автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Преступность как феномен отчуждения

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Камалиденова, Асия Закашевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Преступность как феномен отчуждения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Преступность как феномен отчуждения"

РV 6 оа

ШАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ЗДРАШ

На правах рукописи

1ШШВДЕНЖ Асия Занашевна

ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ

Специальность 09.00.02 - философия человека и общества

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соисканий ученой степени кандидата философских наук

АШАТЫ - 1994

Работа выполнена на кафедре философии и методологии науки Казахского Государственного Национального Университета им. аль-Фарабп.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор К.А.АБИШЕВ Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор БИЕКШОВ U.A. - кандидат философских наук, ' _ доцент СЕЙТАХМЕТОВ^.К.

Ведущая организация - кафедра социально-гуманитарных наук АлИИТа

Защита состоится " ¿3 " с&угил&^ЛЬ_ 1994 года

в /6 часов на заседании специализированного Совета KI4A.0I.28 при Казахском Государственном Национальном Университете им. аль-Фараби по адресу: 4S0I2I, г.Алматы, проспект аль-3?араби,71. Корпус № I, ауд. 427 /кабинет философии/.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке КазГУ им. оль-Фараби.

Автореферат разослан " /-5~" aßuj csn^X; 1994 г. Ученый секретарь специализированного Совета,

кандидат философских наук, доцент p ltj^ Р.У.ИСКМОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. На фоне глубоких потрясений, которые переживает наше общество, исследуемая тема вызывает особый интерес и имеет непосредственное значение в решении возникших в социальной иизни вопросов.

Явление преступности - проблема сложная и неоднозначная. В ней наличествует целый ряд аспектов: философский, правовой, этический, психологический, медицинский и т.д. Такая многозначность самой проблемы и многообразие подходов к ее изучению связаны презде всего с феноменом человека, с его разносторонней, универсальной природой. Всякая наука, занимающаяся данной проблемой, вносит в ее исследование свой определенный вклад и рассматривает преступность, основываясь на своих конкретных методах.

В целом наука о преступности известна как криминология. Она анализирует причины, динамику, структуру и характер преступлений за данный период в данном обществе, а также меры предупреждения преступности. Существуют и такие направления в исследовании преступности, как уголовная этиология, уголовная социология и другие дисциплины.

ГЛы не задавались целью противопоставить юридическое рассмотрение феномена преступности философскому. В то же время мы полагаем, что глубинные основы преступности требуют философского осмысления. Поэтому характерной особенностью настоящего исследования стало выдвижение на первый план именно философской проблематики, тогда как обычно исследования феномена преступности связаны в первую очередь с юридическими, а также медицинскими и психологическими аспектами данной проблемы.

Специфику нашего исследования образует анализ преступности через феномен отчуждения. В диссертация предпринимается

попытка с философских позиций уяснить сущность социального отчуждения и дать оценку постперестроечным процессам, неотъемлемой стороной которых является рост преступности.

Отойти от традиционного способа исследования проблемы и выявить зависимость между преступностью и отчуждением - задача весьма актуальная. При этом категория отчуждения есть универсальное понятие, позволяющее вскрыть истинную природу многих негативных явлений в нашей жизни, в том числе и сущностные причины преступности.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Как известно, категория отчуждения всегда играла важную методологическую роль. В недалеком прошлом было принято считать, что с уничтожением частной собственности в нашем обществе отчуждение исчезло автоматически. Данная категория якобы использовалась лишь буржуазными фальсификаторами для извращения вопросов о власти и сУормах собственности в условиях социалистического общества, служила одним ил главных инструментов буржуазпо-марксологического и ревизионистского искажения марксизма. С другой стороны, в идеологическом противоборстве категория "отчуждение" служила в догматизированном марксизме для обозначения многих негативных явлений в системе антагонистических отношений, например, товарного фетишизма, эксплуатации, угнетения.

В научной литературе акцент ставился прежде всего на марк-совской концепции отчуждения, рассматривалось отличие понимания данной категории Марксом от понимания ее Гегелем. Возможности серьезного применения категории отчуждения к анализу социализма не было, так как, с точки зрения официальной философии того времени, собственным развитием социализма явления

отчуждения не вызывались. Считалось, что антимарксистские теоретики разрабатывают различные, но по существу искажающие

марксистскую концепцию отчуждения подходы. Согласно такому пониманию, при социализме рабочий не отчужден от собственного труда. Отчуждение в условиях социализма декларировалось в качестве невозможного, а утверждение о его существовании объявлялось неистинным и абсурдным: с ликвидацией частной собственности на средства производства якобы полностью устраняются социальные корни и причины появления отчуждения.

Исследования отчуждения ограничивались в основном историко-философским направлением. Рассматривались взгляды мыслителей прошлого на данную проблему, изучалось становление самого понятия "отчуждение" в работах И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана и других философов.

Известно, что проблема отчуждения занимала большое место в ранних произведениях К.Маркса. Анализ этого явления помог Марксу вскрыть сущность частной собственности, эксплуатации и господства общественных отношений над людьми. Поэтому в советской философской литературе тема отчуждения занимала значительное место в исследованиях, посвященных тленно наследию К.Маркса /работы С.С.Батенина, Г.С.Батищева, Ю.Н.Давыдова, Э.В.Ильенкова, Н.И.Лапина, А.П.Огурцова, Т.И.Ойзермана и многих других./ В нашей республике такие вышел целый ряд интересных работ, связанных с данной проблематикой

В последнее время появились критические статьи, в которых была поднята проблема отчуждения при социализме. Так, в 1989 году в Симферополе был проведен региональный семинар на тему: "Отчуждение и пути его ослабления в условиях перестройки", где

Абишев К. Человек. Индивид. Личность. Алма-Ата, 1978; Абишев К.А., Акмамбетов Г.Г., Ротницкий В.И. Проблема субъекта и объета в марксистской философии. Алма-Ата, 1975; Диалектика свободы как творчества. Алма-Ата, 1989; Принцип противоречия в социальном познании. Алма-Ата, 1982 и др.

в выступлениях ученых было подчеркнуто, что социализм столкнулся с отчуждением, выросшим на базе не только экономического, но и политического фетишизма, который стал реальностью в условиях функционирования административно-командной системы, дополнив религиозный и экономический фетишизм прошлых времен На страницах журнала "Известия АН КазССР" в 1989 году развернулась интересная дискуссия, посвященная проблеме отчуждения в условиях социализма. По мнению казахстанских философов, отрицание реального отчуждения, отсутствие возможности и способности к бесстрашному критическому анализу сомой реальности

социализма привели к полному догматизму в социальных науках,, в

р

особенности в социальной философии в нашей стране .

Категория отчуждения исследовалась и известными учеными Запада, сроди которых: М.Есбор, К.Яспсрс, Л.Камю, Г.Миркуяс и другие. Ш принадлежит понимание отчуждения как разрыва изна- , чального единства социального субъекта и его социальной функции. В результате такого разрыва человек воспринимает мир как враждебный и чуждый. В условиях враждебной социально)! структуры человек оказывается одиноким, испытывает внутренний дискомфорт, ощущает угрозу собственного обезличивания.

В диссертационной работе ш во многом опирались и на работы французского философа Э.Доркгейма, который изучал преступ-

^ См.: Отчуждение и пути его ослабления в условиях перестройка/Философские науки, 1990, !!' 2.

2

См.: Абишев К.А. Социализм и отчундение//Известия АН КазССР. Серия общественных наук, 1989, № 6. Ротницкий В.И. Отчуждение - альфа и омега административного сопиализма//Известия АН КазССР, Г990, № I. Амрекулов Н.А.От-*'дение и его специфика в условиях тоталитарного общества// Известия АН КазССР, 1990, * 4

ность как собственно социальное явление и объяснял феномен отчуждения через глубоко разработанную им интересную и плодотворную концепцию "аномии" - такого состояния общества, которое характеризуется отсутствием норм, деморализацией, что вызывает отклоняющееся поведение и рост преступности в целом.

Нами были гакке использованы работы Э.Фромма, который видел истоки отчуждения главным образом в межличностных отношениях и социально-психологических процессах. С точки зрения Фромма, источники деструктивности лежат в самом человеке, еле--довательно, понять человека можно лишь через противоречия его • собственного бытия. Современное общество Фромм рассматривал кан ступень отчуждения человеческой сущности путем ее деперсонализации,

ЦЕПЬ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. В диссертации поставлена цель - выйти за пределы традиционных, догматических, а также узкоюридических подходов н проблеме преступности и осмыслить ее с философских и общетеоретических позиций. Лейтмотивом работы является анализ той криминогенной организации социума, которая приводит к патологической деформации личности и тому . или иному преступному деянию. Поэтому конечная цель исследования состоит в раскрытии роли категории отчуждения в понимании преступности как явления. Реализация этой цели требует решения

следующих задач:

- проанализировать преступность как отчужденную форму борьбы с отчужденными общественными силами и. отношениями;

- при помощи категории отчузздения выйти на иное понимание проблемы человека, его сущности, существования и развития;

- исследовать проблему критерия преступности при выделении античеловечности, характеризующей степень разрушения основ человеческого развития;

- определить внутреннюю взаимообусловленность преступности и отчуждения в социальной жизни;

- обозначить возможные пути ослабления отчуждения.

МЕТОДШОГИЧЕСКАЯ БАЗА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. При исследовании феномена отчуждения невозможно пройти мимо его марксо-вой интерпретации. Неоспоримая заслуга Н.Маркса состоит в том, что он обнаружил то основание, которое объединяет людей в общество и в то не время служит одним из условий отчуждения --'способ производства материальной жизни. Поэтому -'именно концепция отчуждения, развитая Марксом с позиций диалектики, явилась ведущей вдеей и методологической основой диссертации.

Пристальное внимание уделялось и трудам мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, социологов и юристов.

Кроме того, для раскрытия теш исследования были использованы те произведения художественной литературы, которые способствуют более глубокому и рельефному пониманию феномена отчуждения.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационной работы непосредственно связана с ее темой и целью и определяется поставленными в ней задачами.

В существующей литературе преступность исследуется в основном в юридическом, медицинском, психологическом аспектах. Особенностью нашего исследования является анализ преступности в контексте феномена отчуждения. Преодоление традиционного подхода в исследовании преступности и выявление связи мекцу преступностью и отчуждением составляют научную новизну диссертации. •

Из этого вытекает и новизна полокений, выносимых на защиту:

- предпринята попытка философского анализа преступности в условиях отчуждения;

_ а _

- показана эвристическая роль категории отчуждения при раскрытии глубинных;, сущностных причин преступности;

- осуществлен анализ отчуждения в современных условиях, который позволил сделать вывод о том, что сада система общественных отношений нонет способствовать преступности как форме бытия индивида и таким образом являться антисоциальной по существу;

- в качестве критерия преступности рассматривается анти-чслолсчность как степень разрушения ослов человеческого существования и развития;

- показано взаимовлияние и взаимообусловленность таких пилений, как преступность и отчуждение;

- на основании применения категории отчуждения к исследовании преступности выяснено, что, в определенной мере, преступность представляет собой отчужденную форму борьбы с отчужденными социальными силами и отношениями;

- раскрыта роль субъекта деятельности в преодолении отчуждения.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ положений, выдви- -гаемнх в диссертации.

Необходимость исследования проблемы преступности в контексте понятия отчуждения имеет важное значение для современной философской науки. Теоретический анализ конкретного социального феномена, каковым является преступность, может, во-первых, способствовать дальнейшему плодотворному развитию диалектики как логики и методологии социального познания и практики. Во-вторых, изучение преступности через призму концепции отчуждения в определенной мере позволяет обогатить и саму эту концепцию, наполнить ее новым материалом и содержанием.

Идеи и выводы диссертации обладают эвристической и методо-

логической значимостью не только в философском, но и в специально-научном отношении, особенно для наук юридического профиля.

В практическом смысле значение работы состоит в том, что ее результаты и рекомендации могут быть полезны при осуществлении демократических реформ в нашем обществе, становлении правового государства.

Решение подобных задач предполагает формирование человека как субъекта социальной деятельности, как целостного и свободного существа. Очевидно, что достижение этой цели,, возможно лишь на основе преодоления отчуждения и самоотчувдения личности. Следовательно, разработка поставленной в диссертации проблемы имеет и определенное социально-психологическое и культурное значение.

Идеи и результаты диссертационного исследования могут получить применешю в образовательном процессе, в частности, в практике преподавания спецкурсов по философии, социологии, политологии и другим общественным дисциплинам.

ЛПРОЕЛЦШ РАБОТЫ. Основные положения диссертации излагались на мелсвузовской научно-теоретической конференции "Перспективы развития советского общества" /Алма-Ата, 1991 г./; на межвузовской научно-теоретической конференции "Демократизация общества и социальная справедливость" /Алма-Ата, 1991/; на межрегиональной научно-теоретической конференции '.'Проблема человеческой субъективности" /Алма-Ата, 1992/; на межзональном Академическом симпозиуме "Система частных наук о человеке" /Нижний Новгород, 1992/; на Международном симпозиуме-семинаре ^Восток-Запад":диалог культур" /Алма-Ата, 1992/; на научно-методической и научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов Алматинского Автомобильно-дорожного института с участием ученых и специалистов автомобильно-дорожной отрасли республики Казахстан /Алматы, 1993/.

- II -

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во ВВЕДЕНИЙ обоснована актуальность и степень разработанности проблсми исследования, определен» цель, задачи, научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе - "Преступность как социальный феномен" -на историческом и современном материале рассматривается социальное содержание преступности.

В первом параграфе "Преступность и общество: историко -- философские аспекты" показывается, что преступность как явление производна прежде всего от социальных факторов. Сама система отношений, в которой находится индивид, может оказаться антисоциальной, и в такой системе конкретное деяние рассматривается как преступное. Для общественного органа, социального института, представляющего и защищающего общественные и частные интересы, определяющее значение млеет сан факт состава преступления в соответствии с известным правилом - преступно лишь то, что закреплено в этом качестве в уголовном законодательстве. Тот £акт, что само общество монет быть криминогенным и содействовать возникновению так называемых антисоциальных явлений и антисоциального поведения индивидов, при этом игнорируете Для выделения критерия преступности в диссертации прослеживается во всеобщей форме процесс подавления индивидуального развития, генезис человека огосударствленного'.

Возникновение и существование такого человека связаны пре;зде всего с наличием сильного централизованного государства Именно в этом лежат корни этатизма и этатистского сознания.

Согласно учению английского мыслителя Томаса Гоббса, государство уподобляется мифическому чудовищу Левиафану, способ-

ному опасги индивидов от их "естественного состояния" - "войны всех против всех". Стремление избежать конфликтных столкновений, междоусобиц, мятежей, тех или иных поводов для развязывания гражданской войны заставляет подчиниться возведенной в закон воле для установления общественного миропорядка. Ситуация, описанная Т.Гоббсом как война всех против всех, представляет собой особую форму стчудцения. Гражданское общество должно учитывать интересы всех и каждого. Отменить частные интересы и провозгласить государство абсолютным выразителем интересов всех и каждого в отдельности невозможно. Отсутствие механизма учета интересов индивида в определенной степени приводит к преступности. Последняя становится как бы индикатором состояния общественного бытия.

Мыслители прошлого видели причины преступности в социальной неустроенности. Эпоха ранних буржуазных революций дала редчай-иие образцы человеческой мысли в лице Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и других великих просветителей. Их взор был обращен к проблеме социальной гармонии, государственной организации. Это было связано с раололсенисм феодального строя, неудовлетворенностью абсолютистским режимом, стремлением просветителе;": к идеалам свободы, с верой в царство разума, где каждому человеку будут предоставлены его естественные права. Основной стержень просветительских концепций - устранение произгола и создание общества, соблюдающего закон.

Категория отчуждения занимала одно из центральных мест в системе Гегеля. История, как и природа, согласно Гегелю, есть объективация, или отчуждение абсолютного духа. Последний как всеобщий продукт духовной деятельности человечества первичен по отношению к самому человеку. Всемирная история создается не человечеством, не индивидами, а возникает благодаря деятельное-

тп абсолютного духа, происходящей за спшю;'; индивидов. Государство является целью абсолютного духа. Верховный субъект использует человека п качестве средства для осуществления своего замысла. В целом отчуждение характеризовало у Гегеля отношение человека к созданной ил реальности в условиях буржуазного пра-ьо1;ого общества.

Антропологическую интерпретацию отчуждения дал Л.Фейербах. С его точки ирония, причини отчуждения лежат и чувстве страха и зависимости. Фегрбах в абстрактной сорме рассмотрел человека как природное существо. Всеобщие атрибуты самого человека отдаются творцу, находящемуся вне человека.

Основу, первоисточник религиозных иллюзий Фейербах усматривает в чувстве ограниченности и бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие способствует возникновению образов богов. Бог как продукт человеческого творения отчуждается от самого человека, объективируется. Еогу приписывается самостоятельное существование: из человеческого творения он превращается в его творца.

Логика 1,:ира отчуждения лежит в сфере мышления. У Гегеля и Фейербаха не достигнуто понимание отчуждения как реального отчуждения. По отчуждение есть не заблуждение, а именно реальность. И ее глубоко исследовал К.Маркс.

Маркс называет отчуждением превращение человеческого в нечто ему противоположное, чуждое, внешнее, враждебное человеку, подавление человеческой самодеятельности самой этой чело-печескоГ: 'деятельностью. Маркс открыл отчуждение в сфере производства; выявил суть отчужденного труда; показал отчуждение продуктов труда от непосредственных производителей; отчуждение самого производительного труда; отчуждение общественных отношений, порабощающих людей. Маркс трактует отчуждение как противопоставление человеческой сущности существующим социальным

I >

отношениям, характеризует его как "о'бесчеловечение человеческих отношений".

В данном параграфе обозначены общие историко-философские особенности понимания отчуждения, которые способствзаот осмыслению отчуждения в современных условиях и пониманию преступности в философском плане.

Второй параграф диссертации - "Преступность в условиях отчуждения и социальной аномии". Отправным пунктом исследования "преступности как феномена отчуждения является пололсение о том, что действительные индивиды оказались отчуздены от собственности, средств производства и власти. Общество в этих условиях начинает противостоять индивиду как нечто внешнее, хотя в действительности оно есть не что иное, как результат деятельности индивидов, продукт их взаимоотношений. В общественной системе, превратившейся в систему подавления, преступник может сознавать несправедливость общества по отношению к нему и ощущать это подавление в различных формах ограничения его индивидуальной деятельности. Извращенным образом у него проявляется протест - насилие, краки и т.п. Безусловно, преступления различны, но в большинстве своем продиктованы теми условиями, в которых они осуществляются. ¡Сак правило, тотальный дефицит, нездоровая экономика и другие социальные недуги ведут к нарастающей деморализации общества.

Преступность выражает противоречия и уродства современной жиз1ги, где царят беззаконие и произвол, а действительные индивиды охвачены социальной апатией. Социальные проблемы, нездоровая .экономическая ситуация, нарушение законов, бюрократические издержки, неправедность правосудия, грабен со стороны официальных лиц, их связь с преступными элементами и, наконец, низкий уровень развития самих индивидов, - все это являемся

- 15 -

той почвой, на которой вырастает преступность.

Анализируя, нынешнее состояние казахстанского общества, переживающего острый кризис, можно сделать вывод, что многие коллизии связаны с дефицитом граждан, способных понять социальную ситуацию и принимать ответственные решения. Неразвитые индивиды нередко проявляют себя в агрессивном и деструктивном плаие. В поведении такого индивида основным мотивом становится стремление к наживе и материальному обогащению. Здесь утверждает себя не подлинное "я", а "псевдо-я", в котором духовно-культурное самостоянье подменено грубо-вещной активностью разрушительного характера. В результате экономика и политика приобретают криминальный налет, а в обществе наблюдаются резкое падение нравов, экономическая нестабильность, отсутствие дееспособного закона и другие негативные явления.

Процесс вхождения в мировое сообщество /прежде всего экономическая интеграция/ вызвал к жизни целый ряд проблем. С одной стороны, иццивид в таких условиях приобретает возможность свободного выбора и личностного развития: превший коллективный надзор утрачивает свои жесткие функции. С другой стороны, от- -дельный индивид ощущает отсутствие твердых жизненных целей, норм и образцов поведения и попадает в неопределенное социальное положение, липяш'шсь коллективноЯ солидарности, что впоследствии может вызвать его преступное поведение или уверенность в необходимости и целесообразности преступной формы существования. Нынешнее провозглашение равных прав и возможностей для обособления индивидов не указало реальных путей и средств реализации разумного обособления для большинства индивидов.

Противоречия переходного состояния от коллективных тенденций к индивидуальным свидетельствуют о состоянии аномии. Правовое и нравственное "отсутствие норм" представляет собой ценностно-нормативный вакуум, когда старые социальные нормы и цен-

ности перестают действовать, а новые еи;е не установились. Это состояние сопровождается болезненными процессами отчуждения человека, социальной апатии и роста преступности как следствий деморализации и нравственного кризиса общества. Такт.? образом, понятия отчуждения и аномии являются ключом к пониманию и анализу нынешнего индивидуального и социального статус-кво и в объяснении преступности как социального феномена.

Преступность есть отчужденная форма деятельности в отчужденном обществе; она представляет собой отчужденную форму борь-"бы с отчужденными общественными силами и отношениями, уродливый способ приспособления и функционирования отчужденной деятельности в социальной системе, допускающей ее. Как уже отмечалось, преступность является отражением противоречий, имеющих место в обществе, она выступает индикатором состояния общественного организма, а ее рост свидетельствует о наличии социальной инфекции в нем.

Во второй главе "Роль категории отчуждения в исследова -нии преступности" рассматриваются проблема критерия преступности, пути преодоления отчуждения и роль субъекта в этом процессе. Первый параграф - "Античеловечность как критерий преступности".

Эмпирических представлений о преступности достаточно много. Самое распространенное среди них то, что преступность есть антиобщественное явление, суть которого - в нарушении закона. Философское исследование настоящей проблемы заключается в поиске объективно реального критерия преступности и его обосновании.

Юриспруденция опирается на уже существующий и ранее созданный кодекс, Он выражает интересы определенного социального слоя, в нем обозначаются действия, которые влекут за собой

уголовную ответственность. Как правило, это конкретные общественно опасные действия, представляющие собой прежде всего нарушение юридических норм, установленных государством, исходя из основных потребностей и интересов господствующего социального слоя. Законопослушный индивид является членом общества, но если он нарушает устоявшийся порядок социума, не соблюдает принятых в нем норм поведения, он подлежит исправлению.

Государству выгодно навязывать индивидам определенное поведение, где индивид должен подчиниться внешним правовым нормам." Право несет и выполняет функцию регулятора, заставляющего индивида приспосабливаться к условиям функционирования социальной системы.

Следует иметь в виду, что всякое право имеет принудительный характер. Именно государство использует правовое, экономическое и другие виды принуждения по отношению к индивидам. Система социальных отношений в определенном смысле становится системой подавления индивида.

Государство задает индивидам определенную схему поведения, навязывает стандартный образ жизни, обеспечивающие в целом устойчивость и жизнеспособность социальной.' системы. Последняя нивелирует людей, делая их похожими друг на друга. Индивиды начинают >:шть согласно тем или иным установленным правилам и нормам, существующим в социальной системе. Поэтому неудивительно, что конформистская линия поведения становится доминирующей в обществе. В большинстве случаев индивид принимает сторону институционального строя.

В нашем обществе индивиды оказались объектами манипулирования государства, они не являются подлинными субъектами собственной жизни, действительными участниками исторического процесса. Люди здесь - всего лишь внешние по отношению друг к дру-

гу части громадного социального механизма, именуемого обществом, государством или дане каким-нибудь трудовым коллективом, детским дошкольным или школьным учреждением и т.п. Общество производит, в конечном счете, массовый выпуск индивидов-товаров, подчиненных интересу государства.

Законы охраняют интересы государства, не учитывая конкретных интересов людей. Но индивид, в свою очередь, способен нарушать и разрушать государственные законы. Отчуждение становится взаимным. ,

Человек в таком обществе не реализует своих подлинных сущностных сил, сбытых потенций, он находится в состоянии некоей самомистификации, и все это вызвано процессом отчуждения, происходящим в человеческом обществе.

Односторонний подход к индивиду со стороны государства проник и в правовую сферу. Закон в нашем обществе имеет те же отчувденные формы развития. Он обезличен и представляет собой сухую формализацию. Законодательство, как правило, оказывается на стороне государства, т.е. класса, господствующего в данном обществе. Если интересы этого класса более или менее совпадают с развитием общества, то создается видимость стабильности в обществе, в противном же случае законы становятся препятствием в социальном развитии.

Уголовное право не уважает жизнь другого, ему не свойственно искать подлинные, скрытые причины драмы индивида, оно рассматривает лишь внешние стороны человеческих отношений. Так принято в обществе, где, в случае противоречия какому-нибудь обязательному правилу, действие влечет за собой и наказание.

В идеале необходимо самостоятельно и свободно сделать выбор в пользу общества и быть достойным его представителем. Поэтому индивид, направляя свои действия против общества, отно-

сясь к нему как к чуждому и внешнему, по сути обкрадывает самого себя. Но и общество, не создав общественных отношений, спо- ■ собствующих индивидуальному развитию, не создав подлинно гуманных законов, а порой нарушая уже созданные, теряет свое "сакральное тело", свою душу в лице универсального индивида.

Человеку необходимо найти свое предназначение и смысл своего бытия в мире. Мезду тем, современный человек проникнут духом меркантилизма. С этим связана немалая доля преступлений. Но человеку дана возможность создать другие условия для истин-, ного проявления своих сущностных сил. Поэтому преступание тех -или иных социальных норм само по себе еще не характеризует личность как преступную; напротив, она может оказаться в этой ситуации творящей, созидающей новые ценности и отношения в человеческом общежитии. Лишь в том случае, когда происходит преступание не просто через социум, а через людей как таковых, действие может быть квалифицировано как преступное. Ведь именно человек - притом каждый - является всеобщей формой и мерой бытия. Следовательно, делая другого человека голым средством собственных эгоистических целей, индивид идет против самой человечности, этой универсальной формы и меры. Более того, препятствуя развитию другого индивида или разрушая само его существование, преступник идет против человечности не только в другом человеке, но и в самом себе; он преступает сам принцип человечности.

и учетом этого важного момента в диссертации выдвигается объективный критерий преступности. Им является степень разрушения основ человеческого существования, его бытия и развития. Иными словами, ангичеловечность /в том числе античеловечность существующего порядка/ имеет особое значение при определении преступности.

- 20 -

Разрушение человеческих основ существования в силу отчуждения и является сущностью преступности. Преступность есть искаженное, в яестоких формах использование другого человека как средства. Отдельные индивиды как преступники покушаются на высшие ценности: физическое убийство и прочие преступления приводят к разрушении всеобщих условий человеческого развития. Поступки, действия системы, нормы, способы подавления человека как субъекта могут быть рассмотрены через этот универсальный .критерий. ■ .«.

Во втором параграфе "Криминогенный характер социальной деформации личности" проведенный автором анализ тенденций развития преступности в условиях социально-политических коллизий наталкивает на вывод о том, что мы становимся свидетелями качественных изменений преступности. Криминальное поведение охватывает не только отдельных индивидов, но и социальные институты, структуры власти в результате их персонификации. При этом судебная власть как ветвь парализуется наряду со всей слолиой правоохранительной системой. Последняя утрачивает свою контролирующую функцию.

Экономическая нестабильность, постоянный рост торговли с другими государствами, всеобщая коммерциализация способствуют утверждению воротил преступного мира. За легальным бизнесом, как правило, скрыт теневой, приносящий крупные доходы. Индивиды ориентированы на один основной тип мироотношения - принцип обладания; но обладания и потребления не с точки зрения развития собственных сущностных сил, а с точки зрения установления господства над природой, над всем миром. Владеть, господствовать, править, извлекать прибыль любой ценой, постоянно накоплять - едва ли не самые характерные черты деятельности современного индивида.

Насквозь технизированный мир превращает человека в придаток машины. В таком обществе назревшие конфликты разрешаются с применением силы, проявляются индивидуальные или коллективные агрессивные акты, некрофилийное поведение, т.е. страсть делать живое неживым, повышенный интерес ко всему чисто механическому /Э.Фромм./ Многие процессы, происходящие в человеческом обществе, представляют преступное зрелище в силу этого некрофилийно-го характера нынешней цивилизации, склонности к разрушению как патологической особенности современного человека. Насилие часто сопровождает решение социальных проблем. Давление на индивида со стороны общественной структуры оказывается сильнее его самореализации.

В третьем параграфе "Пути и перспективы снятия отчуждения" показано, что отчуждение и преступность являются постоянными спутника™ человеческой истории. Романтическая иллюзия быстрого и легкого преодоления отчуждения при первых ке попытках ее реализации терпит поражение. Всякое предприятие такого рода приобретает институциональную форму, что, в конце концов, приводит к ограничению человеческой свободы и возникновению анонимных сил.

Речь может вдти, на наш- взгляд, лишь о смягчении и ослаблении отчуждения, а следовательно, о некотором сокращении преступлений, но отнюдь не полном и абсолютном их исчезновении.

Исследуя феномен отчуждения, анализируя его последствия, мы пришли к выводу, что в нашем обществе имело место добуржуаз-ное отчуждение, т.е. его докапиталистический тип. Оно было связано с политической предпосылкой, а именно с уничтожением частной собственности, но так и не возникшей собственности общее-, твенной. Это привело к субъектной недостаточности. Индивид реально не занимал самостоятельного иеста в социальной жизни.

Полностью слитый с Целым, индивид считал себя средством возвеличения этого Целого.

Отдельные индивиды могут преодолеть отчуждение в силу своей субъектной достаточности, несмотря ни на какие внешние условия. Для них свобода есть фактор их внутреннего мира. Большая же часть индивидов не созрела до понимания отчуждения и продолжает выступать средством достижения социальных целей.

Иа данном этапе общественного развития важное значение приобретает обособление индивидов. При этом имеется-'-в виду обособление как позитивный процесс, в ходе которого индивиды должны стать субъектами своей деятельности и таким образом преодолеть собственную ограниченность и несамостоятельность. В негативном же смысле обособление означает крайний индивидуализм -- тупиковую форму саморазвития человека.

Усвоение стандартов постиндустриального общества, создание правового государства и прочих обцецивилизационных моментов должны иметь нравственное обеспечение. Пренебрежение этим фактом водот к социальной деградации. Догнать Зшюд как общостио потребления - не лучший путь ослабления отчуждения в нашем обществе. Превознесение идеологии машинного века, которая довлеет над индивидуальностью не хуже, чем иная тотальность, приводит к тому, что человек становится рабом техники, с нею и всех общественных сил, т.е. жертвой собственных творений.

Следующим условием снятия отчуждения должна стать творческая активность, в которой индивид ощущает себя как деятельный субъект, воспринимает результаты деятельности не отдельно, вне себя, а как собственные. Творческое отношение к деятельности позволяет раскрыть неисчерпаемые потенции индивида, способствовать его самосозиданию как человека.

Любые социальные преобразования начинаются с изменения

самих индивидов. Для преодоления отчуждения требуется качественно новый этап свободного становления индивидов. При этом гражданское общество создает условия для экономического роста и развития инициативы. Как правило, такого рода общество демократично, оно обеспечивает всем индивидам равные основные права, успешно интегрирует различные этнические группы, образуя единое гражданское пространство. Однако не следует забывать о том, что демократическое общество порождает новые социальные проблемы. Обладая некоторыми преимуществами, гражданское общество с открытыми структурами лишь несколько смягчает откровенный характер отчуждения.

Взаимосвязь таких, казалось бы, разных проблем, как феномены преступности и отчуждения, определяется тем, что оба этих феномена приятии, при их анализе, раскрыть и осмыслить человеческую сущность. Человек оказался подчинен отчуждению во всем многообразии его проявлений. Способность человека к творчеству, любви, личностный смысл бытия быта отчу?гдены от основной массы производителей материальных благ.

Проблема преодоления отчуждения людей друг от друга, проблема социально-экономического освобождения человека представляет действительную проблему уходящего двадцатого века. Власть денег и вещей, господство бюрократических структур и правил являют собой реальную угрозу гпивону индивиду.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ кратко изложены основные итоги и показаны возможные направления дальнейшего исследования.

Основные положения диссертации наили отражение в следующих публикациях:

I. К вопросу о сущности человека.//Перестройка и социальная активность молодежи. /Тезисы научно-теоретического семинара молодых ученых-философов г.Алма-Аты. - Алма-Ата: Иэд.КазГУ,

1988 /0,1 п.л./.

2. К вопросу о сущности социализма.//Перспективы развития советского общества. /Тезисы конференции специалистов вузов страны. Алма-Ата, 1991 /0,2 п.л./.

3. Демократия и проблема отчуждения.//Демократизация общества и социальная справедливость. /Доклады и тезисы выступлений на межвузовской научно-теоретической конференции 25-26 декабря

1991 г. Алма-Ата, , 1991 /0,1 п.л./.

* 4. Отчувдение как сущностная характеристика человеческого бытия.//Проблема человеческой субъективности. /Тезисы выступлений на межрегиональной научно-теоретической конференции 16-17 января 1992 г. Алма-Ата, 1992 /0,2 п.л./.

5. Отчуждение как сущностная характеристика человеческого бытия.//Система частных наук о человеке. А1атериалы межзонального Академического симпозиума. - Нижний Новгород, .Г992 /0,2 п.л.

6. Современный человек в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма.//Восток - Запад: диалог культур./Тезисы докладов и выступлений на I Международном симпозиуме-семинаре 22-26 июня

1992 года. Часть первая. - Алма-Ата, 1992 /0,3 п.л./

7. Отчуждение как человеческая проблема.//Совершенствование техники и технологических процессов строительства автомобильных дорог и автотранспорта. /Тезисы докладов третьей научно-методической и научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов алматинского автомобильно-дорожного института с участием ученых и специалистов автомобильно-дорожной отрасли республики Казахстан. - Алматы,

1993 /0,1 п.л./.

8. Преступность и общество.//Мысль. - 1994. К-5. /0,5 п.л./.

9. Человек в поисках смысла.//Акикат /на каз. яз./ - 1994. 1Г6. /0,5 п.л./.

- 25 -

10. Бытие и обладание как два типа мироотношения./ДЦеп. в КазгосШГИ. - Алыаты, 1994 /0,4 п.л./.

11. Философский аспект категории отчужденного труда.//Деп. в КазгосИНТИ. - Алматы, 1994 /0,3 п.л./.

Камаледенова Э.З. "Дылшскерлгк - жаттану феномен^.

Диссертацияда идлмыскерлхктх талдау жаттану феномен: ар-кдпы жасалады. Автордыц шеклмх бойынша, ^ылмыскерлхктхц терец неНздерх бул цубылысда философиялыц магына беруш талап етед{. Сондыктан, бул зерттеудхц сипатты ep9кшeлiгi дэл философиялыц проблеманы алдына шыгару, ал эдетте чнлмыскерл1кт!ц феноменхн зерттеу ец алдымен юристхк, ыедициналыц, психологиялыц аспек-тхлерыен байланысты царалды. Бул проблеманыц кеп мандШМ жэне эр алуандык; амалмен зарттелу1 ец алдымен адамныц феномен!-мен, оныц жан-жа^ты, универсалды табигатымен байланысты.

Диссертацияда цойылган-мацсат - дэстурл1к /догматты^ амалдан шыгу жане цылмыскерлгкпен жаттанудыц арасындагы байла-ныстыльщты айфщцау. Жумыстыц нег1згх жел!^ цшшысты хеке жа-татын социумге талдау жасау, неге жеке адам патологиялыц дефор-мацияга жэне фишыскерл1к хеке барады. Бул жерде жаттану категориям универсалды^ угым рет1нде царалады, бхзд1ц ем1рхм1здегх квптеген негатив пк к^былыстардац шын мэнхндегх жаратылысын ашуга кемектеседт, соныц 1Ш1нде кылдаскерлхктхц манызды себептер1 де бар.

Бул жумыстыц практикалыц мацызы - цорытындылары мен сипат-тамалары б1здхц цогамда демократиялык; реформаларды жургхзуде, праволыц мемлекет цалыптасуьша пайдасы тиедг.

Диссертациянын зерттеу цорытындылары мен идеяларын бШм беретш процесстерде, сонымен б!рге философия, социология, политология жане басца н;огамдыд пэндердхц арнайы курстарында сабан; беруде пайдалануга болады.

Kamalidenova A. Z. Criminality as a Phenomenon of Alienation.

A present thesis cives an analysis oF the criminality as a phenomenon of alienation. The author considers that the deep bases of criminality require philosophical comprehension of this phenomenon.

A phenomenon of criminality in modern works is analyzed mainly in juridical,medical and psychological aspects. But the characteristic feature of the present thesis is puting forward of the philosophical aspect of the problem.

Such a variety of the problem and diversity of approaches to it is connected first of all with the phenomenon of man with his many-sided and universal nature. The aim of the pre- sent thesis is to overstep the limits of traditional approaches and to point on the dependence between the criminality and alienation. The main idea of the work is that the criminal organization of socium leads to the pathological deformation of personality, to this or that criminal deed.

The category of alienation is the universal concept showing the true nature of many negative phenomena in our life, including the essential reasons of criminality.

The practical sense of the work consists in the following: its results and recommendations can be useful for therealization of the democratic reforms in our society, in formation of the legal state.

Inferences and results of the thesis could be applied in the educational processes, particularly in faculty courses on philosophy, sociology, politology and other humanities.

Подписано в печать 29.06.94 г. Заказ й 230. Тираж 100 экз.