автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Портретный очерк в журнале: социолингвистический аспект

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Березкина, Ольга Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Портретный очерк в журнале: социолингвистический аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Портретный очерк в журнале: социолингвистический аспект"

Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет

На правах рукописи УДК 800:07:301

БЕРЕЗКИНА Ольга Павловна

ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК В ЖУРНАЛЕ. СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ («ЮНОСТЬ». 1955 — 1989 гг)

Специальность 10.01 10 — Журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ЛЕНИНГРАД 1990

Работа выполнена на кафедре стилистики и редактирования факультета журналистики Ленинградского ордена Ленина и ордена ¡'рудового Красною Знамени государственно!о университета.

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор II. П. ЛЫСАКОВА.

Официальные оппоненты: доктор филологических паук, доцент Л1. И. ХОЛМОВ, кандидат филологических на\к, доцент Е Г. САФ-РОНОВА.

Ведущая научная организация — Ленинградская высшая партийная школа.

Защита состоится 10 апреля 1990 г. в « '((?,> часов па заседании Специализированного Совета Д.063.57.40. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Ленинградском государственном университете.

Адрес: 199164, Ленинград, Васильевский остров, 1-я линия, д. 26. факультет журналистики, аул. 603.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А. М. Горького Ленинградского государственного университета.

1990 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, доцент ЧЕСАНОВ А. А.

Активную движущую силу в революционном обновления страны играет молодежь.1 Сегодня задача молодого поколения— внести свой вклад в прогресс нашей цивилизации, задача— создать новый облик нашего общества, для которого характерны прежде всего гуманизм, демократия, свободное развитие личности-

За годы перестройки в журнале резко увеличилось количество очерков-портретов с социально активным героем, героем-борцом с косностью, бюрократией, неправдой- Социальные изменения в обществе определили проблемную наполненность очерков-портретов жур'ала «Юность»2, повое отношение публицистов к выбору своего героя и его представлению на страницах журнала, новые требования к языковой специфике молодежного журнала, ориентированного на определенную ьозрастную аудиторию читателей-

Актуальность данного исследования связана с тем. что язьГ ковые средства публицистики изучаются современной наукой в большинстве случаев без достаточного внимания к мотивированности их использования, без соединения социологического и лингвистического знания- Комплексный подход исследования текстов массовой информации находится еще в зачаточном состоянии в то время как изучение способов воздействия их на молодежную читательскую аудиторию в современных условиях становится политической проблемой-

Состояние научной разработки темы. В системе СМИ из ее печатных органов газета занимает ведущее место- И именно газете, ее проблем, тематико-содержательной структуре, языку посвящены основные исследования. Изучены ее жанры, в том числе очерк, его художественные особенности, язык-. Современный журнальный очерк как жанр почти не нзуча-

1 Горбачев М. С. Энергию молодежи—делу мира. Речь М. С. Горбачева на Всесоюзном студенческом форуме 15 ноября 1980 г. //Правда, 16 ноября 1989, № 320. С. 1. __

- «Юность»—орган Союза писателей СССР, издается с 19о5 года. Тираж «Юности» в 1989 году составил 3 100 000 экземпляров.

сгся. Тем ire менее можно отметить, что журнальный очерк потенциально располагает возможностями (периодичность жур нала и журнальная площадь) более углубленного рассмотрения социальных проблем, в нем более полно и наглядно проявляются черты публицистики определенного времени-

До последнего десятилетия читателей чаще знакомили с героем, который отчаянно трудился, отдавая работе все силы, i единственным объяснением этому было то, что «так надо дл;: всеобщего блага», хотя «■- ■ процесс увеличения времени труд; разрушительно сказывается на исконных потребностях человека, социальные процессы начинают отражаться на его биологической природе».1 Теперь герой очерка «Юности» мыслш более масштабно, поднимая проблемы, волнующие человечество,— проблемы экологии, экономики, нравственного :>до-ровья человека- ■.

С изменением облика самого героя изменилась п его речь, i речевой арсенал журналиста- Вместо шаблонных слов и выражений о том, как «хорошо жить и работать на благо- ■.» (что са мо по себе предполагало «изъятие смысла из слов, выражаю щих основополагающие ценности, сопровождало глубочайшук перестройку сознания»...2) появились иные речевые структу ры, отражающие новые личностные установки-

Цель данной работы — исследовать специфику портретной: очерка в журнале «Юность» н влияние социальные факторо! на речевое поведение автора и героя в социолингвистически аспекте- Такое изучение портретного очерка нам представляется наиболее эффективным, так как позволяет сопоставить объ ективные (социометрические) характеристики определенно! социальной группы (читательской аудитории журнал; «Юнопь») с языковым существованием. героев портретцы: очерков-

Для достижения этой цели необходимо решить следующш задачи:

!• выявить типологические особенности журила «Юность»

2- изучить запросы его читательской аудитории; .

3- разработать методику социолингвистического анализ,: портретного очерка,3 определить его типологические особенно

1 Собкин В. е., Филиппова Е. В. Перестройка—человек—науки о че лолекс. //Вопросы философии, 1988, Л° 7. С. 51.

- Гусейнов Г. «Сколько ни таимничап, а бгдет сказаться. //Зианне-еила. 1989, № 1. С. 75.

■■ Вопросы методики ШЩМЦЦ-ИаЬСЪUM. жанров мало разраоотаны. Существует методика социолингвистического анализа информационных жанров. См.: Лысакова И. П. Тип газеты и стиль публикации. Опыт со циолннгвнстнческого исследования. Л., Ленингр. ун-т, 1999.

стп в журнале «Юность» на основе социально демографических, возрастных, портретных и языковых характеристик героя;

4. наметить некоторые рекомендации по совершенствованию публицистического мастерства в жанре очерка-портрета.

Научная новизна исследования состоит в том, что эти задачи впервые ставятся при изучении журнальной публицистики и языка очерка-портрета молодежного журнала- В редких не следованиях, посвященных молодежой публицистике, рассматриваются такие аспекты, влияющие на язык издания, как типология прессы п соцналыю-пспхологпческпе особенноегн читательской аудитории-1 Данная работа является одной т первых попыток начать изучение этих проблем комплексно, объединив филологические методы с социологическими и психологическими.

Научно-практическая значимость работы состоит в ¡ом, что она обосновывает необходимость дальнейшего углубленного исследования языка молодежных лзданщ! с целью дифференцированного и персонифицированного воздействия па читателей- Результаты предложенного исследования могут быть .„использованы для анализа языка молодежных газет и журналов в научных целях, в учебном процессе на факультетах и отделениях журналистики, в повседневной деятельности редакционных коллективов для выработки объективных критериев оценки языка (стиля) их издании- Методика социолингвистического исследования, предложенная в данном работе, может быть использована при«альненшем изучении современной публицистики.

Теоретико-методологической базой иселедовапя послужили груды К- Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, работы жлрналне-тов, психологов, социологов, социолингвистов, фндологев: В. А- Алексеева, Б- Г- Ананьева, Т- А- Беневоленской, А- А. Бо-далева, В- Д. Бондалетова, И- Р. Гальперина, В. М- Горохова, Ю- Д. Дешерпева,-К- А. Долинина. Т. М- Дридзе, Н- И- Жпнки-на, С- Л. Рубинштейна, В- Е. Семенова, И- П- Лысаковой, К. А- Роговой, Г- Я. Солгаинка, Ю- С- Степанова, М. И- Стюф-ляерой, Б. В- Томашевского, Б- А. Успенского, В- В- Ученовой, М- С- Черепахова, А- Д. Швейцера и др- А также лингвистические работы В- В. Виноградова, М- М- Бахтина, В. А- Богоро-дицкого, Р. А- Будагова, В- Н- Вакурова, Г- О. Винокура,-Т- Г- Винокур, Г. А- Золотовой, Ф. Ф- Фортунатова, и других-

Материал исследования — журнал «Юность» (1955 —

1 Гапнчеп В. Н. Молодежная печать, История, теория, практика. М.: Мысль, 1976; Актуальные проблемы молодежной прессы. //С.б-к научных, статей. М.: Изд-во .Моск. ун-та, 1988.

1989 гг-)- Общее колличеетво использованных для анализа текстов—94 (так как за 34 года существования журнала «Юность» на его страницах было опубликовано 94 очеркапор-трета). Хронологические рамки исследования—период между XX и XXVII съездами КПСС- Этот исторический период коренным образом изменил всю социально-экономическую систему нашего общества, его психологию в целом. Многолетний интервал позволил обнаружить существенные изменения в стиле журнальной публицистики, языке и жанрообразующнх категориях очерка-портрета в журнале «Юность»-

Объектом анализа избраны- портретные очерки журнала «Юность», что принципиально важно, так как социалыю-пси-хологические исследования механизмов воздействия средств массовой информации г. . .... на человека вскрывают

значимую роль изображаемого публицистикой героя как носителя социально значимых свойств, поступков, отношения к действительности.

Так как работа представляет собой исследование на стыке дисциплин (лингвистики, теории журналистики, социологии, социальной психологии и социолингвистики), были использованы следующие методы анализа: функционально-стилистический, сопоставительный,' контент-анализ, экспресс-опрос, анкетирование, а также группа традиционно-лингвистических методов, связанная с описанием языковых особенностей очерков-портретов.'Применялся корреляционный подход: к исследуемому материалу: сопоставлялись языковые и социологические характеристики текста для выяснения их соответствия.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на межвузовских научных конференциях (Ленинград, 1984— 1989 гг ), семинаре-совещании молодых ученых: Психологические проблемы индивидуальности (Москва, 1983; Ленинград, 1984), республиканской межвузовской научно-методической конференции «Психолого-педагогические проблемы совершенствования нравственного и эстетического воспитания студенческой молодежи» (Сыктывкар, 1985), научно-практической конференции (Киев, 1986), на ежегодных конференциях факультета журналистики и психологического факультета ЛГУ, на расширенной летучке редакции журнала «Юность» (1989); опубликованы в научных сообщениях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения- В приложении представлен необходимы? иллюстративный материал' Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность I новизна, дан краткий обзор^литературы, указана методологи

ческая, эмпирическая база, определяются цели и задачи исследования-

В первой главе «Типологические особенности журнала «Юность» рассматриваются вопросы связанные с жанровой спецификой очерка-портрета в молодежном издании и с соответствием языковых ресурсов молодежного журнала социально-психологическим особенностям читательской аудитории-

В разделе 1.1— «Роль средств массовой информации в социализации молодежи» — подчеркивается, что социальные изменения, происходящие в обществе, предъявляют особые требования к молодежной печати, предназначенной для той его группы, которая осваивает сложнейший этап социализации — период становления личности- Морально-политические качества человека формируются социальным укладом нашей ж::зни-всем ходом дел в обществе, и, прежде всего, целенаправленной идейно-воспитательной работой средств массовой информации-Роль молодежи в процессе социализации активна и обусловлена тем, что она не столько копирует предлагаемые образцы адаптивного нспедения, сколько вносит в них новое содержание под влиянием изменившихся условий жизни.

Термином «социализация личности» в современной научной литературе обозначается усвоение индивидом социальным норм (культуры), процесс преобразования социального опыта в собственные установки, ориентации, ценности, интересы. Личность не только объект общественных отношений, по I! субъект. Ошибаются те, кто рассчитывает на некоего среднего читателя, па лингвистическую нейтральность читательской аудитории; журналы, с их многообразием, доказывают, насколько разнообразны запросы как одного индивидуума, так и общества в целом-

Процесс современного общественного развития направлен не к стандартизации отдельной личности, а скорее к ее ра:н;и^ тию, ее расцвету, так как определяется содержанием, природой тех норм, ценностей, знаний, посредством которыч человек вырабатывает свои установки, ценностные ориентации, социальные потребности и т- д.

В разделе 1-2. — «Особенности типологического подхода в исследованиях прессы» — обосновывается, что ¿зрог-леинг типологического подхода в журналистике неразрывно сьязапо с изучением ее природы, назначения, с общим развитием научной мысли, становлением диалектико-материалнетпчеекого метода познания действительности- Разнообразие типов изданий складывалось исторически- Око обусловлено необходимостью идеологического воздействия на разную аудиторию е учетом

задач!! издания и социальных, психологических, языковых особенностей читательской аудитории, на которую ориентировано это издание.

Подчеркивается важность отражения в языке СМИ как проводниках политики и идеологии класса, партии, социальной группы языковых особенностей издателя и его ориентацию па определенную читательскую аудиторию с целью эффективности воздействия-

В разделе 1-3- — «Типологическая специфика журнала для молодежи» — описывается, что появление «Юности» в системе СМИ было обусловлено_ необходимостью издания для молодежи, так как на рубеже 1950— 1960-х годов в результате «демографического взрыва» (вызванного окончанием второй мировой войны и высокой рождаемостью) необычайно большая часть общества оказалась состоящей из подростков п молодежи 13— 19 лет.1 Журналистика отвечает на появление новых потребностей общества рождением новых изданий. Показательны 1955— 1957 гг- когда появилось 198 новых журналов. Это был буквально «взрыв», обусловленный общественным^ процессами, которые зафиксированы в решениях XX съезда КПСС-Журнал «Юность» появился г. период этого «взрыва» — в 1955 году, во время повышенной социальной активности молодежи-Он был адресован ей. Создание этого литературно-художественного л общественно-политического ежемесячника взял на себя Союз писателей СССР-

Известно, что «журнал пли ориентируется на определенную соцпальую аудиторию пли — в ряде случаев — создает ее-Связь между категорией читателей и типом издания — главная, она признает основным фактором типологии состав и характер аудитории, а не только цели издателя (как то получается у тех, кто трактует печать лишь как средство социального управления)

«Юность» относится к «многосферным» журналам и объединяет в себе два родовы-с признака — он является литературно-художественным п общественно-политическим. Стиль «Юности» — художественно-публицистический, н это сказывается на формате, объеме, структуре издания, характере иллюстраций.'«Юность»— ежемесячник, а периодичность издания оказывает непосредственное влияние на тип журнала, на его структуру, на характер информации, помещенной в номере, на

1 к-, .',.» Г с. 1н2Лскт1'!.а позсгдиевиости. //Вопросы философии-. 1089 ЛЬ 5, С. :> !.

- Б-к: ро» Л. Г. О.-пшшме принципы типолэ! ии совпеменкых советских^ ж урна.-.о;;. //Вост. А1оск. уи-та. Сер. Журналистика. 1973, .V» 3. С. 29.

пособ подачи и публицистическую направленность- Хар а ктср ¡удиторпи «Юности»—массовый-

В разделе 1-4- — «Структурные особенности журнала :Юность» и место в нем очерка-портрета» — описаны рубрики, кайры, иллюстративные вставки- «географическое» располо-кенне публицистических материалов и ирозы- Постоянными »убрнками в журнале являются «Разговор по душам», «Рас-:казы о профессиях», «В мире пауки и техники», «Почта «Юио-:тн», «Спорт» и т- д. В последние годы появились новые рубри-;и «Наша публикация», «Дневник критика», «Наследие», ¡Юность» — ОПТУ», «20-я комната» и другие. Некоторые из фежннх рубрик видоизменили свое название, но по сути жур-1ал за долгие годы выдержал взятое однажды направление. Неизменной осталась в журнале традиция публикации в каж-юм номере большого прозаического произведения, вокруг которого раметается публицистика и поэзия-

Отмечен нестабильный интерес к очерку-портрету в разные ■оды — от его полного отсутствия на страницах «Юности» (1966, 1970, 1971, 1974, 1976, 1978, 1988, 1989 гг.), до публика-дин ¡2 очерков-портретов в год (1956, 1985 гг.).

В разделе 1-5- — «Очерк-портрет как разновидность очерко-50го жанра»—рассмотрены основные характеристики жанра, юдчеркнута значительная роль очерка-портрета в создании збраза человека — современника, живущего среди нас- Так как специфическими возрастными характеристиками молодежной аудитории являются наглядное мышление и преобладание эмоционального восприятия, то особенно важо, какой герой бу-1ст «говорить» со страниц журнала со своим читателем, насколько его жизненные установки будут перекликаться с социальными возможностями читателей- Пример для формирова-шя характера молодежи диктовали образцы лучших молодых чюдей страны — героев очерков-портретов «Юности». В разде-те отмечается, что среди прочих психологических механизмов эффективного воздействия произведений искусства и печатного слова в рамках СМИ выделяют идентификацию- Этот термин социальной психологии дословно означает «уподобление, тгождествление с кем-либо, чем-либо»-1 При этом, идентификация рассматривается как «эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъекта себя с другим субъектом, группой, образцом».2 Эти процессы являют собой зоздействие на когнитивные структуры читателя, что само по :ебе важно- Однако, знание далеко не всегда переходит в по-

1 Кратким психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. С. 108.

- Краткий психологический словарь. С. 109.

ступки — установление связи между ними находится в поле исследований психологической науки. При этом, указывается в разделе, должны образовываться эмоционально-когнитивные связи,' которые в качестве диспозиций разного уровня сложности регулируют социальное поведение-1 Чувство переживания героя отражает ту или иную эпоху и. зависит от профессионализма автора публицистического произведения. Важной составляющей мастерства журналиста является и умение оптимально использовать экспрессивные языковые средства, учитывать зависимость языковых особенностей от социальных факторов, определить стиль и тон публикаций с целью укрепления взаимоотношений со своим читателем-

В разделе 1-6- — «Социолингвистическое направление в языкознании и его применение к анализу СМИ» — рассмотрены социолингвистические предпосылки изучения прессы. Обращается внимание на то, что если диахроническая социальная лингвистика изучает историю языка и его отдельных явлений в связи с историей общества, то синхроническая социальная лингвистика анализирует язык и его функционирование в данный момент в данном обществе- И в этом своем синхроническом аспекте социолингвистика оказывается тесно связанной с функциональной стилистикой- И та и другая изучают функционирование языка, но социолингвистика в большей мерс сосредоточивает внимание на социальном расслоении общества- Обращаясь к социально адресованному изданию (журнал «Юность»), мы оказываемся в области социологии и социолингвистики; выявляя его языковые особенности, связанные с коммуникативными потребностями участников общения (автор— читатель) —в области функциональной стилистики. Интеграция этих направлений позволяет дать наиболее соответствующее реальному состоянию представление об использовании языка в его функциональных разновидностях, в том числе публицистике н, конкретно, в избранном для анализа печатном издании.

Во второй главе — «Социологическая характеристика читательских групп журнала «Юность» анализируются запросы молодежной читательской аудитории, предъявляемые в журнальной публицистике к изображению героя и соотношение их с представлениями журналистов «Юности» о читателях журнала и их предпочтениях-

В разделе 2-1— «Социально-демографический анализ читательской аудитории журнала «Юность» — описаны социально-

1 Ядов В. Л. Днспознционная концепция личности. //Социальная психология. Л., 1979. С. 106—120.

демографические характеристики читателей журнала «Юность»-

В опросе приняли участие школьники, студенты, студенты-журналисты, молодые специалисты, молодые рабочие, сельская молодежь — по 100 человек: мужчин — 252 человека - (42,0%), женщин —348 человек (58,0%).

Школьники-— (39 юношей, 61 девушка) опрашивались1 на базе средней школы № 102 г- Ленинграда- Студенты—(68 юношей, 32 девушки) —опрашивались на базе Ленинградского электротехнического института связи им- проф. М*А. Бонч-Бруевича. Студенты-журналисты—(37 юношей, 63 девушки) — опрашивались на базе Ленинградского университета- Молодые специалисты — (37 юношей, 63 девушки) —опрашивались на базе научно-производственного объединения «Красная заря». Молодые рабочие— (30 юношей, 70 девушек) —опрашивались на базе научно-производственного объединения «Красная заря». Сельская молодежь— (41 юноша, 59 девушек) —опрашивались на базе Русско-Высоцкой птицефабрики-

Среди опрошенных 21,3% читателей в возрасте 17 лет и меньше, 22,8% — 18 — 20-летних; 28,3%—21 года, 24-х лет; 20,8% — 25 — 29- летних; 6,8% — от 30 лет и старше-

Таким образом, в нашем исследовании охвачены все основные возрастные и социально-профессиональные группы молодежи.

В разделе 2-2— «Запросы читательской аудитории журнала «Юность» — выявлено, что большинство читателей начинают свое знакомство с журналом до 16 лет и предпочитают брать его у знакомых, а не в библиотеке, что сигнализирует о падении престижа библиотек как средства приобщения к чтению, и обнаруживает интенсивно работающий механизм неформального распределения журнала («по совету знакомых»). Из результатов опроса также следует, что 39,7% читают журнал «от случая к случаю», а 40,7% — это «ядро» постоянно читающей и читающей от случая к случаю аудитории, при этом большинство читают журнал выборочно и только определенные рубрики- На первом месте по предпочтению одних рубрик другим, как у мужчин, так и у женщин — проза (соответственно 70,1% и 79,6%, на втором месте у мужчин — спорт, у женщин — поэзия, культура и искусство, на третьем месте у мужчин и у жен-

1 Анкетирование проводилось в декабре 1988 год-!. Анкета разработана автором диссертации при помощи В. Е. Семенова, заведующего лабораторией социальной психологии НИИКСИ при ЛГУ, доктора психологических наук.

ниш — «зеленый портфель», на IV публицистика (как у мужчин, так и у женщин)-

В ходе анкетирования выявлено, что публицистика не персонифицируется в лице автора как у женщин (71.8%), так и у мужчин (86,1%) любимых авторов среди публицистов ист-

В ходе опроса выявлено, что современного читателя привлекает интеллектуальный (19,3% мужчин и 32,07о женщин), добрый, волевой и честный герой публицистики. Читатели также хотят видеть героя «настоящим человеком», «человеком с изюминкой», «невезучим, но целеустремленным», «оптимистом» — (37,0% мужчин и 48,9% женщин), то есть проявляется запрос читателей на духовные .нравственные качества героя, при этом практически не проявляется интерес к материальному обеспечению и модной одежде героя. Из этого следует, что ориентация па потребительские интересы не является ведущим фактором-

Анализ ответов о предпочтении тематики публицистических материалов позволил сделать вывод, что тема любви и семенной жизни доминирует над другими- Недостаток публикаций такого рода, адресовании^ молодым, на фоне отсутствия периодического издания для молодежи оставляет неудовлетворенным гыраженный читательский спрос.

Отмечен низкий интерес к материалам о трудовой жизни-Выявлен интерес читателей к проблемам общечеловеческих взаимоотношений, становления характера, выбора жизненной позиции-

Читатели журнала также хотят, чтобы публицисты не просто поднимали в своих материалах актуальную тему, но и предлагали способы ее разрешения- Так, опрос показал, что лишь 23,2% анкетируемых могут сказать, что публицистический материал о жизни другого человека помог решить какие-либо собственные проблемы-

В разделе 2-3. — «Читательская аудитория глазами журналистов»— описаны результаты анкетирования сотрудников редакции журнала «Юность»-

Сопоставление ответов читателей на вопросы анкеты и мнения журналистов о запросах читателей позволяет заключить, что в большинстве случаев журналисты адекватно отражают характеристики и запросы читателей.

В третьей главе — «Социолингвистический анализ очерка-портрета в журнале «Юность» — характеризуются типовые признаки языковой модели портретного очерка в молодежном журнале на основе экстралингвистических факторов, с учетом

сюцпальпо-псплолоппссьпх и языковых особенностей читательской аудитории.

В разделе 3-1-— «Социально-демографические характеристики героя портретного очерка»—по результатам, проведенного контент-анализа, выявлено, что журнал тяготеет к показу интеллектуального героя, представителя интеллигенции, руководители. Так, в 46 очерках-портретах из 94-х опубликованных за годы издания журнала, рассказывалось об интеллигенции, в 19 — о колхозниках, в 22— о рабочих, в 7—о студентах и школьниках- Среди героев-колхозников 50% (9 человек) из числа руководителей: ^и^Хф-к,п>р„ совхоза, бригадир, секретарь партийной пли комсомольской организации совхоза (колхоза). Среди героев очерков рабочих также 50% (11 человек) — бригадиры- Из 46-ти представителей интеллигенции лишь 28,3% (13 человек)—инженеры, конструкторы, учителя, остальные 71,7% (33 человека)—заведующие лабораториями и кафедрами, директора предприятий, детских садов и школ.

В разделе отмечается ориентация журнала на «взрослого» героя с большим жизненным опытом, тяготение журналистов «Юности» к изображению героя-мужчины. Из семи героев очерков-портретов, опубликованных журналом в 1955 году —' 7 мужчин- В последующие годы эта тенденция сохраняется с незначительными вариациями, так, за годы издания героям!! портретных очерков стали 66 мужчин и 28 женщин, что соответствует 70,2% I! 29,8%- Среди очеркистов-журналистов тоже приоритет у мужчин- На наш взгляд, это произошло спонтанно и подтвердило важность механизма идентификации в творчестве журналистов.

Следует также отмстить, что среди героев очерков-портретов есть жители деревни и города-

Анализируя ретроспективу очерков-портретов в журнале «Юность», можно заметить их содержательную трансформа-' цию- В разные годы журналисты по-разному изображают, как на различных исторических этапах меняется мотивация поступков и нравственное содержание личности- Если в 50-е годы героя показывали на фоне отлакированной действительности, где человек был лишь запрограммирован на труд, то к 60-м годам герой «повзрослел» н стал «проблемным», кроме желания просто работать хорошо, у него появилось желание оказаться на своем месте, быть полезным, появились разносторонние интересы. Так, в 80-е годы формируется тип нового героя — героя-борца, который стремится преобразовать действительность, открыто высказывает свои суждения, не боится спорить с начальством, отстаивая свою точку зрения.

.В разделе отражена неравномерность интереса к личности в разные годы, к ее морально-нравственным и деловым качествам- Выявлена закономерность появления на страницах журнала тех или иных героев в зависимости от социально-политической обстановки в стране, от запросов общества на определенного «героя времени»-

В разделе подчеркнуто, что анализируя очерки-портреты» опубликованные журналом в разные годы, сделана попытка создать типологию жанра па основе тех целей и задач, которые ставятся л решаются в этих очерках и выразителем которых становится образ героя- Его объективными характеристиками являются пол, возраст, социально-профессиональный статус, комплекс морально-нравственных качеств. Эти признаки взаимоннтегрированны- В зависимости от экстралпнгвистиче-ской ситуации проявляются разные качества героя как доминанты его характера, по-разному актуализируются его собственно-человеческие качества, социальная позиция, его речевое поведение- Конкретная ситуация определяет цели и задачи рассказа о человеке, они, в свою очередь, мотивируют отбор черт изображения, концептуальную направленность повествования, что находит выражение с помощью определенных языковых средств.. Нами выделено три типа героев, представленных на страницах журнала.

Первый тип — молодой герой, преимущественно мужского пола, экстраверт, активен, образован, занимает определенное социальное положение (руководитель среднего звена или комсомольский работник), как правило борется против косности и бюрократии, отстаивает идеи добра, справедливости, не ставит во главу угла личные цели и не задумывается о последствиях своего «непослушания» начальству. Как правило, показан автором в экстремальной жизненной ситуации, от которой во многом зависит его будущее.

Второй тип — пожилой человек, преимущественно мужского пола, который добивался сам всего того, что имеет на сегодняшний день: занимает ответственный пост, уважаем окружающими- Если он относится к интеллигенции — это, обычно,'— заведующий кафедрой, профессор, директор- Если рабочий — он непременно орденоносец, является примером для подражания молодым, честен, порядочен-

Третий тип—человек, слывущий чудаком, думающий о других и делающий для других больше, чем для себя, бескорыстный. Безграничный альтруизм такого человека встречает у окружающих по меньшей мере удивление-

В разделе 3-2. — «Языковые средства выражения авторско-

го отношения к герою» — отражена значительность роли автора в композиционно-речевой структуре текста. Очерки-портреты с первым типом героя характеризует открытое авторское «я», повествование в форме первого лица- В очерках такого типа автор практически с первых строк эксплицитно выражает свою оценку излагаемых в очерке событии- Его (автора) оценка совпадает с точкой зрения героя, о котором он пишет- Автор с первых же строк обращается к читателю (что вы подумаете---) и по ходу повествования выражает свои оценки не только путем отбора фактов, поступков и их положительных характеристик, по и прямых вкраплений своих оценочных реплик (не страшно потерять, к счастью, и умеет отказаться от благ)-(Взрослые игры //Юность № 4, 1985). В очерках с первым типом героя автор сразу же показывает,.что они единомышленники, друзья с героем и сразу же аппелирует к читателю, приглашает подружиться вместе с его героем.

Очерки-портреты со вторым типом героя также органиова-ны авторским повествованием чаще всего от первого лица- Но, в отличие от очерков <5 первым типом героя, авторская оценка при представлении героя прямо не выражена- Здесь отношения «автор-герой» складываются при четком соблюдении дистанции ,где герой какбы помещается автором на'«пьедестал»- Это вполне объясняется возрастом героя, его социальным статусом и жизненным опытом. Поэтому представление героя второго •)Ипа ритмически спокойно, автор сразу же показываем" читателю, какой достойный и уважаемый человек его герой-

Очерки с третьим типом героя характеризуются, прежде всего, особыми отношениями с социальным окружением: непониманием со стороны окружающих его ценностей, способа поведения, образа жизни и восприятием как человека «не от мира сего», непрактичного и даже чудаковатого- Более близкое рассмотрение открывает нам личность неординарную, творческую, самостоятельную в выборе жизненной позиции-Степень самоотдачи такой личности не укладывается в рамки обывательских представлений о жизни и создает ей репутацию неадекватной. Автор .представляя своего героя, старается донести до читателя как раз его благородство и полную самоотдачу через изображение его дел и поступков, с первых же слов о своем герое любой «нелепый» с точки зрения обывателя поступок автор высвечивает через спектр морально-нравственных качеств героя- Экспрессия текста задается рассказом о чертах характера, поступках, выходящих за рамки обыденных ценностей. Воздействующим оказывается содержательный аспект, который не только, не требует специальных кырачитель-

пых средств, но прямо ориентирован на отказ от всего, что мо тет помешать увидеть контрастирующую нормам личность-

В разделе 3-3- — «Портрет героя» — проанализированы языковые средства создания портретных характеристик геро> очерка-портрета. Так, 20% очерков не дают вообще портретш» характеристики героя, 80% скупо рисуют портрет героя. Описывая героев очерков первого тина авторы фиксируют свос внимание на статических анатомических деталях и признаках наружности, возраста (сутулый, худой, молодой, высокорослы», мускулистый) и т- д- при помощи качественны,.; прилагательных в ряду однородных членов. В редких случаях авторы очерков показывают героя с более близкого расстояния п тогда можно рассмотреть его глаза, руки- Журналистам следовало бы учитывать, что социально-психологические исследования восприятия человека человеком (социальная перцепции,) доказали: наибольшую информационную и эмоциональную нагрузку несут признаки лица (глаза, выражение глаз, рот, брови) и экспрессивно-динамические характеристики объекта вос-. приятия — мимика, пантомимика, речь.1

Описание внешности героя второго типа своей немногословностью соответствуют описаниям героя первого типа, однако чаще здесь встречается описание признаков лица (старые гла-ча, лицо мягкое, в его натруженной руке, все испытавшие, умеющие, понимающие руки)- В характеристике героев второго типа авторамп чаще используются прилагательные, характеризующие отдельные внешние «аксессуары наружности» (по выражению В- В- Виноградова), создавая образ героя посредством бросающихся в глаза признаков или деталей внешности (огромный человек, лобастый, неуклюжий паренек). Также авторы используют динамические характеристики (смотрит прямо, рука держала меня крепко, долгий, изучающий взгляд).

Портретные характеристики героев третьего типа представлены лишь несколькими предложениями, в них подчеркнута глубокая психологичность, характеризующая состояние героя (старый человек, одинокая фигура учителя, усталый человек) Ассоциативными лексическими сочетаниями (реликтовый тип. вспоминался Галилей) передана неординарность описываемого человека- Портретных характеристик прямого плана в описании внешности героев третьего типа практически нет.

Важными деталями представления портрета rc.po.-i является и описание одежды, прически, украшений- В описании кос-

1 Бодалев Л. А. Восприятие и понимание человека человеком. Лвто-рсф днсс. докт. психол. паук. Л., 1985.

И

¡¡омов героев первого runa детали крайне скудны н практически ничего не добавляют для раскрытия образа внутреннего мира героя, его характера (всепогодные джинсы, ом не в самом модном галстуке), лишь подчеркивают демократичность в одовде или небрежность к ней.

В примерах со зторым типом героя костюм подчеркивает или соцнальпо-ролевую ситуацию (резиновые перчатки, фартук— во время подавления чумной эпидемии; платье из крепдешина в цветочек — для заброски юной разведчицы в тыл врага), или подчеркивает достоинства фигуры героя, его манеры, характер, пристрастное следованно моде (платье и впрямь к лмцу; рубашка застегнута на все пуговицы; сейчас такие «аэродромы» в моде у горняков н т- д-)-

В примерах с третьим типом, героя в деталях костюма выражена отрицательная оценка автора, однако, не для того, чтобы показать небрежность героя в одежде, его неряшливость или бескультурье, а с целью возвысить его самоотверженность в работе, в ущерб вниманию к своей внешности. Одежда героев описана с помощью оценочных прилагательных (помятые брюки, поношенный пиджак, кирзовые (в смысле грубые) сапоги). Очевидно, что герои такого типа неосознанно выбирают стиль одежиы. соответствующий свосй постоянной, жертвенной занятости-

Раздел 3-4. — «Прямая речь как средство изображения социально-психологических черт героя» — посвящен взаимосвязи описываемых характеров с типологией их речевого поведения. Речь героев первого типа насыщена разговорной лексикой, жаргонизированной (он меня не съест; таскаемся по тайте; дешевка, болт ушами сделаю), на фоне нейтрального лексического ряда изобилует различными вкраплениями (в зависимости от ситуации общения, окружения героя, эмоционального состояния и т.д.) типа метафорично-жаргонного «раскочегарит» или фразеологического оборота «глаза раскроются», «сдвиг по фазе»- Речь героев первого типа эмоциональна, включает модальные слова, междометия.

В речи героев второго типа лексика в основном нейтральна, ритм речи спокойный, размеренный, речь героев различается лишь по использованию профессионализмов (в зависимости от специальности и образования героя).

В очерках-портретах с третьим типом героя отмечается незначительное число введений речи героя в повествовательную ткань очерка- Типичным является также то, что предметом разговоров в этих очерках служат, как правило, чужие проблемы, чужие судьбы- Синтаксис их речи чаето книжный, речь переда-

ет образные ассоциации, отражающие нх жизненный опыт, мудрость прожитых лет- Движение мысли передастся в причинно-следственных связях- Оценочная лексика, слова с модальной рамкой, употребляемые героями, интимизируют повествование (чего греха таить, не позволит обидеть, вот я думаю). Наряду с образными и экспрессивными вкрапления® используется книжная и нормативная лексика-

В заключении обобщаются результаты проведенного иссле-доваия, формулируются выводы, практические рекомендации журналистам- Отмечено, что интерес к очерку-портрету в р"аз ные годы был неравномерен, журналисты проявляли в основном интерес к герою-мужчине. В образах героев очерков-портретов нашли воплощение прдставители всех социальных групп нашего общества, но в настоящее время журнал тяготеет к показу интеллектуального героя, представителя интеллигенции, руководителя. Ориентируется на «взрослого» героя с большим жизненным опытом. Отмечено снижение интереса к показу одной личности-

Исследование показало, что читателями журнала является молодежь 11 — 37 лет, принадлежащая к различным социально-профессиональным группам, которая меньше интересуется публицистикой^ сравнении с прозой. Ярко выражен запрос читателей на неординарную личность «с изюминкой», «невезучего, но целеустремленного человека»- В интересах читателей доминирует тематика любви и семейной жизни, при ярко выраженном снижении их интереса к материалам о трудовой жизни-

Типология очерков, представленная в работе позволила выявить социально-психологические характеристики героя времени, описанного в рамках работы и провести социолингвистический анализ мастерства журналистов- Обнаружена взаимосвязь типа очерка с описанием внешности и речи героя, позицией автора по отношению к своему герою- Основными недостатками рассмотренных очерков являются тенденции в предпочтении сторон, описываемой внешности, отсутствие учета социально-психологических закономерностей изображения внешности героя и односторонности в описании костюма, который лишь подчеркивает социально-ролевую ситуацию, но не служит раскрытием внутреннего мира героя-

Журналистам молодежных изданий необходимо периодически проводить социологический анализ своих публикаций с использованием социолингвистическх ' психолингвистических тестов. Это позволит разнообрази~ ; шы героев очерков с учетом социально-демографическр '.рлктсристик . (пол, воз-

раст ,социально-профессиональный статус) читательской аудитории, так как стандартизация речи героя приводит к денн-дивидуализацни образа и, следовательно, к снижению эффективности воздействия на читателя.

Список публикаций:

1. Эмоциональное воздействие газетных публикаций на активизацию жизненной позиции студенческой молодежи. //Тезисы-Материалы республиканской научно-методической конференции «Психолого-педагогнческие проблемы совершенствования нравственно-эстетического воспитании студенческой молодежи»- Сыктывкар, 1985- С. 71 —72.

2- О способах эффективного воздействия па молодежную читательскую аудиторию. /Опыт социологического анализа журнала «Юность» и его читателей/. //Тезисы- Науч чо практическая конференция молодых ученых «Журналистика на еташ удоскоьаленпя сошал1зму». Киев, 198 '. С- 10— П-

3- Герой публицистики как источник формнр ованн/1. жизненной позиции молодежи /«На материале портретных очерков журнала <Юность»/-— Рукопись деп. в ИНИОК АН СССР- — № 20706 от 23. 09. 87 г. —0,5 п- л-

4. Социально-демографическне характеристики героя публицистики. /на примере очерков-портретов журнала «Юность»/-(/Материалы межвузовской конференции «Молодежная и детская журналистика: опыт и проблемы». Л., 1988. С. 17—18.

Сдано в набор 15. 02. 90 г. Подписано к печати 13. 02. 90 г. Зак. 14. Тираж 110. Объем 1 п. л. Бесплатно.

Тпполаборатория факультета журналистики ЛГУ