автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Православная Церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Зубанова, Светлана Геннадиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Православная Церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Православная Церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СОЦИАЛЬНОЙ. КУЛЬТУРНОЙ * И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА XIX ВЕКА

специальность - 07. 00. 02 - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва, 1995

Диссертация выполнена на кафедре социальной истории России Московского государственного социального университета.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Павлов Валерий Сергеевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Кондакова Нина Ивановна

кандидат исторических наук, доцент Забегайло Олег Николаевич

Ведущая организация: Московский государственный университет

культуры

Ям^лкир»«»* ¿¿л Л. К/* о,

Защита состоится -и^^Л 1995 года в ^ часов на заседании диссертационного совета по историческим наукам Московского государственного социального университета по адресу: 107150. Москва, ул. Лосиноостровская. 24.

С диссертацией к „ комиться в библиот < Московского государственного сощ: ного у} ерситета.

Автореферат разе н ■¿¿¿Ра^ 1995 -а.

Ученый секретарь ди.-. ~>та1 онного совета, доктор историч.ч м наук, профессор

Сафронова В.М.

российг ' 1

I

I. ОБ!ДАЯ~ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Обновление различных сфер общественной жизни современной России побуждает к осмыслению места и роли Русской Правослазной Церкви в истории государства. Меняется сознание у части людей. Все чаше соотечественники приходят к пониманию необходимости возрождения понятий духовности и соборности, благотворительности отдельных личностей и организаций и. конечно же, социального служения Церкви своему Отечеству и его народу, качался процесс возвращения Церкви приходов, храмов, утвари и т. д.

Послеоктябрьские десятилетия воинствующего атеизма сделали огромное количество людей безрелигиозными. Однако столько лет такого отношения государства к Церкви не позволили завершить создание общества атеистов. Стихия' русского^. языка,преподавание в школе русской литературы вместе с устойчивыми бытовыми тради циями не прерывали исторически сложившуюся связь нации с православием. Россияне в основе своей, хотя и в различной степени, придерживаются православной ориентации.

В преддверии XXI в. страна снова поставлена перед историческим выбором, как и много раз в прошлом.

Радикальная смена политической системы, идеологии. Форм хозяйствования, изменение места страны в мире, автономизаиия национальной жизни - все нацелено на то, чтобы наше Отечество отказалось от исторически сложившихся православной духовности, уникального национального своеобразия, отличаюшего Россию от Запада и Востока. Развитие событий выдвигает ^апрос о необходи-

- г -

мости усиления связи между собой всех православных организаций, восстановления в политических документах и действиях линии на налаживание гармоничных связей обшественных и православных организаций з интересах возрождения народных духовно-нравственных традиций, накопленных в прошлых столетиях.

Анализ исторического прошлого нашей Родины позволяет утверждать, что роль Православной Церкви как социума необыкновенно велика и значима в жизни народа. Благодаря духовной стойкости и подвижничеству служителей православия,русский народ сумел выдержать оголтелый натиск захватчиков и других религий. Он обрел оригинальный, непохожий на восточный и западный культурно-исто-рический тип, живет по законам, присушим своей державе. XIX век, обогативший творениями человеческого ума как Запад, так и Восток, справедливо называют "Золотым веком" русской культуры. Церковь являлась активным носителем укоренившихся в народном сознании принципов и традиций соборности, обшинности. сохранения сильного централизованного государства.

Актуальность исследования социальной, культурной и духовной деятельности Православной Церкви в XIX в. обусловлена рядом обстоятельств социально-экономического, политического, теоретического и практического порядка:

Во-первых, насушной необходимостью разработки концепции национальной идеи,углубленного изучения традиций русского народа.

Во-вторых, сложностью организации всестороннего воспитательного процесса в многонациональной Российской Федерации, где представлены различные конфессии.

В-третьих,потребностью совершенствования функций органов управления в руководстве процессом воспитания подрастающих поко-

лений на исторических традициях нации, уроках и опыте прошлого.

В-четвертых, неоднозначностью воззрений представителей различных направлений общественной мысли на понятия : мир, война, человеческие жертвы, место и роль при этом духовенства. Как известно, эти понятия находятся на стыке интересов различных общественных наук: философии, психологии, истории, а также богословия, гомилетики, церковного права.

В-пятых, дальнейшее развитие отечественной исторической науки требует исследования тех областей, которые не получили еше достаточно полного и глубокого освещения,в частности.-проблема кастовости русского духовного сословия в XIX в., взаимоотношения Православной Церкви и государства.

В-шестых, объективное исследование поможет утверждению социально-исторического познания с позиций неподдельного историзма и поиска истины.

В-седьмых, в челом обобщение опыта деятельности Православной Церкви в XIX в. позволит полнее оценить ее сушность и значение в истории Российского государства.

В-восьмых, изучение социальной, культурной и духовной деятельности Православной Церкви в годы неординарного XIX столетия вытекает из потребности освобождения от ряда неверных, противоречащих истине положений, бытовавших в советской исторической науке о культовых учреждениях и их органах. Это позволит более достоверно осветить положительные стороны, а также трудности и противоречия в ее деятельности.

В-девятых, разработка проблемы социальной, культурной и духовной деятельности Православной Церкви в прошлом столетии послужит задачам возрождения народности и духовности в период

обновления современного российского обшества.

Все это требует теоретического осмысления научно обоснованных выводов и рекомендаций по оптимизации процесса взаимодействия Православной церкви и обшества, ее влияния на Формирование умонастроений российских граждан.

Степень научной разработанности проблемы, на сегодняшний день в Фонде литературы по проблеме пока нет научного труда, комплексно освешаюшего роль и место духовенства в русской истории. Наряду с этим в историографии можно выделить этапы исследования взаимосвязи обшества и Церкви, которые соотносятся с обшей периодизацией исторической науки.

Первый период охватывает время с начала XIX в. до его 70-х гг. В это время церковными и светскими отечественными историками была проделана работа по сбору, публикации материалов, имеющих характер исторических очерков, справочных данных, Уставов домов трудолюбия и прочих заведений (»). в публикациях тех лет характер взаимоотношений Православной Церкви и Российского государства освешен односторонне (»*).

к

См. : исторический очерк призрения в Московской губернии // МОСК. ГУб. ведом. - 1848. - мчс 47,48; Стог А. Д. Об общественном призрении в России. - Спб. ,1818. - 4.1-2; Уставы Московского и С. -Петербургского домов трудолюбия. - Спб., 1830-1831; Учреждение и штат странноприимного в Москве дома. - спб., 1803; Устав Общества для призрения малолетних бедных. - спб., 1817 и др.

к к

См,: Вениаминов (прот. Иоанн). Состояние православной Церкви в Российской империи // Журн. Мин. Нар. Проев. - 1840. - (Гб; Бочечкаров Н. О нищенстве и разных видах благотворительности архив историч. и практ. сведений о России. - Б.м., 1859. и др.

второй период охватывает время с 70-х гг. XIX в. до 1917 г. В эти десятилетия церковные и светские историки проделали определенную работу по сбору, обработке и публикации документов, обширных Фактических материалов, содержание которых не утратило своей актуальности и поныне («). исследования этого времени отличает описательность, излишняя детализация Фактов, отсутствие обобщений, оценок, выводов (»*).

Особенностью дореволюционного периода историографии проблемы явилась публикация многочисленных энциклопедических изданий, содержащих статьи, указы, отчеты, характеризующих деятельность Русской православной церкви (***).

См.: РГБ (Российская государственная библиотека), ф. 278. Славянское благотворительное общество. Отчет за 1899 г. СПб., 1900. - К. 18, ед, хр. 1; Верховский П. В. Очерки по истории русской церкви ХУШ-Х1Х вв. - Варшава, 1912; Всеподданнейшие отчеты С. -Петербургского Попечительного Совета заведений общественного призрения за 1876-1880 гг. - Спб., 1879; Деятельность русских благотворительных обшеств //Гражданин. -Н., 1871. - ч,1; Знаменский П. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. - Казань, 1873; История Московского купеческого общества 1863-1913 гг. - и., 1914. -Т. 5; Голубинский Е. Е. История русской церкви/ В 2-х т. - И., 1880. и др.

См.: Чудецкий П. Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX веках. - Киев, 1877; Знаменский П. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. - Казань, 1873. и др.

См. : Энциклопедический словарь / В 82+4 тт. / Под ред. И. Е. Андреевского, - Спб., 1890-1907. - Т. VI, кн. 12; Православный богословский энциклопедический словарь / В 2-х т. -СПб., 1901. и др.

Из литературы дооктябрьского периода особого внимания исследователей заслуживают работы, раскрывающие суть тяжелого ратного труда защитников Отечества с христианских позиций, идей св. Писания («),

Третий период - начало 20-х - середина 50-х гг. История взаимоотношений Церкви и государства с 1917 по 1922 гг. слилась с историей гражданской войны («*). Поэтому речь о теоретической разработке светской наукой каких-либо вопросов, затрагивавших институты Церкви в тот период, идти не могла. Авторским суждениям немногих монографий, посвященных истории русского духовенства, были присуши идеологические штампы, приоритет классовых подходов перед исторической объективностью (*«»). Исследования некоторых ученых представляют собой труды, с позиции марксизма подвергающие резкой критике религию как Форму общественного сознания («»**). Однако в этот период появлялась церковно-исто-рическая литература за рубежом (**«»*),

к

См. : Карташев А. Отношение христиан первых трех веков (До Константина Великого) к военной службе, - Рязань, 1914; Кашкаров И. Христолюбивое воинство по учению православной церкви. - Пг.. 1915; война и воины на службе Господней / Сост. А. К. Э. - Спб., 1912. и др.

к и

См.: Прот. Введенский А. Церковь и государство: Очерк взаимоотношений (1919-1922). - Н. , 1923.

« к к

См.: Кандидов Б. Религия в царской армии. - М., 1928.

* к * *

См.: Никольский Н. Н, История русской церкви.- Н., 1930.248 с.

«от

См.: Протоиерей Александр Шмеман). Исторический путь православия. - Нью-Йорк, 1954.

Четвертый период - середина 50-х - 80-е гг. стал логическим продолжением предыдущего. Анализ докторских и кандидатских диссертаций, материалов научно-теоретических конференций, монографической литературы, ряда научных статей, периодических изданий показывает, что несмотря на определенное внимание к влиянию религиозных убеждений на жизнь общества, вопрос изучения опыта и уроков социальной деятельности духовного ведомства в России не получил всесторонней разработки. Религия представлялась как разновидность чуждой идеологии (*).

Научный интерес историков-исследователей к проблемам религии и Церкви в 50-80-е гг. в большей мере был устремлен к периоду древней Руси, русскому православию в дворянской империи XVIII в. («»). Однако появились работы, касающиеся жизни общества XIX в. («»*).

Проблема культуры рассматривалась авторами с точки зрения ее значения в теории и практике коммунистического строительства, актуальности критики православной концепции культуры, связанной с задачами атеистического воспитания. Анализ несостоятельности утверждений богословов о решающей роли православия в истории страны, в развитии письменности, искусства, просвещения

*

См. : Новиков И.П. Тупики православного модернизма / Критический анализ богословия XX века. - М., 1979; Глаголев Б.С. Критика православных представлений о культурно-художественном наследии. - м., 1975. и др.

к *

См.: Щапов Я.Н. Церковь как Феодальная организация в древней Руси в Х-XI веках; Дис. ... канд. ист. наук. - И., 1964; Козлов 0.Ф. Церковная реформа первой половины XVIII века: Дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1979; Дмитриева н. К. Православно-богословская концепция социальных процессов: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - К., 1976. и др.

*»к

См.: Бабинская С.П. Детские воспитательные учреждения в

представлены у нескольких авторов (*).

Пятый период начался с 80-х гг. и продолжается по настоящее время. Тематика исследований истории православного духовенства в России в различных вузах страны, свидетельствует, что в рассмотрении данной проблемы представители светской науки придерживаются хронологического подхода.в то время как церковной -отдают предпочтение проблемному.

В вышедших в конце 80-х гг. монографических работах видные советские историки и философы освещают в основном политическую и бытовую историю Церкви (»*).

Кроме монографических изданий на рубеже 80-90-х гг. вышел ряд интересных,с точки зрения исследователя, работ по истории духовенства, журнальных публикаций о значении Православной Церкви в истории России, о ее месте и роли в воспитании молодежи!»«»).

»

См. : Лисюткин 0. м. Критика православной концепции культуры: АвтореФ. дис. ... канд. Фил. наук. - М. : МГУ, 1987; Зоц В. А. Духовная культура и 'православие. - М., 1974; Глаголев В. С. Критика православных представлений о культурно-художественном наследии. - М., 1975; Меликова В. Д. Эстетическое и религиозное в изобразительном искусстве // философские науки. - 1972. - (Г 5; Филиппова Е. И. Атеизм и духовная культура. - М., 1977; Фуров В. г. Памятники культуры и атеизма. - М., 1-974; Яковлев Е. г. Искусство и мировые религии. - М., 1977 и др.

» к

См.: Русское православие; вехи истории / Науч. ред. А. И. клибанов. - М., 1989.

«К К '

См. : Роль православной церкви в истории России: Круглый стол // Вопросы истории. - 1990. - № 3; Ван дер. Воорт Ф. (прот. ). Практика и благотворительность в Русской православной церкви // Путь православия.- 1993. - № 2; Василич г. Император Александр I и старец Феодор Кузьмич. - М., 1991.

Достоинство этого ряда работ в попытке освешения малоизвестных страниц отечественной истории.

Однако анализ степени разработанности означенной проблемы позволяет сделать вывод, что она еше не стала предметом специального на/чного рассмотрения.

Объектом исследования является Православная церковь в социальной жизни России XIX в.

Предметом исследования избраны следующие направления:

- выяснение сущности социальной деятельности Церкви, роли церковно-приходских попечительств и приходских благотворительных обществ, частная и монастырская благотворительность;

- влияние православия на культурное и духовное развитие общества: приоритеты религиозно-ФилосоФской мысли XIX в., проблемы взаимоотношений интеллигенции и Церкви, образовательный уровень и нравственно-религиозное просвещение российского общества, воплощение христианской идеи благотворительности в культуре, влияние православия на развитие церковного пения, музыки, иконописи, архитектуры, духовно-нравственная проблематика русской литературы XIX в.

Цель научного исследования состоит в обобщении опыта участия Православной Церкви в социальной жизни общества XIX в., ее влияния на культуру и духовность народа.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач.

1. Выявить и проанализировать уровень разработки проблемы в научной и общественно-политической литературе, периодической печати, сопоставить выводы предшественников о Православной Цер кви, ее социальной, культурной и духовной деятельности в целом,

а также ее органов, институтов - в частности, в сложном и противоречивом XIX в.

2. Показать позицию православной Церкви, деятельность ее институтов в социальной, культурной и духовной сферах в период проведения реформ и контрреформ второй половины XIX в.

3. Раскрыть специфику Форм, методов и способов социальной, культурной и духовной деятельности Русской Православной Церкви, трудности и недостатки, причины, их обусловившие. Показать обусловленность влияния Православной Церкви на события социальной жизни общества.

4. Изучить теоретико-методологические основы внутрицерков-ных процессов XIX в. и взаимоотношений Церкви и Государства в решении социальных вопросов.

5. Исследовать противоречия субъективного и объективного характера, имевшие место в сфере социального служения Церкви, Формирования социального мировоззрения населения.

6. Обобщить итоги исследования, выработать предложения и рекомендации по творческому использованию накопленного в XIX столетии опыта социальной, культурной и духовной деятельности Православной Церкви, с учетом современных требований к социальной с^ере.

Методологическую основу исследования составляет принципы историзма, объективности, всесторонности, диалектики, единства логического и исторического, системности и др.

Источниковую базу диссертации автор разделяет на четыре

группы: 1) официально-документальные материалы; 2) эпистолярные источники и воспоминания; 3) публицистика; 4) архивные материалы;

Первая группа источников является основой диссертации. Автор условно подразделяет ее на 4 подгруппы: и законодательные акты С); 2) церковные источники, регламентировавшие роль духовенства (»»); 3) архивные документы и материалы (***); 4) ведомственная переписка («***).

Большой интерес для исследования истории Русской Православной Церкви представляют выходившие в XIX - начале XX вв. различные справочные издания, позволяющие соотносить деятельность духовенства с указами Св. Синода, Уставом духовных консисторий, Сводами гражданских и военных постановлений (***««).

Вторая группа источников - дневники и воспоминания пред-

Полное собрание законов Российской Империи / В 55 т. СПб., 1830-1884.

» к

Библия. Книги Священного Писания ветхого и нового завета.-м., 1992; Устав духовных консисторий. - СПб., 1841 и др.

«ПК

ргб. Ф. 766, к. 3, ед. хр. 18; Ф. 34, п. 2, ед. хр. 3-6.

» * к к

РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив). ф. 14877, on. 1, д. 1634; РГБ. Ф. 4, п. 1. ед. хр. 3; ф. 280, к. 10-14; Ф. 131, П. 34, ед. ХР. 4, 26, 28; Ф. 172, к. £, ед. хр. Ю-13. и др.

им*»«

См.: Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству... - СПб., 1883; Калашников C.B. Алфавитный указатель .действующих и руководственных канонических постановлений, указЬв, определений и распоряжений святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. - Харьков, 1896; Устав благотворительного общества попечения о бедных духовного звания ведомства главного священника армии и Флота. - спб., 1879. и др.

ставителей духовенства («) и светских лиц (»*), эпистолярные источники - переписка и воспоминания (**»).

Третью группу источников составляет публицистика и, в первую очередь, периодические издания как светские, так и религиозные исследуемого периода (•»*»).

Четвертая группа - определяющие источники- для написания диссертации - архивные материалы. Автором использовано более 60 дел 17 Фондов четырех центральных архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного архива киноФотодокументов (РГАКФД), архивы Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ).

В обшей сложности автором проанализировано более 200 диссертаций, научных статей, монографических работ, в той или иной мере затрагивающих аспекты проблемы.

Достоверность и аргументированность выводов, корректность оценок опирается на результаты исследования, проведенного группой сотрудников отдела Московской Патриархии по церковной благотворительности и социальному служению.

*

ГАРФ (Государственный архив Российской федерации). Ф. 1466, оп. 1, д. 15 и др.

к к

См.: Анненков П. В. Литературные воспоминания. - М., 1989.

к к к

ГАРФ. ф. 730. ОП. 1, д. 2862. РГБ. Ф. 35, к. 11, ед. хр. 8 И др.

и » к »

См. : Вестник благотворительности; Орган ведомства детских приютов. - СПб., 1897-1902; Детская помощь. - М., 1885-1897; Московские губернские ведомости. - 1848; Дух христианина. -СПб., 1861-1864. и др.

II. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Цель, задачи и предмет исследования определили соответствующую структуру диссертации. Она состоит из введения, трех разделов и заключения. Диссертация имеет список источников и использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается анализ состояния ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая и источниковая база, научная новизна и практическая значимость, Формулируются положения, выносимые на зашиту.

Первый раздел "Православная церковь в социальной жизни Российского обшества" включает в себя: определение содержания понятия "социальная деятельность Православной Церкви"; сведения из истории социального служения Церкви обществу; анализ роли в социальной деятельности церковно-приходских попечительств, благотворительных обществ, частной и монастырской благотворительности в оказании помощи нуждающимся.

Второй раздел "Церковь и культура" включает в себя рассмотрение следующих вопросов: отношение интеллигенции к православию; приоритеты религиозно-ФилосоФской мысли; воплощение христианской идеи благотворительности в культуре российского общества; нравственно-религиозное просвещение и образовательный уровень народа; влияние православия на развитие некоторых видов искусства: церковного пения, иконописи, музыки, архитектуры.

Третий раздел "Духовная жизнь России XIX века" включает в себя следующие вопросы: различие богословской и общепринятой трактовок понятия "духовность"; духовные подвиги монашеству-

юших. как части российского общества; влияние Православной Церкви на духовность общества в целом, религиозно-нравственное и патриотическое воспитание народа, духовно-нравственная проблематика русской литературы XIX в.;

В заключении диссертации сформулированы обобщающие выводы и вытекающие из них рекомендации и предложения.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИИ. ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна представленной диссертации заключается:

Во-первых, в том, что в работе впервые в самостоятельной постановке,комплексно изучена социальная, культурная и духовная деятельность Русской Православной Церкви в XIX в. Исследование представляет собой первый опыт совокупного обобщения работы всех структур Православной церкви во взаимодействии с Российским государством. Результаты исследования дают достаточно полное представление о путях осуществления Церковью задач, направленных на улучшение ситуации,•сложившейся в социальной,культурной и духовной сферах Российского общества прошлого столетия.

Во-вторых, в авторской постановке проблемы, обосновании основных направлений исследования, показе обусловленности тенденций развития антирелигиозной пропаганды событиями предшествующего столетия.

В-третьих, в обосновании полезности участия Православной Церкви в решении социальных вопросов жизни общества в рамках попечительства и благотворительности.

в-четвертых, в выявлении и анализе причин наличия противоречивых явлений в жизни Православной Церкви XIX в.

В-пятых, в авторском обобщении историографии проблемы, выделены основные направления дальнейшего изучения опыта социальной, культурной и духовной деятельности Православной Церкви.

В-шестых, в рассмотрении социально-исторического опыта деятельности Православной Церкви в XIX в. в тесной связи с назревшими задачами по реализации социальной политики в современных условиях.

На защиту выносятся:

- результаты количественного и качественного анализа религиозного состава населения России;

- теоретические выводы относительно сущности и содержания религиозных основ жизни российского общества;

- результаты анализа различных специфичных Форм, методов и способов социальной деятельности, влияние Церкви на культурную и духовную жизнь российского общества; трудностей и недостатков, а также причин, их обусловивших;

- результаты анализа деятельности Церкви в практическом разрешении задач социальной зашиты населения России, его культурного и духовного роста;

- теоретические выводы относительно обусловленности влияния Православной Церкви на события социальной, культурной и духовной жизни общества;

- научно-практические рекомендации, направленные на совершенствование деятельности Православной Церкви на благо Отечества.

Обоснование основных положений, выносимых на защиту.

Церковь и православная вера в XIX в. были для большинства населения России могущественным мотивом в народной жизни, во имя религии совершались не только дела благотворительности, но во имя веры народ не раз отстаивал свое отечество от внешних врагов.

В XIX в. Православная Церковь, являвшаяся частью государственного механизма Российской империи, наряду с религиозно-нравственным воспитанием народа выполняла одну из основных Функций государства - идеологического обоснования и зашиты самодержавия. Это обусловливалось, прежде всего тем, что около 65/ населения России принадлежало к православному исповеданию («).

Согласно данным энциклопедических изданий дооктябрьского периода в 70-х гг. XIX столетия в Российской империи православных и единоверцев в среднем на 100 жителей приходилось: в Европейской России - 82,44/; в губерниях царства Польского - 0,5'/; в Финляндии - 2,96'/; на Кавказе - 43,5'/.; в Сибири - 86,4*; в среднеазиатских владениях - 8,1'/; во всей империи - 70, 8>: (**). В 1878 г. в губерниях России насчитывалось приходов - 30 721.

«

См.: Булгаков С.В. Настольная книга для свяшенно- церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). -Харьков, 1892. - С. 211.

»к

См. : энциклопедический словарь / В 82*4 тт. / Под ред. И. Е. Андреевского. - СПб., 1890-1907. - Т. XXVII. - Кн. 54. -С. 86.

Из них; 516 соборов и 30 205 церквей (»).

Анализ, проведенный автором исследования различных источников, свидетельствует о существовавшей тенденции к увеличению количества православного населения России, соборов и церквей, так. по свидетельству представителей церкви, к 1888 г. соборов в России насчитывалось 667, а православных церквей - 43 581 (*»). Это говорит об укреплявшихся в конце XIX в. позициях православной церкви в Российской государстве.

XIX век характеризуется оживлением Церкви и ее деятельности в жизни обшества.

Нельзя не отдать должное Правослазной Церкви в проведении социальных мероприятий в XIX в. Церковь или сама оказывала материальную помощь, например, совершением бесплатных треб у просящих,- Финансировала учебные заведения, открывала богадельни и т. д.: или силою своей веры, вдохновляя общество на благородные поступки "за Веру, Царя и Отечество", способствовала тому, чтобы правительство выделяло определенные средства для исполнения христианского долга (*»*).

Вопросам, касающимся благотворительности, уделялось пристальное внимание. Так, в последние годы XIX столетия прави-

х

ГАРФ (Государственных архив Российской Федерации). Ф.730. оп. 1, д. 1717, л. 2,

и*

См. : Булгаков С. В. Настольная книга для свяшенно-церков-нослужителей. - Харьков, 1892. - С. 106.

*

См, : Кудрявцев А, Н. Сравнительный очерк разных видов благотворительности. - Спб., 1884.

тельство издало следующее количество указов и распоряжений: в 1896, 1897, 1898, 1899 гг. соответственно: 85, 68, 69, 70 (*). По данным, собранным ведомством учреждений Императрицы Марии в 1896 г. (**), всех благотворительных обществ, братств, попечи-тельств, комитетов в России насчитывалось 1 404, в т. ч. в С.-Петербурге - 334, в Москве - 154. Благотворительных учреждений по всей России имелось з 555.

Церковно-приходские попечительства и благотворительные общества сыграли существенную роль в деле социального служения обществу Православной Церкви. Б обязанности священников вменялось в пределах своего прихода добиваться соблюдения правил христианской жизни, заниматься вопросами культурного, образовательного и нравственного уровня своей паствы. В XIX в. белому духовенству была доверена регистрация рождения, крещения, вступления в брак, смерти человека.

Роль монастырей заключалась в предоставлении возможности нуждающимся и нишим трудом заработать средства к существованию. Опека и нравственное исправление ниших. а не содержание на собственные средства, т.е. поощрение тунеядства, - это было и остается одним из основных призваний монашествующих в деле социального служения. Другое направление деятельности монастырей -их участие в деле народного просвещения.

См. : Собрание узаконений и распоряжений Правительства. - С. 75.

* к

См.: Сборник сведений о благотворительности в России. -СПб., 1899. - С. 1207.

в оценке дела частного благотворения надо учитывать многосторонность проблемы. Трудности в организации дела частной благотворительности в XIX в. связаны с разнообразностью причин нишеты, суть которых зачастую не было возможности подвергнуть анализу; часто появлялись случаи симуляции бедности, обусловленной нежеланием работать и другими пороками.

Частное благотворение осуществлялось в 2-х направлениях: материальном и духовном, причем второе было более действенным, так как искореняло сами причины явлений.

В проявлении гуманного, глубоко христианского чувства любви и сострадания к ближнему обнаруживалась степень нравственного развития и самих благотворящих лиц, а через них и всего общества (»).

В XIX в. Православной церковью был решен целый комплекс задач культурного предназначения. Происходит Формирование интеллигенции как особой части общества, пополнявшейся в разные периоды столетия представителями разных социальных классов: дворянства, позже - выходцев из духовного сословия, мелких чиновников, мешан; после реформы 1861 г. - крестьян разночинцев.

Очевидна полярность взглядов среди интеллигенции по отношению к религии при общности стремлений, основанных на единстве традиций в деле служения народу («*).

к

См. : Кудрявцев А. Исторические очерки христианской благотворительности. - Спб., 1884; Лабутин Н. Характер христианской благотворительности - Спб., 1899 и др.

«

См.: Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. - М., 1908.

отмечается характерная черта интеллигенции как части российского общества XIX в. - религиозное охлаждение и уклонение от православного христианства в 40-б0-е гг., пополнение ее рядов выходцами из духовного сословия, через аскетическую школу православия получившими определенную Формацию души с элементом мирострицания.

В XIX в. возникает собственно российская философия, которая как предмет начинает преподаваться в Духовных школах, согласно Уставу 1814 г., под контролем Московского Митрополита Филарета.

Отмечается зарождение и утверждение собственно российских философских традиций в Академиях (особенно в Московской), где активно проповедовался религиозный идеализм профессорами Ф. Го-лубинским, В, Кудрявцевым. А. Введенским, открыто ставившими проблему взаимосвязи философии и богословия.

Именно в российских Духовных Академиях закладывались в XIX в. основания для систематической философской культуры.

В расцвете меценатства в XIX в. нашли воплошение христианские истоки русской благотворительности. Феномен меценатства в России приобрел широкую не только всероссийскую, но и мировую известность благодаря подвижническим усилиям, размаху жертвенной деятельности "во славу Отечества" отдельных ярких выдающихся личностей (*).

Недостатком дела благотворительности в культуре надо считать то, что средства направлялись, в первую очередь, не на развитие народной грамотности (это могло бы стать фактором эко-

*

См. : Боткина А. П. П. М. третьяков в жизни и искусстве. - М., 1993; Власов П. Обитель милосердия. - М, 1991; Думова Н. Г. Московские меценаты. - М., 1992 и др.

ионического лидерства и демократического развития страны), а на решение экономических вопросов.

В XIX в. в России получила большое развитие система духовного образования. Политика Обер-прокурора Св. Синода в XIX в. часто не соответствовала позиции Православной соборной Церкви особенно по вопросам развития системы образования и поднятия культурного уровня народа.

В эпоху "цензурного террора" Николая I при проведении в жизнь сословного принципа в системе образования значительно возросло количество школ (особенно церковно-приходских в сельской местности). Хотя эти школы имели ограниченную программу обучения, для своего времени они сделали многое по поднятию образовательного и духовно-нравственного уровня народа.

Получила развитие и система высшего образования: к концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения и 4 Духовных Академии.

Проявились в XIX в. различные Формы культурно-просветительных учреждений: музеи, выставки, библиотеки (в том числе, приходские).

В развитии любых видов искусств в России в XIX в. (исконных, как архитектура и пение) и заимствованных (остальных) мы видим выражение народного духа, воспитанного под влиянием Православной Церкви.

Возник научный интерес к вопросам истории и теории церковного пения, в результате которого была учреждена специальная кафедра в Московской Консерватории во главе с протоиереем Д. Разумовским; пробуждение интереса к иконописи повлекло открытие

специального класса в Академии художеств.

Композиторская деятельность для Церкви отличалась канонической приверженностью и привела к созданию в XIX столетии собственного русского церковно-певческого стиля. Очевидно, что истоки русской народной музыки и пения - в православном церковном пении.

Большое значение придавалось в XIX в. церковному зодчеству и иконописи; народ, церковь и Синод противостояли влиянию западной культуры, которые нарушали традиции национальной самобытности («).

В XIX в. при наличии западных влияний, при кажущемся отрыве от народных и православных корней, литература оставалась подлинно русской, христианской, по характеру православной.

Несмотря на внешний отрыв некоторых литературных деятелей от православия, именно его следует признать одним из самых важных источников в их творчестве.

Значительную роль в расцвете издательского дела и в распространении духовно-нравственной литературы в России играли Православные монастыри, имевшие свои издательские отделы.

Различные Формы проявлений высокой духовности имели место в жизни российского общества XIX в. Перечень Фактов подтверждает тесную взаимосвязь исконнорусской духовности, высокой нравственности и святости с великими событиями истории Государства

*

См.: Козлов А. Н. О развитии христианского искусства и основах его в применении к церковной живописи. - И., 1998; Бычков В, В. Взаимосвязь философии, религиозности и эстетики в восточно-христианском искусстве / АвтореФ. дис. ... канд. Филос. наук. - М.,

- гз -

Российского (организация медико-санитарной службы; помощь инвалидам и раненым; влияние на патриотические чувства народа и проч.). Поэтому, необходим взвешенный и объективный взгляд на роль церкви в экстремальных событиях жизни народа в XIX в.

Монашество в XIX в. играло огромное благотворное влияние на общество, ведущее мирской образ жизни. Затворническая жизнь святых пустынников привлекала к ним множество людей, искавших наставления и утешения. Посетители монашествующих и сами учились у них благочестию, и создавали письменные труды деяний с изречениями святых, которые становились учебною книгою и руководством нравственности для всех христиан. Помогая духовным нуждам ближних, иноки делились и средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы, где иноки кормили всех приходящих и предоставляли место для отдыха, от монастырей рассылались милостыни и по другим местам: в тюрьмы, а также бедствовавшим во время голода и от других несчастий.

Религиозные основы в военном деле играли особую духовную роль в укладе жизни российской армии. Начальники частей должны были развивать и поддерживать в своих подчиненных сознание святости присяги и высокого значения воина, призванного к защите Веры, Царя и Отечества от врагов внешних и внутренних («), против которых согласно Священному Писанию разрешалось применять

к

См. : Устав внутренней службы. - Спб., 1902. - Ст. 78.

оружие (*). Русская мысль в XIX в. исходила из того, что истины христианского учения вели к развитию в обществе самоотверженного характера и готовности к самопожертвованию.

Православная церковь, руководствуясь словами апостола Пав ла: "Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены"(»*), • в качестве основания воинской доблести укрепляла в каждом воине безграничную преданность и любовь к Престолу и Отечеству, благонравие, полное послушание старшим начальникам. При этом, согласно Свяшенному Писанию, от каждого воина-христианина требовалось исполнять свой долг, вверяя себя воле Божией, что служило им своеобразным импульсом для проявления мужества и сострадания в бою. Триединая схема: "За Веру, Царя и Отечество!", основу которой составляла принадлежность к православию, мобилизовывала русский народ и его воинство на ратные подвиги во имя Российского государства (»«»).

Среди отчетов различных благотворительных учреждений и заведений XIX в. нет сводных данных о численности обшин сестер милосердия. Во всех лечебницах, больницах, госпиталях трудились сестры милосердия. Кроме отчетов комитета "Христианская по-

к

См.: Второзаконие. XIII, 14, 14. Исход. XXI, 13.

и *

Послание апостола Павла к римлянам, - Гл. XIII, 1.

к к к

РГВИА (Российский государственный военно-исторический ар

хив). ф. 14877, ОП. 1, д. 2648, Л. 1-44.

мошь", об этом свидетельствует официальная документация, наяри-

\

мер. Русского хирургического общества профессора Н. И. Пирогова: сестры милосердия упоминаются в период Русско-турецкой, Русско-Японской войн и в период осады Севастополя (!»).

Важное место в истории деятельности Церкви занимают междуцерковные национальные союзы. Они имеют обязательства в случае какого-либо бедствия оказывать посильную поддержку, помощь. Например, в европейских государствах в рамках междуцерковного Союза учреждено общество для взаимной помощи брльным и раненым воинам. Это общество возникло под названием С|вятого Красного Креста.

Исторический опыт социальной, культурной Iи духовной деятельности Православной церкви в XIX в. ■ анализ выдвинутых автором проблем позволяет сделать следующие вцйоды и обобщения:

1. Изучение состояния процессов, происходящих з обществе в XIX в. ив наше время позволяет констатировать, что сегоаня церковь, как и весь российский народ, переживает непростое время, находится в принципиально новых условиях.

Легче, конечно, сегодня восстановить разрушенные православные храмы, однако намного труднее решать и утверждать утраченные позиции культуры и духовности.

В нашу апокалиптическую эпоху всеобщего духовного и идейного хаоса, когда Россию буквально заполонили всевозможные проповедники и зазывалы не только из "христианских", но и других сект и конфессий. В бедственное время повального увлечения раз-

ом. : Отчеты комитета "Христианская помошь" больным и раненым воинам. - М., 1877-1910; Петров H.H. Очерк деятельности Русского хирургического общества Пирогова за 25 лет (18811907), - СПб. , 1907.

- гб -

личными оккультно-магическими системами, т. е. душепагубным де-монопоклонством, а также многочисленными ересями, жизненно важно беречь чистоту Православия.

2. Первостепенным делом, которое осуществляла Православная церковь на практике, было образование его благотворительных учреждений и их опека; создание общественных и государственных учреждений, направленных на оказание помощи нуждающимся; открытие иерковно-приходских попечительств и приходских благотворительных обществ; предоставлением возможности нишим трудом заработать средства к существованию; частное благотворение: материальное и духовное.

3. в XIX в. Православной церковью был решен целый комплекс задач культурного предназначения. в него входили:

- Формирование интеллигенции как особой части общества, пополнявшейся представителями дворянства, выходцев из духовного сословия, мелких чиновников, мешан, после реформы 1861 г. -крестьян разночинцев;

- создание собственно российской философии;

- воплошение христианских истоков русской благотворительности в меценатстве;

- развитие системы духовного образования, любых видов искусства (архитектуры, иконописи, музыки, пения);

- развитие русской литературы как подлинно христианской, православной.

4. Опыт деятельности Православной церкви в области духовной учит необходимости овладения всеми формами: проявления высокой духовности, приближающей это понятие к святости из-за большого количества подвижников православной веры; организации

медико-санитарной службы, оказания помоши инвалидам и раненым; влияния на патриотические чувства народа, на общество, ведущее мирской образ жизни, привлечения множества людей, искавших наставления и утешения, к вере, к добру, к нестяжанию, к любви; понимания деяний святых, которые становились руководством нравственности для всех христиан; оказания помоши в пропитании неимущих, создания странноприимниц при монастырях, где иноки кормили странников и предоставляли место для отдыха; подаянием милостыни в тюрьмах, бедствовавшим во время голода и от других несчастий.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов проведенного анализа для выво дов, направленных на организацию социального служения Русской Православной Церкви обществу. Определенное значение имеют практические рекомендации в деле усилении взаимодействия культуры русской нации с традициями православия.

Комплексный анализ состояния Православной церкви и ее деятельности в социальной, культурной и духовной жизни России XIX столетия позволяет автору изложить некоторые научно-практические рекомендации:

1. Объективность и истинная научность исторического исследования требуют признания роли церкви в подъеме патриотических чувств российских граждан.

2, Представляется оправданным поиск точек соприкосновения светской и церковной науки для решительного изменения статуса

религиоведения. Видится целесообразным вместо прежней идеологизированной теории научного атеизма поставить строго научные дисциплины: историю религии, философию религии, психологию религии, сравнительное религиоведение.

3. необходимо способствовать поднятию авторитета Церкви, активизации в решении вопросов благотворительности через сеть ее органов, учреждений (монастыри, церковно-приходские попечительства, благотворительные организации и т. д. ).

4. Важным и необходимым представляется взаимодействие общества и церкви в деле патриотического и нравственного воспитания населения Российской федерации, Проявлением этого взаимодействия должно стать использование в воспитательной работе с различными категориями населения (особенно молодежью) духовных моральных ценностей, хранительницей которых выступает церковь.

Практическими шагами в налаживании взаимодействия может стать координация деятельности муниципальных округов с территориальными церковно-приходскими обшинами.

Привлечение православного духовенства к расширенной мес-сионерской деятельности в обществе представляется возможным осуществлять в Форме регулярных посещений учебных, воспитательных заведений.

5. Итогом столь обширной темы мог бы быть фундаментальный труд ученых-историков, богословов, краеведов - "Русская Православная церковь и государство".

Все перечисленное, на наш взгляд, существенно обогатит историю Российского государства, не даст забыть уроков прошлого столетия.

V. АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕПЕ

Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры социальной истории России МГСУ, в отделе по церковной благотворительности и социальному служению при Московской Патриархии, а также изложены в выступлениях в Московском Богословской Университете и в Воскресной школе одного из Московских Храмов. Автором опубликованы: лекция "Некоторые аспекты взаимодействия Русской Православной церкви и государства в XIX веке", статья в сборнике "Из истории Отечества" (МГСУ, 1994), выступление на международном симпозиуме "Социальная история и социальная политика России и европейских стран" (26-28 сентября 1995 г. ) о роли Православной церкви в решении социальных вопросов.

Исследуемая научная проблема сложна и многогранна. Не претендуя на исчерпывающее раскрытие темы, соискатель стремился проанализировать лишь наиболее существенные ее аспекты с учетом начавшегося пробуждения научного интереса к традициям духовного наследия русского народа.

\

i

t -

3ax. 45T тир. Vez) Отпечатано в из-ве "Союз" MTQf

 

Текст диссертации на тему "Православная Церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века"

НОСКОВ^л!!!!« ¿Си^ДпРСТВКННЬМ иVинА/^ПЛЕ^Е^Р^^!

На правах рукописи

ЗУБАНОВА Светлана Геннадиевна

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СОЦИАЛЬНОЙ, КУЛЬТУРНОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

РОССИЙСКОЙ) ОБЩЕСТВА XIX ВЕКА

Специальность - 07.оо,08 - Отечественная история

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Павлов в. с.

Москва - 1995

г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................3

РАЗДЕЛ I. Православная Церковь в социальной жизни

российского общества ............................................20

РАЗДЕЛ II. Церковь и культура ................................................80

РАЗДЕЛ in. Духовная жизнь России XIX века........................135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................175

ПРИЛОЖЕНИЯ.................. ...................................................185

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..................................229

ВВЕДЕНИЕ

Обновление различных сфер общественной жизни современной России побуждает к осмыслению места и роли Русской Православной церкви в истории государства. Меняется сознание у части людей. Все чаше соотечественники приходят к пониманию необходимости возрождения понятий духовности и соборности, благотворительности отдельных личностей и организаций и, конечно же, социального служения церкви своему Отечеству и его народу. Начался процесс возвращения церкви приходов, храмов, утвари и т. д.

Послеоктябрьские десятилетия воинствующего атеизма сделали огромное количество людей безрелигиозными. Однако столько лет такого отношения государства к церкви не позволили завершить создание общества атеистов. Стихия русского языка, преподавание в школе русской литературы вместе с устойчивыми бытовыми традициями не прерывали исторически сложившуюся связь нации с православием, Россияне в основе своей, хотя и в различной степени, придерживаются православной ориентации,

В преддверии XXI в. страна снова поставлена перед историческим выбором, как и много раз в прошлом. Наше время как бы повторяет знаменитую Фразу Ф.Н.Достоевского: "Дьявол борется с Богом, и поле битвы - сердца людей". Применительно к сегодняшнему дню, поле битвы теперь - Россия, сердца ее граждан,

■Радикальная смена политической системы, идеологии, Форм хозяйствования, изменение места страны в мире, автономизация национальной жизни - все нацелено на то, чтобы наще Отечество отказалось от исторически сложившихся православной духовности, уникального национального своеобразия, отличающего Россию от Запада и Востока, Развитие событий выдвигает вопрос о необходи-

мости усиления связи между собой всех православных организаций, восстановления в политических документах и действиях линии на налаживание гармоничных связей общественных и православных организаций в интересах возрождения народных духовно-нравственных традиций, накопленных в прошлых столетиях,

История государства российского насыщена социальными потрясениями, революциями, многочисленными большими и малыми войнами, сменами государственной власти и политического строя, иноземными нашествиями, Все это претерпевала и Православная церковь, Она не.только выстояла и сохранялась как самостоятельный институт, но продолжает и поныне служение делу социального обновления Отечества. Заметим, что устав Литургии без изменений соблюдается церковью в том виде, в каком он был составлен в III-IV вв. святыми Иоанном Златоустом и Василием Великим.

Анализ исторического прошлого нашей Родины позволяет утверждать, что роль Православной Церкви как социума необыкновенно велика и значима в жизни народа. Благодаря духовной стойкости и подвижничеству служителей православия, русский народ сумел выдержать оголтелый натиск захватчиков и других религий, Он оригинальный, непохожий на восточный и западный культурно-исторический тип, живет по законам, присушим своей державе, XIX век, обогативший творениями человеческого ума как Запад, так и Восток, справедливо называют "Золотым веком" русской культуры. Церковь являлась активным носителем укоренившихся в народном сознании принципов и традиций соборности, обшинности, сохранения сильного централизованного государства.

Автор пришел к выводу о необходимости осмысления, выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций по организации

разумного взаимодействия Православной Церкви и общества в целях патриотического и нравственного воспитания российских граждан,

В зтой связи актуальность исследования социальной, культурной и духовной деятельности Православной Церкви в XIX в, обусловлена рядом обстоятельств социально-экономического, политического, ' теоретического и практического порядка,

Во-первых, насущной необходимостью разработки концепции национальной идеи, углубленного изучения традиций русского народа, Во-вторых, сложностью организации всестороннего воспитательного процесса в многонациональной Российской Федерации, где представлены различные конфессии,

В-третьих,потребностью совершенствования функций органов управления в руководстве процессом воспитания подрастающих поколений на исторических традициях нации, уроках и опыта прошлого.

В-четвертых, неоднозначностью воззрений представителей различных направлений общественной мысли на понятия : мир, война, человеческие жертвы, место и роль при этом духовенства. Как известно, эти понятия находятся на стыке интересов различных общественных наук: философии, психологии, истории, а также богословия, гомилетики, церковного права.

В-пятых, интересы дальнейшего развития отечественной исторической науки требуют исследования тех областей, которые не получили еше достаточно полного и глубокого освещения,в частности* - проблема кастовости русского духовного сословия в XIX в., взаимоотношения Православной Церкви и государства.

В-шестых, объективное исследование поможет утверждению социально-исторического познания с позиций неподдельного историзма и поиска истины.

В-седьмых» в делом обобиение опыта деятельности Русской Православной Церкви в XIX в, позволит полнее оценить сущность и ее значение, в истории"Российского государства,

В-восьмых, изучение социальной, культурной и духовной деятельности Русской Православной Церкви в годы неординарного XIX столетия вытекает из потребности освобождения от ряда неверных, противоречащих истине положений, бытовавших в советской исторической науке о культовых учреждениях и их органах. Это позволит более достоверно осветить содеянное Православной Церковью для российского общества,трудности и противоречия в ее деятельности.

В-девятых, разработка проблемы социальной, культурной и духовной деятельности Православной Церкви в прошлом столетии послужит задачам возрождения в российском обществе народности и духовности, в переходный период обновления.

Все это требует теоретического осмысления научно обоснованных выводов.и рекомендаций по оптимизации процесса взаимодействия Православной Церкви и общества, ее влияния на Формирование умонастроений российских граждан.

В связи с тем, что среди ученых еще не сложилось нет однозначного суждения о предмете социальной работы, точка зрения автора носит концептуальный характер. Не претендуя на всестороннее изучение всех аспектов социальной деятельности церкви в XIX в., предметом исследования избраны следующие направления:

- выяснение сущности социальной деятельности церкви, роли церковно-приходских попечительств и приходских благотворительных обществ, частная и монастырская благотворительность;

- влияние православия на культурное и духовное развитие общества: приоритеты религиозно-ФилосоФской мысли XIX в., проб-

лены взаимоотношений интеллигенции и церкви, образовательный уровень и нравственно-религиозное просвещение российского общества, воплощение христианской идеи благотворительности в культуре, влияние православия на развитие церковного пения, музыки, иконописи, архитектуры, духовно-нравственная проблематика русской литературы XIX в.

Объектом исследования является Православная Церковь в социальной жизни России XIX в.

Цель научного исследования состоит в обобщении опыта участия Православной Церкви в социальной жизни общества XIX в., ее влияния на культуру и духовность народа,

В процессе исследования автор попытался решить следующие задачи:

1. Выявить и проанализировать уровень разработки проблемы в научной и общественно-политической литературе, периодической печати, сопоставить выводы предшественников о Православной Церкви, ее социальной, культурной и духовной деятельности в целом, а также ее органов, институтов - в частности, в сложном и противоречивом XIX в,

£, Показать позицию Православной Церкви, деятельность ее "структур . в социальной, культурной и духовной сферах в период проведения реформ и контрреформ второй половины XIX в.

3. Раскрыть специфику Форм, методов и способов социальной, культурной и духовной деятельности Русской Православной Церкви, трудности и недостатки, причины, их обусловившие. Показать обусловленность влияния Русской Православной Церкви на события социальной жизни общества,

4, Изучить теоретико-методологические основы внутридерков-

ных процессов XIX в. и взаимоотношений Церкви и Государства в решении социальных вопросов.

5, Исследовать противоречия субъективного и объективного характера, имевшие место в сфере социального служения Церкви, Формирования социального мировоззрения населения.

6. Обобщить итоги исследования, выработать предложения и рекомендации по творческому использованию накопленного в XIX столетии опыта социальной, культурной и духовной деятельности Русской Православной Церкви, с учетом современных требований к социальной сФере.

Реализуя замысел и задачи исследования, автор стремился создать первый обобщающий труд, раскрывающий социально-культурно-духовную деятельность Православной Церкви России в непростой XIX век.

Методологическую основу исследования составляет принципы историзма, объективности, всесторонности, диалектики, единства логического и исторического, системности и др.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе деятельность Русской Православной Церкви в социальной, культурной и духовной жизни общества, по мнению автора, освешена несколько односторонне: без показа всех сложностей, противоречий, взаимообусловленности процессов, происходящих в российском обществе и Церкви в XIX в.

На сегодняшний день в Фонде литературы по проблеме пока нет научного труда, комплексно освещающего роль и место духовенства в русской истории. Наряду с этим в историографии можно выделить этапы исследования взаимосвязи общества и церкви,' которые соотносятся с общей периодизацией исторической науки.

Первый период охватывает время с начала XIX в, до его 70-х гг, В это время церковными и светскими отечественными историками была проделана работа по сбору, публикации материалов, имеющих характер исторических очерков, справочных данных, Уставов домов трудолюбия и прочих заведений (*). По мнению автора в публикациях тех лет характер взаимоотношений Православной Церкви и Российского государства освещены односторонне (**),

В сочинении А, Прыжова "Нищие на Святой Руси" (1860 г, ), указывается, что одной из главных причин происхождения нищенства было учение церкви о значении милостыни, об угождении ею Богу, о прошении ради нее грехов и об умилостивительном действии ее в день страшного суда (С. 59). Следствием такого учения было, то, что нищие считались" красою церковною, Христовою братнею, богомольцами за мир (С, 68) и через это неимоверно умножались в своем количестве, В их ряды становились не только нуждающиеся, но и нишие вольные, отрекающиеся от своей собственности, неся крест смирения и терпения.

По мнению А. Прыжова все российское общество (от князей до

к

См. : Исторический очерк призрения в московской губернии // Моск. губ. ведом, - 1848. - №N'47,48; Стог А. Д, Об общественном призрении в России. - Спб,, 1818. - Ч, 1-2; Уставы Московского и С, -Петербургского домов трудолюбия. - Спб., 1830-1331; Учреждение и штат странноприимного в Москве дома, - Спб,, 1803; Устав Общества для призрения малолетних бедных, - Спб,, 1817 и др.

* а

См. : Вениаминов (прот. Иоанн). Состояние православной Церкви в Российской империи // Журн, Мин. Нар, Просв, - 1840. - Н'б; Бочечкаров Н. О нищенстве и разных видах благотворительности / Архив историч. и практ, сведений о России, - Б, м., 1859. -173 с, и др.

поселян) находило б милостыне удобное средство заглаживать, при помощи незначительных подачек, свои прегрешения. Он считает, что первое сомнение в святости нищих возникло только в царствование Петра I, со времени издания духовного регламента, отвергнувшего это учение. Точка зрения данного автора, на наш взгляд, излишне категорична и одностороння, и очевидно, сыграла отрицательную роль в деле благотворения.

Второй период охватывает время с 70-х гг. XIX в. до 1917 г. В эти десятилетия церковные и светские историки проделали определенную работу по сбору, обработке и публикации документов, обширных Фактических материалов, содержание которых не утратило своей актуальности и поныне (*). Так, В. 0. Ключевский в 1880-х гг. концентрировал внимание на анализе социальных и экономических Фактов в истории общества, что было новым явлением в русской историографии. Его критика положений государственной школы была серьезным шагом в развитии русской исторической мысли.

В 1880 г. вышел первый, а в 1900 г, - второй, том "Истории русской церкви" профессора Московской Духовной академии Е. Голу-

£

См, : РГБ (Российская государственная библиотека. Отдел рукописей). Ф.278. Славянское благотворительное общество. Отчет за 1899 г. - СПб., 1900, - К. 18, ед. хр, 4; Берховский П. В. Очерки по истории русской церкви ХУП1-Х1Х веков, - Варшава, 1912; Всеподданнейшие отчеты С, -Петербургского Попечительного Совета заведений обшественного призрения за 1876-1880 гг. - СПб., 1879; Деятельность русских благотворительных обшеств / Гражданин, - Н,, 1871, - 4,1; Знаменский п, Приходское духовенство в России со времени реформы Петра, - Казань, 1873; История московского купеческого общества 1863-1913 гг, - м,, 1914, - Т. 5, и др,

бинского (*). Исследование включает в себя глубокий исторический анализ домонгольского периода (1-ый том) и описание жизни и деятельности митрополитов (2-ой том), заканчивая 1662 г. Интересующий диссертанта период истории не отражается.

Исследования этого времени отличает описательность, излишняя детализация Фактов, отсутствие обобщений, оценок, выводов, Например, П. Чудецкий в книге "Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX веках" (1877) ограничился лишь цифровой констатацией.

Профессор протоиерей А. Кудрявцев в книге "Нищенство, как предмет попечения церкви, общества и государства" (1885 г,) подробно освешает апологию христианского учения о благотворении. Церковь и ее благотворительные учреждения он подразделяет на Союзы: междуцерковный, епархиальный, церковно-национальный, приходской и их благотворительные учреждения.

Особенностью дореволюционного периода историографии проблемы явилась публикация многочисленных энциклопедических изданий, содержащих статьи, указы, отчеты, характеризующих деятельность Русской Православной Церкви (**).

Из литературы дооктябрьского периода особого внимания исследователей заслуживают работы, раскрывающие суть тяжелого ратного труда защитников Отечества с христианских позиций, идей

Голубинский Е, Е, История русской церкви: В 2-х т. - И,, 1880.

* *

См, : Энциклопедический словарь: В 82+4 тт. / Под ред. И, Е, Андреевского, - Спб,, 1890-1907, - т, VI, кн. 12; Православный богословский энциклопедический словарь: В 2-х т. -Спб,, 1901, и ДР.

Св.Писания <*).

История взаимоотношений перкви и государства с 1917 по 1922 гг. слилась с историей гражданской войньИ**). Поэтому речь о теоретической разработке светской наукой каких-либо вопросов, затрагивавших институты церкви в тот период, идти не могла.

Третий период - начало 20-х - середина 50-х гг. Авторским суждениям немногих монографий, посвященных истории русского духовенства, были присущи идеологические штампы, приоритет классовых подходов перед исторической объективностью (***). Исследование Н, й. Никольского (****) представляет собой монографию, с позиции марксизма подвергающую резкой критике религию как Форму общественного сознания. Однако в этот период появлялась церковно-историческая литература за рубежом (**#**),

Четвертый период - середина 50-х - 80-е гг. стал логическим продолжением предыдущего. Анализ докторских и кандидатских диссертаций, материалов научно-теоретических конференций, мо~

См. ; Карташев А, Отношение христиан первых трех веков (До Константина Великого} к военной службе. - Рязань, 1914; Кашкаров И, Христолюбивое воинство по учению православной церкви, - Пг., 1915; война и в�