автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Правовая культура молодежи Северного Кавказа: специфика формирования и ценностное содержание

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Петрулевич, Ирина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Правовая культура молодежи Северного Кавказа: специфика формирования и ценностное содержание'

Текст диссертации на тему "Правовая культура молодежи Северного Кавказа: специфика формирования и ценностное содержание"

сийских социально-экономических отношений. Не укоренены эти ценности и в культурно-исторической традиции России. Поэтому разработка концепции правового воспитания современного молодого поколения России должна опираться на знание реальных правовых установок и ценностей, которые воспроизводятся сегодня в обществе и воспринимаются молодежью. Их исследование предполагает разработку и реализацию регионального подхода, что объясняется определенным уровнем культурной гетерогенности населения страны. Известно, что регионы России характеризуются неравным социально-экономический и социокультурным уровнем развития. Важнейшим источником этого неравенства является полиэтничность и поликонфессиональ-ность, определяющие различные ориентации и установки населения в области правового поведения. Наиболее ярко эта особенность проявляется в Северо-Кавказском регионе. Думается, что ситуация в этом регионе подтверждает упоминавшийся тезис И.А. Ильина о влиянии характера правосознания на кризисность политической системы. Тем самым, республики Северного Кавказа дают рельефный материал для исследования проблемы влияния специфики социокультурных особенностей региона на формирование правовой культуры молодежи.

Условия присоединения народов Северного Кавказа к России и стремление интегрировать их в социально-политическое пространство империи вынудили уже царскую администрацию считаться с традиционным обычным правом и допустить его функционирование наряду с принципами имперского управления этим регионом. Советский период истории характеризуется, напротив, преимущественно административным подавлением (часто в очень жестких формах) как традиционных форм управления, так и основных форм социальной и духовной организации культуры народов региона. Такая политика имела обратный эффект - тенденцию воспроизводства и консервацию традиционных черт культуры, которая сопровождалась у части населения также и формированием негативного отношения к российской государствен-

влияние на рассматриваемый процесс «соединения права и культуры». Русский юрист Б. А. Кистяковский, например, прямо ссылается на Г. Риккерта, идеи которого дали ему основу для включения «объективного права» в общее понятие «культурного блага». В систему права как «особую культурную реальность».

В России, как и на Западе, социологические исследования правовых явлений в конце XIX - начале XX веков осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках правовой науки4, поскольку в российских университетах отсутствовали кафедры, специализирующиеся на изучении и преподавании социологии.5 Большую роль в становлении социологического подхода к праву сыграли такие известные до революционные российские юристы, как С.А. Муромцев, трактовавший право как юридически защищенный порядок общественных отношений; Н.М. Коркунов, исследующий право как способ разграничения интересов; первые российские кри минологи (И.Я. Фойницкий, E.H. Тарновский, С.К. Гогель, М.Н. Гернет и др.6

Долгое время в отечественной науке советского периода социологические аспекты права не рассматривались самостоятельно. Господствовали идеи исторической обусловленности права и его классовой сущности. Поэтому и правовые отношения рассматривались как подчиненные по отношению к политическим. Считалось, что их тесная связь прослеживается как на эмпирическом уровне, так и в структуре, целях и содержании теоретических построений.7

Утверждения принципа плюрализма в политической жизни актуализировало проблему правовой культуры. Основной вклад в разработку современных подходов к ее анализу сделали преимущественно теоретики-юристы - С.С.Алексеев, В.В. Барчук, В.В. Лапаева, В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимир-чук, В.С.Нерсесянц, Э.В. Тадевосян и др., которые рассматривали ее как

4 Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М., 1995. С. 16-27.

5 Социология в России - начала XX веков. - М., 1997. С. 45-56.

6 Лапаева В.В. Конкретно-исторические исследования в праве. - М., 1987. С. 9-13.

7 Личность и уважение к закону (социологический аспект). М., 1979. С. 270.

часть предметной области социологии права. В их работах социология права трактуется как «структурированная система социальных знаний о праве», как особом социально-юридическом феномене в его генезисе, а также в действии, то есть, как социально детерминированном и социально действующем (социально направленном) процессе, явлении.8

В последние годы различные аспекты проблемы правовой культуры общества вызывают все больший интерес социологов и культурологов. Одна из причин этого интереса - происходящее изменение в правопонимании. Долгое время в отечественном обществоведении господствовала установка, отождествляющая право и закон, что объяснялось типом политического режима советского общества, подчиняющего личность государству. В настоящее время происходит постепенное утверждение в правовой теории и, более медленными темпами, - в общественном сознании либертарной позиции. Согласно либертарной теории под правом понимается «исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода».9 Исходя из этого, ценность права состоит в возможности создать на началах справедливости сферу, где действуют автономные и равные субъекты. Такой подход создает необходимость исследования мотивации автономности индивида. А это приводит к анализу культурной основы права.

Развитию социокультурного анализа правовой культуры способствует и реальная политическая практика в России, реорганизующая административно-территориальный принцип управления на федеративно-субсидиарный и допускающая определенные различия правовой организации субъектов федерации, обусловленные этнокультурной гетерогенностью населения различных регионов. Эти позиции практической политики вызвали появление исследований, направленных на изучение соционормативной культуры народов различных регионов России. В частности, в современном кавказоведении

8 Кудрявцев В. Н., КазимирчукВ. П. Современная социология права. М., 1995. С. 31.

9 Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983. С.342-343.

продолжая традицию, заложенную классической работой М.М.Ковалевского «Закон и обычай на Кавказе»10, в последние годы накоплен достаточно обширный материал по этнографии и истории права в данном регионе. Но он носит преимущественно эмпирический характер.11

Последние годы отмечены публикацией сравнительно-исторических исследований, позволяющих выявить историко-культурные факторы, определяющие правовую культуру населения региона. Большой вклад в разработку этого направления внесли исследования Бабич Л.И., Бобровникова В.О., Гаджиева В.Г., Думанова Х.М., Кажарова В.Г., Кондрашевой A.C., Першиц А.И., Смирнова Я.С. В их исследованиях собраны и проанализированы формы проявления юридического плюрализма в современной культуре народов региона. Публикация этих работ позволяет преодолеть некоторые устойчивые стереотипы, преувеличивающие роль обычного права и традиций в современной жизни населения региона. Как отмечает Бобровников В.О.: «Между тем сами «кавказские горцы» в большинстве своем давно уже не горцы, а далекие потомки людей, которые когда-то жили в горах. На равнине и в предгорьях живет 2/3 выходцев из Нагорного Дагестана, а также подавляющее большинство чеченцев и ингушей... Почти полтора столетия дагестанские мусульмане, прежде не знавшие власти централизованного государства, живут в правовом и социальном пространстве России. Это замечание еще более справедливо для кабардинцев, черкесов, карачаевцев, балкарцев и других

«горцев»... Совсем другими стали местные традиции, обычное право... Се-

12

го дня эти институты выполняют иные функции». Вместе с тем, все исследователи, занимающиеся теми или иными проблемами соционормативной системы культур народов региона, отмечают сохранившиеся в том или ином

10 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т.1-2; Голунский С.А. Обычай и право // Советское государство и право. 1939, №3; Далгат Б. Родовой быт у чеченцев и ингушей // Весь Кавказ. 1905, № 5; Данилевский Н.Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1846.

" Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XYIII-XIX вв. М., 1988.

12 Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М., 2002. С.5.

варианте нормы обычного права, их адаптацию и переплетение с нормами позитивного права в современной жизни.

Воспроизводство этих норм в современной жизни возможно при их поддержании базовыми институтами общества и социализации в них молодежи. Уже это допущение предполагает специфическое отличие правовой культуры молодежи региона. Вместе с тем, специальные исследования, направленные на анализ этой проблемы в настоящее время отсутствуют.

Следует отметить, что вопросы правовой социализации и формирования правового сознания различных социально-профессиональных и социально-демографических групп стали подниматься в исследованиях совсем недавно. Большей частью они рассматриваются в узкой сфере профессиональной социализации и разработке методологии анализа этих проблем, как это представлено в исследованиях Баранова П.П. !3, либо посвящены изучению культурной традиции правового нигилизма в России (Матузов Н.И., Потякин A.A., Туманов В. А., Упоров И. В.).14

Различные проблемы правосознания - формирование правового сознания в трудовых коллективах, правовая культура защиты детства и др. - нашли разработку в исследованиях Гречихина A.C., Степанова О.В., Щегорцо-ва В.А.15 В этот же период отмечается большое количество публикаций по отдельным проблемам правового поведения, в частности по проблемам преступности и делинквентности.16

13 Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М, 1991.

14 Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Известия вузов, правоведение, 1994, № 2.; Потякин А. А. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика, СПб., 2000; Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе ИТ осударство и право, 1993, № 8; Упоров И. В. Правовой нигилизм в истории России и его влияние на социальный порядок // Становление нового социального порядка в России, материалы первой межвузовской научной конференции, Краснодар, 2000.

15 Гречин A.C. Социология правового сознания. М., 2001; Степанов О.В. Социология права. Ростов н/Д., 1999. Щегорцов В. А. Социология правосознания, М., 1981.

16 Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М., 1990; Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной адаптации» // Социологические исследования. 1999. № 4; Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадап-тированности // Социологические исследования. 2000. № 4; Голоднюк М.Н., Явчуновская Т.М., Голицина М. Проблемы преступности несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в ВТК // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1991. № 3; Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Преступность несо-

Последние годы отмечены появлением исследований, в том числе и

диссертационных, направленных на комплексное рассмотрение проблем пра-

11

вового сознания и поведения. Однако развитие этого подхода еще не столь явно: доминирует все же изучение отдельных аспектов проблемы. Удивительным является то, что в наиболее значительных работах по ювенологии18, изданных за последние годы отсутствует раздел по изучению правовой культуры молодежи. В этом направлении можно назвать только оригинальную компаративную работу коллектива авторов, посвященную сравнительному анализу правового сознания французских и российских (московских) школьников, 19 а также некоторые диссертационные работы по правовой культуры молодежи.20

Выделенные направления исследований позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время создана теоретико-методологическая база для социокультурного анализа проблем формирования правовой культуры, наметились общие подходы к анализу специфики первичной правовой социализации, накоплен обширный эмпирический материал, проявляющий специфические особенности правовой культуры, сложившейся в исторических условиях Северного Кавказа. На этих основаниях оказывается возможным проведение исследования специфики правовой культуры молодежи региона.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ специфики формирования правовой культуры современной молодежи Север-

вершеннолетних в СССР и Российской Федерации. М., 1996; Королева М.В. Преступность и дети // Государство и право. 1999. № 5,

17 Рачипа А. В. Оценка состояния законности населением среднего города России: социоструктурный анализ, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Ростов, 2001; Тагтчанян Н. М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России. Автореф.дис. .... к.ю.н. Краснодар, 1998; Калиновский Г.А. Факторы формирования правовой культуры учащейся молодежи средних городов Юга России. Автореф .дис.. канд.соц.н., Ростов н/Д., 2001. Смоленский М.Б. Правовая культура как элемент социокультурного пространства: перспективы становления в современной России. Автореф.дис.....д.соц.н., Ростов н/Д., 2003.

18 Молодежь: будущее России, монография под редакцией И. М. Ильинского, М., 1995; Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России, СПб, 2000; Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования, 1998, № 3; Чупров В. И., Зубок Ю.А. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал, 1996, № 6.

19 Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и Франции. М., 1996.

ного Кавказа, которая определяется влиянием региональных и этнокультурных факторов.

Ее достижение предполагает реализации следующих задач:

> выделить предметную область социокультурного анализа правовой культуры;

> определить характер взаимодействия обычного права и позитивной правовой системы, который определяет специфику правового пространства полиэтничных.регионов;

> разработать методологический конструкт анализа правовой социализации молодежи в условиях полиэтничного региона;

> выявить факторы, определяющие культурно-правовую среду республик Северного Кавказа, в которой происходит правовая социализация молодежи;

> проанализировать проявление влияния этничности на формирование ценностей правового сознания молодежи;

> проанализировать публично-правовой аспект ценностей правой культуры молодежи региона;

> проанализировать степень осознания молодежью региона гражданских прав и свобод;

> выявить соотношение ориентаций молодежи на репрессивную и восстановительную функции права;

Объектом исследования является правовая культура в специфических условиях полиэтничности общества.

Предметом исследования выделен ценностный аспект правовой культуры молодежи республик Северного Кавказа и анализ факторов, определяющих ее формирование.

Теоретико-методологическую основу исследования диссертации составляют труды крупнейших социологов, заложивших основные подходы к

20 Калиновский Г.А. Факторы формирования правовой культуры учащейся молодежи средних городов Юга России. Автореферат.....канд.соц.н., Ростов н/Д., 2001.

изучению социальной роли и функции права в обществе. В частности, в классических работах Т.Парсонса право интерпретируется в рамках институционального подхода и выявляются его контролирующая и интегрирующая функции. Другой теоретический подход, использованный в работе, принадлежит М.Веберу, который выделил типологию социальной регуляции, что позволило в последствии выделить типы политико-правовой культуры (патриархальный, подданический, гражданский).

Использование методологической идеи известного отечественного теоретика права, В.С.Нерсесянца, о разведении права и закона, лежащей в основе его либертарно-юридической концепции права, позволило выстроить анализ совмещения обычно-правовой и позитивно-правовой систем в рамках одного общества. Этот раздел работы опирался также на эвристические идеи европейских специалистов в области юридической антропологии (Н.Рулана, С.Мурр, Дж.Гриффитса), разработавшие различные аспекты теории правового плюрализма; и идеи норвежского криминолога Кристи о специфики первичного и вторичного правового контроля. Специфика пространства правового плюрализма в условиях Северного Кавказа анализировалась исходя из методологических подходов отечественных этнологов И.Л.Бабич, О.В.Бобровнико�