автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Православная церковь божьей матери "Державная" как социально-религиозный феномен

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Бакланова, Галина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Православная церковь божьей матери "Державная" как социально-религиозный феномен'

Текст диссертации на тему "Православная церковь божьей матери "Державная" как социально-религиозный феномен"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра религиоведения

На правах рукописи

БАКЛАНОВА Галина Юрьевна

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ' КАК СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН

Специальность 09.00.06 - философия религии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -кандидат философских наук, доцент Ю.П. Зуев

Москва - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3-11

Раздел I. Конфессиональные истоки и

организационное становление богородичной церкви 12-37

Раздел II. Политические идеалы духовных лидеров Церкви Божией Матери "Державная" и их

мистико-сакральное выражение 38-53 Раздел III. Особенности богородичного

вероучения и культовой практики 54-92

Раздел IV. Социально-демографические характеристики и ценностные ориентации

последователей ЦВМ "Державная" 93-107

Заключение Список литературы Приложение

108-111

112-123

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Религиозная сфера жизни российского общества в последние два десятилетия XX века характеризуется целым рядом чрезвычайно важных процессов. Был отмечен динамичный рост уровня религиозности различных категорий населения, в том числе, молодежи и интеллигенции. Религия, вытесненная в советский период на периферию духовной жизни как пережиток прошлого, завоевала в общественном сознании авторитет силы, способной оказать позитивное влияние на духовно-нравственное оздоровление и стабилизацию общества. В этом же ряду находится и распространение новых религиозных движений (т.н. религий нового века - "нью эйдж") - как зарубежного, так и отечественного происхождения, серьезно изменивших традиционную религиозно-конфессиональную структуру в стране.

Возникновение и распространение новых религиозных движений (НРД) - не локальное российское явление, но общемировой процесс, являющийся, с одной стороны, симптомом идейного кризиса исторически сложившихся религиозных систем, а с другой - попыткой найти в рамках религии адекватные ответы на вызовы современности и предложить их тем, кто утратил мировоззренческие ориентиры и нравственные опоры в жизни.1 С этой точки зрения НРД представляют собой новый, специфический этап истории религии, а потому их исследование - актуальная научная задача.

Миссионерская активность адептов НРД, их стремление включиться посредством религиозно-просветительских и благотворительных акций в деятельность учреждений образования,

1 Бажан Т.А. Проблемы религиозных потребностей. Автореф. дис.... канд.фил. наук., - Л., 1990. - С.5

здравоохранения, силовых структур и т.д. с целью привлечь в свои ряды новых последователей создает серьезные, порой, конфликтные ситуации, вносит остроту в межконфессиональные отношения. С другой стороны, светские и конфессиональные антикультистские организации формируют в общественном сознании образ НРД как тоталитарных, деструктивных сект, угрожающих безопасности общества, нравственно-психологическому и физическому здоровью людей. Это, естественно, вызывает предвзятое негативное отношение к НРД со стороны правоохранительных учреждений, органов исполнительной и законодательной власти. Поэтому всестороннее - философское, социологическое, социально-психологическое - изучение феномена НРД является не только теоретически, но и практически актуальной задачей.

В настоящее время уже недостаточно ограничиваться ни обобщенной характеристикой НРД в целом, ни поверхностным описанием комплексов идей и практики того или иного религиозного новообразования. Хотя их возникновение обусловлено общими социальными причинами, однако они существенно различаются между собой по идейной направленности, принципам организации, методам и предпочтительной среде деятельности. Поэтому требуется целенаправленное, углубленное изучение конкретных НРД, выявление их природы, специфики, масштабов и характера влияния. Особенно актуально исследование тех из них, что возникли на отечественной почве, поскольку они являются непосредственным продуктом духовного кризиса российского общества, генетически связаны со всем комплексом его религиозных традиций и легче, чем религиозные движения иностранного происхождения, решают проблемы адаптации.

Одним из религиозных новообразований указанной группы является Православная Церковь Божией Матери "Державная" (ПЦБМ "Державная"). Возникнув в середине 1980-х годов, оно постепенно

преодолевает религиозный и социально-нравственный радикализм, внутреннюю закрытость, неприятие мира, обретая типичные черты церковного института. Исследование данного феномена представляет теоретический интерес и имеет большое практическое значение. Оно дает возможность выявить внутреннюю логику и господствующую тенденцию его развития, оценить и спрогнозировать перспективы функционирования.

Степень научной разработанности проблемы. С феноменом новых религиозных движений, раньше, нежели Россия - в начале 1970-х гг. - столкнулись США и страны Западной Европы. Поэтому и его первые научные исследования начались там. Согласно концепции известного американского футуролога А. Тоффлера1, массовое возникновение новых религий, сект и культов - есть следствие крупнейшего цивилизационного сдвига, знаменующего вступление западного мира в постиндустриальную фазу общественного развития. Как новый этап эволюции религии рассматривают НРД М. Кинчельстайн, М. Бах, Р. Белл, Г. Кюнг, М. Элиаде и другие. Социологические и социально-психологические аспекты нетрадиционной религиозности исследует А. Баркер.2

В отечественном религиоведении проблемы НРД начали активно обсуждаться в 1980-е гг., когда среди некоторой части молодежи и интеллигенции проявился заметный интерес к оккультизму и внеконфессиональной мистике. При этом не только проводились параллели с аналогичными процессами на Западе, но и усматривалось

1 Toffler A. The Third Wave. N. Y., 1980.

2 Kilchenstein M.J. Extremes of the contemporary communal Frontiers utopies: the American Experience. N.Y., 1978; Bach M. Then Nave Found a Faith. N.Y., 1976; Bell R. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976; Eliade M. Occultism. Witchcraft and Cultural Fashions. Chicago, 1975; Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997.

прямое или косвенное влияние последних на ситуацию в нашей стране. В связи с этим исследование данного феномена велось в основном на зарубежном материале.1

В 1990-е гг. объектом изучения становятся преимущественно религиозные новообразования, действующие в России. Балагушкин Е.Г., Григорьева Л.И., Ембулаева Л.С., Квасникова С.М., Трофимчук H.A. и другие2 исследуют их социальную природу, идейное содержание, культовую и внекультовую практику, предпринимаются попытки их типологизации. Социально-психологические предпосылки и функции нетрадиционной религиозности анализируют Богословская К.А.,

о

Никифорова Б.З., Штерин М.С. и др. В оживленную дискуссию по

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. - М.: Изд-во МГУ, 1984; Григулевич И.Р. Пророки "новой истины". - М.: Политиздат, 1983; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. - М.: Знание, 1985; Митрохин JI.H. Религии "нового века". - М.: Советская Россия, 1985; Миловидов В.Ф. Новые религиозно-мистические культы. // Молодежь, религия, атеизм - М., 1984.- Вып.2; Фурман Д.Е Религия и социальные конфликты в США. - М., 1981; Современные нетрадиционные формы религии и мистики. // Вопросы научного атеизма. - М., 1985. - Вып.32; Мистицизм: проблема анализа и критики. // Вопросы научного атеизма. - М., 1989. -Вып.38.

л

Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. / РАГС при Президенте РФ. Каф. религиовед. - М., 1994; Григорьева Л.И. Церковь Последнего Завета ("Секта Виссариона - Христа Минусинского"). // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М.: Изд-во РАГС, 1998, № 5 (17). - С.26-39; Ембулаева JI.C. О некоторых факторах и тенденциях в деятельности нетрадиционных культов в России. // Религия, церковь в России и за рубежом. - М.: Изд-во РАГС, 1995, № 5. - С.43-47; Новые религиозные движения в России. // История религий в России. -М.: Изд-во ООО "Агент", 1998. - С. 450-506; Балагушкин Е.Г., Квасникова С.М. Новые религиозные движения и секты. - М., 1993; Балагушкин Е.Г. Типология новой религиозности. // Динамики культурных и социальных связей. - М., 1992; Трофимчук H.A. Новые религиозные движения: понятия, критерии. // Религия и политика в современной России. - М.: Изд-во РАГС, 1997. - С.57-66.

3 Богословская К.А. Личность в пространстве новых религиозных движений. // Magister=MarncTp. - М., 1997, № 1. - С.54-65; Никифорова Б.З. Социально-психологические функции нетрадиционной религиозности. // Вопросы научного атеизма: Вып.38: Мистицизм. - М.: Мысль, 1989. - С.296-315; Штерин М. Два подхода к новым религиозным движения. // "Церковно-общественный вестник" № 9, 13 февраля 1997г. - С.12

поводу деструктивного характера некоторых из НРД включились юристы, психологи, психиатры, представители общественных организаций, государственных органов и учреждений.1

Особый круг литературы о НРД составляют издания религиозных центров и групп, главным образом, Русской православной церкви.2 Хотя в этих изданиях, порой, можно встретить представляющий интерес фактический материал или заслуживающие внимания наблюдения, однако в целом узкоконфессиональный подход и тенденциозность их авторов серьезно снижает их ценность.

Что касается непосредственно объекта данного диссертационного исследования - ЦВМ "Державная", то в религиоведческой литературе оно обычно только упоминается в ряду новых религиозных движений. В справочных изданиях последних лет о нем даются лишь общие сведения, что естественно для публикаций такого типа. В то же время ЦВМ

1 Трофимчук Н.А. Человек в нетрадиционных культах: свобода и тоталитарный контроль? // Наука, религия, гуманизм. - М., 1996; Филимонов Э.Г. Нетрадиционные культы тоталитарной направленности как фактор угрозы безопасности Личности и общества. // Религия, церковь в России и за рубежом. - М.: Изд-во РАГС, 1995, № 5. -С.37-43; Кривельская Н.В. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье и безопасность. // Безопасность. - М., 1997, № 1 / 2; Полищук Ю.И. Психические нарушения, возникающие у людей, вовлеченных в деструктивные религиозные секты. // Религия, церковь в России и за рубежом. - М.: Изд-во РАГС, 1995, № 5. - С. 67-73; Кондратьев Ф.В. Наркомания и сектомания - явления однотипные. // Независимый психиатрический журнал. - М. Изд-во "Независимой психиатрической ассоциации", 1996, №1.-С. 47-48; Савенко Ю.С. Новая нозологическая единица и мышление по аналогии. // Независимый психиатрический журнал, 1996, №1. - С.47-50: Жириновский В.В., Кривельская Н.В. Псевдохристианские религиозные организации России. - М., 1997.

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме". // "Прозрение". Православный информационно-просветительский журнал, 1998, № 1. - С.6-8;

о

Лещинский А.Н. Российская Марианская Церковь.// Религия, церковь в России и за рубежом. - М., 1995, №5; Религия, свобода совести, государственно-религиозные отношения в России. - М.: Изд-во РАГС, 1996; Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. - М.: Республика, 1996; Новые религиозные культы, движения и организации в России. - М.: Изд-во РАГС, 1997.

является объектом жесткой критики со стороны православных авторов, считающих его еретическим и антихристианским.1

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы показать Церковь Божией Матери "Державная" как социально-религиозный институт в процессе его эволюции от феномена, с типологическими чертами НРД к институализированной церковной организации.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: выявить конфессиональные истоки и основные моменты организационного становления ЦБМ;

- определить ее политические приоритеты, раскрыть их мистико-сакральное выражение;

- выявить особенности вероучения и культовой практики данной религиозной организации;

- на основе проведенного исследования проанализировать социальную базу ЦБМ и социально-психологические характеристики ее последователей.

Объект исследования - Православная Церковь Божией Матери "Державная" как религиозный институт.

Предмет исследования - социально-религиозная доктрина ЦБМ, ее культовая и внекультовая деятельность.

1 Современные секты и неоязычество в России. Сборник статей. - М., 1998; Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник // Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1. - Белгород, 1997; "Богословский анализ лжеучений, содержащихся в литературе, издаваемой т.н. "Богородичным центром". // "Московский церковный вестник", 1992, № 12/13. - С.4-

5, 14. Дворкин А. Введение в сектоведение. - Нижний Новгород: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1998; Кураев А. все ли равно как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. - М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1994.

В качестве теоретико-методологических предпосылок своего исследования автор использовал труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам философии и социологии, в том числе, нетрадиционной религиозности. При этом он руководствовался цивилизационным принципом подхода к изучению процессов религиозной жизни. Комплексный характер проблемы обусловил необходимость ее многоуровнего анализа - исторического, социологического, философского, с применением соответствующих методов исследования. Основными среди них являются - системный, сравнительный и структурно-функциональный методы.

Источниковедческую и эмпирическую базу исследования составили:

- вероучительная, церковно-историческая и религиозно-политическая литература, периодические издания ЦБМ;

- вероучительная и церковно-каноническая литература Русской православной и Римско-католической церквей;

- документы и материалы архива Духовного управления ПЦБМ "Державная", отражающие текущую деятельность церкви;

- архивные материалы и статистическая информация Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции РФ;

- материалы социологического исследования, проведенного автором в

I

течение ноября 1997 - марта 1998 гг.

Основные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна определяются тем, что данная работа является первым диссертационным исследованием Православной Церкви Божией Матери "Державная" как социально-религиозного феномена. В связи с этим в ней:

выявлены конфессиональные истоки и основные этапы организационного становления данной церкви;

- рассмотрены общественно-политические воззрения духовных лидеров ЦБМ, их интерпретация исторических судеб и политического будущего России; установлено, что богородичные идеологи не просто обусловливают это будущее религиозным возрождением общества, но видят его высшее воплощение в некоем образе "теократии святых", у основания которой находится ЦБМ "Державная";

- исследованы наиболее важные положения вероучения, элементы культовой практики, принципы устройства церкви, а также основные направления ее внебогослужебной деятельности; в результате сравнительного анализа выявлены моменты доктринального, богослужебного и канонического сходства и различий с исторически сложившимися направлениями христианства; на этой основе сделан вывод о том, что ЦБМ "Державная" заключает в себе синтез традиционных элементов различных направлений христианства и новейшего религиозного творчества;

- на основе материалов проведенного автором социологического исследования проанализирован социально-демографический состав последователей церкви, рассмотрены наиболее существенные характеристики их духовного облика и ценностных ориентаций.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в структуру религиоведческих знаний. Документы, материалы социологических исследований, теоретические выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности, в процессе преподавания курсов религиоведения, культурологии, социальной психологии и др.

Аналитический и статистический материал может быть использован в практической деятельности федеральными и

муниципальными органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации.

Апробация диссертации. Теоретические и практические выводы, содержащиеся в диссертации, изложены в трех публикациях автора (общим объемом 1 п.л.), в выступлении за "круглым столом" на тему: "Мир и взаимопонимание конфессий" в Центре им. А.Д. Сахарова (23 мая, 1998 г., г. Москва).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской ак