автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Православная Церковь на Алтае в 1917-1940 гг.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Мезенцев, Роман Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Горно-Алтайск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Православная Церковь на Алтае в 1917-1940 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Мезенцев, Роман Викторович

Введение.

Глава I. Состояние Церкви накануне Октябрьской революции 1917 г. и в первые годы Советской власти.

1. Православная Церковь на Алтае накануне Октябрьской революции 1917 г.

2. Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и его реализация на Алтае 1917-1921 гг.

Глава И. «Смутное время» РПЦ в 1921-1940 гг.

1. Политика Советской государственной системы по отношению к Православной Церкви. Изъятие церковных ценностей.

2. Обновленчество и алтайская церковь в 1922-1930 гг.

3. Взаимоотношения советской политической системы с Церковью в 30-х гг. XX в.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Мезенцев, Роман Викторович

Православие - самая крупная и влиятельная конфессия на территории России - всегда играло важную роль в истории нашей страны, поскольку развитие религиозной жизни российского общества издавна шло в неразрывном единстве с формированием основ государственности, отечественной культуры, нравственности, национального самосознания и патриотизма, духовного облика русского человека вообще.

Изучение избранной темы отвечает как научным, так и общественным запросам. Духовный поиск, попытки снова и снова переосмыслить место и роль Православной Церкви в жизни российского государства всегда были свойственны отечественной общественно-политической мысли. Этот процесс активно продолжается и сегодня.

В самом конце XX в. у историков, наконец-то, появилась возможность попытаться понять и осмыслить то, что происходило в России после Октябрьской революции 1917 г. во взаимоотношениях между Церковью, духовенством и верующими с одной стороны и Советским государством - с другой. Сделать это взвешенно, объективно и беспристрастно стало возможным после знакомства с так называемыми «закрытыми» фондами архивов, материалами из хранилищ советских органов ОГПУ - НКВД, следственными «делами» лиц, осужденных за веру.

Непредвзятое освещение истории отношений Церкви и государства в контексте региональной и локальной истории Алтайского края, несомненно, будет только способствовать установлению «добрососедских» отношений между ними. А возрождение Православия в регионе, при отсутствии комплексных исследований по этой теме, диктует необходимость изучить деятельность Православной Церкви на Алтае, после установления здесь Советской власти.

Историография проблемы.

Новейшая история Русской Православной церкви (РПЦ) и государственная религиозная политика в СССР привлекали и привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей, но в силу ряда объективных причин изучены они слабо: «и ныне только начинается обращение к колоссальным уникальным пластам архивных документов, которые пока не введены в научный оборот».1

В процессе работы над диссертацией была изучена литература, которая условно подразделена нами на две группы: 1). Работы по истории Русской Православной Церкви XX в. 2). Работы, посвященные проблемам РПЦ на Алтае. Труды первой группы можно, в свою очередь, разделить на четыре подгруппы в зависимости от проблем, поднятых их авторами.

В советское время, на протяжении многих лет единственным трудом по истории Православной церкви оставалась «История русской церкви» Н.М. Никольского. Появившись в 1931 г., она имела самый общий характер и к тому же несла на себе идеологический отпечаток официального негативного отношения к религии.2 В ней и в появившихся потом работах Церковь • показывалась реакционным, антинародным институтом, а органы государственной власти - исключительно в положительном плане. И хотя до конца 1980-х гг. фактически отсутствовали условия для объективного изучения государственно-церковных отношений, важные - в научном плане - работы все же появились. Наибольшую ценность, по мнению соискателя, имеют

1 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 - 1964 гг.). М., 1999. С. 30.

2 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1931; Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978; Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-е - 80-е гг. XX столетия). М., 1984; Он же. Современное русское православие. Л., 1988; Барменков А.Н. Свобода совести в СССР. М., 1986; Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1981; Корзун М.С. Русская Православная Церковь. 1917 - 1945 гг. Изменение социально-политической ориентации и научной несостоятельности вероучения. Минск, 1987; Русское православие: вехи истории. М., 1989. труды A.A. Шишкина (изучена проблема обновленческого раскола) и Р.Ю. Плаксина (работы содержат интересные фактические данные о трагических обстоятельствах изъятия церковных святынь и ценностей в начале 1920-х гг.).3 Однако и им не удалось избежать присущей системе тенденциозности.

К такого рода литературе можно отнести и публиковавшиеся в 1920-е гг. работы видных обновленческих деятелей - А.И. Введенского, Б.В. Титлинова, А. Адамова4 тоже не пожалевшие черной краски для описания Патриаршей Церкви. Данные издания интересны лишь фактической стороной, ибо изучаемые в них сюжеты не получили глубокой научной разработки. Если говорить в целом о литературе 20-начале 30-х гг., то следует подчеркнуть, что она была небольшой по объему (в основном брошюры) и носила в большинстве своем агитационный, полемический характер. В конце 1930-х гг. бывший Ленинградский обновленческий митрополит Николай (Платонов) предпринял попытку написать историю Православия.5 Однако она оказалась неудачной, ибо к этому времени он отрекся от религии и стал атеистическим агитатором.

Вторую подгруппу составили воспоминания священнослужителей и мирян Московской Патриархии - М. Вострышева, протоиерея В. Цы-пина, иеромонаха Дамаскина, архимандрита Феодосия, митрополита Вениамина.6 Значительное внимание в них уделено гонениям, обру

3 Шишкин A.A. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970; Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917 - 1923 гг. М., 1968; Он же. Тихоновщина и ее крах. Л., 1987.

4 Введенский А.И. Церковь и государство (очерк взаимоотношений церкви и государства в России. 1918 - 1922). М., 1923; Он же. Церковь патриарха Тихона. М., 1923; Титлинов Б.В. Новая церковь. М., 1923; Адамов Д. Политическое обоснование церковного обновленчества. Воронеж, 1925.

3 Платонов Н.Ф. Православная церковь в 1917 - 1935 гг. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 5. М., 1961. С. 206 - 271.

6 Вострышев М. Божий избранник: Крестный путь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1990; Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917 - 1990. М., 1994; Дамаскин, иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия российской православной церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992; Феодосий шившимся на духовенство и верующих с первых дней Советской власти, попыткам церковного руководства приостановить их, зарождению и распространению обновленческого раскола. Отдельным внут-рицерковным движениям посвятил свои работы скончавшийся осенью 1995 г. митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев). Характерная черта литературы этой группы — большое влияние на их авторов принадлежность последних к Московской Патриархии. Отсюда и их попытки доказать оправданность позиции ее руководства и некоторая идеализация его отношения к Советской власти.

Большой вклад в изучение темы внесла русская эмигрантская и «диссидентская» литература. Канадский историк - профессор Д.В. По-спеловский в своей монографии «Русская православная церковь в XX в.» в целом реалистично осветил церковную политику советского государства, жестокие антирелигиозные акции властей.8 Капитальному изучению обновленческого раскола 1922 — 1940 гт. посвятили свои труды церковные «диссиденты» А. Краснов-Левитин и В. Шавров.9 Однако некоторые моменты этого явления освещены ими недостаточно объективно, с определенной идеализацией движения, с акцентом на его близость к социалистическим идеям. Противоположный взгляд на историю церковных движений 1920 - 1949 гг. оставил другой церковный диссидент Л. Регельсон. В своей книге «Трагедия Русской Церкви» им сделана попытка доказать, что истина была на стороне «непо-минающих» за богослужением в храмах гражданские власти и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страго

Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (Записки Соловецкого узника). М., 1997; Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. М., 1994.

7 Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Стояние в вере. Очерки церковной смуты. СПб., 1995.

8 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX в. М., 1995; Он же. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. М., 1996.

9 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. родского).10 Кстати, следует отметить, что у авторов этой группы налицо весьма серьезные различия при оценке позиции Московской Патриархии, явившихся результатом влияния групповых пристрастий. Так, после второй мировой войны Запад двояко относился к Патриаршей Церкви. С одной стороны, вся советская действительность рисовалась в черном цвете, причем до такой степени, что терялись всякие различия, а посему церковные иерархи казались лишь простой ширмой КГБ. С другой, - наоборот, идеализировалась ситуация в СССР, а зарубежные представители Московской Патриархии воспринимались не иначе как подлинные выразители интересов всей Русской Церкви. На самом же деле, среди епископата были самые разные архиереи - от сторонников властей и их осведомителей, до лиц, ведших постоянную борьбу с советской системой. Кроме того, в силу объективных причин, вся зарубежная эмигрантская и диссидентская литература имела и несколько ограниченную источниковую базу (материалы российских архивов присутствовали в ней редко).

С начала 1990-х гг. новая отечественная историография темы стала быстро расти. По ряду спорных моментов она заняла промежуточную позицию. Первоначально большинство российских историков - В.А. Алексеев, М.И. Одинцов, Ю.А. Бабинов и другие сохраняли приверженность к некоторым прежним концепциям, обелявшим церковную политику советского государства.11 Например, М.Н. Бессонов утверждал, что «без сомнения главной причиной» резкого сокращения числа верующих в 1920 - 1930-е и 1960-е гг. было влияние революционных социалистических преобразований, хотя он и критиковал «хру

10 Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917 - 1945. М., 1996. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Он же. «Штурм небес» отменяется ? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений 1917 - 1938 гг.). М., 1991; Он же. Государство и церковь в России, XX век. М., 1994; Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991. щевские гонения» на Церковь, объясняя, правда, их только волюнта

12 ризмом и доминированием командно-административного метода. Но постепенно, по мере рассекречивания архивов, взгляды историков становились более объективными. Это нашло свое отражение в работах О.Ю. Васильевой, П.Н. Кнышевского, А.Н. Кашеварова, М.В. Шкаровского и др.!3 В них предпринята попытка представить обобщенную картину церковно-государственных отношений в СССР, рассмотреть многие еще совсем незатронутые аспекты церковной истории новейшего времени.

Работы второй группы, касающиеся РПЦ на территории современного Алтайского края, немногочисленны и фрагментарны. Так, в монографиях новосибирского исследователя И.Д. Эйнгорна, посвященных религиозной политике государственных органов Сибири, места нашему региону, увы, не нашлось. С другой стороны, деятельность православных объединений в 20 - 30 гг. XX в. в указанных трудах глубокой и всесторонней проработки, к сожалению, не получила.14 Во многом это результат того, что автор, будучи представителем советской историографии и создавая свои труды в 1980-е гг., не смог преодолеть предвзятого отношения к Церкви и ее подразделениям. В этом же русле следует и статья И.В. Рахмановой, увидевшая свет в 1987 г. Ценность ее снижена и недостаточной обоснованностью слишком категоричных выводов и наличием в тексте бестактных

12 Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990. С. 190,197.

13 Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. «Тайная вечеря» // Ленинградская панорама. 1991. № 6, № 7; Васильева О.Ю. Кремль против Ватикана. Полковник Карпов под руководством генералиссимуса Сталина атакует папу римского // Новое время. 1993. № 30; Она же. Русская православная церковь и советская власть в 1917 - 1927 гг. // Вопросы истории. 1993. № 8.; Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистодоры. М., 1994; Кашеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917 - 1945; Шкаровский М.В. Указ. соч.; Он же. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб, 1999; Он же. Религиозная революция» и ее результаты И 1917-й год: Метаморфозы революционной идеи и политическая практика их воплощения. Новгород, 1998.

14 Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917 - 1937 гг.). Томск, 1982; Он же. Религия, церковь и классовая борьба в Сибири в переходный период от капитализма к социализму (1917 - 1937 гг.). Дисс. доктора ист. наук. Томск, 1989. формулировок типа «позорная роль контрреволюционного духовенства» или «влияние лживой христианской фразы».15 Иначе говоря, предназначение этой работы состояло в пропаганде атеизма, а не в историческом исследовании проблемы.

Первая серьезная попытка взвешенного анализа деятельности Православной Церкви на Алтае в 1917 - 1925 гг. была предпринята только в 1992 г.16 Сделал это M.JI. Белоглазов. В своей кандидатской диссертации он довольно реалистично осветил такие мероприятия местных властей, как реализация декрета Совнаркома «Об отделении церкви от государства», изъятие церковных ценностей, поддержка обновленческого раскола. Однако и эта работа может быть отнесена только к разряду переходных, поскольку ее автор нашел оправданными и даже необходимыми многие антирелигиозные акции государственных органов и общественных организаций. Деятельности алтайских православных объединений, в той или иной степени, коснулась в своей дис

17 сертации и Т.Н. Коголь. Но поскольку ее исследование посвящено Западной Сибири, то поэтому интересующие нас сюжеты затронуты ею в самых общих чертах.

К этой же группе работ можно отнести и «вспомогательные» исследования бийских и барнаульских краеведов и архивистов. Они появились в основном в виде статей в сборниках, газетах и журналах и были посвящены отдельным сторонам жизни РПЦ на Алтае. Так, историю алтайских церквей рассмотрели в своих публикациях A.M. Адаменко, П.С. Коваленко, С.Ю. Исупов, К. Метельницкий, JI. Ляпкина и др.18

13 Рахманова И.В. Борьба религии и атеизма в первые годы Советской власти. На материалах Алтайского края // Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск, 1987. С. 321,332.

16 Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на

Алтае (октябрь 1917 - 1925 гт.). Дисс. канд. ист. наук. Томск, 1992.

17 Коголь Т.Н. Русская Православная Церковь и государство. 1917 - 1927 гт. (на материалах Западной Сибири). Дисс. канд. ист. наук. Томск, 1995.

18 Адаменко A.M. Практика строительства православных церквей на территории Алтая // История освоения юга Сибири: экономика, политика, культура: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Бийск, 1999; Коваленко П. Бийск православный//Алтайская миссия.

Очень содержательную подборку материалов об алтайских монастырях опубликовали Т.В. Скворцова, И.В. Молодцова, Ю.А. Крейдун.19 Печальную судьбу православных священников и мирян, репрессированных на Алтае в 20-30 гг. XX в., показали в своих художественно-публицистических произведениях В.Ф. Гришаев, А. Кудинов, А.А. лл

Колесников и В. Ворсина. Все эти работы вышеуказанных авторов дают лишь самое общее представление о деятельности православных объединений на территории Алтайского края в 1917 - 1940 гг.

Подводя итог анализу литературы по теме исследования можно констатировать, что проблема взаимоотношений Церкви с советской политической системой в 1917 - 1940 гг. на Алтае до настоящего времени не изучалась.

Учитывая актуальность проблемы и степень ее изученности, и определены нами цель и задачи исследования.

Целью диссертации является изучение деятельности Русской Православной Церкви на Алтае в 1917 - 1940 гг. Задачи же исследования состоят в следующем:

1. Исследовать процесс взаимоотношения РПЦ и Российского государства до 1917 г.

2. Рассмотреть внутреннее состояние РПЦ накануне Октябрьской революции.

2000. №11, 12; Он же. Бийские святыни // Храм: специальный выпуск. 2000; Исупов С.Ю. Первые храмы Бийска//Храм: специальный выпуск. 1997; Метельницкий К. Экскурсия по старому Барнаулу // Прямая речь. 1990. № 5; Он же. Покровский кафедральный собор // Алтайская миссия. 2003. № 2; Он же. Свято-Никольская церковь // Алтайская миссия. 2003. № 3; Ляпкина Л. Не звонят колокола (история храмов Рубцовского района) // Хлебороб Алтая. 2000. 30 августа.

19 Скворцова Т.В. Экскурсия по родному городу // Алтайская миссия. 2000. № 5; Она же. Из истории Бийского Тихвинского женского миссионерского монастыря // Алтайская миссия. 2001. № 10; Она же. Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь// Православный Алтай. М., 2002; Молодцова И.В. Монастырские корни// Возрождение Алтая. 1996. № 3; Крейдун Ю.А. История Александро-Невского пещерного монастыря в начале XX столетия. Барнаул. 2001.

20 Гришаев В.Ф. Реабилитированы посмертно. Барнаул, 1995; Он же. Дело архиепископа Иакова // Алтайская миссия. 2001. №. 10; Он же. Крестный путь епископа Бийского Никиты // Наследие. Из материалов III Свято-Макариевских чтений и собраний монашествующих. Барнаул, 2003; Кудинов А. Архив на крови // Прямая речь. 1991. № 1; Колесников A.A. За веру. // Алтайская миссия. 2003. № 1; Ворсина В. К струе воды живой // Алтайская правда. 2001. 10 февраля.

3. Проследить и охарактеризовать религиозную политику Советской власти на территории Алтайского края, выделить ее этапы.

4. Исследовать репрессивные акции по отношению к алтайскому духовенству, их формы, масштабы, последствия.

5. Выявить внутренние эволюционные процессы Русского Православия на примере обновленческого раскола 1922 г.

Объектом диссертационного исследования является деятельность Православной Церкви на Алтае в 1917 — 1940 г.г. Предметом исследования стали: государственная религиозная политика и история самой Церкви в контексте региональной и локальной истории Алтая. Цель и задачи исследования определили хронологические рамки. Работа охватывает период 1917 - 1940 гг. Начальная грань исследования определяется зарождением качественно нового периода в истории РПЦ, когда после прихода к власти радикальных революционных сил религия и Церковь в России оказались «вне закона». Конечный рубеж обусловлен 1940 г. - временем прекращения легальной деятельности всех православных общин и закрытия всех православных церквей на Алтае.

В географическом плане исследование охватывает Алтай. С лета 1917 по 1925 гг. это территория Алтайской губернии. Позже, в составе 5 округов, она входит в состав Сибирского, а затем ЗападноСибирского края. 28 сентября 1937 г. по постановлению ЦИК СССР последний разделен на Новосибирскую область и Алтайский край, в состав которого входила и Ойротская автономная область (ныне - это Республика Алтай).

Методологической основой работы является синтез различных философско-исторических подходов. Деятельность алтайских православных объединений рассматривается во всей ее многогранности и противоречивости, в неразрывной связи с объективным ходом развития российского, а затем советского государства вообще и всей Русской Православной Церкви в частности. Именно поэтому в качестве методологической основы нами использована диалектика, предполагающая рассмотрение любого объекта как саморазвивающегося, взаимосвязанного целого, в совокупности разнообразных сил и тенденций, с разделением единого на противоположные стороны и их изучением. Помимо этого, диалектика, как известно, не отрицает и использование других подходов и методов.

Низкая степень изученности вышеозначенной проблемы позволила и применение метода структурно-функционального анализа, который предполагает поэтапный характер и, в какой-то степени, определяет структуру работы. Так, на первом этапе реконструировался объект исследования (в нашем случае - внутреннее состояние Православной Церкви на Алтае накануне Октябрьской революции 1917 г.), а в дальнейшем изучалась деятельность алтайских православных объединений и антирелигиозные, репрессивные акции по отношению к ним со стороны советских органов государственной власти.

Кроме перечисленных, нашел применение в работе и метод, широко использовавшийся историками дореволюционного периода. Это метод исторической антропологии, признававший, как известно, ведущую роль личности в историческом процессе. Последний рассматривался нами через призму деятельности отдельных лиц:-история Православия в краевом центре - г. Барнауле неразрывно связана с именами священников А. Завадовского, Л. Казанцева, Благочинного церквей города И. Долинина, архиереев Никодима (Шатунова), Владмира (Юденича), Иакова (Маскаева), в г. Бийске - с деятельностью епископа Иннокентия (Соколова), Никиты (Прибыткова), Германа (Коккеля) и др.

Использовались в процессе исследования также историко-генетический, историко-сравнительный и историко-статистический методы. Так, применение первого, предполагающего детальное описание, насыщенность фактами было обусловлено слабой изученностью темы. Сравнительный метод помог нам выявить в жизни и деятельности алтайских православных объединений как общие, так и специфические черты, выделявшие их среди других подразделений РПЦ как на общероссийском, так и на Западно-Сибирском уровне. Учитывая, что значительная часть материала по изучаемой теме имеет количественное выражение, то, вполне естественно, что соискатель не мог обойти вниманием метод статистического анализа: он нашел свое выражение в виде таблиц, обобщивших те или иные количественные и качественные показатели по изучаемым нами православным объединениям.

И наконец, отметим еще один момент: работа всецело базируется на принципах историзма (рассмотрение темы в ракурсе исторической обусловленности и развитии), объективности (всесторонний анализ исторических документов и беспристрастная оценка изучаемого), единства и взаимной связи общего и особенного (к примеру, практически все антирелигиозные мероприятия, спланированные центральной государственной властью, нашли свое выражение и в интересующем нас регионе).

Использование в работе всех вышеуказанных принципов позволило, на наш взгляд, избежать субъективизма, предвзятости и тенденциозности при изучении данной темы.

Источниковая база

В основе исследования лежит достаточно большой круг письменных источников, разных по своей ценности и характеру, отложившихся в фондах центральных и региональных архивов.

Материалы по изучению общей религиозной политики Советского государства в 1917 - 1940 гг. мы обнаружили в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), где нами были использованы документы В.И. Ленина (Ф. 2), Е.М. Ярославского (Ф. 89), секретариата Председателя Совнаркома (Ф. 5), ЦК

РКП(б) - ВКП(б) - КПСС (Ф. 17), протоколы Совнаркома (Ф. 19). Наряду с этим, диссертантом были исследованы материалы Министерства юстиции РСФСР (Ф. 353), Народного коммисариата внутренних дел (Ф. 393), ЦК ПОМГОЛ (Ф. 1064), ВЦИК РСФСР (Ф. 1235) из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), а также протоколы заседаний Политбюро ЦК РКП(б) за 1922 - 1923 гг., письма Л.Д. Троцкого, возглавлявшего в тот период осуществление антицерковных акций, (Ф. 3) из Архива Президента Российской Федерации (АПРФ). Ценность этих документов состоит в том, что они позволяют комплексно изучить решения центральных органов - Политбюро ЦК, Комиссии по отделению Церкви от государства, Комиссии по изъятию церковных ценностей и др. и проследить их реализацию в исследуемом нами регионе.

Изучению некоторых антицерковных мероприятий на Алтае (например, отделение Церкви от государства, внедрение и распространение обновленческого раскола) соискателю помогли материалы Сибирского революционного комитета (Ф. 1), Административного отдела революционного комитета (Ф. 19), Сибирского отдела юстиции (Ф. 467) выявленные им в Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО) и документы Томского губисполкома (ФР. 173) из Государственного архива Томской области (ГАТО).

Основной комплекс наиболее ценных материалов о деятельности алтайских православных объединений был выявлен нами в Центральном хранении архивных фондов Алтайского края (ЦХАФАК). Сведения по дореволюционной истории Православия на Алтае были обнаружены в 20 фондах краевого архива. Наиболее важными из них, на наш взгляд являются: Ф. 1 (Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства), Ф. 2 (Алтайское горное правление), Ф. 26 (Барнаульское духовное правление), Ф. 51 (Барнаульская городская дума),

Ф. 187 (Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь), Ф. 188 (Бийский Тихвинский женский монастырь). Документы о деятельности Православной Церкви на Алтае в 1917 - 1940 гг. отложились в 10 фондах ЦХАФАК. Наиболее интересными и полезными из них оказались следующие: ФП. 2 (Алтайский губернский комитет РКП (б), ФР. 9 (Алтайский губернский революционный комитет), ФР. 10 (Алтайский исполком губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов), ФР. 204 (Алтайский губернский революционный трибунал), ФР. 834 (Исполком Алтайского краевого Совета народных депутатов), ФР. 1692 (Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Алтайскому краю).

Вполне естественно, что официальные отчеты и иные документы органов власти давали не всегда объективную картину религиозной жизни исследуемого региона, поэтому для получения более точной информации мы обращались и к церковным архивам. Так, диссертантом были обследованы фонды Барнаульского епархиального управления обновленцев (Ф. 138) и Барнаульского духовного епархиального управления староцерковцев (ФР. 536), ныне находящихся в ЦХАФАК. Со следственными делами, репрессированных в 1930-е гт. священников и мирян, мы смогли познакомиться в Ф. 2 (Отдела специальной документации управления архивного дела Алтайского края (ОСД УАДАК).

Использованные источники можно разделить на следующие группы:

- законодательные акты, заложившие нормативную базу бесправного положения религиозных объединений после Октябрьской революции 1917 г. и поддерживающие его в последующие годы;

- материалы делопроизводства и ведомственной статистики, характеризующие внутреннее состояние, численный состав, структуру управления подразделений РПЦ, а также важнейшие антирелигиозные акции властей и их последствия;

- источники личного происхождения (эпистолярное наследие), отразившие историю существования и повседневной деятельности православных объединений и их отдельных лиц;

- периодические издания.

Законодательные источники представлены актами, регулировавшими жизнь и деятельность РПЦ в СССР в 20 - 30 гг. XX в. К числу важнейших из них следует отнести декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», инструкцию НКЮ о порядке проведения в жизнь указанного декрета, циркуляр отдела управления НКВД «О ликвидации мощей», постановление СНК РСФСР «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», постановление Комиссии по вопросам культов при ВЦИК «О состоянии религиозных организаций», постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» и «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Многие из этих документов были опубликованы в «Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР», некоторые - в сборнике документов и фотоматериалов «Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917 -1941».21 Достаточно содержательный комментарий к этим законодательным актам, а также их правовую оценку мы смогли получить в книге ученого-правоведа И.А. Куницына.22

21 Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1917 -1929; Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917 -1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996.

Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000.

Самую многочисленную и информационно насыщенную группу источников составили материалы делопроизводства и ведомственной статистики (выявлены в архиве Алтайского края). Они включают в себя протоколы съездов и протоколы заседаний духовенства и мирян; » доклады и решения церковных советов, акты об освящении церквей и молитвенных домов; списки приходов и информацию о их состоянии; биографические документы и материалы послужного списка священников и архиереев Алтайского епархиального управления обновленцев, Барнаульской епархии староцерковников, Бийской епархии обновленцев, Бийской епархии староцерковников, Каменской епархии обновленцев. Эти документы обогатили нас сведениями о внутренней жизни алтайских православных объединений. Рапорты, сообщения, ходатайства, письма Благочинных и рядовых священнослужителей к церковному руководству позволили воссоздать психологическую атмосферу того времени, выявить материальное состояние православных приходов.

К этой же группе источников относятся доклады, рапорты, тезисы внебогослужебных бесед и прочие документы алтайских обновленцев о праздновании десятилетия Октябрьской революции и десятилетнего юбилея своего движения. Анализ этих документов способствовал выяснению сущности обновленчества, позволил проследить внутренние эволюционные процессы Русского Православия. Некоторые указанные выше материалы были опубликованы в 1999 г. барнаульскими архивистами Я.Е. Кривоносовым и Н.И. Разгон.23

Следующей «базовой» группой источников являются документы местных государственных органов. К их числу относятся акты, протоколы и отчеты Алтайской губернской комиссии по изъятию церков

23 Кривоносое Я.Е., Разгон Н.И. История Православной Церкви Алтайского края (1917 - 1988 гг.) // Барнаул для Вас. 1991. № 1. ных ценностей; сообщения отдела управления губисполкома, выданные им удостоверения и разрешения на проведение крестных ходов, новогодних богослужений, приходских собраний; справки, докладные записки и отчеты краевой организации «Союза воинствующих безбожников»; документы о закрытии церквей; следственные дела арестованных церковнослужителей и мирян. Эти материалы отразили основные моменты общей государственной религиозной политики и позволили исследовать основные антирелигиозные мероприятия на территории современного Алтайского края.

Материалы делопроизводства являлись одновременно и статистическими источниками. Сюда следует отнести отчеты адмотдела губисполкома о количестве зарегистрированных на территории Алтайской губернии общин, церквей, молитвенных домов и служителей культа, данные Алтайгубкома ВКП(б) о численности верующих религиозных общин; сообщения административного отдела о количестве действующих церквей в г. Барнауле и г. Бийске, сравнительные данные о количестве обновленческих и староцерковных общин и священнослужителей в них; списки общин и делегатов от них на различные съезды духовенства и мирян; сведения о количестве православных церквей в крае, закрытых постановлениями Западно-Сибирского крайисполкома в 1931 - 1937 гг., а затем Алтайского крайисполкома в 1938 - 1939 гг. Подобные сведения содержатся и в годовых отчетах алтайских архиереев. Однако, их анализ показал, что они особенной точностью не отличаются.

В качестве источников личного происхождения была использована «Историческая записка об обновленческом движении в Алтайской епархии» епископа Михаила (Вяткина), воссоздавшая некоторые моменты и обстоятельства распространения раскола на Алтае, и воспоминания К.К. Соколова, позволившие проследить жизненный путь одного из выдающихся Бийских архиереев - епископа Иннокентия (Соколова).24

Важной группой источников стала для нас периодическая печать. Был предпринят сплошной просмотр газет: «Голос труда» за 1917 -1918 гг., «Красный Алтай» за 1920 - 1922 гг., «Советская Сибирь» за 1922 - 1925 гг.

Использовались в работе и материалы современных научных журналов, таких, как «Отечественная история», «Вопросы истории», «Наука и религия», «Вопросы философии», православных: «Журнал Московской Патриархии» и «Ревнитель православного благочестия», издание Барнаульской и Алтайской епархии «Алтайская миссия», бийская газета «Храм».

Широко была использована в диссертации и местная печать: массовые краевые газеты «Алтайская правда», «Свободный курс», «Прямая речь», «Хлебороб Алтая», «Алтайский шинник», «Бийский рабочий», «Возрождение Алтая».

Дополняющую роль к основному материалу выполнили сборники, изданные в 1997 - 2000 гг. архивными службами Алтайского края и Томской области.25

Научная новизна работы определена целями и задачами исследования, а также теми результатами, которые были получены в процессе изучения материала. Православная Церковь на Алтае, как было показано в историографическом обзоре, не являлась ранее предметом комплексного изучения ученых. К тому же раньше совершенно не учитывалось то, что РПЦ не являлась врагом Советского государства и к не

24 ЦХАФАК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 25. Л. 35 46; Соколов К.К. Судьба Соколовых // Православный Алтай. М., 2002.

23 Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX вв.). Барнаул, 1997; Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917 - 1998 гг.). Барнаул, 1999; Из истории земли Томской. Народ и власть. Сборник документов и материалов. Т. 1 - 4. Томск, 2000. которым антицерковным акциям, например, изъятию церковных ценностей, она отнеслась с пониманием и даже всемерно способствовала сбору средств для оказания помощи голодающему Поволжью.

Важным элементом новизны работы может служить и то, что значительная часть архивных источников по теме впервые введена в научный оборот. В первую очередь это касается таких событий как реализация декрета Совнаркома «Об отделении церкви от государства», реквизиция богослужебного имущества РПЦ, внедрение и распространение обновленческого раскола.

Практическая значимость работы. Определенный интерес данное исследование может представлять для историков, философов, религо-ведов, а также деятелей других отраслей науки и культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания в высших и средних учебных заведениях курса отечественной истории при подготовке лекционных и специальных курсов по региональной истории. Возможно их применение при написании обобщающих трудов по истории Русской Православной Церкви, Сибири, Алтайского края, а также при освещении социокультурных аспектов истории края.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Православная Церковь на Алтае в 1917-1940 гг."

Заключение

Взаимоотношения Русского государства с Церковью во все времена являли собой неотъемлемую часть политической истории нашей Родины. Не стал исключением в этом плане и XX век. Особую остроту и драматизм обрели они после Октября 1917 года. Свершившаяся под руководством большевиков пролетарская революция была призвана коренным образом изменить политические, социально-экономические условия жизни в стране, в том числе и на Алтае — составной части Российского государства.

Ставя задачу социалистического переустройства народного хозяйства, становившаяся в России советская политическая система не сбрасывала со счетов и идейно-политическое воспитание трудящихся. Достичь последнего можно было только при условии преодоления привычек и традиций прошлого, устранения из сознания людей социальных пороков, таких как частнособственническая психология, шовинизм и национализм. Серьезным препятствием на пути становления новых нравственно-духовных качеств стала религиозность населения. На ее устранение, на борьбу с Церковью в целом и направило свои усилия Советское государство с самого момента своего зарождения.

Его религиозную политику, претворявшуюся, в частности, и на Алтае, через властные, общественно-политические и иные структуры, можно подразделить на три этапа, которые вполне вписываются в общепринятую периодизацию взаимоотношений Русской Православной Церкви с Советской властью. Первый из них охватывает время с 1917 по 1921 г. и обозначен историками как период «бури и натиска», жестокого, но бессистемного преследования складывающейся государственной системой православного духовенства и верующих. На этом этапе был принят ряд законодательных актов, поставивших РПЦ в «дискриминационное положение», по сравнению с другими общественными организациями. «Базовым» документом для ее «преследования» стал декрет Совнаркома «Об отделении Церкви от государства». Благодаря ему, православное духовенство и верующие Алтая лишились почти всех духовных учебных заведений, миссионерских и благотворительных учреждений, православных монастырей и приходских храмов. Вторую часть декрета, дискриминировавшего РПЦ, и касающуюся обязательного заключения договоров с верующими гражданами о передаче им в бесплатное пользование культимущества, местные власти выполнить не смогли. Но это свое «упущение» они устранили на следующем этапе, который начался с 1922 г., и завершился в 1928 г. За это время государственная власть в союзе с общественными структурами осуществила в крае две антирелигиозные акции: а) провела реквизицию богослужебного имущества для борьбы с голодом в Поволжье и б) активно способствовала развитию «вширь» обновленческого раскола. К изъятию церковных ценностей алтайские священнослужители и прихожане отнеслись с пониманием и сочувствием. Местные власти, в свою очередь, не стали делать предметом судебных разбирательств незначительные «происшествия», имевшие место на Алтае в это время. Достаточно сказать, что первый судебный процесс над алтайскими церковнослужителями состоялся уже после конфискации церковного имущества и он был связан с внедрением в жизнь Церкви обновленческого раскола. Разбирательство на суде носило, скорее, показательный характер и имело своей целью — главным образом -«устрашить» сторонников Патриарха Тихона. В последующие годы, из всех алтайских священнослужителей арестам подверглись в основном наиболее активные противники раскола. Таким образом, местные власти, на первых порах, «искусственно» поддерживали существование обновленцев. Несмотря на это, деятельность последних на Алтае принесла свои «нежелательные для РПЦ плоды»: вследствие раскола в крае образовалось пять самостоятельных епархий: две тихоновских (староцерковных) и три обновленческих.

Третий этап наступления Советской власти на Церковь продолжался более 10 лет - с 1929 по 1940 гг. Он характеризовался целенаправленной политикой разгрома религиозной жизни в СССР. Проведенные за этот период на Алтае репрессии привели к почти полному истреблению здесь духовенства всех конфессий. В 1939 г. в крае перестали действовать почти все православные храмы и монастыри. К этому времени руководству СССР в значительной степени удалось создать видимость «рождения безбожного государства». На деле же, все обстояло иначе. Перепись 1937 г. показала, что более половины населения страны (Алтай в этом плане не составил исключения) продолжало оставаться верующим.

В последующие годы взаимоотношения РПЦ и государственной политической системы пережили и период «нормализации» (особенно это будет заметно в годы Великой Отечественно войны) и период новых жестоких гонений, например, во времена Н. Хрущева, но их характеристика выходит за рамки нашего исследования. Если же говорить об этом в целом, то стоит отметить, что несмотря на кратковременные периоды «оттепелей», вектор государственной политики все же всегда был направлен на искоренение религии в стране. И тем не менее, вера в Бога у значительной части русского народа продолжала сохраняться все 70 лет Советской власти. Однако отсутствие полноценных условий для вероисповедания, привело в конечном итоге к постепенному размыванию православного церковного сознания у верующих.

С началом широкомасштабных демократических преобразований конца XX в. ситуация в религиозном вопросе изменилась коренным образом. После выхода в свет в 1990 г. закона «О свободе вероисповеданий» и последующих актов в отношении религии, Православная Церковь, наконец-то, получила возможность воссоздать порушенные святыни, вернуть утраченное в годы гонений имущество, развиваться структурно и административно.

Важным моментом в религиозной жизни Алтайского края явилось образование - в 1994 г. — на новой основе Барнаульской епархии Русской Православной Церкви во главе с епископом Антонием (Масендичем). Уже первые годы его работы были отмечены не только небывало интенсивным ростом числа храмов, возрождением монастырей, но и заметным усилением влияния Православия на всю общественную жизнь края, нарастанием здесь миссионерской, богослужебной, просветительской и благотворительной деятельности РПЦ.

На сегодняшний день Барнаульская епархия насчитывает более 200 приходов, объединенных в 16 благочиннических округов, 185 церковнослужителей, 7 монастырей (2 мужских и 5 женских), 2 скита, около 100 воскресных школ для детей и взрослых. Из всех ныне действующих алтайских церквей 6 православных домовых храмов окормляют исправительные учреждения, 2 - воинские части. В краевом центре были открыты и уже действуют несколько лет Барнаульское духовное училище, православная гимназия, клуб православных педагогов г. Барнаула. В г. Бийске четвертый год работает гимназия св. праведного Иоанна Кронштадского, учрежденная Бийским православным благотворительным Братством в честь Казанской иконы Божией Матери. Она является негосударственным образовательным учреждением и ставит своей целью объединение образовательного процесса с православным воспитанием, формирование высоконравственной личности, освоение культурного наследия России.1

В 2000 г. Освященный Архиерейский Собор причислил к лику святых четырех алтайских новомученников, пострадавших за веру в XX в.: Барнаульского архиепископа Иакова (Маскаева), священников Петра Гаврилова и Иоанна Можирина, монаха Федора (Никитина). 16 сентября 2001 г. во Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Божественную л итургию, на которой были причислены к лику святых трое исповедников Тульской земли. Одним из них стал Преосвященнейший епископ Никита (Прибытков), бывший в 1924 — 1931 гг. Бийским архиереем.3

Современное общество, в своей основе безрелигиозное, но его значительная часть все больше начинает сегодня осознавать Православие как свое духовное ядро. Возрождение святынь, развернувшееся строительство новых храмов в современной России — это лишь первый шаг к восстановлению насильственно прерванной традиции духовной жизни русского народа.

1 Барнаульская епархия па рубеже веков. Доклад Преосвященнейшего Антония, епископа Барнаульского и Алтайского // Алтайская миссия. 2000. № 10. С. 2 - 3.

2 Деяния Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомученников и исповедников Российских XX века//Журнал Московской Патриархии. 2000. № 9. С. 58.

3 Гришаев В. крестный путь епископа БиПского Никиты // Наследие. Из материалов III Свято-Макариевских чтений и собраний монашествующих. Барнаул, 2003. С. 37.

 

Список научной литературыМезенцев, Роман Викторович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Архивные источники:

2. Архив Президента Российской Федерации (АПРФ, фонд: Политбюро ЦК РКП(б) (Ф. 3).

3. Государственный архив Новосибирской области (ГAHO, фонды: Сибирский революционный комитет (Ф. 1), Административный отдел Сибирского революционного комитета (Ф. 19), Сибирский отдел юстиции (Ф. 467).

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ, фонды: Министерство юстиции РСФСР (Ф. 353), Народный комиссариат внутренних дел (Ф. 393), ЦК ПОМГОЛ (Ф. 1064), ВЦИК РСФСР (Ф. 1235).

5. Государственный архив Томской области (ГАТО, фонд: Томский губисполком (ФР. 173).

6. Опубликованные документы и материалы

7. Акты Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти. 1917 1943. Сборник. Ч. 1,2. М., 1994.

8. Барнаульская епархия: вехи становления // Молодежь Алтая. 1995. №25.

9. Барнаульская епархия на рубеже веков. Доклад Преосвященнейшего Антония, епископа Барнаульского и Алтайского // Алтайская миссия. 2000. № 10.

10. Второй краевой съезд Советов Сибири (1—6 апреля 1927 г.). Газетные репортажи и документы / Составитель и научный редактор проф. И.А. Молетотов. Новосибирск, 1991.

11. П.Дамаскин, иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992.

12. Дело Патриарха Тихона // Отечественные архивы. 1993. № 6.

13. Деяния Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомученников и исповедников Российских XX века // Журнал Московской Патриархии. 2000. № 9.

14. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII начало XX вв.). Барнаул, 1997.

15. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917 1998 гг.). Барнаул, 1999.

16. Древнерусские княжеские уставы XI XV вв. М., 1976.

17. Из истории земли Томской. Народ и власть. Сборник документов и материалов. Т. 1 4. Томск, 2000.

18. Крестный путь Патриарха Сергия: документы, письма, свидетельства современников (к 50-летию со дня кончины) // Отечественные архивы. 1994. № 2.

19. Кривоносов Я.Е., Разгон Н.И. История Православной Церкви Алтайского края (1917 1988 гг.) // Барнаул для Вас. 1991. № 1.

20. Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула (1751 2001 гг.). Барнаул, 2001.

21. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1983.

22. Культура и строительство на Алтае (1917 1941 гг.). Барнаул, 1980.

23. Обращения Барнаульского Епархиального совета староцерковцев. Барнаул, 1927.

24. О закрытии Нагорной церкви в Бийске: решение крайисполкома от 26 октября 1940 г. // Алтай. Годы созидания. 1939 1999. Барнаул, 1999.

25. Первый краевой съезд Советов Сибири (3-9 декабря 1925 г.). Стенографический отчет / Составитель и научный редактор проф. И.А. Молетотов. Ч. 1 -2. Новосибирск, 1993.

26. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830 — 1884.

27. Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным. СПб., 1901.

28. Революционные события и гражданская война в Алтайской губернии: 1917 1922. Хрестоматия. Барнаул, 2001.

29. Российское законодательство X XX вв. Т. 1,2. М., 1984 - 1985.

30. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917 1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996.

31. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Кн. VI. Вып. 1. М., 1918.

32. Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 2. М., 1918.33. 75 лет декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей // Журнал Московской Патриархии. 1997. №2.

33. Смуткина М.С. Об изъятии церковных ценностей на Алтае // проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. Барнаул, 1995.

34. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1917- 1929.

35. Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 гг. Томск, 1911.

36. Справочная книга по Томской епархии. Сост. в 1914 г. Томск, 1914.

37. Съезды, конференции, совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций Алтайской губернии (март 1917 ноябрь 1918). Томск, 1992.

38. Тихон, Патриарх Московский. Из послания Совету Народных Комиссаров // Русский Вестник. 1996. № 18 20.

39. Тихон, Патриарх Московский. Россия в проказе. М., 1998.

40. Третий краевой съезд Советов Сибири (9-15 апреля 1929 г.). Стенографический отчет / Составитель и научный редактор проф. И.А. Молетотов. Ч. 1-2. Новосибирск, 1994.1. Справочная литература42. «Алтай». Историко-статистический сборник. Томск, 1890.

41. Кривоносов Я.Е. Храмы Алтая: Справочник. Барнаул, 1997.

42. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 2000.

43. Покровский Д. Словарь церковных терминов. М., 1995.

44. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринт, изд. М., 1999.

45. Православная энциклопедия. М., 2000.

46. Православные монастыри России. Краткий справочник. Новосибирск, 2000.

47. Православный календарь 1994. М., 1993.

48. Религии народов современной России. М., 1993.

49. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2000.

50. Страницы истории Алтая: Календарь памятных дат. Барнаул, 2000.

51. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1 2. М., 1993.

52. Энциклопедия православной святости. Т. 1 2. М., 1997.1. Научная литература

53. Адаменко A.M. Практика строительства православных церквей на территории Алтая // История освоения юга Сибири: экономика, политика, культура: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Бийск, 1999.

54. Адамов Д. Политическое обоснование церковного обновленчества. Воронеж, 1925.

55. Алексеев В.А. В начале был декрет // Диалог. 1991. № 4.

56. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.

57. Алексеев В.А. Цели разные, участь общая // Агитатор. 1989. № 21.

58. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется ? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992.

59. Алтайская земля и Православие на Алтае // Православный Алтай. М., 2002.

60. Апостол Алтая Святитель Макарий (Невский) // Храм: специальный выпуск. 1996.

61. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991.

62. Бакаев Ю.Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994.

63. Барменков А.Н. Свобода совести в СССР. М., 1986.

64. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990.

65. Богданов А.П. Тайны Московской Патриархии. М., 1998.

66. Борьба за власть Советов на Алтае. Барнаул, 1957.

67. Булыгин И.А. Вопрос о секуляризации духовных вотчин в правительственной политике 20-х начала 60-х гг. XVIII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.

68. Васильева 0.10. Кремль против Ватикана. Полковник Карпов под руководством генералиссимуса Сталина атакует папу римского // Новое время. 1993. № 30.

69. Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистадоры. М., 1994.

70. Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. «Тайная вечеря» // Ленинградская панорама. 1991. № 6, № 7.

71. Введенский А.И. Церковь и государство (очерк взаимоотношений церкви и государства в России. 1918 1922). М., 1923.

72. Введенский А.И. Церковь патриарха Тихона. М., 1923.

73. Воронцов Г.В. Ленинская пропаганда атеистического восприятия в действии (1918 1937 гг.). Л., 1973.

74. Вострышев М. Божий избранник: Крестный путь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1990.

75. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978.

76. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1998.

77. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-е 80-е гг. XX столетия). М., 1984.

78. Гришаев В.Ф. Дело архиепископа Иакова // Алтайская миссия. 2001. № 10.

79. Гришаев В.Ф. Дело архиепископа Маскаева // Шанс Алтай. 2001. 4 октября.

80. Гришаев В.Ф. Крестный путь епископа Бийского Никиты // Наследие. Из материалов III Свято-Макариевских чтений и собраний монашествующих. Барнаул, 2003.

81. Гришаев В.Ф. Реабилитированы посмертно. Барнаул, 1995.

82. Гришаев В.Ф. Церковь Святого Дмитрия Ростовского. 1830 -1920 гг. // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул, 1993.85. «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991.

83. Зубарев И. История женских монастырей г. Барнаула (1894 -2000 гг.): возникновение, деятельность, влияние на жизнь города // Молодежь Барнаулу. Барнаул, 2000.

84. Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975.

85. История религии в России. М., 1999.

86. Исупов С.Ю. Первые храмы Бийска // Храм: специальный выпуск. 1997.

87. Кашеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви. 1917- 1945 гг. СПб., 1995.

88. Клочков В.В. Закон и религия. М., 1982.

89. Коваленко П. Бийск православный // Алтайская миссия. 2000. № 11 12.

90. Коваленко П. Бийские святыни // Храм: специальный выпуск. 2000.

91. Коваленко П. Бийская Казанка// Алтайская миссия. 2001. № 10.

92. Коптев A.B. Из истории раскопок храма Иоанна Предтечи на территории Нагорного кладбища г. Барнаула // История Православия на Алтае. Барнаул, 2001.

93. Коржихина Т.П., Санин A.C. История российской государственности. М., 1995.

94. Корзун М.С. Русская Православная Церковь. 1917 1945 гг. Изменение социально-политической ориентации и научной несостоятельности вероучения. Минск, 1987.

95. Крахмальникова 3. В поисках обещанного рая. Заметки о церковной жизни в России XX века // Нева. 1992. № 10.

96. Крейдун Ю.А. Бийский Архиерейский дом и Катехизаторское училище (1880 1931 гг.). Барнаул, 2001.

97. Крейдун Ю.А. История Александро-Невского пещерного монастыря в начале XX столетия. Барнаул, 2001.

98. Крейдун Ю.А., Скворцова Т.В. Бийский Тихвинский женский монастырь // История Православия на Алтае. Барнаул, 2001.

99. Кудинов А. Архив на крови//Прямая речь. 1991. № 1.

100. Куницын H.A. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000.

101. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1981.

102. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996.

103. Левченко И.В. Православие и современность: к вопросу о взаимоотношении Церкви и государства // Вестник Иркутской государственной экономической академии. Иркутск. 2000. № 4.

104. Ляпкина Л. Не звонят колокола (История храмов Рубцовского района)// Хлебороб Алтая. 2000. 30 августа.

105. Метел ьницкий К. Покровский кафедральный собор // Алтайская миссия. 2003. № 2.

106. Метел ьницкий К. Свято-Никольская церковь // Алтайская миссия. 2003. № 3.

107. Метельницкий К. Экскурсия по старому Барнаулу // Прямая речь. 1990. № 5.

108. Молодцова И.В. Из истории Тихвинского женского монастыря // Моя земля. 1997. 28 февраля.

109. Молодцова И.В. История мест, где мы родились (Об истории Тихвинского женского монастыря) // Алтайский шинник. 1997. 28 ноября.

110. Молодцова И.В. Монастырские корни // Возрождение Алтая. 1996. № 3.

111. Николин А. Церковь и государство (История правовых отношений). М., 1997.

112. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1931.

113. Никулин A.A. РПЦ и проведение политики раскола Русской Православной Церкви в 1920-х гг. в Сибири // Сибирь на пороге третьего тысячелетия: прошлое, настоящее, будущее. Новосибирск, 1998.

114. Овчинников В.Г. Русская Православная Церковь в XX веке // Преподавание истории в школе. 1992. № 1.

115. Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений 1917- 1938 гг.).М., 1991.

116. Одинцов М.И. Государство и церковь в России, XX век. М., 1994.

117. Одинцов М.И. Жребий пастыря // Наука и религия. 1998. №5.

118. Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. №5.

119. Петров С. Большевистские Советы Тобольска и Екатеринбурга и епископ Гермоген: история взаимоотношений // Гуманитарыые науки в Сибири. 1997. № 2.

120. Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917 -1923 гг. М., 1968.

121. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. JL, 1987.

122. Платонов Н.Ф. Православная Церковь в 1917 1935 гг. // Ежегодник музея истории религии и атеизма. Т. 5. М., 1961.

123. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. М., 1996.

124. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX в. М., 1995.

125. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь: испытания начала XX в. // Вопросы истории. 1993. № 1.

126. Православные церковные братства в России // Храм: специальный выпуск. 1997.

127. Промпт Г.Г. Черное воинство. М., 1985.

128. Рахманова И.В. Борьба религии и атеизма в первые годы советской власти. На материалах Алтайского края // Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск, 1987.

129. Регельсон JI. Трагедия Русской Церкви. 1917 1945. М., 1996.

130. Римский C.B. Церковная реформа 60 70 гг. XIX в. // Отечественная история. 1995. № 2.

131. Русская Православная Церковь и право. М., 1999.

132. Русская православная церковь и Советская власть в 1917 -1927 гг. // Вопросы истории. 1993. № 8.

133. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

134. Савельев С. Бог и комиссары // Социологические исследования. 1991. № 2.

135. Свято-Никольский храм. Барнаул, 1999.

136. Сергеев А.Д. «Духовному правлению быть в Барнауле» // Алтай. 1995. № 3.

137. Скворцова Т.В. Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь // Православный Алтай. М., 2002.

138. Скворцова Т.В. Из истории Бийского Тихвинского женского миссионерского монастыря // Алтайская миссия. 2001. № 10.

139. Скворцова Т.В. История одной семьи // Алтайская миссия. 1998. № 1.

140. Скворцова Т.В. Экскурсия по родному городу // Алтайская миссия. 2000. JSTu 5.

141. Соколов М.С. «С беспощадной решительностью.» // Собеседник. 1990. № 16.

142. Титлинов Б.В. Новая церковь. М., 1923.

143. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. М., 1924.

144. Тютрина H.A. Русское православное монашество. Бийск, 2001.

145. Ульянова B.C. Взаимоотношения церкви и государства в России в допетровский период. М., 1995.

146. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

147. Феодальные землевладения в Северо-Восточной Руси. Т. 1.М., 1947.

148. Хенкин Е.М. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921 1922 гг.). Красноярск, 1988.

149. Худяков A.A. История Алтайского края. Барнаул, 1971.

150. Цимбаев Н.И. Русская Православная Церковь в годы испытаний (1900 1941 гг.) // Вопросы философии. 2001. № 5.

151. Шишкин A.A. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970.

152. Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской православной Церкви XX века. СПб., 1999.

153. Шкаровский М.В. «Религиозная революция» и ее результаты // 1917-й год: Метаморфозы революционной идеи и политическая практика их воплощения. Новгород, 1998.

154. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 1964 гг.). М., 1999.

155. Щапов Я.Н., Васильева О.Ю. и др. Христианские вероисповедания и государственная власть в России в XVIII первой половине XX в. // Отечественная история. 1998. № 3.

156. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI XIV вв. М., 1972.

157. Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982.1. Диссертации, авторефераты

158. Белоглазов M.JI. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917 1925 гг.). Автореф. дисс. канд. наук. Томск, 1992.

159. Белоглазов МЛ. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917 1925 гг.). Дисс. канд. ист. наук. Томск, 1992.

160. Коголь Т.Н. Русская Православная Церковь и государство. 1917 1927 гг. (На материалах Западной Сибири). Дисс. канд. ист. наук. Томск, 1995.

161. Эйнгорн И.Д. Религия, церковь и классовая борьба в Сибири в переходный период от капитализма к социализму (1917 -1937 гг.). Дисс. доктора ист. наук. Томск, 1989.1. Мемуары, воспоминания

162. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. М., 1994.

163. Голубцов г., протоиерей. Поездка на Всероссийский церковный Собор. Дневник (29 января 18 апреля 1918 г.) // Российская Церковь в годы революции. Сборник. М., 1995.

164. Евлогий, митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

165. Любимов Н., протопресвитер. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апреля 12 июня 1917 г.) // Российская Церковь в годы революции. Сборник. М., 1995.

166. Соколов К.К. Судьба Соколовых // Православный Алтай. М., 2002.

167. Феодосии (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (Записки соловецкого узника). М., 1997.1. Богословская литература

168. Александр (Введенский), архиепископ Алтайский. О. Соборе и мире. Барнаул, 1926.

169. Бочкарев В., протоиерей. Обновленческий раскол // Алтайская миссия. 1996. № 7.

170. Ермоген, архимандрит. Возвращение святыни // Бийский рабочий. 2002. 1 августа.

171. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Стояние в вере. Очерки церковной смуты. СПб., 1995.

172. Палий Л., протодиакон. Это было недавно. // Алтайская миссия. 2003. № 2.

173. Роуз С. Святое православие XX век. М., 1992.

174. Цыпии В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917- 1990. М., 1994.

175. Цыппн В., протоиерей. Церковное право. М., 1996.1. Публицистика

176. Алексеев В.А. Новый «раскол» в русской церкви ? // Учительская газета. 1990. № 3.

177. Безруков Г. Пять рублей золотом и серебряный крест // Алтайская правда. 1992. 30 мая.

178. Власть и церковь // Трибуна хлебороба. 1997. 15 июля.

179. Ворсина В. К струе воды живой // Алтайская правда. 2001. 10 февраля.

180. Выбор судьбы. Русская Православная Церковь в современном мире // Алтайская миссия. 1996. № 9.

181. Гришаев В. Ризы, сосуды, колокола. //Барнаул. 1998. № 2.

182. Зайцев А. За дело и веру // Алтайская правда. 2001. 10 января.

183. Земли алтайской заступники // Алтайская миссия. 2001. № 4.

184. Казаковцев А. История миссионерской семьи // Православный Алтай. М., 2002.

185. Колесников A.A. За веру. // Алтайская миссия. 2003. № 1.

186. Купицып И. Возврат «национализированного» церковного имущества: милостыня или обязанность государства ? // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 8.

187. Мельников A.B. Духовно-просветительская деятельность в Рубцовске // Православие, современное образование и культура. Барнаул, 1996.

188. Модин U.C. Из истории духовного образования в Барнауле // Алтайская миссия. 2002. N» 2.192. «Молитвенный дом», или как народ закрывал свои церкви // Свободный курс. 1993. № 4.

189. Перетягипа Е. Больше внимания антирелигиозной пропаганде // Алтайская правда. 1938. 10 апреля.

190. Религия и церковь в жизни современной России И Диалог. 2001. №3.

191. Родионов А. «Душу иметь аки воеводу, тело аки воина.» // Алтайская правда. 1991. 15 октября.

192. Роль Православной церкви в истории России: круглый стол // Вопросы истории. 1990. № 3.

193. Шильдмшов И.М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. Новосибирск, 1982.

194. Яковлев A.M. По мощам и елей. М., 1995.