автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Притяншанские киргизы во второй половине XVIII и первой четверти XIX вв. (по китайским источникам)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Иманалиев, Муратбек Сансызбаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Притяншанские киргизы во второй половине XVIII и первой четверти XIX вв. (по китайским источникам)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Иманалиев, Муратбек Сансызбаевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. РОДОПЛШННОЕ ДЕЛЕНИЕ КИРГИЗОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХУШ И ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX СТОЛЕТИЙ.

ГЛАВА П. ХОЗЯЙСТВО И БЫТ КИРГИЗОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХУШ

СТОЛЕТИЯ И ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX СТОЛЕТИЯ.

§ I. Скотоводство.

§ 2. Земледелие

§ 3. Промыслы

§ 4. Торговля.

§ 5. Быт и нравы

§ 6. Вооружение и военные силы.

ГЛАВА Ш. КИРГИЗЫ И ИХ ВЗМЛ00ТН0ШЕНИЯ С ВОСТОЧНЫМИ СОСЕДЯМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХУШ И В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ

XIX СТОЛЕТИЙ.

§ I. Политическая обстановка в северо-восточной части Средней Азии и в Восточном Туркестане в I половине ХУШ в.

§ 2. Гибель Джунгарского ханства, завоевание маньч-журо-китайскими войсками Восточного Туркестана и начало первых киргизско-китайских сношений. Ц

§ 3. Характер взаимоотношений киргизских племен с цинским Китаем во второй половине ХУШ века

§ 4. Восточный Туркестан после цинского завоевания и участие киргизов в политических событиях этого региона.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Иманалиев, Муратбек Сансызбаевич

Говоря о целях и задачах изучения истории человечества и конкретно каждого народа, В.И.Ленин писал, что "мы анализируем минувшие процессы общественного развития не в смысле одного только объяснения прошлого, но и в смысле безбоязненного предвидения будущего и смелой практической деятельности, направленной на его осуществлениеВ свете этих ленинских слов исследование исторического прошлого народов СССР, в частности киргизского, является одной из ваших проблем, разрабатываемых советской исторической наукой.

Актуальность настоящей работы определяется не только необходимостью более полной разработки истории киргизов второй половины ХУШ и первой четверти XIX вв., но и тем, что на сегодняшний день имеет большое общественно-политическое значение в связи с внутренней;национальной и внешней политикой руководства КНР.

Настоящая диссертация ставит своей целью изучение этнической и политической истории киргизского народа во второй половине ХУШ и первой четверти XIX вв. В этой связи задачи данной работы заключаются в следующем:

1. Установление родоплеменного деления и территории расселения киргизов, выявление социальной структуры и политической организации киргизского народа.

2. Изучение хозяйства и быта киргизов.

3. Исследование роли киргизов в сложной политической обстановке в Восточном Туркестане и северо-восточной части Средней Азии на рубеже ХУШ и XIX вв.

Новизна настоящей диссертации состоит в комплексном иссле

1Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.26, с.75. довании истории киргизского народа во второй половине ХУШ и первой четверти XIX столетий с широким привлечением источников на китайском языке. Китайские материалы, самостоятельная ценность которых не вызывает сомнений, не только существенно дополняют историческую литературу о киргизах на друтих языках, но и дают нагл новые сведения по проблемам этнической истории киргизского народа изучаемого периода. Впервые в советской историографии предпринимается попытка исследования родоплеменного расселения киргизов по китайским источникам. Несомненно ценны сведения китайских хроник о скотоводстве и, особенно, об относительном развитии земледелия у киргизов. Китайскими историками засвидетельствовано наличие оседлого земледелия у киргизов, а также выделены районы земледелия.

Изучение киргизско-китайских отношений во второй половине ХУШ и первой четверти XIX веков требует рассмотрения такой ванной проблемы как формы и методы военно-дипломатической борьбы киргизских племен за сохранение независимости, что и предложено в настоящей диссертации. Актуальной проблемой является и участие киргизов в политических событиях в Восточном Туркестане, их действенная помощь народам этого региона в борьбе против цинско-го господства.

В настоящей диссертации ряд китайских источников вводятся в научный оборот впервые: "Бэй цзяо син ши лгое" (изучение рельефа северной границы), "Си гай као гу лу" (о древностях Западного края), "Шачэ син цзи" (Записки о путешествии в Шачэ) и другие.

В результате исследования автор пришел к следующим выводам:

Во второй половине ХУШ и первой четверти XIX вв. киргизские племена занимали обширную территорию от Или до Андижана, от Таласа до реки Яркенд в южной части Восточного Туркестана. К середине ХУШ столетия, т.е. за несколько лет до уничтожения: Диун

- Б гарского ханства цинскими войсками киргизские племена вернулись на старые кочевья на Иссык-Куле и Или, захваченные в свое время джунгарами. Свидетельство китайских источников о киргизском племени сэлэкур на гаге Восточного Туркестана расширило географию обитания киргизов до реки Яркенд. Общая численность киргизов во второй половине ХУШ века составляла около 350 тысяч человек.

Каждое племя и род локализовалось в определенных: границах, посягательство на которые выливалось в междоусобицы и кровопролитные войны. Путем отождествления наименований киргизских племен в китайской транскрипции с ообственно киргизскими названиями выяснилось, что во второй половине уже произошло выделение чекир-саяков из состава племени саяков.

В этот период крупнейшие киргизские бии создают этнополи-тические союзы племен, представляющие собой формы раннефеодального кочевого государства. Аджибий на юге Киргизии возглавлял подобное объединение, в состав которого входили практически все племена отделения адгене правого крыла. Мамыткулбием было создано объединение саяков и сарыбагышей. Союзы племен обладали всеми внутренними и внешними функциями государства с соответствующими орудиями власти: суд, карательные органы. Социальная структура киргизского народа выглядела таким образом: I. родовая знать, концентрировавшая в своих руках всю полноту политической и экономической власти; 2. мелкие и средние скотоводы-кочевники, основная производительная сила кочевого хозяйства; 3. рабы. Как и в любом классовом обществе эксплуатация трудящихся была источником обогащения феодальной верхушки, хотя выражалась в своеобразной форме, камуфлировавшейся родственными отношениями.

Скотоводство было основным родом экономической деятельности киргизов. Наряду со скотоводством определенную роль играло земледелие. Основная масса кочевников занималась выращиванием злаков только в случае необходимости. Однако, существовали и оседлые киргизы-земледельцы, которые составляли примерно 1-1,5/1 от общего количества киргизских кочевников.

Существенную роль в кочевом хозяйстве киргизов играли и промыслы: охота, добыча некоторых полезных ископаемых. На рынки земледельческих районов Коканда, Кашгарии киргизы постовляли скот и продукты скотоводства. В некоторых районах киргизские земледельцы продавали и зерно, хотя торговля носила случайный характер. В основном торговля была меновой, но уже прослеживаются определенные торгово-денежные отношения.

В первой половине ХУШ столетия, в пору расцвета могущества Джунгарского ханства, киргизские племена устанавливают военные контакты с цинским правительством. Установление подобных контактов носило обоюдный характер и диктовалось объективными историческими условиями. Однако цели и задачи цинского правительства и киргизов в войнах против Джунгарского ханства были совершенно различными. Первые рассматривали Джунгарское ханство как основное препятствие для дальнейшей экспансии в Центральной Азии. Для киргизов борьба против Джунгарского ханства была войной за независимость, за возврат киргизских земель. Поэтому киргизские бии расценивали цинский Китай как силу, могущую оттянуть основные ойратские силы на джунгаро-халхаскую границу при условии активизации военных действий со стороны маньчяуро-китайских войск. Поэтому военно-политическая деятельность киргизских биев была направлена на использование цинской политики в собственны): интересах. Следует отметить, что союзники, временно объединенные борьбой против Джунгарского ханства, были и потенциальными врагами, потому что цинское правительство рассчитывало расширить экспансию за пределы Джунгарии. Именно это и случилось по прошествии некоторого времени после гибели Джунгарского ханства.

Во второй половине ХУШ столетия киргизско-китайские отношешш перехода в гаоотешо новый этап, связанный о уштошш цинскими войсками бунтарского ханства, завоеванием Восточного Туркестана и выхода их на рубежи Западного Тянь-Шаня. Это первый период киргизско-китайских отношений, продлившийся около 810 лет, характеризующийся установлением дипломатических отношений между киргизами и цинским двором. Киргизские бии ведут осторожную и гибкую политику, направленную на сохранение независимости и выяснения прочности положения Цинов в Восточном Туркестане. Цель этого политического курса была достигнута. Приблизительно со второй половины 60-х годов ХУШ века начинается второй период киргизско-китайских отношений, связанный с народно-освободительным движением народов Синьцзяна против цинского Китая, в котором активное участие приняли и киргизы.

В современной китайской историографии проводится тезис о признании киргизскими племенами сюзеренитета Китая, обоснование которого лежит в трактовке цинских источников в духе определенной политической направленности. Китайские хроники второй половины ХУШ века изобилуют подобными утверждениями. Причина этого, как нам кажется, коренится в том, что авторами этих источников были цинские чиновники, деятельность которых была направлена на оправдание внешнеполитического курса цинского двора. В действительности же приезд киргизских посланников в Пекин, письма верховных биев означали даже не проявление лояльности, а прежде всего признание цинского Китая как внешнеполитического партнера, естественно, с учетом политической ситуации в регионе. Отметим, что верховные бии не приезжали сами в Пекин или на встречу с представителями цинского правительства, как подобает действительным вассалам, а присылали в качестве послов второстепенных биев. Судя по китайским источникам, вассалами Китая были и независимые государства Афганистан и Коканд, что объяснялось цин-скими историографами фактами присылки подарков цинскому двору, расценивавшихся в Пекине как присылка дани. На самом же деле Китай сам являлся своеобразным данником Коканда, ежегодно выплачивая ему 200 ямб серебра за то, чтобы кокандский хан сдерживал деятельность восточнотуркестанских ходжей, впрочем находивших поддержку у киргизов. Киргизские кочевья являлись в некотором роде базой ходжей в их борьбе против Цинов, там они находили союзников, довольно внушительные военные силы. Киргизские племена проводили совершенно самостоятельную политику, направленную на: защиту собственных интересов.

Источниковедческая база исследования

В 1757-1759 гг. после уничтожения Джунгарского ханства и завоевания Восточного Туркестана, цинские войска вплотную вышли к рубежам западного Тянь-Шаня и Памира, т.е. к районам, где проживала основная масса киргизских племен. Начиная с этого периода, киргизы стали объектом пристального внимания маньжуро-китайского правительства. Цинскими историографами и чиновниками накоплен большой материал, представляющий огромную ценность для изучения истории киргизского народа во второй половине ХУШ и первой половине XIX вв.

В нашей стране китайские хроники известны практически с того периода, когда они были опубликованы. Первые переводы, опубликование и использование этих материалов принадлежит перу выдающегося востоковеда, "отца" русской синологии Н.Я.Бичурина^.

Я.Бичурин. Описание Джунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. Переведено с китайского монахом. Иакинфом. СПб., 1829 г.

Несмотря на некоторые неточности в переводах, на которые в свое время указывал Л.И.Дутлан"^, работы отца Иакинфа не потеряли своей значимости до сих пор. Существуют и более поздние переводы. Однако переведены и использованы не все цинские источники, имеющиеся в библиотеках и книгохранилищах нашей страны и не все наличествуют в СССР. Полный список, - это можно утверждать лишь с неполной уверенностью, - китайских источников и литературы по истории Синьцзяна дан в "Чжунго бяньцзян туцзилу" (каталог литературы по пограничным районам Китая), изданный под редакцией дэн о

Яньлиня в 1958 году в Шанхае .

В советской исторической литературе китайские источники по

Г) истории киргизов использовались мало .

В данной работе использованы материалы китайских источников. Следует сказать, что учитывая известную тенденциозность китайских источников, направленных на оправдание внешнеполитического курса цинского правительства, необходимо критически использо

•^Л.И.Душн. Аграрная политика цинского (маньжурского) правительства в Синьцзяне в конце ХУШ века. М.-Л., 1936, с.29-30. р

Дэн Яньлинь. Чжунго бяньцзян туцзилу. Шанхай, 1958, с.184

195. Q

А.Н.Бернштагл. Источники по истории киргизов ХУШ века. "Вопросы истории". М., 1946. Л., П-12, с.126-131. В.А.Ромодин и А.А.Кондратьев. Опыт сопоставления сведений из китайских, коканд-ских и русских источников по истории киргизов. К.Н.Петров. Очерки феодальных отношений в ХУ-ХУШ вв. Фрунзе, 1961; В Л я. Плоских. Киргизы и кокандское ханство. Фрунзе, 1977. Против маоистской фальсификации истории Киргизии. Фрунзе, 1981 (в последней работе использованы переводы китайского источника "Юйдин пиндин чжуньгээр фанлюэ", сделанные Г.П.Супруненко). вать китайские источники и тщательно отбирать фактический материал. Б работе использованы разделы китайских источников, касающиеся, в основном, киргизов.

Цинь дин хуан юй си юй ту чжи". Высочайше утвержденное географическое описание западного края при Маньвурской династии с картами. Составлена правительственным комитетом во главе с Фу Хэном в 1757 году с добавлениями Ин Ляня от 1762 года, с добавлениями 1782 году. Имеются два подраздела: I) "Восточные буруты" (киргизы) и 2) "Западные буруты". В 1757 году по императорскому указу, цинские эмиссары Хэ Гоцзи и Лю Тун: -Сань прибыли в Восточный Туркестан для изучения местных народов и составления карты района. Продвигаясь на запад, они столкнулись с некоторыми племенами киргизов. Совершенно очевидно, что в качестве первых информаторов и проводников в неизвестном для китайцев крае были ойраты, поэтому в китайском источнике для обозначения киргизов использованы монгольские термины: "бурут" - киргиз, "оток", "аймань" (аймак) - родоплеменные подразделения, "албату" - раб, зависимый. Все киргизские племена делятся на восточных и западных. К сожалению, не объясняется, почему принят такой принцип деления. Вероятно, от Хэ Гоцзи и Лю Тунсиня и пошло такое разделение киргизов, которым пользовались более поздние авторы. Представляют большой интерес сведения этого источника о самых больших племенах, указаны имена родоначальников. Большой фактический материал содержится в "Цинь дин хуан юй си юй ту чжи" о первых контактах киргизов с цинским Китаем. Интересны сведения цинских авторов о численности киргизских племен. Это дает возможность определить численность (приблизительно) киргизского народа во второй половине ХУШ столетия.

Си юй вэнь цзянь лу" (Описание слышанного и виденного о западном крае). Автор Чун Юань, год издания 1777. Чун Юань маньжурский чиновник, долгое время работавший в Восточном Туркестане"5". Сведения о киргизах содержатся в 3 цзгоане, раздел "Ваи фань лечжуань" (описание внешних народов), подраздел "буруты". "Си гай вэнь цзянь лу" является одной из первых работ цинских источников второй половины ХУШ столетия. Дана общая характеристика киргизов как "одного из мусульманских народов", земли которого "лежат между Андижаном и Кокандом" . Интересны сведения этого автора о социальной структуре киргизского общества, о по3 ложении биев (в частности о праве наследования правления) . Отражена феодальная раздробленность киргизских племен "(Бии) взаимно не управляют друг другом"4. Большой интерес представляют сведения о хозяйстве, быте, одежде, пище киргизов. Как известно, киргизы вели торговлю (меновую) со своими соседями. В данном источнике перечислены товары, которые закупали киргизы в Китае. Так же как и в предыдущей работе затрагиваются вопросы первых киргизско-китайских отношений. Изложена политическая ситуация, с точки зрения, конечно, цинского чиновника.

Синьдзян шилюе". Основные сведения о Синьцзяне. Автор Сун Юнь б.Ы.б.г. Сунь Юнь был илийским наместником. Сведения о киргизах содержатся в 12 Цзгоане, раздел "вай и" (внешние народы) подраздел "буруты". Подраздел "буруты" делится на две части: I) Основная часть и 2) Приложение. В основной части даны сведения о прошлом расселении киргизов, о территории кочевания неко

Л.И.Дуглан. Некоторые источники по изучению Синьцзяна конца

ХУШ и начала XIX века, с.21. М., 1935. р

Си юй вэнь цзянь лу. Цз.З, с.З-а.

3Там же.

Там же. торых киргизских племен. По самый большой интерес представляет собой приложение. Здесь дается описание 19 киргизских племен, территория расселения каждого племени. Далее дается таблица киргизских старшин первой четверти XIX столетия, где упоминаются их предки, начиная с середины ХУШ века. К примеру - "Суранчи, внук Абыла. Сын Бошкоя Абыл в 24 году по Цянь Луну (1759 г.) был представлен императору, и пожалован шариком 5 степени и цветными перьями, так как заботился о государственном конном заводе. В 28-30 годах по Цянь Луну (1763-65 гг.) участвовал в войне против Уча (Учское восстание произошло в 1765 г.). Абыл умер от болезни. Прежними его титулами был пожалован Бошкой. Бошкой умер."1 и т.д. В связи с перечислением биев отмечаются некоторые события, происшедшие в Восточном Туркестане, что имеет большое значение, в других источниках этих сведений нет.

Или Цзун тун шилюе". Краткая сводка событий об управлении Или. Автор Сун Юнь, сочинение 1809 г. Сведения о киргизах содержатся в цзгоане 2, в разделе "Сведения о бурутах". Здесь о киргизах говорится, что они делятся на восточных и западных. Указаны границы общего расселения киргизов. Образ жизни кочевой, "живут, кочуя в зависимости от наличия воды и травы, по соседству 2 с народами Андижана и Кокаина"'. В основном здесь идет речь о событиях, связанных с вторжением цинских войск в Восточный Туркестан. Рассказывается о появлении маньжуро-китайских войск на границе с кочевьями киргизов. Большой интерес представляют сведения о борьбе белогорских ходжей против цинской армии. Изложены события 1765 года в Уче, где Рахматулла и Эминь-ходжа подняли восстание. Есть сведения о торговле киргизов с цинским Кита

Синь цзян шилюе цз.12, с.37-52, раздел "Племя Чонбагыш". о

Или цзун тун шшпое. Цз.2, с.20-24. ем, земледелии киргизских кочевников. Как приложение, дан список киргизских старшин, получивших китайские титулы и ранги в 1808 году^. Имеется карта, на которой обозначены кочевья киргизов.

Си юй шуй дао цзи". Записки о водных путях Западного края. Автор Сюй Сун. Издание 1823-43 гг. Сведения о киргизах содержатся в цзгаане 3. В данной работе указаны крупнейшие реки Восточного Туркестана, а вместе с этим и киргизские племена, кочующие вдоль этих рек. Немаловажное значение имеют сведения о политических событиях, происходивших в Восточном Туркестане. В частности, события в Уче, восстание Зияветдина и Турдимамата. Интересно сообщение автора о пахотных землях на берегах Нарына, и о строительстве моста через Нарын киргизами племени Монголдор .

Си Чуй яолюе". Краткая сводка важнейших сведений о западной границе. Автор Ци Юныпи. Сочинение датировано 1812 годом. "Нравы и образ жизни бурутов сугубо скотоводческий и в общем Q схожи с казахскими", - говорится в этом источнике . Имеются сведения о торговле киргизов, много интересных данных по этнографии киргизов, о земледелии, о важнейших событиях второй половины ХУШ века.

Суй ту си шу го дзи". Записки об умиротворении и подчинении вассальных владений Запада. Автор Вэй Цюань. Дата не указана. Источник переведен из серии Сяо фан ху цзи гай ди пун гао (Сборник географических материалов кабинета Сяофанху), 1877 г. Сведения о киргизах содержатся в 3 томе, 2 цзгаане. В тексте разбросано даются сведения о нравах и обычаях киргизов, численность

Или цзун туи шилгае. Цз.2, с.20-24. о

Си юй шуй дао цзи. Цз.З, с.13-а. з

Си чуй яо лгае. Цз.4, с.57-58. некоторых "восточных" племен и общая численность "западных бу-рутов". Очень важны сведения о попытке племен саяк и сарыбагыш создать родо-племенное объединение под началом, как говорится в источнике, "великого бия"*. Приводится письмо старшего Бия отделения адгене Аджи-бия цинскому императору о том, чтобы установить контакты между киргизами и цинским правительством^.

Хуанчао юань бу яо люе". Краткий обзор иноземных племен при Муньжурской династии. Автор Ци 10нь. Издана работа в 1846 году. Сведения о киргизах изложены в цзюанях 15 и 16. В главе 15 рассматривается киргизско-джунгарская война, возможность установления контактов киргизов с цинскими войсками для координации совместных военных действий. Белогорские ходжи Бурхан-эддин и Ходжа-Джихан после возвращения из Джунгарии начали борьбу против цин-ской армии. "Однако, не все сподвижники оказались стойкими. Многие покидали ходжей. При попытке ходжей наказать беглецов, послед

Г) ние уходили к киргизам. В главе 16 рассказывается об учском восстании. Один из руководителей восстания Эминь-ходжа пытался установить контакты с Кокандским ханством, чтобы просить у них помощи. Однако, посланный в Коканд курьер был пойман и казнен^. Представляют большой интерес сведения источника о начале агрессии Ко-кандского ханства против южно-киргизских племен .

Синь цзян хоу ши цзи". Дополнительные записи о событиях в Синьцзяне (Автор не указан, б.м.б.г.). Источник ценен тем, что подробно описывает учское восстание. Учские хаким-бек Абдулла и

-'"Суй фу си шу го цзи, т.З, Цз.2, с.117.

2Там же. уан чао фань бу яо люе. Цз.16, с.2-а, по 4-а.

Там же, с.25-6.

5 Там же, с.22-а - 22-6. начальник гарнизона Су Чэн были убиты повстанцами. Попытка помочь цинским властям в Уче со стороны аксуйского бянь-ши дачэ-ня Бяньтахая не удалась. Его отряд был разгромлен^. Упоминается о попытке восставших добиться помощи у кокандского хана, а также у киргизов. Интересны сведения источника о возвращении торгоутских полков во главе с Убаши в Джунгарию и события, связанные с этим. Переход тяжело дался калмыкам. Из 160 тысяч человек, начавших переход, в живых осталось лишь 70 тысяч человек, 2 утверждает источник .

Цинь дин вай йань мэнгу хуэй бу ван гун бяо чжуань". Биографии и таблицы монгольских и мусульманских князей, внешних владений. Автор не указан. Сочинение датировано 1779 годом. Сведения о киргизах содержатся в 110 цзюане. Связаны они только с кир-гизско-джунгарской войной. В нем говорится, что в 1716 году киргизские отряды помогали цинской армии в войне против. Цеван РабQ дана .

Си юй ши ди". Разъяснения к землеописанию западного края. Источник взят из серии "Сяо фан ху чжай юй ди цунгао", т.П,цз.2.

Автор сочинения Ци Юньши. Дата издания 1836 г. О киргизах говорится, что на юго-западе от Или находятся их кочевья, а также кочуют в районе Уча. Дается описание восточно-туркестанских городов, а также указаны места кочевий киргизов вблизи этих городов. Для изучения хозяйства киргизов имеет большое значение сообщение автора о производстве железа киргизами из песка с берегинь цзян хоу ши цзи, с.69-а.

2Там же, с.68-а - 68-6. о

Цинь дин Bail фань мэн гу хуэй бувагун бяочжуань. Цз.ПО, с.5-7. гов озера Иссык-Куль^.

Стой цзи яо". Краткое описание Западного края. Автор не указан. Год издания 1826. Сведения о киргизах содержатся в цзгаа-не 6. Источник определяет границы обитания киргизских племен. Важное значение для изучения этнографии киргизов имеют сведения об одежде, пище, жилище. "Их обычаи (киргизов), языки, обряды очень похожи на обычаи, язык и обряды мусульман (имеется ввиду жители Восточного Туркестана)"". Киргизы занимались земледелием и, видимо, среди них были оседлые земледельцы. В борьбе цинской армии против белогорских ходжей, помогал киргизский бай Акым, за 3 что, впоследствии, был назначен хаким-беком города Ташбалык .

Нин ши гао". Черновая история династии Цин. Издано Чжао Эр сюем в 1927 году в Мукдене. Основные сведения содержатся в 534 цзюане. Интересны сведения о борьбе восточно-туркестанских ходжей против Цинов, особенно о восстании Джангир-ходжи, в котором активное участие приняли киргизы. На первоначальном этапе, Джан-гир прибыл з киргизские кочевья, где нашел поддержку киргизских родоначальников. В "Цин ши гао", - рассказывается о жестокой расправе цинских войск над беззащитным населением киргизского 4 аила .

Хуэй минь ци и". Мусульманские восстания. Сборник издан известным китайским источником Бай Шоуи в 1952 году в Шанхае. В составлении сборника принял участие и видный китайский ученый Фань Вэньлань. Сведения о киргизах представлены в 4 томе издания.Большая часть материалов представляет собой официальные и полуофици

Си юй ши ди, т.II, Цз.2, с.2-а. р

Си юй цзи яо. Цз.6, с.З-а. 3Там же, с.З-б. 4Цин ши гао. Цз.534, с.8-6. альные документы цинского правительства, включая сюда и доклад Цзо Цзунтана о готовности армии выступить в так называемый "западный поход" (сичжен). Другую меньшую часть представляют работы мусульманских авторов. В документах говорится об активном участии киргизов в восстании народов Синьцзяна в I864-1878 гг.^

Кроме вышеуказанных работ автором использованы и другие китайские источники. "Дай Цин личао шилу", "Цинь дин Синьцзян ши-люе", "Цин чао Сюй Вэнь сянь тун Као", "Синь цзян яо люе", "Си юй као гулу", "Бай фань цзян ли као" и другие.

Кроме источников, в работе использованы труды китайских историков. Сюда входят работы Лгай Чжень юй "Чжунго миньцзу цзяньши" (Краткая история народов Китая), Линь Гаи- "Цин дай хуэй минь ци и" (Мусульманские восстания эпохи Цин), Чжао Цюаньчэн "Цин дай ди ли янь гэ бяо" (Таблица развития географических присоединений в эпоху Цин).

Основная часть китайских источников, переведенных и использованных диссертантом, содержится в фондах ксилографов ЛО ИВ АН СССР. Меньшая часть источников ("Дай Цин личао шилу", "Цин ши гао" и другие), а также работы современных китайских историков -в библиотеке Академии Нарт СССР в г.Ленинграде.

Литература

Велик вклад русских ученых и путешественников в изучение истории киргизского народа. Начиная с ХУШ века, опубликованы многочисленные работы русских историков по политической, социальной, этнической истории киргизов.

Известия о существовании киргизов проникали в Россию задолго до первых контактов русских людей с киргизами. Первым, правда

•'•Хуэй минь Ци и, т.4, с.329-333. не встречавшимся, но бывшим в непосредственной близи от киргизов, был артиллерийский капитан, представитель Петра I в ставке двунгарского хана Цеваи Рабдана, Иван Унковский^-. В своем дневнике капитан Унковский упоминает о народе, известном джун-гарам под названием "буруты" (у Унковского "бороты"). Из объяснений двунгаров о киргизах, И.Унковский знал, что их насчитывается около 5 тысяч, а войска "доброго", как он пишет, может собраться до 3 тысяч. Скорее всего И.Унковскому было известно о какой-то небольшой части киргизов, воевавших против джунгар.

Причем, надо отметить, небезуспешно, так как джунгары побаивао лись киргизских отрядов . Это были первые сведения о киргизах. К ним можно отнести и рассказ русского путешественника Ф.Ефре3 мова . Несомненно интересны сведения из сообщений Ф.М.Назарова о путешествии из Петропавловска в Кокандское ханство, откуда он был отправлен для сопровождения кокандского посланника^. Это первые сведения о торговле "закаменных" киргизов с оседло-земледельческими районами Ферганы. Но самой первой большой работой с о киргизах является труд капитана И.Андреева . Хотя сам автор и

И.Унковский. Посольство к Зюнгарскому хану Цевань Рабдану капитана от артиллерии Ивана Унковского и путевой журнал за 1722-24 гг. СПб., 1887.

2Там же, с.39.

•э

Ф.Ефремов. Российского унтер-офицера Ефремова, ныне коллежского ассесора, десятилетние странствования и приключения в Бухарин, Хиве, Персии. СПб., 1786, 2 изд., 1794.

4Ф.Назаров. Записки о некоторых народах и землях Средней части Азии. М., 1968. с

И.Андреев. Описание Средней орды киргиз-кайсков с касающимися до сего народа, також и прилегающих к Российской границе, не бьш у киргизов, но достаточный материал о них он собрал у казахов. Он сообщает о киргизских родоначальниках, о наличии у киргизов земледелия, о феодальных распрях, раздиравших киргизские племена. Исключительная ценность работы И.Андреева отмечена позднейшими исследователями. Некоторые аспекты истории киргизов затронуты в работах И.Г.Георги, который писал об этногеогра-фических связях киргизов с казахами старшего джуза^. И.Г.Георги отмечает, что киргизы, которые кочуют на юге (имеется ввиду на юге от казахов) и поселились в "Алатайских горах кои суть на сер вер склонившийся хребет Индийских гор" .

Сведения Е.Тимковского о киргизах почерпнуты из китайских 3 источников . Текст, который он приводит, совпадает со сведениями из "Си юй вэнь цзян лу". В 1824 году к киргизским племенам прибыли русские представители, среди них был Ф.К.Зибберштейн, который восхищался полями, засеянными киргизами, что все "тут имеет самое цветущее состояние"4. Интересны его данные о численности родов о племени бугу. С горечью он писал о жестоких междоусобицах и с уважением о том, что киргизы отвергли притязания кокандского хана. Несомненно, что киргизоведение в России, во отчасти Колышской и Тобольской губерний, крепостей, дополнениями. Новые ежемесячные сочинения. Т.СХ-СХУШ, СПб., 1795-96 гг.

•'"И.Г.Георги. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, обитования, одежды, жилищ, украшений, забав, вероисповеданий и других достоинств.СПб., 1779. р

Там же, с.116.

Е.Тимковский. Путешествие в Китай через Монголию в 18201821 годах. СПб., 1824.

М.Л.Вяткин. Путевые замечания Омского гарнизонного полка лекаря Зибберштейна. "Исторический архив", т.е.1. М., I93S. многой, обязано работе Ф.К.Зибберштейна, да и сейчас его труд не потерял своей ценности.

Начиная с середины XIX столетия, с началом укрепления и развития киргизско-русских сношений, появляется большое количество работ по киргизам. Это и исторические исследования, и записки путешественников. Киргизам посвящена сводная таблица под общим названием "Сведения о дикокаменных киргизах"^. Данные этой работы касаются практически всех аспектов этнической истории киргизов. Большую ценность имеют труды выдающегося казахского этнографа, исследователя Центральной Азии ЧЛ.Валиханова. Блестящее образование и прекрасное знание языков народов Средней Азии позволило ему стать одним из самых известных востоковедов России. Б своих работах о киргизах он рассматривает вопросы расселения киргизских племен и родов, численность, родоплеменное деление и свяо занные с этим генеалогические предания киргизского народа . Хозяйство киргизов, их обычаи и нравы, жилища, пища, одежда - все это становится объектом его исследования.

Большую помощь в исследовании некоторых вопросов истории з

Киргизии, оказывают работы Н.А.Аристова . Его исследования по этнографии киргизов имеют огромное значение. Ни один современный исследователь не в состоянии обойтись без работ Н.А.Аристова. Большой фактологический материал содержится в трудах русских

Сведения о дикокаменных киргизах. Зап. РГО, кн.5, 1851. р

Ч.Ч.Валиханов. Записки о киргизах. T.I. А-Ата, 1961, собрание сочинений в 5 томах.

А.Аристов. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой орды и кара-киргизов на основании родословных, сказаний и сведений о существующих родовых делениях и о родовых тамгах. СПб., 1895. т ? путешественников Н.А.Северцева , Д.И.Мушкетова , Н.М.Пржевальского3, П. П. Семенова-Тянь-Шанского4 и других. Подспорьем в работе являются труды Г.Загряжского, который работал в Киргизии^. Его работы посвящены проблемам социальной структуры киргизского общества, классовых отношений у кочевников. Необходимые знания о торговле, киргизско-китайских отношений можно найти у К.Риттера . Заметное место в русской исторической литературе занимают 7 труды Г.Е.Грумм-Грншмайло . Краткую, но точную информацию содерт

Н.А.Северцев. Заметки о горной стране у вершин Чу и Нарына и о путях через нее в бывший Китайский Туркестан. о

Д.И.Мушкетов. Поездка в Нарынский край и в Кашгарию. Путевые заметки Д.И.Мушкетова. Петроград, 1918. о

Н.М.Пржевальский. Современное положение Центральной Азии. "Русский вестник", № 127, 1892.

4П.П.Семенов-Тянь-Шанский. Путешествие на Тянь-Шань в 185657 гг. М., Географ, 1958.

Г.Загряжский. Кара-киргизы (этнографический очерк). Туркестанские ведомости. Ташкент, 1874, № 41-45. Юридические обычаи киргиз и о народном суде у кочевого населения Туркестанского края, по обычному праву. Материалы для статистики Туркестанского края, 1876, 1У.

К.Риттер. Землеведение. География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россиею, Восточный или Китайский Туркестан. Перевел В.В.Григорьев, вып.II, СПб., 1873.

Г.Е.Грумм-Гржимайло. Описание путешествия в Западный Китай. М., 1948. Киргизы. Отд. оп. Изв. ГОСССР, т.6, ХУ1, вып.1, Когда произошло и чем вызвано распадение монголов на восточных и западных. Л., 1953. жат работы Н.Зеланда^, А.Ф.Голубева^, М.Венюкова3, Л.Берга^. Как известно, киргизы принимали активное участие в восстаниях народов Восточного Туркестана. Ценные сведения об этом можно найти в труде Н.А.Куропаткина "Кашгария"^. Русские дореволюционные ученые-востоковеды внесли огромный вклад в дело изучения прошлого киргизского народа.

Одной из первых работ после Октябрьской революции является сочинение выдающегося русского и советского востоковеда В.В.Бар-тольда . Широкая эрудиция, прекрасное знание материала позволили ему написать обзорный труд по истории киргизского народа. В этой работе В.В.Бартольд специально касался вопросов истории киргизов во второй половине ХУШ столетия. Важнейшим является вопрос этногенеза киргизского народа и его родо-племенное деление. Большое внимание уделяется этой проблеме русскими учеными. Н.А.Аристов считал, что без глубокого знания генеалогических родословных и родо-племеиного деления невозможно решить вопрос происхождения киргизского народа. Этим проблемам посвящены работы С.М.Абрамзо

Н.Зеланд. Кашгария и перевалы Тянь-Шаня. Путевые записки

Н.Зеланда. Омск, 1888. С берегов Иссык-Куля, б.м., 1891. р

А.Ф.Голубев. Отрывок из путешествия в Среднюю Азию - Заи-лийский край. Зап.ИРГО, кн.З, 1861.

Венюков. Очерки Заилийского края и Причуйской страны. Зап.ИРГО, кн.4, 1861.

4Л.Берг. Поездка на озеро Иссык-Куль. Ташкент, 1904.

5Н.А.Куропаткин. Кашгария. Историко-геограшический очерк страны. СПб., 1879.

6В.В.Бартольд. Киргизы. Собрание сочинений в 12 томах, т.2, часть I. М., 1963.

7 8 на и А.С.Сыдыкова . В работе А.С.Сыдыкова "Родовое деление киргизов" перечислены практически все племена и роды киргизов. С.М.Абрамзон занимался не только проблемами родо-племенного деления, но и общеэтнографическими вопросами истории киргизского народа. Он внес весомый вкяад в изучение патриархальной культуры, хозяйства, кочевого быта киргизов, его труды являются наиболее значительными по этой проблематике на сегодняшний день.

История взаимоотношений киргизов со своими западными и северными соседями - это проблема, которая получила достаточно полную разработку в работах известного киргизского историка с

Б.Д.Джамгерчинова .

Проблемам истории кирги з с ко-кокандс ких отношений, отчасти и киргизеко-джунгарских и киргизско-цинских отношений, роли киргизов в Кокандском ханстве, посвящена работа В.М.Плоских4. Эксплуататорская политика кокандских ханов вызывала недовольство киргизских кочевников и неоднократно они поднимали восстания про

С.М.Абрамзон. Этнографические сюжеты в эпосе "Манас". Советская этнография, Г?- 2. М., 1947. Форш родоплеменной организации у кочевников Средней Азии. Сборник "Родовое общество". Труды института этнографии АН СССР. Новая серия, т.Х1У. М., 1951. Киргизское население Синьцзян-Уигурской автономной области КНР.Труды киргизской археологическо-этнографической экспедиции, т.2.М., 1959. Киргизы в.их этногенетических и историко-культурных связях с народами сопредельных стран. JI., 1968.

2А.С.Сыдыков. Родовое деление киргиз. В кн."В.В.Бартольду от учеников, друзей и почитателей. Ташкент, 1927.

Д.Джамгерчинов. Очерки политической истории Киргизии XIX века (первая половина). Фрунзе, 1966.

4В.М.Плоских. Киргизы и Кокандское ханство. Фрунзе, 1977. тив произвола кокандских феодалов. Последний вопрос стал основной проблемой работы А.Х.Хасанова "Народные движения в Киргизии в период Кокандского ханства"

История киргизского народа первой половины ХУШ века - это история киргизско-джунгарских войн. Поэтому, для осмысления и правильного анализа происходивших событий большую помощь оказыр вает работа И.Я.Златкина. Проблемам взаимоотношений Джунгарского ханства с народами Средней Азии и Восточного Туркестана посвящены работы Ш.Б.Чимитдорзшева . Автор освещает некоторые проблемы взаимоотношений джунгаров со своими соседями, в частности, джунгаро-киргизские и джунгаро-восточнотуркестанские взаимоотношения. При исследовании истории киргизов также необходимо знать о политической ситуации и экономике в Восточном Туркестане, где территориально определился центр, сначала, киргизско-джунгарских, затем, киргизско-китайских отношений. Эти проблемы разработаны в работах Л.И.Думана4, В.С.Кузнецова5.

А.Х.Хасанов. Народные движения в Киргизии в период Кокандского ханства. М., 1977. р

И.Я.Златкин. История Джунгарского ханства.I635-I755.M.,1964.

Б.Чимитдоржиев. Взаимоотношения Монголии и Средней Азии в ХУШ-Х1Х вв. М., 1979. Его же. Подчинение Восточного Туркестана Джунгарии в кн. Исследования по истории и филологии-Монголии. Улан-Удэ, 1977.

Л.И.Думан. Аграрная политика цинского (маньчжурского) правительства в Синьцзяне в конце ХУШ в. М.-Л., 1936. Завоевание Восточного Туркестана Цинской империей. В кн. "Маньчжурское владычество в Китае". М., 1966.

5В.С.Кузнецов. Экономическая политика цинского правительства в Синьцзяне в первой половине XIX века. М., 1973.

Во второй половине ХУШ столетия киргизские племена подвергаются агрессии сразу с двух сторон. С запада надвигалась угроза завоевания со стороны Кокандского ханства, с юго-востока пытается добиться той же цели Цинская империя. Выходом из создавшейся ситуации было установление контактов с русским государством и просьба о покровительстве. Начиная с 1784 года устанавливаются первые киргизско-русские контакты. В дальнейшем взаимоотношения между киргизскими и русскими народами укрепляются и развиваются вплоть до вхождения Киргизии в состав России.

Киргизы трижды присылали посольство. Однако, политическая ситуация в Северо-Восточной части Средней Азии и слабость позиций России в этом регионе не позволила добиться конкретных результатов. И все же несмотря на неудачи, киргизско-русские отношения укреплялись и развивались. Для вхождения Киргизии в состав России существовали объективные причины. Таково мнение Джамгерчинова БД. по этому вопросу1.

Во второй половине ХУШ в. и в первой половине XIX в. киргизское хозяйство было кочевым и полукочевым. Кочевое хозяйство киргизов тесно связано было с земледелием. Киргизы выращивали пшеницу, просо, ячмень. Проблемам кочевого хозяйства киргио зов посвящена работа П.Погорельского и В.Батракова "Экономика кочевого аула Киргизстана". В некоторой степени эти же вопросы 3 затронуты в работах К.И.Петрова .

Б.Д.Дзамгерчинов. Добровольное вхождение Киргизии в состав России. Фрунзе, 1963.

2П.Погорельский, В.Батраков. Экономика кочевого аула Киргиз-стана. М., 1930.

3К.И.Петров. Очерки феодальных отношений у киргизов в ХУ-ХУШ вв. Фрунзе, 1961.

История киргизов - это история освободительных войн, борьба за независимость против притязаний иноземных захватчиков. И киргизские кочевники всегда считались искусными воинами. Это мнение А.Н.Еернштама подтверждают приведенные в его работе факты^.

В данной работе использованы некоторые кашгарские и ферганские источники, переведенные В.А.Ромодиным2, М.А.Салахетдиновой3 и О.Акимушкиным4. Данные вышеуказанных источников, во многом существенно дополняют сведения китайских и русских авторов. А первый опыт сопоставления источников на разных языках сделан В.А.Ро-модиным и А.А.Кондратьевым . Думается, что вопрос сопоставления данных исторической литературы требует дальнейшей разработки.

В работе также использованы материалы из сочинений некоторых зарубежных авторов: Чу Веньчжана, Дк.Фейербэнка, Денби Ч., Болджера Д.С., Перса Р.А. и др.

-'■А.Н.Бернштам. Из истории международных и военных отношений киргизского народа. "Известия Кирг.филиала АН СССР, 1945, вып.1. р

Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973. В.А.Ра-модин. Некоторые источники по истории Ферганы и Кокандского ханства в русских фондах ЛОИВАН. М., I960.

А.Салахетдинова. Сочинения Мухамед-Садыка Кашгари как источник по истории киргизов. "Известия АН Кирг.ССР", т.1, вып.1. Фрунзе, 1959.

4О.Ф.Акимушкин. Хроника "Шах Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас". М., Наука, 1976.

5А.А.Кондратьев, В.А.Ромодин. Опыт сопоставления китайских кокандских и русских источников по истории Киргизии. "Советское востоковедение", В 4. М., 1958.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Притяншанские киргизы во второй половине XVIII и первой четверти XIX вв. (по китайским источникам)"

- 148 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании истории киргизского народа во второй половине ХУШ и первой четверти XIX столетий практически невозможно без использования китайских источников, особенно при комплексном изучении. Китайскими хронистами собран обширный материал по проблемам этнической и политической истории киргизов изучаемого периода. Они не просто во многом дополняют имеющиеся сведения из исторической литературы на других языках, но дают нам новую информацию по многим аспектам истории Киргизии. Использование китайских материалов дала нагл возможность расширить географию расселения киргизов до реки Яркенд, более полно исследовать политическую ситуацию в Восточном Туркестане и участие киргизских племен в событиях в этом регионе.

В настоящей диссертации предпринята попытка полного и объемного использования китайских источников в сопоставлении их с данными других источников.

В середине ХУШ столетия киргизские племена последовательно возвращаются на старые кочевья. Уже к 1755 году они занимали обширную территорию: от Или до Андижана, от Таласа до Кашгара, некоторые племена и роды киргизов кочевали и южнее - до реки Яркенд. То есть уже до разгрома Джунгарского ханства они вернулись на Иссык-Куль, Или и т.д. Каждое племя, род строго локализовалось на определенной территории, имело свои четко обозначенные границы, посягательство на которые выливалось в кровопролитные стычки. Хотя в изучаемое время киргизские племена представляли собой разрозненные родоплеменные организации, уже прослеживаются попытки создания крупнейшими биями этнополитических объединений, как например, Аджибий на юге Киргизии, Мамыткулбий на Иссык-Куле. Созданное Мамыткулбием объединение сарыбагышей и саяков представляется нагл своеобразной формой раннефеодальной государственности у киргизов, по типу того, что было создано Арзу-Мухамедом'в Кашгарии в ХУ1-ХУП веках. Надо отметить, что должность верховного бия была выборной, на что указывают китайские источники. Социальная структура киргизского общества во второй половине ХУШ и первой четверти XIX столетий представлена тремя группами: родовая знать, концентрировавшая в своих руках всю полноту политической и экономической власти, мелкие и средние скотоводы-кочевники и рабы. Рабство у киргизов, собственно как у других кочевых народов Средней и Центральной Азии носило скрытный характер. Кроме указанных трех групп населения, иссле,пуя китайские источники и сопоставляя их со сведениями других источников, определенно можно сказать о существовании и земледельцев-джатаков, хотя они были и малочисленны. Бай-манапская верхушка нещадно эксплуатировала трудящихся-скотоводов, хотя экономический гнет комуфлировался родственными отношениями.

Скотоводство было базой кочевой экономики. Продукция животноводства давала киргизскому кочевнику все, начиная от пищи до материалов для юрт. Скот предназначался также и для продажи, игравший в то время своеобразную роль единицы мены в торговых отношениях киргизов. Однако, уже налицо и еще слабо выраженные товарно-денежные отношения.

Определенную роль в экономики киргизских кочевников играло и земледелие, имевшее значение подсобного хозяйства. Выращиванием злаков киргизы занимались повсеместно, кроме Памира - сведений о земледелии в этом районе нет даже в исторической литературе конца XIX века. Китайскими историографами выделены три района киргизского земледелия: Иссыккульская котловина, бассейн реки Нарын и Кашгария. Однако следует оговориться, что сведения цинских историков о Чуйской долине, южной Киргизии и Таласе были ничтожны, поэтому эти районы не указаны в китайских источниках как земледельческие. Наличие относительно развитого земледелия в этих частях Киргизии подтверждается данными русской исторической литературы. В этой не литературе говорится, что земледелие у киргизов было повсеместным, тогда как в китайских источниках говорится, что только "один-два человека из бурутов" занимаются выращиванием злаков. Уже говорилось, что в данном случае имеются ввиду два различных подхода к оценке количества земледельцев-киргизов. Если русские историки в разряд земледельцев включали и кочевников, занимавшихся выращиванием злаков только в летний период, то китайскими хронистами земледельцами определены только те, кто занимался оседлым земледелием.

Существенную роль в экономике киргизских кочевников играли промыслы: охота, добыча некоторых полезных ископаемых и т.д. Однако основные предме.ты ремесленного производства киргизам приходилось покупать на рынках Кашгарии, Коканда.

Вторая половина ХУШ века - период установления киргиз-китайских отношений. Имевшиеся определенные связи, существовавшие в силу политической ситуации в Центральной Азии, были прерваны. В первой половине ХУШ века цинский Китай и киргизские племена объединены (невольно) одной целью - уничтожить могущественное Джунгарское ханство. Необходимо подчеркнуть, что цели и задачи внешнеполитических акций маньчжуро-китайского правительства и киргизских биев были различны. Первым уничтожение Джунгарского ханства представлялось как преодоление препятствия для дальнейшей экспансии в Центральной Азии, для вторых - возврата старых кочевий, а в период войны с джунгарами - защита имеющихся. Поэтому, в некоторых военных походах цинских войск против джунгар принимали участие и киргизские отряды. С уничтожением Джунгарского ханства подобного рода связи потеряли значение и были прерваны. На смену им пришел новый период киргизско-китайских отношений, определяемый нами как борьба киргизских племен против цинской экспансии.

Появление первых китайских посланников в киргизских кочевьях трактуется цинскими историографами как признание киргизскими биями цинского Китая сюзереном. Китайские хроники по отношению к киргизам изобилуют такими выражениями "верноподданические", "признал себя вассалом". Подобные, не соответствующие реальной обстановке, посылки исходили из официальной доктрины о том, что "император высочайше управляет десятью тысячами государств и владений, является центром и государем всех народов, живущих во внешних пределах"*. В действительности же, присылка посланников к киргизам означало ни что иное как признание киргизских племен военно-политической силой в Центральной Азии. Точно также присылка киргизскими биями своих послов значила, что киргизские бии признавали цинский Китай как реальную силу, могущую оказать существенное влияние на международную ситуацию в этом регионе. Следует отметить, что верховные киргизские бии не приезжали сами, а присылали послов.

Конечно, реальная расстановка сил, особенно в первые годы после разгрома Джунгарского ханства, требовала от киргизских биев идти на уступки. Важно было другое, учитывая сложившуюся политическую обстановку, сохранить независимость, ибо уже неоднократно киргизским посланникам в Пекине демонстрировали военное могущество цинской армии. Цель была достигнута. По прошествии некоторого времени выявилась неустойчивость положения Цинов в Восточном Туркестане, причина которой коренилась в слабости

Е.И.Кычанов. Повествование об ойратском Галдане бошокту-хане, Н-ск, 1981, с.74. цинского Китая вообще и многочисленными выступлениями народов этого региона против экономического и национального гнета, о чем писали китайские историки в середине 50-х годов после создания КНР. Так как в эпоху Цин эксплуатация и гнет мусульман было особенно кровавым, сопротивление мусульман было также упорным.В годы правления Цянь Луна беспрерывно велись внешние агрессивные войны, поэтому цинское правительство тратило огромные средства. К концу правления Цянь Луна империя с каждым годом все больше разлагалась, эксплуатация с каждым днем усиливалась"*.

Киргизские племена совместно с другими народами Восточного Туркестана вели героическую борьбу против цинского ига. Действенную помощь им оказывали киргизские племена Иссык-Куля, Нарына, Памира.

В 1864 году в Восточном Туркестане началось самое крупное, самое мощное восстание народов этого региона, которое продлилось 2 более пятнадцати лет и охватило около десяти миллионов человек . И самое непосредственное участие в нем приняли киргизы. В первые годы киргизским бием Садык-беком было" создано Кашгарское ханство. А после создания государства Иеттышаар киргизы составляли приве-лигированное воинское сословие3.

Линь Ган. Цин дай Хуэй минь ци и, с.15-25, Шанхай, 1957. 2

Хуэй минь ци и, т.4, с.330-336. о

А.Н.Бернштагл. Из истории международных и военных отношений киргизского народа, с.112.

 

Список научной литературыИманалиев, Муратбек Сансызбаевич, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Материалы к Анти-Дюрингу. Собр.соч., т.20, с.643.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. Собр.соч., т.46, ч.1, с.480.

3. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.75.

4. Ленин В.И. Развитие кэлиталиэ.®. Б России. Полн.собр.соч., т.З, с.15.

5. Источники на китайском языке

6. Дай Цин ли чао ши лу. Хроника династии Великая Цин. Токио, 1937-38.

7. Вай фань цзян ли као. Об упорядочении границ с иноземцами, живущими за пределами Китая. Автор не указан, б.м., б.г.

8. Или цзун тун ши люе. Краткая сводка событий об управлении Или. Автор Сун Юнь, 1809.

9. Бэй цзяо син ши као. Изучение рельефа северной границы. Автор Хэ Цютао, б.м., б.г.

10. Си чуй яо лгое. Краткая сводка важнейших сведений о западной границе. Автор Ци Юньши, 1808, б.м.

11. Ю.Си юй цзи яо. Краткое описание западного края. Автор не указан, 1826, б.м.

12. Си юй шуй дао цзи. Записки о водных путях западного края. Автор Сюй Суп, 1823, б.м.

13. Си юй ши ди. Разъяснения к землеописанию западного края. Автор Ци Юньши, 1837, б.м.

14. Си юй чжи син шэн и. Представление об учреждении провинции в западном крае. Автор Гун Цзычжень, б.м., б.г.

15. Си юй вень цзянь лу. Записки о виденном и слышанном о западном крае. Автор Чун Юань, 1777, б.м.15