автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Призвание ученого как философско-методологическая проблема

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шабалкина, Елена Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ульяновск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Призвание ученого как философско-методологическая проблема'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шабалкина, Елена Евгеньевна

Введение

I Онтологические основания феномена призвания личности

1 Определяющие характеристики феномена призвания личности

1.1 Историко-философские подходы к пониманию феномена призвания.

1.2 Призвание как поиск смысла жизни.

1.3 Креативная природа призвания.

1.4 Призвание личности как проблема свободного выбора себя.

2 Внутриличностные и социально-культурные источники призвания.

2.1 Поиск призвания как выражение внутренней потребности личности.

2.2 Внешние детерминанты личностного призвания

2.3 Формы общественных ценностно-нормативных ориентиров призвания.

2.4 Профессиональное призвание.

II Призвание учёного: назначение личности и профессионала

1 Специфика призвания в сфере науки.

2 Призвание учёного как служение истине.

3 Свобода и ответственность в призвании учёного.

4 Креативная природа призвания учёного.

5 Проблема призвания учёного в условиях смены научного мировоззрения.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Шабалкина, Елена Евгеньевна

Актуальность исследования

Развитие современной науки, целый ряд крупнейших научных открытий, с одной стороны, и коренные изменения методологических оснований познавательного процесса, с другой, сделали жизненно важной необходимость философского осознания основ научного познания и роли познающего субъекта. Предметом философского, гносеологического анализа становится гуманистическая составляющая познания, то есть познание как деятельность личности, включённой в социокультурный контекст. Наука как сфера деятельности занимает одну из центральных позиций в современном обществе. Огромное влияние результатов научной деятельности на общественное развитие возлагает на науку и творчество учёного особую ответственность. Поэтому философско-методологическая рефлексия устремлена сегодня не только и не столько на внутринаучные конструкты и феномены, но и на всю систему "человек-наука-общество". Современная философская мысль характеризуется глубокими изменениями в понимании статуса и роли субъекта познания. Если классическая теория познания была сориентиро-ВВНЭ) на. объект, полагала нивелирование субъективных составляющих научного познания и, особенно, его результатов, неклассическое понимание основывалось на идее зависимости, связи объекта познания со средствами и процедурами познания, то постнеклассическая познавательная модель как результат постепенной гуманизации процесса познания с неизбежностью требует включения человекоразмерных составляющих в когнитивную деятельность, развития процессов её самоорганизации. Поэтому особенно важным и актуальным представляется философско-методологический анализ личностных компонентов научного познания. Изучение профессионального призвания как личностного феномена, включённого в сферу научного познавательного процесса, есть элемент такого анализа. Каковы онтологические основания феномена призвания личности? Имеют ли место существенные связи призвания и смысла жизни, творчества, свободы, судьбы? Является ли призвание феноменом личностного бытия, или оно подразумевает наличие общественных и культурных детерминант? Что есть профессиональное призвание? Что составляет сущностные особенности призвания учёного? Каким образом взаимосвязаны призвание учёного-профессионала и личностное призвание? Каким образом отражается смена научных мировоззрений на профессиональном призвании деятеля науки? Поиск и нахождение призвания как решение жизненной задачи личности по обретению смысла существования сопряжены с творческим, свободным самосозиданием и творением окружающего мира в соответствии с избранными целями и ценностями. Общественной формой бытия призвания традиционно выступает профессиональная деятельность. Цели и ценности профессии находят адекватное преломление в понимании жизненного смысла личности. Изменения научной картины мира, новые тенденции в рамках методологии познавательной сферы и, соответственно, изменение ценностных приоритетов науки и социокультурных форм её функционирования имеют немаловажные последствия в отношении позиции учёного-профессионала, порождая конфликтные ситуации на уровне отдельного учёного и научного сообщества. Актуальным представляется рассмотрение проблемы призвания учёного на этапе смены традиционных представлений о профессии и появления новых профессиональных отношений. Получить целостное представление о философско-методологическом аспекте данной проблемы возможно на пути соединения анализа онтологических основ призвания как феномена личности и рассмотрения характерных особенностей призвания учёного на переломном этапе развития когнитивной сферы.

Степень научной разработанности проблемы

Исследование проблем, прямо или косвенно связанных с призванием, как зарубежными, так и отечественными исследователями проводилось в различных областях гуманитарного знания. Следует разграничить освещение проблемы призвания как такового и исследования в области профессионального призвания учёного. Тема призвания как феномена личностного бытия имеет давнюю историю рассмотрения философами различных школ и направлений. Понимание феномена призвания личности как поиска своего назначения в мире, служение идеалу, общественную миссия, самораскрытие, свободное творчество можно найти в работах Аристотеля, Н. Кузанского, И.Г. Фихте, Э. Мунье., А. Мас-лоу, H.A. Бердяева. Особое место занимает религиозная традиция понимания призвания в православии, католицизме, протестантизме, которая прослеживается по работам В.В. Зеньковского, Ж. Маритена и М. Вебера. Богатый материал для понимания изучаемого феномена даёт анализ этимологических оттенков слова "призвание" в различных европейских языках. Работы В. Франкла, E.JI. Фейнберга, JI.H. Когана, Г.С. Батищева, A.A. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, Е.И. Кузьминой, А.Г. Мысличенко, И.Э. Мусаэляна, дают представление о призвании личности как о смысложизненном поиске, свободном выборе себя, творческой самореализации, судьбе, профессии. В исследованиях А. Маслоу, В. Франкла, JI.H. Когана содержатся идеи о внутренних источниках и детерминантах личностного призвания. Феномен призвания как явление общественного и личностного бытия, внешние детерминанты смысло-жизненного поиска личности рассматриваются в трудах А.Дж. Тойнби. Феномен профессионального призвания учёного освещается в различных аспектах своего бытия в трудах Платона, Ф. Бэкона, И.Г. Фихте, М. Вебера, М. Полани. Особый интерес представляют философские размышления о призвании как о феномене профессионального личностного бытия выдающихся учёных-исследователей Дж. Бруно, Н.И. Вавилова, В.И. Вернадского, A.A. Любищева, А.Д. Александрова. Так как в задачу исследования входило рассмотрение с философских позиций проблемы призвания учёного в период смены научного мировоззрения, особый интерес представляли работы, описывающие современную ситуацию в науке: В.А. Лекторского, B.C. Стёпина, В.Н. Садовского, В.А. Бажано-ва, H.H. Витченко, П.П. Гайденко, В.В. Ильина, И.Т. Касавина, В.И. Красикова, М. Малкея, Ж. Недева, А.Л. Никифорова, А.П. Огурцова, В.Н. Поруса, М.А. Розова, З.А. Сокулер, А.К. Сухотина, A.A. Тихонова, И.В. Черниковой, Б.Г. Юдина. Несмотря на значительный объём и результаты вышеназванных исследовательских работ, ни одна из них не даёт комплексного представления о процессе становления и развития личности и субъекта познания, о призвании вообще и призвании учёного как философской проблемы. Исследования, как правило, касаются одного из аспектов проблемы, одной из сущностных сторон феномена призвания вне профессиональной ориентации или определённых характеристик профессионального призвания учёного.

Предметом диссертационного исследования является феномен личностного и профессионального призвания учёного.

Целью исследования является философское осмысление феномена призвания, определение онтологических, гносеологических и аксиологических особенностей призвания учёного-профессионала. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

• представить комплексное понимание феномена призвания во взаимосвязи с проблемой поиска смысла жизни, со свободой личности и её судьбой, творчеством;

• рассмотреть особенности личностного и социокультурного бытия феномена призвания; выявить роль социального мифа, морали, идеологии и общественного идеала в процессе смыслоценностной ориентации личности, ищущей своё призвание;

• осветить особенности активности, направленной на определение призвания, рассмотреть одну из общественных форм реализации призвания - профессию;

• выявить аспекты понимания профессионального призвания учёного в связи с процессом становления субъекта познания, общечеловеческим пониманием феномена призвания и особенностями научной деятельности;

• рассмотреть трансформации в сфере научной профессии и призвания во взаимосвязи с аксиологическими, методологическими и мировоззренческими изменениями в когнитивной области человеческой деятельности.

Методологическая основа исследования

В качестве методологической базы исследования призвания учёного как феномена личностного и общественного бытия выступают идеи персонализма, позволяющие прояснить индивидуально-уникальную и общественную природу призвания, и экзистенциального подхода, раскрывающие существо феноменов поиска личностного жизненного смысла, свободы, творчества. В основу исследования призвания в научной сфере положен принцип единства логико-гносеологического и социокультурного подходов к изучению науки и её субъекта.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Призвание есть смысложизненная задача личности; её решение -это обнаружение и действенное воплощение жизненной доминанты, смысла. Сущностными характеристиками призвания личности являются творчество и свобода как самосознание и превосхождение себя, выход в поле собственных возможностей, творение собственной личности как предпосылка к преобразованию действительности.

2. Как феномен общественной жизни поиск призвания является выбором ценностных альтернатив, предлагаемых обществом в форме моральных и идеологических идеалов, мифических представлений. Степень адекватности ответа на общественный вызов, совпадения общественных и личностных ценностных структур определяет успешность реализации призвания в глазах общества (научного сообщества). Выбор личности может обернуться псевдопризванием, потерей жизненного смысла, привести к деградации личности. Одной из основных форм общественного и личностного бытия призвания является профессия. Адекватное выражение ценностно-смысловых представлений призванной личности в рамках профессии создаёт феномен профессии-призвания.

3. Профессиональное научное призвание - одна из составляющих процесса становления субъекта познания, позволяющая определять цели и результаты этого процесса, а также механизм его протекания. Профессиональное призвание субъекта науки предстаёт как единство ряда аспектов: стремление к истине, служение ей, борьба за неё; общественная, гражданская миссия по поиску и распространению истинного знания, формирование мировоззрения общности и постановка конечных целей развития; ответственность за результаты научных изысканий; служение идее свободы и независимости суждений, ясное и ответственное видение бытия; творческое рациональное освоение действительности; личностная вовлечённость, страсть, уверенность и вера в собственное дело.

4. Современное состояние науки, связанное с восхождением на пост-неклассическую ступень развития, предполагает трансформацию взгляда на статус субъекта познания, включение в анализ когнитивного процесса ряда личностных, культурных параметров. Призвание выступает здесь как феномен, определяющий бытие субъекта познания в новой, изменяющейся познавательной ситуации, и как модель, дающая один из подходов к пониманию субъективности в науке и процессе научного творчества.

Научная новизна исследования

1. Предлагается осмысление феномена призвания личности как свободного творческого обнаружения и реализации жизненного смысла.

2. Вводится представление о взаимообусловленности общественной и личностной природы феномена призвания, определяемой необходимостью совпадения общественных и личностных ценностно-нормативных идеалов. Призвание рассмотрено как феномен, сообщающий профессиональной деятельности личности особые черты служения.

3. Предлагается модель понимания феномена призвания учёного как соединение сущностных черт призвания - общечеловеческого феномена, специфических особенностей функционирования научного сообщества и характеристик научного творчества. Профессиональное научное призвание истолковывается как одна из сторон процесса становления субъекта познания, освещающая новый аспект понимания этого процесса, его конечных целей и результатов.

4. Феномен призвания представлен в качестве определяющего бытие учёного в современной изменяющейся познавательной ситуации, характеризуемой как постнеклассическая. Он выступает инвариантным в условиях трансформирующегося понимания научной профессии и методологии научного творчества.

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Теоретическая значимость работы заключается в разработке актуальной философской проблемы - становление учёного как личности и субъекта познания. Результаты исследования углубляют философские представления о феномене личностного призвания и путях смысложиз-ненного поиска. Материалы исследования позволяют обсуждать вопрос о свободной, творческой природе призвания, его связи со всей жизнью личности, её судьбой, профессиональным самоопределением. В диссертации предлагается видение феномена профессионального призвания учёного как результата взаимовлияния общечеловеческих характеристик феномена призвания и специфических черт сферы научной деятельности. Исследуемая проблема затрагивает вопрос о роли и значении личности исследователя в процессе познания, взаимосвязи целей и ценностей научного познания и идеалов учёного. Проблема призвания учёного особенно актуальна для современного состояния науки и научного сообщества, находящихся на этапе переоценки значения субъективности в научно-познавательном процессе. Материалы диссертации могут стать основой для подготовки учебных курсов по социальной философии и антропологии, философии науки. Содержание диссертационного исследования может быть оформлено и как самостоятельный спецкурс.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и библиографического списка. Первая глава содержит две части, разбитые на семь параграфов, вторая глава содержит пять параграфов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Призвание ученого как философско-методологическая проблема"

Заключение

В настоящей работе была предпринята попытка анализа феномена профессионального призвания учёного с философско-методологических позиций. В заключении необходимо сделать следующие обобщения и выводы.

Рассмотрение онтологических основ призвания в работе было проведено через взаимосвязь сущности этого феномена с проблемами поиска жизненного смысла личности, свободы, творчества, судьбы, профессии. Результатом этого исследования явилось понимание невозможности однозначного определения феномена призвания личности, необходимости комплексного многоаспектного подхода к его трактовке. Призвание можно рассматривать как задачу, решению которой человек посвящает всю жизнь. Результатом поиска призвания является обнаружение и действенное воплощение смысла жизни, жизненной доминанты. Главной характеристикой призвания выступает самотрансценденция, выход за пределы наличного бытия, которая имеет две устремлённости - превос-хождение себя, выход на уровень возможностей и выход в надличностное пространство, творение, изменение окружающей действительности. Личность, ищущая своё призвание, существует в пересечении системы векторов: поиск универсального, абсолютного смысла (ядро призвания) и необходимость решения ежечасных конкретных задач (поле призвания), с помощью которых этот смысл достигается относительно, частично. Достижение жизненного смысла предполагает познание и творчество. Но избранная человеком цель может быть потеряна, разменена на мелкие задачи, стать пустой оболочкой, не имеющей истинного содержания. Призвание оборачивается псевдопризванием. Потому определение своего призвания - это и способность, сила личности не свернуть с избранного пути, распознать ложную дорогу.

Призвание - это творческое и свободное созидание себя и своей жизни. Креативный свободный взгляд на бытие является условием и результатом выполнения призвания. Свободный выбор есть предпосылка самоопределения, и в то же время, определение себя даёт свободу. Творчество есть содержание личностного призвания. Оно имеет внутренний и внешний полюс выражения. Призвание личности являет собой сосредоточение стремлений и потребностей личности, это её судьба. К решению задачи поиска и обретения жизненного смысла привлекаются все жизненные сферы, жизнь личности в целом.

Призвание порождается соединением требований социума и личностными стремлениями. Оно в идеале является адекватной одобряемой обществом формой выражения личностных способностей и возможностей. Условием обретения призвания является наличие общественного "вызова" в форме глобальных мифических представлений о мире и человеке или совокупности моральных и идеологических идеалов. Предоставляемый общественной системой набор ценностных альтернатив и представлений о жизненном пути должен найти адекватное преломление в личностных структурах, что является условием творчества и преодоления ограничений, накладываемых обществом и природой. Формой соединения общественного "призыва'" и личностного "ответа" чаще всего становится профессиональная деятельность.

Учитывая особую роль и статус познавательной сферы в современном обществе, изменение позиций субъекта и объекта познания, включение в систему когнитивных отношений гуманистической составляющей, особый интерес представляет рассмотрение с философских позиций профессии-призвания учёного. Феномен призвания рассматривается как один из возможных путей понимания процесса становления субъекта познания в науке. В данной работе можно говорить о исследовании комплексного видения призвания учёного, о видении идеальной модели феномена профессионального призвания и о её интерпритации в конкретных судьбах учёных-исследователей.

Феномен профессионального призвания учёного есть соединение нескольких аспектов бытия личности и профессионала. Одной из сущности и ных характеристик этого феномена является ярко выраженный деист-венный характер, устремлённость к избранной цели, которой в случае с призванием человека науки становится искание истины. Стремление к истине становится служением, борьбой за неё. Личность, избравшая науку в качестве призвания, выстраивает себя в соответствии с избранной целью, воспитывает в себе черты, соответствующие представлениям о профессионале: упорство, терпение, мужество и стойкость в отстаивании своих убеждений, творческую силу и независимость. Борьба за истину формирует личностные характеристики, сближающие профессиональный идеал учёного с общечеловеческими представлениями о личности в превосходной степени.

Призвание учёного - это призвание гражданина, члена сообщества, несущего особую ответственность за результаты своего труда. Мощь науки как социальной, производительной, культурной силы ставит перед личностью в науке особую задачу по формированию общественного видения бытия и перспектив развития. Сущность научной профессии, каждодневное решение проблемы соотношения ценностного и материального аспектов познания, содержательной оценки результатов научного труда с точки зрения высших человеческих ценностей предполагает особую ответственность учёного-профессионала: узко профессиональную как ответственность за достоверность и доказанность результатов исследований и общечеловеческую. Особое назначение учёного связано с пониманием научного призвания как провозглашения свободы и независимости суждения, ясного осознанного видения бытия. Можно говорить о внешней социальной свободе и о внутреннем ощущении свободы и независимости, которые взаимосвязаны, но не тождественны. Реализация призвания учёного как борьба за свободу мысли и сознания невозможна без интеллектуальной свободы, внешнее диктатурное вмешательство бывает губительным для науки. Но отсутствие внешних социальных, политических и экономических свобод может вызвать и вызывает как ответный импульс подъём личностной творческой свободной энергии учёного. Основой этого творческого взлёта является постоянное видение жизненной цели, понимание своего назначения и смысла бытия, вечной устремлённости человека к истине.

Творчество служит связующим элементом всех сторон призвания учёного. Научная деятельность всегда подразумевает творческое начало как наиболее существенный момент, которому посвящён весь процесс познания: и момент научного открытия, озарения и долгий, порой рутинный путь к нему. Творческий заряд сохраняется в результатах научного труда, которые могут утратить свою новизну, но сохраняют свою общезначимость и служат основой дальнейшего научного творчества. Творческий взгляд призванной личности распространяется не только на профессиональную деятельность, но и на всё бытие, на всю жизнь личности.

Следовательно, в феномене профессионального призвания учёного своеобразно преломляются все сущностные характеристики призвания как общечеловеческого феномена. Можно утверждать, что призвание учёного близко его личностному, человеческому призванию. В тоже время следует отметить, что профессиональная научная форма реализации призвания в определённой степени детерминирует смыслы и цели личностной активности, нормативно закрепляет пути их достижения.

Призвание вообще и призвание учёного в частности есть путь раз

V» решения противоречии, ряд выборов исходов из жизненных ситуации на основе главного сделанного выбора, представления о смысле жизни. В современной науке, находящейся на этапе смены научной картины мира, ломке старых методологических принципов, появления новых социальных функций, можно констатировать существование целого ряда проблемных моментов в профессии-призвании учёного. Современный учёный существует в системе противоречий труда творческого и рутинного, прагматической составляющей результатов науки и их этической оценки, уникальности научного труда и бюрократической составляющей научного института и т. д. Основой решения кризисных составляющих профессии и призвания становятся современные гуманистические тенденции в научной сфере, связанные с постепенным ослаблением принципа интерсубъективности, с соотнесением знаний об объекте с ценностными структурами деятельности субъекта, а так же сама творческая и свободная природа призвания личности.

Перспективы дальнейшего изучения проблемы призвания в науке могут быть связаны, вероятно, с развитием самой когнитивной сферы человеческой деятельности, с легитимацией и институциализацией современных тендецций и, возможно, возникновением новых. Кроме того, в работе практически не был затронут исторический аспект выдвинутой проблемы, что даёт возможность углубления темы через рассмотрение проблемы призвания учёного в период становления науки или отдельных научных дисциплин. Это может стать предметом дальнейшего исследования феномена профессионального научного призвания. Следует отметить, что данная работа не претендует на полное и исчерпывающее решение поставленной проблемы, а представляет собойодин из возможных путей её рассмотрения.

 

Список научной литературыШабалкина, Елена Евгеньевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Александров А.Д. Проблемы науки и позиция учёного: Статьи и выступления. - JL: Наука, 1988. - 510 с.

2. Аристотель. Этика (К Никомаху). Книга 1 // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. - С. 267-272

3. Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Институт философии РАН; Нац. общ. -науч. фонд; Науч.-ред. совет: Стёпин B.C., Гусейнов A.A., Семигин Г.Ю.и др. М.: Мысль, 2001. Т.2 - С. 401-404

4. Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. Казань: Изд-во Казанского университета, 1991. - 182 с.

5. Баллаев А.Б. Проблема идеологии в творчестве К.Маркса // http://www.philosophy. ru, 2002

6. Баррон Р. Личность, как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы философии. 1990. - №2. - С. 153-159

7. Батищев Г.С. Познания, деятельность, общение // Теория познания: В 4 т. / АН СССР, Ин-т фил-фии ; Под ред. Лекторского В.А., Ойзермана Т.Н. М.: Мысль, 1991. Т.2 - С. 119-136

8. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. - №3.- С. 101-110

9. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 446 с.

10. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

11. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Р.-на-Д.: Изд-во РГУ, 1983. - 173 с.

12. Борхес Х.Л. Оправдание вечности. М.: ДИ-ДИК, 1994. - 552 с.

13. Бруно Дж. Философские диалоги. М.: Алетейа: Новый Акрополь, 2000. - 320 с.1. V *

14. Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х томах. М.: Мысль, 1977. Т.1 - С. 55-525

15. Вавилов Н.И. "Жизнь коротка, надо спешить". М.: Сов. Россия, 1990. - 704 с.

16. Вдовина И.С. Личность в современном мире // Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - С. 3-12

17. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - С. 61-273

18. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры 20 века: Мыслители и писатели запада о месте культуры в современном обществе: Сборник: Пер. / Вступ. статьи Гальцевой P.A., Роднянской И.Б. М.: Политиздат, 1991. - С. 130149

19. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. - 520 с.

20. Вернадский В.И. "Основой жизни искание истины"// Новый мир. - 1988. - №3. - С. 203-234

21. Вернадский В.И. Взгляд в будущее // Наука и жизнь. 1988. - №3.-С. 44-54

22. Вернадский В.И. "Я верю в силу свободной мысли." // Новый мир. 1989. - №12. - С. 204-222

23. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. - 271 с.

24. Владимир Вернадский = Vladimir Vernadsky: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Аксёнов Г.П.- М.: Современник, 1993. 688 с.

25. Вернадский В.И. О науке. Дубна: Феникс, 1997. Т.1 - 576 с.

26. Вернадский В.И. Дневники 1921-1925. М.: Наука, 1999. - 214 с.

27. Винокуров В.И. Проблема ценностей в курсе мировой художественной культуры. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 16 с.

28. Витченко H.H. Этос науки в период трансформации научной картины мира // Методология науки: человеческие измерения и дегума-низирующие факторы научного поиска: Сборник. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. - С. 46-59

29. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.

30. Грифцова И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина (К вопросу о соотношении формальной и неформальной логики). М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 152 с.

31. Грифцова И.Н., Сорина Г.В. Гуманитарные обоснования логики: проблемы и подходы // Гуманитарные науки в России: соросовские лауреаты / Сост.: Ахутин A.B., Собкин B.C. М.: МНФ, 1996. - С. 84-92

32. Глазман М.С. Личность Дж. Бруно и возникновение науки Нового времени // Человек науки: Сб. статей / Под ред. Ярошевского М.Г.- М.: Наука, 1973. С. 237-254

33. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика:Учебное пособие. М.: Гарда-рика, 1998. - 472 с.

34. Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение ? // Социс. -1990. №2. - С. 87-95

35. Гиренок Ф.И. К вопросу о научном открытии как проблеме философского анализа // Природа научного открытия: Философско-методологический анализ: Сб. статей / Купцов В.И., Делокаров К.Х., Пахомов Б.Я. и др.; Отв. ред. Готт B.C. М.: Наука, 1986. -С. 84-87

36. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995. - №8. - С. 92-109

37. Грехэм JI.P. Естествознание, философия и наука о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. - 480 с.

38. Добров Г.М. Наука о науке. Киев: Наук, думка, 1981. - 304 с.

39. Домозетов X. От науки "чистых исследований " к науке учёных организаторов // Учёный и научный коллектив: социальные аспекты деятельности: Сб. статей / Отв. ред. Иванов В.Н., Яхиел Н. -М.: Прогресс, 1986. - С. 160-172

40. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

41. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М.: Олма-Пресс, 1997. -288 с.

42. Злобина Е.Г. Диалектика индивидуального жизнетворчества // Жизнь как творчество: (Социально-психологический анализ) / Шинкарук В.И., Сохань Л.Б., Шульга H.A.; Отв. ред. Сохань Л.Б., Тихонович В.А. Киев: Наук, думка, 1985. - С. 209-229

43. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа - Пресс, 1996. - 272 с.

44. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политздат, 1991.- 462 с.

45. Ильин В.В. Калинкин А.Т. Природа науки: Гносеологический анализ. М.: Высшая школа, 1985. - 230 с.

46. Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1992. - №5. - С.3-16

47. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 168 с.

48. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: Сб. переводов / Сост. и послесл. Гуревича П.С. М.: Прогресс, 1988. - С. 3-31

49. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

50. Карпов М.М. Личность учёного // Наука и научное творчество: Сб. статей / Отв. ред. Карпов М.М. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1989. - С. 64-77

51. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. М.: Наука, 1989. - 192 с.

52. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М.: Наука, 1988. - 203 с.

53. Князевская Т.Б., Огурцов А.П. Судьба: метафора, идея, культура // Вопросы философии. 1992. - №7. - С. 177-185

54. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988, - 283 с.

55. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

56. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

57. Конев В.А. Антология культуры. Самара: Изд-во СГУ, 1998. - 192 с.

58. Красиков В.И. Дегуманизация как интенция науки // Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного поиска. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. - С. 84-95

59. Кречмер Э. Гениальные люди. СПб.: Академический проект, 1999.- 303 с.

60. Кузанский Н. О предположениях // Кузанский Н. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1979. Т.1 - С. 195-281

61. Кузьмина Е.И. Психология свободы. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 269 с.

62. Курашов В.И. Познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний. М.: Наука, 1998. - 283 с.

63. Курашов В.И. Prima Elementa научного познания. Казань: КГТУ, 1998. - 160 с.

64. Курашов В.И. Человек и смысл его жизни. Казань: КГТУ, 2001. - 350 с.

65. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -359 с.

66. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.

67. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - С. 21-187

68. Любищев A.A. Каким быть? Ульяновск: УГПИ, 1990. - 26 с.

69. Малкей М. Наука и социология знаний. М.: Прогресс, 1983. - 250 с.

70. Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994. -№5. - С. 9-15

71. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с.

72. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высш. школа, 1994. - С. 24-36

73. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты: Сборник / Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей A.A. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 35-51

74. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. - 425 с.

75. Мейлах B.C. На рубеже науки и искусства. Д.: Наука, 1971. - 246 с.

76. Микешина JI.A. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. - №4. - С. 70-83

77. Микешина Л.А., Опёнков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: "РОССПЭН", 1997. - 240 с.

78. Миль Дж. О свободе // Наука и жизнь. 1993. - №11,12. - С. 10-16, 21-27

79. Митев В. О некоторых противоречивых тенденциях в ходе развития науки // Учёный и научный коллектив: социальные аспекты деятельности: социальные аспекты деятельности: Сб. статей / Отв. ред. Иванов В.Н., Яхиел Н. М.: Прогресс, 1986. - С.34-42

80. Мордвинцева Л.П. Спиро М. Культура и природное в человеке: сборник обзоров // Человек и социокультурная среда: научноаналитический обзор / РАН, ИНИОН М.: ИНИОН Б.И. 1991. Вып. 1. - С. 54-61

81. Мунье Э. Персонализм // Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - С. 459-539

82. Мусаэлян И.Э., Сливницкий Ю.О. Психология предпринимательства новая область отечественной психологической науки / / Вестник МГУ. Сер. Психология. - 1995. - №1. - С. 11-18

83. Мысличенко А.Г. Феномен внутренней свободы //О человеческом в человеке: Сборник / Под общ. ред. Фролова И.Т.; Сост. Филли-пова E.B. М.: Политиздат, 1991. - С. 57-74

84. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 280 с.

85. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: её генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. - 255 с.

86. Огурцов А.П. Экзистенциальность правды или объективность истины: конфликтность установок творческой личности // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества / Под ред. Огурцова А.П. М.: Наука, 1990. - С. 83-105

87. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой Н.Ю. -19 изд., испр. М.: Русский язык, 1988. - 750 с.

88. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблема человека в западной философии: Сб. переводов / Сост. и послесл. Гуревича П.С.- М.: Прогресс, 1988. С. 202-216

89. Ортега-и-Гассет X. Человек в XV в. // Человек. 1992. - №3. - С. 24-38

90. Платон. Государство. Книга 7 // Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. - С. 267-272

91. Платон. Апология Сократа // Платон. Сочинения. В 3 т. М.: Мысль, 1968. Т.1 - С. 81-113

92. Платон. Федр // Платон. Сочинения. В 3 т. М.: Мысль, 1968. Т.2- С. 157-223

93. Плотников Н.С. Ямме К. Gott an hat ein Gewand. Пределы и перспективы современных философских теорий мира // Вопросы философии. 1993 - №5. - С. 173-174

94. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

95. Порус В.Н. Конец субъекта или пострелигиозная культура? // Разум и экзистенция / Под ред. Касавина И.Т., Поруса В.Н. СПб.: РХГИ, 1999. - С. 93-114

96. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М.: Изд-во УРАО, 1999. - 124 с.

97. Порус В.Н. О перспективах эпистемологии // Наука в культуре / РАН, ИН-т фил-фии; Под ред. В.Н. Поруса. М.: "Эдиториал УРСС", 1998. - С. 210-236

98. Петровский A.B. Самоактуализация // Психология. Словарь / Аб-раменкова В.В. и др. 2 изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - С. 349-350

99. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990. - 736 с.

100. Рачков П.А. Слово об общественном идеале, его определении и ценности // Вестник Московского университета. Сер. Философия. -1995. №2. - С. 19-28

101. Рациональность как предмет философского исследования / Под ред. Пружинина Б.И., Швырёва B.C. М.: ИФРАН, 1995. - 225 с.

102. Розов М.А. Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности: Проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания / Под ред. Кагана М.С., Маркова Б.В. JL: Изд-во ЛГУ, 1990. - С. 5-27

103. Садовский В.Н. К. Подпер и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 278 с.

104. Семигин Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия. В 4 т./ Ин-т фил-фии РАН; Нац. общ-науч. фонд; Науч.-ред. совет: Гусейнов A.A., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. М.: Мысль, 2001. - С. 81-83

105. Солодникова И.В. Как совмещаются социализация и неповторимость призвания // Вестник РАН. 1994. - Т.64 - №5. - С. 398-408

106. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Осипова Г.В. М.: ИНФА-М-НОРМА, 1998. - 488 с.

107. Стёпин B.C. Научная рациональность в гуманитарном измерении //О человеческом в человеке: Сборник / Под общ. ред. Фролова И.Т.; Сост. Филлипова E.B. М.: Политиздат, 1991. - С. 8-12

108. Стёпин B.C. Деятельностная концепция знания // Вопросы философии. 1991. - №8. - С. 129-138

109. Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высш. школа, 1992, - 188 с.

110. Стёпин B.C. Наука и культура // Вопросы философии. 1998. -№10. - С. 3-39

111. Стёпин B.C. Наука // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т фил-фии РАН; Нац. общ-науч. фонд; Науч.-ред. совет: Гусейнов A.A., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. М.: Мысль, 2001. -С. 23-25

112. Стёпин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М.: , 1995. 384 с.

113. Сурожский А. О свободе и призвании человека // Человек. 1993.- №3. С. 70-79

114. Сухогин А.К. Дегуманизирующаятенденция науки // Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного поиска. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. - С. 5-12

115. Тихонов A.A. Человек как субъект познания: проблемы становления. Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2000. - 136 с.

116. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М: Мысль, 1992. - 763 с.

117. Толстой JT.H. Путь жизни. М.: Республика, 1993. - 257 с.

118. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти. М: РОССПЭН, 1996.- 383 с.

119. Федотов Г.П. Россия и свобода // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. СПб.: София, 1992. Т.2 - С. 276-304

120. Фейнберг E.JI. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. - 251 с.

121. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении учёного // Фихте И.Г. Сочинения в 3-х т. СПб.: Мифрил, 1993. Т.2 - С. 7-65

122. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

123. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //О человеческом в человеке: Сборник / Под общ. ред. Фролова И.Т.; Сост. Филлипова E.B. М.: Политиздат, 1991. - С.23-48

124. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - С. 345-361

125. Хейзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. - 485 с.

126. Худенко A.B. Повседневность в лабиринте рациональности // Со-цис. 1993. - Ш. - С. 67-71

127. Черникова И.В. О постулате интерсубъективности в современной науке // Методология науки: человеческие измерения и дегумани-зирующие факторы научного поиска. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. -С. 176-182

128. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. -312 с.

129. Шестоков A.A. Мировоззренческие основания познания: критика идеалистических концепций. Саратов: Изд-во СГУ, 1988. - 127 с.

130. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест - ППП, 1994. - 240 с.

131. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах или конец классической немецкой фи-лосифии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50-ти т. М.: Госполитиздат, 1955. Т.21 - С. 269-317

132. Merriam Webster Collegiate Dictionary. N.Y., Oxford, 1998. p. 862

133. The American Heritage Dictionary of English Language. Houghton Mifflin Co. Boston N.Y. - L., 1992. p. 2000