автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема художественного мастерства в поэзии Бердыназара Худайназарова

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Юсупов, Нурмухаммет
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ашхабад
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблема художественного мастерства в поэзии Бердыназара Худайназарова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема художественного мастерства в поэзии Бердыназара Худайназарова"

АКАДЕМИЯ НАУК ТУРШЕНСКСЙ ССР ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЖГЕРАТУШ им. ШЖЕУМШИ

На правах рукописи

ЮСУПОВ Нурглухаммет

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА / В ПОЭЗИИ ЕЕРДЫНАЗАРА ХУДАЙНАЗАРОВА

10.01.02 - литература народов СССР , (советского периода)

Автореферат

диссертации на* соискание ученой статна кандидата филологических наук

АШХАБАД - 1990

■ Работа выполнена в Туркменском государственном университете И/ A.M. Горького.

на

Научный руководитель; кандидат филологических наук, доцент Атаев К.

Официальные оппоненты:

1. Доктор филологических наук Каримов ЭД.

2. Кандидат филологических наук Гельдцев Г,

Ведущая организация - Научно-исследовательский, институт педагогических наук МНС) ТССР.

^ ¡у __( у ^

Защита состоится "У1990 г, час.

заседании Специализированной совек^Г Д-014,02.01, по защите диссертаций на соиокание ученой степени доктора наук при -Институте языка и литературы им, Махтумкули АН Туркменской ССР.

Адрес: 744000, г.Ашхабад, Центр, ул, Гоголя, 15,

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Туркменской СОР (г. Ашхабад, ул.-Гоголя, 15).

Автореферат разослан 1990 г.

г

Ученый секретарь /ф/]/) Специализированного совета * (/ \ \у ' кандидат филологических наук КУШЮВ С,

- 3 -

Общая характеристика работы.

Актуальность темц. Послевоенные года выдвинули на передний край литературы целую плеяду туркменских писателей нового поколения: Керим Курбаннепесов, Ата Атадаанов, М.Сейидов, Алла-берда Хайдов, которые вместе с аксакалами • Борды Кербабаевим, Ата Баушутовым, Кара Сейтлиевш и другими стали у руля национальной литературы, , продолжая и развивая традиции национального фольклора, используя опыт предшественников, опираясь на достижения мировой литература, исследуя поиски худояников нашей многонациональной странн.

Это был период взросления национальной литературы, этап, сыгравший большую роль в выборе дальнейшего пути развития туркменской поэтической мнели.

Среди тех,кто начинал это нелегкое дело был Бердыназар Худайназаров, сегодня известный и любимый народом писатель, лауреат Государственной премии вмени Махтумкулз, народный писатель Туркменистана. Как это нередко бывает, он начал свой творческую жизнь со стихов, .но, в отличие от многих, остался верен поэзии и сегодня. Тем более интересной представляется для исследователя возможность проанализировать этапы становления и развития поэтического мастерства, астатических позиций мастера. •

Тематика его поэтических произведений многообразна: здесь и "вечные" темы; жизнь, смерть, роадензя, любовь, борьба добра и зла, поиски смысла человеческого существования, истоки нравственности. Но здесь же и раздумья о земляках,'картин "малой родины", воспоминания детства, калейдоскоп ощущений и чувствований, пронизанный пафосом утверждения аизни, справедливости я добра.

Не случайно повзия Бердыказара Худайиазарова переводилась на многие языки народов нашей страны, а также на арабский, поЛский, немецкий, испанский, английский. Настоящая поэзия всегда найдет своего читателя, а высокая гражданственность и истинный гуманизм понятны кавдому мыслящему человеку. Не случайно Бертолвд Брохт говорил о том, что все виды искусства долины учить одному - искусству яить на земле.

Вот этим целям и слуяит творчество Бердыназара Худайиазарова.

И первоочередным задачам нашего общества сегодня должны быть отнесены задачи культурного развития, совершенствования духовной яизни додай. Не случайно в Политическом отчете ХХУШ съезду КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Ы.С.Горбачев особо подчерк-нул:"Культура и искусства, если можно так сказать, экология душ, стали одной из первоочередных наших программных целей"х.

Поэзия слунит благородному делу духовного совершенствования людей. Среди художников, которых можно отнести к наставникам к учителям, пропагандистам нравственного начала в человеке, безусловно находится и Бердашазар Худайназаров. Ведь и в годы глухоз?о застоя его лирический герой боролись за высокие педали, отстаивали гуманистические принципы общественного устройства, были, благородны, смелы, честны, искренни. И при этом самобытны. Поэтическое творчество Бердыназара Худайназароьа, вобравшее созданные в разное время поэмы:"Гызгын сзхра'Ч'Торячач степь"),"пшдшс бизин билендир" ("Молодость с нами"), "Доврун депесиндэки адам" ("Человек на вершине времени"),"Сенин яшлыгын долупды"("Была твоя молодость"),"Шур" ("Жазнь") и десятки лирических стихотворений, среди которых "Гудрат"("Чудо"),"Триптих","Ватан хакда" ("Ребята, коротко говорите о Родине"), "Куши","Гуваичлы гошгы" '("Радостные стихи"),"Ербентде язылан гошгы"("Стихи, написанные в Врбенте") ,'Точулен юрт'Ч"Переселеншя страна"),"Менин Ваташм" ("Моя родина"), стало сегодня хрестоматийным. Но это не значит, что его произведения покрыл "хрестоматийный глянец". Напротив, его поэзия любима народом, на ней учатся и проходят- школу мастерства многие молодые поэты. Высокий идейно-тематический уровень поэзии Б.Худайназарова и незаурядная их художественность делают его поэзию достоянием современной многонациональной литературы нашей страны.

В то же время поэзия Бердыназара Худайназарова, её темати-г

ческий пласт, идейная направленность и поэтика до сих пор не

стали объектам серьезного научного исследования, основательного

глубоко анализа. Думается, что работа, которая ставит целью

исследование идейно-тематического многообразия и поэтического

мастетзства известного туркменского поэта актуальна. Обращения

I Идти дальше путем перестройки. Доклад генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева (1{олитический отчет ЦК КПСС ХХУШ съезду КПСС и задачи партии). // Правда. - 1990. - 3 июля - с. 3.

к творчеству Б.Худайназарова, исследование художественных особенностей его поэтических произведений поможет решить также и многие проблемы национальной поэзии, не замыкаясь лишь в "стенах" одно!! поэтической мастерской, поскольку творчество большого поэта так или иначе связано с общими тенденциями и исканиями всой национальной литературы. Именно да это обращают внимание многие литературоведы республики: "Для оценки глубокой, содержательной, большой поэзии поэта нукнн специальные работы" * (подстр. перов. мой - Н.Ю.), "В сборниках поэта лежит ряд проблем, которые должны поднять туркменская литературоведческая наука, история литературы. Их выявление - ка пользу и нашей литературоведческой науки, и литературному процессу"2 (под стр. перев.мой - Н.Ю.).

Цель исследования. Она заключается в том, чтобы, подходя к произведениям Б.Худайназарова как к целостной художественной системе, исследовать закономерность гармоничного соответствия различных художественных компонентов этой системы одной главной идейно-художественной задаче, выявить присущие поэзии этого мастера слова поэтические особенности, осветить его поэтическое мастерство. В конечном итоге цель работы соотлот в том, чтобы определить идейно-худссхественяую ценность произведений поэта, конкретизировать его роль в обогащении туркменской советской литературы.

Научная новизна работы., В данной работе впервые всесторонне исследуется поэтическое творчество писателя. В ней рассматривается вступление его на литературную арену,анализируются ранние, малоизвестные широкому кругу читателей стихи начинающегося поэта, прослеживается творческая эволюция поэта, становление его творчества и на этой основе проводится деление его творчества на периоды.

Поэзия Б.Худайназарова впервые рассматривается как целостная художественная система. Комплексно иссдедуетсяя плодотворность зрелых эстетических идеалов поэта и концепции личности, их своеобразное и мастерское выражение, идейность и тематика

1. Б.Уссаев. Совсшжен поэзия. (Макалалар), - Ашгабат: Туркменистан, 19И4. - с.7.

Г.Голвдыев. Кошшгик ёлупда (Макалалар), - Ашгабат: •Туркменистан, 1983, - с.123.

его поэзии, система образов, згудожественные средства, компози -ция, язик, ритмический строй, стихотворные норш и т.п. художественные коапокекш, выявляется подлинное своеобразие поэта и его поэтическое мастерство художественного повествования.

Шесте с высокими адейно-худоаеств8нньш достижениями поэзии литератора отмечаются ¡и некоторые .её недостатки. В итоге, обобщаются научные сопоставления, вывода, определяется идейно-худо-нествоююе значение прекрасной и самобытной поэзии Худайшзарова, его вклад в современную советскую литературу.

Теоретической д гметогодосттчеокой .основной диссертации являются труди классиков иаркигагла-ленкшзгла об историческом л диалектическом подходе к общественна; явлениям, в том числе о литература л искусстве, постановления партии в области литературы к искусства, штарвалн ХШ1 и ХОТ съездов КПСС, XXX Всесоюзной партийной конференции, 1,П,Щ съездов народных депутатов СССР. При разработке вадвшутых в работе вопросов ш опирались на достижения многонациональной советской литературы, а такие общетеоретические работы по проблемам литературоведения и по отдельным вопросам фиюлогии,

ценность ^соледования. Исследование и анализ поэтического мастерства Беряшюзара Худайшзарова являются составной' частью изучения ироблачы мастерства в своевременной туркменской советской поэзии. Научные выводы и фактический материал могут бить использована: а) при подготовке обобщающих трудов по современной туркменской литературе, б) при написании монографий по творчеству самого поэта, в) в учебной процессе преподавания туркменской советской литература в средних школах и вузах. Работа мовет служить полезным источником при составлении пособия по поэтике современной туркменской поэзии, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах, г) так как произведения Б.Худайназарова переводились и переводятся на многие язцки, предполагается, что для сохранения стиля поэта, для передачи особенностей его самобытной поэзии в переводах, данное исследование может быть полезно и переводчикам.

Апробация работы. Основное содержание диссертации, ее принципиальные погашения бшш изложены (и одобрены) в докладах*на республиканских научных конференциях молодых филологов в 1936 г.

1987 гг., в статьях, опубликованных в "Известиях АН ТССР": серия общественных наук" и других республиканских органах печати, а также в книга "Берлиназар Худайназароз" (Ашхабад, Нлым,

1988 г.) и др.

Структура исследования: Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Вз введении отмечается необходимость и актуальность научной работы, основательно исследувдеЗ успехи, достигнутые однш из видных представителей современной туркмгкской литературы, народным писателем ТССР Б.Худайназароюым в области поэтического мастерства. Здесь же приводятся биографические сведения о писателе, дан обзор имеющийся научной и критической литературы в пределах заданной теш.

Б.Худайшзаров при многогранности его творчества правде всего - видный представитель современной туркменской поэзии. Хотя он творил и работает в.различных жанрах художественного слова, его основное амплуа - поэзия, а самое болите звание - поэт. Не отрицая Еолшсого значения прозы, драматургии,'создавая в этих жанрах замечательные произведения, писатель остается верным поэтическому жанру. Поэзия была й остается его постоянной спутницей. Потому его достижения в области мастерства в первую очередь следует искать, несомненно,-в поэзии. Эта мысль была высказана наш сразу - при определении цели данной диссертации. В исследовательской части задача определяется как исследование художественного мастерства (поэтики), говорится о благотворности и результативности изучения поэзии Б.Худайназарова кал целостной художественной системы. Определяется практическое значение работы, ивтодологичесюте принципы её'исполнешя,

I глава называется "Цд^йнрг^дюх^ст^еня^д. пояски (1945 -1955 гг.)". В ней рассматривается ранний период литературной ' деятельности писателя, о котором в туркменской литературоведческой науке упоминается весьма.бегло и поверхностно, а также впервые дается обзор десятйов ранних, малоизвестных широкому кругу', читателей и до. сих пор "нетронутых" учеными его. произведений. Внявляются, идейно-тематические .я художественные

- - а -

особенности некоторых из них. Критически рассматривая ранний этап творчества поэта, анализируя его отдельные стихотворения, в ней отмечается значение начального периода в становлении и последующем развитии Б.Худаишзарова как поэта, в совершенствовании его поэтического мастерства. Сопоставляются и анализируются некоторые спорные взгляды и оценки тлевшие место, о начальном этапе творчества поэта, комментируются некоторые ошибочные с кашей точки зрения, высказывания.

Говоря о поэтическом мастерстве Б.Худайназарова не случайно рассматривается ранний период творчества поэта, его первые идейно-худсиествешшо поиски. В.И.Ленин писал; "Самое важное, чтобы подойти... к вопросу с точки зрзния научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть чем данная вещь стала теперь"Л Постановка вопроса о художественном мастерстве требует всестороннего рассмотрения творчества писателя, каждого его произведения, каждой поэтической особенности, как явления целостной системы, состоящей из взаимосвязанных и обуславливающих друг друга компонентов. Чтобы глубже понять художественные особенности сочинений поэта, тенденции развития его поэзии, необходмио понять, когда и как сформировались и созрели у него этические и эстетические позиции, основы, идейные принципы творчества, конкретные художественные наклонности и интересы. Мы упоминали выше, что творчество поэта до сих пор в нашей литературоведческий науке основательно не исследовано, особенно яе остались без внимания вступление на литературное поприще и начало его работы, составляющие период раннего творчества (1945-1955 гг), а в некоторых работах они лишь обозначены, рассматриваются мимоходом, поверхностно, путано, сбивчиво, без логической связи . С дальнейшей работы все эти обстоятельства обязывают нас специально остановится на начальном периоде творчества поэта.

Бердыш зар Худайназаров появился на литературном поприще в середине сороковых годов.'1' До середины пятидесятых годов создал и опубликовал в печати десятки разных по объему художест-

I. Ленин В.И. Полн,собр.соч., т.39. — М.: 1954,-т. 6?.

венных апропзведений: "Еилен гнз",("Знавшая девушка")(1946), "Бейик Октябрь бу гун",("Великий Октябрь сегодня")(1946), "Бязип хенлмиз",("Наш напев"), (1949), "Гарагумлы гелин", ("Каракумская невеста")(1949), "Ики дуийэ", ("Два мира")(1950), "Сибирь гоштулары",("Сибирские стихи")(1954), "Алатау" (1954), "Алтнн атыз", ("Золотая делянка")(1954), "Багермейстер" (1355) п т.п." Эти стихотворения явились первым опытом начинающего поэта, порой они были еще далеки от совершенства. Но они стали для него своеобразной виллой поэтического мшлешш.

Б.Худаиназаров шагнул в пятидесятые годы ¡сак человек поиска, полный творческих сомнений я исканий, идейно-художественными поиска;.;и, что в определенной степени помогло ому создать с самого начала высокие по идейному содержанию, произведения. Он смело подходит к показу не только положительных явлений, но и отрицательных, используя при этом такие действенные средства ¡сак сатира, шор, помогающих разоблачать лентяев, прохвостов ("Сабнр Тач", "Надоба куриц" и т.п.). Бее это еще больше укрепляло веру в его талант. Надеаду на долгую творческую жизнь в будущем молодого поэта создавали и придававшие благородный оттенок стихам такие угадывающиеся за внешней суровостью, рассеянностью мужественного лирического героя качества, как его пламенность, смелостьоперативность, стойкость,. стремление мыслить, любовь к природе. Однако, хотя и были некоторые успехи, но многим стихам удача еще не сопутствовала.

Чувствовалось ограниченность тематики, хотя было очевидно, что она расширяется с каждым годом. Молодой автор во многих случаях ограничивался лишь откликом на то, что его окружало, на те явления и события, которые он наблюдал. В идейном отношении большинство стихов были легковесными, В этот период молодой автор еще не обладая достаточным жизненным опытом, не смог

1. Об этом даются обширигз сведения. См,: Н.Юсупов. Краткий очерк литературной и общественной деятельности Бердыназара Худайназарова. А.Абдыев. Б.Худайгаззров. Библиографический указатель. - Ашхабад: Нлш, 1988 - с. 9.

2, Под стр. перев. названий произведений мой Н.Ю.

сразу осмыслить подлинной сути происходящих жианеннык явлений, имевших место в обществе политических изъянов, порой иногда успехи, достигнутые целил народом, он связывал с именем одного человека - Сталина (стихотворение "Вдохновение черпаю от имени великого вождя"). Присущие до сих пор многим стихам декларативность, многословие, риторика, некоторая сухость изложения, множество повторов, слабость некоторых ри^м, сникало их художественное качество. Тем не менее, эти годи, характеризующиеся своими определенными успехами, некоторыми недостатками, вошли в ранний период творчества Б.Худайназарова как годы поисков.

Глубоко изучавший творчество молодых поэтов и писателей, литературовед А.Михайлов в своей книге "Азбука стиха" пишет: "Внимательный анализ показывает, что самое начало нередко в действительности есть ядро художественного явления. Если искать другое подобие, го оно как фотопленка в проявителе, когда на ней только обозначаются светлые контуры лица или предмета","1" Так и ранние произведения Б.Худайназарова (1945-1Э55) составили основу большого творчества поэта, наметили пунктиром главные идейно-художественные направления. В это десятилетие напряженного труда он, в полном смысле слова, прошел этап подготовки к большой литературе.

Как видим, период становления писателя был непростым, и он вначале протерпил муки слсйшого, начального этапа. Некоторые критики охотно утверждают, что поэт за короткое время... удостоился уважения, почитания своих поклонников, в считанные годы утвердил себя самобытным поэтом. Однако, тщательно изучение раннего отала его творчества показывает, что формирование поэтического дара шло через преодоление многих сложностей, для чего автору потребовалось более десяти лет.

Таков должен быть, на наш взглад, подход к раннему твор-. честву Б.Худайназарова, к периоду его вступления в литературу. В этом случае полностью отпадают не совсем соответствующие закономерностям истории литературы высказываемые о поэте кичливые мысли - "истинные поэты похожи на живой цветок. Они раскрываются, достигнув поры зрелости. Ьердыназар - из таких поэтов ...," - и остается только одно - правда. Перед нами -

I. Ал.Михайлов. Азбука стиха,/-М.:"Молодая гвалдия", 1982. - С.Ш7.

~ прошедший вначале присущий каздому начинающему автору интересный и сложный процесс, воодушевленный успехами, извлекший уроки из неудач, обретший здоровое мировоззрение и накопивший определенный литературный опит, находившийся в неустанных поисках, и теперь помышляющий о. больших размерах молодой поэт.

П глава - "Дотирование цельней конпепдии личности д дате-тического идеала". В называющейся так второй главе идот речь о втором этато творческой эволюция поэта (1955-1965 гг.).

Изучавший эволюцию, периодизаций творчества А.С.Пушкина литераторовед С.А.Фокичев пишет: "Для периодизации творчества писателя должны быть использованы какие-либо внешние, яркие признаки, наглядно свидетельствующие об изменении эстетического отношения художника к действительности".!

Исходя из этого принципа, маяно увпдеть что с середины 50-х годов в поэзии Б.Худайлззарова, именно в осмыслении приципов эстетического отношения к действительности начинается наделенный новыми признаками иной этап, который продолжается приблизительного до середины шестидесятых годов.

М.Ф.Гетманец пишет: "Исследовательская мысль все чаще обращается к изучению концепции личности... особенно плодотворным представляется её художественное изобраяениа в творчестве видающихся мастеров слова, гак 1-сак оно позволяет не только гдубоко осмыслить идейно-эстетические 'позиции писателя, ко и попять его художественный мир особенности творческого метода и стиля." 2

В этой главе исследуется рождение нового эстетического отношения к действительности в поэзии худсиника, формирование кош,опции личности в его творчества. С этой идейно-эстетической точки зрения рассматриваются созданные в атот период поэмы и' стихотворения. Несмотря на то, что первый сборник стихов поэта "Адам хакындз айдш" ("Песня о человека")(Ашгабат, Туркмен дов-лет нешир, 1964), издан именно в эти годы, появление рада известных поэм на различные тема - "Гызгын сэхра"("Горячая степь"), "¿¡л лирикасы"("Путевая лирика"^ 'Туссин"("Россия"),

1. С.А.адичев. Поэзия Пушкина, творческая эволюция.- "Паука", 1986, - С.14.

2 Гетманец М.Ф. А.С.Макаренко и советская литература 20-30-х годов (роль писателя в утверждении социалистической личности): Длес.; докт.филоя.шук - Харьков: 1979.- С.З.

"Лшлык бнзин билевдир" ("Молодость с нашУУ'Доврун депесивдзки адам" ("Человек на вершине времени")говэрит о том, что этот период вошел в его творчество как время поем. Таковым его моано назвать не только сообразуясь с внешними особенностями (формалышьа, зканровдаи), ко щюкде всего особенностями внутренними, то есть закономерней появлением более развитых, углубленных идейно-художественных черт.

Преобразовательный процесс в творчестве позта начался с создания известной погаш Тнэгш сэхра" ("Горячая степь"). В этом произведении, воспринятом литературной критикой того времени как литературное событие, поднято много вакных нрав- -ственных, политических вопросов в связи с проблемой строительства Каракумского канала, В поемо концепция личности в основном осмысливается через образы таких героев как Зина, Вели, Иван Васильевич, Байгельды, Чемен, Главная героиня произведения Зина, приехавшая в Каракумы прокладывать канал по кидсомоль-ской путевке. Тяжело переносит она климатические условия Каракумов, трудна работа, ею юная Зина, исполненная воодушев-' ления и страсти, преодолевает трудности. Ведь у нео есть прекрасная цель, которая помогает ей победить все невзгоды, трудности. Это отчетливо проявляется в её словах:

Если интерес народа провше всего,

Уехать нельзя, неоправдан это доверие,

Если с лвдыли-народон не бьётся вровень сердце,

Пусть остановит оно биение, зачем оно" нужно?"'"

(Подстр, пер, мой-Н.Ю.)

По мере развития сшета, герошш. еще более определяется, образ становится богаче, Читая произведе1ше, мы видиы, что сознание Зшш поднимается до заботы не только о своем народе, • но обо всем мире, обо всех трудящихся.

Она говорила:- "Знаменитый Суэцкий канал,

Все в шштн моей, как сегодня,

Пока от страшим бомб творится разрушение,

Не маке;.; сидеть, безразлично взирая".''' __(Подстр.пер.ыой-Н.Ю.)

I Б.Худайназаров. "Гизгин сэхра" (Поэма, 1 кДтап).-Ашгабат: Wl, 1957. - С.23.

- 13 -

Каждый из героев произведения, борющийся за великую цель, не одинок. Поддерживая друг друга и дополняя, они как бы помогаю автору всесторонне расширять концепцию личности. В результате расширения, углубления, словом, нового художественного освоения понятий "общество" и "человек", начинает формироваться зрелый эстетический идеал, и на основе его-концепция высокой личности: "смысл яизни в том, чтобы свой труд, свои способности посвятить Родине, народу, связать с интересам! всего человечества'.',Поэмы "Сенин яшлыгын болупды" ('Была твоя молодость''^ "Ёл лирикам"("Путевая лирика"^ "Руссия",( "Россия"), "Яшлык бизин билендир" {Молодость с нами"), "Чагалар ойундэки ойланма" ('Размышления в детском саду"), "Доврун депесиндэки адам" ('Человек на вершине времени"), десятки удачных лирических стихов еще более углубляют проблему, социально значимого героя, совершенствуют эстетический идеал поэта. Произведения, во-первых, своеобразно развивали идеи построения, страны, превращения её в цветущий сад ("Ербент", Туркменское море - Хауз-хан", ."Молодость с нами"\ во-вторых, усиливали идей её защиты наметившиеся еще в ранних стиках:

Ай, дело этих вещей полезно, Сканещь прийди, вода придет. Самая основная вещь на земле Мир да будет.2 ■

(Подстр. пер.мой - Н.Ю.) Будь зорким-, будь строгим, умным будь,современник, Сегодня самый ответственный - ты.3

В итоге идея "борьбы за простроение" неразрывно смыкается воедино с идеей "борьбы за сохранение".

В поэме "Человек на вершине времени", эта проблема широко освещена в связи с местом, ролью, обязанностями человека в адерный век. Если мы еще раз пронаблюдаем героя в его отношениях к дружбе, природе, родине, войне и миру, то увидал, что

1 Б.Худзйлазаров. Гызгнн сэхра (Горячая степь), (Поэмы,2-китап). Ашгабат: ТДН, 1958. - С.48.

2 БДудайназаров, Дурмуи сени соййзрин. (Люблю тебя, жизнь) гош-гулар ве поэмалар. -Адгабат:Туршешгсган, 1966. - С.54.

3 Б.Худайназаров. Адам хакында айдым (песня о человеке).Гошгу-лар. -Ашгабат: ^ркмевдовлет нешир, 1964, - С.8.

теперь это более развитый, интеллектульный герой. Он способен осмыслить многие явления, происходите в мире, проникнуть в суть всякого явления, он поистине"герои на вершине эпохи".

Враги бывают разные на свете, . Как войны - тоже разные на свете. И к нам дришо великое прозренье, Что длится необычное сраденье, Не просто схватки за клочок земли.*

(Пер. В,Савельева)

Как видно, он ненавидит войну не только за то, что она отняла отца или брата, или разрушила города и села, он смотрит в суть дела: понимает её как врага свободы, независимости, словом, тех прекрасных идей, которые веками выдвигало человечество. Значит, когда проблема раскрывается так широко, так глубоко, тогда теряютоя границы фронта. Восточные Каракумы, веранда дома кумлинца - кителя песков - символические её адреса. Действительно, война встает опасность» всвду и против кавдого человека. В итоге выдвигается идея борьбы против общего врага - войны, не разрозненными силами в том или ином месте, а повсюду в мире, объединившись. В произведении действует новый герой, осознающий эту новую действительность, свою мисси в новом времени, свою великую обязанность.

Такова концепция высокой личности, воплощенная поэтом в образе растущего и, наконец, "взошедшего на верлину времени" героя,

В статье о поэте Б.Дкутдиев пишет: "Нет предела совершенству но есть начало. Если поэт начинает познаваться по слову, по голосу, значит, он протянул руку совершенству"^(Подстр.пер. мой - Н.Ю.). В этих произведениях, созданных ярким талантом,, неистощимым усердием, заложена основа концепции совершенной личности в творчестве поэта, начинают проявляться его, возросшие эстетические идеалы. Если вести речь о языке,художественных приемах произведений, мсокио без сомнения утверждать, что

1 Б.Худайназаров. Материнское молоко. Стихи и позш.-М.: Совет» скии писатель, 1984. - С.89.

2 Б.Дутдиев. Эне суйдн орта гойлавда. (Кох'да в центре внимания материнское молоко). Совет эдебияты.-1973, ]» 10. С.87-9?.

- 15 -

поэт и здесь поднялся на новую высоту. В итоге за эти годы он пополнил содержание своего "нежелания быть привычным" ранних лет и сумел протянуть руку к высоте по названию зрелость.

Ш глава. "Своеобразие лирического героя поэта"

В главе на основе образа лирического героя дается анализ произведений,, созданных поэтом в семидесятые годы. По уровни мастерства они рассматриваются как продукт самого зрелого периода, выявляется их значение в идейно-художественной позиции поэта, в совершенствовании его концепции личности, в еще ее широком и полном проявлении эстетических идеалов автора, их обогащении.

Период со второй половины шестидесятых годов до середины восьмидесятых (1965-1985 гг.) был в творчестве БЛуда йвэ за ро-ва, в основном, периодом создания малых поэтических форм. В эти годы поэт предложил вниманию читателей сотни стихов, ставших в полном смысле слова гордостью нашей литературы по их идейному содержании, самобытности характера лирического героя, по образности повествования.

Эти произведения свидетельствуют о дальнейшем развитии эстетических взглядов и концепции личности в творчестве Б.Худайназарова, Широко и глубоко проработанная проблема человека обогатила идеалы поэта многими новыми цепными качествами. Мастер слова в полном смысле слова поднялся на высоту совершенства, не только \о точки зрения идейного содержания произведений, но.и по самобытному изложении действительности.

Лирические произведения поэта требуют основательного и широкого рассмотрения, так как целостность эстетического идеала , концепции личности образуются в совокупности анализа всех стихов, а полное выражение эстетического идеала очевидно в единое системе художественных образов, созданных всем творчеством писателя.

"Лирический образ, вбирая в себя характерные стороны идейного содержания лирических произведений, и сам имеет самобытный характер. Подобное проявление своеобразие в лирическом образе- от творческой самобытности поэта, его мировоззрения, М1фоощущешт, способности эстетико-эмоционалыюго воспитания мира, воодешевлешш ¡и. Поэтому, когда речь заходит о творчес-

ких особенностях какого-либо поэта, тогда прежде всего необходимо рассмотреть образ лирического героя, вбирающий в себя особенности идейного содержания, тематики поэзии автора".^

В произведениях сборника "Буйсанчлы баш" ("Гордая голова") (Ашгабат, Туркменистан, 1975) - первой книги нового этапа его творчества, в основном, идет речь о человеке, смысле жизни, нравственности, Родине, любви, труде, войне, искусстве... Да, эти теш и прежде разрабатывались поэтом, но при знакомстве с произведениями становится очевидно, что они разработаны качественно по - новому - более широко и углубленно. Помещешюе в самом начале книги четверостишие,являясь как бы эпиграфом ко всему сборнику, указывает на идейпо-проблематические направления собранных в.нем произведений, основные особенности характера лирического героя:

В голове у нас - мира дело, Давайте не избалуем себя и свой ум. Краеугольная камень человечности -Совесть да не покинут нас.2

(Подстр. пер. мой - Н.Ю.)

В стихотворениях "Буйсанчлы баш'Ч" Гордая голова" )"БУ пешгеш Сердец гысгача омри"("Эта короткая подаренная жизнь"), "Ватан хакда'Ч"О родине"), "Нахал отурдын'Ч "Посадите саженец'), "Овут" ("Наставление"), "Сенкн орнун" СТвое место"), "Хувди билен ант"("Колыбельная и клятва"), 'Туйы уссалары'-'("Колодезные мастеря"), "Гарагума чакылык" ("Приглашение в'Каракумы"), "Перзент погмасы" ("Детская поэма") - встает во весь рост лирический герой - чистый и умный, справедливый, боевитый, много и глубоко размышляющий о человеческой кизни и высокой нравственности, пользе и вреде, пустыне... Его главная мечта . - быть Гордым человеком! Строка из стихотворения "Весеннее размышление" раскрывает жизненный кодекс этого лирического героя:

1 Б.Худайназаров. Буйсанчлы баш (Гордая голова). Гошгулар. -•Ашгабат: Туркменистан, 1973. - С.З.

2 Б.Худайназаров. там же.

- 17 -

... Прекрасно в мир прийти весною, чтобы летом, Набраться я тепла, и сил земных сполна. А осенью другим раздать свои богатства -Тогда сама зима нисколько не'страшна.*

(Пер. В.Савельева) Кавдый последующий стих или поэма в том или ином виде развивает идеи этого кодекса - добра, щедрость, борьба и труд ради торжества справедливости. И человеческая ценность любого, кто бы он ни был, - житель пустыни, горожанин, мастер, земледелец, подросток, посаженный на кош войной... измеряется степенью соответствия тому главному кодексу, вкладом, вносимы.! в жизнь. Эта главная линия, сильный дух гуманности объединяют все темы сбррника, превращают его в цельное произведение о гордом человеке, создают цельность характера лирического героя.

Произведения из сборника "Бне.суйди" ("Материнское молоко") (Ашгабат, Туркменистан,1978) отличаются все большим тематическим своеобразием, характеризуются более заметным пристрастием поэта к определенным тематическим.направлениям. Хотя, здесь, з основном, продолжаются ранее начатые темы, среди них можно ввделить тему нравственности, а также, в связи с разрабатываемой проблемой природы, пустыни-размышления о родных местах -Ербенте. Стихотворения этой килти: 'Туванчлы гошгы" ("Радостные стихи"), "Парх" ("Разница"), "Мензил" ("Переход"), "Эркек адам" ("Мужчина"), "Борч" ("Долг"), "Гадыр хакында" ("Об уваже нии"), "Олулер ве дирилер"' ("Живые и мертвые"), "Достумын архлвивдеи алйан сетирлер" ("Строки :!з архива друга"), "Хэсиет-нама" ("Характеристика"), Лирическая поэма "Омрун дорт пурсаты" ("Четыре момента кизни"). выражают глубокие размышления о. человеческой жизни,, определяют основные нравственные качества, определяющие ее смысл. При этом весьма широко разрабатываются нравственные проблемы.

И с материнским молоком заОтН Впитал тогда я лично, а не кто-то. Познав досугов цену и работы, С людьми сроднился - и народ сбрел.^

(Пер. Вл.Савельева)

I. Б.Худайназаров^Т^ркменский ковер.Стихи.■-М,:"Художественная

- 18 -

И сыну сам втолковываю строго: Красивого на свете, в'общем, много. Но честной быть должна твоя дорога Я жил - и я восход в душе обрел! 3

(Пер. Вл.Савельева)

Постепенно образ лирического героя обогащается новыми человеческими качествами. Подчеркивается, что высокая человечность - самый великий чин, самое большое достоинство. Поэма "Четыре момента жизни", достойна внимания как пример того, . как в поэзии Ь.Худайназарова разрабатывается проблема жизни, ее смысла. В произведении идеал прекрасной жизни проявляется в картинах природы, вернее, в символических образах времен года. В стихотворении "Адам Захар болуп инйэр жахана" ("Человек в облике весны рождается на свет...") из сборника "Гордая голова" размышления о жизни человека он мастерски раскрывает

0 помощью обдуманно отобранных, и искусстно примененных художественных приемов. Произведения достойно считаться одними из самых удачных среда лирических поэм современной туркменской поэзии, в которых разрабатывается проблема "человек и нравственность".

Второе идейно-тематическое направление в сборнике - Каракумы, родное село ЕрОеит и кумли - ¡кители песков:

Л счастлив,

Что родился здесь когда-то, Что родшюй мне - эти вот края. В них исцеленье от любых недугов, й сила с них »я, И жизнь моя.1

(Пер, Пл.Савельева)

Пронизаны такими ыышшли к чувствами десятки стихов "Ербентде язылай гошгн" ("и .Чрбенто наиисашшо стихи"), "Дог-дук деизм" ("Родная сторона"), "Гочулен юрт" ("Пересоленная страна"), "Чомурли мейдандакы одам" ("Человек в степи, пророс-, шей чоыучом"), "Чарю сынчшшгь!" ("Паб.чвдателык>сть скотовода"),

Б.Худапназаров. Туркменский ковер. - 0.14(3. 3 Б.ХудаИнахаров. Туркменский ковер. - 0.147.

1 Б.Худашюзиров. Турюлетяли гавер« - 0.130,

"Кервен ёллары" ("Караванныо тропы"), "Дуе сагян гелнин хинлен-меси" ("Напев молодой женщины, доящей верблвда"), "Гулер йузун берекетлн сачагын" ("Приветливое, твое лицо обильна твоя скатерть-сачак"), "Гызыл-такырдакы той" ("Свадьба на Киызл-такыре"), рассказывают о туркменской степи, красоте жизни кумлинцев, которую дано чувствовать не каждому поэту, о новых и новых страницах жизненной дороги писателя. Как и всегда, разработка теми большой и малой родины сопряаена с идеями любви и чувством долга, что'еще более подшп.иет идейно-художественное, воспитательное значение ого произведений. Следует отмет'гаь, что в сборштке "Материнское молоко" эстетический идеал поэта проявляется не только в радостном наслаждении красотой, но и в усилении аспекта разоблачения негативных явлений жизни и защита красоты. Из произведений, созданных в связи с дурными явлениями и обстоятельствами периода застоя можно в качестве примера указать такие стихи как "Змзикли йигит" ("Парень с соской"), "Шар тара" ("Черный-пречерный"), "Горнуш" ("Вид"), "Биз .бирек-биреге..." ("Мы так связаны друг с другом"). В целом, каждое произведение с точки зрения идейно-художественной, в той или иной степени обогатило поэзию Б.Худайназарова. Еще более возросли ее цроблзмность, образность, философский характер, общественно значимость гуманистический дух.

В сборниках "Сахават" ("Щедрость"),(Ашгабат, Туркменистан, 1980), "Мертебе" ("Достоинство")(Ашгабат,Туркменистан, 1985) в основном преобладают размышления автора о человеке, жизни, Родине, нравственности, любви. Новые произведения, во-первых, обогатили художественную биографию лирического героя новыми сведениями, мыслями и чувствами - соответственно новому периоду, новым обстоятельствам. Читая десятки стихов - "Эне гошгусы" ("Материнские стихи"), "Озумиз хакда" ("О нас самих"), "Яшлык хумары" ("Юношеский хмель"), "Кэмиллик" ("Зрелость"), мы имеем возможность в деталях исследовать жизненный путь поэта от дс ства до периода "седых волос", наблюдать, когда и как в его облике появились те или иные черты, качества.

Во-вторых, эти произведения отличаются тем, что в них углубилась идейная проблематика, окрепла целостность характера

лирического героя, получили развитие такие его качества, как чувство справедливости, боевитость. Вот некоторые примеры:

Мы подлеца порою В ослепенье

Возносим выше честного стократ, Спохватимся ... а подлеца-то Разоблаченья потом не страшат. Впусти вора в дом - не удивляйтесь Тому, что обворован будет дом. Поверили лжецу - не удивляйтесь, Что в сплетнях вы погрязнете потом.*

(Пер. Вл.Савельева)

Таким цредстает лирический герой, смело вникающий в саше важные вопросы эпохи, мужественно и стойко борющийся в годы застоя, защищая интересы трудового народа, общества.

К числу смело и своевременно откликающихся на важные проблемы эпохи произведений можно отнести такие как "XX асыр. Сегсенишси йыллар" ("XX век. Восьмидесятые годы"), "Умумы-адамзат меселеси" ("Общечеловеческий вопрос"), "Пагтачы билен гошгучы" ("Хлопкороб и стихотворец"), "Адам, сенин акылына" ("Человек, я поражен.умом.твоим"), лирическую поэму "Мегаш ойум" ("Мой дом"). Эти произведения, пронизанные народностью, философским осмыслением жизни явились в ряду самых лучших произведений в творчестве Б.Худайшзарова.

Третьим характерным признаком послодних сборников поэта является дальнейший интерес, (который был отмечен и в прежних произведениях поэта, к динамике отношений между поколениями (отцы - дети, старшие - младшие братья). Следует при этом отметить, что он достаточно развилгя, конкретизировался, что привело к появлению худешк.твошюй биографии поколений, их целостного образа. Концепция личности стала переходить в концепцию поколений. Личные проблемы все больше стали накрепко увязываться о общечеловеческими вопросами общественного духа "Озумиз хакда" ("О самих себя"), "Ден-душларын адывдан"

I Б.Худайпазаров. Туркменский говвр. - С.¡¿16

("От имени ровесников"), "Яш кичилере" ("Молодым"), "Кэмиллшс" ("Зрелость"), "Магтнмгулинын монологи" ("Монолог Махтумкулн"),■ "Цзина гарашагып дуйгулары" ("Что чувствуешь, оглянувшись"), "Могши ойум" ("Мой дом") и-т.п.). Произведения стали совершенны по форме, языку, образности.

Обобщая, могло сказать, что произведения Б.Худанназарова, созданные после семидесятых годов, выделяются как самые зрелые произведения современной туркменской поэзии по-целом ряду моментов: с точки зрения- идейно-тематической, по проблемности, гражданскому духу и общественному содержанию, национальному колориту, и по силе общечеловеческих мотивов, использованию худонественшн средств. Поэт добился неповторимого своеобразия гуманного лирического героя, преаде всего размышляющего о человеческой жизни, нравственности, туркменской степи, Каракумах, куылицах, во всем исходящего из общественных, общеловеческих интересах, непохожего ни па одного героя какого-либо другого поэта по мировоззрению, восприятию мира, по художественному самобытному повествованию БДудайназаров своим самобытным талантом, неиссякаемым усердием и художественным мастерством обогатил туркменскую советскую по&зиэ еще одним чудесным поэтическим миром.

ГУ Глава "Мастерство порта 2 Употреблении художественно-выразительных средств.

В этой главе анализируется художественность, особенности соответствия формы и содержания в поэзии БДудайназарова, рассматривается мастерство поэта в использовании различных худо-явственных средств: композиции, языка, особенностей стихотворной речи необходимых для художественного выражения поэтического содержания.

Язык позта очень богат. Это богатство лреждо всего достигается за счет умелого использования лексических средств литературного языка. Например, поэт вводит в действие сотни слов, являющихся чормой литературного языка, но весьма пассивно или вовсе неупотребляемых многими другими иисателягли, заставляют их выполнить ту или иную художественную роль: себит, реже, гов, аран, ганалга, сагри, паяв, дегре, тит, мычмак, зулмат, депел, хада, уме, гузай, адцр, депиз, хырааыак, гевде... Обильный

урожаи дает мастерское пользование еще одним источником языкового богатства: народным говором, некоторыми местными'говорами, профессионализмами, он успешно использует также архаизмы, неологизмы, многозначных слов...Все это приближает зачастую язык поэзии Худаиназарова к народному. В произведениях особую художественно-смысловую нагрузку несут такие слова как "жам папак", "минзини", "лишим", " бажак", "дуз", " мейдан", "ала", "адыр", "такыр", "супра", "кедам", "эндеще", "кулли", Весша широк диапазон синонимии в языке поэта. Мы исследовали 100 слов. Выявили, что 15 из них млеют до 20 вариантов, 60 слов - от 5 до 10, а 20-25 слов - от 2 до 4 вариантов. Вот некоторые примеры :

I, Кешп - мениз, йуз, кат, сына, лет, дидар, сыпат, мысала, дурк, рой, немал, хусн, гара (гаранн горкез), шекил, сырат.'туйс, горк и т.п.

Z. Алада - гайгы, хосса, азар, меламат, йук, горги, хесер, хесрет, дерт, апат, хыллала, хупбаг, гам, дердесер, унжи, гусса, и т.п.

Такая работа со словаки делает язык произведений богатым и многоцветным. Очевидно, что отдельные слова из лексического состава поэт использует очень активно. Это: а) Слова, связанные с обозначением человека, человеческой жизни, нравственных категорий: калп, ожак, йурек, адам, омур, а та-баба, халал, лебиз, буйсапч, чин, сахават, ьшеан, керашт, намыс, эне суйди, ягшы-лык т.д.; б) Связанные с туршенской степью, Каракумами: губа, чеге, гуы, депе, мейдан, о:ait, сэхер, бахлр, маиса, чомуч,' Ербент, и т.п. (в работо дастся таблица, показывающая активность употребления слов). Это закономерное явление. Оно обуславливается особенностями идейного соде^даига произведений, отличающихся глубиной и многомерностью дохмялсит*' ноогя о человеке, смысле человеческой лизни, о родиих.лостах, Каракумах, необходимостью реального их изложения.

Еще одно качество, которое необходимо выделить, - образность, эыоциалыюсть язнка иоита. Писатель добивается этого благодаря умелому использованию различных художественных средств: тропов, ошггаксичошсс чнгур, ¡[опстиуосклх явлошш, Встретил молоком окронлокнке рассветы ... ,

- 23 -

Легкомысленными девушсаш целованной щоко Холодной осени белый иней..,

Утром, когда усердно запоют птицы,

Если никто не слушает, говорят плачут они...

Шодстр. пер.мой - Н.Ю.)

Из приведенных стихов видно, как реально, образно, эмоционально выражают поэтическое содержание употребленные эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы. Без умелого использования этих средств, которые позволяют довести картины действительности до степени оригинальности, невозможно изложить поэтическое содержание столь художественно, образно. Подобное мастерство можно наблюдать па примере употребления поэтом каждого из художественных средств. 13 итоге образность, оригинальность поэтического становятся характерными особенностями произведений Б.Худай-назарова.

Поэт уделяет много внимания определенными словами, образцам особенно юл чтимым, что помогает раскрыть различные, норой очень глубокие, оттенки слов, которые обогащают поэзию автора системой! прекрасных образов. Бот некоторые из них:

"Душа, широка, открытое лицо - умница восна",

"Л тебя ровную к буИпоИ веенэ",

"Как малое дитя весела моя весна",

"Б твоем весеннем сердце"..,

"Как весна весела, подобно весне била ясна"..,

"Весны свежесть сохранить старайтесь"..,

"л твое дитя, красивая весна"..,

"Паши сердца как весна свободны"..,

"Человек в облике весны рождается па свет" и т.н.

Шодстр.пер.мой. Н.Ю.)

То лее самое можно проследить и на примере десятков других слов, ставших ключевыми в поэзии мастера: - "совесть", "материнское молоко ', "луч", "мир", Будучи "просто словами", они всякий" раз пороздают новые л новые образы, еттелки, картины жизни. Это обеспечивает неповторимую красоту поэзии Б.Худайназарова.

Одна из важна, сложных частей поэтики - на строение стихо-отворения или, говоря обычном термином, композиция.

В произведениях поэта очень трудно встретить случайный звук или слог, случайное отдельное слово или словосочетание, строку или строй', линь роди внешней красоты употреблены.

Все они, начиная от малой частицы, до самых больших компонентов, служат совершенному изложению содержания.

Поэзия Б.Худайназарова по композиции отличается не только стройностью, монолитностью, по и некоторыми частными особенностями. Одна из этих частностей представляется нами как "прием объяснения - осмысления - события" в композиционном -строении произведениях. Содержание и сюжет стихов - это, в основном, сегодняшние события, пропсисдствия, собственные переживания автора или лирического героя, кем-то услышанный разговор, наставление и т.п. Событие пересказывает сам лирический герой или они передаются прямо устами других героев. Как бы ни пересказывалось событие, как бы оно не описывалось, повествованию характерны прежде всего передача содержания через противоречивые чувства, конкретные картина, а также путем всесторонне о по возможности освещения предмета, происшодствия.

Светло-золотистый твой лоб, Черные твои глаза, Белая пеленка,

Б белом халате твоя.нянька...

(Подстр.пер.мои.-Ы.Ю.)

Предметы, события изображаются очень широко, порой в 7-8 аспектах, образ получается многосторонним, полным. Размер стиха поэта в основном ¿.П-сложный. Ритм образуется в виде 4+4,6+5. Большинство стихов выдержано в одной из этих ритмических форм, но часто встречается употребление в стихе и смешения различных ритмических сорл. Ото не исключение из правила. Этс характерная для туркменской поэзии всего последнего периода -вещь, ставшая приемом передачи сложных жизненных обстоятельств в их "природном виде", естественности.

Поэзия исследуемого автора очень богата и стихотворными фор,ими. В ней есть двустишия, четверостишия, пяти-,шести-, семистишия и даже девятисгишия. Характерно и употребление смешения различных форм в стихе.

Самая активная форма в поэзии Б.Худайназарова - четворостишо, затем - шестистишие и пятистишие.

1'ифли у поэта служат прежде всего для полной и верной передачи идеи и содержашш произведения, а когда обеспечено это основное условия, - и для образования молодики. Поэт умеет сочетать обе эти необходимости в совокупности. Ощущается дух новизны в таких рг.флах, как онекэп - тенскар, зшдепии - хешдегин, ыхласым - кыхласш, гыркшшк - иркилип, башсерче - теп-терже, чсе дол-фоодал,.. Активное и. угдсдоо употребление таких художост-вешшх срсдств как редиф, рефрен, аллитерация, ассонанс, доводит музыкальность, напевность поэзии Б.Худашшзирова до сапой совершенной степени.

Итак, вникнув в очень большой вопрос, касавдиДои коипозн-ции стихов поста, коротко рассмотрели, кик гзрлонизируют, начиная от звуков и слогов, слова, стопы, строки, метрики, строфы в качестве состоит частей одной*систши, единого организма, как выполняют иделно-художоствониуи роль, какие присущие самому поэту особенности проявляются в этом процессе: увидели его возможности, личную самобытность и проистекающий из нее самобытный эстетический идеал. Удивляться нечему. Все закономерно: " изнь никогда не переходит в лирическое произведение в неживом виде. В лирическом произведении она снова ожидает. А дух ее - понятие поэта о красоте. Вот с точки зрения этого понятия она украшается, становится изящное или пристойной, обретает дурные форды. В ином случае образа не получается, а там, где нет образа, не может быть и лирики. Гипербола или литота... система всех ме-тшьор (в общем "жизнь" каждого компонента в произведении Н.Ю.)-

Форш проявления соответствия поэта идеалу".-1' (Подстр.пер.мой-

— Н.Ю.)

В работе отмечаются и ряд недостатков в творчестве поэта.

ЗАКЛЮЧЕНИИ

сделали попытки последовать поэтический мир Бердшшзара Худойназароп;., рассмотрели некоторые вопросы его художественного мастерства. Проведешше исследования его поэзии позволили

пт-.инги к таким выводам:

I РЛ'ежопов. Лирики мазмун ве шнгьго сунгаты. (Лирическое содержание и стихотворное искусство).-Ашгабат¡Туркменистан,1966-0.197.

; -.26- -

Бердыназар Худайназаров начинает творческую деятельность в середине сороковых годов. Л ранний период творчества - со второй половины сороковых до середины пятидесятых годов, время идейно-художественных исканий, - он заявил о себе как о талантливом молодом поэте.

С середины пятидесятых годов наметился период поворота молодого поэта «"большой литературе". Начался он с создания поэмы "Горячая степь". Затем автор написал рад прекрасных стихов и поэм: "Молодость с нами", "Была твоя молодость", "Путевая лирика" "Человек на вершине времени", которые высоко подняли 'его поэзию с точки зрения идейно-тематической техники литературного произведения, образов.

Стихи и поэмы, созданные в "самый зрелый период" /после 1965 года/, - в полном смысле слова плоды усердия и мастерства стихотворца; но своим идейно-тематическим особенностям, проблематике, пафосу, по образности и ритмическому строю... они приближаются к совершенству. В его поэзии появился великолепный лирический герой, много размышляющий о человеческой красоте, пользе и вреде, туркменской степи, о глобальных вопросах, связанных со всем человечеством. Такие качества, как справедливость, совестливость, чувство собственного достоинства, гордость, верность слову, умение сострадать мудрость, принципиальность, порой достигающая предела суровая требовательность, боевитость, преданность своим родным местам, неуклонное следование принципам интренационализыа, отличают ого лирического героя. В резуль- . тате, эти произведения, являясь самобытник и веским выракением развитого, прекрасного и своеобразного эстетического идеала Р.Худайназарова, обогащают туркменскую советскую поэзию. Словами народного писателя Туркменистана, известного поэта К.Курбан-непесова скажем: "Поэт создал совершенный, просторный, с чистым воздухом, которым сколько ни д лж, еще хочестя дышать, мир, где и забот достаточно, и гром грохочет, и ыолни сверкают, бури поднимаются, но все беды и напасти побеждает жизнь. Поэтому, когда думаешь о поколении, несущем основную ношу пашей поэзии, прежде всего воспоминается Бердыназар Худайназаров. Он достиг известности не количеством своих поэтических книг.., но качеством стихотворных строк, их-весомостью и мощью.., он.бил

и продолжает оставаться образцом для наших поэтов".! (Подстр. пер.мой. -Н.Ю.).

Поэт достиг этой высоты благодаря силе своего таланта и неустанного труда, благодаря усердному творческому усвоению великолепных образцев туркменского народного творчества, классической литературы, работ туркменских советских писателей и поэтов, мастеров слова братских народов, осмыслению опыта творческого развития многих национальных традиций, достижений разных поэтических школ.,

В общем, подводя итоги исследования о поэзии Б.Худайпазаро-ва, его мастерства, можно сказать, что его творчество стало гордостью современной туркменской советской поэзии, оно обогатило и многонациональную' советскую литературу. Великолепные произведения Б.Худайнэзарова с любовью читает народ.

Философская суть его поэзии, гуманистические идеалы служат благородному делу нравственного совершенствования человека, становятся мощным орудием борьбы против косности, застоя, бездуховности общества.

Основные положения диссертации отракены в следующих публикациях:

I. Образ коммуниста в поэзии Бердыназара Худайназарова. В сб.:"Научно-техническиИ прогресс и общество". (Тезисы докладов УШ республиканской научной конференции молодых ученых и специалистов Туркыенисташ, посвященной решениям ХХУЛ съезда КПСС и ХЙ11 съезда КП Туркменистшы).-Ашхабад:11лым,1986- С.'¿44 (на гуркм.яз.),

2. Краткий очерк литературной и общественной деятельности Б.Худайназарова. (В кн.: Бурднназар Худайназаров. Библиографический указатель). - Ашхабад: Ылым, 198Б. - С.9-21 (на турк.яз).

3. Краткий очерк литературной и общественной деятельности Б.Худуйназарова. В кн.: Бердыназар Худайназаров. Библиографический указатель. - Ашхабад: Ылым, - С. 22-Л. (на русск.яз).

4. Не мелочах речь. - Туркменистан коммунисты (Коммунист Туркменистана), 1989, К 12.- С,88-89 (на туркм.яз.),

I К.Гурбаннепесов. Эдеби ыакалалар ве публицистика (Литературные статьи и публицистика). - Ашгабат: Туркменистан. - 1979. - С.65.

-ш -

5. Первые стихи Бердшкпара Худайназарова. В сб.: ""Молодежь и Научно-технический прогресс". Материалы IX республиканской научной конференции шлодих ученых И специалистов посвященной 70-летию ВЛКСЫ - Ашхабад: 1990, - С.121 (на турки.яз.).

6. Лексические особенности поэзии Б.Худайназарова. (Изв. АН ТССГ. Сер.общ.наук, 1990, & 5, С.31-40 (на туркм.яз.).

7. О поэзии Борднназара Худайназарова раннего периода. Совет эдобияты (советская литература), 19ь9, К 5. - С.164-173 (на туркм.яз.).