психологическое исследование). М., 1998; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995; Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002; Решетников В.А. Духовные основы современной политической культуры. Иркутск, 1991; Сморгунова В.Ю. Феномен политического знания. СПб., 1996; Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.

5 Манэ/сора О. Б. Художественное и политическое сознание: проблемы взаимодействия: Дисс. ... д.ф.н.: 09.00.04. Саратов, 1994; Полшаева Н. П. Политическое сознание в условиях трансформации российского общества: дисс. ... д. полит, н.: 23.00.02/РГСУ. М., 2009, Амиров Д. Ю. Социально-философский анализ обыденного политического сознания Дисс. ... к.ф. н.: 09.00.11 Невинномысск, 2010; Астафьева Н. С. Информационные стратегии формирования политического сознания: социально-философский анализ: Дисс. ... к.ф. н.: 09.00.11 . ТГУ. Тверь, 2012; Яппаров А. Р. Кризис идентичности и политическое сознание транзитивного общества: дисс. ... к. полит, н.: 23.00.02. Саратов, 2004; Иванова Т. Н. Мифолого-игровой элемент в политическом сознании: автореферат дисс.... к.ф. н.: 09.00.11. Чебоксары, 2006.

6Кирхенгейм А. Вечная утопия. Спб.1902; Манхейм К. Идеология и утопия. М., 1995, Свентоховский А. История утопии. М., 1910; Фойгт А. Социальная утопия. СПб., 1906, Ricoeur P. Lectures On Ideology And Utopia. N.Y., 1986; Shklar J. After Utopia. The Decline Of Political Faith. Princeton. 1957, The Political Theory Of Utopia: From Melancholy To Nostalgia. Boston, 1967; Kateb G. Utopia And Its Enemies. N.Y., 1972; Lasky M. Utopia and Revolution. London, 1976; Manuel F.E, Manuel F.P. Utopian Thought In The Western World. Cambridge. 1979; Polak F. The Image Of The Future. Leyden. 1961; TillichP. Critique And Justification Of Utopia. Chicago. 1971.

пАраб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973; Баталов Э.Я. В мире утопии. М., 1989; Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. М., 1960; Володин А.И. Утопия и история. М., 1976; Кирвель Ч.С. Социальная утопия и ее роль в жизни общества. Л., 1983; Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977.

о

Особо нужно выделить книгу Р. Гальцевой , представившей критический анализ трех версий «мистического утопизма», предполагавшего победу над законами природы и выход к сверхъестественному: теургический титанизм Н. А. Бердяева, мыслительный волюнтаризм Л.И. Шестова и «космический символизм» П.А. Флоренского; а также известную статью Г. Маркузе9. Тема утопии разрабатывается в диссертационных исследованиях10, но среди них лишь одна, работа C.B. Евдокимова" «Политическая утопия в эпоху модерна и постмодерна», затрагивает собственно проблемы политической утопии.

Были защищены диссертации по философии, посвященные осмыслению социальной роли научной фантастики12, среди них посвященная теме социально-конструирующей роли научной фантастики работа Е.В. Цветкова (2009). Примером изучения политико-теоретического наследия крупного писателя-фантаста, Г. Дж. Уэлса, является диссертация А.Ф.Яковлевой13.

Творчеству самих А. и Б. Стругацких посвящены многие исследования. Однако политический аспект их произведений был частично затронут только

Мальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.

9Маркузе Г. Конец Утопии // Логос. 2004. - № 6 (45), СС. 20-23.

10Фролова И. В. Утопия: сущность и развитие: Опыт социально-философской концептуализации: дисс.... д.ф.н.: 09.00.11 Уфа, 2005; Бахарева Е. П. Русская социокультурная утопия XIX века: Философский анализ: дисс.... кф.н.: 09.00.13. М., 2004; Дыдров А. А. Человек будущего в утопиях и дистопиях: философско-ашропологическая интерпретация: дисс. ... к.ф.н.: 09.00.13. Челябинск, 2011 ; Калъней М. С. Утопия и прогнозирование как виды социального предвидения: дисс. ... к.ф.н.: 09.00.11. M., 2009; Ненина И. М. Социальный идеал и утопия в культурно-исторических ситуациях общественною развития: дисс. ... к.ф.н.: 09.00.11. Красноярск, 2004; Царева Н. А. Историософская утопия русского символизма: На материале творчества Дм. Мережковского и А. Белого: дисс.... к.ф.н.: 09.00.11 Владивосток, 2001 ; Суслов М. Д. Российская консервативная утопия на рубеже ХЖ-ХХ вв.: дисс.... к.и.н.: 07.00.02. Пермь, 2003.

11 Евдокимов С. В. Политическая утопия в эпоху модерна и постмодерна: дисс.... к. полит, н.:

23.00.01 М„ МГУ им. МВЛомоносова. 2001.

12

Тимошенко Т. В. Научная фантастика как социокультурный феномен: дисс.... к.ф.н.: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2003; Фетисова А. Н. Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты: дисс. ... к.ф. н.: 24.00.01 Юж. федер. ун-т. Ростов-на-Дону, 2008; Цветков Е. В. Научная фантастика как способ конструирования социальной реальности: социально-философские аспекты: дисс.... к.ф. н.: 09.00.11. Помор, гос. ун-т им. М.В. Ломоносова Архангельск, 2009.

13 Яковлева А.Ф. Политическая теория Г.Дж.Уэлса. дисс.... к. полит, н.: 23.00.01. МГУ М.В. Ломоносова М. 2007.

в книгах В. Кайтоха «Братья Стругацкие»14 и Б.Л. Вишневского «Двойная звезда»15.

Различные аспекты работ А. и Б. Стругацких проанализированы в диссертациях Э. В. Бардасовой и А. В. Кузнецовой16, характеризующих типологии описываемых в их творчестве социумов также и в ряде других исследований17. Посвящены А. и Б. Стругацким многие работы зарубежных

1 о

авторов .

Монография И. Хауэлл «Апокалипсический реализм: научная фантастика братьев Стругацких»19 затрагивает вопросы анализа эсхатологических образов и роли «фантастических допущений» в процессе познания реальности.

Однако комплексного политологического исследования, направленного на изучение политических идей А. Н. и Б. Н. Стругацких, пока осуществлено не было.

ыКайтох В. Братья Стругацкие // Стругацкий А., Стругацкий Б. Бессильные мира сего. М., 2003.

15Вишневский Б.Л. Двойная звезда. - СПб., 2004.

16Бардасова Э.В. Концепция «возможных миров» в свете эстетического идеала писателей-фантастов А.Н. и Б. Н. Стругацких // Дисс.... к. ф. н. - Казань., 1982; Кузнецова О. В. Индивидуально-типологические факторы адаптивности личности. Дисс... к. психол. н. Одесса 2005

17Казаков В. Ю. Аннигилизм критики.// Электронный ресурс: http://tululu.ru/readl 3219/1,19.10.2001.; Канчуков Е. Г. Детство в прозе Стругацких. М.: Детская литература, 1988.- С. 29; Кукулин Л.В. Энциклопедический казус // СПб: Нева - 2007, №1; Материалы Девятой Ежегодной Междисциплинарной конференции по иудаике: 4.2. - М., 2002. - СС.366-371; О принципах нуль-полемики.//Элекгронный ресурс: http://lib.rus.ec/b/26221/read.-19.10.2011; Федоров Н.Ф. Философия общего дела (1829-1903).// Антология мысли. - М. 2008; Щедровицкий Г. П. Организационно-деятелостная игра. - М., 2008; Хауэлл И. Апокалиптический реализм: Фантастика Аркадия и Бориса Стругацких// Apocalyptic realism: The science fiction of Arkady and Boris Strugatsky By Yvonne Helen Howell A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy (Slavic Languages and Literatures) in The University of Michigan: 1990.

пЛем С. About the Strugatskys «Roadside Picnic»// Stanislaw Lem. Micro worlds. - San Diego, New York, London, 1984; Линдсей Б. О современной волшебной сказке братьев Стругацких: «Понедельник начинается в субботу» - Мексика: Университет Нью-Мехико.- The Supernatural In Slavic And Baltic Literature: Essays In Honor of Victor Terras. - Columbus.: 1988. - P.290-302; Сувин Д. P. Критика творчества братьев Стругацких. The Literary Opus of the Strugatskii Brothers // Canadian-American Slavic Studies, VIII.-1999; Potts S. W. The second Marxian invasion: the fiction of the Strugatsky brothers. San-Bernardino: The Borgo Press.- 1991. - 104 pp; Seung Т.К. Cultural Thematics: The Formation of the Faustian Ethos. New Haven: Yale UP - 1976; Simonetta Salvestroni. The Ambiguous Miracle in Three Novels by the Strugatsky Brothers. SFS 11:291-303, #34, Nov. 1984.

19Хауэлл И. Апокалиптический реализм: научная фантастика братьев Стругацких. Петрозаводск. 1986.

Цель работы - на основе изучения всего корпуса текстов А.и Б. Стругацких раскрыть политико-философское содержание их творчества и выявить его связь с фундаментальными проблемами политической теории.

Для реализации поставленной цели автором сформулированы следующие задачи:

- выявить специфику современной художественно-политической утопии, существующей, в частности, в виде социальной фантастики, как формы политического сознания;

- провести анализ представлений Стругацких о природе и роли политической власти в реализации базовых политических идеалов общества;

- провести реконструкцию системы базовых политико-философских идеалов, характерных для А. и Б. Стругацких;

- реконструировать видение Стругацкими противоречий и проблем описанного в их утопии общества;

- выявить представления Стругацких о существе, роли и противоречиях общественного прогресса, а также характере препятствий на пути создания описанного ими будущего;

- провести анализ представлений Стругацких о роли идеологии в обеспечении полноценного развития общества.

Теоретико-методологическая база исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе историко-политологического подхода, включающего элементы конкретно-исторического и текстологического анализа, историко-философской реконструкции, политологической компаративистики и принципов историзма.

При этом в исследовании учитывалось значение метода сценариев как инструмента анализа прогнозируемых моделей политического развития.

Особое значение имели подходы герменевтики, т.к. в исследовании шла речь о понимании и политико-философском толковании художественных текстов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- установлено, что в определенных общественно-политических условиях социальная фантастика, возникшая в качестве литературного жанра, может выступать своеобразной формой существования и развития политической мысли;

- автором впервые в политической науке системно проанализированы модели власти, сконструированные в работах А. и Б. Стругацких, и выделены четыре основные: 1) власть, для которой сохранение средств господства оказывается выше целей властвования; 2) власть, для которой прагматически�